Ресторан брюсов на воде. «Водный Babylon» закроется. Корабль «Валерий Брюсов» тоже. Семь неравнодушных людей

Знаменитый корабль "Валерий Брюсов", простоявший на Крымской набережной почти четверть века, по решению суда вчера утром уплыл из центра столицы. Навсегда. Причина? У теплохода не было договора водопользования. Так городские власти продолжают очищение берегов Москвы-реки от потенциально опасных судов и дебаркадеров, зачастую просто уродующих всю акваторию.

"Валерий Брюсов" уходит из Москвы-реки, город всерьез взялся за расчистку ее акватории. Фото: Александр Корольков

Убирать суда, плотно облепившие набережные еще в девяностых, столичные власти начали в 2013 году. Вообще-то дебаркадер - это строение на берегу для посадки в судно, например, речной вокзал или пристань, но в столице в них превратили отслужившее свое корабли, пришвартовав их навечно и не всегда там, где это разрешено. Во многих располагались офисы, гостиницы, рестораны. Как пояснили "РГ" в пресс-службе "Организатора перевозок", все они исключены из государственного судового реестра, то есть кораблями больше не являются, а значит, и на воде им делать им нечего.

В общей сложности за три года от своих причалов уплыли 38 домов-кораблей, из них 12 - из самого центра: с Фрунзенской, Краснопресненской, Космодамианской и Бережковской набережных. Большую часть - 28 - хозяева убрали сами, 10 пришлось вывозить городу, теперь их владельцы должны московскому бюджету 80 миллионов рублей за демонтаж, транспортировку и хранение.

"Валерий Брюсов" - корабль-легенда - продержался дольше всех в одном из самых культовых и посещаемых туристами мест Москвы. За четверть века чего здесь только не перебывало! И гостиница, и казино, и развлекательный центр, и, конечно, ресторан. Он не числился дебаркадером, но и к нему возникло много вопросов. "Московская межрегиональная транспортная прокуратура провела проверку законности размещения судна "Валерий Брюсов", пришвартованного на Крымской набережной", - сообщил Игорь Семериков, начальник управления эксплуатации "Организатора перевозок". - Установлено, что теплоход эксплуатируется без договора водопользования, что нарушает ст. 11 Водного кодекса РФ. Суд удовлетворил требования прокуратуры в полном объеме и обязал собственника - ОАО "Московский туристический флот" - освободить набережную".

За три года от столичных причалов уплыли 38 таких же, как "Брюсов", домов-кораблей

За "Брюсовым" скоро наступит очередь "Ласточки-2" на Лужнецкой набережной и "А. Блока" на Краснопресненской. У первого нет договора причаливания, второй вообще пришвартован к набережной, не приспособленной для этого. "На незаконно установленных судах возможно несоблюдение необходимых норм безопасности, - заявил Игорь Семериков. - Нахождение на таких судах опасно как для посетителей, так и для тех людей, которые там работают. Жалуются и жители окрестных домов - и на шум с судов "Ласточка-2" и "А. Блок", и на загрязнение ими акватории". Ведь большинство этих судов все отходы спускают прямо в воду.

В настоящее время на реке в пределах столицы остается еще 29 дебаркадеров, 17 из них - маломерные. Но и им надо готовиться скоро в последний рейс.

«Валерий Брюсов» - трехпалубный пассажирский теплоход с богатым прошлым, уже отслуживший свой срок в качестве плавучего средства. Когда-то он считался одним из самых комфортабельных в России и возил по круизам туристов, в том числе и иностранных. Потом он сделался гостиницей и рестораном, а также первой в мире общественной площадкой для жителей Москвы и гостей города. Но сейчас корабль покинул столицу и будет пришвартован на приколе порта города Кимры. Об истории и прошлом этого круизного судна мы расскажем ниже.

Постройка корабля

«Валерий Брюсов» - теплоход, который создали австрийцы. Его родиной является город Корнойбург, на верфи которого он и увидел свет. Теплоход построили в 1985 году и продали Московскому речному пароходству. Правда, есть некоторые сведения о том, что все эти пять получила как бы «в нагрузку» к другим заказам. Ведь этот проект планировался еще в Советском Союзе, а там были несколько другие экономические расчеты. Изначально корабль предназначался для туристических и круизных целей. Назвали его в честь известного русского поэта Валерия Брюсова. В те годы теплоход был одним из высококлассных и строился на известной австрийской верфи, которая специализировалась на подобных судах.

Проект Q-065: что это?

Так назывался замысел строительства однотипных круизных судов. Их создавали в 1984-1986 годах в Австрии специально для российских пароходств. Всего их было построено пять. Они служили Московскому, Обь-Иртышскому и Ленскому пароходствам. Это «Сергей Есенин», «Александр Блок», «Демьян Бедный», «Михаил Светлов» и теплоход «Валерий Брюсов». Корабли этого проекта являлись собственностью Московского и Ленского туристических флотов. Проект на те времена считался суперсовременным и предназначался для обслуживания так называемого «голубого кольца».

"Валерий Брюсов" во время круизной эксплуатации: описание судна

Этот теплоход, как и все пять его собратьев, может вместить сто восемьдесят человек. Он был предназначен для внутренних речных круизов. На его палубах размещались каюты, рассчитанные на одного, двух и четырех человек. Предусмотрены были также комнаты класса люкс. Во всех каютах были души, туалеты и умывальники, а также радиоточки. В люксах стояли диванчики, а еще холодильники и телевизоры. «Валерий Брюсов» - теплоход, оснащение которого предусматривало также предоставление разных услуг на борту. В распоряжении пассажиров были: гладильная комната, кинотеатр, сауна, танцевальная площадка, бар и ресторан на 80 человек. На теплоходе также находился салон с панорамными окнами.

Корабль был спущен на воду в 1985 году. Его длина - 90 метров, ширина - 15. Он может развивать скорость до 22 км в час, а его водоизмещение равнялось 1342 тонны. Осадка при плавании составляла чуть больше полутора метров.

«Валерий Брюсов» (теплоход): маршрут

На туристических линиях корабль проработал до 1991, а по некоторым данным - до 1992 года. Он совершал прогулки, а также круизы по маршруту Москва - Петербург. На этом теплоходе можно было прогуляться по рекам и озерам европейской части России. Бывал корабль на Волге, Оке, Неве, Каме, на Дону. Ходил по Ладожскому, Онежскому и Белому озерам. Круизные маршруты бывали разными - от 1 (прогулочный) до 22 дней. Программа предусматривала заходы в древние города и культурно-исторические центры России - Плес, Нижний Новгород, Казань, Муром, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Ярославль.

Но судно оказалось экономически невыгодным. Элитный красавец-теплоход «Валерий Брюсов» (фото 1985-1989 годов об этом свидетельствуют) слишком сильно расходовал топливо. Хотя его размеры были небольшими и позволяли совершать путешествие по рекам, от его услуг через несколько лет отказались. К проблемам финансовым прибавились еще и вопросы с ремонтом. В России не хватало запасных частей нужного типа. Австрийские или немецкие были в дефиците, а замену найти не удавалось. В конце концов теплоходы стало проще вывести из работы. Единственным судном такого типа, которое до сих пор используется по прямому назначению в европейской части России, остался «Сергей Есенин».

Теплоход после «выхода на пенсию»

С 1993 года корабль уже не использовался в качестве круизного. Он не поменял владельца, но сделался плавучей гостиницей и рестораном на Москве-реке. Его новым адресом стало место неподалеку от Кремля, вернисажа и Дома художника: 10. Теплоход «Валерий Брюсов» превратился в дебаркадер. Интересно, что для того, чтобы доставить судно в центр Москвы, его специально для этого готовили, а уровень реки опустили так, чтобы корабль смог пройти под мостами. Ради последнего руководству пароходства даже пришлось пойти на должностное преступление. В 1994 году были завершены все необходимые работы по подключению коммуникаций, и на борту открыли гостиницу, ресторан и казино. В это дело было вложено много денег и труда. Но в двухтысячные в столице построили много отелей, запретили игорный бизнес. Гостиница стала убыточной, а стандарты ее комфорта не отвечали современным требованиям. В конце концов ее услугами пользовались только бюджетные туристы и студенты, да и то все реже. Ее закрыли в 2009 году, а ресторан - в 2011-м.

Споры по поводу реконструкции

Когда набережную стали перестраивать, теплоход вызвал многочисленные дискуссии как среди архитекторов, так и у общественности. Поступали предложения вообще убрать его с реки. Но с 2014 года две компании, - «Дримерз Юнайтед» и «Флакон», - решили сделать из него нечто особенное. Эта концепция рассматривала переживший свою туристическую карьеру, но все еще функциональный теплоход «Валерий Брюсов», фотографии с изображением которого иллюстрируют эту статью, как общественное пространство нового образца. Тематически и архитектурно он должен был вписаться в новый стиль центра Москвы, а также сделаться частью близлежащего парка «Музеон». Эта концепция была одобрена городскими властями и воплощена в жизнь.

Общественное пространство

Что до недавнего времени представлял собой теплоход «Валерий Брюсов»? лекторий, место для прогулок, торговый и тренинговый центр? Всего понемножку. Здесь были и творческие студии, и кинозал, а почти каждый день реализовались разные культурные программы. Можно сказать, что это был первый в мире пример использования таким образом судна, которое стоит на приколе. Бутики, парикмахерская и ресторан здоровой еды находились на главной палубе. На шлюпочной - различные бюро, агентства, лектории и центры для тренингов. Выше - мастерские, фастфуд с греческой кухней, а также панорамные площадки, где устраивались культурные и праздничные мероприятия.

Современное состояние

Тем не менее в последнее время оказалось, что власти столицы все же решили отбуксировать корабль от Крымской набережной. Такое решение принял суд, обвиняя владельцев судна в том, что они нарушили Водный кодекс России. Все арендаторы офисов и общественных площадок на корабле, по иску прокуратуры, который был удовлетворен, должны были покинуть его территорию до 27 мая этого года. Ныне судно отдало швартовы с Крымской набережной впервые за много лет. На этот раз, чтобы провести его под мостами столицы, демонтировали рубку. Корабль был выведен в порт города Кимры, где его статус общественного пространства будет восстановлен. Но уже не в Москве. Есть некоторые предположения, что теплоход могут использовать вновь для круизных целей, поставив новые двигатели и произведя ремонт. Ведь так уже случалось с кораблями, становившимися на прикол. Что ж, как говорится, поживем - увидим!

Прогуливаясь по Крымской набережной и парку искусств «Музеон» всегда смотрела на корабль «Валерий Брюсов» и думала, что же придумают, ресторан?отель?или вовсе забросят, ан нет-открыли его и там много-много всего, вход свободный! Когда зашли,сразу что-то напомнило,то ли пространство «Артплей» на Курской,то ли дизайн-завод «Флакон»,оказалось что проект действительно разработан командой завода «Flacon» и творческой мастерской «the Dreamers United». Из того,куда я успела заглянуть, пока дочка бегала по палубе-это мини- театр для детей до 7 лет «Просто шутка»,они зазывают на спектакль каждое воскресенье в 10-30,11-30 и 12-40 «История из ничего»(каюта 202), языковая лаборатория «MyPeople» для любого возраста, Арт-кофейня Mams&Paps с интересным дизайном и напитками для детей и взрослых. А еще там проходят концерты и смотрят кино. Есть магазины дизайнерской одежды,ателье,галерея картин…Пробежались мы по каютам почти галопом,задержались только в детском театре-светлое помещение,ярко-красиво,приветливый персонал,рассказали о спектакле,пригласили. И в греческом кафе «Sito» порадовало настоящим греческим салатом и “пенерли”, или, как мы их можно назвать”лодочками с мясом и сыром”, выпекаются они на наших глазах.! Цены вполне демократичны-кофе,например,100 рублей. В общем,тем,кто любит оливки,масло и греческий соус-можно зайти.Самая верхняя палуба открытая,натянут прозрачный тент,там сцена для различных мероприятий. Дерево и металл-отлично смотрится,виды на Москву-потрясающие!Красиво и функциональное место, где можно приодеться, поесть-попить, посмотреть кино, научиться чему-то и поплясать. И всё это на свежем воздухе и на воде! Половина кают пока,правда, в стадии открытия,но заглянуть стоит.


Корабль «Валерий Брюсов», получивший свое название в честь известного русского поэта – это мультифункциональное пространство, организованное на вместительном трехпалубном теплоходе. Сооруженный в Австрии более тридцати лет назад, он начал эксплуатироваться в Москве лишь с 1993 года – тогда он выполнял роль плавучего ресторана и гостиницы одновременно. А в 2014 году эффектный теплоход превратился в популярное общественное пространство. Здесь есть кинозал, лекторий, коворкинг, магазины, разнообразные творческие студии, уютный семейный ресторанчик, медпункт, бюро путешествий, архитектурное бюро и даже мужской парикмахерский салон! Более того, корабль «Брюсов» неизменно радует своих гостей собственной культурной программой! Нельзя не отметить, что культура очень гармонично сочетается здесь с творчеством и инновационными технологиями!

Для того, чтобы посетить корабль «Брюсов», необходимо добраться до Крымской набережной – он стоит на Москве-реке неподалеку от Кремля. В настоящий момент активно рассматриваются и другие площадки для возможного перебазирования этого уникального проекта, так что всем желающим посетить необычный теплоход не помешает периодически следить за его дислокацией.