Мост в праге название. Сколько в Праге мостов? Загадывание желаний возле святого Яна Непомуцкого

Ежедневно по Карлову мосту (Karlův most) в Праге проходят тысячи человек. Причина популярности проста: эта средневековая переправа сегодня соединяет два важнейших для туристов района города - Старый Город и Пражский Град.

Карлов мост - история

Еще в 1172 году на месте Карлова моста выстроили переправу через реку Влтаву, Юдитин мост. Разрушенный наводнением 1342 года, о своем существовании он напоминает лишь Малой мостовой башней, а также несколькими арками, сохранившимися в подвалах домов.

Juditin most чехи решили не восстанавливать. Южнее его развалин был сооружен под руководством известного немецко-чешского архитектора, Петера Парлера, Карлов мост. Новое сооружение сделали более высоким и широким: при длине в 515,8 м ширина новой конструкции увеличилась на три метра, до 9,4 м, достигая в самом просторном участке отметки в 13,4 м.

Точная дата начала строительства известна лишь по легендам, которые гласят, что время для старта первого дня работ выбрали астрологи. Они порекомендовали заложить камень в основание будущего моста 9 июля 1357 в 5:31 утра, что и сделал сам Карл IV.

Карлов Мост - Малостранские мостовые башни
Карлов Мост - Староместская мостовая башня

Карлов мост - архитектура

Образцом для строительства служил, очевидно, Каменный мост в Регенсбурге. Полотно удерживает 16 арок, изготовленных из песчаника. Защищают мост три башни, две из которых расположены на стороне Мала-Страны. При этом Староместская мостовая башня считается одним из красивейших готических сооружений в городе и Европе.

Между 1683 и 1714 годами мост украсили цепью из 30 барочных статуй. Сегодня все они заменены репликами, а в те времена участие в их создании принимали знаменитейшие богемские скульпторы. Все изваяния посвящены почитаемым святым рубежа веков. В 1965 году их с целью сохранения перенесли в Национальный музей.

Карлов Мост - скульптуры
Карлов Мост

Интересно, что среди скульптур Карлова моста (это имя было дано переправе в 1870 году, на волне национального возрождения) нет представителей политиков, ратовавших за создание сильного чешского государства. Так, здесь не найти скульптуры даже Карла IV и Вацлава IV. Увидеть можно лишь распространителей и идеологов католицизма (св. Бернард, св. Иво, Фома Аквинский и т.д.).

Карлов мост (Karlův most), изначально называемый Пражским, неоднократно проходил через испытания природными стихиями и антропогенными происшествиями. В отличие от предшественника, ему удалось выстоять. Так, в 1432 году три опоры были повреждены в результате наводнения, в 1496 году сломалась третья арка, а в 1648 прямо на мосту велись сражения между шведами и чехами в ходе Тридцатилетней войны. Тогда же переправа лишилась большей части своих украшений.

Несмотря на то, что и позже Карлов мост сталкивался с разрушительной силой природы (например, в 1748 году сразу пять опор пострадали от наводнения), свой современный облик переправа получила на рубеже XVII - XVIII веков. Однако испытывать ее судьбу продолжала не только стихия. В конце XIX столетия по мосту пустили линию конки, а позже - трамвай с нижним токосъёмом. К счастью, городские власти вовремя одумались, а с 1974 сделали переправу пешеходной.

Стоит отметить, что Карлов мост, как единственное связующее звено между двумя берегами, сыграл важную роль в истории развития города. Так, когда стало понятно, что его содержание потребует немалых сумм, контроль за уплатой пошлин поручили Мальтийскому ордену и Ордену Крестоносцев Красной Звезды. Получив под контроль, соответственно, восточную и западную части моста, они возвели целые районы: один вокруг Мальтийской и Велкопреворской площадей, а второй около площади Крестоносцев.

Как и сам мост, связанные с ним элементы являются архитектурными памятниками. Заслуживают внимания путешественников неоготическая лестница на остров Кампу (1844 г), все три башни, лестницы.

Карлов Мост - вечером
Карлов Мост - на рассвете

Немаловажную роль этот архитектурный объект сыграл и в истории города. Если верить преданиям, именно отсюда был сброшен в мешке Ян Непомуцкий, почитаемый чешский святой. После казни 27 июня 1621 г лидеров антигабсбургского восстания на Староместской мостовой башне 10 лет висели головы 12 лидеров протестантского движения. С 1438 года по мосту проходил Королевский путь - маршрут, по которому будущие чешские правители ехали на церемонию коронации.

Сегодня Карлов мост - один из самых известных в Европе. Гости Праги верят, что загаданные здесь желания обязательно сбываются. Ну а скептикам, несомненно, доставит удовольствие знакомство с уникальным произведением искусства средневековых архитекторов.

Видео:

Карлов мост - адрес: Karlův most, 110 00 Praha 1

Влтава делит Прагу на две части. Если посмотреть на карту, будет видно, что река проходит как раз посредине чешской столицы. Сейчас через реку переброшено несколько великолепных мостов, украшающих как город, так и саму реку. Любопытен тот факт, что большинство ныне существующих в Праге мостов были построены буквально за последние 150 лет. До этого же город обходился лишь одним, самым древним — .


Великолепные мосты Праги

Первый мост, построенный в этом городе, располагался как раз там, где сейчас находится Карлов мост. Его соорудили еще в первой половине X столетия, из дерева. Тело покойного Вацлава из Стара Болеславы провозили в Град именно по этому мосту. Несколько десятков лет мост верно служил городу, однако, наводнение 1157 года разрушило его до основания, и Владислав II, правивший в те времена, был вынужден возвести новый мост. Таким образом, вскоре Влтаву перешагнул Юдитин мост, который располагался немного севернее. Сооружение получило такое название в честь королевы Юдиты, наблюдавшей за процессом постройки. В те годы этот мост считался единственным в Европе техническим сооружением столь значительных масштабов.

Просуществовал Юдитин мост почти 200 лет, пока еще одно наводнение не обрушилось на Прагу. После потопа 1342 года мост был почти полностью уничтожен. Остатки опор этого романского сооружения — единственное, что напоминало о некогда мощном строении.

Спустя несколько лет, в 1357 году, началось строительство моста, который стоит и поныне — . Полукилометровое сооружение стоит на шестнадцати пилонах, соединенных арочными сводами, тогда как Юдитин мост подпирало аж 24 опоры. По всей видимости, потому он и пострадал, что чересчур препятствовал течению реки.


Карлов мост

Мост, возведенный по указу Карла IV привлекал к себе внимание инженеров и архитекторов всей Европы с момента постройки. Самый длинный мост в Европе — дрезденский — издавна считали наиболее эффектным. Пражский же всегда слыл самым прочным. Впечатляющая (на то время) ширина моста, составлявшая почти 10 метров, позволяла проводить на нем турниры, чем активно пользовались организаторы подобных мероприятий. В качестве примера можно упомянуть турнир 1436 года, состоявшийся здесь в честь короля Зигмунда.

Непосредственным создателем сего сооружения был Петр Парлеж. Период барокко подарил мосту три десятка статуй и несколько групп святых. Ряд этих архитектурных украшений стал самой длинной галереей такого рода в мире. В процесс создания этих шедевров архитектурного искусства внесли свою лепту многие ваятели этой эпохи. Помимо прочих архитекторов и скульпторов того времени, наиболее активное участие в сотворении элементов этой принимали мастера семьи Брокоффов, а также, Ян Бедржих Кол и Матиаш Браун. Наибольшей художественной ценностью из всех изваяний обладает скульптурная группа св. Луиттарды, автором которой является все тот же Матиаш Браун. Стоит заметить, что эта работа и прославила мастера.


Карлов мост

На долю Карлова моста выпало немало наводнений, однако он по сей день твердо стоит на Влтаве. Сильнее всех остальных был потоп 1890 года, разбушевавшийся настолько, что далеко не все скульптуры, украшавшие постройку, остались на своих местах. Мост успешно пережил множество суровых испытаний, среди которых многочисленные войны и наводнения. Он стал настоящим полем боя в 1848 году, во время революции, а до этого, в 1648 году, здесь проходила битва жителей Старого Места со шведскими войсками. Мост был свидетелем бегства Фридриха Пфальцкого, потерпевшего поражение в Белогорской битве. Все правители, руководившие чехией после Карла IV, были коронованы именно здесь, на этом мосту. Нынешнее название мост получил относительно недавно, в 1870 году. До этого же он слыл «каменным», или «пражским».

Карлов мост около пяти веков был единственным сообщающим звеном между берегами Праги. Идея о возведении еще одного моста через Влтаву родилась лишь в начале позапрошлого столетия. Сам же мост появился в 1842 году, получив название Шнирхов . Это цепное ампирное строение соединяет берега чешской столицы в том месте, где на данный момент находится . Простояло это сооружение, до 1901 года, а затем его заменили более современной конструкцией, которая теперь зовется мостом Легии .


По мере развития сети железных дорог, возникла необходимость в соединении левого берега Праги с правым посредством сооружения соответствующего строения, в результате чего и появился мост, по которому поезда попадали из в Смихов. Эта постройка успешно функционирует и в наше время. Годом его рождения считается 1878-й, и называется он — , который среди всех каменных сооружений Праги стоит на втором месте после Карлова. Неподалеку от острова Штванице был сооружен еще один железнодорожный мост. В те же времена на месте нынешнего стоял цепной мост Франца I.


Немыслимо, но пражане и в новое время довольно-таки успешно обходилась столь малым количеством мостов. Сама же река имела совершенно иной вид: когда мостов было немного, можно было увидеть серебристую гладь Влтавы, простирающуюся на многие километры. Сейчас же мосты разбивают реку на множество небольших отрезков, что полностью меняет внешний вид водоема. В наши дни перед взглядом горожан и гостей города предстает совсем иной пейзаж: ряд мостов, выстроившись по порядку выглядят по-своему очаровательно и придают столице Чехии неповторимый колорит большого города.

Каждое из этих сооружений заслуживает отдельного упоминания, поэтому рассмотрим их более детально. Как уже говорилось, мост Палацкого стоит на втором месте среди каменных сооружений после Карлова моста. Это великолепное строение некогда украшали скульптурные группы, автором которых был И.В. Мысльбек. Снять их пришлось после нападения американской авиации, которое состоялось 14 февраля 1945 года. Со стороны Нового Места было установлено изваяние Либуша с Пршемыслом, а неподалеку от них стоял легендарный певец того времени — Лумир. На другом берегу моста можно было увидеть Забу со Славоем и Цтираду с Шаркой. Скульптуры, получившие серьезные повреждения во время этого налета были перемещены в более безопасное место в Вышеграде.


Мост Палацкого

Первое мостовое сооружение, построенное в прошлом веке, называют (Jiráskův most) . Ширина, которой сильно упростило транспортные проблемы пражан. Мост построили в 1928 году, а назван он именем писателя Алоиса Йирасека, который был автором множества исторических романов. Работал и жил он неподалеку от того места, где сейчас стоит мост. Со стороны Нового Места на мосту установлен памятник писателю, а рядом с ним — доходный дом с мемориальной доской на нем.


Двигаясь дальше по реке, мы встретим мост Первого мая ( , мост Легионеров) , а за ним и Карлов мост, Однако, об этих сооружениях мы уже говорили выше. Следующий на очереди — (Mánesův most) , который впервые был сдан в эксплуатацию в 1916 году. Его строительство началось еще в 1911 году, однако, в последующие годы, во время Первой мировой войны, завершить строительство так и не удалось. Этот бетонный мост сооружен возле площади Красноармейцев .


Следующим строением, которое мы упомянем будет бывший Мост Сватоплука Чеха () , являющийся самым коротким из всех. Его длина составляет всего 170 метров, а служит он соединяющим звеном между и легенским берегом.


За этим строением следует Штефаников мост (Štefánikův most) , переправляющий транспорт к легенскому туннелю. Это бетонное сооружение, на месте которого некогда стоял цепной мост, используется с 1951 года.


Немного дальше по реке находится , состоящий из двух отдельных частей. Первая из них была построена из металла и сдана в эксплуатацию в 1910 году, вторую же часть строили из бетона, а первый транспорт по ней проехал на два года позже, в 1912 году. Это второе сооружение стало первым бетонным мостом в городе. Для украшения строения были приглашены такие известные мастера, как Маржатка, Штурса и Гутфрейнд. Главков мост можно разделить на две части, поскольку он проходит через самый большой остров в Праге — Штванице .


Главков мост

Отдельной темой для обсуждения будет одно из самых длинных мостовых сооружений в Праге — . Его длина составляет 341 метр, а по ширине он в два раза превосходит Карлов мост. Расстояние от левого борта до правого — 21 метр. Этим мостом соединили Либень и Голешовице. Сооружение построено из бетона, в 1982 году.


Почти тогда же было завершено строительство моста Защитников баррикад (Most Barikádníků) — последним строением в цепи пражских мостов. Этот мост помогает добираться из центра Праги к . Исторически сведения гласят, что это место было опорным пунктом Пражского восстания.


Посетив Прагу, и поднявшись на Летну, турист откроет перед собой дивный вид на город, с его великолепными башнями, воротами и мостами. И тут и там Влтаву пересекает множество мостовых сооружений, создающих своеобразный каскад. Среди них и легендарный Карлов мост, который нынче не является единственным с своем роде, однако неизменно остается уникальным памятником мирового масштаба.Идея о постройке моста через Нусельскую долину возникла несколько десятков лет назад, но, поскольку, острой необходимости в этом город не испытывал, этот проект так и продолжал висеть в воздухе. Однако, как всегда бывает, возможным становится все что угодно, как только появляется в этом нужда, и когда пришло время, от Панкрацкой долины до Нового места был построен еще один мост, . Это свершилось в 60-х годах, поскольку десятки тысяч жителей Южного города не могли иначе быстро добраться до центра Праги. Помимо всего прочего, существовала и потребность в возведении магистрали Север-Юг, проложить которую было возможно только в этом месте. В длину это мостовое сооружение простирается на 490 метров, а под его основаниями проложена линия метро. Автомобили и прочий транспорт проезжают по мосту, стоящему над «чашей» Нусельской долины, на высоте 40 метров. Его поддерживают четыре капитальных пилона. Стоит заметить, что основной проблемой в проектировании и постройке этого сооружения было преодоление сложностей рельефа в этом месте, а вовсе не борьба с водоемом.


Нусельский мост

Эстакада автострады, связывающая Высочаны с Северным городом, во многом похожа на тот мост, что над Нусельской долиной. В скором времени в Праге будет возведен и еще один мост, который станет частью магистрали Север-Юг. Это сооружение будет проходить над вокзалом «Прага-Стршед». В какой-то степени можно считать, что он станет продолжением Главкова моста.

Пражские мостовые сооружения заслуживают уважения не только благодаря отличным техническим параметрам. Мосты разнятся между собой как материалом, взятым в строительстве за основу, так и архитектурным оформлением. Каждый из них по-своему красив и величествен. Проезжая по очереди по мостам чешской столицы, вам будут открываться все новые и новые пейзажи и панорамы, наслаждаться которыми можно бесконечно. Город не раз предстанет перед Вами в необычном ракурсе, и это поможет лучше его понять. Непременно стоит взглянуть на пражские мосты с высоты, поскольку сверху все воспринимается совершенно иначе.

Общая информация

До того, как был построен Карлов мост через Влтаву, пражане дважды пытались построить мосты, но ни один из них долго не продержался. Они были разрушены наводнениями. Местным жителям казалось, что высшие силы не давали построить переправу между левым и правым берегом. Но король Карл IV решил не сдаваться и подойти к строительству моста основательно. Для этого он собрал астрологов и приказал им вычислить благоприятное время для строительства. Дата была назначена. Строительство началось в 1357 году 09.07 в 5.31. Как можно заметить, такое время не случайно и является палиндромом, то есть одинаково читается в обоих направлениях.

Карлов мост, построенный в такую магическую дату, и, правда, оказался крепким. Ни одно наводнение его не задело. К тому же он до сих пор не требует капремонта и лишь изредка реставрируется. Еще один примечательный факт – архитектор моста Петр Парлерж был еще совсем юнцом, когда ему предложили данный проект. Ему едва как исполнилось 22 года. Это довольно необычно, ведь для того, чтобы получить такой заказ, нужно было обладать немалым опытом и известностью. Но Петр отлично справился и оправдал надежды короля.

Строительство Карлова моста также имеет свою легенду. Считается, что вместо цементирующей смеси для скрепления каменных блоков архитектор повелел использовать яичный белок. Поэтому по приказу короля гонцы поехали собирать дань с населения куриными яйцами. Благодаря такому материалу, гласит народная молва, Карлов мост так крепок.

Однако есть и более устрашающая легенда. Считается, что Петр Парлерж заключил сделку с Дьяволом лишь бы мост стоял вечно и не разрушался. В обмен Дьявол потребовал бессмертную душу первого, кто пройдет по этому мосту, а архитектор согласился. Но коварный Мефистофель решил заманить на мост маленького сынишку Питера, который играл неподалеку, лишь в последнюю секунду отец заметил мальчугана и спас. А первым по мосту пустил черного петуха, который изгнал дьявола и очистил мост.

Несмотря на такую устрашающую легенду о строительстве сам Карлов мост считается очень светлым местом с положительной энергией. Даже Далай Лама, который прошелся по мосту в далеком 1990 году, сказал, что гулять в этом месте полезно для здоровья.

Но сам мост – это еще не все, особое очарование он получил лишь в 1683 году, когда на нем начали появляться скульптуры. Их добавляли вплоть до 1714 года. Чуть раньше мост выглядел более устрашающе и ничуть не привлекательно, ведь с 1621 по 1631 год на мосту вывешивали головы казненных чешских дворян, примкнувших к восстанию против Габсбургов. Но теперь все эти жуткие расправы забыты, а скульптуры не помнят ужаса минувших дней.

На Карловом мосту расположена 31 скульптурная композиция. Однако почти все представленные скульптуры – копии, а оригиналы хранятся в музее, но от этого они не менее очаровательны и притягательны. Многие скульптуры тоже имеют свои легенды и поверья, а некоторые даже приносят удачу. Особенно любима статуя Яна Непомуцкого. Найти ее, чтобы загадать желание, проще простого, ведь туристы натерли ее до блеска и на фоне остальных статуй она выделяется.

Бронзовая фигурка Непомуцкого имеет 5 звезд, расположенных вокруг его головы. Чтобы желание исполнилось, каждый палец правой руки нужно прислонить к звезде. А левой рукой коснуться ног святого. При этом правая нога должна коснуться золотого гвоздя на мостовой. Желание нужно загадывать именно в такой позе, только тогда оно сбудется.

Еще желание можно загадать на входе в Карлов мост, если вам удастся найти 5-го зимородка. А у скульптуры голого мальчика желание загадывают те женщины, которые хотят забеременеть. Сам Карлов мост - место довольно удивительное и колоритное, наверное, поэтому у него столько легенд и сказаний, а также правдивых историй, которые превратились в былины и сказки. Так что, посетив Прагу, обязательно прогуляйтесь по этому живописному мосту и не забудьте загадать хотя бы одно желание.

Страны - Влтава, которая делит город на две части. Поэтому его жители даже не могут представить свою жизнь без многочисленных мостов, соединяющих два берега. Однако мосты Праги выполняют не только практическую функцию, но и украшают город, поскольку некоторые из них являются настоящими произведениями искусства.

Главков мост - уникальное сооружение пражского мостостроения

Над островом Штванице и Влтавой проходит Главков мост, соединяющий Карлин и Голешовице. Данная конструкция была возведена из железа в ХХ веке. Спустя несколько лет железная конструкция была заменена бетонной. Примечательно, что мостостроению Праги до этого времени не были свойственны подобные сооружения. Свое название переправа получила в честь великого архитектора и мецената Чехии - Иосифа Главки. Интересным является тот факт, что этот мост никогда не был переименованным, в отличие от многих других, которые имеет на своей территории Прага. Черный мост, например, изначально назывался Пражским, сегодня он носит имя Карла V, а мост Легии - имя I.

Стоит отметить, что возведение Главкова моста было обусловлено острой необходимостью в соединении этих двух частей города. Связано это было со строительством центральной бойни в Голешовицах и электростанции на острове Штванице. Мост возводился в два этапа. В 1900 году была построена деревянная конструкция, а спустя 10 лет - железнодорожный мост, который впоследствии соединили с бетонным. Те внешний вид и конструкцию, которую сегодня имеют возможность наблюдать гости и жители Праги, Главков мост приобрел в 1962 году. С южной стороны сооружение украшают рельефные изображения Л. Кофранка и Б. Кафки, а с северной - скульптуры Й. Штурсы.

история и легенда

Особого внимания заслуживает Карлов мост в Праге. Фото этой конструкции сегодня можно найти в Интернете в огромном количестве, но ни одно из них не сможет передать его истинную красоту и величие. Данная переправа длиной более 500 м соединяет Старый Город и Малую Страну. Построена она была еще в 14 веке и до сегодняшнего дня является не только одной из возможностей перебраться на другой берег Влтавы, но и одной из наиболее известных достопримечательностей чешской столицы.

Пражский - именно так изначально назывался сегодняшний Карлов мост в связанная со строительством этого моста, утверждает, что своей долговечностью конструкция обязана тому, что в раствор, используемый для ее возведения, архитектор требовал добавлять сырые яйца. И поскольку в Праге яиц для этого не хватало, король Карл приказал со всей Чехии свезти данный продукт. Существует также легенда о водяном, который живет под четвертой аркой моста и радуется большому количеству собранных душ.

Как бы там ни было на самом деле, но невозможно опровергнуть тот факт, что одним из наиболее крепких и красивых сооружений чешкой столицы является Карлов мост в Праге. Фото, которые можно найти в Интернете, представляют его во всей красоте. Конструкция украшена 30-ю статуями и тремя башнями, на которые изначально возлагалась роль Сегодня жители и гости Праги имеют возможность просто подняться на башню со стороны Старого Города и полюбоваться красотой лепки и готическим искусством. Для этого им придется преодолеть 138 ступеней.

Ирасеков мост

На возведения Ирасекова моста было потрачено 5 лет - с 1923 по 1925 год. Его целью было разгрузить уже имеющиеся мосты от постоянно растущего потока транспорта. Конструкция была разработана архитекторами Ф. Менклем и В. Хофманом, которым удалось успешно совместить в этой конструкции высокую грузоподъемность, элегантный внешний вид и функциональность. Для строительства был использован железобетон.

Ирасеков мост имеет длину 21 м, ширину 310,6 м, высоту пролетов - 14,5 м и соединяет рабочее предместье Праги с Новием Местом. Все мосты Праги имеют свою историю названия. Так, данная конструкция была названа в честь Алоиса Ирасека, который является известным написавшим книгу "Старинные чешские сказания", ставшую своеобразным поэтическим гимном народу этого государства.

Манесов мост - возлюбленное место туристов

Манесов мост - еще одна конструкция, которую никак нельзя обойти вниманием, рассматривая мосты Праги. Фото этого сооружения, безусловно, можно найти в различных источниках, однако побывать на нем - это совсем другое, ведь отсюда открывается великолепный вид на столицу Чехии.

Возведение данной переправы было завершено в 1916 году. Проект для Манесова моста разрабатывали такие известные чешские архитекторы, как Властимил Гофман и Павл Янак. Ранее Кларов и Старое Место соединял железный висячий мост для пешеходов. А еще раньше здесь была паромная переправа к рыбацкой деревне. Изначально мост был построен исключительно для передвижения транспорта, но со временем появилась необходимость в передвижении по нему пешеходов, для которых в середине ХХ века и были оборудованы дорожки. Своим названием сооружение обязано известному художнику XIX столетия Жозефу Манесу.

Нусельский мост - самый молодой мост столицы Чехии

Нусельский мост отличается от других мостов чешской столицы в первую очередь своими огромными размерами - 26 метров в ширину, на которых расположена шестиполосная дорога и тротуары по обе стороны, и 500 в длину. Ежедневно через мост проезжают тысячи транспортных средств, а внутри него находится туннель-метро.

Возводился этот мост в период с 1968 по 1973 год. Так, данная переправа является самой молодой и высокой в Праге. Она имеет высоту 43 метра. Построен мост был с целью соединения Нового Места и Панкаца. Стоит отметить, что он не пересекает реку Влтава, как многие другие мосты Праги, а просто проходит над Нусельской долиной, от которой и получил свое название. Правда, изначально он носил имя Климента Готвальда, который являлся первым президентом Чехословакии. В народе переправу называют мостом самоубийц. Связано это с тем, что множество людей свели счеты со своей жизнью, спрыгнув с Нусельского моста.

Мост Легии

Рассматривая мосты Праги, также стоит упомянуть о мосте Легии - первой переправе столицы Чехии, построенной на месте существующей цепной подвесной. Соединяет мост Легии Национальный проспект с Малой Стороной и проходит над Стрелецким островом. План данного сооружения был разработан инженером Йиржи Соукупом и архитектором Антонином Бальшанком. Мост имеет длину 343 м и ширину 16. Его прототипом является парижский мост Пон д"Альма.

Невозможно побывать в Праге и обойти стороной ее великолепные мосты, однако, каким из них стоит отдать предпочтение, каждый решает сам для себя.

Карлов мост, пожалуй, самая известная и визитная карточка всей Чехии. Он известен не только множеством связанных с ним легенд и статуями святых, украшающих его и способных исполнять желания, но и сказочными видами берегов Влтавы с башнями, церквями и дворцами, а еще и тем, что он является главным пешеходным маршрутом между Старым Городом (Staré Město ) и .

Карлов мост

Немного истории и легенды Карлова моста

В начале 12 века, рядом с местом нынешнего Карлова моста, вместо старого деревянного в Праге был построен первый каменный мост — Юдитин. Такое название он получил в честь супруги короля Владислава II, правившего в то время. Однако уже в середине 14 века Юдитин мост был разрушен наводнением, и от него осталась только башня, которая и сейчас украшает Карлов мост на малостранской стороне. На месте разрушенного моста король Карл IV повелел возвести новый мост, носящий теперь его имя.

О строительстве Карлова моста существует множество легенд, одна из самых известных рассказывает о дате закладки его первого камня. Говорят, что дату и время начала строительства Карл IV выбрал, руководствуясь советом придворных астрологов – закладка моста началась в 1357 году 9 числа 7 месяца в 5 часов 31 минуту. Магия чисел 1 3 5 7 9 7 5 3 1, одинаково читающихся как справа налево, так и слева направо, обещала процветание и благополучие.

Еще одна легенда — о молодом строителе Карлова моста, который пытался восстановить арку моста, снесенную половодьем. Когда после несколько неудачных попыток расстроенный строитель стоял один на мосту, он увидел дьявола. Дьявол предложил свою помощь в восстановлении арки, при условии, что он получит душу первого прошедшего по отремонтированному мосту. Строителю так хотелось успешно закончить работу, что он был согласен на все, и, конечно же, он надеялся перехитрить дьявола. После успешного завершения ремонта моста он задумал первым по мосту пустить черного петуха, ведь в соглашении с дьяволом не оговаривалось, что первым должен быть человек. Дьявол тоже был хитер и обманом заманил на мост беременную жену строителя проведать мужа. На следующий день жена строителя умерла, родив мертвого ребенка. Долгие годы душа новорожденного по ночам чихала на мосту от холода, пока однажды случайный прохожий, спешивший ночью по мосту на другую сторону, услышав чье-то чихание и даже не разглядев, кто чихает, бросил на ходу: «Будь здоров!». Вот так, благодаря случаю, приведение Карлова моста упокоилось навсегда.

Ну, а на самом деле, мост, являющийся одной из главных достопримечательностей Праги, построен под руководством архитектора Петра Парлержа, который также работал над в . Строительство Карлова моста продолжалось около 50 лет, и было завершено в самом начале 15 века. Это величественное сооружение, стоящее на 16 мощных арках, облицованных песчаником, более полукилометра в длину и около 10 метров в ширину, на протяжении нескольких веков было единственным средством сообщения между главными районами Праги.

Здесь проводились рыцарские турниры, проходили ярмарки и суды; случались тут и казни — недобросовестных ремесленников и торговцев опускали в большой плетеной железной клети с моста в воды Влтавы; королевские коронационные процессии в Пражский град тоже проходили по Карлову мосту.

Карлов мост на протяжении веков имел не только общественное, но и военно-стратегическое значение для Праги: в конце кровопролитной тридцатилетней войны шведы были остановлены именно на Карловом мосту, а в середине 18 века пруссы тоже были разбиты здесь.

Работа братьев Адольфа и Карла Либшеров «Битва студентов со шведами на Карловом мосту в 1648 году»

Башни Карлова моста

Расположившаяся на восточной стороне моста, Староместская мостовая башня – один из символов средневековой Праги, является в тоже время одним из красивейших готических сооружений Европы. Ее возведение началось одновременно с Карловым мостом. Богатый декор фасада башни, обращенного в сторону , свидетельствует о том, что башня была не только частью средневековых городских укреплений, но еще и триумфальной аркой на « ».

Староместская мостовая башня

Веками Староместская мостовая башня была участником и свидетелем чешской истории, в том числе и ее печальнейших страниц: 10 лет на галерее ее крыши провисели в металлических сетках головы 12 казненных участников сословного восстания. Заложенные в память о них белые вы уже наверняка видели на мостовой у Староместской ратуши.

Если вам хочется полюбоваться панорамой Карлова моста и сказочными видами Праги — поднимитесь на 47 метров по 138 ступеням на смотровую площадку Староместской мостовой башни.

Вид с мостовой башни

Две мостовые башни, расположенные на западной стороне Карлова моста, построены в разное время, но соединены между собой стеной с воротами и являются укрепительными сооружениями, поэтому почти не декорированы. Более низкая и мощная башня осталась от Юдитина моста, изначально она была романской, но в конце 16 века ее перестроили в стиле Ренессанса. Более высокую башню заложили во второй половине 15 века, и по замыслу архитекторов она должна была напоминать Староместскую мостовую башню, однако она так и не была украшена соответствующим образом.

Малостранские мостовые башни

На более высокой Малостранской башне на высоте 40 метров тоже открыта смотровая площадка. Поднявшись на нее, вы снова сможете насладиться чудесными видами красавицы Праги.

Подробнее о мостовых башнях Карлова моста вы можете почитать .

Статуи Карлова моста

Изначально Карлов мост не был украшен статуями. Большая часть тридцати скульптур, украшающих балюстраду моста в наше время, были установлены в начале 18 века в период барокко. Авторами скульптур стали лучшие мастера того времени: Матиаш Бернар Браун, Ян Бедрих Коль, Ян Брокоф и его сыновья. Большинство статуй сейчас заменили копии, так как в основном статуи были созданы из песчаника и со временем сильно пострадали под открытым небом, а некоторые из них даже были смыты водами Влтавы во время частых наводнений. Оригиналы статуй Карлова моста можно увидеть в Лапидарии Национального музея Праги.

Статуя святого Яна Непомуцкого

Самой популярной статуей у туристов, безусловно, является статуя Святого Яна Непомуцкого – особо почитаемого в Праге святого и покровителя Чехии, созданная Яном Брокофом. Место для статуи выбрано неслучайно: по одной из легенд здесь в конце 14 века по приказу короля Вацлава IV Ян Непомуцкий был замучен и сброшен в мешке в реку. Он был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. Причина же популярности этой статуи у туристов – еще одна легенда Карлова моста, которая обещает исполнение желания, если, загадав его, сначала прикоснуться к правой части рельефа на постаменте статуи, а потом к левой. Рельефы уже до блеска отполированы тысячами рук, так что вы без труда узнаете эту статую среди всех остальных. На всякий случай, статуя святого Яна Непомуцкого – восьмая справа, если идти в сторону