Александр рубцов, генеральный директор "ильюшин финанс ко."

«Ильюшин Финанс Ко» ведет переговоры о выкупе авиационных залогов у Альфа-банка и думает о радикальной модернизации лайнера Ил-96..

В завершение бизнес-программы авиасалона МАКС лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) подписала твердый контракт с авиакомпанией «Авиастар-Ту» на поставку двух грузовых самолетов Ту-204С в конце 2009 года. Объем контракта -- более $80 млн, срок лизинга -- 15 лет..

-- Александр Иванович, а почему ИФК не занимается лизингом SSJ100? Есть административные барьеры?

Никаких административных барьеров нет, мы просто ждем, когда завершится сертификация машины, подтверждены заявленные летные характеристики. Если все будет замечательно сделано, то мы с удовольствием займемся этим самолетом.

-- Завершен ли контракт по поставке Ил-96-300 на Кубу?

На сегодняшний момент да. Ну, думаю, когда кризис будет преодолен, через год мы вернемся к теме расширения партнерства с кубинскими коллегами. Сейчас, конечно, ситуация в мире непростая.

-- Какой объем этого контракта?

Три машины Ил-96-300 и четыре Ту-204, они уже летают. Других заявок к нам не поступало.

Самолеты Ил-96-300 обанкротившейся компании KrasAir сейчас у Альфа-банка. Планируете ли вы выкупать эти воздушные судна для поставки за рубеж?

Мы обсуждаем такие возможности, у нас есть потенциальные заказчики в России и за рубежом. Но пока мы находимся в стадии переговоров, и пока рано о чем-то говорить.

Министр промышленности Виктор Христенко сказал, что у самолета Ил-96-300 нет будущего в России. Теперь его придется продавать только за рубеж?

Машины с четырьмя двигателями очень сложно продавать: они потребляют большое количество керосина. С другой стороны, у них есть свое преимущество -- это возможность полета без правил ETOPS (по нормам ETOPS, маршрут двухмоторного самолета должен быть построен таким образом, чтобы он постоянно находился в пределах определенного правилами времени подлета до ближайшего аэродрома, где можно было бы совершить аварийную посадку в случае отказа одного из двигателей. Для Ил-96-300 эти правила не действуют. -- I nfox.ru) через океан, и для некоторых регионов они представляют интерес с этой точки зрения. Когда нужно преодолевать большие водные пространства или летать по безлюдным территориям, где нет запасных аэродромов и где правила ETOPS ограничивает использование машины. Поэтому рынок для них ограничен. С другой стороны, мы работаем над тем, чтобы предложить рынку усовершенствованную версию Ил-96. Мы смотрим подходящий мотор, который мог бы сделать самолет более привлекательным. Если мы его найдем, то у нас есть потенциальные заказчики на двухмоторную версию Ил-96. У нас только начались переговоры с потенциальными мотористами, если они увенчаются успехом, мы к этой теме вернемся.

-- Работаете над тем, чтобы продавать его в России?

Не только в России, но и в глобальном мире. Будет спрос -- будем поставлять машины. Виктор Христенко имел в виду небольшой объем рынка и производство под конкретного заказчика.

-- Какова сейчас емкость рынка лизинга пассажирских и грузовых самолетов?

В течение ближайших 15 лет России понадобится несколько тысяч самолетов разных классов, разных категорий. Я считаю, что порядка 500 самолетов региональных вместимостью до 100 мест, порядка 150 самолетов свыше 100 мест. Основной сегмент -- 1500 воздушных судов -- выпадет на самолеты емкостью от 100 до 200 мест.

-- Отрасль чувствует прроблемы макроэкономики?

Если растет ВВП, то увеличивается потребность в воздушных перевозках и, соответственно, в самолетах. Но, кроме того, есть еще фактор списания самолетов.

-- МАКС-2009 сложился для вас удачно. Достаточно ли заключенных контрактов для вывода авиазаводов из кризиса?

На сегодняшний день мы продали 90 самолетов, из них половина твердых заказов, половина опционов. Главное, чтобы были заказы. Если будут заказы, значит, будут деньги, будут работать наши предприятия и промышленность. Мы своей работой почти довольны. Важно, чтобы заводы начинали раскручивать выпуск самолетов -- это главная проблема. Спрос на самолеты есть, мы его обеспечили.

Финансовый кризис ухудшил положение авиакомпаний во всем мире, перевозчики вынуждены пересматривать планы по расширению парка и отказываться от ранее заказанных самолетов. Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) признается, что еще до начала спада потеряла двух своих клиентов, но, по словам главы ИФК Александра Рубцова , количество клиентов компании в ближайшее время может возрасти.

- Каким образом изменилась ситуация на рынке лизинга самолетов за последний год?

Лизингодатели оказались в очень сложном положении. У авиакомпаний упали объемы перевозок, как пассажирских, так и грузовых, примерно на 25–30%, снизилась их доходность и потребность в новом парке. Еще в прошлом году с рынка ушла "КрасЭйр", также от своего заказа на Ил-96-400 отказался "Аэрофлот-Карго", самолеты пришлось перекрашивать - их передали авиакомпании "Полет". У нас есть определенные сложности с рядом других заказчиков, однако мне пока не хотелось бы о них говорить.

Проблемы лизинговой компании сейчас также сильно усугубляются отсутствием "длинных" денег. Фактически с сентября прошлого года долгосрочное кредитование лизинга в стране прекратилось. В ближайшие несколько месяцев мы рассчитываем получить долгосрочные кредиты от крупных российских банков, но это очень непростая задача. Ряд финансовых институтов оказались в сложной ситуации после банкротства "КрасЭйр", теперь они существенно увеличивают требования к обеспечению по кредитам, чтобы быть уверенными в том, что деньги вернут. Сложное финансовое положение Финансовой Лизинговой Компании (ФЛК) также сыграло свою роль в усилении недоверия банков к лизингодателям и сделало еще более жесткими правила выдачи кредитов. Это затягивает переговорный процесс на многие месяцы, у нас переговоры с банками ведутся по полгода.

Вы прочитали 34% текста.

Это материал из журнала "Авиатранспортное обозрение".
Полный текст материала доступен только по платной подписке.

Подписка на материалы сайт предоставляет доступ ко всем закрытым материалам сайта:

  • - уникальному контенту - новостям, аналитике, инфографике - каждый день создаваемому редакцией сайт;
  • - расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала "Авиатранспортное обозрение";
  • - всему архиву журнала "Авиатранспортное обозрение" с 1999 года по текущий момент;
  • - каждому новому номеру журнала "Авиатранспортное обозрение" до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес

Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка.

  • Дата рождения: 03 января 1958 г.
  • Данные изменялись: 23.05.2013

Александр Рубцов родился в Москве в семье военнослужащего. В 1983 г. защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата экономических наук. В январе 1985 году Рубцов перешел на работу во Внешнеторговое Объединение "Внештехника". В мае 1988 года по инициативе А.И.Рубцова создается первое в СССР совместное предприятие в области управленческого консультирования "Внешконсульт". С 1991 года Рубцов осуществлял руководство консультационным бизнесом компании "Эрнст энд Янг" в России. В 1991 году Рубцов вошел в состав Совета по предпринимательству при Президенте СССР. В 1992 году Рубцов закончил программу Гарвардского университета для высшего состава менеджеров корпораций.
С целью приобретения международного опыта работы в 1993-1996 годах Рубцов был переведен в Нью-Йоркский офис компании "Эрнст энд Янг" на должность Партнера отделения корпоративного финансирования. При участии Рубцова были осуществлены проекты, с объемом инвестирования в российскую экономику свыше 1 млрд. долларов США. В 1994 году при активном участии Рубцова был создан Совет по иностранным инвестициям при Правительстве РФ, действующий по настоящее время. В 1997 году Рубцов и большинство его коллег перешли на работу в управление корпоративного финансирования КБ "Национальный Резервный Банк", о чем было достигнуто соответствующее соглашение с компанией "Эрнст энд Янг". Рубцов был назначен Заместителем Председателя Правления КБ "НРБ", начальником Управления корпоративных финансов.
Одним из основных проектов в области корпоративного финансирования, которым занимался Рубцов, был проект по организации финансирования строительства 6 самолетов ИЛ-96 для авиакомпании "Аэрофлот – Российские международные авиалинии". В рамках работы над этим проектом Рубцов выступил с инициативой создания лизинговой компании для реализации проектов в области гражданского авиастроения. В марте 1999 года при участии АК им. С.В. Ильюшина была создана акционерная компания "Ильюшин Финанс Ко.", акционерами которой в последующем стали КБ "НРБ" и Внешэкономбанк СССР.

Карьера

Образование

Упоминания

08.06.2016
Азербайджанский национальный авиаперевозчик AZAL возьмет в лизинг у "Ильюшин Финанс Ко" 10 самолетов МС-21, соответствующее соглашение о намерениях будет подписано в рамках церемонии выкатки первого лайнера в среду

08.06.2016
Выкатка МС-21 сопровождалась очередной сделкой на его поставку. Лизинговая компания ИФК подписала меморандум с Azerbaijan Airlines. О новом лайнере и его рыночных перспективах рассказал А.Рубцов, генеральный директор ИФК

24.08.2009
"Ильюшин Финанс Ко" ведет переговоры о выкупе авиационных залогов у Альфа-банка и думает о радикальной модернизации лайнера Ил-96. Гендиректор ИФК А.Рубцов рассказал о планах компании и перспективах авиастроения

23.03.2007
О том, за чей счет будут строиться российские самолеты в ближайшем будущем, корреспонденту "Времени новостей" рассказал генеральный директор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." А.Рубцов

25.09.2006
Генеральный директор авиализинговой компании "Илюшин Финанс Ко." Александр Рубцов рассказывает о российском самолетостроении

Изменения в сведения о персоне вносились: 23 мая 2013 года 14:50. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».

Как стало известно “Ъ”, новым президентом лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) после перехода Александра Рубцова в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) может стать его первый заместитель Дарья Доренвендт. Она работала с господином Рубцовым более 17 лет, отвечая за правовые вопросы и послепродажное обслуживание поставляемых в лизинг самолетов. От госпожи Доренвендт ждут продвижения российских MC-21–300 на зарубежные рынки. При этом на ближнемагистральный SSJ 100 ИФК рассчитывать практически не приходится: это направление де-факто закреплено за Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК).


О том, что первый заместитель президента лизинговой ИФК Дарья Доренвендт стала основным кандидатом на пост главы компании, “Ъ” рассказали несколько топ-менеджеров авиапрома, информацию подтвердил собеседник в ОАК. По их словам, ее кандидатура уже согласована всеми заинтересованными сторонами, а де-юре назначение будет оформлено во время одного из заседаний совета директоров ИФК. Пока компанию по-прежнему возглавляет Александр Рубцов, который в начале сентября был назначен вице-президентом ОАК по гражданскому авиастроению (об этом “Ъ” сообщал 30 августа). Для соблюдения законодательства ему нужно избавиться от своих бизнес-активов, передав их в траст, говорит источник “Ъ” в правительстве. В ИФК и ОАК от комментариев вчера отказались.

ИФК создана в 1999 году для финансирования поставок российских гражданских самолетов на внутренний и внешний рынки. В 2001 году основным акционером компании стала РФ, с 2007 года ИФК входит в состав ОАК, обеспечивая основной объем поставок новых отечественных гражданских самолетов. Всего поставлено 58 самолетов, в числе которых Ан-124–100, Ил-96, Ан-148/158, Ту-204 и др.

По сведениям “Ъ”, новое назначение госпожи Доренвендт проходит по личной рекомендации господина Рубцова. Это неудивительно, признается знакомый с топ-менеджером участник рынка: она работала с Александром Рубцовым с момента основания ИФК в 1999 году, была его доверенным лицом по самым сложным вопросам и не бросила его даже в тяжелые для ИФК моменты. Например, в 2006 году Дарья Доренвендт защищала господина Рубцова от обвинений в уголовном преследовании (ему инкриминировалось превышение должностных полномочий при распределении госсредств, полученных от допэмиссии ИФК в 2002 году). В круг ответственности госпожи Доренвендт в ИФК входили правовые вопросы и послепродажное обслуживание поставленных в лизинг самолетов (она была руководителем группы MRO - maintenance, repair & overhaul). Став главой ИФК, Дарья Доренвендт пополнит пока немногочисленный список женщин-глав компаний и структур, связанных с авиацией (см. справку).

В новой должности от нее ждут продолжения курса, взятого Александром Рубцовым. Он оставляет неплохое наследство, убежден источник “Ъ” в ОАК: к началу 2018 года стоимость портфеля заказов ИФК должна составить не менее $4 млрд. Дарье Доренвендт нужно сделать упор на продвижении на зарубежных рынках среднемагистрального МС-21–300 (первые поставки намечены на 2019 год), продолжает собеседник “Ъ”. Сейчас ИФК уже закупила у «Иркута» 50 самолетов, до конца года должна определиться с приобретением еще 15 машин. Но надеяться на увеличение объемов лизинга ближнемагистрального SSJ 100 ИФК не приходится, поскольку это направление отдано на откуп ГТЛК, считает источник “Ъ” в аппарате правительства: «ГТЛК будет продвигать и увеличенную модификацию SSJ 100 - МС-21–100».

Главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин считает, что основная задача ИФК будет заключаться в обновлении лизингового парка: «Но для этого нужно сначала избавиться от имеющихся на балансе бортов - скорее всего, их возьмут госзаказчики,- и после переходить на новый портфель с МС-21». Но и при таком раскладе перспективы у ИФК неплохие, убежден эксперт: при успешном продвижении МС-21 компания будет загружена работой на ближайшие пять-десять лет.

Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова


Женщины на руководящих постах в авиационной отрасли

Действующие лица

Татьяна Анодина - инициатор создания и председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Ольга Плешакова с 2001 года работала гендиректором, а с августа 2015-го - главой совета директоров авиакомпании «Трансаэро». 26 октября 2015 года сертификат эксплуатанта компании был аннулирован.

Наталия Филева - совладелец группы компаний S7 (авиакомпании S7 Airlines, «Глобус»), гендиректор (в 2005–2009 годах) и председатель совета директоров группы.

Светлана Мурсекаева - основной владелец авиакомпании «ВИМ-Авиа» (99% акций).

Тамара Пайвина с 2006 по 2016 год (с перерывами) была гендиректором авиакомпании «Бурятские авиалинии». С февраля 2017 года лицензия перевозчика аннулирована.

Ольга Федорова с 2014 года является генеральным директором авиакомпании «Якутия».

Алла Вучкович с 2007 по 2014 год возглавляла департамент управления персоналом Объединенной авиастроительной корпорации, была вице-президентом. Сейчас - исполнительный директор по персоналу и социальной политике «Роскосмоса».