Автопутешествие к морю читать. Автопутешествия. Что брать с собой в путешествие на море

В свете последних событий, когда наша страна взяла курс на «импотозамещение», встал особенно актуально вопрос - где отдохнуть этим летом. Ведь, скорее всего, в ближайшие несколько лет Европейские курорты будут большинству россиян не по карману. Курорты Египта и Турции пока закрытии и неизвестно будут ли открыты вообще.

Таким образом, единственной возможностью провести отдых на море для многих россиян остаётся отдых в Крыму или Краснодарском крае. Но добраться туда тоже задача. У многих из наших соотечественников нет возможности купить билеты на самолёт и единственным из способов добраться дешево до Черного моря, является поездка на машине. Особенно это выгодно для компаний из трёх-четырёх человек и для путешественников.

Именно для тех, кто рассматривает поездку к морю на машине, как наиболее приемлемый вариант для отдыха и подготовлен этот материал. Надеемся, наши несколько советов помогут вам в дороге сэкономить время и не потратить нервы.

1. Первое. Для начала немного информации о наиболее вероятном маршруте следования.

Главный наш маршрут будет пролегать от Москвы до Краснодара. Далее вторая часть - до Черного моря. Для петербуржцев добавляется третья, а вернее первая часть - от Петербурга до Москвы.

Расстояния по трассе Дон:

Москва - Воронеж - 531 км. Автомагистраль в 4 полосы. Много населенных пунктов, движение может быть плотным. Отрезок с 48 по 71 км - платный.

Воронеж - Ростов-на-Дону - 560 км. Движение в четыре полосы. Только в районе города Павловска и пункта Тарасовский - 2 полосы.

Ростов-на-Дону - Краснодар - 270 км, 4 часа. Четыре полосы. Имеют место быть ремонтируемые участки.

Итак, первая часть программы выполнена - мы в Краснодаре. Далее:

Из Краснодара в Новороссийск - 228 км. Трасса идет воль моря. Места живописные, но дорога разбита.

Из Краснодара в Сочи - 290 км, от 5 до 12 часов в пути. Чтобы не попасть в пробку лучше перед Краснодаром выставить на GPS следующий пункт остановки — Горячий Ключ.

2. Советы по составление маршрута и возможным ночевкам в пути

По всей трассе Дон придорожная инфраструктура развита хорошо. Достаточно оборудованных мест для остановки. Туалетами лучше пользоваться на заправках. На газпромовских заправках иногда даже можно встретить душ. Многие АЗС предлагают услуги автосервиса, шиномонтажа и мойки.

Специалисты не советуют выезжать из Москвы в субботу утром - попадете в пробку перед пунктами оплаты на трассе «Дон». Очередь может занять до 4 часов. Обращайте внимание на чек, чтобы не заплатить дважды. На чеке записаны километры, за которые вы заплатили. Поэтому, на промежуточном пункте оплаты вам следует просто показать чек.

Даже выезжая из Москвы в 3-4 часа утра до Аксая (пригорода Ростова-на-Дону) добираются только к 2 ночи. А дальнейший путь от Аксая до Краснодара может занять вместо 4часов все 10 часов.

Специалисты советуют выезжая из Москвы в 5-6 утра остановиться около 18.00 в Миллерово. Здесь можно организовать полноценный отдых с ночевкой. А дальше в 5-6 утра вновь продолжить путь в Краснодар и прибыть туда около в 14 часов по полудни.

Трасса до Воронежа считается хорошей, но рассчитывается на среднюю скорость передвижения в 80 км/ч. На дороге - множество камер. Лучше не превышать скорость.

В Ростовской области из-за строящихся и ремонтируемых дорог вас также ждет достаточно многокилометровых пробок. Старайтесь не обгонять фуры при двух-полосном встречном движении.

В Адыгее пользуются нехорошей репутацией, лучше покупать топливо только на станциях известных брендов.

Будьте внимательны с парковками. Практически все они в Сочи - платные. Эвакуаторы работают отменно, так что рисковать не стоит.

3. Расходы на поездку

В сети можно рассчитать расстояние и расход бензина на поездку. В среднем это около 5 тыс.руб. Ночевка в пути - от 2 тыс.руб. в номере эконом класса с доп.местом для третьего или ребенка. В среднем на дорогу потребуется 2 дня с ночевкой. На еду в день на человека можно потратить от 800 до 1000 руб. Вы можете немного уменьшить бюджет поездки, сэкономив на питании.

4. Что необходимо взять с собой для поездки на машине на Черное море

Обязательно соберите аптечку. Возьмите больше средств и лекарств, чем требует ПДД. Не забудьте крем от солнца и мазь от насекомых. Возьмите достаточное количество питьевой воды, лучше не в канистрах.

Следует взять видеорегистратор, антирадар и навигатор. Возьмите в дорогу аудиокниги, музыкальные записи или концерты юмористов. На Черном море пляжи каменистые или достаточно горячий песок, возьмите с собой пляжную обувь. Зонтики и лежаки - платные, так что зонтики и пляжные коврики можно тоже взять из дома.

Пусть автомобиль не самый быстрый и не самый безопасный способ передвижения, зато, он самый вольный. Ни поезд, ни самолёт не дадут такой свободы передвижения в поездке. , лишь бы дороги позволяли, а в Краснодарском крае с ними всё в порядке, поэтому ничто не мешало мне сесть за руль и выдвинуться на автомобиле из Москвы в сторону Анапы к Черному морю.

Почему мы сделали такой странный выбор, поездка на в Краснодарский край, не смотря на то, что не сильно его хвалим? Какова цель поездки? Что ж причин сразу несколько. Прежде всего я решил изучить рынок туристических услуг, предоставляемых на материковой части России. Так уж получилось, что я больше знаком с Крымом и Абхазией, чем с городами из далекого детства: Анапой, Геленджиком или Новороссийском. Такой пробел в личном опыте требует скорейшего исправления, этим я и решил заниматься в поездке. Кроме того, я часто утверждаю, что отдых за границей выходит дешевле дорогого отечественного, анализом цен и качества отдыха на Черном море я и намерен заниматься в процессе поездки. Честно говоря, с каждым днем путешествия на автомобиле по берегу моря я всё больше убеждался в этом.

В дороге часто встречаются интересные люди, с кучей любопытных историй, некоторые могут стать источником вдохновения, помочь найти ответы на вопросы или просто развеяться в пути. Под лежачий камень вода не течет, а вот совершая поездку на своём автомобили или пуще того автостоп можно многое увидеть.

В процессе поездки на автомобиле по Краснодарскому краю, я хотел увидеть как можно больше мест , чтобы, возможно, найти подходящее именно для себя. Множество людей мечтают жить на море, кто-то хочет перебраться в тепло, кто-то иметь возможность плавать каждый день, кого-то привлекают фрукты и овощи растущие без особых проблем. Однако не все представляют себе эту жизнь, а прежде чем перебираться навсегда, лучше немного её изучить изнутри.

Причин поездки множество, но основные легко видеть: любовь к путешествиям на собственном автомобиле и любопытство – вот основные движущие силы этого трипа.

Описание дороги из Москвы до Анапы на автомобиле

Честно говоря, поездка немного не заладилась с самого начала, что чуть не послужило причиной её отмены, к счастью, мы вовремя спохватились и решили довериться случаю, но это я вперед забегаю.

Первые неприятности в поездке в Анапу на автомобиле

Сперва мы долго откладывали наше путешествие на Черное море , ведь старт был назначен ещё на июнь 2016 года, но много времени и нервов пришлось потратить на отпуск для родителей в Абхазии.

Про поездку родителей в Абхазию летом 2016 года, а также о неприятных событиях читайте в следующих статьях, если интересно:

В итоге, расслабиться удалось лишь после удачного приземления родителей и вновь вернуться к планированию поездки на машине в Анапу и дальше по берегу Черного моря. План, кстати, был до ужаса прост: взять попутчиков из Москвы и приехать на курорт, далее двинуться в сторону Абхазии, изучая попутно интересные курорты, пейзажи, горы и леса, иногда делая остановки в наиболее приятных местах . Казалось бы, идеальный план, да и попутчики нашлись через пару часов, после того как я . Но не тут-то было.

Меньше чем за сутки попутчики отказались от поездки из-за форс-мажора, а мы с Настей остались единственными пассажирами автомобиля в Анапу, что автоматически делало поездку не выгодной, а главное скучной.

О переменчивой фортуне в поездке за рулем в Анапу

К счастью, удача всё же улыбнулась, и оба свободных места в машине заполнились всего за несколько часов до начала путешествия на Черное море. Даже необходимость забирать пассажира в Химках, считай другой конец Москвы, меня не сильно огорчила. Итак, точно по графику, мы выдвинулись навстречу приключениям.

Забрав пассажиров, мы встали на трассу 24 июля в 17:00, причем, как бы не пытался злобный навигатор, у которого наблюдался явный сговор с росавтодором, вывести меня на платную М4, я упорно пер по Симферопольке, аж за приделы Тулы до славного города Ефремова . За последний год М2 вполне прилично отреставрировали, поэтому первые 200 км пути можно смело двигать по ней, объезжая пару платных участков «Дона». Да и виды неплохие открываются в пути, так что не страшна потеря часа на соединителю дорогу между М2 и М4. Хотя, у кого что в приоритетах.

А вот в дальнейшем экономить глупо, и не совсем верно. По М4 проще ехать по платным участкам, в чем я убедился во время весенней поездки в Крым на автомобиле . Наиболее экономным получается не стоять часами на объездах, а заплатив немного денег, проскочить первую 1000 км до Ростова часов за десять.

Кстати первый раз попал в полуночный пересменок на пункте приема платежей. Подъезжая к последнему платному участку дороги, я немного огорчился, так как не хватало буквально несколько минут до начала льготного ночного периода, и, о чудо, оказывается как раз за 5 минут до полуночи пропускные пункты перестают работать, до наступления новых суток. В общем сэкономил целую десятку, зато узнал новый секрет.

Дорога от Ростова до Анапы на машине

К сожалению после Ростова, ситуация резко меняется в худшую сторону. Дороги конечно в приличном состоянии, но пробки огорчают. Кстати в качестве бесплатного совета могу предложить подгадывать маршрут, таким образом, чтобы участок от Ростова до Краснодара преодолевать в ночное время, тогда вероятность встрять в пробку минимальна .

Кстати, появилась новая профессия неподалеку от злосчастного переезда, который вечно ремонтируется. Днем, там обитают местные жители, предлагающие на платной основе маршрут бесплатного объезда пробки, правда стоимостью услуг я не стал интересоваться. Обратите внимание, что данный участок может быть интересен не только по дороге в Анапу, но и на паром в Крым.

В Краснодарском крае, полиция куда тщательней следит за соблюдением ПДД, так что для сохранности кошелька, лучше избегать их нарушений. Поэтому скорость перемещения после Краснодара еще больше падает, до тихоходных грузовиков, а вездесущие патрули ДПС, следят, чтобы обгоны совершались лишь в строго отведенных местах.

Сам подъезд к Анапе оказался тоже затрудненным из-за разобранного моста и вынужденного крюка в дополнительные 30 км. Мелочь, но после долгой ночи уже не очень приятно. В итоге, со всеми остановками на перекуры и перекусы, заправки и туалеты дорога от Москвы до Анапы на автомобиле заняла около 19 часов , тут еще спасибо пробкам в самой Анапе, но это уже другая история.

Про попутчиков и сервис БлаБлаКар

Закончить я хочу буквально в паре слов порадовавшись наличию сервиса бла бла кар, заметьте – это не реклама, я просто не знаю, чего с него можно было бы взять. Просто у меня уже не первый опыт знакомства с ним и опять положительный.

Из явных плюсов бла бла кар могу отметить следующие:

Вот так и в нашем случае, лишившись одних хороших ребят, мы приобрели компанию других. Дорога прошла не заметно и очень увлекательно, как и положено с массой открытий и судеб.

Конечно можно купить билет на самолет прямо сейчас банально воспользовавшись поисковой формой внизу страницы, но в таком случае половины приключений как не бывало, но тут уж кто что любит.

Обязательно расскажите о нас друзьям

2 комментария

    Подскажите пожалуйста. На каком км. М-4 начинается этот участок, если ехать в сторону Москвы из Краснодара? Цитата из вашей статьи «Кстати, появилась новая профессия неподалеку от злосчастного переезда, который вечно ремонтируется. Днем, там обитают местные жители, предлагающие на платной основе маршрут бесплатного объезда пробки, правда стоимостью услуг я не стал интересоваться. Обратите внимание, что данный участок может быть интересен не только по дороге в Анапу, но и на паром в Крым».
    Еще было бы лучше, если вы помогли мне (мне 69 лет и я не очень богатая пенсионерка, но мне очень нужно доехать на своей машине до Нижнего Новгорода) проложить маршрут на гугл карте и выслать мне ссылочку. Попутчиков брать боюсь. Передвигаться буду только ранним утром и днем в три этапа. Апшеронск — Каменск-Шахтинский — Вячка, Тамбовской области — Дзержинск, Нижегородской области. Заранее благодарна, хотя не очень надеюсь на ответ. Выезжаю 10 — 12 мая 2019 г. Вам успехов и приятного отдыха на Российском Юге.
    Найти ответ, если он будет смогу на своем e-mail адресе. [email protected]

    1. отправил ответ на почту. Если коротко, хочу отметить два важных момента:
      1. Вам не придется ехать через неудачный переезд, так как он находится в стороне от трассы м4
      2. Рекомендую выбирать платный маршрут — так как на практике он получается выгодней, за счет сниженного расхода топлива, а бензин сейчас дорогой. На бесплатных участках скорость передвижения порой снижена до 40 км/ч, что не соответствует оптимальной скорости экономного передвижения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. .

Дали мне в этом году путевку на наше Черное море, что поспособствовало нашему решению совершить очередное автопутешествие. Собственно автопутешествие банальное, наверное все увлекающиеся его уже совершали.

Поэтому только вкратце:

0. Маршрут: Екатеринбург - Черное море - Красная поляна - Сухум и обратно с заездом в Архипо-Осиповку.


1. Пришло осознание, что нет смысла в первый же день упираться и проезжать максимально возможную дистанцию. Потому что начало движения на следующий день также сдвигается. Поэтому просто поделил дистанцию на 3 части и заранее (еще в мае) на букинге заказал гостиницы по трассе.

Первую гостиницу заказал в какой-то деревне недалеко от трассы, звоню днем, что вечером приеду, мне в ответ - "Афигеть, Вы первые, кто с букинга ко мне едет за два года, думал что это какая-то ошибка и не принимал всерьез". Посмеялись в общем.

2. Летнее время. Раньше было удобнее, на час позже рассветало и темнело. Сейчас же рассветает часа в 4 утра, а просыпаешься и начинаешь движение часов в 7, когда уже солнце высоко. Теряется лишний дневной час. Не сдвигать же режим сна на час ради поездки.

3. Видно, что дороги потихоньку приводят в порядок, уже меньше ремонтов дорог, меньше участков, требующих ремонта, гроза М5 - перевал Сим проходится на ура. Дорога от Саратова до Волгограда, на которой два года назад мы потеряли большую половину дня, проехав всего 300 км, в полном порядке и проходится уже быстро.

4. Повесили кучу знаков типа "не сорить", "дорожники благодарят за чистые обочины" и т. п.

И да, на дорогах чисто и видно, что прибирают. Но стоит отъехать на 5 метров от дороги на привал в поле - вокруг лютый срач. Я не представляю, что движет этими людьми, которые после стоянки не могут свой же мусор собрать в пакет и довезти до ближайшей помойки.

5. Пробки. Рождаются и рассасываются на пустом месте. Например, стоит на обочине разбитая машина, каждый притормаживает, чтобы посмотреть в деталях, что там и как, все это приводит к тому, что за ним притормаживают еще больше и так до полной остановки потока и хвоста на несколько километров.

Тут опять же надо менять менталитет водителей. Типа если ты едешь в стабильном потоке машин, то если начнешь этот поток останавливать, то за тобой все встанет. А если перед тобой все тормозят, то не допускай остановки, медленно, но подкатывайся, потом меньше времени потратишь на старт. Думай не только о себе в общем.

6. Обочечники. Поражают не они, а водители, которые пускают их обратно в ряд. Неужели самим не обидно простоять в пробке кучу времени, а потом пустить ушлого перед собой?

Более того, решил в одном месте перегородить обочину, так получил ругань от следующей машины за собой, которая также стоит в пробке - типа чего это я мешаю нормальным людям проехать, видишь они спешат.

7. Джубга. Дети, смотрите внимательно, через 10 минут мы увидим море, осталось 5 километров. По факту - потенциально бы увидели, но не через 10 минут, а через 5 часов, если бы не стемнело к тому моменту. Это настолько узкое горлышко как на въезд к черноморскому побережью, так и на выезд, что оно перекрывает любое желание ехать на машине к морю. И так там почти каждый день, как я понимаю.

8. Наконец-то реализовал свою давнишнюю мечту - проехать по всему побережью, от Джубги до Сочи. И повезло, что это случилось ночью, на это ушло всего 3 часа (до Лоо).

К слову сказать обратно днем дорога от Сухума до Архипо-Осиповки заняла весь день с перерывом в 4 часа на аквапарк и обед в том же Лоо.

В общем, мечта реализована, галочка поставлена.

9. Отстроили дорожную инфраструктуру Сочи к Олимпиаде конечно классно. Одни туннели в обход Сочи и на Красную поляну чего стоят. В общем, ездить одно удовольствие. Соблюдая скоростной режим конечно же, ибо камерами увешано все. Пару раз все равно превышал скорость, писем счастья не приходило.

Интересно, на чей бюджет упало содержание этой инфраструктуры. Как обычно бывает - денег вложили, мероприятие провели, а потом местная власть загибается на ее содержании. Надеюсь в данном случае это не так.

Впечатления от Абхазии требуют отдельного описания:

1. Государственные регистрационные знаки. Такое впечатление, что сначала навыдавали все красивые комбинации, потом уже - что осталось.

Ну реально - каждая вторая машина имеет или все три одинаковые буквы или цифры или еще какую запоминающуюся комбинацию.

2. Эти же самые половина машин не могут проехать мимо ихней ДПС, чтобы не поприветствовать сигналом или вообще остановиться, перекинуться парой слов с ними. Все живут в одном колхозе, знают друг друга и выставляют это знание напоказ.

3. Полное пренебрежение другими участниками движения - пешеходами. На переходах никто никого не пропускает, на тротуарах паркуются так, что не оставляют прохода вообще.

Особенно поразил один водитель/продавец арбузов - перегородил своей машиной и арбузами абсолютно весь тротуар и половину дороги, так что не только пешеходам, но и машинам надо объезжать по второму ряду. Сколько мы там были - он там стоял. И это дорога на море была, т. е. основной поток людей там ходил.

Недалеко пару раз стояла их ДПС, которая видимо это тоже считало нормальным (видимо были заняты на каждую вторую машину, которая им подавала приветственный сигнал).

У страны, которая 70% доходов имеет от курортного бизнеса, полностью отсутствует понимание, что они должны обеспечивать комфорт отдыхающих. Почему-то в той же Болгарии это понимание есть, там никто так машину не бросит в месте прохода людей к морю и все всех пропускают.

И это не только в части транспортной инфраструктуры. За 6 дней я только в одном месте увидел улыбку у продавца и слова "спасибо/пожалуйста".

Как раз вчера посмотрел репортаж про Абхазию, где у них Министр туризма рассказывал, как у них хорошо, какие у них проблемы и как они их решают, прям хотелось написать ему, что реши вопрос с менталитетом людей, придумайте национальную идею, что все для людей и отдыхающие к вам начнут ездить.

(К слову, такая же проблема и на русском черноморском побережье, но там причины другие.)

4. Полное отсуствие фур. Это радует.

5. Хорошие дороги. Возможно следствие отсуствия фур. А горные дороги должны быть по умолчанию хорошие.

6. Все машины чистые. Вот как раз это у них в крови заложено - машина должна быть чистой.

7. Ну и обычный менталитет южных мужчин-самцов - машина, это не средство передвижения, а продолжение его мужского начала и чем больше он его будет выставлять напоказ (чем сильнее затонированы стекла, ненужных украшений, опять же номера, чем громче говномузыка из говноакустики), тем больше у него будет самок, как он считает. Был там в Сухумском обезьянем питомнике - поведение самцов один в один.

В целом, автопутешествия по европейской части России перестали приносить удовольствия, потому что трассы загружены фурами и уже не получаешь того удовольствия от езды, а только напряги из-за необходимости обгонять эти фуры и стоять в пробках.

Так что следующее путешествие запланировано совсем в другое направление. Если вдруг реализуется, будет о чем написать.

PS. Так как современные информационные технологии в лице интернета дошли до неравнодушных к внучкам бабушек и дедушек, то был заведен инстаграм, куда оперативно сливались все фотки с путешествия, для их своевременного успокоения, что у нас все хорошо. Найдете вот тут: http://www.instagram.com/userovitnik/ , листайте в самое начало.

Спасибо за внимание!

Строительство моста в Крым идет полным ходом, однако в этом туристическом сезоне все еще придется обходиться паромами. Загрузка паромов в разгар сезона прогнозируется весьма приличная. Посему визит на полуостров отложим до лучших времен и рассмотрим более простые и быстрые маршруты недельных путешествий на машине к синему Черному морю.

Для европейской части России главной артерией, связующей страну с черноморскими курортами, является трасса М4 «Дон», несмотря на достаточно длинный участок ремонтов и ростовские пробки. Платная трасса с ограничениями на некоторых сегментах аж до 130 км/ч позволяет добраться от столицы до черноморской развилки трассы М4 всего за один световой день. Для этого, правда, придется выехать из Москвы в районе 5 утра, но зато, даже с учетом пары остановок на обед и дозаправку, уже в сумерках вы будете в районе Джубги, оставив за спиной без малого полторы тысячи километров дорог и 840 р. за право проезда по ним.

У Джубги, где, упираясь в Черное море, трасса М4 расходится в две стороны, предстоит сделать выбор: налево свернешь, в Туапсе и Сочи попадешь, направо повернешь - в Геленджик, Новороссийск и Анапу приедешь. Тем, кто не любит сидеть на одном месте и стремится на юг не только для того, чтобы пролежать весь отпуск на пляже, советуем не зацикливаться на одном курорте, а неспешно прокатиться вдоль всего побережья, останавливаясь на пару дней в разных городах: так и впечатлений наберется побольше, да и пляжи отыщете получше. Сегодня рассмотрим «восточное крыло» побережья - от Джубги до Анапы или наоборот. Выбирая этот маршрут для путешествия на машине, лучше всего, не спускаясь к джубгской развилке, уже за Краснодаром сразу свернуть на трассу А146, сократив таким образом путь через печально знаменитый Крымск.

В последние годы в Анапе выросло огромное количество частных мини-отелей самого разного уровня. Конкуренция высока, и за счет этого цены, даже в сезон, вполне приемлемые. Это притягивает в Анапу огромное количество бюджетных туристов, и пляжи в сезон забиты почти как в курортных кинофильмах советских времен - ступить некуда. Качество отдыха при этом оставляет желать лучшего: вода на мелководье и в лиманах местами зацветает и весьма насыщена бактериями. Обязательно стоит съездить полюбоваться дюнами Витязевского лимана (в сезон въезд на прибрежную косу платный - 200 р.), но надолго задерживаться здесь не стоит: на побережье есть и более интересные и не столь перенаселенные безлошадными туристами места.

Выехав из Анапы по побережью на восток в сторону Новороссийска, уже через полчаса вы окажетесь в районе заповедного озера Сукко с его болотными кипарисами и знаменитого мыса Утриш. Здесь можно посетить дельфинарий (впрочем, их еще много попадется на нашем пути вдоль моря), искупаться и перекусить. Ресторанов и закусочных множество. Самое дорогое и пафосное заведение «Форт Утриш»: с замечательным видом и очень небюджетными блюдами.

Следующей остановкой нашего черноморского маршрута по логике должна стать «русская Шампань» - знаменитый винодельческий регион АбрауДюрсо. Если вы путешествуете на легковом автомобиле, добраться туда можно только одним путем - вернувшись на трассу, а затем вновь свернув на юг перед Новороссийском. Для тех же, в чьем распоряжении имеется внедорожник или кроссовер, есть альтернативный красивейший маршрут через Утришский заповедник. Дорога весьма скверная, зато проходит через реликтовые леса, ущелья и пустынные пляжи с достаточно чистым морем. Нужно быть лишь готовым к тому, что 40 км пути до Абрау растянутся для вас без малого на три с половиной часа и станут не самым легким испытанием для подвески любого внедорожника.

Но вот среди зелени проступает синяя гладь озера Абрау. За несколько последих лет в окрестностях озера также отстроилось множество частных, в основном бюджетных отелей: по большей части - в поселках при выезде из АбрауДюрсо в сторону Новороссийска. Но если вы хотите отдохнуть с комфортом, попивая элитные сорта местных игристых вин у бассейна с видом на озеро, лучше забронировать номер в отеле «Империал Hotel & Champagne Spa», расположением и уровнем сервиса вполне оправдывающем каждое слово своего длинного имени. Вообще, в Абрау вполне логично будет задержаться на пару дней: попить игристых и тихих вин, покататься по виноградникам, съездить на озеро лотосов... А затем - отправиться дальше на восток через Новороссийск в сторону Геленджика.

В самом Новороссийске обязательно стоит заехать к морвокзалу, где можно побывать на уже 15 лет стоящем тут на приколе крейсере «Михаил Кутузов». С парковками в районе набережной, правда, беда: придется намотать несколько кругов, чтобы найти место, где приткнуть машину.

Экскурсия по заводу и историческому комплексу Абрау-Дюрсо как правило завершается дегустацией элитных сортов игристых вин, поэтому лучше ехать в Абрау с ночевкой

Зато большая часть остальных памятников и достопримечательностей города (в основном связанных с его героическим прошлым) располагается прямо вдоль дороги, ведущей в Геленджик. На Новороссийском серпантине при выезде из города есть две смотровые площадки с замечательными видами на Цемесскую бухту. Особенно примечательна вторая, с грандиозным гранитным мемориалом «Морякам революции», в июне 1918-го затопившим в Цемесской бухте 16 кораблей Черноморского флота, чтобы не передавать их Германии согласно Брестскому договору. Наряду с Цусимой этот эпизод стал одной из самых черных страниц в истории отечественного флота в XX веке.

Стрелки с профилями судов указывают направления и расстояния до тех мест Цемесской бухты...

Где летом 1918-го были затоплены корабли Черноморского флота

На парапете смотровой площадки установлены бронзовые стрелки-указатели, указывающие направление и расстояние до каждого затопленного корабля.

За мемориалом Новороссийский серпантин переходит в более или менее прямой участок трассы «Дон», и уже через 15–20 минут вас приветствуют надпись «Город-курорт Геленджик» и довольно строгий пост ДПС: на всякий случай будьте готовы «дыхнуть в трубочку».

Геленджик в последние годы активно застраивается современными зданиями и понемногу расцветает. Однако приезжать сюда приятно вне сезона, в апреле-мае. В сезон же кишащий людьми и гудящий, словно улей, Геленджик, прямо скажем, далеко не Рио-де-Жанейро. С голубой мечтой Великого комбинатора его роднит разве что грязное море в бухте. Местные в портовом заливе никогда не купаются, предпочитая принимать морские ванны за городом, на более чистых пляжах. Но безлошадных туристов в заливе пруд пруди: грязь и инфекции в сезон мало кого смущают.

Лучший отель города - Kempinski Grand Hotel может похвастать огромной ухоженной территорией, хорошим спа-центром и собственным пляжем, море на котором, правда, столь же «чистое», как и во всей бухте. Есть гостиницы попроще и подешевле, причем среди них можно найти весьма европейские и качественные. Один из эталонов в среднем ценовом сегменте - новый современный отель «Море», открытый лишь прошлой осенью. На набережной довольно много ресторанов практически на любой кошелек, имеется огромный парк развлечений, контактный зоопарк... но из-за грязного моря в заливе надолго задерживаться в городе все-таки не рекомендуем. Оставьте его на разграбление безлошадным туристам и отправляйтесь дальше на восток по извилистому, но красивому участку трассы «Дон» в сторону Джубги.

В последние годы этот участок дороги постепенно обрастает вполне приличной инфраструктурой. По обочинам появляются хорошие кафе и шашлычные, где можно недорого и вкусно перекусить. За несколько километров до Пшада с правой стороны расположился комплекс Геленджикских дольменов. Вообще дольменов в этом районе превеликое множество, есть даже специальные «дольменные туры». Но большинство из них располагаются в горах, иногда на приличном удалении от дороги. Эти же стоят у самой трассы: просто грех проехать мимо. Затем можно свернуть в Архипо-Осиповку: еще раз искупаться, посетить крокодиловую ферму и очередной дельфинарий, если к тому моменту вы от них окончательно не устанете.

Но вот уже и Джубга, а с ней и уже известное нам распутье трассы М4 «Дон». Направо пойдешь - в Туапсе, Сочи и Абхазию попадешь. Если есть еще одна свободная неделя, почему бы и не прокатиться до Олимпийской столицы, а то и до Сухума. Налево свернешь - в Москву попадешь: один световой день пути, и вы снова окажетесь в Белокаменной...

Геленджик с каждым годом расцветает все больше: строятся отели, расширяется инфраструктура, однако море в бухте по-прежему грязное, местные тут не купаются...

Калькулятор путешествия на машине на Черное море

Транспорт и проживание
Стоимость отеля/отеля (2 меcтный номер), р. от 2000
Средний счет в ресторане, р. 1000
Дорога (автомобиль Skoda Superb)
Общее время в пути, ч 48:28
Протяженность маршрута, км 3250
Средний расход топлива, л/100 км 10,2
Cтоимость топлива, р./л 40
Макс. разрешенная скорость, км/ч 130
Макс. допустимый уровень алкоголя, промилле до 0,3

Лето 2013 года в Европейской части России выдалось откровенно паршивое. Может, кому-то и повезло, а мы заметили только холод и дожди. Может, конечно, по контрасту с Египтом, а может это была самая что ни на есть «объективная реальность, данная нам в ощущениях».

В общем, мерзнуть в палатке уже не хотелось совсем. Осенью предстоял очередной переезд в Азию, а тепла хотелось уже летом в России. Вспомнив, как в июне мы чуть не дали дуба на Сперанского , мы решили смотаться на Черное и Азовское моря своим традиционным летним способом – автомобильно.

Тем более, у нас на северах лето уже клонилось к закату, и надежды на просветление не было – середина августа. А вот там, на югах, все еще было в самом разгаре, да еще и фрукты поперли.

2600 км в одну сторону впечатляло. Но, в конце концов, по Карелии за каждый сезон мы наматывали не менее 4000 в общей сложности, поэтому лишние полторы-две тысячи километров, собственно, бешеной собаке были уже не крюк

Проверили машину, проложили маршрут. Планировалось так: СПб-Москва-Волгоград (были попутные дела под Волгоградом)-Ростов-Краснодар-Темрюк-Тамань, далее по побережью Черного моря через Анапу-Новороссийск-Геленджик, а дальше как пойдет.

Обратно планировали вернуться через Краснодар, но подъезжать к нему по горной дороге через Джубгу и Горячий ключ. Забронировали отель по ходу маршрута только в Волгограде, не были уверены, что дальше будет складываться все так, как хотелось, да и время в дороге не всегда предсказуемо из-за пробок, особенно на участке «СПб-Мск» .

Но до Волгограда уложились по графику. Расстояние от Москвы до Волгограда (около 800 км) проехали за один день, как и планировали. Про дорожные подробности – отдельная история, так что особенности этого плана я сейчас опущу.

Первые впечатления – Волгоградская и Ростовская области

Самый жуткий климат, как выяснилось, не за полярным кругом А в степи. Растений нет, точнее они есть, но быстро все высыхают, и их так критически мало, что никакого поглощения углекислоты с последующим выделением кислорода не происходит. В результате дышать нечем.

Странно, но в пустыне воздуха куда больше. Море? Но и внутри пустыни не было так сурово. Влажность в пустыне – от 10 до 60% (последнее случается редко, чаще – от 20 до 40) . А тут, как ни крути, от 40 до 80%, и в тот светлый момент явно было больше 60%… К тому же, в пустыне по ночам холодно, приток свежего воздуха обязательно случается, какая бы ни была жара днем. В этом мы убедились во время своих неоднократных уже позже.

В общем, если по-простому – дышать в степи летом просто нечем. Ближе к берегу моря, конечно, сильно легче. Но все равно жестко, как оказалось.

День, проведенный на Дону, привел к тому, что мы оба просто засыпали, а надо было ехать дальше. Организм, успев сначала привыкнуть к сухой жаре, потом с трудом, но перестроившийся на холод и большую влажность, получил удар по голове солнцем, а влажность при этом осталась не сильно меньше…. И офигел

День, проведенный на Азовском море, был уже получше, но все равно тяжеловато. Остановиться на Азовском море на ночь можно здесь: http://www.kuchuguri24.ru/nomera/lyuksy-s-vidom-na-more/nomer-tridtsatyy-lyuks/ Когда мы подъехали к Геленджику, солнце жарило так, что я такого даже в Египте не помню, чтобы кожу вот буквально жгло….

Тамань

Тамань – тихий городишко, но общая атмосфера отдает тоскливой задумчивостью. Кругом моря – плоские поля, виноградники или просто степи, местами – еще какие-то посадки. Но все в основном с редкими деревцами, выжженные солнцем пустоты.

Само море – жемчужно-серое, небо – практически белесое… Вспоминаешь поневоле ту самую депрессивную лирику Лермонтова. И, в общем, соглашаешься – что там еще можно было написать?

На косе Тузла (напротив Керчи) – отличный песчаный пляж , мелкое море, но реально нет вокруг ничего, глазу не за что зацепиться. Чтобы устроить там пикник (например), нужно везти с собой тент. Были у нас шальные мысли переночевать прямо на косе, благо как раз тент, палатка и прочее у нас было с собой, но народу все-таки многовато для лагеря.

Никто не даст гарантии, что ночью кому-то спьяну не придет в голову устроить дебош под громкую музыку. Решили все-таки сильно не тормозить на косе.

Вообще, до побережья ночевали в отелях, бронируя их по дороге. Нашли какой-то дом отдыха под Темрюком (станица Голубицкая), ехали долго по ночной степи с редкими деревьями вдоль дороги , кругом – тишина и полный мрак. А приехали – стоит дом отдыха посреди полей, практически, и жесткого кустарника, но там есть жизнь, вода, отдыхающие и даже сервис

Вот как раз после этого дома отдыха, переночевав, позавтракав, мы и оказались на косе.

Черноморское побережье

Поехали дальше, в сторону Анапы. Пошли холмы, поросшие лесом из можжевельника и прочих южных растений, глазу стало поприятнее, пейзажи открывались красивые.

Я, кстати, постоянно останавливался в разных точках, где открывались какие-то интересные виды, дорога от самой Анапы идет вдоль Черного моря и местами – через горы…. Временами приходилось снимать из окна машины, поменявшись с женой – когда вела она, и если запрещено было останавливаться – уж лучше так, чем никак.

Видимость в море просто ужасает. Да, я в курсе, что Красное – одно из самых прозрачных. Но, блин, как же тяжело смириться с тем, что все дно Черного моря покрыто серыми и бурыми водорослями, а рыбки в нем все как одна – того же бурого цвета, за редким исключением, но таких цветов, как в Красном, конечно же, нет близко.

А главное – грязное оно, как ни крути. Мутное. 5-6 метров – максимум видимости. И тут где-то есть дайвинг …. Блин, на ЧТО они тут смотрят? Или чисто из-за азотки ныряют, «шоб торкнуло»?

Но если сильно не придираться к «внутренностям» моря, есть в нем, с другой стороны, что-то притягательное. Не столько в самом море, сколько в природе вокруг. Вот эти поросшие зеленью холмы, специфический запах деревьев (особенно можжевельника), сады-виноградники, бахча и изрезанное обрывами, перевитое серпантинами побережье – есть в этом что-то притягательное.

Мы все в каком-то смысле родом из детства, а наши детские впечатления порой родом из Черного моря . Потому что для всех советский детей именно оно было символом настоящего отдыха, чего-то необычного, особенного, какой-то возможной в том времени, в той стране и том поколении сказки.

Сказки у нас теперь другие. А вот что-то светлое все равно осталось к нему. Несмотря на бурые водоросли, плохую видимость и очевидную грязь.

Курортные городишки

В курортных городках отдыхающих просто прорва. Я все думаю – это все невыездные? Патриоты? Ну реально ведь не дешевле, чем ехать в Турцию или Марокко, а в Египет было вообще совсем дешево, пока лавочку временно не прикрыли…

Посудите сами – средний номер в отеле или на базу отдыха – около 2000 в сутки. В частном секторе — 1500. Ну может, оптом дешевле еще. Но все равно на 2 недели выйдет 20-ка по-любому. Плюс дорога. Дешевле она будет только если ехать в плацкарте. А билеты на самолет стоят сюда дороже, чем в Турцию и в прочие аналогичные. Плюс еда. Ну никак не будет дешевле полтинника на двоих.

Тур в дабл в Турцию или Марокко на все включено стоит столько же. Да и Грецию можно найти тоже не сильно дороже, Черногорию…. Вот в дикости тут интересно шариться, а в этих переполненных городках?

До моря многие ходят по километру. Кто-то ездит на маршрутке. «До моря – 200 метров» — это просто шик. А в той же Турции от отеля до пляжа метров 50, причем не по пыльной улице с автомобилями, а по ухоженной территории отеля.

Что же это, интересно? Патриотизм такой странный? Или ужас перед заграницей? Причем реально ведь местами грязно (на пляжах и в самом море), и на улицах, хоть и убирают, однако совковый менталитет и культуру никто не отменял. Грязно в населенных местах, откровенно грязно…..

Хотя удивление вызвало, как активно стал развиваться частный сектор в плане жилья. Теперь комнаты не сдают, как в старые добрые времена (а мы такое еще застали студентами, жили в комнатах, удобства на улице, душ – один на всех, деревянная кабинка с канистрой наверху и примитивной лейкой, вода естественно холодная, если только от солнца достаточно нагреется….)

Теперь эти частные дома успешных арендодателей стали разрастаться. Кто-то достроил крыло, кто-то – этаж, кто-то сломал старый дом и построил новый по типу мини-отеля. Но суть теперь другая.

Сдают комнаты типа гостиничных номеров. Комнатка как комнатка, но в ней свой душ-туалет. Душ, конечно, «в пол», без ванны, но прогресс! Именно так мы заночевали в Кабардинке. Выехав с утра дальше, как раз удивились количеству отдыхающих на улицах (на пляж не заходили, испугались)

И окончательно поняли, что достаточно наелись дорожной пыли насмотрелись дорожных красот, и пора уже в дикость, как можно дальше от всей этой «цивилизованности».