New! как бороться с захватом берега. Оформление участка: как оформить участок земли на берегу в собственность Можно ли арендовать берег озера

Уважаемый Вячеслав!

Согласно п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 05.04.2013):

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы , установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

При этом в соответствии с п. 6. ст. 6 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 07.05.2013):

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Только лишь в случае, если земельный участок не расположен в границах земель общего пользования, а также не пересекает красных линий - линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования, то основания для отказа в приватизации земельного участка в этой части отсутствуют. Информацию о территориях общего пользования муниципального образования можно получить в соответствующем органе местного самоуправления, осуществляющем полномочия по планировке территории муниципального образования .

В силу ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Следовательно, из положений ВК РФ, ЗК РФ и п. 2 ст. 261 ГК РФ следует, что право частной собственности может возникнуть только на пруд или обводненный карьер и то, только при условии наличия в частной собственности или приобретения в частную собственность земельного участка, в границах которого находится пруд или обводненный карьер, при этом большое количество примеров из судебной практики свидетельствует, что русловые пруды не могут быть причислены к прудам, так как являются частью других водных объектов, находящихся в федеральной собственности. Соответственно береговая полоса рек, однозначно не может являться частной собственностью.
Пленум ВАС РФ в п. 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» дал толкование ст. 36 ЗК РФ как устанавливающей обязанность заключить договор купли-продажи земельного участка с собственником объектов недвижимости, расположенных на этом участке, отметив, в частности, что правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте . Такая позиция подтверждается судебной практикой.

Вероятно Ваши соседи не являются собственниками данных земельных участком, ввиду прямого запрета. Нормы закона приведены выше. Вы можете воспользоваться советом Богомолова Ивана - проверить в онлайн режиме земельные участки, а можете и обратиться в соответствующие органы (земельный комитет) за разъяснениями.

Не нужен договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование, если он используется для плавания маломерных судов, рыболовства, рыбоводства, охоты, полива садовых, огородных участков, ведения личного подсобного хозяйства , а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными, купания.

За нарушения правил водопользования налагается штраф. На граждан - от 500 до 1000 рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 1500 до 2000 рублей, на юрлиц от 10000 до 20000 рублей.

Из Водного кодекса РФ

Как по закону взять в аренду часть речного берега

Любители водного отдыха возводят на берегах пермских рек бани, роскошные пирсы для яхт и скромные причалы для лодок.

Практически все эти сооружения построены незаконно и вполне могут быть снесены по решению суда. Как арендовать речной берег, не нарушая норм Водного кодекса, выяснил корреспондент "РГ".

Бизнес на причале

Предприимчивый житель поселка Старые Ляды на реке Сылве решил немного подзаработать. Пользуясь тем, что его дом находится в очень удобном месте для моторных лодок, он соорудил пирс, за каждое причаливание к которому взимал по 20 рублей. Помимо этого, он перекрыл забором доступ к воде, и владельцы моторок стали вынуждены швартоваться только к его причалу, потому что пройти в поселок можно только оттуда.

Любители водного отдыха, краем уха слышавшие о том, что проход к воде должен быть свободным, начали возмущаться. Информация об этом дошла до Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. Его сотрудники пытались объяснить речному бизнесмену, что он грубо нарушает закон. Однако деловитый мужик только посмеялся. Пришлось выписать предписание с требованием - снести забор и обеспечить доступ к воде всех желающих. Лишь узнав, что после этого могут последовать штрафы, а также решение суда о принудительном сносе забора, поселковый бизнесмен исполнил требование чиновников.

На реках Чусовой и Сылве бывали случаи, когда с помощью плавучих земснарядов речные латифундисты берут донный грунт и насыпают берега, увеличивая площадь для застройки, без каких-либо разрешений и экологических экспертиз. На искусственных насыпных берегах появляются красивые двух-, трехэтажные домики с полным комплексом удобств. Канализация стекает прямо в речку, естественно, без всяких очистных сооружений. А ведь из Чусовой идет забор воды для жителей Перми.

Законная швартовка

Естественно, каждому хочется, чтобы под окнами, выходящими на водную гладь, не бродили посторонние люди, не мешали отдыхать. А если позволяют средства, можно построить и роскошный причал для своей лодки, катера или водного мотоцикла. Некоторые даже воздвигают капитальные пирсы для швартовки дорогих яхт.

По данным Камского водного бассейнового управления в Пермском крае более пятисот незаконных построек. Причалы и бани на сваях, появившиеся безо всяких оснований, могут снести, а их владельцев привлечь к ответственности. Подобных неприятностей можно избежать, если внимательно прочитать законы и оформить водную акваторию и берег в аренду.

Личный водоем

Кроме рек, в Пермском крае насчитывается около полутора тысяч прудов. На них тоже можно неплохо отдохнуть. Многие из этих водоемов зарыблены, и люди приезжают сюда половить карпа или стерлядь. Но пользоваться прудами надлежит тоже в соответствии с законом. Некоторые предприниматели, выкупив землю и перегородив плотиной протекающую по участку речушку, считают, что искусственно созданный пруд принадлежит им. Однако это не так. Все проточные водоемы находятся в федеральной собственности. И любая речка, независимо от того, запружена она или нет, тоже принадлежит государству.

Пруд можно получить и в свое пользование. Для этого владелец земельного участка может сам вырыть котлован и заполнить его водой (такие водоемы называются "копань"), также можно использовать под пруд имеющийся на участке карьер или иное углубление в почве. В этом случае можно с чистой совестью оформлять водоем в личную собственность путем регистрации в государственных органах.

Комментарий

Антон Налимов, начальник отдела водных ресурсов Камского бассейнового водного управления:

В нашем крае сотни прудов и озер, около тридцати тысяч рек и речушек общей протяженностью более девяноста тысяч километров. Но необходимо, чтобы все водоемы использовались в соответствии с законом.

Наше управление всегда открыто для граждан, желающих цивилизованно вести себя на реках. Если мы обнаруживаем самозахват акватории, всегда стараемся избежать каких-либо жестких мер. Государство идет навстречу гражданам. Например, проведение аукциона о выделении части акватории в аренду обходится нам в среднем в 50 тысяч рублей. А люди платят за аренду воды сущие копейки. В этом году мы уже выдали 36 лицензий на пользование акваторией и заключили 15 договоров с любителями речного отдыха.

На заметку

Права граждан на водоемах

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не больше десяти километров, составляет пять метров.

Не нужен договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование, если он используется для плавания маломерных судов, рыболовства, рыбоводства, охоты, полива садовых, огородных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными, купания.

За нарушения правил водопользования налагается штраф. На граждан - от 500 до 1000 рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 1500 до 2000 рублей, на юрлиц от 10000 до 20000 рублей.

Из Водного кодекса РФ

Как оформить документы на аренду

1. Для начала надо составить проект планируемой постройки, причем не важно, что планируется сооружать - простенький мостик для полоскания белья и купания, многоцелевой пирс для швартовки быстроходных катеров или двухэтажную баню с купальней. Документы может подготовить любая проектная организация. В них должны быть обязательно указаны размеры предполагаемой конструкции - ширина, высота, а также цель постройки.

2. С готовыми бумагами надо обратиться в Камское водное бассейновое управление. Здесь документы рассмотрят и бесплатно выдадут так называемое "решение на строительство". Как правило, отказов не бывает. Правда, получив такое решение, владелец участка еще не получает права на пользование водой или речной акваторией. Чтобы законно плескаться у своего причала или швартовать катера, надо в том же бассейновом управлении взять часть акватории в аренду.

3. Выбранный вами участок выставляется на аукцион, который проводят чиновники. Но шанс выиграть у вас практически стопроцентный. Пока в крае заключено всего 15 договоров на пользование водной гладью, и конкурентных схваток в борьбе за береговую линию нет. Как правило, заявитель в одиночестве дожидается окончания аукциона, и с ним заключается договор аренды на пользование акваторией.

4. Правда, за аренду водной поверхности придется платить деньги. Согласно действующим расценкам, за использование одного квадратного километра речной глади надо выложить 34 тысячи рублей в год. Пугаться этой суммы не стоит, ведь одной семье, как правило, достаточно 400-500 квадратных метров (четыре-пять соток акватории). При этом годовая плата, к примеру, за пятьсот "квадратов", составит 17 рублей 40 копеек. А оформление документов производится опять же бесплатно. Договор заключается на срок не более чем двадцать лет.

5. Можно оформить в аренду и часть береговой полосы. Действующее законодательство предусматривает свободный доступ граждан к водоемам и запрещает захват двадцатиметровой полосы от кромки водоемов. Но вполне допустимо взять эту часть суши в аренду для возведения лодочных гаражей, продолжения причалов. Условие лишь одно - эти постройки не должны быть капитальными.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Лесненко С.Ю.

Судей: Гребенщиковой В.А., Новиковой С.Н.

при участии

без явки представителей лиц, участвующих в деле

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013

по делу N А51-7802/2013 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю.

По иску общества с ограниченной ответственностью "Вудлэнд"

к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока

заинтересованное лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края

об оспаривании решения

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.02.2014 до 15 часов 40 минут 25.02.2014.

Общество с ограниченной ответственностью "Вудлэнд" (ОГРН 1022501901366, место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Союзная, 19-11; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Западная, 15; далее -управление), выраженного в письме от 25.02.2013 N 3140/20у об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, ориентировочной площадью 1 119 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе мыса Вилкова (бухта Якорная), для дальнейшей эксплуатации здания - лодочный гараж (лит.12) и о возложении на управление обязанности в течение месяца со дня принятия решения утвердить и выдать обществу схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 22; далее - департамент).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе управление просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования и может повлечь нарушение интересов неограниченного круга лиц на использование береговой полосы водного объекта.

В отзыве на кассационную жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - лодочный гараж (лит.12), о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.09.2007.

04.02.2013 общество обратилось в управление с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, ориентировочной площадью 1 119 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе мыса Вилкова (бухта Якорная), для дальнейшей эксплуатации указанного здания, в целях дальнейшего оформления земельного участка в аренду, приложив пакет необходимых документов.

Письмом от 25.02.2013 N 3140/20у орган местного самоуправления отказал в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с нахождением части площади участка (881 кв.м) в береговой полосе моря.

Считая, что данный ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах береговой полосы моря и относится к территориям общего пользования, в связи с чем заявитель не претерпевает негативных последствий от отсутствия договора аренды такого участка.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ управления в утверждении обществу схемы расположения испрашиваемого земельного участка по мотиву нахождения его в береговой полосе противоречит требованиям действующего законодательства.

В силу пунктов 11, 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом, когда земельные участки изъяты из оборота.

Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территории общего пользования.

В рассматриваемом случае общество испрашивает земельный участок в аренду.

Между тем, запрет либо ограничения на передачу земельных участков в пределах береговой полосы в аренду Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает.

В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (шириной двадцать метров), предназначенная для общего пользования; каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, положениями Водного и Земельного кодексов Российской Федерации не исключены из оборота земельные участки, находящиеся в прибрежной береговой полосе, при этом их использование предполагает лишь соблюдение определенных законодателем ограничений. Других ограничений в отношении береговой полосы действующим законодательством, в том числе пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал незаконным оспариваемый отказ управления, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, и обязал управление в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования и может повлечь нарушение интересов неограниченного круга лиц на использование береговой полосы водного объекта является несостоятельным, поскольку вопросы использования арендатором земельного участка по назначению с учетом требований и ограничений, установленных действующим законодательством относятся к мероприятиям земельного контроля, а не к порядку рассмотрения обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Ссылка управления на то, что департамент не является уполномоченным органом на распоряжение данным земельным участком, поскольку собственность на него разграничена в силу статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку предметом настоящего спора является вопрос об утверждении схемы земельного участка, что положениями пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочию органа местного самоуправления.

Иных доводов, препятствующих предоставлению земельного участка обществу для целей, не связанных со строительством (для установки и эксплуатации временной постройки для эксплуатации здания лодочного гаража), управлением не приведено.

Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах и не противоречат им, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А51-7802/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судьи В.А. Гребенщикова
С.Н. Новикова

Обзор документа

Собственник лодочного гаража просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации данного объекта и оформления земли в аренду. Ему отказали на том основании, что часть участка находится в береговой полосе моря.

Суд округа согласился с апелляционной инстанцией, признавшей такой отказ незаконным.

В силу Земельного кодекса (ЗК) РФ земельные участки могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом, когда земельные участки изъяты из оборота.

ЗК РФ запрещает приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом (ВК) РФ, а также земельные участки, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территории общего пользования.

В спорном же случае земельный участок испрашивался в аренду. А ЗК РФ не запрещает и не ограничивает передачу земельных участков в пределах береговой полосы в аренду.

В соответствии с ВК РФ береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (шириной 20 м), предназначенная для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в т. ч. для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, ВК РФ и ЗК РФ не исключают из оборота земельные участки, находящиеся в прибрежной береговой полосе. Их использование предполагает лишь соблюдение определенных законодателем ограничений. Других ограничений в отношении береговой полосы не установлено.

Мы так погрузились в обсуждение заборов, перегораживающих береговую полосу, что не заметили произошедшей в законодательстве РФ революции…
А между тем со 2 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основной там является тема создания насыпных территорий.
Но есть и много других интересных норм.
В том числе направленных на превращение береговой полосы в территорию общего пользования.
Ведь как жили сих пор?

Частью 6 статьи 6 Водного кодекса РФ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров (с рядом особенностей).
Однако это - всего лишь общее правило. Из которого, естественно, есть исключения.
В частности, в Водном кодексе РФ есть Глава 3, определяющая порядок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Те, кто городит заборы, делают это как раз на основании таких договоров или решений о предоставлении им водного объекта в пользование.
Конечно, в законодательстве РФ были нормы, обязывающие таких пользователей обеспечить всем желающим свободный доступ к водному объекту. Да только были они весьма невнятными.
И что самое главное, за ограничение доступа не было предусмотрено никаких реальных санкций.

Вот и появлялось на берегу всё больше арендаторов. Ведь какой соблазн для органа власти передать кусочек береговой полосы кому-то в аренду.
Не надо убирать эту часть береговой полосы, следить там за порядком. Ещё и арендную плату собирать можно. Красота. А для граждан можно сохранить парочку муниципальных пляжей, чтобы лишний раз на огороженную и охраняемую территорию не лезли…

Теперь всё иначе.
Например, статья 22 Земельного кодекса РФ дополнена пунктом 3.2 следующего содержания:
«3.2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.»
То есть теперь, заключая договор аренды водного объекта, арендатор должен подписаться под обязательством обеспечить свободный доступ всех желающих к этому водному объекту и его береговой полосе.
Нарушение арендатором этого договорного обязательства приведет к тому, что договор аренды будет с ним просто расторгнут.

Внесли изменения и в Градостроительный кодекс РФ .
Пункт 12 статьи 1 ГрК РФ, в котором дается определение понятия «территории общего пользования» изложили в следующей редакции: «Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования , скверы, бульвары);»
Казалось бы, всего несколько слов про береговые полосы добавили. На самом деле - ясность внесли. Теперь, наконец, прекратятся дискуссии на тему о том, являются ли береговые полосы водных объектов общего пользования территорией общего пользования. Всё, однозначно являются. И спорить больше не о чем.

Часть 11 статьи 35 ГрК РФ дополнили словами «береговыми полосами водных объектов общего пользования», что упростит их включение в состав зон рекреационного назначения, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

И ещё одно существенное изменение внесли в ГрК РФ, дополнив требования к документации по планировке территории.
В частности, теперь основная часть проекта планировки территории должна включать в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых, помимо традиционных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, должны быть отражены проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам .
Понятно, что нарисовать в ДПТ удобный проход для всех желающих через арендованный тобой участок к водному объекту и его береговой полосе это половина дела.
Но надо ведь ещё обеспечить его реальное существование на местности.

Этим будут теперь заниматься органы местного самоуправления - их с этой целью обременили дополнительными обязанностями в целях обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам. В Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесли изменения, в результате которых в обязанности органов местного самоуправления теперь входит:
- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 15 части 1 статьи 14);
- установление правил использования водных объектов общего пользования, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 28 части 1 статьи 15);
- информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 36 части 1 статьи 16).

Главное теперь, чтобы администрация Сочи за обеспечением свободного доступа граждан к морю и береговой полосе следила надлежащим образом:).
Ну и нам не забывать, что береговая полоса - территория общего пользования, открытая для свободного доступа.

ВК РФ Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;