Андаманские острова и их маленький народ - истории земли. Древнее племя на территории Андаманских островов Индии. Что посмотреть и чем заняться

Онжи - это пигмеи, каким-то чудом оказавшиеся на Андаманских островах Бенгальского залива, расположенных в двухстах километрах от Индии. Когда- то даже пираты не совали туда свой нос, потому что боялись воинственного племени. Онжи - охотники, рыбаки, собиратели меда и фруктов. Это племя так и не научилось добывать огонь, поэтому оно старательно поддерживает его в костерках, бо¬ясь, что пламя потухнет. Забытых и заброшенных онжи, находя¬щихся на грани исчезновения, осталось всего несколько сотен... Маленькая дере¬вянная лодка легко скользит по глади залива по направлению к острову Малый Анда ман, который в действительности - самый большой по площади остров архипелага. Это - владения онжи, одной из четырех основных этнических негритянских групп архипе¬лага. Здесь живут еще племена больших андаманцев, жаравасов и сан- тинели.
Позади осталась столица Андаманских островов Порт-Блэр. Воды залива у столицы Андаман¬ких островов, города Порт-Блэр, очень мутны из-за множества речушек, несущих в залив землю. На по¬бережье Порт-Блэра, сидя в своей лодке, нас ждал проводник по имени Ражу. Еще совсем недавно английские колонизаторы истребляли онжу, но нынешние индийские власти относятся к племени лояльно, и Ражу работает проводником. Андаманские острова до сих пор - девственный рай. Здесь почти нет посторонних - туристов и другой любопытствующей публики. Это просто сказоч¬ное место! Представьте себе холмы, покрытые джунглями, спускающимися к золотистым пляжам, окруженным коралловыми рифами. И чистейшее, почти прозрачное море! Долгое время присутствие на островах архипелага воинственных племен де¬лало его естественным заповедником. Правда, совсем недавно индийские власти, в чьем подчинении находится архипелаг, приоткрыло двери для предпринимателей: началась вырубка лесного богатства островов, и появились первые признаки туристического бизнеса. Индийское правительство уже создало колонию рабочих, которые трудятся на предприятии по заготовке древесины, охраняемую полицией. Аборигены же, по сути дела, живут в резервации.
Нос лодки ткнулся в песчаный берег. Аборигены, встретившие нас, были совершенно голыми, если не считать узкой кожаной набедренной повязки. Темные полутораметровые фигурки напоминали ожившие статуэтки. Онжи встретили нас без враждебности - ведь нас привез Ражу, который сразу заговорил с ними о чем-то на языке, похожем на переливчатое пение птиц. Однако то, что все они держали в руках деревянные копья с металлическими наконечниками, несколько настораживало.
Мы уже знали, что для онжи и трех других племен Андаманского архипелага до сих пор практически не существует цивилизации. Они даже не занимаются земледелием, предпочитая питаться лишь тем, что дает им природа: ягоды, фрукты, рыба, дичь мясо диких кабанов. Следы времени, когда это племя занимало все острова архипела¬га, были с трудом найдены учеными и датируются 200 годом до нашей эры. Абори¬гены этого клочка суши в Индийском океане и сейчас сохранились практически такими же внешне, с прежним укладом жизни и обы¬чаями, какие были у их далеких предков - африканских племен, ставших азиатскими. Для онжи нет понятия времени как такового. Оно разделяется на две категории - сезон дождей и сезон без дождей. Остальное время никакого значения не имеет.
К нашей группе подошел онжи с четырьмя громадными кокосами в руках, и все тронулись в путь по направлению к деревне. Идти было при ятно, так как климат в этих местах теплый и влажный, с температурой воздуха около тридцати градусов. Ну, чем не курорт! Поражал своей первозданной чистотой и прибрежный песок, оттеняемый густой сочной растительностью. Стояла поразительная тишина, лишь легкий шумок прибоя напоминал о реальности происходящего.
Вскоре в поле нашего зрения показались хижины на сваях - восемь маленьких и еще одна побольше, - расположившиеся по кругу. Все они были крыты пальмовыми листь¬ями. Стены хижин из веток, подогнанных друг к другу, скрепляли пальмовые веревки. Рядом с хижинами лежали, высунув языки, собаки. Завидев еще издалека, что вся наша честная компания никакой еды, кроме четырех кокосов, не несет, умные животные не проявили к нам интереса. Подойдя ближе, мы увидели, что на стенах хижин висят плетеные корзины, предназначенные для охотничьих и рыболовных трофеев, а также фруктов. В тени деревьев женщины пекли лепешки, которые онжи едят с похлебкой из съедобных корней и луковиц, приправленной моллюсками и яйцами черепах.
У входа одной из хижин мальчик брил мужчину лезвием настоящей бритвы, неизвестно откуда появившейся здесь. Конечно, этот бритвенный прибор для онжи предпоч¬тительней, чем, к примеру, специально заточенный кусок стекла. Впрочем, онжи, как почти все негры, вообще любят все металлическое. Для аборигенов нет ничего при¬тягательнее пилы или ножа. Жители дерев¬ни с гордостью нам показали металличес¬кие ведра и посуду. Все это было подарено им заезжими учеными.
Но как все-таки оказались онжи в этих местах? В 1907 году британский ко-лонизатор Альфред Радклиф-Браун привез с Андаманских островов 70 образ цов волос живших там негров. 82 года спустя молодой ученый Эрика Нагельберг выде¬лила из них ДНК. Результат подтвердил морфологическую близость волос к пигмеям Южной Африки. Тем самым еще раз было доказано, что первые переселенцы на Анда мане были выходцами из Африки. Пришли же они сюда... по суше. Если посмотреть на карту, то четко можно увидеть круг, образованный Никобарскими и Андаманскими островами, являющимися логическим продолжением Явы и Суматры на юге и Бирмы на севере с горной цепью с «провалом» в центре. В этом «провале» и находятся Андаманы. Когда-то уровень океана был ниже, на месте нынешнего Бискайского залива находился материк. Подтверждает это и схожая растительность на островах и нынешней близлежащей суши.
В деревне стали готовиться к завтрашней охоте и рыбалке. Для охоты аборигены применяют двухметровые деревянные копья с металлическими наконечниками, ко¬торые используются также как гарпуны или остроги для рыбалки с катамарана. На ди¬ких свиней мужчины ставят ловушки - обыкновенные ямы, тщательно замаски¬рованные сверху. Если на дичь и диких свиней можно охотиться круглый год, то для добычи рыбы самым подходящим периодом является промежуток времени с де¬кабря по май, когда наступает время так на¬зываемых «земляных» ветров, и рыба под-ходит очень близко к побережью. Да и штормит не так сильно, хотя катамараны онжи, сделанные из двух выдолбленных стволов деревьев, соединенных между собой двумя деревянными поперечинами, могут вы-держать и самый настоящий шторм в Индийском океане.
Пока охотники и рыболовы готовили свои снасти, женщины деревушки принялись ук¬рашать друг друга. Они наносили на тела своеобразные маски из глины, которые не только делали их неотразимыми, но и за-щищали от насекомых.
Неожиданно небо потемнело. Ражу показал на бедж - муссонное об¬лако - и пригласил нас в большую хижину округлой формы, которая предназ-начена для собраний, а также служит хорошим укрытием от сильных ливней. Вслед за нами вошли и собаки. Любопытно, что эта большая хижина расположена в севе¬ро-восточной части деревни с учетом циклонов на Андаманах, которые направ¬ляются сначала к северо-востоку, а затем разворачиваются и проходят над остро¬вами. Но бывает в этих местах и сильный западный ветер, который аборигены называют Билику.
По мнению онжи, Билику - не очень хороший и не очень приятный бог. Циклон Би¬лику аборигены еще называют «злым ветром» и сравнивают его с грозным мужем. Действия Билику, в отличие, например, от бога-ветра Тарая, абсолютно не¬предсказуемы. Маленькая деталь: Билику на севере - женского рода, а на юге - мужского. Онжи считают также, что океан - это один из самых сильных и могущественных ду¬хов.
Мы спрятались от гнева Билику в хижине, сухой и довольно уютной даже во время ливня. Воспользовавшись непогодой, Ражу стал рассказывать соплеменникам о нашем недавнем путешествии и посещении островка Северный Сантинел площадью 47 квадратных километров, расположенного к западу от Порт-Блэра. Накануне той по¬ездки Ражу сообщил нам, что мы будем там желанными гостями только с подарками. Пришлось обзавестись двумя поросятами и металлическими инструмента-ми для дара живущим на Сантинеле людям племени жаравасов. Когда мы подплыли к этому небольшому островку, Ражу сразу выложил на пляже привезенные дары. Было видно, что делал все это наш проводник как-то неуверенно. Аборигены пристально следили за нами. Они еще издалека заметили нашу лодку. Двое из них, вооруженные луками и длинными стрелами, спрятались за деревом. Остальные подошли ближе. Выяснилось, что вместе с жаравасами на этом острове живет племя сантинели. Двое из людей этого племени как раз и прятались за деревом и, видимо, не очень-то радовались нашему появлению на острове.
И жаравасы, и сантинели были полностью обнажены, если не считать ярких широких поясов, выполняющих роль сумок и «сейфов». Первым делом они убили привезенных нами поросят. Жаравасы показались нам какими-то возбужденными и веселыми.
Однако вскоре все резко изменилось. Когда аборигены поняли, что мы готовимся к отплытию, в нас полетели различные предметы. Может быть, нас не постигла участь капитана Кука только потому, что с нами был Ражу. А если бы его не было? Жаравасов и сантинели, да и онжи можно понять. Ведь их осталась горстка на этих островах, и они должны быть всегда начеку, помня о предыдущих втор¬жениях на их территорию колонизаторов. Поэтому, бросая в нас различные предметы, правда, особо не усердствуя, они грозили не нам, а всем белым. Аборигены помнили свою историю.
Индия долгое время была английской колонией, с чем, ес¬тественно, многие индийцы не хотели смириться. Для непокорных англичане создали на Андаманских островах каторгу.
Это была катастрофа для аборигенов. Практически на всех 265 островах архипелага появился сифилис. Местное население стало вымирать. Некоторые племена совсем исчезли, численность других резко уменьшилась.
Перед тем, как белый человек появился на этих изумитель¬но красивых островах, местное население в дюжине племен насчитывало около пяти тысяч человек. По переписи 1901 года оно резко сократилось: оставалось 625 больших андаманцев, 468 онжи, 420 жаравасов и 117 сантинели. К концу XX века только больших андаманцев оставалось лишь 28 человек. Онжи осталось не больше сотни.
Дождь заканчивался, когда Ражу рассказывал очередную легенду о жестокой борьбе между зверями. Во время этого повествования некоторые женщины, слушая Ражу, курили трубки, сделанные из клешней крабов, набитые сухими пальмовыми листьями.
Какие-то крики вернули нас в реальность: оказалось, что в этой же хижине рожает женщина. Одна из пожилых онжи стала выполнять роль акушерки. Она клала на живот роженице нагретые над огнем листья пальмы. Муж поддерживал голову будущей матери, лежащей прямо на ветках. Через час криков и громадных усилий акушерки и молодых родителей из-под листьев появилась новорожденная девочка. Она была светлей своих родителей. Как сложится ее судьба? Детская смертность в племени из-за отсутствия медицинской помощи очень велика.
Нет беззаботности и веселости в племени онжи. Они постоянно о чем-то думают, больше молчат, чем говорят. Чувствуя себя не очень комфор¬тно среди этих озабоченных людей, один из нас решил искупаться.
Вода оказалась очень теплой. Рядом с корал¬лами проплывало много рыбок. Вдруг одна из них с черно-бело- желтыми полосками, называемая клоди, издала крик, по¬хожий на лай, и стремглав бросилась прочь. Видимо и ей чужой человек пришелся не по душе...
Галина Остякова,
СЛАВА ОРЛОВ

Задача данной работы - в первую очередь дать представление о наиболее характерных особенностях традиционной культуры племен, культуры настолько яркой и самобытной, что ее описание не поддается никаким обобщениям. У каждого, даже самого маленького племени - свои знаковые символы в костюме, свое переплетение кровнородственных и общинных начал, свои методы почитания многочисленных местных духов и богов, свои правила заключения брака и пр. Попробуем войти в этот удивительный мир, увидеть бесконечное многообразие этих скрытых на тысячелетия, затерянных в горных лесах человеческих сообществ, которые стремительно теряют свои бесценные для этнографа сокровища, и мы поймем, что население Индии - это не только бенгальцы, раджастханцы, тамилы и другие многомиллионные народы, язык и литература которых теперь изучаются в университетах всего мира, но и целый сонм маленьких лесных этносов, поражающих неповторимостью своих культурных традиций, которые должны быть если не спасены (это не всегда возможно в нашем быстро меняющемся мире), то во всяком случае изучены.

Основные массивы племенного населения, как уже отмечалось, располагаются в горных районах Индии. Мы назовем главные из них, хотя отдельные представители адиваси могут встретиться и за пределами их территорий. Прежде всего это Центральная Индия, где обитает наибольшее по численности племенное население. Основные языки, на которых говорят там представители местных племен, - мунда и дравидийские. Адиваси Центральной Индии составляют около 75 % всего племенного населения. Крупнейшими среди этих народов являются гонды, санталы, мунда, ораоны, хо и некоторые другие. Другой племенной комплекс - Северо-Восточный. Здесь после образования независимой Индии возник целый ряд племенных штатов и союзных территорий (Мегхалая, Нагаленд, Аруначал, Мизорам и др.), в которых адиваси составляют абсолютное большинство населения. Говорят они в основном на тибето-бирманских языках, за исключением одного народа - кхаси, главного (наряду с тибето-бирманскими гаро) субъекта штата Мегхалая. Кхаси говорят на одном из монкхмерских языков аустроазиатской языковой семьи. Специфика северо-восточного этнического региона состоит в том, что из-за пограничного положения он является своего рода мостом между индийской цивилизацией и культурой Юго-Восточной Азии. Наконец, третий племенной регион относится к горам Южной Индии (горы Нилгири, Аннамалаи и др.), дравидоязычные племена этого региона пребывают на наиболее раннем уровне развития (часть еще находится на доземледельческой стадии). Отдельные племена можно встретить в разных уголках Индии, в частности, на Андаманских островах, аборигены которых - остатки некогда многочисленной негритосской расы - заслуживают особого внимания.

Хотим еще раз подчеркнуть, что хотя адиваси в правительственных документах выступают как некое целое, в жизни они исключительно многообразны - и по языкам, и по расе (преобладают антропологические типы, относящиеся к негро-австралоидной и южномонголоидной расам), и по религиозной принадлежности (племенные культы часто сочетаются с элементами народного индуизма, многие адиваси христианизированы), и по уровню развития.

Нам хотелось бы начать исследование с доземледельческих охотников и собирателей. К их числу относятся, как уже отмечалось, андаманские аборигены и ряд племен Южной Индии. Такие группы, как правило, очень малочисленны, сохранились лишь в отдельных районах земного шара. К тому же в последние десятилетия происходит стремительная их трансформация и, приходится признать, деградация. Некоторые народы (андаманцы) находятся на грани полного исчезновения. Тем важнее описать, насколько это возможно, еще сохранившиеся группы, дошедшие до нас из далекой первобытности.

Итак, Индия - это не только мир больших этносов, но и край многочисленных племен, места обитания которых также служат маркерами на карте Индии. В пригималайском районе живут бхотия, раджи, лепча, рабха, заскари. В Центральной Индии - гонды, ораоны, санталы, саора, в южной Индии - тода, бадага, курамба, кота, на западе Индии - бхилы, сахария, рабари, на северо-востоке - гаро, нага, мизо и другие, на островах в Бенгальском заливе - онге и др. О многих из этих и некоторых других племенах и пойдет речь в данной книге.

Глава 1. ПЛЕМЕНА-ИЗОЛЯТЫ (АНДАМАНСКИЕ АБОРИГЕНЫ)

Мы начинаем свой рассказ с наиболее ранних племен - андаманцев, коренного населения Андаманских островов, которых обычно рассматривают как остаток одного из древнейших человеческих сообществ. Они смогли донести до нашего времени (естественно, не полностью в первоначальном виде) самые ранние формы социальной организации и культуры, фиксируемые источниками. Андаманы открылись глазам пораженных наблюдателей и ученых, по существу, только в середине ХIХ столетия, когда после Сипайского восстания английские хозяева Индии обратились к этим ничейным островам в поисках места для организации каторги.

Андаманский архипелаг включает целый ряд островов, которые объединены в два крупных обитаемых комплекса - Большой и Малый Андаманы. Острова оказались заселены - около 5 тысяч островитян, среди которых ученые выявили границы двенадцати племен, были обнаружены в лесах двух главных островов. "Великие андаманцы" - под таким названием были известны племена Большого Андамана (это примерно десять племен). Увы, были, поскольку в настоящее время они уже прекратили свое существование. На Малом Андамане, кроме онге , аборигенов этого острова, представители которых еще сохранились, проживают джарава и сентинельцы . Андаманские аборигены - онге - негритосы, остаток древней негритосской расы, которая в древности, до отделения островного мира от азиатского материка, была распространена на обширной территории Юго-Восточной Азии, а в новое время была представлена лишь небольшими группами - малайскими семангами и филиппинскими аэта .

Понятно, какой сенсацией было обнаружение на Андаманах еще одной группы некогда великой расы, к тому же наименее подвергшейся посторонним влияниям благодаря не только географической изоляции их островов от остального мира, но и комплексу страха, который сложился у поколений мореплавателей в отношении аборигенов, а также невхождению островов в политические рамки какой-либо страны. Андаманцы - очень темные по окрасу кожи, курчавоволосые, крайне низкорослые (мужчины - 145 см, женщины - 138 см), с инфантильными, как отмечают антропологи, чертами лица, с отчетливо проявляющейся у женщин стеатопигией. Подчеркивается чисто азиатский характер их антропологического облика. У исследователей вызывает особенный интерес тот факт, что никакие смешения почти не нарушали чистоту их облика, - это поистине уникальный случай.

Кроме того, необходимо (в первую очередь для эколога) отметить их органичную вписанность в свое природное окружение - на протяжении тысячелетий они жили исключительно тем, что "приготовила" им сама природа, не нарушая баланса с этой средой и донеся до нашего времени те же способы обеспечения своего существования. Это удивительный пример длительного и полного сохранения баланса между природой и человеком, что объясняется обширностью и богатством лесных просторов островов при незначительной численности и небольшом росте населения.

Предельная адаптация к своей среде - главное условие выживания аборигенов в сложных условиях отрыва от цивилизованного мира. Это адаптация физиологическая (эластичность кожи, иммунитет к малярии, удивительная острота зрения), психологическая (полная аккомодация к мрачным лесным дебрям, наводящим страх на всех пришельцев) и, главное, хозяйственная. О глубине последней говорит, в частности, наличие двух основных групп - лесных (эремтага ) и прибрежных (ариото ) андаманцев. Поражают знания морских андаманцев в области морской охоты, пород рыб, их умение плавать и нырять, изготовлять лодки и различные орудия лова. Лесные жители столь же примечательны великолепным знанием зоологии и ботаники, умением разбираться в повадках зверей и свойствах растений. Всем андаманцам прекрасно известно, в какое время года следует охотиться на гигантских черепах или кабанов, когда какое растение цветет и какими оно обладает лечебными свойствами, какое дает наиболее сочные и вкусные плоды. Да, эти стоящие на уровне развития людей каменного века лесные изоляты живут в своем особом природном мире, в котором они чувствуют себя уверенно и который в течение тысячелетий являлся их единственной экологической средой, поскольку другие виды экологического окружения (такие как социальное, этническое) у них отсутствовали вплоть до их столкновения с новопоселенцами, которые разрушили их устоявшийся мир.

Итак, основные занятия андаманцев - собирательство готовых продуктов леса, охота, ловля рыбы и морских животных - то, что принято определять как "непроизводящее хозяйство". Тот факт, что андаманцы так и не перешли к оседлому производящему хозяйству - лесному земледелию, в немалой степени объясняется исключительной природной щедростью островов, что не создавало стимулов для технологического развития. Хочется отметить еще один важный момент: андаманцы не выходили за пределы своей локальной географии, собирая все необходимое для жизни исключительно на своей племенной территории. Кстати, именно этот момент после столкновения с внешним миром сослужил им плохую службу, мешая обжиться на новых участках того же леса, куда они были оттеснены переселенцами.

ВСЕ ФОТО

Последние племена палеолита, как оказалось прошлой ночью, спаслись после землетрясения в Азии - опасения, что они были полностью истреблены бушующим цунами , улеглись.

Должностные лица на Андаманских и Никобарских островах объявили, что все пять примитивных племен были обнаружены. Некоторые из них мигрировали на более высокие участки архипелагов, пишет лондонская The Times (перевод на сайте Inopressa.ru).

"Великие андаманские племена в полном порядке, - сказал вице-губернатор Рам Капсе, - жертв нет".

Считается, что в лесах с буйной тропической растительностью и на коралловом побережье островов проживает меньше тысячи представителей различных племен, среди которых - 100 человек из племени онге, 250 человек враждебного сентинельского племени, 48 человек из почти вымершего "великого андаманского" племени, 350 представителей племени джарава и 250 охотников и собирателей шомпен.

Индийские судна береговой охраны доставили продовольствие племенам на островах, пострадавших от цунами. Одновременно с вертолетов заметили другие группы аборигенов, скрывающихся в глубине лесов. Худшие опасения, к счастью, оказались беспочвенными.

В четверг поздно вечером три дозорных судна военно-морского флота прочесывали территорию в поисках признаков жизни на Никобарских островах, где обитают шомпены. Полукочевые племена, занимающиеся охотой, рыбной ловлей и собирательством, живут в опасливом соседстве с индийскими поселенцами в 1600 км от самого большого острова архипелага, населенного индийцами. Сейчас некоторые представители племени шомпен установили отношения с индийскими властями и поставляют бусы, мед, кокосы и бетель, которые они собирают, а индийское правительство продает все это от их имени.

Очевидцы были потрясены разрушением зоны проживания островитян, которая начинается на 35-м километре, где расположена линия демаркации между мангровыми лесами, где обитают аборигены, и территорией, занятой индийскими поселенцами.

"За 35-м километром смыло мосты и дамбы, дома сровняло с землей. Мы видели тела, разбросанные по улицам", - говорит начальник ВМС в бухте Кэмбпелл Ражендра Жамвал.

Некоторые представители племени шомпен, которые монголоидными чертами походят на членов более многочисленных никобарских племен, обитающих севернее, были полностью отрезаны от внешнего мира, с тех пор как их предки впервые прибыли сюда около 60 тысяч лет назад.

Пилот вертолета береговой охраны заметил на северном Сентинельском острове с воздуха сентинельские племена. Когда пилот попытался скинуть им пакеты с пищей, островитяне, как он говорит, начали бросать в вертолет камни.

"Идут споры о том, предоставить ли их самим себе или попытаться ассимилировать, - сказал в интервью The Times заместитель начальника полиции в Порт-Блэр Васудева Рао, - но считается, что они очень агрессивны".

Члены Великого андаманского племени - первые островитяне, которые сражались с англичанами, когда те в XIX веке прибыли на Андаманские острова, чтобы построить тюрьму, - также находятся в безопасности.

Уэйн Харриган, 46-летний путешественник из Австралии, вернулся с малых Андаманских островов и вселил оптимизм относительно судьбы племени онге, которые были изолированы на возвышенности острова, пока судна индийского флота и береговой охраны не прибыли им на выручку.

Доктор Проноб Саркар, эксперт по племенам аборигенов, проживающий в Порт-Блэр и служащий в организации по оказанию помощи коренным жителям островов, говорит, что индийские власти мало заботятся о судьбе аборигенов, чья принадлежность к примитивным племенам ставит их на низшую ступень кастовой системы.

По словам декана факультета антропологии Делийского университета Калла, среди племен, расселенных на Андаманских островах, есть люди-негрито, которые считаются самыми древними жителями планеты. Негрито - обобщенное обозначение людей негритосского типа меланезийской расы, азиатских и австралийских пигмеев, их средний рост - менее 150 см. Негритос, что означает "маленькие негры", назвали их испанцы.

Считается, что негрито обладают уникальной врожденной способностью к биолокации - они могут на значительном расстоянии, подобно радару, безошибочно определять, где находится какое-нибудь животное. Возможно, эта врожденная способность помогла им почувствовать панику среди животных, которые при приближении цунами бросились прочь от берега, и спастись самим.

Сегодня Андаманские и Никобарские острова принадлежат Индии, отсюда легко можно сделать вывод, что практически всё население островов составляют индийцы, или индусы, кому как больше нравится. Многие переселились сюда с материка, кого-то англичане, во времена своего владычества, пересилили насильно, суть в том, что и уклад жизни у местного населения ничем не отличается от жизни жителей Индии на материке.

В 2011 году общая перепись населения остановилась на отметке в 343 125 человек. Удивительная точность. Стоит отметить, что общая перепись населения в Индии потерпела сокрушительное фиаско, слишком много людей не имеют постоянного места жительства и вообще каких-либо документов. Они просто бродяжничают, работают где придётся и спят где получится. Очевидно, что на Андаманах с этим строже. Индийское правительство ревностно охраняет этот нетронутый уголок девственной природы и абы-кого сюда не пускает. Об этом также свидетельствует тот факт, что для посещения Андаманских островов одной индийской визы мало, требуется ещё получение специального разрешения.

Самый крупный город и столица Андаманских островов – Порт Блэр . Здесь проживают более 100000 человек. Очевидно, что своим названием город обязан лейтенанту Арчибальду Блэру, который героически перебил часть местного населения и основал на самом крупном из островов опорный пункт Ост-Индской компании. Как вы уже могли догадаться, в честь своего основателя этот опорный пункт теперь носит гордое название Порт Блэр. Население города занято в первую очередь рыболовством и судостроением. Крупных верфей в городе нет, да и промышленное рыболовство близь островов запрещено правительством, чтобы не навредить хрупкой экосистеме. Поэтому большая часть населения также вовлечена в туристический бизнес: изготовление и продажа поделок и сувениров, экскурсии на острова, дайвинг и т.д. Практически все владеют английским. Напомним, что это второй официальный язык в Индии.

Стоит отметить ещё одну особенность местного населения, большая часть проживающих здесь индийцев – потомки революционеров и политических заключённых. С конца 19ого века по 1952 год Андаманские острова использовались Британией как отдалённое место ссылки, проще говоря, лагерь для каторжников. Такой аналог Магадана, только с белоснежными пляжами и лазурным морем. Подробнее читайте об этом в статье посвящённой . Понятное дело, что наслаждаться природным великолепием островов арестантам не приходилось, условия содержания были чудовищными и редко кто доживал до окончания срока заключения, который обычно состоял из 20 лет каторжных работ по вырубке и заготовке леса. Сегодня туристы имеют возможность посетить тюрьму Андаманских островов. Здание давно уже переквалифицировалось в зловещий аттракцион. Несмотря на каторжное прошлое, уровень преступности на Андаманских островах очень низкий, разбойные нападения просто немыслимы. Однако кражи случаются, оставлять вещи без присмотра всё же не стоит.

Помимо индийцев, прибывших с материка, Андаманские острова населяют уникальные племена коренных жителей. Уникальность их состоит в том, что по мнению учёных они являются прямыми потомками первых хомосапиенс. Иными словами, на данный момент представители этих племён считаются самыми древними жителями нашей планеты. Это представители группы негрито – маленькие, смуглые, воинственные ребята, которые умудрились проспать эволюцию на своём райском острове и за 70000 лет проживания на Андаманах практически не изменились. Численность коренных племён в начале прошлого века оценивалась в 5000 человек. К сожалению, варварская колонизация островов Британией, и организация здесь каторжного лагеря, привела к резкому сокращению коренного населения и сегодня их численность колеблется между 500-800 человек. Провести точную перепись населения среди аборигенов не представляется возможным, так как посещение обитаемых ими островов строжайше запрещено. Для этого есть несколько причин: во-первых, столкновение с цивилизацией может бесповоротно изменить уникальный уклад жизни самых древних людей на планете, а во-вторых, велика вероятность того, что аборигены попросту истыкают непрошенных гостей стрелами и копьями.

Коренным жителям Андаманских островов приписывают поразительные возможности. Например, они могут на большом расстоянии, сквозь заросли джунглей определять местоположение интересующего их зверя. Грубо говоря, охотник-негрито точно знает, в каком направлении ему двигаться, чтобы настичь интересующую его добычу. Также современных учёных ставит в тупик возможность аборигенов безошибочно определять предстоящую погоду. Так в 2004 году обрушившееся на Андаманские и Никобарские острова цунами смыло в море более 5000 местных жителей. Позже выяснилось, что среди коренных жителей пострадавших не оказалось, так как они заблаговременно покинули свои деревни и ушли от берега подальше и повыше. Индийцам, проживающим на островах, следовало бы внимательней следить за своими соседями. Если вдруг негрито в очередной раз соберутся в горы, я бы на месте индийцев последовал их примеру.

Сегодня на Андаманских островах разделяют шесть племён коренных жителей. Из них только одно племя поддалось влиянию цивилизации и под нажимом британских миссионеров даже приняло христианство. Это племя Nicobarese базирующиеся главным образом на острове Car Nicobar . Остальные племена ведут первобытный образ жизни, занимаются исключительно охотой, собирательством и рыболовством.

  1. Племя Andamanese в данный момент находится на грани вымирания и грозит исчезнуть уже в этом столетии. Сейчас племя насчитывает около 40 членов и проживает на острове Strait Island.
  2. Племя Sentinelese одно из самых замкнутых и враждебных к чужакам. Очевидно, у них есть на то все причины. Базируются они на острове North Sentinel, остров не покидают и грозят истыкать стрелами всякого, кто вздумает заглянуть в гости. В связи с этим о племени известно немногое, их численность оценивается примерно в 200 человек, но, сколько их на самом деле прячется в джунглях неясно.
  3. Племя Onges. Некогда крупное племя занимающее несколько островов сегодня насчитывает не более 95 человек и проживает на острове с милым названием Little Andaman.
  4. Племя Jarawas населяет западное побережье островов South & Middle Andaman. Они также хорактерезуются учёными как замкнутые и враждебные ребята. Попытка установить контакт и подружиться с племенем успехом не увенчалась: подарки и гуманитарная помощь часто отправлялись в море, а над головами гостей свистели опасные стрелы. Сегодня племя насчитывает более 300 человек, а территория их обитания является закрытой для посещения.
  5. Племя Shompens формально является обитателем не Андаманских, а Никобарских островов. Проживает оно на острове Great Nicobar. Сегодня племя насчитывает не более 150 человек.

Андаманцы - коренное население Андаманских островов (Индия), доживший до современности живой реликт Каменного века. К настоящему времени их осталось всего несколько сотен человек. Как считается, андаманцы являются потомками первых мигрантов из Африки, покинувших родной континент 60 000 лет назад. Как и некоторые другие племена Юго-Восточной Азии принадлежат к так называемому негритосному типу австралоидной расы, отличительным признаком которого являются крайне низкий рост его представителей - не более 150 см у взрослых мужчин; также андаманцы являются единственной группой за пределами Африки, у которой встречается женская стеатопигия.

Некоторые андаманские племена уже исчезли (как считается. из-за пришедших к ним извне болезней), а два из уцелевших племён - джарава и сентинельцы - находились в изоляции от внешнего мира до конца ХХ века.

Племя джарава долгое время отвергало контакт с исследователями и индийским населением Южного Андаманского острова, до 1970-х годов было сделано лишь несколько фото с представителями этого племени.


Но исследователи смогли найти "ключ к сердцу" этого племени - эти ключом стали халявные кокосы: катера исследователей с моря подплывали к поселению джарава и не сходя на бросали в воду кокосы. которые джаравцы, разумеется, подбирали.


Таким нехитрым образом джарава, убедившиеся в безопасности своего общения с другими людьми, вступили в контакт с цивилизацией и вскоре уже без всякого страха и агрессии допускали исследователей к себе в гости - вот фото- и видео- свидетельства тех встреч:

















Ныне джарава уже окончательно отказались от изолированного существования и без всякого страха стали приходить в посёлки индийских крестьян - чтобы попрошайничать, и сами того не подозревая стали постепенно превращаться объект интереса туристических компаний.

А вот обитатели острова Северный Сентинел оказались более крепким орешком. Следует отметить, что сентинельцы полностью контролируют свой остров площадью 72 кв.км, и не допускают на него никого из чужих - для защиты своей территории племя использует такое оружие как лук и отравленными стрелами; так, в 2000-х годах они убили несколько рыбаков, высадившихся на их острове.

В прошлом исследователи не раз делали попытки вступить в контакт с сентинельцами - как и джарава, их пытались приручить сбрасывая им с катеров кокосовые орехи.


Сентинельцы кокосы подбирали, но на дальнейший контакт не шли, и в дальнейшем довольно агрессивно реагировали на попытку сойти на их остров - так, в 2001 году они даже пытались обстрелять из стрел вертолёт индийской Береговой охраны. проводившей перепись населения острова.


Через некоторое время исследователи перестали тревожить сентинельцев и они по-прежнему спокойно живут на своём собственном острове площадью 72 квадратных километра, а внешнему миру пришлось смириться со столь удивительным островным суверенитетом.