Что значит "мессинский пролив"

Подходим в темноте к Мессинскому проливу. Со стороны Калабрии видны сплошные линии огней города Реджо-ди-Калабрия. Они поднимаются высоко над морем. Очевидно, это дома на горах. А вот появились и огни со стороны Сицилии. Скоро их становится очень много, видна ярко освещенная набережная. Это уже город Мессина, второй по величине город Сицилии после Палермо, столицы острова. В Мессине около 300 тыс. жителей.

Ход «Витязя» резко снизился - с 12 узлов до семи. Это влияние встречного сильного течения, идущего на юг.

Мессинский пролив отделяет остров Сицилия от полуострова Калабрия. Берега пролива холмистые, образованы отрогами гор, лежащих на некотором отдалении от береговой черты. Со стороны Италии это Калабрийские Апеннины. Горы Сицилии более низкие. Пролив ведет с юга на север, из Ионического моря в Тирренское. В Мессинском проливе действуют постоянное течение и приливно-отливное. Когда они складываются, скорость течения наибольшая. Течение, направленное на север, называется монтанте, направленное на юг, в Ионическое море, - шенденте. На восточном берегу пролива, где находятся город и гавань Реджо-ди-Калабрия, скорость монтанте достигает 4–5 узлов, а зимой даже 6–7 узлов. Длина Мессинского пролива - около 40 км, ширина - от 3,5 до 22 км. Наибольшая глубина достигает 115 м. Из-за сложных и изменчивых течений в проливе наблюдаются сильные водовороты, чувствительные для мелких судов.

Древняя греческая мифология населила Мессинский пролив двумя чудовищами, обитавшими по обеим сторонам узкого пролива и губившими проплывающих мореплавателей, - Сциллой и Харибдой. Сцилла, обладавшая шестью головами, хватала гребцов с плывущих мимо кораблей, а Харибда, всасывавшая в себя воду на огромном расстоянии, поглощала вместе с водой и корабли. Выражение «находиться между Сциллой и Харибдой» значит подвергаться опасности с обеих сторон.

С проливом связано имя национального героя Италии, революционера и неутомимого борца за объединение своей родины Джузеппе Гарибальди. Гарибальди был выдающимся полководцем, совершившим много подвигов в своей жизни. Он был изгнан в Южную Америку, где участвовал в борьбе с реакционными режимами, а вернувшись на родину, совершил самый значительный среди своих военных походов. Я имею в виду победы в Сицилии и Неаполе. Король Пьемонта Виктор Эммануил II и его премьер-министр Кавур готовы были помочь Гарибальди, но только в случае успеха его предприятия.

Отплыв в мае 1860 г. из Генуи с 1000 слабо вооруженных добровольцев, Гарибальди высадился в Сицилии, принадлежавшей тогда неаполитанскому королю, одному из оплотов реакции в Италии. Поддерживаемый народом, прежде всего крестьянством, которое Гарибальди освобождал от феодализма и рабства, он в ряде сражений разбил регулярную армию короля Неаполя, взял Палермо, столицу острова, и другие города. Овладев Сицилией, Гарибальди вместе со своими волонтерами пересек Мессинский пролив. После высадки в Калабрии он, не давая врагу ни минуты передышки, с боями дошел до Неаполя, взяв этот самый большой город тогдашней Италии. После решительной победы над австрийской армией на реке Волтурно, севернее Неаполя, имея под своим командованием уже 30 тыс. человек, Гарибальди передал всю Южную Италию королю Пьемонта Виктору Эммануилу II, которого провозгласили королем объединенной Италии. Завершив дело своей жизни, Гарибальди вернулся на уединенный остров Капрера, около Сардинии, отказавшись от всяких наград и почестей.

Сицилия, самый большой из островов Средиземного моря, отделена от Африки Тунисским проливом. Это гористый остров. Самая высокая точка его - действующий вулкан Этна высотой 3274 м над ур. моря. Вершина вулкана находится в области вечных снегов. Но так как вулкан действующий, то выпадающий снег быстро тает даже в зимнее время. При сильных извержениях потоки лавы по его восточным склонам стекают в море. Склоны вулкана испещрены трещинами и кратерами, но некоторые из них свободны от потоков застывшей лавы, и на их плодородных почвах выращиваются различные культуры. С Мессинского пролива Этна не видна.

Растительность на острове субтропическая. Кое-где еще сохранились леса из каштана, дуба, бука, которые поднимаются в горах до высоты 1300–1500 м. Когда-то здесь росли пышные леса, теперь они вырублены. На острове развито рыболовство, в частности промысел тунца. Население Сицилии достигает 5 млн. человек.

Мессина, как и прочие города Средиземного моря, пережила бурную историю. Город был основан около 730 г. до н. э. греческими колонистами - выходцами с острова Эвбея и назван Занкла. Около 432 г. до и. э. он был переименован в Мессену (по-гречески), по-итальянски Мессину. После падения Западной Римской империи его занимали готы, византийцы (535 г.), арабы (842 г.). Им владели и его, конечно, грабили крестоносцы во главе с Ричардом Львиное Сердце. Мессина переходила в руки французов, испанцев, неаполитанцев. Окончательно она была освобождена Джузеппе Гарибальди в 1860 г. и вошла в состав Итальянского королевства.

Мессина страдала не только от завоевателей, но и от разных бедствий - чумы, холеры, а также сильных землетрясений - в 1783 г. и особенно в 1908 г. Остановлюсь на последнем землетрясении. Оно надолго осталось в памяти народа.

Рано утром 28 декабря 1908 г. сильнейший подземный удар (одно из наиболее сильных зарегистрированных землетрясений) за несколько минут совершенно разрушил цветущий город и погубил жизни около 84 тыс. человек, т. е. почти все население города. Сейсмическая волна прошла по Мессинскому проливу и разрушила также город Реджо-ди-Калабрия. Особенностью этого разрушения было то, что фасады домов в значительной части уцелели, а внутренние части зданий были разрушены. Эти уцелевшие фасады кое-где видны и до сих пор. Город оказался в ужасном положении. Вспыхнули пожары, жители оказались лишенными еды, воды и медицинской помощи. Первыми им на помощь пришли русские военные моряки с крейсера «Богатырь», а затем и с других судов подошедшей русской эскадры - с крейсеров «Адмирал Макаров» и «Слава». Вот что писал оказавшийся там корреспондент московской газеты «Русское слово» в номере от 6 (19) января 1909 г.:

«Мы пробрались на набережную. Здесь свежий ветерок с моря слегка относит трупный запах. Набережная почти совсем разрушена. На 2 метра опустился берег. Около разрушенного рынка раздают населению воду. В бутылки, шапки, глиняные черепки расхватывают драгоценную жидкость обезумевшие от жажды люди (водоснабжение разрушено). «Направо пройдем, ребята, там подальше еще никто не искал», - раздается рядом со мной русская речь. Нас догоняли русские матросы с крейсера «Богатырь».

Матросы в белых парусиновых рубашках, высокие, широкоплечие, резко выделялись среди вообще низкорослых сицилийцев. Русская эскадра пришла в Мессину первой, и в течение 28 и 29 декабря это была единственная реальная помощь пострадавшим. Они разбирали многотонные завалы камня, спасая заживо погребенных.

Надо отдать должное решимости адмирала Литвинова, который, не дожидаясь инструкций из Петербурга, двинул эскадру к пылающему разрушенному городу для спасения людей. Когда в Мессину прибыли «Адмирал Макаров» и другие суда, только русские матросы оказывали помощь пострадавшим. Все корабли, стоявшие на рейде, снялись с якоря и ушли.

За пять дней, по приблизительным подсчетам русского штаба, русскими командами было спасено около 2,5 тыс. человек, а на деле число было больше. «Макаров» и «Слава» два раза отвозили раненых в Неаполь. Они перевезли около 2 тыс. человек.

На берегу был организован перевязочный пункт, подававший первую помощь. В течение первых двух-трех дней только от русских жители получали пищу - хлеб, кашу и воду. Страшно подумать, что было бы с несчастными людьми, если бы не эта помощь.

Была услуга и другого рода. Моряки с «Макарова» спасли кассу сицилийского банка с 25 миллионами лир. Случайно кассу лишь легко засыпало, и до нее уже добирались мародеры, когда подоспела небольшая русская команда. Подняв несгораемый ящик, матросы стали переносить его на «Макаров». Но на них бросились грабители. Лишь случайно, благодаря тому что мимо проходил военный патруль, удалось доставить деньги на «Макаров». Вскоре они были переданы в Неаполе итальянским властям».

…Около 5 часов утра мы проходили вдоль северозападной оконечности Мессинского пролива, что у носка «итальянского сапога», в Калабрии. Сицилия уже осталась за кормой. Проходим мимо Липарских, или Эоловых, островов. Эта группа вулканических островов уже в Тирренском море, к северу от Сицилии, принадлежит Италии. Эоловы острова населены. На них живет около 20 тыс. человек. Население занимается в основном выращиванием оливковых и фиговых деревьев (инжира).

Меня интересуют, конечно, острова вулканического происхождения Вулькано и особенно Стромболи. Стромболи - это постоянно действующий вулкан, надводная часть его конуса образует остров. Вулкан с небольшими перерывами выбрасывает газы и бомбы. Изредка изливаются потоки лавы, главным образом базальта. Последнее сильное извержение было в 1933 г. Но Стромболи никогда не спит. Облака пара и газа, выбрасываемые вулканом, освещенные ночью раскаленной лавой, видны на далеком расстоянии. За это он получил название маяка Средиземного моря. Ночью над кратером вулкана Стромболи всегда видно красноватое сияние.

Нам повезло. Вглядываясь во мрак еще не ушедшей ночи, мы могли видеть красные вспышки с правого борта, а сверившись по карте, убедились, что это вулкан Стромболи.


| |

Мессинский пролив, отделяющий Сицилию от полуостровной Италии, древние мореходы называли проливом Сциллы и Харибды. Откуда появилось такое имя? Оказывается, оно возникло как пред-упреждение о страшных чудовищах, обитавших в узкости пролива.

Вспомним пророчество Кирке (Цирцеи), включенное Гомером в двенадцатую песню «Одиссеи»: «После ты две повстречаешь скалы: до широкого неба / Острой вершиной восходит одна, облака окружают / Темносгущенные ту высоту, никогда не редея. / Там никогда не бывает ни летом, ни осенью светел / Воздух <…> Страшная Скилла живет искони там <…> К ней приближаться / Страшно не людям одним, но и самым бессмертным. Двенадцать / Движется спереди лап у нее; на плечах же косматых / Шесть подымается длинных, изгибистых шей; и на каждой / Шее торчит голова, а на челюстях в три ряда зубы, / Частые, острые, полные черною смертью, сверкают; <…> Мимо ее ни один мореходец не мог невредимо / С легким пройти кораблем: все зубастые пасти разинув, / Разом она по шести человек с корабля похищает. / Близко увидишь другую скалу, Одиссей многославный: / Ниже она; отстоит же от первой на выстрел из лука./ Дико растет на скале той смоковница с тенью широкой. / Страшно все море под тою скалою тревожит Харибда, / Три раза в день поглощая и три раза в день извергая / Черную влагу. Не смей приближаться, когда поглощает <…> К Скиллиной ближе держися скале, проведя без оглядки / Мимо корабль быстроходный: отраднее шесть потерять вам / Спутников, нежели вдруг и корабль потопить и погибнуть / Всем» (Пер. В.А. Жуковского).

Согласно другим сказаниям, Скилла вначале была прекрасной сицилийской девушкой. Многие завидные женихи к ней сватались, но всем она отказывала. Однажды она пошла купаться в море, и ее увидел Главк, сын морского бога Посейдона и сам морское божество: получеловек-полурыба. Он сразу же воспылал к юной девушке жаркой страстью и попробовал объясниться ей в любви, но Скилла, испуганная диковинным видом странного существа, убежала. Тогда Главк обратился за помощью к волшебнице Кирке. Он попросил у колдуньи приворотное зелье, но Кирке сама была влюблена в Главка. И то, что возлюбленный предпочел смертную женщину, глубоко оскорбило ее. Тогда вместо любовного зелья она приготовила коварную смесь. Свой порошок Кирке обильно рассыпала в воде укромного родника на побережье, где любила поплескаться Скилла после морских ванн. И вот когда девушка в очередной раз зашла в воды благодатного источника, она заметила, как вокруг появляются страшные собачьи морды с оскаленными пастями, сверкающими острыми зубами. Охваченная страхом, Скилла попробовала выбраться на берег, но собаки бросились за нею, покачивая страшными головами на змеиных шеях. Еще несколько мгновений, и эти головы навечно прилипли к ногам девушки. Скиллу охватило отчаяние, она бросилась в море и уплыла подальше от родного берега, нашла пещеру на одинокой скале в проливе, как раз напротив того места, где обитала Харибда, и стала жить там, собирая ужасную дань с проходивших мимо кораблей.

Харибда вначале тоже была плотским существом, хотя и божественного происхождения: родителями ее эллинская мифология называет Посейдона и Гею. Но девушка с малолетства пристрастилась к воровству и, кроме того, отличалась чудовищной ненасытностью. Однажды она похитила у Геракла несколько красных коров, которые герой отбил у великана Гериона, и тут же сожрала их. В наказание Зевс превратил обжору в морской водоворот у калабрийского берега, который затягивает все, что окажется в пределах его досягаемости.

В самой узкой части, на севере, между Гандзирри и Пунта-Педдзо, пролив достигает ширины всего 3,15 км. Здесь же отмечаются и минимальные глубины: 80-120 м; гидрологи называют это место «седлом» пролива, от которого глубина относительно медленно увеличивается к северу и довольно быстро возрастает к югу: порядка 500 м на траверсе Мессины и свыше 2000 м в виду Таормины.

Кто обучил греков плавать Мессинским проливом, мы не знаем. Скорее всего, здесь сказался накапливавшийся поколениями мореходный опыт. Античный историк Полибий приписал это искусство повелителю ветров Эолу, причем утверждал, что это был человек. Эол, по мнению историка, в совершенстве изучил поведение приливов и отливов: взаимодействие приходящих с противоположных направлений приливных волн вело к образованию многочисленных водоворотов и делало акваторию опасной для плавания.

Как показали современные исследования, уровни соединяемых проливом морей находятся в противофазе; разница невелика, всего каких-нибудь 27 сантиметров, но порой и она может вызвать опасные последствия. Особенно неприятно для мореходов так называемое «восходящее течение», когда более плотная вода Ионического моря устремляется к северу и вынуждает более легкую тирренскую воду отступать, возвращаясь в родной бассейн. Кроме того, непомерно большие объемы ионических вод сталкиваются в узкости «седла». Именно тогда возникают вертикальные колебания уровня и опасные водовороты, скорость в которых достигает 20 км в час.

Для парусно-гребных судов Гомеровой эпохи такие скорости были непреодолимым испытанием. Понятно, что греки населили пролив страшными чудовищами. Излишне говорить, что для современных судов пролив не представляет такой опасности. Больше того, и людям он, оказывается, не так уж и страшен.

В июле 2009 г. его переплыл в самом узком месте восьмилетний мальчик Розолино Каннио, причем малыш затратил на свое достижение всего 58 минут.

Тем не менее водная артерия остается досадной помехой передвижению людей и грузов. Отсутствие постоянной и надежной связи с материком считается одной из причин экономической отсталости Сицилии. Поэтому издавна люди задумывались о соединении острова с остальной Италией мостом.

Первую такую попытку предпринял римский консул Луций Цецилий Метелл, приказавший в 251 г. до н. э. построить плавучий мост из лодок и бочек, по настилу которого в Италию перевели 140 слонов, захваченных у карфагенян в битве при Палермо, чтобы потом провести клыкастых гигантов по улицам победоносного Рима.

Но наплавной мост мешал бы судоходству, и от идеи отказались на целое тысячелетие. Только при Карле Великом она ненадолго снова возникла в головах правителей.

Еще два века спустя норманнский инженер Роберто Гуискардо, он же Робер д, Отвиль-ла-Гишар, даже начал строительство, но смерть помешала ему закончить работу, и про сооружение моста еще на восемь веков забыли. После объединения Италии, в 1866 г., известный итальянский инженер-мостостроитель Альфредо Коттрау получил от министерства общественных работ заказ на проект моста над Мессинским проливом. Так началась долгая эпопея то более, то менее удачных проектов.

Наконец, в 2008 г. был утвержден окончательный проект стоимостью 3,9 млрд евро. Мост будет построен между селениями Канителло в Калабрии и Гандзирри на сицилийском берегу. Глубина пролива в этом месте составляет 72 м. Мост предназначен как для автомобильного, так и для железнодорожного сообщения. Общая длина моста составит 3666 м; длина центрального пролета – 3300 м. Центральный пролет будет подвешен на двух пилонах высотой по 398 м (376 м над уровнем моря).

Строительство моста должно начаться в 2010 г., закончиться в 2016 г., пропускная способность шоссейного перекрытия составит от 6000 до 9000 автомобилей в час, железнодорожной колеи – до 200 поездов в сутки (в обоих направлениях).

Мессинский пролив

Месси́нский проли́в

(Strait of Messina ), между Апеннинским п-овом . и о. Сицилия в Средиземном море. Соединяет Тирренское и Ионическое моря . Длина 33 км, ширина 3–22 км, глубина судоходной ч. 72–1220 м, преобладающая 500–600 м. Порты: на о. Сицилия – Мессина , на п-ове Калабрия – Реджо-ди-Калабрия. Постоянные течения слабые и двухслойные по глубине: в верх. слое на С., в ниж. – на Ю. Приливы до 0,5–0,6 м. У берегов пролива – сильные приливные течения более 9 км/ч. В сочетании с прибрежными скалами и отмелями они создают очень опасные для мореплавания круговороты воды. С этим связана в древнегреческой мифологии легенда о двух чудовищах – Сцилле и Харибде – обитавших в самой узкой ч. пролива на противоположных берегах, они разрушали корабли и пожирали мореплавателей.

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Месси́нский проли́в

в Средиземном море, между Апеннинским полуостровом и островом Сицилия (Италия). Соединяет Ионическое море с Тирренским. Дл. 33 км, шир. от 3 до 22 км, глуб. судоходной части от 72 до 1220 м, преобладает 500–600 м. Течения в верхнем слое следуют на С., в нижнем на Ю. У берегов сильные приливные течения – более 9 км/ч, которые создают водовороты, очень опасные для судоходства в сочетании с прибрежными скалами. От них пошли древнегреч. мифы о чудовищах (Сцилла и Харибда), которые захватывали корабли и пожирали мореплавателей. Порты – Мессина и Реджо-ди-Калабрия (Италия).

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Смотреть что такое "Мессинский пролив" в других словарях:

    Между Апеннинским п овом и о. Сицилия. Соединяет Ионическое и Тирренское моря. Длина ок. 40 км, ширина 3,5 22 км. Наименьшая глубина 115 м. Водовороты Сцилла и Харибда. Основные порты: Мессина, Реджо ди Калабрия … Большой Энциклопедический словарь

    Координаты: 38°14′45″ с. ш. 15°37′57″ в. д. / 38.245833° с. ш. 15.6325° в. д. … Википедия

    Между Апеннинским полуостровом и островом Сицилия. Соединяет Ионическое и Тирренское моря. Длина около 40 км, ширина 3,5 22 км. Наименьшая глубина 115 м. Водовороты Сцилла и Харибда. Основные порты: Мессина, Реджо ди Калабрия. * * * МЕССИНСКИЙ… … Энциклопедический словарь

    Пролив между Апенннским полуостровом и о. Сицилия. Соединяет Ионическое море с Тирренским. Длина около 40 км, ширина 3,5 22 км. Наименьшая глубина 115 м. Известен сильными водоворотами Сцилла и Харибда. Порты Мессина и Реджо ди Калабрия… … Большая советская энциклопедия

    Мессинский пролив - (Messina, Strait of)Messina Strait of, отделяющий о.Сицилия от носка Италии. Связывает Тирренское море с Ионическим. Длина пролива – 32 км, он примечателен сильными течениями. Считается местом обитания мифического морского чудовища Сциллы и… … Страны мира. Словарь



Фотографии кликабельны:)

1. Снимал панораму с Sacrario di Cristo Re (1937) - задуманный дизайнером инженером Франческо Барбаро, как монументальная гробница. Храм стоит на подъеме,
около 60 метров над уровнем моря, на месте, где стоял старинный замок Rocca Guelfonia Matagriffone и в 1191 году, был домом для Ричарда "Львиное Сердце",
пришедшего со своими людьми в Святую Землю во время Третьего Крестового похода. Про "Ричарда неустрашимого можно почитать Рассказ о жизни короля-рыцаря
Рядом с храмом стоит не разрушенная, после землетрясения в 1908г, восьмиугольная башня древнего замка, в1908 году землетрясение по силе и разрушительности было одно из самых сильных.
По счастью, там находились корабли русского флота, моряки которого спасли тысячи итальянских жизней.

В России подвиг наших соотечественников остался незамеченным, а итальянцы в благодарность поставили нашим морякам памятник..

На вершине башни, в 1935 году, был сделан колокол в 130 фунтов, из бронзовых пушек, взятых от своих врагов во время Первой мировой войны.

2. Скан древней карты. Здесь в более крупном формате - полный размер , можно найти замок Rocca Guelfonia Matagriffone


3. Панорамный вид на Мессину и Мессинский пролив.

Месси́нский проли́в (итал. Stretto di Messina, сиц. strittu di Missina) - пролив между восточным берегом Сицилии и южным берегом Калабрии.
Ширина в самом узком месте пролива - 3,1 км, около города Мессина - около 5,1 км.
Естественные формы берега и скал, а также водовороты в этом месте связывают с легендой о Сцилле и Харибде.

"Среди античных легенд о страшных чудо-вищах, подстерегающих мореходов, история о Сцилле и Харибде - одна из наиболее известных. Сцилла подстерегала мореплавателей в узком заливе, на крутой скале,
где на противоположной стороне жило другое чудовище - Харибда. На мозаиках и барельефах Сциллу изображали в виде гневной женщины, опоясанной собачьими головами, с змеевидно-рыбьими ногами-хвостами, покрытыми чешуей.

Откуда взялась такая Сцилла, мифы говорят по-разному. Согласно одной из версий, Сцилла - “некогда прекрасная дева”, она отвергла всех женихов и влюбленного в нее морского бога Главка, который испросил помощи у волшебницы Кирки.
Но влюбленная в Главка Кирка из мести ему превратила Сциплу в чудовище. Знаменитый древнегреческий поэт Гомер в “Одиссее” устами колдующей Цирцеи рассказывает:
“Страшная Сцилла живет искони там. Без умолку лая, визгом пронзительным, визгу щенка молодого подобным, всю оглашает окрестность чудовище. К ней приближаться страшно не людям одним, но и самим бессмертным.
Двенадцать движется спереди лап у нее. На плечах же косматых Шесть подымается длинных изгибистых шей, и на каждой Шее - торчит голова, а на челюстях в три ряда зубы, Частые, острые, полные черною смертью, сверкают”.

Такое, столь “овеществленное” описание Сциллы, в котором ей приписывают шесть голов, три ряда острых зубов в каждой пасти и двенадцать ног, не раз привлекало внимание искателей неуловимого морского змея
(в котором виделся “долгожданный” плезиозавр), многорукого ненасытного кракена (гигантского кальмара) и прочих надводных и подводных монстров.
Описание Сциллы (название Сицилия, воз-можно, связано здесь напрямую) внешне напоминает облик еще одного существа - Гидры, не выдавшейся внешностью дочери Ехидны и Тифона, с которой сражался неугомонный Геракл (Геркулес).
Повествователи Софокл и Еврипид наделили Гидру телом змеи и десятью головами на длинных шеях. Регулярно выползая из болота близ города Лерны, близ Микен, она нападала на скот.

Любопытно, что в некоторых комментариях к “Одиссее” Гераклу приписывали победу над Сциллой. Был ли данный подвиг Геракла реальностью?
Вполне возможно, поскольку на многих античных изображениях Гидра до деталей схожа с крупным осьминогом или кальмаром и ничего сверхъестественного биологически не представляет.

Многомудрая и прозорливая волшебница Цирцея предупреждала извечного бродягу - Одиссея (цит. по “Странствия и приключения”, 1992, 5-6): “Вдвинувшись задом в пещеру и выдвинув грудь из пещеры, Всеми глядит головами из лога ужасная Сцилла. Лапами шаря кругом по скале, обливаемой морем, ловит дельфинов она, тюленей и могучих подводных чуд, без числа населяющих хладную зыбь Амфитриты.
Мимо ее ни один мореходец не мог невредимо с легким пройти кораблем: все зубастые пасти разинув, разом она по шести человек с корабля похищает”.

И все же придание Сцилле облика некоего животного, чудища, монстра скорее всего - лишь дань легенде.
Проход между Сциллой и Харибяой был чрезвычайно опасен для морских путешественников и сам по себе, чисто географически,
Бесстрашный Одиссей смог, правда, преодолеть и его, потеряв при этом, как и предупреждалось, шестерых своих спутников.

В легенде о Сцилле и Харибде речь идет о совершенно конкретном географическом месте, - это Мессинский пролив между Аппенинским полуостровом и островом Сицилией (38 градусов северной широты, 16 градусов восточной долготы), тот самый участок-промежуток, где “сапог” Италии “пинает” мячик Сицилию.

Причина возникновения опасного участка кроется, однако, не в таинственном многотерпеливом кракене, сдергивающем матросов с палубы, а в том, что это воистину “узкое место”,
подобное переходу широкой бутылки в узкое горлышко, что и порождало аномалии: резкий переход от внешне спокойного моря в бурное, стремительно несущее течение.
Течения в Мессинском проливе вызывались приливными движениями моря, они-то и порождали Сциллу и Харибду, которые были вовсе не биологическими чудищами, а - водоворотами!
“К течениям, вызываемым приливами и отливами, относятся течения в Мессинском проливе, порождающие известный в древности водоворот Сциллы и Харибды, - замечал Герман Клейн Герман в книге “Чудеса земного шара” (Спб.: 1900).
- Общее течение в проливе во время прилива направляется на север, а во время отлива на юг, но течения эти меняются в зависимости от времен года и господствующих ветров.
Кроме того, рядом с главным течением существуют течения обратные вдоль берега Калабрии и Сицилии, и вследствие столкновения таких течений образуются водовороты,
из которых самые замечательные находятся перед Сциллой и Торре ли Фаро.
Это и есть “рычащие чудовища” древних, при виде которых современному наблюдателю кажется понятным, как в этих незначительных водоворотах могла некогда погибнуть половина флота Октавиана (император Август, 63 до н.э. 14 н.э. - А.А.).

Водоворот Сциллы, по словам Ф. Келлера, и впрямь при сильном волнении издает звук, имеющий отдаленное сходство с собачьим лаем, отсюда, вероятно, и сложилась древняя басня. Водоворот Харибды - в другом месте, недалеко от гавани Мессины, в девяти морских милях от Сциллы. Поэтому крылатое выражение “между Сциллой и Харибдой” следует понимать буквально, как маршрут от одной опасной точки до другой.

О водовороте Сциллы существует и еще одно известное предание, это легенда о морском почтальоне, бывшем рыбаке и ловце устриц Кола Песци из Катании (Кола - Николай, Песци - рыба).
Король Фридрих II Гогенштауфен, узнав о нем, решил посмотреть на искусного ныряльщика и предложил достать из бушующей пучины брошенный туда драгоценный золотой кубок.
Пловец выполнил это. Тогда король пообещал отдать кубок ныряльщику, если тот проделает это вторично. Ныряльщик, несмотря на усталость, согласился.
Он вновь нырнул, но - уже никогда не выплыл, ни с кубком, ни без кубка.
Впоследствии этим легендарным случаем воспользовался германский поэт Йохан Шиллер, создавший балладу “Кубок”, известную и у нас по переводу В. А. Жуковского.

При промерах “страшного места” выяснилось, что там “узковато” и по вертикаль, то есть отнюдь не глубоко, сравнительно с другими местами Средиземноморья. Известный итальянский аббат и естествоиспытатель Лаццаро Спалланцани (1729-1799) нашел,
что она составляет “всего” лишь 500 футов. (1 фут = 30 см), т.е. около 150 метров. Это действительно совсем не глубоко.
Если бы на такой глубине воткнуть в дно и поставить стоймя известный океанский суперлайнер “Титаник” длиной 260 метров, то он бы торчал вверх почти на полкорпуса."

А.Арефьев

Мессина была основана греческими колонистами на месте поселения племени сикулов около 730 года до н. э. и изначально называлась Занкла (др.-греч. Ζάγκλη от др.-греч. ζάγκλον - серп) из-за формы естественной гавани возле неё.
Мессина (Сицилия) связана паромной переправой с полуостровом с городами Вилла-Сан-Джованни и Реджо-ди-Калабрия в Калабрии.
В 1957 г. через Мессинский пролив была построена ЛЭП 220 кВ.
Ее пилоны считаются самыми высокими в мире. Эта линия электропередачи была заменена на подводный кабель, но пилоны были сохранены и являются местной достопримечательностью.

4. Спутниковый снимок Мессинского пролива (NASA) (виден характерный серп)

5. еще панорама обращенная больше на пролив, можно разглядеть пилоны.

6. Покровителем города считается Madonna della Lettera. Письмо что у нее в руке заканчивается так: "Vos et Ipsam civitatem benedicimus" или "Да благословит вас и ваш город". Текст на сегодняшний день написан большими буквами в основании стелы Мадонны.
С тех пор праздник города Мессина - 3 июня. По улицам города проходит шествие Мадонны, увлекаются сотни верующих в белых одеждах, с участием нескольких сотен тысяч верующих и любопытных со всей Европы.

7. Madonna della Lettera su stele votiva posta all"ingresso del porto di Messina

8. Вид с палубы парома, при его развороте...

P.S.: О Мессине и Калабрии более подробно расскажу и покажу после:)

Месси́нский проли́в(Strait of Messina), между Апеннинским п-овом. и о. Сицилия в Средиземном море. Соединяет Тирренское и Ионическое моря. Длина 33 км, ширина 3–22 км, глубина судоходной ч. 72–1220 м, преобладающая 500–600 м. Порты: на о. Сицилия – Мессина, на п-ове Калабрия – Реджо-ди-Калабрия. Постоянные течения слабые и двухслойные по глубине: в верх. слое на С., в ниж. – на Ю. Приливы до 0,5–0,6 м. У берегов пролива – сильные приливные течения более 9 км/ч. В сочетании с прибрежными скалами и отмелями они создают очень опасные для мореплавания круговороты воды. С этим связана в древнегреческой мифологии легенда о двух чудовищах – Сцилле и Харибде – обитавших в самой узкой ч. пролива на противоположных берегах, они разрушали корабли и пожирали мореплавателей.


Смотреть значение Мессинский Пролив в других словарях

Пролив М. — 1. Узкая полоса воды, соединяющая два водных бассейна или две части водного бассейна.
Толковый словарь Ефремовой

Гибралтарский Пролив — - единственный морской и воздушный
путь, соединяющий Средиземное море и Атлантический океан.
Длина - 59 км, ширина - от 11 до 44 км. В соответствии с Конвенцией ООН........
Экономический словарь

Пролив — -а; м. Узкое водное пространство, разъединяющее участки суши и соединяющее водоёмы (моря, озёра и т.п.) или их части. Керченский п. Берингов п. Пересечь п. Выйти в п.
Толковый словарь Кузнецова

Пролив — - резкое движение
цены вниз; массированные продажи.
Экономический словарь

Гибралтарский Пролив — - единственный морской и воздушный путь, соединяющий Средиземное море и Атлантический океан. Длина - 59 км, ширина - от 11 до 44 км. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому........
Юридический словарь

Баб-эль-мандебский Пролив — между Аравийским п-вом и Африкой. СоединяетКрасное м. с Аравийским. Длина 109 км. Наименьшая ширина 26 км, глубина 31м (на фарватере).

Басса Пролив — (Bass Strait) - между Австралией и о. Тасмания, соединяетТасманово м. с Индийским ок. Длина 490 км, наименьшая ширина 213 км,глубина до 51 м. Порт Мельбурн.
Большой энциклопедический словарь

Берингов Пролив — между материками Евразия и Сев. Америка. Соединяет Сев.Ледовитый ок. с Тихим ок. Длина 96 км, наименьшая ширина 86 км, наименьшаяглубина 36 м. Назван по имени В. Беринга. Посреди........
Большой энциклопедический словарь

Вилькицкого Пролив — между полуостровом Таймыр и о. Большевик (Сев.Земля), соединяет моря Карское и Лаптевых. Длина 104 км, наименьшая ширина55 км, наименьшая глубина 32 м. Назван по имени Б. А. Вилькицкого.
Большой энциклопедический словарь

Генический Пролив — соединяет Азовское м. с зал. Сиваш. Длина ок. 4 км,ширина 80-150 м, глубина до 4,6 м. Порт Геническ.
Большой энциклопедический словарь

Гибралтарский Пролив — (Estrecho de Gibraltar) - между южной оконечностьюПиренейского п-ова и северо-западной частью Африки; соединяетАтлантический ок. и Средиземное м. Длина 59 км, ширина 14-44 км,наименьшая........
Большой энциклопедический словарь

Гудзонов Пролив — (Hudson Strait) - между п-овом Лабрадор и о. БаффиноваЗемля (Сев. Америка). Соединяет Гудзонов зал. с Атлантическим ок. Длина806 км, ширина 115-407 км, глубина на фарватере 141-988 м. Ок.........
Большой энциклопедический словарь

Датский Пролив — на севере Атлантического ок., между о-вами Гренландия иИсландия. Длина 530 км, наименьшая ширина ок. 287 км; наименьшая глубинана фарватере 120 м.
Большой энциклопедический словарь

Дейвиса Пролив — (Davis Strait) - между о-вами Гренландия и Баффинова Земля(Канада); соединяет м. Баффина Сев. Ледовитого ок. с Атлантическим ок.Длина 1170 км, наименьшая ширина 360 м, наименьшая........
Большой энциклопедический словарь

Дрейка Пролив — между арх. Огненная Земля и Юж. Шетлендскими о-вами,соединяет Атлантический и Тихий ок. Длина 460 км. Самый широкий (до 1120км) пролив на Земле; глубина до 5249 м. Штормы; айсберги.
Большой энциклопедический словарь

Зондский Пролив — между о-вами Суматра и Ява в Индонезии. СоединяетЯванское м. с Индийским ок. Длина 130 км, наименьшая ширина 26 км,наименьшая глубина на фарватере 28 м. В Зондском прол. расположен вулканКракатау.
Большой энциклопедический словарь

Керченский Пролив — между Керченским и Таманским полуостровами. СоединяетЧерное и Азовское моря. Длина ок. 41 км, ширина от 4 до 45 км, глубина5-15 м. Крупный порт - Керчь, связанный железнодорожным........
Большой энциклопедический словарь

Константинопольский Пролив — см. Босфор.
Большой энциклопедический словарь

Корейский Пролив — между Корейским п-овом и островами Ики, Кюсю июго-западной оконечностью о. Хонсю. Соединяет Японское иВосточно-Китайское моря. Длина 324 км, наименьшая ширина 180 км,наименьшая........
Большой энциклопедический словарь

Красной Армии Пролив — между островами Комсомолец и Октябрьской Революции(Северная Земля), соединяет моря Карское и Лаптевых. Длина 144 км,наименьшая ширина 3 км. Глубина на востоке ок. 50 м, на........
Большой энциклопедический словарь

Кука Пролив — между Северным и Южным о-вами Новой Зеландии, соединяетТасманово м. с Тихим ок. Длина 107 км, ширина 22-91 км, наименьшая глубина97 м. На берегу Северного о-ва - г. Веллингтон.
Большой энциклопедический словарь

Лаперуза Пролив — между островами Сахалин (Российская Федерация) иХоккайдо (Япония). Соединяет Японское и Охотское моря. Длина 94 км,наименьшая ширина 43 км, глубина 27-118 м.
Большой энциклопедический словарь

Лаптева Дмитрия Пролив — между о-вом Б. Ляховский и северным берегомматерика Азии. Соединяет м. Лаптевых с Вост.-Сибирским м. Длина 115 км,ширина 50-61 км, глубина 11-16 м. Большую часть года покрыт льдом.Название........
Большой энциклопедический словарь

Лонга Пролив — между о. Врангеля и берегом Азии. Соединяет Вост.-Сибирскоеи Чукотское моря. Длина 128 км, наименьшая ширина 146 км. Глубина 36-50 м.Назван по имени американского китобоя, капитана корабля Т. Лонга.
Большой энциклопедический словарь