Скользившие по иртышу. Зарница (тип речных судов) Судно на воздушной подушке зарница

В 1872 году в Английское Адмиралтейство явился скромный, никому до того не известный пастор, по фамилии Рэмус. Он принес свой проект плоскодонного корабля водоизмещением 2500 тонн, который должен был ходить гораздо быстрее всех кораблей того времени. Этот чудо-корабль должен был не плыть (простите за каламбур), а скользить по поверхности воды, как, например, скользит плоский камешек, пущенный рикошетом, или как плоскодонная шлюпка, идущая на буксире за быстроходным судном. Модель скользящего корабля Рэмуса была испытана. В опытовом бассейне эксперименты показали, что Рэмус был прав, когда полагал, что при большой скорости его корабль будет скользить своим днищем по поверхности воды и испытывать при этом гораздо меньшее сопротивление, чем сопротивление обычных кораблей. И тем не менее идею Рэмуса нельзя было осуществить - чтобы достичь нужной для глиссирования скорости, кораблю потребовались бы достаточно мощные паровые машины причем такие огромные паровые котлы, что он под их весом затонет.

И через 13 лет в 1881 году попытку построить скользящее по воде судно, независимо от Рэмуса, на этот раз во Франции, предпринимает один из пионеров авиации, русский по происхождению, эмигрант маркиз де Ламбер. Первое судно Ламбера было очень простым - четыре бочки, соединенные общей деревянной рамой. Под бочками поперек судна, наклонно к поверхности воды, укреплялись четыре доски, на которые, по замыслу изобретателя, судно должно опираться при движении по воде. А двигатель? Никакого. С судна спадал конец на лебедку, установленную на противоположном берегу реки. Опыт прошел удачно и показал, что судно всплывает, скользит и при этом встречает небольшое сопротивление, но лишь при большой скорости буксирования.

Второй опыт Ламбер провел с тем же судном, но на этот раз буксируемым лошадью, бегущей вдоль берега; сам изобретатель, при этом сидел на бочках. Несмотря на полную удачу этого опыта, Ламбер, увлекшись идеей судов с подводными крыльями, вернулся к глиссерам лишь спустя 12 лет. За эти годы Ламбер первым получил патент на суда с подводными крыльями. В 1897 году в Англии на Темзе он испытал свое первое самоходное глиссирующее судно - две байдарки, соединенные четырьмя рамами. Под днищем каждой байдарки были укреплены одна за другой четыре пары досок, угол наклона которых к уровню воды можно было регулировать. На этот раз ни лебедка, ни лошадь не понадобились - на помосте, положенном поверх байдарок, стояла специально изготовленная десятисильная вертикальная двухцилиндровая паровая машина. Вес этой машины был всего 16 кг, меньше, чем вес десятисильных современных подвесных бензиновых моторов.

В России впервые глиссеры увидели в 1912 году на Воткинском озере в Санкт-Петербурге. На глиссере, ходившем по Воткинскому озеру, стоял мотор мощностью 35 л. с., а скорость глиссера достигала 40 км/час. Началом глиссеростроения в СССР принято считать 1920 год, когда ЦАГИ приступил к постройке деревянного открытого пассажирского глиссера с водяным гребным винтом. В проектировании этого глиссера принимали участие крупнейшие инженеры, отцы авиации Н.Г Жуковский и А.Н. Туполев.


Теперь о глиссерах Речфлота Омска.

ЗАРЯ - Быстроходный мелкосидящий пассажирский теплоход с водометным движителем, ходовой рубкой в носовой части, полуутопленным пассажирским салоном в средней части и МО в корме
Проект: 946, 946А, 946АМ, Р-83
Дата утверждения проекта: 12 / III 1963 г. (проект No.946) 23 / I 1969 г (проект No.Р-83)
Скорость 40-45 км/ч (41-43)
Количество пассажиров: до 86 человек (до 72)

Первой в Омск прибывает Заря-3 в 1966 году (списана в 1988 году)
В 1967 году прибывает Заря - 4 и Заря -1 (Служебно-разъездной теплоход. Изначально принадлежала Иртышскому Речному Пароходству. Продана торговому дому «Омский» 20.08.91 г.)
В 1968 году в Омск приходит Заря - 13

В 1968 году прибывает Заря - 16. Работает в качестве служебно-вспомогательного судан до 1987 года
В 1969 году Омска получает Заря-41. Позже переименовывается в Патрульный -1, позже Дельфин

Также в этот же год приходит Заря-2 - служебно-вспомогательное судно.
В 1970 году прибывает Заря-61. ПОзже переименовывается в БПУ-4
Еще одна Заря-10 прибывает в этом же году.
В 1971 году В Омск приходит Заря 75.
Омская судоходная инспекция получает 1970-71 две Зари. Заря-1 и Заря-9. Суда подсобного флота.

В 1973 году Омск получает Заря-130. Служебно-вспомогательное судно.
Еще одна Заря -6 получена в этом же году. Списана в 2001 году.
Заря-160 и Заря-7 приходят в 1974 году. Заря-7 списана в 2001 году.
Заря-178 и Заря -8 прибывает в 1975 году.

В 1977 году Омск получает Заря-555. Пассажировместимость 24 человека. Бывший теплоход «Заря-2» (порт приписки Сургут). Поздно вечером 8 октября 2012 года теплоход «НГ-180» с баржей «НГП-755» повредили теплоход Заря-555 на 1658-м километре Оби. По данным Государственного морского спасательно-координационного центра Минтранса России, состав, стоящий у правого берега на ночной стоянке, сорвало с места ветром и навалило на стоящий ниже по течению теплоход Заря-555. В результате навала судно получило повреждения корпуса без разрушения основных конструкций и обшивки. Пострадавших, загрязнения окружающей среды нет.

Заря-241Р прибывает в Омск в 1978 году

В 1979 году Омск получает Заря-256Р (возможно еще 267Р)

В 1980 приходит Заря-283Р (на фото через одно выше вместе с Заря 241Р)
В этот же год приходит Заря-103Р

Заря-304Р приходит в 1981 году. В 2000 продана ОАО "Северречфлот"
В этом же году Омск получает Заря-306Р и Заря-320Р. ПОследняя также в 2000 гду продана ОАО "Северречфлот"

В 1983 году в Омск прибывает Заря-353Р и Заря-257

В 1984 приходит Заря-3 НГСС. Служебно-разъездной теплоход.

В начале 90-х в Омск передана Заря-295Р. По всей видимости последняя полученная Омском Заря.

Еще один класс судов - суда на воздушной подушке.

Луч - Пассажирский теплоход на воздушной подушке со скегами
Проект: 14351, 14352
Скорость - 40 км/ч
Количество пассажиров 57 человек. Допролнительно при впемени в пути до получаса еще 15 стоячих мест.

В Омск в 1989 году прибыл ЛУЧ-12. Единственный и последний.

ЗАРНИЦА (первое название: ГОРЬКОВЧАНИН) - Пассажирский теплоход на воздушной подушке без отрыва от воды, с водометным движителем, пассажирским салоном в полунадстройке
Проект: 1435
Дата утверждения проекта: 23 / VIII 1966
Скорость 34 км/ч
Количество пассажиров: 48 человек

В Омске похоже не эксплуатировались, но два из них в 80-е годы попали на Омский судоремонтный

скачать

Реферат на тему:

Зарница (тип речных судов)



Теплоход "Зарница"
Проект, г. 1967
Обозначение проекта 1435
Выпускался, гг. 1968-1983
Экземпляры ??
Водоизмещение пустого, т 14
Полное водоизмещение, т 19
Макс. скорость, км/ч 33
Вместимость, чел
Полная вместимость 45
Основные размерения
Двигатели
Обозначение по ГОСТ 6ЧН15/18
Число 1
Мощность, л.с. 240

Зарница - тип речных пассажирских судов на скеговой воздушной подушке, проект 1435. Предназначены для местных пассажирских перевозок по мелководным рекам.

Выпускались Судоремонтно-судостроительным заводом им. Урицкого (г. Астрахань) с 1968 года по 1983 год.

Головное судно серии - «Горьковчанин».

В целом судно оказалось неудачным. В частности, даже несмотря на применение воздушной подушки гидродинамическое сопротивление оказалось большим. В результате скорость судна оказалась очень низкой: в порожнем состоянии - порядка 30 км/ч, а у груженого падала до 10-15 км/ч. Экономические показатели оказались даже хуже чем у более скоростных глиссирующих теплоходов типа «Заря». Была выпущена сравнительно небольшая серия. Дальнейшим развитием проекта 1435 «Зарница» стали суда «Луч».

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 14.07.11 04:56:37
Похожие рефераты: ПС (ПТ) и ПП (тип речных судов) , ОМ (тип речных судов) , Каштан (тип речных судов) ,

ле села Стрелецкого свободен от обязательных ходовых испытаний. Но в тот день к месту, где незримо протянулась мерная миля, спешил белый теплоход не совсем обычной формы. С высокого мостика буксира «Юрино», приписанного к заводу имени М. С. Урицкого, хорошо было видно как «незнакомец» будто играючи обходил попутные суда, легко маневрировал в непосредственной близости от рыбачьих лодок, стоявших на якоре у самого берега. И заметной волны, которая могла бы повредить лодкам, белый теплоход после себя не оставлял.

Выйдя на мерную милю, судно раз за разом утюжило водную гладь, меняя скорость, делая «змейку», круто разворачиваясь. Так начались испытания первого теплохода на воздушной подушке второго поколения первой ласточки из недостающего звена в структуре отечественного речного флота: служебных транспортных средств, предназначенных для быстрого передвижения по малым рекам, которых в нашей стране великое множество.

Потребность в таких судах воз никла довольно давно, с тех пор как на магистральные речные до

причинам. Во-первых, они имеют небольшую скорость. Во-вторых, неудобны для пассажиров. Не говоря уже о создаваемой ими сравнительно крупной волне, которая постоянно грозит подмыть и обрушить берега малых, мелких рек.

Несколько лет назад горьков-ские конструкторы попытались заполнить этот пробел в структуре речного флота Они создали, испытали и запустили в серию оригинальный теплоход на воздушной подушке, который мог пройти по любому мелководью.

По конструкции «Зарница», как назвали судно,- катамаран, два узких поплавка-скега которого связаны корпусом с пассажирским салоном Гибкое ограждение на носу из прорезиненной капроновой ткани, пологий обвод днища в корме да скеги по бортам надежно удерживают под днищем воздушную подушку, образующуюся с началом движения теплохода.

Более 80% массы судна компен сирует эта подушка. Отсюда высокая маневренность и легкость хода. При этом из-за отсутствия крупной волны во время движения в неприкосновенности сохраняется береговая линия

ТЕПЛОХОД РЯ МАЛЫХ РЕК

Опытный волжский судоводитель Б. П. Ладилов стал первым капитаном первого теплохода на воздушной подушке но вого поколения.

\Л ерная миля, куда по весне приводят свои суда на после-ремонгную обкатку капитаны-волгари, находится километрах в три дцати от причалов Астраханского судоремонтно-механического завода имени М. С. Урицкого. Здесь, на широком разливе Волги, речные лайнеры сдают своеобразный экзамен на готовность к сезону.

Обычно осенью участок реки воз-

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Техника 8 Гуолодежи 1

Ежемесячный общественно-политический, научно-художественный и производственный журнал ЦК ВЛКСМ Издается с июля 1933 года

роги вышли стремительные «Ракеты» и «Метеоры». По своим техническим данным теплоходы на подводных крыльях вполне еоответст вовали возложенной на них зада че обеспечивать деловые (значит, быстрые и своевременные) поездки по рекам. Однако многим пассажирам, спешащим к пристаням малых рек, внедрение скорост ных судов мало чего давало. Ведь добравшись, например, «Ракетой» до верховьев большой реки, они вынуждены были томиться в ожидании менее крупного судна, способного доставить их непосредст венно в пункт назначения. Еше хуже приходилось тем, кто вынужден был ежедневно пользоваться услугами речников, чтобы добраться к месту работы и обратно. ле сорубам, геологоразведчикам и т. д.

Малотоннажные суда для решения проблемы не годились по двум

Петр НОВИКОВ,

«Зарница» обладает высокой скоростью (до 30 км/ч), может при чаливать к берегу практически в любом месте. Сейчас суда такого типа ходят по малым рекам Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Латвии, Литвы. К началу испытаний ее преемника в стране насчитывалось более I40 «Зарниц». И этот специализированный флот, по оценкам специалистов, самый крупный в мире.

Одна беда не давала покоя создателям «Зарницы» - плохо она справлялась с волнением,а потому не могла выходить с малых рек на большие, подвозить людей без пе ресадки на «Ракеты» и «Метеоры» из глухих местечек прямо к при брежным городам. И по-прежнему транжирилось в пути драгоценное рабочее и личное время, деньги, да и нервы тоже. Все это на нет сво-

«Техника - молодежи», 1985 г.