Как это сделано, как это работает, как это устроено. Зачем в самолетах кислородные маски и безопасен ли воздух в них

Или просто чистый кислород даёт пассажирам пик эйфории в последние несколько секунд перед посадкой? Хорошая теория, но это не правда. Я спрашивал об этом на авиалиниях и, очевидно, они дали мне официальную теорию: «В ходе различных авиационных чрезвычайных ситуаций поток кислорода в кабину может быть прерван. В этом случае, кислородные маски обеспечивают пассажиров необходимым кислородом». А что на счёт случая разгерметизации? «Происходит то же самое, но, естественно, потребность в кислороде намного выше. Кислородная маска/мешок обеспечивает человека большим количеством кислорода, чем ему необходимо, что означает, что в течение паузы между вдохом и выдохом кислород попадает обратно в мешок и находится там, пока не потребуется. Это снижает потребность в высокой скорости обращения кислорода – что, в свою очередь, уменьшает количество кислорода сохранённого и потраченного.

Спасибо. Это не был тот ответ, который я искал, поэтому я обратился к моему другу, который был коммерческим пилотом, пока спиртное не взяло верх над ним (сегодня он, как воздушный змей, который не отрывается от земли). «Нет, они говорят тебе правду – кроме того, если ты снижаешься с такой же скоростью, как при падении, кислородные маски будут бесполезны. Но тогда, по той же причине, эйфория, которую вы можете получить от этого, может быть сильнее адреналинового шока. Скажем так, если я выброшу тебя с Эйфелевой башни и дам тебе немного кислорода на дорогу вниз, думаешь ты почувствуешь эйфорию? Нет, я тоже так не думаю. И, в любом случае, если бы кислород был так прекрасен, мы бы пили его вместо скотча, не так ли?» Я признался, что он был прав. Я не защищаю чёртовы авиакомпании.

Если вы хотите рассказать людям о реальном скандале, вы попросите их, чтобы они спросили сами себя – или лучше спросить у авиакомпании – почему они дают этот паршивый спасательный жилет, а не дают шлем, с которым в 10 раз больше шансов выжить. Другой мой друг, авиационный инженер, подтвердил это, но он добавил кое-что очень интересное. Если я его правильно понял (очень большое «если»), оказывается, в наши дни весь кислород, который мы имеем на борту самолёта, находится в двух отсеках, которые расположены в кабине и в передней части самолёта, а затем распространяется на весь самолёт через вентиляционные отверстия. Это даёт уверенность в том, что пилот и его команда будут всегда бдительны во время полёта, - что само по себе хорошая идея – но это также означает, что люди в передней части самолёта (бизнес-класс) первыми получат порцию свежего воздуха. Это, в свою очередь, означает, что ко времени, когда воздух достигнет заднего отсека самолёта, где находится эконом-класс, со своим кислородом они получат большое количество углекислого газа. И так, в следующий раз, когда вы будете спускаться после длительного перелёта, посмотрите на людей, выходящих с передней части самолёта и сравните их с теми, кто спускается с заднего отсека; заметьте, насколько здоровее выглядят люди с переднего отсека. Правда, не до самых кончиков пальцев, знаете ли.

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Проще поверить в магию, чем понять, как человеку удается поднять в небо многотонную железную птицу. Незнание порождает страх перед неизвестным. Поэтому многие пилоты и другие работники авиакомпаний с удовольствием рассказывают, чего действительно стоит опасаться и почему самолеты - это прекрасно!

сайт выбрал 16 понятных ответов на самые волнительные и сложные вопросы, которые интересуют каждого, кто хотя бы раз в жизни видел самолет.

16. Как попасть к пилотам, если их дверь заблокирована изнутри?

Есть специальный код , который набирает бортпроводник, чтобы попасть в кабину пилотов. Это нужно для случаев, когда, например, оба пилота потеряли сознание. Командир перед рейсом узнает код и сообщает его экипажу. После введения кода дверь в течение минуты откроется , но только если пилоты не предпримут никаких действий. Если пилот видит через видеокамеру, что у двери стоит не член экипажа, то полностью блокирует дверь, и злоумышленнику внутрь никак не попасть.

15. Пилотам можно носить пышные усы или пирсинг?

Борода, пышные усы, пирсинг и любые другие украшения и «наросты» на лице мешают пилоту использовать кислородную маску , которая должна плотно прилегать к лицу. Поэтому лицо пилота всегда чистое, иногда допускается легкая небритость. Иначе создается ситуация, которая ставит под угрозу жизни пассажиров.

14. Что будет, если все двигатели выйдут из строя?

Во время каждого полета самолет переходит на режим, при котором . Если в машине с механической коробкой передач перевести рычаг в нейтральное положение, спускаясь по горке, будет то же самое. Полный отказ двигателей случается крайне редко, и на этот случай есть особая инструкция для их перезапуска.

Но и без двигателей самолет может сесть на планирующем спуске . Самый известный случай произошел с Boeing 747 над Явой в 1982 году , когда самолет попал в облако пыли от извергающегося вулкана и все 4 двигателя отказали. Экипаж сумел посадить борт в ближайшем аэропорту, и никто из 263 человек не пострадал.

13. На какое время рассчитаны кислородные маски?

Уровень кислорода и давление внутри самолета поддерживаются искусственно. Если происходит разгерметизация кабины на большой высоте, у человека развивается гипоксия: он теряет сознание и без кислородной маски может погибнуть.

Кислородные . Этого времени достаточно, чтобы пилот опустил самолет на высоту, где можно нормально дышать. У пилота собственная стационарная кислородная маска , рассчитанная на большее время - чтобы спустить и даже посадить самолет, не теряя концентрации. Перед каждым полетом пилоты проверяют работоспособность своих масок.

12. Пилоты спят за штурвалом?

Примерно 56 % пилотов случайно засыпают во время полета, хотя лучше сказать могут задремать. К счастью, современные самолеты практически все время работают в режиме автопилота, а диспетчеры требуют от пилотов постоянной обратной связи.

На дальних рейсах могут работать сразу два экипажа или три пилота, сменяя друг друга с перерывом на отдых. Пилот, отработав смену, спит в специальной каюте. Важно, чтобы экипаж был постоянно на связи с диспетчерами и хотя бы один пилот контролировал полет.

11. Почему самолет уходит на второй круг?

Это . Самолет может уйти на второй круг по разным причинам, например на посадочной полосе какой-то предмет или животное, дует сильный боковой ветер или аэропорт временно закрывают для срочной посадки спецборта.

Пассажиры волнуются, потому что самолет перед долгожданной посадкой вдруг резко набирает высоту, но на самом деле все под контролем - это стандартный способ ухода на второй круг.

10. Какое гражданство получает ребенок, родившийся в самолете?

Существует . Это будет паспорт:

  • страны, где зарегистрирована авиакомпания самолета, на котором произошли роды;
  • страны, над которой он родился;
  • страны, где самолет совершил посадку.

В большинстве случаев на практике получается первый вариант, но решение принимает авиакомпания, учитывая действующее законодательство. Некоторые авиакомпании в подарок предоставляют малышам бонус: возможность летать бесплатно на своих самолетах в любую точку мира всю жизнь.

9. Самолет может приземлиться на автопилоте?

В современных самолетах системы управления ведут самолет по маршруту с высоты в 300 метров и практически до полного приземления на взлетно-посадочной полосе. Во время приземления можно использовать автоматическую посадку, но пилоту необходимо активировать этот режим и следить за ним, задавая определенные конфигурации для посадки.

Уже перед непосредственной посадкой на полосу самолет направляет курсо-глиссадная система : радиомаяк аэропорта ведет самолет, корректируя его путь. Эта система работает, даже если полностью обесточить самолет.

8. Жесткая посадка на воду или на землю - что безопаснее?

7. Как питаются пилоты во время рейса?

Для пилотов готовят отдельное меню с несколькими блюдами на выбор : если командир захочет курицу, то второму пилоту достанется на обед рыба или мясо. Это лучший способ избежать отравления одинаковыми продуктами. Пилоты питаются по очереди, некоторые прямо за штурвалом за специальными столиками.

Но есть авиакомпании, где это правило не соблюдают и пилоты могут получить такую же порцию еды, как и пассажиры.

6. Почему иногда пилоты летят в салоне с пассажирами?

Иногда в рамках работы пилоты летают с пассажирами из одного аэропорта в другой. Если они находятся на борту в форме, то при пассажирах им спать, есть или смотреть фильмы в наушниках. Вид пилота в форме при таких занятиях может ввести в заблуждение и привести к панике среди пассажиров. Но чаще пилоты в форме летят на запасных креслах в кабине пилотов или в первом классе.

5. Что страшнее - врезаться в птицу, попасть под град или получить удар молнии?

Молния часто попадает в самолет , но пассажиры даже не замечают этого. В крайне редких случаях это может привести к обесточиванию самолета. На этот случай у пилотов есть несколько инструкций, которые буквально перезагружают электронику на борту, и полет продолжается в обычном режиме.

Птицы представляют большую опасность , чем кажется. Из-за попадания в вентилятор или турбину возможны разрушение, отказ и даже возгорание двигателя. Не каждое лобовое стекло переживет

Перед полетом пассажиры авиалайнера получают краткий инструктаж о правилах поведения и соблюдения безопасности. Один из пунктов посвящен правилам эксплуатации кислородных масок, находящихся над пассажирскими креслами и выпадающими в случае резкого снижения давления в салоне.

Кислородные маски – компактный аксессуар, обеспечивающий безопасность пассажиров в самолетах. Они используются в экстренных случаях, вызывающих резкое снижение давления, на фоне чего у человека может развиться гипоксия (кислородное голодание). В статье мы расскажем, зачем нужны кислородные маски в самолете, где они находятся, как ими пользоваться и когда они могут пригодиться.

При каких обстоятельствах нужна кислородная маска

Высота полета пассажирских самолетов составляет от 9 до 12 тыс. километров. Плотность воздуха на такой высоте очень низкая, поэтому в салоне принудительным способом поддерживается давление, отвечающее 2 тысячам метров над уровнем моря.

В зависимости от разных причин при изменении давления может случиться разгерметизация, и у путешественников начнутся проблемы с дыханием. В таком случае понадобится кислородная маска, находящаяся в верхних панелях или спинках кресел, расположенных спереди.

Необходимость в аксессуаре также может возникнуть при задымлении салона самолета при . Цель – обеспечение пассажиров воздухом.

Что входит в состав

Кислородная маска укомплектована тонкой трубочкой, соединяющей ее с кислородным генератором. Он расположен в панели над пассажирскими креслами и содержит сочетание разных химических элементов, выделяющих кислород при нагревании. Данная система очень сложная, но эффективная.

Кислород в маске появляется вследствие химической реакции и подается потоком. Все это работает автоматически и пассажиру не стоит лишний раз проверять эффективность работы маски в случае экстремальной ситуации. Некоторые люди не замечают поступление кислорода в маску и считают, что данный аксессуар совсем не обязательно использовать. Но если снять маску в момент падения давления в салоне, произойдет гипоксия, что моментально приведет к кислородному голоданию, чреватому опасными последствиями.

Химические элементы, содержащиеся в кислородном генераторе:

  • хлорат калия;
  • хлорат натрия;
  • перекись бария;
  • другие компоненты пиротехнических изделий.

Другие полезные статьи по теме:

Как правильно пользоваться кислородной маской

При аварийной обстановке, создающей нехватку воздуха в салоне, кислородная маска на канатике выпадает из гнезда. Ею необходимо срочно воспользоваться – надеть на лицо и выполнять команды бортпроводника.

Подача кислорода начинается после срабатывания простейшего механизма. Потянув маску на себя при надевании, происходит натягивание канатика, выпадение предохранительного штыря, удар подпружиненным бойком запала, и в результате – начало химической реакции. Остановить процесс невозможно, время сгорания – около 15 минут. За этот период экипаж выполнит все возможные действия по спасению самолета, пассажиров и экипажа.

Не следует паниковать. Масок хватит всем, они комплектуются парами. Для пассажиров с детьми предусмотрены лишние экземпляры. Рекомендуется вначале надеть маску взрослому, чтобы контролировать ситуацию, а затем – ребенку.

Следует соблюдать спокойствие, если в салоне почувствуется запах гари и появится легкий дымок в результате срабатывания масок. Это связано с нагреванием генератора до 230 градусов. Также у пассажиров может возникать – это нормальное явление при резком снижении высоты.

Последствия неиспользования маски

В результате разгерметизации салона в течение непродолжительного времени у пассажира развивается гипоксия.

Основные признаки:

  • головокружение;
  • тошнота;
  • необратимые процессы в головном мозге.

Учитывая это, игнорировать надевание кислородной маски не следует.

Отправляясь в полет, необходимо рассчитывать на удачное и приятное путешествие, но также и быть готовым к непредвиденным обстоятельствам в воздухе. При недостатке воздуха следует знать, как обращаться с кислородной маской, которая спасет жизнь пассажира.

Когда вы сидите в кресле пассажирского салона самолёта, то сверху над вами видно примерно следующее:

О том, что это не очень важно, и о том, что там внутри есть более важного:) , я и расскажу вам далее...

Вот так видит пассажир то, что находится выше него, когда сидит в салоне самолёта Boeing-737 NG:

Вот тот квадратик снизу (возле светящегося значка сигареты) - это сложенный монитор развлекательной системы.
Сегодня мы этой темы не касаемся.

PSU (= Passenger Service Unit) - вот главный герой нашего сегодняшнего рассказа.
Находится такой PSU над каждым рядом кресел, снизу багажной полки.


(модуль обслуживания пассажира - так вроде по-русски получается)
В нижней (по фото) части за решёткой живёт динамик звуковой. Из него транслируется пассажирам информация от пилотов или бортпроводников, а также некоторые сигналы.

Выше него мы наблюдаем раскинувшийся во всю ширину набор удобств для пассажира:


С крайней стороны (одна у окна, и одна - у прохода) - кнопка вызова бортпроводника. На фото - в правом верхнем углу.
При нажатии кнопки загорится сигнальная лампа у проводников, прозвучит приятный мелодичный "донг", и бортпроводник обязательно подойдёт к пассажиру, над которым загорелась лампа.
Иногда эту кнопку пассажиры нажимают вместо другой, находящейся ближе к середине - кнопки включения индивидуального освещения (на ней нарисована лампочка).
Плафон этого освещения виден в левой части фото.
Правее него наблюдаем сосок индивидуальной вентиляции. Его можно направлять в разные стороны, а поворотом за ребристый ободок вокруг оси - регулировать интенсивность обдува.
Ну, и в самом низу - сигнальное табло насчёт пристегнуть ремни. Управляется из кабины пилотов.

Теперь будет интереснее - посмотрим на PSU с изнанки.

После открытия он повисает на специально прикреплённой в США верёвочке:


Пролезть для работы в такую щель неудобно.
Поэтому обычно крючок на верёвочке расцепляется с колечком, и PSU опускается пониже:

Тут уже интереснее.
Оранжевый шланг слева подаёт воздух из системы кондиционирования (может, я вам когда-нибудь и про неё расскажу). Подаёт как раз к индивидуальной вентиляции.
Между них, также три штуки, но с чёрными навершиями - светильники индивидуального освещения.
С левого края, сверху вниз, протянулся модуль управления всей этой электрикой, плюс кнопками и лампами вызова бортпроводников.
Справа в середине - звуковой динамик.
А по остальному мы сейчас пройдёмся тщательнее...

Самолёт обычно летает на высоте, где содержание кислорода очень недостаточно для жизни.
Поэтому, на случай потери возможности обеспечения пассажиров воздухом под нормальным давлением из системы кондиционирования,
в самолёте предусмотрены также кислородные маски для членов экипажа и для пассажиров.

В верхней и нижней (по фото) частях PSU находятся отсеки кислородных масок пассажиров.


Масок в них по две. То есть, на каждый ряд кресел (обычно три штуки) приходится по четыре маски.
Это - запас на случай сидения с ребёнком.
Маски могут выпадать автоматически - при уменьшении давления в салоне до давления на высоте 14.000 футов (примерно 4,5 км). Задолго до этого, начиная с давления, соответствующего 10.000 футов, в кабине пилотов начинает орать сигнализация.
Но - мало ли, - а вдруг дефект, разгерметизация, и всё такое.
В общем, датчик давления воздуха внутри самолёта выдаст сигнал, электрически выпадет вниз дверца, и все маски вывалятся и повиснут на канатиках.
Пилоты также могут принудительно вывалить пассажирские маски, если посчитают это нужным. Выключатель находится на потолочной панели кабины.

Кислород в маски поступает по такому вот серому шлангу, который виден в правом нижнем углу предыдущего фото.

В отличие от пилотов, которые в случае разгерметизации дышат чистым кислородом из своего отдельного баллона, пассажирам не так повезло.
Кислород к ним поступает из химических генераторов:

Вот мы видим, что серая трубочка подсоединена к металлическому цилиндру.
Это и есть Oxygen generator. По одному такому генератору приходится на каждый двойной или тройной блок кресел (то есть, по одному на один PSU).


Генератор вырабатывает кислород в результате химической реакции хлората натрия с железом, и остановить его невозможно.
Длительность его работы, насколько я помню, порядка 15 минут. За которые самолёт должен снизиться до безопасной высоты.
Во время работы генератор может нагреваться до температуры порядка 230 градусов, так что сверху, из района багажных полок, в принципе может слегка дымить. Пугаться этого не надо.
Оранжевая полоска на корпусе генератора чернеет при нагреве и показывает, что генератор использован.
После вываливания и использования масок техникам предстоит весёлая работка по замене или заправке масок и замене отработавших генераторов.
В левой части генератора видно устройство его запуска.


Принцип тут примерно как у ручной гранаты - есть подпружиненый боёк, который удерживается небольшим штырём.
Как только штырь вытащен, боёк ударяет в запал и таким образом инициирует химическую реакцию.
Штырь вытаскивается только чисто механически, никакого электропривода нету.
Тросик от штыря через систему колёсиков соединяется с верёвочками, на которых повисают вывалившиеся кислородные маски:


Так что - если вдруг маски вывалились по всему салону, и вы чувствуете, что давление воздуха ненормальное;
а уж тем более если об этом сказал пилот или бортпроводники по громкой связи,
то надо тянуть маску на себя и надевать.
Тогда натянувшийся её канатик через механизм вытащит предохранительный штырёк, и генератор кислорода над вашей головой заработает.
А кто так не сделает, тому кислорода не дадут.

Такие же химические генераторы с масками установлены над сидениями бортпроводников и в туалетах. Если присмотреться, то там сверху, в потолочных панелях, тоже видны характерные прямоугольные дверки.

Ну, и в конце ещё об одной кислородной мелочи.
Хотя это по документации не относится к пассажирской системе, но было бы странно не упомянуть.
На тот случай, если кому-то из пассажиров плохо дышать, на борту также находятся переносные кислородные баллоны.
Они спрятаны в разных укромных местечках салона.

Баллоны оборудованы лямками для переноски на плече, и к ним также прилагаются кислородные маски, - так что бортпроводники могут перемещаться по всему салону и помогать пассажирам в обычном полёте, не прибегая к химическим генераторам.

Примерно так же устроены пассажирские кислородные системы и на других современных самолётах.

Обычный пассажир видит кислородную маску только во время предполетного инструктажа, да и то большинство почему-то во время их демонстрации смотрит куда-то по сторонам. А зря! Однажды маска может вам очень сильно помочь, а как и почему – мы сейчас расскажем.

Сама возможность летать быстро для самолета обусловлена сниженным сопротивлением воздуха: чем дальше от Земли, тем меньше его плотность (т.е. меньше на единицу объема молекул кислорода, азота и других газов, из которых состоит воздух). То есть, чем выше мы летим – тем выше возможная скорость.

Быстрые реактивные самолеты летают на высотах 10-12 км (а сверхзвуковые летали и вовсе на высотах 16-18 км), но плотность воздуха на таком расстоянии от Земли настолько низкая, что, окажись вы такой высоте, то примерно через 15 секунд потеряли бы сознание от кислородного голодания, а если бы вас оттуда быстро не вынесли, то, скорее всего, и вовсе умерли бы через несколько десятков минут, а если бы и остались живы, то долго бы лечили последствия гипоксии, баротравмы, высотной или декомпрессионной болезней: с этим не шутят.

Поэтому самолеты имеют герметичный фюзеляж, в котором во время полета поддерживается гораздо более высокое давление, чем за бортом. Отвечают за это две системы: СКВ (система кондиционирования воздуха) забирает воздух от компрессора двигателя, охлаждает, увлажняет его и под давлением подает в салон, а САРД (система автоматического регулирования давления) стравливает лишнее давление, поддерживая его на оптимальном уровне.

На протяжении полета давление в салоне разное. Когда самолет находится на земле, оно соответствует атмосферному давлению в аэропорту. При наборе высоты оно падает, в определенный момент фиксируется, а при снижении снова возрастает. Измеряется это давление неожиданно в метрах и называется “высотой в кабине” (cabin altitude) – то есть, если давление соответствует обычному атмосферному на такой-то высоте, то говорят: “высота в кабине столько-то метров”.

Максимально допустимой высотой в кабине считается 8000 футов (2,44 км), она поддерживается в старых самолетах (например, Ту-154, Boeing-727), в более современных она ниже (например, 6000 в Airbus A320, 6900 в Boeing-767), хотя не всегда – например, в Boeing-747 стандартная высота в кабине (5000) ниже, чем в Airbus A330 или Boeing-777.

Именно из-за изменения давления при наборе высоты и снижении закладывает уши. И чем выше “высота в кабине”, тем сильнее. По этой же причине на борт нельзя проносить аэрозольные баллоны и т.п. – они просто могут взорваться.

Почему бы не сделать высоту в кабине всегда равной высоте на земле? Можно. Такой самолет даже есть – это бизнес-джет SyberJet SJ30 . Более крупный самолет, однако, потребует для этого более прочных материалов, что или увеличит его массу и потребует более мощных двигателей с более высоким расходом топлива, или потребует использования гораздо более дорогих материалов – в общем, причина в любом случае в дороговизне.

Так вот. В силу разных причин (неисправность САРД, потеря герметичности фюзеляжа и т.п.) давление может начать падать – то есть, высота в кабине может начать повышаться, и дышать будет все труднее и труднее. Тут-то и помогут маски: они на большинстве современных самолетов выбрасываются автоматически из верхних панелей или спинок впереди стоящих кресел при превышении определенного предела (чаще всего 14000 футов), а на более старых типах самолетов еще на более низкой “высоте” (около 10000) срабатывает сигнализация и маски спешно разносит бортпроводник.

Пассажиры в момент выбрасывания масок обычно пугаются и демонстрируют полную неспособность запомнить предполетный инструктаж: маску нужно не только плотно прижать к носу и рту, но еще и дернуть за нее – только тогда открывается предохранительный клапан и кислород начинает поступать. Времени на раздумья нет – падение давления может быть очень резким и быстрым, и счет действительно идет на секунды. Именно поэтому всегда говорится о том, что сначала нужно надеть маску на себя, а затем на ребенка: если сначала инстинктивно броситься спасать ребенка, то вы имеете большой шанс остаться без сознания и оставить малыша беспомощным, просто не успев ему помочь.

Именно для детей (а также на случай того, что в момент разгерметизации кто-то из пассажиров или экипажа будет перемещаться по салону) предназначена “лишняя” маска – то есть, если кресел в блоке три, то масок на некоторых рядах – четыре. Именно поэтому пассажиров с детьми сажают на определенные места, а с двумя детьми не сажают рядом: кому-то в этом случае не хватит маски, так что самовольно пересаживаться все-таки не стоит, лучше заранее

Долго дышать через маску в любом случае не придется: химический генератор кислорода работает около 15 минут: за это время экипаж (кстати, кабина пилотов герметична и ее система подачи кислорода независима от пассажирской) должен успеть снизиться до безопасной высоты, т.е. 8000 футов, и заняться уходом на запасной аэродром. Не бойтесь, в панике искать его пилотам не потребуется: список (для каждого участка) заранее подготавливается при составлении плана полета. Не стоит бояться и быстрого снижения, при котором гарантированно (и крайне неприятно) заложит уши: самолет не падает, а быстро снижается. Дыма в салоне бояться тоже не стоит – это, скорее всего, облако конденсата, образовавшееся при разгерметизации, либо следствие срабатывания пиропатронов, активирующих подачу кислорода на некоторых типах ВС.