Катастрофа Airbus A320: второй пилот мог намеренно уничтожить самолет. Пилоты-самоубийцы: И до Андреаса Любица лётчики разбивали пассажирские лайнеры из-за личных проблем Аварии самолетов из кабины пилота

В 1998 году современный авиалайнер, принадлежащий одной из лучших мировых авиакомпаний, поднялся в воздух с восточного побережья Канады. На высоте 10000 метров самолет загорелся. За 6 минут до взрыва прервалась связь с пилотами. Затем самолет рухнул в океан. Погибло 229 человек. Причина пожара была неизвестна. А вы сможете посмотреть ниже на нашем сайте.

2 сентября 1998 года самолет рейса 111 готовился совершить перелет из Нью-Йоркского международного аэропорта им. Кеннеди в Женеву. Самолет MD-11 – современный авиалайнер был построен в 1986 году. Это один из самых надежных реактивных самолетов. Командиром экипажа был Урс Циммерман. Второй пилот - Стефан Лёв. В кабине пилотов царила спокойная деловая обстановка. На борту находились 215 пассажиров и 14 человек экипажа. В основном пассажирами были французы, американцы и швейцарцы.

В 20:18 лайнер оторвался от взлетной полосы и взял курс на северо-восток в направлении Атлантики. Первые 15 минут после взлета с бортом 111 не было связи. Воздушный путь через Атлантику контролировал авиадиспетчерский центр расположенный в небольшом городке Монктон. Впервые капитан Циммерман вышел на связь с диспетчером только через полчаса после взлета. Пилоты приготовились к стандартному трансатлантическому перелету. В самолетах MD-11, впервые в мире, были установлены развлекательные устройства. К услугам пассажиров были фильмы, игры и программы новостей. Несомненно, это новшество привлекало клиентов авиакомпании. Однако, вскоре оно привело к катастрофе.

Спустя некоторое время, пилоты почувствовали запах дыма. Второй пилот сразу встал, и осмотрел вентиляционную систему кабины. Ничего необычного он не заметил. Он и не подозревал, что за панелью таилась опасность.

22:13. Пилоты не успели успокоится, как в кабине снова появился дым. Следуя инструкции авиакомпании «Swissair » капитан решил посадить самолет на ближайшем аэродроме. Он связался с диспетчерской службой в Монктоне и подал сигнал «pan-pan-pan». Пилотам срочно нужно было совершить аварийную посадку.

А виакатастрофы видео расследования смотрите ниже

Эксперт: Сигнал « pan-pan-pan » - это международные позывные, которые используются, чтобы привлечь внимание авиадиспетчеров к чрезвычайной ситуации, прежде чем подать сигнал бедствия.

Капитан хотел приземлится в Бостоне, и диспетчер дал добро на снижение. Также спасательный центр в Бостоне предупредили о рейсе 111. Диспетчер определил, что самолет находился в 122 километрах от Галифакса и 556 километрах от Бостона. Но пилот Циммерман выбрал знакомый ему аэропорт.

Эксперт: Когда возникает чрезвычайная ситуация, летчики предпочитают совершить посадку в знакомом аэропорту. Так им легче преодолеть стресс. Так было и в тот раз. Когда в кабине появился дым, капитан начал думать о том, где ближайший большой аэропорт, в котором можно все выяснить вместе с механиками. Ответ очевиден - Бостон.

Прошла одна минута после позывных «pan-pan-pan». Оценив обстановку, капитан Циммерман согласился приземлился в Галифаксе. Он изменил курс и продолжил снижение. Пилоты сообщили, что им нужно было время, чтобы подготовить самолет к посадке. Видимо они хотели прибраться в салоне. Поэтому диспетчер решил, что ситуация не была критической. В это время капитан борта 111 заполнял полетный лист. На это у него ушло почти 20 минут.

5 минут после позывных. Диспетчер дал указание снижаться до высоты 1000 метров. Однако пилоты вновь сказали, что им нужно время, чтобы привести в порядок пассажирский салон.

Диспетчер: С моей точки зрения, все выглядело вполне спокойно. Я решил, что на борту предпринимаются все необходимые меры. Я был уверен, что они благополучно сядут в Галифаксе.

Самолет прекратил снижение и летел на высоте 6000 метров. Они подлетали к Галифаксу, где им уже приготовили посадочную полосу. У капитана Циммермана ушло еще некоторое время на изучение летного поля аэропорта. В это время старший стюард сообщил пассажирам, что самолет изменил курс. В салоне не было каких-либо признаков задымления, поэтому пассажиры спокойно восприняли это сообщение. Диспетчер сообщил, что до Галифакса оставалось 50 километров. Этого было слишком мало. Рейс 111 находился на высоте 6 километров и не мог так быстро совершить посадку.

7 минут после позывных. Наземные службы готовились принять самолет. Делая разворот и снижаясь возле Галифакса, пилоты сообщили, что им нужно сбросить больше 200 тонн горючего . Диспетчер был поражен!

Диспетчер: В этот момент ситуация очень осложнилась. После этого я получал все более и более тревожную информацию.

Он попытался направить самолет так, чтобы тот не сильно удалился от Галифакса. Сброс топлива - обычная процедура. Если не сбросить его, самолет мог взорваться при посадке. Пилоты предпочли сбросить топливо в воду и полетели к заливу. Это еще раз убедило диспетчера в том, что на борту все под контролем. Н ешинел географик расследование авиакатастроф смотрете видео выше

10 минут после позывных. Кабина пилотов была заполнена дымом. На высоте 3000 метров у пилотов отключился автопилот. Огонь подобрался к органам управления, и это было только начало. На борту вышли из строя все системы управления . Вскоре спокойствие покинуло пилотов. Они начали посылать сигнал бедствия. Пилоты заговорили одновременно. Шум и помехи помешали диспетчеру понять главное: Лёв сообщил, что самолету нужно немедленно приземлится.

Диспетчер: Мне трудно объяснить те чувства, которые одолевают меня. Я тысячи раз прокручивал в голове все события той страшной ночи. Может я не все сделал? Может я где-то ошибся? В конце концов я понял, что делал все, что от меня зависело.

Через 30 секунд после сигнала бедствия кабина пилотов превратилась в ад. Погасли все экраны, бушевал огонь. Связи с терпящим бедствие авиалайнером больше не было. Через 6 минут жители побережья услышали оглушительный взрыв. Эти 6 минут с самолетом не было никакой связи , и никто не знал, что произошло.

Диспетчер: Трудно передать то чувство беспомощности, которое я тогда испытал. Я ничего не мог сделать. Просто сидел и ждал. Я надеялся, что они повернут обратно к аэропорту, но этого не произошло.

3 сентября 1998 года. Утром поисковая команда собирала страшные останки с рейса 111. Все, кто находился на борту погибли.

Департамент пассажирских перевозок Канады начал самое крупное расследование за всю историю страны. Было ясно, что в кабине пилотов, погибшего лайнера, возник пожар. Но почему?

Следователь: Нам предстояло провести очень серьезное расследование. Прежде всего нам нужно было поднять самолет с глубины 50 метров. Как оказалось, на дне лежало более 2 миллионов мелких обломков. И среди них нужно было найти те, которые бы помогли понять что произошло на борту.

Был разработан сложный поэтапный план. Прежде всего водолазы осмотрели обломки. Они выяснили, что самолет разбился буквально вдребезги. Вскоре погода ухудшилась, и им пришлось приостановить подводные работы. Такими темпами расследование могло длится годами. 12 сентября ВМФ США предоставил дистанционно-управляемые суда, которые могли проводить более тщательный поиск. Благодаря им удалось хорошо изучить место падения лайнера. Вскоре пришла удача. Среди обломков были найдены «черные ящики». Запись переговоров в кабине и компьютерные данные говорили о том, что все системы на борту работали нормально. Сбой произошел лишь за несколько минут до катастрофы.

Следователь: Согласно данным параметрического самописца, самолет был фактически исправным. Кроме дыма в кабине все остальное было в полном порядке. Когда самолет пошел на снижение, неожиданно одна за другой системы начали выходить из строя.

Однако, бортовые самописцы не показывали как и где начался пожар. В это время баржи прочесывали морское дно и доставали обломки самолета. Затем в ангаре организовали лабораторию, в котором эксперты могли исследовать обломки. Доставленные обломки тщательно сортировались по категориям. Следователям предстояло разгадать одну из самых сложных загадок в истории авиации. Как получилось, что небольшое возгорание в кабине привело к катастрофе? Ф ильмы про авиакатастрофы скачать вы можете непосредственно с Ютуба

Исследовав 250 километров проводки следователи выяснили, что возгорание произошло в результате короткого замыкания. Источник возгорания находился прямо за креслом второго пилота . Первым подозреваемым сразу стала новая развлекательная система.

Эксперт: Система была еще очень несовершенна. Она потребляла много энергии, и поскольку постоянно работала, быстро перегревалась. Не было выключателя, с помощью которого ее можно было бы отключить. Более того, не была предусмотрена и система охлаждения.

Даже когда пилоты, готовясь к аварийной посадке, выключили свет в салоне развлекательная система продолжала работать. Компания «Swissair» сразу же изъяла развлекательные системы со всех своих самолетов. Однако, на этом следователи не закончили свою работу. Они считали, что только перегрев в развлекательной системе не мог привести рейс 111 к катастрофе.

4 ноября 1998 года. Поиски причин возгорания продолжались. Эксперты выяснили, что невидимый огонь успел перекинутся из кабины пилотов в салон первого класса. Под обшивкой активно горела проводка. Также было видно, что пилоты действовали не достаточно быстро. Они были слишком исполнительны и дотошны.

Эксперт: В случае опасности им нужно было как можно быстрее посадить самолет, а потом уже заполнять полетный лист. Надо было отбросить все, что мешало совершить посадку.

Но при тщательном изучении хронометража обнаружилось, что в тех условиях самолет все равно не смог бы приземлиться в аэропорту Галифакса. У них просто не хватило бы времени. Когда обнаружилась проблема, они находились на высоте 9000 метров. Чтобы долететь до земли, им нужно было 13 минут. У пилотов не было этого времени. Какова бы не была причина возгорания - пожар разгорелся мгновенно. Катастрофа была неминуема.

Сентябрь 1999 года. После года дорогостоящих поисков и исследований следователи кое-что выяснили. Обнаружилось, что проводка, где возникло короткое замыкание, находилась рядом с легковоспламеняющимся материалом. Из этого материала делалось изоляционное покрытие, которое использовалось в гражданской авиации по всему миру. По результатам тестов этот материал относился к группе плохо-воспламеняющихся, быстро-гаснущих материалов. Следователи подвергли этот изоляционный материал новым испытаниям.

Эксперт: Поразительно, но оказалось, что это легковоспламеняющийся, горючий материал!

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что нужно было ужесточить требования к материалам, которые использовались для строительства пассажирских самолетов. Ответ был найден. Возгорание началось в проводке, расположенной за панелью кабины. От искры загорелась изоляция, а от нее огонь перекинулся на другие материалы, такие как пластик и пенопласт. Огонь распространялся с невероятной скоростью. Через 14 минут, после того как был подан сигнал бедствия, пламя обесточило все приборы в кабине. Пилоты до последнего пытались посадить самолет. Однако, без приборов, он был не управляем и со страшной силой рухнул в воду. С мотреть онлайн авиакатастрофы пассажирских самолетов выше.

На расследование было потрачено 4,5 года и 40 миллионов долларов. Это было самое крупное расследование за всю историю Канады . Были выдвинуты новые требования к материалам, которые использовались в самолетостроении. Компания «Swissair» изъяла все легковоспламеняющиеся материалы со своих самолетов. Также был изменен порядок заполнения полетных листов. Теперь у пилотов есть больше времени на оценку летной обстановки. Все это было сделано для того, чтобы никогда не повторилась трагедия, постигшая рейс 111.

Летчики-убийцы: известные случаи намеренных крушений самолетов

Александр Ратников, Иван Ткачёв, Олег Макаров

Катастрофа аэробуса A320, в которой погибли 150 человек, могла быть следствием решения второго пилота покончить с собой, считают французские следователи. Это не первая подобная авиакатастрофа

Второй пилот разбившегося А320 обращался в клинику в Дюссельдорфе 27.03.2015, 18:45

Крушение пассажирского самолета A320 во Франции произошло в результате «намеренных действий» второго пилота, сообщила в четверг ​​французская прокуратура. После того как командир воздушного судна вышел из кабины, оставив лайнер в режиме автопилота, второй пилот заблокировал дверь и сознательно активировал фатальное снижение самолета, заявил на пресс-конференции прокурор Марселя Брис Робен.

Прокурор назвал это «намеренной попыткой уничтожить самолет», но воздержался от заключения, что это было изощренное самоубийство. «Я не могу называть это суицидом, но возникает резонный вопрос», — сказал Робен.

В истории известны случаи, когда летчики намеренно уничтожали самол​​ет во время полета (не все из них были официально доказаны). Некоторые из таких случаев фактически приводили к массовому убийству. 19 декабря 1997 года в Индонезии потерпел крушение Boeing 737 авиакомпании Silk Air, в результате чего погибли 104 человека. Самолет начал резкое снижение, после чего разбился о землю. Индонезийские власти так и не смогли определить причины катастрофы. Но Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) предположил, среди прочих версий, что падение лайнера было вызвано умышленными действиями командира. Вероятно, дождавшись, пока его помощник выйдет из кабины, он отправил самолет в пике, отключив оба бортовых самописца. Перед этим у пилота отмечались сложности на работе, обострившиеся в последние месяцы перед крушением. Летчик также испытывал финансовые затруднения.

24 марта днем самолет авиакомпании Germanwing, следовавший из Барселоны в Дюссельдорф, потерпел крушение в Альпах. Лайнер Airbus A320 покинул аэропорт Барселоны в 10:01 по барселонскому времени (12:01 мск), в 10:35 (12:35 мск) самолет достиг высоты 38 тыс. футов, рассказал на спецбрифинге гендиректор компании Germanwings Томас Венкельманн. По его словам, затем лайнер начал резко снижаться в течение 8 минут. Контакт с самолетом был потерян в 10:53 (12:53) на высоте 6 тыс. футов. «Затем лайнер разбился», — резюмировал он. Все 150 пассажиров и членов экипажа считаются погибшими.

По статистике Федерального управления гражданской авиации США (FAA) (.pdf), за десятилетие с 2003 по 2012 год было выявлено восемь самоубийств пилотов во время полета. В большинстве случаев пилот-самоубийца летел один. Факторами, которые могут склонить летчика к такому шагу, FAA называет депрессию, отношения в обществе и финансовые проблемы.

Суицид пилота был назван в качестве одной из версий катастрофы рейса MH370 авиакомпании Malaysia Airlines в марте прошлого года. Основатель новозеландской авиакомпании Kiwi Airlines Эван Уилсон, изучающий бесследное исчезновение MH370, считает, что командир воздушного судна Захари Шах был психически болен и покончил с собой, погубив всех пассажиров.

Крушение A320

24 марта Airbus A320 авиакомпании Germanwings направлялся из Барселоны в Дюссельдорф. На его борту были 144 пассажира и шесть членов экипажа. Через 40 минут после взлета лайнер достиг крейсерской высоты. Пилоты в последний раз вышли на связь и сообщили о траектории лайнера.

Через минуту самолет начал снижаться без объяснения причин. Это продолжалось в течение десяти минут: лайнер снизился примерно с 11 до 2,5 км. Затем он врезался в гору во Французских Альпах. Первоначально сообщалось, что Airbus успел подать сигнал бедствия. Однако позднее выяснилось, что сигнал подал диспетчер, утративший связь с самолетом.

Никто из находившихся на борту не выжил. Вечером 24 марта спасатели обнаружили и направили на расшифровку первый черный ящик — им оказался тот, который фиксирует переговоры экипажа. Позднее был обнаружен корпус второго черного ящика, но его содержимое оказалось утеряно.

Было озвучено несколько версий причин крушения. Некоторые эксперты полагают, что дело в неисправности датчиков, передававших в бортовой компьютер неверные данные. Другие специалисты считают, что произошла разгерметизация, и пилоты снизились до высоты, на которой можно дышать (но не заметили гору). Также предполагалось, что пилоты из-за каких-то неисправностей искали место для вынужденной посадки. Версия теракта также рассматривалась, однако не входила в число приоритетных.

Глава Lufthansa Карстен Шпор изначально настаивал на том, что самолет был исправен. Он заявил: «Это необъяснимо для нас».

31 октября 1999 года над Атлантикой потерпел крушение Boeing 767 авиакомпании Egypt Air. Погибли 217 человек. Как выяснило следствие, катастрофа случилась вскоре после того, как командир воздушного судна покинул кабину. Американские следователи предположили, что крушение было вызвано преднамеренными действиями помощника пилота, однако точные доказательства этого отсутствуют. Египетские власти не согласились с версией о преднамеренном характере действий одного из членов экипажа.

В 1976 году пилот Западно-Сибирского управления гражданской авиации 33-летний Владимир Серков самовольно поднял в воздух самолет Ан-2 из аэропорта Новосибирск-Северный. Затем он направил самолет в пятиэтажный жилой дом, где проживала его жена, которая решила с ним расстаться и ушла от него, забрав с собой ребенка. В результате крушения погибло 5 человек.

В 1994 году пилот Королевских ВВС Марокко намеренно направил самолет ATR-42, выполнявший внутренний рейс из аэропорта Агадир Аль-Массира в аэропорт имени Мохаммеда V, в Атласские горы, предварительно отключив автопилот. Погибли 44 человека.

Подробнее на РБК:


В ходе следственных действий в доме второго пилота самолета Airbus A320 авиакомпании Germanwings была обнаружена разорванная медицинская справка о болезни, причем она была действительна на день катастрофы, сообщает Der Spiegel со ссылкой на заявление немецкой прокуратуры. Кроме того, в доме были обнаружены медицинские документы, которые свидетельствуют, что пилот Андреас Любиц проходил лечение, при этом он скрывал свое заболевание от работодателя. Прокуратура не уточнила характер болезни пилота. Следователи также не обнаружили в доме погибшего предсмертную записку.

«Медицинские документы были конфискованы, они указывают на существующую болезнь и соответствующее лечение, прописанное доктором», — сообщила прокуратура Дюссельдорфа.

«Тот факт, что в доме были найдены разорванные больничные листы, из которых следовало, что пилот не мог работать в день преступления, подтверждает предварительный вывод о том, что больной скрывал свое заболевание от работодателя и от коллег», — цитирует прокуратуру Reuters. Медицинские документы были обнаружены не только при обыске в доме Любица в Дюссельдорфе, но и в еще одном доме в городке Монтабаур - административном центре района Вестервальд в земле Рейнланд-Пфальц.​ В этом городе Любиц родился и вырос, в 20 лет он уехал из Монтабаура чтобы учиться на курсах пилотов.

По информации французского телеканала M6, освобождение от работы по здоровью было выдано Любицу на период с 16 по 29 марта, тогда как авиакатастрофа произошла 24 марта. Кроме того, источники телеканала сообщили, что в доме пилота при обыске были найдены антидепрессанты. Ранее немецкое издание Bild сообщило, что шесть лет назад Любиц в течение полутора лет посещал психиатра, при этом знакомые пилота отзываются о нем как о «нормальном парне».

Катастрофа самолета Airbus A320 произошла через 30-40 минут после вылета из аэропорта Барселоны в Дюссельдорф. На борту находились 144 пассажира и шесть членов экипажа, все они погибли. Едва достигнув крейсерской высоты в 11 тыс. м, лайнер стал терять высоту, снижение продолжалось восемь минут, после чего самолет на высокой скорости врезался в гору близ города Барселоннет. Расследование показало, что перед крушением автопилот самолета был переключен на снижение до минимально возможной высоты в 30 м.

По данным, полученным после расшифровки бортового самописца, командир корабля вскоре после взлета вышел из кабины пилотов в туалет. Когда он вернулся, дверь была заперта, а второй пилот Андреас Любиц не реагировал на стук. Как заявил 26 марта задействованный в расследовании прокурор Марселя Брис Робен, Любиц сознательно направил самолет в пике в момент столкновения с землей, пассажиры поняли, что происходит, только за несколько секунд до катастрофы. По мнению следователей, сам Любиц до момента катастрофы был в сознании.

Подробнее на РБК:

Спустя двое суток после крушения самолета Airbus A320 авиакомпании Germanwings во французских Альпах появились сообщения о том, что лайнер мог быть уничтожен намеренно. Когда командир корабля отлучился из кабины, второй пилот заблокировал дверь изнутри и направил самолёт вниз, не обращая внимания на предупреждения диспетчеров и срабатывание аварийных систем. Между тем в истории авиации уже были случаи, когда катастрофу провоцировали сами лётчики. И всё же по количеству жертв крушение в Альпах - одно из самых страшных.

Спустя двое суток после крушения Airbus A320 бюджетной авиакомпании Germanwings во французских Альпах начала вырисовываться картина того, что в действительности происходило в кабине пилота за некоторое время до катастрофы. Когда командир воздушного судна на минуту вышел, второй пилот заблокировал дверь и самовольно начал резкое снижение лайнера. Такие действия можно расценить как намерение уничтожить самолёт. Об этом на пресс-конференции заявил прокурор Марселя Брис Робен. Выводы сделаны на основе данных, полученных в результате расшифровки чёрных ящиков.

Как сообщается, командир пытался вернуться в кабину, однако сделать этого не смог. На аудиозаписи речевого самописца слышны попытки выломать дверь, попытки диспетчера связаться с экипажем, предупреждения электронных систем самолёта о возможности крушения. Второй пилот не произнёс ни слова, однако его нормальное дыхание слышно вплоть до столкновения с землёй.

Уже известно имя второго пилота - это 28-летний гражданин Андреас Любиц. В списках разыскиваемых террористов он не значился. Как заявил глава правления компании Lufthansa Карстен Шпор, Любиц прошёл все медицинские тесты, экзамены и испытания и был пригоден к полётам без каких-либо оговорок. Знакомые и соседи рассказали, что он был симпатичным, застенчивым человеком, посещал местную лётную школу и не имел других хобби, кроме пилотирования. По их мнению, он не мог совершить такое ужасное преступление, как осознанное уничтожение пассажирского самолёта. 24 марта Любиц сел в кресло второго пилота, аэробус вырулил на полосу и взлетел, взяв курс из Барселоны в Дюссельдорф.

Пассажиры на борту, видимо, до последнего не осознавали приближения конца. «Крики начались перед самым падением, в самые последние моменты», - заявил прокурор Марселя. Катастрофа во французских Альпах стала самой крупной во Франции за последние 15 лет. Погибли 150 человек: 144 пассажира и 6 членов экипажа. Это крушение стало и самым страшным по количеству жертв среди авиакатастроф, произошедших по злому умыслу пилота.

А были и такие. Вот только некоторые из них.

Не представлял жизни без неба

В 1999 году в результате действий самоубийцы был уничтожен почти весь воздушный флот авиакомпании Air Botswana. Пилот по имени Крис Фатсве угнал самолёт ATR-42. Почти два часа он кружил над лётным полем, угрожая по рации покончить жизнь самоубийством, направив самолёт на лётное поле и здание терминала.

Люди, находившиеся в аэропорту, были срочно эвакуированы. Власти во главе с командующим вооружёнными силами страны начали переговоры с Фатсве, пытаясь убедить его посадить самолёт. Однако пилот угрожал врезаться в здание, где находился офис авиакомпании Air Botswana. Он потребовал вызвать на переговоры вице-президента, других требований Фатсве не озвучил.

Как выяснилось позднее, он был отстранён от полетов по состоянию здоровья. По сообщениям некоторых , лётчик ранее не раз намекал своему руководству, что собирается покончить с собой. Другой пилот сообщил Agence France Press, что из-за недостаточных мер безопасности проникнуть в лайнер на лётном поле и угнать его сложности не представляло.

Когда в воздухе у ATR-42 Фатсве закончилось топливо, он направил самолёт вниз, на лётное поле, где в тот момент находились ещё два таких же воздушных судна. В результате все три самолёта были уничтожены. У компании остался всего один самолёт, технически неисправный. Единственной жертвой авиакатастрофы стал сам Крис Фатсве.

Застраховал жизнь и покинул этот мир

Ещё одно крушение, причиной которого могло стать желание одного из пилотов покончить с собой, произошло 19 декабря 1997 года. Boeing 737-36N авиакомпании SilkAir выполнял рейс MI185 из Индонезии в Сингапур. Находясь на высоте 10 тыс. метров, борт по невыясненным причинам перевернулся, перешёл в практически вертикальное пикирование и упал в реку Музи в окрестностях Палембанга. Погибли 104 человека: 97 пассажиров и 7 членов экипажа.

Расследованием занимались Национальный комитет по безопасности на транспорте (NTSC) и Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB). Как выяснилось, бортовые самописцы перестали фиксировать происходящее на борту воздушного судна за 6 минут до начала снижения. Технических неполадок до момента крушения у самолёта выявлено не было.

Cледствию не удалось обнаружить признаков сбоя электропитания, приводящего в некоторых случаях к нарушению работы самописцев. Это указывало на их преднамеренное отключение одним из членов экипажа.

В качестве причины была выдвинута версия о заклинивании руля направления. Однако даже если бы такое произошло, самолёт начал бы переворачиваться, но не пикировать. Была проведена серия испытаний на авиационном тренажёре с целью моделирования поведения упавшего Boeing, совпадающего с показаниями радара. В результате наиболее точного повторения маршрута падения удалось добиться только при намеренном переводе самолёта в пикирование.

Проведённый психологический анализ личностей командира воздушного судна и второго пилота позволил следователям предположить, что виновником катастрофы мог быть 41-летний Цу Вай Минг. Он был очень опытным пилотом, проработал в авиакомпании 5 лет и налетал 7173 часа.

Как выяснилось, незадолго до катастрофы у Цу Вай Минга возникли финансовые трудности - его долги составили $1,2 млн. Он застраховал свою жизнь на $600 тыс., причём страховка должна была вступить в силу в день его гибели. Есть предположение, что Цу Вай Минг отключил бортовые самописцы лайнера, обманным поручением вынудил второго пилота покинуть кабину, после чего направил самолёт к земле.

Мы не будем объяснять, почему именно эти катастрофы феноменальны. По мере чтения ты поймешь это сам!

Олег «Апельсин» Бочаров

BAC 1-11, 10 июня 1990 года

Начнем со случая, который можно даже назвать почти веселым. К сожалению, такого не скажешь о многих других историях нашего списка.

Авиалайнер компании British Airways направлялся из английского Бирмингема в испанскую Малагу, взяв на борт 87 человек пассажиров с экипажем. Долго парить в спокойствии ему не удалось. Уже через 13 минут после взлета стекло кабины пилота сорвало потоком воздуха, и командира экипажа буквально засосало в оконный проем. Человек застрял в лобовом стекле, наполовину высунувшись из летящего реактивного лайнера!

Далее началось нечто невероятное. Вовремя среагировавшие члены экипажа схватили капитана за ноги, не позволяя ему вывалиться за борт. Понятно, что никто не выживет в таких условиях, но, во-первых, это бы не дало лайнеру разгерметизироваться окончательно, а главное, если бы они выпустили пилота, тело могло на полном ходу протаранить жизненно важные элементы самолета. Тогда все обернулось бы совсем ужасным образом. Но все шло и так паршиво, тем более что дверь кабины пилотов сорвало и ошметки обрушились на пульт.

Экипаж принялся успокаивать пассажиров и запрашивать у наземных служб аварийную посадку. Через 25 минут после начала рейса самолет был посажен в Саутгемптоне. Все это время бортпроводник держал своего обледеневшего товарища.

Сразу после посадки выяснилось, что у капитана прощупывается пульс, и его экстренно госпитализировали. И, как поется в песенке, привезли его домой, оказался он живой! Команда не только посадила самолет, но и спасла всех, кто был на борту! Второй пилот, стюардесса и все их коллеги тотчас стали национальными героями. Практически все они вернулись обратно в гражданскую авиацию.

Причиной же происшествия оказалось раздолбайство механика, который при замене стекла взял на складе болты неправильного размера.

Boeing 737, 28 апреля 1988 года

Представь банальный местечковый рейс Хило - Гонолулу с 89 расслабленными пассажирами и шестью членами экипажа (куда же без них!). На 23-й минуте полета на скорости 500 километров в час колоссальный кусок обшивки пассажирского салона сорвало и унесло в прекрасное далеко. Все, кто находился в лайнере, оказались лицом к лицу с буйством воздушного потока и температурой минус 45 градусов. А ведь это Гавайи, пассажиры одеты по-тропически!

Команда не растерялась и тотчас начала снижение для аварийной посадки. Самый ужас был в том, что приборы показывали: шасси тоже неисправно! К счастью, диспетчеры аэропорта разглядели, что шасси на самом деле благополучно вышло из своей ниши, и передали хорошую новость на судно. Выжили все, кроме единственной несчастной стюардессы, которую унесло потоком воздуха.

Причина аварии: усталость и коррозия металла. Прокатились, называется, на кабриолете...

A310, 23 марта 1994 года

Одна из самых жутких глав в истории российской гражданской авиации. «Аэрофлот» выполнял рейс под номером SU593 из Москвы в Гонконг. Через четыре часа полета самолет исчез с радаров над Междуреченском, то есть в Кемеровской области.

Авиакатастрофы - всегда кошмар, но когда причины этой были раскрыты,то волосы встали дыбом даже у видавших все криминалистов и авиаэкспертов. Лайнер был в полном порядке. Метеоусловия тоже. Просто в самый разгар полета летчики пустили в кабину своих детей и друзей, да еще не просто пустили, но и дали порулить. 39-летний пилот Ярослав Кудринский, нарушая все возможные инструкции и просто требования здравого смысла, сначала усадил за штурвал дочку, а потом и сына.

Расслабленный экипаж был в полной уверенности, что самолет управляется автопилотом, однако автоматика отключилась вследствие слишком резкой игры со штурвалом пятнадцатилетнего Эльдара, сына Кудринского. Мало того,до маленького мозга пилотов слишком долго доходило, что происходит нештатная ситуация. Далее, пытаясь ее исправить, они впали в панику и вели себя максимально нерационально. Кувыркаясь в воздухе (представь, каково непристегнутым пассажирам!), лайнер рухнул на землю. Все 63 пассажира и 12 членов экипажа погибли.

Последующее расследование показало, что если бы пилоты не паниковали, а дали автоматике лайнера работать по предусмотренному алгоритму, то самолет бы выровнялся сам и спокойно продолжил рейс!

Есть в нашем мире явление похуже гонял на маршрутках.

Boeing 747, 12 августа 1985 года

Крупнейшая по числу жертв катастрофа с участием одного самолета произошла, как ни странно, в стране, работники которой славятся своей дотошностью, педантизмом и профессионализмом, - в Японии. И это невероятно печальная история.

Boeing 747 авиакомпании JAL совершал короткий внутренний рейс JAL из Токио в город Осака. Там лететь-то всего 500 километров, то есть меньше часа, но это невероятно популярный во время праздников маршрут, поэтому и Boeing 747. Через 12 минут после того, как лайнер покинул аэропорт, у него отказали почти все ключевые системы управления и стабилизации полета. Даже дублирующие! Пилоты не могли понять, в чем дело, они со сверхчеловеческим умением удерживали самолет в воздухе, используя лишь маневрирование двигателями и закрылками. Лайнер непрестанно подбрасывало, роняло и трясло. 32 минуты такого полета показались пассажирам хуже, чем ад. Если бы пилоты знали, в чем проблема, им бы стало еще страшнее: у «Боинга» напрочь оторвало хвостовой стабилизатор, самолет был обречен. Достаточно посмотреть на сделанное с земли фото, чтобы это понял даже далекий от авиации обыватель.

Самолет врезался в гору в 112 километрах от Токио, часть пассажиров чудом выжили, но спасательные операции были организованы воистину безобразно, помощь пришла поздно, и спасти удалось только четверых. Всего погибло 520 человек.

Причиной катастрофы был назван небрежный ремонт хвостовой части наземными службами с отступлением от инструкций.

A330, 24 августа 2001 года

Теперь о хорошем. Рекордное планирование авиалайнера с неработающими двигателями было продемонстрировано именно в ходе этого инцидента.

Из Торонто в Лиссабон с тремя сотнями людей на борту направлялся Airbus A330-243 (авиакомпания Air Transat), на шестом часу полета экипаж вдруг столкнулся с фантастическим фактом: под ними Атлантический океан, а у них ни грамма топлива!

Дальнейшее все бы сочли выдумкой голливудских сценаристов, если бы оно не было правдой. Один из пилотов вспомнил, что в 320 километрах от них раскинула свои ангары военная авиабаза на Азорских островах, куда они и повернули. За 217 километров до цели пришлось заглушить один из двигателей. Спустя несколько минут - второй. Других двигателей, как и источников топлива, к сожалению, в этом самолете не нашлось.

Кстати, чтобы при бездействующих двигателях не отключались приборы и радиосвязь, в самолетах предусмотрена остроумная система аварийного энергопитания: нечто вроде динамо-флюгера, который выпускается из корпуса и крутится под давлением встречного потока воздуха.

Всех спас феноменально богатый опыт, выучка и смекалка командира экипажа. Он смог на ходу с высочайшей точностью рассчитать коэффициенты планирования самолета без тяги, чтобы не только дотянуть до посадочной полосы, но и чтобы скорость его позволяла безопасно приземлиться. Тем более что второй попытки захода на посадку им бы никто по понятной причине не подарил.

Несмотря на расчеты и маневры, скорость посадки все же слегка превышала рекомендованную, самолет проскочил лишний километр за ВПП, и у него лопнули почти все шины. Из 306 человек никто не пострадал! Пилоты награждены и носят титул рекордсменов, продержавших на планерной силе пассажирский самолет в воздухе на протяжении 120 километров!

Виновниками же аварии названы, как и в большинстве подобных историй, наземные техники, накосячившие при монтаже гидравлической системы и спровоцировавшие утечку.

DC-10, 3 марта 1974

Рекордная для своей эпохи авария, которая унесла жизни 334 пассажиров и 12 членов экипажа. Рейс Стамбул - Париж - Лондон рухнул всего через 11 минут после взлета из порта французской столицы. Незадолго до этого диспетчеры заметили, что точка, изображающая лайнер на экране радара, раздвоилась, связь с лайнером стала неразборчивой, хотя слова «фюзеляж взорвался» на земле распознать сумели. Тем временем в самолете был слышен (и зафиксирован самописцами) громкий хлопок, после которого шестерых пассажиров заднего ряда засосало в дыру и выбросило наружу.

Самолет был под завязку заправлен топливом, так что шансов выжить после падения не было ни малейших, погибли все.

Однако что за сила с такой скоростью и рвением оказалась способна уничтожить 346 человек одним махом? Имя этой силе - раздолбайство. Задняя дверь грузового отсека иногда захлопывалась недостаточно плотно, как в маршрутном такси, - известная проблема для всех лайнеров данной серии, и этот люк всегда все тщательно проверяли перед взлетом. Но на этот раз и наземные службы, и экипаж решили, что сойдет и так. Сошло.

Boeing 747, 1 сентября 1983 года

Одна из самых темных трагедий в истории авиации до сих порождает дискуссий, кривотолков и скандалов больше, чем взятие Крыма и покорение Луны, вместе взятые.

Те, кто рос и жил в СССР, помнят, как ситуация с южнокорейским рейсом KE007 освещалась советскими СМИ. Сначала заявляли, что подозрительный самолет нарушил советские границы (серьезнейшее нарушение в годы холодной войны). Затем пошли оговорки. Дескать, лайнер ушел. Или пропал. И только потом признали, что он был сбит силами наших ВВС.

В кратком изложении история звучит невероятно просто: летел пассажирский самолет Korean Air Lines (23 члена экипажа и 246 пассажиров) из Нью-Йорка в Сеул через Аляску, заблудился, попал в запретную зону, не реагировал на сигналы ВВС, сбит истребителем Су-15, упал в пролив Лаперуза.

Однако в нюансах скрывалось такое число дьяволов, что долго не существовало какой-то общепризнанной версии происшествия. Лишь много лет спустя после трагических событий, когда все данные расследования были обнародованы, стало ясно, что по сути своей случай действительно прозаический: понадеявшись на неверно настроенный автопилот, члены экипажа отклонились от курса на пятьсот километров и не имели ни малейшего представления о том, что пролетают над запретными регионами коммунистической сверхдержавы. Пилоты беспечно болтали о своих рутинных делах на протяжении всего полета и даже не думали почесаться и проверить, что же, собственно, происходит рядом с ними, под ними, да и вообще где они. Принято говорить, что и советские ВВС не смогли должным образом распознать лайнер, приняв его за разведчик RC-135.

Тем не менее в финальных официальных отчетах остается несколько белых пятен, которые и служат питательной почвой для многочисленных теорий заговоров. Но даже без всяких домыслов инцидент спровоцировал страшнейший политический кризис, который подкосил и без того дышащую на ладан советскую власть. В буквальном смысле: это как раз был разгар старческой ротации кадров, генсеком числился Юрий Андропов.

A320, 24 марта 2015 года

Самоубийство пилота, потянувшего за собой в могилу всех коллег и пассажиров, - не такой уж уникальный случай: зафиксировано около дюжины подобного рода инцидентов, в некоторых погибли сотни людей. Последний зафиксированный случай еще свеж в памяти, к тому же его можно считать доказанным, в отличие от многих аналогичных ситуаций.

Авиалайнер Airbus A320-211 (авиакомпания Germanwings) летел из Барселоны в Дюссельдорф. 150 человек в салоне и служебных рубках. Летел безмятежно, как и тысячи других самолетов в небе Европы каждый день. В 10 часов утра этот рейс стартовал в Барселоне, а уже в 10.41 исчез с радаров после внезапного снижения.

Времена сам знаешь какие, тотчас заговорили о террористах, тем более что в Испании с этим далеко не полный порядок. Обломки нашли в Альпах на высоте полутора километров.

Сложного многолетнего расследования не потребовалось, расшифровки бортовых самописцев дали готовый ответ. Но при этом невероятный. Второй пилот Андреас Лубиц дождался момента, когда командир экипажа покинет кабину управления, и направил самолет к земле. На записи слышно, как старший пилот пытается вломиться обратно в кабину, но заблокированная дверь ему это не позволяет. Лубиц все это время молчал, но был жив и абсолютно спокоен.

Авиашоу на базе Рамштайн, 28 августа 1988 года

Вопиющее ЧП, убившее 70 человек и покалечившее более трех сотен. MAXIM уже писал о нем , сейчас же мы перескажем основное.

Во время показательно-развлекательных полетов десяти итальянских учебных штурмовиков Aermacchi MB-339 один из пилотов допустил погрешность и на высоте 40 метров столкнулся с коллегой по команде. Самолет рухнул на землю, в самую гущу зрителей, авиатопливо вспыхнуло, и три десятка человек погибли практически мгновенно. Спустя несколько дней стало ясно, что жертв куда больше - 70 человек, из них 16 детей, в основном скончавшихся от ожогов.

История имела столь мощный резонанс, что во всем мире задумались о приостановке или, как минимум, реорганизации подобных шоу для массовой публики. Но и это не так чтобы помогло: 27 июля 2002 года случилась так называемая Скниловская трагедия на Украине, когда при сходных обстоятельствах неподалеку от Львова погибли 77 человек, 28 детей в их числе.

Boeing 737, 8 января 1989 года

Теперь поведем речь о случае, который предельно ужасен не столько своими последствиями, сколько причинами.

Начнем с того, что у лайнера Boeing 737 авиакомпании British Midland Airways (рейс Лондон - Белфаст) на четырнадцатой минуте полета отказал один из двигателей. Тотчас началась сильная вибрация, управляемость и устойчивость самолета, само собой, резко упали. Однако все знают, что второго двигателя, как правило, достаточно, чтобы дотянуть до ближайшего аэропорта и совершить посадку.

Здесь, однако, сценарий оказался куда более витиеватым! Показания приборов были недостаточно убедительными, и пилоты не могли понять, неполадки в каком из моторов мешают им нормально лететь. После переклички и сверки приборов они отключили двигатель номер 2 (правый). Стало немного лучше. Парни уменьшили нагрузку на оставшийся двигатель и начали готовиться к аварийной посадке.

В сложных условиях экипаж перевел лайнер на посадочный курс, но тут уже начал быковать другой двигатель - номер 1 (левый). Его мощность стремительно падала! А системы оповещения заголосили, что в этом двигателе пожар.

На принятие решения оставались сущие секунды, в ходе которых экипаж выделывал виртуозную эквилибристику, но все же врезался в земляную насыпь на скорости 212 км/ч неподалеку от автомобильного шоссе. Лайнер порвало на три куска, погибли 47 пассажиров, большинство остальных из 126 человек получили ранения, но остались жить.

Мы подходим к самому интересному. Как показало дальнейшее расследование, после обнаружения неполадок пилоты попросту отключили не тот двигатель. Вместо взбесившегося левого они отрубили совершенно исправный правый и дальше летели на неисправном моторе.

Что шокирует больше всего, так это то, что и пассажиры, и стюардессы видели, какой из двигателей горит на самом деле и были невероятно удивлены, что экипаж стал решать проблему с другим движком. Просто пилоты не видели пожара из своей кабины, а уточнить у тех, кто в салоне, никто из них не удосужился.

Ну и в финале у нас настоящий «Титаник» гражданской авиации. Ода злому року, хаосу и непредсказуемости провидения. Те, кто в курсе истории пассажирского авиасообщения, знают, о чем мы поведем речь. Остальным сообщаем: крупнейшая по количеству жертв авария на все времена (надеемся, что большей уже не будет).

История на редкость сложная, но мы постараемся ее передать предельно лаконичным языком. Итак, на всеми любимом курортном острове Тенерифе (это Канарские острова) 27 марта 1977 года сложилась чрезвычайная ситуация: в зале ожидания главного аэропорта в Лас-Пальмасе (он расположен на острове Гран-Канария) террористы взорвали бомбу. Все обошлось легко, никто не погиб, только поцарапались люди осколками стеклом. Но аэровокзал пришлось закрыть.

Однако самолеты продолжали прибывать и прибывать, и не абы какие, а громадины типа тех же «Боингов-747». Для них нашлось лишь место в порту Лос-Родеос на островe Тенерифе. «Нашлось» - громко сказано: они туда стали набиваться как шпроты в банку, так как под такую плотную загрузку ни терминалы, ни ВПП рассчитаны не были.

Началась подлинная катавасия: кто-то не успевал сесть, кому-то некуда было припарковаться, кто-то оказался зажат и опаздывал, у кого-то случились накладки с заправкой. В общем, ад в лучших традициях производственного писателя Артура Хейли.

А тут еще на вышке диспетчер с ужасным испанским акцентом, которого приходится по пять раз переспрашивать и уточнять команды. Ему, впрочем, приходится делать то же самое.

Два главных героя истории - это рейс KLM (KL4805, 248 человек) Амстердам - Лас-Пальмас и Pan American (PA1736, 396 человек) Лос-Анджелес - Нью-Йорк - Лас-Пальмас. Будем звать их кратко: KLM и PanAm.

KLM мог переждать в аэропорту, но решил взлетать, так как у пилотов заканчивалась регламентированная смена, а для них это важно. Лайнер вырулил на стартовую позицию в конце ВПП и замер в ожидании команды на взлет.

Экипажу PanAm диспетчер дал указания проехать по ВПП, развернуться в положенном месте и, таким образом, встать за KLM, чтобы взлетать после него. Пока происходили все подготовки к маневрам, на аэропорт спустился туман, затруднив визуальное наблюдение за расстановкой фигур на доске. Все три действующих лица - диспетчер, KLM и PanAm - слышали друг друга и представляли, что им предстоит делать. Проблема в том, что иногда они слышали не совсем то, что говорилось. И не всегда.

PanAm не смог повернуть в нужном месте - там это сложно было проделать физически, да и туман скрыл номера дорожек и разметку. В 17.05 KLM получил долгожданный приказ с диспетчерской вышки: «Вам разрешено на привод P, набирайте и выдерживайте эшелон 090. После взлета поворот направо, следуйте курсом 040 до захвата радиала 335 ВОР Лас-Пальмас».

KLM принял указание как добро на взлет (на самом деле нет: это было просто озвучивание предварительных инструкций). А когда диспетчер стал говорить KLM «Будьте готовы к взлету, я вас вызову», в ту же секунду в эфире PanAm выдал в эфире, что он еще торчит на ВПП. Если бы командир KLM услышал хоть одну из этих двух реплик, то не встал бы взлетать. Но радио тогда работало таким образом, что одновременный разговор сделал оба сообщения неразборчивыми. Лишь бортинженер KLM, прислушавшись к эфиру, стал подозревать, что что-то идет не так, но его возражения проигнорировали.

Одним словом, первый битком набитый лайнер ползет по ВПП, пытаясь понять, куда ему двигаться в тумане, а второй начинает взлетать в голубые дали ровно по той же самой дорожке. Через 14 секунд они встретились.

За 700 метров до аварии они увидели друг друга, KLM рванул резко вверх, но было поздно: шасси и двигатели все равно протаранили американский «Боинг».

Лайнер KLM рухнул, убив все 248 человек на борту. Пассажирам PanAm повезло чуть больше: часть успела сбежать из разломов в самолете до того, как он вспыхнул. 61 человек выжил, 335 погибли. В общей сложности на тот свет в результате этой инфернальной коллизии отправились 583 человека.

Дебаты о том, кто виноват, не стихали очень долго, хотя расследование было проделано с нешуточной строгостью и дотошностью. Там сыграл роль целый клубок проблем и роковых совпадений. По большому счету, если бы хоть какое-то из случившихся недоразумений не произошло (мы в статье не уместили и половины их), катастрофы бы не было.

В итоге фатальным виновником признали авиакомпанию KLM и ее погибших пилотов. А международные правила переговоров в эфире были максимально стандартизированы и ужесточены, чтобы никакие испанские акценты и голландские словари-разговорники не мешали нам летать в безопасности.

Вот и все. Извини за много букв. Зато тебе будет о чем поговорить с попутчиками в Шереметьеве.

На повороте с Новорязанского шоссе к Степановскому - полицейский блокпост. «Гражданские» машины разворачивают. Пропускают только технику МЧС , микроавтобусы Следственного комитета, легковушки полиции и кортежи начальников разного уровня. В село - а до него от трассы почти 2,5 километра - только пешком. Впрочем, на въезде в Степановское и без «гражданских» авто жуткая пробка. Автобусы с сотрудниками МЧС, тягачи, привезшие снегоходы - до места, где лежали крупные обломки самолёта , можно добраться только на них.

На место крушения Ан-148 пытаются прорваться родственники погибших, чтобы искать своих под снегом

Сюда по-прежнему стягивают спасателей со всей области, - рассказал корреспонденту «КП » один из сотрудников МЧС. - Работать будем всю ночь. Поиск тел и фрагментов Ан-148 с наступлением темноты не прекращают. Всю ночь будем работать?

x HTML-код

Что известно спустя сутки после крушения Ан-148. С момента крушения самолёта Ан-148 в Подмосковье прошли уже сутки. Рассказываем всё важное, что стало известно об авиакатастрофе за минувшие 24 часа.Александра ЛЯБИНА

Видишь? - кивает другой сотрудник. В этот момент в пробку утыкается пожарная машина, которая тащит за собой полевую кухню. - Мы здесь надолго...

Местные жители рассказывают, что самолёт чудом не рухнул на жилые дома. Максим Битюков из Степановского рассказывает, что в момент катастрофы был как раз на окраине деревни.

Я в доме был. Вдруг услышал звук, как-будто, знаете, сверхзвуковой самолёт летит, гул такой. И вдруг, громкий хлопок, взрыв. Выскочил на улицу и увидел столб дыма. Надел сапоги и туда. Там поле, глубокий снег, далеко не пройдёшь. Метрах в 500 от края села я видел обломки кабины.

x HTML-код

Очевидец о крушении Ан-148: Сначала звук реактивного самолёта, потом громкий хлопок и столб дыма. В окрестностях подмосковного села Степановское продолжают собирать обломки пассажирского бортаАлександр РОГОЗА

- Тела пилотов там были?

Нет, тел я не видел. Насколько я понял, части этого Ана раскидало на большой территории. Наверное, люди вываливались в воздухе... Днём ведь ещё снег шёл. Кабину издалека было видно, потому что она большая. Боюсь, мелкие фрагменты и людей очень быстро могло запорошить снегом.

Источники в МЧС также обращают внимание на эту проблему: после обильного снегопада нужно будет обследовать и очистить от снега огромную территорию. В темноте это делать очень сложно.

Сейчас спецтехника прокладывает дорогу, чтобы к обнаруженным фрагментам можно было доставить авиаэкспертов, следователей и криминалистов, - рассказал наш источник.