Трасса М5: описание, проблемы и опасности. Федеральная автомобильная дорога М5 «Урал

О майской поездке в Пензу и Тамбов я расскажу поэтапно, хотя изначально планировала сделать один общий отчёт. Поняла - торопиться не стоит, ведь речь пойдёт о новых для нас местах. А о новом писать непросто - впечатления не улеглись, чувства и отношение не сформировались. Даже первоначальная оценка - понравилось/не понравилось - может оказаться если не ошибочной, то не точной, пока не слетит всё наносное. Было у вас так?
Да, к отчёту я подхожу долго. Если с отзывом об отеле , где мы жили в Пензе, всё было однозначно - отличный отель, то всё остальное... Как выбор направления нашей небольшой майской экспедиции был затяжной и муторный (изначально планировали ехать в Воронеж, потом переориентировались на Пензу и Тамбов), так и отчёт рождается медленно.
Отчет о поездке в Пензу и Тамбов начну с дороги - впечатления о трассе М5, путевые фотографии. Старалась фотографировать самые характерные моменты. Начну с рассказа, затем будет небольшой фоторепортаж.
Итак, ехали по М5 "Урал". Само название трассы - могучее такое! - говорит о том, куда по ней можно добраться. Сердце начинает учащённо биться, когда читаешь названия городов - Самара, Челябинск, Екатеринбург... Даст Бог, когда-нибудь так и будет... Но сейчас Пенза.

Реклама — поддержка клуба

Многие из вас меня спрашивали о дороге до Пензы - какая она. Местами разбитая, местами новая. Где-то ремонт, где-то пробочки. Благоустроенной её никак не назовешь - много двухполосных участков, не оборудованных отбойниками, совершенно не освещенная, без туалетов и сетевых кафе (после Рязани). Брендовые заправки, опять же, только до Рязани, одна - в Мордовии, а потом уже ближе в Пензе. Как водится, полпути с ностальгией вспоминали М4...
По пути в Пензу мы проехали по Московской и Рязанской областям, небольшому кусочку Республики Мордовия (около 40 км.) и Пензенской области.
В эмоциональном и познавательном плане на М5 есть интересные живописные места и достопримечательности. Коломна, Луховицы, Рязань, Константиново стоят как раз по пути в Пензу, но все интересности всё-таки остаются в стороне. При желании можно построить потрясающий маршрут путешествия и даже умчаться в гости к Хозяйке Медной горы. Берите на заметку.
Но если двигаться одним рывком, как мы, то в большей части дорога долгая, нудная, и глазу зацепиться не за что.
До Пензы ехали ровно 12 часов. В это время входят заправка, санитарная остановка и две остановки на перекус. Первая - в Рязанской области в сетевом проверенном нами кафе "Вкус детства". Вторая - в Республике Мордовия в знаменитом посёлке Умёт - в самом обычном домашнем кафе у трассы (никогда такого не видела!). Около полутора часов ушло на остановки. Но без этого никак. Проза жизни. Отдых нужен.
А теперь фоторепортаж.

Идём на взлёт. :) Точнее стартуем. Вот такой самолёт стоит у Чкаловского аэродрома. В нескольких километрах отсюда мы живём. и по пути в Москву всегда проезжаем это место на Щёлковском шоссе.

Надо сказать, МКАД, как и Щёлковское шоссе, мы миновали удачно, без особых пробок. М5 появляется на указателях, съезжаем с МКАДа.

Через час с небольшим с момента старта от дома мы "встаем на финишную прямую" - М5. Это очень неплохой старт.

Где поесть на М5 недалеко от Москвы - не проблема. Сетевой "Помпончик" нам встречался пару раз. Но мы сразу решили, что остановимся в другом сетевом заведении - кафе "Вкус детства" под Рязанью.



Состояние трассы до Рязани в целом хорошее. Хотя, на мой взгляд, в двух местах она чересчур изломиста, учитывая, что это федеральная трасса. Местами возникают пробки из-за дурацких светофоров и, опять же, излишней изгибистости.




На двери забавная надпись: "Во избежание недоразумений. Мы не помпончик. Мы - Вкус Детства".

Еда опять оказалась замечательной. Вкусные блины, много сметаны. Обалденный компот из сухофруктов! Рекомендую! Мы всегда покупаем сразу бутылку.

Очень вкусные чебуреки.

Цена вопроса - вполне нормальная.

Поели, отдохнули (на все минут 30 ушло) и поехали дальше.

Стела "Рязанская область". Ближе к Рязани движение стало уплотняться.

А вот и сама Рязань и её чудесная оригинальная стела.



Ну а за Рязанью было так,

и так. Откровенно говоря, в Рязанской области дороги плохие.

И про огромное количество некогда великолепных заброшенных именно в Рязанской области храмов мы все знаем...

Началась Мордовия.

Не считая 40-минутной остановки в кафе в посёлке Умёт. Несколько слов о посёлке. Никогда такого не видела - посёлок вдоль трассы и в каждом доме - кафе! Сейчас прочла в Википедии, что Умёт - очень известный населённый пункт на трассе М5. Вдоль дороги на протяжении 2 км. располагается более 500 кафе! Конечно, на тот момент про уникальность места мы ничего не знали. Но честно - обалдели от увиденного. Душа не выдержала, и уже где-то во второй половине села мы остановились у кафе с говорящим названием "Стоп" (справа от дороги). Не в наших правилах есть в пути в неизвестных заведениях. В этом плане Костя категоричен - нет, нет и нет. Это огромный риск. Но путь не близкий, мы были страшно голодны. К тому же было понятно, что в Пензу мы приедем после 22.00. Куда мы пойдём в это время (откуда мы могли знать, что в отеле "Гелиопарк Резиденс" поесть можно вплоть до 5 утра?!). В общем, никогда не говори "Никогда".
Как выбрали кафе? По номерам московских машин. :) По нашим номерам тоже потом москвичи останавливались. Видать, страшно всем. Но если стоят свои, значит заведение нормальное. К тому же домик выглядел симпатично, перед ним была удобная парковочка, и вкусно пахло шашлыком...

Само кафе можно назвать "кафе" условно. Дом; в доме на обычной кухне хозяйка, которая шустро принимает заказы, разогревает еду, подаёт посетителям, с ней же рассчитываешься. Чеков, конечно, нет. Всё по-простому. Еда самая обычная, домашняя. Мы взяли борщ, суп-лапшу, салат Оливье, салат из капусты, пельмени, котлеты. Еда была нормальная (не так чтоб уж очень вкусно, но есть можно). Порции огромные. С голодухи набрали много, всё съесть не могли. Не привычные мы к таким порциям. Очень боялись за последствия от еды. Последствий не было. Значит всё было свежим и качественным.

Итак, Мордовию мы проскочили за полчаса (40 минут в кафе не считаются). Дороги сразу стали другими. Не как в Рязани, но уже и не так как в Мордовии. Стремительно начало темнеть, и после стелы "Пензенская область" я убрала фотоаппарат.

Как я уже говорила, в Пензу мы приехали в 10 часов вечера. Проехали 662 км. Время в пути - 12 часов (включая остановки). Ехали мы в комфортном для нас темпе. Да, выехали чуть позже желательного времени. Но стартовать очень рано мы и не планировали. Было понятно, что этот, первый день поездки, дорожный.
Единственное, о чём я жалею - что не заехали в Наровчат, не посмотрели здешние достопримечательности (единственный в России музей Куприна, музей "Тюремный замок", Путевой дворец и пр.), что не попали в Троице-Сканов женский монастырь (координаты: 53.865201, 43.752304) и Сканов пещерный монастырь (координаты: 53.858615, 43.779094). Если съехать с трассы М5 в сторону Наровчата - езды 75 км. Не очень далеко. Но данная программа никак не вписывалась по времени в наш маршрут. Даже если бы мы выехали на пару-тройку часов раньше, это было бы невозможно. Вот если выделить отдельный день... Но это думайте сами. Мы себе галочку поставили.

Продолжение следует...

Протяжённость автомагистрали - 1879 километров. Дорога является частью дороги E30 европейской сети маршрутов и азиатского маршрута AH6 . Подъезд от Челябинска к Екатеринбургу входит в азиатский маршрут AH7 .

Расстояния между городами на трассе М5
:

Расстояние от Москвы до Пензы : Длина пути: 640 км; Время пути: 9:52
Расстояние от Москвы до Самары: Длина пути: 1054 км; Время пути: 13:51
Расстояние от Самары до Уфы : Длина пути: 460 км; Время пути: 5:34
Расстояние от Уфы до Челябинска : Длина пути: 418 км; Время пути: 4:58
Расстояние от Челябинска до Екатеринбурга : Длина пути: 205 км; Время пути: 3:17

Проложить маршрут на карте и узнать расстояние между любыми городами можно

Автомагистраль начинается на пересечении МКАД и Волгоградского проспекта, далее идет в юго-восточном направлении по территории Московской области, проходя по юго-западной окраине города Люберцы, далее по окружным дорогам вокруг Бронниц, Коломны, через Луховицы. В районе города Коломны трасса Урал пересекает реку Оку.

Далее автомагистраль идет по территории Рязанской области в юго-восточном и восточном направлениях, проходит недалеко от города Рыбного (к северо-востоку от трассы), обходит Рязань по объездной дороге по западной и южной окраинам, проходит недалеко от посёлка Шилово (к северу от трассы), через город Шацк(также возможно по обводной с 2007 года).

Затем проходит по территории Пензенской области в восточном и юго-восточном направлениях через город Спасск, обходит по объездной дороге по северным и восточным окраинам город Нижний Ломов, через районный поселок Мокшан и село Рамзай, по объездной дороге проходит через северную окраину города Пензы, далее - севернее города Заречный, южнее города Кузнецка.

Далее трасса идет в северо-восточном направлении по территории Оренбургской области и Республики Татарстана, в восточном направлении - по территории Республики Башкортостана, проходит по южным окраинам города Октябрьского и города Уфы.

Трасса Урал фото от мая 2015 г. :



Далее трасса проходит по территории Челябинской области в восточном, северо-восточном и юго-восточном направлениях. На повороте на Кропачёво сворачивают многие автомобили, идущие на Екатеринбург (удобный путь, составленный из разных трасс), далее там небольшой участок, территориально отнесенный к Башкортостану, потом трасса проходит по южной окраине города Усть-Катава, к северу от города Юрюзани, к югу от городов Сатки, Златоуста, Миасса, Чебаркуля, заканчивается в городе Челябинске .

Далее переходит в трассу М51 - на Омск, Новосибирск , Красноярск и Иркутск .

Состояние автодороги

Наиопаснейшей частью трассы является восточная часть дороги, проходящая по территории Челябинской области: на этом участке ежегодно гибнет более 50 человек, более 200 человек получают ранения. Ширина проезжей части колеблется от одной до трёх полос в каждом направлении, встречные потоки разделены разделительной полосою либо ограждением. 84 % от общей протяженности участка не соответствуют нормативным требованиям по прочности. Интенсивность движения на трассе превышает расчётную в 5-7 раз. В региональной и центральной прессе для обозначения этого участка дороги нередко используют словосочетание «дорога смерти».

Состояние дороги летом в 2015 году на участке от Чебаркуля до Ишима и дальше описывается в этом :
«Про Ишим история отдельная. Со всех сторон нас запугивали 20-ти километровым участком дороги между Бердюжьем и Ишимом, где попросту отсутствует дорожное полотно, что с лихвой компенсируется огроменными ямами в грунте, проехать которые возможно только со скоростью пешехода. И дядя Вова, и ребята с аэродрома, и некоторые автотуристы до последнего уверяли, что участок этот по-прежнему пребывает в его первозданном негодном виде. Обостряло наши опасения перед этим участком и то, что в этом регионе на протяжении долгого времени шли обильные дожди. И, как предполагалось, участок Бердюжье-Ишим должно было еще и конкретно размыть. И действительно, пока ехали по Курганской, Тюменской областям вдоль дороги видели огромное количество стоячей воды в кюветах. Похоже было на одно бесконечное болото. Местами молодые березы на треть стояли в воде. Но вчера вечером решили применить мой любимый экспромт: поехать в сторону Ишима и по пути расспросить встречных дальнобоев о состоянии злосчастного участка конкретно на сегодняшний день. Если расскажут, что там совсем ахтунг, то альтернативные вариант, хоть и более замудрёный, это ехать через Казахстан (г. Петропавловск), где в принципе была завязочка в лице одного летчика, который бы нас принял. Но, сами понимаете, дважды переходить границу, да не просто, а с самолетом на прицепе, могло все это привести к досмотрам с пристрастием, лишнему вниманию местных, да и к отсутствию тех. помощи на дорогах, которую бы оказал в случае необходимости РАМК на территории нашей страны.

И вот на одной из стоянок дальнобойщиков во встречном направлении останавливаемся, дабы получить ответ на животрепещущий вопрос у отдыхающего водителя.

Здрасьте! Не ехали ли случаем сегодня от Ишима до Бердюжья?
- Ехал.
- Как там состояние дороги нынче?
- В смысле? – удивленно переспрашивает мужик. – А, ты это про тот 20-ти километровый участок?
- Ага, про него. А то оторвет нафик мой прицеп.
- Да уж давно его закатали. Автобан там!

Так необходимость посещения наших казахских друзей отпала, и мы смело продолжили путь в направлении Ишима. Подчас сперва по Курганской, а затем и по Тюменской областям, дорога походила больше не на трассу, а на полигон для испытания камазов: частые дыры, ямы, неровности, а вот как сворачиваешь от Бердюжья на Ишим, начинается всамделишный «автобан». Весь отрезок в 80 км идеального качества двухполоска. Так что официально заявляю: проблемного участка Бердюжье-Ишим более не существует.»

Достопримечательности

Мордовская деревня «Умёт» с её легендарными кафе и закусочными.

Новость от 03.10.2013

На трассе М5 «Урал» на территории республики Мордовии в районе ж/д станции «Дубитель-1» открыта эстакада над ж/д путями. Таким образом два проблемных железнодорожных переезда на территории Мордовии теперь представляют собой мосты над ж/д. Громадные пробки, до недавних пор собиравшиеся по обыкновению на переездах, ушли в прошлое. Теперь время в пути в обоих направлениях в Москву и из Москвы значительно сокращается.