Дворец монастырь эскориал. Дворец Эскориал в Испании: история строительства. Что посмотреть в музейном комплексе Эскориала


" Монастырь Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II. Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама. Архитектурный комплекс Эскориал вызывает самые различные чувства: его называют и «восьмым чудом света», и «монотонной симфонией в камне» и «архитектурным кошмаром». " " Первыми Габсбургами, получившими в наследство от католических монархов богатую и могучую Испанию, были Карл V и Филипп II. Это время рассвета испанского абсолютизма, опиравшегося на аристократию и духовенство Испании. Могущественная держава захватывала земли по всему - от Америки до Азии. " «В моих владениях никогда не заходило солнце» - любил говорить император Священной Римской империи, «повелитель полу-мира" испанский король Карл V. И действительно, его огромная империя была раскидана на четырех континентах, в трех Америках и бывших колониях Португалии в Азии и Африке, занимала половину Европы,.
" Филипп II, сын Карла V, интересен как личность по нескольким причинам. Не было больше в мировой истории такого периода, чтобы столько государств и народов находилось в подчинении у одного правителя. Его называли «королем-пауком», который, сидя во дворце Эскориал под Мадридом, выплетал тончайшую паутину заговоров и опутывал ею весь мир. Филипп Осторожный - защитник католической веры и искоренитель ереси - еще одно из его прозвищ. " Мать Филлипа 2
" Смерть отца
" АЛОНСО САНЧЕС КОЭЛЬО (1531-1588) Инфанта Изабелла Клара Евгения.Музей Прадо. Инфанта Изабель (Исабель Киафa Эухенио) - дочь Филиппа II, короля Испании и его третьей супруги, Исабели, принцессы из дома Валуа, родной сестры знаменитой королевы Марго " Елизавета Валуа третья жена,умерла в родах. " "Инфанта Каталина Микаэла"Алонсо Санчес Коэльо,Музей Прадо. Дочь Елизаветы и Филлипа 2 Карл V дал два наказа своему сыну: чтобы он продолжил дело отца в борьбе с ересью и воздвиг достойную усыпальницу для королевской семьи Испании. Филипп II повсеместно использует власть римского папы и способы испанской инквизиции. В Испании его почитали, как святого, в остальном мире мира, как исчадие ада, " В 1561 году Филипп II посещает небольшой шахтерский городок Эскориал, что расположен в гранитных горах Съерра-де-Гвадарама. Кстати, Эскориал означает просто «груда шлака». Имея неплохой художественный вкус, Филипп II самостоятельно отбирал мастеров для строительства и отделки дворцов, лично вел надзор, проверял и иногда исправлял архитектурные проекты, До сих пор в горах показывают укромное место (его называют «вышкой Филиппа»), из которого король тайно наблюдал за строительством фамильного склепа.
" Но представлялось Филиппу II нечто большее того, о чем просил его Карл V. Перед его мысленным взором представал гигантский монастырь, базилика и дворец, соединенные в единое целое. Конечно, монастырь и светские палаты - обычно веши трудно совместимые. Но бывают моменты, когда светская власть делит один кров с духовенством, хотя бы на время: монарх в поездке пользуется гостеприимством настоятеля монастыря или член королевской семьи, делает пожертвования монастырям и монахам. Филипп II хотел же построить монастырь, который одновременно бы являлся и королевским дворцом. " Эскориал стал самым большим зданием на свете, с 4000 комнатами и сотнями километров коридоров. На его возведение ушло более миллиона тонн гранита. Первыми жильцами Эскориала стали монахи, которым король дал два поручения: чтобы они каждый день молились за здоровье и благополучие королевской семьи и чтобы хранили мощи католических святых, которыми Филипп II очень дорожил. Коллекция мощей католических святых была самой большой, она насчитывала 7000 костей святых праведников. Возможно, у Филиппа II хранились останки Двенадцати апостолов и крест, на котором был распят Иисус Христос. " Строительство " История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Это произошло в день св. Лоренсо (San Lorenzo), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене
" . Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V - создание династического пантеона, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.
" Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля»
" . Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. " Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями. " Первый камень был заложен в 1563 году. Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, ученик Микеланджело, а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу - помещения монастыря, к северу - дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.
" Э.Босх Сооружение ансамбля, начатое в 1563 году, велось под непрестанным личным наблюдением короля. Ни один чертеж не проходил без его утверждения. Все, что касалось Эскориала, решалось этим царственным волокитчиком с исключительной быстротой. Следует отметить (не в пример другим затеям эпохи) прекрасную организацию работ. Были ассигнованы колоссальные средства. Строительство отличалось невиданным размахом. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и драгоценные породы дерева. В течение двадцати лет шло строительство Эскориала. С выступа в гранитной скале, называемого «Креслом короля», Филипп II наблюдал, как камень за камнем воздвигалось его любимое детище.
" Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины Мансанареса специальной комиссией. Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям». Селение Эль Эскориал близ опустевших железных рудников привлекало удачными климатическими условиями – расположением на южных склонах Сьерры, обилием горных источников и великолепным строительным материалом – светло серым гранитом.
Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору. Но строительство Эскориала принесло зодчему немало огорчений, вероятно, и ускоривших его смерть в 1567 году. Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и почти стерлось из памяти испанцев. Хуан де Эррера, его молодой талантливый помощник, который возглавил строительство в 1567 году, и стал общепризнанным создателем Эскориала.
" Хуан де Эррера не только существенно изменил первоначальный замысел Хуана де Толедо, но и подчинил все сооружение единой во всех деталях новой образной системе. План Эскориала – прямоугольник с четырьмя башнями (высота 56 метров) по углам – обнаруживает близость к планам старых испанских алькасаров. Такие дворцы крепости, воздвигаемые в древних городах Испании, составляют наследие национальной архитектуры, восходящее к далеким истокам. Предложенный Хуану де Эррере план ансамбля с ее точными параметрами представлял собой как бы те исходные данные, с помощью которых он должен решить сложнейшую архитектурную задачу. И зодчий решил ее блестяще. " «Мученичество святого Маврикия».Эль Греко Следуя стремлениям короля к простоте, строгости и авторитарности Хуан де Эррера увеличил все здание, удвоив число этажей, и объединил четыре фасада на одном уровне общим карнизом. Он достиг редкой соразмерности четкого силуэта и объемно пространственной композиции всего комплекса. Так, Хуан де Эррера очень верно нашел пропорциональное соотношение между куполом собора, угловыми башнями и горизонталями сильно протяженных фасадов " . Решение этих колоссальных пятиэтажных фасадов – одно из самых смелых новшеств испанского зодчего. Выразительность фасадов строится на подчеркнутом лаконизме гладкой, словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Часто расположенные окна и горизонтальные тяги здесь – не украшения, а необходимые элементы композиции, подчине " Южный фасад Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.
" Главным фасадом собор Эскориала смотрит на прямоугольный внутренний дворик, именуемый «Двориком королей». Дворик назван так, потому что в верхнем ярусе на постаментах размещены шесть гигантских статуй ветхозаветных царей Борясь с ересью, Филипп II думал, что продолжает дело древних царей Израиля: здесь находятся царь Соломон - известный своей мудростью, и царь Саул - известный храбростью, а также другие цари Израиля.

Внутренняя архитектура собора выдержана в официальных, холодных тонах. Архитектор Хуан де Эррера, заменивший Хуна де Толедо, полагал, что дорийский ордер «своей силой и благородством наилучшим образом выражает мощь». Все внутренние элементы: пилястры, фриз, соборные стены - изготовлены из сероватого мрамора, и лишь главный алтарь бросается в глаза ярким пятном. Алтарь возвышается на высоте четырех этажей в главном нефе собора, чуть вытянутом на восток. Украшают алтарь яшма, драгоценные камни и разноцветный мрамор, которые переливаются всеми цветами радуги от света, падающего через фонарь в куполе. Блеск алтаря символизирует центр Экориала и цель земной миссии Филиппа II.
" Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле, мрамор привезён из Арасены, скульптурные работы были заказаны в Милане, бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо, Сарагосе, Фландрии. " 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо, Ф. Кастелло и др.
" И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо.
" Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены - это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха. Архитектура
" Потолочная живопись во дворце Эскориал
" Сад при дворце во французском стиле " Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо. Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальниц " Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти. Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли. В нишах по обе стороны стоят скульптуры Карла V и Филиппа II с семьями (работа итальянца Л. Леони). Из спальни короля вел вход в другую нишу, ложу для короля и его свиты. " В центре «Дворика королей» расположился колодец в виде изящного маленького храма, выстроенного из серого гранита. Стройные колонны, статуи в нишах и изящная балюстрада, идущая по карнизу, придают очарование храму. Большие четырехугольные бассейны, расположенные крестообразно, примыкают к маленькому храму с четырех сторон. В голубой воде бассейнов отражаются благородные формы храма-колодца. Внутренняя отделка выполнена из розового, зеленого и белого мрамора.
" Серые стены Эскориала как будто вписаны в серовато-голубые пейзажи, окружающие дворец. Он возвышается пугающей, мрачной громадой, как бы напоминая о закрытом и не уступчивом нраве Филиппа II, хотевшего поработить весь мир
" Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лоренсо, которого зажарили живым.
" Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними. Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих.
" Давая указания архитекторам, Филипп II говорил: «Для Господа- дворец, для короля- хижину". Дом короля выглядит очень скромно, как будто для монаха. Покои короля - это комнаты для раздумий: у Филиппа II много поводов для беспокойства. Праведным искусством Филипп II укреплял свой дух для борьбы. Единственной картиной в его комнате был «Сад радостей земных» И. Босха, никаких украшений больше не было. Кабинет короля был похож на келью монаха, а его трон - это походный стул его отца, сопровождавший Карла V во всех военных походах.
" Огромная империя управлялась Филиппом II из небольшого кабинета, а королевские покои располагались в Эскориале так, что непосредственно из них король мог пройти в церковь. Даже в старости, лёжа на своей кровати, Филипп II все равно мог видеть главный алтарь церкви. Эти покои, граничащие с восточным приделом церкви, как бы «выпирают» из основной части ансамбля, поэтому их называют «рукоятью» решетки Святого Лаврентия.
" Золото из Америки непрерывным потоком шло на строительство Эскориала, но в 1577 году случилась катастрофа. В сильную грозу молния ударила в юго-западную башню, возник пожар, и реки расплавленного свинца потекли по стенам Эскориала..
" Окончанию строительства фамильного склепа помешали подземные воды. Только в 1654 году, после осушения фундамента под Эскориалом, гробница была закончена. Но время и люди внесли свои изменения: вместо холодного гранита были использованы мрамор, золото и бронза.
" Внутренние помещения Эскориала тоже выдержаны в холодной, строгой гамме. Последующие правители предпочитали более богатые и просторные апартаменты и к тому же не всегда хотели видеть перед собою главный алтарь. Поэтому дворец расширили, пристроив помещения к северной стороне церкви. К югу от церкви расположена двухъярусная галерея крестного хода, тянущаяся по периметру внутреннего двора - так называемый «Дворик евангелистов»,- украшенный скульптурами четырех евангелистов. С 1563-го по 1584 год строился самый удивительный дворец Испании – Эскориал. Иногда его называют биографией Филиппа II в камне Музеи В Эскориале находятся два больших Новых музея. В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV-XVII веков начиная от Босха до Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка, а также художников испанской школы. Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан, придворный художник Карла V. " Пантеон
" Громадный (300-футовый) купол базилики в Эскориале мастера построили только через 20 лет. В знак повиновения Ватикану он был сделан чуть меньше купола собора Святого Петра в Риме. И эта огромная церковь строилась только для короля и его свиты, простые люди могли внимать словам пастырей только из-за бронзовых ворот. " Ретабло в базилике Эскориала " Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. " Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде
" Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона.
" Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти. Собор " Достоин внимания и собор Эскориала: огромное количество фресок, выполненных испанскими и итальянскими мастерами, мраморные и яшмовые колонны, скульптуры и картины с эпизодами жизни Христа и Девы Марии, скульптуры королей и их семейств – такое величие действительно может подавлять. " В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной». " Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой. Библиотека Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина, Альфонсо Мудрого и св. Тересы. Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья.
" Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.
" Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью. символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены. " Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей. В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде. Эль-Эскориал
" Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Эль-Эскориал (англ. El Escorial). Численность населения по данным на 2003 год составляет около 13 тыс. человек. Литература Испания. Окно в мир. М: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998. История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения // Под. ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001

Самыми необычайными и волшебными достопримечательностями переполнена Испания. Эскориал - одна из них. Это прославленный дворец, резиденция и монастырь короля Размещается эта достопримечательность у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама, что в одном часе езды от испанского стольного града. Строение шокирует своими габаритами и масштабами. Некоторые ученые ставят даже это сооружение в один ряд с грандиозным комплексом Дворец-монастырь Эскориал возвели в честь победы Испании в Сент-Кантенском сражении. Тогда войска империи одержали верх над французской армией. В этот архитектурный ансамбль входят библиотека, пантеон и дворец.

История появления достопримечательности

Многими старинными объектами гордится Испания. Эскориал также принадлежит к таким достопримечательностям. Свою историю он ведет с конца лета 1557 года. Как раз в тот момент армия Филиппа II разгромила войска Франции в вышеупомянутой битве. Сражение проходило в День святого Лоренцо. Поэтому королем было принято решение возвести монастырь в честь этого святого. Дворцовому ансамблю предстояло воплощать силу и непоколебимость испанской монархии и оружия страны. Комплекс должен был напоминать о великой победе в Сент-Кантене. Постепенно масштабы строительства становились все большими, соответственно, разрасталась и значимость дворца.

Очень чтит заветы своих монархов Испания. Эскориал должен был воплотить заповедь Карла V - сотворить большой династический пантеон и сделать его единым целым с монастырем и королевским дворцом. В камне строения предполагалось показать политическую теорию абсолютизма в Испании.

Филипп II послал свих двух наилучших архитекторов, двух каменотесов и столько же ученых, чтобы они подыскали место для возведения монастыря. Но оно должно было быть не простым, а особенным: не предельно холодным, не очень жарким, и располагаться оно обязано было вблизи новой столицы. Поиски продолжались год, и в конце концов была выбрана та территория, на которой сегодня и находится объект. Это один из наиболее интересных фактов об Эскориале.

Предназначение монастыря

От всех других монархов короля Филиппа II отличала его любовь к святому Лоренсо, погруженность в себя, тоскливость, ослабленное здоровье и огромная набожность. Король на протяжении долгого времени подыскивал место, в котором мог бы расслабиться и не беспокоиться о насущных проблемах, царивших в наибольшей империи в мире. Филипп II хотел, чтобы его окружали не личные подданные и придворные, а монахи. Таким убежищем стал Эскориал.

Испания, достопримечательности которой мы рассматриваем, вообще богата на различные монастыри. Эскориал должен был играть роль не только резиденции короля, но и - и это самое главное - монастыря для ордена Святого Иеронима.

Монарх говорил о том, что желает возвести в первую очередь дворец для Господа, и только потом - лачугу для себя. Филипп не хотел, чтобы его биография писалась при жизни. Он принял решение написать ее самостоятельно и запечатлеть не на обычной бумаге, а в камне. Так в Эскориале отобразились победы и поражения Испании, хронология бед и гибелей, королевская увлеченность искусством, молитвами и учениями, а также управление империей. Центральное расположение памятника культуры олицетворяет веру правителя в то, что в политике нужно руководствоваться соображениями религиозного характера.

Стройка

Наиболее выдающиеся архитектурные шедевры на своей территории разместила именно Испания. Эскориал - бесподобное тому доказательство. Первый камень в его основание был заложен в 1563 году. Строительные работы велись 21 год. Архитектором выступил ученик Микеланджело Хуан Баутиста де Толедо. В 1569 году новым зодчим стал Хуан де Эррера. Он-то и занялся окончательными отделочными работами. Ансамбль представляет собой объект практически квадратной формы, в центре которого располагается церковь. В южном крыле комплекса разместился монастырь, а северную часть занял дворец с огромным двором.

Король Филипп за проектированием и строительством Эскориала следил самым тщательным образом. Архитектурный стиль для него имел невероятное значение. Так, здание относится к архаизированной ренессансной архитектуре. Таким образом монарх пытался подчеркнуть европейское значение своего государства и отрыв от прошлого Средневековья.

Интересные факты про внутреннее убранство

Дворец-монастырь Эскориал (Испания) отличается шикарным внутренним убранством. Для его создания были применены наилучшие материалы. А всеми работами занимались наилучшие строители и мастера. В Куэнке и Авиле выполнялась резьба по дереву, в Милан отправили заказ на скульптурные ваяния, а мрамор был доставлен из Арсены. В Сарагосе, Толедо и Фландрии сделали серебряные и бронзовые изделия.

Современный Эскориал

Замок-монастырь Эскориал (Испания) представляет собой весьма сложный ансамбль. В нем есть, кроме собственно монастыря, собор, богословская школа и дворец. Если описывать сию достопримечательность цифрами, то она насчитывает более 16 внутренних двориков, 86 лестниц, одну тысячу окон, обращенных наружу, и полторы тысячи окон, обращенных внутрь. Периметр здания достигает семи сотен метров. Для возведения стен комплекса были использованы огромные блоки серого гранита. Они придают конструкции одновременно и печальный, и величественный вид.

Роскошное убранство внутренних помещений и всех остальных объектов сглаживает внешнюю строгость достопримечательности. Стены покоев декорированы картинами и фресками, скульптурами и антикварными вещами.

Немного о помещениях

Замок Эскориал в Испании располагает многими замечательными комнатами. Рассмотрим кратко самые интересные из них. Например, личные королевские покои. Найти их можно на третьем этаже. Они отличаются подчеркнутой скромностью убранства. В спальне есть небольшое окно, выходящее прямо в церковь. Поскольку король страдал подагрой, то мог, не покидая своей комнаты, присутствовать на богослужении.

Усыпальница Эскориала, или Пантеон, - это место, где покоятся все монархи Испании.

Великолепной и шикарной является библиотека. По количеству и ценности книг и древних рукописей она уступает лишь Ватиканской. Тут сберегаются единственные в своем роде манускрипты, которым нет цены, например рукописи святой Терезы Авильской и святого Августина и многие другие письмена.

«Восьмое чудо света» или «архитектурный кошмар» находится недалеко от . Если вы еще не догадались, то речь идет об Эскориале - монастыре-дворце короля Филиппа II. Чтобы попасть в этот знаменитый монастырь нужно приехать в городок с созвучным названием Эль-Эскориал. Давайте вместе подробнее познакомимся с этим величественным и очень интересным местом.

Достопримечательности Эскориала

Многие туристы едут в Мадрид лишь для того, чтобы посетить этот великолепный дворец, в котором собралось огромное количество исторических ценностей.

  1. Гробницы. В мавзолее Эскориала можно увидеть останки очень известных исторических личностей. К ним относятся: все короли Испании, начиная с самого КарлаV (исключение составляет лишь Филипп V), королевы – матери наследников, а также принцы и принцессы XIXвека, чьи дети не смогли унаследовать трон. В мавзолее Эскориала можно найти даже захоронение Дона Хуана Бурбона, отца короля Испании Хуана КарлосаI.
  2. Главный собор монастыря. Эти залы стоит посетить хотя бы ради того, чтобы увидеть искусно расписанный потолок и мастерски нанесенные фрески. В соборе имеется 43 алтаря, для украшения которых, приложили руку многие испанские и итальянские мастера. Такие шедевры искусства, как находящиеся возле этих алтарей нельзя увидеть больше нигде! Рассказывая о соборе, очень хочется добавить слова Теофиля Готье, который сказал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной ».
  3. Библиотека. Содержание местной библиотеке позволяет сравнивать е с Ватиканом. Больше нигде на земле нет таких мест, где собралось бы такое огромное количество книжных редкостей. Тут хранятся рукописи Св. Августина, Альфонса Мудрого, Св. Терезы, а также множество арабских рукописей и работ по картографии, датируемых еще Средневековьем. Кстати, для того, чтобы сохранить украшения на переплетах, в этой библиотеке многие из книг стоят корешками внутрь. А Папа Григорий XIII дал распоряжение о том, чтобы каждого, кто осмелится украсть книгу из этой библиотеки, отлучали от церкви. Кроме находящихся тут книг, также стоит взглянуть и на оформление помещение, а конкретнее, на потолок. Росписью этого потолка занимался Тибальди и его дочь. Они сделали потолок, который символизировал бы семь наук: диалектику, риторику, грамматику, астрономию, арифметику, музыку и геометрию. А для теологии и философии были полностью посвящены торцевые стены библиотеки.
  4. «Вышка Филиппа». Когда то именно с этого места король наблюдал за строительством Эскориала. Подняться туда стоит и туристам, ведь именно отсюда заметно, что дворец выполнен в форме решетки, на которой был сожжен Св. мученик Лаврентий, считающийся покровителем всего Эскориала.
  5. Музей. Не обошлось без него и во дворце Эскориала. Тут их расположено сразу два. В одном из них можно вплотную познакомиться с историей строительства Эскориала. Увидеть наброски, рисунки, чертежи и графики. А вот второй музей полностью отдан под работы великих и известных мастеров XV-XVII веков. Среди полотен можно встретить работы Босха, Тициана, Веронезе и многих других уникальных личностей.

Режим работы Эскориала

Чтобы попасть в это интересное место и не приехать впустую, хотим сообщить вам часы работы Эскориала. Он открыт для посетителей с 10 утра, до 5 часов вечера, 6 дней в неделю, за исключением понедельника. Вход стоит около 5 евро. Рассчитывая время для поездки, учтите размеры данного места, и настройте себя на то, что на эту экскурсию вы потратите не меньше 3 часов.

У меня в запасе остался всего один день на осмотр окрестностей испанской столицы…

В претендентах на однодневное путешествие из Мадрида значились дворцы Ла-Гранха и Аранхуэс, однако душа просила чего-то особенного. Не хочу выпендриваться, но посудите сами, чему можно удивиться после наших Петергофа и Эрмитажа? Парков шикарнее первого всё равно ещё не придумали (особенно для марта месяца!), а царские палаццо вроде второго я посещаю с малых лет. Зато легендарный комплекс из королевского дворца и монастыря – это что-то новенькое. Сомнений не оставалось, меня ждал Эскориал!

Как доехать до Эскориала из Мадрида

На автобусе – просто и удобно. Время в пути – 55 минут, в будни рейсов довольно много, на выходных в разы меньше. Отправление с автовокзала Moncloa, куда из центра Мадрида идёт прямая ветка метро, прибытие в Эскориал на местный автовокзал (estasion de autobuses), что в 5 минутах ходьбы от монастыря. Для поездки подойдут два автобуса, номер 661 и 664, расписание можно найти , введя тот или иной номер маршрута. Билеты продаются прямо у водителя, цена – 4.20 евро в один конец (как для автобусной поездки через 5 транспортных зон Мадрида и пригородов: здесь из A в C1). Плюс 3 евро за билет на метро до автовокзала и обратно, если у вас нет специального проездного.

На электричке – неудобно и со своими тонкостями. Время в пути – чуть больше часа, отправление 1-2 раза в час. В Эскориал ведёт железная дорога Cercanias, включённая в городскую систему метро (). Вам понадобится ветка С-3, которая в центре Мадрида проходит через станции Sol и Atocha. Интересно, что иногда та же линия именуется как С-8, поэтому важно смотреть на табло над перроном, где указана конечная станция: на пути туда – El Escorial (возможно также Santa Maria), а обратно – Aranjuez (или иногда Atocha). Расписание электричек есть на сайте пригородных поездов , однако на пунктуальность не рассчитывайте, случаются опоздания. Билеты продаются только в день отправления в специальных кассах Cercanias или в автоматах с таким же логотипом железной дороги. Цена – 4.05 евро в один конец (как для ж/д билета для поездки через 6 зон: из нулевой в С1). В Эскориале вокзал расположен в 2 км от монастыря. Это расстояние можно пройти пешком по парку или новой части города (около 30 минут), но дорога забирается в горку, так что прогулка может быть нелёгкой, особенно если по жаре или в плохую погоду. Лучше всё-таки проехать пару остановок на местном автобусе №1 (за 1.30 евро в один конец), если получится его найти))) С этим тоже непросто, ибо указателей в районе вокзала нет (ни на автобус, ни на монастырь), поэтому лучше спросить у местных, главное не запутаться в названиях: El Escorial – городок вокруг станции, а монастырь – это San Lorenzo de el Escorial (но для простоты дальше звать его Эскориалом).

В этот раз пришлось ехать на поезде, потому что моя попутчица плохо переносит автобусы. На ближайшей к отелю станцию метро Sol мы купили билеты в автомате (на английском ничего сложного) и уселись ждать. Однако поезд вовремя не пришёл, и никаких сообщений на табло и, как мне показалось, по громкой связи, не появлялось. Было совершенно непонятно, можно ли идти гулять по городу целый час до следующей электрички или стоит подождать. Выбрали второе и не ошиблись: поезд приехал через 20 минут. В Эскориале тоже пришлось помучиться с навигацией, но в итоге помог кто-то из аборигенов, а вот на обратном пути проблема была уже в том, чтобы рассчитать время до поезда: дорога на вокзал почему-то казалась бесконечной. В общем, я рекомендую по возможности ехать на автобусе, так проще!

Внешне Эскориал выглядит внушительно

Посещение музейного комплекса: организационные моменты

Самое главное , что надо помнить – не приезжать в Эскориал в понедельник, когда музей закрыт! В остальное время он работает с 10 до 18 или до 20 в зависимости от сезона, подробности по ссылке .

С билетами всё просто:
— обычная цена – 10 €,
— льготная (дети до 16 лет и студенты до 25 лет, с паспортом или ISIC, соответственно) – 5 €,
— бесплатно – 18 мая и 12 октября (представляю, сколько там народа!) и дети до 5 лет всегда.

Навигация по музею – большая проблема. На вопрос, можно ли вместе с билетом получить план дворца (как, например, дают в Эрмитаже), в кассе мне ответили «фотографировать запрещено»))) Знания английского языка в одном из главных музеев страны на высоте! Потом уже выяснилось, что подобной схемы в принципе не существует, то есть блуждайте, как хотите, или берите аудиогид.

Аудиогид – главная часть навигационного кошмара. Стоимость услуги – всего 3 евро, есть русскоязычный вариант. Однако чтобы туристы не пытались сэкономить и взять один девайс на двоих, предусмотрен только один наушник. Так что если рядом с вами окажется групповая экскурсия (и вряд ли на русском языке!), то одним ухом вы невольно прослушаете и её. Дальше больше – аудиогид представляет собой (дорогой?) планшет, поэтому в залог за него требуют паспорт, который по правилам (см. последнюю страницу документа) отдавать кому попало не рекомендуется, а я вообще предпочитаю оставлять его под замком в отеле и возить с собой копию. В качестве альтернативы мне предложили оставить кредитную карту))) Да-да, и ещё ключ от квартиры, где деньги лежат! В итоге сошлись на том, что они проведут мою карту через считывающее устройство компьютера, а при возврате планшета удалят её данные из системы. Эх, надо было брать с собой пустую кредитку, но кто ж знал?! Другие варианты залога – любое удостоверение личности с фотографией (можно взять какой-нибудь ненужный пропуск) или ключи от отеля (подойдут любые ключи и с пронумерованным брелоком).

Однако это ещё не все радости! Оказалось, что столь навороченный аудиогид подходит только в качестве информационного справочника, но для навигации по музею он почти непригоден. Все залы в планшете поделены на тематические группы, а как в реальности перемещаться между этими группами непонятно. Из-за непродуманности маршрута я хаотично бродила по комплексу, пропустив часть важных помещений. Потом пришлось собирать «потеряшек», но я так и не поняла, всё удалось посмотреть или нет. Так что не зря Эскориал прозвали архитектурным кошмаром! Возможно, лучше заранее поискать его схему в интернете и наплевать на этот ненужный аудиогид.

Главный фасад Эскориала

Фотографировать в Эскориале строго запрещено, даже без вспышки. Как потом выяснилось, это любимое правило всех дорогих музеев Мадрида, но я-то ходила лишь , так что оказалась не в курсе. За соблюдением «устава» в каждом зале следят рычащие церберы (ах вот кому мы платим зарплату, покупая билет!): ко мне пристали даже за съёмку вида на сад из окна дворца. Так что если хотите увезти из Эскориала небольшой фотоотчёт, готовьтесь к игре в шпынялки-догонялки.

Комфортные условия для осмотра залов – это тоже не про Эскориал. Я была там в середине марта, когда на улице термометр показывал +25, но внутри комплекса был дикий холод, не спасала даже кофта. Возможно, летом в музее приятно освежиться после 40-градусной жары, но в остальное время советую вам одеваться максимально тепло, чтобы выдержать 2-3-часовую аудио-экскурсию. А моим спасением стал солнечный внутренний двор, куда приходилось постоянно возвращаться, чтобы немного согреться.

Тот самый солнечный внутренний двор Эскориала и фасад базилики Сан Лоренцо

Что посмотреть в музейном комплексе Эскориала

Признаюсь, когда-то я замирала от одного только слова Эскориал. Легендарность и грандиозность комплекса поражали воображение, хотя я толком даже не знала, что там спрятано внутри. Оказалось, это был тот самый случай, когда размер не имеет значения, главное – содержание! И последнее как раз подкачало, но зато я навсегда усвоила: не стоит вестись на громкие названия.

Итак, что же стоит увидеть и не потерять (благодаря аудиогиду) в Эскориале?

Библиотека – самое красивое, что есть во всём музее. Говорят, её богатства могут сравниться лишь с «книжной сестрицей» в Ватикане, но главное здесь даже не это, а потолок! Невероятно огромная фреска в несколько сот квадратных метров с великолепным освещением – вот, что притягивает взор.

Усыпальница , где похоронены почти все короли, королевы, принцы и принцессы Испании, начиная с 1586 года. Интересно, что в пантеоне сейчас пустуют всего три гробницы, но и те уже «забронированы»: их займут последние умершие члены королевской семьи после 50-летнего ожидания в «комнате разложения», что предусмотрено всё ещё действующей средневековой традицией. Получается, что для ныне живущих монархов места-то уже и нет, причём этот вопрос до сих пор остаётся нерешённым!

Библиотека Эскориала

Пантеон Эскориала (самая красивая часть из тех, что дали сфотографировать)

Королевские покои – довольно скромные, чего явно не ожидаешь от статуса Эскориала, но, как говорил «заказчик» комплекса Филипп II, он строил «дворец для Бога и хижину для короля». Ага, значит, религиозная часть должна изобиловать красотами!

А вот и нет! Базилика Сан Лоренцо – единственная открытая для посещения часть Эскориала, относящаяся к монастырю, однако и там всё очень аскетично, сурово и даже грустно. Пожалуй, это самый некрасивый собор из всех, что я видела в Испании.

Архитектурный и художественный музеи – неожиданно оказались интереснее некоторых частей Эскориала. Первая экспозиция рассказывает о строительстве самого комплекса, а вторая представляет собой картинную галерею с работами таких мастеров, как Босх, Веронезе, Тинторетто, Ван Дейк и других.

Королевские покои (выбрала самую красивую их часть)

Ещё хотелось бы отметить парадную лестницу дворца и несколько красивейших галерей , мимо которых вы точно не пройдёте. А вот из того, что можно потерять, – это комната с секретом (она как-то так и называется), первая при входе из внутреннего двора. На вид это обычное проходное помещение, поэтому о его особенности обязательно спросите у работников музея: они там дежурят всегда и, в отличие от остальных, с радостью расскажут о том, как отыскать секрет.

Что ещё посмотреть в Эскориале

Помимо дворца-монастыря стоит заглянуть в Сад Монахов, что раскинулся прямо под стенами комплекса. Сюда можно войти бесплатно, но обратите внимание, что ворота открываются по расписанию, которое почти совпадает с музейным. При входе в сад разбит большой пруд с лебедями и золотыми рыбками, а в самой дальней части разгуливают самодовольные павлины, совершенно не желающие позировать для фотографии. А ещё отсюда открывается вид на живописные горы Сьерра де Гвадаррама и монастырские фруктовые сады.

Сад Монахов в Эскориале, где-то там внизу обитают павлины

Фруктовые сады Эскориала с видом на горы Сьерра де Гвадаррама

Я почти не сомневаюсь, что после Эскориала-музея у вас ещё останется куча времени, поэтому обязательно прогуляйтесь по симпатичному одноимённому городку. Не то чтобы там были какие-то достопримечательности, но стоит провести хотя бы полчаса, блуждая по уютным тихим улочкам, карабкающимся по склону холма. Кстати, по пути можно зайти за картой в местный инфопункт, что расположен под аркой-мостом в доме напротив входа в монастырь.

Где покушать в Эскориале

Вряд ли кто-то удивится, если я скажу, что в Эскориале тоже была проблема с питанием))) Однако здесь фортуна улыбнулась мне и сразу привела в нужное заведение! На площади Jacinto Benavente (что на ступеньках) рядом с книжным магазином Centro Coliseo справа в уголке притаилось небольшое бистро, белые зонтики которого стоят тут же на улице. Как и всегда, меню было только на испанском, но после вопроса про English произошло чудо… узнав, откуда я приехала, хозяин кафе схватился за телефон и потом передал мне трубку: на том конце провода с акцентом говорили по-русски и готовы были сходу перевести всё (!) меню))) Оба «добрых самаритянина» оказались болгарами, и один из них ещё помнил, чему его учили в школе советского периода. Цены в кафе, конечно, соответствовали центру туристического места: тортилья (испанский омлет), сендвич с ломо (это то, что круче хамона) и два напитка обошлись в 13 евро, но зато в эту цифру были включены услуги переводчика!

Эскориал: быть или не быть?

После барочных, готических и мавританских красот Толедо и Сеговии, Эскориал показался просто скучной каменной глыбой, как по форме, так и по цвету. Внутреннее убранство немного скрасило это впечатление, но до роскошных интерьеров мадридского музея Серральбо и сеговийского Алькасара монастырю, конечно, ещё очень далеко. Поэтому после его посещения я справедливо задумалась, а стоило ли вообще туда ехать? Скажу так: если вы большой поклонник королевских резиденций и уже посмотрели остальные достопримечательности близ Мадрида, можете заехать и в Эскориал. Однако при возможности всё переиграть, лично я бы уже не включила это место в недельное путешествие по Центральной Испании.

Эпилог всей поездки

В заключение хочется сказать не очень литературно, но зато самокритично: на самом деле я зажралась! Опять возвращаюсь к тому, с чего

А утром мы ездили в Эскориал - знаменитый дворец испанских королей в пригороде Мадрида. Несколько лет назад я прочел несколько книг известного английского писателя-путешественника Генри Мортона. В его описании путешествий по Испании мне больше всего запомнилась глава про Эскориал - огромный, мрачный и красивый дворец-монастырь испанских Габсбургов.
Мне обязательно захотелось на него посмотреть.

Не хочется переписывать книжку Мортона , но я все же расскажу немного об истории и своем впечатлении от Эскориала. К сожалению, фотографий будет немного в этом посте, больше будет букв.


Из Мадрида в Эскориал
Сначала несколько слов о том, как до дворца добраться, а также о мадридском транспорте. В Мадриде, как и во многих других европейских городах, где я бывал, пригородные электрички в центре города уходят под землю, а зачастую вообще бегают по тем же туннелям, что и городское метро. В Барселоне, например, существует аж три независимых друг от друга сети городских железнодорожных линий.
В Мадриде на станции Principe Pio, где мы жили, есть и станция метро, и станция электричек. До Эскориала надо ехать электричкой, причем прямой электрички нету. Надо ехать с пересадкой: либо на двух электричках, либо сначала на метро, а потом на электричке.
Поизучав расписание, мы выбрали такой маршрут: по ветке C-10 мы доехали до станции Villalba, а там пересели на ветку C-8a и добрались до станции El Escorial.
Большой проблемой оказалось купить билет:). В кассе на испанском нам объяснили, что на пригородные электрички билет надо покупать в автоматическом киоске. Ну возможно, нам объяснили что-то другое, но билетов по крайней мере не продали, ни за наличные, ни за карточку, зато энергично махали рукой и говорили что-то про автомат. Автомат умел разговаривать по-английски, но тут к нам подошел какой-то служащий в форме (судя по наличию кобуры, это был охранник железнодорожной станции). И очень подробно стал объяснять, как купить билет. На испанском. Он переключил интерфейс автомата обратно на понятный ему язык, и говорил с нами очень громко и медленно, чтобы мы лучше понимали. Потом наша коляска не лезла в турникет, и он отвел нас в турникет для крупногабаритного багажа. Потом отвел на платформу и, когда подошел поезд, издалека энергично кричал нам и махал рукой, чтобы мы садились. В общем, спасибо ему! Gracias! Он столько всего нам рассказал, но мы, к сожалению, ничего не поняли. Надо учить языки:(

Поезд быстро покинул город и мы ехали по пустынным холмам с абсолютно желтой выжженной солнцем травой и редкими деревьями. Дворец находится в предгорьях горного массива Сьерра-де-Гвадаррама, поэтому ближе к концу путешествия поезд стал карабкаться вверх.

Эль Эскориал
На железнодорожной станции El Escorial мы прыгнули в автобус (что было не так просто сделать, учитывая, что с нами приехала коляска), который довез нас от местного железнодорожного вокзала до автобусного за 1 евро. Это было совершенно лишним, прекрасно можно было дойти и пешком.
Когда-то дворец был построен в совершенно в диком и необжитом месте, но постепенно вокруг него вырос городок с гордым именем Сан-Лоренцо-Эль-Эскориал.


Основным смыслом существования данного населенного пункта всегда было обслуживание дворца и нужд его жителей. Теперь обслуживают туристов - здесь полно маленьких гостиниц, сувенирных и антикварных лавок, а также ресторанчиков.
Из города к Эскориалу ведет длинная лестница.


Дворец огромен и не лезет в камеру.


Эскориал был построен в 1563-84 годах, и для своего времени это был совершенно уникальный по размеру архитектурный ансамбль. Он совершенно не производит впечатления здания, построенного в 16 веке. Его строгость и размеры таковы, что можно подумать, что он был построен в 20-м. Возводили его при короле Филиппе Втором. Он задумывался как монастырь и дворец, и самое главное, как пантеон испанских королей, и прежде всего отца Филиппа - Карла. По испанской нумерации он был Карлос I. Но также он был отпрыском австрийского дома Габсбургов и Карлом V - императором Священной Римской империи. Если вы смотрели хороший английский телесериал Тюдоры, то император Карл предстаёт там галантным мужчиной с лихо закрученными усами, который сватается к Марии Тюдор, когда та ещё была маленькой девочкой, а затем спустя около тридцати лет женит на ней своего сына Филиппа. Карл V владел совершенно гигантской империей, практически уникальной в истории, охватить которую силой мысли одного человека было практически невозможно. Под его властью были Австрия, часть Венгрии, часть Германии, Чехия, вся Испания, южная Италия с Сицилией и Сардинией, и все американские земли Испании. Он возглавлял католическую империю, которая противостояла туркам и только-только появившейся Реформации. В годы его правления турки осаждали Вену, в Германии, Франции и Англии шла борьба католиков и протестантов, Кортес и Писарро завоевывали Мексику и Перу, французы и испанцы воевали за Италию. Дел у Карла было невпроворот, он постоянно ездил по своей империи, слишком многое требовало личного участия императора. Вот только за океан он не плавал. Система эта была очень неустойчивой, в ней были собраны слишком далекие друг от друга нации, чьи интересы имели мало общего. Но Карлу V удавалось довольно долгое время справляться со своей тяжелой ролью. С тридцатилетнего возраста его начала мучить подагра, а к пятидесяти он уже был почти инвалидом. И здесь он совершил очень нехарактерный для королей поступок - разделил власть между младшим братом Фердинадом и единственным сыном Филиппом, а сам отправился жить в монастырь. Умирая, он завещал сыну построить фамильный пантеон. Филипп, как послушный сын и ревностный католик, выполнил волю отца, выстроив Эскориал - гигантский дворец-монастырь и усыпальницу испанских королей.

На вход в музей выстроилась внушительная очередь, и здесь, как и в музее Прадо очень внимательно досматривали вещи посетителей. Когда мы попали внутрь, то дочке пришло время спать, на что мы собственно и рассчитывали. Но выяснилось, что здесь надо спускаться и подыматься по крутым лестницам, со спящим в коляске ребенком это было невозможно. Поэтому нам пришлось разделиться, я пошел в музей, а жена с дочкой пошли гулять.
В итоге на весь Эскориал у меня остался всего час. Дворец, как я говорил, совершенно огромен, и экспозиция музея тоже. Поэтому я быстро побежал, пытаясь получить хоть какое-то представление об увиденном.


Посетителей музея ведут по длинному-длинному кругу, который иногда разветвляется и не всегда ясно (особенно, когда бежишь бегом), куда какая дорога ведет.
В первой части музея экспозиция посвящена истории постройки дворца. Сделано это весьма обстоятельно: наброски, чертежи, старые гравюры и огромные макеты. Потом музей превращается в картинную галерею, где множество работ старых мастеров: Веласкес, Эль Греко, Тициан и много кого еще. Это действительно коллекция испанской короны, её начал собирать ещё Филипп II, продолжали его потомки, а потом и короли из дома Бурбонов. Затем попадаешь в жилые покои дворца, мемориальные комнаты давно умерших королей. Здесь сохранились интерьеры разных эпох.
В Эскориале собрана одна из крупнейших и древнейших в Европе библиотека. Уникальной особенностью её является то, что все книги в ней стоят корешком вовнутрь, вроде бы так книги лучше сохраняются. Правда тогда возникает вопрос, как искать в этой библиотеке нужную книгу. В библиотеку я почему-то не попал, то ли пробежал мимо, то ли она была закрыта.

Но самое сильное впечатление, конечно, производит усыпальница королей. Меня вообще всегда удивляет отношение католиков к смерти. Прямо под алтарем церкви находится подземная часовня, на стенах которой установлены гробы. Здесь покоятся испанские короли и те королевы, которые смогли выполнить свой главный долг и родить мальчиков-наследников трона. Часовня и гробы отделаны золотом и яшмой. Теперь здесь электрический свет, но представляю, как все это должно было смотреться при свечах. Мортон пишет, что для королей было традицией приходить сюда и молиться, молиться на месте своей будущей могилы. Короли лежат по одну строну, королевы по другую. Места здесь еще хватает, испанская монархия рассчитывает править долго.
Неподалеку находится ещё одна усыпальница, гораздо более весёлая на вид, но менее почётная: здесь покоятся принцы, не вступившие на престол, незаконнорожденные дети монархов, а также королевы, не произведшие на свет мальчиков. Веселей она потому, что вместо золота здесь мрамор, а из окон струится свет, и всё это выглядит не столь мрачно. Здесь множество надгробий и барельефов, маленьких саркофагов тех из принцев и принцесс, что умерли во младенчестве. В одной из ниш большая скульптура на надгробии Хуана Австрийского, незаконнорожденного сына Карла V, сводного брата Филиппа II. В одном из пунктов своего завещания Карл признал своего бастарда, о существовании которого никто не знал, кроме камердинера короля, в семье которого мальчик и воспитывался. Филипп, который был старше своего брата-бастарда на 19 лет, уважая отца и его волю, принял мальчика в королевскую семью. Хуан получил образование и все права и привилегии настоящего инфанта. Дон Хуан в европейской историографии представляется “последним рыцарем Европы”. Известность он получил как победитель битвы при Лепанто. Это была одна из величайших морских битв в истории человечества. Кроме того, его ранняя и скоропостижная смерть добавила описанию его личности трагизма и романтичности. Матерью Хуана была немка Барбара Бломберг, то есть в его жилах большая часть крови была немецкой. Он был белокур, красив и высок ростом.
И, конечно, его рыцарственность была скорее мифом. Вот, например, словарь Брокгауза и Ефрона, откуда позаимствовала статью о Хуане Австрийском Википедия, пишет: “Быстрые успехи вскружили молодому полководцу голову, развили в нём страшное самомнение, сделали его надменным и безмерно честолюбивым: он хотел быть победителем всегда и везде, даже в обыкновенных играх. “ И даже: “Он стыдился матери и её семьи, хотел быть только сыном императора, заманивал мать в Испанию, чтобы запереть её в монастырь, а её сына от законного брака приказал коварно куда-то запрятать. Бессердечно относился дон Хуан и к своим возлюбленным, и к своему многочисленному незаконному потомству.” Однако его слава победителя при Лепанто, и слава бесстрашного воина сделали его героем Испании, а в своё время и героем всего христианского мира. В те времена никому не было важно, кто как относился к своим женщинам, тот же “рыцарственный” Ричард Львиное Сердце был наверняка ещё большим “засранцем”.

Битва при Лепанто имела громадное значение для христианской цивилизации и это значение очень хорошо понимал весь “западный” мир. После времен крестовых походов, христиане все больше и больше теряли свои позиции в Средиземноморье. В мусульманском мире главенствующее положение вместо арабов заняли турки. И Османская империя потихоньку наползала на Европу. На Балканах турки заняли уже пол-Венгрии и угрожали самой Вене. Османы прибрали к рукам все греческие острова за исключением пары Ионических. Мусульманские пираты держали в страхе все Средиземноморье, забираясь даже глубоко в Адриатику. В 1571 году огромная эскадра объединенных сил Венеции, Испании, Мальты, а также многих других итальянских городов направилась на Восток. Целью христиан было оказание помощи принадлежащему Венеции Кипру. Однако, пока союзники собирали флот, Кипр уже пал. С обоих сторон в битве были задействованы огромные ресурсы. В те времена главным типом морского корабля была гребная галера. В техническом отношении в них не было больших изменений со времен античности. Моряки только-только начали использовать артиллерию, и артиллерия сыграла очень важную роль в битве при Лепанто. Всего в сражении по подсчетам историков принимало участие более 170000 человек с обеих сторон.
Битва произошла 7 октября 1571 года при входе в Коринфский залив. Христианский флот двигался вдоль западного берега Греции с севера от острова Корфу. А турецкий выходил из Коринфского залива. Встреча двух огромных флотов оказалась неожиданной для обоих сторон. Оба флота согласно тогдашним правилам морских сражений выстроились в линии друг напротив друга. Дон Хуан Австрийский и его испанские корабли находились в центре, как пишет Г.Мортон “на двигающемся навстречу врагу флагмане с развивающимся папским знаменем, на орудийной платформе под звуки волынки в золотом мундире дон Хуан.. танцевал гальярду”. Не знаю, что за танец гальярда, но вёл себя молодой испанский флотоводец в этом бою храбро. Венецианские галеасы своей артиллерией вывели из строя большое количество турецких галер в центре, а потом галеры противников сошлись в жестоком и кровопролитном абордажном бою. В рукопашном бою испытанные испанские солдаты, а также немецкие наемники итальянских кораблей, оказались значительно более стойкими, чем турки. К тому же христиане были лучше вооружены, турки почти не использовали огнестрельное оружие. Решающую роль сыграло ещё то, что союзники оставили около 30 кораблей в резерве под руководством испанского офицера Санта Круза. Вступление в схватку этого резерва переломило ход битвы. Чтобы не попасть в плен, командующий османский флотом Али Паша покончил с собой. Победа, одержанная Хуаном Австрийским 7 октября 1571 г., была решительной: сильный неприятельский флот был почти совершенно уничтожен. Весть об этой победе возбудила во всей Европе неописуемое ликование. Потери турок составили 25 000 убитых и 3500 пленных матросов, кроме того, союзники освободили из рабства 12000 христиан, которые использовались как гребцы на мусульманских галерах.
Однако, кроме капитального уничтожения кораблей и солдат противника никаких других успехов союзники из этой блистательной победы не извлекли. У Испании, Венеции и папы были слишком разные планы и цели, которые вступили в противоречия. Дон Хуан хотел продолжить войну на море и идти освобождать Кипр, другие острова греческого архипелага, а может быть и сам Константинополь, однако его патрон король Филипп II был против таких решительных действий. В процессе споров и дележа добычи время было потеряно, установилась непогода, и флот был распущен на зимние квартиры вместо того, чтобы развить успех. На следующий год объединенный христианский флот так и не смог добить турецкий, турки, помня урок Лепанто, все время уклонялись от генерального сражения. А к концу 1572 года Венеция заключила с Османской империей сепаратный мир, отказавшись от Кипра.
Испанцы Хуана Австрийского продолжили войну с турками в Алжире.

Несмотря на то, что битва при Лепанто не имела решающего значения, это было первое большое поражение турок за долгие годы. Сильнее и могущественнее, чем в конце 16 века, Османы уже никогда не были.
В 31 год Хуан Австрийский отправился в Нидерланды, чтобы исполнять обязанности наместника этой в то время испанской провинции. А спустя некоторое время умер при довольно загадочных обстоятельствах.

Вернемся обратно...
Честно говоря, все эти склепы и гробницы, действительно оставляют самое большое впечатление. Выйдя на улицу, было приятно смотреть на окрестные горы и солнышко.


Вокруг Эскориала разбиты красивые сады.


После осмотра дворца я обедал в местном ресторане. Я очень люблю супы, и вообще считаю, что настоящий обед должен начинаться с супа. Но испанская кухня супами нас не радовала, гигантская порция Sopa de Castellana оказалась мало съедобной. При всех моих усилиях съесть я это не смог. Вот что такое кастильский суп - в мясной бульон пихают много-много нарезанного хлеба, ломтиков ветчины и разбивают пару сырых яиц. Традиционное крестьянское блюдо, думаю, что Габсбурги этого не ели. Вот баранина или рыба совсем другое дело, это испанцы умеют. Удивительно, но в Мадриде и окрестностях, которые весьма удалены от моря, во многих ресторанах можно выбирать свежую рыбу, как если бы дело происходило на берегу моря.

Обратно на станцию мы пошли пешком. Дорога идет через огромный и очень красивый парк.


Парк раскинулся вокруг еще одной местной достопримечательности - Palacio del Principe. Здание построено в 18 веке, оно служило резиденцией для наследника трона, будущего короля Карлоса IV. Обратно от Эскориала к станции идти хорошо, дорога постоянно идет вниз с хорошим уклоном. А вот если бы мы шли пешком туда, то коляску всю дорогу пришлось бы толкать в ощутимую гору.
В парке было очень мало народу, и он действительно очень красивый.


Ну, и напоследок, ещё одна фотография, и ещё одна байка. На входе в парк висит табличка с перечёркнутой собакой. В связи с этим мы наблюдали ужасно забавную сценку. По парку прогуливались два гомосексуалиста с маленькой собачкой. Увидев их, из будочки около Palacio del Principe вышел охранник в черной форме с весьма брутальным выражением лица. Он жёстко потребовал их удалиться вместе с животным. Один из них схватил песика, поднял на руки и обнял его, как бы защищая от нападок. Второй, что-то стал жарко доказывать охраннику, типа, он же маленький, он никого не покусает, ну в общем что-то там по-испански. А дядька ответил “Prohibido!”, и держась одной рукой за дубинку, второй указал в сторону выхода. Так и пошли они к выходу обнявшись с собачкой на руках, непонятые и прекрасные.


А мы шли сзади с камерой и смеялись...