Внешние особенности строения. Башня Сююмбике: экскурсия по внутренним помещениям

Башня Сююмбике — это одна из самых популярных достопримечательностей Казани наряду со всем Казанским Кремлем и мечетью Кул Шариф. Однако популярность ее вызвана не столько историческим прошлым, сколько одним атрибутом: башня Сююмбике относится к падающим башням с отклонением проекции шпиля (высшей точки башни) почти на 2 метра (1,98 м). Благодаря этому башня Сююмбике популярна не только среди российских туристов, но и необычайно известна во всем мире.

Башня Сююмбике представляет собой семиярусное конусное здание, выстроенное из красного кирпича общей высотой 58 метров. Она расположена внутри комплекса Казанского Кремля на Казанском холме.

Архитектура башни Сююмбике

Башня Сююмбике признана архитектурным символом Казани, а ее очертания узнаваемы, пожалуй, во всем мире. Все это благодаря удачному строению башни, которое вызывает умиление даже самых взыскательных эстетов.

Как было написано выше, башня Сююмбике является падающей — она наклонена в сторону северо-востока. Однако, в отличие от Пизанской — первой в мире башни по величине наклона — Сююмбике продолжала медленно, но верно падать вплоть до 1990-х гг. Укрепление ее проводилось только после того, как наклон превысил полутораметровую величину.

Сама башня представляет собой семиярусное здание и шпиль с позолоченным полумесяцем. Первый, самый нижний ярус, самый широкий с аркой посередине. Второй ярус также четырехугольный и меньший по высоте и ширине, чем первый. Третий также четырехугольный ярус меньше по ширине второго и с небольшими окнами. Четвертый и пятый ярусы также уменьшаются по ширине, но, в отличие от нижних трех, по форме восьмиугольные. Шестой и седьмой ярусы являются дозорной вышкой (седьмой ярус) с «подставкой» для него. Все это завершается шпилем зеленого цвета и полумесяцем на нем.

Внутри башни находится винтовая лестница, ведущая к дозорной вышке.

В целом архитектура башни Сююмбике выполнена в достаточно строгом стиле, в большинстве своем напоминающем московское барокко.

История башни Сююмбике

История построения башни — это самая большая загадка, касающаяся ее. До сих пор ведутся многочисленные споры среди специалистов-археологов не только о конкретном годе построения башни Сююмбике, но даже об эпохе, когда она была воздвигнута, а также о ее изначальной принадлежности татарскому народу или же русскому во времена правления Ивана Грозного.

Если придерживаться первой гипотезы — об изначальной принадлежности ее татарскому народу, — то здесь принято считать, что она была построена в период с XII по XV век в качестве дозорной крепостной башни во времена Казанского ханства и называлась тогда «Хан манарасы» («Ханский минарет»). В таком случае башня Сююмбике является последним сохранившимся памятником татарской архитектуры в городе Казани.

По второй же версии наиболее популярной ныне гипотезой остается построение башни сразу после завоевания Иваном Грозным Казани. Тогда царем был дан приказ построить ее в течение 7 дней. Именно из-за сильной спешки в строительстве, как считается, был допущен ряд грубых строительных ошибок, главная из которых — слишком неглубокий фундамент (не более полутора метров), в результате чего сегодня башня и накренилась.

Одни из последних раскопок показывают, что в действительности башня была построена гораздо позже существования Казанского ханства — в XVII веке. Однако другие раскопки дали возможность археологам увидеть более раннее время ее построения — XII — XV вв. Многие историки также склонны считать, что до построения башни Сююмбике уже в XVII веке на ее месте стояло другое сооружение, а башня была построена на части фундамента этого старого здания. Именно поэтому, как считают те же историки, башня наклонилась в ту сторону, где старого фундамента нет, а почва не выдерживает вес башни.

В любом случае, путеводители и большинство экскурсоводов Казани сегодня придерживаются мнения о датировании построения башни Сююмбике в XVII веке.

Кто такая Сююмбике?

Сююмбике была дочерью хана Юнуса. В 1533 году ее привезли в город Казань, где выдали замуж за хана Джан-Али (1533-1535 гг.). Затем в результате восстания в 1535 году Джан-Али был убит народом, а Сююмбике, недолго прождав, вышла замуж за Сафа-Гирея (1535-1549 гг.), прожив с ним дольше, чем с остальными мужьями. После смерти Сафа-Гирея Сююмбике формально стала регентшей (матерью малолетнего царя) Казанского ханства. Ее сын Утямыш был слишком мал, чтобы управлять ханством, поэтому власть перешла к Сююмбике. Однако фактически ханством управлял крымский углан Кощак — сторонник независимости Казани.

В 1552 году после завоевания Казани царь Иван Грозный выдал Сююмбике насильно замуж за хана Шах-Али — брата ее первого мужа, который увез ее в Москву. Некоторые историки сегодня говорят о тяжелой последующей жизни Сююмбике: Шах-Али постоянно издевался над ней физическими истязаниями, однако, никаких письменных доказательств этому нет.

Сююмбике прожила с последним мужем до конца своей жизни.

До недавнего времени существовали и другие написания имени Сююмбике: Сююмбеки и Сююмбека. Однако спор решил Татарский Энциклопедический словарь, обозначивший имя в своем сегодняшнем виде.

Легенды о башне Сююмбике

Существует несколько легенд, так или иначе связанных с башней Сююмбике. Все они связаны со спорной историей построения башни, однако, как считается, ни одна из них не соответствует действительности.

Наиболее популярная и любимая среди туристов, приезжающих в Казань, — это легенда о происхождении башни по просьбе царицы Сююмбике. По легенде, когда царь Иван Грозный завоевал Казань, он заставил Сююмбике выйти за него замуж. Царица, в свою очередь, понимала, что в случае отказа, Грозный в гневе может истребить весь татарский народ, но не выходить замуж за завоевателя Казани было для нее принципиальным. Поэтому она попросила завоевателя построить башню в семь ярусов за семь дней. Однако после того как ее условие было выполнено, она забралась на седьмой ярус башни и спрыгнула с нее, в результате чего разбилась насмерть. После этого татарский народ и прозвал башню в ее честь.

Согласно другой легенде, причина построения башни Сююмбике более прозаична: ее построили под руководством самой Сююмбике после смерти ее второго мужа Сафа-Гирея и в честь него.

Также существует интересная легенда, касающаяся позолоченного шара на пике башни, который был там изначально. По преданиям, там хранились летописи Казанского ханства, написанные самими ханами. Однако, при исследовании шара, в нем ничего найдено не было, хотя очевидцы говорят о дырах в нем, предполагая, что документы, возможно, были похищены.

Адрес: Казанский Кремль

Стройный силуэт краснокирпичной башни Сююмбике давно стал архитектурной эмблемой и визитной карточкой Казани. Расположенная в северной части территории Кремля, она является его самым загадочным и легендарным сооружением.

Устремленный вверх ее силуэт хорошо виден отовсюду – с Кировской и с Ленинской дамб, с территории Набережной, и из Заречья. А заметный наклон «падающей» башни к северо-востоку делает ее самой уникальной и своеобразной достопримечательностью Казани . Особенно выразительно башня смотрится с ночной подсветкой.

Происхождение башни

Письменных источников, указывающих на время сооружения башни и ее изначальное назначение, не обнаружено. Ориентировочно ее строительство связывают с концом 17 - началом 18 века. Во всяком случае, на плане города, относящегося к 18 веку, башня уже указана в качестве въездных ворот комендантского двора, где ранее располагался бывший ханский дворец.


Сооруженная из крупного красного обожженного кирпича, башня Сююмбике, многими историками считается дозорной . Сходство же ее с Боровиковской башней, находящейся в Московском кремле, указывает, как считают определенные исследователи, на московское авторство данного сооружения. Однако, другие историки признают за башней татарское происхождение, опираясь в основном на мусульманские предания. Еще в начале 20 века у подножия башни часто можно было видеть коленопреклоненных для молитвы мусульман. Вряд ли они молились бы около сооружения русского происхождения.

Известный русский историк Н.П.Загоскин предположил в свое время, что первые три четырехугольных яруса относятся к татарскому происхождению, и вероятно были въездными воротами на ханский двор, а верхние восьмигранники могли быть достроены значительно позднее.

Царица Сююмбике

Кто же она такая – эта знаменитая Сююмбике, чье имя носит самая загадочная башня Казани? Своим происхождением известная правительница Казанского ханства восходит к Едигею , создателю Ногайской Орды - она являлась его праправнучкой. Сююмбике суждено было быть женой нескольких меняющихся друг за другом казанских ханов, оказавшись, таким образом, в эпицентре политической борьбы между противниками и сторонниками связи с Москвой, которая обострилась в последние годы существования Казанского ханства.


12-ти летняя девочка, дочка ногайского бия - Сююмбике первый раз становится женой Джан-Али . Это был казанский хан, ставленник Москвы, вместо правившего ранее Сафа-Гирея, свергнутого с престола. Этот политический брак не принес юным супругам счастья. Тем более, Джан-Али не был угоден большинству казанского правительства. И в 1535 году, произошел политический переворот, в результате которого Джан-Али убили. На освободившийся трон возвращается Сафа-Гирей , получивший в качестве переходящего приза юную царицу Сююмбике, которая становится пятой женой правителя. Этот брак был более удачен и гармоничен, ознаменовавшись рождением сына – Утямыша.


Но неожиданная смерть Сафа-Гирея в 1549 году превращает Сююмбике в регентшу их несовершеннолетнего сына. Таким образом, она становится царицей Казанского ханства . Ее царствование длилось недолго, уже в 1551 году ее вместе с сыном насильно вывезли из Казани. Эти события описаны в казанской летописи.


Приехавший в Казань по распоряжению Ивана Грозного князь Серебряный объявил царице, что она отныне пленница московского государя. На все воля Аллаха, сказала Сююмбике и упала без чувств. Просидев под стражей 10 суток, Сююмбике, ее сын и ханская казна были препровождены в Москву.

Накануне отъезда она посетила могилу Сафа-Гирея - своего безвременно почившего мужа. Про отчаянный плач Сююмбике, который вызвал слезы даже у ее стражников, про ее обращения к умершему мужу и защитнику ходили легенды. Провожать ее на пристань пришел весь город. Царица низко поклонилась народу и городу, сожалея о былом величии и могуществе мусульманской Казани.


Казанским царем вновь стал ставленник от Москвы Шейх-Али , но он покинул престол в начале 1552 году, еще до осады города войсками Ивана Грозного. Именно за Шейха-Али в 1553 году и была насильно выдана в третий раз царица Сююмбике. Жили они в Касимове - имении Шейх-Али. Недолго прожила бывшая царица с нелюбимым мужем. Умерла она в 1557 году и место ее захоронения неизвестно. А вот Шейх-Али дожил до 1566 года и был погребён в построенном им заранее мавзолее.


Сын царицы Сююмбике Утямыш был забран на воспитание на царский двор. Его крестили в Чудовом монастыре и нарекли Александром. Он являлся участником похода на Полоцк в 1563 году. В летописях его называли царем Александром . В 20-ти летнем возрасте он умер и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля с достойными почестями.

Архитектура башни

Стремительно взвивается вверх пятиярусная (или семиярусная) казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм. Она композиционно построена из трех разных по высоте четырехгранников , которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются два восьмерика . И завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.


Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком . Долгое время считалось, что яблоко хранит неизвестные документы, относящиеся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, документов в нем не оказалось. Кирпичный шатер и дозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.


Скорее всего, башня была построена все-таки как проездная . Нижний ее ярус имеет проездную арку, оформленную красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.


Декорирован нижний ярус колонками по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища , образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.


В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны - двуглавым орлом , который после революции был заменен на полумесяц . Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30-е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х его вернули на шпиль.

Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве.

Легенды башни

Множество легенд и преданий рассказывают о башне Сююмбике. Одна из них гласит, что здесь захоронен благочестивый мусульманин, из черепа которого истекает Тайницкий родник, это предание привлекает многочисленных паломников.

Другая версия вещает, что в этом месте была могила одного из последних ханов Казанского ханства Сафа-Гирея , который умер в 1549 году. Царица Сююмбике - оплакивающая его жена, велела возвести грандиозный мавзолей над могилой своего мужа. А когда русские войска осадили город, покончила с жизнью, бросившись с башни вниз.

Но самая известная легенда, воспетая в стихах, в прозе и в изобразительном искусстве, это легенда о Гордой царице . Говорят, что Сююмбике славилась удивительной красотой, умом и гордостью. Услыхав о ней, Иван Грозный отправил к ней послов с предложением руки и сердца. Отказалась гордая красавица от предложения русского царя. И пошел тогда Иван с отрядом на Казань, чтобы взять город и царицу силой. Спасая город от разорения, царица дала согласие русскому царю, но с одним условием – чтобы в течение семи дней была выстроена самая высокая башня в городе. Мастера работали днем и ночью и уложились в требуемое царицей время. Но в разгар свадебного гулянья захотела Сююмбике полюбоваться любимым городом с высоты новой башни и проститься с ним. Поднявшись на самую высокую ее площадку, гордая царица кинулась вниз на камни.


Но, мы то знаем, что царица умерла в Касимове и значительно позже означенного времени. Откуда же появилась такая легенда? Этого нам не суждено узнать. Может быть, как писал один татарский поэт – легенду выдумали люди, чтоб честь родного города сберечь…

Во всяком случае, башня Сююмбике славный символ и знаменитая монументальная достопримечательность Казани.

Башня Сююмбике в Казани — одна из существующих в мире «падающих» башен, на 2 метра выше Пизанской (58 м). Это такой же символ города, как сам Кремль и недавно построенная мечеть Кул Шариф .

Особенность башни — в ее архитектуре. Она состоит из трех прямоугольных ярусов с галереями и парапетами и четырех восьмигранных ярусов. Когда-то ее шпиль венчало «яблоко» — золотой, как считалось, шар, где хранятся древние мусульманские документы. Чтобы проверить эту легенду, в 1830 году шар сняли, и оказалось, что сделан он из латуни, а внутри пустой — так был развенчан самый популярный миф.

История башни Сююмбике до сих пор вызывает бурные споры среди специалистов. Чаще всего годом строительства называют 1645-1650-е гг. Профессор С. Шпилевский, один из авторитетных краеведов и археологов XIX века считал, что она имеет татарское происхождение, тогда как его современник татарский этнограф Каюм Насыри был уверен, что ее возвели уже после покорения Казани. В 70-х гг. XX века под руководством археолога Альфреда Халикова проводились раскопки возле фундамента Сююмбике, в результате которых ученый пришел к выводу, что она появилась не ранее последней четверти XVII века. Рядом обнаружили более древний фундамент, относящийся к дозорной башне XII—XV вв., на котором частично возвели новую, из-за чего и произошел крен. Специальный комплекс мер позволил предотвратить дальнейшее «падение».

Декоративный облик башни соответствует духу московской школы, но ее фасад и силуэт отвечает традициям казанско-татарского искусства — сталактитовые капители, минаретоподобное завершение, декоративные трехчетвертные колонны.

Легенда о башне Сююмбике

Каждый житель Казани знает легенду о татарской царице Сююмбике. Иван Грозный, увидев портрет прекрасной ханши, влюбился в нее и решил сделать своею царицей. На что получил отказ, который и стал причиной похода на Казань. После долгой осады русские войска взяли город, и царь потребовал согласия на брак. Хитрая Сююмбике поставила одно условие: чтобы за семь дней он построил башню, такую же красивую и стройную, как сама ханша. В день мастера возводили по ярусу и успели в срок. Сююмбике поднялась на самый верх, оглядела свои родные просторы и бросилась вниз. После этого башня получила имя смелой ханши.

Но это, конечно, лишь красивая легенда. На самом деле Сююмбике после двух браков вышла замуж в третий раз за взошедшего на ханский престол Шаха Али, брата первого мужа, и уехала с ним в Касимов, где умерла в престарелом возрасте. Если верить источникам, все это случилось до завоевания Казани Иваном Грозным.

Чуть поодаль от его древних стен, высится башня, привлекающая взоры туристов своим необычным видом. Она имеет весьма заметный наклон, и у зрителей создается впечатление, что через мгновение они станут свидетелями ее сокрушительного падения. Но проходят минуты, годы и даже века, а башня так и остается неподвижной.

Смерть царской невесты

Древняя легенда рассказывает, что, покорив в 1552 году Казань, Иван Грозный пожелал взять себе в жены татарскую царицу Сююмбике - красавицу-вдову погибшего на стенах города хана Сафа Гирея. В случае же отказа пригрозил выместить гнев на всем ее народе. Желая спасти соотечественников, царица дала согласие, но с условием, что в течение 7 дней для нее будет построена семиярусная башня.

Башню за неделю?! Шутка ли! Однако делать нечего. Царь дал команду, и работа закипела. Кое-как управились в назначенный срок. У Ивана Васильевича ведь не забалуешь - плаха с топором всегда под рукой, так сказать, для большей мотивации. В спешке, правда, нахалтурили малость, но переделывать было уже некогда.

И тут случилась непредвиденное. Накануне самого дня свадьбы поднялась невестушка царская на самый верх башни, раскинула белы рученьки и бросилась вниз со страшной высоты. Погибла, но не пошла силой под венец. С тех пор стали называть эту башню «Сююмбике» в честь красавицы-вдовы. Сперва огорчались, что уж больно накренилась она вбок, но как прослышали о мировой славе Пизанской башни, так и приободрились - и у нас, мол, не хуже. Накосячить, дескать, и мы мастера.

Иной вариант легенды

Бытует и еще одна легенда о башне Сююмбике, причем многие считают ее более правдоподобной, хоть и менее романтичной. Согласно этой версии, никаких сексуальных домогательств со стороны царя-батюшки не было (чай, не какой-нибудь там Вайнштейн), а просто повелела ханская вдова Сююмбике возвести башню в память о своем покойном муже Сафа Гирее.

И погиб ее благоверный не на поле бранном, а был отравлен собственными придворными, пытавшимися устроить государственный переворот. Так оно случилось или иначе - неизвестно, но с той поры «падающая» башня Сююмбике (такое красивое название она получила в народе) конкурирует со знаменитой Пизанской и является одной из достопримечательностей татарской столицы.

Документы, погибшие в огне

Это легенды, а какова же реальная история башни Сююмбике? Услышав этот вопрос, ученые мужи лишь разводят руками. Дело в том, что до наших дней не сохранилось никаких исторических документов, проливающих свет на появление в Казани столь необычного архитектурного памятника. Все они хранились когда-то в Москве и являлись достоянием так называемого Приказа Казанского дворца. Но в 1701 году столицу охватил страшный пожар, в огне которого погибли документы, связанные с управлением Казанью. Что же касается татарских архивов, относящихся к периоду возможной постройки башни Сююмбике, то все они были уничтожены во время штурма города войсками Ивана Грозного в 1552 году.

В связи с этим вопрос о том, когда, кем и при каких обстоятельствах была построена башня, остается без ответа. Вызывает споры даже приблизительная ее датировка. В ходе дискуссий, продолжающихся уже много лет, часто называют XVII и XVIII века, но ряд исследователей полагает, что это могло произойти еще до 1552 года, то есть в период Казанского ханства.

Хан, переживший изгнание

Начав статью с легенд о башне Сююмбике, являющихся порождением народной фантазии, уместно привести и несколько гипотез, принадлежащих ученым мужам. Автором одной из них - наиболее популярной сегодня - является профессор Н. П. Загоскин, еще до революции преподававший в Казанском императорском университете. Согласно его версии, постройка башни связана с именами двух исторических лиц - татарского хана Мохаммеда-Амина и Великого князя Московского Ивана III.

Дело в том, что во второй половине XV века Казанское ханство было охвачено кровавой войной между претендентами на ханский престол. Один из них, еще молодой по тем временам Мохаммед-Амин, спасая свою жизнь, воспользовался убежищем, предоставленным ему в Москве Иваном III. Так уж получилось, что молодой человек пришелся по сердцу великому князю, и в 1487 году тот помог ему захватить власть.

Казанское детище итальянского архитектора

Помня княжеское благодеяние, хан решил, построив мечеть, увековечить в камне мирный союз, заключенный при его правлении между Казанью и Москвой. С этой целью Мохаммед-Амин вновь обратился к своему благодетелю с просьбой прислать в его распоряжение итальянского архитектора жившего в Москве и известного ему по строительству Кремля, производившемуся во время его пребывания в столице.

Таким образом, автором проекта башни Сююмбике мог оказаться знаменитый итальянский зодчий, украсивший своими работами многие европейские города, или кто-то из его учеников. Эта гипотеза находит подтверждение в том, что ее архитектурный облик во многом схож с другими творениями мастера, и если она верна, то возведение башни следует отнести к концу XV века. При этом верхняя часть сооружения перестроена в XVIII веке, в связи с тем, что прежнюю мечеть, возведенную ханом Мохаммед-Амином и носившую название Нур-Али, превратили в православный храм.

Гипотеза о русских корнях казанской башни

Однако эту точку зрения оспаривают те, кто полагает, что история башни Сююмбике (Казань) началась на полтора столетия позже. В их пользу говорят данные, полученные в результате археологических раскопок, проводившихся в период 1941-1978 гг. Изучив культурные слои грунта, в которые углубился ее фундамент, и обнаруженные при этом артефакты, исследователи датируют сооружение башни уже русским периодом и относят его к 1640-1650 гг.

«Любимая владычица»

Как же быть в таком случае с ханской вдовой, чье имя носит башня, ведь в обоих случаях получается, что она не только не прыгала с нее, но даже и к строительству не имела никакого отношения? На этот вопрос дали ответ лингвисты. Как оказалось, Сююмбике - вовсе не имя собственное, а существительное, первая часть которого - «сююм» - в переводе со старотатарского означает «любимая», а вторая - «бике» - переводится как «владычица».

Иными словами, получается, что башню, воздвигнутую в самом сердце Казанского ханства, народ назвал «Любимой владычицей». Не исключено, что на основании легенды о том, как ханская вдова предпочла смерть браку с православным царем, в народном сознании ее образ идеализировался и принял черты некой национальной героини. Далее фантазия приписала ей неземную красоту и государственную мудрость. Вот и готова «Любимая владычица» - Сююмбике. Однако не исключены и другие варианты. Возможно, в разные эпохи под этим именем подразумевались иные ханские жены. Высказывается даже предположение, что реальные женщины тут вообще ни при чем, и ее название является лишь красивой поэтической метафорой.

Двадцать падающих башен

Что же касается отличительной черты башни - наклона, в результате которого при общей высоте постройки 58 м ее шпиль сместился от осевой линии на 1,98 м, то причина кроется в ошибке архитектурного проекта, выполненного без учета особенностей местного грунта. Во всем мире «падающие башни», а их в настоящее время около двух десятков, являются порождением почвенной эрозии, сыгравшей свою пагубную роль и в данном случае.

Единственной всемирно известной среди них стала лишь одна, являющаяся частью архитектурного ансамбля собора итальянского города Пизы. Остальные же ее сестры, за редким исключением, пребывают в безызвестности. Многие ли, например, могут ответить на вопрос о том, в каком городе находится башня Сююмбике или, скажем, Большая Лаврская колокольня (Киев)? Тем не менее все эти постройки являются уникальными памятниками архитектуры, и на основании современных технологий ведется работа по их консервации и предохранению их от возможного разрушения.

В России есть своя падающая башня и находится она в столице Татарстана. Это - дозорная башня Сююмбике. Шпиль сооружения отклоняется от вертикали на 1,98 метров. Историки до сих пор спорят о периоде строительства, сходясь во мнении, что она была возведена между 1645-1650 годами. Башня находится в северной части территории Казанского Кремля. Общая высота постройки - 58 метров.

Башня Сююмбике

Башня представляет собой уникальный симбиоз татарской и русской архитектуры XIV-XVII веков. Конструкция напоминает Боровицкую и Спасскую башни Московского Кремля, но с восточными элементами. Они проявляются в шпиле, сквозных воротах, полуовальных окнах и изящных полуколоннах с фасадной стороны. Аналогичную архитектуру столичные гости Татарстана могут увидеть ещё в Москве на Казанском вокзале, который архитектор Щусев построил в точном соответствии с падающей башней.

  • Фундаментом башни стали дубовые сваи, которые с течением веков опустились на глубину свыше 2 метров. Стены возведены из кирпича на известковом растворе, а грани украшают кирпичные валики. Строение насчитывает 7 ярусов, первые 3 из которых квадратные, а остальные восьмиугольники.
  • В разновысотных «кубах» первых ярусов устроены гульбища, характерные для русской архитектуры. «Глазницы» гульбищ использовали для осмотра прилегающей территории.
  • Следующие 2 яруса - «восьмерки» - построены так неспроста: во-первых, при такой кладке из одинакового количества материалов здание строится в высоту на 20% больше, во-вторых, оно менее подвержено влиянию ветров, неизменно присутствующих на высоте.
  • Далее возведен конусообразный ярус, на котором размещена дозорная вышка.
  • Венчает всю эту сложную конструкцию зелёный шпиль, на котором красуется мусульманский полумесяц.

История строительства

Если с архитектурой все чётко и ясно, то история строительства вызывает у учёных много вопросов. Это вызвано тем, что во время взятия города летописи времён Казанского ханства были безвозвратно утеряны, а более поздние документы сгорели в 1701 году во время пожара Москвы. Доподлинно установлено лишь то, что во времена правления Петра I башня уже была на плане города 1717 года. Таким образом установлена верхняя граница возраста строения. Существует несколько теорий относительно времени строительства:

  • До 1552 года в период ханства на месте строения стояла другая дозорная башня, которая была достроена и несколько изменена.
  • Между 1645-1650 гг. - на основе археологических исследований слоев почвы.
  • Между 1694-1718 гг. согласно анализу картографических данных и характерных элементов Московского барокко.

Благодаря учёному-путешественнику Адаму Олеариусу можно также очертить нижнюю границу предполагаемой даты постройки 1638 годом. В тот год он посещал Казань и делал зарисовки столицы, на которых похожих строений не обнаружено.

История строительства полна загадок: официально неизвестно кто, когда и по чьему приказу возвел строение, но ещё больше тайн скрывает название.

Царица Сююмбике

За всю историю Казанского ханства во главе государства единожды стояла женщина - царица-регентша Сююк, вынужденная править за своего малолетнего сына после смерти мужа. Династия царицы, как и ее биография, была достойной - так, ее прапрапрадедом был основатель Ногайской Орды Едигей, отцом - ногайский бий Юсуф. Замуж Сююк выходила трижды, и все ее мужья были правителями Казанского ханства.

Царствование Сююк запомнилось народу отменой ряда налогов для торговцев, крестьян и ремесленников. В благодарность за облегчение налогового бремени ее прозвали "любимой госпожой", в переводе с татарского - Сююмбике. А ее именем назвали не только дозорное строение Кремля, но и множество улиц в различных городах и селах. Впрочем, такая история не столь поэтична, легенда - интереснее.

Легенды башни

Со зданием связано множество легенд и историй:

  • История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.
  • История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.
  • История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.

Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.

Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.

Экскурсия к башне

Посмотреть на падающую башню, а также сфотографироваться на её фоне, можно на по территории Казанского Кремля. Красивое архитектурное сооружение восхищает туристов не только днём, но и ночью, когда загорается ярким светом при помощи мощных прожекторов. На территории Кремля можно купить сувениры с изображением одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана.