Выжившие после авиакатастрофы. Реальные истории. Как выжить в авиакатастрофе? Выжившие в авиакатастрофах. Вашему самолету угрожает стая птиц

Летите в первый раз, переживаете? Не знаете для чего просят пристегивать ремни и запрещают фотографировать в самолете?

В этой статье я подробно расскажу вам об основных правилах поведения на борту воздушного судна, объясню, с чем связаны те или иные требования бортпроводников и почему их так важно выполнять, а так же, отвечу на вопрос «Что можно/нельзя делать в самолете?».

В любом самолете гражданской авиации первый и самый главный человек это капитан/командир воздушного судна (сокращенно — КВС). КВС несет личную ответственность за все, что происходит на борту: за безопасность полета, за принятие решений о посадке, взлете, о сливе топлива в полете, сбросе багажа, вынужденной посадке и т.д.

Согласно законодательству РФ, да и других стран, КВС вправе отдавать распоряжения любому находящемуся на борту самолета лицу, пассажиру или члену экипажа, а так же, требовать их исполнения. За неисполнение приказов вас ждут большие неприятности с полицией на земле. Второй пилот помогает командиру управлять воздушным судном.

В салоне самолета для вас работает команда стюардов, бортпроводников, во главе со старшим бортпроводником . Старший бортпроводник это заместитель КВС в салоне ВС (воздушного судна).

У некоторых пассажиров существует ошибочное мнение насчет роли стюардесс, считающих их чем-то средним между официантками и, простите, девушками легкого поведения. Дорогие друзья, стюардессы, действительно, отвечают за сервис, ваш комфорт во время полета и выполняют работы по обслуживанию пассажиров.

Но, в первую очередь , это те люди, которые следят за безопасностью полета, они всегда готовы прийти на помощь в случае нештатной ситуации на борту, а в случае аварийной ситуации, спасти вашу жизнь. У них непростая работа с большим количеством стрессов, помните об этом, и, пожалуйста, относитесь к ним с уважением и улыбкой.

Взлет и посадка самолета. Что нужно делать пассажиру?

По статистике всех авиационных происшествий, подавляющее большинство аварийных случаев приходится на взлет и посадку самолета. Все это связанно с близостью с землей и дефиците времени на принятие каких-то важных решений.

При чем, если во время взлета самолет набирает скорость, разгоняется и удаляется от поверхности, а чем дальше и выше, тем безопаснее, то во время посадки, самолет сближается с землей, скорость падает и это очень ответственный момент.

Что же делать пассажиру в это время?

Все просто — выполнять стандартную команду бортпроводника:

Дамы и господа, мы готовимся к взлету и просим вас выключить все электронные приборы, убрать откидной столик, привести спинку кресла в вертикальное положение, открыть шторку на иллюминаторе и туго застегнуть ремни безопасности!

Теперь я подробно расскажу, для чего это все нужно и почему ОЧЕНЬ ВАЖНО выполнять эту просьбу.

  • отключение мобильных телефонов в самолете
Существует мнение, что оборудование, отправляющее и принимающее высокочастотные сигналы, может влиять на навигационные приборы самолета и его точные посадочные системы, а так же, создавать помехи в радиопереговорах летчиков и диспетчеров. Так ли это? Теоретически — да.

Представьте ситуацию, при взлете самолета, скажем в 1 км от земли, когда 300 телефонов одновременно начинают искать сеть, где ее просто нет. Может действительно получиться какая-то каша из магнитного поля. И если до сих пор прецедентов не было, то это не значит что вероятности их возникновения нет. По этому, проявите ответственность, выключайте телефоны или переводите их в режим «В самолете». Не рискуйте.

  • спинки кресел в вертикальное положение

В случае аварийной ситуации опущенная спинка вашего кресла может заблокировать проход пассажирам, сидящим сзади вас.

  • пристегнуть ремень, собрать столик

В случае экстренного торможения, жесткой посадки или прерванного взлета, вы можете не удержаться в кресле и полететь вперед по салону или удариться головой о разобранный стол. Так же, желательно, чтобы во время взлета и посадки у вас в руках не было тяжелых предметов. Не удержите и полетит эта штука, как кирпич, вперед по головам пассажиров. С этим связан запрет на фото- и видеосъемку в эти фазы полета.

  • открыть шторки иллюминаторов

В первую очередь, это связанно с разницей в освещении снаружи самолета и внутри салона. Если в кабине царит полумрак, а снаружи ярко светит солнце, то при экстренной эвакуации, ослепление на несколько драгоценных секунд гарантированы. То же самое, если в кабине яркий свет, а снаружи ночь. По этому, на ночных рейсах при посадке приглушается свет, чтобы глаза адаптировались.

Во-вторых, в случае нештатной ситуации, например при возгорании двигателя, пассажир может увидеть это и сообщить бортпроводнику.

  • не рекомендуется слушать громко музыку в наушниках

Если вы используете систему развлечений самолета, то во время взлета и посадки она отключается, это связано с тем, что пассажир может отвлечься и не услышать важное сообщение и команды бортпроводника.

Набор высоты и снижение. Турбулентность и воздушные ямы

Во время набора высоты и снижения самолет проходит через первый слой нашей атмосферы — тропосферу. Это такая среда, где сильно развиты воздушные турбулентные потоки, возникают облака различного типа, развиваются циклоны и антициклоны. Именно в этой фазе полета в воздушном судне наиболее сильно ощущается «турбулентность». Что это значит и что делать?

Это значит, что попадая в вихревые турбулентные течения, самолет может потряхивать и «болтать» вверх-вниз, вправо-влево. На сленге летчиков «турбулентность» это просто «болтанка».

Иногда такая трясучка может быть очень сильной и продолжительной, особенно когда полет проходит в сложных метеоусловиях: грозы, туман, сильная облачность, ветер и т.д. В этом случае, КВС или старший бортпроводник объявляет, что самолет попал в зону сильной турбулентности и просит всех занять свои места и пристегнуть ремни безопасности.

Не стоит паниковать в этой ситуации, даже когда очень сильно трясет, а глядя в окошко, кажется, что крылья сейчас просто отвалятся от вибрации. Это обычная практика, с которой, в той или иной степени, сталкиваются все воздушные суда. Стоит просто занять свое место, пристегнуться и переждать болтанку. Чем самолет больше, тем турбулентность меньше и наоборот.

Что касается ощущения, что крылья вот-вот отвалятся (я часто сталкиваюсь с этим вопросом) — не переживайте, за всю историю авиации, на серийных самолетах таких случаев еще не было. Крылья испытывают при гораздо больших нагрузках, а покачивание крыла свидетельствует о его правильной и нормальной работе, в условиях переменных нагрузок и разнопланового давления.

Горизонтальный полет

Когда самолет набрал высоту, занял свой эшелон и летит в горизонтальной плоскости, это самое спокойное и приятное время полета. Современные пассажирские лайнеры летают в нижнем слое стратосферы, на высоте 10-12 км, высоко над облаками, где практически не ощущаются никакие метеоусловия, нет птиц, уши не закладывает и совершенно ничего не беспокоит. Вы можете встать со своего места, размять затекшие конечности и делать в самолете что угодно: спать, есть, работать, смотреть кино, слушать музыку, играть на ноутбуке, читать. В общем, расслабьтесь и наслаждайтесь полетом.

Хотя иногда и в горизонтальном полете ощущается турбулентность, особенно, это касается перелетов над Атлантикой.

Если вам предстоит длительный перелет возьмите с собой книгу или планшет, можете воспользоваться бортовой системой развлечения, новейшие дальнемагистральные лайнеры оснащены персональным экраном для каждого пассажира с широким выбором фильмов, музыкальных файлов и так далее.

Посадка. Торможение. Руление

Редакция Арриво подготовила 7 важных советов на 7 опасных ситуаций.

Драка на борту

Драки на борту самолета стали нередким явлением, как среди наших соотечественников, так и среди иностранных туристов. Объясняется это, как правило, тем, что в аэропорту многие напиваются, чтобы унять страх перелета или просто сократить время ожидания. Оказавшись в замкнутом пространстве, кто-то просто засыпает, а кто-то начинает искать поводы для конфликта.

Опаснее всего на борту группы болельщиков, которые стремятся получить максимум адреналина и, наравне с драками, устраивают «качку», то есть бросаются от одного борта к другому. Если их меньше 30 человек, это не опасно, в противном же случае равновесие самолета может быть нарушено.

  • Став свидетелем драки на борту, в первую очередь, нужно сохранять спокойствие.
  • У всех иностранных авиакомпаний в экипаж входят так называемые «маршалы» - крупные стюарды, которые намного лучше справляются с усмирением буйных пассажиров, чем с раздачей сэндвичей.
  • А вот в отечественных компаниях подобная должность отсутствует, поэтому мужчины должны быть готовы прийти на помощь бортпроводнику в случае необходимости.

Зона турбулентности и воздушные ямы

Под турбулентностью понимается смешение нескольких воздушных потоков с разной температурой и плотностью, в результате которого самолет может мгновенно опуститься или подняться на несколько десятков метров. Чаще всего подобное происходит на высоте более шести тысяч метров, во время полета над городом, песчаным пляжем или озером, поверхность которого прогрета неравномерно.

При падении самолета в большую воздушную яму, все предметы, находящиеся в салоне и не закрепленные как следует, резко взмывают вверх, а затем падают на сидящих. Кроме того, если не пристегиваться, можно получить ушиб или даже перелом, ударившись во время тряски, которая обычно бывает при прохождении зоны турбулентности.

  • Садясь в самолет, убедитесь, что рядом нет тяжелых или острых предметов, незакрепленного багажа.
  • Даже ручка в кармане пиджака может стать опасной, поэтому лучше упаковать ее в сумку.
  • Кроме того, непременно пристегнитесь, а при попадании в зону турбулентности сгруппируйтесь так, как это указано в памятке пассажира.

Пожар в самолете

Нередки случаи, когда виновниками пожара в самолете становятся сами пассажиры, неосторожно обращавшиеся с огнем или курившие на борту. Правда, возникнуть пожар может и при взлете или посадке, и тогда у пассажира остается не более трех минут, для того чтобы выбраться из самолета.

  • В первую очередь помните, что самолет представляет собой огромный летающий бензовоз, и пользоваться зажигалками или курить на его борту категорически запрещено.
  • Если пожар при нахождении на взлетной полосе уже начался, постарайтесь как можно скорее покинуть салон самолета.
  • Для этого при посадке запомните, где расположены аварийные выходы, посчитайте, сколько от вас рядов кресел до выхода, чтобы сориентироваться даже на ощупь.
  • Не вдыхайте дым, передвигайтесь согнувшись, или на четвереньках, накиньте пальто или куртку и избавьтесь от синтетики в одежде (в том числе от колготок), поскольку расплавившись она наносит самые тяжелые ожоги.
  • Не стоит снимать обувь, кроме туфель на шпильках при выходе на надувной трап, да и те стоит держать в руках, чтобы на земле сразу обуть и не наступить на битое стекло или пластик.

Декомпрессия

Декомпрессия, в отличие от большинства авиа-происшествий, случается очень быстро и, хотя кажется пугающей, не является поводом для паники. Громкий шум, которым сопровождается выход воздуха из салона, способен напугать, однако самое опасное не это. Самолет быстро наполняется туманом и пылью, становится сложно дышать, в ушах звенит. В этот момент, самое важное не запаниковать, а надеть кислородную маску и надежно закрепить ее, чтобы она не свалилась, даже при возможной качке или потере сознания. Знайте, что экипаж немедленно начнет исправлять ситуацию, и самолет будет резко снижаться, пока давление в салоне и снаружи не выровняется, а затем будет совершена аварийная посадка в ближайшем аэропорту.

  • При первых признаках декомпрессии, наденьте кислородную маску на себя, а затем помогите окружающим.
  • Даже если рядом находится ребенок, в первую очередь позаботьтесь о себе, иначе вы можете потерять сознание и оставить его без помощи.

Аварии при взлете и посадке

Бортпроводники не зря просят пассажиров пристегнуть ремни и поднять спинки кресел во время взлета и посадки. Самые неожиданные аварии происходят именно в эти периоды полета.

  • В первую очередь, не стоит рассчитывать только на указания экипажа.
  • Заметив, что полет проходит не так (самолет резко снижается, один из двигателей затих или в салоне появился дым) пристегнитесь, сгруппируйтесь и приготовьтесь к экстренной посадке, во время которой неизбежны сильные перегрузки.
  • Как только самолет остановится, пассажиров начнут эвакуировать. В этот момент нельзя поддаваться панике, но делать все нужно предельно быстро.

Посадка самолета при сильном боковом ветре

Угон самолета

Случаи захвата самолета крайне редки, однако, о них быстро становится известно всему миру. И хотя шанс, что захватят рейс Москва-Анталья, ничтожно мал, лучше все же знать основные правила поведения и выживания в подобных ситуациях

  • Не выделяйтесь среди других пассажиров, исполняйте все требования преступников, а затем и группы освобождения.
  • Совершайте любые действия (поход в туалет, открытие багажа) только получив разрешение.
  • Во время штурма постарайтесь сесть или лечь на пол или спрятаться за спинкой кресла, не выражайте свое отношение к захватчикам и не пытайтесь справиться с ними самостоятельно.
  • После освобождения будьте готовы к тому, что следующие несколько часов придется непрерывно отвечать на вопросы полиции и силовых структур.

Посадка на воду

В экстренных случаях самолет может сесть на воду, однако это не значит, что жертвы неизбежны, поскольку к этому все воздушные суда подготовлены. Судно может находиться на плаву до 40 минут, и за это время все успевают его покинуть. Кроме того, современные самолеты оснащены спасательными жилетами и плотами, которые самостоятельно надуваются за одну минуту.

  • До отправления выясните, в каком положении самолет удерживается на плаву - горизонтально, с опущенным в воду хвостом или носовой частью. Исходя из этого, планируйте, к какому выходу нужно будет двигаться.
  • После приводнения начинайте с помощью стюардов спускать на воду самонадувающиеся плоты. В случае если плот не начал надуваться сам, дерните за ручку системы воздухоснабжения, расположенной на боку плота.

Еще одно видео о посадке самолета на острове Сент Мартин

Понятно, что желание покупателя - закон для любого продавца... Однако эти правила могут быть применимы только в повседневной «наземной» жизни. В небе же все обстоит совсем иначе. Купить авиабилеты - значит взять на себя ряд обязанностей и соглашений: не курить, не употреблять излишне алкогольные напитки, не отвлекать беспричинно экипаж самолета, вести себя спокойно даже в случае общего волнения, а также не стараться покинуть самолет во время полета:)

Однако никто не вводил запрета на просьбы... Именно они иногда бывают сложнее, чем плач капризного ребенка.

Самыми обыденными странными просьбами пассажиров являются «где можно принять душ?», «как уменьшить шум двигателей?», «есть ли здесь Макдоналдс» и «в конце концов, откройте окно и проветрите салон!».

Некоторые пассажиры просят стюардесс передать пилоту, чтобы тот «прекратил турбулентность».

Однажды стюардессу Virgin Atlantic попросили принести чай и сделать массаж кукле Барби. А другая пассажирка попросила отвести своих детей в детскую.

Один из пассажиров обратился к стюардессе с очень насущной проблемой: не могла бы она помочь найти потерянный им в салоне стеклянный глаз.

Однажды одна VIP-пассажирка в бизнес-классе попросила стюардессу уложить ей волосы. Самое странное то, что стюардессу это ничуть не смутило. Она взяла у коллег средства для укладки волос, расческу и полностью удовлетворила просьбу пассажирки.

Однако самые интересные ситуации случаются во время инцидентов с участием «огненной воды».

Наиболее «приятные» сюрпризы устраивают пьяные женщины. Так, 25-летняя английская учительница схватила за промежность одного из члена экипажа и потребовала секса, а пьяная россиянка устроила стриптиз, после чего самолет вернулся обратно. Видимо, стриптиз не оценили по достоинству:) А вот одна американка после очередного бокала, разбила его и стала угрожать экипажу «розочкой», следствием чего явилось ее тюремное заключение.

Более того, шалят не только заурядные люди, но и знаменитые личности... Так, в одном из рейсов «AirFrance» актер Жерар Депардье, изрядно выпивший, решил облегчиться прямо в проходе между сиденьями. То же самое сделал и 18-летний лыжник - спортивная надежда лыжного спорта, который из-за этого был исключен из молодежной сборной США. После нескольких таких случаев было принято решение пьющих пассажиров сажать у прохода в непосредственной близости к туалетам.

Следует помнить, что в самолетах не стоит даже подшучивать над всем, что касается терроризма. Так, к примеру, пенсионер-австралиец Риккардо Паулин искал место, чтобы поставить свой багаж, и с юмором спросил стюарда-сингапурца: «Где у вас тут бомбы хранят?». Шутка была воспринята не совсем адекватно. Со своей стороны австралиец принес все возможные извинения, объяснив, что это было всего лишь безобидной шуткой. Однако суд Сингапура приговорил Риккардо Паулина к штрафу $6,500.

Намного сложнее пришлось в ситуации с немецким туристом, который в прямом смысле слова обвонял салон авиалайнера. Из-за невыносимого запаха пота пришлось ссадить его с самолета. Фотограф по своей природе, тучный 46-летний Вернер Бречтфилд, весь день провел в Гонолулу под жарким солнцем в поисках фото-пейзажей. А когда он прибыл в аэропорт, от него «разило как от взмыленного коня» (со слов немецких СМИ). Все пассажиры и экипаж самолета высказали ему свое замечание по этому поводу. Однако у мужчины не оказалось сменной одежды, поэтому его высадили из авиалайнера.

Странностями многих пассажиров являются их суеверия. Так, к примеру, 62-летний американец Джеймс Стинхаген абсолютно уверен, что самолет двигается благодаря его пальцам, которыми он вращает во время полета, увеличивая скорость вращения пропорционально скорости двигателей. Другая семейная пара всегда приподнимает ноги в такт тому, когда убирают шасси. Они считают, что таким образом помогают лайнеру оторваться от земли. 53-летний Томас Хардинг с этой же целью приподнимается на подлокотниках кресла. А Майкл Конеско считает, что самолет не упадет, если во время полета он будет слушать песни Бонни Райт, поэтому покупая билеты на самолет, он всегда первым делом кладет в багаж плейер.

Какими бы странными и несуразными не казались ситуации с пассажирами на борту, все равно это та часть полета, которая запомнится больше всего, и еще долгое время вы с улыбкой будете вспоминать того скверно пахнущего пассажира, который судорожно искал McDonald’s на борту вашего авиалайнера:)

Летайте улыбаясь!


01

Почему в самолете запрещено пользоваться электроникой во время взлета и посадки? Даже телефоном в авиарежиме? Даже плеер послушать?

В октябре 2014 года Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) выпустило официальное разрешение: электронные устройства могут оставаться включенными и быть в сети в течение всего полета. Но относится оно не к пассажирам, а к авиакомпаниям.

Перевозчики сами определяют, что лучше для их пассажиров. И официальная позиция большинства авиакомпаний - любое электронное устройство создает электромагнитное поле, которое напрямую или косвенно может повлиять на работу бортовых приборов. Поэтому лучше запретить любые гаджеты, чем ожидать, что «Боинг» заглохнет во время взлета из-за того, что кто-то решит отправить SMS.

Второй момент. Возможно, ты слышал, как в динамиках звучат сигналы, когда мобильный телефон ловит связь или принимает вызов? Такие же помехи могут заглушить в наушниках пилотов важную информацию от диспетчера.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Наконец, самое прозаическое объяснение: пассажир, слушающий плеер или говорящий по телефону, вовремя не узнает о начавшемся пожаре или внеплановом приводнении. А его сосед в эвакуационной спешке запутается в проводах от наушников.


02

Так все-таки: нужно аплодировать при касании шасси ВПП?

В подобном проявлении вежливости нет ничего плохого. Но заведи тогда привычку хлопать кассиру в супермаркете, который успешно пробил чек. Это тоже его работа.

Пилоты, скорее всего, не услышат аплодисментов: они отделены от салона бронированной дверью и заняты переговорами с диспетчерами, рулением и уборкой механизации крыла.


Пока самолет не скатился на рулежную дорожку, опасность остается: он может не остановиться, съехать с полосы с неприятными последствиями или резко затормозить - и на тебя свалится багаж с полок, которые открыл нетерпеливый сосед.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Если непременно хочешь поаплодировать экипажу, делай это после полной остановки судна у терминала.


03

Почему ко мне все время пристают стюардессы с просьбами поднять шторки иллюминаторов? Разве они на что-то влияют?

Открытые шторки иллюминаторов, поднятые спинки кресел и приглушенный в салоне свет - необходимые меры безопасности при посадке.

Алексей, пилот Boeing 777 авиакомпании «Трансаэро»

Давай дадим волю воображению и представим, что самолет только что экстренно сел: в салоне задымление и женские крики, на крыле пожар. Но его никто не видит, так как шторки опущены. В итоге аварийный выход открывается как раз со стороны возгорания, пассажиры не видят люминесцентные дорожки на полу и слепнут от яркого света, выйдя из темноты. В общем, поверь: все это нужно для твоей же безопасности.


04

А если человек умирает на борту? Куда убирают тело?

Его не убирают в багажное отделение, как могли бы, наверное, подумать несознательные читатели.

Человек остается на том месте, где произошла трагедия, а вот пассажиры от него по возможности отсаживаются. В крайнем случае, тело можно переместить на заднюю кухню. На практике бывало, что пассажир терял сознание или жаловался на острую боль в области сердца, но никто, слава богу, не умирал внезапно и молча. Был случай, когда весьма крупный мужчина пришел на кухню к проводникам за водичкой, потерял сознание и лежал под искусственной вентиляцией легких до прибытия в Домодедово, там его забрала скорая. А однажды пришлось выполнить незапланированную посадку в аэропорту Варны из-за подозрения на инфаркт у пожилой женщины.


Самое сложное для экипажа в условиях экстренной посадки - объясниться с пассажирами, у которых горят отпуска и пересадки на другие рейсы.



05

Откуда берется самолетная еда? Ведь кухни на борту я так и не нашел. Где она хранится, как долго лежит?

Все, что подается пассажирам на борту, готовится в цехе бортового питания, который обычно находится на территории аэропорта. Для экипажа, кстати, готовит тот же цех, хотя меню может быть другим. Все бортовое питание имеет очень ограниченный срок годности - несколько часов. Так что, если перелет короткий, еду заправляют в обе стороны, но если рейс задерживается, загруженную еду сгружают и утилизируют.


Контроль за качеством блюд очень серьезный: перевозчикам не хочется получить жалобы отравившихся на борту пассажиров. А что касается кажущейся дешевизны продуктов, то в 1987 году, убрав всего одну оливку из салата, авиакомпания American Airlines сэкономила 40 000 долларов. Кстати, алюминиевый контейнер для горячих блюд, о который ты постоянно обжигаешься на борту, называется «касалетка».


06

Почему во время полета нельзя курить? Только вопрос охраны здоровья?

Пепельницы в подлокотниках кресел, наверное, и сегодня еще можно застать в старых воздушных судах на каких-нибудь внутренних рейсах. Да и во время взлета и посадки в этих самолетах горят лампочки «Пристегните ремни», «Не курите». Значит, раньше было можно? И кому это мешало?

Версия о возможном пожаре на борту самая известная. При случае можешь зайти в самолетный туалет и проверить контейнер, куда летят использованные салфетки. Он закрыт подпружиненным лючком, который захлопывается, как только ты уберешь руку. Это сделано, чтобы в потенциальный очаг возгорания не попадал кислород. А вот обшивка кресел, напольные покрытия и другие материалы салона не поддерживают горение - их можно долго плавить зажигалкой, но открытого огня они не дадут. Важная причина запрета курения на борту - экономическая выгода перевозчика. Воздух в самолете постоянно циркулирует, проходя через фильтры очистки и даже охлаждая по пути оборудование. Копоть и смолы быстрее приводят их в негодность.


Кстати, на некоторых рейсах арабских стран и, например, Ирана курить можно и сегодня.


07

В кино часто показывают, как по советам с земли случайные пассажиры сажают самолет. Там же все компьютером управляется!

Плохая новость: если оба пилота выведены из строя, пассажиры обречены. Даже если перед этим они грамотно настроили автопилот на выполнение автоматической посадки, то вы все равно обречены. Ни одна электронная система на борту не может действовать автономно, без управления экипажа. Autoland - автоматическая посадка - тоже требует контроля и постоянного управления со стороны человека. Даже бортпроводник вряд ли знает, каким образом можно связаться с землей, чтобы доложить об аварийной ситуации на борту. Он просто не найдет тангенту (кнопку), чтобы выйти на связь. Так что случайный пассажир не справится.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Борьба за место

Экономический класс - не самое комфортное место. Есть свинский способ немного улучшить его.


В Интернете ты без труда найдешь гаджет по имени Knee Defender. Это замки, которые надеваются на обеденный столик и не дают креслу впереди откидываться.

Об этической стороне устройства идут споры, ведь комфорт достигается за счет причинения неудобств другому пассажиру. При этом никаких полетных правил Knee Defender не нарушает: применение его на борту не запрещено. Правда, в августе прошлого года рейс Ньюарк - Денвер совершил экстренную посадку в Чикаго именно по вине гаджета: пассажиры из-за него поссорились и едва не подрались. Если решишь купить - стоит эта штука примерно 1100 руб­лей.

08

Я выглянул в иллюминатор и увидел, что крыло с моей стороны странно качается. Это конец или современные самолеты машут крыльями, чтобы летать?

У пассажирских самолетов одно крыло. Два - у знакомого каждому «кукурузника».

Если бы крыло было жестким, оно сломалось бы под нагрузками, ведь на него действует и подъемная сила, и вес двигателей, и встречный поток воздуха, и сидящие птицы. Нижняя часть крыла сделана из более мягкого материала, так как во время полета она растягивается больше, а верхняя - из более жесткого.


Если все еще боишься, посмотри на YouTube тесты прочности самолетных крыльев. Там их выгибают чуть ли не под прямым углом.


09

Как работает самолетный туалет? Неужели, как в советских поездах, все тут же сбрасывается?

Почему-то миф о том, что туалеты в самолетах устроены по типу «писать нельзя, мы еще в черте города», существует до сих пор. Оказывается, никаких разумных истоков у него нет.

Даже в старых моделях воздушного судна в туалете все смывалось в специальную емкость - никаких люков для сброса отходов не было. Далее эта же вода отфильтровывалась и снова шла на смыв. При этом в нее добавляли химикат для нейтрализации запаха. В более современных самолетах смыв происходит при помощи резкого всасывания воздуха.

Герман, инженер сопровождения эксплуатации воздушного судна

С вакуумным унитазом связана одна глупая шутка несознательных пассажиров: если опустить туда конец туалетной бумаги и нажать слив, то в никуда весело размотается с километр целлюлозы. Все отходы опять-таки собираются в специальный бак, который по прибытии откачивает резервуар-ассенизатор на колесах под названием «МА-7».


10

Во время трансатлантического полета на экранах в салоне показывают карту с траекторией полета и смешным самолетиком. Почему мы летим по дуге, а не напрямую? Так же быстрее!

Очень просто: возьми глобус, апельсин, свернувшегося ежа или любой шарообразный предмет и попытайся на нем, приложив нитку, проложить маршрут. Или вспомни, как художники выгибают меридианы на мировой карте, чтобы корректно передать форму планеты. И это не полный ответ. Воздушное судно вообще никогда не летит по прямой. Более того, если бы удалось проследить весь путь самолета по более точной карте, оказалось бы, что он летит чуть ли не зигзагами.

Виновата программа ETOPS (Расширенные правила полетов для двухмоторных самолетов) - особые требования к выполнению полетов над безориентирной местностью. Согласно им, маршрут самолета должен быть построен так, чтобы он постоянно находился в пределах определенного времени полета до ближайшего аэродрома, где можно было бы совершить вынужденную посадку в случае отказа одного из двигателей.

Владимир Афонин, инженер-математик государственного концерна ПВО

Согласись, это лучше делать хоть на плохонькой, но взлетно-посадочной полосе (ВПП), а не в горах или на океанской глади. Ну а еще на траекторию полета влияют погодные условия. Конечно, самолету не помеха легкие дождь или снег, но он может при необходимости скорректировать курс, чтобы не избежать встречи с особенно агрессивными метеоусловиями.



11

Почему в самолетах одной модели, но разных авиакомпаний эконом-класс может быть совершенно по-разному тесным?

Логично предположить, что, чем больше самолет, тем больше места внутри. Это не всегда так.

Компоновка кресел в салоне зависит от авиакомпании и делается на заказ в соответствии с требованиями производителя самолета.

Анастасия, пресс-служба компании «Трансаэро»
12

Можно пилоту обмануть медконтроль перед полетом и выйти на рейс пьяным?

В России перед полетом пилоты проходят медицинский контроль - им измеряют пульс и давление. Обмануть его теоретически можно, подделав подпись врача в полетном задании. Но ради того, чтобы полетать пьяным, вряд ли кто-то пойдет на это: отстранение от полета часто карается увольнением.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Гораздо проще остаться дома, сослаться на нездоровье и отправить в рейс резервный экипаж.



13

Салон нашего самолета был украшен к Новому году елочными игрушками. Они какие-то специальные?

Это зависит только от авиакомпании. Игрушки используются и обычные, но предпочтение отдается пластмассовым, небьющимся.

Кроме того, на рейсах некоторых компаний пассажиров поздравляет Дед Мороз: это безопаснее и дешевле - достаточно одному из стюардов надеть шубу и бороду.

Анастасия, пресс-служба компании «Трансаэро»

14

Правда ли, что во время длительных перелетов двигатели само­лета периодически глушатся и самолет какое-то время просто планирует?

Неправда. В штатном режиме такое никогда не происходит. Но двигатели могут быть заглушены автоматически из-за неисправности или пожара.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Вообще, процедуру запуска двигателей (она называется «run up») имеет право совершать только пилот: по сигналу техника он запускает сначала правый, а затем левый двигатель. Такой порядок обусловлен тем, что тормоза в абсолютном большинстве типов иностранной техники запитаны от правого двигателя. Во время полета двигатели могут быть заглушены на испытаниях. За это и платят летчикам-испытателям.

Герман, инженер сопровождения эксплуатации воздушного судна

15

О"кей, мы, кажется, падаем. Мне повезет? Пассажиры какого отсека имеют больше шансов на выживание?

Мнения на этот счет существуют самые разные. Наиболее распространенное - садись в хвосте (там и пописать можно): топливные баки расположены под средней частью салона.

Владимир Афонин, инженер-математик государственного концерна ПВО

16

Если пилот отгорожен непроницаемой дверью от салона, как он общается с экипажем?

После 11 сентября пилоты действительно отгорожены бронированной дверью, которая имеет специальный код для входа.

Это сделано на случай, если в кабине все потеряют сознание - например, вследствие разгерметизации. Но этот код сработает только в том случае, если в течение 120 секунд после его ввода пилот не предпримет никаких действий. Конечно, проводники не используют его каждый раз для доступа в кабину, а только проверяют его работоспособность перед вылетом. В штатных ситуациях для входа провод­ник вызывает летчиков по трубке, то есть используя самолетное переговорное устройство, то самое, через которое он читает информацию для пассажиров, только на этот раз вызывает летчиков, а не громкую связь в салон. Кстати, проводник обязан вызывать экипаж каждые 40 минут днем и каждые 20 минут ночью, чтобы убедиться в их работоспособности.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Для общения с бортпроводниками есть специальные кодовые фразы. Обычно они оговариваются перед полетом, но есть и постоянные. Например, «Purser to cockpit, please» означает, что один из членов экипажа не в состоянии выполнять свои рабочие обязанности и старший проводник должен прийти на помощь. На случай захвата судна, конечно, тоже есть кодовое слово.


17

Правда ли, что можно научиться управлять самолетом, играя в компьютерные симуляторы вроде Microsoft Flight Simulator?

Можно развить какие-то навыки, вроде ориентирования в кабине. Знать, где какой прибор расположен. Возможно, симуляция даст представление о физическом поведении машины, ее динамических характеристиках, но говорить о полноценном обучении управлению не стоит. Для этих целей в авиации используются куда более продвинутые модели симуляции - MFTD и FFS. И если MFTD немного похожа на то, что игрок может устроить у себя дома, то FFS - это сложнейшее инженерное устройство, стоимость которого превышает цену самого самолета.

По-моему, мой сосед слева неблагонадежен. Во всяком случае, сейчас он бегает голым по проходу и размахивает лыжной палкой. Могут ли стюардессы обезвредить его?

Увы, сегодня по закону экипаж может пресечь хулиганство на борту только с помощью уговоров. Но в нашей авиакомпании есть специальная служба сопровождения рейсов - это сотрудники служб воздушной безопасности в штатской одежде.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Любые буйные действия могут быть расценены как угон воздушного судна. О них будет сообщено командиру экипажа, который примет решение о посадке.


19

Меня немного пугает, когда люди доплачивают за перевес багажа. А самолет все это унесет? У него вообще есть лимит груза?

Предельный вес - это очень важно. Если он превышен, нарушается центровка судна. Самолет или не взлетит, если центровка передняя, или не будет управляться в воздухе, если задняя. А вот для расчета веса пассажиров используются средние значения, которые действуют в России уже более тридцати лет.

Стоит отметить, что для российских и зарубежных авиаперевозчиков они разные. Что касается отечественных компаний, то здесь все зависит от сезонности авиаперевозок и возраста пассажиров. Так, в осенне-зимний период за основу при расчетах максимальной взлетной массы воздушного судна берется средний вес взрослого - 85 кг, учитывая одежду и ручную кладь; ребенка до двух лет - 15 кг, детей с 2 до 12 лет - 30 кг. В период весенне-летнего сезона считается, что в среднем пассажир весит на 5 кг меньше, поскольку совершает перелет без верхней одежды.

Елена Монина, пресс-служба московского аэропорта Домодедово

Кстати, пассажирские самолеты перевозят массу коммерческого груза. Только крупные операторы вроде DHL или UPS имеют собственный грузовой флот, остальные используют обычные рейсы. При регистрации диспетчеры сообщают, сколько свободного места (веса) осталось, и карго-операторы загружают полезный груз: почту, посылки, контейнеры с иммигрантами.


20

Что будет, если меня застукают в туалете самолета занимающимся сексом?

Каких-то определенных правил на этот счет нет. Самое страшное, что может случиться, по прибытии на тебя наябедничают в службу безопасности, но обычно просто сделают замечание.

Ирина, бортпроводница, стаж 3 года

А вот предлагать бортпроводникам деньги, чтобы они пустили в комнаты для отдыха экипажа (такие есть на трансатлантических рейсах), - плохая идея. Зарплаты у них приличные, а тебя могут внести в черный список пассажиров.

Фото: Getty Images; Everett Collection / East News; Shutterstock
Иллюстрация: Ольга Громова

При авариях самолетов и вертолетов существует несколько основных типов аварийных ситуаций и поэтому каждый пассажир в целях личной безопасности обязан очень внимательно ознакомиться с памяткой о правилах поведения на борту воздушного судна и спасения в случае аварии при взлете или посадке.

Кроме того, он должен прослушать инструкции стюардессы о пользовании кислородными масками и местонахождении запасных выходов из воздушного судна данной конструкции.

Большинство авиапассажиров во время аварии, вместо того чтобы воспользоваться запасными аварийными выходами, впадают в панику и устраивают давку у основных входов-выходов. Если необходимо покинуть самолет по надувному трапу или с крыла самолета, то для увеличения скорости выхода нужно прыгать на трап или на землю, а не пытаться сесть и соскользнуть вниз.

Прыжок сэкономит вам до полминуты времени, что весьма важно при возгорании воздушного судна или угрозы взрыва. Травмы и степень их тяжести при неудачных взлете или посадке зависят от силы удара. Особенно сильные травмы пассажиры получают при непристегнутых ремнях безопасности. В этом случае даже "условно мягкая посадка" повлечет за собой переломы, ушибы, вывихи и ранения, так как человека выбросит из кресла в салон.

Аварийные ситуации в салоне

Декомпрессия

Декомпрессия связана с быстрым выходом воздуха из салона воздушного судна. Декомпрессия сопровождается оглушительным ревом и свистом выходящего наружу воздуха. Салон наполняется туманом и пылью, видимость резко падает.

Из легких человека выходит воздух, в ушах стоит звон, газы в кишечнике расширяются, и это создает дополнительную, резкую боль. Чтобы избежать смертельного исхода от удушья и разрыва легких, надо в первые же секунды декомпрессии надеть кислородную маску, находящуюся возле каждого сиденья.

Плохо надетая или просто прижатая к носу и рту кислородная маска не всегда спасает от потери сознания, поэтому ее надо именно надеть. Чтобы оказать помощь рядом сидящему пассажиру или своему родственнику, надо сначала надеть маску себе. Иначе погибнуть, оставшись без кислорода, можете вы оба!
Действия экипажа самолета - это немедленное снижение до высоты менее 3000 м, на которой содержание кислорода считается почти нормальным.

Пожар в самолете может возникнуть по нескольким причинам. Одна из них - это возгорание одного или нескольких двигателей. В этом случае в иллюминаторы можно увидеть пламя, вырывающееся из двигателей или турбин, на крыле самолета, а в самом начале возгорания густой черный дымный шлейф, исходящий из них. Такое возгорание связано с нарушениями и серьезными неполадками в работе двигателей самолета и, как правило, приводит к отключению двигателей и вынужденной посадке.

В другом случае пожар может возникнуть из-за небрежности в обращении с огнем в салоне воздушного судна. Современные самолеты изготовлены не только из алюминия, они несут в себе значительное количество синтетических и других легко воспламеняющихся веществ, таких, как пластик, поролон, пенопласт и другие. Эти материалы опасны не только своей повышенной горючестью, при горении или тлении они выделяют ядовитые вещества, которые вместе с огнем распространяются по салону очень быстро, при этом выделяется много густого черного дыма, затрудняющего дыхание и способствующего потери ориентировки.

При возникновении пожара в двигателях самолета или внутри салона экипаж совершает вынужденную посадку. При этом главное не создавать панику, а организованно после остановки самолета направиться к основному или запасным выходам, соблюдая установленную очередность (дети, беременные женщины, инвалиды, потом все остальные). При пожаре внутри салона воздушного судна, направляясь к основному или запасным выходам, необходимо соблюдать следующие правила:

ни в коем случае не открывайте запасные люки выхода из воздушного судна там, где есть огонь и дым - это только усилит пожар и задымленность салона самолета;
не берите с собой ручную кладь - это усложнит ваше положение и приведет к потере драгоценного времени; постарайтесь не дышать ядовитым дымом (часто желтого цвета из-за горящего пластика), закрывайте рот и нос носовым платком или частью одежды.
В задымленном салоне самолета лучше пробираться к выходу ползком или на четвереньках, так как внизу дыма меньше. Помните: дым опаснее, чем огонь! защищайте свою кожу от ожогов, закутавшись в одежду и надев шапку, берегите от ожогов глаза, лицо и руки; не стойте у выхода в длинной очереди - есть другие аварийные выходы;
если проход завален, то перебирайтесь через кресла, опуская их спинки;

Самое главное - соблюдать все предписанные правилами полета инструкции и самим не становиться причиной пожара.

Авария при взлете

Это, пожалуй, самый опасный вид аварии, так как воздушное судно имеет при взлете полную загрузку горючим, которое от удара может взорваться или воспламениться. Кроме того, авария при взлете - это возможный отказ двигателей на небольшой высоте, что приводит к резкому падению самолета. В такой ситуации выжить практически невозможно, хотя в мировой практике есть случаи спасения одного или даже нескольких человек чудом оставшихся в живых.

Вынужденная посадка

При вынужденной посадке самолет или вертолет может врезаться в деревья, скалу, расколоться пополам, загореться и взорваться. В случае объявления аварийной посадки необходимо принять безопасную, фиксированную позу.

согнуться и плотно сцепить руки под коленями;
голову положить на колени или наклонить как можно ниже;
ноги упереть в пол, выдвинув их как можно дальше (но не под впереди стоящее кресло!);
в момент удара надо приготовиться к сильным перегрузкам, которые могут иметь разное направление (и вниз, и вверх), поэтому необходимо максимально напрячься, как говорят спортсмены, - сгруппироваться.

Экипаж воздушного судна обязан:

немедленно эвакуировать всех пассажиров и членов экипажа в безопасное место;
взять с собой групповые и индивидуальные аварийно-спасательные средства;
оказать первую необходимую медицинскую помощь пассажирам и членам экипажа;
подготовить к работе аварийные радиостанции и передать сообщение о катастрофе; определить свое местонахождение;
подготовить к использованию сигнальные визуальные средства (сигнальное зеркало, костры, сигнальные знаки);
подготовить площадку для посадки спасательного вертолета.

Всеми перечисленными выше работами должен руководить командир воздушного судна или, при его ранении, гибели, один из членов экипажа. После оценки обстановки командир воздушного судна или человек, его замещающий, принимает соответствующие решения. Он распределяет обязанности между членами экипажа и наиболее активными, не поддавшимися панике и упадническим настроениям, пассажирами.

Их задача - организация временного лагеря, укрытия от неблагоприятных погодных условий, разведения костра и приготовления пищи. Наиболее целесообразно оставаться всем на месте катастрофы или вынужденной посадки, что естественно, облегчает поиск и позволяет сохранить силы и здоровье людей до прибытия спасательной группы. Такое решение обосновано при следующих обстоятельствах:

когда сигнал бедствия передан экипажем в воздухе или сразу же после приземления;
если место приземления точно не определено; если местность незнакомая и труднопроходимая (горы, тайга, глубокий снег и т. п.);
когда направление на ближайший населенный пункт неизвестно;
если большая часть экипажа или пассажиры ранены и самостоятельно передвигаться не могут.

При принятии решения остаться на месте вынужденной посадки командир воздушного судна или член экипажа, его замещающий, в первую очередь:

устанавливает круглосуточное дежурство за воздухом и окружающей местностью с целью обнаружения спасательных групп и своевременной подачи им сигнала;
организует уход за больными и ранеными;
берет на учет все имеющееся имущество и продукты питания и устанавливает нормы их расходования;
организует строительство укрытий от неблагоприятных погодных условий;
организует поиск воды и добычу пищи, используя местные возможности (сбор ягод, грибов, съедобных растений, рыбалку и охоту);
проводит профилактику возможных заболеваний, связанных с отравлениями и различными заболеваниями.

Решение об уходе с места вынужденного приземления принимается:

если точно известно место аварийной посадки и расстояние до ближайшего населенного пункта невелико;
если состояние здоровья членов экипажа и пассажиров позволяет преодолеть это расстояние за светлое время суток;
в случае непосредственной угрозы жизни (наводнение, пожар, извержение вулкана, разлом ледяного поля и т. п.);
если воздушное судно и люди не могут быть обнаружены с воздуха спасательным вертолетом или самолетом из-за густой растительности;
если в течение трех суток нет связи и помощи.

При принятии решения об уходе с места вынужденной посадки командир или член экипажа, его замещающий, должен:

распределить обязанности;
распределить между участниками движения воду и продукты и установить суточные нормы их расхода;
определить и по возможности, подробно разработать маршрут движения, нанести его на карту и определить ориентировочное время передвижения по этапам;
подготовить необходимое снаряжение, имущество и медикаменты, которые обеспечат автономное передвижение по безлюдной местности;
подготовить средства сигнализации и связи для возможности использования их в любой момент во время передвижения; подготовить пострадавших к транспортировке или самостоятельному передвижению;
на месте аварии или вынужденной посадки воздушного судна оставить записку с подробным перечнем всех членов экипажа и пассажиров, указать обстоятельства аварии (вынужденной посадки), состояние здоровья всех членов экипажа и пассажиров, направление движения, время ухода, выложить стрелу из камней или срубленных деревьев, сделать зарубки на деревьях и т. п. в направлении ухода группы.

Вынужденная посадка на воду

Вынужденная посадка самолета на воду случается достаточно редко, но часто заканчивается серьезными травмами, гибелью пассажиров и экипажа. Следует помнить, что самолет может приводниться достаточно неожиданно и порой так плавно и незаметно для пассажиров, что они это примут за обычную посадку в аэропорту. Но может случиться, что во время приводнения при ударе о воду самолет развалится на части и быстро затонет. При этом:

спасательных жилетов и надувных плотов в самолете нет;
средства спасения находятся в одном месте и вы за то время, что самолет на плаву, до них не сможете добраться;
возникла паника и до спасательных жилетов невозможно добраться; вода за бортом ледяная;
на море шторм, и волны достигают нескольких метров высотой;
аварийная посадка произошла далеко от берега в открытом море;
топливо, разлившееся из баков самолета на воду, загорелось.

Кроме этого, следует помнить, что хотя самолеты и имеют некоторую плавучесть, но все зависит от того, какого типа самолет. Если двигатели расположены на крыльях - самолет будет находиться в горизонтальном положении, если же двигатели расположены в хвосте самолета, то он будет плавать хвостовой частью вниз. Прежде чем затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 минут. Но если у него поврежден фюзеляж, то это время окажется намного меньше.

Действия экипажа

Спустить на воду все имеющиеся спасательные плоты (надуваются при сбрасывании автоматически, зимой это происходит за 3 минуты, летом за 1 минуту).
Если плоты не надулись автоматически, то сильным рывком дергают фал, который ведет к баллону системы газонаполнения.
Если время позволяет - захватить на плот теплые вещи, а также дополнительный запас продуктов и воды вне зависимости от наличия на борту спасательного плота аварийного запаса.
Убедиться, что на борту самолета никого не осталось.
Командование пассажирами на спасательных плотах принимает на себя командир воздушного судна, а в случае его гибели - старший по званию.
По окончании посадки в спасательные плоты немедленно отойти от места погружения самолета (вертолета) на безопасное расстояние, используя для этого весла и другие подручные предметы. Затем расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа по ветру и не даст плоту далеко уйти от места аварии, что способствует более быстрому его поиску спасателями. Кроме того, на месте аварии долгое время сохраняется маслянистое пятно, которое также облегчает поиск.
Если плотов несколько, их необходимо связать вместе веревкой на расстоянии 10-15 м друг от друга.
Организовать поиск людей, которые еще могут остаться в воде и принять меры к их подъему на плот.
Организовать сбор всех предметов, оказавшихся в воде, так как они могут пригодиться в дальнейшем.
При наличии радиостанции немедленно передайте сигнал бедствия и включите ее в режим маяка (инструкции по применению аварийной радиостанции нанесены на ее корпусе, и специальных навыков по ее использованию не требуется).

"Энциклопедия выживания" Черныш И. В.