Как выжить в авиакатастрофе. Что делать в самолете если возникла нештатная ситуация. Ваш самолет «заносит» от сильного ветра


01

Почему в самолете запрещено пользоваться электроникой во время взлета и посадки? Даже телефоном в авиарежиме? Даже плеер послушать?

В октябре 2014 года Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) выпустило официальное разрешение: электронные устройства могут оставаться включенными и быть в сети в течение всего полета. Но относится оно не к пассажирам, а к авиакомпаниям.

Перевозчики сами определяют, что лучше для их пассажиров. И официальная позиция большинства авиакомпаний - любое электронное устройство создает электромагнитное поле, которое напрямую или косвенно может повлиять на работу бортовых приборов. Поэтому лучше запретить любые гаджеты, чем ожидать, что «Боинг» заглохнет во время взлета из-за того, что кто-то решит отправить SMS.

Второй момент. Возможно, ты слышал, как в динамиках звучат сигналы, когда мобильный телефон ловит связь или принимает вызов? Такие же помехи могут заглушить в наушниках пилотов важную информацию от диспетчера.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Наконец, самое прозаическое объяснение: пассажир, слушающий плеер или говорящий по телефону, вовремя не узнает о начавшемся пожаре или внеплановом приводнении. А его сосед в эвакуационной спешке запутается в проводах от наушников.


02

Так все-таки: нужно аплодировать при касании шасси ВПП?

В подобном проявлении вежливости нет ничего плохого. Но заведи тогда привычку хлопать кассиру в супермаркете, который успешно пробил чек. Это тоже его работа.

Пилоты, скорее всего, не услышат аплодисментов: они отделены от салона бронированной дверью и заняты переговорами с диспетчерами, рулением и уборкой механизации крыла.


Пока самолет не скатился на рулежную дорожку, опасность остается: он может не остановиться, съехать с полосы с неприятными последствиями или резко затормозить - и на тебя свалится багаж с полок, которые открыл нетерпеливый сосед.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Если непременно хочешь поаплодировать экипажу, делай это после полной остановки судна у терминала.


03

Почему ко мне все время пристают стюардессы с просьбами поднять шторки иллюминаторов? Разве они на что-то влияют?

Открытые шторки иллюминаторов, поднятые спинки кресел и приглушенный в салоне свет - необходимые меры безопасности при посадке.

Алексей, пилот Boeing 777 авиакомпании «Трансаэро»

Давай дадим волю воображению и представим, что самолет только что экстренно сел: в салоне задымление и женские крики, на крыле пожар. Но его никто не видит, так как шторки опущены. В итоге аварийный выход открывается как раз со стороны возгорания, пассажиры не видят люминесцентные дорожки на полу и слепнут от яркого света, выйдя из темноты. В общем, поверь: все это нужно для твоей же безопасности.


04

А если человек умирает на борту? Куда убирают тело?

Его не убирают в багажное отделение, как могли бы, наверное, подумать несознательные читатели.

Человек остается на том месте, где произошла трагедия, а вот пассажиры от него по возможности отсаживаются. В крайнем случае, тело можно переместить на заднюю кухню. На практике бывало, что пассажир терял сознание или жаловался на острую боль в области сердца, но никто, слава богу, не умирал внезапно и молча. Был случай, когда весьма крупный мужчина пришел на кухню к проводникам за водичкой, потерял сознание и лежал под искусственной вентиляцией легких до прибытия в Домодедово, там его забрала скорая. А однажды пришлось выполнить незапланированную посадку в аэропорту Варны из-за подозрения на инфаркт у пожилой женщины.


Самое сложное для экипажа в условиях экстренной посадки - объясниться с пассажирами, у которых горят отпуска и пересадки на другие рейсы.



05

Откуда берется самолетная еда? Ведь кухни на борту я так и не нашел. Где она хранится, как долго лежит?

Все, что подается пассажирам на борту, готовится в цехе бортового питания, который обычно находится на территории аэропорта. Для экипажа, кстати, готовит тот же цех, хотя меню может быть другим. Все бортовое питание имеет очень ограниченный срок годности - несколько часов. Так что, если перелет короткий, еду заправляют в обе стороны, но если рейс задерживается, загруженную еду сгружают и утилизируют.


Контроль за качеством блюд очень серьезный: перевозчикам не хочется получить жалобы отравившихся на борту пассажиров. А что касается кажущейся дешевизны продуктов, то в 1987 году, убрав всего одну оливку из салата, авиакомпания American Airlines сэкономила 40 000 долларов. Кстати, алюминиевый контейнер для горячих блюд, о который ты постоянно обжигаешься на борту, называется «касалетка».


06

Почему во время полета нельзя курить? Только вопрос охраны здоровья?

Пепельницы в подлокотниках кресел, наверное, и сегодня еще можно застать в старых воздушных судах на каких-нибудь внутренних рейсах. Да и во время взлета и посадки в этих самолетах горят лампочки «Пристегните ремни», «Не курите». Значит, раньше было можно? И кому это мешало?

Версия о возможном пожаре на борту самая известная. При случае можешь зайти в самолетный туалет и проверить контейнер, куда летят использованные салфетки. Он закрыт подпружиненным лючком, который захлопывается, как только ты уберешь руку. Это сделано, чтобы в потенциальный очаг возгорания не попадал кислород. А вот обшивка кресел, напольные покрытия и другие материалы салона не поддерживают горение - их можно долго плавить зажигалкой, но открытого огня они не дадут. Важная причина запрета курения на борту - экономическая выгода перевозчика. Воздух в самолете постоянно циркулирует, проходя через фильтры очистки и даже охлаждая по пути оборудование. Копоть и смолы быстрее приводят их в негодность.


Кстати, на некоторых рейсах арабских стран и, например, Ирана курить можно и сегодня.


07

В кино часто показывают, как по советам с земли случайные пассажиры сажают самолет. Там же все компьютером управляется!

Плохая новость: если оба пилота выведены из строя, пассажиры обречены. Даже если перед этим они грамотно настроили автопилот на выполнение автоматической посадки, то вы все равно обречены. Ни одна электронная система на борту не может действовать автономно, без управления экипажа. Autoland - автоматическая посадка - тоже требует контроля и постоянного управления со стороны человека. Даже бортпроводник вряд ли знает, каким образом можно связаться с землей, чтобы доложить об аварийной ситуации на борту. Он просто не найдет тангенту (кнопку), чтобы выйти на связь. Так что случайный пассажир не справится.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Борьба за место

Экономический класс - не самое комфортное место. Есть свинский способ немного улучшить его.


В Интернете ты без труда найдешь гаджет по имени Knee Defender. Это замки, которые надеваются на обеденный столик и не дают креслу впереди откидываться.

Об этической стороне устройства идут споры, ведь комфорт достигается за счет причинения неудобств другому пассажиру. При этом никаких полетных правил Knee Defender не нарушает: применение его на борту не запрещено. Правда, в августе прошлого года рейс Ньюарк - Денвер совершил экстренную посадку в Чикаго именно по вине гаджета: пассажиры из-за него поссорились и едва не подрались. Если решишь купить - стоит эта штука примерно 1100 руб­лей.

08

Я выглянул в иллюминатор и увидел, что крыло с моей стороны странно качается. Это конец или современные самолеты машут крыльями, чтобы летать?

У пассажирских самолетов одно крыло. Два - у знакомого каждому «кукурузника».

Если бы крыло было жестким, оно сломалось бы под нагрузками, ведь на него действует и подъемная сила, и вес двигателей, и встречный поток воздуха, и сидящие птицы. Нижняя часть крыла сделана из более мягкого материала, так как во время полета она растягивается больше, а верхняя - из более жесткого.


Если все еще боишься, посмотри на YouTube тесты прочности самолетных крыльев. Там их выгибают чуть ли не под прямым углом.


09

Как работает самолетный туалет? Неужели, как в советских поездах, все тут же сбрасывается?

Почему-то миф о том, что туалеты в самолетах устроены по типу «писать нельзя, мы еще в черте города», существует до сих пор. Оказывается, никаких разумных истоков у него нет.

Даже в старых моделях воздушного судна в туалете все смывалось в специальную емкость - никаких люков для сброса отходов не было. Далее эта же вода отфильтровывалась и снова шла на смыв. При этом в нее добавляли химикат для нейтрализации запаха. В более современных самолетах смыв происходит при помощи резкого всасывания воздуха.

Герман, инженер сопровождения эксплуатации воздушного судна

С вакуумным унитазом связана одна глупая шутка несознательных пассажиров: если опустить туда конец туалетной бумаги и нажать слив, то в никуда весело размотается с километр целлюлозы. Все отходы опять-таки собираются в специальный бак, который по прибытии откачивает резервуар-ассенизатор на колесах под названием «МА-7».


10

Во время трансатлантического полета на экранах в салоне показывают карту с траекторией полета и смешным самолетиком. Почему мы летим по дуге, а не напрямую? Так же быстрее!

Очень просто: возьми глобус, апельсин, свернувшегося ежа или любой шарообразный предмет и попытайся на нем, приложив нитку, проложить маршрут. Или вспомни, как художники выгибают меридианы на мировой карте, чтобы корректно передать форму планеты. И это не полный ответ. Воздушное судно вообще никогда не летит по прямой. Более того, если бы удалось проследить весь путь самолета по более точной карте, оказалось бы, что он летит чуть ли не зигзагами.

Виновата программа ETOPS (Расширенные правила полетов для двухмоторных самолетов) - особые требования к выполнению полетов над безориентирной местностью. Согласно им, маршрут самолета должен быть построен так, чтобы он постоянно находился в пределах определенного времени полета до ближайшего аэродрома, где можно было бы совершить вынужденную посадку в случае отказа одного из двигателей.

Владимир Афонин, инженер-математик государственного концерна ПВО

Согласись, это лучше делать хоть на плохонькой, но взлетно-посадочной полосе (ВПП), а не в горах или на океанской глади. Ну а еще на траекторию полета влияют погодные условия. Конечно, самолету не помеха легкие дождь или снег, но он может при необходимости скорректировать курс, чтобы не избежать встречи с особенно агрессивными метеоусловиями.



11

Почему в самолетах одной модели, но разных авиакомпаний эконом-класс может быть совершенно по-разному тесным?

Логично предположить, что, чем больше самолет, тем больше места внутри. Это не всегда так.

Компоновка кресел в салоне зависит от авиакомпании и делается на заказ в соответствии с требованиями производителя самолета.

Анастасия, пресс-служба компании «Трансаэро»
12

Можно пилоту обмануть медконтроль перед полетом и выйти на рейс пьяным?

В России перед полетом пилоты проходят медицинский контроль - им измеряют пульс и давление. Обмануть его теоретически можно, подделав подпись врача в полетном задании. Но ради того, чтобы полетать пьяным, вряд ли кто-то пойдет на это: отстранение от полета часто карается увольнением.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Гораздо проще остаться дома, сослаться на нездоровье и отправить в рейс резервный экипаж.



13

Салон нашего самолета был украшен к Новому году елочными игрушками. Они какие-то специальные?

Это зависит только от авиакомпании. Игрушки используются и обычные, но предпочтение отдается пластмассовым, небьющимся.

Кроме того, на рейсах некоторых компаний пассажиров поздравляет Дед Мороз: это безопаснее и дешевле - достаточно одному из стюардов надеть шубу и бороду.

Анастасия, пресс-служба компании «Трансаэро»

14

Правда ли, что во время длительных перелетов двигатели само­лета периодически глушатся и самолет какое-то время просто планирует?

Неправда. В штатном режиме такое никогда не происходит. Но двигатели могут быть заглушены автоматически из-за неисправности или пожара.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Вообще, процедуру запуска двигателей (она называется «run up») имеет право совершать только пилот: по сигналу техника он запускает сначала правый, а затем левый двигатель. Такой порядок обусловлен тем, что тормоза в абсолютном большинстве типов иностранной техники запитаны от правого двигателя. Во время полета двигатели могут быть заглушены на испытаниях. За это и платят летчикам-испытателям.

Герман, инженер сопровождения эксплуатации воздушного судна

15

О"кей, мы, кажется, падаем. Мне повезет? Пассажиры какого отсека имеют больше шансов на выживание?

Мнения на этот счет существуют самые разные. Наиболее распространенное - садись в хвосте (там и пописать можно): топливные баки расположены под средней частью салона.

Владимир Афонин, инженер-математик государственного концерна ПВО

16

Если пилот отгорожен непроницаемой дверью от салона, как он общается с экипажем?

После 11 сентября пилоты действительно отгорожены бронированной дверью, которая имеет специальный код для входа.

Это сделано на случай, если в кабине все потеряют сознание - например, вследствие разгерметизации. Но этот код сработает только в том случае, если в течение 120 секунд после его ввода пилот не предпримет никаких действий. Конечно, проводники не используют его каждый раз для доступа в кабину, а только проверяют его работоспособность перед вылетом. В штатных ситуациях для входа провод­ник вызывает летчиков по трубке, то есть используя самолетное переговорное устройство, то самое, через которое он читает информацию для пассажиров, только на этот раз вызывает летчиков, а не громкую связь в салон. Кстати, проводник обязан вызывать экипаж каждые 40 минут днем и каждые 20 минут ночью, чтобы убедиться в их работоспособности.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Для общения с бортпроводниками есть специальные кодовые фразы. Обычно они оговариваются перед полетом, но есть и постоянные. Например, «Purser to cockpit, please» означает, что один из членов экипажа не в состоянии выполнять свои рабочие обязанности и старший проводник должен прийти на помощь. На случай захвата судна, конечно, тоже есть кодовое слово.


17

Правда ли, что можно научиться управлять самолетом, играя в компьютерные симуляторы вроде Microsoft Flight Simulator?

Можно развить какие-то навыки, вроде ориентирования в кабине. Знать, где какой прибор расположен. Возможно, симуляция даст представление о физическом поведении машины, ее динамических характеристиках, но говорить о полноценном обучении управлению не стоит. Для этих целей в авиации используются куда более продвинутые модели симуляции - MFTD и FFS. И если MFTD немного похожа на то, что игрок может устроить у себя дома, то FFS - это сложнейшее инженерное устройство, стоимость которого превышает цену самого самолета.

По-моему, мой сосед слева неблагонадежен. Во всяком случае, сейчас он бегает голым по проходу и размахивает лыжной палкой. Могут ли стюардессы обезвредить его?

Увы, сегодня по закону экипаж может пресечь хулиганство на борту только с помощью уговоров. Но в нашей авиакомпании есть специальная служба сопровождения рейсов - это сотрудники служб воздушной безопасности в штатской одежде.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Любые буйные действия могут быть расценены как угон воздушного судна. О них будет сообщено командиру экипажа, который примет решение о посадке.


19

Меня немного пугает, когда люди доплачивают за перевес багажа. А самолет все это унесет? У него вообще есть лимит груза?

Предельный вес - это очень важно. Если он превышен, нарушается центровка судна. Самолет или не взлетит, если центровка передняя, или не будет управляться в воздухе, если задняя. А вот для расчета веса пассажиров используются средние значения, которые действуют в России уже более тридцати лет.

Стоит отметить, что для российских и зарубежных авиаперевозчиков они разные. Что касается отечественных компаний, то здесь все зависит от сезонности авиаперевозок и возраста пассажиров. Так, в осенне-зимний период за основу при расчетах максимальной взлетной массы воздушного судна берется средний вес взрослого - 85 кг, учитывая одежду и ручную кладь; ребенка до двух лет - 15 кг, детей с 2 до 12 лет - 30 кг. В период весенне-летнего сезона считается, что в среднем пассажир весит на 5 кг меньше, поскольку совершает перелет без верхней одежды.

Елена Монина, пресс-служба московского аэропорта Домодедово

Кстати, пассажирские самолеты перевозят массу коммерческого груза. Только крупные операторы вроде DHL или UPS имеют собственный грузовой флот, остальные используют обычные рейсы. При регистрации диспетчеры сообщают, сколько свободного места (веса) осталось, и карго-операторы загружают полезный груз: почту, посылки, контейнеры с иммигрантами.


20

Что будет, если меня застукают в туалете самолета занимающимся сексом?

Каких-то определенных правил на этот счет нет. Самое страшное, что может случиться, по прибытии на тебя наябедничают в службу безопасности, но обычно просто сделают замечание.

Ирина, бортпроводница, стаж 3 года

А вот предлагать бортпроводникам деньги, чтобы они пустили в комнаты для отдыха экипажа (такие есть на трансатлантических рейсах), - плохая идея. Зарплаты у них приличные, а тебя могут внести в черный список пассажиров.

Фото: Getty Images; Everett Collection / East News; Shutterstock
Иллюстрация: Ольга Громова

Сейчас в интернете много статей и интервью с пилотами, с рассказами о том, как летают самолеты с сотнями интересных и толковых постов на тему авиации. Однако эта сфера до сих пор овеяна кучей мифов, домыслов и т. д. По моей забавной статистике, многие пассажиры не доверяют пилотам, несмотря на то, что именно они непосредственно занимаются управлением самолета.

Я бы хотела рассказать о том, что происходит в самолете в то время, как в кабине пытаются решить техническую проблему. Все-таки бортпроводники находятся в салоне с пассажирами и принимают участие в подготовке к посадке. Мы нечто среднее между пилотам и пассажиром - связующее звено: что-то знаем, но повлиять на ситуацию не можем.

В моей жизни был ровно один возврат в аэропорт вылета по технической неисправности, но причина была довольно серьезной. Было много чего другого, но возврат пока один. Утро началось как обычно: экипаж прибыл в аэропорт, прошел медконтроль и приступил к проверке самолета. После выполнения всех необходимых процедур, командир дал готовность ВС и через некоторое время нам привезли пассажиров. Самолет исправен, питание загружено, пассажиры пристегнуты. Бортпроводники занимают свои места, командир сообщает о готовности к взлету. Разбег, отрыв, набор высоты. Через некоторое время табло «пристегните ремни» погасло, и мы приступили к сервировке телег.

Говорят, что когда знаешь каждый звук в самолете, то даже без приборов можно понять, что происходит что-то не то. Не могу говорить об этом с уверенностью, но у меня появилось ощущение «неладного» только потому, что есть опыт самостоятельного пилотирования ВС и потому, что знала схемы выхода из конкретно этого аэропорта.

Я немного замешкалась, не зная убирать ли телеги обратно. Экипаж молчал, табло не зажигалось, но мне было очевидно, что предлагать экипажу чай или идти кормить пассажиров - плохая идея. На всякий случай убрала вкладыш с приготовленными напитками и принялась ждать команды. Мне открыли дверь в кабину. На приборной панели светился отказ, 2ой пилот читал QRH, командир крутил курс в обратную сторону. В кабине шел оживленный радиообмен и переговоры внутри экипажа.


Командир бросил беглый взгляд на меня:

Мы возвращаемся?

Пассажирам сказать?

Нет, я сам скажу, готовься к посадке, сейчас включим ремни, все штатно.

Начали убирать тележки и все, что уже было приготовлено для обслуживания. Зажглось табло пристегнуть ремни: «Уважаемые дамы и господа, к сожалению, по техническим причинам мы не можем продолжить наш полет до пункта назначения. Для обеспечения вашей безопасности, я принял решение вернуться в аэропорт вылета. Просим занять свои места и застегнуть ремни безопасности, а так же не волноваться, посадка будет проходить в штатном режиме».

Начинается веселье не только доя пилотов, но и для бортпроводников. Нужно быстро пристегнуть пассажиров, максимально коротко ответить на их вопросы и успокоить переживающих. Задача не из легких, поскольку, «Что случилось?» спрашивают почти все, а ответить нечего, и более того некогда. Часть пассажиров начала паниковать, хотя по бОльшей части нам с ними повезло. У моей коллеги из другой авиакомпании был возврат с выработкой топлива над аэропортом, а пассажирами были дети с родителями, которые летели в Анапу и самолет был полный.

Рассказывала, что паника на борту была кошмарной, детей укачало и вообще разрядить обстановку было сложно.

Мы же благополучно вернулись в аэропорт вылета, далее авиакомпания решала вопрос с заменой самолета и ремонтом вернувшегося и т. д. и т. п.

Было ли страшно? Да нет, но неприятно было. Скажу честно, я поняла, что что-то не то только потому, что у меня есть небольшой опыт пилотирования летательных аппаратов. Пассажиры не поняли ничего, пока командир не сообщил о поломке.


Что происходит в кабине в этот момент? Работа и не более того.

В чем мораль этой басни?

1. Если возникла подобная ситуация, как я описала выше, не спрашивайте у проводников, что случилось, а просто выполните их просьбы. С большой долей вероятности вы все равно не сможете повлиять на ситуацию и даже оценить, насколько серьезен этот отказ. Более того, скорее всего у экипажа не было времени объяснять, что произошло.

2. Нет, это не самолет плохой и не авиакомпания: есть вещи, которые невозможно проверить на земле. Например, уборку шасси на земле проверить сложно, но в воздухе можно понять, что колеса не уходят. Да, самолеты иногда ломаются. Как и любая техника, они требует ремонта и обслуживания. И ломаются они не только у нас в России. Проверяла лично. Хотя проблемы с обслуживанием у нас присутствуют.

3. Не все отказы заканчиваются катастрофой. Далеко не все, а даже скорее единицы.

4. Пилоты тоже хотят жить, у них есть семьи, дети и родственники, поэтому вряд ли кто-то полетит на неисправном самолете «наудачу».


Всем безаварийных полетов, друзья!


Находясь в самолете, имейте при себе наполненную водой емкость и желательно весь дежурный набор для выживания, скорректированный по сезону и условиям полета. Если полет будет проходить над водой, возьмите с собой что-нибудь достаточно плавучее, например, просто завяжите ручной багаж в прорезиненный мешок, а его уж замаскируйте в сумке.

В случае аварийной посадки безопаснее всего сеpедина салона. Пересядьте туда, не дожидаясь происшествия, если есть свободные места, потому что когда объявят аварийную ситуацию, сеpедина окажется в дефиците. Уточните, где находится аварийный выход, какие способы эвакуации из салона предусмотрены, есть ли кислородные маски и как пустить в них кислоpод, какие есть средства спасения на воде. Контейнеры с масками обычно крепятся к потолку или к спинке переднего кресла.

В качестве спасательных плавучих средств обычно применяются нижние кресельные подушки, надувные жилеты которые находятся под креслами, надувные трапы, надувные плотики. Садитесь ближе к выходу из салона или к аварийному выходу. Может иметься аварийный выход на крыло. Им можно воспользоваться при пожаре на земле и при посадке на воду. Отрегулируйте привязной ремень по своему телу, потренируйтесь в быстром застегивании и расстегивании. Слабины быть не должно. Не отстегивайтесь в течение всего полета, иначе при внезапном маневре или попадании в воздушную яму можете оказаться на потолке. По этой же причине ходить по салону — опасно. Пристегните соседа, иначе он может упасть на вас с потолка.

Аварии при взлете и посадке самолета.

На время взлета и посадки наденьте пальто — если оно из трудновозгораемого материала (шерсти, кожи). В случае пожара оно обеспечит вам некоторую защиту. Не надевайте туфли на тонких каблуках, они могут проткнуть аварийный надувной трап. Пpи pиске аварийной посадки позаботьтесь, чтобы на полке над вами не было ничего жесткого и тяжелого. Свой багаж деpжите под креслом или на коленях. Пpи аварийной посадке замотайте голову какой-нибудь одеждой, закройте лицо руками и нагнитесь к коленям. Это защитит от осколков.

Если пространство между креслами слишком тесное, упритесь руками в переднее кресло и положите голову на руки. После аварийной посадки задача номеp один — выбраться из самолета, пока не взорвалось топливо. При намеке на панику помогите экипажу навести порядок. Например, заявите громко: «Кто будет оpать, тому расшибу голову!» Командирский голос надо ставить заранее. Если в критической ситуации нет лидера, беите инициативу на себя. Ваши средства: спокойствие, приказ, кулак.

Декомпрессия в самолете.

При аварии на большой высоте может наступить декомпрессия — падение давления воздуха в салоне. Признаки декомпрессии: свист, боль в ушах, боль в кишечнике, потепление и пощипывание кожи. Наденьте кислородную маску и меньше двигайтесь. Пpи быстрой декомпрессии на большой высоте у вас на надевание кислоpодной маски будет только 15 секунд. Запоздав, Вы потеряете сознание. Сначала наденьте маску сами, и только потом помогайте окружающим. Кислоpод не начнет поступать, пока вы не включите его подачу. Обычно надо дернуть за шнурок, тянущийся от маски к предохранителю.

Если пеpед вами или над вами внезапно открылся отсек с кислородными масками, надевайте маску немедленно. Не оглядывайтесь на других и не задавайте вопросов. Дело в том, что пpи падении давления этот отсек открывается автоматически. По ощущениям трудно определить, поступает кислоpод или нет, так как он не имеет запаха. Закpепите маску на голове, потому что еще есть опасность потеpять сознание. Стюардесса вам не поможет, поскольку будет занята другими.

Пожар в самолете.

Желательно имейте при себе складной нож не криминального размера. Должен быть под рукой хотя бы такой инструмент. Опыт показывает: через устройство проверки небольшой нож проносится запросто. В случае пожара на земле вам отпущено судьбой 5 минут на эвакуацию. Чем ближе к полу, тем меньше задымленность. Ползите на четвереньках. Если есть время, получше прикройте кожу: наденьте перчатки, шляпу и так далее. Выбравшись из самолета, быстро уходите от него на расстояние не меньше 1,5 километра.

Приводнение на самолете.

Преждевременно надутый спасательный жилет может помешать вам выбраться из салона, если придется нырять. Если вы будете находиться непосредственно в воде, у вас будет в 10 pаз меньше шансов выжить, чем если вы будете на спасательном плотике. В основном, из-за . Отправляясь в полет, одевайтесь в яpкое. Вас скорее обнаружат на воде.

По материалам книги «Советы авиапассажирам».
Д.А. Джонсон. 1989 год.

Сегодня сложно найти человека, который ни разу не летал на самолете. Но все ли мы знаем о том, что происходит на борту во время перелета?!

1. В случае опасности никогда не скрещивайте руки над головой, чтобы обезопасить свою голову от падения тяжелого предмета сверху.

Вы можете получить серьезную травму рук, что лишит вас элементарной возможности самостоятельно выбраться из салона.

2. Перед вылетом подсчитайте количество рядов до аварийного выхода, чтобы в случае непредвиденной ситуации, вы смогли легко сориентироваться во внутреннем пространстве самолета.


3. В грузовом отсеке пассажирских самолетов очень часто перевозят тела умерших людей.


И это считается абсолютно нормальной практикой. Но будьте готовы к тому, что тело может «потечь», запачкав ваш чемодан. Правда, такие случаи происходят крайне редко. Гораздо хуже этого – перевозка рыбы, запах которой не так просто удалить. Поэтому всегда заматывайте свой багаж пленкой, чтобы обезопасить себя от неприятных последствий перелета.

4. Большинство задержек авиарейсов по техническим причинам происходят по вине самих пассажиров: приступы страха, опоздания, конфликтные ситуации с представителями компании и прочие вещи.


5. У бортпроводников существует понятие «чудо-пассажир».


К категории таких пассажиров они относят тех, кто попадает в самолет на инвалидной коляске в числе первых. А, приземлившись, такие пассажиры самостоятельно покидают салон. Разве это не чудо? Исцеление, которое произошло на высоте нескольких тысяч метров!

6. Сама турбулентность практически не может повредить салон самолета. Большую опасность таят в себе вещи, летающие в это время по салону.


7. Коммерческие авиалайнеры могут летать даже на одном двигателе.


8. Большая часть аварий происходит не во время полета, а через несколько минут после взлета или во время посадки самолета.


9. Алкоголь во время полета действует на организм человека гораздо сильнее.


Поэтому многие бортпроводники говорят, что один напиток в воздухе равен двум напиткам на земле.

10. Пассажиры с детьми, пренебрегая правилами приличия, могут очень часто менять подгузники прямо на столиках впереди стоящих кресел.

11. Персонал авиакомпании может работать 6 дней в неделю с минимальным отдыхом, включая пилотирующий состав.


12. Во многих авиакомпаниях стюардессам платят только за промежуток времени от закрытия двери самолета до ее открытия.


Таким образом, ваша задержка может вызвать бурю негативных эмоций на лицах стюардесс, но они будут стараться держать на своем лице дежурную улыбку.

13. Работники аэропорта между собой называют сотрудников багажного отделения очень унизительным прозвищем – «рамповые крысы».


14. В некоторых моделях современных самолетов есть специальные отсеки для людей, которые умирают прямо во время полета.


15. Запомните правило: не стоит хамить, грубить, негативно высказываться и всячески нервировать стюардесс в салоне самолета.


Они могут пожаловаться пилоту на вас, и он, располагая соответствующими полномочиями, может высадить или изолировать вас.

16. Если во время полета двигатель самолета загорится, то есть большая вероятность потушить его прямо в движении.


Но даже в случае экстренной ситуации, двигатель сгорит и отвалится, не затрагивая корпус самолета.

17. Чаще всего в самолете всегда что-то сломано.


Но это только то, что не угрожает вашей безопасности и жизни. Критические поломки устраняются сразу же, в то время как мелкие недочеты откладываются на «потом».

18. Не снимайте обувь в самолете.


Точнее, не ставьте голые ноги на пол, так как, скорее всего, кого-нибудь стошнило туда, и не один раз.

19. С грузом с пометкой «хрупкое» обращаются точно так же небрежно, как и без этой пометки.


20. На коротких рейсах у персонала обычно бывает чуть больше часа, чтобы привести самолет в порядок. Поэтому времени на тщательную уборку нет.


21. Если вы никогда не видели, как люди бьются головами в потолок, а ручная кладь падает на голову, то вы никогда не попадали в настоящую турбулентность.


22. Если в салоне падает давление, то у вас есть только несколько секунд, чтобы надеть на себя кислородную маску. Не задумывайтесь ни на минуту.


23. Если вы летите с несколькими пересадками, то постарайтесь принять душ в аэропорту.


Это снимет общую усталость и придаст вам сил на следующий перелет. Если такой возможности нет, то попробуйте хотя бы сменить одежду. Это тоже отлично помогает!

24. Перед длительным перелетом попробуйте как можно дольше не ложиться спать.


Это поможет вам перенести перелет гораздо легче, особенно если вы боитесь летать. Большую часть пути вы просто проспите.

25. Как мы и говорили, самолет - один из самых безопасных видов транспорта.


Только в США ежегодно более 30000 человек умирают в автомобильных авариях. Статистика полетов показывает, что процент смертности на борту самолета практически равен нулю.

В специальной литературе существует понятие «компетентный пассажир» — человек, который максимально использует свои шансы на спасение в аварийной ситуации.

В 1974 году при аварии самолета В-707 в Паго-Даго в Самоа из ста одного пассажира остались в живых только пятеро, которые потом рассказали, что внимательно прочли памятку и прослушали инструкцию стюардессы.

Поэтому для спасения они воспользовались аварийными выходами на крыло, в то время как другие пассажиры устроили давку, устремившись к традиционному входу-выходу. Комиссия констатировала, что большинство пассажиров спаслись бы, если бы они просто знали, где находятся аварийные люки и как ими пользоваться.

Сегодня самолет относится к самым безопасным видам транспорта. Это действительно так, но лишь в рамках статистики. Нужно добавить, что если при автомобильной аварии или крушении поезда еще можно спастись, то авиакатастрофа обычно означает смерть всех пассажиров на борту.

Когда 26 января 1972 г. на борту самолета DC-9 югославских авиалиний JAT взорвалась бомба, и обломки лайнера рухнули с высоты более 10 км, для всех было ясно, что никто из пассажиров не спасся. Однако стюардесса Весна Вулович выжила. Как это могло случиться? Одни считают, что Весну Вулович спасло то, что у нее было низкое давление — она быстро потеряла сознание, и это уберегло ее от сердечного приступа. Другие просто считают, что случилось чудо. У самой же Вулович в результате катастрофы развилась амнезия — она не помнит ни самого взрыва, ни даже того, что было за час до него. Поэтому вряд ли мы когда-нибудь узнаем правду об этом необычном случае. Необычном потому, что еще никогда не случалось, чтобы кто-то пережил аварию самолета, летевшего так высоко.

Чаще всего авиакатастрофы, в которых кто-то выживал, — это неудачный взлет самолета или его вынужденная посадка. Действующие в таких случаях силы не столь разрушительны, как, например, при столкновении двух самолетов, взрывов баков, полных топлива, или падения с огромной высоты. Однако шанс выжить есть всегда, и он зависит от многих факторов.

Если рассматривать снимки авиакатастроф, то на них часто видно, как из обломков торчит хвост самолета, иногда даже неповрежденный. Именно хвост позже всего касается земли во время падения, поэтому пассажир, сидящий сзади, имеет наибольший шанс остаться в живых. Имеют значения и размеры самолета: чем больше машина, тем она безопаснее.

В пассажирских самолетах нет, как, например, в истребителях, катапульты для пилота; также нельзя спастись из падающего самолета на парашюте. Все, что есть в пассажирских авиалайнерах, служит исключительно тому, чтобы избежать телесных повреждений, какие можно получить в салоне во время полета.

В отличие от автомобиля, самолет, налетая на стационарное сооружение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавливается, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, когда самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение минимальны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение о вынужденной посадке, которая вполне вероятна в безлюдной местности. При этом, если позволяют условия и самолет управляем, стараются сесть на относительно ровную местность без препятствий, а в крайних случаях и на лес. Травматизм и число жертв при этом возрастает, но если самолет разваливается не сразу и не горит, то шансы на спасение повышаются.

Существует несколько основных типов аварийных ситуаций. В воздухе, чтобы правильно действовать в них, надо не только знать, как себя вести, но и мысленно заранее проделать путь ко спасению. Это дает больше шансов, что в опасную минуту вам не откажет память.

  • Аварии при взлете и посадке

Об аварии такого рода вас вряд ли смогут предупредить заранее. Поэтому самая разумная тактика — предварительные меры личной безопасности перед каждым взлетом и посадкой. Например, быть в верхней одежде: пальто или куртка (не синтетика!) могут защитить вас от ожогов, если придется выбираться из пожара. Оставайтесь в обуви, даже если она на высоком каблуке — на случай, если вам придется идти по осколкам, горящему пластику и т.д.

Туфельки на шпильках женщина следует снять лишь перед надувным трапом, не загораживая при этом путь к эвакуации другим пассажирам и не выпускать обувь из рук, чтобы на земле немедленно обуться. Безусловно, надо снять галстук, шарф, очки, заколки и т.д. — в экстремальной ситуации опасна даже авторучка в боковом кармане пиджака. Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у ваших бедер. Проверьте, нет ли у вас над головой тяжелых чемоданов.

Непосредственно перед аварией обычно есть возможность принять безопасную фиксированную позу. Обычно рекомендуется согнуться и плотно сцепить руки под коленями (или схватиться за лодыжки). Голову надо уложить на колени, а если это не получается, наклонить ее как можно ниже. Ноги следует упереть в пол, выдвинув их как можно дальше (но не под переднее кресло, которое при аварии может заклинить).

Федеральное авиационное управление США рекомендует использовать кресло перед вами для принятия другой фиксированной позы. На спинку кресла следует положить руки в скрещенном состоянии и голову прижать к рукам. Также вытянуть ноги и упереться. И, разумеется, обе позы можно принимать лишь при пристегнутом ремне. В момент удара следует максимально напрячься и подготовиться к значительной перегрузке. Ее направление при большинстве аварий — вперед и, может быть, вниз.

Как правило, аварийные выходы расположены с левой и правой сторон фюзеляжа. Все выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную на расстоянии маркировку, которая облегчает их обнаружение. О расположении всех выходов из салона рассказывает в краткой инструкции стюардесса. Оставив все предпосадочные волнения, выслушайте ее внимательно. Обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. А если вы сидите рядом с аварийным люком, то на вас ложится дополнительная ответственность: от того, сумеете ли вы его открыть, зависит жизнь многих людей. Однако не всегда можно открывать ближайший выход (пламя снаружи, деформацию фюзеляжа в этом месте и т.д.), поэтому помнить надо обо всех путях спасения.

Для аварий на взлете и посадке обычна внезапность, и предупреждения экипажа вы можете не дождаться, поэтому будьте в курсе всех событий за бортом (дым, резкое снижение, остановка двигателей и т.д.), чтобы принять фиксированную позу. Однако ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику. Только профессионал может с уверенностью судить об опасности происходящего.

Одним из наиболее частых происшествий на борту самолета — ушибы и другие телесные повреждения, полученные во время турбулентности.

Турбулентность — это различные завихрения и воздушные потоки, хаотично перемещающиеся внутри атмосферы в различных направлениях. Свыше половины случаев турбулентности происходит с самолетом на высоте свыше 6 тысяч метров, 30% — на высоте до 3 тысяч метров и 5-10% — в промежутке от 3 до 6 тысяч метров. Чаще всего это происходит в солнечные дни над домами или над территорией с сильным температурным контрастом (песок, лес, озеро, дорога) — земная поверхность прогревается неравномерно, и нагретые воздушные массы поднимаются вверх с разной скоростью, из-за чего самолет может взлетать в восходящих потоках или проваливаться в воздушные ямы.

Именно так и случилось с «Боингом — 747» американских авиалиний, который летел над тихим океаном 28 декабря 1997 года. Попав в турбулентную зону, огромная машина мгновенно потеряла несколько десятков метров высоты. Все незакрепленные предметы на борту тут же взлетели, ударились об потолок и упали на головы сидящих в креслах пассажиров. Наиболее тяжелые ранения получили те из людей, которые хотя и сидели на своих местах, но небыли пристегнуты ремнями. Сам самолет не пострадал и продолжил полет, но в результате полученных травм умерла одна женщина, а остальным 100 раненным потребовалась медицинская помощь.

Так как самолеты летают на высотах, где воздух сильно разряжен и его давление намного ниже привычного, то салон авиалайнера должен быть герметичным — едва появится малейшая трещина, через нее из самолета весь воздух вырвется наружу, а это очень опасно. Поэтому большинство современных самолетов оснащены кислородными масками, которые автоматически зависают над каждым пассажирским креслом в случае разгерметизации кабины, а пилоты тут же начинают снижать высоту полета.

Информация о приближающейся катастрофе, нервозность экипажа, вырывающийся из двигателей дым или огонь — все это может стать причиной паники. Во-первых — никогда нельзя терять головы. Желательно еще до старта познакомиться со всеми аварийными системами, которые есть в самолете. Стоит продумать собственный план эвакуации — сориентироваться, где находится аварийный выход, и прикинуть, что можно сделать в случае катастрофы.

Если возникнет угрозы аварийной посадки, нужно избавиться от острых предметов (карандаши, ручки и т.д.); хорошо бы иметь что-то мягкое (например, подушку), чтобы уберечь голову.

Декомпрессия (разреженный воздух в самолете). Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух и его нельзя задержать. Одновременно вероятны звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы).

Не дожидаясь команды или помощи экипажа, немедленно надевайте кислородную маску. О том, где она находится и как ею пользоваться, расскажет стюардесса в начале полета. Маску надо именно надеть, а не просто прижать к носу и рту — даже при поступившем кислороде можно потерять сознание и выронить маску. По той же причине не следует оказыівать кому-то помощь до того, как сами надели маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе, без кислорода окажетесь вы оба.

Декомпрессия — аварийная ситуация, которую экипаж немедленно начинает исправлять, снижая высоту полета. Ниже трех тысяч метров содержание кислорода уже можно считать нормальным. Поэтому при признаках декомпрессии сразу же после надевания маски пристегните ремни и подготовьтесь к резкому снижению или «твердой» посадке.

Пожар на борту самолета. Большинство пассажиров считают, что во время пожара за бортов у них будет около пяти минут после приземления, чтобы покинуть самолет. Однако опыт показывает, что лучше рассчитывать на одну-две минуты. Пожарами сопровождается приблизительно 20% аварий самолетов; свыше 70% людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых.

Очень важно запомнить расположение выходов. При пожаре это необходимо еще и потому, что дым мешает не только дышать, но и видеть указатели. А самое главное при пожаре — немедленно после остановки самолета направиться к ближайшему выходу. При этом:

  • защитите свою кожу — на вас должны быть пальто, шапка, плед;
  • не дышите дымом, защищайтесь одеждой, пригнитесь или даже пробирайтесь к выходу на четвереньках — внизу дыма должно быть меньше; помните — дым, а не огонь — первая опасность;
  • снимите капроновые колготки и чулки, при расплавлении они могут стать причиной тяжелых ожогов;
  • не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается, помните, что если другие выходы; если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки;
  • перед взлетом пересчитайте и запомните число рядом кресел перед и позади вас на пути к аварийному выходу, тогда вы сможете к нему добраться даже на ощупь в непроглядном дыму;
  • не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни;
  • не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;
  • будьте решительны и дисциплинированны, боритесь с паникой на борту любыми средствами, окажите максимальную помощь стюардессе;
  • не становитесь сами причиной пожара: на борту самолета надо обращаться с огнем так же, как и в бензовозе.
  • Посадка на воду

    Пассажир, у которого есть все шансы на спасение при посадке на воду, должен иметь некоторое представление о том, в каком положении самолет обладает плавучестью, еще до того, как он сядет на воду. Некоторые самолеты плавают в горизонтальном положении, другие — с погруженным хвостом, а некоторые — с погруженным в воду носом.

    Зная это, вы не броситесь в панике к аварийному выходу в хвостовой части самолета, если этот выход окажется под водой. Следует также заранее знать, какие средства спасения на воде (жилеты, плоты и др.) имеются на борту, где они находятся и как их применять. Перед тем, как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 минут. Однако, если фюзеляж поврежден, это время может оказаться значительно меньшим.

    После приводнения следует спустить на воду спасательные плоты, которые при сбрасывании надуваются автоматически. Если этого не произошло, то нужно сильным рывком дернуть за фал, который ведет к баллону системы газонаполнения. Время приведения плота в рабочее состояние занимает примерно одну минуту летом и три минуты зимой.

    Катастрофические ситуации на самолетах показывают два опасных типа поведения пассажиров — паника и апатия. Как ни странно, оцепенение встречается значительно чаще. Это надо помнить, чтобы предупреждать у себя такую реакцию и ни при каких обстоятельствах не прекращать борьбу за свое спасение.

    Как выжить в крушении самолета на земле. Эд Галеа, профессор из Австралии, переживший авиационную аварию, задумался о том, как можно повысить собственные шансы на выживание. Самое главное — никогда не забывать, что самолет может попасть в аварию. Естественно, речь не идет о падении самолета с большой высоты — выжить в машине, падающей с высоты в 10 тысяч метров, практически невозможно, однако, число инцидентов, происходящих уже на земле, значительно выше, и не стоит забывать, что в них тоже гибнут люди. При этом, по статистике, в период с 1983 по 2000 год в авиационных авариях в США выжили 95% пассажиров. Например, в 2005 году на борту лайнера Air France , загоревшегося во время посадки в аэропорту Торонто находились 309 человек, и все выжили. Это инцидент назвали «Чудо в Торонто».

    Эд Галеа в 1985 году был на борту самолета, который, как это случается, выехал за пределы полосы и загорелся. В этой аварии погибли 55 пассажиров, летевших вместе с ним. С тех пор он занимается правилами выживания на борту. За время своей работы он опросил более 2 тысяч выживших в 105 авиационных авариях. На основе их опыта он вывел ряд простых правил:

    • Путешествуя с семьей, следует держаться вместе

    Половина всех авиапассажиров путешествуют в группе — чаще всего с членами своей семьи. Естественно, что в экстремальной ситуации люди пытаются найти своих близких, чтобы спасаться вместе. Если в салоне семья разделена, то при аварии люди будут не спасаться, а искать друг друга. Если в салоне бушует пожар, то каждая лишняя минута в дыму многократно снижает шансы выжить.

    Поэтому семья, особенно с детьми, должна быть вместе и в то же время заранее быть готова к тому, чтобы разделиться. Если это семья из двух взрослых и двух детей, то Галеа советует действовать следующим образом: «Например, один взрослый будет отвечать за одного ребенка, а другой за другого. Таким образом, у вас получается уже две группы по два человека. При необходимости эти группы должны быть готовы эвакуироваться по отдельности».

    Еще один действенный совет: «Каждый ребенок должен знать, кто из родителей будет искать его, в экстренной ситуации». Конечно, объяснять ребенку перед полетом, как вести себя при аварии, крайне неприятно, однако это может спасти его жизнь.

    • Уметь расстегнуть ремень безопасности

    Это может показаться излишним, но перед полетом пассажир должен понять и отрепетировать расстегивание ремня безопасности. Поразительно, но в экстренной ситуации даже экипаж корабля не всегда может быстро освободиться от ремней. Не стоит забывать, что авиационные ремни расстегиваются не так, как автомобильные. Лишние секунды в салоне, проведенные в борьбе с ремнем, могут стоить жизни.

    • Садиться ближе к проходу и считать кресла до выхода

    На самом деле в самолете нет абсолютно безопасных мест. Места в хвосте лайнера могут оказаться смертельными, если пожар вспыхнул именно там, поэтому общих правил при выборе мест не существует. Однако есть ряд советов.

  • Во-первых, занимая свое место, следует посчитать и крепко запомнить количество рядов кресел, которое надо преодолеть до ближайших двух экстренных выходов. Эта информация поможет быстро найти выход в темноте. Причем запомнить местоположение следует как минимум двух выходов, так как ближайший может быть заблокирован или недоступен.
  • Во-вторых, шансы на выживание несколько повысятся, если пассажир будет сидеть ближе к проходу. Чем быстрее человек начинает двигаться и чем меньше препятствий у него на пути, тем выше его шансы на выживание.
  • При этом безопаснее всего было бы сидеть против хода самолета, однако на пассажирских самолетах это невозможно, хотя на военных транспортах это правило давно применяется. Проблема в том, что большинство людей предпочитает сидеть по ходу, к тому же переоборудование салонов лайнеров потребует огромных инвестиций и полной реконструкции салона.

    Однако это правило можно принять на вооружение применительно к железнодорожным путешествиям. Всегда лучше садиться против хода поезда и при этом желательно так, чтобы напротив не было людей или предметов, которые при резком торможении могли бы нанести человеку травму.

    • Взять дымозащитный капюшон

    «В дыму содержатся вредные и наркотические газы, ирританты. Достаточно вдохнуть определенную дозу, и вы умрете», — говорит Галеа. Поэтому в любое путешествие он берет с собой портативный дымозащитный капюшон. Однако не стоит забывать, что пользоваться им тоже надо уметь, и лежать он должен как можно ближе. Лишнее время, потраченное на поиски и попытки открыть и надеть его, может не спасти, а, наоборот, убить.

    • Группировка и подготовка

    Очень важно не пренебрегать той информацией, которую сообщают перед полетом бортпроводники. Тщательное изучение карточки, на которой сообщаются правила эвакуации, действительно может спасти жизнь.

    Группировка — положение, которое рекомендуется принимать в экстренной ситуации, — может показаться нелепой или глупой, но она призвана спасти пассажира от самого страшного при аварии на земле и пожаре — от потери сознания. При резком торможении или столкновении с наземным препятствием несгруппировавшийся человек скорее всего получит травму головы, которая с высокой долей вероятности приведет к потере сознания. В панике при пожаре человека без сознания спасать никто не будет, поэтому, если самому не позаботиться о себе, шансы на выживание будут минимальны.

    Национальный Совет по безопасности на транспорте США (National Transportation Safety Board) предлагает следующие рекомендации:

  • Выбирать рейсы без промежуточных посадок. Такие рейсы реже становятся жертвами угонщиков.
  • Выбирать большие самолеты. Статистика показывает, что в случае крушения у пассажиров больше шансов уцелеть.
  • Не перегружать ящики для багажа на головой. Если самолет попадет в зону турбулентности или потерпит крушение, тяжелые вещи могут проломить череп.
  • Не следует проносить в самолет любые опасные материалы.
  • Соблюдать осторожность. Ежегодно фиксируется огромное число случаев, когда пассажиры обжигаются чаем или кофе. Максимальное число травм пассажиры получают в туалете.
  • Не следует пить слишком много.
  • Нельзя расстегивать ремни безопасности во время полета. Эта мера предосторожности может оказаться полезной не только в том случае, если самолет начинает падать, но и когда он попадает в зону турбулентности.
  • Следует внимательно выслушать то, что говорят члены экипажа самолета о мерах безопасности, принятых на борту. Пять минут внимания могут сохранить жизнь.
  • Необходимо ознакомиться с письменными инструкциями, которые есть на каждом сидении. Уточнить, где находится ближайший аварийный выход. Если самолет получил пробоину, то в распоряжении пассажира будет не более 15 секунд, чтобы надеть кислородную маску. Если в самолете начался пожар, нужно стараться не глотать дым — дышать через тряпку. Если самолет приземлился — немедленно покинуть его.
  • Основное правило пользования сотовыми телефонами: когда двери самолета закрыты, пользоваться ими не рекомендуется.
  • Как не стать жертвой угонщиков

  • Следите за людьми вокруг вас. Обращайте внимание на других пассажиров, которые ведут себя неадекватно. Если кто-то вызывает у вас подозрение — сообщите об этом службе безопасности аэропорта или стюардессе.
  • Не доверяйте стереотипам. Угонщиком самолета может быть любой человек, вне зависимости от пола, возраста, национальности, стиля одежды и т.д.
  • Если Вы окажетесь в самолете, в котором действуют угонщики, не проявляйте излишней инициативы. Ваша главная задача — остаться живым и невредимым. Помните, что вы не сможете скрутить угонщика в одиночку. Это вдвойне опасно, потому что на борту могут оказаться его сообщники.
  • Знайте, куда можно позвонить в случае опасности. Полезно загнать в память телефона номер линии спецслужб. Может оказаться, что ваш телефон окажется единственным средством связи с внешним миром.
  • Старайтесь держаться других пассажиров. Если самолет захвачен, вы должны объединиться с другими пассажирами и членами экипажа. Не старайтесь повысить свой авторитет за счет заискивания с угонщиками.