История физической культуры древних инков. Производство золотых и серебряных изделий. Город Афины - столица Греции

История империи Инков

Империя инков - самое крупное из всех существовавших в древней Южной Америке государств, которое существовало с 11 по 16 века нашей эры. Его территория была весьма обширна - она занимала земли от современного колумбийского города Пасто до реки Мауле в Чили. В целом в ее состав входила вся территория современных государств Перу, Боливия и Эквадор, если не считать его восточных регионов, заросших непреодолимой сельвой. Также в ее состав входила часть современных Чили, Аргентины и Колумбии. Впервые европейцы попали сюда уже после разорения ацтекского Теночтитлана в Центральной Америке - сюда прибыл португалец Алежу Гарсия в 1525 году. Империя инков сумела продержаться под ударами конкистадоров, заинтересовавшихся новыми землями, вплоть до 1572 года, однако уже в 1533 году держава инков потеряла большую часть территории. Сегодня существует гипотеза, согласно которой древние инки сумели скрыться в ненайденном городе Пайтити вплоть до середины 18 века.

Согласно исследованиям археологов, инки не самостоятельно стали одним из самых развитых (относительно) народов в обеих Америках. Большую часть из своих достижений древние инки переняли у прежних народов, а также у тех народов, которые они подчинили. До того, как инки установили свой контроль над значительной частью Южной Америки, на этом континенте имели место и другие цивилизации. В частности, культура Моче, развившая ирригационные системы, Уари, на которую больше всего походила образовавшаяся держава инков, культура Чиму с уникальной архитектурой и многие другие.

Возле Андской горной цепи и на побережье, прилегающем к ней в период с первого тысячелетия до н.э. до первого тысячелетия н.э. появились сравнительно продвинутые цивилизации, экономической основой которых являлось земледелие. История государства инков началась в 12 веке н.э. на побережье озера Титикака заявил о себе народ, правителем которого стал Инка, давший название своим людям. Проживали на старом месте инки кратко, недолго. Верховный правитель принял решение переселить своих людей в город Куско, с чего и началась история инков и их экспансия на окрестные земли. Уже к 15-16 веке цивилизация инков распространилась на значительную часть территории нынешних государств Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина, и даже дотянулись до современной Колумбии.

Вождь Инка Манко Капаку, благодаря которому началась история государства инков, построил город Куско на высоте больше 3,4 тысячи метров над уровнем моря. Город раскинулся в глубокой долине меж двумя цепями горной гряды. При его правлении территория государства постепенно увеличивалась. Последующие вожди начали носить титул Инка как означающий царя. Инка Яуар Уакак организовал в империи нечто вроде регулярной армии, которая, впрочем, стала наибольшей силой во всей Южной Америке. Однако наибольшие завоевания пришлись на период правления Инки Пачакути, благодаря которому история инков перешла в период империи.

Однако в 15 веке инки, кратко говоря, не были дружны между собой. После правления одиннадцатого Инки - Уайна Капака осталось два сына, которые начали войну между собой, разделив империю на два противоборствующих лагеря. Война завершилась победой Атауальпы над Уаскаром, незадолго до прихода испанских конкистадоров.

Проводя свои завоевания, инки одинаково эффективно использовали как свою армию, так и политику - они склоняли к сотрудничеству элиту в тех местах, которые подвергались завоеванию. При этом перед нападением инки несколько раз посылали правителям тех или иных земель предложение о присоединении к империи. Цивилизация инков, распространяясь все дальше по континенту, вынуждала изучать их язык все покоренные народы. Также на захваченных территориях насаждались законы и обычаи. Впрочем, они не запрещали местные верования при условии, что покоренные народы будут поклоняться верховному инкскому божеству - Инти. Кроме того, активно поддерживались народные ремесла, каждый покоренный народ носил свои наряды. Это было сделано с тем, чтобы по одежде можно было определить статус и происхождение любого жителя империи инков.

Страна инков отличалась четким разделением общества на воинов и тех, кто ими не являлся. Руководить армиями инков могли только непосредственно представители царствующей верхушки империи, или же их ставленники, которые обязательно должны были относиться к этносу инков. Интересно, что страна инков не была полностью монархической - власть в ней принадлежала не только правителю Инке, но и губернатор столичного города Куско. Согласно сведениям историка Хуана де Бетансоса, он занимался хозяйственными делами в империи, и обеспечивал армии всем необходимым.

Раздел 2 - Храм Инков

В данной краткой статье будет идти повествование о древнейшем храме цивилизации Инков

Раздел 3 - Город инков

Хотя центр инкской империи находился в городе Куско, в массовой культуре получил широкое распространение иной город инков - Мачу-Пикчу

Культура инков

На рубеже XIV-XV вв. на тихоокеанском побережье и в северных районах южноамериканского континента стали появляться первые империи. Самой известной и значительной из них стало государство инков. Термином «инки» обозначался титул правителя нескольких племен в районе Анд, а также это название носили племена аймара, уальякан, кеуар и другие, которые жили в долине Куско и говорили на языке кечуа.

Согласно археологическим данным, на заре истории четыре племени, составившие позднее основу этой народности, пришли с восточного нагорья Анд в долину Куско. Они создали грандиозную империю, охватывающую территорию в 1 млн км, ее протяженность с севера на юг была более 5 тыс. км. Во время ее расцвета здесь проживало от 8 до 15 млн чел.

Государство инков, разделенное на четыре провинции вокруг города Куско и расположившееся в окрестностях озера Титикака, включало территорию современной Боливии, север Чили, часть нынешней Аргентины, северную часть современной республики Перу и нынешний Эквадор. В период своего наивысшего расцвета население государства инков составляло не менее 5-7 млн чел. Верховная власть в государстве целиком принадлежала Сапа Инке - так официально назывался император. Каждый Сапа Инка возводил собственный дворец, богато украшавшийся по его вкусу. Лучшие ремесленники-ювелиры изготавливали для него новый золотой трон, обильно украшенный драгоценными камнями, чаще всего изумрудами. Золото в империи инков играло исключительную роль. Оно широко использовалось в ювелирном искусстве, но не использовалось как средство платежа. Инки обходились без денег, поскольку одним из главных принципов жизни у них был принцип самообеспечения. Вся империя представляла собой огромное натуральное хозяйство.

Религия занимала важное место в жизни инков. У каждой группы населения, в каждой области государства были свои верования и культы. Наиболее распространенной формой религиозных представлений был тотемизм - поклонение тотему (животному, растению, камням, воде и т.д.), с которым верующие считали себя находящимися в родстве. Земли общин назывались именами обожествляемых животных. Другим религиозным культом инков был культ предков. Умершие предки, по представлениям инков, должны были всячески способствовать созреванию урожая, плодовитости животных и благополучию людей. Инки полагали, что духи предков живут в пещерах, поэтому инки воздвигали возле пещер каменные холмики, которые по своим очертаниям напоминали фигуры людей. С культом предков связан обычай мумификации трупов умерших. Мумии в нарядных одеждах, с украшениями, утварью, пищей хоронили в гробницах, которые высекали в скалах. Особенно пышно хоронили мумии правителей и жрецов.

Немного памятников древней культуры американского континента сохранилось до наших дней. Но из сохранившихся больше всего сведений об особенностях культуры различных индейских племен и народов дают нам архитектурные постройки. Данное утверждение в полной мере относится и к культуре инков. Инки возводили свои здания из различных пород камня: известняка, базальта, диорита и, конечно, из кирпича-сырца. Они делали легкие крыши из соломы и пучков тростника. Печей в домах не было, дым очага выходил прямо через соломенную кровлю. Храмы и дворцы строились особенно тщательно. Камни, из которых были сложены стены, настолько плотно подгонялись друг к другу, что при сооружении зданий не использовали никакие связующие вещества. Кроме того, инки возводили крепости, которые были окружены многочисленными сторожевыми башнями. Крепости строили на горных склонах, а самая известная из них поднималась прямо над городом Куско и представляла собой три ряда стен высотой 18 м с общей их длиной свыше 50 м.

В своих храмах инки поклонялись целому пантеону богов, имевших строгую субординацию. Самым высшим из богов считался Кон Тикси Виракоча. Это был творец мира и создатель всех остальных богов. В числе тех богов, кого Виракоча сотворил, был бог Инти (золотое Солнце) - легендарный предок правящей династии. Следующим по значению был бог Ильяпа - бог погоды, грома и молнии. К нему люди обращались с просьбами о дожде, ибо Ильяпа мог заставить течь на землю воды Небесной реки. Супругой Инти была богиня Луны - Мама Килья. Почиталась также Утренняя звезда (Венера) и множество других звезд и созвездий. В религиозных представлениях древних ацтеков особое положение занимали чрезвычайно древние культы матери-земли - Мама Пача, матери-моря - Мама Кочи.

На протяжении всего календарного года у инков было множество религиозно-обрядовых празднеств, связанных с земледельческим календарем и жизнедеятельностью правящего семейства. Все праздники происходили на главной площади Куско - Уакапата (Священная терраса). От нее расходились дороги, соединявшие столицу с четырьмя провинциями государства. Ко времени прихода испанцев на площади Уакапата возвышались три дворца. Два из них были превращены в святилища. Когда правитель-инка умирал, тело его бальзамировали, а мумию оставляли в его дворце. С этого времени дворец превращался в святилище, а новый правитель строил себе другой дворец.

Высшим достижением архитектуры инков принято считать ансамбль храмов, носивший название Кориканча (Золотой двор). Главным сооружением ансамбля был храм бога Солнца - Инти. В нем находилось золотое изображение бога, украшенное крупными изумрудами. Это изображение было поставлено в западной части храма с таким расчетом, чтобы его озаряли первые лучи восходящего солнца. Окна и двери также были усыпаны драгоценными камнями. Стены храма были сплошь обиты листовым золотом. Потолок святилища покрывала резьба по дереву, а пол устилали прошитые золотыми нитями ковры. К храму Солнца примыкало несколько часовен - в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них - в честь Мамы Кильи - Луны. Образ Луны в империи инков связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для койм - жены пра- вителя-инки. Ни одна женщина, кроме нее, не имела доступа в эту часовню. Здесь же находились и мумии умерших жен правителей. В отличие от храма Солнца, где все было из золота, в часовне Луны все убранство было изготовлено из серебра.

Однако своего наивысшего расцвета искусство инков достигло в различных ремеслах. Они довольно рано освоили горное дело и добывали медную и оловянную руду в шахтах, чтобы изготовить бронзу. Инки могли выплавлять металл, знали технику отливки, ковки, чеканки, спайки и клепки, а также делали изделия в технике перегородчатой эмали. Из бронзы они отливали топоры, серпы, ножи и другую хозяйственную утварь. Но художественное творчество ремесленников инков проявилось в ювелирном искусстве. Хронисты сообщали, что мастера инков могли сделать золотой початок кукурузы, в котором зерна были золотые, а окружающие початок волокна были выкованы из тончайших нитей серебра. Вершиной ювелирного искусства инков стало изображение бога Солнца в виде огромного золотого солнечного диска с искусно вычеканенным человеческим лицом. Это изображение украшало Храм Солнца в Куско.

Своего апогея золотое богатство инков достигло во время правления правителя Уайна Капака. Он облицевал золотом стены и крыши своих дворцов и храмов, весь царский дворец был наполнен золотыми скульптурами животных. Во время торжественных церемоний 50 тыс. воинов вооружались золотым оружием. Огромный золотой трон с накидкой из драгоценных перьев ставился перед дворцом-резиденцией. Однако все это было разграблено конкистадорами из экспедиции Писсаро. Все произведения ювелирного искусства были переплавлены в слитки и отправлены в Испанию. Но многое осталось в тайниках и до сих пор не обнаружено.

Как считают исследователи культуры инков, их империю погубила религия. Во-первых, религией был одобрен обряд, при котором преемника правитель выбирал среди своих сыновей. Это привело к междоусобной войне братьев Уаскара и Атауальпы, которая значительно ослабила страну перед вторжением испанских конкистадоров во главе с Франсиско Писарро. Во-вторых, среди инков существовало предание, что в будущем править страной будут новые, незнакомые люди, которые придут сюда, покорят империю и станут единственными ее владыками. Этим объясняется страх и нерешительность инков перед испанскими конкистадорами.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие архитектурные и скульптурные памятники оставила после себя цивилизация ольмеков?
  • 2. Какие периоды выделяют в истории майя?
  • 3. Какие скульптурные жанры использовали майя в архитектуре?
  • 4. Какой город был столицей ацтекского государства?
  • 5. В чем, по мнению ацтеков, заключалось основное предназначение поэзии?
  • 6. Какой памятник считается величайшим архитектурным достижением инков?

Литература

  • 1. Баглай В.Е. Ацтеки: история, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период). М., 1998.
  • 2. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.
  • 3. Кинжалов Р. Искусство древней Америки. М., 1962.
  • 4. Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. М., 1991.
  • 5. Ламберг-Карловски К. , Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.
  • 6. Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. М., 1985.
  • 7. Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1982.

Перед 15-м веком Андская область была населена различными племенами людей. Под военным лидерством Пачакути и его сына Топа Инки, которые правили между 1438 и 1493 годами, государство Инков расширилось в великую империю.

С географической точки зрения империя Инков не была очень привлекательным местом для жизни. Северо-западная граница - прибрежный район Тихого океана, который является самой сухой пустыней на земле. Отсутствие дождей началось там там за более чем 500 лет до Инков. Высокие Горы Анды начинаются к востоку от пустыни с крутыми склонами, которые делают для сельского хозяйства серьезные проблемы. Инки решили ту проблему, создав террасы и заполнив их плодородной землей, поднятой от горных долин. На восток от Анд раскинулись обширные и влажные джунгли бассейна реки Амазонки, населяемые жестокими племенами, которые инкам никогда не удавалось завоевать.

История

Народы кечуа населяли Анды еще в 1000 г. до н.э. Вплоть до 1200 г. н.э. племена жили разрозненно, но примерно в 1250 г. Инка Манко Капак с берегов Титикаки основал город Куско и начал развивать империю, покоряя народ за народом. Второй виток развития империи начался с правлением Инки Пачакути (Пачакутека), ознаменованной активным завоеванием все новых и новых земель. В период самого сильного расцвета империя занимала территорию с севера на юг от современной южной Колумбии до центрального Чили, а с востока на запад - от Тихого океана до глубоких джунглей.

Хронология правления Инков:

  1. Синчи Рока
  2. Льюке Юпанки
  3. Майта Капак
  4. Капак Юпанки
  5. Инка Рока
  6. Яуар Уакак
  7. Пачакутек Юпанки
  8. Тупак Юпанки
  9. Уайна Капак
  10. Уаскар
  11. Атауальпа

Империя Инков и их культура были разрушены испанцами в самом зверском завоевании, произошедшем на американском континенте. Последним оплотом инков были крепости в , Саксауайман в . Под лидерством Франциско Писарро испанцы украли более чем 280 000 килограмм золота, при чем произведения искусства были переплавлены в слитки. Испанцы ради покорения индейцев запретили все выражения родной религии и культуры. Но все же многим традициям удалось выжить в мифах и ремеслах Перу, Эквадора и Колумбии.

Современные говорящие на языке кечуа народы Анд - потомки инков. Они составляют почти 45 процентов населения Перу. Индейцы живут в сплоченных сообществах и занимаются традиционным сельским хозяйством. Большая часть сельскохозяйственных работ производится совместно. Даже при том, что католицизм - теперь официальная религия в этих местах, на практике очень заметна смесь Западной и родной Андской религии и культуры.

Религия инков

У Инков совершенно уникальные религиозные воззрения. Инки считают, что все сущее создал верховный бог Виракоча, в том числе главного бога для поклонения - бога Солнца Инти. От коготого, как считается, произошел род великих Инков, первым из которых был Манко Капак. Инки разделяли мир на три зоны: подземный мир, мир земной и высший мир богов, в котором обитали Виракоча, Инти, Мама Коча, Пача Камак, Мама Килья. Поскольку инкская империя включала в себя большое количество разных народов, их веры сильно переплелись, и поэтому четко определить мифологическую иерархию богов довольно сложно.

Пачакути решительно реорганизовал религию инков. Он утверждал, что был прямым потомком Инти, Бога Солнца, и это сделало его людей чрезвычайно послушными. Их ежедневнаяе работа стала почти религиозным долгом. Пачакути создал вокруг себя и Инти, бога солнца, настоящий культ. Каждый день император носил новую одежду, старая с предыдущего дня должна была быть сожжена, а ел он только из золотой посуды. Общество инков было теократическим, подразумевая, что политика и религия были полностью переплетены. Религия инков сочетала функции анимизма, фетишизма и вероисповедания богов природы, представляющих силы природы. Ритуалы инков включали тщательно продуманные формы предсказания и жертвоприношения людей и животных.

Общество, экономика и политика

Пачакути и его сыну Топе Инке удалось преобразовать весьма разрозненные области, населяемые более чем 100 различными племенами людей в политический союз, который мог накормить и одеть миллионы людей, выполнить очень серьезные планы строительства и снабдить многочисленную армию. Он изобрел новую схему правительства, социальную систему, правила экономики и религии. Он был одним из самых влиятельных единовластных правителей, который когда-либо существовал во всемирной истории. Он не зависел от совета старейшин, принимая все решения самостоятельно.

Император Инка Пакакути, в первую очередь, назначил себя святым императором. Он утверждал, что был прямым потомком бога создателя Пачакамак (также названный Виракоча). При его правлении Куско стал святым местом, посвященным Инти, богу солнца. Пакакути сломал старые глиняные постройки и восстановил весь город в камне. Он построил храм Кориканча, посвященный Инти, и, в то же время, себе. Его стены были покрыты огромным количеством золота.

Одной из проблем правительства было распределение еды и одежды. Зерно, картофель и хлопок, необходимый миллионам людей, были все произведены в различных областях империи. Инка решил это, развив форму практического социализма. Каждая деревня производила то, что позволяет ее экосистема, и давала излишки производства другим деревням в различных областях. В свою очередь, более бедные деревни, занимающиеся сельским хозяйством в неплодородных горных террасах, получали продукты, которые они не могли вырастить сами. Часть излишков откладывалась, чтобы накормить солдат или трудовые команды, которые строили храмы или дороги. Это называлось системой взаимности, и именно поэтому у инки не было рынков. Все поставляли и получили предметы первой необходимости через эту систему взаимности.

Инки не просто производили различные сельскохозяйственные культуры там, где они более урожайны. Инки еще и проводили исследования, какие культуры более выносливы и урожайны, используя специальные концентрические террасы, например такие как в Морае. На разной высоте была разная температура, что позволяло производить селекцию культур. Так что можно сказать, что у инков развивалась наука, а также и образование.

Культура инков

Каждому гражданину инки назначили очень четкую роль в жизни, связанную с их возрастом, полом и социальным положением. Например, дети, более чем пять лет возраста, несли задачу перевозки воды до областей, где взрослые выращивали зерновые культуры. И женщины, старше, чем пятьдесят, должны были ткать ткань для того, чтобы сделать одежду. Даже людям с ограниченными физическими и умственными возможностями давали ежедневные задачи, которые были подстроены к их возможностям. Например жевать кукурузу или зерно и сплевывать в большую миску. Все это перебраживало, и инки делали их собственное специальное пиво зерна под названием Чича, которое они пили по праздникам.

Все индивидуальные задачи были зарегистрированы чиновниками через систему, заменявшую письменность, названную Кипу. Это была сложная форма общения, использущая сплетенные веревки, окрашенные в определенной последовательности, и завязанные в различные узлы. Император Пакакути также создал религиозные праздники для своих людей. Шесть раз в месяц вся империя справляла праздники, устраивала парады, слушала проповеди.


Инки были невероятными строителями и архитекторами. Их ирригационные системы, дворцы, храмы и укрепления до сих пор встречаются всюду в Андах. У них была разветвленная система дорог, которая, главным образом, использовалась для правительства и военных целей. Курьеры носили сообщения в форме кипу по всей империи. К сожалению, этой дорожнаой сетью также воспользовались испанцы, что значительно облегчило их завоевание Империи Инков.

Текстиль

Искусство текстиля инков развивался в симметричных геометрических узорах, символизме. Приоритетными цветами были белый, красный, черный и желтый. Согласно установленным правилам, фасон инкских пончо строго соответствовал роду занятий и социальному статусу его владельца. Инки также производили прекрасные плащи из шерсти альпак и викуний, которые так распространены в Андах.

Керамика

Керамика Инков создавалась на основе искусства завоеванных народов, таких как Чиму или . Преимужественные цвета раскраски были черный, белый, желтый, оранжевый и красный. Как правило, на отполированных пооверхностях изображались геометрические декоративные элементы. Керамика инков отличалась большим разнообразием различной посуды. Часто раскрашивались обе стороны изделия.

Золото

Инки, по словам испанских конкистадоров, добывали очень много золота. Большинство золота уходило на украшение храмов и других религиозных целей. Когда инки выкупали Атауальпу, Франциско Писарро велел заполнить зоротом до верху хелую комнату. В итоге инки принесли около 6 тонн золотых изделий. На тот момент это было крупнейшей добычей за всю историю человечества. Тем не менее Атауальпа был казнен. После чего, как считается, инки спрятали свое оставшееся золото, намного превосходившее по объему все украденное испанцами, где-то в джунглях. До сих пор экспедиции со всего мира пытаются найти золото инков, но пока безрезультатно.

К счастью, не все золото инков было переплавлено испанцами в слитки. Многие произведения искусства до сих пор можно лицезреть во многочисленных музеях Перу, Южной Америки и всего мира. В золотых изделиях инки изображали своих богов, животных, и просто красивые орнаменты.

История цивилизации инков начинается с 1200 г. до н. э. Самая выдающаяся культура на этом этапе - Чавин. Следующие культуры были Паракас, Мочика, Ика-Наска вплоть до 1200 г., когда появляется культура «золотой империи». Именно этот период развития культуры инков с 1200г. по 1572 г. рассматривается в дипломной работе .

XIV-XVI веках на западном побережье Южной Америки распространилась власть могущественной “золотой империи”. Благодаря руководству талантливых архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000 км . Инки считали, что они завоевали почти весь мир, а те земли, что еще оставались за пределами их государства, не представляли, по их мнению, никакой ценности. Однако в другой части света никто даже и не знал о существовании их государства.

Кто же такие инки? Каково их происхождение? О происхождении этого народа рассказывают легенды. Бог Солнца Инти с печалью наблюдал жизнь людей на земле: ведь они жили хуже диких зверей, в нищете и невежестве. Однажды сжалившись над ними, Инти послал к людям своих детей: сына Манко Капака и дочь Мама Окльо. Дав им посох из чистого золота, божественный отец велел обосноваться там, где посох без труда войдет в землю. Произошло это неподалеку от селения Пакари-Тамбо, лежащего у подножия холма Уанакаури. Во исполнение божественной воли Солнца его дети остались и основали город, который назвали Куско. Людям, обитавшим там, они дали религию и законы, мужчин научили возделывать землю, добывать редкие металлы и обрабатывать их, а женщин - ткать и вести домашнее хозяйство. Создав государство, Манко Капак стал его первым Инкой - властелином, а Мама Окльо - его супругой.

Суровые природные условия (кислородная недостаточность, низкое атмосферное давление, малая плодородность земель) и быстрый рост населения обусловили необходимость борьбы за выживание и расширение занимаемой территории. При этом инки переселяли коренных жителей завоеванных территорий во внутренние области государства, а их земли заселялись выходцами из центральных районов империи; в качестве государственного языка вводился язык кечуа. Когда началось восхождение культуры инков, все предшествующие выдающиеся цивилизации Южной Америки сошли с арены истории или стремительно приближались к закату. В период своего расцвета на ее территории проживало 15-16 млн. человек.

Инки были великим государством доколумбовой Америки, или, как называли свою страну сами инки, Тауантинсуйу или «Земля четырех частей». Последнее название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйю, Кольясуйю, Антисуйю и Чинчасуйю со столицей в городе Куско. Индейское племя языковой семьи кечуа. Потомки народа, поселившегося в долине Куско, расположенной на высоте более 11 000 футов над уровнем моря, инки начали развивать свою культуру только после 1200 г. н. э. Хотя столица Куско постоянно росла, их власть оставалась довольно ограниченной. Тогда в 1438 году Пачакути Инка Юпанки захватил престол. Называя себя «Сотрясающим землю», он со своими войсками совершил поход по всем Андам, завоевывая одни государства, ведя переговоры с другими, стараясь объединить несколько соседних стран в единую могущественную империю. Пачакути перестроил Куско, превратив столицу в город с прекрасными каменными дворцами и храмами. Его провинциями управляло многочисленное дисциплинированное, отлично функционировавшее чиновничество, стоявшее на защите интересов государства. Его преемник, сын Топа Инка, который пришел к власти в 1471 году, нанес такой сокрушительный удар по чиму, что обеспечил себе полный контроль над всем этим обширным регионом, простиравшимся от Эквадора до самого сердца Чили . Укрепив свою власть, инки добились небывалого взлета культуры. По разветвленной дорожной сети маршировали армии, и осуществлялась торговля .

Из тумана легенд и мифов инки выступают около 1438 г., когда они победили соседний народ чаика. Организатор этой победы, сын правителя Куско - Виракочи Инка - принял верховную власть, а вместе с ней имя Пачакути. Историчность его личности сомнений не вызывает. Дальнейшая экспансия инков развертывалась преимущественно в южном и юго-восточном направлениях. В середине XV века инки вмешались в борьбу между вождями аймара и в результате сравнительно легко подчинили себе район вокруг озера Титикака. Здесь инки завладели колоссальными стадами лам и альпак. Пачакути объявил животных царской собственностью. Отныне армии Куско не испытывали нужды в транспортных средствах, одежде и продовольствии.

Совместно со своим наследником Тупак Юпанки Пачакути организовал большой северный поход, в ходе которого инкское государство окончательно утвердило свой статус империи, стремящейся к объединению всей древнеперуанской ойкумены. Инкская экспансия на плоскогорье близ Титикаки вплотную приблизила их к конфронтации с царством Чимор. Правитель последнего - Минчансаман - тоже стал расширять свои владения. Однако как горцы, так и обитатели низменности старались оттянуть открытое столкновение. Те и другие испытывали трудности, когда попадали в непривычную ландшафтно-климатическую зону. Тупак Юпанки повел армию в горный Эквадор, где пришлось вести изнурительную борьбу с местными племенами. Инки пробовали делать вылазки на приморскую равнину Эквадора, но жаркая болотистая земля оказалась малопривлекательной для людей, привыкших к горному воздуху. К тому же ее многочисленное население активно сопротивлялось. В конце 60-х - начале 70-х годов XV века было принято решение о нападении на Чимор. Победа осталась за инками, хотя заключенный царством Чимор мир был относительно почетным для последнего. Лишь после разразившегося вскоре восстания прибрежное государство было окончательно разгромлено. Чимор лишилось всех владений за пределами Моче, да и в самой этой долине обосновались инкские военные посты .

После смерти Пачакути Тупак Юпанки отправился в новый поход. Без особого труда им были подчинены мелкие государства и племена центрального и южного побережья Перу. С упорным сопротивлением инки встретились лишь в небольшой долине Каньете, южнее Лимы. Еще легче, чем захват южного побережья Перу, прошло покорение тысячекилометровых пространств к югу от Титикаки. Небольшие группы скотоводов, земледельцев и рыбаков в местных оазисах не были в состоянии оказать его армии заметного сопротивления. После южного похода Тупака Юпанки империя достигла своих естественных границ. Были объединены под одной властью народы, жившие на плоскогорье в горных долинах и в оазисах Тихоокеанского побережья. Инкские правители пытались раздвинуть рубежи своего государства также и на восток. Преемник Тупака Юпанки Уайна Капак одержал победу над племенами чачапоя в Восточных Кордильерах. Однако дальше к востоку - в Амазонию - инки продвинуться не смогли. Восточная граница была единственной, которая нуждалась в постоянной защите. Здесь инки возвели серию крепостей, а на территории современной Боливии эти крепости даже были соединены тянущейся по гребням гор каменной стеной протяженностью почти 200 км.

При Уайне Капаке (1493-1525 гг.) империя инков достигла апогея развития. После его смерти вспыхнула междоусобная война двух претендентов на инкский престол - Атауальпы и Уаскара, закончившаяся победой Атауальпы. Этой борьбой воспользовался Писсаро, заманивший Атауальпу в ловушку. Взяв с Атауальпы огромный выкуп золотом, испанцы затем казнили его и возвели на трон младшего брата Уаскара Манко Капака. Последний вскоре поднял восстание, но не смог отвоевать Куско и увел своих сторонников на северо-запад от столицы, где в труднодоступном горном районе создал так называемое Новоинкское царство. Последний его правитель был казнен испанцами в 1572 году .

В 1524 году Франциско Писсаро вместе с Диего де Альмагро и священником Эрнандо де Люке организовывает экспедицию по неоткрытым территориям Южной Америки. В 1527 году Писсаро попадает в город инков Тумбес. От местных жителей он узнает о большом количестве золота и серебра украшающие сады и храмы в глубинах их земель. Примерно в это же время умирает Уайна Капака (Сапа Инка). И среди его приближенных начинается борьба за власть. При помощи хитрости и силы трон захватывает один из сыновей Уайна Капака Атуальпа. В 1532 году Писсаро с Альмагро вернулись в Тумбес вместе с 160-тью хорошо вооруженными авантюристами. На месте когда-то цветущего города они застали лишь руины. Он сильно пострадал от эпидемии, а потом и от гражданской войны. В итоге Писсаро отправляется ко двору Атауальпы. Узнав о передвижении белых людей внутри его страны, Атауальпа приглашает их к себе в гости. Со слов посла он понял, что испанцы выглядят и настроены дружелюбно. Во время встречи с послом Писсаро сделал подарки монарху и много говорил о мире. Писсаро разместил своих людей на открытом пространстве, на главной площади города Кахамарк. Он отправил Эрнандо де Сото засвидетельствовать своё почтение Атауальпе, с тем, чтобы тот попытался соблазнить его своим предложением, встретиться лично. Атауальпа соглашается нанести визит Писсаро в Кахамарке. Писсаро же следуя примеру Кортеса, который завоевал могущественную империю ацтеков с помощью похищения императора, начал готовить свою засаду .

На рассвете Писсаро разместил своих людей в строениях вокруг площади. На закате к площади приблизился императорская процессия. Атауальпу несли 80 слуг на деревянных носилках, инкрустированных золотом и со всех сторон украшенных перьями попугаев. Они пришли без оружия. На площади они увидели лишь одного доминиканского монаха в сутане с крестом в одной и Библией в другой руке. По закону Испании, захватчики обязаны были предоставить возможность дикарям принять «истинную веру». Атуальпа в оскорбительных словах отказывается, и Писсаро, практически без потерь, захватывает правителя инков в плен. Поняв, что белых людей манит золото, он решил откупиться, предложив за свою свободу наполнить комнаты, в которых он находился, золотом, а так же дважды «набить серебром индейскую хижину». Вместо освобождения Атауальпа таким предложением подписал свой смертный приговор. Приказав, сорвать всё золото в Куско, и доставив его испанцам, он лишь разжёг их страсть к драгоценному металлу. Инки не воспринимали золото и серебро как что-то ценное. Для них это был просто красивый металл. Золото они называли «потом Солнца», а серебро «слезами Луны». Для них ценными были ткани, так как на их изготовление уходило много времени .

На заседании совета, возглавляемого самим Писсаро, было решено сжечь Атауальпу. Писсаро понимал, какие выгоды ему сулит местный правитель под испанским контролем. Он остановил выбор на сыне Уайны Капака - Манко Инке. Когда испанцы прибыли в Куско, их встречали как доброжелателей, восстановивших законную правящую ветвь инков, хотя все мумии до их появления были надёжно спрятаны. Но бесчинства, творимые испанцами, привели к тому, что Манко наотрез отказался от сотрудничества и предпринял попытку покинуть Куско. Испанцы вернули его в столицу, закованным в цепи. В итоге Манко снова, но уже удачно, сбегает. Как только он выбрался за пределы Куско, он призвал свой народ к мятежу. Дело кончилось осадой Куско, которая продолжалась почти целый год. Безнадёжность осады стала ясна, когда из Испании прибыло подкрепление. После провала осады Куско Манко увёл с собой в густые джунгли 20000 своих соотечественников. Там они за короткий срок возвели новый город Вилькабамба. Из этого города инки порой совершали набеги на завоевателей, нападая на сторожевые посты. В 1572 году испанцы решили покончить с этим последним оплотом, как свидетельством прежнего могущества туземцев . Добравшись до Вилькабамбы, они на месте города нашли лишь пустынные развалины. Защитники, перед тем как покинуть город, сожгли его. Испанцы продолжили погоню, проникая всё дальше и дальше в джунгли. В итоге ими был захвачен последний вождь инков Тупак Амару. Его привезли в Куско и отрубили голову на городской площади. Так пресеклась династия правителей инков.

В Испанию было вывезено огромное количества золота и серебра. Предметы искусства, как правило, переплавлялись перед вывозом. Самые прекрасные изделия доставлялись ко двору Карла V, затем они были выставлены для всеобщего обозрения в Севилье. Когда Карл начал испытывать нехватку в средствах для проведения военных кампаний, было велено переплавить эти выдающиеся произведения инкского искусства. Итогом пятидесятилетнего пребывания испанцев стало сокращение коренного населения - на три четвери. Многие умерли от болезней, завезённых из Старого Света, а многие от каторжного труда.

Таким образом, великая империя инков погибла от руки более хитрого и могущественного противника - испанцев. Культура народа, захватившего огромные территории, строившего великолепные сооружения, имевшего хорошо организованное войско, была уничтожена до основания. Осталось совсем немного археологических доказательств ее существования. В основном мы знаем о культуре инков из записей испанцев. Цивилизация инков развивалась быстрыми темпами. Буквально несколько десятилетий им хватило для того, чтобы достигнуть столь высокого уровня: четкий аппарат управления, организованная армия, города с могучими сооружениями. Инки так же, как и ацтеки, пришли на земли, где до них уже существовали древние цивилизации, и тоже имели не так много времени перед вторжением испанцев, чтобы сплотить вокруг себя только что побежденные народы. Сравнивая их с другими цивилизациями, сразу обнаруживаешь, что в жизни и религии инков было намного меньше мистики и философии, чем у ацтеков или майя. Зато у инков были большие организационные способности, направленные на создание одной из самых консолидированных теократических империй в истории человечества. Если ацтеки прославились своим богатым наследием в виде философских трактатов и знаний в области астрономии, то инки достигли непревзойденного уровня урбанизации, включая сложную транспортную систему, которая связывала их высокогорную столицу Куско со всем регионом Анд.

Инки (Inca) – племя из долины Куско, могучая цивилизация которого существовала в «доколумбовую» эпоху на южноамериканском континенте. Инки сумели создать могущественную империю, изменившую облик и покорившую множество народов.

Сами Инки свою империю называли Тауантинсуйу (Четыре стороны света), потому что из Куско в разных направлениях выходили 4 дороги.

Индейцы своего правителем называли Инка, что значит «повелитель», «король». Потом «Инками» стали называть всех представителей властвующего класса, а с вторжением завоевателей — и все индейское население империи Тауантинсуйу.

Создание Великой империи

Благодаря находкам археологов, очевидно, что цивилизация Инков возникла в 1200-1300 гг. В конце XI века из-за засухи, свирепствующей в Андах более 100 лет, соседние, более сильные племена утратили свою мощь в схватках за воду и пищу.

Окрыленные успехом, правители инков обратили взоры на изобильный край — просторное плато с . И Пачакутек-Инка-Юпанки, один из великих правителей Инков, в XV веке предпринял военный поход на юг.

Население приозерных государств составляло около 400 тысяч человек. Склоны гор пронизаны золотыми и серебряными жилами, на цветущих лугах паслись тучные стада лам и альпака. Ламы и альпака – это мясо, шерсть и кожа, то есть военные пайки и обмундирование.

Пачакутек покорял южных правителей одного за другим, раздвигая границы своих владений, ставших одной из крупнейших империй планеты. Численность подданных империи достигало около 10 миллионов человек.

Победы на военном поприще стали лишь первой стадией на пути к могуществу, после воинов к делу приступили чиновники, строители и ремесленники.

Мудрое правление

Если в какой-то провинции Инков вспыхивало восстание, правители предпринимали переселение людей: переселяли жителей отдаленных деревень в новые города, расположенные возле выстроенных дорог. Им приказывали строить вдоль дорог склады для регулярных войск, которые заполнялись подданными необходимым провиантом. Правители Инки были гениальными организаторами.

Цивилизация Инков достигла небывалого расцвета. Каменотесы возводили архитектурные шедевры, инженеры превращали разрозненные дороги в единую систему, связующую все части империи. Создавались ирригационные каналы, на склонах гор разбивались земледельческие террасы, там выращивали около 70 видов культур и закладывали в хранилища значительные запасы провизии. Наместники прекрасно овладели инвентаризацией: они были в курсе содержимого каждого хранилища огромной империи, ведя учет, используя кипу — аналог компьютерного кода инков – связки разноцветных нитей с особыми комбинациями из узелков.

Властителями Инки были довольно суровыми, но справедливыми: покоренным народам они позволяли сохранять свои традиции. Главной общественной единицей являлась семья. Каждая группа из 20 семей имела вожака, который подчинялся вышестоящему, возглавлявшему уже 50 семей, и так далее — до Правителя Инки.

Общественное устройство цивилизации

Империя Инков имела такое общественное устройство: здесь все работали, за исключением самых юных и глубоких стариков. У каждой семьи имелся свой обрабатываемый земельный надел. Люди ткали, шили себе одежду, башмаки или сандалии, мастерили посуду и украшения из золота и серебра.

У жителей империи личной свободы не было, правители решали за них все: чем питаться, какую носить одежду и где работать. Инки были замечательными земледельцами, они соорудили грандиозные акведуки для полива полей водой из горных рек, выращивая множество ценных культур.

Множество зданий, возведенных инками, стоят по сей день. Инки создали множество оригинальных мостов из ивовых прутьев и виноградных лоз, свитых в толстые канаты. Инки были прирожденными гончарами и ткачами:
они из хлопка ткали тончайшие ткани, такие, что испанцы считали их шелком. Еще Инки умели прясть шерсть, мастеря красивую и теплую шерстяную одежду.

Мумия — правитель Инков

В середине XV века на престол взошел Уайна Капак — новый правитель Инков. Тогда представлялось, что династия Инков — всемогущая. Люди даже могли изменять природу невероятными способами: при строительстве резиденции Уайны Капака, рабочие сравняли с землей холмы, осушили болота, а русло (исп. Rio Urubamba) сдвинули в южную часть долины, чтобы посадить хлопок, кукурузу, перец чили и арахис, а в центре «новой» территории из кирпича и камня возвести дворец — Киспигуанка.

Примерно в 1527 году от неизвестной болезни умер Уайна Капак. Приближенные, мумифицировав тело, перевезли его в Куско, а члены царской семьи навещали усопшего, прося совета и внимая ответам, изрекаемым сидящим рядом оракулом. Даже после смерти, Уайна Капак оставался хозяином поместья Киспигуанки: весь урожай с полей шел на то, чтобы содержать в роскоши мумию правителя, его жен, потомков и слуг.

Традиции наследования у Инков были таковыми, что и после смерти правителей все чертоги оставались в их собственности. Поэтому каждый Инка, только взойдя на престол, начинал строительство нового городского дворца и загородной резиденции. Археологами обнаружены руины до дюжины царских резиденций, возведенных, по меньшей мере, для шестерых властелинов.

Инки — Завоевание испанцами

В 1532 году на побережье нынешнего Перу высадился отряд из 200 иноземных завоевателей под предводительством . Они были в стальных доспехах и вооружены огнестрельным оружием. По пути продвижения к армии присоединялись недовольные господством Инков. Инки упорно противостояли завоевателям, но империя была ослаблена междоусобной войной и тем, что большое количество инков-воинов погибло от завезенных испанцами оспы и кори.