Нижегородская архитектура 16 19 века. Уникальная заброшенная архитектура нижегородской области. Нижегородское Законодательное Собрание

В начале XVII века большая часть городского населения жила уже за пределами кремля, в Верхнем и Нижнем посадах, которые защищали деревянные стены и земляные валы. Нижний Новгород, сыгравший важную роль при освобождении страны от иностранной интервенции в начале XVII столетия, был в то время одним из первых по значению городов Московского государства. Однако, несмотря на это, монументальных зданий в городе было очень мало.

В писцовой книге 1662 года в Нижнем Новгороде, кроме кремлевских стен и башен, было указано только два каменных строения: Спасский собор и церковь в Благовещенском монастыре. Другие возведенные в XIV веке постройки к XVII столетию превратились в развалины.

Новое монументальное строительство началось с восстановления Архангельского собора в кремле. Именно в это время был воздвигнут сохранившийся до наших дней соборный шатер.

Собор Михаила Архангела не случайно стал первой крупной постройкой после изгнания интервентов. И хотя выбор святого мог быть обусловлен династическими соображениями, постройка собора, посвященного покровителю воинства, прежде всего, отмечала победоносное завершение освободительной войны.

Работы по сооружению собора велись под руководством мастера Лаврения Вазоулина и его пасынка Антипы и были закончены в 1631 году. Шатер собора открыт внутрь. Троечастное деление кубического основания повторяется тремя кокошниками, завершающими каждую из граней восьмерки. Тяжелые и размельченные детали карнизов, глубокие ниши и широким профилированным обрамлением закомар и кокошников являются очень типичными деталями русского зодчества XVII века.

Успенская церковь

Среди памятников XVII столетия, на которых сказалось влияние деревянной архитектуры, особое место занимает Успенская церковь, сооруженная на горе над Почтовым (бывшим Успенским) съездом.

Каменное здание церкви было построено в 1672 году. По сохранившимся остаткам и старым фотографиям был отчасти восстановлен первоначальный вид этого сильно перестроенного сооружения.

Главная часть церкви состояла из четверика, стены которого заканчивались фронтонами в форме бочек. Около центральной главки были крестообразно размещены четыре меньшие, каждая из которых покоилась на кокошниках, врезанных вконеквосьмискатной кровли. Таким образом, в церкви повторялся тип перекрытия «крестовой бочкой, на четыре лица», тип, очень распространенный в деревянном зодчестве, особенно для завершения крылец.

Воспроизведение форм бочки в кирпиче известно в памятниках древнерусской архитектуры только в крыльцах и над входом. Единственным примером применения так называемой «бочки» в каменном здании является Успенская церковь в Нижнем Новгороде.

Благовещенский монастырь

Кроме отдельных, разбросанных в разных местах города произведений старой архитектуры, в Нижнем Новгороде сохранились два ансамбля XVII века – Благовещенский и Печёрский монастыри. Характерной чертой обоих монастырей является их расположение на склоне берега реки, благодаря чему сооружения выделяются белым объемным рисунком на фоне зеленых откосов и деревьев высокого берега. Вытянутые вдоль реки группы монастырских построек неразрывно связаны с окружающей их природой. Архитектурные формы органически сочетаются с величественной панорамой широкой, мощной реки.

Время основания Благовещенского монастыря уходит в глубокую древность. Первое известие о нем относится к 1229 году. Однако к настоящему времени ни одного здания старше XVII века не сохранилось.

Центральное место занимает пятиглавый собор, построенный в 1649 году. Окружающая его низкая, когда-то отрытая галерея сближает собор с верхневолжскими церквами. Покрытие по закомарам, форма глав и куполов носят архаичный для этого времени характер. Жилые помещения замыкают с запада монастырский двор. Часть их со встроенной изящной колокольней сохранилась от XVII века.

Наиболее интересное сооружением монастыря является двухшатровая Успенская церковь. Она замечательна своим силуэтом, нарядностью, изяществом мастерски выполненных кирпичных деталей.

Печёрский монастырь

Печёрский монастырь был основан в 1328 – 1330 годах монахом Киево-Печерского монастыря Дионисием, ставшего впоследствии одним из виднейших деятелей Нижегородского великого княжества. В XVI – XVII веках влияние монастыря распространялось далеко за пределы Нижегородского края.

В 1597 году произошел очень крупный оползень, который разрушил монастырь и находившиеся при нем шесть каменных церквей. Вызванные из Москвы мастера пришли к мнению, что восстановить строения на прежнем месте невозможно, и монастырь был перенесен на километр ближе к городу, на более устойчивую площадку, где постройки находятся до сих пор.

Возможно, что именно желанию повторить характер и формы сооружений, существовавших до катастрофы и освященных временем, архитектура монастырского комплекса и обязана своей простотой. Особенно это сказалось в колокольне (1632). Прямоугольный основной массив ее только под самым шатром переходит в восьмигранник. Такой же строгостью отличается Вознесенский собор, оконченный в том же 1632 году мастером Антипой Вазоулиным. Крытый арочный переход соединяет собор с Успенской церковью (1648), сомкнутый свод которой завершается небольшим декоративным шатром.

Перед западным входом в Вознесенский собор, над воротами старой монастырской ограды (существующие стены построены в 1765 году), находится шатровая церковь Евфимия (1642 – 1645). По сходству ее с архитектурой Архангельского собора в кремле можно предполагать, что автором постройки был также Вазоулин.

Архиерейские палаты построены по типу, обычному для жилых домов XVII века. В XVIII веке над центральной частью здания был надстроен второй этаж, окруженный галереей на каменных колоннах.

«Строгоновские» церкви

Церковь в Гордеевке. Строгоновы, фамилия которых дала название нескольким архитектурным памятникам конца XVII – начала XVIII века в Нижнем Новгороде и Сольвычегодске, разбогатели на добыче соли в Сольвычегодске и Пермском крае. В конце XVII века все владения строгоновского рода соединялись в руках Григория Дмитриевича Строгонова. Он был близок с Петром I, находившимся с ним в переписке и крестившим его сына.

Нижний Новгород еще с XVI века был средоточием соляной торговли, и Строгоновы, как и другие солепромышленники, имели в нем земли, дома, конторы и склады. До 1703 года Григорий Строганов жил в селе Гордеевка, вошедшем теперь в черту города, в своем пригородном имении. Здесь в 1694 – 1697 годах была построена церковь Смоленской Богоматери. Зодчий достиг в ней большой цельности архитектурного образа. Основной, завершенный пятиглавием объем значительно выше колокольни и пристроенного с севера придела (высота придела равна высоте нижнего ордера главного храма).

Все главы церкви и придела изготовлены двухъярусными, как это встречается и в московских церквах девяностых годов XVII века. Главы Гордеевской церкви отличаются органичностью, с которой верхний ярус вырастает из нижнего. Хорошо сохранилась старая шлемовидная форма куполов, покрытых чешуйчатой зеленой черепицей.

Стены заканчиваются ступенчатыми фронтонами сложного рисунка. Они выведены как декоративные стенки, возвышающиеся над кровлей. Форма фронтонов обусловлена только архитектурным замыслом фасадов и не связана ни со сводом, перекрывающим главный объем, ни с конституцией кровли.

Верх фронтонов оканчивается белокаменным завершением, украшенным плоским «накладным» орнаментом. Наряду с деталями из белого камня в постройке церкви широко применен и лекальный кирпич. Из кирпича выложены колонны, витые колонны на колокольне, архитравы и фризы обоих антаблементов и разнообразные профили, чаще выполнявшиеся из камня. Барочным характером отличается колокольня, особенно ее верхние ярусы.

Целиком от приемов деревянной резьбы идут сквозные прорези волют каменных коринфских капителей; дыры между отдельными листьями акант словно высверлены коловоротом. Мастера, строившие Гордеевскую церковь, обнаружили знакомство с ордерной системой, основанное на гравированных таблицах или на резных образцах из дерева. Обвитые виноградом коринфские колонны, примененные в Гордеевке и в еще большем количестве украшающие Рождественскую строгоновскую церковь, становятся в это время характерной чертой, отличающей работу русских мастеров.

Рождественская церковь

Начало сооружения Рождественской церкви относится к концу XVII века. Постройка была очень богатой. Сооружение и украшение храма, почти сплошь покрытого многодельной каменной резьбой, занимало много времени, поэтому во время пожара 1715 года церковь была еще недостроена. После пожара храм приводили в порядок четыре года. В 1719 году он был освящен.

Белокаменные детали почти вытеснили лекальный кирпич, который применялся в декорации Гордеевки. Стены Рождественской церкви насыщены разнообразными рельефами и украшениями. Витые виноградные лозы обвивают витые колонны в обрамлении окон и в ордере третьего яруса. Гранаты, груши, яблоки и другие плоды, окруженные цветами, выступают из орнамента.

Гирлянды цветов окаймляют оконные проемы. Многочисленные картуши, раковины и завитки создают переход от изобразительных к чисто архитектурным элементам. Весь облик этой церковной постройки насыщен мотивами радостного изобилия, резко отличающими его от суровой простоты храмов XVI века. Перекрытый сводом, с окнами в люнетах, верх Рождественской церкви напоминает своими наружными формами деревянное сооружение.

Строгоновская Рождественская церковь возвышается на склоне крутой горы. Первоначально существовала одна или две лестницы, ведущие с земли на открытую галерею паперти, позднее заложенной и соединенной в одно помещение с трапезной.

Снаружи церковь представляет собой двухъярусное здание с резко выраженной этажностью: одна половина надстроена третьим ярусом с еще на один ярус повышенным центром. Такая композиция придает боковому фасаду своеобразное плавное движение, отвечающее расположению здания вдоль берега реки. Весь фасад как бы собран из почти одинаковых прямоугольников, расположенных рядами по горизонтали или поставленных друг на друга. Ядром каждого элемента является богатое обрамление окна.

Вся композиция дает постепенное усложнение и размельчение форм по мере движения кверху. Узкие выступы раскрепованного фриза нижних ярусов поддерживают пьедесталы под верхними колоннами шириной во весь вынос карниза. В рисунке сочетается красота, а также трезвый учет суровых климатических условий и желание предохранить белокаменную отделку от дождя и тающего снега.

О том, каким было внутреннее убранство церкви, можно судить только по двум иконостасам: каменному, расположенному в трапезной и деревянному, находящемуся в холодном храме. Существующие лепные орнаменты и роспись выполнены во время ремонтов в XIX веке.

Исторические памятники XVIII века

Несмотря на указ 1714 года, запрещавший каменное строительство повсеместно, кроме Петербурга, в Нижнем Новгороде продолжалась постройка каменных церквей. Так, в 1700 – 1715 годах были построены 3 церкви, а с 1715 по 1725 год сооружено 6 церквей. Большинство из них просуществовало недолго, и было перестроено в конце XVIII или в XIX веке.

В Нижнем Новгороде церковная архитектура начала XVIII века была довольно разнообразной. Наряду со строгоновскими церквями возводились церкви пятиглавые или небольшие одноглавые с деталями, мало отличавшимися от стиля XVII века. Не менее излюбленным типом храмов этого времени были ярусные, к лучшим из них принадлежала Георгиевская церковь, построенная в 1702 году.

Церковь была украшена деталями из белого камня, основным элементом орнамента служили многочисленные раковины, сходные с каменными раковинами строгоновских церквей.

Ярусный тип церквей, потеряв первоначальную узорчатую декорацию, продержался в Нижнем Новгороде весь XVIII век и был вытеснен купольными ампирными постройками. Ярусными были, кроме Георгиевской, Духовская церковь (1703), Одигитриевская на Гряде (1715 – 1719) и все 7 церквей, построенных в период с 1725 года до начала XIX века.

Классицизм не нашел отражения в нижегородских церквях. Построенная в 1782 году Петропавловская церковь, а также Казанская кладбищенская (1794 – 1798), сохраняют в деталях черты барокко.

Исторические памятники XIX века. В 1817 году на левый берег Оки из города Макарьева была перенесена крупнейшая в России ярмарка. В 1825 году население Нижнего Новгорода составляло 16 тысяч. После переноса ярмарки началось быстрее экономическое развитие города, он начинает расти быстрее, и к 1841 году число жителей удваивается, достигая 32 тысяч человек. Обустройство ярмарочного городка на низком берегу Оки стало выдающимся градостроительным проектом: был вырыт искусственный канал и создана канализационная система.

В 1824 году утверждается новый проект планировки, дополняющий и исправляющий проект 1770 года. Из кремля окончательно выносится вся жилая постройка. Крупнейшее из городских зданий – присутственные места – превращается в казармы, а городская площадь – в плац-парад (1834 – 1835). Целостность ее архитектурно-планировочного замысла была нарушена еще ранее, в 1827 году, когда вместо второго корпуса была построена однокупольная Успенская церковь (1827). Кроме нее, в 1820-е годы было построено несколько других ампирных церквей, из которых наиболее удачной была колокольня Покровской церкви (1824).

В 1825 году в кремле был поставлен памятник Минину и Пожарскому (архитектор Мельников) в виде обелиска из розового гранита. В нижней части памятника находились позолоченные бронзовые доски с бюстами руководителей нижегородского ополчения и крылатыми богинями победы. В этот же период было построено здание Дворянского собрания (архитектор Коринфский) и лютеранская церковь (1828).

В первой половине XIX века в Нижнем Новгороде выстроены такие известные здания, как чайная «Столбы» (архитектор Кизеветтер), связанная с общественной деятельностью М. Горького. По проекту Кизеветтера были построены бывший дом Никлауса (1841), где в 1900 году жил В.И. Ленин, а также дом на Лыковой дамбе (1838), в котором жили родители Н.А. Добролюбова.

На окраинах современного города, бывших прежде пригородами и слободами, деревнями, еще сохранились дома украшенные резьбой и росписью. В архитектуру городских домов проникают резные детали, подчас покрывающие стены богатой резьбой.

Ярмарка. В конце XVI – XVII планировочная структура Нижнего Новгорода состояла в Нагорной части из Города (т.е. кремля), окружавших его Верхнего и Нижнего (под высоким берегом) посадов, разбросанных по соседским холмам слобод (в Заочье входила Канавинская слобода). Линия оборонительных стен кремля (1500 – 1512) с многочисленными башнями (первоначально их было 13; крупные квадратные башни с воротами чередуются с меньшими круглыми; реставрация – 1960-1970-г годы под руководством С.А. Агафонова), очерчивает территорию в форме неправильного треугольника; в кремле – кубический, завершенный 8-гранным шатром на низком восьмерике Михайло-Архангельский собор (сооружен в 1631 году, в честь победы Нижегородского ополчения 1612 года, архитекторы Л. Возоулин и Л. Константинов; с 1962 года в соборе находится прах Кузьмы Минина).

Над берегом Оки, между кремлем и Похвалинским оврагом, сохранились сооружения посада. Церкви: Жён мироносиц (1649, пятиглавая на высоком подклете, облик изменен переделками ХХ века, кровля 4-скатная, лишенная глав); Успения на Ильинской горе (1672), увенчана покрытыми черепицей 5 главами на высоких барабанах, с кокошниками у основания), а также прославленный памятник архитектуры Нижнего Новгорода – Рождественская церковь при усадьбе Строгановых в так называемом строгановском стиле, завершенная 5 главами с узорными крестами, с обширной 2-ярусной трапезной, на фасадах – богатый декор из кирпича в виде мотивов плодов, картушей, завитков (1719); в интерьере трапезной – белокаменная резьба, в интерьере церкви – иконостас с тонкой деревянной резьбой, иконами XVIII века, живописные панно; ныне музей).

Сохранились дома XVII – начала XVIII веков, преимущественно 2-этажные, из кирпича, с окнами, украшенными фигурными обрамлениями, кокошниками, с деревянными пристройками, крыльцами, высокими кровлями: Чатыгина (так называемый дом Петра I, который останавливался здесь в 1695 году, направляясь в Азовский поход), палаты Пушниковых, состоящие из двух соединенных зданий, построенных в разное время, дом Олисова. На левом берегу Оки находится пятиглавая, с богатым декором в строгановском стиле церковь Смоленской Богоматери при усадьбе в Строгановых в Гордеевке (1697).

Для Нагорной части города в 1770 году был разработан радиально-кольцевой план с системой улиц, расходящихся от трапециевидной площади у внешних ворот кремля. По переработанному плану в черту города на левом берегу Оки наряду с Канавинской слободой вошла и территория Нижегородской ярмарки.

По плану 1838 года устроены Верхневолжская набережная (с обоих ее концов – Георгиевский и Казанский съезды), на склоне – Александровский сад.

В конце XVIII – первой половины XIX веков здания здесь строились в стиле классицизма, во второй половине XIX – начале XX веков – в стиле эклектики, стилизаторства и в стиле модерн. В Нагорной части сохранились бывшие дом вице-губернатора (1788), дом аптекаря Г. Эвениуса (1799 – 1792, архитектор И. Немейер), здание семинарии (1823 – 1829), архитекторы И.И. Межецкий, А.Л. Леер), Дворянского собрания (1826, архитектор И.Е. Ефимов; в интерьере – небольшой колонный зал; дополнительный корпус построен в 1860 – 1870-е годы, Дворянского института (1840-е годы, архитектор А.А. Пахомов; на главном фасаде – фриз в виде растительного орнамента с изображением гербов городов Нижегородской губернии, ныне областная библиотека) с домом для проживания (1836, архитектор И.Е. Ефимов), дом З. Добролюбовой (1840– е годы, архитектор Г.И. Кизеветтер, ныне – Дом-музей Н.А. Добролюбова), дом губернатора в кремле (1841, архитектор П.Д. Готман), дом С. Никлауса (1841, архитектор Кизеветтер), Драматический театр (1896, архитектор В.А. Шретер); здание Городской думы (1902), архитектор В.П. Цейдлер; главный фасад с тремя небольшими окнами, завершен парапетом с нижегородским гербом и крутой шаровой кровлей), Государственный банк в неорусском стиле (1913, архитектор В.А. Покровский; состоит из нескольких объемов, перекрытых кровлями различной формы; в интерьере – росписи на стенах и сводах по эскизам И.Я. Билибина, люстры, фонари, железные решетки, майоликовые ограждения лестницы), церковь на Новом (ныне Старом) кладбище (1916, архитектор Покровский).

Внизу, по берегам Волги и Оки, охраняются как памятники архитектуры усадьбы Строгановых (с 1870-х годов – Голицыных; 1827, архитектор П.Иванов) и Голицыных (1821 – 1837), бывшие Блиновский пассаж в духе русской архитектуры XVII века (последняя треть XIX века), Волжско-Камский банк в стиле эклектики (1894 – 1898, архитектор В.П. Цейдлер), банк братьев Рукавишниковых в стиле модерн (1908 – 1912, архитектор Ф.О. Шехтель; над входом скульптуры, олицетворяющие промышленность и земледелие, скульптор С.Т. Коненков).

На Верхневолжской набережной находится бывший дом С.М. Рукавишникова в духе необарокко (1877, архитектор П.С. Бойцов; у входа – скульптура атлантов и кариатид, скульптор М.О. Микешин); дом Д. В. Сироткина в стиле неоклассицизма (1914 – 1916, архитекторы – братья Л.А. и В.А. Веснины музей).

На левом берегу Оки, на территории Нижегородской ярмарки, не утрачены центрический 5-купольный Спасский староярмарочный собор (1817 – 1822, архитектор О. Монферран), на Стрелке – Ярмарочный собор Александра Невского (1881, архитектор Р.Я. Килевейн, Л.В. Даль; с начала 1990 идут восстановительные работы), Главный дом Нижегородской ярмарки (1890; с начала 1990-х годов – центр возобновленной биржевой и ярмарочной деятельности.

Архитектура Нижегородской области уникальна и самобытна, в ней сохранились черты самых разных эпох русского зодчества. К сожалению, многие объекты сейчас разрушены и находятся в катастрофическом состоянии. Мы надеемся, что наша подборка привлечет внимание общественности к памятникам архитектуры, которые в самом ближайшем будущем могут быть утрачены.

В старые времена населенный пункт Большое Терюшево, расположенный в Дальне-Константиновском районе, представлял собой центр расселения тюреханской мордвы. В 1743 году в это районе началось знаменитое Терюшевское восстание – местные жители таким образом пытались протестовать против насильственного крещения. Но бунт был подавлен через два года. Именно с того времени здесь началось проведение богослужений и возведение православных церквей.

Трехпрестольная Вознесенская церковь была построена в 1819 году в стиле классицизма, для строительства использовали камень. Прихожанами Вознесенской церкви были жители не только Большого Терюшево, а и четырех близлежащих сел, в частности, в 1888 году зафиксировано 4616 прихожан, которые являлись потомками языческой мордвы. В первой половине двадцатого века церковь закрылась, так как было сильное давление на священнослужителей, больше храм прихожан не принимал в своих стенах.

На данный момент здание практически разрушено: сорван купол, в потолке дыры, осыпаются кирпичи, снаружи и внутри растут деревья. Совсем недавно поблизости старой церкви построили новую деревянную, внешний вид которой схож со старым храмом.

Заброшенная церковь Петра и Павла, построенная в 1785 году, располагается в селе Коврово, которое входит в состав Линдовского сельсовета. Здание из двух этажей с уже покосившейся колокольней и с практически обвалившейся крышей было построено из бревенчатых срубов, окрашенных в красно-кирпичный цвет. Строение в плачевном состоянии, которое ухудшается с каждым годом. В некоторых местах сохранились элементы церковной росписи и резные наличники, однако стены во многих местах покрыты дырами и грязью.

В исторических документах населенный пункт Досчатое (в тевремена Рудня) упоминается в 16 веке – тогда на территории нынешнего поселка было организовано производство чугуна. Досчатое до 1929 года входило в состав Меленковского уезда Владимирской губернии, сейчас входит в состав Выксунского района.

В 18-ом веке на территории населенного пункта по задумке знаменитого сталепромышленника Ивана Родионовича Баташёва был возведен из красного кирпича загородный дом в два этажа. Располагается он недалеко от Окской поймы – место, идеальное для охоты и рыбалки. Внешний вид строения напоминает округлый небольшой замок со скульптурными узорами и бельведером. В наши времена в здании располагалась поселковая больница до 2009 года, на данный момент дом пуст и требует срочной реконструкции.

В 1786 году на территории села Кирюшкино было две церкви, обе обветшали. С 1888 по 1897 год в селе был построен новый храм из кирпича в псевдорусском стиле, более приближенном к образцовым проектам. Постройка в два этажа, крышу которой завершает купол, связана с трехъярусной колокольней и двухпридельной трапезной. На кирпичной кладке фасада заметны декоративные детали.

Закрыли церковь в первой трети прошлого века, сейчас она также пустует. Во время работы церкви стены были оштукатурены – следы многочисленной побелки остались на фасаде до сих пор. Здание церкви сейчас находится в аварийном состоянии, разрушено шатровое перекрытие колокольни, кровельное покрытие повреждено. Внутри строения остались детали резного иконостаса и элементы церковной росписи. Вредят зданию также и березы, которые начали прорастать внутри, а в некоторых местах осыпались кирпичи.

На территории села Воронино в Городецком районе расположена недействующая ныне церковь Казанской иконы Божией Матери. Возведена церковь была в 1882 году. Как рассказывают местные жители, финансировал строение храма купец Маркич, строили его на месте сгоревшей церкви святого Макария – там купец нашел икону пресвятой Богородицы. Строение создано в русско-византийском стиле, для строительства использовался красный кирпич.

Закрыли церковь в начале прошлого века, на данный момент здание на реконструкции. С фасада частично осыпалась штукатурка, повреждены кирпичная кладка на наружных стенах и кровельное покрытие. Помимо этого, церковь утратила шатровое завершение купола. Внутри храма частично сохранились элементы декора из дерева и церковная роспись.

Село Симбилей располагается на территории Дальне-Константиновского района. Населенный пункт в 1791 году был куплен самым младшим из пяти братьев Орловых – Владимиром Григорьевичем. Немного позже вотчину передали дочери Орлова – Наталье Владимировне в качестве приданого, а после ее смерти владельцем села стали ее муж (Петр Львович Давыдов) и дети.

В Симбилей до наших дней сохранилось огромное количество свидетельств жизни здесь династии Орловых-Давыдовых, например, возведенный в первой половине девятнадцатого века усадебный дом, который стал частью огромного усадебного комплекса.

Внешний вид здания достаточно скромный: строение из двух этажей с минимальным количеством элементов декора. Главный вход был украшен четырьмя колоннами из дерева. Внутреннее убранство дома подвергались изменениям несколько раз, но в здании еще сохранились элементы первоначального интерьера, например, арочные своды дверных проемов и потолочная лепнина.

Усадьба до недавнего времени служила в качестве подсобного хозяйства для Государственной заводской конюшни, но сейчас полностью заброшена.

Церковь была возведена в середине девятнадцатого века, в те времена была усадебной церковью и частью усадьбы знаменитого дворянского рода Орловых-Демидовых. Для здешних мест стиль строения достаточно необычен, так как выдержан в романских, европейских правилах архитектуры. Внешний вид звонниц более напоминает устройство крепостных средневековых башен, также можно рассмотреть готический стиль в дверных и оконных проемах.

К сожалению, в наше время здание церкви в катастрофическом состоянии – разрушены пол и кровля, утрачено внутреннее убранство. В такое состояние церковь пришла после пожара, который произошел в 1970 году по вине сельских мальчишек. Но место это и до сих пор сохранило потрясающую ауру, которая переносит в далекие времена.

Возведение однопрестольной церкви датируется 1917 годом, располагается она в селе Кажлейка на территории Дальне-Константиновского района. Сразу после постройки входила в состав Троицкого прихода. В ходе репрессий в тридцатых годах прошлого века священника Иоанна Малиновского приговорили к расстрелу, а храм закрыли. Сейчас здание местами имеет поврежденную кирпичную кладку, сильно покосились купола.

Несколько лет назад силами волонтеров и местных жителей начались восстановительные работы, до этого момента церковь была под властью растительности и обломков.

Возведение церкви Рождества Пресвятой Богородицы на территории села Ступино в Городецком районе длилось с 1857 по 1867 год. В 1913 году строение немного модернизировали, в частности, надстроили боковые стены трапезной и пристроили боковые объемы колокольни.

Архитектурно здание церкви выдержано в русском стиле, напоминающем образцовые проекты Тона Константина Андреевича. Декоративное убранство более характерно для периода эклектики в сочетании с традиционным русским зодчеством и элементами барокко.

На данный момент храм полуразрушен и заброшен, постепенно зарастает деревьями и травой. Местами разрушилась крыша, осыпалась наружная кладка, полностью уничтожено внутреннее убранство. Здание имеет архитектурную ценность в качестве примера сельской приходской церкви девятнадцатого столетия,но нынешнее состояние храма свидетельствует о том, что в ближайшее время памятник архитектуры будет уничтожен полностью.

Церковь Вознесения Господня на территории села Семеть была возведена в 1804 году, имела шатровую колокольню и трехчастный алтарь. Закрыли храм в начале прошлого века. Сейчас здание в аварийном состоянии – разрушено кровельное покрытие, сорваны кресты, внутри растут деревья и трава, осыпалась штукатурка.

Населенный пункт Богомолов на территории нынешнего Городецкого района был основан в 1621 году, когда в период смуты здесь поселился мужчина Иван, прозванный по названию родного города – Кострома, организовавший свое хозяйство на необжитых территориях поблизости Волги.

До первой половины восемнадцатого века в селе был только дряхлый храм, но в 1733 году вместо него была построена церковь Святителя и Чудотворца Николая. В 1839 году храм перестраивали.

Здание представляет собой бревенчатый сруб, обшитый тесом, имитирует каменное строение в стиле классицизма. Сейчас здание церкви в аварийном состоянии: полностью уничтожены иконостасы и полы, повреждена обшивка фасада. Местами повреждено покрытие куполов, а запасной вход перекрыт обломками рухнувшей колокольни.

Здание церкви Живоначальной Троицы представляет собой уникальный памятник деревянного зодчества, который был возведен во второй половине девятнадцатого века. Сейчас церковь полуразрушена – обвалился купол колокольни, уничтожены полы, скрылось за разрушением внутреннее убранство. Но на стенах внутри здания можно разглядеть росписи и украшенные фресками конструкции. Помимо этого, частично сохранились деревянные украшения снаружи –расписной фриз на куполе и карнизе церкви.

Неподалеку от Троицкой церкви располагается еще одна деревянная летняя церковь, но в плане архитектуры она не так интересна.

Бурным и тревожным для России было начало 19 века. Народно – освободительная война с Наполеоновской армией, зарождавшиеся прогрессивные настроения в гуще народных масс и в среде дворянства, стремление России к возвеличиванию своего положения, развитие экономических и культурных связей со странами всего мира; - всё это давало динамическое движение к развитию архитектуры, строительству из более долговечных материалов.

Но, прежде чем говорить об архитектуре, несколько слов об экономике Нижегородской губернии. Господствующей формой промышленности в первой половине 19 века была мануфактура, но она постепенно переходит в фабрику.

Нижний Новгород – 19 век.

В стране начинается промышленный переворот. В 1827 году в губернии действует более 2000 промышленных заведений, в том числе 74 мануфактуры (металлургическая, канатно – прядильная, шляпно – валяльная, кожевенная и мн. др.). Самым значительным промышленным и торговым городом губернии оставался Нижний Новгород. В первой половине 19 века в городе получает дальнейшее развитие ремесло. Ремеслом занимается 3000 человек. Кузнечным делом занимаются жители Кунавинской слободы. Они изготавливают мелкие гвозди разных сортов, торгуют железом на ярмарке. Среди нижегородских умельцев было немало, чьи изделия на русских и заграничных выставках получали высокую оценку. Ученики И. П. Кулибина: – Ф. Волков, Ф. Весовщиков, И. Тихановский - демонстрировали башенные часы, часы с месячным заводом, токарный и сверлильный станки. Канатно – прядильное производство – традиционная отрасль нижегородских промышленников в начале 19 века, но к пятидесятым годам постепенно приходит в упадок. С развитием парового флота в Нижнем Новгороде и его окрестностях растут металлургические заводы. Купцы первой гильдии: Шепелев, Пятов, Рукавишников, выплавлявшие высоко качественную сталь; продавали её в Персию, в Бухару. В 1849 году на берегу Волги были построены мастерские, называвшиеся в то время «Фабрика буксирного и завозного пароходства», где ремонтировались и даже строились новые суда. Из этих мастерских и вырос прославленный Сормовский завод. Но самыми крупными предприятиями Нижегородской губернии продолжали оставаться Выксунские железоделательные и чугунолитейные заводы. Расширяется выпуск продукции заводов, Сормовский завод становится крупнейшим в России, здесь строятся буксиры, наливные баржи, морские шхуны, изготовляются машины, судовые котлы. В 1870 году на Сормовском заводе пустили первую в России мартеновскую печь, а в следующем году со стапелей спускают на воду первый двухпалубный пассажирский пароход.

Нижний Новгород становится городом «мукомольным» - в конце века в нём действуют мельницы, принадлежащие Башкировым, Бугрову и Дегтярёву. думы.



Важное место в экономике города занимала торговля. Общий экономический подъем в стране отразился на всех сторонах жизни Нижнего Новгорода.

План Нижнего Новгорода 19 века.

Разложение феодально – крепостнической системы в России 30 – 40 – х годов 19 века способствовало росту городов и их хозяйственной специализации. В это время изменились взгляды на город. Если раньше градостроители концентрировали внимание на его размерах и проблемах архитектурного стиля, то теперь город рассматривался с учетом комплекса общественных и природных факторов. Первый регулярный план Нижнего Новгорода был выполнен в традициях русского классицизма 18 века и высочайше утверждён в 1770 году. Однако для его претворения в жизнь не было в то время ни материальных средств, ни квалифицированных специалистов.

Впоследствии он неоднократно переделывался, приближаясь к реальным потребностям развития города. В 1779 – 1796 годах на строительство административных зданий и жилищ для сановников выделялись крупные ассигнования, позволившие провести реконструкцию и застройку центральной части города.

Ещё более крупным мероприятием было сооружение в 1820 –х годах под руководством А.А. Бетанкура огромного ярмарочного комплекса, реконструкция района Нижнего базара и развитие Канавина. Это потребовало создания и утверждения нового плана в 1824 году, включившего в городскую черту заречные территории. Город бурно развивался, но его внешний вид и благоустройство оставляли желать лучшего, почти все постройки были деревянные, отсутствовали удобные дороги, что было вызвано недостаточным учётом в планах сложного рельефа местности. Для осуществления мероприятий по реконструкции Н.Новгорода в 1836 году был создан Особый комитет, деятельность которого регламентировало «Положение об устройстве губернского города Нижнего Новгорода». В нём, в частности, говорилось, что «.. все вновь строящиеся здания должны быть возведены на каменных фундаментах, чтобы фасады на украшение наружных видов сих строений были сообразны общим Высочайше утвержденным планам… и чтобы были красивы, прочны и украшения их не многосложны …Строить каменные строения в течение пяти лет…».

Вдоль внешней стороны кремлёвских стен устраивалась зона отдыха горожан с прокладкой прогулочных троп, обсаженных деревьями и кустарниками. В северо – восточной части кремля предполагалось возвести обширный комплекс военно – губернаторского дома – дворца со службами и арсеналом. Около кремля был прокопан Зеленский съезд. Для прибывавших в город по Казанской столбовой дороге обозов создавались Казанский и Георгиевский съезды. Московско – Муромский древний тракт связывался с мостом через Похвалинский съезд, который был проложен по дну монастырского оврага. Благоустраивались главные улицы города. Были засыпаны пересекавшие их овраги, заключены в коллекторы речки и протоки и устроены над ними дамбы: Покровская, площадь А.М.Горького, Варварская, площадь Свободы.

Вдоль Оки и Волги были запроектированы набережные со спусками к пристаням, с замощением их булыжником. Преобразовывался Волжский откос. Он выравнивался, в его центральной части разбили общественный Александровский сад с живописной планировкой, ставшей в середине 19 века любимым местом отдыха нижегородцев, была образована Верхнее – Волжская набережная.

Быстрому росту города и его благоустройству способствовало развитие торговли. Инженер А.И. Дельвиг в 1847 году, благодаря изысканиям, выявил наиболее мощные токи подземных вод, собрал их в огромный бетонированный бассейн и при помощи паровых машин поднял на площадь перед кремлём – осенью забил первый в городе фонтан, затем на площади Маркина, перед плашкоутным мостом, и на ярмарке. Была открыта страничка в истории города – водоснабжение.

В период 1841 – 1855 год население города – 30 790 человек. Из 2 343 жилых домов – 254 (более – 10 %) были уже каменными, в городе насчитывалось 8 крупных и несколько мелких площадей, 128 улиц, 41 из них была замощена булыжником. Их освещали около 400 керосиновых фонарей.

Развитие капиталистических отношений привело к дальнейшим социальным преобразованиям, отразившимся на городском строительстве. Сооружаются крупные здания промышленных предприятий, банков, гостиниц, клубов. Технический прогресс требовал развития образования, а следовательно, и сооружения специальных учебных заведений. В 1885 году в городе появляется телефонная связь.

Вдовий дом (пл. Лядова).

Несмотря на бурное развитие Нижнего Новгорода, проблема сообщения между нагорной и заречной частями города была решена только в 1934 году - построен мост через Оку.

Плашкоутный мост через Оку.


Здание городской думы. Государственный банк на ул. Покровкой.



Архитектура административного центра Приволжского федерального округа, расположенного на месте слияния рек Оки и Волги, представлена главным образом шедеврами русского зодчества. Нижний Новгород знаменит своими многочисленными соборами, однако сегодня в городе строятся и современные комплексы. И в нашем материале - первая часть обзора о 25 примерах потрясающей архитектуры Нижнего Новгорода .





Один из древнейших храмов Нижнего Новгорода, церковь преподобного Сергия Радонежского, было возведена в 1869 году по проекту архитектора Р.Я. Килевейна. Зодчий спроектировал и пристроил по сторонам основания колокольни овальные в плане пониженные помещения, тем самым увеличив площадь для проведения служб. За всю историю своего существования церковь столкнулась с большим количеством трудностей, пожалуй, главной из которых был советский атеизм. Именно ввиду советского "неверия в Бога" при коммунистической власти в храме располагался Союз художников. Новый виток истории церкви начался в 2006 году, когда была полностью оборудована колокольня, на ней были установлены 12 колоколов, самый большой из которых весит 4 тонны.

2. Нижегородское Законодательное Собрание





Нижегородское Законодательное Собрание расположено в стенах здания бывших Присутственных Мест, которое было построено в 1782-1785 гг. на территории нижегородского Кремля. В этом трехэтажном сооружении желтого цвета с рядом полуколонн на фасаде трудятся нижегородские чиновники. О государственной принадлежности этого объекта говорят национальные герб и флаг, расположенные в верхней части главного фасада.





Здание Храма Всемилостивого Спаса было построено в 1903 году в память о чудесном спасении семьи императора Александра III при крушении поезда на Курско-Харьковской Железной дороге в 1888 г. Здание храма вместимостью 1700 человек было выполнено по проекту Санкт-петербургского академика архитектуры А. М. Кочетовым. Как и в случае с большинством церквей России, самое трудное время для Храма Всемилостивого Спаса пришлось на период правления новой, советской власти, отрицавшей любую религию, кроме коммунизма. Так, первая попытка ликвидации церкви была предпринята в 1930 году, однако храм был закрыт лишь спустя 7 лет, в 1937 году. Сегодня в это трудно поверить, но в те годы помещения храма использовались под склад швейного предприятия «Весна». Лишь в 1992 году этот потрясающий храм был возвращен верующим.





Нижегородская ярмарка считается самой крупной в России. Она располагается в роскошном здании в стиле барокко, построенном в 1824 году по проекту зодчего А. Бетанкура. Понимая важность постройки нового экономического центра страны, император Александр I отложил перестройку Зимнего дворца, направив все выделенные для этого деньги, 6 млн. рублей, на постройку ярмарки. Отправной точкой для создания архитектурного ансамбля послужил план, разработанный ещё в 1804 году зодчим А. Захаровым (автором здания Адмиралтейства). Ярмарка, раскинувшаяся на площади в 8 кв. метров на левом берегу реки Оки, сегодня является крупнейшим выставочным комплексом, в распоряжении которого находятся 6 выставочных павильонов и 5 конференц-залов.





Один из главных символов города, Чкаловская лестница, соединяет Площадь Минина и Пожарского и набережную Волги. Лестница, построенная по проекту зодчих Яковлева, Руднева и Мунца в 1949 году, начинается от смотровой площадки у памятника Чкалову (отсюда и её название). Лестница состоит из 560 ступенек и построена в виде цифры 8. В местах пересечений боковых спусков расположены смотровые площадки, откуда открываются завораживающие виды Волги. Лестница также ведёт к памятнику - катеру «Герой», который находится у самой Волги.





Невероятное здание Центра Международной Торговли, выполненное из стекла, считается, пожалуй, главным символом современной архитектуры Нижнего Новгорода. Это 10-этажное здание представляет собой классический пример многофункционального комплекса XXI в - в первых этажах расположена общественная зона с кафе, ресторанами, магазинами, конференц-залом, комнатами переговоров и другими объектами обслуживания, а верхние этажи сдаются под офисы.





Здание нижегородского цирка было возведено на берегу Оки в 1964 году. В 1984 году была проведена реконструкция здания, которая из-за недостатка финансирования была заморожена на несколько десятилетий. Активные работы по реконструкции были возобновлены лишь в 2005 году, а 1 сентября 2007 года произошло повторное открытие цирка. Вместимость зрительного зала была увеличена до 2000 мест, а общая площадь цирка расширена до 30 000 кв.м. В структуру нижегородского цирка входят 2 больших манежа и собственная автономная котельная. Согласно некоторым источникам, здание нижегородского цирка вскоре может стать объектом культурного наследия ЮНЕСКО.

8. Музей усадьба Рукавишниковых





Нижегородский музей был основан в 1895 году и первоначально помещался в доме Петра I. Лишь в 1924 году музей переехал в усадьбу Рукавишниковых, самое роскошное здание на Верхне-Волжской набережной. Здание представляет собой двухэтажный дворец 1870-х гг, построенный стале-промышленным магнатом Сергеем Рукавишниковым. Недавно усадьба была полностью отреставрирована - как снаружи, так и внутри дом-музей отличается многочисленной лепниной, пышными интерьерами и росписью стен. В сегодняшней экспозиции музея находится более 320 тысяч предметов самой разной тематики: природа, этнография, археология, история, нумизматика и др.





Главное сооружение Нижегородского кремля, Дмитриевская башня, выходящая на площадь Минина и Пожарского, является неофициальным символом Нижнего Новгорода. Согласно Лаврентьевской летописи, главную башню нижегородского Кремля воздвиг в 1372 году великий князь Дмитрий Константинович, задумавший перестроить деревянную крепость в камне. К сожалению, сегодня Дмитриевская башня, как и весь нижегородский кремль, находится в неудовлетворительном состоянии. Реставрация башни не производилась уже более шестидесяти лет. Наружная кирпичная кладка со временем разрушается и осыпается, а оказавшийся под землёй нижний ярус подтопляют грунтовые воды. Дмитриевской башне требуется не просто ремонт, а полная её реконструкция с возвращением первоначального облика.





Здание Нижегородского государственного академического театра кукол, расположенное на улице Большая Покровская, было построено в 1912 году по проекту знаменитого русского архитектора Ф. О. Шехтеля. Здание театра, существующего с 1929 года, носит звание архитектурного памятника XX в. Нижегородский театр кукол и по сей день пользуется огромной популярностью как у детей, так и у их родителей. В «копилке» театра больше 300 спектаклей, а в афише - около 30 постановок для детей и несколько для взрослых.





Дом быта «Спектрум» был построен в Нижнем Новгороде в 2013 году и благодаря своей необычной архитектуре стал одним из символов нового города. В первую очередь, в этом здании поражает его яркий фасад с разноцветными витражными пленками, благодаря которым оно видно издалека несмотря на небольшую высоту. Ввиду того, что "Спектрум" открылся относительно недавно, о нем мало, что известно, но уже сегодня ясно, что это здание способно изменить представление об архитектуре Нижнего Новгорода.





Нижегородский драматический театр расположен в одном из красивейших зданий на центральной улице города, построенном по проекту академика В. А. Шретера в 1896 году. Театр открылся парадным спектаклем - оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя», в которой принимал участие молодой и тогда еще мало кому известный Ф. И. Шаляпин. Вместимость главного зрительного зала составляет 705 мест. Cценическая площадка оборудована самой современной звуко- и светотехникой.





Дворец труда, одно из самых красивых зданий Нижнего Новгорода, был построен в 1904 году по проекту петербургского архитектора В. П. Цейдлера. Строительство здания частично финансировал нижегородский купец и филантроп Николай Бугров, который предварительно выкупил старый театр, стоявший на этом месте. Немного позднее здание было отдано Городской Думе, но с рядом условий: никогда не располагать в нем театр, а доходы от дома раздавать городским беднякам. Название «Дворец Труда» здание Бугровых получило позднее, когда в 1919 году в нем разместились профсоюзные органы. Сегодня в доме Бугровых располагается Областной суд, а в его вестибюле ведут торговлю.





Здание Нижегородского филиала «Саров Бизнес Банка», расположенное на улице Малая Покровская, входит в число лучших зданий России XX в и является своего рода визитной карточкой города. Здание банка с крайне необычным и запоминающимся фасадом с округлыми формами и входом в виде замочной скважины
в народе получило шутливое прозвище "Сундучок с замочком". Также удивительны и расписные украшения в духе русских народных узоров на фасаде здания. Наилучшим доказательством красоты и значимости этого сооружения служит тот факт, что его авторы, архитекторы Е.Пестов и А.Харитонов, были удостоены Государственной премии Российской Федерации за разработку и реализацию своего потрясающего проекта.

Нижний Новгород является не только историческим городом России, но и одним из ее современных технологических и инновационных центров, доказательством чему послужит yfif статья . О том, как обстоят дела с архитектурой в соседней Казани, можно узнать из недавнего материала .

  • Нижегородский кремль (начало XVI века)
    Один из старейших памятников архитектуры, исторический центр, место, с которого началась история Нижнего Новгорода. В систему Кремля входит тринадцать башен – пять квадратных, имевших ворота, и восемь круглых. Высота башен от 18 до 30 метров. Башни связаны мощными (до 5-ти метров шириной) стенами с зубцами от 12 до 22 метров высотою.
  • Михайло-архангельский собор (1631 Г.)
    Один из уникальных памятников шатрового зодчества начала XVII века – сердце древнерусского города. Собор сооружен в ознаменование победы народного ополчения под предводительством К.Минина и Д.Пожарского. В 1962 году после проведения реставрации в собор был перенесен прах великого патриота Козьмы Минина.
  • Губернаторский дворец (1841 Г.)
    Здание связано с именем известных людей: А.Н. Муравьева, И.А. Анненкова, А. Дюма и др. После революции губернаторский дворец стал называться Дворцом свободы, позже это здание стало горкомом коммунистической партии. Сегодня здесь располагается Нижегородский художественный музей, обладающий богатой коллекцией произведений искусства – более 12 тысяч экспонатов.
  • Здание бывшей городской думы – дворец труда (1899 — 1904 ГГ.)
    Здание построено по проекту академика архитектуры Цейдлера. Стилизовано под Древнюю Русь и является ярким образцом стиля модерн; расположено на главной площади города Нижнего Новгорода – площади Минина и Пожарского.
  • Особняк Д.Сироткина (1914 — 1916 ГГ.)
    Здание расположено на Верхне-Волжской набережной. Это первая самостоятельная работа знаменитых впоследствии мастеров – архитекторов братьев Весниных. Здание выстроено в традициях русского классицизма, хотя легкость пропорций и рациональность планов напоминают как модерн, так и конструктивизм. Здесь находится музей одной картины – «Воззвание К. Минина» К. Маковского.
  • Особняк Рукавишниковых – историко-архитектурный музей-заповедник (1877 Г.)
    Здание, расположенное на Верхне-Волжской набережной, построено московскими мастерами – архитектором П. Бойцовым и скульптором А. Микешиным. Богато декорированное здание должно было напоминать итальянское палаццо и говорить о богатстве и художественных пристрастиях крупнейшего нижегородского промышленника и торговца С. Рукавишникова. Это был один из первых жилых домов города, освещенный электричеством и оснащенный лифтом.
  • Церковь божьей матери всех скорбящих радости (1894 — 1896 ГГ.)
    Церковь располагается на пересечении улиц Минина и Нестерова. Архитектор В. Брюхатов. Архитектура церкви непривычна – трехглавое вместо пятиглавого завершения храма и такое же завершение колокольни. Фасады стилизованы под древнерусскую архитектуру.
  • Рождественская (строгановская) церковь (1719 Г.)
    Главная достопримечательность улицы Рождественской – храм Рождества Пресвятой Богородицы. Храм – наилучшее воплощение стиля «русского барокко». Церковь возведена крепостными мастерами Г.Д. Строганова. Особенно впечатляет наполненный светом интерьер церкви с иконостасом, богато украшенным резьбой и живописью строгановских изографов.
  • Пассаж купцов Блиновых (70-е годы XIX в.)
    Архитекторы Л. Даль и Д. Ешевский стилизовали внушительное здание с декором из тесаного кирпича и коваными флюгерами на шпилях, расположенное на улице Рождественской, под деревянную Русь. Здесь когда-то находились гостиницы, рестораны, магазины, почта, телеграф. Напротив здания находится сквер, который до сих пор называют Блиновским садиком.
  • Здание банка Рукавишниковых (1908 — 1916 гг.)
    Здание принадлежало известной купеческой династии, — один из самых примечательных архитектурных комплексов города. На реку обращены крупные готические формы одного из фасадов. Другой фасад решен в спокойном духе рационального модерна.
  • Печерский монастырь (XIV-XVII вв.)
    Монастырь был основан выходцем из Киево-Печерской Лавры Дионисием и находился на вершине берегового склона. Монастырь играл значительную роль в культурной жизни Руси, именно здесь была написана знаменитая Лаврентьевская летопись. Ансамбль монастыря по праву считается одним из красивейших в Поволжье. Центром ансамбля является Вознесенский собор. В настоящее время это действующий монастырь, здесь же находится музей Нижегородской Епархии.
  • Благовещенский монастырь (XIII-XX ВВ.)
    Монастырь был построен на склоне Дятловых год одновременно с основанием города, он защищал переправу через Оку. Сердце монастырского ансамбля – Благовещенский собор. В настоящее время здесь действующий мужской монастырь.
  • Собор Александра Невского (1881 г.)
    Храм, поставленный на Стрелке, при впадении Оки в Волгу, решен в подчеркнуто укрупненных формах, так как рассчитан на обозрение издалека, с речных просторов или с холмов верхней части города. Он определяет вид заречной части города. Здание построено в формах древнерусского зодчества на средства нижегородского купечества.
  • Главный ярмарочный дом (1889 г.)
    Здание очень напоминает Новый гостиный двор на Красной площади в Москве. Дом должен был отвечать новому тогда художественному вкусу. Шатровые кровли и ступенчатое объемное решение напоминают древнерусский город, где роль городских ворот играл главный вход с большим арочным окном. Сохранились отдельные интерьеры здания, в том числе Гербовый зал (отделанный в стиле французского Возрождения), спроектированный к приезду Николая II в 1896 году.
  • Спасский (Староярмарочный) собор (1817 — 1822 гг.)
    Спасский (Староярмарочный) собор построен по проекту известного архитектора О. Монферрана, являющегося архитектором Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, что и обусловило схожесть нижегородского и питерского соборов.
  • Церковь святых жен-мироносиц (1649 г.)
    Первая из городских каменных церквей расположена на улице Добролюбова. Храм занимает особое место в истории русской архитектуры. Он является образцом храма типа «корабль», где над главным входом строго по оси восток-запад объединены внутренним пространством алтарь, моленный зал, трапезная и шатровая колокольня. Здесь хранится частица мощей святого Макария.
  • Дом купца Чатыгина – дом Петра I (XVII в.)
    Здание находится в начале улицы Почаинской, является примером каменной жилой постройки XVII века. По преданию здесь в 1695 году останавливался Петр I. В конце XIX века в этом здании располагался первый в городе исторический музей.
  • Успенская церковь (1672 г.)
    Храм, построенный на средства купца Олисова, находится рядом с его домом (памятник архитектуры XVII-XVIII вв.) на Ильинской горе. Уникальный памятник древнерусской архитектуры.
  • Палаты Пушникова (1698 г.)
    В переулке Гоголя сохранилось единственное промышленное здание XVII века. По преданию здесь в 1722 году, отправляясь в Персидский поход, Петр I отмечал 50-летие.
  • Воскресенская церковь (1875 г.)
    Храм находится на улице Ильинской, является типичным примером официального русско-византийского стиля. Глухие объемы и невыразительные купола – все это характеризует тоновскую (К. Тон, известный столичный зодчий) архитектуру.
  • Часовня вознесенской церкви (XIX в.)
    Часовня стилизована в духе древнерусской новгородско-псковской школы. Здание расположено на улице Ильинской на месте существовавшей с древних времен деревянной часовни, отмечавшей границу города.
  • Здание театра драмы им. А.М.Горького (1894 — 1896 гг.)
    Строительство здания на улице Б. Покровской было приурочено к Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке. Театр открылся премьерой оперы М. Глинки, главную партию в спектакле исполнял Ф. Шаляпин. Здание богато украшено лепниной и художественным литьем (в формах позднего возрождения).
  • Здание бывшего окружного суда (1889 — 1896 гг.)
    Здание стилизовано под русский классицизм и хорошо вписывается в застройку главной улицы города. В октябре 1902 года здесь состоялся суд над лидером рабочего движения и прототипом героя романа А.М. Горького «Мать» — Заломовым.
  • Дом дворянского собрания (1822 — 1826 гг.)
    Характерный памятник русского классицизма. Здание украшено четырехколонным портиком ионического ордера при главном входе и шестиколонной лоджией по улице Б. Покровская. До настоящего времени сохранились колонный зал с хорами и парадная лестница.
  • Здание государственного банка (1911-1913 гг.)
    Грандиозный архитектурно-художественный ансамбль, являющийся одним из символов города. Архитектура здания не имеет аналогов в истории русского зодчества. Полукруглые башни, выступ на северном фасаде ассоциируются с оборонным сооружением типа крепости или замка, а основной объем здания – с огромными боярскими палатами. Интерьеры расписаны фресками по эскизам И. Билибина.
  • Спасская церковь (1888-1902 гг.)
    Храм располагается на улице Горького. Поводом для строительства церкви стало спасение царской семьи во время крушения поезда на Курско-Харьковской железной дороге в 1888 году. Здание построено в формах допетровского зодчества.
  • Ансамбль крестьянского поземельного банка (1913 — 1916 гг.)
    Здание находится на улице Пискунова на месте срытого в XVIII в. вала Малого острога. Банк действовал с 1897 г., обслуживал не только Нижегородскую, но и Владимирскую губернии.