Какая птица водится на реке керженец. Керженец - река в Нижегородской области: описание, рыбалка, отдых. Литература о реке Керженец

На севере Нижегородской области существовала деревня Невейка, давно нежилая, которую официально в 2007 году и вовсе упразднили. В дремучем лесу неподалеку от Невейки из земли пробивается небольшой прозрачный ручеек, дающий начало реке Керженец, которая, пройдя около 300 км пути, впадает в Волгу.

К истокам Керженца относят несколько ручьев, у одного из которых экспедиция «Дом и корабль» в 2000 году установила крест, зафиксировав его координаты.

Поскольку это место представляет природный и географический интерес, а это соответствует требованиям игры Геокэшинг, 01.09.2007 года неподалеку заложен тайник «Исток реки Керженец».

Непролазная лесная глушь вокруг Керженца делает эти места сказочными и загадочными.

Благодаря своей труднодоступности, нетронутый древний сосновый и еловый лес в этих местах не подвергся воздействию человека, а потому является уникальным памятником природы, своеобразным эталоном европейского соснового бора и таежного леса.

Всего три века назад эти края были дикими, а потому здесь скрывались от властей, создавая скиты и поселения, старообрядцы, которых по названию реки еще называли «кержаками». Предание гласит, что в этих местах Стенька Разин спрятал свои сокровища, поэтому они так привлекают кладоискателей.

Свое название Керженец получил от мордовского слова «керж», что означает – «левый».

Это и понятно – ведь в Волгу он впадает с левой стороны.

Керженец – неглубокая река с песчаным дном. Неширокая в верховьях - всего 20-30 м, река расширяется по мере приближения к устью, иногда ее ширина увеличивается до 100 м. Скорость течения составляет, в среднем, - 3 км/час. Вода темно-коричневого цвета из-за большого количества органических веществ.

Русло реки отличается извилистостью, часто делится на два протока, изобилует старицами, заводями и многочисленными чередующимися плёсами и поворотами. На отмелях, глубина которых 20-40 см, река разливается до 60 метров. В местах крутых поворотов русла интенсивно размывается берег, что значительно увеличивает ширину и глубину русла.

До 80-х годов прошлого столетия Керженец использовался для молевого сплава – без связки в плоты. Это привело к тому, что на дне реки скопилось много топляка и отходов древесины, которые стали расчищать в последние годы. Кроме того, в районе Рустая водный путь был перегорожен бревнами так, что река вынуждена была подмыть левый берег и изменить свое русло.

На левом берегу Керженца в 50 км от устья, между притоками Макариха и Пугай, расположен заповедник. Расстояние между устьями этих притоков по прямой – 20 км, но длина русла этого участка – 34 км. Это очень живописная территория с песчаными дюнами, грядами, откуда, как считается, начинается тайга. Однако, здесь очень легко заблудиться, отойдя от берега совсем недалеко.

Река Керженец - Объект туризма

С марта по ноябрь Керженец становится популярным объектом водного туризма.

Маршруты - разнообразные: от двухдневных, «выходного дня», в верховьях реки, до многодневных, протяженностью более 150 км, которые заканчиваются у деревни Макарьево, где Керженец впадает в Волгу.

Многодневные маршруты могут начинаться от деревни Дорофеевка, моста у села Быдреевка, остановок «Озеро» и «Керженец» или селения Хахалы.

Участок до Хахалы населен, а ниже по течению – селения почти не встречаются, река сильно петляет, и начинается дикая природа.

Еще ниже по течению – легендарный Рустай, получивший название, как гласит предание, от русской тайги. Именно с этих мест начинается тайга.

Ниже Рустая –по берегам снова лес и глушь.

Ниже села Кривель на реке – большой омут, и чтобы в нем искупаться необходима надежная страховка.

Когда до устья остается каких-то полтора десятка километров, сосновые боры сменяются дубовыми лесами, на смену которым приходят пойменные луга.

Кроме реки, которая удивительно живописна и интересна сама по себе, на берегах Керженца есть весьма любопытные исторические достопримечательности.

За Гавриловкой начинаются знаменитые раскольничьи места, где есть на что посмотреть. Ниже села Мериново сохранилось старинное раскольничье кладбище. В селе Большое Оленево удивительное расположение домов – по кругу, а на сохранившихся с тех времен надгробных плитах – надписи славянской вязью.

В деревне Лыково, основанной в XVII веке, сохранились дома XIX века, украшенные резьбой по дереву, и остов церкви, которая сгорела, зажегшись от удара молнии.

Маршрут можно закончить за несколько километров до устья, тем более, точно определить где кончается Керженец, и начинается Волга весьма сложно. Однако вид, который открывается с реки на Макарьевский монастырь – главную достопримечательность этих мест, - настолько впечатляет, что это стоит увидеть.

Выразительный образ Макарьевского монастыря поражает гармоничностью и целостностью восприятия самого сооружения и окружающего его пейзажа. Это позволяет отнести его к культурному ландшафту – результату совместного творчества природы и человека.

Начало монастырю было положено в 1435 году, когда монах Печерского монастыря Макарий основал обитель на берегу Желтого озера, по которому он был назван Желтоводским. Монастырь «перебрался» на волжский берег вследствие того, что Волга поглотила озеро, меняя своё русло.

Всего через несколько лет обитель была разрушена и сожжена монголами, сам Макарий взят в плен, а иноки – убиты. Обитель была заброшена на 200 лет.

Восстановлен монастырь был к 1626 году иноком Аврамием, которому было видение во сне, предписывающее восстановить обитель.

Удачное положение монастыря - у его стен встречались суда, идущие по Волге в различных направлениях, - послужило причиной возникновения здесь крупнейшей Макарьевской ярмарки.

Перенесение ярмарки в Нижний Новгород и пожар в 1817 году стали причиной упадка монастыря, вплоть до его упразднения. В качестве женской обители его восстановили в 1883 году.

В годы советской власти монастырь использовался как угодно – детский дом, госпиталь и т.д., но только не по назначению.

В 1990 году Макарьевский монастырь был передан Нижегородской епархии. По решению Священного Синода в 1991 году здесь открыт женский монастырь.

Несмотря на все перипетии, комплекс хорошо сохранился, а после проведенной полномасштабной реставрации практически всех сооружений вернул исторический облик.

С 1995 года архитектурный комплекс Макарьевского монастыря имеет статус «Памятник истории и культуры федерального значения».

На этой странице сайт рад представить читателям информационную справку, материалы и литературу про реку Керженец.

Информация и литература о реке Керженец

Река Керженец - Энциклопедическая справка

Керженец - река в России, протекает в Нижегородской области. Впадает в Волгу.
Длина сотавляет 290 км, площадь бассейна - 6140 кв км. Исток находится в Ковернинском районе недалеко от нежилой деревни Невейки, протекает по территории городских округов Семёновский и город Бор и Лысковского района и впадает в Волгу, по левую ее сторону, у посёлка Макарьево. Керженец является лесосплавной рекой. На левом берегу, близ его впадения в Волгу, находится Макарьевский монастырь.
Река принадлежит к Верхневолжскому бассейновому округу.

Литература о реке Керженец

Река Керженец - СТИХИ

Керженец
Иван Есаулков

По Керженцу пройти сумей-ка
В байдарке иль на каяке!
Он извивается, как змейка,
И исчезает вдалеке.

По берегам леса мелькают
Над головою – облака,
Их за собою увлекает
К Заволжью быстрая река.

Вот пляж песчаный виден справа,
За ним встаёт сосновый бор,
А слева от него дубрава
На время привлечёт твой взор.

Глядишь на берег с интересом:
Здесь луг на нём, а там порос
Ольхой, ракитой, мелким лесом,
А дальше рощицей берёз.

Местами - ход неторопливый,
Местами – рот не разевай
На поворотах и извивах
И от деревьев отгребай!

Ты здесь в байдарочном походе
Найдёшь места, чтоб отдохнуть,
Побыть немного на природе,
Перекусить и - снова в путь!..

Великолепные пейзажи!
Вода прозрачна и чиста!..
Друзьям о Керженце ты скажешь:
«Благословенные места!»

Наводнение на реке Керженец
Сергей Сухонин

Это же не Керженец, а море! –
Результат негаданных дождей.
И плывут байдарки на просторе
Скошенных и убранных полей

Средь стогов, что стали островами,
Среди ферм – они материки,
И найти никак не можем сами
Русло вдруг потерянной реки.

И бежит вода между холмами,
И в лесу дороги нету нам,
Весла здесь фехтуют со стволами,
Ветки больно бьют по головам.

Косяком летят в глаза и уши
Нагло камикадзе – комары,
И нигде пока не видно суши,
И исходим потом от жары,

И свинцом налиты наши руки,
И дороги нет у нас назад,
Рядом с нами плавают гадюки,
И шмыгнуть в байдарку норовят.

Рвемся сквозь кусты мы, словно звери,
Лопасти ломая, напролом…
Вот же он – желанный правый берег
Керженца. Теперь не пропадем!

Побудь со мной, мой Керженец лесной
Романова Нина Ивановна

Сосновый бор, песчаный чистый пляж.
Мы молоды ещё. В душе - кураж.
Побудь со мной, мой Керженец лесной.
Красив. Но не сравнится с Чусовой.

Размах не тот, и стать твоя не та.
Урал. Не одомашнена, чиста,
нас мчит река-красотка Чусовая,
и дикостью, и нежностью пленяя.

Пловец, в уральских водах не гордись:
нырнёшь разок - на всю запомнишь жизнь.
А Керженец - домашний бурый пёс,
но вот до волка всё же не дорос.

Уклейка, лещ, но хариуса нет...
Коль вы рыбак, то знаете предмет.
Но если вы художник и поэт,
Зимёнки - лучше отдыха вам нет.

Макарьевский проходим монастырь -
торгов нижегородских мощь и ширь.
Сушняк по берегам, его б собрать,
но едут все не отдавать, а брать...

Керженец
Виктор Владимирович Силин

Был у Насти в гостях
был у ласковой.
О рыбачьих снастях
думал наскоро.
К рыбной ловле-игре
я приверженец,
И уже на заре
шёл на Керженец.
С этой дивной рекой
вольно-дерзкою
Я давно уж знаком
по Печерскому.
Не с того ль мне мила
здесь сторонушка,
Что «В лесах» расцвела
чудо-Флёнушка,
Что раскольничий скит
твёрдо-каменный
Всё незримо горит
верой пламенной.
И что правду нашёл
здесь народную
Короленко с душой
благородною.
И иду, как чрез храм
Как приверженец
По дубраве-лесам
по-над Керженцем.
И дубрава поёт
мне лирически
Про реку, про народ
исторический.

Идиллия!
Сергей Лютов

О свет! Огонь Вселенной…
Единственный святой, нетленный…
Твой не забыть рисунок незабвенный,
Над милой мне рекой,
Когда прощался ты
С возросшею сосной…

Раскаты грома в песню разливались,
Пронесся теплый летний дождь.
Березки с соснами будто, целовались,
И Керженец им был и друг и вождь…

Поил их ласково чистою водою,
Пел песни им, едва журча.
И ничего поделать я не мог с собою,
Набравшись сил - чуть ноги волоча…

Н. М. Ромадин Керженец. 1946 г
Иван Есаулков

Повстречались мы, наконец,
Речка, реченька КерженЕц!
Ты бежишь, лихим ветром вспоена -
Ничего в тебе не устроено!

Неприветлива очень ты -
Поразбросаны вкруг скиты,
И леса вокруг их не хожены,
И пути средь них не проложены.

Поросли твои берега,
В обе стороны их - тайга,
И дороженьки здесь не езжены,
Хоть и встретились неизбежно мы!

Первозданная красота!
А вода твоя так чиста! -
Родники в тебе, видно, бьют со дна...
И в ушах звенит гулко тишина...

Лодка по тебе поплывёт,
Повстречаю я здесь восход...
Рядом заросли ивы и ольхи
Так и просятся в песню иль в стихи!..

Любимое место на берегу реки
Надежда Шаферова

Осень хитрою лисицею подкралась,
Я на берег Керженца спешу.
Принесу ему свою усталость,
Жизненных советов попрошу.

Вот он, мой заветный, милый берег
И местечко возле старых лип…
Мной оно не раз уже проверено,
Не однажды слышало мой всхлип.

Снова спешу к Керженцу с печалью,
Жизненных хочу набраться сил.
Полюбуюсь бесконечной далью,
Расскажу ему, как он мне мил…

Милый берег в золотом убранстве,
Тихий ветер листьям шепчет стих,
Звуки волн с упорным постоянством
Повторяют чувственный мотив.

Радостно несут на гребнях солнце
В золотых коронах из листов,
И в душе до самого до донца
Счастье выплывает из оков.

Грусть-тоска уходит понемногу,
Облегченно задышала грудь,
И уже обратную дорогу
Я не замечаю: лёгок путь.

Прекрасен Керженец в ночное время
Иван Волков 4

Прекрасен Керженец в ночное время,
Когда спокойно спят яры.
Уж позади дневное бремя,
Сплошной стеной стоят боры.

Горит костёр, играют блики
На тёмной Керженской волне,
Да птиц ночных загадочные крики
Тревожат мысли и реке и мне.

Река Керженец - ПЕСНИ

Керженская
Станислав Афонский

Вот воды потоки пресной,
Справа-слева берега
И всё это, как известно,
Называется р е к а.

Нам пройти по ней до страсти не терпится -

Вот чудак идёт по речке,
Совершая свой "круиз",
Этот странный человечек
Называется турист.

Мы от быта надоевшего беженцы -
В мире нет другой реки, лучше Керженца!

Вот корабль его трёхместный,
Места может быть и два.
Судно это, как известно,
Называется б а й д а.

Мы байдарочных походов приверженцы -
В мире нет другой реки, лучше Кержанца!

Из туристовой фигуры,
Словно лакомый нектар
Выпивает кровь, в натуре,
Несекомое комар.

Кровь туриста комаром очень ценится -
В мире нет другой реки, лучше Керженца!

Дождь нещадно льёт и летом,
Но ему наперекор
Есть очаг тепла и света
Под названием к о с т ё р.

Он теплом своим весёлым поделится -
В мире нет другой реки, лучше Керженца!

За грехи наши простите,
Что в пути мы согрешим,
Всё равно придём в обитель
Под названьем м о н а с т ы р ь.

До Макария дойти мы надеемся -
В мире нет другой реки, лучше Керженца!

Землю меряет ногами
Тот, кто воду не гребёт,
Ну, а мы идём р у к а м и,
Так сказать, наоборот.

Мы в походе не мычим, и не телимся -
В мире не другой реки, лучше Керженца!

Отправляясь по маршруту,
В одиночку плыть нельзя.
Мы, в начале просто группа,
А в конце уже друзья!

Будем помнить, когда порознь разъедемся,
что на свете нет реки
лучше Керженца.

Песня. Народные страдания. Про туризм
Денис Морев

Петь пригорюнясь, с перепою, с характерными подвываниями.

Соберу я свой рюкза-ак.
На дорожку посижу-у.
Вы простите, что не та-ак.
Во поход я ухожу.

Ждут подруги, ждут друзья-а.
Путь-дорожка далека-а.
Не идти никак нельзя-а:
Заждалась, поди, река.

Ох ты, Керженец-река,
_____Ох ты, чёрная вода,
_____Ох ты, чай из котелка,
_____Ох ты, песня у костра.

Ой да верная Байда,
_____Ой да стоянок череда,
_____Да по малой наливай
_____За туристский месяц май.

Зиму-зимушку-зимУ-у
Просидели во дому-у.
Не сплавлялись по реке-е,
Не валялись на песке.

Не таскали рюкзаки-и,
Не топтали сапоги-и,
Не кормили комарьё-о,
Засиделись, ё-моё.

ПР:
___________

Соберу я свой рюкза-ак.
На дорожку посижу-у.
Вы простите, что не та-ак.
Во поход я ухожу…

Керженец
Демидов Игорь Петрович

Синее небо и сосны вокруг.
Керженец – старый испытанный друг.
Быстро байдару свою собери –
вёслами скрип,
вёслами скрип,
вёслами скрип.

Керженец – это не просто река.
Это проверка для гидромешка.
Это проверка подмоченных поп –
вёслами шлёп,
вёслами шлёп,
вёслами шлёп.

Керженец – речка для тех, кто не трус.
Пусть за борта перевесился груз.
И не пищи, что устал и ослаб –
вёслами чап,
вёслами чап,
вёслами чап.

Керженец – место, где всем нелегко,
а до стоянки ещё далеко.
Всё, что ты думаешь, выскажи вслух –
вёслами плюх,
вёслами плюх,
вёслами плюх.

Керженец любит весёлый народ.
За поворотом – опять поворот.
Русло прокладывал пьяный мужик –
вёслами вжик,
вёслами вжик,
вёслами вжик.

Ветер весенний, и солнечный свет.
Керженец – юности нашей привет.
Это оценишь потом, а сейчас –
вёслами раз,
вёслами раз,
вёслами враз…

Смотрите информацию

Карта Керженец

Места начала и окончания туристских сплавов
по реке Керженец

На схеме показаны точки подъездов к реке Керженец . Отсюда можно начинать туристские спортивные сплавы или здесь их заканчивать. На других участках подъезды к воде затруднены или их нет совсем. Керженец течет по дикой тайге пусть даже европейской.

Условные обозначения

Красные метки Места начала и окончания сплавов 1 – Железнодорожная станция и поселок Керженец. Во времена СССР здесь было самое популярное место начало сплавов. Сейчас самодеятельные туристы предпочитают не связываться с поездами. Всегда можно заказать автоперевозчика, который доставит в нужную точку прямо на берег реки. Организованные группы приезжают на автобусах и тоже выгружаются у самой воды. 2 – Деревня Быдреевка. Стоит на берегу Керженца и трассе Нижний Новгород – Киров. Путь от областного центра проходит через город Семенов. Расстояние Нижний Новгород – Быдреевка по трассе около 90 км. Начало сплавов: коротких в майские праздники и продолжительных летом. По длине водный маршрут Быдреевка – Макарьево попадает в первую категорию спортивных походов. Удобное место для сборки байдарок на левом берегу Керженца за мостом. После его переезда надо свернуть направо и проехать небольшое расстояние до воды. 3 – Деревня Хахалы. Начало сплавов: коротких до поселка Рустай и более длительных до Валков или Макарьево. Доехать от Нижнего Новгорода можно по Кировской автотрассе через Семенов, затем повернуть на село Медведево и дальше. Дорога асфальтированная. Расстояние от Нижнего Новгорода около 100 км. Удобное место для сборки байдарок на правом берегу Керженца рядом с мостом, через который переезжать не надо. Деревня на другом берегу. 4 – Поселок Рустай. Может быть как началом, так и окончанием коротких водных маршрутов. Удобное место для сборки или разборки байдарок под мостом на левом берегу Керженца с южной стороны от автотрассы. Расстояние от моста до Нижнего Новгорода около 90 км. В поселке Рустай находится центральная усадьба Керженского заповедника с музеем природы. Они обозначены на карте цифрой 7. 5 – мост у села Валки. Возможный конечный пункт сплавов. Находится на автотрассе Нижний Новгород – Макарьево. Расстояние от моста до областного центра около 75 км.

Сиреневые метки Туристские достопримечательности

6 – Макарьевский монастырь. Основан в XV веке. Каменные храмы построены в XVII – XVIII веках, реставрированы в конце ХХ – начале ХХI века. С середины XVI века по 1816 году стен монастыря проходила крупнейшая ярмарка. Сейчас здесь место остановки туристских теплоходов. Особенно красиво монастырь смотрится с Волги, по которой можно дойти на байдарках от устья Керженца до поселка Макарьево, где и закончить спортивный сплав. Экскурсия в монастырь будет хорошим его завершением. Обитель женская, действующая. Правила поведения и форму одежды надо соблюдать. 7 – заповедник Керженский . Создан для охраны и восстановления типичных сосновых лесов южной тайги. В поселке Рустай есть экологический центр с музеем, небольшой, но интересный. Автору особенно понравились диорамы с муляжами птиц. Остановки на левом берегу Керженца на территории заповедника запрещены. По секрету только между нами – на правом берегу мест для отдыха и палаточного лагеря достаточно. Хватает всем. На левом все то же самое, только остановка "тянет на гнилой базар" с лесной охраной, которая в Керженском заповеднике работает хорошо. Палаточный лагерь на территории заповедника это для любителей специфических развлечений перед сном. Его, возможно, придется отложить на неопределенное время.

(Керженские скиты), один из главных центров старообрядчества в кон. XVII - сер. XIX в., находившийся в лесных труднодоступных районах нижегородского Заволжья, назван по протекающей здесь р. Керженец (впадает в Волгу близ г. Лысково). Скиты располагались в бассейнах левых притоков Волги - рек Керженец, Узола, Линда, Везлома, Ватома, Дорогуча, а также на притоке Унжи - р. Чёрный Лух. По административно-территориальному делению XVIII в. это была территория Балахнинского (дворцовые Дрюковская (Мусатовская), Керженская, Толоконцевская и Хохломская волости), Нижегородского (Верхокерженская вотчина Макариева Желтоводского во имя Св. Троицы монастыря и Разнежская вотчина нижегородского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря) и Юрьевецкого (дворцовые Корельская, Рыбновская и Белбажская волости) уездов; в 1778-1779 гг. на этих землях были образованы Макарьевский у. Костромского наместничества (с 1796 Костромской губ.) и Семёновский у. Нижегородского наместничества (с 1796 Нижегородской губ.).

Старообрядческие скиты на К. появились в нач. 60-х гг. XVII в., с этого времени среди противников богослужебной реформы формируется представление о К. как о месте, где «жить покойно и богоспасаемо». К. стал одним из важнейших центров старообрядчества во многом благодаря своему расположению: с одной стороны - глухие леса, с другой - близость Волги и торговых путей, Н. Новгорода, Балахны, Макарьевской ярмарки. На К. сходились границы нескольких уездов: Балахнинского, Галичского, Козмодемьянского, Нижегородского и Юрьевецкого. Разноведомственная подчиненность территории, слабый контроль со стороны властей во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. способствовали формированию авторитетного и многолюдного центра старообрядчества.

Один из первых керженских скитов был основан мон. Ефремом (Потёмкиным) в 1662 г.; скит находился «от Нижнего верст з двести и болши за Волгою рекою в болших лесах меж болот, а те… леса пошли к Ветлуге, тех лесов будет верст с триста и болши, сел и деревень нет: все леса» (цит. по: Юхименко. Новое о старце Ефреме Потёмкине. 2010. С. 23). Старец был известен в округе своим неприятием богослужебных нововведений и учением о пришествии антихриста в лице патриарха Никона . Взгляды Ефрема получили широкое распространение среди населения, и в скит к нему «хаживали... на лыжах бортники и из далных... деревень крестьяня» (Там же. С. 34). В марте 1666 г. Ефрем был арестован в ходе экспедиции полковника А. Н. Лопухина «в суздальских, вязниковских, муромских, нижегородских, костромских и вологодских пределах» с целью поимки «церковных мятежников», скит был сожжен. Ефрема доставили в Москву на Большой Московский Собор 1666-1667 гг. , он повинился, составил «покаянное письмо», к-рое должен был зачитывать публично в тех местах, где он проповедовал свое учение,- в Н. Новгороде, Балахне, на Макарьевской ярмарке. После этого старец был отправлен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь .

Особенностью К. было преобладание старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы). В 60-х гг. XVII в. здесь появился беглый священник из Шуи Дионисий, у которого был большой запас мира и Св. Даров, освященных при патриархе Иосифе . Это обстоятельство весьма способствовало росту авторитета К., в скит Смольяны к Дионисию приходило множество последователей «старой веры». Дионисий ввел на К. прием в «сущем чине» священников послениконовского поставления. Преемником Дионисия стал иером. Феодосий (Ворыпин) , рукоположенный патриархом Иосифом. Феодосий появился на К. ок. 1694 г. и пользовался большим авторитетом: он «в нуждах крещения, исповедания и постригания наставляше» жителей скитов. На К. Феодосий находился недолго, из-за преследования властей бежал на Ветку , где оставался до своей смерти в 1710 г. признанным главой поповцев.

В кон. 70-х гг. XVII в. сеть тайных старообрядческих поселений на К. основали монахи, бежавшие из Соловецкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря после подавления в 1676 г. Соловецкого восстания . По преданию, семеро соловецких монахов - Арсений, Никанор, Онуфрий , Парфений, Софонтий , Трифиллий и Адриан - пришли в долину р. Санохты (правый приток Керженца) и поставили здесь кельи, с тех пор это место стало известно как «Семибратская долина». Бывш. соловецкие монахи руководили общинами поповцев на К. Арсений стал основателем Арсеньевского скита близ дер. Хвостиково и скита Шарпан (впосл. Ст. Шарпан) на р. Чёрной Санохте. После его смерти в 1682 г. скит возглавил старец Онуфрий (по нек-рым сведениям, имел прозвище Орёл). Будучи человеком энергичным, с организаторскими способностями, Онуфрий распоряжался поступлением всех средств, приходивших на К. от жертвователей, и распределял их между скитами. Не менее почитаемым и авторитетным лидером был Софонтий, буд. основатель и руководитель главного беглопоповского согласия К., Урала и Сибири - софонтиевского. По одним сведениям, он попал в Заволжье с Соловков ок. 1677 г., по другим - являлся беглым монахом, скрывавшимся в галичских лесах, где ок. 1690 г. его нашли «керженские отцы» и пригласили в Заволжье. Софонтий организовал на К. скит во имя Св. Духа около дер. Деяново. Ценные сведения о Софонтии оставила жительница керженских скитов Дорофея, которая в 1745 г. свидетельствовала, что старец служил «у себя в келье вечерни, заутрени, а в день часы или обедни… отправлял и на Господские-де праздники живущия в тех лесах раскольники для слушания оных служеб на молитву к нему, Софонтию, в келью собирались» (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 553. Д. 43 (1745 г.). Л. 6).

Важным событием в духовной жизни К. на рубеже XVII и XVIII вв. стали споры из-за «догматических писем» Аввакума Петрова , созданных в ходе споров с диак. Федором Ивановым по основным вопросам православной догматики (см. Аввакумовщина). Письма привез на К. ученик Аввакума Сергий (Крашенинников) , поселившийся в скиту Онуфрия, где эти письма приняли с благоговением: «…и бархатом облагают их, и поставляют у святых икон; а инии и с собою носят их, и мнят теми писмами избавлятися от напастей; инии же и ладаном натирают те писма» (МДИР. Т. 8. С. 260). Рассуждения Аввакума подчас расходились с правосл. вероучением. Критика этих построений диак. Федором нашла своих сторонников на К., и 19 авг. 1693 г. в починке Зиновьево состоялся собор, на к-ром принятие Онуфрием писем Аввакума получило самую резкую оценку. В 1702, 1704, 1706 и 1708 гг. по этому поводу на К. проводились новые соборы, однако онуфриевцы не только не отказались от «несогласных писем», но и «паче начаша их любити и веровати по ним, и за церковною службою прочитати». Позиция Онуфрия подвергалась все более сильной критике со стороны софонтиевцев, а затем и представителей дьяконова согласия . Из Москвы на К. пришло послание, увещавшее Онуфрия отказаться от учения Аввакума. В мае-нояб. 1708 г. сторонники Софонтия добились того, что Онуфрий вместе с Сергием (Крашенинниковым) письменно подтвердили отказ от писем Аввакума. В 1717 г. состоялось еще одно «примирительное собрание», на к-ром был составлен «мировой свиток» за подписью со стороны скита Онуфрия старцев Досифея, Арсения, Макария и Авраамия и др. Они подтверждали, что «и ныне у нас… во всем ските тех писем нет, и по них не мудрствуем и не выправливаем». Несмотря на это, сторонники Софонтия в 1719 г. свидетельствовали, что находятся в «распрении» с «ануфрианами» (МДИР. Т. 8. С. 240-242, 308).

На К. попали не только письма Аввакума, но и первоначальная редакция его Жития и ряд других рукописей, привезенных из Пустозерска вдовой попа Лазаря Домницей. Об этом свидетельствует Прянишниковский список Жития протопопа Аввакума, представляющий особую редакцию текста, и керженские сборники сочинений Аввакума, хотя и немногочисленные, но содержащие исключительно редкие тексты. Заслуга К.- в сохранении и копировании сочинений протопопа Аввакума, причем это была особая, отличная от поморской и выговской, рукописная традиция.

Софонтиевщина и онуфриевщина являлись самыми многочисленными старообрядческими согласиями на К. Ок. 1709 г. из софонтиевщины выделилось дьяконово согласие («лысеновщина», «новокадильники»), созданное Александром диаконом , который в 1710 г. возглавил керженский Лаврентьевский скит. Др. лидером дьяконовцев считался свящ. Димитрий, а главным идеологом - мирянин, москвич Т. М. Лысенин , поселившийся на К. ок. 1708 г. Лысенин был известен как полемист и писатель. Одним из первых он стал собирать и систематизировать свидетельства в пользу старых обрядов, сведения он брал из рукописных и старопечатных книг, исследовал иконы и предметы церковного искусства. Эту работу Лысенин начал в Москве в 1706 г., продолжил и обобщил на К. в 1713 г. По предположению П. С. Смирнова , Лысенин ок. 1710 г. составил на К. «Сказание вкратце о брани протопопа Аввакума с Федором дьяконом». В отличие от софонтиевщины и онуфриевщины дьяконово согласие было немногочисленным. В переписях 1718-1723 гг. упоминаются ок. 200 дьяконовцев, проживавших на К. Несмотря на малочисленность, они отличались активностью, и, по нек-рым данным, в нач. XVIII в. «на Керженце поп Димитрий и дьякон Александр духовенством управляли» (Иоаннов А. Полное историческое известие. 1799. С. 213).

Споры и разделения среди керженских поповцев в 1-й четв. XVIII в. не прекращались. Софонтиевцы и дьяконовцы, согласно выступавшие против догматических построений Аввакума, разошлись между собой в вопросе о чине приема в старообрядчество священников из правосл. Церкви («беглых попов»): первые принимали через миропомазание (2-м чином), вторые - через отречение от ересей (3-м чином). В 1708-1710 гг. в керженских скитах состоялось несколько шумных соборов, на к-рых обсуждались мнения дьяконовцев о спасительности 4-конечного креста и о способе каждения. Для разрешения споров керженские старцы послали несколько писем и делегацию на Ветку, где взгляды дьяконовцев были признаны ошибочными. В послании на К. с Ветки Феодосий (Ворыпин) рекомендовал враждующим сторонам терпимее относиться друг к другу и не раздувать ссор, вызывающих «смех и укорение» противников «старой веры». Заволжские скитники понимали, что на К. «не благо чинится - многие раздоры, и свары, и разделения единоверно живущих» (Иоаннов А. Полное историческое известие. 1799. С. 272).

На К. старообрядцы неоднократно созывали соборы. В 1703 г. состоялся собор поповцев, на котором присутствовали делегаты «от различных стран Сибирския земли, и от Чернаго моря, и донских степей, и от различных градов». Собор утвердил послание к беспоповцам различных регионов страны с осуждением их позиции. В 1710 г. на К. состоялся еще один собор, осудивший деятельность беспоповцев и отправивший послание к ним «во Псков с уездами, в Новгород и за границу». Споры между нижегородскими поповцами и беспоповцами нередко перерастали в столкновения, при этом в трудные времена старообрядцы К. объединяли свои усилия для сопротивления властям. Примером такой солидарности может служить факт помощи беспоповцев-выговцев поповцам-дьяконовцам в составлении «Дьяконовых ответов» . Известны случаи, когда беспоповцы отдавали своих детей «в научение» в скиты поповцев. Так, напр., поступил нижегородский обер-ландрихтер С. Нестеров, тайный беспоповец, отправивший пасынка учиться в скит к поповцам-онуфриевцам, к которым он и его жена неоднократно «в келью приезжали» (Есипов. Раскольничьи дела. Т. 2. С. 211). Для К. также был характерен смешанный тип поселений поповцев и беспоповцев.

К нач. XVIII в. в Заволжье находилось 94 старообрядческих скита. С этого времени К. стал районом концентрации беглых крестьян. В ходе переписи 1720 г. выяснилось, что мн. волости этого региона были почти полностью заселены беглыми, в частности в Керженской и Хохломской волостях «явились все пришлые» (Козлова Н. В. Побеги крестьян в России в 1-й трети XVIII в. М., 1983. С. 132). Массовое бегство крестьян на К. объяснялось недовольством населения из-за тяжелых налогов и реформ. В 1713 г. Л. Баторов свидетельствовал, что многие «всякого чину люди, сходцы с Москвы и с разных других городов» бегут на К. «от брадобрития» (Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. СПб., 1888. Т. 3. Кн. 2. С. 605). В ходе переписи старообрядцев в 1719-1720 гг. в нижегородском Заволжье был зафиксирован 3591 «келейный житель», среди них 1500 беспоповцев, 1275 софонтиевцев, 607 онуфриевцев и 209 дьяконовцев.

Вслед. гонений на старообрядцев со стороны Питирима (Потёмкина) (Нижегородский епископ в 1719-1738) в 10-х гг. XVIII в. большинство скитов на К. было разорено. В 1720 г. был казнен диак. Александр, Онуфрий ок. 1719 г. ушел на Белое м., Иона Белбажский был заключен в монастырь, Сергий (Крашенинников) скрылся в Сибири. Старообрядцы бежали с К. на Север, Урал, Ветку и в Стародубье . В результате переселения староверов с К. на Урал и в Сибирь (под защиту привилегий, полученных в 1702 Демидовыми для развития металлургии) было положено начало поповскому направлению в старообрядчестве Сибири, которое со временем превратилось в крупнейшее часовенное согласие . Разгрому К. предшествовала письменная полемика: на вопросы Питирима керженские старообрядцы по требованию последнего подали «Дьяконовы ответы» (написанные на Выге беспоповцами С. и А. Денисовыми). В ответ еп. Питирим издал в 1721 г. «Пращицу противу вопросов раскольнических».

В 40-х гг. XVIII в. часть тайных старообрядческих поселений на К. была возрождена. Еп. Димитрий (Сеченов) в 1743 г. сообщил в Синод о наличии в Заволжье более 50 скитов, в которых жил 791 чел. (РГИА. Ф. 796. Оп. 24. Д. 16а. Л. 1-44). В 1755 г. общее число скитников в Балахнинском и Юрьевецком уездах, записанных в платеж, достигло 1339 чел. (251 мужчина и 1088 женщин). В 1760 г. власти вновь зафиксировали увеличение численности скитских жителей на К. (Там же. Оп. 42. Д. 118. Л. 1-1 об.). Благодаря либерализации правительственной политики по отношению к старообрядчеству при имп. Екатерине II Алексеевне (1762-1796) в нижегородском Заволжье были возобновлены старые и появились новые скиты, к 1788 г. здесь действовали 54 скита, в к-рых жили 8 тыс. чел.

В 1777-1779 гг. жители К. приняли участие в полемике о способе приема в старообрядчество иереев из правосл. Церкви. Полемика началась после того, как на Рогожском кладбище , где установилась практика приема беглых иереев через миропомазание, в 1777 г. было сварено «миро». Противниками мироварения и приема иереев 2-м чином стали Михаил Калмык и настоятель Успенского мон-ря близ посада Злынка (ныне город Брянской обл.) Никодим , предлагавшие принимать священников через отречение от ересей (3-м чином). Завязалась переписка с участием основных беглопоповских центров страны. Свое несогласие с Михаилом Калмыком в виде «Беседословия, или Увещания, о церковном несогласии» высказали в т. ч. керженские и городецкие иноки и инокини с окрестными жителями (РГБ. Ф. 247. № 596. Л. 49 об.- 53).

На рубеже XVIII и XIX вв. в Макарьевском у. Костромской губ. имелось 6 зарегистрированных скитов, в к-рых числились 35 чел.; в Семёновском у. Нижегородской губ. было учтено 26 келейных поселений, в к-рых проживали 1362 чел. (преимущественно женщины). Выделялись многолюдством Комаровский (331 чел.), Оленевский (266 чел.), Быстренский (101 чел.) и Ворошиловский (99 чел.) скиты. В нач. XIX в. на К. по-прежнему преобладали поповцы, хотя оставались и приверженцы беспоповщины - спасовцы и поморцы . К 1826 г. в 28 скитах проживали 2839 чел., в т. ч. 2320 поповцев, 337 спасовцев, 182 поморца. Часовен и моленных, по офиц. данным, было 75, в т. ч. 72 поповские, 2 - Спасова согласия и 1 - поморская. Плохая почва не позволяла керженским скитникам активно заниматься земледелием. Они либо жили на подаяние от единоверцев, либо «кормились работою своею»: «били шерсть», летом собирали и продавали окрестному населению ягоды и грибы, а на вырученные деньги покупали хлеб и др. продукты, зимой «мужеск пол плели лапти, а женск прял пряжу».

После 1826 г. был проведен ряд правительственных мероприятий для уничтожения старообрядческих скитов: было запрещено строить новые и поправлять старые моленные, устраивать их в домах и иметь колокола, в 1836 г. повторно запретили приписывать старообрядцев к скитам. В том же году был основан Покровский единоверческий жен. монастырь близ Семёнова, в к-рый перешли неск. скитниц. В 1847 г. нижегородский губернатор возложил надзор за старообрядческими скитами на своих чиновников особых поручений, одним из них был П. И. Мельников (А. Печерский). В 1848 г. Мельников запечатал Благовещенский скит, основанный в 1814 г. иноком Тарасием на правом берегу Керженца, и убедил Тарасия перейти в Могила старца Софонтия на Деяновском кладбище. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. XX в. (РГБ)


Могила старца Софонтия на Деяновском кладбище. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. XX в. (РГБ)

К 1853 г. число керженских скитов уменьшилось до 16, в них было 976 жителей (преимущественно женщины), в т. ч. 934 поповца, 25 спасовцев и 17 поморцев. Весной 1853 г. был издан имп. указ о закрытии керженских скитов, их жители были приписаны к гос. крестьянам Хвостиковской и Хохломской волостей Семёновского у. Несмотря на это распоряжение, в 1854 г. на К. оставалось 8 келейных поселений. На рубеже XIX и XX вв. на К. действовали 4 небольших жен. скита: Чернухинский (в 5 верстах от Семёнова), Оленевский, Комаровский (близ Семёнова), Улангерский. Они были разогнаны в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., насельницы перешли в соседние деревни. Последняя настоятельница комаровских келий мать Манефа умерла в 1934 г., похоронена на кладбище в Комарове, ее могила почитается старообрядцами.

Одним из факторов, определявших авторитет К. среди старообрядцев, являлось наличие здесь мощей старцев - основателей и руководителей скитов. В сер. XIX в. Мельников свидетельствовал, что Софонтий «доселе считается главнейшим святым беглопоповщины, они (старообрядцы.- Авт. ) всегда поминают его в своих молитвах и ходят на поклонение его мощам» (Мельников. Отчет. 1910. С. 109). В наст. время места бывш. Оленевского, Комаровского, Шарпанского скитов, могилы Софонтия, Лотия, Манефы и других посещают старообрядцы как из окрестных деревень, так и из различных регионов России, в т. ч. из Сибири, на местах келейных поселений поставлены памятные кресты.

Керженское старообрядчество оказало сильное влияние на творчество Мельникова, М. В. Нестерова . В дилогии Мельникова (Печерского) «В лесах» (1871-1874) и «На горах» (1875-1881), где описана преимущественно жизнь керженских скитов, впервые в рус. лит-ре XIX в. был создан положительный образ старообрядца. Глубокое понимание людей «старой веры» отразил Нестеров на своих полотнах: «На горах», «За Волгой», «Великий постриг», «На Волге», «Две сестры» и др. Нижегородский фотограф М. П. Дмитриев в нач. XX в. запечатлел виды и святыни К. и издал серию открыток (ГАНО. Колл. фотографий М. П. Дмитриева). Керженские старообрядческие типы привлекали художника и фотографа А. О. Карелина.

В 1922-1936 гг. существовало единоверческое Керженское викариатство Нижегородской епархии, названное по с. Керженец (ныне поселок Борского р-на Нижегородской обл.). Керженский епископ служил в с. Бор (ныне город, районный центр Нижегородской обл.), расположенном неподалеку от с. Керженец.

В 1994 г. нижегородский Ин-т рукописной и старопечатной книги российского Поволжья начал работу по изучению св. мест старообрядчества. Исследования, проведенные институтом, легли в основу постановления законодательного собрания Нижегородской обл. 1995 г. «Об объявлении памятных мест, связанных с историей старообрядчества, мест паломничества и поклонения старообрядческим святыням, расположенных в Семёновском районе, достопримечательными местами Нижегородской области и памятниками истории областного значения». Этим постановлением дер. Б. Оленево (бывш. Оленевский скит) объявлена историческим населенным местом Нижегородской обл., скиты Комаровский, Смольяны, Ст. (Пустой) Шарпан, Нов. Шарпан и «Святой колодчик с могилами сожженных» возле дер. Осинки - достопримечательными местами. Памятниками истории считаются могилы подвижников «старой веры» Софонтия, Трифиллия, Иосифа, Никодима, Даниила «и с ним две тысячи сестер и братьев сожженных», схимниц Агафии, Прасковеи, Феклы.

Ист.: Иоаннов А. (Журавлев А. И.). Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках. СПб., 1799. 4 ч.; Алексеев И. История о бегствующем священстве // Летописи Тихонравова. 1862. Т. 4. С. 61-63; Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. СПб., 1861. Т. 1. С. 557; 1863. Т. 2. С. 6-14, 186, 211, 258-260; Филиппов И. История Выговской старообрядческой пуст. М., 1862. С. 137; МДИР. 1887. Т. 8: Историко- и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей. С. 240-242, 246, 260, 308; Архангелов С. А. Среди раскольников и сектантов Поволжья: Ист.-бытовые очерки раскола и сектантства в Нижегородском крае. СПб., 1899; Мельников П. И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губ. за 1854 г. // Сб. Нижегородской губ. УАК. Н. Новг., 1910. Т. 9: В память П. И. Мельникова (А. Печерского).

Лит.: Состояние раскола в Нижегородской епархии по смерти Преосвящ. Питирима до кон. XVIII ст. // Нижегородские ЕВ. 1867. № 5. С. 117-128; Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. СПб., 18952; он же. Из истории раскола 1-й пол. XVIII в. СПб., 1908; он же. Споры и разделения в русском расколе в 1-й четв. XVIII в. СПб., 1909. С. 39-41, 125-127, 141, 280-282, 316-328; Прилуцкий Ю. В захолустьях. Семёнов, 1917; Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума: (Творческая история произведения). Л., 1974. С. 131-132; Беляева О. К. Полемические сборники и сочинения старообрядцев диаконовского согласия: (Нек-рые предв. замечания) // Христианство и церковь в России феодального периода. Новосиб., 1979. С. 211-216; Юхименко Е. М. Новые материалы о начале Выговской пустыни // ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 328-337; она же. Новое о старце Ефреме Потемкине // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. тр. М., 2010. Вып. 4. С. 21-56; Бахарева Н. Н., Белякова М. М. Изучение и государственная охрана мест, связанных с историей старообрядчества в Нижегородской обл. // Мир старообрядчества. М., 1998. Вып. 4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований: Мат-лы междунар. науч. конф. С. 132-139; Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. Новосиб., 1999. С. 31, 625-626; Сироткин С. В. Устный Керженский синодик // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 1999. С. 290-300; Морохин А. В. Заволжские старообрядческие скиты в 40-50-х гг. XVIII в. // Нижегородские исследования по краеведению и археологии. Н. Новг., 2001. С. 144-151; он же. Керженец как центр «скитского жительства» в кон. XVII-XVIII вв.: (По мат-лам допросных речей старообрядцев) // Язык, книга и традиционная культура позднего рус. средневековья в жизни своего времени, в науке, музейной и библиотечной работе XXI в.: Тр. 2-й Междунар. науч. конф. М., 2011. С. 399-411. (Мир старообрядчества; Вып. 8).

А. В. Морохин, С. В. Сироткин

Сплав по Керженцу

Керженец, безусловно, - одна из лучших рек средней полосы России. Чистая вода, песчаные пляжи, бескрайние сосновые и дубовые леса, памятники старины и старообрядчества, наконец, Волга и Нижний Новгород отовсюду привлекают к себе любителей путешествий. Особенно часто здесь можно встретить нижегородцев и москвичей.

Путешествие по Керженцу можно начать от платформ «Озеро» и «Керженец» где останавливаются электропоезда (здесь до воды около 1 км), или от моста у села Быдреевка, куда можно подъехать автобусом с привокзальной площади города Семенова, где останавливаются пассажирские поезда дальнего следования линии Нижний Новгород - Котельнич.

В районе Дорофеихи и Быдреевки Керженец - тихая чистая речка шириной 15 - 20 м, петляющая в песчаном русле среди перелесков и лугов. После разрушенной плотины за Гавриловкой начинаются знаменитые раскольничьи места, описанные П. И. Мельниковым-Печерским и В. Г. Короленко. Старообрядческое кладбище над Мериновским плёсом и села Большое Оленево, расположенное в стороне от реки вблизи Санахты, правого притока Керженца, - одни из последних свидетельств ушедшего раскольничьего быта. Берега Керженца здесь высокие, лесистые, на излучинах пляжи, в русле коряги. Расположенное на высоком левом берегу реки село Хахалы связано автобусным сообщением с городом Семёновом. Здесь у моста на песчаных отмелях в межень, возможно, потребуется проводка.

Ниже Хахал селения по берегам редки, широколиственные леса перемежаются сосновыми борами. У Рустая - в прошлом крупного центра лесосплава - левый берег открытый, несколько полузаброшенных мостов, русло захламлено остатками лесосплава. После впадения слева крупного притока Большой Чёрной берега понижаются, они покрыты густыми мелкорослыми сосновыми лесами. С приближением Волги сосновые леса на берегах Керженца сменяются дубравами, а те уступают место пойменным лугам.

В низовьях Керженец широк, течения нет - сказывается подпор Чебоксарской ГЭС на Волге. На левом берегу Керженца при его впадении в Волгу стоит знаменитый в прошлом Макарьевский монастырь, у стен которого шумели Всероссийские торговые ярмарки. Чтобы не идти по разливам, можно попытаться уехать в Макарьево от моста дороги из Ивановского.

Из Макарьева следует паромом переправиться на противоположный берег Волги, к пристани Лысково, откуда «Метеором» или обычным теплоходом можно доплыть до Нижнего Новгорода (85 км). От Нижегородского речного порта до железнодорожного вокзала несколько трамвайных остановок.

Литература

  • Воронов Ю. Б. «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке». М., «Мир», 1993.