Гражданские сооружения кремля. Легенды и мифы Кремля. Деревянное зодчество Русского Севера

Статья, опубликованная в сборнике "Архитектурное наследство" № 47 (М., URSS, 2007). Написал я ее в 2005-м, с тех пор матералов по данной теме существенно прибавилось. По большому счету, статью бы переделать и дополнить, но это целая отдельная работа. Так что пусть пока будет так, как есть.

Церковь Воскресения Христова в Тезине (г. Вичуга). Фото автора, 2001 г.

А.В.Слезкин
Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля

Роль соборов Московского Кремля как образцов для возведения крупных городских и монастырских храмов в XVI - XVII вв. общеизвестна. Это отвечало средневековому методу ориентации на иконографический прототип. С переносом столицы в Петербург кремлевские святыни лишь на короткий период утеряли былую значимость. Уже при Елизавете, на волне подъема национальных чувств, петербургская архитектура вновь обращается к традиционным формам русского храмостроения, ориентируясь прежде всего на образ Успенского собора. Творение Аристотеля Фиораванти воспринималось культурой Нового времени в качестве духовного и государственного символа, ценнейшей реликвии, продолжавшей выполнять свою историческую миссию. Как известно, Успенский собор, будучи сокровищницей особо почитаемых святынь, оставался местом коронации российских монархов. Под его сводами власть обретала высшую легитимность. К тому же главный собор Москвы был памятником становления централизованного Русского государства.

Соединение этих функций сделало собор своеобразным архитектурным идеалом, узнаваемые черты которого интерпретировались на протяжении XVIII - XIX вв. сообразно господствующим художественным стилям. Так, ориентация на пятиглавие Успенского собора стала программной для барочного храмостроительства елизаветинского периода. В эпоху историзма подражание образцу обретает более конкретные формы - не только на типологическом уровне, но и по линии воспроизведения характерных архитектурных особенностей. В контексте кремлевской темы представляет интерес один из больших храмов главного творца николаевского «русско-византийского стиля» К.А.Тона – собор Владимирской иконы Богоматери Задонского Богородицкого монастыря (1845 - 1853 гг.). В целом его архитектурный облик близок к храму Христа Спасителя в Москве, однако шестистолпная структура, проявленная на северном и южном фасадах четырьмя пряслами и соответствующими им закомарами, явно восходит к Успенскому собору Кремля.

Со второй трети XIX в. тема московских святынь начинает активно звучать в архитектурном пространстве Петербурга. Оторванность европеизированной столицы от коренной России болезненно ощущалась именно в этот период напряженных поисков национального стиля. С николаевского времени в Петербурге начинается масштабное строительство храмов, призванных придать городу на Неве выраженный «русский» колорит. Некоторые очень важные в градостроительном и архитектурном плане сооружения программно уподоблялись знаменитым московским прототипам. Таким способом северная столица словно стремилась компенсировать свою историческую молодость.

Комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря показателен вдвойне – помимо названия, отсылавшего к известной московской обители, в его облике присутствовали многочисленные цитаты из допетровского зодчества. Построенная в 1892 - 1895 гг. по проекту Л.Н.Бенуа и В.П.Цейдлера колокольня усилила конкретно-исторические ассоциации с Московским Кремлем, довольно близко копируя столп Ивана Великого. С обретением колокольни постройки монастыря образовали цельный ансамбль с живописной игрой разновеликих куполов и узнаваемой «московской» доминантой [i] . Своеобразный силуэт и оригинальное многоцветие собора Василия Блаженного, композиционно неразрывно связанного с Кремлем, воспроизведены в соборе Воскресения Христова, более известном как «Спас на Крови» (1883 - 1907, арх. А.А.Парланд). Мемориальный храм, отмечающий место гибели императора Александра II , играет заметную роль в градостроительном пространстве центральной части Петербурга.

В целом концепция русского стиля конца XIX в. предполагала археологический подход к стилизации древнерусских образцов. Заимствование носило компилятивный характер и возводило повышенную декоративность в разряд главных и неоспоримых достоинств. Увлеченность частностями не позволяла в полной мере передавать образную сторону средневековой архитектуры. Принципиально иной метод интерпретации наследия допетровской Руси был положен в основу неорусского стиля. Первые опыты «абрамцевского кружка» 1880-х гг. во главе с В.М.Васнецовым обозначили новый, «художнический» взгляд на родную старину. Рационалистическое изучение, «архитектурное препарирование» памятников сменилось поэтически возвышенным и глубоким переживанием их образной сущности. Эту перемену в сознании убедительно выразил Н.К.Рерих в 1903 г.: «Мы признали значительность и научность старины, - писал он, – мы выучили пропись стилей… Посмотрим же <на нее> не скучным взором археолога, а теплым взглядом любви и восторга».

Вполне закономерно, что для архитектуры неорусского стиля значимость образов кремлевских святынь не просто сохранилась, но и возросла. Монументальность и лапидарность архитектурного языка Москвы XV - XVI вв. оказалась созвучна эстетике нового направления, правда, не в той степени, что стилисика новгородско-псковского средневекового зодчества. Балансирование неорусского стиля на грани между модерном и ретроспективизмом сказалось в том, что стилизация новгородско-псковских прототипов велась преимущественно сквозь призму модерна, любившего гротеск и скульптурность форм, а довольно статичные и «правильные» московские образцы трансформировались более прямолинейно.

Отношение к Кремлю как к оплоту российской государственности и выдающемуся ансамблю национальной культуры на рубеже XIX - XX вв. приобрело качественно новый оттенок. Приближение 300-летнего юбилея правящей династии активизировало интерес общества к отечественным древностям. Образ Первопрестольной столицы, былинного града с его традициями и неповторимостью архитектурного облика стал остро переживаемой темой. На волне этого «поэтически-художественного» открытия московской старины возникла, например, знаменитая серия акварелей А.М.Васнецова, колоритно запечатлевшая ушедшую жизнь Москвы XII - XVII столетий. Сохранявшиеся в начале XX в. и потому хорошо знакомые храмы и монастыри на акварелях словно оживали в своем некогда естественном окружении. Яркий художественный образ древнерусской столицы становился фактом современной культуры рубежа веков.

Возросший интерес к кремлевским святыням носил и более конкретные проявления. В 1894 - 1895 гг. производилась реставрация Успенского собора, усилившая внимание специалистов к этому памятнику архитектуры XV в. Работы производились под руководством К.М.Быковского. Были восстановлены первоначальные формы оконных проемов, сделаны первые расчистки древних фресок. Следующий этап реставрации собора пришелся на 1913 - 1917 гг., когда удалось восстановить цоколь, базы полуколонок порталов и базы столпов в интерьере. Была продолжена расчистка стенописи. Начало второго этапа работ совпадает по времени с проведением торжеств по случаю 300-летия Дома Романовых. В связи с этим представляется знаменательным тот факт, что в 1913 г., непосредственно во время торжеств, Николаю II было сделано подношение от свиты - позолоченная модель Успенского собора. Ее разместили в петербургском соборе Феодоровской иконы Божией Матери, возводившемся по проекту С.С.Кричинского в честь данного юбилея.

Модель Успенского собора - подношение Николаю II от свиты. Хранилась в Федоровском соборе Петербурга. Фото К.Буллы, 1913 г.

В конце XIX - начале XX в. архитекторами разрабатывается новая модификация типологии пятиглавого соборного храма. Это уже не крестообразный объем ампирных пропорций с большим центральным световым барабаном и четырьмя малыми, часто служившими звонницами (тип храма Христа Спасителя), а стройное кубическое сооружение с монументальным пятиглавием поверх полуциркульных (а не «тоновских» килевидных) закомар. Барабаны глав поставлены достаточно тесно, и, как правило, все они световые. С востока – три мощных полукруглых апсиды, с запада – пониженный притвор. В процессе эволюции идея пятиглавого собора приобретала все более конкретные очертания древнерусских соборов XII - XVI вв., восходящих к линии Успенского во Владимире, продолженной другим знаковым сооружением – Успенским собором Московского Кремля.

Первым в ряду постепенного отхода от тоновской традиции стоит Спасо-Преображенский собор подмосковного Николо-Угрешского монастыря, возведенный в 1880 - 1894 гг. по проекту А.С. Каминского. [v] Его сильно заглубленные между лопатками прясла стен и хорошо собранное пятиглавие отсылают к кремлевским прототипам, или, скорее к обобщенному типу собора XVI века (времени Василия III и Ивана Грозного), в свою очередь также ориентированному на Успенский собор.

Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря. Фото автора, 2002 г.

Собору Николо-Угрешского монастыря во многом подражает спроектированный владимирским архитектором П.Г.Бегеном Успенский собор Воскресенско-Федоровского монастыря в селе Сергеево под Шуей (1897 - 1905). Несмотря на то что боковые главы у него декоративные, сходство с главным собором Московского Кремля усилено введением аркатурно-колончатого пояса между окнами первого и второго света. Этот мотив, как известно, Москва восприняла от владимиро-суздальского зодчества XII в. В приведенных примерах обращает на себя внимание обобщение и укрупнение форм и деталей. Это совершенно новая черта для отечественной архитектуры конца XIX столетия, любившей многоречивое «узорочье XVII века», высочайше одобренное Александром III .

Еще дальше в направлении творческой интерпретации древнерусских образцов пошел Л.Н.Бенуа, проектируя собор Александра Невского в Варшаве (1894 - 1912) . Его замысел отвечал имперской идее утверждения российской власти на мятежных польских землях. Формы этого внушительного храма вышли пластичнее, а детали изысканнее, чем у собора Каминского. К юго-западу от храма располагалась отдельно стоящая столпообразная колокольня, близкая другой уже упоминавшейся работе Бенуа – колокольне петербургского Новодевичьего монастыря и также подробно воспроизводившая архитектуру кремлевской колокольни Ивана Великого (но значительно богаче прототипа декорированная). Общую композицию ансамбля, когда на расстоянии друг от друга располагались монументальный пятиглавый храм и столпообразная колокольня, несомненно, следует считать кремлевской аллюзией. В декоративном же отношении архитектура варшавского собора ближе владимирскому Успенскому собору, нежели московскому. Разнообразие отделочных материалов, широкое применение мозаик, «стильность» силуэта – совершенно новые качества, позволяющие отнести собор Александра Невского к кругу сооружений¸ этапных для сложения неорусского стиля.


Собор Александра Невского в Варшаве. Фото около 1920 г.


Собор Александра Невского в Варшаве. Фото 1910-х гг.

Линию собора Бенуа продолжает новый собор Серафимо-Дивеевского монастыря (освященный ныне как Спасо-Преображенский). Выстроенный в 1905 - 1917 гг. по проекту А.Е.Антонова, он стоит ближе к Успенскому собору во Владимире, нежели к одноименному московскому. В декоративном оформлении фасадов этого крупного храма превалирует мотив аркатурного пояса. Мелкий масштаб аркатуры подчеркивает массивность собора, а усложнение его композиции обширными притворами придает постройке динамичность. При этом решение пятиглавия, когда боковые главы намного меньше центральной, характерно для храмостроения 1830 – 1890-х гг. (проекты К.А.Тона, В.А.Косякова), а вовсе не для неорусского стиля. Наглядным подтверждением тому служит силуэтное сходство рассматриваемого собора со стоящим рядом Троицким, спроектированным А.И.Резановым всецело в духе своего учителя Тона.

Спасо-Преображенский собор Серафимо-Дивеевского монастыря. Фото автора, 2005 г.

Более простой композицией при схематизме декора отличается Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии (1907 – 1910, арх. А.А.Полещук). Эклектическая условность и жесткость форм заметны также в проекте церкви св. князя Владимира в г. Дальнем (Китай), относящемся к началу 1900-х гг. Широко расставленные пять глав заставляют вспомнить, опять же, некоторые произведения К.А.Тона (Екатерининская церковь в Петербурге, храмы в Царском Селе и Петергофе). Симптоматично и то, что аркатурный пояс «сполз» к основанию здания, превратившись в сугубо декоративное продолжение его цоколя.

Стройный по пропорциям Успенский собор общины «Отрада и Утешение» в подмосковном селе Добрыниха (1900 - 1904, арх. С.У.Соловьев) уже без каких-либо оговорок принадлежит к неорусскому стилю. Очертания закомар стали более плавными, появились обширные поверхности гладких стен и детали, почерпнутые из столь любимого в начале ХХ века новгородско-псковского зодчества. Небольшой западный притвор имеет килевидное завершение, что является распространенным мотивом неорусского стиля. Вместе с тем архитектурный образ здания лишен гротеска, что характерно для всех произведений С.У.Соловьева.

Успенский собор общины "Отрада и утешение" в с. Добрыниха. Фото нач. ХХ в.

К примерам развитого неорусского стиля, в которых звучит тема кремлевской соборной архитектуры, относится проект церкви в имении А.М.Мальцева Балаково Самарской губернии, выполненный И.И.Нивинским в 1908 г., который не был реализован [x] . В образе монументального храма соединены черты двух главных пятиглавых соборов древности – Успенского московского и Успенского владимирского. Ориентация на последний более определенна, и в общей композиции, и в характере декора.

И.И.Нивинский. Проект церкви в Балакове. 1908 г.

Необходимо упомянуть и собор Александра Невского на Миусской площади в Москве (проект 1899, строительство 1914 - 1917, арх. А.Н.Померанцев)

Архитектура Московского Кремля позволяет получить полное представление о том, как изначально был устроен центр российской столицы. включает в себя храмы, площади, палаты, здания. Сегодня все это достопримечательности, посмотреть на которые приезжают гости и туристы со всех уголков России и из-за границы.

Строительство Кремля

Архитектура Московского Кремля сформировалась в конце XV века. Основные башни и стены были построены в 1485-1495 годах. Был использован красный кирпич и белый камень на известковом растворе. Стоит отметить, что местные мастера были недостаточно квалифицированы для таких работ. Поэтому пригласили иностранных специалистов. Иван III нанял для строительства московского Кремля архитекторов из Италии.

Однако некоторые башни возвели все-таки русские мастера. Дело в том, что их форма напоминает характерные деревянные сооружения. Как известно, в то время плотничное искусство на Руси достигло своего совершенства, чему способствовал сам универсальный материал, а работа постоянно требовалась, так как периодически крупные пожары уничтожали все постройки. Чтобы избежать этого, при строительстве московского Кремля был использован камень.

Успенский собор

Одно из основных зданий этого архитектурного ансамбля - Успенский собор. Он возведен на месте первого каменного собора в еще Иваном Калитой в первой половине XIV века. Архитектуру московского Кремля во многом определяет это сооружение.

Собор начали возводить в 1475 году. За образец взяли аналогичное культовое сооружение во Владимире XII века. Таким образом, в очередной раз подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к Владимиру, который ранее считался одним из главных городов Руси.

На протяжении последующих 400 лет это был главный храм на Руси. Именно здесь венчали на царство всех правителей. Главный вход располагается со стороны Соборной площади. Вход в этот Кремля как бы охраняет архангел Михаил, фигура которого изображена над аркой. Еще выше богоматерь с младенцем.

Иконостас, который мы можем сегодня увидеть в Успенском соборе, выполнили иконописцы Троице-Сергиевой лавры в середине XVII века.

В годы Отечественной войны 1812 годы здания Московского Кремля были подвергнуты разграблению и опустошению. Не стал исключением и этот собор. Часть награбленного у французов потом отбили русские казаки.

Благовещенский собор

Архитектуру Московского Кремля нельзя представить без Благовещенского собора. Он находится в юго-западной части Соборной площади. Его построили в конце XV века. Работы выполняли псковские мастера.

В период правления Ивана Грозного была пристроена паперть с высоким крыльцом из белого камня.

Этот храм Московского Кремля построен в традициях раннего московского зодчества. Сегодня большой интерес представляет стенопись собора, которая появилась в начале XVI века. Основная заслуга принадлежит артели художников, которой руководили Феодосий и его сын Дионисий. Много сюжетов на тему Апокалипсиса. Также можно встретить и светские мотивы. Например, русских князей и византийских императоров.

Уникален пол этого собора. Его выложили специальной плиткой из драгоценной агатовидной яшмы.

Архангельский собор

Этот собор в стенах Московского Кремля появился в начале XVI века. Его возводил приглашенный итальянский архитектор Алевиз Новый. При этом он следовал традициям русского зодчества. Черты итальянского Возрождения просматриваются только в богатой отделке храма.

Его строительство велось на месте древнего Архангельского собора, который возвел Иван Калита в XIV веке, в память об избавлении столицы от повального голода. Его разобрали из-за тесноты, освободив место для более просторного храма.

Собор венчают пять куполов. Центральный позолочен, а боковые просто покрашены серебряной краской. В стиле итальянского Возрождения выполнены резные белокаменные порталы.

Во время захваты столицы Наполеоном здесь располагался винный склад. На алтаре французы устроили кухню, а все ценности расхитили.

Церковь Ризоположения

Примечательна и небольшая церковь, построенная отечественными мастерами в конце XV века. Она появилась на месте старой деревянной церкви Ризоположения, которую построили после того, как татары отступили от Москвы.

В 1451 году они подошли вплотную к городу, но не стали его штурмовать, а отступили, бросив все награбленное. Православная церковь придала этому религиозное значение, посчитав за чудо. В действительности татары отступили из-за политических разногласий между военачальниками.

Новая церковь серьезно пострадала от пожара в 1737 году. Ее восстанавливал архитектор Мичурин.

Оружейная палата

Палаты Московского Кремля сегодня представляют большой интерес для туристов. Первые упоминания о ценностях, которые сегодня находятся в Оружейной палате, можно встретить в 1339 году. Еще во времена Ивана Калиты началось формирование княжеских сокровищ. Среди них были украшения, посуда, церковные сосуды, дорогая одежда и оружие.

В конце XV века здесь разместился один из центров российских художественных ремесел. К тому же сюда свозили дары от иноземных посольств. Жемчуг, парадную конскую упряжь.

К 1485 году казна разрослась настолько, что было решено построить отдельное двухэтажное каменное здание между Благовещенским и Архангельским соборами. Оно получило название казенный двор.

Грановитая палата

Грановитая палата Московского Кремля - одна из немногих частей дворца, которые сохранились со времен Ивана III. Это был его парадный тронный зал. Это самое древнее гражданское каменное строение в Москве.

Ее построили за 4 года рус ские мастера при помощи приглашенных итальянцев - Пьетро Солари и Марко Руффо.

Палата представляет собой квадратный зал, в котором опираются на столб в центре помещения. Зал высотой 9 метров освещается за счет грамотно расположенных 18 окон, а также четырьмя массивными люстрами. Общая площадь Грановитой палаты Московского Кремля почти 500 квадратных метров.

В конце XVI века ее стены расписали церковными и библейскими сюжетами. Столетиями именно здесь отмечались самые важные события в истории Русского государства. Тут принимались иностранные посольства и делегации, заседал Земский собор. Регулярно в Грановитой палате отмечали победы русского оружия. Например, Иван Грозный праздновал а Петр I победу при Полтаве над шведами.

Красная площадь

Красная площадь Московского Кремля появилась в XV столетии. Сегодня это один из символов не только столицы, но и страны, ее визитная карточка.

Ее заложил Иван III, повелевший снести все деревянные постройки вокруг Кремля. Так как они всерьез угрожали ему пожаром. Это место, по его распоряжению, отвели под торговлю. Поэтому первоначально Красная площадь называлась Торг. Правда, это продолжалось недолго.

Уже в XVI веке ее переименовали в Троицкую. Из-за расположенной поблизости церкви Святой Троицы. Позже на ее места появился собор Василия Блаженного. Судя по документам, в XVII веке площадь называлась Пожар. При этом стоит не забывать интересную топонимическую особенность Древней Руси. В то время один и тот же объект одновременно мог иметь несколько официальных названий.

Красная площадь официально так стала называться только в XIX веке. Хотя в некоторых документах это название встречается еще в XVII веке. Смысл этого названия, согласно словарю Владимира Даля, состоит в том, что у наших предков слово "красный" обозначало красивый, превосходный.

На протяжении веков на примере Красной площади можно проследить, как изменялся московский Кремль. В XV веке здесь появилась со знаменитыми башнями - Сенатской, Спасской и Никольской. В XVI веке храм Василия Блаженного и Лобное место. В XIX веке - Исторический музей, Верхние торговые ряды, которые сейчас называются ГУМом, памятник Минину и Пожарскому. XX век принес на Красную площадь Мавзолей и некрополь у Кремлевской стены.

Храм Василия Блаженного

Этот храм построили в середине XVI века. Возвели его в честь взятия русскими войсками Казани. Здание представляет собой грандиозное сооружение из 9 столпов, которые возвышаются над цокольным этажом, соединяясь между собой галереей. Объединяет композицию центральный столп, который увенчивают шатры с декоративной главкой наверху. Многие специально приезжают в Москву, чтобы своими глазами увидеть этот храм.

Восемью столпами окружен центральный шатер. Все остальные завершаются главами в форме луковиц.

Со стороны Спасской башни два крыльца ведут на террасу храма. Оттуда же можно попасть на обходную галерею. Туристов и жителей столицы до сих пор впечатляет расцветка храма, даже несмотря на то, что она была выполнена несколько столетий назад. Расписали храм Василия Блаженного настоящие мастера. Они применяли исключительно естественные цвета в сочетании с белым камнем и красным кирпичом. Из последних выполнены самые мелкие детали. Яркая роспись была выполнена в XVII веке. Когда появились более поздние пристройки, то в них поместили колокольню и придел храма на северо-востоке. До нашего времени дошли имена зодчих, которые возводили это знаковое культовое сооружение. Их звали Посник и Барма.

Эти стили можно не только назвать "русскими", но и сказать, что они повлияли на международную сцену. Хорошая возможность вспомнить нашу архитектуру, возможно, актуализировать саму школу... ну и избавиться от комплекса неудачников в архитектуре.

Деревянное зодчество Русского Севера

Время: испокон веков – до XIX века

Место: Русский Север

Сейчас уже никто не скажет, откуда взялось это зодчество: шатровые церкви, похожие на космические ракеты; избы-дворы размером с полпятиэтажки; серебристая осиновая "чешуя"- лемех на крышах и главках. Что-то, конечно, выковал суровый северный климат – хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до хлева, убирали под одну крышу для защиты от снегов и морозов. Что-то, наверное, позаимствовали в незапамятные времена у соседей: клетские церкви отдалённо напоминают варяжские ставкирки, а изобретение шатра пытаются оспорить татары. Как бы то ни было, всем этим типам построек более тысячи лет, и например первая София Новгородская, срубленная в год Крещения Руси, была шатровым храмом. Порожденные той землей, где стоят, её природой и историей, эти постройки столь же естественны, как окрестные рощи, холмы и реки.

Семь ярких примеров

  • Погост и музей Кижи в Карелии – самая совершенная (Преображенская) и самая старая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные церкви в России.
  • Кимжа и другие сёла реки Мезени – самая цельная и подлинная деревянная Русь.
  • Малые Корелы близ Архангельска – самый большой русский музей деревянного зодчества.
  • Часовни Кенозерского национального парка – самый удобный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.
  • Сретенско-Михайловская церковь на месте исчезнувшего села Красная Ляга – самое зачарованное место.
  • Варзуга и другие сёла Терского берега в Мурманской области – самые северные старые русские сёла.
  • Невский лесопарк под Петербургом – воссозданная церковь Вытегорского погоста, самая большая и сложная из уцелевших до ХХ века, но сгоревшая в 1960-е годы.

Московское барокко и узорочье

Время: XVII-XVIII века

Место: Средняя Россия, Русский Север и Поволжье

Услышав словосочетание "русская церковь", чаще всего представляешь себе образцы именно этого стиля. Эти ни то пряничные, ни то игрушечные церквушки с пышными формами, непременной бело-красным расцветкой, фейерверком кокошников над крышей, разноцветными главками и вычурными крестами. В Москве и окрестных городах в середине XVII века этот стиль пришёл на смену суровой, холодной византийской архитектуре, господствовавшей со времён Древней Руси. Более раннее узорочье отождествляют с маньеризмом, но провести границу между ним и собственно московским барокко не так-то просто – один стиль плавно вырос из другого. У их истоков стояли купцы. Они ходили торговать в Европу и видели там новые веяния… но создали нечто совершенное иное. Скорее всего, им просто захотелось новизны.

Семь ярких примеров:

  • Церковь Троицы в Никитниках (Москва) – самый первый образец стиля.
  • Успенский собор в Рязанском кремле – самый внушительный в размерах образец стиля.
  • Теремной дворец в Московском кремле – самый большой узорочный дворец.
  • Высоко-Петровский монастырь в Москве – самый целостный ансамбль русского барокко.
  • Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле – самый причудливый образец стиля, и к тому же она изображена на купюре в 1000 рублей.
  • Петропавловский собор в Казани – самый совершенный образец стиля.
  • Троицкий собор и другие церкви в Соликамске (Пермский край) – лучший ансамбль этого стиля вдали от Москвы.

"Ложная готика"

Время: конец XVIII – начало XIX века.

Место: окрестности Москвы и Петербурга.

…Устав от строгости классицизма и безумия барокко, европейцы в XVIII веке вдруг вспомнили о готике, первом архитектурном стиле, который они изобрели сами, без оглядки на греков и римлян. Европейские города, а в России – усадьбы самых просвещенных купцов и аристократов тогда украсили многочисленные стилизации под ту эпоху. Но вышло то же, что и с барокко полутора веками ранее: Казаков, Баженов, Фельтен, скорее всего сами не заметив как, создали совершенно русский архитектурный стиль, который и называют теперь даже не "неоготикой", а "ложной готикой". В сущности, это просто русское барокко удачно замаскировалось под готику. Показательно и то, что старообрядцы, хранители Руси Допетровской, которым в те годы Екатерина II даровала недолгую оттепель, свои храмы строили именно в этом стиле, предпочтя его "латынянскому" классицизму.

Семь ярких примеров:

  • Усадьба Царицыно в Москве – самый первый и самый большой ансамбль в этом стиле.
  • Петровский дворец в Москве – менее известный, чем Царицыно, но не менее красивый.
  • Никольская башня Московского кремля – самый известный пример стиля, так как стоит прямо на Красной площади.
  • Рогожский и Преображенский монастыри в Москве – как "ложную готику" полюбили староверы.
  • Чесменская церковь в Санкт-Петербурге – самая красивая церковь в этом стиле.
  • Ново-Никольский собор в Можайске – самая большая церковь в этом стиле.
  • Вокзал Новый Петергоф – а это, для сравнения, классическая, не "ложная" неоготика.

Сибирское барокко

Время: XVIII – начало XIX века.

Место: Сибирь

Собственная готика в России тоже есть, и искать её надо в Сибири. Вообще, "московское барокко" оказалось не близко купцам Русского Севера – самым деловитым и патриархальным – и они создали совсем другой стиль. Северные церкви – белые, тонкие и высокие – напоминают парусные корабли. От города к городу они порядком отличались, и церкви Тотьмы не спутаешься с церквями Устюга и Вятки, а церкви Вятки – с церквями Урала. Чем дальше на восток – тем их облик был самобытнее, достигнув апофеоза где-то между Уралом и Байкалом. Сибирские церкви незабываемы. Их устремлённость к небу, пламенеющие силуэты крыш и наличников, маленькие главки, похожие на огоньки свечей – среди приземистых деревянных городов, к которым в старину вплотную подступала тайга, они казались застывшим сиянием.

Семь ярких примеров:

  • Троицкий собор в Верхотурье (Свердловская область) – еще не сибирское барокко, но его прототип.
  • Спасо-Преображенская церковь в Верхней Синячихе (Свердловская область) – самый западный и самый оригинальный образец стиля.
  • Церкви Подгоры (Тобольск) – несколько в основном заброшенных барочных церквей потрясающе смотрятся среди деревянного старого города у подножья кремлёвской горы; а вот сам кремль – это еще московская, а не сибирская, архитектура.
  • Воскресенская церковь в Томске – самый красивый образец стиля.
  • Церкви Иркутска – помимо всего прочего, украшены буддийскими (!) орнаментами.
  • Одигитриевский собор в Улан-Удэ – сердце города, самый восточный образец стиля и первое в России сейсмостойкое здание.
  • Успенская церковь под Нерчинском – это скорее узорочье, но почти что на Дальнем Востоке! Самая дальняя от Москвы русская церковь XVIII века.

Деревянный модерн

Врем я: конец XIX – начало XX века.

Место: вся бывшая Российская империя.

Да и, на самом деле, не только модерн – и эклектика, и отголоски классицизма: в полвека перед революцией русское деревянное зодчество переживало настоящий ренессанс. Причём если в допетровские времена задавали тон деревянные церкви, в XIX веке лидерство перешло к особнякам. Самым разным: городские дома, усадьбы, дачи… Зачастую – с деревянным кружевами. Как бывало в России не раз, законодателями этого стиля были купцы и промышленники из числа освободившихся крестьян, и лишь затем эту пришедшую из глубины России моду восприняли столичные интеллигенты. Огромные районы-ансамбли резных деревянных домов – одна из самых уникальных достопримечательностей России.

Семь ярких примеров:

  • Дачи начала ХХ века в окрестностях Москвы и особенно Петербурга.
  • Деревянные кварталы Вологды, в первую очередь Нижний посад и Заречье.
  • Козьмодемьянск на Волге – самая обильная и изящная резьба.
  • Солигалич на Костроме – самый цельный и подлинный деревянный старый город, где из рубленые даже торговые ряды.
  • Деревянные кварталы Астрахани, что особенно удивительно, если вспомнить, что вокруг пустыня.
  • Деревянные кварталы Томска, в первую очередь Татарская слобода и Воскресенская гора – пожалуй, лучший заповедник этого стиля.
  • Деревянные кварталы Иркутска – вместе с Томском и Вологдой завершает "большую тройку" русских деревянных городов.

1) 21 января, благодаря удавшемуся выходному дню, прокатился с самого утра до Можайска. Если на буднях подъём в 7.00 или в 7.30 крайне труден, то в выходные, как по закону подлости, сам просыпаешься, чувствуешь бодрость, настроение, заряд энергии. Предстояло проехать 80 км, задал маршрут, однако навигатор вывел на несуществующий ныне автомобильный переезд, из-за чего пришлось искать обходные пути (а навигатор упорно призывал вернуться к тому переезду, переделанному на пешеходный). Слегка покружив по частному сектору, сам без помощи техники нашёл магистраль, по которой я выехал на Можайское шоссе и продолжил свой путь.

2) Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и мир" 1965-1967 гг. съёмок накануне сцены Бородинского сражения.

3) Фотография 1912 года Сергея Прокудина-Горского.

4) Целью поездки стал Ново-Никольский Собор в псевдоготическом стиле на месте существовавшего до XVII столетия Можайского Кремля, от которого остался фрагмент земляного вала и 11 метров крепостных ворот.

5) Обитатели глухих москворецких лесов, находившихся на границе Смоленской, Черниговской и Ростовской земель, были почти не затронуты политическими, экономически и духовными процессами Киевской Руси. Ещё в первой половине XI века здесь царила языческая старина, привлекавшая всех, кто бежал от христианизации. Постепенно в этих местах сложился непокорный, подвижный и вооружённый народ, известный как москворецкие вятичи. Они не знали городов, не строили крепостей. Лес служил им и домом и крепостью. Все изменилось после 1073 года, когда сыновья Ярослава Мудрого начали борьбу за киевский престол.
В 1097 году состоял Любечский съезд, по которому Мономаху доставалась отчина отца - Переяславское княжество и признавались территориальные потери Чернигова, Смоленска и Ростова. Черниговская земля после Любеча оказалась между Переяславским, Смоленским и Ростово-Суздальским княжеством. И если принадлежность Владимиру Переяславля защищалась отчинным правом, то отсутствие общей устойчивой границы между спорными северными территориями могло привести к утрате контроля над Смоленском и Ростовом.
В конце X - начале XI века из Ростова в Смоленск был только один путь - через Волгу в Днепр, в обход лесной страны вятичей. Положение с дорогами изменилось после походов Мономаха «сквозе вятичи», и несмотря на то, что покорить окончательно вятичей не удалось, был проторен второй путь в обход них, теперь уже с юга. В 1097 году с потерей Черниговского и Муромо-Рязанского княжеств, Владимир Мономах лишается южного пути из Смоленска в Ростов. А северный путь по Волге был всё так же не надёжен, поскольку выходил за пределы Ростовской земли. В этих условиях оставалось одно - снова торить путь «сквозе вятичи», теперь уже по Москве-реке. Однако в этот раз у Мономаха на покорение вятичей не было ни сил, ни времени. Поэтому единственным политическим средством был «ряд» - договор между князем и вятичами. Попытки достижения согласия с ними осуществлялись как со стороны Смоленского княжества, так и со стороны Ростовского с 1097 по 1113 год. Именно в этот период в 1108 году был основан город Владимир Залесский (он же, Владимир), а также, следуя этой гипотезе, ещё две крепости, одна из которых стала впоследствии Москвой, а другая Можайском.
По другой теории, Можайск обязан своим появлением древнему волоку, одному из вариантов пути из варяг в греки. Именно в районе Можайске находится самый узкий участок водораздела рек Протвы и Москвы.

6) После 1113 года ничто уже не угрожало путям, соединяющим Смоленское и Ростово-Суздальское княжества. Первый укреплённый детинец на Соборной горе существовал уже в XII веке, в районе Ново-Никольского собора. Укрепления были аналогичны ранним укреплениям Москвы. Они представляли собой древесно-гумусную насыпь, структурированную бревенчатыми дубовыми конструкциями, и покрытую слоем глины. Облицовка вала представляла собой «хаковую» конструкцию: горизонтально уложенные брёвна удерживались при помощи деревянных балок с крюками. Балки были впущены в вал и удерживались там при помощи свай. Полной аналогией данной находки является конструкция вала, обнаруженная в 1959 г. в Московском кремле. Этот факт укрепляет гипотезу о единой программе градостроительства на пути «сквозе вятичи», в рамках которой были основаны Москва и Можайск. По верху вала была устроена деревянная стена, составленная из срубов. Башен на стенах для крепостей этого времени не предусматривалось.

7) К концу 1130-х гг. функция поселения меняется от княжеской усадьбы-«места» к погосту, игравшему важную роль в процессе феодализации, окняжения и христианизации местного населения. Помимо постоянного гарнизона и воеводы здесь появляется население, обслуживающее процесс сбора дани, а так же периодически вершился княжеский суд.
Можайск впервые упоминается в летописях (начиная с Московско-Академической летописи и включая ряд позднейших летописей, в том числе Новгородскую IV, Воскресенскую и Никоновскую летописи) в 1231 году. В том году крепость безуспешно пытался захватить переславский князь князь Ярослав в ходе междоусобного конфликта с черниговским великим князем Михаилом.
В 1237-1238 гг. поселению ужалось избежать нашествия Батыя, в 1277 году упоминается в летописях как часть Смоленского княжества - с этого времени Можайск и становится городом.

8) В 1303 году, после захвата крепости московским князем Юрием Даниловичем, город вошёл в состав Великого княжества Московского. Земляной оборонительный вал, дошедший до нас, был насыпан не ранее XIV века. Во время правления Бориса Годунова возводятся по велению царя белокаменная крепость в 1603-1605 гг., разрушенная во время польской осады 1618 году накануне Деулинского перемирия с Речью Посполитой. По мирному договору с Польшей, позволившему Русскому царству начать восстановление народного хозяйства после Смуты, Можайск стал приграничным городом ввиду потери Смоленска. Зодчими Иваном Измайловым, Джоном Талером, Баженом Огурцовым (автора Теремного дворца Московского кремля) в 1624-1626 гг. в городе создаётся мощный кремль по образцу Китай-Города Москвы в качестве противовеса контролируемой тогда поляками Смоленской крепостной стены . В 30-х гг. XVII столетия воеводой крепости успел побыть даже сам Дмитрий Пожарский.

9) После заключения с Польшей "Вечного мира", по которому к Русскому царству отходили Левобережная Украина, Киев, Запорожье, Смоленск и Чернигово-Северскую земля с Черниговом и Стародубом , крепость начала постепенно приходить в упадок. Трескались и разрушались её стены. Никому не нужный, запущенный кремль привлекал лишь местных жителей (кирпичом и белым камнем). В 1802 году Можайский кремль был полностью разобран.

10) Одновременно с разбором кремля, в 1802-1814 гг. под руководством архитектора Алексея Бакарёва возводится рассматриваемый нами в этом репортаже Никольский Собор в стиле псевдоготики и частично включивший в себя стены прекратившей своё существование белокаменной крепости.

11) Тем не менее, уцелевший фрагмент Можайского кремля в виде крепостных ворот.

12)

13)

14)

15)

16) Вид на частный сектор и подъезд к городу с западной стороны Старой Смоленской дороги - историческом "автобане", соединявшим Московский Кремль и Смоленскую крепость. По Старой Смоленской дороге отступали русские войска под натиском армии Наполеона в Отечественной войне 1812 г. По ней же Наполеон с остатками армии бежал от Москвы и Малоярославца на запад.
Великая отечественная война 1941-1945 гг. оставила больше отметин на истории Старой Смоленской дороги, чем вся её многолетняя история. Повторяя события 1812 года, обессиленная Красная армия отступала к Москве, ожесточенно сопротивляясь натиску фашистских войск. Вплоть до 1943 года линия фронта проходила в районе пос. Уваровка, а немецкие войска, окончательно увязнув в сопротивлении советских солдат, начали готовиться к обороне в районе Дурыкино, упоминаемого в географии Старой Смоленской дороги. В 1943 году, повторяя путь армии Наполеона, немецкие войска стали отступать по всей линии фронта в результате Ржевско-Вяземской операции.

17) Братская могила воинов 5 армии Красной армии, павших в боях за Можайск в ноябре-декабре 1941 года. В декабре 1941 - январе 1942 войска армии перешли в контрнаступление, в результате которого освободили Можайск и закрепились на подступах к Гжатску.
В марте 1943 армия принимала участие в Ржевско-Вяземской наступательной операции, в ходе которой освободили города Гжатск и Вязьму, в августе - сентябре 1943 в ходе Смоленской операции 1943 года участвовала в освобождении Смоленска.
В 1943-1944 годах армия в составе 3-го Белорусского фронта участвовала в Оршанской, Витебской, Белорусской и Восточно-Прусской наступательных операциях. Завершила 2 мировую войну 5 армия на Дальневосточном фронте против Квантунской армии Японии, там же и до настоящего времени и дислоцируется в Приморском крае.

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.