Где находится вилково. Вилково. Староверы в дельте Дуная. Географические особенности края

Фото превью citypics.ru

История города Вилково

Город Вилково в Одесской области , также известен под названием «Украинская Венеция» , был основан в первой половине XVIII века староверами , которые бежали от религиозных преследований после раскола русской ортодоксальной церкви.

Фото infokava.com

Первые жители Вилково начали осваивать плавни, но для того чтобы построить дом и разбить сад и огород, сначала нужно было построить искусственный островок. Строительный материал брали тут же, выкапывая вокруг островка канал.

И сегодня население старого города продолжает жить на этих же островах. Дороги от дома к дому проложены по кладкам и мостикам.

У каждой семьи есть своя лодка - основное транспортное средство вилковчан.

Можно ли сейчас поплавать на лодке в Вилково

Раньше лодка являлась здесь более привычным способом передвижения, чем автомобиль. Однако, в последнее время много каналов обмелело, некоторые засыпаны полностью, из-за чего происходит замеление всех соединяющихся каналов.

Поплавать по городу сейчас можно только в «старой» части города.

Кстати, здесь до сих пор живут староверы , которые не признают никаких благ цивилизации. К ним можно зайти в гости, а узнать, где именно живут староверы , рекомендуем у местных.

Дунайский Биосферный заповедник

Дунайский заповедник - уникальная экосистема, где можно встретить 563 вида разнообразных растений и более 200 видов птиц.

Территория охватывает острова дельты вверх и вниз по течению Дуная, озера дельты и двухкилометровую полосу морской акватории вдоль побережья.

Флора заповедника насчитывает 563 вида разнообразных растений. Высокая биологическая продуктивность растительности объясняется большим количеством плодородного ила, который наносится рекой. Преимущественно растут: камыш обыкновенный, рогоз узколистый.

Вдоль течений полосами шириной от 5 м до 200 м пролегают заросли, образованные вербами (белой, лошкой, трёхтычинковой), на приморской части - облепихой крушиновидной, аморфой кустовой, таморизком галузистым. Среди высокой травы попадаются участки водяной растительности, образованные белыми водяными лилиями, щитолистыми плавунами, а также редкими видами, занесённых в Красную книгу Украины - сальвинией плавучей и орехом плавучим.

Животный мир заповедника имеет специфические особенности. Значительные кормовые ресурсы плавней способствуют концентрации тут множества птиц (более 200 видов). Гнездятся гусь серый, лебедь-шипун, крачка, лысуха, разные виды уток, цаплей, чаек. Из редких видов водятся пеликан кучерявый, орлан-белохвост, пеликан розовый, краснозобая казарка, колпица, огар, кроншнеп средний. Акватория заповедника является местом зимовки водоплавующих птиц (около 120 видов), а также местом отдыха во время перелётов.

Что еще посмотреть в Вилково

Кроме того, что приехав в «украинскую Венецию» стоит покататься на лодке по каналам , зайти в гости к староверам , конечно же не с пустыми руками, нужно ещё отправиться на катере до «0» километра .

Дунай - единственная река Европы, измерение которой ведется в обратном направлении: не по течению, а против него.

Памятным знаком отмечен ручеек, с которого начинается великая река в горах Шварцвальда, памятным знаком и заканчивается. По одной из версий (доминирующей) «0» знак находится на молу румынского города Сулины. Однако молодые энтузиасты Дунайского биосферного заповедника поставили знак, обозначающий другую версию места где именно Дунай впадает в Черное море: Нулевой километр, который находится на украинском острове Анкудинов.

Ещё обязательно попробуйте дунайскую уху , приготовленную на дровах и местное вино - «Новак» , а также закажите экскурсию на лодках или байдарках на кувшинковые поля. Вам очень понравится 🙂

Вилково с высоты

Про Вилково слышали многие, как про "украинскую Венецию". Отчасти так и есть, некоторые улицы представляют из себя водные каналы (ерики), по которым местные жители передвигаются на лодках. Но на этом сравнение лучше закончить или вообще придумать другой слоган. Да и за последние 50 лет многие каналы пересохли или были засыпаны, поэтому более привычным средством передвижения стал автомобиль. На лодках по каналам сейчас, разве что, туристов возят.

Любопытно, что 300 лет назад, когда Вилково (ранее Липованское) было основано казаками и липованами, город стоял около самого моря. Но за прошедшие столетия море отодвинулось на 18 километров.

Дунай - главная местная достопримечательность. Это самая большая река Европы, длиной почти 3000 километров. Река является границей десяти государств, в том числе и Украины. Собственно, на противоположном от Вилково берегу уже Румыния. Несмотря на то, что количество рыбы в Дунае уменьшается, она еще есть и рыбный промысел является важной статьей дохода местных жителей. Здесь есть осетр и белуга.

Что делать в Вилково:
- проехаться по каналам города на лодке или погулять вдоль них
- посетить "нулевой километр", место, где Дунай впадает в море
- познакомиться с липованской культурой и кухней
- посмотреть старообряднические церкви
- заняться рыбалкой
- попробовать местного вина
- посетить уникальный остров Ермаков, посмотреть птиц и животных

В Вилково есть главный канал, прямо, как в Венеции. Собственно, это единственный "рабочий" канал, который используется постоянно.


Есть и много маленьких ериков.


Любопытна система деревянных и каменных помостов, они есть практически везде и позволяют избежать грязи.


Вдоль Дуная построены сотни таких вот помостов - персональных причалов.


Весной в городе очень много нарциссов.


Есть несколько памятников.


Ленина в прошлом году снесли, остался один постамент.


Государство очень слабо поддерживает туристическую отрасль в Вилково, поэтому та туристическая инфраструктура, которая есть сейчас, была сделана местными жителями. Собственно, государство, судя по всему, и в целом поддерживает Вилково только на словах, это видно даже по ужасной дороге, которая ведет к городу.

Мы, как туристы с многолетним опытом, перечислим то, что нужно сделать здесь в первую очередь для развития туристической отрасли . На тот случай, если нас прочтут власть имущие.

1. Самое главное - обратить внимание на Вилково. Не только в туристическом плане. Поверьте, это нужно сделать по разным причинам. И если вы этих причин не понимаете, то вам не место среди власть имущих.
2. Отремонтировать 80 километров дороги, это же позор какой-то, а не дорога.
3. Расчистить, улучшить и, самое главное, сохранить оставшиеся небольшие ерики (каналы). Это же визитная карточка Вилково, которую сейчас многие туристы называют просто болотом.
4. Улучшить туристический водный транспорт и предоставляемые ими услуги. На данный момент особого надзора над теми, кто предлагает услуги, видимо, нет.
5. Сделать бОльший упор на липованские традиции и кухню. Берите пример с раскрученных гуцулов.

Есть и много других рекомендаций, это только основные. Почему нужно обратить внимание на Вилково? Потому что это уникальное место. Поверьте нам, где мы только не были, и всё равно пишем, что это место уникальное, с хорошим потенциалом.

Более того, уже сейчас Вилково популярно у зарубежных туристов. Вместе с нами там была группа немцев, 15 человек, сотрудники посольства. В Вилково приезжает много европейских туристов во время круизов по Дунаю. Это последний пункт для них, здесь они пересаживаются на маленькие катера и едут к нулевому километру, то есть месту, где Дунай впадает в Черное море.

Помимо самого Вилково, огромный интерес представляет собой Дунайский биосферный заповедник, который расположен вокруг города. Куда бы вы не поехали на кораблике, ваш путь будет лежать через заповедник. Экосистема дельты Дуная - самая интересная в Европе и одна из лучших в мире. За два дня экскурсий мы видели огромное количество птиц и животных.


Мы совершили две прогулки на кораблике. Сначала до символического нулевого километра по Анкудиновому гирлу. По пути посмотрели намывные огороды и заросли тросника.


В конечной точке маршрута сфотографировались с символическим знаком. Тут же можно насобирать различных красивых ракушек и увидеть редких птиц. Жаль, наш фотоаппарат не позволяет фотографировать их вдалеке, но, поверьте, они там есть, даже пеликаны.


Также мы посетили Ермаков остров. По пути прошли вдоль Вилково.


Его посещают всего несколько сотен человек в год, поэтому здесь сложилась уникальная экосистема. Причала здесь нет, высадка прямо на берег. Очень хотели полетать здесь на коптере и показать остров сверху, но пограничники запретили (мы специально звонили им, спросить разрешения).


Длиннофокусный объектив здесь просто необходим. Видели диких лошадей, диких коров, гиену, орлана белохвоста, выпь, баклана, кучерявого пеликана, цаплю, фазана, удода. Очень хотели увидеть лесных котов и кабанов, но не получилось.


Остров окружен специальной дамбой, которая препятствует росту высоких деревьев и кустарников. По дамбе очень удобно гулять и, кстати, тропа на ней протоптана животными, не людьми.


Не все выживают после зимы, видели кости нескольких больших животных.


Яйцо вороны


И конечно очень красивые пейзажи.


Также Вилково интересен тем, что здесь проживают староверы (липоване). Мы мало интересуемся религией, поэтому даже не знали, кто это такие. В двух словах: в 1650-х — 1660-х годах была проведена реформа церкви. Те, кто реформу не приняли, стали называться староверами. Они также являются православными верующими, просто с небольшими, "косметическими" отличиями. Подробно можно почитать в википедии , для нас же основным отличием было то, что крестятся староверы двумя пальцами, а не тремя, и вход в церковь у мужчин и женщин раздельный.

В Вилково есть три церкви: две для староверов и одна современная. Мы специально сняли их сверху для сравнения. Чисто визуально - отличий никаких. Правда внутри у староверов фотографировать нельзя, местная мерия официально запретила. Причина - конфликты между староверами и туристами.

В интернете можно прочитать, что липоване замкнутые и нелюдимые. Должны сказать, что такое впечатление есть. Хотя, когда мы летали в городе с коптером, то местные жители с интересом подходили и расспрашивали, что это и как работает. Никаких проблем в общении не наблюдалось:)


Церковь Рождества Богородицы ©Yuriy Buriak http://bus.com.ua или , первый автобус в 6:25. Не забудьте паспорт, город находится на границе. В самом городе маршрутка привозит в центр, к церкви. Отсюда можно пройти за 5 минут до речного порта и договориться про экскурсии.

Необычность города в том, что старая часть города расположена на воде. Вместо улиц там - каналы, по которым перемещаются, в основном, на своеобразных украинских "гондолах" (изготавливают здесь же) и моторных лодках. В городе по каналам плавают стоя на корме лодки и отталкиваясь шестом.


Площадь Вилкова - около 460 гектаров. Сколько здесь островов, никаким властям не ведомо, хотя фактически этот город с населением в 10 тысяч человек - украинская территория. Но люди тут по-прежнему говорят на русском языке допетровских времен и не знают, в какой стране живут: кто до сих пор думает, что "под Россией", кто - "под Румынией".


Церковь старообрядцев

Но, Вилково, по-прежнему остается тихим и потаенным, спрятанным в дунайских плавнях - камышовых зарослях. Городок небольшой, здесь сложно заблудится, а вокруг встречаются очень доброжелательные и приветливые люди.


В середине 17 века беглые донские и запорожские казаки, преследуемые по религиозным политическим мотивам, поселились в нижней части дельты Дуная. Место выбрали на материковой части на низких наносных берегах, которые при сильных ветрах и паводках затапливались водой. Возникла необходимость в укреплении мест под жилье, хозяйственные постройки и огороды. Грунт брали здесь же, прокапывая вокруг захваченных участков каналы и ерики. Они служили границей между земельными участками хозяев и хорошими проходами и укрытием для лодок.


Совместно с естественными протоками дельты рукотворные каналы образовали единую водную систему каналов и ериков г. Вилково. Она занимает до 45% территории города и по каналам на лодке можно попасть в любую его часть.


Городок вдоль и поперек исчерчен тонкими линиями каналов-ериков. На берегах каналов высажены деревья ивы - они укрепляют канал. Тротуаром служат 2 широкие и толстые доски, к тому же, слегка скользковатые от дождя. В поселке очень ухоженные дворы. Староверы предпочитают белый цвет. Постельное белье только белое. Дома свежепобеленные. По периметру дома насыпан ракушечник шириной см 50. Когда идет дождь вода попадает на ракушку и брызги не пачкают стены.


Каждое лето местные дети плавают к морю и привозят корзины ракушек. Это так и называется - детский бизнес. Насчет ила - это основное удобрение и строительный материал для островов. Каналы каждый год необходимо чистить от ила, что бы не мельчал.
Каждый житель отвечал за свой участок. Обычно это делается в самый жаркий месяц, вода спадает люди заходят в каналы и руками выгребают ил.


Стоит домина по виду кирпичный, посмотрели срез стены - тростник, оштукатуренный.
Дом легкий, не проседает, быстро прогревается и держит температуру. Тростник один из видов бизнеса местного населения. Его срезают, сушат, пакуют на станках - выходит на подобии циновки и отправляют на экспорт в Голландию, Германию. Товар экологически чистый, как и все фрукты-овощи. Ягода отдельная песня. Одна семья за сезон собирает со своего участка на островах до 5 тонн клубники. Созревает она здесь рано и, говорят, самая вкусная по Украине.


Вилково. Набережная


Вилково. Церковь старообрядцев


Вилково. На территории города построены 3 церкви - одна православная и две липованские.
Мужчины и женщины старообрядцы заходят в церковь через отдельные входы. В отличии от православной церкви, открывается только раз или два в неделю на время службы. Кладбище с одинаковыми белыми крестами, мимо которого мы проезжали - староверов. Человек умирает - крест заносят в церковь и оставляют на 40 дней, после уже несут на кладбище и ставят на могилу.


К примеру, адрес: Белгородский канал, 24. Это у них что-то вроде центрального проспекта. Плывешь, а вокруг - беленые чистые домики, небольшие огороды, удобренные илом, деревянные кладки по сторонам каналов 1-2 метра шириной. Каналы зовут ериками. Через ерики перекинуты простенькие деревянные мостики. Верх мостков не закреплён. Если на лодке перевозится негабаритный груз, то верх моста снимают, а когда лодка проходит, ставят на место. Получается, что мосты разводные.


Вилково - самобытный и колоритный край: липованские поселения, удивительные диалекты, город рыбаков и виноделов.


Город стоит на воде, поэтому вся земля здесь наносная. Большая часть огородов находится на островах, куда отправляются на лодке. Стоя в воде, достают здесь ил, потом укладывают на берегу, подсохший тачками или носилками доставляют в нужное место. Удобрениями почти не пользуются. Ил, как и в древнем Египте, дарует силу любому растению. Возможно поэтому клубника, здесь практически круглый год, но кроме клубники тут выращивают виноград «Новак», совершенно уникальный - нигде нет такого сорта, чтобы рос на иле и воде. Из винограда делают чудесное красное вино и продают, о чем сообщают надписи мелом рядом с калитками. Вино стоит 5-6 гривен 1,5 литра. Здесь бытует шутка: вилковчанина, который промочил горло вином «Новак», можно легко узнать. Он шатается только вперед-назад и ни в коем случае не влево-вправо. В Вилково это невозможно, потому, что сразу упадешь в воду - такие узкие кладки вдоль домов. Также здесь можете попить прекрасные травяные чаи из дровяного самовара, которые сравнимы только с карпатскими.


Согласно местой легенде, вилковчане умеют ходить по морю, как по суше. В Вилково почти в каждой семье есть рыбаки, поэтому свежей рыбы здесь полным-полно. Мужчины ловят рыбу выезжая на Дунай или на острова. Любители рыбной ловли по достоинству оценят тихие берега Дуная и его протоки, заросшие склонившимися к воде ивами и камышом. Вы увидите множество экзотических птиц, которые в изобилии живут в плавнях: это и розовые пеликаны, и казарки, и полосатые ястребы, и знаменитые орланы белохвосты.

Это в туристических брошурах городок Вилково в Килийском районе Одесской области называют «украинской Венецией». На самом деле перед нами откроется живая иллюстрация трудового подвига тысяч беглецов-староверов.

В Украине много удивительных мест, как с архитектурной, так и с природной точки зрения. А есть и такое, где чудесным образом сочетает естественная красота устья Дуная с простым человеческим трудом в почти нечеловеческих условиях.

Это в туристических брошюрах городок Вилково в Килийском районе Одесской области называют «украинской Венецией».
На самом деле перед нами откроется живая иллюстрация трудового подвига тысяч беглецов-староверов, которые сумели обосноваться в Полесских болотах и Дунайских плавнях. Нам давно хотелось увидеть эти места своими глазами, ведь добираться в те края непросто даже на хорошем кроссовере. И вот почему!

Вилково находится в самом уголке нашей страны, на юго-западе Одесской области у границы с Румынией. Трасса Е-95 известна, пожалуй, каждому автомобилисту - дорога в Одессу стрелой ведет из Киева. А если кто будет ехать в Вилково из других регионов, все равно придется проезжать Одессу. Здесь лучше всего сделать пит-стоп на 21-м километре (+400 м) окружной дороги в районе села Усатовское на заправке ОККО. Дело в том, что с нами был маленький ребенок, которому пора было сменить памперсы. Это стало еще одной причиной выбора в пользу данной АЗК, поскольку здесь в уборной находится пеленальный столик, о чем супруга разузнала на , заранее планируя наш маршрут .


Для остальной же части экипажа (а нас было четверо), изрядно проголодавшейся в пути, основным «бонусом» стало наличие здесь уже знакомой нам кухни ресторана сети A la minute, которой мы доверяем, ведь не раз проверяли. Кстати, на заметку родителям, путешествующим с детьми - в этих ресторанах в меню даже есть блюда, которые рекомендованы для маленьких гостей (за соседним столом с нами малыш охотно уплетал детскую пасту). Жена отдала предпочтение салату Цезарь и десерту Мильфей, ее сестра — паровой гречке с гуляшом, а мужская половина взяла по борщу и сочному свиному стейку. Ждать заказа долго не пришлось, но пока мы обедали, нам успели помыть машину с хорошей скидкой за счет накопившихся на карту Fishka баллов - приятно!

После плотного обеда очень хотелось пройти по короткой дороге вдоль моря, которую предлагали карты Google. Но после Белгород-Днестровского стало ясно, что она просто ужасная, ехать выше 40 км/ч без ущерба для подвески и седоков трудно, потому мы свернули на печально известную дорогу М-15 (Одесса-Рени), которая частично совпадает с европейской Е-87.

Кстати, если у вас будет время, то по пути можно заехать в крепость в Белгород-Днестровском, на это уйдет час-полтора. Территория там немаленькая, есть где полазить и что посмотреть.

Пока я рулил, жена читала с телефона историю «Украинской Венеции». Оказывается, Вилково изначально было селом Липованское, которое в 1746 году (по другим источникам в 1762-м) основали так называемые староверы или липованы. Они бежали от религиозных преследований после никонианского раскола русской ортодоксальной церкви. Это были донские казаки, которые впервые поселились в дунайских плавнях в 40-х годах XVII столетия. Тогда на российских военных картах и появилось поселение Липованское.

Памятник старообрядцу-первопроходцу - основателю Вилково

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками, которые бежали от преследований после разрушения Запорожской сечи. До сих пор липоване представляют большинство населения города. Они сохранили многие свои религиозные традиции.
В городе три церкви: ортодоксальная православная и две старообрядческие липованские. С 1812 года, после подписания Бухарестского мира, Вилково - уездный город Бесарабской губернии.

Первые жители Вилково начали осваивать плавни, но для того, чтобы построить дом и разбить сад и огород, сначала нужно было построить искусственный островок. Строительный материал брали тут же, выкапывая вокруг островка канал. И сегодня население старого города продолжает жить на этих же островах, каждый из которых окружен каналом или «ериком».

Дороги от дома к дому проложены по кладкам и мостикам. У каждой семьи есть своя лодка, и это основное транспортное средство вилковчан. Собственно, поэтому Вилково и получило славу «Украинской Венеции». Благо в Вилково не только каналы в качестве транспортных артерий, но есть и обычные дороги. Причем в основном в виде бетонок, асфальт сосредоточен на въезде.

Фото: shutterstock

Еще одно наше путешествие с прошлого лета — поездка в городок Вилково, который расположился в украинской части дельты Дуная. Эту поездку мы не планировали, про этот городок нам рассказали уже на море, предупредив, что «украинская Венеция» от оригинальной отличается достаточно сильно, . Это правда. Забегая вперед, скажу, что Венеция — это город на воде, а Вилково — это все таки деревня на воде, чем всё и объясняется (все фотографии кликабельны).

Из Одессы в Вилково регулярно ходят автобусы, но путешествие затягивается, поскольку им приходится огибать Днестровский лиман и в одном месте пересекать границу с Молдавией.

Мы же двигаем на своем Mitsubishi от побережья на север, до Белгород-Днестровского, а там сворачиваем налево, по направлению на Измаил — город русской боевой славы.

В этих местах раньше постоянно шли войны, в частности, с Турцией, а также вся эта местность когда-то принадлежала Румынии. Славянские названия городов здесь перемежаются с тюркскими: Монаши, Рени, Спасское, Татарбунары…

Доезжаем до городка Спасское и около неприметного указателя сворачиваем налево на 90 градусов.

Историческая справка:

Город в дельте Дуная, «Украинская Венеция». Основан в 1746 г. староверами, спасавшимися от преследования православной церкви (памятник основателю установлен на причале). Расположен на многочисленных искусственных каналах и протоках, образующих водные улицы (ерики). Основной вид транспорта – лодки. Является центром Дунайского биосферного заповедника. От причала организуют экскурсии по ерикам старого города, в дунайские плавни, на «нулевой километр» (место впадения Дуная в Чёрное море), на острова староверов. Сохранился старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы (1850 г.).

Позже, в этот уединенный край, представлявший собой 15 больших и более 150 маленьких островов, переселились суровые беглые казаки - донские и запорожские. Бегство донских казаков на Дунай, отряды которых возглавлял Игнат Некрасов, растянулось на десятилетие. Поток то усиливался то ослабевал. Особенно значительные передвижения наблюдалась после русско-турецких войн 1768-1791 г.г. Вот тогда Вилково оказалось в числе тех населенных пунктов, в которые особенно густо селились некрасовцы-старообрядцы.

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками. Разгон Запорожской Сечи в 1775 г. украинским народом воспринимался, как национальная трагедия. Ликвидировав Сечь, царское правительство выслало казацкую старшину в Сибирь, а земли отдало помещикам. Перспектива стать крепостными вынудила казаков прибегнуть к бегству.

Поселившись в поселении Липованском, украинские казаки жили обособленно, не смешиваясь со староверами. Такое условное разделение в Вилково сохранилось до сих пор — есть здесь «липованская» часть города, как раз самая известная, с ериками и мостиками, и есть украинская, которая на твердой земле стоит и в настоящее время очутилась в центре города.

Собственно, название появилось оттого, что Дунай здесь образует многочисленные «вилки» — раздваивается. Вообще такое ощущение, что население Вилково до сих пор пытается отгородиться от всего мира — последние километров 10 до городка асфальтовое покрытие полностью убито — пробираться по нему приходилось с особенными предосторожностями, чтобы не потерять там колеса… Местные сказали, что это случилось после какой-то большой стройки в этом месте — тяжелые грузовики разбили дорогу. Починить ее, конечно, никому в голову не пришло…

Ну вот, наконец…

Собственно, смотреть здесь можно несколько вещей: сами каналы, разрезающие городок, а также Дунайский биосферный заповедник, где можно увидеть разные редкие растения, а также птиц. Сам городок разделен на 2 части — сухопутную и водную.

На набережной и главной пристани — памятник основателем города, старообрядцам, которые пришли в эти глухие края. Кстати, до сих пор потомки старообрядцев и казаков живут обособленно, ходят каждый в свои храмы и стараются друг на друге не жениться.

На той стороне реки — уже Румыния.

На въезде вдоль дороги стоят представители разных экскурсионных фирм, с которыми можно договориться о программе: поездке на лодке, посещении нулевого километра и пр. Они стараются клиентов друг у друга переманить. Первые, к которым мы обратились, оказались нерасторопными, так что мы дали другим себя переманить… 🙂 Подъехали к причалу, уселись в лодку и отправились на 2-3 часа по воде. Наш лодочник заодно служил и экскурсоводом.

Для экскурсий по воде с собой нужно иметь загранпаспорт. Выходя по одному из многочисленных «гирл» к Дунаю, где-то в камышах, стоит будка пограничника. Наш лодочник только крикнул ему: «Россияне, паспорта есть», и мы поехали дальше. Могут быть и проверки с другой, румынской стороны.

Здесь кругом деревья, камыши и прочая зелень, вся территория рассечена узкими протоками.

Здесь все стоит и приспособлено для воды — дома, сады, приусадебные участки и пр.

Здесь обитает много разной живности: цапли (белые и черные), бакланы, пеликаны и пр. Слишком близко к ним подобраться не удалось…

Вышли на островок, сплошь покрытый толстым слоем ракушек. Мелкие ракушки так и называют здесь ракушками, а большие закрученные в спираль называются «рапаны».

Здесь много водяных лилий — признак чистой воды.

После заповедника заплываем в город. Вот типичный домик на улице-реке.

Тротуаров в городке нет, поэтому для перемещения пешком вдоль улиц построены деревянные подмостки, которые именуются здесь «кладки» и служат тротуаром.

У каждого домика свои лодки, огородик, виноград и даже спутниковая тарелка.

Мы застали и занятие местной спортивной секции — конечно, же байдарки! 🙂

Это, конечно, не Венеция, но свой шарм, колорит здесь несомненно есть. Дорогу бы еще сделали — совсем будет красота!