Адамов мост где находится? Описание и фото. Мост Рамы - удивительное творение природы или древний мегалит. По следам Рамаяны

Интересную геологическую особенность, известную как Адамов мост (или мост Адама), можно увидеть в проливе Палк, отделяющем Шри-Ланку от материковой Индии.

Адамов мост представляет собой цепь островков и отмелей, которая из космоса похожа на остатки древней переправы между Цейлоном (так до 1972 года назывался остров Шри-Ланка) и южной частью полуострова Индостан.

Где находится Адамов мост

Мост «соединяет» (если можно так сказать) южную часть Индии с северо-западной частью Шри-Ланки через пролив Палк.

Географические координаты 9.086626, 79.569763

Как выглядит Адамов мост

Расстояние между Индией и Шри-Ланкой порядка 100 километров. Со стороны материка Адамов мост начинается с острова Памбан. Это вытянутый почти на 30 км участок суши. Со стороны Шри-Ланки отправной точкой моста считается остров Маннар. Он также протянулся примерно на 30 км.


Фактически Адамов мост — одна большая отмель

Из космоса хорошо видно, что этот узкий перешеек в древности реально соединял Шри-Ланку с континентом. В подтверждение приводятся записи из местных храмов, повествующие о том, что до 15 века можно было добраться из Индии в Шри-Ланку по суше. Однако в 1480 году, в ходе мощнейших бурь и циклонов, сухопутная тропа была уничтожена. Да и на судоходных картах 15 века мост Адама показан как суша.


На данный момент Адамов мост насчитывает 103 отмели. Хотя с этим можно поспорить, ведь во время периодических подъемов уровня моря, многие острова оказываются под метровым слоем воды. Методы подсчета островов тоже весьма приблизительные. Используя спутниковые карты Гугл мапс, мы насчитали около 20 крупных островов помимо Памбана и Маннара.


Геология

Море в этом районе довольно мелкое, порядка 1-10 метров. Наличие отмелей существенно затрудняет здесь навигацию. Лишь небольшой пролив Памбан между одноименным островом и Индией может использоваться для прохода малых судов.

Геологи в 19 веке выдвинули две основные теории образования моста Адама.

Первая предполагает, что он возник в процессе аккреции и подъема земли на этом участке.

По второй считается, что перешеек стал результатом отрыва Шри-Ланки от материковой Индии. Хрупкие известняковые хребты позже превратились в большие прямоугольные блоки, которые породили веру в то, что это рукотворная конструкция.

Исторические сведения

Мост впервые упоминается в древнем индийском санскритском эпосе «Рамаяна». Там его называют РамаСету, что значит Мост Рамы.

Море, разделяющее Индию и Шри-Ланку, называется Сетусамудрам (в оригинале Sethusamudram), что в переводе означают «Море Моста».

Европейцы впервые услышали о нем в середине 9 века из «Книги дорог и царств» персидского географа Ибн Хордадбе. Самое первое упоминание этого места именно как Адамов мост датируется 1804 годом. Некоторые источники связывают мост с известной горой Шри-Ланки — знаменитым Пиком Адама. По легенде, изгнанный из Рая Адам, спустился на гору и прошел по суше из Шри-Ланки в Индию, направляясь к Еве. Соответственно и переход назвали в его честь.

Другая легенда Адамова Моста

Брахманы (индуистская каста священнослужителей) называют его Мостом Рамы. Из эпоса «Рамаяна» следует, что строительство моста велось под руководством императора Рамы. Причем, кроме людей, были задействованы и обезьяны из так называемой Армии Ванары. Мост строился для того, чтобы войска императора перебрались на Шри-Ланку для решающей битвы с Раваной, злым королем Ракшасы, который похитил возлюбленную Рамы, Ситу.
В эпосе мост называется Сетубандханам, и это название до сих пор используется.


Происхождение моста Адама по версии эпоса «Рамаяна»

Современное состояние и проблемы Адамова моста

Большие морские суда, следующие с запада огибают Шри-Ланку, чтобы достичь восточных берегов Индии. Это более 800 километров пути и порядка 30 часов времени.

Власти Индии разработали проект по углублению участка пролива в районе Адамова моста. Но против такого строительства выступает очень много людей и организаций. Основной упор делается на то, что Адамов мост описан в «Рамаяне» и имеет большое религиозное значение. К тому же есть опасения относительно воздействия дноуглубительных работ на экологию и морскую экосистему района. Оппозиция утверждает, что для реализации этого проекта не проводились надлежащие научные исследования. Поэтому пока проект остается нереализованным.

Адамов мост в туризме

Для туристов предусмотрены двухчасовые морские прогулки на катерах, которые отправляются из прибрежного города Талайманар со стороны Шри-Ланки. Примечательно, что для прогулок используются суда ВМС Шри-Ланки. Обычно на борт помещаются 8 туристов и 2 сопровождающих члена экипажа. Прогулки совершаются с 7-00 до 16-00.

А раньше можно было добраться из Индии в Шри-Ланку на поезде.

На поезде из Индии в Шри-Ланку

Параллельно островам Адамова Моста была расположена паромная железнодорожная переправа. Она связывала города Дханушкоди в Индии с Талайманаром на Шри-Ланке. Во время британской колонизации региона эта переправа входила в состав Индо-Цейлонской железной дороги. Можно было купить железнодорожный билет из Ченнаи (Индия) в Коломбо (Шри-Ланка).

Путешествие проходило по железной дороге из Ченнаи на остров Памбан, затем на пароме в Талайманар, а потом снова по железной дороге в Коломбо. Но в 1964 году циклон полностью уничтожил Дханушкоди, и железнодорожная паромная переправа прекратила существование.

  1. На одной из отмелей Адамова моста проходит граница между Индией и Шри-Ланкой. Эта граница входит в число самых коротких наземных границ в мире
  2. До сих пор ученые спорят, является ли Адамов мост природным образованием или это дело рук человека
  3. Говорят, что и сейчас можно пройти из Шри-Ланки в Индию по Адамову мосту, периодически погружаясь в воду по пояс

Адамов мост видео

В ролике говорится, что железная дорога все еще существует параллельно мосту, но со спутника её не видно, поэтому позволим себе в этом усомниться. Все остальное вполне достойно вашего внимания.

В последние годы мы стали свидетелями удивительного парадокса: наука, которая традиционно в бога не верит, добывает все больше доказательств того, что религиозные повествования - не сказки, а быль. Достаточно вспомнить Адамов мост, соединяющий берега… Индии и Шри-Ланки!

Изгнанные из рая

Всем знакома библейская история Адама и Евы. Вкусив запретного плода и разгневав тем самым Господа Бога, первые люди в наказание были изгнаны из Рая. Еще одна религиозная сказочка? Однако все больше ученых склонны считать, что Рай существовал на самом деле, а Адам и Ева были реальными историческими персонажами.




Куда же Создатель отправил перволюдей? Библейский первочеловек Адам после своего изгнания из рая впервые ступил на землю на острове Шри-Ланка, а затем по мосту, соединяющему остров с Индией, перешел на материк! И мост этот… существует по сей день. Ученые не только не отрицают этого факта, но даже не сомневаются, что мост был еще во времена райского исхода. Но время Адамов мост не пожалело.

В настоящее время древнее сооружение представляет собой вереницу отмелей и коралловых островов, в некоторых местах соединенных песчаной косой, которая расположена в Полкском проливе, между островом Шри-Ланка и полуостровом Индостан. Протяженность моста около 50 км. Большая его часть теперь находится под водой на глубине примерно 1-1,25 м и разглядеть всю величественность древней постройки можно только с высоты птичьего полета или при аэрофотосъемке.

На серии снимков из космоса, выполненных НАСА со спутников и шаттлов как в 1960-х, так и в 2000-х гг., явно видны развалины грандиозного искусственного сооружения, проступающего под водами Индийского океана. Но согласно старинным английским, португальским и арабским морским картам еще около 600 лет назад мост возвышался над уровнем моря, имел несколько метров в ширину и использовался для пешеходного сообщения между Индией и Шри-Ланкой. Однако в 1480 г. в результате сильного землетрясения и последующего за ним цунами мост был разрушен, и его останки скрыли океанские волны.

Армия людей и обезьян

Сегодня сам факт существования Адамова моста мало кто ставит под сомнение. Основные споры развернулись вокруг того, рукотворное ли это сооружение или природное образование.

Казалось бы, такое гигантское сооружение посреди океанского пролива не под силу построить человеческими руками, даже с использованием современной строительной техники и материалов. Так что и спорить не о чем: «Адамов мост» является природным геологическим образованием. Однако не все так просто.

Немногие знают, что название «Адамов мост» относительно молодое. Ранее это сооружение называлось «мост Рамы». Первое упоминание о нем можно встретить в древнеиндийском эпосе «Рамаяна», создание которого датируется современными учеными VI или даже VII в. до н.э.

Согласно эпосу, мост, соединивший Индию и Шри-Ланку, был построен по приказу легендарного древнеиндийского царя Рамы, являющегося седьмым аватаром (воплощением) верховного индуистского божества Вишну. Индуисты и многие современные ученые считают Раму реально существовавшей исторической фигурой, царем, который правил бо́льшей частью современной Индии около 1,2 млн. лет тому назад.

По преданию, Раме однажды потребовалось переправить свое войско на остров Шри-Ланку для сражения с армией царя-демона Раваны. И он приказал Нале, сыну легендарного божественного зодчего Вишвакармана, построить огромный мост через весь пролив. Что любопытно, в возведении этого гигантского сооружения участвовали не только люди - подданные индийского царя, но и его союзники - армия человекообразных обезьян под предводительством царя обезьян Ханумана. В «Рамаяне» сказано, что Хануман «стрелял» молниями из своего посоха по гигантским прибрежным скалам, после чего они обрушивались точно в то место, которое было необходимо, и становились основанием будущего моста. Сегодня такая «сказочная» технология мало кого удивит - уж очень это похоже на управляемые взрывы. Кроме этого, в «Рамаяне» есть указания и на другие, пока недоступные нам технологии, которые использовались во время этого грандиозного строительства.



В результате титанических усилий людей, населявших Индию в далеком прошлом, и их союзников, демоническая армия была разбита, добро восторжествовало, а «мост Рамы» остался на века как напоминание потомкам о величии и могуществе древних цивилизаций и их правителей.

И, кстати, вот еще один довод в пользу рукотворности Адамова моста: по данным радиоуглеродного анализа, проведенного профессором Рамасами из университета Бхаратхидасана, возраст геологических пород, лежащих в основании сооружения, совпадает по времени возникновения с периодом, который описывается в «Рамаяне».

Мост или канал?

Адамов мост на протяжении всей судоходной истории нашей цивилизации был страшной помехой для торговых кораблей. Чтобы «обехать» его, суда вынуждены делать крюк в 780 км, огибая Шри-Ланку. Еще в 1860 г. британский командор Тейлор предложил построить судоходный канал между Шри-Ланкой и Индией - это экономило бы морякам как минимум 30 часов времени, не говоря уж о тоннах топлива. Только почти век спустя, в 1955 г., за этот грандиозный план решил взяться Джавахарлал Неру. Но лишь недавно правительство Индии одобрило проект канала, а корпорация Sethusamudram приступила к выемке грунта.

Но неожиданно у грандиозного проекта появились противники, выступающие за сохранение моста. Они утверждают, что «мост Рамы» - это древняя святыня, разрушить которую -- равносильно тому, чтобы собственными руками погубить великое наследие древних. И в самом деле: не так уж много осталось у человечества памятников, которым больше миллиона лет…

Адамов мост или мост Рамы - это цепь мелководья и коралловых островков длиной 48 км, связывающая Индию с островом Шри Ланка (бывшее название — Цейлон). Индийцы и сегодня, и раньше считают Адамов мост искусственным сооружением. Построил его Рама в далекие времена, для местных жителей мост почитается, как священное место.

В районе Адамова моста между островками наблюдается удивительное поднятие морского дна с глубины в 10–12 до 1–0,5 метра. Таким образом по мосту можно пройти пешком, находясь по пояс в воде. Необычный мост имеет длину 30 километров. Он протянулся от острова Рамесварам (в переводе место Бога Рамы) на юго-западном побережье Индии до острова Маннар у берегов Шри-Ланки.

В 18 км юго-восточнее Рамеcварама на песчаной косе в древние времена находился город Дханушкоди. Он был полностью уничтожен циклоном в 1964 году. После разгула стихии только один храм остался не разрушен. Именно возле него враги Рамы сдавались ему в плен. По некоторым сведениям, в районе песчаной косы на дне лежит ещё один храм, о котором до наших времен не дошли сведения. От этого места и начинается Адамов мост (или мост Рамы).

Споры об истории возникновения Адамова моста

Споры о том, искусственный мост или естественный, во всю силу разгорелась в 2001 году. Тогда правительство Индии решило разрушить Адамов мост и сделать Полкский пролив судоходным. Это позволило бы сэкономить около 30 часов плавания вокруг островов (порядка 400 км.).

Судоходный канал предлагал тут провести ещё в 1850 году английский командор Тэйлор.В 1955 году такой же замысел хотел осуществить и Джевахарлал Неру. Однако священные места своего народа рушить было неэтично, поэтому Верховный суд Индии заявил, что не существует исторических доказательств строительства древнего моста Рамой. «Рамаяна», для индийцев хотя и священная книга, однако её в расчет не стали принимать.

Помощь международной общественности

Группа общественных организаций со всего мира 27 марта 2007 года начала кампанию SaveRamSethu (Спасти Мост Рамы) по спасению Адамова моста. 27 марта считается днем рождения Рамы. Для жителей Индии Мост Рамы - реальное доказательство их древней истории и культуры, а разрушение и строительство затронуло бы чувства миллионов верующих.

Противники строительства канала заявили, что если разрушить Адамов мост, это затронет всю экосистему района. С северо-востока от моста - опасный Полкский залив с циклонами и штормами. На юго-западе находится спокойный Манарский залив с кристально чистой водой. Адамов мост разделяет эти два совершенно различных залива и смягчает тяжелые последствия стихии.

По мнению учёных, цунами 2004 года, которое обрушилось на Индию и унесло тысячи жизней было серьёзно ослаблено благодаря мосту Рамы. В ином случае жертв было бы значительно больше. Петицию SaveRamSethu поддержали тысячи людей.

Защитники Адамова моста предложили другой вариант проведения судоходного канала, не разрушив древнее сооружение. Можно прокопать его по песчаной отмели около индийской деревни Мандапам. Будут ли услышаны доводы природозащитников индийскими властями не известно. Однако в 2007 году Мадрасский Высокий суд издал решение том, что Адамов мост является рукотворным сооружением.

Доказательства реальности строительства древнего моста

Фотоснимки, произведенные в начале 2000 годов агентством НАСА, добавили пыла спору. На фото ясно видно настоящий мост, хотя сотрудники НАСА и заявили, что судить о возрасте и происхождении цепи островов по снимкам не корректно. Индийскую газету HindustanTimes это не смутило и она сообщила, что снимки НАСА доказывают реальность индийских легенд.

Сохранившаяся часть моста Рамы (или Адамов мост)

Геологическая служба Индии (GSI) провела исследование структуры Адамова моста. Были досконально изучены пробы грунта, для чего пробурили 100 скважин в районе моста. Провели магнитное сканирование. Исследование выявило, что подводный хребет, образующий мост с шириной от 1,6 до 4 километров не мог возникнуть естественным образом.

Результаты исследования

Подводный хребет является скоплением камней, песка и кораллов. .Валуны размером 1,5х2,5 метрв в основном правильной формы, состоят из известкового камня, Эта насыпь лежит на морском песке, толщиной от 3 до 5 метров. и только после него начинается твёрдый грунт. Именно присутствие песка ниже валунов, указывает на рукотворное возникновение Адамова моста, т. к. они явно положены сверху на песчаный грунт.

Учёными было установлено, что этот участок земной платформы не поднимался в результате каких-либо геологических процессов и представляет собой дамбу. В скважинах исследователи обнаружили однородный материал - известняк. Упорядоченный характер кладки тоже говорит о рукотворном происхождении моста. Валуны кто-то принес и уложил в дамбу.

Мнения ученых разошлись в определении возраста и в способе происхождения моста. История не раз доказывала,ч то за часто скрывается истина. Ведь Генрих Шлиман поверил Гомеру и нашёл древнюю Трою, вопреки мнению большинства учёных.

История древнего моста

Мост Рамы (RamasetuSetu или Setubandha) с санскрита еще переводится как искусственная набережная. В древних текстах и в «Рамаяне» мистическое строение упоминается как Священная дамба и как мост Налы, а в одном из вариантов «Рамаяны» эта Священная дамба упоминается на протяжении целой главы. Упоминание про строительстве моста Рамы находится также и в индийских священных книгах — Пуранах и в «Махабхарате».

В атласе Шварцберга (на стр. 38) периода 1290–1390 годов нашей эры на карте Индии Адамов мост упоминается, как Setubandha (Искусственная набережная). На протяжении многих веков древний мост был хорошо известен путешественникам и географам. Даже великий Марко Поло описал Адамов мост в своей книге IL MILIONE.

Согласно сведениям из старинных карт, до 1480 года мост Рамы был пешеходным и люди ходили по нему из Индии в Шри-Ланку, что подтверждается древней картой Птолемея. Позже Адамов мост был разрушен цунами и землетрясениями. В результате мост опустился под воду примерно на 1 метр, а в одном месте моста даже образовался разрыв, который сейчас можно преодолеть только вплавь.

Местные жители всегда называли древнее сооружение мост Рамы. О другом названии моста, рассказали англичане, захватившие Индию. Адамов мост, такое название мосту дали мусульмане. В соответствии с арабскими легендами, когда Адам был изгнан из рая, Бог поселил его на острове Цейлон (нынешняя Шри-Ланка). По отмелям моста Адам смог перейти на материк, направляясь к Еве.

Вмешательство высших сил?

Несмотря на протесты населения и общественности, фирма Sethusamudram решила начать работы по строительству будущего канала. Однако по неизвестным причинам несколько земснарядов для рытья грунта было возвращено из-за поломки. Также у строительных ковшей оказались сломаны зубья. Неожиданно для того времени года налетел сильный шторм и разметал суда, не давая работать строителям. По мнению верующих индусов это Хануман — Царь обезьян, охранял своё творение от разрушения.

Смотреть документальный фильм «Мост Рамы»

Из цикла " Загадки нашей планеты"
Если лететь над морем между Индией и Шри-Ланкой (Цейлоном), то в какой-то момент можно заметить находящуюся буквально у самой поверхности странную отмель, которая, слегка изгибаясь, соединяет остров и континент. Отмель эту мусульмане называют мостом Адама, а индуисты - мостом Рамы.

Странная отмель
Мусульманское название связано с тем, что последователи этой религии считают, что изгнанный из рая Адам сошел на землю именно на Цейлоне. А на континент, в Индию, он перешел по этой странной отмели, столь похожей на мост.

Индуисты и вовсе считают, что это действительно рукотворный мост, построенный в незапамятные времена по приказу императора Рамы войском обезьян под предводительством Ханумана. Согласно Рамаяне, руководил строительством Нала - сын легендарного божественного зодчего Вишвакармана, и по этому мосту войска Рамы переправились на Шри-Ланку для сражения с ее правителем, демоном Раваной, который похитил возлюбленную Рамы - Ситу.

На арабских средневековых картах он отмечен как самый настоящий возвышающийся над водой мост, по которому любой желающий мог перейти из Индии на Цейлон. Ситуация изменилась в 1480 году, когда в результате сильного землетрясения и последовавшего за ним сильнейшего шторма мост просел и был частично разрушен. Однако португальцы и англичане по-прежнему обозначали его на картах как искусственное сооружение, дамбу или мост.

Длина моста составляет без малого 50 километров, ширина его колеблется в пределах примерно от 1,5 до 4 километров, глубина морского дна вокруг сооружения - 10-12 метров. Большая часть его скрыта водой, иногда на глубине более метра. Так что по нему и сейчас вполне можно пройти от начала до конца, то бредя по каменному полотну по колено в воде, то углубляясь по пояс и более.

Единственное серьезное препятствие - это так называемый проход Памбас между островом Рамесвар и мысом Рамнад, доступный для движения небольших торговых судов. Немногим решившимся на подобный переход путешественникам приходится здесь использовать все свое умение плавать. Тем, кто в этом не силен, по мосту лучше вовсе не ходить - сильное течение через Памбас норовит снести смельчаков в открытое море.

Проклятый канал
Большие суда и поныне вынуждены ходить вокруг Шри-Ланки, на что уходит лишних 800 километров, что составляет 30 часов пути. Для решения этой проблемы еще в 1850 году английский командор Тэйлор предложил провести сквозь мост Рамы канал. В 1955 году этот план пожелал воплотить в жизнь Джавахарлал Неру. Поскольку священные места собственного народа разрушать как-то неэтично, правительство страны в Верховном суде Индии заявило, что нет никаких исторических доказательств строительства моста Рамой. Рамаяна хоть и священная книга, но как-то не в счет.

Но настоящие страсти по поводу строительства канала разгорелись уже в XXI веке, когда для этого была сформирована корпорация «Сетуса-мудрам». Она даже принялась за строительные работы на месте будущего канала, но по неведомым причинам часть земснарядов была возвращена в порт из-за поломок, в том числе зубьев ковшей. Неожиданный шторм разметал задействованные в строительстве суда и не дал продолжить работы. Верующие индуисты сразу заявили, что это царь обезьян Хануман охраняет свое творение.

27 марта 2007 года, как раз в день рождения Рамы, группа международных общественных организаций начала кампанию Save Ram Sethu - «Спасите мост Рамы». Поскольку для индусов мост Рамы - живое доказательство их древней истории, начавшееся строительство затронуло чувства миллионов верующих. Активисты кампании также заявили, что разрушение моста разрушит всю местную экосистему. Ведь к северо-востоку от моста находится бурный и опасный Полкский пролив с его штормами и циклонами, а к юго-западу - спокойный Манарский залив с чистейшей водой изумрудного цвета.

Мост Рамы разделяет их и смягчает страшные последствия циклонов и цунами. Так, по мнению ученых, цунами, которое обрушилось на Индию в 2004 году и унесло десятки тысяч жизней, было значительно ослаблено мостом Рамы. Не будь этой древней «дамбы», жертв могло было быть гораздо больше. Под воззванием Save Ram Sethu подписались тысячи людей. Защитники моста предлагают принять альтернативный проект: прорыть канал по большой песчаной отмели близ деревни Мандапам. Будут ли они услышаны индийским правительством, пока неясно.

Факты свидетельствуют: мост рукотворный
Мы во многом уже привыкли к тому, что за легендами и мифами часто скрыты реальность и давно перевернутые страницы прошлого нашей планеты. Тем не менее снимки, которые НАСА обнародовало несколько лет назад, немало удивили даже жителей Шри-Ланки и Индии.

На них со всей четкостью, что дает современная фотоаппаратура, виден самый настоящий мост между континентом и Цейлоном. После публикаций снимков НАСА индийская газета «Хиндустан тайме» сообщала, что полученные американскими спутниками изображения служат доказательством реальности индийских сказаний, и что события, о которых повествует Рамаяна, в том числе строительство моста Рамы, действительно имели место.

Однако НАСА предпочло дистанцироваться от каких-либо конкретных заявлений. Да, на фотографиях, сделанных со спутников, ясно видна удивительная геоморфология данного района. Но, как заявляют специалисты НАСА, сами по себе «изображения дистанционного зондирования с орбиты не могут предоставить конкретную информацию о происхождении или возрасте цепи островов и не могут определить участие людей в происхождении данного объекта».

Зато данные, позволяющие судить об этом, получила геологическая служба Индии 6SI. Ее специалисты исследовали всю структуру моста Рамы. В мосту и рядом с ним были пробурены 100 скважин, пробы грунта из которых подверглись тщательному изучению. Было проведено магнитное и батиметрическое сканирование. В результате было выяснено, что невысокий подводный хребет (мост) представляет собой явную аномалию, поскольку возникает на дне совершенно неожиданно.

Хребет представляет собой скопление валунов размером 1,5x2,5 метра правильной формы, состоящих из известкового камня, песка и коралла. Эти валуны лежат на морском песке, толщина которого составляет от 3 до 5 метров. И лишь под песком начинается твердый каменный грунт. Присутствие свободного песка ниже валунов, очевидно, указывает на то, что хребет не является естественным образованием, а положен поверх песчаного грунта. Некоторые из валунов настолько легки, что могут плавать на воде.

Также было установлено, что эти участки суши не поднимались в результате каких-либо геологических процессов и скорее напоминают дамбу. В скважинах был обнаружен однородный материал -известковый камень. Прямолинейный и упорядоченный характер укладки также свидетельствует в пользу того, что эти валуны были кем-то принесены и уложены в дамбу.

Странным, конечно, кажется то, что мост имеет просто непомерную ширину для переправы войск, да и чего бы то ни было еще. Но это по современным меркам. Вот что рассказывает Александр Волков, режиссер снятого в 2009 году документального фильма «Мост Рамы»:

Легенды говорят, что его строили воины-обезьяны, которые были исполинского роста. И мы даже в фильме попытались проиллюстрировать то, что высота этих исполинов была -вы не поверите - 8 метров! Но, глядя на этот мост, невольно начинаешь в это верить - такую ширину для нас с вами нет смысла строить. Но для людей восьмиметрового роста, при этом обладающих каким-то вооружением, наверное, появляется логика в ширине этого моста.

Вообще, много вопросов, конечно, много. Один из таких вопросов - это возраст моста. Исходя из легенд, одни индуистские теологи говорят о том, что мосту Рамы миллион лет, другие приводят более скромный возраст - 20 тысяч лет. Западные исследователи-альтернативщики выдвинули прямо-таки радикальную версию - 17 миллионов лет. Даже индийская академическая наука снизошла до решения проблемы и предложила свой вариант - 3500 лет, очевидно, увязывая строительство с арийским завоеванием Индии. Однако при множестве неясностей очевидно то, что мост Рамы действительно является искусственным, рукотворным сооружением. Исследования, проведенные GSI, смею полагать, это убедительно доказали.

Больше всего людей волнует не то, где расположен Адамов мост. Это настоящий мост или курьез природы? Вот что будоражит умы уфологов, оккультистов, да и вполне серьезных ученых. А если дамба рукотворна, то напрашивается следующий вопрос: "Кто ее создал?". В статье мы изучим эту проблему.

Почему мост так называется - Адама, или же Рамы (в индуизме) - относится к области легенд. Когда и как был разрушен проход, установлено наукой. Где расположен Адамов мост, видно на картах и снимках с космоса. Ныне решается судьба этого природного или рукотворного образования. Владельцы морских судов ратуют за то, чтобы углубить проход для прохождения через него больших кораблей. Экологи яростно протестуют. Ведь цунами 2004 года было ослаблено на побережье Индии и Шри-Ланки именно благодаря цепочке островов. Экологам в их борьбе по защите моста Рамы помогают индусы. Ведь эта дамба служит подтверждением их древней истории. Но давайте рассмотрим проблему комплексно.

Адамов мост: где находится эта достопримечательность?

Научные издания описывают эту достопримечательность, как группу островков и отмелей, которая протянулась цепочкой от Памбана (другое название Рамешварам) в штате Тамилнаду на юго-западе Индии до Маннара на севере острова-республики Шри-Ланка. Это образование идет почти прямо, лишь слегка изгибаясь, почти пятьдесят километров. Ширина моста колеблется от полутора до четырех километров. Между островками глубина моря составляет где-то полметра, местами чуть больше. Так что при желании можно пройти почти весь путь (точнее, сорок километров), бредя в воде то по колено, то по пояс. Единственным серьезным препятствием является пролив Памбас. Он расположен меж мысом Рамнад и островом Рамесвар. Пролив не очень глубок и доступен лишь для прохода небольших судов. Не стоит испытывать свои умение и выносливость и преодолевать Памбас вплавь. Пролив не широк, но сильное течение сносит таких безрассудных смельчаков в море.

Почему проход между Индией и Шри-Ланкой так называется?

Для христианских и мусульманских мореплавателей это «Адамов мост». «Мост Рамы» - так называют цепочку островков и отмелей верующие индусы. Почему? Это объясняют две легенды. Верующие в Библию считают, что история, описанная в Книге Бытия, произошла над островом Цейлоном. Бог изгнал Адама с Евой из своего рая, и они очутились в не менее красивом месте. Мужчину Творец Универсума поставил на Цейлоне. И поэтому там есть гора, называемая Пиком Адама. Еву же Бог перенес в Индию. А по мосту Адам перешел на материк. Там первая пара соединилась вновь и заселила своим потомством всю землю. Поэтому мост называют Адамовым. По версии индусов, дамбу построили в незапамятные времена войско гигантских обезьян под предводительством Ханумана. Демон Равана похитил Ситу, возлюбленную Рамы, и скрылся с ней на Цейлоне. Божественный император приказал построить мост, соединивший Индостан с островом. Работами руководил сын бога Вишвакармана Нал. По этой дамбе войско обезьян перешло на Цейлон и сразилось с демоном. Все эти события описаны в индуистском эпосе «Рамаяна».

Что говорят факты?

На старинных картах португальских и арабских мореплавателей изображен самый что ни на есть настоящий Адамов мост. Шри-Ланка и полуостров Индостан были связаны пешеходной дамбой вплоть до конца пятнадцатого столетия. По этому мосту следовали даже конные путешественники и повозки. Но в 1480 году в этих местах произошло мощное землетрясение. Дно моря несколько просело. А начавшийся после землетрясения сильнейший шторм размыл ушедшие под воду острова и косы. К сожалению, это был не последний удар стихии. В 1964 году мощный циклон полностью разрушил город Дханушкоди, который располагался на песчаной косе на восемнадцать километров к юго-востоку от Рамешварамы. Уцелел лишь храм Котхандарасвами. Согласно «Рамаяне», в этом месте Рама пленил часть своих врагов. А недалеко на дне моря расположен ещё один храм, о дате строительства которого не сохранилось сведений. От Котхандарасвами начинается официально мост Рамы.

Туристическая достопримечательность

Вблизи островки не представляют собой ничего особенного. Они сложены из окаменевших кораллов, прессованного песка и магматических пород. Это дало возможность ученым утверждать, что мост Рамы - всего-навсего остатки рифа, как и многие атоллы в тропических и экваториальных широтах океана. Намного интереснее созерцать эту достопримечательность с воздуха, из например. Адамов мост, фото это показывает со всей очевидностью, выглядит как рукотворный. Отмели отлично просматриваются, и кажется, что дамба простирается над водой непрерывно. Из-за широты в пару километров мост Рамы виден даже из космоса. И снимки, сделанные НАСА несколько лет тому назад, пролили свет на происхождение странной насыпи. Снизошла до изучения моста Рамы и Индийская геологическая служба. Ее специалисты пробурили ряд скважин и взяли образцы пород. Кроме того, в некоторых местах между материком и островами возможно транспортное сообщение. Через залив Памбан построен Он соединяет материковую Индию с одноимённым островом.

Кто построил Адамов мост?

Увы, этот вопрос до сих пор остается открытым. Хотя все больше людей склоняются к мысли, что дамба эта имеет искусственное происхождение. Но антропогенное ли? Ведь возраст этого сооружения (если мы имеем право так его назвать) довольно солиден. Некоторые дают дамбе несколько миллионов лет! Какая же цивилизация могла соорудить мост, когда еще не было Гомо Сапиенса как биологического вида? Можем ли мы предположить, что мост был построен пришельцами? Но если какая-то высокоорганизованная общность смогла преодолеть столько километров, исчисляемых световыми годами, чтобы достичь Земли, не кажется ли странным, что для преодоления пятидесяти километров ей понадобилось сооружать дамбу из валунов? Разумнее счесть, что возраст моста составляет около трех-пяти тысяч лет и его строителями являются представители неолитической цивилизации?

Доводы в пользу естественного происхождения

Адамов мост представляет собой цепочку островков. Возможно, и даже наиболее вероятно, что остров Цейлон (ныне Шри-Ланка) в незапамятные времена был частью Евразии. Миллионы лет назад под влиянием движения геологических плит началось образование пролива. Дно просело (как это случилось уже во время землетрясения 1480 года) и на месте бывшего перешейка остались только острова. В теплом тропическом море вокруг них выросли коралловые рифы, а течение нанесло песка. От этого и образовались длинные косы, которые люди и использовали вплоть до конца пятнадцатого века для того, чтобы добраться на Цейлон.

Доводы в пользу искусственного происхождения

По снимкам, сделанным с воздуха, видно, насколько синим является море вокруг моста Рамы. Глубина там значительная - около десяти-пятнадцати метров. Если предположить, что Адамов мост является остатком перешейка, то непонятно, куда девался остальной материковый шельф. Этот хребет появляется на глубине совсем неожиданно и, таким образом, представляет собой явную Да, зондирование показало, что сложен мост из песка и кораллов. Но ведь среди строительного материала присутствуют и валуны, а также местами и известковый камень. К тому же, исследования выявили четкую форму кладки. Валуны четкой формы два с половиной метра на полтора. Камни эти уложены поверх слоя песка - и это самое очевидное доказательство искусственного происхождения насыпи.

Выводы НАСА

Снимки этого авторитетного американского агентства по исследованию космоса пролили на тайну моста больше света, чем комментарии его специалистов. Фото было сделано с орбитального спутника при максимальном расширении. Глядя на снимок, невозможно предположить, что всё это - курьез природы. Но вывод специалистов НАСА оставляет вопрос открытым: «Изображение данного объекта, полученное при дистанционном зондировании с орбиты не может предоставить конкретной информации о его возрасте и происхождении». Так что Адамов мост остается загадкой современности.

Борьба за сохранность достопримечательности

Неважно, рукотворная эта насыпь или природная, но она очень мешает навигации. Корабли должны делать крюк в четыреста километров, чтобы добраться из южной части Индостана на Цейлон. Еще в девятнадцатом веке англичанами поднимался вопрос о том, чтобы расширить пролив Памбас для прохождения больших судов. В пятидесятых годах ликвидировать Адамов мост решило даже правительство Д.Неру. Но гигантский шторм разрушил все технические начинания работ. За спасение моста Рамы выступают теперь не только брахманы, утверждающие, что он является доказательством всего описанного в «Рамаяне». За сохранность цепи островов ратуют и экологи. Ведь эта насыпь, полагают они, смягчает действие цунами и больших штормов на двух побережьях.