Про скандинавские паромы, для тех, кто еще не плавал. Можно ли заблудиться на корабле? Как выглядит каюта на круизном лайнере

Многие люди, страдающие от укачивания в транспорте, ошибочно полагают, что в морском круизе их ждут одни неприятности. На самом деле это не так: современные круизные лайнеры обладают особой системой стабилизации, позволяющей избежать укачивания.

Для начала давайте посмотрим, что же такое морская болезнь и в каких случаях она наблюдается. Морская болезнь, или кинетоз, проявляется в основном в виде тошноты и головокружения. Эта неприятность может возникнуть не только при плавании на корабле, но и при поездке в автомобиле, поезде или при путешествии на самолете. Этим недугом страдают не только дети в возрасте до 10-12 лет, но и около 10% взрослых.


Основной причиной проявления симптомов морской болезни является слабость вестибулярного аппарата. Человеческий организм устроен так, что движение на транспорте воспринимается им как нечто, отклоняющееся от нормы. При ходьбе или беге тело человека совершает движение, и зрение фиксирует изменение окружающего пространства, передавая соответствующие сигналы в мозг. Никаких противоречий организм не замечает. А вот при путешествии на судне или в машине зрительные рецепторы также предают сигнал о передвижении, так как меняется картина пред глазами, но самого движения при этом не происходит. Человек находится в статичном положении. Из-за этого возникает сбой в функционировании мозга, который при нормальной работе вестибулярного аппарата практически незаметен или быстро компенсируется. А при различных нарушениях или малой натренированности, как у детей, например, возникает морская болезнь.

В то время как морские круизы большинству людей приносят чувство отдыха и комфорта, страдающие кинетозом не могут похвастаться такими же ощущениями. Ни о каком наслаждении не может быть и речи, когда человека укачивает и он чувствует себя, мягко говоря, не очень хорошо. Поэтому инженеры и конструкторы разработали для современных круизных лайнеров специальную систему стабилизации качки.

Для того, чтобы вместить большое количество пассажиров, лайнеры имеют по несколько ярусов. Поэтому получается, что верхняя часть корабля значительно больше той, что погружена в воду. Выражаясь морскими терминами, лайнер имеет небольшую осадку, то есть глубина, на которую судно погружается в море, составляет около 6-8 метров. В то время как верхняя часть нередко превышает 30-40 метров. При таких параметрах необходимы специальные механизмы, позволяющие обеспечить устойчивость судна на волнах,по ходу движения и во время штормовой погоды.

Оказывается, морская качка бывает разная. Всего моряки выделяют 6 видов качки, направление которых показаны на рисунке.


За то, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно, отвечает комплексная система на основе гироскопа, специального прибора, определяющего положение судна относительно инерциальной системы отсчета. В нее в первую очередь входят балластные цистерны, которые расположены в нижней части круизного лайнера. В них набирается вода, и за счет дополнительного веса в нижней части судно делается устойчивее.


Кроме того, каждый современный круизный лайнер снабжен крыльями-стабилизаторами или передвижными балластами. Находящиеся под водой механизмы, получая сигналы от гироскопа, двигаются в противофазе волнам и таким образом способствуют тому, что морская качка гасится. Конечно, все эти умные системы находятся под управлением компьютера, поэтому весь процесс стабилизации круизного лайнера полностью автоматизирован. На современных судах система стабилизации качки столь совершенна, что пассажиры вполне могут не заметить 4-5-балльный шторм.

Остается только добавить, что людям, склонным к морской болезни, следует правильно выбирать место размещения на лайнере. Меньше всего качка ощущается на самом нижнем этаже в центре корабля, а самые неблагоприятные в этом плане каюты расположены на верхних ярусах на периферии судна. Поэтому, выбирайте место для отдыха с умом, и тогда путешествие принесет вам только положительные эмоции.


Круизы по Балтийскому морю – возможность отдохнуть недорого и быстро. Круизы позиционируются как семейный и познавательный вид отдыха, ведь они позволяют поехать всей семьей, в компании с друзьями и коллегами в короткий тур в страны, расположенные на Балтике. На комфортабельном пароме туристы наслаждаются скандинавской кухней, развлекаются в ночных клубах, смотрят развлекательное шоу, устраивают шопинг в магазинах Duty Free, а затем отлично проводят время в одной из скандинавский столиц.

Один из самых бюджетных способов сменить обстановку и отвлечься от будней привлекают большое внимание туристов, в том числе и белорусских. В связи с этим возникает большое количество вопросов. Мы отправились в круиз выходного дня по Балтийскому морю с финской компанией Viking Line и узнали ответы на самые часто задаваемые вопросы туристов о круизах.

КАК ВЫГЛЯДИТ КАЮТА НА КРУИЗНОМ ЛАЙНЕРЕ?

На каждом судне существуют каюты разного класса – от экономных до роскошных. Туалет и душ есть в каждой каюте, кроме кают класса Budget.

Для аллергиков предусмотрены каюты, интерьер которых выполнен с использованием противоаллергенных материалов, а уборка осуществляется специальными средствами. Стандартная каюта для путешествия по Балтийскому морю чем-то напоминает купе поезда. Есть каюты с окном и без окна. Тип кают и их расположение зависит от конкретного парома, - всю информацию по каюте можно получить при заказе билетов или покупке тура в турфирме.

УКАЧИВАЕТ ЛИ ВО ВРЕМЯ КРУИЗА?

Многие боятся круизов и даже коротких морских переездов из-за укачивания. Действительно, на некоторых паромах в большей или меньшей степени можно ощущать качку. Но на современных лайнерах имеются стабилизаторы качки, поэтому чаще всего при хорошей погоде качка физически не ощутима. Как правило, морские прогулки на паромах переживаются легко. В случае необходимости и для пущей уверенности можно принять таблетку от укачивания – на паромах компании Viking Line их можно получить на ресепшене.

КАКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЕСТЬ НА ПАРОМЕ?

Круиз на пароме по Балтийскому морю – поездка не продолжительная, но, как правило, насыщенная. На паромах много развлечений – от тихих уютных мест для спокойной беседы до шумных ночных клубов.

На некоторых паромах работают сауны и целые SPA-центры.

ЧЕМ КОРМЯТ НА ПАРОМЕ?

Круизные паромы славятся хорошо организованным и качественным питанием. С парома голодным и похудевшим сойти очень сложно, - работают кафе, бар и ресторан.

Питание заказывается заранее в составе пакета или оплачивается непосредственно на борту. Каждый человек найдёт здесь что-то своё в зависимости от предпочтений. Есть ресторан, работающий по системе «шведский стол» (наиболее популярный у туристов вариант), бары с закусками и ресторан высокой кухни. «Шведский стол» - это практически неисчерпаемый выбор блюд скандинавской кухни.

ЧЕМ ЗАНЯТЬ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ НА ПАРОМЕ?

На пароме, как правило, предусмотрено несколько зон для самых маленьких пассажиров и детей постарше. Работает детская комната.

МОЖНО ЛИ ЗАБЛУДИТЬСЯ НА КОРАБЛЕ?

Не найти свою каюту на большом лайнере, - страшный сон. И всего лишь сон! Заблудиться на паромном лайнере довольно сложно. На палубах повсеместно установлены информационные стойки и указатели. При входе все туристы получают информационные материалы на русском языке. Сотрудники компании на борту всегда готовы помочь пассажирам.

ЕСТЬ ЛИ ИНТЕРНЕТ НА ПАРОМЕ?

Да, на пароме доступна сеть Wi-Fi практически везде на борту. Качество соединения 3G может меняться в зависимости от количества пользователей и места нахождения парома. В некоторых точках маршрута сигнал может быть недоступен.

ЧТО И ПО КАКИМ ЦЕНАМ МОЖНО КУПИТЬ НА ПАРОМЕ?

Шопинг на круизном пароме чрезвычайно выгоден. Всё потому, что на борту работают магазины беспошлинной торговли Duty Free, где можно приобрести товары как минимум на 25% дешевле, чем на суше. Нередко скидки доходят и до 40%.

В круизах покупают косметику, одежду, алкоголь (следует помнить о нормах провоза алкоголя в Беларусь), украшения.

ХОЛОДНО ЛИ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ПО БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ ЗИМОЙ?

Холодно, но не смертельно. Важно выбрать надежную ветрозащитную и влагонепроницаемую одежду. Это касается не только круиза, а и всего балтийско-скандинавского региона.

МОЖНО ЛИ БРАТЬ ЕДУ И НАПИТКИ НА БОРТ С СОБОЙ?

Да, без проблем.

Благодарим за организацию поездки компанию Viking Line . Viking Line (Viking Line Abp) - финский судоходный концерн, осуществляющий пассажирские и грузовые перевозки по Балтике с 1959 года. Зарегистрирован на Аландских островах c центральным офисом в Мариехамне, который также является портом приписки большей части паромов компании. Viking Line перевозит более 6,5 млн. человек в год флотом из 7 круизных паромов, курсирующих по 5 маршрутам. В компании работает 2797 человек.

Текст и фото: Александр Быченко

Миллионы людей уже побывали в круизе на Балтийском море. Они возвращаются туда снова и снова, с друзьями, родственниками и детьми. Неужели морские круизы так заразительны? На паромах по Балтике можно вкусно поужинать, беззаботно повеселиться, расслабиться в спа и сходить за покупками в Duty Free. Гостям здесь комфортно — уютные каюты, интересные маршруты и безупречный сервис. Если вы собрались в морское путешествие в первый раз, прочтите наши Советы начинающему мореплавателю.

1. Про каюту

Категории кают на паромах Silja Line, Viking Line St.Peter Line делятся на 2 основных класса: эконом и премиум класс. Эконом класс обозначен латинскими буквами С, В и А., хотя вы можете встретить классификацию Турист 1 (В класс) и Турист 2 (С класс). Каюты С и В класса не имеют иллюминатора, зато на его месте красуется картинка или зеркало. В каюте А класса есть иллюминатор. Все каюты эконом класса спланированы с 2, 3 или 4 полками, в них есть душ и туалет. Если вам досталась каюта с 4 полками, но вас двое — просто сложите верхние полки в стену и располагайтесь на нижних. Одни нижняя полка всегда зафиксирована, а вторая нет. Таким образом можно превратить их в двуспальную кровать. На верхних полках стоят ограничители, поэтому смело укладывайте туда детей. Каюты премиум класса — Коммодоре, Де Люкс и Сьют. В таких каютах обычно только двуспальная кровать, но в некоторых есть дополнительное спальное место для максимум двух детей. ТВ есть только в каютах премиум класса. Еще про классы кают можно

2. Про качку

Когда корабль выходит в открытое море поздно ночью, вы уже будете смотреть сладкие сны (кстати, в каютах очень удобные матрасы на полках). Но если качка вас все-таки застала на дискотеке или в коридоре (ууух!), то везде есть подстраховочные поручни. Обратите внимание на стены коридоров, когда взойдете на борт — поручни повсюду. Если вы еще не знаете, укачивает вас или нет, все равно возьмите с собой таблетки от укачивания (продаются в любой аптеке). Только помните что у всех лекарств есть противопоказания. Таблетки от укачивания могут вызывать сонливость, утомляемость, у детей может спровоцировать повышенную возбудимость; не рекомендуется пить алкоголь. Поэтому не торопитесь их принимать. Лучше побольше двигайтесь и ваш вестибулярный аппарат быстро адаптируется к ритму морских волн Балтики!

3. Не переедать!

Конечно, устоять от выбора блюд на шведском столе очень, очень сложно…Но держите себя в руках и помните, что последствия гастрономических излишеств могут создать дискомфорт вашему спутнику или спутнице, здоровью да и вообще нарушить все прекрасные планы. Попробуйте разные блюда, но только в самых маленьких количествах. Сначала пройдитесь по залу. Посмотрите, что есть на стойках с закусками, с горячим, с десертами и определитесь с напитками. Первое, что нужно сделать — выбрать что-то легкое для закуски: копченого лосося, сельдь, жареную рыбу, икру или морепродукты. За основным блюдом подойдите чуть позже, после утоления первого и самого коварного чувства голода. Количество подходов к шведскому столу неограниченно, еды хватит на всех! Кстати, кроме ресторана со «шведским столом» есть ресторан а-ля карт и простое кафе. Например, на паромах Silja Line есть уникальный ресторан Happy Lobster. Его шеф меняет меню в зависимости от ежедневного улова. Изумительный ассортимент даров моря и, конечно, лобстер.

4. Берем купальник!

На кораблях есть сауны — отдельные или в спа-центрах. После сауны можно посидеть в джакузи и отдохнуть в баре с легкими закусками. На борту корабля Viking Amorella (Турку — Стокгольм) есть даже оздоравливающая инфракрасная сауна. На самой верхней палубе Viking Grace (Турку — Стокгольм) есть модное местечко — Spa & Wellness. Отсюда можно любоваться видами Балтики прямо из джакузи. Полотенце, мыло, шампунь и подстилка включены в стоимость. Купальник и плавки можно взять в аренду, но придется заплатить около 10 евро.

5. Дышим морским воздухом бесплатно

На всех лайнера есть открытые палубы. Выходите на них и дышите — дышите!:) С палубы очень занимательно наблюдать отправление корабля из порта: как этот громадный корабль медленно и плавно отплывает от пристани, как он разворачивается, лавирует между островками, подплывая к Стокгольму…

6. Без шоппинга не обойтись

Когда вы пройдете на корабль за 1,5 часа до его отправления, вы не увидите ни одного магазина на борту. Они будут закрыты. Кто-то вздохнет с облегчением, а кто-то расстроится. Забудьте про них, гуляйте по кораблю, изучайте его, устраивайтесь в каюте! Магазины Duty Free откроются сразу же как только корабль покинет порт и вам обязательно туда понадобится сходить

7. Кто не дает спать на пароме?

Дискотека и ее посетители. Хотите, чтобы она была рядом — бронируйте каюту класса F на паромах Принцесса Мария и Принцесса Анастасия. Жизнь на лайнере кипит ночь напролет: шоу-программа, танцы в диско-баре, караоке! А как романтична встреча рассвета на открытой палубе…

8. Подвиньте мне стул, пожалуйста

Не пытайтесь двигать мебель. Все столы, стулья, кресла, диванчики в ресторанах и других местах на пароме, включая мебель в каютах — прикручено к полу (впрочем в каюте есть один движимый предмет из пункта 1). Фиксирование мебели сделано из соображений безопасности: во время качки любое движение предметов интерьера создает опасность падения.

9. Азартные игры?

Да. На круизах по Балтике разрешены азартные игры. У каждого лайнера есть партнер (например, PAF у Viking Line) по казино и детским игровым автоматам. Вся прибыль с игр идет на благотворительность.

10. Детский сад какой-то…

Почему на паромах так любят путешествовать с детьми? Потому что детям там очень интересно. Сам корабль — одно большое впечатление: плавучий отель, шум моря за окном, новые города, разные иностранные языки…Для детей на Viking Line работает кот Вилле Викинг, который занят анимацией, играми, викторинами и эстафетами в детской комнате. Браслет Вилле дает право маленькому пассажиру на надувной шарик, стаканчик с изображением корабельного кота и лимонад без ограничений на весь круиз. Silja Line является «официальным перевозчиком Мумми-троллей» и на борту их паромов можно познакомиться с персонажами книжек Туве Янссон

11. Про алкоголь

Употребление спиртных напитков, конечно, разрешено, но есть рад ограничений, за соблюдением которых в паромных компаниях на Балтике следят очень и очень строго. На борт лайнеров Принцесса Мария и Принцесса Анастасия нельзя внести алкоголь с собой. Его отберут на входе и вернут обратно, когда закончится круиз. Употреблять алкоголь на корабле можно только в ресторанах и барах, где он продается. Если вы купили напитки в Duty Free, то употребить их тоже можно только после круиза, например дома с друзьями, которым вы будете рассказывать о своих впечатлениях:) На Silja Line есть специальное шампанское, игристое,белое и красное вино под маркой Tallink Silja Ship"s Wine, отобранное сомелье специально для паромной компании. На суше эти вина купить не получится. Рекомендуем воспользоваться шансом его купить

12. Про кипятильник

Правила поведения на паромах однозначно предупреждают: «На судне нельзя готовить еду самостоятельно..запрещен провоз кипятильников и приборов для приготовления пищи.» Исключение составляют продукты для аллергиков и детское питание. Эти продукты можно взять с собой. На паромах Viking Line в комнате матери и ребенка (или любом кафе) можно разогреть бутылочки с детским питанием в микроволновой печи. Опыт подсказывает: те, кто все же берет с собой кипятильник (пряча его в свернутый трубочкой свитер), больше всех съедает на шведском столе, так и не воспользовавшись прибором.

13. Покурим?

На паромах курить можно. Но только в специально отведенных местах. В каюте нельзя. Лучше даже не пробовать; сочтут за хулиганство и высадят с парома в открытое море без возврата стоимости билета

14. Пакуем чемодан

С собой нужно взять необходимый лично вам минимум. В каюте придется поставить чемодан сразу за дверью, специального багажного отделения в каюте нет. Если у вас 2 чемодана, в каюте эконом класса придется потесниться. В каюте есть: постельное белье, полотенца, туалетная бумага, жидкое мыло (оно же гель для душа и шампунь). Возьмите легкую обувь для каюты — тапочки или слипперы, купальник и плавки (для сауны и джакузи в спа-центре на пароме).

15. Dress code

На пароме принята свободная форма одежды A5 (After Five) или Dressy Casual. Не стоит пугаться этих фраз, все очень просто. A5 обозначает стиль Коктейль (after 5 — после пяти), Dressy Casual — непринужденный вечерний стиль. Мужчины могут одеть костюм, не обязательно деловой. Цвета любые, галстук необязателен. Слово casual не должно вводить вас в заблуждение. Речь идет не о поношенных джинсах, а о модной одежде от дизайнеров или известных брендов, вне зависимости от того, наденете ли вы нарядный пиджак или шелковую рубашку. Женщины: платье для коктейля или просто вечерний комплект, например, расшитый пайетками топ и юбка. Как вариант – нарядный костюм с юбкой или брюками. Если сомневаетесь, можно выбрать элегантный женственный костюм или нарядное дневное платье.

16. Кроны, евро и рубли….

В какой валюте брать деньги? Минимум — в двух валютах. Учтите, что только на парома St.Peterline принимают рубли. На Silja Line и Viking Line принимают евро, доллары шведские кроны, но сдача всегда будет в евро или в комбинации кроны+евро. Ваш кошелек немного распухнет от мелочи трех государств, включая русскую денежку. Можно упростить все и расплачиваться пластиковой картой Visa, Master Card или Maestro. Но, с карточками бывают разные истории. Например, терминал кассира может сломаться и продавец, улыбаясь, скажет вам «Cash only, please!». А вы как раз покупаете что-то очень приятное и нужное…. На такой случай имейте немного наличных рублей и евро. На паромах нет в обиходе монет по 1 и 2 евроцента, 10 и 50 копеек рублей, шведские кроны и доллары принимаются только «бумажные».

17. Интернет и связь

Придется отказаться:) Конечно, это шутка, но… Сотовая связь во время круиза может работать нестабильно, особенно при удалении от наземных станций. С интернетом сложнее. Если он есть в телефоне, то он будет работать по расценкам вашего роуминг тарифа. Wi-Fi на борту корабля нет. Если ваш круиз предполагает ночевку в отеле, то там у вас будет возможность пользоваться бесплатным интернетом. Будьте внимательны и отключите передачу сотовых данных в вашем смартфоне. Вообще, на паромах по Балтике кипит настоящая жизнь — здесь все знакомятся, общаются, танцуют, веселятся и поют:)

Из Петербурга к берегам Финляндии, Швеции и Эстонии паромы снова пустят только в апреле, но уже сейчас можно пуститься в плаванье, пересекая границу, допустим, на поезде или автобусе, что ещё дешевле. Из соседней Финляндии громадные корабли разных компаний, разных направлений ходят чуть ли не каждый день.

Среди самых дешёвых линейных направлений - паром на Аландские острова. Всего около 33 евро. Но серьёзно рассматривать поездки в одну сторону, если хочется отдохнуть бюджетно, совсем не стоит. Надо быть хитрее. Так, если билет из Хельсинки в Таллин стоит около 24 евро, то круиз Хельсинки - Таллин - Хельсинки - всего 15. Такая ситуация складывается почти на всех представленных направлениях. Надо понимать, что, покупая круизный билет, пассажир не обязан, прибыв в интересующую его страну, возвращаться на паром, чтобы отбыть в обратном направлении. За это его не будут штрафовать, и ждать его паромщики, конечно, не будут. В назначенное время корабль отчалит в обратном направлении. От этого и стоит отталкиваться.


Что открывает подобная возможность: во-первых, разумеется, свободу выбора вместе с экономией пары десятков евро, которые можно потратить, к примеру, на хороший обед даже в том же Стокгольме, где всё очень дорого. Так, у того же «Таллинка» рейса из ближайшего к Петербургу Хельсинки в Ригу не имеется, зато есть круиз в Стокгольм. А из шведской столицы паромы в старый латвийский город ходят.

Нашего редактора привлекло именно такое водное путешествие. Купив билет на Lux Express на распродаже всего за 500 рублей, он отправился в Хельсинки, где пару часов побродил по центру города и поднялся на борт корабля, следующего в Стокгольм. Билет был куплен самый дешёвый - 20 евро (к слову, если нет желания подгадывать время прибытия автобуса под отправления корабля, у Viking Line есть круиз с автобусным трансфером из Санкт-Петербурга. Стоимость такого стартует от 33 евро на человека). Но надо понимать, что каюта по такому билету может находиться ниже ватерлинии. Соседство с рыбами и винтами двигателя в зимний сезон сулит путешествие длиною в ночь в сопровождении всяческих шумовых эффектов вроде мерного гула лопастей и периодических постукиваний - не бойтесь, это не гигантские реликтовые животные, а всего лишь небольшие обломки льда. Но всё это улетает, как только вы забудетесь сном, а вот ощущение качки не покинет ещё пару дней - к этому стоит готовиться тем, кто путешествие наметил на зимние месяцы: весной-летом почти не качает.

По словам бывалых моряков, кому-кому, а вот женщинам и детям вообще нечего переживать: их на большом корабле практически не укачивает. То есть теоретически укачать может, зато при возвращении на берег эффект сойдёт на нет. А вот некоторым молодым людям ещё пару деньков будет казаться, что даже за столиком кафе они всё ещё бороздят океан на судне.


Особенно хорошо прибывать в Стокгольм прямо в центр города (такой маршрут есть у «Викинга»). Не все паромы следуют туда - большинство идут к порту Вяртахамн. Это стоит учесть, выбирая билеты. Впрочем, в 90 % случаев продолжить поездку придётся с этого речного вокзала. Оттуда отправляется и паром в Ригу. Дешёвый билет на круизный лайнер Tallink (подадут скорее всего чудесную «Романтику» или «Изабеллу») стоит всего 45 евро, когда линейный рейс обойдётся минимум в 70–100 евро, а на эту разницу в стоимости в Риге можно остановиться в очень хороших апартаментах, дополнив посещение города кофепитием в Skyline Bar на вершине высотки, откуда получится по достоинству оценить город с высоты. Ведь с виду улицы с эклектичными домами по пути от порта очень напоминают питерские, а с высоты образ Риги начинает играть совсем иначе.

Прогулявшись по латвийской столице, можно отправиться в Таллин, но туда уже не получится добраться водным путём. Автобусом - всегда пожалуйста. Билеты стартуют от 5 евро. Главное - купить заранее, в противном случае придётся выложить порядка 13–15 евро.

Для тех, у кого времени много и желание путешествовать не иссякло, есть ещё важный лайфхак: из рижского аэропорта летают самолёты Ryanair в Италию, а именно в Бергамо. Не в сезон билет на борт можно найти за сказочные 25 евро и ещё дешевле. Так дёшево до Милана больше никак не добраться. Ещё из Риги летают в Берлин. Даже сейчас билеты стоят чуть больше 16 евро. Из этих городов вернуться получится только в Латвию, откуда в Санкт-Петербург можно вернуться автобусом где-то за 1500 рублей. Но это совсем другая история.


Напомним, с 25 марта морских путешествий из Петербурга в Хельсинки, Таллин и Стокгольм. Это выгодный и комфортабельный маршрут лайнера «Принцесса Анастасия», которым можно воспользоваться, если не хочется вариативности в бюджетном путешествии, но есть желание посмотреть эти приморские города. Среди спецпредложений на сайте отыщется каюта эконом от 1300 рублей на человека при раннем бронировании.

Честно говоря, для меня это был очень необычный опыт: ни я, ни члены моей семьи, ни даже друзья-самые-заядлые-путешественники никогда не плавали на паромах. То есть в Африке были - да, а вот на паромах или в круизах нет)) Поэтому я и надеюсь, что мои заметки окажутся для кого-то полезными.

Фото
Плавая на пароме получаешь возможность видеть город с воды, при чем не просто с воды - с хорошей точки над водой. Такие открыточные виды сложно снять где бы то нибыло еще. Но тут же кроется минус: они у всех одинаковы. Самые красивые фотографии (а следовательно и самые красивые виды для любования) получаются в моменты отплытия и приплытия:) Поэтому нужно быть готовым собрав/покидав вещи взлететь на палубу и не пропустить
ничего. Потому что потом будет только море, а возможно еще и темнота.

Интернет
На нашем корабле (St.PeterLine, Princess Anastasia) инет был не только платным, но еще и с залоченными соц.сетями (приложения на телефоне работали).

Телефон
МТС ловил даже в море. Туристическая сим-карта GoodLine вырубалась почти сразу, как мы отплывали от берега.

Каюты
Перед покупкой обязательно посмотрите фото кают на сайте компании. Если площадь 9-12 метров, то каюта будет похожа на купе поезда, только с встроенной туалетной комнатой. Так выглядят стандартные каюты на кораблях St.PeterLine и Viking, у еще какой-то компании, я видела несколько вариантов стандарта, среди которых были и побольше. Ехать вчетвером в такой каюте, по-моему очень неудобно, даже если двое это дети. Думаю при такой площади, двое это максимум и они должны быть действительно близкими людьми.

Если вы едете один в двух- или четырехместной каюте, то можете превратить одну из нижних кроватей в диван. Это уютно. Главное разобраться до того, как вы начали использовать ее вместо шкафа:) В каюте крайне мало места, поэтому будьте готовы к тому, что развешивать вещи вам будет негде. Ванная комната маленькая. В общем я к тому, что каюты повышенной площади стоят каждого доллара/евро, которые за них просят. Часто завтрак уже включен в их стоимость, там есть фен, которого может не быть в стандарте. А если прибавить ускоренный выход - это еще и экономия нервов.

Еда
Основной ресторан работает в две смены, там шведский стол: продукты качественные, разнообразия мало, но найти что-то вскусное и полезное можно легко.


Каждая смена длится не более полутора часов, после которых вас попросят на выход. Можно не есть ресторанное, а приносить с собой take-away или еду из супермаркетов, купленную на суше. Когда паром поздно отчаливает, реально успеть на суше поужинать. Однако вам все равно не захочется провести в 9-12-метровой каюте весь вечер. С этой же точки зрения, алякарт не такая плохая перспектива, ибо там вас не выгонят через час-полтора под эгидой "второй смены", как это происходит в общем ресторане. Также вечер можно провести в барах, казино, клубе - это не Soho Rooms, но не хуже турецкой анимации точно.


сверху один из баров, ниже обычный ночной клуб


рискуя получить от охранников: казино и специальный ночной клуб

Алкоголь
На пароме есть дьюти-фри с хорошим выбором алкоголя, но если вы не алкаш согласный пить в каюте похожей на купе, то проку от него мало: нигде в ресторанах и барах, даже на палубе - вы не можете распивать купленное там. Только то, что вы покупаете в барах и ресторанах, по московскому совершенно прайсу. Где же эти за дешево бухающие на паромах финны... Возможно на разных паромах правила отличаются?

Качка
Таблетки. В первый день может быть неуютно, но если не поддерживать свои страхи, а наоборот успокоить, то организм привыкает. Со второго дня таблетки требовались мне на суше:) То есть с кораблем мы быстро договорились, а вот в моменты, когда он спокойно стоял, или я сидела на суше, начиналось ЭТО. Вообще, я думаю это что-то особое для организма, поскольку вернувшись после 3х ночей на пароме, я испытывала нечто странное, не совсем похожее на качку - "все в тумане", "пыльным мешком ударенная" - самые лучшие определения. И я перестала реагировать на кофеин в кофе. По образованию я врач-невролог, поэтому меня искренне удивляет, что я не могу это разумно объяснить.

Навигация на корабле
Развлекательные палубы сверху, как и каюты более высокого класса. Там ориентироваться довольно просто, так как большие площади хорошо просмотриваются. На палубах со стандартными каютами очень сложно понять куда идти. Можно оказаться в секторе, где твоей каюты нет в обозначениях и какой путь к ней ближайший совсем не ясно. Опыт - сын ошибок трудных)


Карта от каюты - посадочная карта
Да, ключ от каюты является вашим билетом на корабль, поэтому вариант "оставить один ключ в номере - зачем брать оба" не рассматривается. Карту нужно параноидально проверять, поскольку если вы ее забываете внутри - километр коридоро до info и обратно вам обеспечен.

Tax Free
Не обязательно получать возмещение сразу на пароме (это может быть неудобно из-за валют). Но вот проштамповать свои чеки просто необходимо. Чеки некоторых стран нужно штамповать на границе (на суше). Про такие детали полезно почитать в объявлениях на Инфо. Получить возмещение можно в РФ у аккредитованных Global Blue банков.

Виза
Должна покрывать все путешествие - у вас нет опции не выходить в город в какой-то стране, переждав на пароме. По логике, она может и есть, но пограничники утверждают обратное. Важны не только даты С и ПО, но и ДЛИТЕЛЬНОСТЬ пребывания в стране - посмотрите на ваши визы. Зато, по какому-то морскому закону, вы можете просить визу любой страны вашего паромного маршрута, а не только той, с которой начинается путешествие.

Очереди и толчея
Каждая выгрузка и загрузка сопровождается толкучкой и тратой времени. Наши люди часто приближаются к тебе так плотно (и постоянно тебя касаются), что стоять в очереди настоящий дискомфорт. Это не плохой сервис - это 2000-3000 человек пытаются синхронно мигрировать. Уменьшить неудобство можно двумя путями: выгружаться и загружаться последними или покупать каюту высокого класса (которая дает право на fast check-in, что-то типа бизнесс-класса).

Впечатления
Мне очень понравился сам вид отдыха: не смотря на то, что никаких вдумчивых осмотров и большого шоппинга - прекрасно проведенное время и масса впечатлений, растягивающих эти три дня до масштаба двух недель. Для себя я выяснила, что многие отрицательные моменты можно пофиксить, и поэтому с огромным удовольствием выберу круиз в качестве отдыха еще. Хотелось бы конечно большие, как круизы о которых рассказывает