Конспект занятия о крыме для детского сада. Конспект экологического занятия подготовительной группы детского сада "мой крым". «А над морем – мы с тобою!»

Тема: « Наш волшебный Крым»

Цель: Выявить знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, об обитателях Чёрного и Азовского морей, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья; закрепить знания детей Крымских городах курортах : Феодосии, Судаке, Алуште. Познакомить с городом Ялта, Севастополь-город герой славы. Уточнить знания о международном детском центре «Артек». Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова –определения. Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе(морю). Систематизировать знания детей о столице Крыма.

Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный, экскурсия. Феодосия- картинная галерея, И. К. Айвазовский, А. Грин, порт. Ялта, Севастополь –памятник, слава. Морские обитатели: катран, дельфин, краб, медуза, рыба-игла, морской ёж, ставрида.

Материал: Карта Крыма, папки передвижки с достопримечательностями городов: Феодосия, Судак, Алушта, Ялта, Севастополь.Иллюстрации морские обитатели, картинки для разукрашивания- морские обитатели. Дидактический материал для игры « расшифруй задуманное слово по первому звуку».

Ход занятия.

1)Беседа о Крыме.

В: Сейчас я вам расскажу легенду о происхождение земли.

*Много лет назад на планете были только моря.Но вот море начало волноваться,забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли.

В: дети вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым).

Правильно,ребята мы поговорим о Крыме. Скажите, как называется наш полуостров на котором мы живём? (Крымский п-ов).

— Почему его называют полуостровом? (Потому что с трёх сторон омывается морями).

— Посмотрите на наш Крымский п-ов., как он расположен. На море.

— Как правильно называется полуостров?

(Автономная Республика Крым)

*Наш Крым – удивительный край, его любят и гости, и сами крымчане.

Наш п-ов. Сказочно красив. Что бы передать свои впечатления от увиденного, живущие в Крыму, создают множество лирических стихотворений.

Я прочитаю вам отрывок из стих., который написал А. С. Пушкин.

«Кто выдел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега.

Где на холмы под ласковые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне, кто видел край прелестней?…»

— Какими словами называл Крым А. С. Пушкин?

Чтение ст-я о Крыме.

*Крым-это здравница и это чудо-сад,

Крым-это фрукты, это сладкий виноград.

Крым-это море, это райские места,

Крым-это южных гор крутая высота.

Крым-это сказка, заглянувшая в глаза. И.Коробкина.

2)Симферополь- крымская столица.

В: В Крыму есть много городов. И самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется –этот город?

(Симферополь).

Что означает название города Симферополь? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, « полис» -город.).

Как вы думаете, почему его так называют?

(Все люди, приезжают в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма).

Я предлагаю вам рассказать о городах родного Крыма. Представьте вы, что вы- экскурсоводы, во время путешествий мы посетим курортные города, познакомимся с достопримечательностями. У каждого будет карта путеводитель.

Наш главный город Симерополь.

*Южная красавица- белая столица

Над Салгиром ивушка в зеркало глядится

Добрым нравом славится и людьми гордится

Симферополь –город мой, — крымская столица.

*Симферополь сердце Крыма

Город сердца и тепла

Город южный, как красив ты,

Это Родина моя!

(Показ папки с фотографиями города Симферополь, краткий рассказ)

— А теперь мы отправимся в восточную часть Крыма.

Мы находимся в городе Феодосия.

Ф.М. игра « мы едем, едем в далёкие края».

*Феодосия — Богом данная красота земли первозданная,

Золотым песком к ногам стелется. К небу тянется юным деревцем.

Солнцем светится винограда гроздь, зачарует ночь ароматом роз.

Красота Земли Богом данная, Феодосия- дочь желанная.

Айвазовского сердцем согретая, и стихами поэтов воспетая.

— В этом городе обязательно нужно посетить галерею И. К. Айвазовского.

Этот художник жил в Феодосии, много сделал для города, построил вокзал и железную дорогу. Очень любил море. Иван Константинович написал очень много картин о море. Есть в Феодосии дом- музей Александра Грина (писателя). Шесть лет он жил в Феодосии, написал много интересных рассказов « Алые паруса» , «Бегущая по волнам», Золотая цепь».

Ф.М. Гимнастика расслабления под музыку.

— Давайте закроем глаза и представим,что нам светит тёплое солнце, оно согревает нас. Его лучи скользят по нашим лицам, плечам, рукам, спинам, ногам. Но вот солнце пропало. Открывайте глаза. Чем южнее мы движемся,

Тем гористее становится берег. Это горы, на какое- то мгновение закрыли солнце. Посмотрите, что за крепость?

Это- крепость символ города Судака.

Что мы можем рассказать об этом городе?

— Судак расположен в Судакской долине. Со всех сторон его окружают живописные горы. Есть здравницы и санатории. В Судакской долине растёт виноград.Свежесть чёрного моря, виноградные ягоды помогают людям укрепить своё здоровье и уехать домой загорелыми, здоровыми и довольными и довольными.

*Судак увенчанный короной крепости, хранящий таинства былых веков.

На море Чёрное, на море Вечности, ласкает камушки у берегов.

Живу тобою наслаждаюсь, дышу твоею красотой

Ну как тобою не гордиться, ты для меня Судак родной.

Какие бухты, горы, пляжи, такая чистая вода,

Такой природой, где живём мы, должны гордиться мы всегда.

Ф.М. Я хожу, хожу, хожу, я на месте не сижу

Я бегу, бегу, бегу, я без движенья не могу.

— На нашем пути стоит наш любимый город Алушта. Почему мы любим –этот город?

(это наш родной город,мы здесь родились и живём)

Что мы можем рассказать об Алуште.

(название Алушта от греческого названия Алустон.)

*Нет Алушты без ротонды

И высоких кипарисов

И каштанов и больших цветов магнолии душистых

В буйном цвете роз и милый парк Приморский утопает

И троллейбус в Уголок Рабочий под гору съезжает.

*Алушта – это здравница, позволяет оздоровиться, поправить здоровье,

С уникальными памятниками природы истории и культуры.

Рассказ детей о достопримечательности города Алушта.

Крымский заповедник, крепость Алустон, Профессорский уголок, памятник и музей С. Сергеева Ценского, аквариум, Крым в миниатюре, ротонда –набережная, мятники партизанам и героям В. О. В., Краеведческий музей. Танк- памятник освободителям Алушты 15 апреля.

— Мы отправляем путешествовать в Ялту.

*На встречу нам виднеется гора,на что она похожа?

Как она называется?

(Медведь-гора)

*Лежит себе Медведь- гора, нос прикрывает лапой,

А рядом ходит детвора, не страшен косолапый.

Не станет ведь гора реветь, хоть и зовут её Медведь.

— На побережье Чёрного моря, возле Медведь –горы находится детский оздоровительный центр « Артек», где отдыхают дети со всех уголков мира. Дети в Артеке отдыхают, плавают, загорают, танцуют, играют. А главное все дружат.

*На юге,у чёрного моря, весёлое царство ребят.

О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.

С лазурью его не сравниться, всех прочих морей синева

По всем городам и столицам, идёт об Артеке молва.

— Вы знаете, что такое дружба?

Напомните поговорки и пословицы о дружбе.

— Один за всех и все за одного.

— Нет друга- ищи, а нашёл –береги.

Сам погибай. А товарища спасай.

— Крепкую дружбу и водой не разольёшь

— друг познаётся в беде.

В Артеке любят играть в разные игры давай те и мы поиграем « Мы весёлые ребята».(дети становятся в круг берутся за руки, идут по кругу и произносят: « Мы весёлые ребята, любим бегать и скакать,ну попробуй нас догнать. Раз, два, три-лови! В середине круга стоит Ловишка и по команде ловит детей, дети убегают, и садятся на стульчики.

— Следующий город. который раскинулся на берегу Чёрного моря г.Ялта.

*Этот город – Ялта. Посмотри дружок,

Солнечное небо, жёлтенький песок.

Бьёт о борт бетонный,сильная волна!

Будто приглашает в гости нас она.

В: — А вы знаете легенды о Ялте.

*Давным — давно из Греции отправился корабль. Уже много дней корабль был в море. Моряки устали, у них закончилась питьевая вода. Волны уносили их всё дальше и дальше. И вот однажды утром моряки увидели вдали чудесный берег.

— Ялос, Ялос!-закричали моряки увидели в дали чудесный берег. Корабль причалился к берегу. Очень понравилось здесь грекам.Они стали строить город – Ялту.

Кто из вас был в Ялте?

— Что запомнилось вам?

(ответ детей).

Ф.М. (музыка, шум моря)

Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно,

Брызги пены, шум прибоя, а над море мы с тобою!

Мы теперь плывём над морем, и резвимся на просторе

Веселее загребай, и дельфинов догоняй.

— И вот мы приплыли, в знаменитый город славы Севастополь!!!

*Символ стойкости и славы, и величия моряков.

Севастополь- город славы, символ мужества веков.

На Малаховском кургане искры вечного огня

Застывают в сером камне, память прошлого храня.

Они помнят, как Корнилов, раненый в бою, лежал

Как, сражаясь, пал Нахимов, натиск турок удержал.

Вспоминают ветераны с болью о былых боях.

Незалеченные раны, кортик, китель в орденах.

Севастопольскую славу, и заветы старины

И великую державу, помнят славные сыны!

Севастополь- город славы, город- герой!

(дети смотрят фото — памятники Севастополя)

В: Севастополь -главный порт Крыма. Сюда приплывают корабли из разных стран. Здесь база военного флота. Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов. И сейчас охраняют моряки границы от незваных гостей.

В: Молодцы ребята много рассказали о Крыме. А знаете ли вы, зачем люди едут в Крым? И что им больше всего нравится в Крыму? (ответ детей)

Многие люди едут именно к морю, вот и мы отправимся к морю.

Ф.М. К морю быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе раз- это брас,

Одной рукой — это кроль,

Все плывём мы, как один

Все плывём мы, как дельфин

Вышли на берег морской,

И отправились домой!

В: А вы знаете обитателей чёрного моря. Д/И «Какое слово за шифрованно».

(краб, медуза, креветка, звезда, дельфин, мидия, скат, камбала, катран, конёк, рыба игла, ёрш)

В: Чем полезны морю крабы, медузы, мидии?

(они фильтруют воду)

Назовите самых крупных обитателей Ч. М.?

(дельфины) Они добрые и умные животные, относятся к отряду млекопитающих, не могут жить без воздуха, вскармливают детёнышей молоком.

Д/И « Кто живёт в море»

— А в воде живёт индюк? Нет.

— А в воде живёт утюг? Нет.

— Ну, а корка от арбуза? Нет.

— А вообще живёт медуза? Да.

— А большие мандарины? Нет.

— В Чёрном море есть дельфины? Да.

— Рыбы в нашем море есть? Да.

— Крокодилов в нём не счесть? Нет.

— Дети плещутся в воде? Да.

— Мусор плавает в воде? Нет.

В: Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей – это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!

Посмотрите, сколько фотографий морских обитателей сделали подводным фотоаппаратом. Только они получились чёрно белыми, некрасивыми. Давайте их раскрасим в яркие цвета.

(По окончанию работы, дети наклеивают рисунки на плакат голубого фона)

В: Посмотрите, какая объёмная панорама у нас получилась, видно всех морских обитателей. Эта работа украсит нашу группу и будет напоминать о наших путешествиях.

Итог занятия.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Крым в сердце моём"

Программное содержание: Формировать у детей

старшего дошкольного возраста представления о родном крае, Родине. Расширить представление детей о малой Родине. Закрепить знания детей о символике Крыма (флаге и гербе) , познакомить с гимном Крыма. Упражнять в подборе существительных к прилагательным и наоборот прилагательных к существительным. Развивать эмоциональную сферу ребенка. Воспитывать уважение к символике страны и познавательный интерес к истории своей малой Родины.

Предварительная работа:

  1. Беседа о малой Родине и о городе Симферополе.
  2. Заучивание стихотворений и пословиц о Родине.
  3. Стенгазеты «Мой родной Крым» .
  4. Чтение произведений русских писателей о Родине, природе родного края, легенд и мифов о Крыме.
  5. Изготовление бумажных голубей в технике оригами.

В.: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Д.: Здравствуйте.

В.: Детишки, становитесь все в кружок. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и возьмите друг друга за руки. Мы все ходим в детский сад «Незабудка» , мы живем с вами на прекрасном, чудесном, любимом полуострове Крым, в одной большой стране под названием Россия.

А сейчас я предлагаю вам послушать песню Ю. Антонова «Родные места» ,

В.: Ребята, кто мне скажет, о чем поется в песне? (о родных местах, о родной стороне, что есть места другие, но самые родные это места где мы родились и выросли) .

В.: Верно, это песня о родных местах, о Родине.

Послушайте слова, которые сказал великий русский писатель Михаил Пришвин: «Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - леса и горы. А человеку нужна Родина.» Вот сегодня мы с вами и поговорим о нашей малой Родине - о нашем родном Крымском полуострове.

Ребята присаживайтесь, пожалуйста, на стулья и послушаем, о чем говорят Артем и Женя.

Артем: Как бы я хотел сейчас увидеть Родину.

Женя: Ой, да ты ее каждый день видишь!

Артем: Но где же она?

Женя: А ты посмотри по сторонам, что ты видишь?

Артем: Я нахожусь в своей группе в детском саду.

Женя: Вот именно. Родина начинается с маминой колыбели, родного дома и детского сада.

В.: С чего же начинается Родина, ребята? (с родной стороны, с семьи, с родной улицы) . А сейчас внимательно послушайте песню.

Звучит песня «С чего начинается Родина»

В.: Максим Пышненко расскажи, пожалуйста, что мы Родиной зовем?

Максим: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, по которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем! 

B.: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери словечко» к словам родной, родная нужно придумать подходящее слово. Вспомните, пожалуйста, кто и что может быть родным (проводится игра с мячом, дети стоят возле стульев) .

В.: Все верно вы сказали, а сейчас давайте вместе нежно скажем «мамочка родная» , а теперь хором произнесем «родной наш детский сад» .

В.: Хорошо у вас получилось. А теперь встаньте, пожалуйста, в полукруг и послушайте внимательно стихотворение И. Гаспринского:

Его называют «зеленый остров» .

Прекрасный остров, чудесный Крым.
Он легкокрылой стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною, сравним.
Здесь все как в легенде:

Скалы, пещеры,
Лозы виноградной змеиный виток.
Реки, озера, степные просторы,
Весенней яйлы златотканный платок.

Крым -родина наша, помните это.
Души не жалейте ради нее!

Пусть над зеленым островом нашим Мирное, доброе солнце встает!

В.: Ребята, посмотрите на карту Крыма, он действительно похож на чайку, летящую над морем.

Скажите, пожалуйста:

  1. Какими морями омывается наш Крым?
  2. Что можно еще увидеть на карте Крыма?
  3. Назовите города Крыма.
  4. Какой город называется столицей Крыма? Почему?

В.: А теперь пришло время поиграть еще в одну игру, а называется она «Скажи красивые слова о Крыме» . За каждое слово я буду ставить цветок в корзину (дети называют прилагательные) .

Посмотрите, как наполнилась цветами корзина, а значит и словами. Вот видите сколько слов можно подобрать к нашему родному и любимому Крыму.

В.: Прославляя свою Родину, люди сложили много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их:

Дети: 1. Человек без Родины, что соловей без песни.

2. Родину Мать умей защищать.

3. Нет ничего краше, чем Родина наша.

4. Жить - Родине служить.

5. Охранять природу - значит охранять Родину.

6. На родной стороне и ворона родная.

В.: Молодцы, много знаете пословиц о Родине. А сейчас встаньте, пожалуйста, в круг и немножко отдохнем.

Физминутка:

У нас в Крыму горы высокие,
Моря глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,

А мы ребята вот такие!

В.: Ну отдохнули немножко, присаживаемся на свои места.

Ребята, каждая страна имеет свои символы. Какие символы Крыма вы знаете?

Дети: Флаг, герб, гимн.

В.: Из каких цветов состоит крымский флаг?

Дети: Из синего, белого, красного.

В.: Что вам напоминает синий цвет? (Ответы детей) .

Что вам напоминает белый цвет? (Ответы детей) .

Что вам напоминает красный цвет? (Ответы детей) .

В.: Ребята, каждая полоска на крымском флаге имеет свое значение. Синий цвет-это честность и верность своему народу; белый - это белый лист бумаги, на котором пишется история нашего государства; красный - символизирует смелость, решительность, отважность, мужество. А где можно увидеть флаг Крыма? 

Дети: На празднике,

соревнованиях, по телевизору.

В.: Молодцы, все правильно.

Вам было дано домашнее задание изготовить вместе с родителями разными способами флаг Крыма, и вы с этим заданием справились. Подойдите и возьмите свои флаги и давайте покажем нашим гостям.

Звучит торжественная музыка.

Чтение стихов,

В.: Еще один отличительный знак нашего государства - это герб.

Илья, расскажи, пожалуйста, что изображено на гербе Крыма?

Илья: На красном щите изображен Грифон, у него тело льва, а голова и крылья орла, в правой лапе он держит

жемчужину.

Жемчужина - это наш Крым. Под щитом и вокруг колон расположена лента с надписью: «Процветание в единстве» , а сверху виднеется восходящее солнце.

В.: Третий символ нашей страны - это гимн. Гимн - это торжественная песня страны. Граждане слушают гимн стоя и поворачивают голову в сторону флага. Дорогие ребята и уважаемые гости я предлагаю послушать гимн Крыма.

Звучит гимн Крыма. 

В.: Итак, сегодня мы с вами говорили о нашей малой Родине - о Крыме, о его государственных символах: флаге, гербе, гимне, но есть символы, которые едины для всех стран нашей большой планеты Земля - это белый голубь. Он является символом мира и несет в себе чистоту, доброту и мир.

Дорогие гости, ребята приготовили для Вас и для своих родителей бумажных голубей, которые сделали своими руками. И пусть они несут в ваши дома мир, добро и покой.

Тема: «Для всех ты - Крым, а мне ты - Родина»

Воспитатель

Программные задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Предварительная работа:

Оборудование: карта Крыма, куклы в костюмах народов Крыма, фотографии древних и современных городов полуострова, достопримечательностей Крыма, аудиозапись - шум морского прибоя, видеозапись - водопад Учан-Су.

Ход занятия

Воспитатель:

уголок на земле - место, где он родился.

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель: И таким родным домом для нас является наш Крым. Жить на родной земле - это счастье!

На горы они облокачиваются.

Воспитатель: Крым - это жаркое солнце, солёный запах моря, тёплый песок и шум морского прибоя. Удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит глубоко корнями в прошлое.

Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом: тёплую зиму сменяла цветущая весна, за весной приходило солнечное лето, а после лета наступала осень и одевала деревья в красно-жёлто-багряный наряд, в лесах водилось много зверей, а в реках, озёрах и море - рыбы. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ - таврами, отсюда и пошло первое название Крыма - Таврика. На протяжении многих веков и тысячелетий земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма - Таврия, Таврида. Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчёл, выращивали скот и занимались земледелием. Уже тогда в землях Крыма была железная руда, это привело к развитию различных ремёсел, а также металлургии и горного дела. С

Древний Херсонес - сейчас это город-герой Севастополь, известный своей боевой и трудовой славой.

Древний Пантикапей - это город-герой Керчь.

Древний Неаполь - ныне город Симферополь, он же является столицей Крыма.

Кафа - в древности являлась основным большим торговым портом, в наши дни-

город Феодосия - крупный промышленный, курортный центр Крыма.

Генуэзская крепость - в те далёкие времена была самой мощной крепостью, сейчас памятник архитектуры и истории.

Керкинитида - город-курорт Евпатория, известный своими лечебными грязями, морскими минеральными водами.

Археологи находят глубоко в земле и древние старинные предметы, сделанные из глины - большие амфоры, для хранения пшеницы, вина, глиняные кувшины для воды и пищи (показ фотоснимков).

Цель:

Материал:

Ход игры:

Воспитатель:

воздухом, ущельями, водопадами, пещерами, привлекает многих людей. Крым - жемчужина, «музей под открытым небом».

Воспитатель:

Верно, чтобы познакомиться с достопримечательностями Крыма, посетить древние и пещерные города (показ фотоснимков пещерных городов - Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен).

Воспитатель:

Правильно, Чёрное море, которое омывает наш полуостров (аудиозапись - шум морского прибоя).

«Вот оно какое море!» (читает ребёнок).

Воспитатель:

Динамическая пауза:

«А над морем - мы с тобою!»

А над морем - мы с тобою! И дельфинов догоняй.

Воспитатель: По территории Крыма протекают большие и малые реки. Одна из рек - Салгир, самая длинная река Крыма (показ фотоснимка), в переводе означает «река снеговой воды». Река Салгир снабжает питьевой водой город

Симферополь, а также воды реки используют для водоснабжения и орошения Крыма. Многих туристов привлекает живописная природа и водопады (показ фотоснимка), самый полноводный водопад Джур-Джур, его можно посещать в любое время года. Водопад Учан-Су - в переводе с крымскотатарского «летящая вода», а древние греки называли его «висячая вода». Люди сложили красивые легенды о прошлом нашего края и они учат нас любить свою землю, учат добру и мужеству. Послушайте легенду о водопаде Учан-Су.

«Жила семья виноградарей на южном берегу Крыма. И была у них дочь - красавица Зейнаб, проворная и лёгкая и называли её жители Учан, что означает, летящая. Она любила петь. Как-то раз пролетал над селом горный дух. Очарованный песнями и красотой решил горный дух украсть её и унести в горы. Очень тосковала Зейнаб- Учан по родным местам, а в селе гибли сады, виноградники, не было воды. Девушка просилась домой и горный дух отпустил её, но превратив в реку. Потекла река от горных вершин вниз по долине к морю. Услышав шум речных вод, горный дух решил помешать реке. На пути поставил скалистый барьер. Но река не испугалась препятствия на своём пути и кинулась с большой высоты вниз. И там, где река протекала, появлялась жизнь. Так люди назвали реку Учан-Су (видеозапись - водопад Учан-Су).

Воспитатель: Крым богат природой, многострадальной историей, а ещё богат - людьми, которые прилагают все усилия для того, чтобы наш Крым стал более привлекательным.

Воспитатель:

Воспитатель: Крым - многонационален. На полуострове живут представители 175 национальностей. Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции,

Воспитатель: Все народы такие разные, но у них один общий дом. И этот дом называется - Крым. Наша с вами Родина.

Родина (читает ребёнок)

Воспитатель:

Итог занятия:

  1. Почему люди едут в Крым?

Литература:

  1. Крым для детей /авт. текста А.С.Бязяева. - Москва: Экемо, 2015, - 208с.: ил. - (Детские путеводители)
  2. Хрестоматия «Читаем вместе»: Сост.: Тригуб Л.М. - С.: мсп «Ната», 2008- 220 с.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Для всех ты – Крым, а мне ты – Родина»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Никитский учебно-воспитательный комплекс»

Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир»

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Для всех ты – Крым, а мне ты – Родина»

Воспитатель

Соляник Александра Александровна

Программные задачи:

Образовательные: расширить знания детей о родном крае, о полуострове Крым. Формировать представление детей об истории возникновения Крыма. Формирование понимания ответственности каждого человека за процветание и благополучие родного края, в котором живёшь. Познакомить с одной из легенд Крыма.

Развивающие: развивать познавательную активность, стремление узнать как можно больше о Крыме. Способствовать развитию кругозора, воображения, любознательности, наблюдательности, памяти.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле, человеколюбие, уважение к культуре, традициям других народов, проживающих в Крыму.

Предварительная работа: чтение рассказов о Крыме, стихотворений крымских поэтов, беседы о городах Крыма, о растительном и животном мире, рассматривание карты полуострова, фотоальбома с пейзажами крымской природы и открыток с видами Крыма, знакомство с играми народов, проживающих в Крыму.

Оборудование: карта Крыма, куклы в костюмах народов Крыма, фотографии древних и современных городов полуострова, достопримечательностей Крыма, аудиозапись – шум морского прибоя, видеозапись – водопад Учан-Су.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть свой чудесный, замечательный

уголок на земле – место, где он родился.

Воспитатель: Ребята, какие для вас самые дорогие слова?

Дети: Мама, родная земля, родной дом.

Воспитатель: И таким родным домом для нас является наш Крым. Жить на родной земле – это счастье!

Не зря называется солнечным Крым!

Весёлое солнце сверкает над ним!

А в небе такая над ним синева,

Что кружится, кружится голова!

Плывут облака чуть покачиваются,

На горы они облокачиваются.

Там спят они тихо над кручами,

А ночью становятся тучами. (Л.Кондрашенко)

Воспитатель: Крым – это жаркое солнце, солёный запах моря, тёплый песок и шум морского прибоя. Удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит глубоко корнями в прошлое.

Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом: тёплую зиму сменяла цветущая весна, за весной приходило солнечное лето, а после лета наступала осень и одевала деревья в красно-жёлто-багряный наряд, в лесах водилось много зверей, а в реках, озёрах и море – рыбы. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ – таврами, отсюда и пошло первое название Крыма – Таврика. На протяжении многих веков и тысячелетий земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма – Таврия, Таврида. Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчёл, выращивали скот и занимались земледелием. Уже тогда в землях Крыма была железная руда, это привело к развитию различных ремёсел, а также металлургии и горного дела. С

тех пор прошло немало времени. Крымская земля хранит в себе множество тайн и загадок. О том далёком прошлом нам известно от историков, изучающих историю возникновения Крыма, из археологических раскопок. При раскопках, учёные-археологи находили глиняные таблички, по которым имели представления о правителях того или иного государства, а также выяснили, что города Крыма имели другие названия.

(рассказ воспитателя сопровождается показом фотоснимков)

Древний Херсонес – сейчас это город-герой Севастополь, известный своей боевой и трудовой славой.

Древний Пантикапей – это город-герой Керчь.

Древний Неаполь – ныне город Симферополь, он же является столицей Крыма.

Кафа – в древности являлась основным большим торговым портом, в наши дни-

город Феодосия – крупный промышленный, курортный центр Крыма.

Генуэзская крепость – в те далёкие времена была самой мощной крепостью, сейчас памятник архитектуры и истории.

Керкинитида – город-курорт Евпатория, известный своими лечебными грязями, морскими минеральными водами.

Археологи находят глубоко в земле и древние старинные предметы, сделанные из глины – большие амфоры, для хранения пшеницы, вина, глиняные кувшины для воды и пищи (показ фотоснимков).

Дидактическая игра «Находки археологов».

Цель: прививать интерес к историческому прошлому родного края.

Материал: изображение различных предметов, состоящих из 4-8 фрагментов.

Ход игры:

Дети собирают из фрагментов картинку: античные амфоры, различная бытовая утварь.

Воспитатель: Все находки, которые были найдены во время раскопок, хранятся в музеях и туристы, посещая их, узнают много интересного о прошлом нашего полуострова.

Крым, с его красочными пейзажами, сказочной природой, лечебным и чистым

воздухом, ущельями, водопадами, пещерами, привлекает многих людей. Крым – жемчужина, «музей под открытым небом».

Воспитатель: Ребята, почему люди едут в Крым? (ответы детей).

Верно, чтобы познакомиться с достопримечательностями Крыма, посетить древние и пещерные города (показ фотоснимков пещерных городов – Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен).

Воспитатель: Ребята, что больше всего туристам нравится в Крыму? (ответы детей).

Правильно, Чёрное море, которое омывает наш полуостров (аудиозапись – шум морского прибоя).

«Вот оно какое море!» (читает ребёнок).

Вот оно какое море! Чистое, солёное,

Разноцветно-голубое. Тёплое, рифлёное.

Волнами шумящее, С небом обнимается,

Чайками кричащее, Солнцу улыбается! (Л.Зубаненко)

Воспитатель: А какое ещё море омывает полуостров? (ответы детей)

Верно, Азовское море. Чёрное и Азовское море соединены Керченским проливом. Черное море глубокое, а Азовское море меньше, мельче и очень тёплое. Вода в нём не такая солёная, как в Чёрном море.

Динамическая пауза:

«А над морем – мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат, Мы теперь плывём по морю

Полетим за ними дружно. И резвимся на просторе.

Брызги пены, шум прибоя, Веселее загребай

А над морем – мы с тобою! И дельфинов догоняй.

(Дети машут руками, (Дети делают плавательные

словно крыльями) движения руками)

Воспитатель: По территории Крыма протекают большие и малые реки. Одна из рек – Салгир, самая длинная река Крыма (показ фотоснимка), в переводе означает «река снеговой воды». Река Салгир снабжает питьевой водой город

Симферополь, а также воды реки используют для водоснабжения и орошения Крыма. Многих туристов привлекает живописная природа и водопады (показ фотоснимка), самый полноводный водопад Джур-Джур, его можно посещать в любое время года. Водопад Учан-Су – в переводе с крымскотатарского «летящая вода», а древние греки называли его «висячая вода». Люди сложили красивые легенды о прошлом нашего края и они учат нас любить свою землю, учат добру и мужеству. Послушайте легенду о водопаде Учан-Су.

«Жила семья виноградарей на южном берегу Крыма. И была у них дочь – красавица Зейнаб, проворная и лёгкая и называли её жители Учан, что означает, летящая. Она любила петь. Как-то раз пролетал над селом горный дух. Очарованный песнями и красотой решил горный дух украсть её и унести в горы. Очень тосковала Зейнаб- Учан по родным местам, а в селе гибли сады, виноградники, не было воды. Девушка просилась домой и горный дух отпустил её, но превратив в реку. Потекла река от горных вершин вниз по долине к морю. Услышав шум речных вод, горный дух решил помешать реке. На пути поставил скалистый барьер. Но река не испугалась препятствия на своём пути и кинулась с большой высоты вниз. И там, где река протекала, появлялась жизнь. Так люди назвали реку Учан-Су (видеозапись – водопад Учан-Су).

Воспитатель: Крым богат природой, многострадальной историей, а ещё богат – людьми, которые прилагают все усилия для того, чтобы наш Крым стал более привлекательным.

На ладонях ласкового моря Здесь уютно при любой погоде,

Маленькая нежится страна, И, как было в прежние века,

Сон её оберегают горы, Разные красивые народы

Колыбельную поёт волна. Говорят на многих языках. (Л.Фисейская)

Воспитатель: Ребята, назовите какие национальности проживают в Крыму? (русские, украинцы, крымские татары, крымчаки, армяне, греки, болгары и многие другие).

Воспитатель: Крым –многонационален. На полуострове живут представители 175 национальностей. Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции,

национальную культуру, язык, различие в одежде, в проведении праздников. Каждый народ богат своими играми, некоторые сохранились до наших дней. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

Воспитатель: Все народы такие разные, но у них один общий дом. И этот дом называется – Крым. Наша с вами Родина.

Родина (читает ребёнок)

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес! (Татьяна Бокова)

Воспитатель: Любите и берегите родной край. Гордитесь своей историей и удивительными людьми. Чтобы процветал наш Крым нужно крепить дружбу и единство всех народов, живущих на крымской земле.

Итог занятия:

    Как назывался Крым много веков назад?

    Назовите и покажите на карте города Крыма?

    Почему люди едут в Крым?

    Почему Крым называют здравницей?

    Что больше всего туристам нравится в Крыму?

Литература:

    Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 1998.-288с.

    Крым для детей /авт. текста А.С.Бязяева. – Москва: Экемо, 2015, - 208с.: ил. – (Детские путеводители)

    «Крымский веночек» - региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму. Мухоморина Л.Г., Араджиони М.А., Кемилева Э.Ф., Короткова С.Н., Тригуб Л.М. и другие.

    Хрестоматия «Читаем вместе»: Сост.: Тригуб Л.М. – С.: мсп «Ната», 2008- 220 с.

МБДОУ №30 «Березка»

Контрольное занятие

в средней группе

Путешествия по Крыму

Воспитатель средней группы №3

МБДОУ №30 Афанасьева О.М.


Симферополь 2014

Путешествие по Крыму

Под музыку В.Шаинского «Улыбка» входят дети, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, мы живем в замечательном живописном месте. Как оно называется?

Дети: Крым.

Воспитатель: Посмотрите на карту нашего полуострова. На что похож Крым?

Дети: На самолет. На большую рыбу, на птицу, на крест.

Воспитатель: А какие города Крыма вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: Мы всегда рады принять гостей. Как они к нам попадают?

Дети: Прилетают на самолетах, приплывают на кораблях, приезжают на поездах и машинах.

Воспитатель: Зачем они едут в Крым?

Дети: Загорать, купаться в море, есть фрукты, пить минеральную воду, мазаться лечебной грязью, лазать по горам, любоваться природой.

Под музыку входит мальчик, с маской «солнце».

Воспитатель: Вот выглянуло солнышко, обогрело нас. Какого оно цвета?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Что еще бывает желтого цвета?

Дети: Песок, банан, лимон, нос у скворца, осенний лист и т.д.

Дети садятся и выкладывают цифры, от одной до десяти.

Воспитатель (загадывает загадку).

Что за желтые комочки семенят за мамой-квочкой

Вы узнали их, ребята, да ведь это же......

Под музыку «Цып-цып, мои цыплята», входят дети в костюмах цыплят.

Воспитатель: Посмотрите, кто находится в середине, кто справа, кто слева?

Как называются мама и папа цыпленка?

Ответы детей

Ребенок-цыпленок показывает лапку, дети считают, сколько пальцев у него впереди, сзади, сколько у него ножек, сколько всего цыплят, поднимают соответствующую цифру.

Воспитатель: Ребята, в нашем Крыму кроме желтого песка есть еще луга и леса. Какого они цвета, что еще зеленого цвета? Что еще зеленого цвета?

Дети: Лес, листья, трава, крокодил, огурец и т.д.

У нас в Крыму замечательные сады с фруктами и огороды с овощами, давайте отправимся туда.

Перед нами две тропинки из цветов: одна узкая и длинная, по ней должны пройти мальчики, другая – широкая и короткая, её выбирают девочки.

Дети выбирают соответствующую дорожку и идут по ней, произнося речевку, сопровождая её ритмическими упражнениями.

Дети: За малинкой в лес пойдем

Сладких ягод соберем

Солнышко высоко

А в лесу тропинка

Сладкая ты моя

Ягодка малинка

В конце дорожки дети поднимаю малинку, на обратной стороне которой изображены овощи или фрукты.

Вот какой урожай мы собрали в нашем огороде.

Пора сделать заготовки.

Из овощей мы сварим борщ, а из фруктов варенье.

Дети произносят названия овощей и фруктов и складывают овощи в кастрюлю, а фрукты в банку.

Воспитатель: Давайте с вами пойдем сейчас в лес. Как надо себя вести в лесу?

Ответы детей

Звучит запись щебета птиц. Дети идут по воображаемому лесу.

Воспитатель: Постарайтесь узнать, чьи птичьи голоса вы сейчас слышите?

Воспитатель: предлагает детям присесть и слепить птиц.

Двое детей выбирают изображение птиц, отдельно складывают перелетных и неперелетных, называя их.

Воспитатель: А вот и полянка. Вы устали, давайте присядем. Дети садятся, надевают «волшебные очки», под пение птиц произносят свои заветные желания.

Воспитатель: хорошо в лесу, но нам пора идти дальше, к голубой воде. Какие водоемы у нас есть?

Дети: Реки, озера, Чёрное и Азовское море.

Воспитатель: Стелит голубую ткань.

Д/и «Скажи вежливое слово – переступи через речку».

Д/и «Поймай рыбку в речке».

Воспитатель: Наконец мы дошли до моря.

Воспитатель: Надевает капитанскую фуражку под музыку проходит морская физминутка.

Воспитатель: Вот какой наш Крым прекрасный и замечательный. Мы с вами будем обязательно путешествовать по нему и дальше. А пока нам пора возвращаться в наш детский сад.

Путешествие окончено.

Конспект экологического занятия подготовительной группы детского сада "Мой Крым"

Предварительная работа:

Материал:

Ход занятия:

Перед детьми карта России.

Дети: Крым!

Разной солености и глубины,

Оба курортникам очень нужны!

Хочешь, любое из них выбирай,

Крымская природа

Родные нам места.

Живет здесь сто народов,

А может, больше ста.

Крымчанин я, ты тоже.

Мы вместе, мы дружны.

Мы делать все, что можем

Для Родины должны!

Цель:

Уточнить представления о жизни родного края;

Закрепить знания о подводных жителях Черного моря;

Воспитывать активную жизненную позицию - защитников родной природы.

Предварительная работа:

Рассматривание карты России и Крыма;

чтение энциклопедии «Черное море моё»;

слушание: «Шумы живой природы» (RELAX);

конструирование «Рыбки» (оригами);

рассматривание иллюстраций «Кто живет в Чёрном море»;

роспись морских камешков, составление коллекций, ракушек и камешков.

Материал:

Макет Крыма, карта России, набор картинок обитателей Черного моря, его побережья, экологические рисунки - плакаты.

Ход занятия:

Перед детьми карта России.

Воспитатель: Что это за карта?

Давайте отыщем, где же мы с вами живем.

Это Крымский полуостров. (показ на карте)

А как по-другому называют наш край?

Дети: Крым!

Воспитатель: Наш край очень богат: живет много добрых людей, очень богатая природа, есть множество курортов, санаториев, пансионатов для всех жителей России. Очень много людей отдыхают на берегах морей в Крыму. А какие моря омывают берега нашего полуострова?

Дети: Черное море, Азовское море.

Воспитатель: Мирно живут, меж собою не споря.

Разной солености и глубины,

Оба курортникам очень нужны!

Хочешь, любое из них выбирай,

Гостеприимен крымский наш край!

Воспитатель: Дети, давайте отправимся на Черное море! (шум моря)

(Дети подходят к макету Крыма)

Дети: Это макет Крыма. А вот Черное море!

Воспитатель: Давайте с вами поиграем! Перед вами картинки с обитатели моря, нужно выбрать тех, кто живет в нашем море (назвать и рассказать, что интересного знаете о них).

Самостоятельная деятельность детей (картинок больше чем присутствует детей, есть животные, которые не обитают в водах Черного моря).

Дети рассказывают о выбранных ими животных и рыбах (воспитатель и дети помогают и исправляют все высказывания).

Воспитатель: Есть ли в море растения? Что такое планктон? Что такое фитофлора? (ответы детей)

Воспитатель:Есть такая наука - экология, она изучает природу и дает советы как бережно нужно с ней обращаться. По предложениям экологов принимают законы по охране природы. Тех, кто их нарушает, строго наказывают. Мы тоже часть природы, а значит, если нанести ей вред, мы наносим вред себе.

Чтобы мы не забывали, эти нужные правила, давайте закончим наши рисунки - памятки. Дети заканчивают свои рисунки (2-3 минуты). Дают пояснения к своим рисункам.

Крымская природа

Родные нам места.

Живет здесь сто народов,

А может, больше ста.

Крымчанин я, ты тоже.

Мы вместе, мы дружны.

Мы делать все, что можем

Для Родины должны!

Одно из самых дорогих для человека слов - Родина. Любому из нас дорог наш край, место, где мы родились и выросли. И куда бы, мы не поехали, всегда можем с гордостью сказать: «Я -крымчанин!». «Я умею беречь свой край, свою родную природу»

Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали наш разговор и всегда берегли каждую веточку, каждую травинку, каждую букашку. Ведь мы с вами часть окружающей нас природы.

Конспект экологического занятия подготовительной группы детского сада "Мой Крым"

Цель:

Уточнить представления о жизни родного края;

Закрепить знания о подводных жителях Черного моря;

Воспитывать активную жизненную позицию - защитников родной природы.

Предварительная работа:

Рассматривание карты России и Крыма;

чтение энциклопедии «Черное море моё»;

слушание: «Шумы живой природы» (RELAX);

конструирование «Рыбки» (оригами);

рассматривание иллюстраций «Кто живет в Чёрном море»;

роспись морских камешков, составление коллекций, ракушек и камешков.

Материал:

Макет Крыма, карта России, набор картинок обитателей Черного моря, его побережья, экологические рисунки - плакаты.

Ход занятия:

Перед детьми карта России.

Воспитатель: Что это за карта?

Давайте отыщем, где же мы с вами живем.

Это Крымский полуостров. (показ на карте)

А как по-другому называют наш край?

Дети: Крым!

Воспитатель: Наш край очень богат: живет много добрых людей, очень богатая природа, есть множество курортов, санаториев, пансионатов для всех жителей России. Очень много людей отдыхают на берегах морей в Крыму. А какие моря омывают берега нашего полуострова?

Дети: Черное море, Азовское море.

Воспитатель: Мирно живут, меж собою не споря.

Разной солености и глубины,

Оба курортникам очень нужны!

Хочешь, любое из них выбирай,

Гостеприимен крымский наш край!

Воспитатель: Дети, давайте отправимся на Черное море! (шум моря)

(Дети подходят к макету Крыма)

Дети: Это макет Крыма. А вот Черное море!

Воспитатель: Давайте с вами поиграем! Перед вами картинки с обитатели моря, нужно выбрать тех, кто живет в нашем море (назвать и рассказать, что интересного знаете о них).

Самостоятельная деятельность детей (картинок больше чем присутствует детей, есть животные, которые не обитают в водах Черного моря).

Дети рассказывают о выбранных ими животных и рыбах (воспитатель и дети помогают и исправляют все высказывания).

Воспитатель: Есть ли в море растения? Что такое планктон? Что такое фитофлора? (ответы детей)

Воспитатель:Есть такая наука - экология, она изучает природу и дает советы как бережно нужно с ней обращаться. По предложениям экологов принимают законы по охране природы. Тех, кто их нарушает, строго наказывают. Мы тоже часть природы, а значит, если нанести ей вред, мы наносим вред себе.

Чтобы мы не забывали, эти нужные правила, давайте закончим наши рисунки - памятки. Дети заканчивают свои рисунки (2-3 минуты). Дают пояснения к своим рисункам.

Крымская природа

Родные нам места.

Живет здесь сто народов,

А может, больше ста.

Крымчанин я, ты тоже.

Мы вместе, мы дружны.

Мы делать все, что можем

Для Родины должны!

Одно из самых дорогих для человека слов - Родина. Любому из нас дорог наш край, место, где мы родились и выросли. И куда бы, мы не поехали, всегда можем с гордостью сказать: «Я -крымчанин!». «Я умею беречь свой край, свою родную природу»

Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали наш разговор и всегда берегли каждую веточку, каждую травинку, каждую букашку. Ведь мы с вами часть окружающей нас природы.