Исследовательская работа-экскурсия "О нашем селе мы ведём свой рассказ". Рассказ.Мой родной край


Мой рассказ о своем родном селе Караси

Я родился в конце печально известного 1930 - "года великого перелома" в селе с рыбным названием – Караси, кажется Уральской области. Потом эту область разделили. И наше село оказалось в Челябинской области. А в 1942 году мы оказались в Курганской области. Тогда власть занималась разукрупнением. Сейчас в России началось обратное движение - укрупнение.

Никита Сергеевич Хрущев произвел передел районов. Я уже не знаю, укрупняли их или разукрупняли. Но наше село из Мишкинского района «переехало» в Юргамышский. Мне рассказывал про себя один парень из Белоруссии. Он ушел служить в армию из одного района, а когда вернулся, его не хотели прописывать к родителям, район-то стал другой.

В шести км к западу от нашего села находится другое "рыбное" село – Сладкие Караси. У каждого села есть озеро. Как я стал себя помнить, никакой рыбы в нашем озере не было, но старшие рассказывали, что раньше было очень много рыбы, а потом не стало. В чём причина? Говорили, что однажды наши мужики не пустили ловить рыбу старика из Сладких Карасей, и он заколдовал наше озеро, забив в озеро осиновый кол. Мне не дали, и вы не будете ловить. Когда старик собрался умирать, он просил, чтобы его повезли к озеру расколдовать его. Но сыновья не повезли его и озеро осталось без рыбы. Перед войной помню, как по озеру плыли две лодки и веревкой "тралили" озеро, надеясь зацепить пресловутый осиновый кол, но ничего не нашли. Во время войны пошли дожди, стала прибывать в озере вода и подмывать огороды. Тогда и снова появилась в озере рыба, давшая название селу.

В войну в селе мужчин почти не было и некому было прокопать из озера водоотводную канаву, о которой говорили старики. Ситуация стабилизировалась, когда половина огородов ушла в озеро. Рыба ловилась и продолжает ловиться. Когда строилась автомобильная магистраль Челябинск – Курган от нее сделали ветку через Караси на Вилкино. И старинная водоотводная канава была засыпана. Но вода снова стала прибывать и подмывать огороды. На родине я бываю очень редко и мало знаю о современном положении дел. Но есть у меня сосед, который иногда ездит на машине в Вилкино через Караси. Как-то мы разговаривали с ним про эту историю, и я сказал, что вот забыли проектировщики дороги заложить водоотводную трубу под дорогой. Сосед же сказал, что на том месте чуть не разбил машину. Этот эпизод вынуждает меня предположить, что дорогу местные жители раскопали, положили трубу и, как у нас водится, раскоп плохо заделали. Еще позднее тот же сосед сказал, что водоотводная труба есть и дорога исправлена.

Село было центром волости, и в нем в начале ХХ века была построена большая церковь. Возле церкви были две могилы умерших священников. Чуть поодаль была братская могила героев гражданской войны. Во время отечественной войны в Мишкино была построена тюрьма, в которой сидели почти одни женщины. Я знаю о них, потому что в эти годы их привозили в Караси, и они стоя на стенах обезглавленной церкви, ломами пытались разбирать её на кирпич. Но кладка была прочной и разборка не удалась. Предполагалось из церкви сделать МТМ (машинотракторную мастерскую.). Но затея не удалась. Начались протесты местных жителей, что мастерская загубит озеро (тогда слово экология ещё было неизвестно) и МТС построили в другом месте. Полуразрушенная церковь стояла еще долго. Потом её взорвали и обломки удалили. Вместо церкви построили стену с фамилиями погибших на фронте селян.

Мой дед Каравдин Семен Илларионович крестьянствовал, но был и деревенским кузнецом, плотником и столяром. Возможно, по этой причине он жил чуть богаче других и его хотели раскулачить. Чтобы избежать раскулачивания он (разделил семью) женил младшего сына (моего отца). Так как он не подошел под категорию кулаков, то его обложили твёрдым (невыполнимым) налогом и послали на лесозаготовки. Он простудился и умер. Мне было два года. За неуплату налога описали дом и продали в казну. В доме было две изолированных комнаты. В избе жили мои родители, трое детей и бабушка. В горнице всегда жили квартиранты, которых назначал сельсовет. Мой отец погиб на фронте.

Старший брат моего отца - Каравдин Яков Семенович, кузнец 1899 г.р. Постановлением Тройки УНКВД по Челябинской области от 17 октября 1937 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Одновременно были арестованы более десяти односельчан, в т.ч. директор школы Маткин, фельдшер Дыньков. Через 12 лет живым вернулся только один из них. Все они впоследствии реабилитированы.

У властей, кажется, зашевелилась совесть, и после войны моей матери разрешили вернуть дом. Для этого она 8 раз пешком ходила в Мишкино (20 км), оформляла какие-то бумаги, заплатила какие-то деньги и стала владеть домом. Но вскоре случился пожар.

У нашего писателя Смычагина П.М. отец тоже был кузнец и попал под раскулачивание. Весной сельчане опомнились, без кузнеца невозможно подготовится к посевной. Но поезд уже ушел.

Думать надо обо всём. Разделять или укрупнять субъекты федерации, области, районы, колхозы или даже семьи. Строить или разрушать. 2.03.2006 г.

Житейские истории в Карасях

Читал в "Челябинском Рабочем" 14 февраля 1998 года, как в американском городе Сиэтле 36-летняя учительница соблазнила 13-летнего ученика и родила от него девочку. Все бывает там, у нас ничего не бывает. Даже секса и того нет. Но вот что было. У нас в селе был во время войны детский дом. Детдомовцы учились в нашей школе. Директором детдома был учитель ботаники Константин Сергеевич Никитин. Он побывал на фронте, получил ранение и был комиссован. У него была незамужняя сестра Анфиса лет 35. Весной 1945 года она родила. Отцом был Исаев Боря детдомовец из нашего 7 класса. Потом он учился в Мишкинском педучилище и родил еще ребенка с Анфисой. А позднее он уехал, и следы его затерялись. О наших Ромео с Джульетой не писали газеты. Мне тогда было 14 лет.

Учился у нас еврейский мальчик Макар Гульман, очень вертлявый. Он спокойно не сидел ни одной минуты. Как-то он вскочил, а сидевший со мной Саша Коротовских, шутя подставил ручку. Макар в этот момент сел на перо. Потом говорил, что боялся заражения, но все обошлось. В недавние годы я встречал в газете упоминание о Марке Гульмане. Еще позднее встретил я своего бывшего соученика Павла Показаньева, который рассказал, что однажды встретил в Челябинске и узнал Гульмана. Гульман сказал ему, что у него здесь не осталось родственников и он уезжает в Израиль к миллионеру дяде.

Константин Сергеевич Никитин рассказывал мне, что уже после войны после закрытия детского дома в Карасях, он встретил как-то председателя колхоза из деревни Макаташкино. Этот председатель спросил Никитина про продовольственную помощь, которую он якобы оказывал детдому во время войны. Никитин удивился. Никакой помощи он не получал. Оказалось, что мать Макара или Марка работала секретарем сельсовета. Иногда она приезжала на лошади в Макаташкино с бумагой, в которой содержалась просьба отпустить продуктов для улучшения питания детдомовцев. Колхоз отпускал, мясо, масло, мед и т.п. Но продукты в детдом не поступали. Была у нас старая учительница Марья Ивановна Лисицина, эвакуированная из Ленинграда. Она преподавала историю. У ней была большая грыжа и толстые очки. Она приходила в класс, садилась на место и писала в классном журнале, макая ручку в чернилницу. Сидевший на первой парте мальчик незаметно передвигал чернильницу немного ближе или дальше. И она никак не могла попасть в чернильницу, а нам было весело. Марья Ивановна жила на квартире у Симахиных. Там были мать с дочерью. Нина Симахина училась в нашем классе. Когда мы окончили 7-й класс, прошел слух, что Нина украла у Марьи Ивановны платье. И Нина пропала без вести. И до сих пор неизвестно, что с ней. Предполагали, что она утопилась в лесном болоте Рыбном. Впоследствии я размышляя над этим случаем, понял что произошло. Девочка в 14 лет, получив аттестат об окончании школы, была на седьмом небе. Она любовалась на себя у зеркала. Картину портила старая изношенная одежда. И она решила примерить на себя платье Марьи Ивановны. Одела и вертелась в нем у зеркала. На грех пришла квартирантка и подняла крик. Украла! И трагедия произошла.
Село Караси до войны и после

Если посмотреть на карту окрестностей села Караси через 60 лет, то можно заметить географические изменения. Так возле Сладких Карасей (Сладко-карасинское на карте) раньше было озеро. Сейчас на карте его нет. Во времена моего детства оно зарастало камышом. Но на карте нет безымянного ручейка, впадающего а наше озеро с юга и разделяющего село на две части: собственно Караси и Закурья. Я долго не понимал значения слова Закурья, пока не прочитал в какой-то книге, что курьей в Сибири называют небольшой залив, соединенный с озером проливом. Точно, есть залив и узкий пролив с деревянным мостиком. За курьей – Закурья.

А в курью впадает тот безымянный ручеек. Этот ручеек в 2 км южнее озера перегорожен был когда-то плотинкой, образовавшей маленькое водохранилище возле которого находится деревенька Баран;вка. Между Барановкой и Карасями находилось несколько деревянных домов – местная больница и молоканка. В молоканку дети носили молоко, чтобы сдать за сезон около 400 литров молока, которое тут сепарировалось. Сливки куда-то увозились. Нам иногда давали по нескольку литров обрата (обезжиренного молока). От больницы на запад в лесу – местное кладбище. Мимо кладбища шла дорога на кирпичный завод (Кирпичики), на котором работали мои родители. Работа была тяжелая. В забое мужчины копали лопатами глину и грузили на вагонетку. Вагонетка лебедкой по рельсам вытягивалась наверх, там сгружалась в глиномялку. Мятая глина тоже вручную грузилась на вагонетки и по рельсам развозилась вдоль сушильных сараев. Там стоял ручной пресс, который обслуживали две женщины. Одна, стоявшая спиной к вагонетке (колобашница), делала колобок из глины и клала его в открытую форму. Другая женщина, стоявшая спиной к полкам в сарае, ударяла тяжелой чугунной крышкой по колобку, запрессовывая его в форму. Потом, открыв крышку, нажимала ногой педаль. Кирпич вылезал из формы. Прессовщица брала его и ставила на доску. Постепенно сарай заполнялся сырыми кирпичами. Высушенные кирпичи загружались в обжиговую печь, которая топилась дровами. После обжига начинался аврал – выгрузка еще горячего кирпича. В этом аврале участвовали даже дети. И я еще, кажется в первом классе, однажды работал. Выносил из печи по два кирпича и складывал в клетку по 200 штук. Верхние два ряда я загружал с трудом по одному кирпичу. Выгрузил я 400 штук. Потом отец однажды дал мне два рубля и сказал, что я заработал 1, 96 рубля.

С кирпичного завода шла еще дорога на западный край села, где мы жили. С левой стороны от дороги находился небольшой овражек (лог). В этом логу сохранялись лужицы, в которых возникали иногда разноцветные разводья. Мы предполагали, что это нефть сочится из земли. Тогда еще не была открыта западно-сибирская нефть. Позднее между Кирпичиками и Карасями построили МТС с посёлком и теперь, наверное, никто не видит выступающую нефть, принимая её за отходы МТС.

Село Караси строилось одной улицей поближе к озеру. Постепенно по мере увеличения населения появились и параллельные улицы. Вода в озере была солноватой, но годилась для стирки, приготовления пищи и питья. Для чая воду приносили из колодца находившегося недалеко от больницы. Похоже на то, что невкусная озерная вода была полезна для зубов. В 1947 году я проходил медкомиссию в Астрахани и впервые был у зубного врача. Старушка, увидев мои зубы, ахнула сказав, что за много лет работы впервые видит такие прекрасные зубы.

Восточнее Карасей на карте обнаружена речка - Падь. В моем детстве этой речки не было. Но был пруд, на восточном берегу которого находилась деревушка Макаташкино, в которой был более зажиточный колхоз. Я не знаю, когда возникли Барановка и Макаташкина, но, очевидно, задолго до революции. Возможно основателям этих деревушек не нравилось положение с водой в Карасях и они нашли место на берегу ручьев, превратив их в пруды. В колодцах этих деревушек была нормальная вкусная вода. Позднее власть для увеличения посевной площади разрушила плотину, спустив пруд. Воды в колодцах Макаташкиной не стало. Жизнь стала невозможной и деревенька пропала.

На примере обычного села Караси можно проследить жизнь всей страны. Голод 1933 года я не помню, но помню осень 1936 года. В деревне не стало хлеба. Вместо хлеба ели относительно дешевые ржаные пряники. Меня от них тошнило до рвоты. Иногда мне покупали более дорогое печенье. Зимой отец несколько раз ездил в Челябинск и привозил оттуда мешок хлебных буханок, купленных с помощью родственников. Позднее я слышал, как милиционер задержал одного мужика, который с таким же мешком шел на вокзал. Милиционер высыпал хлеб на землю, обозвал мужика провокатором, и привел его в милицию. Милиционер не верил, что в деревне нет хлеба.

В войну на детей давали паёк 100 г. хлеба в день. Рабочим давали 400 г. хлеба. Но мы брали мукой, 60% от веса печёного хлеба. Осенью накапывали картошки полный подвал (голбец). Была корова, пара овец, несколько куриц. К маю месяцу картошка заканчивалась, и бабушка брала внуков и мы шли в лес заготавливать съедобные травы. Так и выжили. Колхозникам паёк не давали.

Деревенским жителям паспорта не давали и они не могли сменить место жительства. Поэтому те, кто оканчивал деревенскую школу (7 классов) обычно шли учиться в Мишкинское педучилище. Парни отслужив в армии, обычно устраивались работать в городе и получали паспорта. Девушки 15 лет уезжали в город и устраивались нянями в семьи (яслей не хватало). В 16 лет они получали паспорта. Таким образом, деревня лишалась молодёжи.

Я уехал из села в 1945 году. И регулярно бывал на родине. Не помню точно, в 1948 или 1949 год, в дереве колхоз запретил выпас скота и заготовку сена. Тех же кто накосил и привез сена (сено можно было накосить не только на колхозной земле, но и, например, в лесничестве), наказали. Сено прямо со двора увозили в колхоз и через суд штрафовали по 600 рублей за каждый воз. В деревне ведь была работа не только в колхозе. Неколхозники вынуждены были ликвидировать скот, но никто не пошел в колхоз. Через год всё вернулось «на круги своя». Теперь я понимаю, что всё, что в стране происходило, делалось по инициативе сверху. Сталин верил в «светлое» будущее страны, если удастся построить «социально однородное общество», в котором все деревенские должны были бесплатно работать в колхозах. Я в то время написал письмо на имя нашего депутата, что такая практика, ничего хорошего не принесет. Написал, и побаивался, что меня могут посадить за критику. Но обошлось.

Но не обошлось для Володи Магрилова, который учился в нашей группе на 3-м курсе. И вдруг он исчез. Мы пытались узнать о нём, но наше начальство сказало, что он связан с врагами народа и не надо им интересоваться. Потом пришла к нам его мама и рассказала, что его судили за известный анекдот. Лежавшую на дороге корову прогнали только угрозой загнать её в колхоз. За этот анекдот Магрилову дали 4 года. Его мать была уверена, что его после аппеляции освободят и он вернется в училище. Но после аппеляции ему дали уже 7 лет.

Жители села Караси на фронте

Сто лет назад в Карасях жили двоюродные братья моего деда - это Кирилл Иванович и Николай Иванович Каравдины. У Кирилла Ивановича был сын Андрей, ровесник и друг моего отца. Андрей побывал на финской войне и при мне рассказывал отцу о войне. В конце сказал, что впереди у нас еще более тяжелая война с Гитлером. Позднее, когда Сталин заявил о внезапном нападении Гитлера, я недоумевал, почему простой солдат знал о возможной войне, а Сталин не знал. В Карасях на памятной стене написаны имена 186 погибших на войне. Среди них и Каравдины Александр и Андрей. Николай Иванович погиб на войне 1914 года. У него был сын Сергей. Сергей перед Отечественной войной переехал в Мишкино. Его дочь Нина Сергеевна (Картовая) пошла добровольцем на фронт и попала в зенитчики. Она не любит вспоминать о войне. Но я встретил в Летописи Вики-Вики что воспоминает другая зенитчица Зудина А.Г.:

"В январе 1943 года на защиту Родины были мобилизованы девушки Кирсановского, Уметского и Гавриловского районов Тамбовской области. Я была направлена на I-ю батарею. Командиром отделения дальномерщиков была мл. сержант Щеглова Клава, которая и обучила меня данной специальности.

В марте 1943 года, своим ходом, прибыли на станцию Лиски, Воронежской области, для охраны железнодорожного моста через реку Дон и станции. Прибыли во второй половине дня и принялись за копку ровиков для пушек и землянок. Чего греха таить, было трудно без навыка, но думы были у всех одни - побыстрее поставить орудия на место. Уже темнело. По приказу комбата в срок доставила пакет в штаб. А по прибытии командира отряда связи назначил меня на пост. Рабочей по кухне была назначена моя подруга Маша Плешакова (кирсановская). Перед обедом был сильный налет фашистских стервятников, который мы видели воочию впервые. Ужас был впечатляющий. Стервятники летели на бреющем полете из-за горы по ту сторону реки Дон. На обратном пути один из самолетов сбросил бомбы вблизи кухни и осколками были тяжело ранены повар и красноармеец Плешакова Мария, которых мы оставили на лискинской земле. О Маше я очень часто вспоминаю. Когда я шла с поста, а Маша шла на кухню, она была в красненьком в голубой василек платье. Она и погибшие товарищи нашего дивизиона никогда не изгладятся в моей памяти до последних дней моей жизни.

А через несколько дней, где-то часов в 11, был второй налет сильнее первого. В это время я была на связи с дивизионом. И так же как и в первый раз один из самолетов сбросил бомбы вдоль железнодорожного полотна (с потолка землянки на меня посыпался песок) и осколками бомб вышли из строя дальномерщик Никишина Мотя, у которой были перебиты обе кисти рук (проживает она сейчас в Пензенской области, Бессоновский район). Блинова Клава из г.Кирсанова была ранена в легкие. Наш 86 отдельный зенитный артиллерийский дивизион защищал лискинскую землю яростно. За отражение налетов многие из нас были награждены орденами и медалями.

Фронтовые дороги привели нас в пос. Дарница Киевской области. До Дарницы стояли на железнодорожных путях, так как перед нами был разбит эшелон и на обочине были 3 могилы, только что захоронены люди, а между рельсами еще свежая кровь. А на станцию Нежин приехали вечером, раскопали снег и поставили пушки. И тут началась сильная бомбежка. Летели даже куски рельс, ползли по снегу раненые.

Налетом на ст.Сарны были сброшены бомбы на мост через р.Стырь, прямым попаданием в орудийный расчет I батареи (на моих глазах) погибли 7 солдат: Гуляев, Беляков (г. Тамбов), Ширшова Настя (п. Умет), Котов Володя и другие. А в затишье между бомбежками организовывали самодеятельность, в которой активно участвовала и я. Пели под гитару, на которой аккомпанировала Вишнякова Лида из г. Пензы, плясали, читали стихи. В общем, молодость брала свое. Потом налеты были реже и мы жили одной мыслью о приближении Дня Победы. День Победы я встретила на польской земле. Этот час и день радости трудно описуем. Были слезы радости и слезы за погибших".

В начальной школе со мной в одном классе училась Аня Белозерова, которая потом вышла замуж за российского немца и теперь живет в Германии. У нее есть старшая сестра Александра Дмитриевна Белозерова. Родом они были из Макаташкиной. Их отец был раскулачен и скоро умер. Дом у них отняли, и они скитались в Карасях у родни и знакомых. Когда началась война, их маму Прасковью Петровну посадили на 5 лет по 58 статье. Девочки остались одни. Колхоз послал Шуру на курсы трактористов, откуда она сбежала. Ей дали месяц тюрьмы. Там она встретила свою маму. После отсидки, ее послали на принудительные работы на кирпичный завод. Но она попросилась на войну и оказалась в женском батальоне регулировщицей движения.Она вспоминает о трудной жизни на войне. Два года не мылась в бане. 25 марта 2013 года Александре Дмитриевне исполнится 90 лет. Пожелаем ей доброго здоровья.

Седова Юлия

Ученица принимала участие в районном конкурсе, посвящённом 9 Мая. В своей работе Юлия рассказала о своём селе и об очень хорошем человек, Мартыновой Зое Яковлевне. Это не только рассказ, но и размышление о судьбе села и о жизни замечательного человека, доброго, отзывчивого, трудолюбивого!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рассказ о селе и замечательном человеке

Моё село – Журавлиха. В 1811 году в деревне было 74 человека, а к 2016 году около 1000 человек…

Село большое, в нем есть школа, амбулатория, церковь, дом культуры, ферма… Но главное, что должно быть в любом поселении - это хорошие люди. Именно от людей зависит, какая будет история населенного пункта.

Только подумать, селу, в котором сейчас я живу, уже более двухсот лет, два века, эта так много, но в тоже время так мало. Только подумать, сколько всего тут изменилось, а ведь когда здесь был просто лес с болотистой речкой. Люди поставили здесь селение, однако именно люди сейчас рушат то, что строили наши деды, прадеды. Они трудились изо дня в день, чтоб мы сейчас жили, хорошо жили. Чтоб нашему поколению, было где работать, где выращивать культуры, где жить вы конце концов. Не хочу говорить, что деревню рушат до основания, но если задуматься многое то, что было уничтожено, ради наживы, вполне могло пригодиться населению. Говоря об этом вольно невольно на глазах, появляются слезы, слезы обиды, горечи. Также хочется сказать, что в селе были возведены такие нужные людям постройки, как церковь, куда люди приходят, на службу, помолиться, поставить свечу. Церковь как никак очень важна для православного народа. Так же совсем недавно в нашем селе построили завод по переработке льна, а это дополнительные перспективы развития, дополнительные рабочие места.

Село большое, красивое. Полное радости, энергии, позитива. В нашем ДК довольно часто проводятся различные мероприятия, на которых можно зарядиться этим самым позитивом, или же наоборот, отдохнуть.

Село моё! Село родное!

Мой старый дом. Моё подворье.

Кусты сирени у крыльца.

Скамейка старая отца.

Колодец с воротом скрипучим,

Водой холодной – самой лучшей.

Тепло хранит мой старый дом.

Растёт рябина под окном.

Мне всё до боли здесь знакомо.

Всё это свыше дано - Богом.

В нашем селе живет очень много хороших и замечательных людей. Но хотелось бы рассказать вот о ком… Мартынова Зоя Яковлевна замечательной души человек, добрый, находчивый, общительный. Зоя Яковлевна коренной житель села.. родилась здесь в 1937 году, 15 ноября. В семье она была старшей, через 3 года у неё родился младший братик Николай. В 1941 когда началась Великая Отечественная война, отец (Яков Федорович) в 1942 ушел на фронт… из рассказов матери (Аксиньи Михеевны) Зоя Яковлевна помнит лишь то, что отца и других мужчин собрали и увезли в село Первомайское. А оттуда уже всех увозили на фронт. Когда отец ушёл, Зоя Яковлевна была еще маленькой, всего 5 лет. Но даже тогда она уже старалась помогать матери. Сначала нянчилась с братиком. Ведь маме было некогда, она работала, чтобы прокормить детей. Она работала на разных работах. Зарплату давали невероятно маленькую, всего по 200 г. Хлеба на человека… 200 г. На семью… было тяжело, помогала бабушка Зои Яковлевны. У семьи была корова, был свой небольшой кусочек земли, на котором выращивали картошку. В 1945 году, после окончание войны узнали что отец погиб в 1943 году, храбро сражаясь за родину. Послевоенное время было тяжелым, особенно если главный кормилец семьи погиб.

Зоя Яковлевна пошла в детский сад, который находился в нашей деревне. В садик водила бабушка, а зимой на санках. Потом пошла учиться в школу, окончила 7 классов. После школы сразу пошла работать. В 16 лет уже работала на ферме телятницей. А в 17 - дояркой. Вся работа вручную, на каждого по 25 коров. Кормили, поили, все сами. Когда появились аппараты для дойки коров, стало немного легче.

Работала санитаром 7 лет, поваром, кормила рабочих. Трактористов, комбайнеров. Это были годы целины. Пекли лепешки. Варили галушки в котлах на улице, дрова, воду всегда сами таскали. Трудились в бригадах, по несколько человек. Раньше как было, дадут тебе зарплату маленький кусочек хлеба, так и этом рад. Работали, варили за палочки. Но даже этой работы иногда не хватало, чтоб кормить семью. Ходили на свеклу. 50 соток на человека. Получилось так, что Зоя Яковлевна училась ездить на тракторе. Работала на нем одно лето, возила солому, воду в поле. Вот так и молодость пролетала, не было даже времени сбегать в кино. Хотя иногда удавалось найти свободный часок и сбегать в кино. Тогда фильмы стоили 20 копеек. Но тогда и деньги были другие, 20 копеек было достаточно много.

В 1936 году познакомилась с Мартыновым Василием Игнатьевичем, только что вернувшимся с армии. Это была любовь с первого взгляда. Дружили буквально одну неделю. После чего приняли решение сыграть свадьбу. Свадьба была грандиозная. Гуляла вся деревня, праздновали две недели, без преувеличения. За день несколько дворов обходили, везде веселились! Как рассказала мне Зоя Яковлевна, букет у неё был, не такой, какие сейчас на свадьбе. А букет был из репья. Я даже сначала не поверила, переспросила. Но нет, все верно, из репья… Делали букет подружки, рвали репей и красиво его заворачивали. В-общем, действительно было все довольно интересно. Жили хорошо, ну как и все в деревне. Вместе прожили 40 лет.

В 1992 году пошла учиться на ветеринара. Из села Первомайское два раз в неделю приезжал учитель. Училась год, получила аттестат. Работала вет. врачом на ферме. В хозяйстве было 3 тысячи голов скота, 5 коровников, так еще надо было по деревне животных лечить.

Зоя Яковлевна рассказала, что их было несколько человек, каждая брала по большой сумке с лекарствами. И ходили по коровнику, прививали коров. Получалось так, что этой большой сумки не хватало, приходилось брать еще.

Сейчас Зоя Яковлевна на пенсии. У нее имеются медали, награды, грамоты. За хорошую и отличную работу!

Вот такие замечательные люди живут у нас, и такую женщину, по праву, можно назвать Труженицей, Героиней, она же – ребёнок, переживший Великую и страшную войну!

"Мое село" сочинение

Мое родное село – небольшое, по сравнению с городом, прекрасное, живописное. Называется мое село Васильевка, мне очень нравится его название. Его назвали в честь одного местного земледельца Василия, который впервые в селе построил дом, и так сказать начал здесь жизнь.
Наше селе богатое на степи, склоны и холмы. Степь весной весь разукрашенный, он настолько хорош, что даже городские, не местные, приезжают там фотографироваться, и даже те кто ехали мимо села.
А за степью протекает наша гордость села – река! Река – о, какая же она прекрасная и красивая, а еще на удивление, чистая. Летом там все дети и взрослые, Купаются, загорают и просто отдыхают семьями. Также, там есть и немало животных, гуси, которые там любят купаться и коровы, которые пасутся на берегу. А еще в реке водятся выдры, я их очень боюсь, белые цапли и даже ласки.
В степи у нас живут кролики и суслики, а однажды, когда была очень холодная и лютая зима люди видели там даже волка.
Хоть у нас и не город, но край наш достаточно цивилизованный. У нас есть горячая вода, отопление, электричество, свет. Наше село даже делится на части, так называемые «райончики». Самое главное у нас есть детские сады, школа, дом культуры, и магазины. Также у нас есть небольшая церковь и часовня.
Крестьяне живут преимущественно в усадьбах, дачи и людей из города и все они имеют большие огороды, сады, хорошо оборудованные дворы. У сельсовета есть даже несколько двухэтажных домов.
Когда я вырасту я хочу пожить несколько лет в городе, но потом обязательно вернуться в родное село, мне гораздо больше нравится жить среди природы.
Вот такое у нас славное село.

Филиал «Карай-Салтыковский»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Красивская средняя общеобразовательная школа»

«Тропинками родного края-2012»

«О нашем селе мы ведём свой рассказ»

(Исследовательская работа-экскурсия)

Давитян Диана ,

4 класс.

Руководитель:

Хахаева Ольга Викторовна ,

учитель начальных классов,

руководитель кружка «Краеведы».

Карай-Салтыково-2012

Введение. «Все это – Родина моя, земля моя родная».

У каждого человека есть малая родина. Каждый из нас любит родные просторы, поля и леса. Тот, кто однажды побывал в нашем селе, обязательно приезжает сюда снова. Такой у нас край, наполненный шумом зеленых лесов и плеском речных волн. Он красив во все времена года. А еще он богат историей и людьми, прославляющими нашу родную землю!

Цель:

Формировать у обучающихся любовь к истории, традициям, культуре родного края и гордость к своей малой родине.

Задачи:

Воспитывать любовь к родному селу;

- с ообщить знания об истории быта, культуре и традициях нашего села, знакомство с трудом наших жителей на современном этапе.

- развивать через формирование чувства гордости, сопричастности к культурно-историческим событиям в жизни народа, чувств достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей, как гражданина своего Отечества.

Экскурсионный маршрут села Карай-Салтыково :

Территория заповедника «Воронинский». Наши места настолько красивы, что их решили сохранить для будущего поколения.

Усадьба Петрово-Соловово. В 2-х километрах от села Карай–Салтыково на высоком берегу реки Вороны располагается бывшая усадьба графа Петрово–Соловово. В своё время граф был достаточно крупным землевладельцем Тамбовской губернии и сделал многое для процветания и развития родного края.

Водяная мельница. Рядом с усадьбой Петрово-Соловово находится паровая мельница. Она построена в конце Х I Х века. Мельница и сейчас находится в хорошем состоянии.

Школьная музейная комната. С 2008 года в школе имеется музейная комната.

В нашем селе есть больница, которую построил граф Петрово-Соловово для врача М.К.Дамира. Она считалась лучшей в округе. Её оснащению позавидовали бы и современные больницы. У Матвея Константиновича был сын Алим, профессор- кардиолог. Он - профессор-кардиолог, жил и работал в Москве. Его дочь Татьяна, биолог–жена академика Сергея Петровича Капицы.

Могильный камень Дамиру М.К. В 1973 году Алим Матвеевич с С.П.Капицей приезжали в наше село, чтобы установить могильный камень Дамиру М.К. Мы пытаемся установить с ними связь.

ООО «Надежда». В селе Карай-Салтыково находится несколько хозяйств. Одно из них ООО «Надежда», которое возглавляет В.А.Никишин. В хозяйстве используются новейшие современные технологии.

Схема экскурсионного маршрута по с.Карай-Салтыково

Общая протяженность данного маршрута около 6 км. С учетом длительной протяженности маршрута по живописным окрестным местам возможна экскурсия на транспорте.

При выборе маршрута придерживалась следующих принципов:

Доступность маршрута для посещения;

Достаточная посещаемость населением и гостями;

Эмоциональная насыщенность и информационная емкость маршрута

Усадьба

Петрово-Соловово ●

● Водяная

Мельница

Р.Ворона.

Территория заповедника ●

«Воронинский»

● Школьная музейная

Комната

● Карай-Салтыковская

с.Карай-Салтыково участковая больница

● Могильный камень

Дамиру М.К.

ООО «Надежда»

Основная часть

Путешествие по родному селу

Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть. Родина, родители, дом, семья - это корни каждого человека, это то, без чего невозможно жить на свете. Здесь и вода прозрачней, и небо голубей, и солнце ярче. С малой родиной начинается биография каждого человека. Для каждого, кто разделяет неподдельную нежность, с которой произносятся эти два простых слова, малая родина своя и неповторимая.

Поэтому самое ясное и красивое определение этим словам может дать только тот, кто ввёл этот термин в современный русский язык – Василий Шукшин, "Слово о "малой родине":

"…Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский "запас прочности": всегда есть, куда вернуться, если станет невмоготу? Одно дело-жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело-когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот-есть ещё, куда отступать, есть, где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

Родина... И почему же живет в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь непохоже по жизни-то... Отчего же? Может, потому, что она и живёт постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив".

Родина – родимый край, Родина – родная природа – это мы ощущаем с детства. Мы взрослеем, растём, вместе с нами растёт, ширится понятие "Родина". Мы начинаем понимать и ощущать себя частицей своего народа.

Моя малая родина-это село Карай-Салтыково со своим особым обликом, со своей–пусть самой скромной и непритязательной–красотой предстаёт человеку в детстве и остаётся с ним на всю жизнь.

Село Карай-Салтыково относится к старейшим поселениям нашей области. Упоминается в документах второй ревизской сказки 1745 г., но основано оно, по-видимому, значитель но раньше, до 1719 г., так как в документах делаются ссылки на то, что многие крепостные крестьяне проходили первую ревизию в селе Карае, как оно называлось в то время.

Первыми поселенцами, основавшими село, были крепостные крестья­не мелких помещиков, купленные и переведенные ими из разных уездов.

В документах записано: «Село Архангельское, Карай тож, советника Бориса Иванова, сына Ярцева, крестьяне, переведенные Симбирского уез­ ду из села Никольского, Соловчиха тож, купленные у Федора Гагарина: Никита Иванов, Авдей Егоров... Майора Блажинина крестьяне, написан­ ные в прежней переписи по Караю: Федор Кириллов, Трофим Дмитриев... Всего 10 душ». Затем перечисляются крепостные крестьяне, купленные в Рязанском и других уездах у генерал-майора Михаила Петрова, сына Сал­ тыкова: Иван Савельев, Петр Иванов, Максим Петров, Иван Прокофьев, Афанасий Акимов и др. Всего 292 человека.

Надо полагать, что Михаил Салтыков стал селить в Карае своих кре­ постных крестьян значительно позже мелких помещиков. Полагаю, что своё название село получило от реки Карай, около устья которой оно находится, и от фамилии одних из бывших владельцев села – дворян Салтыковых.

1. Территория заповедника «Воронинский»

Наши места настолько красивы, что их решили сохранить для будущего поколения. Поэтому большая часть леса вокруг села вошла в Государственный природный заповедник «Воронинский», который был создан 12 августа 1994 г.

Заповедник расположен в среднем течении реки Ворона на юго-востоке Окско-Донской равнины, имеет площадь 10320 га и протяженность с севера на юг около 40 километров. Он располагается на территории двух административных районов Тамбовской области, Инжавинского и Кирсановского, и состоит из двух относительно больших участков и десяти малых, расположенных в долинах реки Ворона и ее притоков.

Заповедник является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения. Основными целями деятельности заповедника являются сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

История создания заповедника тесно связана с именем выдающегося русского географа В. П. Семёнова-Тян-Шанского, сына знаменитого путешественника, предлагавшего ещё в начале XX в. создать здесь «урёмный парк». «Урема» - это особый, труднопроходимый пойменный лес. Его восстановление и изучение является главной задачей заповедника.

В 1902 году в книге «Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Том 2» П.П. Семенов-Тян-Шанский писал: «Очень хорошо сохранились лиственные леса по реке Ворона, состоящие преимущественно из дуба, осины, ивы, березы, клена, чернокленника, ясеня. Вся эта урема сохранила в лучших своих местах и доныне свою первобытную, почти девственную красоту, несмотря на то, что вдоль реки по ея притокам расположены очень людные селения».

С этой поэтической записи известного русского ученого и путешественника фактически началась долгая история создания Воронинского государственного природного заповедника.

В декабре 1989 года, подготавливая создание современного заповедника, специалисты Тамбовского педагогического института, областного краеведческого музея, областного комитета по охране природы писали:

"...Здесь расположены три крупных озера - Рамза, Симерка и Кипец, которые являются местами гнездования многочисленных водоплавающих птиц. Особенно ценна стая лебедей, ежегодно выводящая потомство на озере Кипец. Чередование лесных массивов и лугов, холмистая местность, чистота реки делают территорию одним из наиболее живописных районов области, имеющим большое эстетическое значение".

2. Усадьба Петрово-Соловово

В своё время граф Петрово-Соловово являлся достаточно крупным землевладельцем Тамбовской губернии. Граф Михаил Григорьевич Петрово-Соловово первым приобрёл в наших краях земли. Он имел 3 тысячи десятин земли. Петрово-Соловово принадлежали табачные склады, конный завод до 140 лошадей, стадо свиней в 90 голов, винный завод, водяная мельница.

Граф редко посещал своё имение, в котором постоянно жила его супруга, урождённая Перовская. Всеми делами заведовал его управляющий – Василий Яковлевич Хавелка, Кирсановский купец 2-ой гильдии, почётный гражданин. Согласно архивным данным, Петрово-Соловово написал доверенность об управлении всем своим движимым и недвижимым имуществом на имя Хавелки.

В усадебный комплекс входил графский дом, домовая церковь, каретный двор. Рядом находился конезавод, где разводились ценные породы лошадей, работали конюхи, заезжие, конторщики, 5 объездчиков, 27 вольнонаёмных работников. По документам, в имении значатся 88 служащих, управляющий и его сын – 90 человек. Разводили в хозяйстве также птиц, свиней, быков, рабочих лошадей – всё, что необходимо.

Имение графа в 2 этажа отличалось великолепным природным ландшафтом. Расположенное на левом берегу реки Вороны, оно радовало глаз удачным сочетанием лесов, степи и заливных лугов. Чудесная, чистейшая река, белоснежные лилии на тихих заводях, глубочайшие, до 15 метров, омуты и хороший мощный лес в её пойме. Особенность, которая бросается в глаза – это две кованные металлические буквы П-С , вмонтированные в кладку. Они напоминают нам о том, что дом принадлежит графу Петрово-Соловово. Мы пытались их вытащить, но они не поддаются, нет возможности даже подцепить их где-либо.

Государственный переворот 1917 года граф не принял и был вынужден покинуть наши края. А его сын Михаил Михайлович в начале XX века покончил жизнь самоубийством. Он бросился под поезд на станции Богоявленской, Петровского района, Тамбовской области.

С тех пор великолепная усадьба Петрово-Соловово переходила от одного хозяина к другому.

Воспоминания старожилов

Старожилы Редько Анна Алексеевна, Юшин Николай Корнеевич, Барышникова Антонина Тимофеевна вспоминают о том, что гордостью хозяев был зимний сад. Недалеко от дома располагается липовая аллея, которая сохранилась до наших дней (см приложение). Рядом с домом находилась беседка и множество цветников, для поливки которых имелись специальные котлы с водой.

Жители вспоминают, что барин приезжал в село на паре лошадей, в карете и одаривал детей конфетами. К людям Петрово-Соловово относился душевно, особенно любил детей. Когда случалось ему ловить деревенских мальчишек с рыбой, пойманной на реке Вороне, в его имении, он никогда не наказывал их. Граф попросту покупал у них улов и отпускал его обратно в реку.

Мы узнали, что помогал барин способным людям учиться. Например, по распоряжению хозяйки выделялись средства на обучение способных деревенских ребятишек. Так, например, Шуварина Анастасия Ивановна – одна из первых учителей начальных классов в селе Ясачный -Балыклей, получила образование на средства Петрово-Соловово. Какой же он был добрый.

Сельские труженики

Почти все жители нашего села работали у графа. В зимнем саду росли персики, абрикосы, апельсины и виноград, по воспоминаниям Барышниковой Антонины Тимофеевны, 1907 года рождения. Об этом рассказывала бабушка. Тяжёл и непосилен был труд земледельца. Всё производилось вручную. Распространённым орудием вспашки была соха. Также использовали для уборки урожая косы, грабли, серпы, вилы. Управляющий на лошади объезжал и проверял, как вяжут снопы. Люди присядут отдохнуть, а увидят его и сразу за работу. Крестьяне едва сводили концы с концами до следующего урожая. Из-за этого происходило расслоение на богатых и бедных. Всё больше и больше крестьян выражали своё недовольство. Значит, не в сказке жили мои односельчане.

Воспоминания Морозовой Галины Александровны

Земли графа были даже на расстоянии 30 километров от села. Мы обратились к Морозовой Галине Александровне, 1951 года рождения, учителю русского языка и литературы в селе Кулевча. Она рассказала нам о Петрово - Соловово, по воспоминаниям двоюродной бабушки Кузнецовой Марфы Ивановны 1901 года рождения. Деревню в которой они жили, называют Солововкой, по фамилии «барина». Она находится на расстоянии 1 километра от Кулевчи, Сам он тут не жил, а распоряжался всем управляющий: нанимал на работу людей, расплачивался, наказывал.

Жители в Солововке были более обеспеченными, чем те, кто жил в Кулевче. У многих из соловчан были хорошие сады, огороды. В садах были хорошие груши, вишня, слива, малина, ежевика. Даже в 50-60-е годы XX века у большинства кулевчинцев не было садов, не все выращивали бахчевые культуры. Излишки продуктов соловчане продавали на базаре.

Заселялась Солововка жителями из Коноплянки, где тоже были земли графа Петрово-Соловово.

Всё-таки действительно граф заботился о благосостоянии своего края.

После октябрьской революции Петрово-Соловово пришлось бежать. Богатство графа послужило источником многих легенд о спрятанном возле усадьбы огромном кладе.

В пятидесятых годах XX века в усадьбе располагался детский дом. Просуществовал он до семидесятых годов. Много воспитанников разъехалось по стране, а некоторые живут и в нашем селе.

Переписка с Российским Дворянским Собранием

Мы обратились за помощью в штаб-квартиру Российского Дворянского Собрания с просьбой помочь в поиске сведений о графе Петрово-Соловово.

Они прислали нам родословную рода Петрово-Соловово с целью определить, кто именно был владельцем нашей усадьбы. И тогда можно было бы поискать ныне живущих потомков этого человека. Мы узнали, что род Петрово-Соловово хотя и был достаточно знатным и богатым, но графским титулом не обладал. Тем не менее, где-то в XVIII -ом колене рода был Михаил Григорьевич Петрово-Соловово, женатый на графине Марии Борисовне Перовской. Их сын Михаил Михайлович Петрово-Соловово в 1907 году получил право титуловаться графом Перовским- Петрово-Соловово. На каждом кирпиче, из которого построены здания, сохранилась печать кирпичного завода-«П-С». Несколько таких экспонатов находятся в школьной музейной комнате.

3. Водяная мельница на реке Вороне

Недалеко от усадьбы работала паровая мельница, поднимающая меженный уровень реки до самой Паревки. Она сохранилась до сегодняшних дней. Это добротное строение из красного кирпича, на берегу реки Вороны. Мельница построена в середине Х I Х века. До 90-х годов ХХ века снабжала жителей окрестных сёл мукой отличного помола.

Мельница и сейчас находится в хорошем состоянии.

4. Школьная музейная комната

С 2008 года в школе имеется школьная музейная комната. Здесь можно узнать об истории возникновения села Карай-Салтыково, образовании, медицине, церкви в селе, об усадьбе Петрово–Соловово, об участии односельчан в Великой Отечественной войне.

В фондах музейной комнаты находится 320 экспонатов, из которых 300-подлинные. Наиболее интересные экспонаты - это сельскохозяйственные орудия труда XIX -ХХ веков, повседневная и праздничная одежда крестьян, лапти, туфли, кроличья шуба, школьные принадлежности 40-90 годов ХХ века, школьная форма советского периода, пионерская атрибутика, патефон, пластинки, приёмник, диапроектор, иконы, лампадка, подсвечники, монеты царского и советского периодов, штыки и кинжал антоновских сражений, военные фляжки, солдатская форма времён Великой Отечественной войны, утюги, зеркало XIX века и этажерка (из усадьбы графа Петрово-Соловово), сундук, самопряха, кудели, керосинные лапти, керогаз, деревянное корыто, рубели, домотканые полотенца, скатерти вязаные, вышивка, чугуны, горшки, фотографии, книги.

Созданы экспозиции:

    История возникновения села Карай-Салтыково

    Усадьба графа Петрово-Соловово

    Церковь в селе Карай-Салтыково

    Тамбовское восстание 1919-1921 г.г.

    Орудия труда и быт крестьян

    Женское рукоделие

    Образование в селе Карай-Салтыково

    Так учились наши бабушки

    Здравоохранение на селе. Доктор М.К.Дамир

    Село в Великой Отечественной войне

    Передовики колхозного производства

    Участники боевых действий в Афганистане, в Чечне

    Заслуженный учитель РСФСР, писатель В.П.Баранов

    Писатель К.И.Буковский и с.Карай-Салтыково

    Заповедник «Воронинский»

    Раскопки в селе Кипец

Хочется рассказать об одной из них – о церкви в нашем селе.

В результате долгих поисков нашли фотографии и материал о церкви. Узнали, что основателем первого Архангельского храма в 1784 году был князь Дашков, построивший, кроме церкви, дома для притчи, посёлок для крестьян и определивший место для кладбища.

«Тёплый, каменный храм заложен в 1883 году в центре села на базарной площади и освещён в 1886 году. Церковь каменная, тёплая, 1886 года, во имя Архистрата Михаила. Построена она на средства Петрово-Соловово».

В церкви был сооружён чрезвычайно редкий каменный иконостас, также на средства графа Петрово-Соловово. К приходу была причислена часть соседнего села Балыклея, 110 дворов, душ мужского пола – 353, женского пола – 376, в трёх верстах от церкви. Были церковно-приходской совет и богадельня. Имелась опись церковного имущества и метрические книги 1820 года. Церковная библиотека в 63 тома. Из членов причта ежегодное пособие от казны имеют дьякон – 150 рублей, псаломщик – 100 рублей.

По воспоминаниям старожилов села Шатиловой Валентины Павловны, Нехорошевой Любови Михайловны, Абрамовой Ларисы Дмитриевны, Ломова Бориса Дмитриевича церковь была из красного кирпича. Закрыли её после революции. Постепенно она приходила в упадок. Купола сняли примерно в 1953-1954 годах. Иконы вывезли. Церковь сломали окончательно в 1957-1958 годах. Разбиралась она тяжело. Не стало гордости нашего села.

Из церковного кирпича построили клуб, мастерские, школу в селе Павловка. Галанина Мария Сергеевна, 1927 года рождения, работала в мастерских и вспоминала, что церковные книги использовались в автомастерских для прокладок при ремонте тракторов.

Что получается - одни дают деньги на строительство, а другие всё разрушают. Но Петрово-Соловово выделял средства на добрые дела.

5. Карай-Салтыковская участковая больница

В1890 году прибыл в Карай- Салтыковскую больницу М.К. Дамир . Он родился в 1862 г. в Кишинёве, в семье румынского чиновника. Мать его была турчанкой. Он окончил естественный факультет Одесского университета, а затем и медицинский факультет Московского университета, молодой врач решил всю свою жизнь посвятить делу народного здравоохранения. Местом своей деятельности избрал глубинное село Карай – Салтыково. Земская больница была очень плохо оборудована. Пришлось строить больничную электростанцию, механическую прачечную, делать центральное водяное отопление. Срочно оборудовали лабораторию и операционную, приобрели набор современных хирургических инструментов и аппаратов. Помогали в этом земское управление и граф Петрово- Соловово. В больнице была стерильная чистота (чистоту проверял носовым платком). В любую погоду М.К. Дамир на конном экипаже выезжал для оказания помощи больному в дальние деревни. В больнице делали микроскопические анализы и гистологические исследования тканей. Диагностика на высоком научном уровне. Дамир М.К. внимательно следил за достижениями медицины, биологии и других наук, как в России, так и за рубежом. Оперируя одного крестьянина, сам получил заражение крови. Вылечить не смогли.1915год.

В архивном фонде Врачебного отделения Тамовского губернского правления, в отчёте о медицинском состоянии Тамбовской губернии за 1888 год, сведения даны о Карай-Салтыковской больнице Кирсановского уезда как об «удовлетворяющей своему назначению». Более подробные сведения о Карай-Салтыковской больнице имеются в отчёте о медицинском состоянии Тамбовской губернии за 1897 год: «Помещением служит каменный, 2-х этажный (верх деревянный) с центральным коридором дом, построенный специально для больницы, здание вообще хорошее, внизу находится приёмная, аптека, материальная и комната для акушерки; вверху палаты, числом 5, из них 2-мужских и 3-женских, всего кроватей 33»…Подтвердить точную дату образования Карай-Салтыковской больницы не представляется возможным.

(Основание: Ф-30,оп.67, д.2, л.58; оп.73, д.6, л.7, 7 об.)

6.Могильный камень Дамиру М.К.

В 1966 году сын М.К.Дамира - Алим, профессор-кардиолог, живущий и работающий в то время в Москве, приезжал в наше село, чтобы установить могильный камень. Он привозил мастеров, которые золотыми буквами сделали на камне надпись, увековечивающую память о его отце. Им помогали и жители села. Каждому, кто работал с его отцом, Алим Матвеевич подарил памятные подарки и фотографии.

Из поколения в поколение передаётся, обрастая легендами, память о докторе Дамире, отдавшем всю свою жизнь делу народного здравоохранения. Всю без остатка. Школьники ухаживают за его могилой. Одна из улиц нашего села названа именем Дамира.

После многих лет бездумного отношения к истории своей «малой родины», к её ближайшему и давнему прошлому понимаешь насколько это нужно и важно для нас. Да и просто интересно.

7. ООО «Надежда»

В нашем селе несколько крупных хозяйств. На полях этих хозяйств выращивают пшеницу, ячмень, овёс, подсолнечник, свёклу. Одно из них ООО «Надежда», которое возглавляет В.А.Никишин.

В 1991 году одним из первых в Инжавинском районе Тамбовской области Виктор Алексеевич создал крестьянско-фермерское хозяйство «Никишин В.А.», основным видом деятельности КФХ было производство сельхозпродукции (зерно, подсолнечник).

В 1999 году создается сельскохозяйственный производственный кооператив «Надежда», председателем СХПК становится Никишин В.А..

Основным видом деятельности остаётся производство зерна и подсолнечника на арендованных землях пайщиков.

В 2001 году хозяйство приобрело скот и начало развивать животноводство молочно-мясного направления.

В 2003 г. КФХ «Никишин В.А.» и СХПК «Надежда» объединились, и результате слияния было организовано Общество с ограниченной ответственностью «Надежда» с уставным капиталом 2228 тысяч рублей. Генеральным директором становится Никишин Виктор Алексеевич.

Основным видом деятельности ООО «Надежда» является производство зерна, подсолнечника, молока, мяса. В ООО «Надежда» трудится 70 человек.

Никишин Виктор Алексеевич, генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Надежда», родился 14 мая 1954 года в селе Большая Сосновка Мичуринского района Тамбовской области.

Учился в Сосновской восьмилетней школе, закончил в 1970 году среднюю общеобразовательную трудовую политехническую школу № 19 города Мичуринска.

В 1971 году поступил и в 1976 году окончил Мичуринский плодоовощной институт по специальности «учёный агроном». В 1998 году окончил Мичуринскую сельскохозяйственную академию по специальности «Экономика и управление в отраслях агропромышленного комплекса».

Трудовую деятельность начал в 1969 году в колхозе «Путь Ленина» Мичуринского района.

После окончания Мичуринского плодоовощного института работал агрономом на Новотомниковском конезаводе №77 Моршанского района. С сентября 1976 года по май 1991 года работал в Инжавинском районе главным агрономом, председателем колхоза «Ленинская искра», секретарём партийной организации колхоза «Путь к коммунизму», председателем исполкома Карай-Салтыковского сельского Совета.

С 1991 года один из организаторов крестьянско-фермерского движения на Тамбовщине. Принимал участие в работе первых съездов ассоциации АККОР.

Возглавляемое крестьянское хозяйство, впоследствии ООО «Надежда» ежегодно добивается высоких показателей в работе, что отмечается районной и областной администрациями.

Награждён дипломом «Профессиональная команда страны» в 2007 году, Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства в 2008 году.

В 2007 году избран депутатом Инжавинского районного Совета народных депутатов.

В ООО «Надежда» передовики сельскохозяйственного производства добиваются высоких показателей.

На будущее в хозяйстве планируется улучшение материально-технической базы для хранения продукции: реконструкция зерноочистительного комплекса и установка сушилки (подготовлена документация, подведён газ).

В животноводстве планируется разведение скота мясного направления. Первыми в Тамбовской области в 2011 году в хозяйство завезли семьдесят голов племенных нетелей калмыцкой породы.

Никишин Виктор Алексеевич так же заботится и о процветании нашего села. Помогает найти людям работу, жильё. Является спонсором школы. Помогает в различных поездках и необходимых приобретениях. Спонсировал выпуск «Школьной газеты». Именно на его предприятиях занято большинство населения.

За последние годы В.А.Никишин посетил США, Германию, Австрию для обмена опытом и с целью использования новой энергоемкой техники в своём хозяйстве. Техника очень комфортна и удобна для рабочих.

Посещение Италии позволило приобрести опыт в переработке сельскохозяйственной продукции.

Откуда бы ни возвращался Виктор Алексеевич, он всегда говорит, что краше нашего села, полей, неба и земли нет!

Заключение:

Любовь к Родине, к тому краю, где живёшь, необходимо воспитывать с детства, хотя бы как дань уважения к предкам. Лишь тогда люди будут воспитывать последующие поколения на тех же принципах благодарности и почтения к тем, кто жил до них. Лишь тогда будет уважение к историческому наследию: к архитектурным памятникам и благородным подвигам, к людям и событиям, к природе родного края и, конечно же, к потомкам. Лишь тогда не прервётся цепочка преемственности разума в жизни людей.

У каждого человека должна остаться своя родина - место, где ты родился. Чтобы можно было поклониться своим предкам, просто подумать.

В настоящее время мы, члены кружка «Краеведы», продолжаем собирать материал истории нашего села. Мы рады и благодарны всем, кто откликается на наши просьбы.

Список использованной литературы

    Баранов В.П. «Крестьянское восстание в Тамбовской губернии (1920-1921 гг.)». Тамбов, 1991 г.

    Буковский К.И. «Из прошлого и настоящего». Советский писатель, Москва, 1975 г.

    Муравьёв Н.В. «Из истории возникновения населённых пунктов Тамбовской области». Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1988 г.

    Семенов-Тян-Шанский В.П. «Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Том 2»

    Стрыгин А. В.. «Расплата». «Пролетарский светоч», Тамбов, 1964 г.

    Летопись природы заповедника «Воронинский». Том 1. 1996 г.

П р и л о ж е н и е

Карта Кирсановского уезда. 1903 год.

Карай-Салтыково-17.

Усадьба Петрово-Соловово. На высоком берегу реки Ворона.

Сосновая аллея Петрово-Соловово.

Водяная мельница.

Карай-Салтыковская участковая больница.

М.К.Дамир, врач Карай-Салтыковской больницы.

1886-1915 г.г.

Татьяна Дамир, биолог-внучка М.К.Дамира, жена академика С.П.Капицы.

Могильный камень М.К.Дамиру на сельском кладбище.

Церковь в селе Карай-Салтыково.

Художник церкви Петрово-Соловово И.С.Ксенофонтов.

Вознесение.

Школьная музейная комната.

Домашняя утварь.

Патефон.

Руководитель ООО «Надежда» В.А.Никишин.

Наши поля.


Современная техника-залог хороших урожаев.

Уборка урожая на полях ООО «Надежда»

Буклет о селе Карай-Салтыково.

Елена Токарева

Таловая, Таловая –

Родина моя .

Здесь июльским утром

Появился я.

Каждому человеку знакомо щемящее чувство тоски по родному дому . Когда, возвращаясь после очередного отсутствия, с замиранием сердца приближаешься к своему поселку , в котором родился и вырос . В ночные часы это чувство становится еще глубже и острее. Огни Таловой так и манят, как будто говорят, что все рады твоему возвращению.

Дом, в котором прошло детство, является мощной основой, фундаментом всего дальнейшего существования человека. То, что преподнесли ему в этом маленьком мире, затем скажется и отразится на его судьбе. И не обязательно проживать во дворце, как раз, наоборот, из простых деревенских домов, сделанных совместными усилиями и собственным трудом, выходят те парни и девушки, которые в будущем, создав семью, сколотят себе такой же крепкий дом. Я помню, как на протяжении моего детства менялся я – преображался и мой дом. Рос каштан, посаженный у ворот, превращаясь из хрупкого ростка в могучее ветвистое дерево. Жизнь не стоит на месте. Но она была бы скучна и однообразна без друзей, соседей, знакомых, окружающих меня. Детские голоса, смех, шум наполняют нашу улицу. Детвора выходит на прогулку : одни мальчишки катаются на велосипедах, другие стараются прихватить побольше вишен из палисадника дяди Вани, девчонки гоняют на роликах, малыши атакуют песочницы; наблюдательные старушки занимают свой верный пост на скамейках, чтобы быть в курсе всех дел.

Свою улицу я узнаю из тысяч, нет ее зеленее и краше. Огромные кроны раскидистых ив спасают от зноя. Их ветви свисают до самой земли. Если забраться поближе к стволу, то останешься незамеченным для случайных прохожих. Можно устроиться поудобнее и мечтать, думать о чем – то сокровенном. Сладкий аромат кружит голову. Мерное жужжание насекомых, прохладный ветерок, мягкая травка тихо убаюкивают. И вот уже слышится тихое посапывание. Очнуться от сна помогает голос мамы, зовущей к столу. Ее нежные руки помогают мне выбраться из своего укрытия, тормошат непослушные волосы на голове. Вот было бы так всегда – спокойно и надежно.

Но время неумолимо движется вперед, незаметно подкрадывается пора взросления, когда с тоской вспоминаешь то, что безвозвратно ушло. Все идет своим чередом, меняется, преображается. Трудно уже узнать во мне того розовощекого пухлого мальчугана, мерявшего огромными резиновыми сапогами лужи своей улицы. Не узнаешь и моего родного поселка : аккуратно подстриженные газоны, побеленные деревья, красивые клумбы, детские площадки, облагороженные места отдыха, асфальтированные дороги, современные автомобили, строящиеся дома, кругом чистота и порядок. Везде виден труд людей – таловчан, заботящихся о процветании своей малой родины .

Если мы все вместе будем жить по принципу : «Кто же, если не я?» , не будем перекладывать свою ответственность на других, то многое изменится в этом мире. Он станет светлее и краше. Ничто не делает человека более несчастным, чем мысли об утраченном прошлом. Поэтому, не надо сожалеть о том, что было. Нужно ловить каждый миг настоящего, внося свой посильный вклад в развитие и созидание данного нам мира.

Над высокой раскидистой ивой

Кружит стая скворцов по весне.

Возвращаясь в родные просторы ,

Стосковавшись по этой земле.

Край родной , ты навеки любимый

Для меня и для тысяч людей.

Оставайся цветущим, красивым

И манящим блеском огней…

Таловая, Таловая –

Родина моя .

Здесь июльским утром