Исследовательская работа-экскурсия "О нашем селе мы ведём свой рассказ". "Рассказ о своём селе"

И утром – белые туманы.

Родина – это место, где ты родился, где сделал свои первые шаги,

Пошел в школу, нашел друзей настоящих и верных, например, как у меня. А еще это место, где человек стал Человеком, научился отличать плохое от хорошего, творить добро, любить, где услышал первые добрые слова и песни…

У каждого из нас есть еще и ”малая родина”. Нет дороже места, где ты родился и вырос. Для меня – это мое родное село.

Здесь родились мои родители, здесь жили их родители, родилась я и живу вот уже 15 лет. Каждый день хожу через все село в школу. Каждый раз, проходя этот путь, с большим огорчением вижу полуразрушенные здания, разрушенные дома, от которых остался только мусор. А ведь в наших силах сделать наше село краше и лучше.

Когда наступает весна, забываешь обо всех горестях, связанных с обустройством села. Как оно прекрасно в это время года! Кажется, ты попадаешь просто в другой мир. Ранней весной и летом я люблю наблюдать восход и закат солнца. Представьте себе: весна, я сижу возле большой яблони. Аромат цветущих яблонь манит своим запахом. А солнце скрывается за небольшим водоемом. Последние его лучи окрасили в красно-желтые цвета и воду, и траву, и лесок.

Вскоре мы пришли в парк. В парке стоит памятник жителям села, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Цена их жизни – наша мирная жизнь сегодня. У нас, жителей села Александровка, это единственный памятник, и мы должны его беречь и уважать. Я считаю, нам нужно уделять больше внимания таким историческим достояниям села.

Парк – это место, где любят гулять мои односельчане. Давайте и мы погуляем в нем. Иду по давно натоптанным тропинкам, поднимаю глаза вверх и вижу: над моей головой сомкнулись вершины тополей.

А у нас впереди школа. Школа… Сколько чудесных моментов моей жизни связано с тобой! Всех их не перечислить. Я уверена, что школа еще не один год будет по утрам встречать неугомонную ребятню, а по вечерам скучать и ждать утра. А главное то, что школа является центром нашего села.

У Александровки, действительно, много красивых мест. А сколько их было раньше! Как бы сейчас хотелось рассказать о детском саде ”Искорка”. К сожалению, искра его жизни погасла, но так хочется, чтобы искра превратилась в яркое пламя. Ведь это необходимо, так как рождаемость в нашем селе возрастает с каждым годом. С болью смотрят жители села на сельский клуб. Ведь он является лучшим в районе М. Жумабаева. И так важно нам, сельской молодежи, чтобы он работал, чтобы жители села могли прийти после тяжелого трудового дня и отдохнуть, пообщаться со своими односельчанами.

Как хорошо здесь дышится! Воздух чистый, с горьким полынным запахом земли. Земли, которая стала родной вот уже много десятков лет для моих земляков. За много лет жизни все эти люди стали родными. Это люди очень милы, готовы в любое время прийти на помощь. И добрые, чуткие, отзывчивые сердца. А как гостеприимны мои односельчане! Зайдите в любой дом и вам тут же накроют прекрасный дастархан. Вот что такое люди моей “малой Родины”! А что нужно этим людям? Ведь нужно – то им совсем немного: чтобы была работа, вовремя зарплата, чтобы дети учились и были рядом с родителями. Я надеюсь, что Послание Президента будет способствовать развитию нашего села в лучшую сторону. Верю в то, что в скором будущем жителей нашего села станет больше. Ведь жизнь в селе становится лучше. Не знаю, быть может мне это только кажется. Но я верю, что придет время, когда о моем селе узнают все. Я думаю, что сельская молодежь станет гордостью нашего села.

Наша прогулка заканчивается. На улицу уже спустились густые сумерки. Село затихло. Поднимаю глаза к небу, а оно как всегда прекрасно. Небо моей Родины. Нигде в мире нет такого неба, как у нас в селе. Доброе, бездонное, только луна своим светом освещает путь.

Я знаю, что куда бы не забросила меня судьба, я навсегда буду связана незримыми нитями со своей “малой Родиной”. Частичка ее будет всегда со мной. Я, как деревце, буду питаться ее силой. Думаю, что люди, которые хотя бы раз побывали в наших местах, не забудут их никогда. Не забудут наши бесконечные степи. Степи, которые достойно воспел наш земляк, знаменитый М. Жумабаев, имя которого должен знать каждый житель моей Родины. А пока мое село незримо объяла ночь.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

"Мое село" сочинение

Мое родное село – небольшое, по сравнению с городом, прекрасное, живописное. Называется мое село Васильевка, мне очень нравится его название. Его назвали в честь одного местного земледельца Василия, который впервые в селе построил дом, и так сказать начал здесь жизнь.
Наше селе богатое на степи, склоны и холмы. Степь весной весь разукрашенный, он настолько хорош, что даже городские, не местные, приезжают там фотографироваться, и даже те кто ехали мимо села.
А за степью протекает наша гордость села – река! Река – о, какая же она прекрасная и красивая, а еще на удивление, чистая. Летом там все дети и взрослые, Купаются, загорают и просто отдыхают семьями. Также, там есть и немало животных, гуси, которые там любят купаться и коровы, которые пасутся на берегу. А еще в реке водятся выдры, я их очень боюсь, белые цапли и даже ласки.
В степи у нас живут кролики и суслики, а однажды, когда была очень холодная и лютая зима люди видели там даже волка.
Хоть у нас и не город, но край наш достаточно цивилизованный. У нас есть горячая вода, отопление, электричество, свет. Наше село даже делится на части, так называемые «райончики». Самое главное у нас есть детские сады, школа, дом культуры, и магазины. Также у нас есть небольшая церковь и часовня.
Крестьяне живут преимущественно в усадьбах, дачи и людей из города и все они имеют большие огороды, сады, хорошо оборудованные дворы. У сельсовета есть даже несколько двухэтажных домов.
Когда я вырасту я хочу пожить несколько лет в городе, но потом обязательно вернуться в родное село, мне гораздо больше нравится жить среди природы.
Вот такое у нас славное село.

Огромное счастье - называть любимым село, в котором живешь. Чаще всего, это то место, где ты родился или провел большую часть своей жизни. Любимым становится то место, где незаметно промчалось детство. И сколько бы тебе ни было лет, всегда будут всплывать эти яркие моменты.
... В нем все привычное, знакомое, дорогое. Вот улица, где с друзьями гонял на велосипеде. А вот школа, в которой я учусь уже девятый год. Да, моё село не город, не мегаполис и не столица. Это небольшое, уютное провинциальное село с необыкновенной домашней атмосферой и замечательным названием -Царевщина . Мне дорого и близко то, что в моем селе не потеряна связь времен: прошлое и настоящее органично дополняют друг друга. Его уютные улицы хранят свою историю. И проходя мимо какого-либо старинного здания, невольно хочется заглянуть внутрь, чтобы на мгновение окунуться в прошлое. Мне очень нравится и то, что памятники истории не канули в Лету, а поддерживаются в хорошем состоянии. Моё любимое село, ты прекрасно во всякое время года. Летом, согретое яркими лучами солнца, ты захватываешь в свои радостные объятия. Ты восторгаешься ярким многоцветием цветочных клумб. Летний дождь охлаждает раскаленный от зноя тротуар, заставляя прохожих прятаться под зонты.
А как прекрасна осень, чарующая хороводами из опадающей листвы, ласковым теплом уходящего лета.
Зима... Мороз, холод, но девственная чистота занесенных снегом улиц восторгает своей первозданностью.
Весной все пробуждается - деревья, краски, люди. И как приятно видеть пробивающуюся сквозь землю первую зеленеющую травку, шагать по улицам, упоенным ароматами черемухи и сирени. Настроение поднимается и душа поет!
Мне не раз доводилось слышать, что жители похожи на своё село и города похожи на людей, живущих в них. И Царевщина не является исключением. Несмотря на различия в характере, социальном положении, статусе, национальности, отличительными чертами царевщенцев являются открытость, доброжелательность, сострадание, отзывчивость и исключительное жизнелюбие. Существует невидимая связь города со своими жителями. Эта нить, проходя через годы, соединяет царевщенцев со своим селом и друг с другом.
Я очень хочу, чтобы село с таким ярким названием действительно являлось добрым вестником для всех жителей и гостей, чтобы каждый живущий в нем человек чувствовал себя его частью, той составляющей, от которой зависит благополучие, развитие и будущее нашейЦаревщины. Я хочу рассказать о том, каким оно было и каким стало.

Географическое положение.

Царевщина находится в 7 километрах от Балтая и 120 километрах от Саратова. Координаты: +52°26"20", +46°43"1 С районным центром село связано рейсовым автобусом, ближайшая железнодорожная станция находится в Хватовке. Село расположено в северной части Правобережья. Пересечённый рельеф, озера и значительная лесистость села создают привлекательные пейзажи. Административный центр района - село Балтай расположен на р. в 135 км от г. . Наше село удалено от областного центра и других крупных промышленных городов, что неблагоприятно сказывается на развитии хозяйства района, в частности промышленности. НО в то же время его расположение в лесостепной зоне сказывается весьма благоприятно на развитии сельского хозяйства. Геологические породы разных эпох лежат повсюду на территории села, отложения меловой системы представлены мелом, мергелями, мелоподобными известковыми, реже серыми глинами, пеками с прослойками песчаника и опоками. Породы третичной системы представлены серыми и желтоватыми опоками, кварцевыми песчаниками, белыми и желтыми кварцевыми песками, глинами. Климат умеренно континентальный. Равнинный рельеф здесь способствует резким переходам от теплой погоды к холодной или, наоборот, внезапному потеплению после длительных холодов. Кроме того, весной и осенью бывают внезапные заморозки.

Из истории села.

Малиновка, Дмитриевское. Царевщино, затем село Царевщина было основано на реке Алай в начале ХVIII века, предположительно в 1703 году. Название можно трактовать как "подаренные царём обширные земли", что соответствует и истории села. В 1728 году земли и крестьяне были пожалованы графу Скавронскому. В 1746 году численность населения Царевщины составила 459 человек. К востоку от села проходила дорога из Донгуза в Вольск. Скавронский перевез крестьян из Рязанской губернии. Он недолго владел селом, так как оказался в немилости царя и в начале XIX века вынужден был его продать и оно перешло в руки вдовы генерального прокурора А. А. Вяземского, которая в 1801 году построила каменную православную церковь с колокольней. Престолов было два: во имя святого Благоверного Князя Александра Невского и в приделе во имя святого великомученика Дмитрия Солунского. Дома для священника, якона и двух псаломщиков были общественные.

В начале 19 века поместье было выкуплено графом К.В. Нессельроде.Но ему, занимающему высокий государственный пост, не хватало времени на управление имением. В начале 1890-х годов граф А. Д. Нессельроде, внук графа, переехал на постоянное жительство в свое царевщинское имение, где им была собрана одна из лучших в России библиотек с фондом более сорока тысяч томов. Также при нём в селе открылись приют, училище, школа для крестьянских детей. Альтернативное название Дмитриевское, вероятнее всего, было дано Царевщине по одному из престолов храма или имени нового землевладельца, при котором начался расцвет села. По данным 1862 года в Царевщине насчитывалось 180 дворов и 1507 жителей. Имелись больница, чугунный, кирпичный и два винокуренных завода, лесопильня, две мельницы.

Было развито животноводчество, в частности разведение овец. В составе Вольского уезда Саратовской губернии село было центром Царевщинской волости, крестьянское общество было одно. К началу Первой мировой войны в селе проживало 2546 человек. По национальности и вероисповеданию жители были преимущественно русскими, православными, также насчитывалось около 400 беспоповцев.1876 году в селе Царевщина в доме графа Нессельроде открылась больница. Штат больницы состоял всего из восьми человек. Зато они обслуживали район с населением в 40 тысяч. На их плечи ложилось абсолютно всё - от родовспоможения до полостных операций. Не забывали они и про профилактическое направление медицины. Из Царевщины в Балтай больница переехала в 1983 году.

В годы гражданской войны село сильно пострадало от пожаров, в которых также сгорела графская усадьба и большая часть библиотеки. В 1920-е годы был организован колхоз "12 лет РККА", начали работу птицесовхоз и спиртзавод. Местный храм был закрыт и разрушен в 1930-е годы.

Самой главной достопримечательностью в Царевщине был господский дом. Четыре белоснежные колонны поддерживали полукруглый балкон, вокруг располагался сад, оранжерея, пруд, где водились лебеди. Рядом с барским домом размещался конный двор с великолепными конюшнями,каретником, кузницей. Здесь содержалось много породистых лошадей разных мастей. В имении имелось богатое животноводческое и птицеводческое хозяйство.

Мое село сегодня

Места эти красивы и по сей день, хотя многое здесьуже далеко не так, как было когда-то. В настоящее время село с населением 1630 человек является центром Царевщинского сельского поселения. Имеются отделения Сбербанка и связи, средняя общеобразовательная школа, детский сад, предприятие ООО "Царевщинский», ООО «Колосок».

Открытое акционерное общество «Племенной птицеводческий завод «Царевщинский-2» - самое мощное предприятие в селе, с многолетней историей, впечатляющим настоящим и перспективным будущим. Основной вид деятельности завода - производство и реализация инкубационного яйца кур мясной породы ROSS-308.На сегодняшний день ОАО «ППЗ»Царевщинский-2» активно добивается новых рынков сбыта инкубационного яйца.

Александр Александрович Савин
Кандидат сельскохозяйственных наук,
Генеральный директор ОАО «Племенной птицеводческий завод «Царевщинский-2»

А. А. Савин руководит ОАО «ППЗ «Царевщинский-2» с апреля 2006 года. За это время неоднократно награждался почетными грамотами, получал благодарственные письма Губернатора, Министерства сельского хозяйства Саратовской области, Администрации объединенного муниципального образования Балтайского района и др.
Предприятие было создано в 1929 году, тогда оно называлось Совхоз № 12. В советское время птицесовхоз занимал передовые позиции. В годы Великой Отечественной войны сотрудники обеспечивали товарным яйцом фронт, а племенным - хозяйства региона. В августе 1965 года птицесовхоз получил статус государственного племенного птицеводческого завода и стал называться «ГППЗ «Царевщинский».
В 2005 году предприятие было выкуплено у государства ОАО «Птицефабрика Михайловская», которое входит в группу предприятий крупнейшего в России холдинга «Синергия».


В 2006 году «ППЗ «Царевщинский-2» принял участие в Приоритетном национальном проекте «Развитие предприятий Агропромышленного комплекса». Завод нуждался в серьезной реконструкции: общая сумма ремонтных работ составила более 100 миллионов рублей, часть средств была выделена из собственных активов предприятия. Были отремонтированы птицеводческие помещения, закуплено и установлено новое оборудование кормления, поения птицы, вентиляции, закуплены моечные машины и т.д. Основной вид деятельности завода – производство и реализация инкубационного яйца кур мясной породы ROSS-308 .
С 2006 года и по сей день племенной молодняк закупается в Венгрии, Германии, Шотландии, Финляндии. Первоочередная задача завода: в разы увеличить производство, повысив при этом продуктивность птицы и улучшив качество выпускаемой продукции.
Высокие достижения предприятия были бы невозможны без каждодневного труда его сотрудников, многие из которых неоднократно были отмечены грамотами, благодарственными письмами Министерства сельского хозяйства Саратовской области, Администрацией объединенного муниципального образования Балтайского района и другими наградами. Руководство завода в свою очередь заботится о своих сотрудниках: зарплаты здесь одни из самых высоких в регионе.

На территории села находится средняя общеобразовательная школа.

Общеобразовательная школа села Царевщина была образована в 1921 году, она уже отмечала свой 80-летний юбилей.

Учительский коллектив, который работает сегодня, с честью продолжает и приумножает добрые традиции, заложенные учителями прошлых лет, приобщает детей к знаниям, учит нас мыслить, жить, трудиться, быть людьми.

В школе обучаются 168 учащихся в 11 классах-комплектах, работает 20 творческих инициативных учителя, наши учителя все молодые и инициативнык. Средний возраст которых 38 лет.

Педагоги школы создают комфортную психологическую обстановку на уроках, а это залог успешного восприятия и усвоения нами учебных программ.

Школа получила признание не только в селе, но и в районном масштабе: она дважды лауреат конкурса «Школа года».

Ученики нашей школы участвуют во всевозможных конкурсах и побеждают. У нас очень много разнообразных кружков, секций, в которыхмы с удовольствием занимаемся.

ООО «Колосок» (генеральный директор А.С.Быков, бывший выпускник нашей школы) радует ежедневно нас свежей и вкусной выпечкой на любой вкус и по доступной цене.

Детское дошкольное учреждение наполнено смехом и радостными криками малышей.

Работники почты и отделения сбербанка всегда готовы принять своих посетителей и оказать посильную помощь.

Нет у нас недостатка и в магазинах. Их у нас 8. Как в настоящем небольшом городке!

Есть в селе и Дом культуры, где жизнь бьет ключом. Концерты, репетиции, спектакли – все это привлекает нас, школьников. Мы с большим удовольствием ходим на репетиции, радуем своих земляков своими выступлениями. Но русское село живо лишь до тех пор, пока работает школа и возвышается Храм Божий. Школа есть. Она работает, несмотря на трудности и проблемы. А вот храма нет. Жива только память о нем.

Я не знаю, как сложится моя жизнь, куда забросит меня судьба, но я точно знаю, что в моём сердце всегда будет жить любовь к моему родному краю, что я всегда буду стремиться сюда, что эта земля, к которой мне всегда хочется прикоснуться, будет давать мне силы жить дальше, будет наполнять меня желанием все превозмочь, преодолеть,! И каждый раз, когда я думаю о Родине, я всегда вспоминаю удивительные стихи С.Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая - Дайте Родину мою». Я горжусь историей своего села, горжусь, что я здесь живу, учусь, здесь у меня много хороших и верных друзей

Представляю свой рассказ о своей малой родине, которую очень люблю. Ценю и уважаю, живущих на этой земле.


Хочу начать свое повествование с стихотворения Балданова Владимира Бадмажаповича, уроженца нашей местности, моего троюродного брата, который долгие годы жил и трудился в Хоринском районе.

Урадхал уhандаyзyyрээ дyрэн,

Уяхан мyшэрyyд нэнгэнэ гyрбэн…

Субадаармэлмыhэн шyyдэрээшэмэгтэй.

Сэрмyyхэнногоонииньдуураhан хэбэртэй.

Hаратаннаадаhан татуурайэрьедээр,

hаруулхансуранзанхарасыньэлшэhээ.

Бурьялгагyлмэрхэндуранаймохин,

Булдитантyргэдэнэзyрхэнэймсохисо…

Энэрхыдулааханиимэхэн зyйлнyyд,

Эдирхэнyеымнидурсалгындээжэнyyд,

Гунар-ан сэдьхэлэймоеор-ообадираа,

Гэрэлтэнтадоорнюдэндэмхарагдаа.

АаямханБyгтэдэньyбhэ сабшагдаа…

Аралхандайдаданьмалдаябагда…

Залуугаарабтаhан ажалайамта

Зоригтонбyхэж-байдалаймзамда

Зааханаймyлзыорон, шамдаалhанаамни

Заяанайм эхин домог, Эхэ-Сагаамни!

Хододоотаатайханямарханисагта

Харануудайyлгыхэн, абаэжымгуламта.

Местность, где расположено наше село «Ехэ-Цаган» ровная как ладонь, со всех сторон круговую окаймляют горы, по подножиям гор протекают реки «Селенга», «Темник», речки «Баян-Гол», «Ягаан Гол», «Саган Гол», озеро Гусиное».

Наши деды и прадеды жили на острове между Селенгой и Темником в местностях «Саган арал», Саалинта, Мандировка, «Ехэ-Сагаан», «Бага-Сагаан», Бyхтэ, «Хэсэгшугы» - здесь жили, перед тем, как объядиниться в одно селение, следующие семьи: ЛубсаныДоржо, ЛубсаныГармажапЛубсаныАюша, Пронькатан, ЖапнынГармажап.

Некоторые роды проживали в Тамчинском долине в местностях «БаруунТамча», «ЗyyнТамча», «Ягаан».

На правом берегу Селенги находилось русское селение «Номохон». В 1950-х г. у нас на селе работал фельдшер по фамилии Малыгин Илья Васильевич, он был с Номохона. А на левом берегу протока «Марья» располагалась деревня «Холой», там в основном жили русские. У многих были фамилии Шишмаревы. В этих деревнях никого не осталось, проживали до середины 1950-х годов и разъехались кто куда.

В нашем селе живут такие роды: атаган-они большей частью жили в местности Тамча; тайча - они жили на острове. Это род моего отца, сагаанбулаггарбалтай, 19-хи yеынсаадажээБаргажаннютагhааэхитэй; хyхытэ; харанууд; готолбуумал; yдзоон и т.д.

Когда начались в России революционные преобразования маленькие родовые селения объединились в ТОЗ-ы «Товарищество по обработке земли», коммуны артели, колхозы. Первым председателем ТОЗ-а был избран ЛубсановГармажапАрьяевич. В ТОЗ объединились люди с острова. А в местности Тамча образовалась коммуна. «Улан Одон», она просуществовала с 1927г. по 1934г. Первым председателем был назначен Цоктоев.

Члены коммуны:

1) ДашиевРаднажап. Его дети - ДоржиРаднаевич и его дочь - Екатерина Раднажаповна стали учителями и всю жизнь проработали в школах своего села и в других школах своего района.

2) Гомбожапов Б.

3) ДылгировРадна

4) ЦыбеновБальжи

5) Плюснин - он был коммунистом.

В 1928 г. вошли в состав коммуны СтарцуевБубей, Цыденов Сое-Ванчик,

СтарцуеваМидыгбал, ДамбаеваЦыбик, ГуржаповаЦыбик-Ханда,ГуржаповаЦыцерин - они первые женщины в «Красных косынках», первые коммунарки.

СтарцуеваМидыгбалМаксаровна работала телятницей, стала стахановкой- передовой труженицей 2 Советской пятилетки.ГуржаповаЦыбик-Ханда - депутат Бурятско-Монгольской АССР в 1938г. При коммуне организовали школу, она находилась в однойполовине дома БуянтуеваЦыбикдаши.

Люди жившие, на островах переселились, на левый берег Темника, объединившись в одно селение, сюда же прикочевали люди с Тамчинской долины и образовали колхоз «Социализм». Это случилось в 1937 году. В колхоз «Социализм» влились коммуна «Улан Одон», ТОЗ русские деревни «Номохон», «Холой». Первым председателем стал БуянтуевЦыден-ДоржоЦыбикдашиевич с 1907 г.р., сын казака ЦыбикдашиБуянтуева, кавалера Георгиевского креста. Колхоз «Социализм» развивался и богател до 1954года. При колхозе «Социализм» был построен клуб. В 1951г.построили учащиеся школу десятников, которые находилось в Селендуме. Об организации колхоза народ сочинил песню, вот четверостишие из этой песни:

Дэлхэйнзурганынэгэндээр

Совет гурэнтогтоо ем

Сэлэнгэм_рэныэрьедээр

«Социализм» колхоз тогтоо ем.

И еще одна песня про «Социализм»

ТyхэреонТамчынгаа тэг/эл/ дундуур

Тyмэроортатуулаадп/а/лан зохеогдоо.

Тyрэлпартиингааударилгаар

Тyбхинэнхаитаргаа «Социализм» /ама/.

ХабтагайТамчынга тэг/эл/ дундуур

Хадасаартатуулаадп/а/лан зохеогдоо.

Хаммуниспартингааударидалгаар

Хамтараннэгэдээ «Социализ/ама/.

Ара /ла/ Тамчингаа тэг/эл/ дундуур

Аргамжаартатуулаадп/а/лан зохеогдоо.

Аймгынгаапартиинударидалгаар

Артелеэрхамтараа, «Социализ /ама/

В годы Великой Отечественной войны колхоз «Социализм» проявлял героические трудовые поступки под руководством председателя колхоза СанжановаБанзаракцаСанжановича.

В клад жителей села Ехэ-Цаган в Победу:

27000 рублей на 1 государственный заем в фонд обороны.

76000 рублей на 2 государственный заем в фонд обороны.

176000 рублей на 3 государственный заем в фонд обороны.

170 пудов продуктов.

822 пары теплых вещей.

29000 рублей на постройку танковой колонны «Социалистическая Бурят-Монголия».

426000 рублей на эскадрилью самолетов.

260000 рублей собрано на постройку боевого самолета колхоз «Социализм». (фото стенд)

Колхозники колхоза «Социализм» Селенгинского аймака, как и весь советский народ, встали на защиту своей Родины. Из небольшого села ушло на фронт 111 человек, вернулись 48 , а 63 наших земляка пали смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной войны. В память о погибших воинах стоит новый памятник в центре села, сооруженный в 1975 году в честь 30-летия Победы. На нем высечены все имена погибших воинов. До этого стоял небольшой памятник. С 2001 года стало обычаем спонсировать празднование День Победы силами потомков одного из воинов участника Великой Отечественной войны или ветерана тыла на тему: «Война в судьбе моей семьи» с тем, чтобы отдать дань уважения, почитания, любви своим отцам и дедам, для того, чтобы растущее поколение знало кто он и откуда родом и кто такие их предки. (фото памятника и стенд о воинах ВОВ)

Колхоз «Социализм» Селенгинского района добился в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта и 17 сентября 1947 года высоких урожаев пшеницы, ржи, картофеля, полностью оплатил за работу МТС, запасся семенами на весенний сев 1948 года. С 62 га земли убрали 32 центнера пшеницы с гектара. И в связи с этим были награждены следующие колхозники:
1.Орденом Ленина - председатель колхоза СанжановБанзаракцаСанжанович;
2.Орденом Ленина - бригадир тракторной бригады Дугаржапов Даши-НимаДугаржапович

Орденом Трудового Красного Знамени были награждены колхозники:
1.БудаевБадмажабРабданович;
2.ЦыбеновГымнинЖалсанович;
3.СанжиевСанжа.

В 1954 году колхоз «Социализм» переименовали в колхоз им. Н.С.Хрущева. Председателем колхоза стал Африкан Владимирович Башинов. При нем было построено новое здание правления колхоза, в данное время там располагается администрация села.

При колхозе им.Н.С.Хрущева впервые было открыта библиотека. Она находилась в клубе, занимала одну комнату, размером примерно 6х6. Библиотекарем работали Дора Михайловна, Бадмадашиева Октябрина, Очирова Валентина Нимаевна, ветеран библиотечного дела ЛубсановаХандацоуГармажаповна, ЛубсановаСэсэгНимаевна и Шалапаева Елена Ивановна.

В 1957 году колхоз им.Н.С.Хрущева вошел в составвновь преобразованный овцесовхоз «Селенгинский». И стал отделением «Ехэ-Цаган» совхоза«Селенгинский». Директором был назначен ЮмсуновБалданБаторович, затем на долгие годы возглавил совхоз Мельников и Гусев Александр Михайлович. Около 30 лет управлял отделением «Ехэ-Цаган» Цыденов Василий Цыбикдоржиевич, настоящий хозяйственник, заслуженный работник сельского хозяйства. Партийная группа нашего села одна из сильнейших в своем районе. И бессменным вожаком коммунистов был БуянтуевЦыден-ДоржоЦыбикдоржиевич, коммунист с 50-летним стажем, ветеран Великой Отечественной войны и труда, награжден боевыми и трудовыми орденами и медалями. Имея таких руководителей, наше село издавна славилось своими тружениками, умеющими относиться к своей работе добросовестно, самоотвержено. (фотоснимки с планшета об орденоносцах)

Мы Ехэ-Цаганцы поклоняемся сабдакам, которые находятся на вершинах гор, окружая наше местожительство, охраняя нас, помогая во всем нам.

На южной стороне за рекой Селенгой на вершине горы - «Баян-ундэр», поклоняемся ему в зимнее время в течение белого месяца. Говорят, он помогает особенно приезжим в наш край. Ему поклонялись жившие на острове буряты. На северной стороне за озером Гусиное есть две высокие вершины - это Буурал - муж, ХатанХонгор - жена. ХаанБуралу и ХатанХонгору должны поклоняться все, живущие по левую сторону реки Селенги до Мысовой и с запада Иро и Загустая. На ХаанБуурал поднимаются все, а на ХатанХонгор - только мужчины.

В центре Тамчинской долины есть Тамчынобоо, поклониться приезжают очень много народу. Хозяином Тамчынобоо, говорят, косуля. В наших местах есть загадка про косулю:

«Талынбургаасыг

Таса мyргэхээбэртэйб,

Тамчынталыг

Тасахарайхахyлтэйб»

Одно из значений слова «тамча»- капля, поэтому тамчинская долина имеет форму капли. Слышала, что есть место с таким названием то ли в Тибете, то ли в Монголии.

Чуть дальше Тамчынобоо за железнодорожной линиейесть Яганыобоо, туда ездят молиться ацульцы и выходцы из тех мест. На западной стороне с двух сторон селендумского озера на вершине небольших гор находятся обоо «Энисхэ» и «Талынтолгой», их почитают жители с. Селендумы,с. Шанан и выходцы с тех мест. На востоке имеются места почитаемые Цайдамцами и выходцами с северо-восточной стороны местности Тамча - это Тоенбаабай и Баян-Зyрхэ.

В наших краях существует легенда про Чингисхана: « Когда он пустил стрелу из лука, то в местности Ташагай вывернулась земля - песок размером с юрту. Сейчас там на склоне вершины есть круглое место- внутри песок, по краям растут кустарники - хайлаас. Это место видит каждый наблюдательный проезжий, кто следует маршрутом Закаменск - Улан-Удэ. При подъеме на Тоен на правой стороне стоит отара в местности Ташагай и чуть выше этой отары - то место.

Место расположения села Ехэ-Цаган - это уже третье место с того, времени как объединились коммуна, родовые селения с разных мест.

Первый раз - на левом берегу островка «Улан Хонхо» с 19__ по 19__г.

Второй раз - с северной стороны нынешнего места покоса, жили там с 19__ по 1965г.г. Оттуда мы переехали, там стало невозможно жить - земля под ногами колыхалась, когда ездили и ходили по улице потому, что подземная вода была очень близка к поверхности.

Третий раз - недалеко от трассы, где сейчас село расположено. Сюда переехалипервые четыре семьи в 1964 году. Остальные переехали в течение 1965-1967г.г. Сюда перевезли одно здание старую школу, у нас всегда была начальная школа. Тогда зав. школой Дашиева Екатерина Раднажаповна. Перевезли контору, которую построили при Башинове А.В.

Начали строить новый клуб - заливной из шлака, строили армяне. Закончили стройку клуба в 1969 году. В 1967 году к школе пристроили еще два класса с коридором. До постройки клуба в одной классе организовали сельскую библиотеку, а в коридоре проводились танцы, в летнее вечернее время на улице показывали кинофильмы.

Руководил переселением, постройкой клуба и школы парторг села БуянтуевЦырен-ДоржиЦыбикдашиевич. Очень большую роль сыграл в духовном, материальном плане односельчан, проводил большую разъяснительную работу по политике партии и правительства, разговаривал с каждым тружеником лично и в коллективе о его трудовых планах. Руководил культурной и социальной жизнью села и сельчан. За эти заслуги в память о нем, одна из улиц названа в честь Буянтуева Ц-Д.Ц.

3 марта 1983 года наше село отделилось из состава совхоза «Селенгинский» и преобразовался в совхоз «Темник». Первым директором был Дарданов Г.А., в 1984 году директором был назначен наш земляк, много лет проработавший в совхозе «Селенгинский» профсоюзным лидером и в аппарате райкома партии Селенгинского района, это БазаржаповПурбоЧойлокович, затем директорами работали Алексеев М.М. и Билтуев А.И.

В годы существования совхоза «Темник» наше село расширился и расцвел. В 1987 году был построен прекрасный детский сад. Заведующей была назначена Санжиева Валентина Чимитовна. В село приехали молодые специалисты, детей стало больше и созрело необходимость открыть с начало неполную, а затем и полную среднюю школу. Перевезли с Удунги старое здание, из него сделали один корпус школы и даже второй этаж детского сада использовали под классы. Приехали учителя с семьями, народу стало еще больше. При директоре Алексеева М.М. начали стройку новой школы. В 1991 году школу открыли. Большое усилие в открытие школы также вложил Батуев Владимир Аюшеевич - ветеран педагогического труда, отличник физической культуры и спорта России и почетный работник Народного образования Республики Бурятия. Он несколько лет проработал директором. В данное время школу возглавляет АюшееваДаримаЧагдуровна - почетный работник общего образования Российской Федерации.

В 1993 году руководствуясь Постановлением правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» совхоз «Темник», по желанию коллектива стал подсобным хозяйством ОАО «Гусиноозерская ГРЭС».

Позже подсобное хозяйство переименовано в ОАО «Селенга», которое просуществовало до февраля 2003 года. В феврале 2003 года в с. Ехэ-Цаган было образовано ООО «Ехэ-Цаган» и просуществовало до середины 2006 года.

В 1984 году открыли сельский Совет и председателем Тамчинскогосомонного Совета народных депутатов была назначена Цынгунова Александра Ринчиновна. Она добросовестно проработала до 16 февраля 1996 года. После ее ухода на заслуженный отдых Главой Ехэ-Цаганскойсомонной администрации был назначен ДашиевБатоБальжиевич, уроженец нашего села, который проработал до конца 2005г., уходя на пенсию.

Ехэ-Цаганскаясомонная администрация реорганизована в форме преобразования в администрацию муниципального образования сельского поселения «Ехэ-Цаган». Пост главы МО СП «Ехэ-Цаган» с 01.01.2006г. занимает Ринчиндоржиев Юрий Цырендоржиеич.

Сельское поселение «Ехэ-Цаган» имеет сельхозугодия общей площадью:

10810 га, из них 1146 га - пашни, 1725 га - сенокоса, 7539 га - пастбищ.

Численность на сегодня постоянного населения составляет 275 человек.

На территории МО СП «Ехэ-Цаган» развивается Крестьянско-фермерское хозяйство и личное подсобное хозяйство:

1. Акулов Петр Анатольевич

2. БадмацыреноваТуянаБулатовна

3. Арьяева Людмила Петровна

4. Ринчиндоржиева Гертруда Баировна

5. Бадмажапов Виталий Петрович

6. Чагдуров Леонид Жимбуевич

7. Акулов Михаил Кимович

Лубсанова Хандацоу Гармажаповна. Ветеран библиотечного дела


Мой рассказ о своем родном селе Караси

Я родился в конце печально известного 1930 - "года великого перелома" в селе с рыбным названием – Караси, кажется Уральской области. Потом эту область разделили. И наше село оказалось в Челябинской области. А в 1942 году мы оказались в Курганской области. Тогда власть занималась разукрупнением. Сейчас в России началось обратное движение - укрупнение.

Никита Сергеевич Хрущев произвел передел районов. Я уже не знаю, укрупняли их или разукрупняли. Но наше село из Мишкинского района «переехало» в Юргамышский. Мне рассказывал про себя один парень из Белоруссии. Он ушел служить в армию из одного района, а когда вернулся, его не хотели прописывать к родителям, район-то стал другой.

В шести км к западу от нашего села находится другое "рыбное" село – Сладкие Караси. У каждого села есть озеро. Как я стал себя помнить, никакой рыбы в нашем озере не было, но старшие рассказывали, что раньше было очень много рыбы, а потом не стало. В чём причина? Говорили, что однажды наши мужики не пустили ловить рыбу старика из Сладких Карасей, и он заколдовал наше озеро, забив в озеро осиновый кол. Мне не дали, и вы не будете ловить. Когда старик собрался умирать, он просил, чтобы его повезли к озеру расколдовать его. Но сыновья не повезли его и озеро осталось без рыбы. Перед войной помню, как по озеру плыли две лодки и веревкой "тралили" озеро, надеясь зацепить пресловутый осиновый кол, но ничего не нашли. Во время войны пошли дожди, стала прибывать в озере вода и подмывать огороды. Тогда и снова появилась в озере рыба, давшая название селу.

В войну в селе мужчин почти не было и некому было прокопать из озера водоотводную канаву, о которой говорили старики. Ситуация стабилизировалась, когда половина огородов ушла в озеро. Рыба ловилась и продолжает ловиться. Когда строилась автомобильная магистраль Челябинск – Курган от нее сделали ветку через Караси на Вилкино. И старинная водоотводная канава была засыпана. Но вода снова стала прибывать и подмывать огороды. На родине я бываю очень редко и мало знаю о современном положении дел. Но есть у меня сосед, который иногда ездит на машине в Вилкино через Караси. Как-то мы разговаривали с ним про эту историю, и я сказал, что вот забыли проектировщики дороги заложить водоотводную трубу под дорогой. Сосед же сказал, что на том месте чуть не разбил машину. Этот эпизод вынуждает меня предположить, что дорогу местные жители раскопали, положили трубу и, как у нас водится, раскоп плохо заделали. Еще позднее тот же сосед сказал, что водоотводная труба есть и дорога исправлена.

Село было центром волости, и в нем в начале ХХ века была построена большая церковь. Возле церкви были две могилы умерших священников. Чуть поодаль была братская могила героев гражданской войны. Во время отечественной войны в Мишкино была построена тюрьма, в которой сидели почти одни женщины. Я знаю о них, потому что в эти годы их привозили в Караси, и они стоя на стенах обезглавленной церкви, ломами пытались разбирать её на кирпич. Но кладка была прочной и разборка не удалась. Предполагалось из церкви сделать МТМ (машинотракторную мастерскую.). Но затея не удалась. Начались протесты местных жителей, что мастерская загубит озеро (тогда слово экология ещё было неизвестно) и МТС построили в другом месте. Полуразрушенная церковь стояла еще долго. Потом её взорвали и обломки удалили. Вместо церкви построили стену с фамилиями погибших на фронте селян.

Мой дед Каравдин Семен Илларионович крестьянствовал, но был и деревенским кузнецом, плотником и столяром. Возможно, по этой причине он жил чуть богаче других и его хотели раскулачить. Чтобы избежать раскулачивания он (разделил семью) женил младшего сына (моего отца). Так как он не подошел под категорию кулаков, то его обложили твёрдым (невыполнимым) налогом и послали на лесозаготовки. Он простудился и умер. Мне было два года. За неуплату налога описали дом и продали в казну. В доме было две изолированных комнаты. В избе жили мои родители, трое детей и бабушка. В горнице всегда жили квартиранты, которых назначал сельсовет. Мой отец погиб на фронте.

Старший брат моего отца - Каравдин Яков Семенович, кузнец 1899 г.р. Постановлением Тройки УНКВД по Челябинской области от 17 октября 1937 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Одновременно были арестованы более десяти односельчан, в т.ч. директор школы Маткин, фельдшер Дыньков. Через 12 лет живым вернулся только один из них. Все они впоследствии реабилитированы.

У властей, кажется, зашевелилась совесть, и после войны моей матери разрешили вернуть дом. Для этого она 8 раз пешком ходила в Мишкино (20 км), оформляла какие-то бумаги, заплатила какие-то деньги и стала владеть домом. Но вскоре случился пожар.

У нашего писателя Смычагина П.М. отец тоже был кузнец и попал под раскулачивание. Весной сельчане опомнились, без кузнеца невозможно подготовится к посевной. Но поезд уже ушел.

Думать надо обо всём. Разделять или укрупнять субъекты федерации, области, районы, колхозы или даже семьи. Строить или разрушать. 2.03.2006 г.

Житейские истории в Карасях

Читал в "Челябинском Рабочем" 14 февраля 1998 года, как в американском городе Сиэтле 36-летняя учительница соблазнила 13-летнего ученика и родила от него девочку. Все бывает там, у нас ничего не бывает. Даже секса и того нет. Но вот что было. У нас в селе был во время войны детский дом. Детдомовцы учились в нашей школе. Директором детдома был учитель ботаники Константин Сергеевич Никитин. Он побывал на фронте, получил ранение и был комиссован. У него была незамужняя сестра Анфиса лет 35. Весной 1945 года она родила. Отцом был Исаев Боря детдомовец из нашего 7 класса. Потом он учился в Мишкинском педучилище и родил еще ребенка с Анфисой. А позднее он уехал, и следы его затерялись. О наших Ромео с Джульетой не писали газеты. Мне тогда было 14 лет.

Учился у нас еврейский мальчик Макар Гульман, очень вертлявый. Он спокойно не сидел ни одной минуты. Как-то он вскочил, а сидевший со мной Саша Коротовских, шутя подставил ручку. Макар в этот момент сел на перо. Потом говорил, что боялся заражения, но все обошлось. В недавние годы я встречал в газете упоминание о Марке Гульмане. Еще позднее встретил я своего бывшего соученика Павла Показаньева, который рассказал, что однажды встретил в Челябинске и узнал Гульмана. Гульман сказал ему, что у него здесь не осталось родственников и он уезжает в Израиль к миллионеру дяде.

Константин Сергеевич Никитин рассказывал мне, что уже после войны после закрытия детского дома в Карасях, он встретил как-то председателя колхоза из деревни Макаташкино. Этот председатель спросил Никитина про продовольственную помощь, которую он якобы оказывал детдому во время войны. Никитин удивился. Никакой помощи он не получал. Оказалось, что мать Макара или Марка работала секретарем сельсовета. Иногда она приезжала на лошади в Макаташкино с бумагой, в которой содержалась просьба отпустить продуктов для улучшения питания детдомовцев. Колхоз отпускал, мясо, масло, мед и т.п. Но продукты в детдом не поступали. Была у нас старая учительница Марья Ивановна Лисицина, эвакуированная из Ленинграда. Она преподавала историю. У ней была большая грыжа и толстые очки. Она приходила в класс, садилась на место и писала в классном журнале, макая ручку в чернилницу. Сидевший на первой парте мальчик незаметно передвигал чернильницу немного ближе или дальше. И она никак не могла попасть в чернильницу, а нам было весело. Марья Ивановна жила на квартире у Симахиных. Там были мать с дочерью. Нина Симахина училась в нашем классе. Когда мы окончили 7-й класс, прошел слух, что Нина украла у Марьи Ивановны платье. И Нина пропала без вести. И до сих пор неизвестно, что с ней. Предполагали, что она утопилась в лесном болоте Рыбном. Впоследствии я размышляя над этим случаем, понял что произошло. Девочка в 14 лет, получив аттестат об окончании школы, была на седьмом небе. Она любовалась на себя у зеркала. Картину портила старая изношенная одежда. И она решила примерить на себя платье Марьи Ивановны. Одела и вертелась в нем у зеркала. На грех пришла квартирантка и подняла крик. Украла! И трагедия произошла.
Село Караси до войны и после

Если посмотреть на карту окрестностей села Караси через 60 лет, то можно заметить географические изменения. Так возле Сладких Карасей (Сладко-карасинское на карте) раньше было озеро. Сейчас на карте его нет. Во времена моего детства оно зарастало камышом. Но на карте нет безымянного ручейка, впадающего а наше озеро с юга и разделяющего село на две части: собственно Караси и Закурья. Я долго не понимал значения слова Закурья, пока не прочитал в какой-то книге, что курьей в Сибири называют небольшой залив, соединенный с озером проливом. Точно, есть залив и узкий пролив с деревянным мостиком. За курьей – Закурья.

А в курью впадает тот безымянный ручеек. Этот ручеек в 2 км южнее озера перегорожен был когда-то плотинкой, образовавшей маленькое водохранилище возле которого находится деревенька Баран;вка. Между Барановкой и Карасями находилось несколько деревянных домов – местная больница и молоканка. В молоканку дети носили молоко, чтобы сдать за сезон около 400 литров молока, которое тут сепарировалось. Сливки куда-то увозились. Нам иногда давали по нескольку литров обрата (обезжиренного молока). От больницы на запад в лесу – местное кладбище. Мимо кладбища шла дорога на кирпичный завод (Кирпичики), на котором работали мои родители. Работа была тяжелая. В забое мужчины копали лопатами глину и грузили на вагонетку. Вагонетка лебедкой по рельсам вытягивалась наверх, там сгружалась в глиномялку. Мятая глина тоже вручную грузилась на вагонетки и по рельсам развозилась вдоль сушильных сараев. Там стоял ручной пресс, который обслуживали две женщины. Одна, стоявшая спиной к вагонетке (колобашница), делала колобок из глины и клала его в открытую форму. Другая женщина, стоявшая спиной к полкам в сарае, ударяла тяжелой чугунной крышкой по колобку, запрессовывая его в форму. Потом, открыв крышку, нажимала ногой педаль. Кирпич вылезал из формы. Прессовщица брала его и ставила на доску. Постепенно сарай заполнялся сырыми кирпичами. Высушенные кирпичи загружались в обжиговую печь, которая топилась дровами. После обжига начинался аврал – выгрузка еще горячего кирпича. В этом аврале участвовали даже дети. И я еще, кажется в первом классе, однажды работал. Выносил из печи по два кирпича и складывал в клетку по 200 штук. Верхние два ряда я загружал с трудом по одному кирпичу. Выгрузил я 400 штук. Потом отец однажды дал мне два рубля и сказал, что я заработал 1, 96 рубля.

С кирпичного завода шла еще дорога на западный край села, где мы жили. С левой стороны от дороги находился небольшой овражек (лог). В этом логу сохранялись лужицы, в которых возникали иногда разноцветные разводья. Мы предполагали, что это нефть сочится из земли. Тогда еще не была открыта западно-сибирская нефть. Позднее между Кирпичиками и Карасями построили МТС с посёлком и теперь, наверное, никто не видит выступающую нефть, принимая её за отходы МТС.

Село Караси строилось одной улицей поближе к озеру. Постепенно по мере увеличения населения появились и параллельные улицы. Вода в озере была солноватой, но годилась для стирки, приготовления пищи и питья. Для чая воду приносили из колодца находившегося недалеко от больницы. Похоже на то, что невкусная озерная вода была полезна для зубов. В 1947 году я проходил медкомиссию в Астрахани и впервые был у зубного врача. Старушка, увидев мои зубы, ахнула сказав, что за много лет работы впервые видит такие прекрасные зубы.

Восточнее Карасей на карте обнаружена речка - Падь. В моем детстве этой речки не было. Но был пруд, на восточном берегу которого находилась деревушка Макаташкино, в которой был более зажиточный колхоз. Я не знаю, когда возникли Барановка и Макаташкина, но, очевидно, задолго до революции. Возможно основателям этих деревушек не нравилось положение с водой в Карасях и они нашли место на берегу ручьев, превратив их в пруды. В колодцах этих деревушек была нормальная вкусная вода. Позднее власть для увеличения посевной площади разрушила плотину, спустив пруд. Воды в колодцах Макаташкиной не стало. Жизнь стала невозможной и деревенька пропала.

На примере обычного села Караси можно проследить жизнь всей страны. Голод 1933 года я не помню, но помню осень 1936 года. В деревне не стало хлеба. Вместо хлеба ели относительно дешевые ржаные пряники. Меня от них тошнило до рвоты. Иногда мне покупали более дорогое печенье. Зимой отец несколько раз ездил в Челябинск и привозил оттуда мешок хлебных буханок, купленных с помощью родственников. Позднее я слышал, как милиционер задержал одного мужика, который с таким же мешком шел на вокзал. Милиционер высыпал хлеб на землю, обозвал мужика провокатором, и привел его в милицию. Милиционер не верил, что в деревне нет хлеба.

В войну на детей давали паёк 100 г. хлеба в день. Рабочим давали 400 г. хлеба. Но мы брали мукой, 60% от веса печёного хлеба. Осенью накапывали картошки полный подвал (голбец). Была корова, пара овец, несколько куриц. К маю месяцу картошка заканчивалась, и бабушка брала внуков и мы шли в лес заготавливать съедобные травы. Так и выжили. Колхозникам паёк не давали.

Деревенским жителям паспорта не давали и они не могли сменить место жительства. Поэтому те, кто оканчивал деревенскую школу (7 классов) обычно шли учиться в Мишкинское педучилище. Парни отслужив в армии, обычно устраивались работать в городе и получали паспорта. Девушки 15 лет уезжали в город и устраивались нянями в семьи (яслей не хватало). В 16 лет они получали паспорта. Таким образом, деревня лишалась молодёжи.

Я уехал из села в 1945 году. И регулярно бывал на родине. Не помню точно, в 1948 или 1949 год, в дереве колхоз запретил выпас скота и заготовку сена. Тех же кто накосил и привез сена (сено можно было накосить не только на колхозной земле, но и, например, в лесничестве), наказали. Сено прямо со двора увозили в колхоз и через суд штрафовали по 600 рублей за каждый воз. В деревне ведь была работа не только в колхозе. Неколхозники вынуждены были ликвидировать скот, но никто не пошел в колхоз. Через год всё вернулось «на круги своя». Теперь я понимаю, что всё, что в стране происходило, делалось по инициативе сверху. Сталин верил в «светлое» будущее страны, если удастся построить «социально однородное общество», в котором все деревенские должны были бесплатно работать в колхозах. Я в то время написал письмо на имя нашего депутата, что такая практика, ничего хорошего не принесет. Написал, и побаивался, что меня могут посадить за критику. Но обошлось.

Но не обошлось для Володи Магрилова, который учился в нашей группе на 3-м курсе. И вдруг он исчез. Мы пытались узнать о нём, но наше начальство сказало, что он связан с врагами народа и не надо им интересоваться. Потом пришла к нам его мама и рассказала, что его судили за известный анекдот. Лежавшую на дороге корову прогнали только угрозой загнать её в колхоз. За этот анекдот Магрилову дали 4 года. Его мать была уверена, что его после аппеляции освободят и он вернется в училище. Но после аппеляции ему дали уже 7 лет.

Жители села Караси на фронте

Сто лет назад в Карасях жили двоюродные братья моего деда - это Кирилл Иванович и Николай Иванович Каравдины. У Кирилла Ивановича был сын Андрей, ровесник и друг моего отца. Андрей побывал на финской войне и при мне рассказывал отцу о войне. В конце сказал, что впереди у нас еще более тяжелая война с Гитлером. Позднее, когда Сталин заявил о внезапном нападении Гитлера, я недоумевал, почему простой солдат знал о возможной войне, а Сталин не знал. В Карасях на памятной стене написаны имена 186 погибших на войне. Среди них и Каравдины Александр и Андрей. Николай Иванович погиб на войне 1914 года. У него был сын Сергей. Сергей перед Отечественной войной переехал в Мишкино. Его дочь Нина Сергеевна (Картовая) пошла добровольцем на фронт и попала в зенитчики. Она не любит вспоминать о войне. Но я встретил в Летописи Вики-Вики что воспоминает другая зенитчица Зудина А.Г.:

"В январе 1943 года на защиту Родины были мобилизованы девушки Кирсановского, Уметского и Гавриловского районов Тамбовской области. Я была направлена на I-ю батарею. Командиром отделения дальномерщиков была мл. сержант Щеглова Клава, которая и обучила меня данной специальности.

В марте 1943 года, своим ходом, прибыли на станцию Лиски, Воронежской области, для охраны железнодорожного моста через реку Дон и станции. Прибыли во второй половине дня и принялись за копку ровиков для пушек и землянок. Чего греха таить, было трудно без навыка, но думы были у всех одни - побыстрее поставить орудия на место. Уже темнело. По приказу комбата в срок доставила пакет в штаб. А по прибытии командира отряда связи назначил меня на пост. Рабочей по кухне была назначена моя подруга Маша Плешакова (кирсановская). Перед обедом был сильный налет фашистских стервятников, который мы видели воочию впервые. Ужас был впечатляющий. Стервятники летели на бреющем полете из-за горы по ту сторону реки Дон. На обратном пути один из самолетов сбросил бомбы вблизи кухни и осколками были тяжело ранены повар и красноармеец Плешакова Мария, которых мы оставили на лискинской земле. О Маше я очень часто вспоминаю. Когда я шла с поста, а Маша шла на кухню, она была в красненьком в голубой василек платье. Она и погибшие товарищи нашего дивизиона никогда не изгладятся в моей памяти до последних дней моей жизни.

А через несколько дней, где-то часов в 11, был второй налет сильнее первого. В это время я была на связи с дивизионом. И так же как и в первый раз один из самолетов сбросил бомбы вдоль железнодорожного полотна (с потолка землянки на меня посыпался песок) и осколками бомб вышли из строя дальномерщик Никишина Мотя, у которой были перебиты обе кисти рук (проживает она сейчас в Пензенской области, Бессоновский район). Блинова Клава из г.Кирсанова была ранена в легкие. Наш 86 отдельный зенитный артиллерийский дивизион защищал лискинскую землю яростно. За отражение налетов многие из нас были награждены орденами и медалями.

Фронтовые дороги привели нас в пос. Дарница Киевской области. До Дарницы стояли на железнодорожных путях, так как перед нами был разбит эшелон и на обочине были 3 могилы, только что захоронены люди, а между рельсами еще свежая кровь. А на станцию Нежин приехали вечером, раскопали снег и поставили пушки. И тут началась сильная бомбежка. Летели даже куски рельс, ползли по снегу раненые.

Налетом на ст.Сарны были сброшены бомбы на мост через р.Стырь, прямым попаданием в орудийный расчет I батареи (на моих глазах) погибли 7 солдат: Гуляев, Беляков (г. Тамбов), Ширшова Настя (п. Умет), Котов Володя и другие. А в затишье между бомбежками организовывали самодеятельность, в которой активно участвовала и я. Пели под гитару, на которой аккомпанировала Вишнякова Лида из г. Пензы, плясали, читали стихи. В общем, молодость брала свое. Потом налеты были реже и мы жили одной мыслью о приближении Дня Победы. День Победы я встретила на польской земле. Этот час и день радости трудно описуем. Были слезы радости и слезы за погибших".

В начальной школе со мной в одном классе училась Аня Белозерова, которая потом вышла замуж за российского немца и теперь живет в Германии. У нее есть старшая сестра Александра Дмитриевна Белозерова. Родом они были из Макаташкиной. Их отец был раскулачен и скоро умер. Дом у них отняли, и они скитались в Карасях у родни и знакомых. Когда началась война, их маму Прасковью Петровну посадили на 5 лет по 58 статье. Девочки остались одни. Колхоз послал Шуру на курсы трактористов, откуда она сбежала. Ей дали месяц тюрьмы. Там она встретила свою маму. После отсидки, ее послали на принудительные работы на кирпичный завод. Но она попросилась на войну и оказалась в женском батальоне регулировщицей движения.Она вспоминает о трудной жизни на войне. Два года не мылась в бане. 25 марта 2013 года Александре Дмитриевне исполнится 90 лет. Пожелаем ей доброго здоровья.