История физической культуры древних инков. Падение инкской империи. Город Афины - столица Греции

ЛЕКЦИЯ

Искусство Американских цивилизаций. Доколумбовая эпоха. Ацтеки. Майя. Инки.

М. Стингл.Тайны индейских пирамид., М.: «Прогресс», 1982.

М. Стингл. Поклоняющиеся звездам. По следам исчезнувших перуанских государств, М.: «Прогресс», 1983.

М. Стингл. Государство Инков. Слава и смерть «сыновей Солнца», М.: «Прогресс», 1986.

Одна из характерных особенностей искусства доколумбовой Америки – существование огромного количества различных культур, каждая из которых обладала особым, неповторимым стилем. Только на территопии Мексики их было около 11 тыс.

Среди этих культур выделяются три наиболее значительные:

· Культура Ацтеков (Центральная Мексика);

· Культура Майя (Южная Мексика, Гватемала, Гондурас);

· Культура Инков (Перу, Боливия, Эквадор).

Культура Ацтеков.

Культура развивалась на протяжении почти четырех столетий, начиная с XII в. Вплоть до 1521г., когда испанские конкистадоры (завоеватели) разрушили столицу ацтеков Теночтитлан (древний Мехико). Картес, предводитель конкистадоров, влюбился в Марину (имя, пришедшее в Европу от ацтеков), дочь последнего вождя ацтеков Мантесулы. Только благодаря случайности Картес сумел победить ацтеков. Раненый, он выхватил копье у вождя, и войска ацтеков стали повиноваться ему.

Большинство каменных зданий ацтеков дошло до нас сильно поврежденными. Это прежде всего четырехгранные пирамиды, на которых располагались храмы или дворцы. Ацтеки верили, что через каждые полвека начинается новый период в развитии мира, и в соответствии с этим обновляли храмы и дворцы. Ранее построенный храм вместе с пирамидой покрывался несколькими слоями кладки, так, что он оказывался внутри обновленной пирамиды, на вершине которой строили еще один храм. В одной из пирамид в Тенаюке обнаружено 8 последовательно замурованных храмов. Иногда дворцы и храмы на вершинах строились из дерева, но они не сохранились.

Скульптура ацтеков отличается строгостью и схематизмом. Они создавали огромные культовые статуи, иногда отдаленно напоминающие человека и составленные из символических изображений: кукурузных початков, клыков и т.д. Например, статуя богини Земли и Плодородия Коатликуэ.

Образцов живописи сохранилось мало. До нас дошли яркие декоративные «мозаики» из перьев, наклеенных на плотную ткань, и произведения тончайшего ювелирного искусства.

На территории Мексики проявился самый кровавый в истории человечества культ, связанный с планетой Венерой. Здесь найдена стена черепов, обмазанных глиной.

Ушмаль – комплекс древнеамериканской культуры. Дворец Правителей в Ушмале расположен на искусственной платформе 200 ´ 170 м. высотой 12м. Сам дворец имеет следующие размеры 98 ´ 12 ´ 8.5 м. Верхнюю часть Верховного Дворца украшает огромный рельеф. Главный герой рельефа – бог Дождя и Плодородия Чак. Чак – божество-посредник между Богом и человеком, это карлик-страж.

Существовал культ Пернатого змея у теотиуаканцев, толтеков, затем у ацтеков. Люди поклонялись ему как дарителю цивилизации.

Культура Майя.

Яркая культура создана народами майя. Уже в II - III вв. нашей эры племена майя основали небольшие города-государства во главе которых стояли жрецы и аристократия.

Как и ацтеки, майя возводили свои постройки на каменных основаниях. Чаще встречаются два типа сооружений: храмы на вершине пирамид; обширные дворцы на высоких каменных столбах (основаниях), которые формировались вокруг открытого двора. Дома майя обычно сооружали на уступах естественного или искусственного холма, отчего их постройки казались многоэтажными. Архитектура майя живописнее и богаче украшена, чем у ацтеков. Фасады зданий декорировались геометрическим орнаментом, рельефами и масками божеств. Иногда массив стены полностью скрыт под каменным кружевом. Часто используются колонны. Известные памятники этой культуры: храм Солнца в Паленке, храм Ягуаров и храм Воинов в Чичен-Ице. На вершину пирамиды Кукулькана в Чичен-Ице ведут четыре лестницы по 91 ступени (91 ´ 4=364). На вершине у святилища Кукулькана – Кецалькоатля есть еще одна 365-я ступень. Пирамиду украшают 52 рельефа. Тольтеки привнесли в майякскую культуру календарь Венеры и высший календарный цикл – 52 года (по 365 дней)

Скульптура достигла высокого развития. В соответствии с очень сложным календарем майя каждые 20 лет воздвигали каменные стелы с рельефами. На лицевой сторонестелы изображалась фигура божества или правителя. Остальные три стороны покрывались иерографическими надписями.

Наивысшего расцвета культура майя достигла в VIII - IX вв. н.э. В это время появились сложные рельефы с многофигурными композициями (стела Пьедрас Неграс, 795г.). У майя существовали дворцы, храмы, монастыри, обсерватории, судебные дворы, рынки, церемониальные площадки, здания парных бань. Они создали подземные каменные водохранилища – Чультуны. Водохранилища высекались в скалах, соединялись каналами и служили для накопления дожневой воды. Майя строили дороги – сакбе (покрытие – известковый бетон, утрамбованный каменным катком), но не знали колеса.

У майя нет центрального управления, нет столицы, все города равноправны.

Лучшие образцы живописи майя – фрески храма в Бонампаке (открыта в 1946г.). Три помещения храма покрыты росписями, изображающими подготовку к сражению, битву и праздник после битвы. Мастера пользовались чистыми, яркими красками. Цвет соотносился с определенной символикой. Древние жители Мексики, замечая в композиции красную фигуру, знали, что речь идет о боге Земли Ксипетотеки, тем самым, о восточном небе с его значениями восхода Солнца, юности и весны.

Над жрецами, совершающими обряд жертвоприношения, жрецами-пророками и жрецами-служителями Солнца стоял верховный жрец майякского государства. Он являлся также Магистром иерографического письма, Главным астрологом и астрономом.

Культура Инков.

Империя инков существовала сравнительно недолго с начала XV в. до 1532г., когда страна захвачена испанскими завоевателями. Письменность инков не расшифрована до конца. Столицей являлся город Куско, знаменитый своим Золотым садом (возможно, мастера, создававшие его, были из народа Чиму).

Архитектура отличается простотой и отсутствием украшений. Храмы, жилища, крепости сложены из огромных каменных глыб (до 350 тонн весом) очень точно пригнанных друг к другу, но не скрепленных связующими растворами (крепость Саксауаман). Дома имели мощные каменные стены и тесные внутренние помещения. Большинство домов лишено окон и освещается через двери. По описанию путешественников, здания первоначально были украшены широкими поясами толстых золотых пластин. Использование драгоценных металлов не в качестве денег, а в качестве декорирующего материала характерно для инков. Например, в храме Солнца в городе Куско несколько помещений украшены изображениями Солнца, Луны, радуги и звезд из золота, серебра и драгоценных камней. В отличие от Центральной Америки, инки сооружали пирамиды высотой до 40м. не для храмов, а для захоронений. Трапециевидные входы и ниши являются характерными особенностями инкской архитектуры.

Каменная скульптура почти не получила развития у инков.

Развито искусство изготовления и росписи керамики. Оно условно делится на несколько периодов. В первый период на сосудах изображаются сцены битвы, рыболовства, мифологические сюжеты. Во второй период росписи практически исчезают, но сами сосуды превращаются в настоящую скульптуру. Чаще всего сосуды делали в форме головы человека, иногда передавая индивидуальные черты. Позднее появляются сосуды в виде животных, плодов и растений.

Основная пища инков – картофель (в том числе и консервированный), кукуруза, тыквы. Инки выращивали коку – наркотическое растение. В империи существовало четкое разделение населения на элиту и основную массу жителей. По закону Инка (правитель империи) женился на своей сестре, которая становилась его законной женой и, как правило, матерью наследника. Кроме главной жены он имел гарем и мог жить с любой из монашек монастырей, так как являлся воплощением бога Солнца на Земле. Наследник назначался при жизни правителя обрядом публичного пострижения волос. Будущий наследник помогал отцу и учился управлению. Существовало 10 возрастных групп населения, каждая из которых имела определенные права и обязанности. 1группа: грудные младенцы. 2 группа: дети до 2 лет. 3группа: играющие дети. 4 группа: дети 9-12 лет. 5 группа: подростки 12-18 лет. 6 группа: 18-25 лет - служащие в армии. 7 группа: 25-50 лет – женатые и ведущие хозяйство. 8 группа: 50-80 лет – старики. 9 группа: 80 лет и старше - глухие старики. 10 группа: больные.

В государстве не было восстаний. Эта социальная система давала обеспечение по старости. Ее поэтому иногда называют «индейским социализмом». В империи не существовало денег, а только натуральный обмен на рынке. Золото используют как украшение. Армия хорошо обучена и оснащена (палицы с каменными или металлическими завершениями). Здесь были прекрасные дороги и почта. Гонцы пробегали от стоянки до стоянки около двух километров, в результате эстафеты 2000 км преодолевалось за 3 дня. Инки слагали стихи, которые впоследствии были записаны иезуитами. Распространено узелковое письмо кипу, на котором можно считать до 1000000. Знать обучалась в университетах 4 года, где изучала язык кечуа, солнечную религию, узелковое письмо кипу, историю и военное дело. Инки ткали плотные ткани, плотностью 80 ´ 45 нитей/см (современная парашютная ткань имеет плотность 60 ´ 30 нитей/см). Они делали операции, в том числе и трепанацию черепа.

Последнего Инку звали Тупаку Омару.

Дополнительные сведения.

Древнейшие культуры Перу соотносятся с III тыс. до н.э.

Недалеко от г. Лимы существовала в это время культура, представители которой не знали о существовании металлов, но возводили глиняные и каменные храмы на искусственных платформах. Известен храм Скрещенных рук. Позднее этот жест-знак встречается в Колумбии.

Культура Чавин , связанная с культом Ягуара была распространена в конце II – середине I тыс. до н.э.

Культура Наска (середина II в. до.н.э.) соотносится с долинами рек Ика, Писко и Наска. Здесь найден «деревянный Стоунхендж Перу» – святилище Эскукерия. Оно состоит из сотен высушенных стволов мескитового дерева. Центр композиции – квадрат, образуемый 12 рядами по 12 колонн в каждом. Найдены гиганские изображения в пустыне Наска. Галерея Пампа-де-Наска – это площадки, линии, спирали, человеческие и звериные «фигурас» (геоглифы). Голова гигантской птицы (длина 120м) направлена к точке восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. По версии М. Стингла индейцы хоронили умершего с помощью воздушного шара треугольной формы. Умершего на закате клали в плетеную корзину, воздушный шар поднимался над морем и скрывался за горизонтом.

Культура Мочика (I - VII вв. до н.э.) оставила после себя пирамиды Солнца и Луны. В Пампа-Гранде. Пирамида Солнца имеет основание 342 ´ 159 м. Уникальны изделия из золота. До нас дошла легенда о существовании золотого сада и свидетельства очевидцев о комнате с пятью тысячами золотых бабочек, каждая из которых весила меньше грамма и парила в воздухе при незначительных колебаниях воздуха. Бабочки были расплавлены завоевателями. В результате они получили 4 кг 700 г. чистого золота. Вокруг озера Титикака найдено много чульп – погребальных башен прямоугольной и цилиндрической, расширенной кверху формы.

По легенде, основатель культуры Чиму приплыл в Перу с севера со своим отрядом на плотах Его имя Наймлан. «Найм» означает «птица» или «полет». Чиму построили город Чан-Чан площадью 18 кв. км. Город обнесен двумя рядами оборонительных стен и разделен на 10 кварталов 450 ´ 300 м. Во многих отношениях обычаи, царившие в государстве Чиму мало отличались от обычаев XXV в. Инков. В 1460-х гг. столкнулись две культуры – прибрежная культура Чиму, поклонявшаяся Луне, и горная культура Инков, поклонявшаяся Солнцу. Победа осталась за второй. От культуры Чиму сохранились глиняные рельефы с изображением птиц, рыб, ящериц, лисиц, орнаментов. Верховное божество в Перу издревле изображали в обрамлении арки-змеи, в окружении хищников. Арка символизировала радугу, Млечный Путь, гром, небосвод.

Культура Ольмеков – одна из культур древней Мексики. Сан-Лоренцо – столица ольмеков - была покинута по неизвестным причинам в 900г. Второй столицей «ягуарных» индейцев стала Ла-Вента. В Ла-Венте найдены огромные каменные головы.

Племена Чоль и Цельталь оставили в Паленке (Мексика) знаменитый ансамбль, в котором башня дворца, 4-х этажное здание, являлось одновременно обсерваторией.

Интересна культура тольтеков. Сохранилась Пирамида Утренней звезды в Туле (Толлане).

Инков культура и́нков культу́ра

(исп. inca), культура рабовладельческого государства, основанного в 1438 г. группой индейских племён языковой группы кечуа и занимавшего территорию современного Перу, Боливии, Эквадора, северную часть Чили и северо-западную – Аргентины. Инки, создавшие одну из древнейших цивилизаций Южной Америки, называли своё государство Тауантинсуйу (Четыре соединённых стороны света), а столицу – Куско (Пуп земли). Правящая династия инков, впоследствии подчинившая себе окрестные племена, была основана ок. 1200 г. легендарным вождём Манко Капаком. Во главе империи стоял верховный правитель Сапа-Инка (Единственный Инка), которого именовали «Сын Солнца». Сапу-Инку обожествляли ещё при жизни, его власть не была связана никакими законами. Области империи связывала развитая система дорог. Инки создавали мосты и оросительные системы. Они обладали высоким уровнем знаний в области агрономии, инженерии, астрономии и медицины. Искусные гончары, ткачи и ювелиры считались общественными служащими и находились на содержании правителя. Самые искусные произведения использовались для священных церемоний и нужд правителя, щедро раздававшего подарки отличившимся подданным.




Руины крепости Мачу-Пикчу. 15 в.

Верховным божеством инкского пантеона был бог Солнца Инти, которому посвящено большинство храмов. Для архитектуры инков характерны мощь и монументальность; здания складывались из огромных отшлифованных камней, которые скреплялись шипами, выступами или медными скобами. Стены всех построек были немного наклонены внутрь, к центру: вероятно, учитывалась возможность землетрясений. Башни имели вид усечённого конуса, храмы – усечённой пирамиды. Каменной скульптуры у инков практически не было, архитектурный декор отличался простотой. По всей стране возводились неприступные крепости. Знаменитая крепость Мачу-Пикчу (15 в.) была построена в горах на высоте 2450 м. До сих пор не установлено, каким образом инкам, не знавшим колёсных повозок и цемента, удавалось доставлять на огромную высоту каменные глыбы, шлифовать и подгонять их друг к другу практически без зазоров. Высочайшим мастерством славились ремесленники, умевшие плавить металл и изготавливавшие великолепные произведения искусства из олова, свинца, меди, бронзы, золота и платины. Использовались также драгоценные и полудрагоценные камни (изумруды, бирюза, горный хрусталь, кораллы и др.), различные сорта глины, хлопок, тростник, камыш, красящие растения, шерсть, шкуры и мех животных, звериные кости и клыки, раковины и даже человеческие волосы, из которых ткали тончайшие ткани. Из этих материалов изготавливались украшения, одежда, оружие, музыкальные инструменты, корзины, лодки-каноэ, изящные статуэтки и посуда. Для керамики инков были типичными большие сосуды с узкой горловиной, напоминавшие греческие амфоры.
Созданная инками богатая культура была разрушена испанскими завоевателями-конкистадорами (1532-36). Ювелирные изделия стали для них предметом добычи, большинство из них было переплавлено в золотые слитки.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "инков культура" в других словарях:

    Ткань культуры Паракас, Музей Ларко, Лима … Википедия

    ИНКОВ РЕЛИГИЯ - традиц. верования индейской южноамер. этнической группы кечуа, в европ. историографии названных инками. История, культура и И. р. известны по данным археологии и письменным источникам колониального времени (прежде всего испано перуанским хроникам … Православная энциклопедия

    Колья среди Андских цивилизаций в XIII XV вв. Колья (исп. Colla) это культура племен аймара, распространившаяся в XIII XIV вв. на территории … Википедия

    Локализация культуры Чинча Культура Чинча, или Ика Чинча существовала на территории современных провинций Чинча (провинция), Писко (провинция), Ика (провинция) и Наска (провинция), а её центр располагался в долине Чинча. Была присоединена к… … Википедия

    Чачапойя доколумбова культура, существовавшая в Перу примерно в 900 1470 гг. н. э. Находилась на плато на территории современного департамента Амаcонас. Жители данной культуры создали множество монументальных каменных памятников:… … Википедия

    Руины города Исканвайя, Боливия Культура Мольо, исп. Mollo существовала в Боливии после угасания культуры Тиуанако в период 1000 1500 гг.н. э., после чего её земли были заняты инками. Хотя культура Мольо продолжала традиции Тиуанако как в… … Википедия

    Погребальная урна, культура Санта Мария (56 см x 32 см) Культура Санта Мария существовала на территории современной Аргентины на северо западе провинции Катамарка в период 1200 1470 н. э., в основном в долинах Кальч … Википедия

    культура - ы, ж. 1) Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом; совокупность таких достижений в определенную эпоху у какого л. народа. История мировой культуры. Древняя культура. Европейская культура. Культура древних… … Популярный словарь русского языка

    Файл:Nariño Footed Dish with Animal Motifs Walters TL200920280 Interior.jpg Культура Нариньо археологическая культура, возникшая в Колумбии и Эквадоре ок. 7 в. н. э. Названа в честь Нариньо холодного высокогорного плато в Андах.… … Википедия

    Эквадор отличает сочетание испанского культурного наследия с культурными традициями коренного населения. Когда–то территория страны входила с состав империи инков. Кито, сохранившийся лучше прочих колониальных столиц Южной Америки, являет… … Википедия

Книги

  • Латинская Америка: история и культура (CDpc) , . Больше 500 лет прошло с того момента, как состоялась встреча двух культур - европейской и американской. Империи ацтеков и инков пали под напором конкистадоров, воспринимавших жителей Америки…
  • Язык инков кечуа. Экспериментальное учебное пособие по языку и культуре кечуа , Корнилов Олег Александрович. Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой лингвострановедческое экспериментальное учебное пособие по языку и культуре кечуа, основной целью которого является знакомство с…

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли куль­турные цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков, имев­шие оригинальный и самобытный характер. Разобраться в этом своеобразии возможно, лишь учитывая исторические особеннос­ти, при которых слагалась и развивалась художественная куль­тура так называемой доколумбовой Америки (до 1492 г., вре­мени открытия Христофором Колумбом Американского мате­рика).

Крупнейшим центром художественной культуры стала Мезо- америка, включавшая территорию современной Мексики (кроме пустыни на севере) и простиравшаяся к югу примерно до Никарагуа. Эта уникальная цивилизация, являющаяся крупней­шим достоянием мировой культуры, представляла собой удиви­тельное созвездие наций, городов-государств, церемониальных, политических и экономических центров, известных сегодня все­му миру: Теночтитлан, Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица.

Структура и смысл художественного языка Мезоамерики дают возможность постижения идей и представлений, лежавших в основе сложной картины мира, в которой неразрывно соеди­нены миф и человек. В этом культурном ареале сформировался неповторимый архитектурный стиль, неразрывно связанный с другими видами искусства и отразивший представления об устройстве Вселенной и движении звезд.

Что же характерно для искусства этих народов? Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивание правителей и верховной знати.

Художественная культура классического периода*

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканско­го залива во II-I тысячелетиях до н. э. Исследования показа­ли, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предме­ты декоративно-прикладного искусства, иероглифическая пись­менность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков со­хранилась плохо, так как в качестве строительного материала ис­пользовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штука­турки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков, пред­ставленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40 т. До сих пор точно неизвестно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигант­ские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поража­ют монументальностью, мастерством исполнения, реалистиче­ским воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широ­ким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толсты­ми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тя-


желыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушни­ками.

Юноша. 1000-800 гг. до н. э.

Археологический парк Ла-Вента, Мексика

К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката - неизвестно, но ей на смену пришли новые цивили­зации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. - VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современ­ного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветны­ми росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоцен­ными камнями и перламутром.

Пирамида Солнца. Середина VII в. Мексика

Наиболее грандиозное архитектурное сооруже­ние - пирамида Солнца (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероят­ности, в древности она была еще выше). В отли­чие от других пирамидальных сооружений, имевших ступен­чатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре боль­шие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святи­лищу в храме. Плоскости между террасами здания были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подно­жия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренны­ми плитами.

Скорее всего, пирамида одновременно служила и «солнеч­ными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивитель­ное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали посте­пенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке запад­ного фасада. Время перехода от полной затененности к осве­щенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать со­вершенными знаниями в области математики, астрономии и гео­дезии.

Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались не­сколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивавших монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, рас­писанных белой краской. На голове каждой змеи находился вен­чик из перьев, символизирующий особо почитаемое божество света.

В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков. а в XI в. новых завоевателей - ацтеков, создавших свою циви­лизацию.

Художественная культура ацтеков

Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков бы­ло поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рас­сказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущест­венную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в XVI в. насчитывалось бо­лее 40 тысяч.

Теночтитлан - столица ацтеков. Реконструкция. II тыс. до н. э.

Особенно поражала своим великолепием столица ацтеков Теночтитлан («плодовое дерево, растущее из камня»), или Ме­хико - ныне столица Мексики (по имени главного бога войны - Мехитли). Центр города находился на острове посреди живо­писного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, пе­ререзанных каналами. В случае опасности поднимали перекину­тые через каналы мосты, и город превращался в неприступную крепость. Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в на­чале XVI в. город был покорен и разрушен испанскими завоевате­лями - конкистадорами.

Статуя Коатликуэ. Реконструкция XII в.

Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно, что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вер­шине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

Погребальная маска ацтеков

Особого расцвета достигла ацтекская скульп­тура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ - богини земли и весеннего пло­дородия - матери верховного божества вой­ны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни го­ловы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап ор­лов и т. д. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравнове­шенно.

Иной характер носят погребальные маски ацтеков, отражающие черты лица захороненного. Примечательна в этом отношении базальтовая голова «воина-орла», в которой мастерски передано сильное волевое лицо молодого воина. Привлекают внимание и произведе­ния мелкой пластики-, грациозные статуэтки присевшего на задние лапы испуганного кролика, свернувшейся клубком змеи, приготовившегося к прыжку кузнечика, курительные трубки, украшенные сидящей фигурой бога огня. Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и тонкостью моделировки.

Бубенец в виде «воина-орла. Золото. Ацтеки.

Эрмитаж. Санкт-Петербург

Художественная культура майя

Особых успехов достигла циви­лизация народов майя. Задолго до покорения испанскими завоевателя­ми в IX-X вв. майя изобрели точ­ный солнечный календарь, опреде­ляли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в мате­матике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели развитую иероглифическую письменность. Искусство народов майя от­личали изысканность и совершенство.

Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолепные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непроходимых джунглях Центральной Америки. К достижениям архитектуры следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные изделия, замечательные произведения, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перламутру.

Происхождение цивилизации майя окутано пеленой загадочности. Ее появление относится к рубежу нашей эры, когда легионы Цезаря подчиняли власти Рима все новые земли, ее бурный расцвет приходится на VII-VIII вв. н. э. Лишь к концу IX в. замерли величественные города, опустели дворцы, на широких площадях городов майя смолкло эхо человеческих голосов.

Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилизации, до сих пор неизвестно. На этот счет существует несколько версий: землетрясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодородных земель, эпидемии страшных болезней, чужеземное нашествие, бесконечные войны...

Из памятников художественной культуры майя до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитектуры. В них поражают удивительное чувство пропорций, величественная монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.

В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища вела длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.

Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке на полуострове Юкатан. Двадцать пять зданий, разбросанные по холмистой равнине, покрытой густым тропическим лесом, сгруппированы вокруг четырех дво­ров и сообщаются между собой узкими коридорами и лестни­цами. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей (692). К юго-востоку находятся еще три храма - Солнца, Креста (642) и Лиственного Креста (692). Вот как описывал свою первую встречу с городом француз­ский путешественник М. Пессель: «Руины Паленке, возника­ющие так неожиданно среди бескрайнего лесного океана, просто потрясали. Здесь передо мной предстала загадка столетий, за­гадка цивилизации, погибшей и исчезнувшей, но все еще удиви­тельным образом продолжающей жить в этих грандиозных по­стройках - свидетелях былого могущества и славы».

Дворец в Паленке (в настоящее время сильно разрушен) стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. Внутри дворца находятся внутренние дворики, окружен­ные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономи­ческой обсерватории жрецов майя.

Дворцовый комплекс в Паленке. VII в. Мексика

Храм Надписей и храм Красной царицы (справа) в Паленке. Мексика

Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землей на высоту около 24 м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лесница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифическими надписями, благодаря которым храм и получил свое название.

Как известно, ступенчатые пирамиды с плоским верхом не­редко служили усыпальницами почитаемых людей. Вот почему цари и жрецы устраивали здесь ритуалы с целью установить магическую связь с духами предков. Внутри пирамиды, на глубине 25 м, в 1952 г. была обнаружена великолепная гробница одного из правителей майя. О многом сумел рассказать ученым рельеф на крышке саркофага этого правителя. Древние мастера воспроизвели в камне Семь Пещер - прародину многих мексиканских племен и мировое древо, связывающее подземный и верхний мир. В изображение древа были вплетены многие символы, связанные с верованиями майя (например, крупная птица кецаль с широко раскрытым клювом, символизирующая связь между мирами, возрождающая души умерших).

Не менее своеобразны так называемые стадионы - сооружения с площадками для культовой игры в мяч. Они представляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллель­но друг другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча рука­ми или ступнями ног. Играть можно было только локтями, пле­чами и боками. Побеждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене, расположенным с внешней стороны.

Площадка для. игры, в мяч. VIII в. Долина Оахака, Мексика

Болельщика располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам,

Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нем существовал канон, который определялся культом обожествляемого правителя и его предков. Особого совершенства он достиг в произведениях скульптуры. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседающим на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты его внешности или внутренние душевные

Правитель на троне. Терракота. Майя.

VI-IX вв. Национальный музей антропологии, Мехико

качества, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Перед зрителем представал некий идеализированный человек, застывший в неподвижной позе, лишенный чувств и особенностей характера. Его лицо передавало равнодушие и спокойную величавость. Покоренным пленникам оно внушало страх. Им, в отличие от правителя, были ведомы человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое повиновение... Изображение правителя сопровождалось коротким иероглифическим текстом, содержавшим информацию о его рождении, правлении, военных победах и других успехах.

Художественная культура наро­дов майя оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох.

5.4. Художественная культура инков*

Одной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала империя инков - индейского народа, жившего с XI в. на территории современного Перу. Эта империя включала и земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и Аргентины. Сохранились легенды инков, рассказывающие о возникновении мира, первых божеств и людей. Во главе империи инков стоял Верховный Инка - Сын Солнца, а сами инки считали себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золо­того диска с человеческим лицом являлось предметом официального культа.

Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном месте основать город и страну. Долго они искали это место, и вот однажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю. Здесь и возникла столица империи инков - Куско, руины которой можно увидеть и сегодня.

В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего вре­мени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоро­нений бальзамированных тел умерших. Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

Храм Солнца. XV в. Перу

Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода - главный храм Солнца - «Золотая ограда». Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имев­шей в окружности около 380 м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. Стену украшал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», как свидетельствует один из очевидцев. В главной стене находился единственный вход, ведущий от Площади Солнца прямо в свя­тилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде огромного золотого диска, украшенного драгоценными камнями. Перед ним постоянно поддерживался неугасимый огонь.

Рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако

Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры дости­гали приблизительно 220 х 100 м, а сам сад и все его обитатели - люди, птицы, ящерицы, насекомые - были изготовлены в натуральную величину из чистого золота и серебра.

Керамика инков

Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках. Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом со­оружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.

Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизо­ды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).

Перед 15-м веком Андская область была населена различными племенами людей. Под военным лидерством Пачакути и его сына Топа Инки, которые правили между 1438 и 1493 годами, государство Инков расширилось в великую империю.

С географической точки зрения империя Инков не была очень привлекательным местом для жизни. Северо-западная граница - прибрежный район Тихого океана, который является самой сухой пустыней на земле. Отсутствие дождей началось там там за более чем 500 лет до Инков. Высокие Горы Анды начинаются к востоку от пустыни с крутыми склонами, которые делают для сельского хозяйства серьезные проблемы. Инки решили ту проблему, создав террасы и заполнив их плодородной землей, поднятой от горных долин. На восток от Анд раскинулись обширные и влажные джунгли бассейна реки Амазонки, населяемые жестокими племенами, которые инкам никогда не удавалось завоевать.

История

Народы кечуа населяли Анды еще в 1000 г. до н.э. Вплоть до 1200 г. н.э. племена жили разрозненно, но примерно в 1250 г. Инка Манко Капак с берегов Титикаки основал город Куско и начал развивать империю, покоряя народ за народом. Второй виток развития империи начался с правлением Инки Пачакути (Пачакутека), ознаменованной активным завоеванием все новых и новых земель. В период самого сильного расцвета империя занимала территорию с севера на юг от современной южной Колумбии до центрального Чили, а с востока на запад - от Тихого океана до глубоких джунглей.

Хронология правления Инков:

  1. Синчи Рока
  2. Льюке Юпанки
  3. Майта Капак
  4. Капак Юпанки
  5. Инка Рока
  6. Яуар Уакак
  7. Пачакутек Юпанки
  8. Тупак Юпанки
  9. Уайна Капак
  10. Уаскар
  11. Атауальпа

Империя Инков и их культура были разрушены испанцами в самом зверском завоевании, произошедшем на американском континенте. Последним оплотом инков были крепости в , Саксауайман в . Под лидерством Франциско Писарро испанцы украли более чем 280 000 килограмм золота, при чем произведения искусства были переплавлены в слитки. Испанцы ради покорения индейцев запретили все выражения родной религии и культуры. Но все же многим традициям удалось выжить в мифах и ремеслах Перу, Эквадора и Колумбии.

Современные говорящие на языке кечуа народы Анд - потомки инков. Они составляют почти 45 процентов населения Перу. Индейцы живут в сплоченных сообществах и занимаются традиционным сельским хозяйством. Большая часть сельскохозяйственных работ производится совместно. Даже при том, что католицизм - теперь официальная религия в этих местах, на практике очень заметна смесь Западной и родной Андской религии и культуры.

Религия инков

У Инков совершенно уникальные религиозные воззрения. Инки считают, что все сущее создал верховный бог Виракоча, в том числе главного бога для поклонения - бога Солнца Инти. От коготого, как считается, произошел род великих Инков, первым из которых был Манко Капак. Инки разделяли мир на три зоны: подземный мир, мир земной и высший мир богов, в котором обитали Виракоча, Инти, Мама Коча, Пача Камак, Мама Килья. Поскольку инкская империя включала в себя большое количество разных народов, их веры сильно переплелись, и поэтому четко определить мифологическую иерархию богов довольно сложно.

Пачакути решительно реорганизовал религию инков. Он утверждал, что был прямым потомком Инти, Бога Солнца, и это сделало его людей чрезвычайно послушными. Их ежедневнаяе работа стала почти религиозным долгом. Пачакути создал вокруг себя и Инти, бога солнца, настоящий культ. Каждый день император носил новую одежду, старая с предыдущего дня должна была быть сожжена, а ел он только из золотой посуды. Общество инков было теократическим, подразумевая, что политика и религия были полностью переплетены. Религия инков сочетала функции анимизма, фетишизма и вероисповедания богов природы, представляющих силы природы. Ритуалы инков включали тщательно продуманные формы предсказания и жертвоприношения людей и животных.

Общество, экономика и политика

Пачакути и его сыну Топе Инке удалось преобразовать весьма разрозненные области, населяемые более чем 100 различными племенами людей в политический союз, который мог накормить и одеть миллионы людей, выполнить очень серьезные планы строительства и снабдить многочисленную армию. Он изобрел новую схему правительства, социальную систему, правила экономики и религии. Он был одним из самых влиятельных единовластных правителей, который когда-либо существовал во всемирной истории. Он не зависел от совета старейшин, принимая все решения самостоятельно.

Император Инка Пакакути, в первую очередь, назначил себя святым императором. Он утверждал, что был прямым потомком бога создателя Пачакамак (также названный Виракоча). При его правлении Куско стал святым местом, посвященным Инти, богу солнца. Пакакути сломал старые глиняные постройки и восстановил весь город в камне. Он построил храм Кориканча, посвященный Инти, и, в то же время, себе. Его стены были покрыты огромным количеством золота.

Одной из проблем правительства было распределение еды и одежды. Зерно, картофель и хлопок, необходимый миллионам людей, были все произведены в различных областях империи. Инка решил это, развив форму практического социализма. Каждая деревня производила то, что позволяет ее экосистема, и давала излишки производства другим деревням в различных областях. В свою очередь, более бедные деревни, занимающиеся сельским хозяйством в неплодородных горных террасах, получали продукты, которые они не могли вырастить сами. Часть излишков откладывалась, чтобы накормить солдат или трудовые команды, которые строили храмы или дороги. Это называлось системой взаимности, и именно поэтому у инки не было рынков. Все поставляли и получили предметы первой необходимости через эту систему взаимности.

Инки не просто производили различные сельскохозяйственные культуры там, где они более урожайны. Инки еще и проводили исследования, какие культуры более выносливы и урожайны, используя специальные концентрические террасы, например такие как в Морае. На разной высоте была разная температура, что позволяло производить селекцию культур. Так что можно сказать, что у инков развивалась наука, а также и образование.

Культура инков

Каждому гражданину инки назначили очень четкую роль в жизни, связанную с их возрастом, полом и социальным положением. Например, дети, более чем пять лет возраста, несли задачу перевозки воды до областей, где взрослые выращивали зерновые культуры. И женщины, старше, чем пятьдесят, должны были ткать ткань для того, чтобы сделать одежду. Даже людям с ограниченными физическими и умственными возможностями давали ежедневные задачи, которые были подстроены к их возможностям. Например жевать кукурузу или зерно и сплевывать в большую миску. Все это перебраживало, и инки делали их собственное специальное пиво зерна под названием Чича, которое они пили по праздникам.

Все индивидуальные задачи были зарегистрированы чиновниками через систему, заменявшую письменность, названную Кипу. Это была сложная форма общения, использущая сплетенные веревки, окрашенные в определенной последовательности, и завязанные в различные узлы. Император Пакакути также создал религиозные праздники для своих людей. Шесть раз в месяц вся империя справляла праздники, устраивала парады, слушала проповеди.


Инки были невероятными строителями и архитекторами. Их ирригационные системы, дворцы, храмы и укрепления до сих пор встречаются всюду в Андах. У них была разветвленная система дорог, которая, главным образом, использовалась для правительства и военных целей. Курьеры носили сообщения в форме кипу по всей империи. К сожалению, этой дорожнаой сетью также воспользовались испанцы, что значительно облегчило их завоевание Империи Инков.

Текстиль

Искусство текстиля инков развивался в симметричных геометрических узорах, символизме. Приоритетными цветами были белый, красный, черный и желтый. Согласно установленным правилам, фасон инкских пончо строго соответствовал роду занятий и социальному статусу его владельца. Инки также производили прекрасные плащи из шерсти альпак и викуний, которые так распространены в Андах.

Керамика

Керамика Инков создавалась на основе искусства завоеванных народов, таких как Чиму или . Преимужественные цвета раскраски были черный, белый, желтый, оранжевый и красный. Как правило, на отполированных пооверхностях изображались геометрические декоративные элементы. Керамика инков отличалась большим разнообразием различной посуды. Часто раскрашивались обе стороны изделия.

Золото

Инки, по словам испанских конкистадоров, добывали очень много золота. Большинство золота уходило на украшение храмов и других религиозных целей. Когда инки выкупали Атауальпу, Франциско Писарро велел заполнить зоротом до верху хелую комнату. В итоге инки принесли около 6 тонн золотых изделий. На тот момент это было крупнейшей добычей за всю историю человечества. Тем не менее Атауальпа был казнен. После чего, как считается, инки спрятали свое оставшееся золото, намного превосходившее по объему все украденное испанцами, где-то в джунглях. До сих пор экспедиции со всего мира пытаются найти золото инков, но пока безрезультатно.

К счастью, не все золото инков было переплавлено испанцами в слитки. Многие произведения искусства до сих пор можно лицезреть во многочисленных музеях Перу, Южной Америки и всего мира. В золотых изделиях инки изображали своих богов, животных, и просто красивые орнаменты.

История империи Инков

Империя инков - самое крупное из всех существовавших в древней Южной Америке государств, которое существовало с 11 по 16 века нашей эры. Его территория была весьма обширна - она занимала земли от современного колумбийского города Пасто до реки Мауле в Чили. В целом в ее состав входила вся территория современных государств Перу, Боливия и Эквадор, если не считать его восточных регионов, заросших непреодолимой сельвой. Также в ее состав входила часть современных Чили, Аргентины и Колумбии. Впервые европейцы попали сюда уже после разорения ацтекского Теночтитлана в Центральной Америке - сюда прибыл португалец Алежу Гарсия в 1525 году. Империя инков сумела продержаться под ударами конкистадоров, заинтересовавшихся новыми землями, вплоть до 1572 года, однако уже в 1533 году держава инков потеряла большую часть территории. Сегодня существует гипотеза, согласно которой древние инки сумели скрыться в ненайденном городе Пайтити вплоть до середины 18 века.

Согласно исследованиям археологов, инки не самостоятельно стали одним из самых развитых (относительно) народов в обеих Америках. Большую часть из своих достижений древние инки переняли у прежних народов, а также у тех народов, которые они подчинили. До того, как инки установили свой контроль над значительной частью Южной Америки, на этом континенте имели место и другие цивилизации. В частности, культура Моче, развившая ирригационные системы, Уари, на которую больше всего походила образовавшаяся держава инков, культура Чиму с уникальной архитектурой и многие другие.

Возле Андской горной цепи и на побережье, прилегающем к ней в период с первого тысячелетия до н.э. до первого тысячелетия н.э. появились сравнительно продвинутые цивилизации, экономической основой которых являлось земледелие. История государства инков началась в 12 веке н.э. на побережье озера Титикака заявил о себе народ, правителем которого стал Инка, давший название своим людям. Проживали на старом месте инки кратко, недолго. Верховный правитель принял решение переселить своих людей в город Куско, с чего и началась история инков и их экспансия на окрестные земли. Уже к 15-16 веке цивилизация инков распространилась на значительную часть территории нынешних государств Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина, и даже дотянулись до современной Колумбии.

Вождь Инка Манко Капаку, благодаря которому началась история государства инков, построил город Куско на высоте больше 3,4 тысячи метров над уровнем моря. Город раскинулся в глубокой долине меж двумя цепями горной гряды. При его правлении территория государства постепенно увеличивалась. Последующие вожди начали носить титул Инка как означающий царя. Инка Яуар Уакак организовал в империи нечто вроде регулярной армии, которая, впрочем, стала наибольшей силой во всей Южной Америке. Однако наибольшие завоевания пришлись на период правления Инки Пачакути, благодаря которому история инков перешла в период империи.

Однако в 15 веке инки, кратко говоря, не были дружны между собой. После правления одиннадцатого Инки - Уайна Капака осталось два сына, которые начали войну между собой, разделив империю на два противоборствующих лагеря. Война завершилась победой Атауальпы над Уаскаром, незадолго до прихода испанских конкистадоров.

Проводя свои завоевания, инки одинаково эффективно использовали как свою армию, так и политику - они склоняли к сотрудничеству элиту в тех местах, которые подвергались завоеванию. При этом перед нападением инки несколько раз посылали правителям тех или иных земель предложение о присоединении к империи. Цивилизация инков, распространяясь все дальше по континенту, вынуждала изучать их язык все покоренные народы. Также на захваченных территориях насаждались законы и обычаи. Впрочем, они не запрещали местные верования при условии, что покоренные народы будут поклоняться верховному инкскому божеству - Инти. Кроме того, активно поддерживались народные ремесла, каждый покоренный народ носил свои наряды. Это было сделано с тем, чтобы по одежде можно было определить статус и происхождение любого жителя империи инков.

Страна инков отличалась четким разделением общества на воинов и тех, кто ими не являлся. Руководить армиями инков могли только непосредственно представители царствующей верхушки империи, или же их ставленники, которые обязательно должны были относиться к этносу инков. Интересно, что страна инков не была полностью монархической - власть в ней принадлежала не только правителю Инке, но и губернатор столичного города Куско. Согласно сведениям историка Хуана де Бетансоса, он занимался хозяйственными делами в империи, и обеспечивал армии всем необходимым.

Раздел 2 - Храм Инков

В данной краткой статье будет идти повествование о древнейшем храме цивилизации Инков

Раздел 3 - Город инков

Хотя центр инкской империи находился в городе Куско, в массовой культуре получил широкое распространение иной город инков - Мачу-Пикчу