Известные памятники древней греции. Достопримечательности Греции. Памятники античной культуры

Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в 12 веке до н.э., к 6 веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:

1) архаика, или древний период, – примерно с 600 до 480 года до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;

2) классика, или период расцвета, – с 480 по 323 годы до н.э. – год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;

3) эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.

Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины – на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков – прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда – то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание – базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них – храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии – священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.

Расцвет греческой архитектуры начался в 5 веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах – крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.

А – фрагмент Парфенона, б – одежда, в – фрагмент капители Эрехтейона, г – золотой гребень, д – ваза, е – кресло, ж – стол.

Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта – выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.

Главное сооружение Акрополя – посвящённый Афине храм Парфенон. Этот храм – наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле – был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат.

Пропилеи - монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437-432 годах до н.э. Но прежде чем войти в эти величественные мраморные ворота, каждый невольно оборачивался вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход в акрополь, высится храм богини победы Ники Аптерос, украшенный ионическими колоннами. Это дело рук архитектора Калликрата (вторая половина V веке до н.э.). Храм - легкий, воз­душный, необычайно прекрасный - выделялся своей белизной на синем фоне неба.

Богиня победы Ника изображалась прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили ее бескрылой, чтобы она не покинула город, одержавший так недавно великую победу над персами. Лишенная крыльев богиня не могла больше летать и навсегда должна была остаться в Афинах.

Храм Ники стоит на выступе скалы. Он чуть повернут в сторону Пропилеи и играет роль маяка для процессий, огибающих скалу.
Сразу же за Пропилеями гордо возвышалась Афина Воительница, копье которой приветствовало путника издалека и служи­ло маяком для мореплавателей. Надпись на каменном пьедестале гласила: «Афиняне посвятили от победы над персами». Это означало, что статуя была отлита из бронзового оружия, отнятого у персов в результате одержанных побед

В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 – метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах – с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.

В начале нашего тысячелетия, когда при разделе Римской империи Греция отошла к Византии, Эрехтейон превратили в христианский храм. Позднее крестоносцы, завладевшие Афинами, сделали храм герцогским дворцом, а при турецком завоевании Афин в 1458 году в Эрехтейоне устроили гарем коменданта крепости. Во время освободительной войны 1821-1827 годах греки и турки поочередно осаждали Акрополь, бомбардируя его сооружения, в том числе и Эрехтейон.

В 1830 году (после провозглашения независимости Греции) на месте Эрехтейона можно было обнаружить лишь фундаменты, а также архитектурные украшения, валявшиеся на земле. Средства на восстановление этого храмового ансамбля (как и на восстановление многих других сооружений Акрополя) дал Генрих Шлиман. Его ближайший сподвижник В.Дерпфельд тщательно измерил и сравнил античные фрагменты, к концу 70-х годов прошлого века он уже планировал восстановить Эрехтейон. Но эта реконструкция была подвергнута строгой критике, и храм был разобран. Здание было восстановлено заново под руководством известного греческого ученого П.Кавадиаса в 1906 году и окончательно отреставрировано в 1922 году/

В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль; интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам света.

Это была погребальная камера на высоком прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные сооружения.

,
строители неизвестны, 421-407 до н.э. Афины

,
зодчие Иктин, Калликрат, 447-432 до н.э. Афины

В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух – и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре смешивали различные стили.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд – для сохранения равновесия. Археологи нашли много таких статуй, изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие свободными складками наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная “архаическая” улыбка.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами; к этому добавлялись светские образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на Олимпийских играх.

В верованиях греков боги похожи на обыкновенных людей как своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Часто людей изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела.

В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по – своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его “Дорифор”, опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор – сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон – создатель знаменитого “Дискобола”.


Агессандр(?),
120 до н.э.
Лувр, Париж


Агессандр, Полидор, Афинодор, ок.40 до н.э.
Греция, Олимпия

IVв. до н. э.,
Нацональный музей, Неаполь


Поликлет,
440 до н.э.
Нац. музей Рим


ок. 200 до н. э.,
Нац. музей
Неаполь

Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в Олимпии – ещё одно из семи чудес древнего мира.

Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие – либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями – и их немало, – которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.

Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.

До сего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди. Лисипп сделал свои статуи так, чтобы их можно было разглядывать со всех сторон – это было ещё одно новшество.

В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и преувеличениям. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начал прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники – либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в 4 веке до н. э. Скопас.

Самая большая известная нам его работа – участие в украшении скульптурными рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма – рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы; найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини Афродиты, а также скульптурная группа “Лаокоон”. Она изображает троянского жреца и его сыновей, которые были задушены змеями; физические мучения и страх переданы автором с безжалостным правдоподобием.

В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их времена процветала также живопись, но от росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось. Мы знаем также, что и в живописи художники стремились к возвышенной красоте.

Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. В древнейших вазах на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей – они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали – их делали на красном фоне чёрными линиями.

Центром античной греческой культуры стал Балканский полуостров. Здесь в результате вторжений и перемещений ахейских, дорийских, ионийских и других племен (получивших общее название эллины) складывается рабовладельческая форма хозяйства, укрепившая различные области экономики: ремесло, торговлю, земледелие.

Развитие экономических связей эллинского мира способствовало его политическому сплочению; предприимчивость мореходов, заселивших новые земли, благоприятствовала распространению греческой культуры, ее обновлению и совершенствованию, созданию различных местных школ в едином русле общеэллинской архитектуры.

В результате борьбы демоса (свободного населения городов) против родовой аристократии складываются государства – полисы, в управлении которыми принимают участие все граждане.

Демократическая форма правления способствовала развитию общественной жизни городов, формированию различных общественных учреждений, для которых строили залы собраний и пиров, здания совета старейшин и др. Их размещали на площади (агоре), где обсуждались важнейшие городские дела, совершались торговые сделки. Религиозным и политическим центром города был акрополь, расположенный на высоком холме и хорошо укрепленный. Здесь строили храмы наиболее почитаемых богов – покровителей города.

Религия занимала большое место в общественной идеологии древних греков. Боги были близки людям, их наделяли человеческими достоинствами и недостатками в преувеличенных размерах. В мифах, описывающих жизнь богов и их похождения, угадываются бытовые сюжеты из жизни самих греков. Но вместе с тем люди верили в их могущество, приносили им жертвы и строили храмы по образу своих жилищ. В культовой архитектуре сконцентрированы самые значительные достижения греческой архитектуры.

Сухой субтропический климат Греции, горный рельеф, высокая сейсмичность, наличие высококачественного строительного леса, известняка, мрамора, которые легко поддаются обработке и моделировке в каменных конструкциях, определили «технические» предпосылки греческой архитектуры.

Градостроительное завершение площадь получила в эллинистический период портики, обеспечивающие укрытие от солнца и дождя. Стоечно – балочная конструкция этих элементов зданий составляла основной объект конструктивных и художественных разработок древнегреческого зодчества.

Этапы развития древнегреческой архитектуры:

  • XIII – XII вв. до н. э. – Гомеровский период, живо и красочно описанный поэмами Гомера
  • VII – VI вв. до н. э. – архаический период (борьба рабовладельческой демократиии против родовой знати, становление городов – полисов)
  • V – IV вв. до н. э. – классический период (греко – персидские войны, эпоха расцвета культуры, разложение союза полисов)
  • IV в. до н.э. – l в. н.э. – эллинистический период (создание империи Александра Македонского, распространение греческой культуры и ее расцвет в колониях Малой Азии)

1 – храм в антах, 2 – простиль, 3 – амфипростиль, 4 – периптер, 5 – диптер, 6 – псевдодиптер, 7 – толос.

Архитектура Гомеровского периода. Архитектурой этого периода продолжаются крито – микенские традиции. Древнейшие жилые дома, сложенные из кирпича – сырца или бутового камня мегароны, имели закругленную стену, противоположную входу. С введением каркаса, формованного кирпича и тесаных каменных блоков стандартных размеров здания становились прямоугольными в плане.

Архитектура архаического периода. С ростом городов и формированием полиса складывается рабовладельческая тирания, опиравшаяся на поддержку свободного населения. Возникают различные формы общественных учреждений: симпосии, булевтерии, театры, стадионы.

Наряду с городскими храмами и священными участками строятся общеэллинские святилища. Планировочная композиция святилищ учитывала сложные условия рельефа и сам характер религиозных церемоний, которые были прежде всего жизнерадостными праздниками с торжественными процессиями. Поэтому храмы размещались с учетом их визуального восприятия участниками шествий.

Перистильный тип жилого дома окончательно утверждается в эллинистических областях. По – прежнему сохраняется изолированность жилища от внешней среды. Богатые дома имели бассейны, щедро украшенные росписью, мозаикой, скульптурой интерьеры. В озелененном дворе устраивались уютные места для отдыха, фонтаны.

Греки строили хорошо оборудованные гавани, маяки. История сохранила описания гигантских маяков на о. Родос и на о. Фарос в Александрии.

Родосский маяк представлял собой огромную статую из меди, изображавшую Гелиоса – бога Солнца и покровителя острова – с зажженным факелом, умазывающего вход в гавань. Статуя была сооружена родосцами ок. 235 г. до н. э. в честь своих военных побед. От нее не сохранилось ничего; неизвестно даже, какой она была высоты. Греческий историк Филон называет цифру «семьдесят локтей», т. е. около 40 м.

Республиканский строй Родоса способствовал необычайному расцвету искусства. Чтобы судить о родосской скульптурной школе, достаточно упомянуть всемирно известное произведение «Лаокоон».

Александрия – столица эллинистического Египта, части основанной Александром Македонским державы. В конце IV в. до н. э. здесь организуется крупнейший научный центр – Мусейон, где работали видные греческие ученые: математик Евклид (III в. до н. э.), астроном Клавдий Птоломей (II в.), врачи, писатели, философы, художники. При Мусейоне была создана знаменитая Александрийская библиотека. Город стоял на трассах торговли греков с восточными странами: он располагал крупными портовыми сооружениями, удобными бухтами.

На северной оконечности о. Фарос, образующего защищенную гавань перед городом, в конце III в. до н.э. был сооружен маяк в виде высокой многоярусной башни с павильоном, где постоянно поддерживался яркий огонь. По сведениям историков, его высота равнялась 150 – 180 м.

В эпоху эллинизма греческая культура проникает в самые отдаленные уголки цивилизованного мира. Культурному обмену способствовали обширные завоевания Александра Македонского.

Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не использовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов.

Жизнеспособность принципов древнегреческой архитектуры объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций.

Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство художественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах.

Произведения греческой архитектуры отличаются удивительно гармоничным сочетанием с природном окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику строительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.

Литература

  • Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973Акрополь. Варшава, 1983
  • История зарубежного искусства. – М., «Изобразительное искусство», 1984
  • Георгиос Донтас. Акрополь и его музей. – Афины, «Клио», 1996
  • Бодо Харенберг. Хроника человечества. – М., «Большая энциклопедия», 1996
  • История мирового искусства. – БММ АО, М., 1998
  • Искусство Древнего мира. Энциклопедия. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001
  • Павсаний. Описание Эллады, I-II, М., 1938-1940.
  • «Плиний об искусстве», пер. Б. В. Варнеке, Одесса, 1900.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. I-III, М., 1961 -1964.
  • Блаватский В. Д. Греческая скульптура, М.-Л., 1939.
  • Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры, т. II, Греция, М., 1935.
  • Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура, Иг., 1923.
  • Кобылина М. М. Аттическая скульптура, М., 1953.
  • Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники, Л., 1961.
  • Колпинский Ю. Д. Скульптура древней Эллады (альбом), М., 1963.
  • Соколов Г. И. Античная скульптура, ч. I, Греция (альбом), М., 1961.
  • Фармаковский Б. В. Художественный идеал демократических Афин, Пг., 1918.

Памятники архитектуры древней Греции – часть всемирного наследия человечества, достопримечательности, которые привлекают внимание туристов. Развалины древних храмов разбросаны по всей территории Пелопоннеса и островов Эгейского моря.

К сожалению, время мало щадило религиозные постройки. Древние храмы сами по себе утонченны и ажурны, в Греции часты землетрясения, и местные Геростраты пытались искать себе славы поджигательством. Пришедшее на смену язычеству христианство не очень заботилось о памяти языческих предков. Не очень способствовало сбережению наследия античности и мусульманское владычество на территории современной Греции.

Только после освободительных войн начала XIX и начала XX века Греция заняли территорию, отдаленно близкую к древним границам. Внимание на архитектурное наследие древности было обращено только со второй четверти XIX века. Начинается изучение, раскопки, реставрация и консервация памятников.

Жемчужина Греции, конечно же, Афины. Кроме Акрополя с храмами Парфенон, Эрехтейон с портиком кариатид, храмом Ники Аптерос, в городе и окрестностях находится множество живых свидетелей древности – пропилеи, храм Гефеста (Тесейон), памятник Лисикрата (334 г до н.э.). Башня Ветров – построенная в 44 до н.э. метеостанция – несет в себе черты не греческой демократии, но римской имперской архитектуры.

Храм Геры в Пестуме (V в) и храм Гефеста в Афинах (Тесейон) – два наиболее полно сохранившихся памятника. В основном, памятники Древней Греции – живописные руина.

О большинстве храмов мы знаем только по упоминаниям античных историков и скудным результатам раскопок.
Много больше уцелели другие памятники Древней Греции – амфитеатры. Вырубленные в горных склонах, они сильнее сопротивлялись разрушению и поражают своей прекрасной акустикой. Амфитеатры в Эпидавре, Дельфах, Афинах, пустующие ныне, когда-то были такими же многолюдными, как теперь кинотеатры и супермаркеты. Театры в то время были так же религиозными, а не развлекательными, сооружениями. Они посвящались богам, а представления на сцене была богослужениями.

Византийская цивилизация оставила в Греции памятники фортификации – древняя крепость в Фессалониках, крепость Мистра, Венецианская крепость Метони и религиозные – храм Богородицы Экатондапилиани (IV в) на острове Парос, храм Димитрия в Арте (IX в), храм Панагии в Фессалониках (1028 г), Капникерия в Афинах (XI в), Храм св.Софии на скале над самым морем в Монемвасии. Можно полюбоваться росписями XIV века в монастыре Христа Спасителя в Веррии.

Можно увидеть и современные постройки: собор св. апостола Андрея в Патрах строился с 1908 по 1974 г., собор Нектария Эгинского на о.Эгин 1994 г. Все они – достойные продолжатели величественной Древнегреческой архитектуры.

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

Древняя Греция на протяжении веков оказывала влияние на многие мировые архитектурные стили – например, неоклассика, столь популярная в 19 веке, стала фактически возрождением древнегреческой архитектуры. Значительное количество мировых шедевров вдохновлялись архитектурой Греции, в частности древнегреческим стилем дорического, ионного или коринфского ордера.

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.


Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.


Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.


Ионический ордер

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.


Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.


Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.


Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  • толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.


Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Римская архитектура

Во втором веке до нашей эры римляне завоевали Грецию и ознаменовали новую эру в греческой архитектуре. Римская архитектура стала смесью древнегреческого, финикийского и этрусского стиля с небольшим влиянием других культур Римской империи. В Афинах имеется много строений римского периода с характерными арками и резьбой по камню. Например, арка Адриана, построенная в 132 году н.э., чтобы отметить границы между старыми (классическими) Афинами и новой (римской) частью города.


Греция - небольшая страна, обладающая колоссальным историческим и культурным наследием. Именно здесь началось формирование европейской цивилизации в том виде, в котором мы её знаем в наши дни. И хотя многие элементы пришли из более ранних эпох, именно на территории Греции зародились многие классические элементы науки, искусства и медицины. А греческий язык послужил "донором" многих современных наречий, причем не только на уровне отдельных слов, но даже письменности и литургических элементов. Колоссальное историческое наследие страны в большинстве случаев сегодня просматривается относительно слабо - бурная история этой земли разрушила многие древние города и храмы. Памятников античной цивилизации, например, гораздо больше за пределами самой страны, в той же Малой Азии. Однако сама земля Греции несет в себе дух своего былого величия, да и памятников более поздних эпох здесь немало. А дружелюбный народ, уникальные традиции, живописные поселения, теплый климат, бесчисленные острова и протяженное морское побережье ежегодно привлекают сюда миллионы туристов.

На вопрос, с чем в первую очередь ассоциируется Греция, многие ответят: знаменитый афинский Акрополь. Другие вспомнят ряды белых домов, ярусами поднимающиеся на фоне бирюзового неба. Поклонники средиземноморской кухни ответят иначе: для них Эллада – это, прежде всего, родина тающей во рту мусаки и бараньих сувлаков, запиваемых рециной – белым вином с ароматом сосновой смолы. Те, кто любит уединение, найдут под небом Греции труднодоступные уголки, а людей мечтательных скорее привлекут Дельфы, монастырский комплекс Метеоры или амфитеатр в Эпидавре.

Эту страну и все культовые достопримечательности Греции невозможно узнать, побывав здесь только раз. У каждого города свои особенности – чтобы познакомиться с ними, надо приезжать в Элладу еще, и еще.

Афины. Достопримечательности Афин

Главным центром туризма в Греции является ее столица - Афины, один из древнейших городов мира, расположенный в чашеобразной долине на западном побережье Аттики в окружении гор Эгалео, Парнита, Пендели и Гимет (Имитос). Сам город построен несколько хаотично и из-за расположенности в межгорной котловине имеет достаточно сложную экологическую обстановку, но его прекрасные памятники старины и отличные музеи привлекают сюда миллионы туристов. Центром Афин считаются холмы Акрополь и Ликабет (Ликавитос), с которых более 6 тыс. лет назад и начинался город. Афинский Акрополь - символ древней Греции. Уже во времена микенской эпохи (1600-1000 гг. до н. э.) на вершине этого 155-метрового скалистого холма был построен царский дворец, обнесенный циклопической стеной (4,5 м. толщиной), которая, впрочем, не спасла город от многочисленных разрушений. Сохранившиеся до наших дней сооружения построены, в основном, в V в. до н. э. Входом в Акрополь служил монументальный портал Пропилейон (447-432 г. до н. э.).

Жемчужиной Акрополя считается Парфенон (V в. до н. э.) - храм Афины Парфенос, являющийся уникальным архитектурным сооружением - он спроектирован таким образом, что его разновеликие колонны и кривизна плоских на первый взгляд конструкций придает этому огромному зданию поразительную легкость и пропорциональность. Колоннада ("перистиль") из 46 колонн и знаменитый парфенонский фриз (сейчас хранится в Британском музее) оттеняли прекрасные скульптурные группы работы великого Фидия, большая часть которых не сохранилась до наших дней и известна только по копиям. Парфенон за свою историю был и христианским храмом, и пороховым складом, и лишь в XIX в. началась частичная реставрация этого уникального памятника, длящаяся до сих пор. Также восстановлен театр Пегилле (II в. до н. э.), в котором сейчас проводятся фестивали и ставятся спектакли античных авторов, рядом с которым лежат руины более древнего театра Диониса.

Статистические показатели Греции
(по состоянию на 2012 год)

Рядом с Парфеноном находится древнейшее место поклонения афинян - небольшой классический храм Эрехтейон (421-407 гг. до н. э.), построенный на месте микенского царского дворца. По легенде, именно на этом месте разрешился спор Афины и Посейдона за право покровительствовать городу. В честь этого события и были построены два храма под одной крышей. Наибольший интерес вызывает "Портик Дочерей" - шесть скульптур Кариатид, одна из которых была вывезена английским послом в Лондон (сейчас хранится в Британском музее), что породило легенду о слышащемся в ночи плаче оставшихся Кариатид по своей похищенной сестре.

Центральная часть города ограничена треугольником площадей Омония (Согласия), Синтагма (Конституции) и Монастыраки - это самый многолюдный и вечно наполненный туристами и бизнесменами район города. От Монастыраки с её первым кафедральным собором в столице - Айос-Элефтериос (XII в.), к площади Синтагма, которая считается деловым центром столицы, можно пройти мимо церкви Капникарея по тихой пешеходной улице Эрму, чтобы отдать дань уважения памяти греческих патриотов у Могилы Неизвестного Солдата, которую охраняет почетный караул "эвзонов" (национальная гвардия) в традиционных греческих костюмах. Рядом с мемориалом высится величественное здание Парламента (в прошлом - Королевский Дворец), за которым раскинулся роскошный королевский парк Заппио, а также, несколько поодаль, развалины храма Зевса Олимпийского (530 г. до н. э. - 129 г. н. э.) и знаменитая Арка Адриана. Ни в коем случае не стоит пропускать построенный на месте старого античного стадиона (330 г. до н. э.) Панафинейский стадион на 60 тыс. мест, где в 1896 г. проходили первые Олимпийские игры современности, храм Гефеста (иногда неверно называемый Тиссио) - самый красивый из сохранившихся античных храмов Афин, а также ансамбль зданий Национальной Академии, Афинского университета и Национальной библиотеки на улице Панепистимиу, Некрополь Керамикос, Клепсидру Андроника из Кирры и Римскую Агору. Из памятников более поздних эпох интересны церковь Айи-Апостоли (Св. Апостолов) в районе Древней Агоры, церковь Айи-Теодори (Св. Феодора) на площади Клафтмонос или церковь Айи-Георгиос (Св. Георгия) на вершине холма Ликавитос, на который можно подняться на фуникулере, чтобы полюбоваться великолепной панорамой города.

В Афинах 250 музеев, галерей и более современных храмовых комплексов. Национальный Археологический музей - один из самых богатых музеев мира, хранящий уникальные находки со всей территории страны (и с островов Киклад, Крита и Санторина), прекрасные ювелирные украшения, в том числе найденные Шлиманом при раскопках Микен. Только вазам и амфорам здесь отведен целый зал! Византийский музей на улице Василиссис Софиас славится лучшей в Европе коллекцией икон и мозаик, а также другими произведениями знаменитых византийских скульпторов и художников. Музей Бенаки был основан в 1930 г. коллекционером А. Бенакисом и известен богатой коллекцией древнегреческого и византийского искусства, а также своими экспозициями китайского фарфора, восточных украшений и оружия. Интересны также Археологический музей Афинской Агоры, Музей естественной истории Гуландриса, Национальная картинная галерея, Музей греческого народного искусства и Музей греческих народных музыкальных инструментов, а также Культурный центр Афинского Муниципалитета (Театральный музей), Музей Кикладского и древнегреческого искусства, Музей святых икон в здании Архиепископии, Музей Керамики и множество других собраний.

Другие достопримечательности Греции

Полуостров Пелопоннес

Гористый полуостров Пелопоннес, лежащий на юге Греции, является одним из центров греческой цивилизации, "родиной" многих мифов и современным курортным районом. Обязательно посетите древний Коринф с его руинами храма Аполлона (VI в. до н. э.), римской агорой, одеоном и театром, или руины знаменитого Лакедемона (Спарты) с остатками акрополя, храма Афины (VI в. до н. э.), многочисленных святилищ и театра (I - II вв. н. э.).

В северной части Пелопоннеса, в предгорьях Агйос-Илиас, лежит центр одной из древнейших цивилизаций мира - город и крепость Микены, основанный легендарным Персеем. В 1870 г. археолог Генрих Шлиман, опираясь на тексты "Илиады" Гомера, начал раскопки в этих местах, и заново открыл миру сокровища "золотых Микен". Крепость, окружавшая город, была построена из гигантских каменных блоков, что породило легенду о циклопе, построившем её. Сейчас на месте легендарного города расположен музей, знаменитый своими "Львиными воротами", "гробницей Агамемнона", царским дворцом, царским кладбищем и руинами многочисленных бытовых построек, а множество золотых изделий, найденных при раскопках, хранятся сейчас в Национальном Археологическом музее в Афинах.

Олимпия, древнегреческий город в северо-западной части Пелопоннеса, это место древнего культа Зевса и родина Олимпийских Игр в честь Зевса Олимпийского. Существование Олимпии уходит корнями в глубокую древность - первые поселения здесь относятся к III тысячелетию до н. э., а древнейшие архитектурные памятники - ко II тысячелетию до н. э. В настоящее время почти все памятники комплекса Альтиса (олимпийский храмово-культовый комплекс) раскрыты, а это такие знаменитые сооружения, как остатки святилища Пелопса над его могилой (конец II тысячелетия до н. э.), храма Геры (VII в. до н. э.), относившиеся к "семи чудесам света" святилище и оракул Зевса (468-456 гг. до н. э.), портик Эхо (VI в. до н. э.), палестра (III в. до н. э.) и гимнасион (II в. до н. э.), ряд храмовых сокровищниц, булевтерион (место заседания Олимпийского совета, VI-V вв. до н. э.), стадион, более 130 статуй, триумфальная арка Нерона, термы и нимфей римского периода, и многое другое. С момента возрождения Игр в 1896 г., в древнем святилище Олимпии вновь зажигается олимпийский огонь, отсюда он совершает свое путешествие к месту проведения очередной Олимпиады. В 1887 г. образован музей Олимпии - одно из лучших в мире собраний античного искусства.

Эпидавр, расположенный в 30 км. к востоку от Нафплиона, был знаменит святилищем Асклепия (Эскулапа, бога врачевания) и своим театром (IV в. до н. э.), который вмещал более 14 тыс. зрителей и в котором до сих пор каждую пятницу разыгрывают настоящие древнегреческие драмы. Интересны также местный Исторический музей и "катогогийон" - гостиница для паломников и пациентов храма Асклепия.

Крепость Монемвасиа (легендарная Мальвазия, VI в.) расположена на огромной скале в море напротив городка Гефира, с которым её связывает уникальное сооружение - древний туннель. До наших дней сохранилась и сама крепость, и множество византийских домов, в которых сейчас размещены фешенебельные отели.

Первая столица независимой Греции - Нафплион (165 км. от Афин), славится своей турецкой крепостью Паламиди, небольшим Венецианским замком на островке у входа в бухту и живописными аллеями, поросшими тополями и оливковыми деревьями. Сейчас это отправная точка многочисленных экскурсий по Пелопоннесу и к островам Гидра, Спетсес и Порос, а также в Монемвасию. В окрестностях Нафплиона множество хороших и чистых пляжей, лучшие из которых протянулись по побережью Саронического залива у курорта Толон. Можно также отдохнуть и на замечательных песчаных побережьях Киллини, Калогрия, Эрмионида, Порто Хели и Галатас, или в живописных горных курортах Калаврита и Витина.

Македония

Македония - самая крупная и плодородная область Греции. Здесь зародилась и расцвела знаменитая Древняя Македония, здесь раскинулись красивейшие мысы и бухты Халкидики, покрытые зелеными лесами горы и сказочной красоты водопады, а также сосредоточены тысячи археологических памятников мировой известности - Олинтос, Дион, Вергина, Пелла, о.Тасос и Платамон.

Салоники - столица Македонии и второй по величине город страны, был основан в 315 г. до н. э. и назван в честь Фессалоники - сестры Александра Македонского. За свою многовековую историю Салоники были столицей многих государств, видели славу македонцев и могущество Рима, нашествия кельтов и монголов, пережили пять веков турецкого владычества и многочисленные восстания местного населения. До наших дней сохранились римская триумфальная арка Галерия (Камара, 300 г. н. э.), театр с трибунами и мозаичные полы римских вилл, построенная на месте древнего храма Кавиро римская Ротонда, сама впоследствии перестроенная в христианский храм Св. Георгия (IV в. н. э.), базилика святого покровителя города - Св. Димитрия (V в. н. э., вновь отстроена в 1949 г.), храм Ахиропиитос (Нерукотворный, V-VI вв.), купольная базилика Св. Софии (V-VIII вв.), храмы Илии Профитиса (Пророка, 1360 г.), Св. Екатерины (XIII в.), Святых Апостолов (XIV в.), построенный на месте древнего храма Гефеста храм Пресвятой Богоматери Халкеон (V в. н. э.), монастырь Влатадов (1351-1371 гг.) и др. Символом города считается Лефкос-Пиргос (Белая башня) - бывшая жуткая турецкая тюрьма, заслужившая даже название "Кровавая башня". Сейчас Салоники - крупный промышленный и финансовый центр Греции, место проведения крупных международных ярмарок, но в окрестностях города, на побережье залива Термаикос и Паралия, а также на полуостровах Кассандриа (Касанфа), Ситониа и Афон, расположено множество прекрасных курортных мест - Сани, Афитос, Никити, Ситония, Калитея, Литохоро, Сарти, Неос Мармарас, Порто Куфо и множество других.

В юго-восточной части Халкидики находится святое место для каждого православного человека - Агион-Орос (Святая гора Афон, 2033 м.). Первый крупный монастырь, Великая Лавра (Лавра Св. Афанасия), был основан здесь в 963 г., в 1016 г. появился первый русский монастырь - Ксилургу (позже - Св. Пантелеймона), а сейчас в этом "монашеском государстве" 20 монастырей с толстыми неприступными стенами, множество скитов и уединенных келий. В соответствии с "золотой буллой" Константина Монаха (1060 г.), доступ на Афон до сих пор ограничен (необходимо получение разрешения, запрещено оставаться на ночь, вход женщинам запрещен), но посещение этих мест стоит затраченных на это усилий - Афон представляет собой настоящий музей, здесь хранятся уникальные сокровища огромной исторической и художественной ценности.

Фессалия

Центр страны, территория античных Фессалии, Этолии и Эпира, являлась центром формирования дорийской культуры. Памятники старины этого региона не столь известны, как Аттика или Македония, но не менее интересны.

Современная столица Фессалии - Лариса, привлекает туристов акрополем на холме Айос-Ахиллиос, древнехристианской базиликой и палатами епископа (VI в.), а также руинами трехнефной базилики с прекрасными мозаиками и стенными росписями (IV-V вв.), древнегреческим театром (II в. до н. э.), живописным парком Алказар, Театром Фессалии и множеством прекрасных музеев. В округе лежат такие интересные места, как пещера Кефаловрисо, международный заповедник в долине Килада, "место жительства" древнегреческих богов - г. Олимп (2917 м.), церкви Айу-Георгиу (Св. Георгия), Айос-Параскевис (Св. Параскевы-Пятницы), Айия-Атанасиу (Св. Афанасия) и знаменитый монастырь Богоматери Панагия Олимбиотиса (XIV в.), построенный на месте древнегреческого акрополя, многочисленные памятники своеобразной местной архитектуры в Царицани и Амбелакиа, а также прекрасные курортные места в Агиокамбос, Велика, Коккино-Неро, Карица, Стомио и Неа-Месангала.

Достопримечательности Кардицы представлены церковью Зоодоху-Пигис (Животворного Источника), митрополией Айия-Константину, оригинальным Музеем Христианства и парком Павсилипос. В 18 км. к юго-западу от Кардицы, на высоте 1150 и., находится важный религиозный и культурный центр страны - монастырь Мони-Коронас. В окрестностях лежат лечебные источники Смоковос и Кетса, славящийся уникальным архитектурным ансамблем городок Рендина, сводчатое погребение микенского периода (1500 г. до н. э.) в окрестностях Георгико, древнегреческие поселения Гомфи и Киерион, монастырь Мони-Петрас ("на скале") около Ламберо и красивое искусственное озеро Тавропу.

Столица древней Фессалии и современного округа Магнисия - Волос, лежит в глубине залива Пагаситикос. Большинство древнегреческих памятников города не дошло до наших дней, но тем не менее интересны церкви Айу-Константину, Айу-Николау, Метаморфосис (Преображения) и Айос-Триадас (Св. Троицы) в районе Анаврос, Археологический музей и старинный миниатюрный поезд, который регулярно совершает рейсы на живописные склоны горы Пилион, на которой, согласно легендам, обитали легендарные кентавры. На полуострове Магнисия расположено множество прекрасных курортов - Хорефто, Киссос, Цангарад, Милопотамос и др. К этому округу относятся также и острова Спорадес, почти вся северная часть которых объявлена Национальным морским парком. Знаменитая Эвбея (Эвиа), второй по величине остров страны, славится своими термальными источниками (3-е место в мире), уютными маленькими пляжами с чистейшим песком и множеством карстовых пещер.

Город Трикала (гомеровская Трикки) интересен своей византийской крепостью и расположенным под её стенами старым районом Варуси, археологическим заповедником на месте древнегреческого Асклепиона и Муниципальной картинной галереей с прекрасным собранием икон XVI-XIX вв. В Каламбака находится величественный собор Успения Богородицы с иконами и стенными росписями редкой красоты, а также живописная скала Теопетра, в недрах которой лежит пещера с археологическим участком периода каменного века. Каламбака служит отправной точкой в знаменитые Святые Метеоры - второй по величине и значимости после Афона монастырский комплекс страны. Выстроенная на вершинах грандиозных скал (до 400 м.) неприступная монашеская страна Метеоры (от греческого "метеорос" - парящий в воздухе) стала приютом отшельников еще в XI в.

Греческие острова

Основная достопримечательность страны - её острова. Обычно острова Греции делят на две группы - Ионические острова (т. н. Эптаниса - "Семь островов", в том числе Корфу, Кефалинтия, Закинтос и Лефкас) образующие западную дугу, более многочисленные Эгейские острова, объединенные в архипелаги Спорады, Киклады и Додеканес. В Сароническом заливе располагается еще одна небольшая островная группа - Аргосароника.

На юге Эгейского моря находится самый большой остров Греции - Крит (8,3 тыс. кв. км.), один из центров древней минойской культуры (III-II тыс. лет до н. э.), оказавшей огромное влияние на культуру древней Греции. На этом острове, овеянном легендарной славой древних мифов, родился Зевс, здесь высились дворец Миноса и знаменитый Лабиринт Минотавра. На его северном побережье расположены лучшие пляжи Греции, а в горных центральных районах - около 3 тыс. пещер, глубокие каньоны и плодородные долины. Наиболее живописны орошаемое тысячами ветряных мельниц плоскогорье Ласити, самое длинное ущелье Европы - Самария, единственный в Европе финиковый лес в районах Ваи и Превели, а также высочайшая вершина острова - г. Ида (2456 м.).

Столица Крита и одновременно центр самой крупной одноименной области острова - город Ираклион (Гераклейон), названный в честь легендарного Геракла. Когда-то Ираклион был главным портом венецианцев в восточном Средиземноморье. Мощные оборонительные стены Крепости (XVI в.), построенные вокруг "старого города", хорошо сохранились до наших дней. Но главная достопримечательность этого крупного порта - Археологический музей, хранящий уникальные фрески из дворцов Кносса и Феста, знаменитый "Фестский диск" и множество скульптурных форм. Это единственное в своем роде собрание экспонатов минойской эпохи, размешенных в строгом хронологическом порядке, начиная с VI тысячелетия до н. э. и до "позднего Рима" (III в. н. э.), что позволяет наглядно проследить все шесть тысячелетий истории цивилизации. После музея посетите церковь Св. Екатерины Синайской с музеем икон, переделанную в мечеть венецианскую базилику Св. Марка (1239 г.) с Галереей современного искусства, церковь Св. Тита (961 г.) с мощами этого святого, великолепный фонтан Морозини и венецианскую биржу, в которой сейчас размещена мэрия.

Близ Ираклиона лежат руины древнего Кносса - самого древнего города Крита и одного из первых городов Европы. Знаменитый Кносский дворец, точная дата постройки которого теряется во тьме веков (большинство обнаруженных помещений датируются II тысячелетием до н. э.), фигурирует во многих древних легендах и мифах как образец роскоши и величия. Открытые археологами остатки этого колоссального многоэтажного сооружения, богато украшенные фресками, рельефами и скульптурой, сейчас частично реконструированы и являются прекрасным музеем под открытым небом. Не менее интересен принадлежавший брату Миноса дворцовый комплекс в Фесте (XVIII-XV вв. до н. э.), "царская вилла" в Айя-Триада (недалеко от Феста), где была обнаружена богатая усыпальница с расписным саркофагом (1550-1400 гг. до н. э.), дворец в Като-Закрос (восточная оконечность острова) и руины дворца Ниру в Хани-Коккини.

Рядом с Фестом лежат руины Гортина - римской столицы Крита, где сохранились остатки множества зданий, Одеона и высеченного на каменных колоннах знаменитого Гортинского кодекса.

Вокруг Ираклиона множество памятников и других эпох - в Малья (Малия, 34 км. восточнее Ираклиона) находится еще один минойский дворец (1900 г. до н. э.), в котором было найдено украшение в виде двух золотых пчел - символов Крита. Вронтисийский мужской монастырь (1400 г. н. э.) знаменит своими фресками и фонтаном, изображающим Адама и Еву в раю, а Варсамонерский монастырь (XIV в.) считается одним из самых старых монастырей Крита. В 20 км. от Ираклиона лежат курорты Гувес и Сталида с отменными пляжами, а в 26 км. к северу находится лучший курорт северного Крита - Херсониссос, рядом с которым расположен один из крупнейших в Европе аквапарков в курортном районе Элунда. Родос - крупнейший остров группы Додеканес ("двенадцать островов"), лежащих в юго-восточной части Эгейского моря близ побережья Малой Азии. Здесь когда-то стоял Колосс Родосский - одно из семи чудес света, в его портах грузились корабли крестоносцев, его земля видела великие битвы и могучие империи. Сейчас это всемирно известный курорт с превосходно развитой инфраструктурой туризма. Столица острова - город и порт Родос, находится на его северной оконечности. Основанный в античные времена греками, в средневековье он был практически полностью перестроен рыцарями ордена Св. Иоанна (Госпитальеры) - были построены мощные (до 12 м. толщиной) крепостные стены (XIV в.), Дворец Великих магистров (Кастелло, XIV в.) с расположенным в нем сейчас музеем, Дворец Адмиралов (XV в.), здания резиденций ордена на улице Иппотон (Рыцарей), торговый центр Кастеллания, Малый Дворец и готическая часовня со статуей Богоматери. От турецкого владычества остались мечеть Сулеймана с прекрасной библиотекой, мечеть султана Мустафы и действующие до сих пор турецкие бани. Обязательно стоит посетить античный порт (порт Мандраки) с его крепостью Св. Николая, ветряными мельницами и статуями оленей - символов Родоса, а также археологический район на горе Монте-Смит, церкви Св. Георгия и Св. Параскевы Пятницы, самый большой католический храм Родоса - церковь Богородицы Хоры и византийскую Троицкую церковь.

Расположенный в здании бывшего рыцарского госпиталя (XV в.) Археологический музей славится своей античной коллекцией, Этнографический музей обладает богатой экспозицией мебели, керамики и традиционных народных промыслов, а в Пинакотеке (Городская картинная галерея) представлены работы современных художников. Обязательно посетите знаменитую "Долину бабочек", где в естественных условиях, среди прекрасных рощ, ручьёв и водопадов, живут тысячи этих экзотических насекомых.

Ионические острова (Кефалиния, Керкира, Закинтос и Лефкас) лежат у западных берегов Греции. Остров Керкира (Корфу) - самый северный и самый красивый из них. Утопающий в зелени и залитый щедрым солнцем, с изрезанными, словно кружева, берегами заливов, остров неоднократно воспет в мифах как "страна феаков", в которой нашли прибежище аргонавты после возвращения из похода за Золотым Руном. С античных времен эта земля вдохновляла многих поэтов и художников, а в наши дни стала одним из самых фешенебельных курортов Греции. Лучшие пляжи острова находятся в районе Гувиа, Кастория, Мессонги, Паралия Катерини, Сидари и Рода. В столице острова - Керкире, обязательно следует побывать в Старой (Морской, XII-XVI вв.) и Новой (Береговой, XVII в.) крепостях, построенных венецианцами, посетить красивую главную площадь города - Спианада и Кафедральный Собор Св. Спиридона (1590 г.) с мощами святого покровителя города, пройтись по кварталам "кадунии" ("Старый город" - самый крупный средневековый комплекс Греции, охраняется государством), осмотреть Муниципалитет (XVII в.), "старый дворец" Регенда (1819 г.) с триумфальными арками и удивительное здание Листон. "Визитной карточкой" города считается монастырь Влахерна в Канони (4 км. к югу от столицы), также посетите барочный дворец Сан-Джакомо, дворец Ахиллио (1890 г.) в Гастури с великолепным парком и музеем, хорошо сохранившийся монастырь Божьей Матери Платитера, Византийский музей и Музей искусства Азии, живописный холм Белла-Виста и средневековые крепости в Гардики, Кассиопи, Палеокастрица и Ангелокастро (Крепость ангелов, XIII в.). Из античных памятников интересны ранее украшавший дорический храм Артемиды каменный "фронтон Горгоны" (585 г. до н. э.), фрагмент фронтона храма с изображением Диониса, медные скульптуры Афродиты и др. Всего на этом острове более 800 церквей и монастырей.