Территориальный спор о принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао). Самохин А.В. — Острова Сенкаку – возможен ли военный конфликт между КНР и Японией

Территориальный спор о принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао)

Острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) расположены в Восточно-Китайском море в 420 км к западу от японской Окинавы, 420 км от китайского порта Фучжоу и в 190 км к северо-востоку от тайваньского порта Цзилун. Острова необитаемы, среди них три относительно крупных, общей площадью 6,3 кв. км. Самый большой - Уодзуридзима, два почти равных по площади - Китакодзима и Минамикодзима Справочник «Япония 2000»: ИДВ. 2000. - С. 71..

История принадлежности островов весьма запутана. Впервые они упоминаются в китайских хрониках XIV в. как принадлежавшие Китаю в составе королевства Рюкю (ныне префектура Окинава). В начале XVII в. Рюкю было захвачено японскими самураями с острова Кюсю. Но в период правления в Китае династии Цинь (1644 - 1911) Сенкаку были включены в китайскую провинцию Тайвань. По условиям Симоносекского договора 1895 г., после войны с Китаем Япония получила Тайвань вместе с Пэнхуледао и Дяоюйдао (Сенкаку). Последние административно вошли в префектуру Окинава. Согласно Сан-Францисскому мирному договору 1951 г., Япония отказалась от территорий, захваченных в результате агрессии, в том числе от Тайваня, но не от Сенкаку. На последние, в составе японской Окинавы, до 1972 г. распространялись права опеки США. Некоторое время американцы использовали острова в качестве артиллерийского полигона. В 1968 г. появились первые сообщения об обнаружении на шельфе Сенкаку запасов нефти История Китая с древнейших времен и до наших дней. - М., 1985. - С. 128 - 130..

В июне 1971 г. было подписано японо-американское соглашение о передаче Японии прав на острова Рюкю (Окинава). Острова Сенкаку были включены в перечень переданных Японии территорий, которая с того времени осуществляет над ними контроль. Согласно другому соглашению, подписанному в тот период, Япония взяла на себя ответственность за оборону островных территорий. К концу 1972 г. на Окинаве был размещён контингент японских сил самообороны, а акватория, прилегающая к Сенкаку, стала патрулироваться кораблями и самолетами береговой охраны Японии.

Первый территориальный спор вокруг Сенкаку возник в 1971 г. Примечательно, что инициатива принадлежала Тайбэю, сделавшему в июне 1971 г. официальное заявление о своих правах на острова. В декабре того же года с аналогичным заявлением выступил Пекин. В ответ на эти шаги в марте 1972 г. свою позицию обозначил Токио. Мотивировка суверенных прав на острова у Тайваня и КНР была одинаковой: исторически и географически Сенкаку всегда считались частью провинции Тайвань. При этом делались ссылки на китайские "Хроники XIV века". Япония сочла обращение к истории неубедительным и выдвинула свои аргументы: после включения Сенкаку в состав Рюкю (Окинава) возражений ни от одной страны не возникало; острова не включались в перечень территорий, от которых Япония отказывалась по Сан-Францисскому мирному договору. Характерно, что в этом споре с самого начала Вашингтон занял "нейтральную" позицию, отнеся разрешение проблемы целиком к заинтересованным странам. Позднее эта позиция была официально подтверждена государственным департаментом США Тайвань: Проблемы развития: Материалы научно-практической конференции. - М., 1990. - С. 62 - 63..

При подписании японо-китайского Совместного коммюнике о восстановлении двусторонних отношений в 1972 г. КНР не заявляла о правах на Сенкаку. Но подписание в 1978 г. японо-китайского Договора о мире и дружбе было отмечено инцидентом: китайцы организовали в районе островов своеобразную демонстрацию, задействовав в ней до 140 судов, включая джонки. Таким образом, претензии были обозначены, после чего Дэн Сяопин во время пребывания в Токио заявил, что спор о принадлежности островов замораживается. Он подчеркнул: "Пусть всегда будет так, как сейчас. Япония может владеть островами 20 - 30 лет" Дэн Сяопин. О строительстве специфически китайского социализма. - Пекин, 1985. - С. 172.. Другими словами, часовой механизм этой "мины замедленного действия" с 1978 г., возможно, уже включен, о чем японцы не забывают. Тем более, что об этом напоминают и периодически возникающие инциденты.

В середине 90-х гг. территориальный спор вокруг Сенкаку стал подогреваться интересами сторон в отношении якобы имеющихся в районе запасов нефти. Китай с 1993 г. стал импортером нефти, его зависимость от ее ввоза с каждым годом возрастала. Остроту ситуация обрела с решением Токио в 1996 г. ввести режим 200-мильной исключительной экономической зоны вокруг Японии. Этим дополнительно подтверждались японские права на Сенкаку. В отличие от относительной сдержанности официальных властей КНР на начальном этапе спора, на этот раз реакция китайской стороны была и шумной, и масштабной, в нее включились этнические китайцы в странах Юго-Восточной Азии. Осенью 1996 г. антияпонские демонстрации прошли на Тайване, в Гонконге, Макао. Создавались организации "защитников Дяоюйдао". Участники акций обратились к руководству КНР с призывом продемонстрировать Японии военную мощь. В Пекине было объявлено о создании "оперативной группировки сил, специально предназначенной для направления в случае необходимости в район Дяоюйдао". В Токио ряд наблюдателей в тот период высказывал мнение, что шумиха вокруг Сенкаку, объединившая на этнической основе различные политические силы, возможно, поддерживается теми, кто стремится заложить основы будущей "сферы Большого Китая" Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2. - С. 37 - 46..

Обострение конфликта вокруг Сенкаку дало повод для различных оценок, в том числе крайнего порядка. К примеру, шеф токийского бюро (а ранее пекинского) "Нью-Йорк таймс" Н. Кристофер высказывал мнение, что Китай в будущем может пойти на овладение островами силой. Свою точку зрения он мотивировал так. В китайском руководстве сильны позиции сторонников военного решения проблемы Тайваня, но это нереально из-за угрозы вмешательства США Position Paper on the Amendments to the “Act Governing Relations Between Peoples of the Taiwan Area and the Mainland Area”. - Режим доступа: http://www.mac.gov.tw, свободный.. С Сенкаку иначе: Япония вряд ли станет воевать из-за них, США - тем более, они не занимают определенной позиции по вопросу принадлежности островов, и поэтому из-за них американские вооруженные силы применяться не будут.

Инцидент в конечном итоге был исчерпан сам по себе, не получив развития. Стало очевидным, что Пекин не собирается идти на резкое ухудшение отношений, но проблема не снята и может использоваться и в дальнейшем в качестве "дипломатической карты", в целях оказания давления на Токио, получения от него уступок на тех направлениях взаимодействия, которые будут представлять наибольшую актуальность.

То, что проблема сохраняется, подтвердили некоторые последующие события. Так, в мае 1999 г. японская пресса обеспокоено сообщала о том, что китайские суда ведут геологоразведку, предположительно на нефть, на шельфе островов Сенкаку, в исключительной экономической зоне Японии. В связи с этими действиями Токио предложил правительству КНР провести японо-китайские консультации по проблеме морского права. Но Пекин отказался, заявив о непризнании действия экономической зоны Японии. В Токио позиция Китая была расценена как стремление к утверждению суверенитета над Сенкаку де-факто. Высказывались мнения, что в связи с этим может возникнуть острая политическая проблема.

Весной 2000 г. имел место очередной инцидент. Китайская сторона выдвинула официально требование снести на Сенкаку храмовое сооружение, возведенное "японскими националистами" в память о погибших на островах во вторую мировую войну японцах, и принять меры к исключению в дальнейшем подобных действий. Токио уклонился от ответа Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2. - С. 37 - 46..

Территориальный спор между Токио и Пекином вокруг островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао), разгоревшийся после того как Япония их национализировала, до предела между странами.

Острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) являются предметом .

Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970‑х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемымых.

Япония, ссылаясь на двусторонний трактат о торговле и границах 1855 года, претендует на четыре острова Курильской гряды ‑ Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора. Позиция России состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно‑правовое оформление, сомнению не подлежит.

Аргентина претендует на Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике, которые фактически являются заморской территорией Великобритании.

Архипелаг, в который входят два крупных острова ‑ Восточный и Западный Фолкленд, а также 200 небольших островов в юго‑западной части Атлантического океана, находится примерно в 500 километрах от побережья Аргентины и на расстоянии 12 тысяч километров от Великобритании.

Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале XIX века, когда на островах появились первые британские поселенцы. за Фолклендские острова начались 2 апреля 1982 года, продолжались 74 дня и закончились победой британской короны. В ходе боевых действий погибли 649 аргентинских военнослужащих, 1188 человек были ранены. Потери англичан составили 258 убитых, 777 раненых.

Аргентина потерпела поражение, но продолжает оспаривать территориальную принадлежность островов.

Парасельские острова в Южно‑Китайском море являются предметом .

Китай захватил острова в 1974 году, в настоящее время там располагается военно‑воздушная база, построенная Китаем.

Имеются примеры мирного урегулирования территориальных межгосударственных споров.

Три острова Сан‑Андрес, Провиденсиа и Санта‑Каталина в Карибском море являлись предметом спора между Никарагуа и Колумбией. В декабре 2001 года Никарагуа представила заявление в Международный суд ООН о возбуждении разбирательства против Колумбии в связи со спором относительно прав на эту территорию. Никарагуа просила суд объявить, что она обладает суверенитетом над Провиденсией, Сан‑Андрес и Санта‑Каталиной.

13 декабря 2007 года Международный суд ООН . Суд ООН мотивировал свое решение тем, что эти острова определены как колумбийские в двустороннем договоре, заключенном в 1928 году.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

И Китайской Народной Республикой .

История

По утверждениям официального Токио , еще с 1885 года правительство Японии неоднократно проводило изучение островов Сенкаку и получило точное подтверждение, что острова не только были необитаемы, но и не было никаких следов того, что они находились под контролем Китая. На основании этого 14 января 1895 года правительство страны официально включило острова Сенкаку в состав территории Японии в соответствии с международным правом terra nullius - «ничьей землёй» .

Острова Сенкаку не были ни частью острова Тайвань, ни частью Пескадорских островов , которые были уступлены Японии Цинским Китаем в соответствии с Симоносекским договором , который был заключён в апреле 1895 года по итогам первой китайско-японской войны . В период 1900-1940 гг. на островах Кубадзима и Уоцурисима существовало 2 поселения японских рыбаков, насчитывавшие в общей сложности 248 жителей. На острове Уоцуридзима также действовал завод по переработке бониты . В связи с кризисом в рыбной промышленности Японии завод закрылся и поселения были покинуты к началу 1941 г.
В 1945 году Япония проиграла войну и потеряла все территории, приобретенные ею с конца XIX века . Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США . Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку .

В октябре 2004 года состоялся первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого стороны договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. В то же время Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку.

Также популярный в Китае сервис Tencent QQ запускал фильтрацию сообщений, связанных со спорным вопросом об островах Сенкаку. В августе 2004 года сервис «QQ игры» стал фильтровать такие слова как «钓鱼岛» («Острова Сенкаку») и «保钓» («Движение в защиту Сенкаку»). Этот акт вызвал большие дебаты, и с тех пор Tencent сняли фильтр.

В апреле 2005 года правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага. МИД КНР охарактеризовал это решение «односторонним и провокационным», указав, что японские фирмы не могут проводить работы на территории, которую КНР считает своей. Решение Японии стало одной из причин, приведших к массовым антияпонским демонстрациям и погромам в Китае. [ ]

В июне 2005 года состоялся второй раунд китайско-японских консультаций. Они не принесли результатов. Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. МИД КНР заявил, что Китай имеет «суверенное право» добывать газ в «водах, близких к побережью КНР» и не являющихся «предметом спора с Японией».

Стороны договорились продолжить переговоры. Япония согласилась рассмотреть китайское предложение о совместной разработке месторождения. До 2010 года Япония и Китай вели переговоры о деталях проекта, однако они были приостановлены по инициативе КНР после того, как Япония задержала китайский траулер в районе спорных островов Сенкаку / и арестовала его капитана.

В марте 2011 года китайская нефтегазовая компания CNOOC начала разработку газового месторождения Сиракаба /Чуньсяо/. Месторождение Сиракаба /Чуньсяо/ находится с китайской стороны от линии, по которой Япония разделяет экономические зоны двух стран, однако в Токио считают, что оно имеет доступ к общему газовому резервуару Восточно-Китайского моря.

«Архипелаг Дяоюйдао и прилегающие к нему острова с древнейших времен являются китайской территорией, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над этими островами. Любые меры, принимаемые японской стороной в акватории вблизи Дяоюйдао, являются незаконными и недействительными», - такова официальная точка зрения КНР на ситуацию вокруг островов Дяоюйдао .

15 апреля 2012 года губернатор Токио Синтаро Исихара заявил, что столица Японии собирается купить эти острова в Восточно-Китайском море, на которые также претендует Китай .

В районе островов находятся залежи природного газа, которые намерен разрабатывать Китай. Официальный Токио же утверждает, что морская граница двух государств четко разграничивает эти территории, и богатые газом районы принадлежат Японии. На данный момент власти Токио арендуют эти острова у частных владельцев, которыми являются японские граждане .

11 июля у побережья острова Сенкаку совершали маневры патрульные корабли китайских ВМС . В связи с этим 15 июля 2012 года был отозван посол Японии в КНР, для проведения консультаций .

19 августа в Китае прошли антияпонские демонстрации, в ряде мест закончившиеся погромами японских магазинов и автомобилей японского производства. Поводом к выступлениям послужил факт высадки на спорные острова группы японских граждан и водружение там флага Японии.

5 сентября японские СМИ сообщили, что правительство Японии смогло договориться с частным владельцем 3-х из 5-и островов Сенкаку об их покупке за 2,05 млрд иен, превысив предложение префектуры Токио.

11 сентября Китай ответил на это решение Японии - к спорным островам были направлены два военных корабля «для защиты суверенитета». В китайском МИД пояснили, что если Япония не откажется от покупки островов Сенкаку, которые КНР считает исторически принадлежащими ей, то инцидент может грозить «серьезными последствиями». На этой же неделе начались массовые антияпонские погромы, которые привели к закрытию заводов, принадлежащих японским компаниям .

16 сентября отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонские демонстрации с участием нескольких тысяч человек прошли в Шанхае, Гуанчжоу , Циндао и Чэнду .

Позже 1000 китайских рыболовецких судов направляются к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку . В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.

Два из 11 китайских военных патрульных кораблей, курсировавших вблизи островов Сенкаку, вошли в территориальные воды Японии.

Антияпонская демонстрация в Шэньчжэне (16 сентября 2012 года)
География
№ на карте Острова
(япон)
Острова
(кит)
Координаты Площадь,
км²
Наивысшая точка,
м
1 Уоцурисима (魚釣島) Дяоюй-дао (钓鱼岛) 25°46′ с. ш. 123°31′ в. д. H G Я O 4,32 383
2 Тайсёто (大正島) Чивэй-юй (赤尾屿) 25°55′ с. ш. 124°34′ в. д. H G Я O 0,0609 75
3 Кубасима (久場島) Хуанвэй-юй (黄尾屿) 25°56′ с. ш. 123°41′ в. д. H G Я O 1,08 117
4 Китакодзима (北小島) Бэй Сяо-дао(北小岛) 25°45′ с. ш. 123°36′ в. д. H G Я O 0,3267 135
5 Минамикодзима (南小島) Нань Сяо-дао(南小岛) 25°45′ с. ш. 123°36′ в. д. H G Я O 0,4592 149
6 Оки-но-Китаива (沖ノ北岩) Да Бэй Сяо-дао (大北小島 /北岩) 25°49′ с. ш. 123°36′ в. д. H G Я O 0,0183 nominal
7 Оки-но-Минамиива (沖ノ南岩) Да Нань Сяо-дао (大南小島/南岩) 25°47′ с. ш. 123°37′ в. д. H G Я O 0,0048 nominal
8 Тобисэ (яп. 飛瀬 ) Фэй Цзяо-янь (飞礁岩/飛岩)

Китай и Япония оспаривают принадлежность островов Дяоюйдао (Сенкаку)

Япония, стремительно вытесняемая из Азиатско-Тихоокеанского региона динамично растущим Китаем и Россией (традиционным военно-морским лидером региона), как никто другой заинтересована переиграть складывающийся расклад. Токио уже актуализировал все свои давние территориальные споры с соседями - и с Россией, и с Китаем, и с обеими Кореями. Так что не удивительно, что вслед за ростом антироссийских настроений японцев вокруг «курильского вопроса» возникли новые трещины в отношениях между Пекином и Токио. А ведь совсем недавно были неплохие надежды на мирное урегулирование споров.

То есть почти пять лет назад, с приходом к власти японских демократов. И была надежда на вовлечение Японии во все восточноазиатские интеграционные инициативы.

Пекин и Токио могли объединиться . Еще недавно Китай и Япония демонстрировали намерения создать региональный союз. Во-первых, отвязаться от доллара и учредить собственную региональную валюту Акю. Во-вторых, вынести «за скобки» Азиатско-Тихоокеанского региона Америку, у которой здесь находятся мощные военные группировки. Следует отметить, что такое китайско-японское сближение стало возможно только после смены власти в Токио, когда впервые за полвека политической монополии либерал-демократов к власти пришли японские демократы.

В сентябре 2009 года премьер Японии Юко Хатояма предложил создать Восточно-Азиатское Сообщество (ВАС) в составе Китая, Японии и Южной Кореи. Китайцы сразу же приветствовали данную инициативу, Вашингтон - наоборот, оказался обделенным. Но больше всего американцам оказалась «не по душе» вторая инициатива Хатоямы - закрыть все военные базы США на Окинаве. Американцы долго пытались изображать уважение к данному «суверенному выбору» японского народа, обещали самостоятельно вывести все войска, но в решающий момент заявили прямым текстом - с Окинавы никуда не уйдут. Вопреки настойчивым призывам японской законной власти и многочисленным протестам местного населения. Как следствие, уйти пришлось самому Юко Хатояме. В июне 2010 года он досрочно сложил с себя премьерские полномочия.

Следующая попытка к сближению Пекина и Токио была предпринята недавно. В начале мая текущего года КНР, Япония и Южная Корея договорились о намерении создать совместную зону свободной торговли. Срок - до конца 2012 года. Для этого в рамках двусторонних консультаций Китай предварительно договорился с Сеулом, у которого к тому времени уже сохранялись тесные отношения с Японией. Правда, ЗСТ, в итоге, все равно подвисла из-за ряда существенных нестыковок. Первая нестыковка - КНДР, с которой прочные экономические связи имеет только Китай. В то время как Япония с Пхеньяном не имеет даже дипломатических отношений, а Сеул формально продолжает находиться в состоянии войны. Вторая нестыковка - переговоры между Токио и Пекином. Например, за свободную торговлю с Китаем выступает только сельскохозяйственное лобби Японии. В то время, как японские крупные промышленники, транснациональные компании (ТНК) традиционно ориентируются на США и западное сообщество в целом. А Вашингтон, как известно, занят сколачиванием нового Транстихоокеанского союза, где ключевая региональная роль принадлежит именно Японии.

Премьер Японии Юко Хатояма первым возобновил сближение с Китаем

Таким образом, складываются все предпосылки к тому, что «азиатская ЗСТ» так и не будет сформирована до конца года. Тем более что уже в октябре в Токио возможны серьезные политические изменения: японским демократам вряд ли удастся сохранить власть, а либерал-демократы займут прагматичную политику и по отношению к Китаю.

«Киевский телеграф» уже писал о том, что японская экспортоориентированная экономика очень . Американцы уже неоднократно решали свои проблемы за счет японцев. И, по сути, Токио - это надежный рычаг влияния Вашингтона в регионе. Сейчас наступают времена снова задействовать этот рычаг.

Ранее мы уже отмечали тенденции к обострению в отношениях между Японией и Россией. Схожие предпосылки просматриваются также в отношениях Пекина и Токио. В основе - территориальный спор. Так, Москва и Токио спорят по поводу принадлежности Курильских островов. В то время как Пекин и Токио ведут споры о принадлежности островов Дяоюйдао (Сенкаку).

Японцы всегда бурно реагируют на любые претензии к своей стране

Немного истории. Архипелаг Дяоюйдао был открыт экспедицией китайского адмирала Пин Шимина в 1371 году. И вплоть до конца XIX века китайская принадлежность островов вообще никем не оспаривалась. Тем более что Япония вообще-то на протяжении многих столетий развивалась в фарватере Китая, заимствуя у него лучшие конфуцианские традиции. Но по мере роста европейского влияния в Токио постепенно окрепла отчужденность в отношениях с Пекином, которая привела к войне между обоими «азиатскими тиграми».

В конце XIX века вспыхнула китайско-японская война. По ее результатам, Дяоюйдао (Сенкаку) и Тайвань (Формоза) были присоединены к Японии. В 1945 году на основании Каирской декларации 1943 года Япония официально отказалась от всех завоеваний. В результате Тайвань и Дяоюйдао были официально возвращены китайцам. На тот момент законной властью в Пекине выступала Китайская Республика Чан Кайши. В то время как нынешняя КНР была учреждена только в 1949 году. Вернув Дяоюйдао, Чан Кайши дал согласие на размещение на архипелаге военной базы США.

В 1949 году, после бегства Чан Кайши на Тайвань, американцы официально заявили, что по-прежнему считают Дяоюйдао частью китайской территории, но передадут острова только «Китайской Республике».

Тот самый архипелаг Дяоюйдао, переименованный в Сенкаку

В начале 1970-х США вернули Японии и Окинаву, и архипелаг Дяоюйдао, который сразу же был переименован в Сенкаку. На данный момент под юрисдикцией Токио находится только один из пяти островов. Остальные острова - в собственности частных японских владельцев. С недавних пор Токио выступил с инициативой выкупа (национализации) этих частных островов.Что сразу же вызвало резкие протесты со стороны Пекина.

К настоящему времени последнее обострение китайско-японского спора имело место быть в сентябре 2010 года. Суть инцидента - японские пограничники арестовали китайских рыбаков возле одного из островов Дяоюйдао. Капитан траулера была арестован и должен был предстать перед судом.

Месяц назад в эпицентре «островного скандала» вдруг оказался… детеныш панды, родившийся в токийском зоопарке. Негодование Китая, который «одолжил» японцам мать малыша, вызвало предложение губернатора Токио Синтаро Исихары назвать новорожденного в честь спорных островов - Сен Сен или Каку Каку.

Тот самый спорный детеныш панды...

Дяоюйдао не продаются. Если сравнивать китайско-японский спор с «курильским спором», обращает на себя внимание одно принципиальное отличие. По поводу Курил среди японцев нет никакого спора: они уже считают все острова своими. Соответственно, от России требует только одно: Курилы отдать в обмен на подписание «мирного договора».

Что касается Сенкаку (Дяоюйдао), японцы их требуют продать. Кстати, теоретически могли бы продать и Китаю. Но Пекин категорически не приемлет подобную постановку вопроса: Дяоюйдао не продаются, это исконно китайская территория.

Изначально инициативу о выкупе Сенкаку выдвинул мэр Токио Синтаро Исихара, во время своего апрельского визита в Вашингтон. Мэр столицы также подчеркнул, что переговоры о покупке находятся в завершающей стадии и до конца года этот вопрос будет рассмотрен парламентом Токио. Исихара добавил, что такое решение вызвано нерешительной позицией, которую в территориальном споре с Китаем занимает японское правительство.

Мэр Токио Синтаро Исихара первым предложил выкупить острова

6 мая 2012 года информация о готовящемся выкупе впервые вышла на общегосударственный уровень. Генсек правительства Японии Осаму Фудзимура официально признал, что часть островов Дяоюйдао(Сэнкаку), принадлежащих частному лицу, может быть выкуплена государством. «Сейчас государство арендует острова. Но если возникнет необходимость, государство может выкупить их у владельца и сделать своей собственностью», - пояснил господин Фудзимура в интервью телекомпании NHK.

Цена вопроса - три крупных острова из пяти, которыми государство распоряжается на правах аренды, выплачивая в общей сложности 24 миллиона иен (около 296 тыс. долл .).

31 мая Китай выступил с резким протестом. «Действия некоторых японских политиков не могут изменить тот факт, что Дяоюйдао и прилегающие к нему острова принадлежат Китаю», - подчеркнул официальный представитель МИД КНР Лю Вэйминь .

Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Китае Уитиро Нива вернулсяв Пекин

7 июля правительство Японии отчиталось о ходе сбора средств для покупки Дяоюйдао и заявило о планах осуществить сделку уже в ближайшее время.На тот момент жители Токио уже пожертвовали свыше 1 млрд. иен (12,8 млн. долл.).

10 июля в китайско-японский территориальный спор влезли США. «Острова Сенкаку - это объект применения 5-й статьи договора безопасности, которая возлагает на США безусловные обязательства по обороне Японии», - заявил в интервью информагентству Киото представитель Госдепа США. Правда, он уклонился от того, чтобы принять одну из сторон в споре о принадлежности Сенкаку. «США не занимают определенной позиции относительно того, кто имеет окончательный суверенитет на этих островах», - уклончиво заметили в Госдепе США.

Реакция Китая была мгновенной. Официальный представитель МИД КНР Лю Вэйминь на очередной пресс-конференции заявил, что приватное распределение китайской территории - островов Дяоюйдао между США и Японией после Второй мировой войны является незаконным и недействительным. Он отметил, что Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией является продуктом эпохи холодной войны, к которому имеют отношение лишь Япония и США. Он не должен наносить ущерб интересам третьих сторон, включая интересы Китая, который надеется, что заинтересованные страны будут больше содействовать миру и стабильности в регионе. Следует отметить, что данное заявление китайского дипломата было сразу же подкреплено конкретными действиями военных.

Три китайских военных судна«Юйчжэн-202», «Юйчжэн-204» и «Юйчжэн-35001» взяли архипелаг под защиту

11 июля три китайских военных судна«Юйчжэн-202», «Юйчжэн-204» и «Юйчжэн-35001» прибыли в район архипелага Дяоюйдао для обычного патрулирования. Формальное основание - контроль за исполнением запрета на рыбный промысел в Восточно-Китайском море. Этот запрет был введен КНР с 1 июня текущего года. «Три китайских корабля, осуществляющие наблюдение за использованием морского пространства в целях рыболовства, зашли в акваторию вблизи островов Сенкаку (Дяоюйдао)», - парировал патрулирование секретарь японского КабминаОсама Фудзимура.

Тем временем, в камбоджийском Пномпене в рамках министерского заседания АСЕАН возникший китайско-японский инцидент обсудили главы МИДов обеих стран Коиитиро Гэмба и Ян Цзечи . «Спор вокруг принадлежности островов Сенкаку в Восточно-Китайском море не должен влиять на общее состояние японско-китайских отношений. Необходимо развивать связи между нашими странами с прицелом на будущее», - заявил японский министр Коитиро Гэмба. Его китайский коллега, в свою очередь, сообщил, что Пекин настроен на развитие отношений с Токио, однако позиция Пекина по поводу принадлежности островов остается прежней.

Однако главный месседж Китай адресовал все же США. «Политика Китая и США по отношению к АТР и осуществляющееся ими взаимодействие в этом регионе имеют важное значение для развития и стабильности самого региона. Путь построения Китаем и США отношений нового типа между державами должен начинаться с АТР, результат этих усилий также, возможно, будет зависеть от этого региона. Китай и США должны вместе прилагать усилия к поиску нового пути взаимодействия, основанного на принципах мирного сосуществования, полезной конкуренции, сотрудничества и общего выигрыша», - заявил замминистра иностранных дел КНР Цуй Тянькай. Китай для урегулирования территориальных споров в Азиатско-Тихоокеанском регионе выдвинул алгоритм, состоящий из четырех тезисов. Во-первых, Китай и США должны культивировать доверие друг к другу.

Главы МИД Японии и Китая Коитиро Гэмба и Ян Цзечи демонстрировали взаимопонимание

Во-вторых, Китаю и США следует наращивать динамику откровенных контактов.

В-третьих, Китай и США должны принимать меры для расширения сфер сотрудничества.

В-четвертых, две страны должны максимально минимизировать и взять под контроль имеющиеся расхождения.

P.S. 15-16 июля Токио отозвал своего посла в КНР Уитиро Ниву. Причина - чтобы обсудить с японским руководством ситуацию вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао). Во внешнеполитическом ведомстве Японии подчеркнули, что отзыв посла из Пекина не является протестом против участившегося появления китайских судов у архипелага Сенкаку.

P.P.S. Обращает на себя внимание китайская солидарность с Россией, проявленная по отношению к «курильскому вопросу».

10 июля в газете «Жэньминь Жибао» вышла статья «Россиянам нужны Южно-Курильские острова». Автор публикации Вэнь И , научный сотрудник Института мировой истории Академии общественных наук Китая подчеркнул: «Дальневосточный регион богат природными ресурсами и имеет мощный экономический потенциал. Этот регион сдерживает Тихий океан, контролирует каналы между Северо-восточной Азией и Тихим океаном, поэтому имеет огромное военное значение. Важную роль играют фарватеры вблизи от четырех островов Южно-Курильской гряды». Вэнь И напомнил, что во время Второй мировой войны, когда японцы готовились к обстрелу базы Перл-Харбор, они тайно собирались на курильских островах, и отправлялись на юг.

Китай и Россия в азиатско-тихоокеанском противостоянии выступают в одной связке. «Киевский телеграф» об этом .

Территориальный спор из-за островов Сэнкаку (Дяоюйдао)

© 2013 И. Гордеева

В статье рассматривается территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), который привел к серьезному ухудшению отношений двух стран. Разбираются базисные позиции сторон по этому вопросу на основе официальных документов, а также позиция США. Ключевые слова: острова Сэнкаку (Дяоюйдао), Япония, Китай, Тайвань, США.

В последнее время вновь резко обострился территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), приобретающий все более опасный и непримиримый характер. Эти острова, расположенные в Восточно-Китайском море, включают в себя пять небольших островов и три скалы, размерами от 800 кв. м до 4,32 кв. км, всего - около 7 кв. км. Находятся они примерно в 170 км от побережья Тайваня, в 170 км от самого южного острова (Исигаки) японского архипелага Нансей (Рюкю) и в 330 км от побережья материкового Китая. В спор непосредственно вовлечены Тайвань, также претендующий на суверенитет над указанными островами, и Соединенные Штаты, занимающие внешне нейтральную, но в действительности откровенно прояпонскую позицию.

Нынешние базисные позиции сторон излагаются в опубликованной Китаем 25 сентября 2012 г. Белой книге «Дяоюйдао - неотъемлемая территория Китая»»1, переиздающейся из года в год, в широко растиражированной памятке МИД Японии «Основной подход к вопросу о суверенитете над островами Сэнкаку» (последняя публикация - октябрь 2012 г.)2, в многочисленных официальных заявлениях, статьях, подборках материалов. Вопрос о Сэнкаку (Дяоюйдао) неоднократно поднимался в ходе слушаний в Конгрессе США, детальная американская позиция содержится в докладе исследовательской службы Конгресса от 25 сентября 2012 г.3

Согласно данным китайской стороны (КНР и Тайваня) - с приведением многочисленных исторических источников, карт, включая японские, острова были открыты Китаем еще в Минскую эпоху (1368-1644 гг.). Тогда же они были включены в зону береговой охраны Китая. В Цинскую эпоху (1644-1911 гг.) острова Дяоюйдао стали в административном плане частью китайской провинции Тайвань. До начала японо-китайской войны (1894-1895 гг.) права Китая на острова Дяоюйдао, каждому из которых были присвоены китайские наименования, никто, как указывается, не оспаривал.

Интерес Японии к островам стал проявляться с 1884 г. - после аннексии Японией в 1879 г. королевства Рюкю, ранее являвшегося вассалом Китая и переименованно-

Гордеева Ирина Викторовна, старший преподаватель японского языка Высшей школы экономики. E-mail: [email protected].

го после аннексии в «префектуру Окинава». По материалам Белой книги КНР, события разворачивались следующим образом. Начиная с 1884 г. Япония послала на острова несколько секретных отрядов для их обследования. Губернатор Окинавы несколько раз обращался в МИД Японии с предложением включить острова в состав префектуры Окинава. Однако японский МИД занял тогда осторожную позицию, указывая, что установка на островах знаков об их принадлежности Японии могла бы привлечь внимание и вызвать протесты со стороны цинского императорского двора. После того как в июле 1894 г. разразилась японо-китайская война и японские войска захватили в конце ноября порт Люйшунь (Порт-Артур), предрешив тем самым исход войны в свою пользу, японская сторона (этим тогда занимался министр иностранных дел М. Мунэмицу) решила, что пора действовать. 14 января 1895 г. кабинет министров Японии принял секретную резолюцию о включении упомянутых островов в состав префектуры Окинава. Островам были присвоены японские имена, однако название Сэнкаку было дано лишь в 1900 г. По условиям подписанного 17 апреля 1895 г. Симоносекского договора Китай уступил Японии Тайвань «вместе с прилегающими или принадлежащими ему островами». Конкретно назывались лишь Пескадорские острова (о-ва Пэнхуледао). Однако китайская сторона исходит из того, и постоянно подчеркивает это, что Тайвань был передан вместе с островами Дяоюйдао, входившими на тот момент в состав провинции Тайвань. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение для Китая, определяющее его дальнейшую позицию таким образом, что острова Дяоюйдао должны были быть переданы Китаю вместе с Тайванем после поражения Японии во Второй мировой войне в соответствии с ялтинскими, потсдамскими и другими решениями держав-победителей.

Что касается японской трактовки этого вопроса, то в упомянутой памятке МИД Японии она выглядит следующим образом: «Начиная с 1885 г. правительство Японии осуществляло глубокие исследования островов Сэнкаку с помощью властей префектуры Окинава и другими способами. На основании полученных данных было подтверждено, что острова Сэнкаку являются необитаемыми, нет никаких свидетельств, что они находятся под контролем Китая. Исходя из этого, правительство Японии приняло 14 января 1895 г. решение установить на островах знаки, тем самым официально включив их в состав японской территории. С тех пор острова Сэнкаку постоянно были неотъемлемой частью островов Нансей, являющихся территорией Японии. Эти острова не были ни частью Тайваня, ни частью Пескадорских островов, которые были переданы Японии Цин-ской династией Китая в соответствии со Статьей II Симоносекского договора, вступившего в силу в мае 1895 г. Соответственно, острова Сэнкаку не были включены в перечень территорий, от которых Япония отказалась по Статье II Сан-Францисского мирного договора. Острова Сэнкаку были переданы под управление администрации США как часть архипелага Нансей в соответствии со Статьей III упомянутого договора и включены в состав территории, административные права на которую были возвращены Японии в соответствии с Соглашением между Японией и Соединенными Штатами Америки относительно архипелага Рюкю и островов Дайто, подписанным 17 июня 1971 г. Изложенные факты ясно свидетельствуют о статусе островов Сэнкаку как части территории Японии. Тот факт, что Китай не представил возражений против статуса островов, как находящихся под управлением США согласно Статье III Сан-Францисского мирного договора, ясно указывает на то, что Китай не рассматривал острова Сэнкаку как часть Тайваня. Только во второй половине 1970-х гг., после того как возник вопрос об освоении нефтяных месторождений на континентальном шельфе в Восточно-Китайском море, правительство Китая и власти Тайваня начали поднимать вопросы относительно островов Сэнкаку. Более того, ни один из доводов, выдвинутых правительством Китая в качестве «исторических, географических или геологических» свидетельств, не дает законных оснований, с точки зрения международного права, для подтверждения аргументов Китая относительно островов Сэнкаку»4.

Позиция Японии вызывает резко негативную реакцию Пекина. Указывается, что японское правительство хорошо осознавало, что острова Дяоюйдао отнюдь не являлись "Terra nullius" (ничейной землей), и решилось на присоединение островов, лишь нанеся военное поражение Китаю (согласно китайской Белой книге, продвижение Японии в 1885-1895 гг. к захвату островов Сэнкаку - с постоянной оглядкой на реакцию цинского императорского двора - четко зафиксировано и в дипломатических документах Японии, составленных самим японским МИД). Подчеркивается, что в своей принципиальной основе Китай никогда не отказывался от суверенитета над указанными островами, исходил и продолжает исходить из того, что они должны были быть возвращены Китаю - вместе с Тайванем - по итогам Второй мировой войны. Говорится также, что КНР, как и власти Тайваня, не была приглашена на Сан-Францисскую конференцию. В этой связи тогдашний премьер и министр иностранных дел КНР Чжоу Эньлай заявил 18 сентября 1951 г. от имени правительства КНР, что Сан-Францисский мирный договор является «незаконным и недействительным», китайское правительство его не признает, поскольку Китай был отстранен от участия в подготовке, формулировании и подписании Договора5. Отмечается и то обстоятельство, что первоначально при передаче островов Рюкю под управление США острова Дяоюйдао не были включены в сферу администрации. Юрисдикция американской администрации была распространена на них лишь в декабре 1953 г., что, как говорится в китайской Белой книге, встретило «твердые возражения» со стороны Китая.

17 июня 1971 г. США и Япония подписали Соглашение о возвращении Японии островов Рюкю (вместе с островами Сэнкаку). В связи с этим МИД КНР выступил 30 декабря 1971 г. с заявлением, в котором подчеркивалось: «Включение правительствами США и Японии китайских островов Дяоюйдао в состав возвращаемых Японии территорий по Соглашению о возвращении Окинавы является полностью незаконным. Это никоим образом не может изменить территориальный суверенитет КНР над островами Дяоюйдао»6. С подобным же заявлением выступили и тайваньские власти.

В сентябре 1972 г. Япония и КНР установили между собой дипломатические отношения, а 12 августа 1978 г. заключили Договор о мире и дружбе. Находясь в тот период в сложных международных обстоятельствах, китайская сторона предпочла не обострять вопрос о Дяоюйдао, хотя он и затрагивался сторонами во время переговоров. По словам заместителя премьера Госсовета Дэн Сяопина в ходе встречи в верхах с премьер-министром Т. Фукудой в октябре 1978 г., на переговорах в 1972 г. и в 1978 г. стороны договорились «отложить в сторону» решение данного вопроса. «Люди нашего поколения, - сказал Дэн Сяопин в беседе с Т. Фукудой и на пресс-конференции 25 октября 1978 г. - не обладают достаточной мудростью для урегулирования данной дискуссии, возможно следующее поколение будет мудрее нас. Тогда и будет найдено решение, с которым все бы согласились»7. В то же время, как указывается японской стороной, каких либо фактов, подтверждающих согласие Японии с предложением китайской стороны «отложить» решение вопроса или «сохранить статус-кво» в ситуации с островами Сэн-каку, «не имеется»8. Отмечается, что Т. Фукуда на указанные слова Дэн Сяопина никак не прореагировал.

ГОРДЕЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА - 2014 г.

  • ЯПОНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: НА ПОРОГЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ?

    ВОДА КРИСТИНА РУДОЛЬФОВНА - 2014 г.