Кайлаш: Путешествие, которое меняет жизнь. Когда лучше идти на Кайлас

Наша уникальная программа позволит вам посетить самые почитаемые религиозные святыни мира, расположенные затерянном уголке мира — высокогорных областях Большого Тибета. Последователи религий буддизма, индуизма, джайнизма и шаманистского учения Бон верят, что совершив обход священной горы Кайлас можно сжечь все грехи , накопленные в этой и предыдущих жизнях. Вы почувствуете великую религиозную значимость этой святыни, проходя горными тропами вместе с другими паломниками из Тибета, Индии и Непала. Даже простое лицезрение этого величественного пика высотой 6 714 метров останется в вашем потрясённом сознании до конца жизни. Не упустите этой уникальной возможности прикоснуться к древним культуре и религии Тибета! Наш маршрут также включает в себя посещение ещё одного священного места, находящегося недалеко от горы Кайлас — озера Манасаровар.

Удалённость этих мест от центров современной цивилизации, политики и экономики позволяет местной природе и культурным обычаям оставаться в неприкосновенной сохранности среди нашего бурно меняющегося мира. Поездка через весь Тибет, из Катманду до священной горы Кайлас , позволит вам увидеть всю страну как бы изнутри, почувствовать её дух и энергию. Политические и экономические проблемы современного мира кажутся преходящими как и всё в этом заоблачном мире высокогорья ибо "Род приходит и род уходит, а Земля пребывает вовеки" (Экклезиаст).

Группа энтузиастов, готовых совершить это беспримерное путешествие, уже пакует рюкзаки и сушит спальники. Если вы смелы и готовы к приключениям, то у вас есть шанс присоединится к нам в этом героическом путешествии через время, горы и разреженный воздух, чтобы прикоснуться с древним тайнам Тибета , вдохнуть дым бивачных костров и услышать рассказы паломников, остановившихся на ночлег под высокими звёздами тибетского плато, и, может быть в этом высоком небе зажгётся и ваша яркая Звезда, которая будет светить вам ещё долгие годы после возвращения из нашей тибетской одиссеи.

Программа паломнического тура

Д ень 1: Прибытие в Катманду. Прибытие в столицу горного королевства Непал — город Катманду. В аэропорту вас встречает наш русский гид. Переезд в отель. Отдых. Вводное собрание, знакомство.

Д ень 2: Экскурсии по долине Катманду, получение тибетской визы и разрешений. После завтрака начинается экскурсия по долине Катманду — месту невероятного скопления средневековых храмов, буддистских монастырей и дворцов. Посещение индуистских храмов, буддистских ступ, Дворцовой площади Катманду с великим количеством храмов и пагод, экскурсия в старый королевский дворец. Грандиозная буддистская ступа Сваямбунатх, тибетские монастыри. Индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх, места кремаций, кельи йогинов-отшельников. Грандиозная буддистская ступа Боднатх. Буддистские монастыри Боднатха. Вечером проверка и выбор снаряжения, предоставляемого нам нашими непальскими друзьями (пуховки, спальники, альпийские палки). Ночь в отеле в Катманду (высота 1300 м).

День 3: Трансфер из Катманду в Ньялам (3750 м, 156 км, 7-8 часов). Ранним утром мы выезжаем в направлении непало-тибетской границы в Кодари. После пересечения границы по небольшому мосту, мы встречаемся с нашим тибетским гидом и водителем джипа. После ознакомления с программой предстоящего путешествия следуем в Жангму, где будут совершены все формальности. Затем следуем в Ньялам, где останавливаемся на ночлег.

День 4: Ньялам. Сегодня у нас день акклиматизации. Вы можете также исследовать окрестности Ньялама и подняться к пещере Миларепы.

День 5: Трансфер из Ньялам в Сага (4600 м, 232 км, 7-8 часов). Сегодня долгая поездка по каменистым и песчаным землям Тибета. Из окна автомобиля мы видим озера, кочевников перегоняющих стада овец и яков. Мы проезжаем озеро Пеку-цо и перевал Лабуг-ла (5050 м). После обеда мы пересечём реку Брахмапутра и достигнем типичного тибетского города Сага.

День 6: Трансфер из Сага в Парьянг (4600 м, 185 км, 7-8 часов). После завтрака мы продолжаем наш тур. Джип и грузовик едут по долине реки с пастбищами яков. Кочевники, одетые в причудливые национальные костюмы, встречают вас с горячим чаем. Ночёвка в Парьянге.

День 7:Трансфер к озеру Манасаровар (4300 м, 160 км, 6 часов). Посещение монастыря Чиу. Омовение в священных водах озера Манасаровар. Ночь на берегу Манасаровара.

День 8: Трансфер в Дарчен (4600 м). Посещение монастыря Серлунг Гомпа. Ночёвка в Дарчене.

День 9: Первый день коры, треккинг Дарчен — Дира-Пуг (4970 м, 15 км, 6-7 часов). Сегодня очень красивый путь: скалистые утёсы, водопады, прозрачное голубое небо. Проходим первый и второй пункты "простираний", монастырь Чуку. Постоянно можно видеть величественный Кайлаш. Ночёвка в монастыре Дира-Пуг.

День 10: Второй день коры, треккинг Дира-Пуг — Дзутул-Пуг (4790 м, 22 км, 6-7 часов). Начинаем наш путь после завтрака. Мы пересекаем Ямастал по пути к Шивасталу. Паломники проходят через символическую смерть в Шивастале, избавляясь от старой одежды. Иногда вместо одежды оставляют каплю крови или прядь волос. Путь поднимается к перевалу Долма (5650 м). Здесь совершаются подношения и медитации. После обеда вы достигаете Зутул Пуг, где знаменитый йогин Миларепа практиковал медитацию. Ночёвка в Дзутул-Пуг.

День 11: Третий день коры, треккинг Дзутул-Пуг — Дарчен (4560 м, 14 км, 2-3 часа) и трансфер в Сагу (4200 м, 6 часов). Сегодня завершающий день Коры. Лёгкая дорога вниз к Дарчену, где нас ожидает машина. Затем поездка к Сагу и ночёвка в комфортабельном отеле.

День 12: Трансфер из Саги в Джангму (3500 м, 232 км, 7-8 часов). Отдых в отеле.

День 13: Трансфер из Джангму в Катманду. Отдых в отеле. Шоппинг.

День 14: вылет из Непала. Сегодня есть время для покупок подарков и сувениров для Вашей семьи, друзей или родственников и затем вы будете доставлены в Международный аэропорт для вылета в пункт вашего назначения.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Тибет - центр духовного мира, а гора Кайлас - сердце Тибета. В системе гор Гандисы есть пик высотой свыше 6000 метров, это и есть священная гора Кайлас, высочайшая вершина одноименного горного хребта.

Драгоценная снежная гора, как зовут ее буддисты, пока осталась непокоренной, потому что власти Китая не дают разрешение на восхождение. Единственная попытка взобраться на гору вызвала бурный протест верующих во главе с Далай-ламой. Жители Тибета верят, что Кайлас - это дом бога и любой взобравшийся на гору должен умереть.

Гора считается священной, к ней совершают паломничество представители 3 крупных религий: индуисты, буддисты, джайнисты. Они должны обойти гору 108 раз. Это подарит очищение кармы и лучшее перевоплощение.

Индуисты считают пик горы домом (летней резиденцией) бога Шивы. Возможно, глядя на Кайлас, в этой религии создали гору Меру - точку, откуда начинается мир и где живут боги.

Приверженцы бон, религии, которая была в Китае до буддизма, верят, что на гору спустился с небес их учитель и наставник Салва в форме Тонпы Шенраба Мивоче. Джайны уверены, что здесь жил и получил просветление первый джайнист. А буддисты считают, что здесь жил Будда в гневном воплощении Самвара и поэтому Кайлас - одно из благоприятных мест для духовного роста.

Иными словами, множество людей считает, что эта гора наделена божественной силой, и многие пытаются сделать ритуальный обход, чтобы найти просветление и очистить карму. Такой паломнический путь называется кора.

Фотограф Сэмюэл Зудер, посетив Кайлас, был поражен им с первого взгляда. Очень скоро он смог собрать небольшую группу помощников и целый месяц фотографировал окрестности и паломников. Результаты его путешествия впечатляют. В дальнейшем фотограф планирует выпустить книгу «Лицом к вере: гора Кайлас, Тибет». Мы же пока полюбуемся созданными им потрясающими по насыщенности фото:

Слева: Сонам Церинг, 24. Происхождение: Дарчен, Тибет. 4 обхода. Справа: Церин Зумба, 28. Происхождение: Дарчен, Тибет. 22 обхода.


Поляна Тарпоче. Майский праздник Сага Дава.

Слева: Долма, 18. Происхождение: Лхаса, Тибет. 1 обход. На фото справа: Лобсанг Еше, 27. Происхождение: Маркам, Тибет. 5 обходов. Крайний справа: Темпа Гьяцо, 28.


Гора Кайлас, долина Лха Чу.


«Поклоняясь горе Кайлас, человек не отказывается от обычного ежедневного поведения. Это не похоже на посещение церкви, где вы должны сохранять спокойствие и сосредоточиться на молитве. Во время ритуального обхода я видел много групп и семей, которые, казалось, получают большое удовольствие, поклоняясь горе», - пишет фотограф.

Слева: Санге, 17. Происхождение: Дарчен, Тибет. 12 обходов. Справа: Еше Гьялцен, 35. Происхождение: Шигадзе, Тибет. 12 обходов.

Гора Кайлас, Дирапук Гомпа, северная сторона.


Слева: Дазанг, 47. Происхождение: Нагчу, Тибет. 7 обходов. Справа: Лхага, 49. Происхождение: Геджей, Тибет. 6 обходов.

Гора Кайлас, Дирапук Гомпа, северная сторона.


Путешествие к священной горе Кайлас

19 дней. Стоимость похода: 3200 долларов.

Кора вокруг Кайласа – самый увлекательный тур в Тибете, позволяющий увидеть высочайшие вершины земного шара, познакомиться с уникальной культурой востока, прикоснуться к тайнам древних цивилизаций, посетить резиденцию Далай-Ламы Лхасу и совершить ритуальный обход вокруг священной горы Кайлас. В отдалённой труднодоступной местности Западного Тибета высится заснеженная вершина горы Кайлас (Кайлаш). По сравнению с другими гималайскими пиками Кайлас не является самой высокой горой. Высота этой вершины достигает 6638 м, но удивительна её форма - четырёхгранная пирамида с гранями, ориентированными точно по сторонам света. Последователи четырёх религий (буддизма, индуизма, бон и джайнизма), две из которых являются мировыми, считают Кайлас священной горой, местом, где обитают их боги. Они уверены, что эта необычная гора является «сердцем мира» и наделена особыми силами. Поклоняясь священной горе, верующие совершают кору. Кора – тибетское слово, которое обозначает паломничество и выражается в обходе святого места: монастыря, храма, озера или горы. По преданию, кора вокруг горы Кайлас в Тибете даёт возможность каждому, совершившему этот обряд, очиститься от грехов прожитой жизни. На сегодняшний день 53-километровый треккинг вокруг Кайласа является самым священным путём паломничества в мире и притягивает множество путешественников.

Маршрут похода
Катманду-Лхаса-Шигатзе-Шегар-базовый лагерь Эвереста-Сага-Дарчен - гора Кайлас - озеро Манасаровар- Сага -Ньалам- Джангму-Катманду


День первый .

В этот день Вы прилетаете в аэропорт Трибхуван, расположенный в столице Непала – Катманду. Вас будет встречать инструктор нашей компании. После оформления непальской визы, вы отправитесь на такси в отель, который находится в туристическом районе города – Тамеле. После поселения в отеле вы сможете совершить пешую прогулку на старую дворцовую площадь Дурбар, где расположено множество средневековых храмов и дворец живой богини Кумари. В непальских магазинах много туристического снаряжения, и можно приобрести недостающие вещи. Вечером вас будет ждать ужин в одном из уютных ресторанов.

День второй

После завтрака вы отправитесь на осмотр главных достопримечательностей Катманду – храмов Пашупатинатх, Боднатх и Сваямбунатх.

Храмовый комплекс Пашупатинатх, расположенный на берегу священной реки Багмати, основан в XIII веке. Он является священным местом для всех индуистов, поклоняющихся богу Шиве, названного царём животных. Здесь находится важный для всех шиваитов «Золотой храм», в который пускают только индуистов. В дни религиозных праздников в Пашупатинатхе собираются многочисленные паломники из Индии и Непала. Здесь можно встретить садху – странствующих йогов. Они имеют достаточно колоритный вид и за небольшую плату позволяют сделать фото с собой. Ежедневно в храмовом комплексе происходит ритуал - кремация индуистов.

Храмовый комплекс Боднатх – главный центр тибетского буддизма в Непале, священное буддийское место. В центральной части комплекса расположена большая, построенная ещё в VI веке, буддийская ступа, которую окружают многочисленные гомпы (тибетские монастыри). Тибетцы и монахи, начитывая мантры и перебирая чётки, совершают кору вокруг ступы.

Храмовый комплекс Сваямбхунатх – буддийская святыня. Он расположен на вершине 77-метрового холма Сваямбху, покрытого лесом. В нём живёт огромное количество обезьян, из-за которых Сваямбхунатх часто называют Храмом Обезьян. В центре комплекса находится большая ступа, построенная в III веке до нашей эры и перестроенная тысячелетие спустя, вокруг неё расположено несколько тибетских монастырей и тибетское училище. Преодолев лестницу из 365 степеней, можно достичь вершины холма, откуда открывается замечательный вид на долину Катманду и вершины Гималаев.





День третий. Перелёт в Тибет, переезд в Лхасу (3595м).





Утром вы совершите трансфер в аэропорт Катманду и полетите в Тибет. Сегодня вам нужно добраться до Лхасы. Лхаса – это сердце и душа Тибета, центр и главный священный город этого района. На протяжении многих столетий Лхаса служила обителью Далай-Ламы, за что её называют «городом небожителей».

По прибытии в аэропорт Гонгкар, вы направитесь на автобусе в город Лхаса, который находится в 60 км от аэропорта. По дороге из аэропорта вы насладитесь тибетскими пейзажами и видом самой высокогорной в мире реки Брахмапутру. По прибытии в город вы поселитесь в отеле. Затем вас ждёт обед и акклиматизация на высокогорье.

День четвёртый. Экскурсии в Лхасе.






Утром вы начнёте знакомство с Лхасой с посещения Джоканга. Это знаменитый храм и монастырь, названный «Домом Господа», он особо почитается жителями Тибета. Сюда съезжаются толпы паломников, чтобы поклониться священной статуе Будды Шакьямуни, привезенной в Лхасу в VII веке. Храм производит впечатление своим высокохудожественным оформлением. Позолоченные черепица и украшения кровли в виде оленей, буддийских молитвенных колес, стягов, фигуры святых, мифических животных и птиц придают Джокангу блистательный вид. В храме хранится большое собрание произведений искусства и культурных памятников.





Во второй половине дня вы посетите крупный буддийский монастырь Сера – популярное место паломничества и музей. Монастырь был основан в XV веке, ранее он был одним из трёх государственных монастырей знаменитого университета тибетского буддизма школы Гелугпа, в нём проживало более 5 тысяч монахов. Этот монастырь до сих пор является действующим. В нём проживают около 100 монахов, которые после обеда устраивают красочные дебаты на философские темы и этим привлекают туристов.

День пятый. Экскурсии в Лхасе.








В этот день вы увидите самый высокогорный дворец – Потала (3767 м), названный «Жемчужиной Крыши мира». Долгие годы этот дверец служил резиденцией Далай-Ламы, сегодня он является музеем. Дворец Потала строился и перестраивался в течение десяти веков. На его строительство потрачено несметное количество дерева, камня, золота и драгоценных камней. Сегодня этот комплекс возвышается на 110 м на склоне Красной горы и состоит из Красного и Белого дворцов. Дворцовые залы, а их здесь более 1000, отличаются роскошной архитектурой и украшены золотыми и деревянными фигурками святых, тибетскими коврами, рисунками, а также изделиями из металла, фарфора, керамики и нефрита.

Далее вас ждёт поездка в Норбулинку – летнюю резиденцию Далай-Ламы. Название Норбулинка в переводе звучит как «Драгоценный Парк». Это самый красивый и самый большой рукотворный сад Тибета. В нём построено несколько прекрасных дворцов.

Ещё одна достопримечательность - монастырь Дрепунг, самый крупный монастырь Тибета, число монахов в нём ранее превышало 10 тысяч. Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, манускриптов, художественных произведений, а также самую большую в мире танку Будды Шакьямуни, которую раз в год монахи вывешивают в западной части монастыря на горе.

День шестой. Переезд в город Шигадзе (3840м).





Утром вас ждёт долгий переезд на джипах из Лхасы во второй по величине город Тибета - Шигадзе. Дорога идёт по перевалу Камбо-ла, откуда открывается замечательный вид на вершины Гималаев. В пути вы сделаете остановку, чтобы полюбоваться красотой священного озера Ямдрок-цо, оно замечательно тем, что вода в нём беспрестанно меняет свой цвет. Далее вы направитесь в город Гьянце, чтобы осмотреть многоярусную ступу Кумбум, монастырь Пелчё Чоде, древнюю крепость-дзонг. По приезду в Шигадзе вы поселитесь в отель.

День седьмой. Переезд в посёлок Шегар (4050м).






Утром вы осмотрите главную достопримечательность Шигадзе - монастырь Ташилунпо, ранее служивший резиденцией Панчен Ламы Тибет. Это один из самых больших в Тибете монастырей, действующих сегодня. Сложное название монастыря переводится с тибетского языка как «всё счастье и благополучие собрано тут». В монастыре находится самая большая в мире статуя Будды Майтреи, достигающая высоты 26 м. Она изготовленная из нескольких сотен килограммов золота, серебра, бронзы, украшена жемчугом и алмазами.




Далее вы направитесь в посёлок Шегар. По пути вам откроются красивые панорамные виды Тибета, самый высокий перевал Гямтсо Ла (5220 м), лагеря кочевых пастухов и одинокие монастыри. В пути вас будет ждать остановка около монастыря Сакья - главного монастыря одноименной школы тибетского буддизма. Здесь хранится значительная библиотека древних свитков. Вечером вы доберётесь до посёлка Шегар, где остановитесь на ночлег в гестхаусе.

День восьмой. Переезд к монастырю Ронгбук (5100 м).



Дорога к монастырю Ронгбук довольно сложная и интересная. Вам придётся долго ехать по длинному серпантину на перевал Панг Ла (5150 м), с высоты которого открывается восхитительный вид на четыре восьмитысячные гималайские вершины: Эверест, Макалу, Лхотсе и Чо-Ойю. Затем вы достигнете монастыря Ронгбук, откуда до базового лагеря Эвереста всего 10 км.

Тибетский буддийский монастырь Ронгбук – одна из главных достопримечательностей Непала, он является самым высокогорным (5100 м) и достаточно старым (1902 год основания) монастырём. Сейчас в пятиэтажном здании используются только два этажа, а из некогда проживавших здесь 500 монахов и монахинь осталось только 30. Внимания туристов заслуживают статуи Шакьямуни и Геру Ринпоче, расположенные в главном молитвенном зале, росписи внутренних стен, а также большая круглая гробница, установленная рядом с основным зданием.

Рядом с монастырём есть стационарный кемпинг, где вы остановитесь на ночлег.

День девятый. Переезд монастырь Ронгбук (5100 м) - Базовый лагерь Эвереста (5360 м) – город Сага (4640 м).




Непродолжительный переезд на смотровую точку Базового лагеря Эвереста, и вы сможете очень близко увидеть самую высокую точку земного шара – Эверест и сделать фото на память. Затем вы вернётесь в монастырь Ронгбук, откуда отправитесь в небольшой город Сага. Ночь в отеле.

День десятый. Переезд в посёлок Дарчен (4670 м)


В этот день вас ждёт долгая дорога в посёлок Дарчен, который является отправной точкой коры вокруг Кайласа. В посёлке есть небольшой монастырь, гестхаусы – отели для туристов и паломников, а также ресторанчики с китайской и тибетской кухней. Ночлег в гестхаусе.

День одиннадцатый. Первый день коры. Переход в монастырь Дирапук (5050 м).



Дорога от посёлка Дарчен идёт на запад вдоль хребта, закрывающего горы. В южном направлении простирается широкая равнина Барка, которую обрамляет величественная гряда Гималаев. Очень скоро вы достигнете места на высоте 4730 м, обозначенного молитвенными флажками. Оттуда вам откроется вид на южную сторону горы Кайлас, именуемую «сапфировой». Это место является первым из четырёх пунктов, где множество паломников совершает ритуалы подношения и простирания. Далее тропа поведёт вас на север в долину Ла Чу (4750м), где установлен столб Тарбоче, который устанавливается заново каждый год, и то, насколько вертикально он будет стоять, имеет значение для тибетцев. В западном направлении от Тарбоче расположен чортэн Кангни, и среди тибетцев считается благоприятным действием прохождение через его арку. Затем маршрут ритуального обхода продолжается по восточной стороне Ла Чу мимо ущелья монастыря Чуку, построенного в XIII веке, и вскоре перед вами предстанет западная стена Кайлаша. В этом месте расположен второй пункт, где тибетцы-паломники совершают простирания. Через несколько часов ходьбы вы доберётесь до монастыря Дирапук, который расположен под северной стеной Кайласа. Ночлег в гестхаусе.

День двенадцатый. Второй день коры. Радиальный выход к серверному склону Кайласа.



Чтобы хорошо рассмотреть ледник, сползающий с Кайласа, нужно подойти к его северному склону. В этот день вы совершите радиальный выход, который позволит приблизиться к священной горе максимально близко. Ночлег в гестхаусе.

День тринадцатый. Третий день коры. Переход через перевал Дролма Ла (5760м), спуск в монастырь Зутрулпук (4800 м).



От монастыря Дирапук тропа поднимается вверх к участку склона горы Шива Цаль (5330м) - место, где паломники оставляют свои старые вещи, принимают символическую смерть и готовятся к новой жизни, которая начинается в верхней точке коры – на перевале Дролма Ла. С перевала вы спуститесь мимо священного озера Тукпе Дзингбу в долину и поедите в кемпинг, расположенный рядом с монастырём Зутрулпук.

День четырнадцатый. Четвертый и завершающий день коры. Переезд к монастырю Чиу (4557 м)






В этот день вы вернётесь в посёлок Дарчен, где замыкается кора вокруг священной горы Кайлас. Затем вы совершите переезд к высокогорному озеру Манасаровар. Оно является популярным местом паломничества тибетцев, и чтобы очиститься от грехов, люди совершают кору вокруг озера, купаются в нём и пьют его воду. Манасаровар соединен каналом с меньшим озером Ракшас Тал. На берегу озера расположено пять монастырей. Самый известный из них Чиу («маленькая птичка»), знаменитый тем, что в нём хранится прижизненная скульптура Будды-Чомденте и есть пещера, где медитировал Падмасамбхава. Неподалёку находятся горячие источники, в которых можно принять тёплую ванну. Ночлег в гестхаусе рядом с монастырём Чиу.

День пятнадцатый. Переезд в город Сага (4640 м).


Возвращение назад. Добравшись до городка Сага, останавливаетесь на ночлег в отеле.

День шестнадцатый. Переезд в Ньалам (3750м).



Продолжение поездки по Тибетскому нагорью. По дороге хорошо просматривается вершина горы Шиша-Пангма (8027м). Ночь в отеле города Ньялам, расположенного недалеко от тибетской границы.

День семнадцатый. Переезд в Катманду.

После пересечения Моста дружбы вас ждет Непал с его зелеными равнинами. Возвращение в Катманду. Ночлег в отеле.

День восемнадцатый. Катманду.

Сегодня свободный день в Катманду, который можно посвятить закупке сувениров для друзей и родных.

День 19: Вылет домой.

5 человек – 3600$ 6 человек – 3350$

7 человек – 3100$ 8 человек – 2970$

Информация по авиабилетам

Вылет в Катманду из Москвы Airarabia - 700 долларов туда-обратно

Из Киева Flydubai: 650 долларов Airarabia: 700 долларов туда-обратно

В стоимость похода входит

  • Сопровождение нашего русскоязычного инструктора
  • трехразовое питание в Тибете
  • услуги тибетского гида
  • все трансферы на маршруте
  • переезды в джипах Toyota Land Cruiser (4 места на один джип)
  • все пермиты в Тибете
  • яки для перевозки груза во время коры вокруг Кайласа (1 як на двух человек)
  • проживание в гостиннице в Катманду и в лоджах и отелях во время маршрута
  • аптечка

Расписание походов по маршруту

В данный момент нет запланированных походов по данному маршруту. Отзыв и отчет Андрея Кононова о коре вокруг священной горы Кайлас

В этом году моя мечта побывать в Тибете и увидеть священную гору Кайлаш осуществилась. Поехать в Тибет самостоятельно в настоящее время нельзя - таковы правила принятые китайской стороной для посещения Тибета или Тибетского автономного района (официальное название). Но поехать в Тибет возможно через турагенство, в составе туристической группы. Я поехал через туроператора «Кайлаш», так как много раз пользовался его услугами и знаю не понаслышке о надёжности кампании и профессионализме команды, которая в ней работает. Спасибо им за то, что эта поездка стала возможной, отдельное спасибо нашему гиду . На этом моё небольшое отступление закончено.

Маршрут нашего путешествия в Тибет начинался в Непале. Местом сбора группы был город Катманду столица Непала. Вместе с гидом Смирновым Семёном наша группа состояла из 10 человек.


Фото группы

За два дня, которые мы провели в Катманду до отлёта в Тибет, мы посетили места, являющиеся обязательными для туристов и тех, кто впервые в Непале. Это позволяет познакомиться и немного понять культуру народов населяющих Непал. Для некоторых европейцев окружающая действительность поначалу вызывает небольшой культурный шок, но спустя несколько дней большинство путешественников относится к этому уже спокойно.


Площадь Дурбар

Я уже бывал в Непале, и из того что я видел в Катманду мне более интересны и созвучны места, где находится ступа Сваямбунатх и комплекс Пашупатинатх. Расскажу немного об этих местах.


Ступа Свямбунатх

Ступа Сваямбунатх расположена на вершине холма. Примечательно, что это место почитается в индуизме, буддизме и религии Бон. Первые святилища на этом месте согласно легендам появились очень давно. Здесь на этом месте религии мирно сосуществуют друг с другом: есть индуистский храм и буддистские святыни принадлежащие разным школам. Пуджари из индуистского храма может благословить буддистского монаха и это выглядит органично.


Индуист благословляет буддиста

Комплекс с храмом Пашупатинатх расположен на берегах священной для индуистов реки Багмати. Не ошибусь, если скажу, что комплекс является центром индуизма Катманду. И переоценить его значение для индуизма трудно. Вход в главный храм комплекса Пашупатинатх открыт только для хинду, остальным остаётся смотреть на него со стороны. Но и этого достаточно для того чтобы понять - это очень сильное место. На берегу реки Багмати находятся места для кремации тел умерших. Отношение к жизни и смерти у индуистов отличается от общепринятого в западных странах. Если коротко, то его можно выразить в следующем. Реинкарнация знание о том, что душа - сознание человека бессмертна. Смерть - это состояние между рождениями в земном теле, о котором многие из нас не помнят. Человек проживая множество жизней, набирает нравственный опыт, и следующее рождение будет обусловлено в соответствии с его поступками и устремлениями. Это закон кармы, закон соответствий. Тело является вместилищем души-сознания и инструментом познания мира. Когда человек выполнил своё предназначение или тело износилось, тогда наступает физическая смерть. Для того чтобы душа-сознание могла быстро покинуть физический мир и соединиться с Богом-Абсолютом не привязываясь к телу и отсечь привязанности существуют ритуалы, в разных религиях, которые помогают душе –сознанию пройти этот путь. Внешне они могут различаться, но суть их одна, будь то кремация, похороны или небесные похороны - скармливание грифам, которое практикуется в Тибете.


Пашупатинатх


Статуя Буйвола напротив храма Пашупатинатх, на котором ездил Шива


Площадки для кремации тел умерших


В ожидании кремации

Поднявшись выше Пашупатинатха по течению можно увидеть пещеры, в которых бывали и медитировали Марпа и его ученик Тилопа. На этом наше пребывание в Катманду заканчивалось.


На следующий день мы вылетали в Тибет, в Лхасу. Пролетая над Гималаями, нам посчастливилось увидеть вершину самой высокой горы на земле – Эверест.


Вершина горы Эверест

По прилёту в Лхасу, сразу же погрузившись в автобус, мы поехали в место, где находиться буддийский монастырь Самье. Рядом с монастырём находиться гора по легенде именно здесь происходил поединок между Падмасабхавой и бонским жрецом, в результате которого Падмасабхава победил. Лично мне трудно представить, что просветлённый Падмасабхава и, не менее просветлённый бонский жрец могли соперничать друг с другом. Здесь на вершине есть хороший храм защитников.


Храм защитников

С вершины открывается красивый вид на монастырь Самье, который построен в виде мандалы. Монастырь большой и красивый, в некоторых храмах монастыря ведутся восстановительные работы. Первое чувство которое испытываешь входя в главный храм монастыря - это мощь и она физически ощущается. И вообще с этого места у меня появилось ощущение - я в Тибете и я как то успокоился - все приехал. В комнате защитников над дверью находится часть чучела питона. Откуда его взяли - для меня это загадка! Вероятно, привезли из Индии. Правда, фотографировать его не разрешили. Зато в других местах фотографировать было можно. Для тех, кто будет в Тибете: монастырь Самье, по моему мнению, обязателен для посещения.


монастырь Самье


Монастырь Самье, в главном храме


Монастырь Самье, храм защитников

Дальше наш путь лежал в Лхасу столицу Тибета. В настоящее время в Лхасе ведётся интенсивное строительство, и Лхаса становится современным городом. Влияние Китая не заметить трудно. Дворец Далай Ламы Потала сейчас является музеем. Раньше в нем были сосредоточены духовная и светская линии власти Тибета. Посетителей много и это не удивительно. Другое значимое место в Лхасе - это монастырь Джоканг, который не утратил своего значения. В нем живут монахи и ведутся службы. По легенде, на месте где находится монастырь Джоканг, раньше было озеро. Дворец Далай Ламы Потала и монастырь Джоканг, наряду с монастырём Самье, являются сильными местами, которые мы посетили, несмотря на то что во дворце Далай Ламы нет монахов и религиозные обряды не проводятся. Но, по моему мнению, религиозные сооружения и те артефакты, которые в них находятся нужно использовать по их прямому назначению и теми, кто умеет это делать. Иначе они могут превратиться в экспонаты. Примеров этому много. В западных музеях артефактов и предметов культа, которые стали экспонатами - масса. Религия не должна быть застывшей и отделённой от людей. Она должна жить и служить на благо людям. Тогда духовные традиции будут сохранены и приумножены.



Потала - Дворец Далай Ламы


Простирающиеся перед входом в монастырь Джоканг

Монастырь Драк Йерпа кроме буддизма связан и с религией бон, которая была основной религией Тибета до прихода буддизма. Пещеры, в которых в практиковали бонские мастера, находятся выше основного монастыря. Чтобы добраться до них нужно затратить около двух дней и необходимо снаряжение, как сказал наш тибетский гид. Думаю, уже ни для кого не секрет, что тибетский буддизм стал таким, какой он сейчас есть еще и благодаря тому, что многое перенял от религии бон. Конечно, этот процесс был взаимным. Говорят, что сверху местность, где располагается монастырь, напоминает по очертаниям фигуру богини Тары. Здесь есть место для ритуала небесных похорон. Насколько я знаю, китайские власти запрещают тибетцам проводить этот ритуал.



Драк Йерпа, в одной из комнат монастыря

Следующая точка нашего путешествия - монастырь Пелкор Чоде и ступа Кумбум. В монастыре хорошая комната защитников, лица некоторых защитников закрыты. Их открывают только в какие то важные моменты, Когда это происходит, решают в монастыре. Я попробовал сфотографировать лицо одного защитника, но фотоаппарат не смог сфокусироваться. Ступа Кумбум имеет 108 комнат, в каждой комнате находится статуя божества, символизирующего тот или иной аспект божественной природы.


Комната защитников монастыря Пелкор Чоде


Монастырь Шигадзе резиденция Панчен Ламы второго по значимости духовного лица после Далай Ламы. В настоящее время его местонахождение достоверно не известно.


Добравшись до озера Манасаровар, мы, оставив вещи в гест хаусе, пошли прогуляться на озеро. На подъезде к озеру Манасаровар впервые появляется священный Кайлас. В нашей группе был геолог Юлия Волкова из С-Петербурга. Если возникали вопросы, касающиеся геологии, всегда можно было узнать мнение специалиста. Озеро Манасаровар по словам Юлии с геологической точки зрения имеет ледниковое происхождение. Оно очень красивое. Его окраска меняется в зависимости от освещения. Вода в озере прохладная, но некоторые из нас окунулись. Было здорово! Рядом с озером на вершине горы находится монастырь Чиу, в котором есть пещера, где так же бывал Падмасабхава и оставил отпечаток ноги. Падмасабхава почтил своим присутствием много мест. Он не только один из самых почитаемых святых в буддизме, но и великий путешественник. Рядом с монастырём находятся горячие источники, в которых за умеренную плату можно принять ванны. Вполне комфортно! В прямой видимости от озера Манасаровар находится озеро Ракшас.




Горячие источники на Манасароваре, вдали виден Ракшас

На следующий день мы выехали в Дарчен. Дарчен - место куда стекаются паломники со всего Тибета и других стран. Это последняя остановка перед началом коры. Внутреннее волнение достигает максимума! Завтра начнется кора, то ради чего мы все сюда приехали. В каждой религии есть свои значимые места, посещение которых оказывает мощное воздействие на человека. В исламе - это совершение хаджа, в христианстве - посещение мест связанных с жизнью Иисуса Христа, в индуизме, буддизме и религии бон одним из таких мест является гора Кайлас и совершение обхода вокруг Кайласа. Многие верующие, особенно из Индии и других стран, готовятся к этому не один год. Район Кайласа до сих пор труднодоступен в силу различных обстоятельств, включая его отдалённость и действие китайских властей, которые периодически закрывают доступ к священной горе. Совершение обхода лучше делать не в зимний период. О том, что такое Кайлас и прилегающая к нему местность известно с давних времён. По моему мнению, символ Кайласа можно увидеть в каждом индуистском храме – это Шивалингам. Если посмотреть на район горы сверху, сомнения отпадают сами собой. И то, что Шивалингам поливают молоком во время ритуалов… Вспомните о молочных реках! В индуизме, буддизме, джайнизме и религии бон - это место является местом обитания Божеств. Легенды о мироустройстве то же указывают на это место. Тут выдумывать ничего не надо! Просто нужно прочитать, что говорят об этом месте в религиозных текстах. Тем более, что данная информация не является секретом.


Контрольно-пропускной пункт, начало коры

Проснувшись и позавтракав затемно, пройдя по центральной улице Дарчена, дойдя до его окраины, мы вышли на тропу. Начинало светать. Вместе с паломниками наша группа начала свой путь. Буддисты делают обход по часовой стрелке, представители религии бон - против часовой стрелки. Отношение к религии бон до сих пор у некоторых людей негативное. Это связано с неосведомлённостью и зачастую неверной информацией о религии бон. Мы шли по часовой стрелке, трудно собрать группу из тех, кто хочет пройти кору в традиции бон. Высота около 5000 метров, сильных перепадов и подъёмов в первый день нет, буду говорить о своих ощущениях. Конечно, это не легкая прогулка, и ходьба требует усилий – все-таки сказывается высота. Но идти можно вполне комфортно, если нужно, то можно остановиться и отдохнуть. Лучше выбрать свой ритм ходьбы, организм сам настроится.

Через полтора-два часа после начала коры, мы доходим до последнего поста китайских военных. С правой стороны поста находится кладбище 84 Махасиддхов. К сожалению, проход на кладбище был закрыт. Я попробовал пройти, но китайский военный не пропустил. На этом кладбище совершали ритуал небесных похорон, некоторые называют его небесное кормление. Он сводится к тому, что после смерти тело умершего расчленяется и скармливается грифам. Понятно, что эта традиция возникла очень давно. В условиях тибетского плоскогорья трудно либо захоронить, либо сжечь тело. Нет бессмысленных ритуалов! В этом ритуале также присутствует глубокий смысл. Тело умершего человека подносится всем голодным духам, чтобы те могли насытиться и выйти из круга самсары. Кроме того это давало тибетцам знание об устройстве человеческого тела, причинах и следствиях болезни, так же это была очень действенная практика Чод. В буквальном смысле слово «Чод» означает - отсекать, отсечение. Отсечение от привязанностей. Насколько мне известно, когда делали надрез ниже основания черепа и в коленных суставах, по цвету жидкости можно было определять состояние человека, каким он был. Если сердце человека было съедено вожаком стаи птиц, то это рассматривалось как хороший знак. К слову, на юге Индии, в Хампи мне доводилось наблюдать, когда брамины после смерти скармливали воронам различную еду. Думаю, эти ритуалы имеют одни корни. В Тибете я видел кладбища, от нашего гида знаю, что в Лхасе собираются построить крематорий. Китайские власти запрещают тибетцам проводить небесные похороны. Я считаю, что это неправильно! Нельзя лишать народ их корней и традиций.


Кладбище 84 Махасиддхов

Наш путь пролегал рядом с рекой Лха чу, вдоль западного лица Кайласа. Западное лицо Кайласа имеет вогнутую форму, может быть, поэтому оно не всегда открыто, напротив западного лица есть место, на котором находиться камень называющийся «седло Тары».


Западное лицо Кайласа


Камень Седло Тары

К вечеру мы достигли места рядом с монастырём Дирапук. Ночевали в кемпинге. Здесь было видно уже северное лицо Кайласа. Усталость от пройденного пути чувствовалась. После того, как мы расположились и поужинали, я лёг спать. В теле чувствовался легкий жар. Спал нормально.


Северное лицо Кайласа

За ночь моё тело отдохнуло, утром я чувствовал себя хорошо. Позавтракав рано утром, мы продолжили наш путь. Спустя некоторое время начался затяжной подъём. Нужно ориентироваться на своё самочувствие и отдыхать когда это необходимо. Навстречу нам шли представители бон и я здоровался с ними на тибетском – «Таши Делек». Они тоже здоровались со мной. Атмосфера на коре среди паломников тёплая, все доброжелательны по отношению друг к другу. Виды на окружающие нас горы и Кайлас были красивыми, тропа постепенно поднималась вверх - мы приближались к перевалу Дролма. Перед перевалом можно найти камень со своеобразным проходом. Тибетцы пролезают через него. Считается хорошим знаком, если человек не застревает в расщелине, и ему удается быстро пролезть.


Тибетка пролазит сквозь камень перед перевалом Дролма

Перед перевалом Дролма так же есть место, где делали ритуал небесных похорон. Подъём на перевал затяжной и требует усилий. Приходилось часто отдыхать. Очень трудно! От идущих навстречу бонпо я услышал знакомую мантру « ОМ МАТИ МУ Е САЛЕДУ» - это бонская сердечная мантра. И уже всем, кто мне встречался, вместо приветствия я говорил эту мантру. По их лицам было видно - они рады. На перевале открывается красивый вид и становится видна скала, которую называют топор Кармы.


Кладбище перед перевалом Дролма


Перевал Дролма


Скала Топор Кармы

Пройдя перевал тропа, постепенно спускается вниз в долину. А чуть дальше становиться шире. Это уже дорога. Идти становится легче. К вечеру мы дошли до монастыря Зутрулпук и остановились на ночлег в кемпинге недалеко от монастыря. Утром мы поднялись к монастырю Зутрулпук - он связан с пребыванием в нем Миларепы. Здесь есть пещера, в которой он медитировал. Думаю, что в ней медитировало много святых, поэтому нужно посещать такие места! Сам монастырь небольшой. В настоящее время в нем идёт ремонт. В нем, наконец, у меня приняли бутылку с водкой, которую я носил с собой все путешествие. Как только я показал её монаху, он жестом показал мне – оставляй! Дело в том, что водка и алкоголь используется в ритуалах подношения духам. Из дома я взял с собой 3 бутылки и думал поднести в монастыре. Одну я отдал монаху Дондупу из монастыря Менри, а в других монастырях как- то не получалось. После монастыря мы продолжили путь в Дарчен, где завершается кора.

В конце хочу сказать, что посещение таких мест как Кайлас меняет людей, их отношение к окружающему миру, людям. Может быть, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше. Когда мы уезжали из Дарчена, у меня было чувство лёгкой грусти. Мне нравятся Гималаи! Я здесь себя чувствую очень хорошо! Желаю всем нам относиться с уважением друг к другу, любви и скорейшего просветления. Тем, кто хочет побывать в Тибете и увидеть Кайлас, желаю осуществить свои мечты!


Моя фотка

Андрей Кононов

Тибет: ближайшие туры

Вылет: 16 мая 2019; 6 дней / 5 ночей
Синин – монастырь Кумбум – Ребконг / Тунжэнь – кемпинг с кочевниками в Цекоге – Трика – озеро Кукунор – Синин
Чтобы получше узнать Тибет, предлагаем вам недлинную программу в провинцию Амдо (Восточный Тибет).
у вас будет уникальная возможность сходить в гости к тибетцам: к тибетским монахам в монастырь, к обычной фермерской семье, а потом и к кочевникам. Вы сможете не просто понаблюдать, а даже поучаствовать в жизни простых тибетцев, – и все это на фоне потрясающей природы.
Группу сопровождает англоговорящий гид – тибетец!
от 610 у.е. + а/б
Вылет: 6 июня 2019; 17 дней / 16 ночей
Гуанчжоу – Лхаса – Гьянтсе - Шигатсе - Сага - Манасаровар – долина Гаруды - Кайлас – Шигатсе – Гуанчжоу
Тур через Гуанчжоу с посещением Лхасы, Дворца Далай Ламы – Потала, первого в Тибете буддисткого храма Джоканг, монастырей, священного озера Манасаровар и кора вокруг горы Кайлас.
Совершение коры на праздник Сагадава!
Гид – .
Групповой тур.
от 2515 у.е. + авиабилет от 38500 руб.

22 августа 2013 г. 10:20 Лхаса, Тибетский автономный регион — Китай Октябрь 2011

Возможно, Ты уже знаком со мной, или знаком с моими статьями о Тибете. Меня зовут Надежда, я живу и работаю в Лхасе.


Мой новый отчет о поездке на Кайлас 18—30 октября не могу удержаться и начинаю писать уже сейчас. Почему? Потому что не сама поездка есть суть этого Пути, а та духовная работа, которая происходит внутри человека. Кто-то даже не замечает этого, кто-то идет к этому годами. Кто-то в это просто не верит, и ездит на Кайлас за физическими приключениями трехдневного трека.

Моя прошлая кора была уже «осознанной», на нее я получала благословение от Друга и Учителя Ламы Тхомэй из монастыря Сэра, города Лхасы. Что я вкладываю в понимание «осознанной коры»? Как минимум настрой, когда едешь в это путешествие не потому, что это «модно», «интересно» или «за компанию», а когда получаешь от сердца призыв прийти в определенные места, вознести определенные молитвы, провести работу над собой, выполнить определенные задачи…


У каждого человека своя цель коры, часто это слишком интимно, чтобы рассказывать об этом. Но общая цель, объединяющая всех паломников одна, вне зависимости от вероисповедания: сделать себя лучше, посредством очищения своей души, тем самым сделать энергетику вокруг себя лучше, что повлечет за собой увеличение положительного заряда на земле в целом. Простыми словами, цель: принесение пользы Миру путем совершенствования своего духовного сердца.

3


Духовный настрой перед корой вокруг Кайласа очень важен. Еще с прошлой «осознанной» коры, которую я прошла в августе 2010 года, я тренирую в своем сердце уроки, которые извлекла: урок терпения, урок беспрерывного творчества жизни, урок работы на благо живых существ. И сейчас, когда до поездки остается немногим более десяти дней, я начинаю окончательно настраиваться на поездку, путем закрепления уроков прошлой коры и всего жизненного периода, который был после нее. Воистину, после топора кармы, который открылся мне в августе 2010 года, началась уже другая жизнь. Но это не выбор небес, это мой выбор. Не стоит думать, что пройдя кору, все непременно изменится, и пойдет как по маслу. У каждого из нас своя карма, свой Путь, который надо пройти. Это не значит, что судьба написана нам заранее, это значит лишь, что у каждого есть набор задач, которые человек волен выполнить. Я заметила, что когда задумываешься и встаешь на путь духовного саморазвития, в процессе приобретения знаний или заслуг, задачи, которые встают перед человеком, возрастают по уровню сложности. Поэтому кора — это не Путь, впредь освобождающий нас от всяческих сложностей жизни и дарующий манну небесную, напротив, это выбор человека отныне развиваться, выбор человека служить Миру, выбор человека трудиться неустанно, творить и созидать, что далеко не самый легкий жизненный путь.


В качестве подготовки к поездке прокручиваю в своей голове ответы на вопросы: Какие мысли приходили мне в этом году? Какие мысли я слышала от Ламы и Учителя в этом году? Стараюсь закрепить их.

Поездка прошла замечательно!


Поездка на Кайлас — это особый тур, коллектив решает многое: придете ли Вы к Месту Силы с группой или в одиночку, будете ли поддержаны или выбиты из колеи. В Местах Силы обостряются все эмоции: как положительные, так и отрицательные. Места Силы не только дают нам энергию, но и затягивают, как воронка. Поэтому цель поездки, коллектив, поведение в группе и работа с Местом крайне важны.

В первую очередь повезло с компанией. Наш коллектив собрался очень удачно, каждый занял свое место и выполнял свои функции в группе, что придавало группе сил и вдохновения. С нами были Учителя Эдуард и Фати, которые были основным стержнем, и помогли группе сосредоточиться на задачах Пути и выполнять их до конца.


Настраиваясь на поездку мы говорили о том, что горы — это прежде всего встреча с собой. Проводник — лишь только проводит человека, но от себя ничего не дает, поэтому не ожидайте от гида подсказок «к просветлению», его задача лишь провести Вас в это место. А открыть себя, познакомиться с собой — это задача самого путника.

Еще до отъезда из Лхасы мы удостоились счастья присутствовать на передаче Эдуарду двух мантр от нашего Ламы Тхомэя. После передачи мы провели медитацию вместе с Ламой, он благословил нас на предстоящий Путь, и путешествие началось.

В Лхасе мы прошли по пути паломников: Дворец Потала, храм Джоканг, Улица Баргхор, летняя резиденция Далай Лам Норбулинка, монастыри Сэра, Дрэпунг, храм Богатства и пещерный комплекс Драк Йерпа .


В монастыре Сэра благодаря другу Ламе нам удалось пройти обряд сжигания старой кармы и загадать желания у защитника с головой лошади Тамдрин. В павильоне Тамдрина сидит молодой Лама, записывающий на красные листочки бумаги золотыми чернилами прошения паломников, эти листочки отдаются в руки паломников, и отстояв очередь к статуе Тамдрина, эти записки передают старшему Ламе, который зачитывает просьбы вслух, поет мантры и сжигает их в большой посуде, после чего нужно приложиться головой к подножию статуи. Процедура потрясающе сильная, околдовывает, завораживает, особенно когда горят записки и монах читает мантры, ощущение, что мир переворачивается. Удивительно, но одно из моих загаданных там желаний исполнилось спустя всего три дня! Еще раз убеждаюсь в Тибете — желания исполняются как по движению волшебной палочки, поэтому уже давно стараюсь загадывать только то, что действительно необходимо, чтобы не стать рабом своих желаний.


Особенно вдохновило очередное посещение Драк Йерпы (трое участников группы были здесь уже не первый раз). В главном храме монастыря, мы задержались у статуи Будды Майтреи. Здесь же у нас завязался увлекательный разговор с молодым Ламой, который, тронутый нашим вниманием, старался рассказать нам все, что знает о храме и показать все самые драгоценные святыни, хранящиеся в том павильоне. От него мы узнали, что три самые почитаемые статуи Будды Майтреи в Тибете, три брата, хранятся в монастырях Дрэпунг, Ташилумпо и… Драк Йерпа! Паломничество ко всем трем является делом особенно благим. Лама показал нам камень, найденный в Драк Йерпе с самопроявившимся слогом ОМ, написанным белой породой на черной породе. Показал также необыкновенную древнейшую чашу из чистого золота, издающую потрясающие воображение длительные вибрации и особый звук. Еще открыл нам свою маленькую тайну, что было очень трогательно, но описывать ее письменно не могу. Мы немного помедитировали вместе, мы медитировали на открытие своих сердец. Лама благословил нас освященной водой из золотой чаши, которую мы испили, омыли ею лицо и окропили верхнюю чакру. После чего лама подарил нам мантру ОМ, А ХУМ ПЕНЗА ГУРУ ПЕДМА СИДХИ ХУМ , — мантру на развитие способностей и качеств тела. Мы были очень признательны Ламе Лобсангу, так радушно нас встретившему. Он был так счастлив рассказать и показать все, что знает, что это всем нам было примером простой чистой человеческой реализации.

4


Выехав из Лхасы, мы отправились на Священное озеро Ямдрок-цхо , которое у янас в Тибете называют «Драгоценный зеленый нефрит над пастбищами» и «озером скорпиона» за его неповторимый цвет и форму. Говорят, что это озеро нельзя увидеть дважды. Я могу подтвердить этот факт: уже не могу сосчитать, сколько раз я была у его берегов, и каждый раз озеро показывает себя по-разному. Оно бывает потрясающе теплым, гладким, спокойным, глубоким, а бывает суровым, бушующим, синим, фиолетовым, холодным.


Чем хороши такие поездки своим коллективом, так это тем, что можно остановиться и задержаться в понравившемся месте дольше обычного и уединиться для медитации. Прибыв на озеро и испив горячего чая, мы разошлись кто куда: Эдуард рисовал, Фати строила молитвенные пирамидки, Аслан гулял, Саша медитировал, а я прилегла на подстилку, чтобы немного заземлиться. После отдыха Эдуард и Фати провели медитацию на озере, в результате которой они сошлись во мнении, что в измерении озера существует подводная цивилизация, там живет много людей, местных сущностей, белых и прозрачных, жизнь бьет ключом. В озере хранятся глубокие знания — семена жизни, поэтому оно и признано священным и является местом паломничества и поклонения. Вода озера — небесная, здесь открыты небеса, открыт прямой проходв небо.


Поклоняясь священным озерам Тибета, таким как, озеро Ямдрок, Манасаровар, Наму-цхо, Ламула-цхо, нельзя ступать в воду ногами, мыть предметы, мыться, купаться, это считается осквернением святыни. С такими сильными местами лучше не вступать в борьбу. Да, индусы купаются, они делают это по своей традиции, но в Тибете нам следует уважать местные обычаи. Как можно совершить подношение священному озеру? Можно провести подношение воды: взять в ладони священной живой воды, и отдать ее же озеру. Этот ритуал не загрязняет священных вод, подчеркивает наше уважение к святыне.

В этот раз на озере мы видели одинокую уточку, она очень долго качалась на волнах. Озеро было активным, волновалось, как в сказке синее море.

В хорошую погоду всегда видно семитысячную гору Норин Канг 7206 м. — хранительницу озера Ямдрок.

После озера Ямдрок, мы продалжаем наш путь через перевал под названием ледник Карола 4825 м., который покрывает гору Женьцинканла 7191 м. Это место хранит ущелье красной реки. Здесь все проезжающие паломники останавливаются для развешивания молитвенных флажков тарчжо и разбрасывания карточек лунгта.

После перевала дорога выводит нас к искусственному озеру-водохранилицу Маньла , высота 4250 м. Это озеро всегда поражает своим неземным зеленым цветом.

1


Следующим пунктом программы был город Гьянтце с монастырем Пелкхор Чодэ и ступой Кумбум . Мы слишком долго задержались на озере, что приехав в Гьянтце, монастырь уже закрывался. Но в ступу Кумбум нам удалось попасть. Приятно было, когда я в ступе попросила у Ламы глоток воды, а он налил мне стаканчик вкусного сладкого чая с молоком. После посещения ступы я задержалась внизу, наблюдая за немногочисленными паломниками, совершающими кору вокруг монастыря. Эдуард и Саша остались медитировать в Ступе и… ее закрыли))). Спустя полчаса они спустились, и мы отправились в Шикадзе. Был очень насыщенный день, приятно уставшие мы заселились в отель.

1


После ужина мы собрались для того, чтобы обсудить цели поездки и настроиться на главную часть Пути. Каждый открылся группе, рассказав, с какой целью идет на Кайлас. После чего мы подвели итог. Эдуард обратил внимание каждого на то, что очень важно не распыляться в Местах Силы, потому что они своей силой затягивают, важно уметь собирать себя из этих мест. Уметь давать благословение и свою любовь месту, при этом забирая каждую личину своей души обратно, чтобы идти по жизни цельно. После прошлой коры у меня как раз было ощущение, что я оставила в горах половину себя, что четко ощущалось весь год, поэтому на эту кору я настроилась иначе: я буду идти и собирать себя обратно. Излишняя впечатлительность рассеивает частицы души, что вредно для развития и реализации. Места сильнее нас, поэтому надо идти осознанно.

Следующий день начался с посещения монастыря Ташилумпо в городе Шикадзе. В этом монастыре главной является самая большая в мире бронзовая статуя Будды Майтреи. От нее плывет мягкая, легкая, теплая, лучистая энергия. Майтрея излучает безграничную радость. Мы стояли под его статуей около часа, совершали кору, обучились мудре, разрушающей предрассудки. Справа от входа в этот павильон сидят Ламы, читающие молитвы. Можно попросить их записать имена людей, за которых мы хотим помолиться, оставить пожертвование, и они будут молиться. Я попросила их помолиться за нашего Ламу Тхомэя из Сэры, у него слабое здоровье, и была счастлива узнать, что Тхомэй знаменит даже в Шикадзе, его отлично знают, и обещали молиться за него непременно. Во всех павильонах монастыря шли утренние службы, в том числе и в павильоне защитников. На выходе из монастыря мне на голову прям с дерева упал персик — символ долголетия — я его съела с большим удовольствием, он оказался невероятно сладким и сочным.

1


Из Шикадзе мы отправились в Сагу, где разместились в отеле на ночь. Ранним утром следующего дня наш путь лежалв Дарчен к подножию Кайласа! По пути мы остановились на душевный обед в деревне Пхаян. Деревня так разрослась, стала даже зажиточной, молодежь развлекается на мотоциклах, дети на велосипедах, женщины заняты работой, мужчины ездят на тракторах. В Пхаяне мы купили фруктов в дорогу и на подношения в монастыри на Кайласе.

1


В пути мы говорили о том, как надо вести себя в Местах Силы. С землей надо непременно общаться, чувствовать ее, общаться с горами. Во время таких контактов важно центрировать себя, не развеиваться. Обязательно надо осознавать свою задачу, с корой Вы пришли. Но часто бывает, что человек ощущает лишь зов Места, и даже прибыв к нему, не понимает, зачем. В таком случае надо спросить у Места: «Зачем я здесь?».

Очень важно поведение в группе. Часто бывают сборные заезды, где участники группы не знакомы заранее друг с другом. В каждой группе обязательно принять друг друга, пожелать благополучия каждому. Это важно для поддержания здоровой атмосферы группы, дает силу, поддерживает слабые звенья. Остановитесь на какое-то время и представьте каждого участника Вашей группы и мысленно примите его, пожелайте ему добра, попросите его принять Вас, эта работа поможет Вам занять свое место в коллективе и поможет группе пройти Путь коры без срывов, наполнит силой, так как сила группы намного активнее силы одного человека.

Еще стоит обратить внимание на процесс прощания с Местом Силы: важно собрать себя. Оставить месту свои лучшие благословения. Места Силы настолько активны, что не нарочно могут втягивать нас как в воронку, забирая нашу энергию, поэтому важно центрироваться и уезжать окончательно собранными, не разбрасывать личины своей души.

Можно оставлять в Местах Силы молитвы за тех, кто еще придет, чтобы их Путь был благословлен. Посидите, подумайте, осознайте, поблагодарите друг друга за чудесное совместное путешествие.

В пути мы видели много диких животных. Летом, когда жарко, они поднимаются повыше в горы, а в октябре—ноябре они спускаются ниже. Много раз мы видели диких лис, зайцев, тибетских антилоп целыми стадами, тибетских диких ослов и козлов, журавлей и орлов. Это было очень приятно, ощущение, что место нас принимает и раскрывается.

На высоте 4775 м нам открылось озеро Ганчжу , озеро наложницы тибетского царя Гэсан Ван, которая по легенде омывалась в водах этого озера. Спустившись на 4600 м. нам открылось Священное озеро Манасаровар и красавица гора Намунани — великолепный семитысячник. На каждом высоком перевале мы вместе с водителем воскликивали: «Гососо! Лачжало! », — что означает «боги победят», это такая тибетская традиция, произносить эти слова на вершинах горных перевалах. Настроение становилось все более радостным, потому что спустя какое-то мгновение нам открылся сам Кайлас — «драгоценная снежная вершина» ! Всю дорогу я тайно просила хорошей погоды, чтобы облака отступили и была ясная видимость. И когда Кайлас открылся, единственное облачко было за горой, просто чудо!

На высоте 4515 м. мы остановились для фото в деревеньке Хор. Отсюда открывается вид на Священное Озеро и Священную Гору одновременно! Выйдя из машин для приветственного поклона Святыням, нас обдало холодным октябрьским ветром, с которым мы договорились, что завтра на коре он будет дуть нам исключительно в спину, и так и было. Погода была изумительная, и Драгоценный Кайлас (6721 м.), и красавица Намунани (7694 м.) — гора «Богоматерь», были видны как на ладони.

1


Для тех, кто интересуется особенностями коры в конце октября: в это время в Дарчене уже нет воды (есть только привозная в ведрах), душ закрыт, большинство торговых лавок, гестхаузов и ресторанов закрыты, остаются только самые стойкие, и те съезжают по одному, к началу ноября закрывается практически все обслуживание. Тоже ситуация и на коре, палатки местных, продающих чай и лапшу на полпути в первый и второй дни коры, покидают свое место работы к ноябрю. Нам повезло, потому что все необходимое еще работало, когда мы были там.

Утро первого дня коры началось с исполнения моего желания, загаданного в Сэре, и, совершенно не в тему, с новости о неблагополучной кончине Кадафи. Проснувшись в Дарчене, мы хорошо позавтракали, хозяйка моего любимого ресторана приготовила нам в дорогу по лепешке. И мы отправились в Путь.

Погода была просто чудесной, видимость кристальная. Мы остановились как всегда у белого чортена — духовных ворот коры — для совершения обряда. Здесь развесили первые флажки, совершили трижды кору вокруг чортена, и, войдя внутрь с молитвой, каждый ударил в колокол, висящий в чортене, это знак того, что человек вступает в поле Кайласа, и как бы сообщает об этом: «Я пришел!». Внутри чортена было много всего: флажки, предметы одежды, черепа баранов, какие-то волосы и зубы, чего только не повыбрасывали паломники в знак желания пройти кору и начать новое духовное существование. Особенно меня удивил труп собачки, мирно покоящийся на куче молитвенных флажков у чортена. В тех краях собак очень много. Говорят, что ярые грешники воплощаются в собак, всю жизнь сопровождающих паломников на коре. Хорошее место эта собачка выбрала для того, чтобы придаться нирване, подумала я. Наверное, она искупила свою плохую карму сполна и может смело двигаться дальше.


В этом году на Кайлас приезжала большая делегация Высоких Буддистских лам из Индии, для их приема были построены новые гестхаузы и туалеты вокруг Кайласа на пути коры. Те, кто шел кору в этом году и бурчал: «Понастроили, понаехали», — знайте, что это делается для увеличивающегося числа паломников, а не для каких-то других (как только это приходит людям на коре в голову) политических целей. К году лошади (2014), возможно, будет еще что-то построено, потому что именно в год лошади на Кайлас идет самое большое число паломников. Считается, что кора, совершенная в год лошади, приносит больше всего заслуг паломнику и даже засчитывается за 13, что означает частичное освобождение и возможность за одно воплощение вырваться из колеса сансары.


Наш Лама говорит, что все изменения вроде строительства дорог, новых приютов для паломников и так далее, — это непременно положительные изменения. Почему? Потому что, как говорит Лама, техническое цивилизационное развитие и развитие духовности людей — это два крыла одной птицы. Без развития одной из сторон вторая одна не вознесет птицу в небо. Мы живем во времена грандиозного духовного подъема, когда все больше и больше людей встают на Путь развития и совершенствования, на Путь положительных изменений, поэтому и бытовая сторона получает такой большой подъем: так и должно быть, чтобы у большего и большего числа ищущих сердец была возможность приезжать сюда для поклонения и выполнения своих духовных задач. Места невероятно активны, поэтому стягивают к себе из года в год все больше паломников. Не стоит, побывав на Святом Месте ворчать о том, что это все надо закрыть и изолировать. Вы же смогли приехать? Так почему же другим нельзя? Зачем скрывать Сильные Места, наоборот, надо делиться приобретенным опытом, это часть личного, общественного и общепланетарного роста!

1


Совершив обряд у белого чортена мы отправились в монастырь Чуку, где нас очень тепло встретили два Ламы из трех, живущих в монастыре. По нашей просьбе Лама провел ритуал очищения и благословения на кору, который я подробно описывала в рассказе о коре 2010. Я попросила такой ритуал для нашего дорого Ламы, чтобы поддержать его слабеющее здоровье, и Лама из Чуку выполнил этот ритуал еще раз специально для Тхомэя. После чего мы поставили свечи на алтарь, и спустились к тропе коры.

1


Путь первого дня был необычайно солнечным и легким. Небольшой ветерок дул в спину. И Южное, и Западное, и Северное лица Кайласа были открыты. Прийдя в монастырь Дирапук мы разместились в новых комнатах гестхауза сразу под монастырем. Моя сумка с подношениями в монастырь еще не подошла, но я не смогла удержаться и пошла в монастырь сначала с пустыми руками. Несколько раз удалось уединиться в пещеры Миларепы, где Великий Учитель провел три года три месяца и три дня, питаясь камушками с гор. Удалось поприсутствовать на службе в молельном павильоне главного храма. Но больше всего меня тронула моя встреча с Ламой Ганма Цюйцзе. Этого Ламу я видела и в прошлый раз, когда была в монастыре и по большой доброте настоятеля Тенцзин Ньямгал Ринпоче была накормлена ужином и просто одарена подарками. В этом году Учитель Тенцзин Ньямгал Ринпоче был в отъезде, и мне было предначертано передать мою благодарность на теплый прием и благословения его младшему брату — Ламе Ганма Цюйцзе. Лама Ганма Цюйцзе был не менее добр, он принял меня трижды в тот вечер, принял и моих гостей, пришедших в нашей параллельной группе. Ответил на ряд вопросов. Дал мне много советов и благословил мой новый Путь, мою новую кору и новую жизнь, которая началась с того момента, как я у него побывала. Кроме того, я просила у него помощи для нашего Ламы Тхомэя, и Лама Ганма Цюйцзе передал мне ряд лекарственных и других освещенных предметов для того, чтобы я отнесла их Тхомэю. До сих пор еще они лежат у меня, тк Лама наш уехал на очередное обследование в Пекин, но, что удивительно, смертельный три года назад диагноз, в этом году показал тенденцию к восстановлению! Я определенно вижу в этом всю ту добрую деятельность, которую Тхомэй проводит в Тибете, и молитвы за него большого числа добрых сердец, таких как Лама Ганма Цюйцзе и другие…


На прощание Лама Ганма Цюйцзе благословил меня, подарил хадак и оставил свой номер телефона, по которому разрешил звонить по любому вопросу. Удивительное благословение для меня, я до сих пор регулярно вижу сны, как я нахожусь в монастыре Дирапук в келье этих двух Высоких Лам, людей с громадными сердцами, наполненными настоящей земной добротой, простой и трогательной, такой, какой должна быть доброта и служение людям. Спасибо! Спасибо! Спасибо!