Г калевала карелия. Путешествие по русской и финской северной Карелии. Калевала - поселок и эпос

До 1963 года Калевала называлась Ухта. Больше всего посёлок известен тем, что в этих местах финский фольклорист Элиас Лённрот в 19-м веке записал руны (народные песни), вошедшие в карело-финский эпос "Калевала".
Сейчас здесь живёт около 4 тысячи человек"

1. При въезде в район, как и в местах проживания , названия на указателях начинают дублироваться

2. Вообще, "Калевала" ("Kalevala") - это название страны, где живут карельские народные герои. "la" как раз означает место жительства. Получается, "Kalevala" - место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена.

Калевалой назвал эпос сам Лённрот

5. По всему посёлку висят цитаты из "Калевалы" с иллюстрациями

7. Можно ходить из одной точки города в другую и прочитать весь эпос) (шучу)

8. Даже такой не приметный с виду дом не забыли

9. Правда цитаты не мешало бы немного обновить, но сама идея с ними замечательная

10. На другой стороне дома перевод на финский (или карельский)

11. Слово "Сампо" в Карелии вам может встретить ни один раз. Это не сокращение, а волшебный предмет из карело-финской мифологии. Он обладает большой магической силой и является источником счастья, благополучия и изобилия. В общем, мечта многих)

В "Калевале" Сампо - это мельница, которая намалывает столько хлеба, соли и золота, что хватает на еду, припасы и пиры. В Финляндии есть мужское имя Sampo, а также название банка, страховой компании, ледохода, волейбольного клуба и театра кукол. А ещё, когда Выборг был финским, так называлась одна из его улиц

12. В поселке Калевала магазин "Сампо" стоит на улице с не менее красивым названием. Повторюсь, "руны" - эпические песни прибалтийско-финских народов. Чуть подробнее поговорим про них, когда пойдём в местный музей рунопевцев

13. Увы, не все улицы Калевалы с приятными названиями. Зато часть их дублируется. Часть слова "katu" знакома всем, кто обращал внимание на названия улиц в Финляндии.
Ещё мне понравился шрифт и таблички с числами

15. Вот снова. В соседних с Калевальским районом, как я понял, перевод встречается реже

16. Даже карта посёлка на карельском. Есть и перевод на русский

17. Калевала - тихое место

19. Увы, закрыто. Зато удалось попасть в музей рунопевцев, что лучше и познавательнее

21. Музей совсем небольшой, но очень интересный. Приехали, когда закрыто? Звоните, к вам подъедут и откроют. Отдельно стоит поблагодарить женщину-экскурсовода, знатока своего дела и истории Калевалы. Рассказала персонально нам очень многое, ответила на все вопросы. А самое главное - в музее всё можно трогать руками! И за это не наругают, а наоборот - ещё и дадут сами в руки с фразой "Как же можно рассказывать о чём-то, не дав это потрогать? Что за восприятие будет? Что останется в памяти?"

Замечательное место! Я про него расскажу отдельно. Тогда же поговорим о рунах, рунопевцах и карельских традициях

22. Калевальские улицы не очень ярки, но в целом Калевала намного приятнее многих других городов Карелии. Соседний Беломорск, хоть и больше, но выглядит более неприветливым и мрачным

24. Петропавловский храм

26. "Сосна Лённрота".
По легенде, в 1834-36 годах именно под ней исследователь записывал руны карельских рунопевцев. Правда, сосна стояла не здесь и это всего лишь её часть. Перевезли остаток сюда уже после того, как дерево погибло

28. Снова храм. Новодел, но приятный и совсем не пафосный

30. Интересное оформление улицы. Хочешь-не хочешь, а прикоснёшься к небольшой части местной культуры

31. Так называется один из районов посёлка. Стенд рассказывает о рунопевцах и показывает дома, где они жили. Опять же, поговорим о них подробнее в посте про музей. Также узнаем, есть ли традиция исполнять руны сейчас

32. Доска на доме говорит, что здесь жила сказительница Татьяна Алексеевна Перттунен (1881-1963)

33. "Амбар Яманена". В 1836 году в нём останавливался Элиас Лённрот

34. На фоне этого амбара

Ка́левала (карельск. Kalevala, до 1963 года Ухта, карельск. Uhtua) - посёлок городского типа в Карелии, административный центр Калевальского национального района.
Население - 5274 жителя (2010 год), 3902 (2016).
www.all-karelia.ru/regions/settlement_3396.html
Первые упоминания о поселениях в районе Калевалы относятся к 1552-53 гг. В Калевале известный финский фольклорист Элиас Лённрот в XIX в. записал многие руны, вошедшие во всемирно-известный карело-финский эпос «Калевала». Путеводитель по Карелии: karelia-guide.ru/goroda-karelii/kalevala/2886-kalevala-... Состояла из двух частей, из которых древнейшая, на восточном берегу устья р. Ухта – в
составе Ильинского Панозерского погоста, а поздняя, на западном берегу устья – в соста-
ве Пречистинского Ребольского погоста. В XIX в. части объединились в село в Кемском
уезде.
Впервые панозерское селение Волостка на Куйто-озере на Ухть-реке зафиксировано в
1597 г., но его житель «куйтоозерец» свидетельствовал купчую уже в 1572 г. Известна
также как деревня На Куйто-озере на Ухте-реке (1678 г.), Ухтома (1707 г.), Ухти на Ку-
те-озере (1726 г.) Панозерского погоста; далее перешла в состав Юшкозерской волости
Ругозерского погоста (см.: Jyskyjärvi / Юшкозеро): Ухта на Ухто-озере (1748 г.); к Чет-
вертой ревизии вновь вернулась в состав Панозерского погоста: деревня Ухта (1797 г.).
Первоначально Панозерский погост являлся частью округа Лопских погостов Новгород-
ского уезда, с 1649 г. – Олонецкого уезда, с 1720-х гг. – Олонецкой провинции и уезда
Санкт-Петербургской губернии (1726 г.), к 1748 г. его деревни влились в Ругозерской по-
гост Олонецкий уезд Новгородской губернии; с конца XVIII в. Панозерский погост возро-
дился и вошел уже в Кемский уезд Архангельской губернии.
Ребольская деревня Ухта впервые зафиксирована переписью 1678 г. в составе Вокнаво-
лоцкой волости Ребольского погоста Кольского уезда (см.: Rebol’a / Реболы и
Vuokkiniemi / Вокнаволок); с 1720-х – вместе с Ребольскоим погостом перешла в Оло-
нецкий уезд: Ухта на Куто-озере в составе волости Вокнаволоцкая треть Ребольского по-
госта округа Лопских погостов Олонецкой провинции и уезда Санкт–Петербургской гу-
бернии (1726 г.), известна также как Ухта на Куйто-озере волости Вокнаволоцкая треть
Ребольского погоста округа Лопских погостов Олонецкого уезда Новгородской губернии
(1748 г.); с конца XVIII в. вошла в состав Кемского уезда Архангельской губернии как де-
ревня Охта – центр Охтинской волости.Вхождение двух соседних деревень в один административный район (Кемский уезд, см.:
Город Кемь) привели к объединению панозерской и бывшей ребольсой Ухты в одно село.
Объединенное село Ухта по «Списку населенных мест Архангельской губернии
1861г.» (Санкт–Петербург, 1861) на 1859 г.: Архангельская губерния, Кемский
уезд, 2-ой стан (см.: Jyskyjärvi / Юшкозеро) – село Ухта (Ухтуа), при р. Ухте: от
уездного города Кемь 218 верст, от центра стана 80 верст; в 95 дворах проживало 420 чел.
муж. п. и 401 чел. жен. п.
После Гражданской войны, в 1920 г. Ухтинская волость вошла в состав Кемского уезда
КТК; в 1921 г. Ухта – волостной центр Ухтинской волости Кемского уезда Карельской
трудовой коммуны в составе РСФСР; в 1922 г. образован Ухтинский уезд в составе 7 во-
лостей: Вокнаволокской, Кестеньгской, Кондокской, Олангской, Тихтозерской, Ухтин-
ской и Юшкозерской, с 1922 г. село Ухта – уездный и волостной центр Ухтинского уезда
и Ухтинской волости КТК, с 1923 г. – АКССР в составе РСФСР (см.: Linna, Petroskoi /
город Петрозаводск); по административной реформе 1926–28 гг. село Ухта – центр Ух-
тинского района и Ухтинского сельсовета АКССР (с 1936 г. – КАССР); в 1935 г. Ухтин-
ский район переименован в Калевальский район КАССР; с 1940 г. – центр Ухтинского
сельсовета Калевальского района К-ФССР, после Великой Отечественной войны, в 1945 г.
– также; с 1956 г. – КАССР, в 1958 и к 1960 гг. – центр Ухтинского сельсовета и района
Калевалы; в 1960 г. Ухтинский и Тихтозерский сельсоветы объединены в один Ухтинский
сельсовет, с центром в селе Ухта; в 1966 г.– поселок городского типа (ПГТ) Калевала и
деревня Калевала Кемского района, с 1968 г. ПГТ Калевала – районный центр Калеваль-
ского района КАССР, с 1991 г. – Республики Карелия; в 1996 г. ПГТ Калевала – центр Ка-
левальской поселковой администрации и районный центр Калевальского национального
района; с 2005 г. – ПГТ Калевала – административный центр Калевальского городского
поселения Калевальского национального района РК.

Посёлок городского типа Калевала ( Kalevala ) - административный центр Калевальского национального района Карелии, расположенный в 550 км от Петрозаводска, на севере республики, на берегу озера Среднее Куйто.

До 1963 года носил название Ухта (карельское Uhtua ).

Современное название посёлка, напрямую связано с эпосом «Калевала». Еще в 1935 г. (год празднования 100-летия первого издания эпоса) было удовлетворено ходатайство правительства республики о переименовании Ухтинского района в Калевальский. Финский языковед и поэт Элиас Лённрот назвал район вокруг Ухты «наилучшей и самой богатой колыбелью рун». Позднее, в 1963 г. Указом Президиума Верховного Совета Карелии само село Ухта тоже было переименовано.

Что касается названия поселка, то надо отметить, что топонимы с основой -ухт- распространены в местах расселения различных финно-угорских племен. Достаточно вспомнить, к примеру, Ухто-остров и Ухт-Наволок (у излучины Северной Двины), губу Ухта (Белом море) или реку Ухта (впадает в озеро Лача). У ученых на сегодняшний день не существует единой точки зрения на происхождение и значение основы -ухт-. Так, исследователь в области финских языков Михкель Веске считал такие топонимы финскими по происхождению, от huuhtoma, huuhto - «мытье, полоскание». Свердловский же топонимист А. К. Матвеев склонен видеть в названиях Ухта, Бохта, Охта географическую составляющую - «протока, река». Такого же мнения придерживался и известный советский специалист в области топонимики и картографии Е. М. Поспелов.

История Калевалы

Примерно с XIV века на севере Карелии возникают так называемые Лопские погосты (общее название семи отдельных административных единиц Новгородской республики: Селецкий, Паданский, Ругозерский, Шуезерский, Панозерский, Сямозерский, Линдозерский погосты). Коренные жители этих земель - саамы (или так называемая лешая, то есть лесная лопь) вели полукочевой образ жизни. Немаловажную роль в формировании и возникновении населенных пунктов на этих территориях сыграли реки Кемь, Чирка-Кемь и озеро Куйто, по которым проходили основные транспортные пути.

Одним из первых письменных свидетельств о поселениях лопарей на озере Куйто в Панозерском погосте стали записи в отдельной книге Кемской волости за 1552 год (акты Соловецкого монастыря): «...Да на Кемской же земли жили лопари крещеные и некрещеные лукозерские по лешим озерам на Топозере, и в Кистенге да на Кунтоозере...» .

На «иноземных» рукописных географических картах в этих местах тоже отмечено поселение под названием «Куйтка» (карта Абрахама Ортелиуса, 1570 г.) или «Куйтта» (1595 г., карта Герарда Меркатора).

Согласно дозорной книге Лопских погостов, датированной 1597 годом, к Панозерскому погосту относились Куржиев наволок, Топозеро, Юшкозеро, Сопасалма и «волостка на Куйтозере на Ухть реке».

В 1649 году Лопские погосты были отданы в подчинение Олонецкому воеводе.

Необходимо упомянуть, что примерно в это время, во второй четверти XVII века началось так называемое «великое переселение корелы», связанное с русско-шведскими войнами. Русский лингвист Д. В. Бубрих так описывает этот процесс:

«Позднее всех двинулась в путь Приботнийская Корела, которая в своих северных местах испытывала шведский гнет в несколько ослабленных формах. Последние группы Приботнийской Корелы появились в современном Калевальском районе в начале XVIII века. Сто лет тому назад население Калевальского района еще хорошо помнило о своем переселении... Как пришельцев помнил себя, между прочим, род знаменитого певца рун Перттунена».

С приходом карел часть лопского населения мигрировало дальше на север, а часть - постепенно ассимилировалось с пришлыми.

Нельзя забывать и о том, что согласно Столбовскому договору 1617 года граница между Россией и Швецией прошла в непосредственной близости от озера Куйто, что определило роль Ухты как приграничного поселения. С одной стороны, Ухта постепенно становилась своеобразным «международным» торговым пунктом: через Панозерский погост в Швецию вывозились соль, рыба, доставляемые купцами из Архангельска сукно, шелк и сахар. С другой же стороны, близость границы и военные притязания шведов способствовали разорению отдельных поселений.

Так и Ухта во время Северной войны была практически полностью разорена. Элиас Лённрот, знаменитый исследователь и этнограф, так напишет в своих путевых заметках 1834 года:

«...При правлении Карла XII во времена Северной войны деревня была уничтожена дотла. <...> Насколько война опустошила этот край, коли на эти плодородные места, поля и нивы, расположенные к тому же на берегу богатого рыбой озера - что тоже было немало важно при выборе места для поселения, - не нашлось человека ближе, чем из Кианта до которого отсюда не менее двенадцати миль...».

Постепенно разорённое поселение было восстановлено, в Ухте появились новые жители - карелы и финны. В заметках Лённрота, отрывок из которых был процитирован выше, имеется описание тогдашней Ухты:

«...я отправился из Ювялакши в Ухтуа. В этой самой богатой деревне края восемьдесят домов, большинство из них добротные. Название происходит от реки Ухут, протекающей через деревню <...>Деревня делится на четыре части: Ламминпохья, Мийткала, Рюхья и Ликопяя. Половина села относится к волости Вуоккиниеми, другая - к волости Паанаярви. Граница между волостями проходит по реке Ухут».

В 1846 году образовался отдельный Ухтинский приход. В его состав вошли деревни Ухта, Чикша, Курмалакша, ранее относившиеся к Панозерскому приходу, а также Ювалакша, Алозеро, Кентозеро и Регозеро Вокнаволоцкого прихода.

В 1894 году Ухту с лингвистической экспедицией посещают Куста Карьялайнен (финский учёный-филолог) и Конрад Инх (финский фотограф). Во время поездки Инхом было сделано более двухсот фотографий из жизни северной Карелии, а Конрад Инх оставил довольно подробное описание Ухты:

«На северном берегу озера Среднее Куйто, ближе к восточной оконечности находится самое крупное селение Беломорской Карелии - Ухта. По количеству жителей и плотности застройки ее можно бы назвать городом, однако по своему устройству и расположению она не отличается от обычных деревень этого края. <...> Все пахотные угодья расположены на открытом месте вокруг деревни, размером они маленькие, разделенные между множеством хозяев, так что их продукцией невозможно было бы прокормиться, не имея других источников дохода. Большей частью жители Ухты живут за счет торговли. Мужчины ходили по всей Финляндии и редко можно было найти в стране такой уголок, где не было у них магазинов или коробейников. Наряду с земледелием и животноводством важным способом добывания средств к существованию являлось рыболовство...».

В начале XX века Ухта - административный центр Ухтинской волости. К этому времени село насчитывало 207 дворов и 1260 душ населения. Жители Ухты и волости занимаются рыбным промыслом, охотой, рубкой и сплавом леса, извозом, отхожими промыслами в Петербурге и Архангельске.

Летом 1917 года в селе состоялось собрание беломорских карел (около 9 тысяч человек), на котором было решено требовать от правительства России возможности образования отдельной административной единицы - автономной Северокарельской области.

В конце 1917 года была провозглашена независимость Финляндии, на территорию России стали проникать финские вооруженные отряды.

В марте 1918 года в Ухту вошел отряд финского охранного корпуса (шюцкор) под командованием полковника Мальма. Было организовано местное самоуправление под руководством Ухтинского комитета (Uhtuan Toimikunta), члены которого выступали за независимость Карелии от России.

С 1919 по 1920-й год Ухта успела побыть «столицей» так называемого Северокарельского государства или Ухтинской республики. В мае 1920 года части Красной Армии взяли Ухту. Правительство новоиспеченного государства было вынуждено перебраться в Финляндию.

Однако, уже осенью 1921 года снова началось восстание. Настроенное против Советской власти местное население получило поддержку со стороны Финляндии. К концу декабря 1921 года местные отряды, поддерживаемые финскими добровольцами, контролировали значительную часть Северо-Восточной Карелии.

Советским государством было приняло решение об образовании Карельского фронта, куда перебросили около 20 тыс. человек. К февралю 1922 года части РККА снова заняли Ухту. И снова, село было практически разрушено: из 350 домов сохранилось всего 40.

В 1923 году Ухта стала центром Ухтинского уезда, с 1927 года преобразованного в Ухтинский район. В 1935 году, как уже упоминалось выше, - в год празднования 100-летия первого издания знаменитой на весь мир «Калевалы», - район переименовывается в Калевальский.

Летом 1927 года в четырех километрах от поселка заработала Ухтинская ГЭС - первая сельская гидроэлектростанция в Карелии. В 1931 году пущен первый самолёт, предназначавшийся для доставки почты из Кеми в Ухту.

Во время Великой Отечественной войны Калевальский район стал одним из тех мест, где войска врага добились наименьшего результата. Продвинуть замершую на три года линию фронта (по рубежу оз. Кис-Кис - р.Чирка-Кемь, западнее Ухты) не удалось ни финнам, ни немцам. К сожалению, военное противостояние в здешних местах привело к тому, что и так малонаселенные, эти места практически опустели. Достаточно сказать, что к концу 1943 года на территории района осталось всего (!) 602 жителя (данные финского Военного управления Восточной Карелии).

Видимо, именно с малочисленностью населения связано упразднение Калевальского района как административной единицы в 1963 году, когда Ухта и близлежащие земли были переданы в ведение Кемского промышленного района. Тогда же, в 1963 году, село Ухта становится поселком городского типа Калевала, а в 1966 - центром вновь созданного Калевальского района.

Современность

Калевала сегодня - это поселок, который выживает, видимо, только благодаря сезонному туризму и наличию (пока еще) на его территории погранотряда. Существовавшие на его территории ОАО «Ухтуа» и Калевальский промкомбинат (лесозаготовки), дававшие работу жителям поселка, ныне благополучно ликвидированы.

Часть калевальцев пока еще трудится на обслуживании пограничников, но еще в 2005 году было принято решение о постепенном переводе подразделения в Костомукшу, и, видимо, совсем скоро местные жители останутся и без этого источника доходов.

Транспорт

С дорогами здесь тяжело. Видимо, это уже своеобразная, что называется, «освященная веками» традиция. Фольклорист Аксель Борениус, посещавший эти места в 1870-х годах, упоминал, что хотя Ухта и считалась в то время относительно крупным торговым местом, проезжих дорог там не было ни в каком направлении, а во время распутицы село было просто отрезано от остального мира.

На сегодняшний же день основной автомобильной дорогой является шоссе А135 соединяющее трассу М-18 («Кола») и пос. Калевала (130 км), проложенное в 1928 году. Состояние местами вполне соответствует сроку «изготовления». Там же встречаются пожалуй лучшие в республике «карельские ежики» - пни спиленных при строительстве дороги деревьев «прорастающие» сквозь асфальт.

Остальные дороги – грейдеры. По ним можно добраться от Калевалы до Финляндии (на запад, через Войницу), или как вариант (через ту же Войницу на юг) до Костомукши. Прямо из поселка выходит дорога на север в Лоухский район до Тунгозера.

Качество грейдеров целиком зависит от того как давно их «гладили». Если повезет – проедете как по асфальту, если нет – разобьете машину на «гребенке» -ритмично повторяющихся бугорках-впадинах.

Достопримечательности Калевалы

Визитной карточкой Калевалы считается сосна Лённрота. Якобы, именно сидя под ней, он записывал, со слов местных мужиков, знаменитый эпос.

Мемориальный музей Калевальских рунопевцев (ул. Вяйнямейнена, д. 1а). Расположен в доме сказительницы Марии Ремшу. В экспозиции музея - предметы старины, домашняя утварь, личные вещи рунопевцев. По заказам туристов организуются экскурсии по поселку, концерты фольклорных коллективов.

Музей-типография, в котором сохранились станки с ручным набором печати. Проводятся экскурсии, демонстрирующие полиграфический процесс в действии.

Дом Моберга - усадьба стиля модерн начала XX века. Сейчас в нём продолжаются (который уж год!) реставрационные работы. Интересно, что деньги на реставрацию были выделены даже Евросоюзом (более 40 тысяч евро) - как участнику международного проекта «PoCoBus Karelia ENPI».

Праздники Калевалы

Праздник культуры ухтинских карел «Народные забавы». Проводится ежегодно, во вторую субботу июня. Он же – День ухтинского карела.

Этномузыкальный фестиваль «Соммело». Его проведение обычно приходится на начало июля. Особенность фестиваля в том, что он проводится как бы в два этапа: не только в Карелии, но и в Финляндии.

Карелия - не только республика с удивительно прекрасной природой, это ещё легендарная земля «Калевалы». Естественно, что побывать в Карелии и ничего не узнать о традициях, быте, а также легендах и преданиях её народа, - всё равно что вообще не ездить в этот удивительный край.

В 2000 году был создан этнокультурный центр «Виенан Карьяла». Он поставил целью развитие культурного туризма на территории Беломорской Карелии, где сохранились дома рунопевцев и сказителей, памятный знак рунопевца. На территории Карелии выделили шесть муниципальных образований, связанных с национальными традициями. Одно из них, самое интересное и значительное, - посёлок Калевала. Там создан этнокультурный центр с национальным музеем, избой ремёсел и гостевым домом.

Посёлок Калевала находится в очень живописном месте - к северу от озера Среднее Куйто. Озеро очень красиво и богато рыбой. К востоку от посёлка, у дороги на Кемь, возвышается гора Айтовара. У её подножия бьют ключи с вкусной и мягкой водой, в одном из которых можно набрать воды, богатой железом.

Сам посёлок и в самом деле - живой этнографический музей под открытым небом. Здесь сохранились старинные деревянные постройки, в том числе православный храм Петра и Павла, лютеранская церковь.

Многое в посёлке связано с созданием легендарного эпоса «Калевала». Именно здесь в 30-е годы XIX века фольклорист и врач Элиас Лённрот записывал старинные руны, сказания, запевки, загадки и пословицы. Всё это стало основой эпоса «Калевала». Книга увидела свет в 1835 году.

В XX веке посёлок стал называться Калевала (с 1962 г.), раньше он носил наименование Ухта. Жители посёлка бережно хранят даже высохшее дерево, к которому приходил и под которым сидел Лённрот. Эту сосну и называют деревом Лённрота. В посёлке есть музей «Рунопевцы Калевалы». В нём можно подробно познакомиться с бытом и традициями карел.

Рунопевцы - певцы-сказители в Финляндии и Карелии. Песни, что они сказывают (руны) - отголоски первых представлений народа Карелии о том, как родился мир, о первых героях и, конечно, любви. Руны пели либо вдвоем, либо соло.

Музей, созданный в 1984 году, находится в старинном доме, где когда-то жила сказительница Мария Ремшу. Его найти легко, так как посёлок небольшой. И адрес легко запоминается: ул. Вяйнямейнена, 1А. Предметы народного быта, что можно здесь увидеть (их около 300), дышат неподдельной стариной. Кроме того, они обладают и мемориальной ценностью, так как когда-то принадлежали известным сказителям.

В музее можно послушать рассказ научного сотрудника о быте карельского народа, о ремёслах, о традициях, о прекрасных народных промыслах и, конечно же, о Лённроте и его эпосе, о том, как он по крупицам собирал живительную воду из родников народных традиций.

Здесь проводят и мастер-классы (по предварительному заказу), часто можно услышать руны и песни Карелии в исполнении профессиональных карельских музыкантов.

Как добраться до Калевалы

Добраться до посёлка Калевала можно автобусом из Петрозаводска. Он отходит от автовокзала дважды в день - в 14:00 и в 19:00, время в пути - 8-10 ч., стоимость билета - 1500 руб. Остановиться можно в туристическом комплексе «Белт». Он расположен в сосновом бору близ озера Среднее Куйто в местечке под названием Кормушниеми.

В небольшом посёлке Калевала есть и музей типографии. Можно посетить цеха и увидеть, на каких станках и каким образом осуществлялся ручной набор текста. Работа, кстати, была довольно трудная, кропотливая. Представлены различные наборы шрифта, в том числе уникальные. Ранее здесь была типография районной газеты на русском и финском языках. В этом музее тоже есть ожившие экспонаты, с помощью которых во время особой экскурсии можно увидеть весь процесс печати. Адрес музея - Советская ул., 10.

В западной части посёлка расположен питомник ездовых собак хаски. Собаки северные, быстрые, на них можно покататься, хотя для карел гораздо свойственнее езда на лыжах.

До 1963 года Калевала называлась Ухта. Больше всего посёлок известен тем, что в этих местах финский фольклорист Элиас Лённрот в 19-м веке записал руны (народные песни), вошедшие в карело-финский эпос "Калевала".
Сейчас здесь живёт около 4 тысячи человек"

1. При въезде в район, как и в местах проживания вепсов , названия на указателях начинают дублироваться

2. Вообще, "Калевала" ("Kalevala") - это название страны, где живут карельские народные герои. "la" как раз означает место жительства. Получается, "Kalevala" - место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена.

Калевалой назвал эпос сам Лённрот

5. По всему посёлку висят цитаты из "Калевалы" с иллюстрациями

7. Можно ходить из одной точки города в другую и прочитать весь эпос) (шучу)

8. Даже такой не приметный с виду дом не забыли

9. Правда цитаты не мешало бы немного обновить, но сама идея с ними замечательная

10. На другой стороне дома перевод на финский (или карельский)

11. Слово "Сампо" в Карелии вам может встретить ни один раз. Это не сокращение, а волшебный предмет из карело-финской мифологии. Он обладает большой магической силой и является источником счастья, благополучия и изобилия. В общем, мечта многих)

В "Калевале" Сампо - это мельница, которая намалывает столько хлеба, соли и золота, что хватает на еду, припасы и пиры. В Финляндии есть мужское имя Sampo, а также название банка, страховой компании, ледохода, волейбольного клуба и театра кукол. А ещё, когда Выборг был финским, так называлась одна из его улиц

12. В поселке Калевала магазин "Сампо" стоит на улице с не менее красивым названием. Повторюсь, "руны" - эпические песни прибалтийско-финских народов. Чуть подробнее поговорим про них, когда пойдём в местный музей рунопевцев

13. Увы, не все улицы Калевалы с приятными названиями. Зато часть их дублируется. Часть слова "katu" знакома всем, кто обращал внимание на названия улиц в Финляндии.
Ещё мне понравился шрифт и таблички с числами

15. Вот снова. В соседних с Калевальским районом, как я понял, перевод встречается реже

16. Даже карта посёлка на карельском. Есть и перевод на русский

17. Калевала - тихое место

19. Увы, закрыто. Зато удалось попасть в музей рунопевцев, что лучше и познавательнее

21. Музей совсем небольшой, но очень интересный. Приехали, когда закрыто? Звоните, к вам подъедут и откроют. Отдельно стоит поблагодарить женщину-экскурсовода, знатока своего дела и истории Калевалы. Рассказала персонально нам очень многое, ответила на все вопросы. А самое главное - в музее всё можно трогать руками! И за это не наругают, а наоборот - ещё и дадут сами в руки с фразой "Как же можно рассказывать о чём-то, не дав это потрогать? Что за восприятие будет? Что останется в памяти?"

Замечательное место! Я про него расскажу отдельно. Тогда же поговорим о рунах, рунопевцах и карельских традициях

22. Калевальские улицы не очень ярки, но в целом Калевала намного приятнее многих других городов Карелии. Соседний Беломорск, хоть и больше, но выглядит более неприветливым и мрачным

24. Петропавловский храм

26. "Сосна Лённрота".
По легенде, в 1834-36 годах именно под ней исследователь записывал руны карельских рунопевцев. Правда, сосна стояла не здесь и это всего лишь её часть. Перевезли остаток сюда уже после того, как дерево погибло

28. Снова храм. Новодел, но приятный и совсем не пафосный

30. Интересное оформление улицы. Хочешь-не хочешь, а прикоснёшься к небольшой части местной культуры

31. Так называется один из районов посёлка. Стенд рассказывает о рунопевцах и показывает дома, где они жили. Опять же, поговорим о них подробнее в посте про музей. Также узнаем, есть ли традиция исполнять руны сейчас

32. Доска на доме говорит, что здесь жила сказительница Татьяна Алексеевна Перттунен (1881-1963)

33. "Амбар Яманена". В 1836 году в нём останавливался Элиас Лённрот