Что открыл хуан элькано. "Хуан Себастьян Элькано" - испанский парусник на Кубе. Значение для современности

Провинция Гипускоа , Королевство Кастилия , ныне Испания - 4 августа , Тихий океан) - испанский мореплаватель, один из 18 человек (участников экспедиции Фернана Магеллана , вернувшихся в Испанию на единственном из пяти уцелевших судов), первыми обогнувших земной шар .

Хуан Себастьян Элькано
исп. Juan Sebastián Elcano
Дата рождения (1486 )
Место рождения Гетариа , Королевство Кастилия
Дата смерти 6 августа (1526-08-06 )
Место смерти Тихий океан
Подданство Испания
Род деятельности мореплаватель
Дети Доминго Элькано
Автограф
Хуан Себастьян Элькано на Викискладе

Биография

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо, капитана Картахену и одного священника.

После гибели Магеллана в битве при Мактане возглавил экспедицию и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев, большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам , но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля Тринидад). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию император Карл V присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня ), и назначил ежегодную пенсию

(1486 )

Хуа́н Себастья́н дель Ка́но (позднее фамилия изменена на более благозвучную Элька́но ; исп. Juan Sebastián del Cano (Elcano) , баск. Juan Sebastian Elkano ; / , Гетариа , Страна Басков , провинция Гипускоа , Королевство Кастилия , ныне Испания - 4 августа , Тихий океан) - испанский мореплаватель, один из 18 человек (участников экспедиции Фернана Магеллана , вернувшихся в Испанию на единственном из пяти уцелевших судов), первыми обогнувших земной шар .

Биография [ | ]

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо, капитана Картахену и одного священника.

После гибели Магеллана в битве при Мактане возглавил экспедицию и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев, большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам , но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля ). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию император Карл V присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня ), и назначил ежегодную пенсию . На основе его рассказов императорский секретарь Максимилиан Трансильван составил первый отчёт о путешествии, получивший большую известность в Европе.

Хуан Себастьян Элькано - первый мореплаватель в истории, совершивший кругосветное путешествие, имя которого мало кому знакомо за пределами Испании. Элькано обычно не упоминают в учебниках истории - лишь изредка, как одного из участников экспедиции Магеллана. А меж тем, сам португалец прошел лишь половину запланированного им маршрута. И неизвестно, вернулся ли бы хоть один из его спутников домой, если бы не Хуан Элькано. Ему мы и посвящаем сегодняшний выпуск совместного фрегатом «Штандарт » проекта « ».

Люди из стали. Часть 5: Хуан Себастьян Элькано — баск, первым обогнувший Землю

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.

Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии - небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» - вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.

Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, - в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными. В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам - и эта торговая операция определила всю его дальнейшую судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью. Элькано вновь находит способ уйти от наказания. Он записывается добровольцем-рулевым на один из кораблей в составе готовящейся экспедиции Магеллана к Островам Пряностей.

Флот из 5 кораблей под командованием Магеллана покинул Севилью 10 августа 1519 года. Через восемь месяцев плавания, незадолго до выхода экспедиции в Тихий океан, на нескольких кораблях вспыхнул бунт. Причин тому было много - затянувшееся путешествие многих начало утомлять, матросов страшило приближение возможного края света, испанским офицерам досаждало командование «португальского выскочки». Были свои причины и у Хуана Элькано, примкнувшего к бунтовщикам. Бунт был подавлен, и большинство его участников постигла страшная участь, - их посадили на колья, и их выбеленные солнцем скелеты . Элькано оказался среди немногих, кому Магеллан сохранил жизнь. Неизвестно, чем руководствовался португалец, в чем смог его убедить баскский рулевой, но именно это решение Магеллана станет одним из самых удачных по ходу экспедиции.

Элькано сохранил жизнь, но не свободу. Последующие пять месяцев он проведёт в цепях, пока Магеллан не освободит его, испытывая нужду в офицерах. Благодаря своим знаниям и талантам Элькано скоро становится капитаном одного из кораблей экспедиции. Баск не участвовал в злополучной стычке с местным населением на острове Матан, унесшей жизнь Магеллана и многих его спутников. Спустя несколько месяцев после трагедии испанский флот достиг цели своего путешествия - островов Пряностей, но лишь один из вышедших из Севильи кораблей - «Виктория» - смог продолжить путь, приняв на борт ценный груз гвоздики и корицы. Капитаном судна, а по совместительству - руководителем всей экспедиции - был Хуан Себастьян Элькано. Он принимает судьбоносное решение, - не идти назад (как исходно планировал Магеллан), а продолжить движение на запад и вернуться в Испанию через Индийский Океан и мыс Доброй Надежды.

6 сентября 1522 года «Виктория» достигла испанских берегов. Первое в истории человечества кругосветное плавание, продлившееся три года, завершилось. Король Карл I достойно отблагодарил Элькано за службу - из рук монарха, чей корабль он за несколько лет до этого продал генуэзцам, бывший контрабандист, бунтовщик и предатель получил дворянский титул и личный герб с изображением земного шара и фразой над ним: «Primus circumdedisti me» («Ты первый обогнул меня»). Досталась Элькано и часть прибыли от продажи привезенных им пряностей.

В 1525 году Элькано отправится в новую экспедицию по тому же маршруту, и вновь примет на себя командование флотом после гибели адмирала Гарсии де Лоайса. Но повторить свой успех ему будет не суждено - Хуан Себастьян Элькано умрет от болезни 4 августа 1526 года, на борту своего судна посреди Тихого океана. Из более чем 450-ти участников этой экспедиции домой вернутся лишь пять - спустя одиннадцать лет.

В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.

Материал подготовили:

Светлана, волонтер «Штандарта»
Даня, компания «Полветра»

Основная цель проекта «Люди из стали» — образовательная, и мы, команда «Штандарта» и компания «Полветра», поддерживаем и приветствуем распространение выпусков нашей исторической серии на других онлайн-ресурсах и сайтах. Тем не менее, этот проект авторский и уникальный, и мы просим упоминать его создателей при копировании этих материалов и давать ссылки на оба источника — | shtandart.ru . Спасибо!

исп

В молодости был наёмником, воевал в Италии. Заработав денег, обосновался в Севилье , стал капитаном торгового судна. Разорился и оказался под угрозой тюрьмы; чтобы спастись, записался в экспедицию Магеллана.

Известен тем, что возглавил экспедицию Магеллана после смерти последнего и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был очень рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. 18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам, но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля «Тринидад»). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию король Карлос I (он же император Карл V) присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня), и назначил ежегодную пенсию. На основе его рассказов императорский секретарь Максимилиан Трансильван составил первый отчёт о путешествии, получивший большую известность в Европе.

Элькано также участвовал в качестве капитана одного из кораблей в экспедиции Лоайса, которая направлялась по проложенному Магелланом пути к Островам Пряностей. Плаванье выдалось очень тяжёлым, и смертность на кораблях была крайне высока. 30 июля 1526 умер адмирал Лоайса, назначив своим преемником именно Элькано, который сам к тому времени был тяжело болен. Но ему не было суждено долго пробыть адмиралом. 6 августа его помощник Урданета отмечает в своём журнале: «Скончался доблестный сеньор Xуан Себастьян дель Элькано». В тот же день волны сомкнулись над телом покойного.

На родине мореплавателя, в Гетарии, память его увековечена каменной плитой с надписью: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле „Виктория“. В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве-и-Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света».

Имел внебрачного сына Доминго Элькано, рождённого от Марии Эрнандес Дерниальде.

"Из всех людей, живущих на земле, я больше всего люблю стариков и детей..." - говорил Штирлиц. Перефразируя эту фразу могу сказать, что из всего существующего транспорта я больше всего люблю корабли и поезда. Ну и еще старые автомобили, пожалуй. Именно поэтому одним из самых ярких впечатлений, которые оставила после себя Гавана, была случайная встреча со знаменитым учебным судном Королевских ВМС Испании "Хуаном Себастьяном Элькано", третьим в мире по величине, после барков "Седов" и "Крузенштерн", историческим парусником в мире.


Это была наша первая прогулка по столице Кубы и надо же было так сложиться обстоятельствам, чтобы выйти к набережной как раз в тот момент, когда знаменитый парусник выходил из гавани Гаваны, чтобы продолжить свой круиз и направиться в Нью-Йорк. А проплывая он оставлял за своими бортами старые испанские укрепления XVI века - крепость Эль-Морро и крепость Сан Сальвадор де Ла Пунта.

02. Крепость Эль-Морро, или Крепость Трех Волхвов (Castillo de los Tres Reyes), возведенная испанцами в XVI веке.

03. Крепость расположена по другую сторону канала выходящего из Гаванского залива, вокруг которого стоит город.

Баркентина "Хуан Себастьян Элькано" была построена в 1927 году на испанской верфи в Кадисе. А в ее первом морском путешествии принимал участие даже сам король Альфонсо XIII. Правда вскоре в Испании была провозглашена Вторая Республика, а король изгнан. После этого баркентина стала частью республиканского флота ВМС. Свое название парусник получил от знаменитого испанского мореплавателя Хуана Себастьяна Элькано, участника экспедиций Фернана Магеллана.

Именно Элькано принадлежит честь быть первым человеком обогнувшим земной шар. За что король Испании Карлос I (он же затем император Священной Римской империи Карл V Габсбург) назначил мореплавателю ежегодную пенсию, пожаловал герб и личный девиз "Primus circumdedisti me" (лат. Ты первый обогнул меня). Этот же девиз носит и парусник.

04. Баркентина "Хуан Себастьян Элькано" проходит возле стен Эль-Морро.

05. 25-метровый маяк крепости Эль-Морро был построен в 1845 году. Также когда-то в крепости располагалась и школа смотрителей маяков.

06. Старинная пушка крепости Сан Сальвадор де Ла Пунта смотрит на выход из залива. Но огонь по паруснику не открывает. Во-первых испанский корабль приплыл на Кубу с дружеским визитом, а во-вторых баркентина и сама имеет на своем борту вооружение в виде двух пушек и четырех пулеметов, правда оружие используется как церемониальное.

Парусник отправился в учебный рейс из Кадиса 1 апреля 2012 года, вскоре достиг берегов Тенерифе и покинул их 10 апреля, пересек Атлантический океан и достиг Гаваны 4 мая. Мы же как раз оказались 15 мая на набережной в те десять-пятнадцать минут, когда он покидал Кубу и отправлялся в Нью-Йорк, чтобы возглавить парад учебных судов на Гудзоне. Кстати "Хуан Себастьян Элькано" за свою морскую карьеру проплыл более 2 миллионов морских миль, а это почти четыре миллиона километров, больше всех в мире.

07. "Хуан Себастьян Элькано"

Что же касается технических характеристик, то, как я уже писал, это четырехмачтовая баркентина. То есть судно полностью оснащено косыми парусами, кроме носовой фок-мачты, только она несет прямые паруса. Длина судна 113 метров, высота надводной части 48 метров, скорость хода при работе дизельного двигателя 24 км/ч, а под парусами 32 км/ч. Экипаж более 200 человек. В автономном плавании парусник может находится 73 дня.

Из интересных фактов следует добавить, что в 1958 году на судне учебный круиз совершил будущий король Испании Хуан Карлос I де Бурбон, который отрекся в 2014 году от престола в пользу своего сына, нынешнего испанского короля Филиппа VI, который также проходил практику на этом корабле в 1987 году.

08. Провожая взглядом уходящую в Мексиканский залив баркентину в голове рождались романтичные образы из романов Жюля Верна, Рафаэля Сабатини, Майн Рида и Джека Лондона...