Херсонес учебный фрегат. Легендарный парусник «Херсонес» отремонтирован и остается в Севастополе. Если у вас появится возможность подняться на борт «Херсонеса» в день «открытого трапа»

Вернется ли в Севастополь парусник «Херсонес»? Легендарное учебное судно гниёт и разворовывается на приколе в Керчи

Стало известно, что, возможно, в Севастополь вернётся учебное парусное судно «Херсонес». История корабля с таким близким всем нам именем в последние годы была очень печальна.

«Херсонес» (Khersones) - учебный трехмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением).
Это современное трехмачтовое судно построено в Польше на Гданьской судоверфи им. Ленина в 1989 году по прототипу парусных судов начала XX века. В Польше были построены однотипные парусники: «Дружба» для г.Одесса, «Мир» для г. Ленинград, «Херсонес» для г.Севастополь, «Паллада» и «Надежда» для г.Владивосток, по правилам и под надзором Морского Регистра СССР по заказу МРХ СССР.

При постройке корпус судна был выкрашен в белые цвета. Это решение было принято первым капитаном судна О. Е. Елфимовым. В 2003 году корпус судна перекрашен специальной тёмно-красной краской фирмы AKZO-Farben-International, которую украшает полоса песочно-золотистой охры, идущая вдоль борта. Известные золотые орнаменты кормы этой серии судов (все однотипные судна имеют эту отделку) гармонично вписываются в новую окраску

УПС «Херсонес» 28 марта отметило свой 25-летний юбилей. После спуска на воду владельцем судна являлось Севастопольское ПОРП «Атлантика».

В 1991 году «Херсонес» был передан Керченскому государственному морскому технологическому университету. С этого же периода на условиях аренды парусник эксплуатировался немецкой туристической компанией «Инмарис» (нем. Inmaris Perestroika Sailing GmbH) в качестве круизного судна.

С 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем эксплуатация судна была прекращена, и оно находилось в отстое в керченском порту.

Все последние годы прекрасный парусник «умирал» у причала, превращаясь в груду металлолома, и приносил судовладельцу лишь одни убытки. Ничьи попытки возродить судно не имели успеха. Но дыхание «крымской весны» коснулось и его.

Сейчас учебное парусное судно «Херсонес» может вернуться на родину. В Севастополе корабль будет отремонтирован и восстановит свои первоначальные функции: станет отличной школой будущих покорителей моря.

Мировая практика подготовки специалистов для работы в море предусматривает прохождение кадетами обязательной практической подготовки в условиях действующего судна. Особой гордостью высших учебных заведений морской направленности является наличие в их арсенале действующего парусника. А такие достойные заведения в нашем городе есть.

К слову, в стенах бывшей Академии ВМС им. П.С. Нахимова, которая в ближайшем будущем вернёт своё историческое им «Черноморское высшее ордена Красной Звезды военно-морское училище имени Павла Степановича Нахимова», трудится мудрый наставник молодёжи Михаил Иванович Сухина, капитан фрегата «Херсонес», стоявший у его штурвала все годы эксплуатации судна. Без сомненья, у нас есть специалист, способный передать молодым штурманам свой бесценный опыт.

Очевидно, возрождённый парусник мог бы стать прекрасной эмблемой и символом нашего славного города-героя. Дело за малым – вернуть корабль в родную гавань. Но практически свершившийся шаг по буксировке парусника потерпел неудачу.

За годы отстоя в Керчи судно подверглось сильной коррозии. Имущество, аппаратура, элементы такелажа и рангоута, а также памятные подарки, кубки и награды, заработанные в престижных международных парусных соревнованиях (например, в гонке, посвящённой 500-летию открытия Америки) постепенно расхищались.

Процесс разрушения судна, в которое 7 лет ничего не вкладывали, неизбежен. Украинское государство не нашло средств для сохранения предмета гордости морской державы. Сейчас ещё не поздно спасти парусник, если доставить его в Севастопольскую бухту.

Это почти случилось на днях. Для буксировки судна ЧФ выделил 3 буксира и 2 катера сопровождения. Однако погода не позволила быстро выполнить задачу. А затем ректор Керченского морского технологического института воспрепятствовал транспортировке судна.

Стало известно, что ранее он имел негласное указание от киевских депутатов отбуксировать судно за пределы Крыма. К счастью, этого не произошло. Иначе корабль был бы потерян для Севастополя и мирового парусного флота навсегда.

Украинское правительство не дорожит подобными атрибутами (пример: стоящий в Одессе на приколе более 10-ти лет парусник «Дружба»). По решению ректора КМТУ «Херсонес» в Севастополь не отпустили. Как говорится, воз и ныне там.

Его дальнейшая судьба решается. Но, исходя из опыта многих последних лет, никакой перспективы от прежнего судовладельца ждать не приходится.

Технические данные морского парусного судна «Херсонес»:
Длина — 108,6 м;
Ширина — 14,0 м;
Осадка — 6,5 м;
Водоизмещение — 2986 тонн;
Количество парусов — 26;
Площадь парусов — 2770 м кв.;
Судовая силовая установка — дизельный двигатель «Sulzer» мощностью 750 л. с.;
Скорость — 16,5 узлов;
Экипаж — 42 человек;
Количество курсантов — 120 человек;

ИСТОРИЯ ПАРУСНИКА «ХЕРСОНЕС»

Парусное учебное судно "Херсонес". Построено в Польше на Гданьской судоверфи им Ленина в 1989 году. Первоначально назван «Александр Грин», но по окончанию постройки, в честь 1000-летия крещения Руси, был переименован в «Херсонес».

Современный трехмачтовый фрегат - корабль с полным прямым парусным вооружением. Является одним из серии шести однотипных судов (систершипс): «Дар Млодзёжи», «Дружба», «Мир», «Паллада» и «Надежда». Суда этой серии являются самыми быстрыми учебными парусниками по классификации STI (Sail Training International).


В 1997 году парусник получил известность, став последним судном, обогнувшим мыс Горн под парусами, на выключенных двигателях. Предыдущим парусником такого же класса, мыс Горн был пройден в 1949 году. Это был барк "Памир". С тех пор повторить подвиг "Херсонеса" никто не смог. Все другие крупные парусники были вынуждены включать двигатели для прохождения мыса «Горн».

Чилийская ассоциация вручила судну диплом о прохождении мыса Горн, капитану «Херсонеса» Михаилу Ивановичу Сухину было присвоено почетное звание «Альбатрос».

В 2003 году корпус судна был покрашен тёмно-красный цвет, украшен полосой песочно-золотистой охры вдоль борта и орнаментом того же цвета на корме.

С 2006 по 2015 год судно находилось на продолжительной и вынужденной стоянке в порту Керчь, за такой долгий период из-за отсутствия финансирования техническое состояние парусника полностью пришло в негодность.

В 2014 году новым судовладельцем парусника «Херсонес» Минтранс России, ФГУП "Росморпорт".

9 октября 2015 года ПУС «Херсонес» был отбуксирован для прохождения ремонта в Севастопольский филиал ЦС "Звездочка» и 10 декабря 2015 года был поставлен в док. В июне 2016 года ремонт был окончен. Кораблю возвращена первоначальная окраска. Судовладельцем было принято решение, что ПУС «Херсонес» будет базироваться в порту Севастополь.

С августа 2016 года на парусном учебном судне "Херсонес" начинает прием на борт курсантов Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, филиалов и других морских ВУЗов России для прохождния плавательской парктики.

В сентябре 2016 г. парусник «Херсонес», впервые с момента 2006 г., отправился в свое первое плавание и принял участие в международной парусной регате «SCF Black Sea Tall Ships Regatta – 2016».

С июня 2016 г. по настоящее время капитан судна - Тесленко Дмитрий Сергеевич.

О судовладельце: Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» содействует развитию морской транспортной инфраструктуры России и повышению конкурентоспособности российских морских портов путем эффективной эксплуатации, содержания и развития закрепленного за предприятием федерального имущества в морских портах. Принимает активное участие в реализации федеральных целевых программ развития морского транспорта Российской Федерации. Оказывает услуги по обеспечению безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним.

Статья о трехмачтовом паруснике «Херсонес», который базируется в Севастополе. Авторские фото были сделаны, когда фрегат заходил в феодосийский порт.

Севастополь славится историческими достопримечательностями и по праву считается городом славы русских моряков. Ежегодно с 2014-го база Черноморского флота пополняется новыми кораблями. Некоторые возвращаются в строй после ремонтных и восстановительных работ, другая часть - совершенно новые образцы с современным оборудованием. С 2016 г. учебный фрегат «Херсонес» - еще одна визитная карточка Севастополя, которой гордятся местные жители и весь Черноморский флот.

Парусник «Херсонес» - вторая жизнь

В украинском Крыму судно было обречено и более десяти лет ржавело в порту . Из-за недостатка финансирования парусник перестали обслуживать и сократили экипаж. Время не пощадило некогда красивое судно: мачты и палуба сгнили, а металл начала съедать ржавчина. Чтобы дать фрегату вторую жизнь, федеральное предприятие «Росморпорт» взяло судно под свою защиту.

Вторая жизнь учебного парусника

День открытого трапа на «Херсонесе»

В 2015 году «Херсонес» отбуксировали на судоремонтный завод Севастополя, где несколько месяцев полностью восстанавливали все оснащение корабля. После ремонта судно вышло в море и приняло «боевое крещение», поучаствовав в Черноморской регате больших парусников, которая проходила у побережья Сочи.

Теперь судно выполняет те задачи, которые ставились при его строительстве. Борт «Херсонеса» - отличная школа для подготовки специалистов различных морских профессий. Учебу и практику проходят курсанты из разных городов России.

Как попасть на парусник «Херсонес»

Периодически на паруснике устраивают день открытого трапа: все желающие могут бесплатно подняться на борт и самостоятельно или с экскурсией рассмотреть все в деталях, покрутить штурвал или ударить в рынду, заглянуть в каюты, подняться на капитанский мостик и, конечно, сделать памятные снимки на возрожденном паруснике.

Мини-колокол имитирует аналогичный в заповеднике «Херсонес«

Фото сделаны во время захода «Херсонеса» в акваторию Феодосии

Трехмачтовый фрегат можно увидеть на главных праздниках республики, его всегда ждут с воодушевлением. Посмотреть, как «Херсонес» поднимает паруса на закате утопающего в море солнца, приходят тысячи зрителей. Если погодные условия соответствуют, корабль входит в бухту Севастополя со всеми поднятыми парусами, так было и на День ВМФ. Корабль с 26 парусами проходит вдоль построения военных кораблей на радость всем присутствующим.

Несомненно, теперь у «Херсонеса» начался новый жизненный этап, и парусник будет достойно служить своей стране.

В истории парусника «Херсонес» много удивительных и неожиданных поворотов. Парусник пережил не один шторм, работал в качестве туристического судна и менял цвет на ярко-красный, совершил легендарный обход мыса Горн под одними парусами. Он должен был заржаветь в отстойнике Керченского порта, но «Крымская весна» изменила его судьбу.

Рождение

Трехмачтовый парусный фрегат «Херсонес» был спроектирован польским конструктором Зигмундом Хоренем. По его чертежам были сконструированы большие парусные суда, такие как «Мир», «Надежда», «Паллада» и другие.

«Херсонес» заложен в 1987 г. на Гданьской верфи им. Ленина в Польше по заказу министерства рыбного хозяйства СССР. Это было четвертое судно из серии: «Дар молодежи» и «Дружба» уже находились в эксплуатации, заканчивалась постройка «Мира».

Фрегат построен по прототипу парусных судов начала XX века и экипирован полным парусным вооружением типа «корабль». 26 парусов управляются исключительно вручную и обеспечивают основное движение судна. Два двигателя с приводом на один винт регулируемого шага служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта.

Первоначально судну планировалось присвоить имя Александра Грина. Однако по окончанию постройки, совпавшему с 1000-летием крещения Руси, парусник получил свое название в честь древнего города, в котором в X веке принял крещение киевский князь Владимир.

Жизнь

С вводом в эксплуатацию в 1989 г., судно под управлением Черноморского отряда учебных судов совершало учебные международные рейсы с курсантами на борту. В 1991 г. ПУС «Херсонес» передано Керченскому филиалу Калининградского технологического института рыбной промышленности и хозяйства. В 1992 г. судно перешло под Украинский флаг, лишилось валютного финансирования и возможности приобретать запасные части для ремонта импортного оборудования.

Руководство уже Керченского морского технологического института заключило договор с немецкой компанией Inmaris Perestroyka Sailing, по которому Inmaris нес большинство расходов на содержание и эксплуатацию судна в обмен на возможность его коммерческой эксплуатации. Корабль принимал участие во многих морских фестивалях Европы и выполнил множество дальних походов. В 2000 г. судно прошло переоборудование. Тогда же отношения с Inmaris украинской стороной были разорваны. В 2003 г. судно перекрашено в красный цвет, для большей узнаваемости, а также для экономии денежных средств и трудовых ресурсов.

Смерть

С приходом к власти в Украине «оранжевых» все изменилось. По мнению руководства Министерства аграрной политики Украины судно не приносило прибыли, хотя учебное судно, по определению, не может приносить прибыли. В марте 2006 года, когда был уже оформлен отход в очередной рейс, министр аграрной политики Барановский запретил выход. Это вызвало протесты среди студентов КМТИ, были митинги, петиции во все инстанции страны. В результате, ректор КМТИ Колодяжный В.В. был уволен, а судно постепенно умирало в Керченском порту. Немецкая сторона предъявила иск к Украине, надеясь вернуть средства, затраченные на переоборудование судна. После процесса, который шел в Гаагском суде около 5 лет, Украина выплатила 4,8 миллиона евро. В мае 2006 г. судно выведено в отстой Керченского порта с сокращением экипажа. Постепенно парусник стал покрывать ржавчиной и умирать.

Воскрешение

После вхождения Крыма и Севастополя в состав России судьба парусника изменилась. В соответствии с решением Крымского морского совета от 11 апреля 2015 г. «Херсонес» распоряжением Совета министров Крыма и приказом министерства имущественных и земельных отношений Крыма было передано в федеральную собственность и закреплено за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения. Судно было принято по передаточному акту 8 июня 2015 г. в порту Керчь.

После приема судна ФГУП «Росморпорт» провело работу по переводу ПУС «Херсонес» под российский флаг, оформлению документов, подтверждающих право собственности и государственной регистрации прав на судно. Силами предприятия была проведена буксировка судна в законвертованном состоянии по маршруту Керчь – Севастополь.

Ремонт судна проводится по договору с АО «ЦС «Звездочка» (бывш. ГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе») в Севастополе под наблюдением российского речного регистра. Паруснику был возвращен исторический белый цвет с синей полосой вдоль борта и золотисто-охровыми украшениями. Полностью ремонт и модернизация судна должны быть завершены к августу 2016 г. Объем финансирования – более 150 млн рублей. Дальнейшее использование судна планируется по прямому назначению – проведение учебных плавательных практик курсантов и студентов морских учебных заведений России.

Со 2 июля 2016 года трехмачтовый парусник «Херсонес» официально приписан к Севастопольскому порту. Решение было принято, в частности, из-за строительства керченского моста, который в перспективе не дал бы кораблю выходить в море, поскольку высота мачт составляет около 50 метров. 12 августа на корабле подняли паруса. 22 августа корабль освятил настоятель Владимирского собора-усыпальницы адмиралов отец Алексей. По состоянию на начало сентября «Херсонес» готовится к участию в российском этапе черноморской регаты «SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2016».

В публикации использованы материалы ФГУП «Росморпорт» и телеканала «Первый Севастопольский»

В век электроники, компьютеров и ядерной техники? Споры по этому поводу достигли накала тридцать пять лет назад. Скептики утверждали, что готовить специалистов для современного флота, гоняя их по вантам и реям, все равно, что на конных бричках учить шоферов правилам вождения. Однако многие из моряков-профессионалов придерживались иного мнения. На морских парусных кораблях в повседневном рутинном режиме воспитываются в человеке ценные качества: взаимовыручка, умение принять правильное решение в сложных ситуациях и чувство коллективной ответственности. Нет ничего хуже, когда человек надеется на возможности современной техники, встретившись один на один со стихией, которая может отнять разум и силы. На паруснике ежесекундно чувствуется взаимодействие судна, ветра и волн. В конце концов, победила вторая точка зрения. После долгого перерыва учебные парусные суда начали строить практически во всех странах. Бесспорным лидером в создании учебного парусного флота было государство СССР.

парусный фрегат «Херсонес»

Одним из прекрасных представителей парусного флота СССР является «Херсонес» - учебный трехмачтовый фрегат в настоящее время принадлежащий Керченскому государственному технологическому университету, Украина. Фрегат «Херсонес» последний в серии из шести парусных кораблей построенных по заказу руководства СССР в Польше на верфи «Stocznia Gdańska » в 1989 году.

трехмачтовый фрегат «Херсонес» в море

фрегат «Херсонес» в одном из портов

морское парусное судно «Херсонес» в море

ходовая рубка трехмачтового судна «Херсонес»

Однотипные морские парусные суда : «Дар Молодежи», «Дружба», «Мир», «Паллада» и « » были построены с целью введения учебной практики в морских учебных заведениях. Корабли находились в портах Гданьск, Одесса, Севастополь, Санкт-Петербург и Владивосток. При постройке фрегата «Херсонес » корпус судна был выкрашен в белый цвет.

фрегат «Херсонес» в иностранном порту

морское парусное судно «Херсонес» в порту Amsterdam 2005 год

Трехмачтовое морское парусное судно «Херсонес» было арендовано в 2001 году морским агентством «INMARIS PERESTRIKA SAILING », Германия для выполнения ознакомительных рейсов из Европы в Южную Америку через мыс Горн. Фрегат, успешно проходил все испытания, но 2003 году стал на плановый ремонт, где были проведены работы по модернизации с целью использования его как . Там не были установлены джакузи и паруса с электронным управлением. Просто были переоборудованы и установлены новые каюты с душем, уборной и другими необходимыми условиями для полноценного времяпровождения. Также был сделан ремонт на камбузе, но особенным стал корпус судна, который был перекрашен в тёмно-красный цвет. На нем появились полосы песочно-золотистой охры, идущие вдоль борта. Известные золотые орнаменты кормы этой серии судов гармонично вписываются в новую окраску.

морское парусное судно «Кhersones» на модернизации

фрегат «Херсонес» после модернизации

трехмачтовое морское парусное судно «Херсонес» вышел в море


Пассажиры морского парусного судна « KHERSONES » принимали непосредственное участие в повседневной деятельности экипажа корабля, наслаждались их четкой и уверенной работой по постановки парусов, а также посещали вместе с парусником прекрасные острова Индийского океана и другие страны. Фрегат «KHERSONES» превращал их в романтический, увлекательный и незабываемый круиз. На морском парусном судне «Херсонес» есть лекционный зал, где могут послушать интересные лекции про историю парусного флота мира.

вид на море с фрегата «Херсонес»