Морское господство критской державы. Экономико-географическая характеристика великобритании

Кратко о статье: История линкоров и линейных крейсеров - самых могучих боевых машин, когда-либо созданных человеком.

Сумерки гигантов

Линейные корабли последнего поколения

Мимо нас проплыл безжизненный конкордианский дредноут. Линкору досталось по первое число, и мне трудно себе представить, что еще, кроме бронебойных силумитовых снарядов других линейных кораблей, способно так изуродовать могучую летающую крепость.

Александр Зорич «Завтра война»

Крупнейшие боевые корабли всегда считались красой и гордостью державы, воплощением силы, богатства и технического совершенства государства. Но расцвет и крах всегда ходят рука об руку. В 30-40 годах 20 века тяжелые артиллерийские корабли достигли предела совершенства. А значит, уже не могли развиваться дальше, поспевая в ногу со временем. Представляем вашему вниманию историю взлета и падения самых могучих боевых машин, созданных человеком.

«Договор Пяти Держав»

В 1922 году Великобритания, США, Франция, Япония и Италия заключили соглашение об ограничении вооружений на море - так называемый «Вашингтонский договор ».

Удивительно, но основным вдохновителем разоружения стала Англия - сильнейшая морская держава, идущая согласно договору на наибольшие жертвы. Если прочие государства расставались лишь с несколькими устаревшими кораблями и ограничивали строительство новых, то британцы «пускали под нож» половину своего линейного флота.

Причины подобного «великодушия» были, конечно же, преимущественно экономическими. Война истощила ресурсы королевства. Англичане в любом случае вынуждены были сделать свой «Великий флот», где служило 400 000 моряков, вдвое менее великим.

Свою роль сыграли и соображения тактики. В начале 20 века Англия бездумно строила корабли, стремясь удержать двукратное превосходство над немцами. Классический дредноут имел скорость около 20 узлов и не годился для активных операций. Для обстрела же береговых целей куда лучше подходили мониторы с небольшой осадкой. Единственным назначением линкора оказывалась борьба с аналогичными кораблями противника. И если враг не выходил на бой, корабль становился лишь «истребителем финансов».

В драку никто особенно не рвался, и почти всю войну английский и немецкий флоты простояли на своих базах. Сражаться оказалось не за что: угрожать коммуникациям Англии немецкий флот из Гамбурга не мог; англичане же не видели смысла вторгаться в Северное море.

Бегущий кабан

Быстроходность решала не только проблему мобильности линкора, но и существенно снижала его уязвимость. Подлетное время снаряда на дистанции 20-25 км достигает 40 секунд. За это время линкор смещался на 2-3 корпуса и, заметив вспышку вражеского залпа, мог изменить курс.

Увеличение скорости в полтора раза также сокращало и число вражеских подводных лодок, успевающих перехватить корабль. Значительно хуже оказывалась и точность торпедной стрельбы. Эсминцы, скорость которых в то время чаще всего составляла 35-37 узлов, практически не могли быть опасны. Для того чтобы догнать удирающего гиганта, им требовалось провести 2-3 часа в сфере действия его орудий.

Быстроходные линкоры

К концу войны стало ясно, что линкор при прежнем уровне бронирования и вооружения должен иметь скорость не менее 27 узлов. Более мощные машины увеличили бы водоизмещение корабля примерно до 45000 тонн, но таких гигантов и потребовалось бы немного. Более скоростные корабли проще перебрасывать с одного театра военных действий на другой. Вместо того чтобы годами ожидать генерального сражения с вражескими линкорами, скоростной корабль мог бы участвовать в операциях, сопровождая и поддерживая крейсера.

Но «Вашингтонский договор», среди прочего, запрещал строить корабли и с водоизмещением свыше 35000 тонн. Быстроходный линкор в эти рамки не умещался. В результате в 20-30 годах державы даже не использовали установленный лимит по числу и суммарному водоизмещению линейных кораблей. Ограничения все равно не позволяли создать корабль с соответствующими требованиям времени возможностями. Сказывались в том числе и последствия «Великой депрессии».

До конца 30-х англичане спустили на воду лишь «Родней » и «Нельсон » - корабли отнюдь не выдающихся достоинств: хорошо вооруженные (9 406-мм орудий) и защищенные, но тихоходные. Американцы решились на 3 похожих линкора типа «Мэриленд ». Итальянцы, французы и японцы не строили ничего. Немцы были связаны версальскими ограничениями. А в СССР строился социализм.

Ситуация оживилась только в последние предвоенные годы. Как только запахло порохом, державы ринулись вооружаться, дружно отбросив вашингтонские ограничения. Но было уже поздно. Всего за довоенные и военные годы было построено только 23 быстроходных линкора.

Сухие цифры не дают вполне адекватного представления о боеспособности этих кораблей. Так, по соотношению защиты, скорости, вооружения и водоизмещения наиболее выигрышно выглядят «Литторио ». Но если итальянская корабельная броня к тому времени была лучшей в мире, то орудия этой страны отличались очень низким качеством.

В одном отношении именно итальянцы продемонстрировали подавляющее преимущество быстроходного линкора над обычным. Во время боя при Матапане «Витторио Венето» получил торпеду в корму, потерял половину винтов и осел в воду по палубу... Но и после этого старый английский «Вэлиэнт» не смог его догнать.

С другой стороны, формально ничем не выдающиеся немецкие линкоры за счет продуманной конструкции проявляли невероятную живучесть под вражеским огнем. Англичане всадили в «Бисмарк » около 40 снарядов калибром 356-406 мм. Причем последние выстрелы были сделаны с дистанции всего 2500 м. Кроме того, линкор был поражен 4 торпедами. Но после войны осмотр лежащего на дне корпуса показал, что затонул «Бисмарк» в результате открытия экипажем кингстонов .

Столь же неприятно удивил противника и «Тирпиц ». Он остался на плаву после подрыва под днищем четырех 2-тонных мин, заложенных диверсантами. «Достать» его англичане сумели только бомбами весом 5,5 тонн. «Тирпиц» затонул не сразу, а после 3 прямых и нескольких близких попаданий. К слову, «Рома » - последний из трех линкоров типа «Литторио» - скрылся под водой после 2 попаданий бомбами весом 1800 кг.

Если же задаться вопросом, который из проектов являлся лучшим, то придется признать, что большинство типов быстроходных линкоров были примерно равны по силам. Европейские имели лучшую защиту, американские - более мощное вооружение. На титул же лучшего корабля в классе традиционно претендуют «Ямато » и «Айова ». Причем едва ли можно усомниться, что куда более могучий японский линкор легко вышел бы победителем из поединка.

Гигантизм не сделал «Ямато» неуклюжей уродиной, подобной немецкому супертанку «Маус ». Тщательный подбор формы корпуса обеспечил ему маневренность даже лучшую, чем у многих других линкоров, приемлемую скорость и возможность действовать на мелководье.

Со своей стороны, «Айовы» отличались лучше сбалансированными характеристиками, и превзошли бы «Ямато» при выполнении любой боевой задачи (кроме, собственно, боя с «Ямато»). Скорость этих кораблей иногда указывается даже в 33 узла. Волна, поднимаемая идущим полным ходом линкором, представляла нешуточную угрозу для сопровождающих его эсминцев. Но иногда бывала и спасительной: опытные капитаны специально направляли в нее свои корабли, чтобы захлестнувшая палубы вода потушила пожары.

Советский Союз

К началу Второй Мировой войны СССР располагал лишь тремя старыми линейными кораблями, построенными еще во времена империи. Один из них базировался в Севастополе, чтобы при случае нейтрализовать турецкий линейный крейсер «Явуз » (бывший немецкий «Гебен »). Два остальных на Балтике готовились присоединить залпы своих орудий к огню береговых батарей Кронштадта. Ведь показатели «Марата », «Парижской Коммуны » и «Октябрьской Революции » выглядели скромно даже по меркам Первой Мировой. Подобное положение дел не казалось советскому руководству приемлемым. Принятая в 1938 году «Большая судостроительная программа » предусматривала постройку 15 гигантских линкоров типа «Советский Союз ». Но к лету 1941 года заложено было всего 4. Промышленность страны еще не была готова произвести ни броню, ни машины для линейных кораблей. После победы достройка «Союзов» не возобновилась. Как из-за разрухи, так и потому, что стало известно: при существенно более высокой стоимости советские линкоры и линейные крейсера оказались бы не лучше американских «Айов» и «Алясок».

Линейные крейсеры

Еще одним вариантом тяжелого артиллерийского корабля были появившиеся в начале 20 века линейные крейсера. При равном с линкорами водоизмещении и вооружении корабли этого типа имели облегченную броню, но повышенную до 25-29 узлов скорость. Предполагалось, что сочетание проворства и вооружения позволит линейному крейсеру участвовать как в рейдах, так и в сражениях.

Но на деле для патрулирования на коммуникациях линейные крейсера оказались избыточно вооруженными. Орудия калибром 343-381-мм могли понадобиться только для борьбы с линкорами. Но вот с ними-то крейсеру не позволяла вступать в бой броня. Еще в Цусимском сражении первым на дно отправился именно линейный крейсер «Ослябя ». В Ютландской же битве англичане потеряли 3 линейных крейсера, но ни одного линейного корабля. Со стороны немцев также были потеряны старый броненосец и линейный крейсер.

Тем не менее, после Первой Мировой войны флагманом флота Ее Величества стал именно линейный крейсер «Худ » - самый крупный и самый близкий к идеалу «быстроходного линкора» корабль. Но результат его встречи с настоящим быстроходным линкором - «Бисмарком» - был вполне предсказуем. После второго попадания «Худ» взорвался. Тогда как линкор «Принц Уэльский », даже получив от «Бисмарка» 5 снарядов, вышел из боя лишь из-за технической неисправности.

Линейные крейсера нового поколения проектировались уже только в расчете на бой с другими крейсерами, что позволило уменьшить калибр орудий. К началу войны французы построили «Дюнкерк » и «Страсбург », немцы же обзавелись «Шарнхорстом » и «Гнейзенау ». И если французские корабли выделялись в первую очередь оригинальным размещением вооружения (главный калибр в двух 4-орудийных башнях на носу, вспомогательные орудия - на корме), то немецкий вариант отличало несуразно мощное для линейного крейсера бронирование. Ограничившись защитой лишь от огня 203-мм орудий, немцы получили бы действительно идеального «убийцу крейсеров» со скоростью 34-35 узлов.

Связаны оригинальные характеристики «Шарнхорстов» были с тем, что, освободившись в 1935 году от версальских (но не вашингтонских!) ограничений, немцы попытались получить сразу и полноценный линкор, и рейдер. Причем уложившись в разрешенные 35000 тонн. Естественно, результат оставлял желать лучшего.

Конструировали линейные крейсера и в других странах. Но американские «Аляска » и «Гуам » (несомненно, лучшие корабли в своем классе) появились только к концу войны, и принять участие в боевых действиях не успели. Два советских крейсера типа «Кронштадт » достроены не были.

Линкор против авианосца

В наше время нередко утверждают, что уже к началу Второй Мировой линкор был устаревшим типом корабля. Исход сражений определяли авианосцы, ведь самые мощные пушки бьют максимум на 40-45 км, а палубная авиация способна обнаружить и атаковать противника на расстоянии 300-400 км.

Но стратеги 40-х годов не разделяли этой точки зрения, справедливо полагая, что сравнивать линкор с авианосцем столь же нелепо, как и с подводной лодкой. Преимуществ морской авиации никто не оспаривал, но ведь на суше самолеты не заменили пушек. Лишь в Японии производство линкоров прекратилось в 43 году. В США и Великобритании линейные корабли строились до конца войны.

Авианосцы вызывали у адмиралов вполне оправданное недоверие. Ведь авиация активна только днем и только в хорошую погоду. За ночь же быстроходный линкор успевал нанести удар и выйти за пределы досягаемости торпедоносцев. Лучшие моряки - англичане и японцы, - готовились сражаться именно ночью. И предпочтительно в условиях тяжелого шторма. Учения флотов этих наций носили настолько экстремальный характер, что нередко приводили к гибели кораблей. Вплоть до линкоров.

Но тяжело в учении - легко в бою. Ночью японцы в обычные бинокли раньше обнаруживали американские корабли, чем американцам удавалось заметить противника с помощью радара. Англичане же проводили конвои через Сицилийский пролив в такую погоду, когда вражеские эсминцы, отправленные на перехват, исчезали в волнах, радировав: «Мы тонем, да здравствует Италия!».

Согласно довоенным представлениям английских, японских, немецких и американских адмиралов, авианосец должен был постоянно сопровождать 2-3 линкора, осуществляя разведку и прикрывая их от атак с воздуха. Соответственно, он вынужден был действовать независимо от погоды и сближаться с противником на ту же дистанцию, что и его «подопечные». А это, в свою очередь, требовало снабдить корабль мощной броней даже в ущерб числу самолетов на борту. Дальше всех зашли японцы, вооружившие некоторые свои авианосцы 8-дюймовыми пушками.

Авианосцы так и остались бы вспомогательной силой при линейном флоте. Но в 1941 году адмирал Ямамото принял революционное решение применять их самостоятельно и массированно. Только выбирая время и место боя по своему усмотрению, морская авиация могла полностью использовать свои преимущества. Потеряв линкоры в Перл-Харборе , такой же тактики вынужденно стали придерживаться и американцы. Англичане же еще долго оставались при своем мнении.

Американская авиация потопила гигантские «Ямато» и «Мусаси», и этот факт часто рассматривается как доказательство превосходства авианосцев. Действительно, от армады бомбардировщиков линкоры не спасала ни мощнейшая зенитная артиллерия (24 универсальных 127-мм орудия и до 150 25-мм автоматов), ни заградительные залпы из 460-мм орудий. Но... никакой авианосец не продержался бы так долго и против четверти брошенных на «Ямато» сил. Дело было лишь в том, что на действия в условиях полного господства противника в воздухе линкор все-таки не рассчитан.

Универсальный калибр

В 30-х годах стандартным вооружением линкоров стали 12-20 универсальных орудий калибром 114-133-мм, предназначавшихся для огня как по надводным, так и по воздушным целям. Исключением оказались немецкие «Шарнхорсты» и «Бисмарки». Их создатели в такой степени были уверены, что для борьбы с эсминцами требуется калибр не менее 150-мм, что пытались поставить 6-дюймовые орудия даже на собственные эскадренные миноносцы.

Естественно, 12 таких пушек получил и линкор. Для борьбы с авиацией предназначались еще 14-16 зениток. В результате суммарный вес залпа вспомогательной артиллерии по отношению к весу залпа главного калибра составлял у «Шарнхорста» 26%, вместо 3-13% у «нормальных» линкоров. Несомненно, «стандартный комплект» вспомогательной артиллерии при меньшем весе лучше защитил бы корабль от атак как с моря, так и с воздуха.

С последними залпами Второй Мировой в основном закончилась и история линкоров. Хотя они еще строились. В 1946 году англичане спустили на воду «Вэнгард » - ничем не примечательный корабль, отличающийся от собратьев типа «Кинг Джордж» лишь увеличенной до 30 узлов скоростью и вооруженный восемью 381-мм пушками, снятыми со старых дредноутов. Французы же в 1950 году достроили однотипный с «Ришелье» «Жан Барт ».

В СССР новые проекты линкоров продолжали прорабатываться до 53 года. Но ни один из планов не получил воплощения в металле. В результате флагманом советского флота оставался «Новороссийск » - трофейный итальянский линейный крейсер «Джулио Чезаре » (тип «Кавур ») 1914 года рождения.

В 1955 году в гавани Севастополя «Новороссийск» был уничтожен подводным взрывом неустановленного происхождения. Такое объяснение, как «диверсия иностранных спецслужб», видимо, может быть отброшено с порога. Ибо никакой боевой (и даже пропагандистской) ценности этот корабль уже не представлял. В самом ближайшем будущем его, как и прочие линкоры, ожидала отправка на слом.

К концу 50-х разделке на металл уже подверглись не только старые линейные корабли, но и большинство новейших. Лишь 4 «Айовы» американцам было жаль. Их решили законсервировать до случая . В итоге вечный покой этих линкоров оказался весьма беспокойным. «Айовы» повоевали у берегов Кореи, потом их «пробудили» во время Вьетнамской войны . Затем они поддерживали высадку американских войск в Ливане. В 84 году линкоры даже решили снова ввести в строй «на постоянной основе», довооружив 32 «Томагавками ». Предполагалось, что с помощью крылатых ракет и пушек они смогут защищать авианосцы и поражать наземные цели.

«Айовы» бы еще послужили... Если б не распался СССР.

Таблица 1
Быстроходные линкоры ВМВ
Тип Страна Водоизмещение, тонн Скорость, узлов Главный калибр Броня, мм Построено
«Кинг Джордж V» Англия 45000 27 10х356 356 5
«Бисмарк» Германия 50000 30 8х380 320 2
«Литторио» Италия 41000 30 9х380 350 3
«Советский Союз» СССР 69000 28 9х406 375 0
«Норт Каролина» США 37000 28 9х406 305 2
«Саут Дакота» США 38000 28 9х406 310 4
«Айова» США 48000 32 9х406 310 4
«Ришелье» Франция 49000 30 8х380 330 1
«Ямато» Япония 72000 27 9х460 410 2
Таблица 2
Линейные крейсеры ВМВ
Тип Страна Водоизмещение, тонн Скорость, узлов Главный калибр Броня, мм Построено
«Ренаун» Англия 32000 28 6х381 229 2
«Худ» Англия 42000 28 8х381 229 1
«Дойчланд» Германия 14000 28 6х283 100 3
«Шарнхорст» Германия 31000 31 9х283 350 2
«Кавур» Италия 29000 26 10х320 250 2
«Кронштадт» СССР 42000 33 9х305 230 0
«Аляска» США 28000 33 9х305 229 2
«Явуз» Турция 23000 27 10х280 180 1
«Дюнкерк» Франция 26000 30 8х330 240 2
«Конго» Япония 32000 30 8х356 203 4

***

Стоит упомянуть об еще одном качестве линкора, которое в 1984 году казалось американцам важным преимуществом. Линейный корабль выглядит внушительнее авианосца и, в отличие от него, может подойти к враждебному берегу достаточно близко, чтобы аборигены смогли заметить военное присутствие США невооруженным глазом.

Не потому ли линкоры не отпускают человеческое воображение и до сих пор остаются флагманами космических эскадр в фантастических романах и электронных играх?

1

Эта высокоразвитая страна - одна из крупнейших по территории стран мира. Она омывается водами нескольких океанов. Население, отличающееся низкой плотностью (одна из самых низких в мире), размещено в основном на востоке и юго-востоке страны. Страна занимает ведущее место в мире по запасам многих видов минеральных ресурсов: здесь залегает 1/3 мировых запасов бокситов, много железных руд и руд цветных металлов, угля, алмазов, золота; на шельфе океана найдены запасы нефти и газа. В структуре экспорта преобладают минеральное сырье и сельскохозяйственная продукция.

Ответ: ____

2

Определите страну по ее краткому описанию.

Эта страна - одна из крупнейших в мире по площади территории и по численности населения. Значительную, но наименее освоенную часть ее территории занимает низменность. Особенностью страны является высокий уровень урбанизации. Население размещено крайне неравномерно: 9/10 населения сосредоточено в приокеанской полосе. Страна богата разнообразными природными ресурсами: по запасам железных, марганцевых руд, бокситов занимает одно из первых мест в мире; огромны ее водные, лесныересурсы.

Ответ: ____

3

Определите страну по ее краткому описанию.

Эта африканская страна омывается водами двух океанов. Столица - не самый крупный город в стране. Богата разнообразными полезными ископаемыми: алмазами, золотом, платиной, ураном, железными рудами. Сельское хозяйство достигло высокого уровня развития. Отраслями специализации являются горнодобывающая промышленность, черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

Ответ: ____

4

Определите страну по ее краткому описанию

Эта страна омывается Средиземным морем. Значительные ее площади заняты пустыней. Название страны совпадает с названием ее столицы. Столица же - крупнейший по численности населения город страны. Сельское хозяйство в стране - основная отрасль экономики. Главные его направления: возделывание зерновых культур, овощеводство, плодоводство (тропических культур), скотоводство. Многочисленные достопримечательности, среди которых несколько известных археологических комплексов, постоянно привлекают внимание туристов. На первом месте по праву находится знаменитый Карфаген.

Ответ: ____

5

Определите страну по ее краткому описанию.

Эта европейская страна имеет заморские территории в Северной и Южной Америке, Индийском и Тихом океане, в Антарктиде. Ее западные и северные районы - равнины и низкогорья; в центре и на востоке - средневысотные горы. На юго-западе - и на юго-востоке - довольно высокие горные районы. Климат морской, умеренный, на востоке переходный к континентальному, на побережье Средиземного моря субтропический средиземноморский. В настоящее время рост численности населения идет в основном за счет иммигрантов из мусульманских стран, чем и вызваны частые политические волнения в стране. Большой известностью на мировом рынке пользуются одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, коньяки и сыры, произведенные в этой стране.

Ответ: ____

6

Это государство занимает большую часть полуострова, на котором расположено. По форме правления - монархия (королевство). Столица этого государства расположена не на побережье. В прошлом - крупнейшая морская держава. В настоящее время ей принадлежит самый большой в Европе рыболовный флот.

Ответ: ____

7

Определите страну по ее краткому описанию.

Это одна из самых густонаселенных стран Европы. Страна расположена на землях в устьях рек Рейна, Мааса и Шельды. Из почв, нанесенных этими реками, образовались дельта и обширная плоская низменность. Половина территории лежит ниже уровня моря, и только на юге местность повышается до 30 метров и более. Береговая линия сформирована наносными дюнами. За ними идут некогда отвоеванные у моря земли, называемые польдерами и защищенные дюнами и дамбами от морских вод.

Ответ: ____

8

Определите страну по её краткому описанию.

Территория этой европейской страны тянется узкой полосой (самая широкая часть - менее 420 км) вдоль побережья полуострова. Рельеф чрезвычайно горист. Большую часть территории занимает огромное нагорье, состоящее из гнейса, гранита и других образований архейского и палеозойского периодов. В восточной части территория изрезана большими долинами, а в западной и северной - глубоко вдающимися в сушу морскими заливами или фьордами. Среди полезных ископаемых, которыми богата страна, следует отметить морские залежи нефти и природного газа.

Многие считают, что в будущем военные будут использовать транспортные средства, не ограниченные применением в одной лишь стихии. Это будут своеобразные амфибии, способные передвигаться по земле, воздуху и воде. Другие же, в свою очередь, считают, что военные действия полностью перейдут в виртуальное пространство. В конце концов, имеет ли смысл обсуждать военный флот в эпоху дронов? Вряд ли человечество когда-нибудь вновь увидит полномасштабный военный конфликт в открытом море.

Военные суда, особенно их предшественники, на сегодняшний день крепко спящие на дне океана, - это впечатляющие символы прошлых, настоящих и будущих военных конфликтов человечества. В качестве примера, несколько недель назад Китай направил три своих судна патрулировать территорию, прилегающую к небольшому японскому острову, чья принадлежность уже долгое время оспаривается Китаем. В то же время, в апреле прошлого года, Китай неожиданно для всех захватил японский грузовой корабль в качестве возмещения неуплаченного с 1936 года долгового обязательства Японии. Как видно, на сегодняшний день военный флот носит скорее образ символической военной силы, нежели на самом деле обладает ею. Тем не менее, нельзя утверждать, к примеру, что 45 эсминцев ни на что не способны. Так или иначе, на сегодняшний день обладание большим военным флотом дает странам власть и повышает их авторитет в глазах других государств. Китай и Япония, чьи военные конфликты длятся уже тысячелетия, знают это не понаслышке.

Ниже вы узнаете примерный тоннаж и количество кораблей, которыми владеют самые крупные страны мира.

15. Королевский военно-морской флот Нидерландов: 116.308 тонн

Когда-то мощнейший военно-морской флот своего времени, он собственноручно творил историю 17 века. На сегодняшний день ему отведена роль миротворца в блоке НАТО, тем не менее, присутствие среди 23 кораблей таких монстров, как фрегаты De Zeven Provinciën, стоимостью 800 миллионов долларов каждый, а также судов обеспечения Karel Doorman, стоимостью 400 миллионов долларов каждый, делает эту мирную флотилию достаточно угрожающей.

14. Индонезийский военно-морской флот: 142.094 тонны


Флот Индонезии куда более велик, по сравнению с голландским. По данным на 2009 год, он насчитывает 150 единиц и является одним из крупнейших в регионе Юго-Восточной Азии. В число военных единиц Индонезии входят различные современные подводные лодки класса Chang Bogo, корветы и фрегаты. Как и у Нидерландов, у Индонезии довольно много оборонительных фрегатов внушительного тоннажа.

13. Военно-морской флот Турции: 148.448 тонн


Своими истоками военно-морской флот Турции уходит далеко к Османской империи, тем не менее, официальной датой организации турецкого национального военно-морского флота считается 1920 год, когда окончилась война за независимость. Изначально турецкая флотилия состояла в большинстве своем из классических крейсеров и эсминцев, которые впоследствии были сняты с эксплуатации. На данный момент Турция может похвастаться фрегатами, патрульными катерами и противоминными танкерами, равно как и четырнадцатью военными подводными лодками, выводящими Турцию на лидирующие позиции среди мировых держав в области контроля подводной территории.

12. Испанский флот: 148.607 тонн


Мощная морская держава, некогда даровавшая нам путешествия Христофора Колумба и остальных первооткрывателей, на данный момент владеет лишь 42 кораблями, преимущественно транспортного и оборонительного характера. Но среди всей своей небольшой флотилии, Испания скрывает и несколько современных штурмовых кораблей Juan Carlos I, названных так в честь бывшего короля Испании. Эти суда оцениваются в 600 миллиардов долларов США и относятся к самым тяжелым и мощным кораблям современности.

11. Военно-морские силы Китайской Республики (Тайвань): 168.662 тонн


Военно-морской флот Китайской Республики, основанный в 1924 году, существует исключительно для того, чтобы сдерживать вероятное вторжение Народной Республики Китай. Он состоит преимущественно из массивных оборонительных фрегатов класса Tian Dan, оснащенных современнейшими средствами обнаружения вторжений. Общее число кораблей Тайваня составляет 50 единиц.

10. Бразильский военно-морской флот: 172.190 тонн


На этом фото вы можете увидеть, как фрегат ВМФ Бразилии Bosisio (F 48) открывает огонь по беспилотному летательному аппарату, запущенному во время американских испытаний военных дронов. Но даже этот гигант будет похож на малыша рядом с флагманским авианосцем NAe São Paulo, весом в 32 800 тонн. К слову, самый мощный флот Южной Америки успел даже поучаствовать в военных действиях во время Парагвайской войны в 19 веке, во время Первой и Второй мировых войн, а также операции Большой Омар в 1962 году.

9. Военно-морской флот Италии: 184.744 тонн


Частично расформированный после поражения во Второй мировой войне, военно-морской флот Италии на сегодняшний день состоит из 63 боевых кораблей. Среди них можно встретить флагманский авианосец Cavour (550), весом в 27 000 тонн, ракетные фрегаты классов Maestrale и Bergamini, а также несколько подводных лодок. Среди достижений итальянских ВМС можно отметить затопление австро-венгерского линкора SMS Szent Istvan во время Первой мировой войны.

8. ВМС Республики Корея: 195.910 тонн


Наряду со своим северным соседом, Республика Корея составляет конкуренцию соседям на территорию ряда островов в Восточно-Китайском море. В настоящее время она обладает 80-ю действующими военными судами, многие из которых в скором времени подлежат снятию с эксплуатации. Среди военных единиц Корейской Республики также числятся подводные лодки класса Son Wonil и двадцать оборонительных фрегатов класса Incheon производства Hyundai, стоимостью 230 миллионов долларов каждый.

7. Военно-морской флот Франции: 321.855 тонн


На фото вы можете увидеть подводные лодки класса Rubis Amethyste, принадлежащие французскому военно-морскому флоту. ВМФ Франции славится многовековой историей триумфов на море, а также участием в ключевых битвах на море во время Второй мировой войны. На сегодняшний день здесь можно увидеть 14 335-тонную атомную подводную лодку типа Triomphant, флагманский авианосец R91 типа Шарль де Голль, водоизмещением в 37 000 тонн, а также ряд современных фрегатов, эсминцев, десантных кораблей и даже несколько старинных шхун.

6. Королевский флот Великобритании: 345.400 тонн


Ни одна мировая держава не обязана военно-морскому флоту своим статусом настолько, насколько Соединенное Королевство. Вплоть до начала Второй мировой войны Королевский флот оставался мощнейшим в современной истории. Во время Холодной войны он вновь обрел былую славу, проведя ряд успешных подводных миссий против Советского Союза. На сегодняшний день это один из самых универсальных флотов в мире. Здесь есть транспортеры-амфибии класса Albion, баллистические подводные лодки класса Vanguard, а также новейшие ракетные эсминцы, стоимостью 1,7 миллиарда долларов за единицу.

5. Военно-морской флот Индии: 381.375 тонн


Индийский флот по своему составу напоминает флот Индонезии, где преобладают корабли малого тоннажа: совсем незначительно превосходя флот Британии тоннажем, он насчитывает в три раза больше боевых единиц. В основном здесь встречаются легковесные суда, тем не менее, отдельной гордостью индийского флота может служить модифицированный русский авианосец водоизмещением 45 400 тонн. Несмотря на свои надводные успехи, ВМС Индии столкнулись со значительными трудностями охраны подводных границ. По мнению аналитиков, обновление парка подводных лодок может занять целое десятилетие.

4. ВМС Японии: 405.800 тонн


Военно-морской флот Японии насчитывает порядка 100 судов, находящихся в эксплуатации, и занимает второе место в мире по количеству эсминцев. Япония обладает двумя 10 000-тонными ракетными эсминцами, а также одним 27 000–тонным вертолетоносцем класса Izumo. На текущую дату военно-морские силы Японии считаются миротворческими и специализируются на противоподводной и противовоздушной обороне.

3. ВМС Народно-освободительной армии Китая: 896.445 тонн


К удивлению, военно-морские силы Китая обладают не только огромным количеством боевых единиц, но и их превосходным качеством. Всего эскадрилья Китая насчитывает 377 судов, большая часть которых лишь недавно была введена в эксплуатацию. Среди них особенно выделяется авианосец водоизмещением 59 500 тонн, а также 15 корветов, эсминцы и подводные лодки.

2. ВМФ России: 927.120 тонн


И хотя официально ВМФ России был основан в 1991 году, большая часть его составляющих судов ранее принадлежала СССР. Самому новому из эсминцев российского ВМФ порядка 20 лет, а самому старому – почти 50. В то же время подводные лодки более модернизированы и оснащены последними военными разработками. Несмотря на внушительное количество кораблей, большая часть из них предположительно должна быть снята с эксплуатации в ближайшее время.

1. ВМС США: 3.378.758 тонн


Взглянув на каталог ВМС США, вы, скорее всего, поразитесь тому, что ежегодно и беспрерывно, начиная с 1970 года и вплоть до наших дней, на воду спускалось как минимум по одному кораблю. На данный момент военно-морской флот США насчитывает 270 единиц. Таким образом, нет ничего удивительного, что большая часть расходов США уходила на военные нужды. На данный момент Америка обладает внушительным отрывом от ближайших конкурентов, и вряд ли ее положение изменится в ближайшие несколько лет.

Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (Великобритания).

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех крупных территорий: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Долгое время (до конца XIX в.) Великобритания господствовала в мировом хозяйстве, т. к. здесь раньше, чем в других государствах, произошла промышленная революция. Страна владела огромными колониями, что давало преимущества для развития хозяйства; узловое положение на перекрестке важнейших морских транспортных магистралей обеспечивало ей широкие связи со всеми районами земного шара. Важна роль и благоприятного сочетания природных условий и ресурсов (каменного угля, железной руды, полноводных рек).

Великобритания имеет сложное административно-территориальное деление. В ее состав входят 4 историко-географические области: Англия (45 графств и особая административная единица – Большой Лондон); Уэльс (8 графств); Северная Ирландия (26 округов); Шотландия (12 областей); самостоятельные административные единицы – остров Мен и Нормандские острова.

В определенной степени быстрому экономическому развитию Великобритании способствовало выгодное географическое положение. Эта морская держава, в прошлом «великая морская держава», расположена на континентальном шельфе. Британский архипелаг отделен мелководным Северным морем от развитых стран Западной и Северной Европы (Швеции, Норвегии, Дании и ФРГ), узкими проливами Ла-Манш (20 км) и Па-де-Кале (33 км) от Франции. Проложенный по дну пролива Ла-Манш железнодорожный тоннель соединяет Великобританию и Францию, он положил конец морской изоляции страны.

Велика роль страны на международной арене. Великобритания – член ООН с 1945 г., постоянный член Совета Безопасности, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1949 г., член Европейского союза с 1973 г., Западноевропейского Союза с 1954 г. Глава Британского Содружества, созданного в 1931 г. и включающего 50 государств, бывших британских доминионов и колоний, сохраняющих с Великобританией тесные экономические и политические связи. Великобритания является членом военно-политической организации НАТО с 1949 г. и обладает ракетно-ядерным оружием. Играет большую роль в таких международных экономических организациях, как «Парижский клуб» и «Лондонский клуб», регулирующих валютно-финансовые проблемы Запада и определяющих во многом политику Международного валютного фонда (МВФ).

Сейчас Великобритания остается одной из ведущих держав мира. Высокоиндустриальная держава, крупный экспортер капитала, создатель и координатор Содружества (прежнее название Британское Содружество наций) - своеобразной формы ассоциации между Великобританией и ее бывшими колониями.

Структура британской промышленности типична для наиболее развитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному машиностроению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайдсайд и др). Хорошо развитые черная и цветная металлургия работают в основном на импортном сырье (Шеффилд и города побережья). После открытия на шельфе Северного моря месторождений нефти и газа, новый импульс развития получила химическая промышленность.

Сельское хозяйство высокопродуктивное, ведущая роль принадлежит животноводству (разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство и птицеводство). Преобладают хозяйства, специализирующиеся на молочном животноводстве. Основное направление растениеводства - обеспечение скота кормами, 2/3 посевной площади занято под кормовые культуры. Заметную роль играет рыболовство. Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье.

Транспорт. Основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на автомобильный транспорт. Основные транспортные магистрали сходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим промышленным городам. Великобритания имеет крупный морской и пассажирский флот. Развит авиационный транспорт. Значение водного и воздушного видов транспорта очень велико, учитывая островное положение страны.

В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находится столица - Лондон, которая одновременно является одним из крупнейших портов в мире. Активная морская торговля и столичная роль - «лицо» южной части страны. Юго-восток - главная зона зерновых и технических культур. Развито животноводство. На побережье - порты, военные базы, курорты. Саутгемптон - самый большой пассажирский порт Великобритании. Центральная часть государства - родина угольной и фабрично-заводской промышленности мира (металлургической, металлообрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти непрерывная полоса промышленных городов со старыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии - судостроение, сейчас быстро развивается химическая промышленность в результате разработки месторождений нефти и газа Северного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной - молочное животноводство и рыболовство. Ольстер - экономически наиболее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.

Задачи региональной политики - подъем депрессивных старопромышленных районов и сглаживание диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наиболее отсталых районов; ограничение роста и «разгрузка» некоторых крупнейших городов и городских агломераций.

Природные условия и ресурсы . Природно-ресурсный фактор оказал большое влияние на формирование территориальной структуры хозяйства.

Великобритания обладает многообразными формами рельефа: горный рельеф преобладает на севере и западе, а равнинный – на востоке. Высшая точка страны – гора Бен-Невис (1343 м) расположена в гористой Шотландии. Наибольшую протяженность имеет Пеннинский хребет, вытянутый с севера на юг. Обширная холмистая равнина занимает юго-восток и центр страны, а самая плоская низменность – Фенленд– окружает залив Уош. В Шотландии между Северным и Южным нагорьями протягивается Среднешотландская низменность.

Климат Великобритании умеренный, океанический, очень влажный с мягкой зимой и нежарким летом. Для Британских островов характерны частые туманы и сильные ветры. Умеренный океанический климат и влияние теплого Северо-Атлантического течения создают благоприятные условия для развития сельского хозяйства (на юго-западе растения вегетируют круглый год). Высокая окультуренность почв является важным фактором повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Реки в условиях британского климата многоводны. Самыми крупными являются – Темза, Северн, Трент, Мерсей.

Очень велико значение эстуариев рек, далеко вдающихся в сушу, а также общей большой изрезанности береговой линии. Это позволило создать много портов. Реки как источник энергии используются только в нагорьях Шотландии и Северном Уэльсе.

В целом страна не располагает значительными запасами полезных ископаемых, за исключением топливно-энергетических. Запасы каменного угля оцениваются в 190–200 млрд тонн. Общие и извлекаемые запасы составляют около 50 млрд тонн (первое место в Западной Европе). Главные месторождения расположены на Средне-Шотландской низменности.

В 60-х г. на шельфе Северного моря обнаружены месторождения нефти, разведанные запасы оцениваются в 2,4 млрд тонн, это примерно 35% запасов нефти всего шельфа Северного моря (2% мировых запасов). Найдено около 50 месторождений, крупные среди них – Брент и Фортис вместе дают 33% всего объема добычи.

В западной части Северного моря в 1959 г. обнаружены крупные месторождения природного газа. В 1965 г. в 70 км. к востоку от Клинторпса была начата промышленная добыча газа. Общие его запасы оцениваются в 1,2 трлн. куб. м. В настоящее время разрабатывается 37 из 60 месторождений природного газа.

Великобритания располагает и другими полезными ископаемыми. Железные руды, большей частью фосфористые, невысокого качества

Великобритания располагает незначительными запасами олова в Корнуолле, свинцово-цинковых руд в Уэльсе и урановых руд в Шотландии.

Каолин добывают в Корнуолле; каменную соль – в Чешире и Дареме; калийные соли – в Йоркшире.

































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Возможны несколько вариантов использования презентации.

  1. Просто идти последовательно (вопрос - ответ), тогда не нужен слайд №2,63;
  2. Работа фронтально по гиперссылкам – ученик (и) вызывается, сам выбирает любой вопрос в меню, отвечает устно, затем проверяет свой ответ на следующим слайде и по гиперссылке на названии страны снова возвращается в меню (не нужен слайд №63);
  3. Работа индивидуальная. Учитель включает последовательно все 30 вопросов, после описания страны по гиперссылке (глобус) возвращаемся в меню, после последнего вопроса на слайде №62, снова возвращаемся в меню и нажимаем гиперссылку(2013год), появится слайд №63 с правильными ответами (самопроверка).
  1. Формирование этого развитого государства произошло немногим более ста лет назад. Оно является одним из крупных по площади территории, хотя по показателю средней плотности населения занимает одно из последних мест в мире. Рост численности населения происходит как за счет естественного прироста, так и за счет иммиграции; территория страны заселена неравномерно. В ее недрах залегает много различных видов минерального сырья и топлива, невелики в стране лишь запасы леса и воды. (Австралия )
  2. На территории этой маленькой страны, появившейся на политической карте мира не многим более полувека назад, разместились главные святыни трех мировых религий. Это - одна из «горячих точек» планеты. В структуре населения велика доля иммигрантов. Наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов способствует развитию отраслей обрабатывающей промышленности: точного машиностроения, легкой и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве развито субтропическое земледелие. (Израиль )
  3. Внутриконтинентальное азиатское государство, имеет границы с самым большим по площади государством мира и с лидером по численности населения среди стран мира. Бoльшая часть немногочисленного населения страны ведет кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. (Монголия )
  4. Это европейское государство - самая близкая к Российской Федерации монархия (королевство). Оно имеет 200-километровый участок границы с нашей страной. В этой стране основу электроэнергетики составляют гидроэлектростанции, на которых производят почти всю электроэнергию. На его территории расположена крайняя северная точка Европы. (Норвегия )
  5. Одна из крупнейших по территории стран мира; современное население сформировалось в результате иммиграции; 90 % населения проживает в узкой полосе вдоль южной границы; многоотраслевая промышленность; одна из отраслей международной специализации - лесная и деревообрабатывающая промышленность.(Канада)
  6. Эта африканская страна была в прошлом французской колонией, а сейчас она - член ОПЕК, один из крупных экспортеров нефти и газа. Это одна из немногих стран, название которой совпадает с названием ее столицы.(Алжир )
  7. Эта страна протянулась узкой полосой вдоль Тихоокеанского побережья. Значительная протяженность с севера на юг определяет наличие на ее территории природных зон от пустыни до смешанных лесов. Главным минеральным богатством страны является медь, которая экспортируется на мировой рынок. (Чили )
  8. Эта небольшая латиноамериканская страна расположена в центральной части Западного полушария, имеет две морские и две сухопутные границы. Страна является традиционным экспортером бананов, экспортирует сахар, кофе, рыбную муку. Столица имеет одноименное со страной название. По территории страны проходит транспортный путь, связывающий два океана. (Панама )
  9. Эта латиноамериканская страна была в прошлом испанской колонией. На ее территории находится крупнейшее озеро материка и высочайший в мире водопад. Богатые недра, обширные леса, полноводные реки создают хорошие предпосылки для развития ее экономики, основой которой является нефтяная промышленность.(Венесуэла )
  10. Эта высокоразвитая европейская страна, член ЕС, является конституционной монархией. Основой ее промышленности является разнообразное машиностроение, но выделяется она из числа других европейских стран и значительной добычей нефти и газа, запасами угля в старых бассейнах, разработка которых сейчас практически прекращена.(Великобритания )
  11. Эта небольшая африканская страна, название которой совпадает с названием её столицы. Она обладает разнообразными минеральными ресурсами, включающими железные свинцово-цинковые руды, фосфориты. В ней также добывается нефть, но страна не является членом ОПЕК. Её разнообразные рекреационные ресурсы, уникаль­ные памятники старины (на её территории находился легендарный Карфаген) и тёплое море способствовали превращению туризма в ведущую отрасль её хозяйства.(Тунис )
  12. Эта африканская страна арабского мира относится к числу крупных в своем регионе. Она расположена в области пустынного климата, но имеет развитое сельское хозяйство. Хлопок - важная статья её экспорта. Она обладает разнообразными минеральными ресурсами, включая нефть, но не является членом ОПЕК. Разнообразные рекреационные ресурсы, уникальные памятники древней цивилизации и тёплое море сделали её популярной у туристов всего мира.(Египет )
  13. Эта европейская страна - монархия по форме правления, граничит по суше с одной единственной страной. Площадь ее основной территории в 50 раз меньше площади самого крупного острова Земли, ей принадлежащего. Промышленность специализируется в основном на развитии обрабатывающих отраслей при наличии имеющихся квалифицированных трудовых ресурсов и при отсутствии собственной минерально-сырьевой базы. Сельское хозяйство в условиях морского умеренного климата специализируется на выращивании скота молочного направления: эту страну называют «молочной фермой» Европы. (Дания )
  14. Эта развивающаяся страна по типу административно-территориального устройства является федерацией. Она входит в состав двух региональных интеграционных группировок: НАФТА и ЛАИ. Примерно 75% населения страны – городские жители. Вокруг её столицы сформировалась одна из крупнейших агломераций мира. В экономике страны значительное место занимает туризм.(Мексика )
  15. Небольшое государство в сердце Европы, не входящее в состав Европейского Союза, обладает значительным экономическим потенциалом, несмотря на отсутствие полезных ископаемых и ограниченность сельхозугодий (80% территории занимают горы). Многонациональное население характеризуется высоким уровнем жизни. Столица - не самый крупный город в стране. В этой стране находится европейская штаб-квартира Организации Объединенных Наций, членом которой она является с недавних пор (2002 г.) (Швейцария )
  16. Эта полуостровная страна по форме правления является конституционной монархией (королевством). По структуре хозяйства это - аграрная страна с интенсивно развивающейся промышленностью, доля которой в ВВП составляет почти треть. Приоритетные отрасли промышленности: электронная, легкая промышленность; развиваются высокие технологии. Замечательные морские побережья, заповедные острова, дворцы и буддийские храмы привлекают многих иностранных туристов. (Таиланд )
  17. В июле в этой стране самый разгар зимы. Одна из характерных черт природы – широкое распространение пустынь. Столица – не самый крупный и не самый «старый» ее город. Средняя плотность населения составляет не более двух человек на 1 км?. Одним из направлений государственной политики, проводимой с целью ее устойчивого развития, является осуществление равномерного расселения населения по всей территории страны. (Австралия )
  18. Страна, где горы поднимаются прямо из моря, имеет береговую линию, равную половине длины экватора. В глубине кристально чистых, холодных, соленых вод таятся бесчисленные сокровища – морепродукты, поставляемые в 150 стран, а континентальный шельф богат нефтью и природным газом, которые составляют половину объема экспорта. Эта страна является третьим в мире экспортером и шестым производителем нефти и газа. Здесь высоко развит торговый флот, более 90% судов этой страны обслуживает мировую торговлю.(Норвегия )
  19. Это вторая по размерам территории страна на материке. В течение трех веков оставалась испанской колонией. Ее природа богата и разнообразна. Страна расположена в трех климатических поясах. Основное богатство – плодородные почвы, которые в сочетании с мягким климатом на большей части территории страны способствовали развитию здесь зернового хозяйства и мясного скотоводства. Столица – крупный морской порт и главный промышленный центр страны.(Аргентина )
  20. Это древнейшая страна, большая часть населения которой проживает в долине и дельте великой реки мира. Запасы нефти, орошаемые земли, рекреационные ресурсы - основные богатства этой страны; она обладает также выгодным экономико -географическим положением: выходом к морю, близостью с развитыми странами и функционированием на ее территории одного из крупнейших каналов в мире.(Египет )
  21. Граничит лишь с двумя странами (большими по площади территории), не имеет выхода к морям, по площади территории равна 1/3 площади Зарубежной Европы; большую часть этой страны занимают пустынные и полупустынные ландшафты; население малочисленно, плотность населения очень низкая; в структуре промышленности преобладают добывающие отрасли, низкий уровень развития позволяет отнести ее к группе отсталых стран.(Монголия )
  22. Эта страна по форме правления – республика. Она занимает южную часть полуострова. По степени вовлеченности в мировую экономику занимает одно из первых мест. Отраслями международной специализации являются производство электронной и бытовой техники, автомобилестроение. Несмотря на ограниченность ресурсной базы (в стране имеются лишь небольшие запасы каменного угля), развиты черная металлургия, судостроение, нефтехимическая промышленность. Страна хорошо обеспечена трудовыми ресурсами. (Республика Корея )
  23. Это небольшое высокогорное королевство, расположенное между двумя крупнейшими по численности населения странами мира и являющееся центром паломничества буддистов со всего мира, в последнее время стало получать доходы от развития альпинистского туризма. (Непал )
  24. Это полуостровное государство расположенное в двух частях света, столица- не самый крупный город страны; население исповедует исламскую религию; благоприятные агроклиматические условия способствуют развитию субтропического и тропического (в условиях орошения) земледелия и овцеводства; морское побережье в сочетании с благоприятным климатом; историко - культурные памятники- основа развития международного туризма. (Турция )
  25. Страна Центральной Европы, в прошлом входила в состав могущественной империи. Для населения характерна естественная убыль, уровень урбанизации составляет 65%.Большую часть страны занимает низменность, расположенная в среднем течении реки того же названия; отрасли специализации промышленности: цветная металлургия, машиностроение, пищевая промышленность; развито сельское хозяйство среднеевропейского типа, специализирующееся на зерновом хозяйстве, садоводстве, а животноводстве - на свиноводстве.(Венгрия )
  26. Это развивающаяся расположена в двух частях света; 95% населения проживает в долине и дельте одной из великих рек мира. Столица страны – одна из самых крупных агломераций на материке. Население характеризуется однородным национальным составом, доля горожан – 45%. Основное занятие населения земледелие: выращивают рис и хлопчатник. Наличие историко – культурных, рекреационных ресурсов способствуют развитию международного туризма.(Египет )
  27. Лёд и пламя! Эти слова подходят к данной стране. Более 10% территории покрыто льдами, а вулканов с гейзерами, как ни в одной стране! Из земли бьёт кипяток, а июльский день редко жарче +110 . У этой «ледяной страны» отсутствуют сухопутные соседи. В хозяйстве основной отраслью является рыболовство и рыбопереработка. Геотермальные воды используются для отопления и парникового хозяйства.(Исландия )
  28. Страна, давшая миру крупнейших мореплавателей, путешественников, писателей и художников. Щедра земля этой страны: здесь зреют финики, виноград, маслины, апельсины, пшеница, табак, миндаль, лесной орех. Лицо страны – суда, автомобили, химикаты, текстиль, обувь, вина, цитрусовые, цветные металлы, оливковое масло. Значительную прибыль дает иностранный туризм.(Италия )
  29. Одна из развитых стран Западной Европы, по европейским меркам богата разнообразными природными ресурсами, её роль заметна в производстве и экспорте автомобилей, авиационно-ракетной техники, парфюмерно-косметической продукции, вина и сыра. Страна с радиальной сетью дорог, сходящихся к столице, значительными различиями в сельскохозяйственной специализации северных и южных районов, восточная граница проходит по самому высокому в этой части света горному массиву.(Франция )
  30. Эта страна - самая многонациональная страна мира, в которой насчитывается более 150 народов и 1600 языков. Она занимает 1-е место в мире по поголовью скота, но мяса производится значительно меньше. Основные сельскохозяйственные продукты: чай, рис, пшеница, специи. Национальный женский наряд - сари. Наличие историко – культурных, рекреационных ресурсов способствуют развитию международного туризма. (Индия )