Государственная политика по развитию туризма в крыму. Проблемы развития туризма в крыму и методы их решения. Функционирование пляжей Республики Крым

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные виды туризма. Характеристика рекреационных ресурсов Крыма. Ресурсный потенциал для развития туризма, рекреационные зоны. Характеристика видов, направлений и форм туризма, распространенных в Крыму, особенности их территориального размещения.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2012

    Крым как регион развитого туризма, условия для организации его нетрадиционных видов. Развитие экстремального и нетрадиционного туризма на территории Крыма. Этнографический, сельский туризм, объекты интим-туризма, винные туры. Перспективы научного туризма.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Законодательное и правовое обеспечение туристической деятельности в Украине. Направления государственной политики развития туризма. Прогнозирование будущего состояния туризма в Крыму за счет внедрения новой стратегии "Модернизация туризма АРК".

    контрольная работа , добавлен 03.06.2011

    Социально-экономические предпосылки и особенности истории развития туризма во Франции. Государственная политика в сфере туризма и организации туристской деятельности. География туризма, места, пользующиеся особой популярностью среди иностранных туристов.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    История туризма как отрасли сферы обслуживания. Экономика туризма и специфика его развития в РФ. Экологическая составляющая в туристской отрасли. Мировые эколого-туристские ресурсы. Экологическое проектирование в туризме. Природоохранные объекты в Европе.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2016

    Понятие и сущность туризма. Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства. Анализ состояния рынка туризма в Республики Бурятия и перспективы развития Байкальского региона как туристского центра. Необходимость развития въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2009

    Процесс развития туризма в Республике Беларусь. Классификация социально-экономических факторов, оказывающих влияние на развитие туризма. Факторы, генерирующие общественные потребности в туризме. Факторы, реализующие рекреационные потребности в туризме.

    1.1. Место Крыма в туристических маршрутах СССР в годы застоя

    Безусловно в Великой стране, какой был СССР, Крым занимал весьма скромное место даже по вопросам туризма. Например, в справочнике о туристических маршрутах 1967 года среди 150 всесоюзных маршрутов Крым и его города встречаются 8 раз: маршрут 303 "По городам-героям Украины" (Киев 8 дней - железная дорога - Одесса 4 дня - пароход - Севастополь 8 дней); маршрут 21 "Крымский" - автомобильный (Симферополь 3 дня - Алушта 7 дней - Ялта 6 дней - Севастополь 4 дня); маршрут 111 "По партизанским тропам Крыма" (Симферополь 4 дня - переход 6 дней - Черная Речка 2 дня - переход - Карабах 8 дней); маршрут 22 "Крымский горный" (Симферополь 2 дня - автобус - Бахчисарай 4 дня - переход 2 дня - Соколиное 3 дня - переход 3 дня - Карабах 6 дней); маршрут 24 "По заповедным местам Крыма" (Симферополь 2 дня - автобус - Бахчисарай 4 дня - переход 3 дня - Черная Речка 2 дня - переход 2 дня - Карабах 7 дней); маршрут 110 "По горному Крыму" (Симферополь 4 дня - переход 1 день - Черная Речка 1 день - переход 3 дня - Соколиное 4 дня - переход к Ай-Петри 1 день - переход - Ялта 6 дней); маршрут 183 "По горному Крыму" (Бахчисарай 4 дня - переход 2 дня - Соколиное 2 дня - переход 1 день - Ялта 6 дней); маршрут 182 "По Восточному Крыму" (Симферополь 2 дня - автобус - Ангарский перевал 3 дня - поход по Восточному Крыму 5 дней - Планерское 4 дня - автобус - Феодосия 6 дней). Перечисленные 8 маршрутов входят в 29 маршрутов Украины.

    Кроме того в число маршрутов по черноморскому побережью Кавказа входил маршрут 28 "По Черному морю" на теплоходах "Украина" и "Россия" (Сочи 3 дня - Севастополь 2 дня - Одесса 2 дня - Севастополь 1 день - Ялта 2 дня - Батуми 3 дня - Сухуми 2 дня - Гагра 1 день - в пути 2 дня). В число 18 южных радиальных маршрутов входили маршрут 23 "Ялта" и маршрут 321 "Карабах". Также по Крыму были три радиальные маршрута для автомобилистов: 492 "Ялта", 494 "Феодосия", 495 "Планерское". В дополнение к перечисленным среди маршрутов Советов по туризму функционировали маршруты 164 "Севастополь", 493 "Алушта", 91 "Алушта", 390 "Евпатория" (для родителей с детьми).

    Большое распространение получили железнодорожные маршруты, позволявшие осуществлять туристические путешествия по стране на специальных поездах. Эти поезда формировались из 10-12 купированных вагонов и трех вагонов-ресторанов. Их передвижение по стране осуществлялось преимущественно по ночам по специально разработанных для них расписаниям, чтобы днем туристы могли участвовать в экскурсиях в пунктах стоянок или отдыхать, купаться в море. Поэтому из 258 железнодорожных маршрутов по всей стране - 28 проходили через Крым. На полуостров вели маршруты из Баку и Еревана, Уфы, Минска и Витебска, Караганды и Целинограда, Владимира и Калинграда, Калуги и Петрозаводска, Сыктывкара и Куйбышева, Риги и Ленинграда, Москвы и Рязани, Свердловска и Ставрополья, Винницы, Житомира, Краматорска, Луганска и Полтавы.

    Перечисленные выше маршруты функционировали по времени неодинаково. Если маршрут 21 "Крымский" автомобильный имел варианты летний (с мая по октябрь) и зимний (с октября по май), то все остальные маршруты (11, 22, 24, 110, 182, 183) функционировали только с мая по сентябрь. Продолжительность каждого из них была в основном 20 дней, а стоимость путевки составляла 65 руб. Исключение составляли маршруты 183, продолжительностью 15 дней и стоимостью 50 руб. и 21 при продолжительности 20 дней стоимость составляла в летнем варианте 75 руб. и в зимнем - 70 руб. Путешествие "По Черному морю" (маршрут 28) было рассчитано на 18 дней на период апрель-июнь и сентябрь-ноябрь. Стоимость этого путешествия колебалась в широких пределах (от 130-150 руб. в каютах 3-й категории до 220-240 руб. в каютах "люкс").

    Железнодорожные маршруты имели разную продолжительность во времени и зависели во многом от протяженности выбираемого пути. Это же накладывало отпечаток и на стоимость путевки. Все они охватывали разные периоды в течение года. Так, из Баку в Севастополь поездка была рассчитана на 20 дней, с заездом в Киев, Львов, Ужгород, Одессу (маршрут 304, июнь). Стоимость путевки 160 руб. Из Еревана в Севастополь приезжали в мае, посетив до этого Москву, Ленинград, Киев, Одессу. На всю поездку отводилось 22 дня, путевка стоила 185 руб. Из Уфы в Крым через Киев и Одессу, а после Крыма через Волгоград можно было съездить за 18 дней на 150 руб. в октябре. Из Минска в Крым приезжали в мае через Закарпатье, Кишинев, Одессу, а назад - через Киев потратив 18 дней и 130 руб. Из Беларусии в Крым приезжали через Минск, Киев и Одессу, потратив на всю поездку всего 10 дней в октябре и 70 руб. за путевку. Между прочим всего 79 руб. за 10 дней обходилась поездка из Ленинграда в Крым (Севастополь) в январе и мае с заездом в Киев, Одессу и на обратном пути в Волгоград и Москву (для сравнения напомним, что в 1998 году только проезд поездом Симферополь - Киев - Симферополь обходится в такую же сумму в гривнах). Самая дешевая, в расчете на один день путешествия, поездка получалась из Риги в Крым в июне через Киев и Одессу, с заездом на обратном пути на Кавказ и в Москву (за 20 дней - 118 руб.). Самая дорогая поездка в Украину и Крым была в октябре из Целинограда (200 руб. за 25 дней).

    В период заката застоя структура туристических маршрутов, касающихся Крыма, несколько изменилась, возросли цены на путевки. Так, по маршруту 22 "По горному Крыму" 20 дней отдыха стали стоить 85 руб., 18 дней пребывания на маршруте "Крымский автобусный" обходилось в 95 руб. (в эти годы подорожал бензин). Но по-прежнему величина зарплаты основной массы работающих значительно превышала стоимость путевок, а величина пенсий также была основном выше. Рядовое население страны могло себе свободно позволить отдыхать по туристическим путевкам за свою зарплату или пенсию в течение всего периода застоя, даже не прибегая к помощи профсоюзов. Самое большое подорожание произошло на путевки маршрута 390 в Евпаторию для родителей с детьми с 70 руб. за 20 дней в 1967г. до 135 руб. в 1982г. Дороже этой суммы отдых такого типа в Крыму не стоил. Между прочим, прогулка по Киевскому морю на теплоходе в течение 12 часов с остановкой на острове Ольгинском стоила 114 руб., а 11-часовая прогулка на "Метеоре" по маршруту "Тарасовы пути" расценивалась в 300 руб. (для группы в 30 человек).

    Сквозь толщу времени в 30 лет эти цены на путевки теперь кажутся сказочно низкими. Ведь в тот период пенсии у основной массы бывших работников были от 80 до 120 руб., а минимальная зарплата - около 70 руб., зарплата доцента 280-320 руб., профессора - 450 руб., шахтеров - 400 руб., водителей самосвалов в горных разрезах -500-600 руб.

    1.2. Современное состояние туристических баз в Крыму

    Развитие рекреаций всегда было связано с политико-экономической ситуацией в регионе и стране. Коренные изменения последних лет в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственном образом сказались на современном состоянии и будущем развитии рекреации в Крыму. Это относится как к потребностям и спросу населения на отдых в Крыму, так и к реальной рекреационной деятельности населения, видам и формам ее организации.

    Благодаря природному сочетанию и удачному расположению рекреационных ресурсов, на Крымском полуострове сформировались крупные курортные зоны. Это города Алушта, Ялта, Севастополь, Судак, Евпатория, Бахчисарай, Гурзуф и др.

    Евпатория находится на берегу мелководного Каламитского залива. Это первоклассный климатический и бальнеологический курорт. Сочетание природных курортных богатств поистине уникально: жаркое солнце, теплое море, прекрасные песчаные пляжи, лечебные грязи и рапа Манайского озера, терминальные источники минеральных вод и целебный воздух. Здесь успешно работают крупнейшие детские здравницы, проводится закаливание здоровых детей, лечение страдающих рахитом, костно-суставным туберкулезом, полиомиелитом, ревмокардитом и т.д. Успешно лечат здесь и взрослых с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, гинекологическими, нервной системы и верхних дыхательных путей. Также у города древнее историческое прошлое.

    Судак расположен на юго-восточном побережье Крыма, в Судакской долине, окруженной горами. Мягкий климат, песчаные пляжи, лучшие на всем Южнобережье, чистое море и необыкновенный воздух привлекательны для туристов круглый год. Это очень древняя земля, хранящая следы поселений людей каменного и бронзового веков, византийцев, греков, генуэзцев и турков-османов. Многовековую историю олицетворяет каменная громада Судакской крепости. Это памятник архитектуры мирового значения. Рядом находятся Новый Свет со своими знаменитыми Голицинскими винными подвалами и воспетый поэтами Кара-Дагский массив. Благодатный климат, низкая влажность воздуха позволяют рекомендовать курорт для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания и нервной системы.

    О небольшом городе Бахчисарае знают далеко за пределами нашей страны. В значительной мере имя ему создал Великий поэт А.С. Пушкин своей поэмой "Бахчисарайский фонтан". Но город привлекателен не только знаменитым Бахчисарайским дворцом, но и загадочными пещерными городами - живописной природой окрестностей. Бахчисарай возник в конце 15 начале16 веков. Сюда, из Старого Крыма была перенесена столица Крымского ханства. Город и дворец создавались в одно время, эта связь видна в самом названии. В переводе "Бахчисарай" означает "дворец-сад", дворец, окруженный садами". Старые районы Бахчисарая расположены в ущелье Чурук-Су, они очень своеобразны и колоритны. Дворец-музей Крымских ханов - уникальный историко-археологический памятник. Особенно знаменит Фонтан слез, созданный иранским мастером Омером. В окрестностях города расположен один из известнейших пещерных городов Чуфут-Кале, ныне действующий Успенский монастырь, вырубленный в скалах, знаменитая многослойная стоянка древних людей Таш-Аир.

    Ялта - признанная столица курортов Крыма. Расположена на Южном берегу Крыма в долине горных речек Учан-Су и Гувы. С севера, запада и востока город окаймлен высоким горным хребтом Яйлы, защищающей от проникновения холодных ветров. Это расположение дает Ялте превосходные климатические условия. Низкая влажность, мягкий, средиземноморский по типу климат, чистый воздух позволяют заслужено назвать Ялту курортом с мировым именем. Город славится обилием зелени и кажется сплошным парком. С Ялтой связаны имена А. Грибоедова, А. Некрасова, Л. Толстого, И. Бунина, А. Чехова и многих других знаменитых людей. Большая Ялта знаменита своими дворцами, музеями, парковыми ансамблями и целебным климатом. Курорт рекомендуется для лечения и профилактики заболеваний системы кровообращения и органов дыхания.

    Гурзуф. Его известность очень велика. У этого места древняя и удивительная история. Гурзуфская крепость - Дженевез-Кая - упоминалась еще в трактатах Прокопия Кессарийского в 6 веке, а в 15в. о ней писал Афанасий Никитин. Гурзуф находится на Южном берегу, в долине, которая с запада ограничена мысом Мартьян и знаменитым Аю-Дагом на востоке. Удивительные пейзажи долины. Тут и величественные каменные осыпи и вековые сосновые и буковые леса, а выше в горах разбиты плантации лаванды и виноградников. Именно здесь он проявляет свои ценнейшие качества. Из этого винограда готовят знаменитые вина Пино-Гри и белый Мускат Красного Камня. Старый Гурзуф сохранил планировку, унаследованную от прошлых веков: улочки-террасы, соединенные извилистыми переходами и живописными лестницами - настоящий музей под открытым небом! Здесь очень красивый парк, насчитывающий более 110 видов растений. Благоприятный микроклимат Гурзуфа делает его ценнейшим курортом, рекомендованным для лечения органов дыхания и нервной системы, а также заболеваний общетерапевтического характера.

    Город Алушта расположен на Южном берегу Крыма. Свое название он унаследовал от средневековой крепости Алустон, сооруженной в 6 веке н.э. В центре старого города до сих пор сохранились остатки оборонительной башни крепости. От других городов Южнобережья Алушту отличает необычный простор и широта обзора. Пляжи Алушты одни из лучших на побережье, а летняя жара в большей степени, чем где бы то ни было, на Южном берегу, умеряется бризами. Климат Алушты благоприятен для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Алушта очень живописный город и заслуживает, чтобы побродить по его улочкам и переулкам. В окрестностях Алушты тоже немало интересных мест - это средневековые поселения Фуна, Ай-Иори, Сераус и др.

    Город Севастополь расположен на юго-западном побережье Крыма в красивой холмистой местности, изобилующей удобными бухтами. Севастополь очень красивый город, практически заново востановленный после войны. В переводе с греческого Севастополь означает "величественный". И город как бы подтверждает это имя. Это город славы русского флота, героизма и стойкости в двух легендарных оборонах. Официальный его возраст - два века, здесь есть следы таврийских поселений, а руины города-государства Херсонеса Таврического до сих пор впечатляют своим величием и высоким искусством строителей. Широко известны Графская пристань, памятник затопленным кораблям, Владимирский Собор, Панорама "Оборона Севастополя 1854-1855гг.", Диарама "Штурм Сапун-горы", Малахов курган и многие другие исторические памятники. Как курорт, Севастополь рекомендуется для лечения и профилактики верхних дыхательных путей и общетерапевтического направления.

    Во всех этих городах туристов обслуживает АО "Крымтур". Это гостиницы "Горизонт" (Судак), "Восход", "Чайка" (Алушта), "Крым" (Севастополь), "Евпатория" (Евпатория); турбазы - "Привал" (Бахчисарай), "Магнолия" (Ялта), "Коралл" (Гурзуф) и многие другие. В дочерних предприятиях АО "Крымтур" - 16 бюро путешествий и экскурсий - накоплен богатый опыт по разработке и проведению экскурсий на различные темы. Проведена реконструкция четырех больших корпусов на 500 мест. Теперь люди получили возможность отдыхать в современных гостиничных номерах со всем комплексом удобств в туристических гостиницах и базах им. Мокроусова в Севастополе, "Приморье" (Коктебель), "Гавань" (Черноморское), "Магнолия" (Ялта). Ведется благоустройство территорий, пляжей. Расширяется перечень дополнительных услуг, строятся теннисные корты мирового класса. Это позволяет проводить сборы спортивных коллективов высокого уровня, соревнования. Для конференций и совещаний подготовлены современные конференц-залы в тургостиницах и базах "Палас", "Магнолия" (Ялта), "Приморье", "Чайка" (Алушта) и в ряде других. "Крымтур" развивает и активный отдых: в этом году впервые за несколько лет организованы пешеходные маршруты с турбазы "Орлиный залет". Туристы совершают семидневный поход с ночевками на оборудованных стоянках. Проводятся выходы в лес с турбаз и гостиниц в Севастополе, Алуште, Коктебеле. Большим успехом пользуется стоянка в лесу от туристической гостиницы "Горозонт" в Судак. Практикуется туризм выходного дня и в межсезонье.

    Туристическая отрасль в Крыму живет и будет жить и АО "Крымтур" способствует этому, несмотря на неэффективную налоговую политику государства, снятии лицензирования на внутренний туризм и другие не менее важные проблемы.

    2. Расширение подготовки кадров по международному туризму в Крыму

    Как известно, Крым представляет собой уникальное место на планете Земля по своим климатическим условиям. Именно поэтому через Крым прошло много народов мира, осваивавших его еще в древности. Эти народы оставили бесценные исторические архитектурные и археологические памятники. "Россыпи" этих памятников простираются с запада на восток, и с севера на юг. В них следы жизни и давно исчезнувших народов и ныне существующих. Это и столица позднескифского государства Неаполь-скифский, передавший столичную эстафету Симферополю - нынешнему столичному центру Крыма. Здесь остатки Херсонеса, основанного выходцами из Гераклеи с Южных берегов Черного моря и постоянно опекаемого греками Византии, мирно соседствующие с современными жилыми районами хорошо всем известного Севастополя. На месте современной Керчи еще в 6 веке до н.э. был основан Пантикапей - многовековая столица Боспорского царства, расположенного на обоих берегах Керченского пролива, соединяющего Азовское и Черное моря. Предки сегодняшних итальянцев из Генуи в Крыму оставили несколько памятников, лучший из которых - Генуэзская крепость в Судаке. В бывших столицах Крымского Улуса Золотой Орды и Крымско-Татарского ханства - Старом Крыму, Чуфут-Кале, Бахчисарае осталось еще много исторических памятников, среди которых выделяется Ханский дворец в Бахчисарае и пещерный город в Чуфут-Кале. Период подчинения Крыма Османской империи характерен дальнейшим развитием поселений Крыма, а в отдельных случаях их разрушением. Эта участь в 1475 году постигла столицу княжества Феодоро - Мангуп, один из городов, представляющих колоссальное туристическое значение для Крыма. Период после освобождения Крыма Россией от Турции с 1783 года характерен развитием его как курорта, освоением его территорий российскими помещиками и промышленниками, немецкими колонистами, что представлено многочисленными памятниками истории и архитектуры.

    Все эти события давно минувших дней и исторические памятники - свидетели этих событий, постоянно привлекают в Крым туристов из многих стран мира.

    Передовые страны мира, имеющие сходный потенциал с потенциалом Крыма уже давно его эксплуатируют как основной системообразующий потенциал для своих регионов. Что же имеется ввиду под словосочетанием "системообразующий потенциал"? Это когда имеющийся потенциал может взять на себя функции организации целенаправленного развития в регионе, где эта функция проявляется как стержневой процесс хозяйственной деятельности, которой подчиняются практически все остальные сферы деятельности. Главная задача общества - удовлетворение потребностей населения. К этому стремятся обычно в системах управления развитием тех регионов, где есть ярко выраженный системообразующий хозяйственный комплекс.

    Такой комплекс имеется в Крыму. Прежде чем рассматривать вопрос о том, как должно быть построено региональное управление, следует оценить, насколько рекреационный комплекс является системообразующим в Крыму, насколько он сегодня лежит в основе повышения благосостояния населения, насколько он решает главную задачу в регионе - удовлетворение постоянно меняющихся потребностей населения, и насколько обеспечивается эффективное использование природных ресурсов региона деятельностью аппарата управления, взявшего на себя задачу управления социально-экономическим развитием региона. В различных странах мира имеются положительные результаты системного подхода к использованию возможностей приоритетного комплекса в регионе, в частности такого как рекреационный. Известно, что рекреационный комплекс в этих странах очень важен для формирования бюджета. После таких важных бюджетообразующих сфер деятельности как автомобилестроение, нефтедобыча идет рекреационный комплекс, туризм. В настоящее время Украина пока не имеет положительных результатов в этом направлении, обладая такими уникальными регионами как Крым, Черноморское побережье на Юге Украины, Карпаты. Туризм сегодня не дает такого вклада, как в других странах в формировании валового внутреннего продукта, бюджета и национального дохода от деятельности этой важной по результативности отрасли. Низкая результативность этой сферы хозяйствования во многом зависит от отсутствия подготовленных кадров, решающих эту проблему. Решить эту задачу призваны вузы Украины, наука, где решаются проблемы подготовки кадров исполнительского звена и высших кадров. Эти кадры могут послужить гарантом стратегического формирования будущего страны. Сочетание подготовки специалистов медицинского профиля, лесохозяйственного и геологического составляет фактически костяк специалистов, которые содержат рекреационный потенциал в виде, привлекательном для использования человеком в целях восстановления здоровья. Также готовят специалистов специфического профиля, например, поддерживающих инфраструктуру рекреации: специалистов, отвечающих за строительство дорог, за связь, коммуникации, специалистов, поддерживающих чистоту в бытовой инфраструктуре, по переработке и устранению отходов, т.е. специалистов, непосредственно формирующих процессы пользования потенциалов. К числу специалистов рекреационного комплекса относятся менеджеры, экономисты, работающие в конкретных сферах хозяйственной деятельности. Задача, решаемая ими, достаточно ответственна и сложна, т.к. практика последних десятилетий показала, что в каждой отрасли имеются ее резервы совершенствования, которые слабо используются из-за отсутствия прежде всего:

    Высококвалифицированных менеджеров, экономистов;
    - отсутствия разработанной системы их деятельности;
    - надежных методов обработки информации, которой они используются в своей деятельности;
    - обоснованных организационных структур управления всеми этими процессами;
    - структур, которые позволяют обеспечить эту координацию;
    - современных методов, позволяющих использовать объективно существующие биологические и экологические законы;
    - рычагов экономического, правового и социального характера.

    В связи с этим важной экономической задачей является поиск путей подготовки специалистов этого профиля, которые могли бы ориентироваться во всей этой сложной взаимосвязи перечисленных выше составляющих и эффективно ими пользоваться.

    На фоне признания важности для экономики Крыма рекреационного комплекса нельзя не обратить внимание на тот факт, что реально экономика Крыма в последние десятилетия развивалась фактически без учета возможностей этого комплекса. Все развитие экономики шло по пути многоцелевого комплексного развития, как было принято в 60-70-е годы. В тот период стремились развивать одинаково практически все сферы хозяйствования. Такой подход к формированию экономики региона по всем возможным направлениям развития привел к тому, что в Крыму были сформированы отрасли хозяйствования, которые имели результаты, важные в экономическом плане в целом для страны, но не имели никакого, кроме отрицательного, значения для экономики Крыма.

    Развивались сферы деятельности, которые не базировались на местном сырье и результаты деятельности которых не являлись необходимым условием существования населения Крыма. В основном в этом направлении развивался район Красноперекопска и Армянска. Сегодня там сформирована СЭЗ Сиваш. О результатах ее деятельности следует говорить _отдельно. Деятельность населения в этом районе в основном базировалась на привозном сырье, то есть заводы, построенные в том промышленном узле, в основном, зависели не от ресурсов Крыма, а от привозных и продукция также, в основном, вывозилась за пределы этого региона. Положительным моментом считалось то, что население было приобщено к производственным процессам, т.е. имело возможность работать. Последствия этой промышленной деятельности имели отрицательное экологическое значение: эти виды деятельности в отмеченном промышленном узле потребляют большое количество воды, которая после использования должна сбрасываться. Обычно сброс использованных промышленных вод осуществляется в близлежащие водоемы. Такими водоемами в этой промышленной зоне оказались некоторые озера и Сиваш. Все эти сбросы привели к тому, что ряд озер и часть Сиваша, прилегающего к этой зоне, стали нежизнеспособными, очень загрязненными. В последнее десятилетие эти проблемы обсуждают все чаще. В составе СССР эти проблемы были неразрешимы, поскольку интересы отраслевого хозяйствования преобладали над интересами населения, проживающего в этом регионе. После распада страны, связи между ее бывшими республиками были нарушены, многие из предприятий оказались приостановленными, возник вопрос о необходимости поиска новых подходов к проблемам занятости населения к проблемам реструктуризации экономики. Эти проблемы пока еще не решены, их следует рассматривать отдельно. Можно лишь подчеркнуть, что привлекательность для туристов этих мест сведена к нулю, им можно показывать только то, как уничтожена природа человеком. Это в какой-то степени может служить стимулом для посещения тех мест, но не надолго и скорее всего в этой зоне может развиваться только специализированный туризм для специалистов, имеющих отношение к охране окружающей среды, к процессам восстановления утраченных природных ресурсов и которые решают проблемы очистки загрязненных вод, почв. Также можно назвать и другие антропогенные воздействия, отрицательные для рекреационного потенциала.

    Вместе с тем, практика многих стран мира показывает, что еще не все потеряно. Так, к примеру, возьмем Францию. В этой стране тоже было много карьеров по добыче природных ископаемых, а позже на их месте разместили виноградники. В непосредственной близости от этих карьеров винодельческие предприятия превращены в музеи виноделия и имеют не уменьшающийся поток туристов. Туристы знакомятся с процессом изготовления вина, им показывают виноградники, на месте которых раньше были карьеры. Кстати, в Донецкой и Днепропетровской областях Украины тоже имеется положительный опыт озеленения терриконов (Донецк) и карьеров (Орджоникидзе), который может послужить примером и для Крыма. В Крыму очевидно тоже можно предпринять реальные шаги в этом направлении, которые дали бы возможность приезжать сюда туристам.

    За годы существования СССР Крым получил неофициальный статус всеобщего центра страны по лечению и отдыху. При этом уровень разнообразия и качества лечебных медицинских услуг был достаточно высок, а услуг по отдыху - низок. Руководители санаториев и пансионатов, преобладавших в рекреационном комплексе Крыма, были медицинские работники.

    В системе управления развитием Крыма в начале 90-? годов сформировалось видение важности рекреационного комплекса для всей экономики Крыма. Было много разработок, выполненных по заданию правительства Крыма разнообразными научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями страны, тогда еще СССР. Все они позволили сделать выводы о необходимости более целенаправленного развития рекреационного комплекса Крыма в целях получения большей отдачи? экономики как Крыма, так и всей страны.

    В связи с распадом СССР, разрывом хозяйственных связей между его бывшими республиками и спадом в них экономики произошел значительный спад в притоке туристов в Крым. Потребовался поиск новых путей возрождения туризма в Крыму. В связи с формированием Автономной Республики Крым и появлением в ней своего Правительства, было создано Министерство курортов и туризма. Это министерство взяло на себя функции координации процессов развития туризма в Крыму. Его сотрудники разработали концепцию развития рекреационного комплекса. Для осуществления этой концепции требовались новые кадры. С 1993 г. Симферопольский государственный университет начал подготовку специалистов по менеджменту в туризме. Была разработана идеология повышения эффективности рекреационного комплекса в Крыму и методология оценки этой эффективности. Одной из составляющих этой идеологии было расширение ассортимента туристических услуг и постоянное их обновление. Это требовало рассмотрения множества специализированных видов туристической деятельности, отхода от традиционной подготовки кадров для туризма. Традиционно поставщиками кадров для туризма как экскурсоводов были географический и исторический факультеты университета, но многих туристов интересуют не только экзотические географические и исторические памятники, этнографические особенности местного населения, но и активный отдых среди этой экзотики.

    Рассмотрим особенности формирования туристической или рекреационной отрасли в Крыму. Именно рекреационный комплекс и его составляющая - туризм является для Крыма приоритетной. Рекреационный комплекс служит основой для развития на его ресурсах специфического направления - туристической деятельности. Подготовку для работы в той отрасли ведут различные учебные заведения, каждое из которых специализируется на сфере деятельности этого комплекса. Имеется в виду, что рекреационный комплекс базируется на климатических особенностях Крыма. Климатические особенности пронизаны природными ресурсами рекреационного характера. Основные составляющие ресурсного характера, которые формируют природные особенности Крыма это - море, горы, лес. Они позволяют в сочетании с климатическими особенностями (температурным режимом, количеством солнечных дней в году и т.д.) создавать условия для реализации всего рекреационного потенциала в восстановлении и человеческого потенциала, его работоспособности.

    Подготовку специалистов для работы в рамках этого потенциала ведут институты медицинского профиля - врачей, других медицинских работников, которые контролируют здоровье приезжающих, восстанавливая их здоровье или поддерживая его. Так как в составе природного потенциала Крыма есть зеленые насаждения, то они также привлекают приезжающих. Например, горы в районе Нового Света имеют естественные лесные покровы в виде реликтового можжевельника, который обладает определенными лечебными свойствами и многие туристы стремятся там побывать.

    Крым располагает условиями для такого активного отдыха. Многие десятилетия здесь культивировался планеризм (музей планеризма расположен в помещениях туристской базы "Приморье" в Коктебеле). Планеризм получил новое развитие в дельтапланах, парапланах, воздушных шарах, производимых в Феодосии рядом с Коктебелем.

    Крым располагает уникальными возможностями для спелеотуризма. Его пещеры постоянно посещают спелеотуристы.

    Традиционный отдых на море давно расширил ассортимент услуг, дополнив надувные матрацы, водяные велосипеды и гребные шлюпки яхтами, виндсерфингами, глиссерами, водными лыжами, буксируемыми парашютами, гидродельтапланами.

    Все больше используются и зимние месяцы для отдыха в Крыму. На горе Ай-Петри и на Ангарском перевале установлены бугельные подъемники для горнолыжников, которые с декабря по март катаются там на слаломных трассах (конечно, не таких сложных как на Кавказе, в Альпах и даже Карпатах).
    Однако весь этот комплекс услуг для активного отдыха туристов в Крыму пока недостаточно обеспечен технически и кадрами. Вторую часть проблемы Симферопольский государственный университет постепенно решает. Готовятся учебные и методические материалы по расширению специализации менеджеров туризма, устанавливаются контакты с зарубежными университетами, имеющими опыт решения образовательных проблем в условиях такой специализации (Ницца, Перпиньян, Гренобль, Генуя), предпринимаются попытки привлечения новых возможностей при подготовке экскурсоводов для ранней стадии подготовки менеджеров.

    В последние годы на факультете экономики и менеджмента ведется подготовка специалистов по менеджменту туризма, а в Симферопольском экономическом институте в составе университета - по менеджменту гостиничного хозяйства и международному туризму. Эти специальности наиболее восприимчивы к требованиям туристического рынка. Студенты этих специальностей под руководством преподавателей университета приступили к формированию информационной базы на компьютерах кафедр менеджмента и маркетинга и информационных систем о наиболее популярных туристических объектах Крыма.

    В перспективе намечено с применением средств мульти-медиа по наиболее интересным объектам сформировать озвученные видео-компьютерные фильмы, а по системе Интернет - давать возможность туристическим фирмам мира знакомиться с этими достопримечательностями. На базе университета ведутся занятия в экспериментальных классах общеобразовательной школы. Ученики этих классов обучаются работе на современных компьютерах, связи по электронной почте и по Интернет. А поскольку известно, что лучше всего обучаться играя, преподаватели и студенты университета обсуждают сегодня проблемы как сделать из информации о Боспорском царстве, Херсонесе, Скифии, Генуэзских и Немецких колониях увлекательные компьютерные игры, как организовать через Интернет международные школьные и студенческие конференции по этим и другим туристическим объектам.

    Учитывая недостаточный местный опыт в решении этих вопросов, преподаватели и студенты университета предполагают максимально изучить подобный опыт в университетах Франции (Перпеньян, Ницца, Гренобль), Италии (Генуя) и других стран.

    В АО "Крымтур" существует учебный центр, который занимается подготовкой кадров для своей системы и имеет возможность предоставить свою учебную базу для других фирм. В дочерних предприятиях системы круглогодично занято более 2000 человек около 100 профессий. Это обязывает осуществлять качественную подготовку и переподготовку кадров: экскурсоводов, организаторов, инструкторов по туризму, групповодов, горничных, поваров и других. Программы курсовой подготовки утверждены Министерством образования и состоят из лекций, семинарских и практических занятий, учебных экскурсий, походов, показов, изучения передового опыта с использованием широких возможностей отделений центра и материальной базы АО "Крымтур" в Симферополе, Севастополе, Евпатории, Феодосии, Ялте, Гурзуфе. Причем, после успешной сдачи экзаменов и получения удостоверения наиболее достойные из них могут получить работу в системе АО "Крымтур".

    В условиях отмечавшегося спада экономики Украины, России и других стран бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы произошел спад и в туристическом бизнесе Крыма. Создание новой информационной базы о туристических объектах древнего и средневекового Крыма привлечет не только туристов, но и инвесторов, понимающих прибыльность и беспроигрышность возрождения "седой старины" для туризма. Понимая международное значение такого возрождения, к новым специальностям предъявлено требование изучения минимум двух европейских языков, преподавания специальных курсов на этих языках и даже защиты выпускной (дипломной работы) на одном из европейских иностранных языков. Выполнение отмеченных выше условий подготовки менеджеров по туризму в Симферопольском государственном университете создаст необходимую базу выхода их на международные стандарты специалистов.

    3. Развитие рекреационного комплекса в Крыму

    Рекреационный комплекс Крыма является представительной отраслью его народного хозяйства. Поэтому при рассмотрении любых аспектов социально-экономического развития Крыма не обходится без соответствующих ссылок на место и роль этого комплекса как в стратегических решениях так и в текущем положении. Вместе с тем в реальной политике, в реальных процессах управления Крымом приоритетность рекреационного комплекса исчезла.

    Проблемы централизации и децентрализации управления, нерешенность их рационального соотношения отрицательно сказываются и на процессах управления и эффективности развития рекреационного комплекса. Во многом это зависит от размытости концепции социально-экономического развития Крыма.

    В целях создания одинаковых условий для оценки влияния деятельности всех отраслей хозяйствования на рекреационный потенциал, на устранение отрицательного воздействия на него, необходима соответствующая мотивация. Решение сложнейших задач мотивации требует привлечения большого круга экономических и правовых рычагов, нового подхода к их использованию.

    Кроме мероприятий по прекращению разрушающий рекреационный потенциал региона деятельности отраслей хозяйствования, важным для региона является обеспечение эффективного развития самих организаций этого приоритетного рекреационного комплекса. Для этого требуется разработка целевой системы управления комплексным развитием всего курортного хозяйства Крыма. Ниже приведены основные положения создания такой системы.

    Цели создания системы:

    1) повышение эффективности курортного хозяйства в направлении достижения мирового уровня его развития в рыночных условиях;
    2) повышение заинтересованности местных органов власти, предприятий, организаций, населения и персонала здравниц в расширении курортной сети и эффективности развития курорта;
    3) повышение заинтересованности отдыхающих в эффективном развитии санаториев и курортов;
    4) максимальное удовлетворение потребностей населения в комплексе услуг по отдыху и лечению;
    5) обеспечение соответствия цены на путевку совокупности предоставляемых услуг по отдыху и лечению.

    Основные принципы формирования системы:

    1) соответствие показателей и критериев оценки состояния и развития курорта целям создания системы;
    2) подчиненность целям создания системы всех составляющих развития курортов;
    3) равная экономическая ответственность всех функционирующих предприятий и организаций, любого проживающего или отдыхающего человека на территории курорта за экологическую чистоту и ресурсосбережение в их деятельности;
    4) подчиненность структуры управления развитием курортов составу и содержанию целей создания системы и задач, решаемых для их достижения;
    5) экономическая ответственность всех звеньев управления курортами за состояние и степень достижения целей системы.

    Состав решаемых для достижения целей системы задач:

    Удовлетворение потребностей максимальной численности населения нашей страны и зарубежных гостей в лечении и отдыхе в соответствии с их интересами и материальными (финансовыми) возможностями;
    - организация услуг по отдыху и лечению в соответствии с постоянно возрастающими и меняющимися материальными, социальными и духовными потребностями человека;
    - обеспечение высокого качества всех видов услуг (обслуживания) по отдыху и лечению с учетом их трудоемкости;
    - обеспечение экологической чистоты всех видов услуг по лечению и отдыху;
    - организация безотходного оказания всех видов услуг (рационального или полного использования исходных материальных и топливно-энергетических ресурсов);
    - обеспечение максимального использования основных фондов, производственных мощностей, капитальных и финансовых вложений курортов, закрепленной территории;
    - организация рационального и эффективного использования трудовых ресурсов курортного хозяйства;
    - обеспечение социальной защищенности работников курортного обслуживания;
    - обеспечение комплексного гармоничного развития курортной зоны и курортного обслуживания, охватывающего весь вышеперечисленный состав задач, на основе стимулирования жителей и обслуживающего персонала в максимальном удовлетворении потребностей отдыхающих в лечении и отдыхе.

    Структура разрабатываемой системы:

    Методика оценки уровня развития курортной деятельности и курортного обслуживания с учетом решения перечисленных выше задач системы (разработка общих методических положений по оценке уровня развития;
    - разработка классификации факторов, определяющих уровень развития курортов и здравниц по группам задач системы;
    - разработка эталонных нормативов факторов развития курортов и здравниц;
    - формирование информационной базы для оценки и сравнения уровня развития здравниц с лучшими и худшими условиями их функционирования;
    - контрольный пример реализации методики оценки уровня развития здравниц, взятых для анализа);
    - методика исчисления цены на курортные путевки в зависимости от уровня развития курортной деятельности и курортного обслуживания (общие положения о методологии адекватности цены на курортную путевку уровню предлагаемого курортного обслуживания в экстремальных и нормальных условиях развития общества;
    - методы выбора эталонной цены на курортную путевку для высшего уровня курортного обслуживания;
    - методы выбора нижней границы цены на курортную путевку; контрольный пример расчета цены на курортные путевки для анализируемых здравниц;
    - контрольный пример расчета объема финансовой выручки от реализации путевок для анализируемых здравниц);
    - методика организации территориального коммерческого хозрасчета курортов на основе реализации принципов формирования системы (методы определения зависимости фондов экономического стимулирования здравниц (включая фонд оплаты труда их персонала) от коммерческих результатов их деятельности;
    - определение коммерческого дохода здравниц, взятых для примера, с учетом обязательных платежей в бюджет; определение величин фондов экономического стимулирования здравниц, взятых для примера;
    - имитационное моделирование процесса установления взаимной заинтересованности отдыхающих и обслуживающего персонала здравниц в улучшении курортного обслуживания и росте коммерческого дохода здравниц);
    - функции по управлению эффективностью деятельности курортов на основе перечисляемых выше разработанных методик в системной иерархии.

    ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ И КРЫМУ

    Першина Анна Васильевна 1 , Кеппль Ольга Ивановна 1
    1 ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный Университет» им. В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте Институт экономики и управления


    Аннотация
    В статье рассмотрены основные проблемы и перспективы развития туризма в России и Крыму, а также пути достижения конкурентоспособности на туристском рынке.

    PROBLEMS AND PROSPECTS OF TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA AND CRIMEA

    Pershina Anna Vasilevna 1 , Kepple Olga Ivanovna 1
    1 Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Humanitarian-pedagogical University (branch) in Yalta Institute of Economics and management


    Abstract
    The article describes the main problems and prospects of tourism development in Russia and Crimea, as well as achieving competitiveness in the tourist market.

    Развитие туризма играет одну из важнейших ролей в развитии экономики для большинства стран мира, в том числе и России, которая располагает огромным потенциалом для развития туризма. Однако, российские туроператоры испытывают некоторые проблемы с обслуживанием туристов. По мнению Ростуризма, основными проблемами является высокая стоимость туров (это связано с дороговизной транспортного обслуживания), а также недостаточно развитая туристская инфраструктура .

    Но, не смотря на это, туризм в России имеет большие перспективы. Важным фактором эффективного развития туризма в России можно считать проведение крупных спортивных мероприятий, таких как XXII Олимпийские зимние игры и XI Параолимпийские зимние игры 2014 г. в г.Сочи, а также Кубок конфедераций FIFA 2017 г. и чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г. Данные мероприятия позволяют не только укрепить имидж России на международной арене, но и создают импульс для развития туристской инфраструктуры в целом, которая будет служить многие годы, привлекая новые турпотоки в регион. По данным Ростуризма, Россия сможет выйти на международный рынок через развитие внутреннего туризма . Этому способствует то, что Россия обладает уникальными целебными ресурсами, что позволило создать в стране систему санаторно-курортного лечения разной направленности.

    Туристский потенциал страны является залогом ее долгосрочной конкурентоспособности. Каждая туристская дестинация России требует разработки стратегии продвижения, что предполагает следующие действия:

    1) обеспечение эффективного функционирования туристско-рекреационной сферы;

    2) повышение качества сервиса и развитие туристской инфраструктуры;

    3) расширение ассортимента туруслуг и развитие новых видов туризма;

    4) проведение мероприятий по сглаживанию сезонности турпотока;

    5) применение инноваций в туристской деятельности.

    Таким образом, несмотря на положительные тенденции развития туризма в России, огромный туристский потенциал страны пока что находится в начальной стадии его развития. Большая часть проблем развития туризма носит комплексный характер. По мнению автора книги «Маркетинг в туризме» А.П. Дуровича, для создания конкурентоспособной туристской индустрии важна эффективная государственная политика в этой сфере, включающая в себя стратегические цели и задачи, сформированные механизмы и инструменты их решений, подбор квалифицированных кадров для их реализации и т.д. .

    Важным сегментом туристского рынка России является Крым, присоединенный к России в 2014 г. Крым – выгодный регион для российской экономики, а туристская и курортно-санаторная отрасль – одна из наиболее привлекательных в стране. Однако, не смотря на большие возможности, в Крыму выявлен ряд проблем, к которым можно отнести:

    1) затрудненное транспортное сообщение с Россией;

    2) неудовлетворительное состояние значительной части дорог;

    3) несоответствие уровня сервиса общепринятым стандартам;

    4) отсутствие сервисной инфраструктуры на пляжах, их загрязненность;

    5) неразвитость туристской и развлекательной индустрии.

    Так как Крым является выгодным регионом для российской экономики, вопрос развития туризма здесь является актуальным и требует принятия определенных мер по достижению конкурентоспособности на отечественном и международном рынках.

    Современная структура туристского региона Крыма отличается недостаточным уровнем расширения услуг, но имеет положительную динамику обновления видов туристско-рекреационной деятельности. Вместе с тем, здесь сохраняется тенденция развития санаторно-курортного лечения и оздоровительной пляжной рекреации. Уровень внедрения инноваций в туристскую отрасль Крыма является недостаточным для создания положительных условий для предпринимательской деятельности в сфере туризма. В регионе отсутствуют комплексные инновационные программы развития курортов и туризма, учитывающие тенденции изменений мирового рынка услуг и подчеркивающие конкурентоспособный туристский потенциал Крыма.

    Для создания конкурентоспособных туристских преимуществ Крыма и обеспечения комфортного отдыха на полуострове требуется развитие, в первую очередь, транспортной инфраструктуры, связывающей полуостров с материковой частью России. Внутренний транспорт Крыма также требует развития, расширения автопарка и увеличения числа рейсов в период курортного сезона, улучшения качества дорожного покрытия и др.

    Большим минусом в развитии туризма в Крыму является то, что значительная часть территории крымских пляжей является недоступной для местных жителей и гостей курорта, находится в собственности санаториев или является частной собственностью; территория общедоступных пляжей крайне незначительна в сравнении с масштабами численности отдыхающих. Необходимо решить данную проблему и обеспечить доступ местных жителей и туристов к прибрежной полосе с целью обеспечения комфортного отдыха.

    В Крыму необходимо развивать различные виды туризма, такие как туристские походы, морские круизы, познавательные экскурсионные поездки по историческим и культурным центрам Крыма и т.д. Для продвижения санаторно-курортных услуг как основного фактора повышения спроса на турпродукт Крыма необходимо принять следующие меры:

    1) улучшить туристскую инфраструктуру на полуострове;

    2) обеспечить систематизированное продвижение санаторно-курортных услуг Крыма, с акцентом на уникальность природно-климатических условий;

    3) предоставить возможность получения санаторно-курортного лечение по низким ценам вне пика «высокого сезона» (апрель-май и сентябрь-октябрь);

    4) организовать закупки путевок в санатории Крыма по оптимальным ценам для распределения по сотрудникам государственных организаций;

    5) внедрить и постоянно развивать эффективную рекламную кампанию по созданию конкурентоспособного бренда Крыма.

    С целью эффективного развития Крыма как конкурентоспособного туристского региона, необходимо проведение имиджевой рекламной кампании региона по примеру таких развитых туристских центров, как Египет, Кипр, Болгария и др. Проведению кампании должна предшествовать разработка туристского бренда Крыма с целью повышения ее эффективности.

    Подводя итог, необходимо сделать акцент на необходимости развития санаторно-курортного лечения и рынка SPA-услуг Крыма, а также на увеличении количества развлекательных объектов для отдыха (например, аквапарки, торговые центры с развитой развлекательной инфраструктурой, клубы по различным видам интересов и т.д.).

    В целом же Крым обладает огромным туристским потенциалом и если в ближайшее время реализовать предложенные мероприятий, то туристская отрасль в Крыму будет процветать и приносить большую прибыль в бюджет Республики и России в целом.


    Вступление Крыма в состав России, казалось, должно сразу решить множество проблем, существовавших в то время на полуострове. Основной проблемой являлось дальнейшее развитие и становление региона. Здесь было понятно и то, что, пожалуй, самым перспективным направлением развития Крыма является туризм. Другое дело, каким должен быть туризм, кто поедет в Крым и зачем? Какие услуги реально предоставить отдыхающим, а какие нет.

    Дело в том, что с самого распада СССР и до воссоединения Крыма и России наблюдалась «тенизация» туристической экономики. На первое место вышел не поддающийся контролю со стороны государства частный сектор, остававшийся свободным от учета не только налоговыми структурами, но и в плане координации предоставляемых услуг.

    Санаторно-курортный аспект крымского туризма был беспощадно вытеснен пляжным туризмом неорганизованного характера. Упадок туризма без инвестиций и какой-либо господдержки продолжался до весны 2014 года.


    Практически сразу после воссоединения Крыма с Россией ситуация начала меняться в иную сторону: сегодня уже 80% туристов останавливаются в гостиницах и санаториях, а только 20% в частных домах. Этого уже давно не было в истории крымского полуострова, и связано это с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договора о направлении отдыхающих с государственными и корпоративными учреждениями РФ. Данный шаг — лишь начало воплощения целенаправленной политики по развитию Крыма, основы которой изложены в Стратегии по развитию Крыма до 2020 года.

    Известно, что социально-экономические показатели Крыма при вступлении в РФ не достигали среднероссийского значения. К сожалению, при всем желании России изменить ситуацию на полуострове к лучшему, существуют определенные сдерживающие факторы. Главным из них является нестабильность социально-политической обстановки в пограничных районах Украины с Крымом. Поэтому существуют определенные риски для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей. Сказывается и недостаточное обеспечение региона жизненно важными ресурсами, источниками воды, энергии, продовольствия, а также отсутствие хорошего автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью России.

    Понятно, что сейчас в первую очередь решаются эти проблемы. Транспортная доступность Крыма меняется за счет повышения количества полетов в Симферополь, государственных дотаций на оплату билетов из дальних регионов страны.

    Так, например, люди, летающие на отдых из Якутска, тратят сейчас около 12, а то и 15 часов, учитывая и пересадку в Москве. Летом будут организованы прямые рейсы, которые станут датироваться государством, в итоге средняя цена билета из Якутска будет равна 8,5 тысячам рублей, и время полета сократится до 8 часов. Увеличится количество российских крупных городов, из которых будут летать прямые рейсы в Крым.

    Стоит отметить, что все проблемы должны решаться комплексно. Так, в транспортном комплексе все средства сейчас сконцентрированы на строительстве и реконструкции переезда через Керченский пролив, аэропортов и автомобильных дорог. Именно они обеспечивают связь с населенными пунктами и промышленными объектами полуострова. И это уже дает свои результаты. По Крымскому полуострову уже можно быстро и сравнительно недорого передвигаться. В порядок приведены дороги, и работа эта успешно продолжается.


    В инженерном комплексе финансирование будет направлено на мероприятия по обеспечению водоснабжения, водоотведения, берегоукрепления и теплоснабжения, а также обеспечение обращения твердых бытовых отходов. Развитие социальной сферы предусматривает реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения и образования.

    Еще один, весьма немаловажный аспект. До вступления Крыма в состав России, полуостров принимал отдыхающих из Украины. Это было целенаправленная политика властей, которые не обременяли себя лишними тратами и привлечением инвестиций в обветшавшую и изжившую себя инфраструктуру.

    Соответственно, весь сервис полуострова был крайне низким и нерентабельным. Не было там и иностранных туристов. Все это дает знать о себе и сейчас. Так, зайдя перекусить местными варениками, вы можете увидеть летающих над ними мух. В ответ на ваше возмущение, вы можете услышать знакомое украинское: «А нехай так буде». Кстати говоря, обслуживающий персонал в гостиницах и кафе по-прежнему украинский. Низкий уровень сервиса и отсутствие условий отталкивали от отдыха в Крыму всех гипотетических туристов.


    Хотя на сегодняшний день туристы из России уже заместили вакантные места в отелях, в 2013 году их было 26% от общего числа отдыхающих, но в 2014 стало 93%. В 2015 году цифра увеличилась до 95% и стремится к 100%.

    С изменением составляющей отдыхающих, меняются и их приоритеты. Если для украинцев основным и главным критерием была цена, то для обеспеченных туристов из России, пожалуй, важным аргументом отдыха в Крыму станет уровень обслуживания и сервис. Реальность такова, что россияне, отдыхая много лет в Турции и Египте, привыкли к мировому уровню обслуживания. Они готовы заплатить высокую цену за тур и получить более качественный и профессионально отработанный продукт.

    Есть и такая проблема, что туристов из России не устроят даже очень дешевые услуги ненадлежащего качества. Чем быстрее туристические предприятия и частные фирмы уловят эту тенденцию, тем более успешную нишу они смогут занять.

    На сегодняшний день ассортимент и качество предоставляемых услуг в Крыму существенно отстают от мирового уровня. Это снижает конкурентоспособность данного региона и на международном рынке туризма.

    Главной проблемой для полуострова является и сезонность туризма. Для гостиничных и подобных учреждений сезон составляет всего три месяца, а для лечебно-оздоровительных комплексов пять месяцев. Лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Также существует дисбаланс в распределении здравоохранительных объектов в Ялте и Евпатории. Все это говорит о неблагоприятной обстановке в оздоровительном секторе. Перемена этой ситуации, возможно, как раз и решит вопрос сезонности в Крыму.

    Существует в Крыму и такое направление туризма, как экстремальные путешествия и палаточный туризм. На территории Крыма находится около 38 кемпингов, по сути представляющих из себя палаточные городки. В них существует минимальный набор удобств, к чему бюджетные европейские туристы также не готовы.

    Есть еще одна проблема российского Крыма — это рабочая сила. Большинство предприятий, связанных с туризмом, не могут содержать круглый год обслуживающий персонал. Раньше украинские сезонные рабочие приглашались на трудоустройство в Крым на время отпусков. Сейчас сложности политического характера практически закрыли им эту возможность.

    Сегодня в России существует определенная Стратегия развития туризма на период до 2020 года. Основными положениями ее являются:


    • Увеличение независимости Федерального агентства по туризму; можно отметить ставку на маркетинговую составляющую. Необходимо также усилить присутствие российских туристических компаний на международном рынке. Государство хочет оказать крупному туристическому бизнесу, работающему на внутренний рынок, максимальную поддержку, например, в виде более лояльной налоговой политики;

    • Более тесное взаимодействие министерств культуры, образования и иностранных дел через объединение представителей данных ведомств в межминистерский комитет по туризму. Внутри данной структуры предлагается создание рабочих групп, способных максимально эффективно решать появившиеся трудности;

    • Тесное взаимодействие с бизнесом и предпринимательской средой путем создания Ассоциации туристического сектора. Данная структура в двухстороннем обсуждении представителей Федерального агентства по туризму и крупнейших предпринимателей в области туризма на ежегодной основе сможет координировать деятельность друг друга, высказывая предложения и делясь мнениями;

    • Сделать акцент на непрерывном исследовании рынка, туристических тенденций и последних изменений. Для этого должна быть создана крупная исследовательская организация — Институт Исследования Туризма на базе Федерального ведомства по туризму, которая будет снабжать государственные структуры самыми актуальными сведениями.

    Отдельного внимания заслуживает развитие экологического туризма в регионе. Необходима разработка единой концепции создания и внедрения зеленых маршрутов, включающих определенный комплекс мероприятий:

    • Разработка сети зеленых маршрутов на территории объектов природно-заповедного фонда с наличием основной и сопутствующей инфраструктуры, отвечающей принципам «зеленой экономики».

    • Содействие развитию сотрудничества субъектов туристского бизнеса и специализированных общественных организаций в организации экологических туров и экспедиций.

    • Внедрение системы мониторинга обеспечения качества и экологичности туристско-рекреационных и гостиничных услуг.

    • Создание сети туристско-информационных центров на территории объектов природно-заповедного фонда для выполнения функций экологического просвещения.

    Следует отметить и тот факт, что проблемы развития туризма в Крыму не являются уникальными и труднопреодолимыми. Есть широкий международный опыт, который необходимо изучать и внедрять, адаптировав его под местные реалии.

    Программа публикуется с сокращениями (обозначены …..), в целях научно-исследовательской и методической работы профессорско-преподавательского состава вузов, и учебной работы студентов. Полный текст опубликован в формате pdf на официальном сайте Министерства курортов и туризма Республики Крым mtur.rk.gov.ru

    Приложение
    к постановлению Совета
    министров Республики Крым
    от «09» декабря 2014 года № 501
    (в редакции постановления Совета
    министров Республики Крым
    от «29» июня 2015 года № 358)

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КУРОРТОВ И ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА 2015-2017 ГОДЫ

    1. Паспорт программы

    …………

    Источники финансирования Госпрограммы: средства бюджета Республики Крым, средства федерального бюджета в объемах, определенных Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»

    Общий объем финансирования Госпрограммы (тыс. руб.)

    На 2015 — 2017 год 8 243 110,0

    Федеральный бюджет 8 105 400,0

    бюджет РК 137 550,0

    местные бюджеты 160,0

    внебюджетные средства не предусмотрены.

    Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы

    Обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды:

    • обеспечение развития курортов и лечебно- оздоровительных местностей с осуществлением охраны и рационального использования имеющихся природных лечебных ресурсов, обустройства мест массового отдыха населения;
    • обеспечение инновационного развития курортно- туристской сферы Республики Крым на основе государственно-частного партнерства;
    • модернизация (реконструкция) имеющегося потенциала туристской индустрии Республики Крым;
    • разработка концепций развития и соответствующего инвестиционного портфеля развития туристских дестинаций Республики Крым;
    • диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка;
    • расширение рамок активного периода туристского сезона, увеличение объемов реализации крымского туристского продукта;
    • создание единой информационной базы туристской сети Крыма (в том числе маршрутной);
    • разработка туристских продуктов, ориентированных на потребности современного туриста;
    • повышение качества туристских услуг, эффективности деятельности крымских субъектов туристской индустрии;
    • формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной структуры туристского бизнеса;
    • создание новой системы методического кадрового обеспечения туристской отрасли, отвечающей запросу современного крымского туриста;
    • приведение профессиональной подготовки государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Республики Крым структурных подразделений, ответственных за развитие сферы курортов и туризма, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Крым;
    • приведение качества обслуживания в соответствие с международными стандартами;
    • продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках;
    • развитие видов туризма, направленных на обеспечение круглогодичности туристского сезона, в том числе лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, событийного, активного, делового и социального;
    • формирование узнаваемого туристского бренда Республики Крым и его продвижение;
    • разработка научных бизнес-концепций, описывающих механизмы развития курортно-туристской сферы, повышение продуктивности и эффективности туристского бизнеса.

    2 . Текущее состояние и перспективы развития курортно туристской сферы Республики Крым

    Республика Крым – уникальный регион Российской Федерации, в котором соединен мощный природно-климатический и историко-культурный потенциал, являющийся основой для развития курортно-туристской сферы.

    Выгодное географическое положение полуострова, разнообразный ландшафт, благоприятный климат, природные богатства (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), богатое историко-культурное наследие (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов ), имеющийся рекреационный потенциал (100 источников минеральных вод , 14 месторождений лечебных грязей ), исторический опыт – определяют основные направления развития туризма на Крымском полуострове.

    На территории Республики Крым расположено более 40 соляных озер , донные отложения которых сформированы грязевыми залежами. В качестве перспективных месторождений для использования в санаторно-курортном лечении можно рассматривать 6 объектов (озера Сакское, Чокракское, Узунларское, Кояшское, Тобечикское, Джарылгачское ), общие запасы лечебных грязей которых составляют 28,0 млн.куб.м. В настоящее время на территории Республики Крым единственным разрабатываемым месторождением лечебных грязей является Сакское лечебное озеро .

    Курортные ресурсы Крыма, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, включают в себя также минеральные воды.

    Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие. В настоящее время на территории Республики Крым эксплуатируются около 20 источников минеральных вод, в том числе в городах Саки, Евпатория, Ялта, Бахчисарайском районе.

    Имеющиеся месторождения минеральных вод используются недостаточно, в основном для внутреннего и наружного применения в санаторно-курортных учреждениях. В городах Саки, Евпатория и Ялта оборудованы бюветы минеральной воды. Для промышленного розлива в настоящее время используется только скважина Сакского месторождения минеральных вод, расположенная на территории АО «Пивобезалкогольный комбинат «Крым» (минеральная вода известна под названием «Крымская»).

    Эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли остается одним из приоритетных направлений развития Республики Крым.

    Оно базируется на использовании минеральных вод, лечебных грязей, пляжей, климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха.

    На территории Республики Крым расположено 770 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью 158,2 тыс. мест , из которых 144 учреждения предоставляют санаторно-курортное лечение , 216 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера , остальные 410 учреждений – услуги по временному размещению . Таким образом, количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 361 объект.

    Для круглогодичного функционирования предназначены 139 санаторно-курортных (в том числе 73 средства размещения государственной формы собственности Республики Крым) и 162 гостиничных учреждения .

    Количество круглогодичных коллективных средств размещения недостаточно для реализации потенциала курортно-туристской сферы Республики Крым, работы туристско-рекреационных кластеров, постоянной занятости населения.

    Тут сложно удержаться от комментариев. Ограничимся междометием фу . Никакой вменяемый инвестор не будет строить гостиницы в Крыму. Ради 2 месяцев сезона?

    Для реализации стратегической задачи развития курортно-туристской сферы необходима инфраструктурная перестройка, модернизация (реконструкция) объектов санаторно-курортного комплекса, в первую очередь государственной (республиканской) формы собственности.

    Отмечается высокий уровень износа основных фондов (большинство из них изношены на 70-90%) и медицинского оборудования здравниц. При этом сохранился уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления граждан.

    В результате перехода на круглогодичный цикл работы коллективных средств размещения количество организованных туристов может составить дополнительно 2 млн. человек ежегодно (рост 60%).

    С позиции развития туризма особый интерес представляет категория здравниц, в которых предоставляется санаторно-курортное лечение. Данная категория представлена следующими основными типами средств размещения:

    • санатории – 93,
    • детские санатории, медицинские центры – 31,
    • пансионаты с лечением – 16,
    • гостиницы с лечением – 4.

    Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в городском округе Ялта. При этом большинство детских санаториев сосредоточено в городском округе Евпатория.

    • пансионаты – 130,
    • детские оздоровительные лагеря – 77,
    • спортивно-оздоровительные комплексы – 8,
    • образовательно-оздоровительный центр – 1, где предоставляются первичная консультация врача, SPA-услуги, программы диетического питания, есть пляж, бассейн, сауна и др.

    В частности SPA-услуги на территории Республики Крым предоставляют 42 учреждения .

    Кроме этого, на территории Республики Крым функционируют более 4,5 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению , и около 14 тыс. квартиросдатчиков.

    Традиционно в коллективных средствах размещения за последние

    несколько лет размещалось в среднем 1,2 млн. человек или 1454 человека на

    одно коллективное средство размещения в год (121 человек в месяц), что

    свидетельствует о недозагруженности имеющихся коллективных средств

    размещения.

    Общая протяженность береговой линии Республики Крым, пригодной

    для организации пляжного отдыха, составляет 452 км. Для массового отдыха

    людей на воде обустроено 560 пляжей. Протяженность береговой линии

    обустроенных пляжей Республики Крым составляет 103 км.

    насчитывается 354 субъекта туристской деятельности, из которых:

    88 туроператоров (внесены в Единый федеральный реестр туроператоров) и

    266 турагентов (уведомили Роспотребнадзор о начале турагентской

    деятельности).

    2015 года осуществляется предоставление государственной услуги

    «Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-

    проводников, осуществляющих деятельность на территории Республики

    9 инструкторов-проводников и 594 экскурсовода (гидов, гидов-

    переводчиков).

    В 6 регионах Республики Крым функционирует 9 туристско-

    информационных центров (муниципальные образования: городской округ

    Евпатория, городской округ Саки, городской округ Судак, городской округ

    Феодосия, Черноморский район и Ленинский район). Кроме того в

    г. Евпатория деятельность осуществляют 3 туристско-информационных

    Республика Крым располагает всеми ресурсами, необходимыми для

    развития следующих видов туризма:

    медицинский и оздоровительный (на территории Республики Крым

    144 учреждения предоставляют туристам специализированное санаторно-

    курортное лечение);

    культурно-познавательный (в Республике Крым действует 15 государственных музеев и более 300 музеев, действующих на

    общественных началах. В фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);

    событийный (ежегодно проводится более 100 различных фестивалей —

    музыкальные, винные, военные, хореографические, театральные,

    кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже

    традиционными для Республики Крым – это фестивали «Война и мир»,

    «Генуэзский шлем», «Театр. Чехов. Ялта», «Великое русское слово»,

    «Боспорские агоны»);

    пешеходный (в горно-лесной зоне Республики Крым расположены

    84 туристские стоянки, 26 мест массового отдыха населения, 193 туристские

    велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог

    создает условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразна для

    горного велотуризма юго-западная часть Республики Крым);

    подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения,

    детские лагеря с обучением подводному плаванию);

    конный (на территории Республики Крым расположено более

    20 конных клубов, в которых разработаны одно- и многодневные маршруты

    конных прогулок для туристов);

    этнографический (в Республике Крым проживают представители

    115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, на основе

    которых разработаны культурно-этнографические маршруты);

    спортивный (международные соревнования по дельтапланерному

    спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);

    круизный (прием круизных судов в Республике Крым могут

    осуществлять 4 морских порта, расположенных в городских округах Ялта,

    Севастополь, Керчь и Евпатория).

    Несмотря на наличие множества предпосылок для развития различных

    видов туризма, в настоящее время существует ряд общих проблем,

    тормозящих развитие туристской отрасли Республики Крым:

    1. Политическая нестабильность в Украине.

    Ранее из 6 млн. туристов, ежегодно посещающих Республику Крым,

    основная часть туристов (65%) приходилась на граждан Украины. В

    настоящее время осуществляется переориентация турпотока – с 2014 года

    основные туристы – это граждане Российской Федерации.

    Для развития внутреннего туризма необходимо проведение

    масштабной работы по формированию объективного имиджа Республики

    Крым как востребованного безопасного туристского направления.

    1. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры на территории

    туристских регионов Республики Крым.

    Для обеспечения комплексного развития курортно-туристской сферы

    Республики Крым разработано 6 туристско-рекреационных кластеров,

    которые включены в Федеральную целевую программу «Социально-

    экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года».

    Создание и функционирование новых туристско-рекреационных

    кластеров позволит создать необходимые объекты обеспечивающей

    инфраструктуры, соответствующие настоящим и перспективным

    требованиям и потребностям регионов как туристских территорий,

    активизировать инвестиционную и туристическую деятельность в Крыму.

    Формирование кластеров осуществляется точечно на всей территории

    Республики Крым.

    Кластеры будут реализовываться с 2015 года, на их финансирование

    выделено более 22,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Планируется

    разработать кластеры по всем курортным регионам с учетом особенностей их

    развития и выполнения задачи круглогодичной работы предприятий,

    учреждений (организаций) курортно-туристской сферы.

    1. Проблема транспортной доступности Республики Крым.

    В текущем году отмечается структурная переориентация

    пассажиропотока в Республику Крым – с приоритетного ранее

    железнодорожного транспорта на авиатранспорт и автомобильный транспорт.

    При этом необходимо учитывать лимитирующие пороги пропускной

    способности транспортных узлов и коммуникаций Республики Крым в

    направлении других регионов России. Исходя из данных ограничений,

    можно сделать вывод, что транспортный комплекс Республики Крым в

    состоянии принять не более 4 млн. туристов из России в сезон на период до

    2017 года, т.е. до завершения ключевых мероприятий по развитию

    транспортного комплекса.

    Республика Крым располагает всеми современными видами

    транспорта, но размещение и структура транспортных коммуникаций,

    транспортной инфраструктуры в целом не отвечает необходимым

    внутренним и внешним транспортно-экономическим связям и нуждается в

    существенном совершенствовании.

    Кроме того, отдельно следует отметить ряд проблемных вопросов в

    туристской отрасли Республики Крым:

    1. Сезонность работы туристской отрасли.

    Сезонные колебания турпотока в Крым отражаются на изменении

    тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности

    загрузки средств перевозки, размещения, ресторанов и аттракций. В высокий

    сезон возникает перегрузка туристских центров, цены повышаются,

    бронирование услуг на этот период производится заблаговременно. В низкий

    сезон наоборот.

    С целью преодоления фактора сезонности необходимо разрабатывать и

    продвигать новые виды турпродуктов, не подверженных сезонным

    колебаниям. Это, прежде всего, развитие лечебно-оздоровительного,

    культурно-познавательного, событийного, активного, делового и

    социального видов туризма.

    Также необходима постепенная модернизация сектора размещения.

    1. Высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы

    коллективных средств размещения. В первую очередь, это касается объектов

    санаторно-курортного комплекса, находящихся в государственной

    собственности, основные фонды и медицинские базы которых изношены на

    70-90%, но при этом сохранен уникальный опыт и традиции санаторного

    лечения и оздоровления.

    Из 188 коллективных средств размещения, находящихся в собственности Российской Федерации и государственной собственности

    Республики Крым, нуждаются в модернизации и реконструкции не менее 107

    здравниц. Сумма вложений в реконструкцию или модернизацию одного

    объекта колеблется от 85 до 200 млн.руб. Ориентировочная общая стоимость

    работ по реконструкции и модернизации номерного фонда и медицинской

    базы указанных объектов составляет от 18 млрд.руб.

    Реконструкция (модернизация) объектов санаторно-курортного

    комплекса Республики Крым на основе государственно-частного

    партнерства как наиболее перспективного способа объединения усилий

    органов власти и частного бизнеса позволит обеспечить основной переход на

    круглогодичный цикл работы предприятий отрасли, что в дальнейшем при

    стратегически выстроенной политике развития повлечет за собой увеличение

    количества внутренних и иностранных туристов, количества рабочих мест,

    объема реализации услуг как туристскими предприятиями, так и

    предприятиями, осуществляющими деятельность в сопутствующих отраслях

    (транспорт, сельское хозяйство, торговля, сфера обслуживания и т.д.).

    1. Высокий уровень «тенизации» рынка предоставления услуг

    размещения туристам.

    На территории Республики Крым функционируют более 4,5 тыс.

    домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и

    около 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор в последние годы

    принимал свыше 80 процентов всего туристского потока – около 4 млн.

    туристов в год), при этом ключевой проблемой данного сектора является

    высокий уровень «тенизации» – частные домовладения не подлежат

    налогообложению, к ним не применяется государственная статистическая

    отчетность, они тарифицируются как частные домовладения во всех

    муниципальных службах.

    На протяжении последних 20 лет проблема урегулирования

    деятельности и налогообложения частного сектора крымской туристской

    индустрии не решалась.

    Для решения указанной проблемы необходима разработка системы

    выявления «теневых» субъектов туриндустрии, системы контроля за

    деятельностью выявленных «теневых» субъектов туриндустрии, а также

    одним из инструментов является проведение классификации средств

    размещения.

    Формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной

    структуры туристского бизнеса позволит увеличить налоговые поступления в

    бюджеты всех уровней, создать комфортные и понятные условия работы для

    всех участников рынка предоставления туристских услуг.

    1. Неравномерность развития туристского потенциала Республики

    На сегодняшний день туристско-рекреационный комплекс Республики

    Крым характеризуется неравномерностью развития, что проявляется в

    повышенной загрузке объектов размещения и инфраструктуры Южного

    берега Республики Крым и, соответственно, минимальной загрузкой на

    востоке и западе полуострова (более 60% туристов предпочитают Южный

    берег Республики Крым, в то время как евпаторийские и сакские здравницы

    не уступают алуштинским и ялтинским).

    Задачей по дальнейшему развитию санаторно-курортного и

    туристского комплекса и в целом Республики Крым является разработка

    Плана развития территорий с определением их специализации, дальнейшего

    развития санаторно-курортного комплекса и туризма с учетом

    существующих туристских ресурсов, инфраструктуры, видов и объемов

    предоставляемых услуг туристам, емкости рынка с расчетом

    прогнозируемого спроса.

    В первую очередь, это касается, разработки концепций развития

    туристских территорий Республики Крым. Отсутствие концепций не

    позволяет обеспечивать комплексное развитие туризма на долгосрочную

    перспективу, нарушает координацию и действия участников туристского

    Разработка концепций развития туристских территорий позволит:

    — оценить потенциал территорий Республики Крым (в том числе его

    конкурентоспособность) в целом в сфере оказания туристических услуг;

    — уточнить параметры территорий (в том числе границы,

    инфраструктурное обеспечение и др.);

    — выявить приоритетные виды туризма, имеющие наибольший

    потенциал и конкурентоспособность;

    — выявить потенциальные территории, благоприятные для размещения

    (или реконструкции) туристической инфраструктуры;

    — определить приоритетные территории для развития туризма;

    — подготовить ориентировочные планы (бизнес-планы) развития

    отдельных территорий;

    — инвестиционные паспорта территорий.

    Реализация понятного туристского потенциала Республики Крым

    конкретным целевым группам туристов, обеспечение развития туризма на

    основе государственно-частного партнерства позволит привлекать больше

    финансовых потоков не только в сферу туризма, но и в другие отрасли

    экономики республики, что отразится на увеличении прямого эффекта

    развития туризма в виде налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

    Согласно данным Всемирной Организации Туризма при ООН

    (UNWTO) в настоящее время объем реализации туристских услуг равен или

    даже превосходит экспорт нефти, продуктов питания или автомобилей.

    Туризм стал одним из основных игроков в международной торговле и

    представляет один из основных источников дохода для многих

    развивающихся стран.

    Таким образом, развитие туризма с учетом синергетического эффекта

    будет являться стимулом для развития экономики Республики Крым в целом и позволит вывести Республику Крым из дотационной территории в

    1. 3 . Приоритеты, цели, задачи и показатели (индикаторы),

    результаты, этапы и сроки реализации Госпрограммы

    В Республике Крым развитие санаторно-курортного и туристского

    комплекса является приоритетным направлением развития экономики

    Республики Крым.

    ………………….

    Общегосударственные приоритеты в сфере туризма, которыми должны

    руководствоваться субъекты Российской Федерации, в настоящее время

    установлены следующими нормативными правовыми актами:

    туристской деятельности в Российской Федерации»;

    Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до

    2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской

    Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного

    туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденная

    2011 года № 644;

    Государственная программа Российской Федерации «Развитие

    культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением

    «О туристской деятельности в Республике Крым»;

    «О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных

    местностях Республики Крым»;

    Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие

    Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденная

    2014 года № 790;

    План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в

    Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября

    2014 года № 2246-р.

    ………………………