Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов. Документы

3. Обоснование необходимости использования

программно-целевого метода

Комплексный характер проблем, связанных с обеспечением устойчивого социально-экономического развития Курильских островов, и особое геостратегическое значение этой территории для Российской Федерации обусловливают невозможность решения проблем ее развития с использованием исключительно рыночных механизмов регулирования.

Координация действий и концентрация ресурсов при решении задач развития Курильских островов могут быть обеспечены только при использовании программно-целевого метода с привлечением ресурсов федерального бюджета, бюджета Сахалинской области и внебюджетных источников.

Как показывает опыт, наибольший эффект в реализации приоритетных направлений экономического и социального развития Курильских островов достигается при наличии системных мер государственной поддержки. При этом достижение значимых практических результатов связано не только с общегосударственными мерами в отношении Дальневосточного федерального округа (предоставление на долгосрочной основе в пользование рыбохозяйственных участков, субсидирование поездок жителей в центральные регионы страны, выделение целевых субсидий для граждан, приезжающих на постоянное место жительства и др.), но и с мерами, предусмотренными федеральными целевыми программами (сооружение морских портов, строительство аэропортов, объектов энергетики, здравоохранения и образования).

Выгодное географическое положение, богатые водные биологические ресурсы прилегающих акваторий и уникальные природные условия Курильских островов являются объектами долгосрочных экономических интересов российского и иностранного бизнеса, а также источниками развития и благополучия населения. В то же время значительная их удаленность и труднодоступность от центров экономической активности и государственного регулирования регионального уровня требует для реализации конкурентных преимуществ Курильских островов специальных мер государственной поддержки и современных инструментов развития. С этой целью на территории Курильских островов были реализованы:

Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)", одобренная постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1993 г. N 1297 "О федеральной программе социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994 - 1995 годы и до 2000 года";

Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. N 478 "О федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы".

Необходимость решения проблем развития Курильских островов на основе программно-целевого метода определяют следующие факторы:

Межотраслевой характер и серьезный масштаб проблем, связанных с обеспечением развития Курильских островов;

Существенный объем ресурсов, привлечение которых необходимо для решения имеющихся проблем и задач;

Потребность в координации усилий и ресурсов государства и бизнеса для обеспечения завершения формирования инфраструктурного базиса территории Курильских островов и повышения эффективности ее экономики;

Востребованность проведения независимого мониторинга и контроля за эффективностью предпринимаемых мер и использованием ресурсов в связи с высоким общегосударственным и общественным значением обеспечения устойчивого развития Курильских островов.

Объем ресурсов Сахалинской области для решения проблем Курильских островов без государственной поддержки федерального уровня и продвижения элементов новой модели опережающего развития представляется недостаточным.

Основными программно-целевыми инструментами регионального уровня являются реализуемые в настоящее время государственные программы Сахалинской области. В числе этих программ реализуется и государственная программа Сахалинской области "Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 12 июля 2013 г. N 352 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", предусматривающая софинансирование мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы".

К иным источникам ресурсного обеспечения мероприятий на территории Курильских островов без использования программно-целевых методов могут быть отнесены только средства резервного фонда Правительства Сахалинской области и нецелевые межбюджетные трансферты.

Средства резервного фонда Сахалинской области в соответствии с порядком их использования могут быть выделены на финансирование непредвиденных расходов чрезвычайного либо разового, несистемного характера, а нецелевые межбюджетные трансферты (после обобщения в рамках муниципального бюджета) направляются на финансирование расходов, связанных с реализацией полномочий муниципального уровня.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить следующие важнейшие условия для осуществления государственной политики в сфере поддержки сбалансированного регионального развития:

Обеспечение достижения стратегических приоритетов ускоренного развития Дальнего Востока, формирование необходимых элементов инфраструктуры на территориях, имеющих особое значение для расширения спектра внешних связей;

Совершенствование комплексного механизма использования потенциала территорий и акваторий Курильских островов, скоординированного по задачам, ресурсам и срокам осуществления производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области устойчивого развития;

Поддержка и продвижение новой модели развития Курильских островов на базе институтов и механизмов опережающего социально-экономического развития, включая инновационно ориентированные компоненты в рыбохозяйственном и горнопромышленном комплексах, в сфере нетрадиционной энергетики и развития сельского хозяйства, производства органической продукции, а также туризма;

Координация усилий государства, бизнеса и общества, обеспечение стратегического единства в управлении проектами развития инфраструктуры и социальной сферы;

Аккумулирование средств различных источников и координация их использования через механизмы бюджетного планирования и контроля расходов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства);

Обеспечение прозрачности финансовой и исполнительской дисциплины, рационального использования финансовых, природных и иных ресурсов развития.

Решение вопросов транспортной интеграции и диверсификации экономики на основе повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала, реализации проектов развития инфраструктуры и внедрения инноваций, а также развития туризма позволит создать многоотраслевой территориально структурированный комплекс, обеспечивающий условия для устойчивого роста экономики Курильских островов, кардинального улучшения качества жизни населения. В ближайшей и среднесрочной перспективах это позволит развивать экономические и культурные связи с Камчатским, Приморским и Хабаровским краями, а также с японской префектурой Хоккайдо.

Однако, несмотря на существенное увеличение значений ключевых экономических показателей, вклад экономики Курильских островов в валовый региональный продукт области не превысит 1,5 процента. Это обусловлено преобладающей ролью нефтегазового комплекса в формировании указанного макропоказателя, который является системообразующим и обеспечивает более 80 процентов его объема.

В складывающихся геостратегических условиях необходимость формирования новой модели развития Курильских островов с использованием современных достижений в сфере технологий и организации производства является безусловным приоритетом. Инновации в сфере организации и стимулирования хозяйственной деятельности должны быть обеспечены эффективными механизмами государственного управления, качество которых обеспечивает программно-целевой подход.

Анализ рисков, снижающих вероятность успешной реализации Программы, определяет необходимость рассмотрения и своевременной нейтрализации:

Риска недостаточного обеспечения финансирования Программы;

Риска возникновения сбоев (низкого качества управления) при реализации Программы;

Риска несовершенства технологической инфраструктуры;

Риска задержки реализации ключевых мероприятий Программы;

Риска возникновения обстоятельств непреодолимой силы (масштабные природные и техногенные катастрофы, вооруженные конфликты и др.);

Риска отказа от использования программно-целевого метода.

Риск недостаточного обеспечения финансирования Программы (риск ликвидности) возникает в результате значительной продолжительности Программы. При этом, учитывая сложившуюся сегодня систему 3-летнего бюджетного планирования и наличие политической воли государства, риск сбоев в реализации Программы в результате недофинансирования можно считать умеренным. В связи с этим можно оценить этот риск как средний. Нейтрализация указанного риска будет обеспечена активной работой Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Правительства Сахалинской области в части привлечения дополнительного финансирования из различных источников с учетом необходимости безусловного выполнения поручений Президента Российской Федерации.

Риск возникновения сбоев при реализации Программы (операционный риск) возникает в результате низкой эффективности деятельности, в том числе ошибок исполнителей, совершенных правонарушений, а также неготовности инфраструктуры (управленческой, информационной, финансовой и др.) к решению поставленных задач. Этот риск также можно оценить как средний. Нейтрализация указанного риска достигается формированием организационно-финансового плана реализации Программы на каждый год и последовательным контролем за его выполнением со стороны государственного заказчика - координатора Программы.

Риск несовершенства технологической инфраструктуры (неподготовленность инфраструктуры для решения поставленных задач) может привести к задержкам в реализации Программы. Этот риск также можно оценить как средний. Для нейтрализации указанного риска предусмотрен значительный объем прикладных научных исследований, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по направлениям, с целью отработки технологии соответствующих процессов.

Риск задержки реализации ключевых мероприятий Программы (институциональный риск) возникает по причине того, что Программа может быть не выполнена в полном объеме из-за задержек со строительством и вводом в эксплуатацию запланированных объектов, сгруппированных по указанным мероприятиям. Этот риск также можно оценить как средний. Указанный риск является критическим для реализации Программы. Ответственность за минимизацию такого вида рисков путем формирования и оптимизации отдельных программных мероприятий лежит на Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и нейтрализуется оперативным взаимодействием указанного Министерства, государственных заказчиков Программы и Правительства Сахалинской области в рамках реализации соответствующих мероприятий.

Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы нейтрализуется путем запланированных мероприятий по линии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий. Этот риск можно оценить как умеренный.

Особо следует отметить значение риска отказа от использования программно-целевого метода.

В отсутствие системных мер государственной поддержки и новых инструментов опережающего социально-экономического развития прогноз в решении основных проблем развития Курильских островов оценивается как негативный. Ресурсы бюджетов муниципальных образований Курильских островов не позволяют осуществлять какие-либо масштабные проекты развития территорий, а единственным дополнительным источником ресурсного обеспечения является бюджет Сахалинской области в рамках государственной программы Сахалинской области по развитию муниципальных образований путем предоставления на эти цели межбюджетных трансфертов. В связи с этим реализация проектов развития энергетического хозяйства, обустройства портов и решения задачи бесперебойного грузового и пассажирского сообщения между Курильскими островами, островом Сахалин, полуостровом Камчатка и материком становится трудноразрешимой.

Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения при финансировании за счет средств дорожного фонда Сахалинской области существенно замедлится в связи со значительными издержками на доставку необходимых компонентов и материалов.

Работы по разведке и опытной эксплуатации месторождений полезных ископаемых, в том числе стратегически важных запасов рения, можно будет осуществлять только за счет внебюджетных инвестиций в условиях жесткой конкуренции за свободные инвестиционные ресурсы.

Развитие современных средств связи и широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не будет обеспечено в связи с низкой привлекательностью и высокими операционными издержками проекта для операторов сотовой связи и провайдеров, предоставляющих интернет-услуги.

Развитие топливно-энергетического комплекса без применения программно-целевых механизмов можно будет обеспечить только за счет средств частных инвесторов в рамках метода доходности инвестиционного капитала, обеспечивающего возмещение затрат частных инвесторов.

В отсутствие программно-целевого метода ограниченные ресурсы бюджета Сахалинской области, выделяемые муниципальным образованиям Курильских островов, будут использоваться в первую очередь на поддержание инфраструктурных объектов, построенных в рамках реализации предыдущих федеральных целевых программ. В этой связи проблематичным становится дальнейшее строительство детских садов, школ, объектов здравоохранения, спортивных и культурно-досуговых центров, а главное - широкомасштабное строительство жилья и коммунальной инфраструктуры, необходимой для закрепления на Курильских островах постоянного населения.

В отсутствие программно-целевого метода не будет обеспечена координация реализации проектов развития инфраструктуры и социальной сферы.

Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на:

Возможности увязки реализуемых инвестиционных мероприятий с новой моделью развития - созданием территорий опережающего социально-экономического развития и распространения такого режима в конечном счете на всю территорию Курильских островов;

Возможности формирования целостной системы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций в условиях высокой сейсмичности, вулканической активности, угроз цунами и ураганов, в том числе создания центра оперативного мониторинга, ситуационного анализа, системы раннего предупреждения и оповещения, а также запасов оборудования и материалов, необходимых для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций природного характера.

56 островов, расположенных между Камчаткой и Хоккайдо, периодически становятся причиной информационных поводов. Речь идёт о Курилах. Чаще всего они фигурируют в контексте российско-японских отношений, и, как правило, шум со стороны японцев поднимается только в тех случаях, когда на один из 4 южных островов прилетает крупный российский чиновник.

В этот раз затронем тему Курил не по причине очередных возмущений японских политиков, хотя и сейчас без них не обойдётся. Сегодня поговорим о развитии территории Курильских островов.

23 июля 2015 года Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу по развитию Курильских островов. Не только тех четырех, на которые громкими заявлениям постоянно покушается Япония, но и остальных 52, которые страну восходящего солнца не интересуют. Документ отражает правительственные планы на период с 2016 по 2025 гг. Предыдущая программа истекает в этом году. К ней мы вернёмся чуть позже.

Принятая ФЦП подразумевает общий объём инвестиций для развития островов в размере 70 млрд руб, из них 28 млрд будет потрачено из Федеральных средств. Деньги будут вложены в развитие аграрной, туристической и горнодобывающей промышленности. Помимо прочего, на островах планируется создать территорию опережающего развития.

Чтобы оценить масштабы Федеральной целевой программы нужно провести её сравнение с предыдущей. Отметив, что за период было построено, легче будет представить размах нынешней программы, учитывая увеличившееся финансирования. К разбору ФЦП 2007-2015 гг. еще вернемся. Сейчас же хочется сделать акцент на самом факте вложения больших средств в развитие региона. Вероятно, наши политики японским коллегам накануне планируемых встреч намекают, что никакие острова отдавать никто не собирается. При поиске компромиссов отталкиваться нужно будет от факта, что вся Курильская гряда останется в составе РФ.

"Безлюдные" острова

Теперь давайте немного поговорим о самих Курилах. Многие читатели знают, что 4 южных острова оспариваются Японией, но на этом познания о Курилах у некоторых заканчиваются.

Курильские острова относятся к Сахалинской области. Входят в состав трёх городских округов - Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского. Площадь островов составляет 10 502,22 кв. км, население немногим менее 20 000 человек. К слову, принятая Федеральная программа по развитию Курил ставит целью за 9 лет увеличить численность население островов на 25%. То есть к 2025 г. ожидается, что в этих трёх городских округах Сахалинской области будет проживать 25 000 человек.

С помощью нехитрых вычислений можно определить, что плотность населения Курильских островов составляет порядка 1,86 чел/км2. Немного, конечно, но такой же показатель плотности населения имеет республика Тыва, а в 8 регионах РФ живущие там люди ощущают ещё больший простор. Это касается, например, Хабаровского и Красноярского краёв.

Существуют целые государства с примерно такой же плотностью населения. В Монголии на 1 кв. км приходится 2 человека. В общем, дефицит населения на Курилах присутствует, впрочем, как и на Дальнем Востоке в целом. Но говорить, что острова безлюдны не совсем корректно. Плотность населения на островах, входящих в Южно-Курильский городской округ, (а эти территории вместе с островом Итуруп как раз японцам приглянулись) составляет 5,86 чел/кв. км. Это уже сопоставимо с плотностью Сахалинской области в целом и немного недотягивает до показателей Казахстана. А в Мурманской, Иркутской, Тюменской областях , а также Канаде, Ливии, Исландии и Австралии люди живут менее кучно. И ведь никто не скажет, что территория Канады или Австралии безлюдна?

Причина спора

Пожалуй, мало кто находится в неведении по поводу того, что Япония положила глаз на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Здесь тоже считаю необходимым сделать исторический экскурс.

По итогам Второй мировой войны в 1951 г. Япония подписывает мирный договор с союзниками. СССР в мероприятии не участвовал, но тем не менее представители Японии поставили подпись под документом, в котором Страна восходящего солнца отказалась от каких-либо притязаний на Курильские острова. Немногим позже правительство этой дальневосточной страны неожиданно заявило, что 4 южных острова к Курилам не относятся. Японцы делали отсылку к первому российско-японскому договору - Симодскому трактату, согласно которому Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были частью Японии. Однако говорить о каком-то серьёзном основании ссылки именно на первый российско-японский договор у представителей Японии не было.

Объяснить навязчивое желание японцев получить острова можно, учитывая несколько моментов:

1. Биоресурсы . Акватория, прилегающая к островам, богата рыбой.

2. Наличие в недрах южных Курил редкоземельных элементов . Золото, нефть, рений - всё это не помешало бы небогатой ресурсами Японии.

3. Незамерзающий морской путь до Владивостока проходит между Кунаширом и Итурупом. Контролировать его важно с военной точки зрения. Ну и для перемещений торговых грузов пролив значим. Пожалуй, контроль пролива - наиболее значимый фактор, из-за которого вся эта шумиха с островами происходит. Зачем Японии контролировать этот пролив? Хотя корректнее спросить, зачем их патронам из-за океана нужен пролив? В этом случае ситуация станет понятней. Как минимум, чтобы усложнить жизнь Тихоокеанскому флоту ВМФ России.

Экономический потенциал

Оставим притязания японцев в стороне и посмотрим, как обстоят дела на наших островах с экономикой. Основная хозяйственная деятельность на Курилах - добыча леса, деревообработка, мясное и молочное животноводство, рыбная ловля.

Принятая ФЦП нацелена на раскрытие экономического потенциала островов. Наличие редкоземельных металлов наводит на мысль о необходимости развивать горнодобывающую промышленность. Богатая акватория создаёт благоприятные условия для развития рыбного хозяйства. Развитие агропромышленного комплекса будет основываться на уже имеющемся животноводстве.

В Федеральную целевую программу также было включено развитие туристической отрасли. Пока трудно сказать, насколько реально привлечь поток туристов в такой удаленный край. Но стоит заметить, что идея развития туризма на Курилах появилась не на пустом месте. Часть острова Кунашир и несколько островов малой Курильской гряды относятся к территории заповедника «Курильский». Пляжный отдых для этих мест не подходит, но экологический туризм на Курилах развивать возможно.

Кстати, в августе 2015 г. на острове Итуруп впервые пройдёт одноимённый Всероссийский образовательный молодёжный форум. Глядишь, понравится здесь молодому поколению, начнут создавать туристический поток.

Итоги предыдущей Федеральной целевой программы

Мы собирались вернуться к рассмотрению предварительных итогов предыдущей Федеральной целевой программы, которая затрагивала период с 2007 по 2015 гг.

В основном была проделана работа по строительству и реконструкции базовой инфраструктуры островов. Создавались и ремонтировались системы водоснабжения, водоотведения, топливообеспечения. Проводились линии электропередач, были построены причальные сооружения, аэропорт , геотермальная станция. Не осталась без внимания и социальная сфера. За указанный период на островах появилась больница, обеспеченная всем необходимым оборудованием, несколько детских садов.

Бюджет Федеральной целевой программы составлял 628,3 млн руб. Сравните с нынешним в 70 млрд руб. и представьте масштабы. Конечно, за 8 лет рубль несколько потерял в весе, но его ценность не уменьшилась в сотню раз.

Также стоит учесть, что губернатором Сахалинской области с 2007 по 2015 г. был недостаточно честный, как оказалось, человек. Возможно, на выделенную сумму можно было построить несколько больше.

Взаимодействие с Японией

А что же Япония? Какова её реакция на грандиозные планы по развитию Курильских островов? Ведь власти этой Дальневосточной страны последовательно выражали негодование, когда на островах с визитом оказывались Игорь Шувалов, Сергей Иванов, Вероника Скворцова. Больше всего японцы расстраивались из-за визитов Дмитрия Медведева. По словам советника японского посольства в Москве - посещение Южных Курил российским премьером «ранит душу японского народа».

Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.

15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.

13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

1

Природно-ресурсный потенциал южных Курильских островов

Основными природными ресурсами южных Курильских островов являются запасы редких и драгоценных металлов, геотермальные ресурсы, а также морские биологические ресурсы

Среди запасов полезных ископаемых на территории южных Курильских островов наибольшее значение имеет месторождение рения и сопутствующих металлов (германий, индий, селен, теллур и др. металлы) на о. Итуруп (вулкан Кудрявый), являющееся единственным месторождением рения в России с общими ресурсами рения в рудных залежах 2,7 тонн. Уникальность месторождения заключается в вулканических выбросах металла в составе высокотемпературных газов, в результате которых прирост запасов рения составляет около 2,3 тонн в год. Для сравнения, мировой объем производства рения в 2014 г. составил около 49 тонн.

Наиболее существенные запасы золота и серебра на территории южных Курильских островов относятся к о. Кунашир. По данным Минприроды, прогнозные ресурсы месторождений Северо - Кунаширского рудного узла составляют 475 тонн золота и 2160 тонн серебра, а Итурупского рудного узла – 370 тонн золота и 2540 тонн серебра.

Наряду с этим, на территории южных Курильских островов известны запасы полиметаллических руд (о. Кунашир) с высоким содержанием цинка, меди, золота, серебра и др. металлов, а также руд с высоким содержанием железа, титана и ванадия (ильменит - магнетитовые россыпи, прежде всего Ручарское месторождение на о. Итуруп). Шельфовые территории, относящиеся к южным Курильским островам, также считаются потенциальной нефтегазоносной территорией (по данным геологической службы Сахалинской области, прогнозные ресурсы Срединно - Курильского прогиба составляют 386 млн. т.у.т.).

Южные Курильские острова располагают запасами термоминеральных вод, которые потенциально могут использоваться как теплоэнергетическое сырье, как сырье для извлечения ряда химических элементов, а также для лечебных целей. Наиболее известными являются воды на о. Кунашир (источники «Горячий пляж») и о. Итуруп (Океанское месторождение и другие термальные источники).

Южные Курильские острова также характеризуются благоприятными гидробиологическими условиями для воспроизводства рыбы. Особенностью ряда островов является наличие природных нерестилищ лососевых рыб (например, нерки на о. Итуруп). При этом острова в силу своего географического положения имеют военно - стратегическое значение, т.к. территориальная принадлежность островов определяет доступ к проливам, соединяющим Охотское море и Тихий океан.

Степень освоения природно-ресурсного потенциала южных Курильских островов остается низкой

Например, освоение уникального вулканического месторождения рения (о. Итуруп), открытого в 1992 г., до сих пор находится в начальной стадии. По сообщениям СМИ, летом 2016 г. планировалось начать извлечение рения и сопутствующих ценных компонентов из высокотемпературных газов вулкана Кудрявый, однако на данный момент сообщения о запуске такого производства отсутствуют. По данным Союза золотопромышленников, месторождения золота на южных Курильских островах не разрабатываются.

Экономическое развитие южных Курильских островов

Экономика южных Курильских островов в основном связана с рыболовством и переработкой рыбы

По данным официальной статистики, в 2015 г. в структуре отгруженных товаров собственного производства по Южно-Курильскому городскому округу (район Сахалинской области, включающий острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и архипелаг Хабомаи) 69,7% приходилось на продукты переработки и консервирования рыбо - и морепродуктов, а еще 15,1% – на продукты рыболовства (Рис. 1). Ведущую роль в обеспечении производства этой продукции играют предприятия холдинга «Гидрострой», на которые, по данным компании, приходится 25% от общего объема вылова рыбы всей Сахалинской области. Вместе с тем, производство рыбы и консервированной рыбной продукц ии на территории южных Курильских островов в 2015 г. составило только 1% российского производства. Для сравнения, на Сахалинскую область, в составе которой находится данный район, приходилось 13,5% объема производства рыбы и консервированной рыбной продукц ии России (Рис. 2).

Кроме этого, определенную роль в экономике южных Курильских островов играет энергетика, представленная двумя геотермальными ТЭС: Океанской (о. Итуруп) и Менделеевской (о. Кунашир).

Наиболее развитой частью южных Курильских островов являются о. Итуруп и о. Кунашир

Данные острова являются наиболее крупными по территории: площадь о. Итуруп составляет 3,2 тыс. кв. км, о. Кунашир – 1,5 тыс. кв. км, при том, что площадь всех островов, включая малые, составляет около 8,6 тыс. кв. км. Эти два острова также имеют наиболее высокую численность населения и действующих предприятий (в основном принадлежащих холдингу «Гидрострой»), а также более развитую инфраструктуру (см. таблицу).

Согласно данным Росстата по Сахалинской области, население Курильских островов по итогам 2016 г. должно составить 19,9 тыс. чел., или 4,1% населения Сахалинской области. Крупнейшим населенным пунктом является п.г.т. Южно-Курильск, расположенный на о. Кунашир (40% населения всех Курильских островов). При этом численность населения о. Шикотан оценивается лишь в 2,8 тыс. чел., а на островах архипелага Хабомаи постоянное население отсутствует.

Развитие инфраструктуры южных Курильских островов в основном связано с реализацией ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов», однако степень исполнения расходов по данной программе остается низкой

По данным МЭР, финансирование ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская обл.) на 2016 - 2025 гг.» запланировано на уровне 68,9 млрд. руб. Для сравнения, это эквивалентно 9,7% расходов в рамках ФЦП «Социально - экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.». При этом уровень исполнения расходов по целевой программе развития Курильских островов традиционно является крайне низким – например, по данным Федерального казначейства, в январе-сентябре 2016 г. он составил только 9,6% годовых назначений.

ЮЖНО-САХАЛИНСК, 10 августа. /Корр. ТАСС Ирина Байбарза/. Новая федеральная целевая программа по развитию Курильских островов на 2016-2025 годы нацелена на то, чтобы закрепить население на островах. Об этом ТАСС сообщил и.о. руководителя Агентства по развитию Курильских островов и инвестиционных программ правительства Сахалинской области Валерий Сордонов.

"В рамках ФЦП по развитию Курильских островов на 2007-2015 годы мы решили инфраструктурную проблему. Построены порты, аэропорты. К завершению подходят работы на объектах жизнеобеспечения (водоснабжение, энергетика и др). Теперь в рамках новой программы мы будем делать так, чтобы Курильские острова стали привлекательными для людей, чтобы они жили здесь долго", - сказал Сордонов, добавив, что в новой программе все для этого есть.

"По новой ФЦП мы уже работаем. Завтра я отправляюсь в командировку на Кунашир (южные Курилы), где запланирован комплекс мероприятий по новой программе", - отметил Сордонов.

Программа развития Курил

Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2016-2025 годы". Соответствующее постановление размещено в понедельник на сайте кабмина.

Цель программы - комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы, которое обеспечит привлекательные условия хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов.

29 программных мероприятий ФЦП будут способствовать улучшению социально-экономической ситуации на островах. Предполагается, что к 2025 году население Курильских островов увеличится и превысит отметку в 24 тыс. человек, таким образом прирост составит 25% к данным за 2013 год. Ежегодный объем частных инвестиций благодаря реализации ФЦП вырастет в 1,5 раза. На 40% вырастут объемы отгрузки рыбоперерабатывающих производств и достигнут 8,1 млрд рублей в сопоставимых ценах.

В ФЦП заложена возможность создания на островах территории опережающего развития. До конца текущего года Минвостокразвития будет проведена научно-исследовательская работа по изучению возможности создания ТОР.

Внимание будет уделяться созданию благоприятной социальной среды, повышению качества услуг ЖКХ. В течение 10 лет запланировано строительство 123 тыс. кв. метров жилья. В новую инфраструктуру заложено строительство Центральной районной больницы на Парамушире и реконструкция с расширением ЦРБ на Кунашире. Предполагается возведение восьми новых школ и дошкольных учреждений на Парамушире, Итурупе, Шикотане, Кунашире.

Программа даст новый импульс развитию телекоммуникаций. Речь идет о прокладке подводной оптико-волоконной линии для обеспечения жителей Итурупа, Кунашира и Шикотана доступом к услугам связи и сети Интернет до нормативного значения 2 Мбит в секунду.

Одним из направлений программы также станет обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островами, Сахалином, Камчаткой и материком. В ФЦП заложено изготовление двух вертолетов, строительство трех современных грузопассажирских судов, создание и модернизация четырех портпунктов, а также реконструкция и асфальтирование дорожного полотна.