Морской путь в индию (португальские мореходы). Великие мореплаватели вышли из лиссабона

100 великих географических открытий Баландин Рудольф Константинович

МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ (португальские мореходы)

МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ

(португальские мореходы)

Теоретически путь из Португалии в Индию вокруг Африки был открыт уже в конце жизни Генриха Мореплавателя. Об этом сохранилось документальное свидетельство: карта мира размером больше человеческого роста. Ее составили в монастыре Мурано близ Венеции, и она получила название Большой Венецианской, или карты Фра-Мауро. На ней изображены Европа, Азия и Африка; океан простирается вокруг всей обитаемой суши, и по нему можно из Западной Европы достичь Индии, обогнув Африку.

Конечно, по карте путешествуют лишь мысленно. Однако в подлинных географических открытиях мысль предваряет дело. Большая Венецианская карта ясно показывала: для осуществления восточного морского пути из Европы в Индию требуются лишь время, средства, упорство и толика удачи.

Тут уместно вспомнить поговорку: за морем телушка - полушка, да рубль перевоз. Как ни дешевы в Индии драгоценные пряности, выяснилось, что слишком далек заманчивый путь. Не проще ли вести торги через посредников уже проторенными караванными, речными и морскими дорогами через Средиземное и Черное моря?

Подобные сомнения португальцев были вполне резонны. Однако совершенно неожиданно свое слово сказали их торговые и политические конкуренты - испанцы. Они решили попасть на восток, направив свои корабли в противоположную сторону - на запад! И достаточно быстро добились успеха (не догадываясь, что Азии они не достигли).

Но почему португальцы почти целое столетие шли восточным путем в Индию, отказавшись от поисков западного пути?

Существенную роль сыграло то, что Генрих Мореплаватель и его продолжатели использовали карты, на которых изображалась круглая Земля и, естественно, плоская (изобразить поверхность шара на плоском листе - трудная задача). Да и что находится там, на другой половине земного шара, кроме пустынного океана? О реальных размерах нашей планеты в ту пору не было достоверных данных.

…После мыса Бохадор критическим рубежом для португальских мореплавателей стала южная оконечность Африки. Главными природными помехами стали Бенгельское течение, штормы и юго-восточные пассаты. Для легких судов, идущих под парусами, преодолеть эти преграды было нелегко. Некогда флотилия, снаряженная фараоном Нехо, избрала путь - случайно - наиболее удобный для того, чтобы обогнуть Африку: по часовой стрелке. Если же двигаться в обратном направлении вдоль берега, то на западе встречаешь сопротивление теплого течения. Оно проходит в северном направлении между островами Зеленого Мыса и материком. Правда, затем плаванию благоприятствует крупное теплое Гвинейское течение, омывающее с северо-запада на юго-восток и затем на юг берега одноименного залива. Этот путь парусники могут пройти достаточно быстро. Но за мысом Святого Мартина (на широте острова Св. Елены) вдоль континента движется на север ответвление холодного и мощного Бенгельского течения.

По этой причине самый простой, удобный и быстрый путь от северо-западной оконечности Африки к южной лежит не на прямой и проходит не вдоль берега, а направлен через Атлантический океан, на юго-запад, затем - по Бразильскому течению на юг и, наконец, на восток. (Примерно такой курс избрал Васко да Гама). Так проявляется в географии принцип относительности пространства-времени: движение по направлению преобладающих ветров и течений Мирового океана проходит быстрее, чем по более короткому пути, но против атмосферных и морских течений.

На этом примере ясно видно, какое большое значение имело в истории мореплавания знание природных условий, в первую очередь - направления и силы воздушных и водных масс. Неудивительно, что подобные сведения держались в строгом секрете.

Итак, открытие португальцами морского пути из Западной Европы в Южную Азию продолжалось… 85 лет. Его началом обычно считают взятие Сеуты в 1415 году, а завершением - осень 1499 года, когда Васко да Гама возвратился в Лиссабон после посещения Индии.

Первая половина этого открытия завершилась в 1462 году, через два года после смерти принца Генриха, когда его мореходы вошли в Гвинейский залив. Регулярные экспедиции в этом направлении начались лишь в 1470 году. Через 5 лет удалось перейти в Южное полушарие, правда, всего на два градуса, до мыса Св. Екатерины.

Следующие две экспедиции возглавил в 1482 году Диогу Кан. За четыре года он первым из европейцев углубился в пределы Южного полушария более чем на 20 градусов, обследовав полторы тысячи миль африканского побережья, вплоть до пустыни Намиб.

Значительный бросок на юг осуществил искусный мореход Бартоломеу Диаш (Варфоломей Диас). Его флотилия (из трех небольших кораблей) вышла в 1487 году из Лиссабона, начала обследовать берега южнее устья реки Конго (Заира) и прошла на юг дальше Диогу Кана вдоль пустынных земель, миновав зону Южного тропика. Сильное встречное течение и шторм заставили Диаша отклониться на запад, в сторону открытого океана.

Их отнесло значительно южнее окраины континента (этого они, конечно, не могли знать). Несмотря на то что в Южном полушарии было лето (январь 1488 года), становилось все холоднее. Их суда не были приспособлены для плавания в холодных морях, надлежащей одежды у команды не было. Моряки более всего боялись даже не шторма, а гибели от холода. Наконец, буря улеглась, потеплело. Диаш взял курс на восток. Несколько дней они так и не смогли увидеть земли. Диаш справедливо решил, что они обогнули окраину материка, и повернул суда на север.

Только 3 февраля удалось достичь берега. На лугу несколько полуголых пастухов пасли коров. Увидя незнакомцев, туземцы стали кричать и махать руками. Выстрелом из арбалета португальцы убили одного из них, остальные убежали.

Назвав бухту Пастушеской и набрав пресной воды, португальцы направились на восток. Однако команда стала роптать, устав от трудного плавания, потребовала возвращения на родину. Диаш упросил подождать еще три дня. Берег плавно поворачивал на северо-восток. Диаш был уверен, что теперь-то путь в Индию открыт. Увы, во избежание бунта команды, капитан вынужден был отдать приказ повернуть назад. Единственным утешением ему стал водруженный его экспедицией каменный столб (падран) с крестом на самой дальней для европейцев точке африканского берега.

По словам португальского историка XVI века Жуана Барруша, Диаш «испытывал такое чувство горечи, такую скорбь, словно расставался с любимым сыном, обреченным на вечное изгнание; он вспоминал, с какой опасностью и для себя, и для всех своих подчиненных он прошел столь долгий путь лишь затем, чтобы поставить этот каменный столб, а самого главного Бог ему не дал совершить».

Пройдя мыс на юге Африки, огибая который они попали в сильный шторм, португальцы назвали его Торментозу («Бурный»). Но когда Диаш, вернувшись в Лиссабон, доложил о своей экспедиции королю Жуану II, тот решил, что незачем заранее тревожить мореплавателей, которым теперь открыт путь в Индию, и переименовал Бурный в мыс Доброй Надежды.

Однако надежд достичь Индии этим путем было немного: он оказался слишком трудным и длинным. Король Португалии не стал торопиться с отправлением новой экспедиции. Его заставили сделать это только изменившиеся обстоятельства.

В марте 1493 года вернулся в Испанию Христофор Колумб, сообщивший о своем открытии за Атлантическим океаном островов Азии (за которые он принял острова Карибского моря). Папа Александр VI («самое совершенное воплощение дьявола на Земле», - по словам Стендаля) своим указом произвел раздел мира за Атлантическим океаном таким образом, что Португалии доставались земли южнее экватора, а Испании - севернее…

Для португальцев стало ясно: необходимо освоить восточный путь в Индию. В 1497 году была организована новая экспедиция с целью обогнуть Африку и достичь желанной (для торговцев) Индии. Ее начальником новый король - Мануэл I - назначил знатного придворного Васко да Гаму. Это предприятие считалось почетным и ответственным, однако чрезвычайно трудным и сопряженным с возможными военными действиями. Васко да Гама пятью годами раньше проявил свою находчивость, мужество и решительность в борьбе с французскими каперами (пиратами на государственной службе). Возможно, именно об этом вспомнил король, определяя начальника экспедиции - более военной и торговой, чем последовательной. К тому же требовался авторитетный дипломат на случай, если доведется заключать торговые и политические соглашения с властителями азиатских стран. Васко да Гама не был опытным мореходом. Во всем остальном его кандидатура была вполне подходящей. А вести корабли могли отличные капитаны и штурманы, которых в стране было немало.

В июле 1497 года флотилия Васко да Гамы (четыре крупных судна) вышла в океан. Они направились на юг и, миновав острова Зеленого Мыса, вместо того чтобы войти в Гвинейский залив, стали огибать его с запада, все более отдаляясь от материка. Это позволило, подойдя к широте мыса Доброй Надежды и пользуясь течениями, повернуть на восток, сравнительно легко и быстро достигнув южной оконечности Африки.

В Пастушечьей гавани Васко да Гама произвел мирный торг с туземцами, получив жирного быка и браслеты из слоновой кости в обмен на красные шапки и бубенчики. Продвигаясь дальше на северо-северо-восток, португальцы встречали все более цивилизованные племена, освоившие земледелие и металлургию, наладившие торговые связи с арабами.

В дельте реки Замбези португальцы вынуждены были остановиться на месяц для ремонта судов. Многие из моряков серьезно болели цингой, несколько человек умерло. Цинга - один из страшных врагов мореплавателей вплоть до второй половины XVIII века, вернее, не сама болезнь, а незнание ее причин и мер борьбы с ней. Даже среди пышной тропической растительности европейцы нередко умирали от этой болезни, так и не догадываясь, что вокруг имеются лекарства от нее - питательные растения, содержащие витамин C.

Отправившись дальше на север, португальцы все чаще встречали суда арабских купцов, которые вывозили из этих районов рабов, слоновую кость, амбру, золото. Понимая, что европейцы являются их конкурентами, арабы делали все возможное, чтобы затруднить их плавание. В крупном порту Момбаса, расположенном близ экватора, дело дошло до вооруженного конфликта. Васко да Гама проявил решительность и жестокость, приказывая пытать пленных и захватывая торговые корабли как настоящий пират.

На следующей стоянке в гавани Малинди Васко да Гаму дружески встретил местный шейх (враждовавший с Момбасой) и дал им опытного лоцмана-араба Ахмеда Ибн Маджида, знатока мореходного дела. Он велел взять курс на северо-восток, в открытый океан. С попутным муссоном и морским течением они быстро достигли берега Индии и 20 мая 1498 года встали на рейде у крупного города Каликут (не путать с Калькуттой, расположенной на противоположной стороне полуострова Индостан). Правда, торговые дела у них шли не очень хорошо. Почти всю внешнюю торговлю в Каликуте контролировали арабы. (Они встретили пришельцев словами: «Какой дьявол принес вас сюда?»)

И все-таки европейцам удалось приобрести пряности, драгоценные камни, шелковые ткани. Не имея возможности выплатить таможенные сборы, Васко да Гама захватил знатных заложников (тоже - обычный пиратский прием) и часть из них обменял на захваченных в порту португальских матросов и свой груз, задержанный на таможне.

Обратный путь до Лиссабона был пройден без особых происшествий. Летом 1499 года экспедиция завершилась. Вернулось всего два судна и меньше половины моряков. Доставленные товары вполне окупили расходы на предприятие и даже принесли некоторый доход.

В королевском дворце ликовали: наконец-то открыт восточный морской путь в Индию, сулящий расцвет торговли и обогащение страны, ее правителей. Васко да Гама принимал почести и поздравления.

А в скромных домах погибших в плавании моряков царила скорбь. Никто не прославлял безымянных молодых людей, не вернувшихся на родину. «Но они представляли собой становой хребет экспедиции… - верно отметил американский историк Г. Харт. - Они - наравне с Васко да Гамой - тоже герои открытия морского пути в Индию».

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

САМОЕ ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (китайские мореходы) О восточной окраине величайшего континента, Евразии, даже в позднем средневековье у европейцев были самые смутные представления. Ограниченность знаний отражали карты, где Малая Азия изображалась непомерно

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

ИЗ АЗИИ - В АМЕРИКУ (русские мореходы) Петр I в 1724 году распорядился узнать, «соединяется ли Азиатский материк с Америкой».Начальником экспедиции назначили опытного морехода, выходца из Дании Витуса Беринга, а его помощником - лейтенанта Алексея Ильича Чирикова. Путь на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Северный морской путь Северный морской путь (СМП) – важнейшая национальная транспортная магистраль, связывающая дальневосточные и западные районы Российской Федерации и объединяющая в единую систему крупнейшие речные артерии Сибири. Протяженность его от Карских

Из книги Блатной телеграф. Тюремные архивы автора Кучинский Александр Владимирович

Португальские письма (Les Lettres portugaises)Повесть (1669)Лирическая трагедия неразделенной любви: пять писем несчастной португальской монахини Марианы, адресованные бросившему ее французскому офицеру.Мариана берется за перо, когда острая боль от разлуки с возлюбленным стихает и

Из книги Лиссабон. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Раздел IV Дорога в Индию

Из книги Ругательства на 15 языках [Карманный словарь-разговорник] автора Турин Алексей Алексеевич

Португальские вина В Европе vinhos maduros, столовые вина Португалии, практически неизвестны – за исключением портвейна. И напрасно: это хорошие, «правильные» вина, производимые без химических и прочих добавок. Содержание алкоголя в них в среднем составляет 9-13 %, это

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

ПОРТУГАЛЬСКИЕ РУГАТЕЛЬСТВА BastardoбастАрдуублюдокBol?oбалАнужирдяй, толстожопыйBurro que nem uma portaбУрро кэ нэм ума пОртатупой как валенок (дословно: тупой, как дверь)CabraкАбрасука, стерваCaceteкасЭтеx..CaralhoкарАлъоx..Chupa meu pau!шУпа мЭупАу!отсоси у меня!Coma a merda e morra!кОма а мЭрдэ э

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

За три моря в Индию «Хождение за три моря» - так назывались записки тверского купца Афанасия Никитина, посетившего Индию в 1468-1474 годах. «Поплыл я вниз Волгою. И пришел в монастырь Калязинский. Из Калязина плыл до Углича, а из Углича отпустили меня без препятствий. И, отплыв

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Морской путь в Индию. Как все начиналось… Современные ученые считают, что путь от Пиренейского полуострова до Индии был открыт еще в начале XV столетия. А доказательством тому служит огромная, почти в человеческий рост, физическая карта мира, составителями которой были

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

Из книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга автора Старр Джули

Путь наверх и путь вниз См. также «Начальник» (с.388); «Увольнение и отставка» (с.425); «Съесть, утопить, вырыть яму» (с.428); «Притязания. Честолюбие» (с.494)И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.Библия –

Из книги автора

Из книги автора

Путь коуча: пусть это будет ваш путь Со временем вы выработаете собственные способы, привычки и процедуры, которые будут соответствовать вашей манере ведения коучинга.Например, вы можете всегда начинать с обзора задач всего коучинга, которые были обговорены еще на

Великую историю Португалии создали великие мореплаватели. За три века, с момента появления независимого государства в 1095 г., страна сумела отстоять свой суверенитет и вырастить особую породу людей, готовых плыть в неизведанные просторы ради новых земель и сказочных богатств. Морская экспансия Португалии во многом объясняется тем, что никаких иных способов расширения своих территорий у нее не было - единственным соседом Португалии была огромная Испания.
Вдохновителем этой экспансии считается португальский инфант Генрих, прозванный Мореплавателем (1394-1460 гг). Именно Генрих организовал многие морские экспедиции и основал обсерваторию и навигационную школу, где лучшие по тем временам математики и картографы готовили будущих покорителей мира. Экспедиции Генриха Мореплавателя открыли ряд островов у западного побережья Африки (остров Мадейра), Азорские острова, острова Зеленого Мыса, обогнули мыс Бохадор, мыс Кабо-Бланко, исследовали устья рек Сенегал и Гамбия. Карты, которые составляли португальские мореплаватели, были предметом особого хранения и считались государственной тайной.
Но сама эпоха Великих географических открытий началась при Мануэле I Счастливом (1469-1521 гг.). Этот период оказался самым успешным для колониальных амбиций Португалии. Васко да Гама не только открыл путь в Индию вокруг побережья Африки (1498 г.), но и присоединил к Португалии Молуккские острова и создал возможность для появления множества португальских факторий.
Многие государства на побережье Восточной Африки стали подданными или союзниками Португалии. Бразилия, Мадагаскар, Маврикий, Цейлон, Малайский архипелаг, Макао, Япония - множество до того недоступных европейцам земель стали источниками богатства Португалии. Работорговля, торговля пряностями, золотом, драгоценными камнями, ценными породами дерева, слоновой костью и т. д. приносили Португалии огромные прибыли, которые окупали любые потери в опасном деле освоения далеких территорий.
Но в 1578 г. юный португальский король Себастьян погиб в Северной Африке во время неудачной военной экспедиции, и в 1580 г. испанский король Филипп II направил в Португалию герцога Альбу для захвата португальского трона. Хотя Филипп в результате был избран королем Португалии при условии, что Королевство Португалия и его заграничные территории не станут испанскими областями, и правил Португалией под именем Филипп I, все равно португальской самостоятельности пришел конец. Когда в 1640 г. Португалия вернула себе суверенитет, многие куски колониального пирога были потеряны безвозвратно.

Португальская Республика - страна мореплавателей

Близость Атлантического океана и протяженный берег создают идеальные условия для развития мореплавания. Поначалу корабли не уходили далеко от берегов. Позже, во времена великих географических открытий, мореплаватели стали совершать далекие экспедиции, что позволило Португалии стать одной из первых колониальных держав.
Португалия занимает западную часть Пиренейского полуострова, а протяженность ее береговой линии составляет 832 км.
Маленькая страна Португалия поражает изобилием как природных, так и исторических достопримечательностей. Период, названный историками «диктатура Салазара-Каэтану» (1926-1974 гг.), как будто надолго отстранил Португалию от жизни остальной Европы и закрыл для мира ее огромное культурное наследие. Но страна успешно вошла вновь в сообщество европейских государств, и сегодня красоты Португалии восхищают миллионы туристов.
Португалии удалось сохранить свои природные ландшафты и чистый воздух. Песчаные пляжи в южной части страны нисколько не уступают пляжам Италии или Испании, а обдуваемые холодными атлантическими ветрами скалы севера страны привлекают романтически настроенных путешественников.
В самой северной части Португалии находится национальный парк «Пенеда-Жереш». Достопримечательности этих мест - захоронения III-I! вв. до н. э., каменные римские дорожные знаки, руины романских церквей.
В центре северной части страны, где расположен самый высокий горный массив Португалии Серра-да-Эштрела, есть горнолыжный курорт. К западу от Серра-да-Эштрела растет «волшебный лес» «Букасу» со множеством редких видов животных и растений. Этот лесной парк в течение столетий охранялся монахами. А в заповедной зоне у границы с Испанией, где находится хребет Сан-Мамеде, до сих пор водятся дикие медведи.
В каждой области Португалии есть старинные замки, прекрасные дворцы, монастыри, церкви, соборы, музеи. И конечно, пальма первенства принадлежит двум самым крупным городам Португалии - Лиссабону и Порту. Есть такая португальская поговорка: «Брага возносит молитвы Господу, Коимбра поет, веселится, а трудится в поте лица».
Объясняется это просто - в Браге множество соборов и церквей, в Коимбре - древний университет, где много студентов, которые очень любят фаду португальский городской романс. Что касается Лиссабона, то рядом с ним расположены курорты Эшторил и Кашкайш, где действительно царит веселье.
Город, которому уже 20 веков (он основан еще финикийцами), наверное, может позволить себе веселый нрав. Хотя и сильно пострадавший после знаменитого землетрясения, Лиссабон все-таки сохранил множество памятников, например замок Святого Георгия, монастырь Жеронимуш, кафедральный собор, Беленскую башню (яркий образец архитектурного стиля «мануэлино» (1515-1520 гг.)), которая в средние века служила гаванью для португальских мореплавателей. На город с высокого берега реки Тежу смотрит огромная статуя Иисуса Христа (200 м), созданная в 1959 г. по образцу монумента в Рио-де-Жанейро. Здесь множество музеев, в том числе и музей Генриха Мореплавателя.
Порту - «город-труженик», дал название не только знаменитому вину, но и всей стране. Кстати, именно в Порту находится хранилище портвейна. И ведет к нему мост, построенный по проекту Густава Эйфеля.

Общая информация

Официальное название : Португальская Республика.
Территориально-административное деление : территория континентальной Португалии разделена на 18 округов («диштриту»), которые делятся на 308 муниципальных районов («конселью»), состоящих из приходов («фрегезия»). Островные территории ( и ) имеют статус автономных регионов.
Государственное устройство : парламентская республика.
Столица : Лиссабон, 509 751 чел. (2006 г.).
Язык : португальский.
Валюта : евро.
Религия : около 94% населения - католики.
Автономные области : Остров Мадейра, Азорские острова.
Крупнейшие реки : , Гвадиана.
Важнейшие порты : Лиссабон, Порту, Сетубал, Фару.
Аэропорты : аэропорт Портела (Лиссабон); аэропорт Педраш Рубраш (Порту); аэропорт в г. Фару; Фуншал, или Санта-Катарина, - аэропорт острова Мадейра; международные аэропорты Азорских островов - на островах Санта-Мария, Сан-Мигел, Терсейра.

Цифры

Площадь : 92 391 км 2 .
Население : 10 707 924 чел. (2009 г.).
Плотность населения : 115,8 чел./км 2 .
Прирост населения : 0,305% в год.
Крупнейшие города : Лиссабон, Порту, Брага, Коимбра, Фару, Сетубал.
Высочайшие точки : Эштрела (1993 м), вулканический остров Пико (Азорские острова) - (2351 м).
Протяженность границы : 1215 км (с Испанией).
Побережье : 832 км.

Климат и погода

Влажный субтропический на севере и средиземноморский на юге.
Ветра, дующие с Атлантического океана, значительно влияют на климат Португалии (более всего на западе и на севере).
Средняя годовая температура : +9°С,.+20°С в Порту, +11°С…+22°С в Лиссабоне, + 12°С…+24°С в Фару.

Экономика

ВВП Португалии в 2008 г. составил 245 млрд долл. США.
По паритету покупательной способности ВВП на душу населения (по оценке МВФ) в 2008 г. 22 264 долл.
Три четверти всех производственных мощностей Португалии сосредоточено в районах Лиссабон-Сетубал и Порто-Брага-Авейру. Это нефтепереработка, химическая, сталелитейная, автомобилестроительная, электронная, целлюлозно-бумажная и пищевая промышленность, производство стройматериалов и электронного оборудования. А также производство текстиля, обуви, одежды, мебели, вина, целлюлозно-бумажных изделий и разнообразных потребительских товаров.
В Португалии есть крупные рудники и ведется добыча вольфрама, олова, хрома, а также урана. Вольфрам в значительных объемах экспортируется.
43% территории страны используется для нужд сельского хозяйства. Возделывают виноград, инжир, персики, миндаль, пшеницу, кукурузу, картофель, бобовые, овес, рожь, ячмень и рис, а также содержат крупный рогатый скот. Португалия - одна из ведущих западноевропейских стран - экспортеров вина. Особым спросом пользуются португальские десертные вина, портвейн и мускат, а также розовые столовые вина. Развито рыболовство.
Успешное лесное хозяйство - треть территории страны покрыта лесами. Португалия занимает первое место в мире по производству пробкового дуба, она обеспечивает половину мировой потребности в нем.
Развит туризм. По итогам 2008 г. туризм принес прибыль в 7 млрд 520 млн евро.
В 2009 г, - рост 20% (по предварительным итогам).

Достопримечательности

Лиссабон (монастырь Жеронимуш и Беленская башня, церкви в стиле барокко, Королевский дворец Ажуда и кварталы Алфама и Байро Альто);
Дворец Паласио-да-Пена в Синтре;
Монастыри в Алкобасе, Баталье, Томаре;
Обидуш (городская крепость);
Коимбра (церковь Санта-Круж, собор Се-Велья. старинный университет);
Конимбрига (останки древнеримского города);
Храм Фатимской Богоматери в Фатиме.

Любопытные факты

■ В 1493 г. папский престол выступил посредником в разделе будущего колониального мира между Испанией и Португалией. И специальной буллой отдал все, что западнее островов Зеленого Мыса, Испании, а все, что восточнее, - Португалии.
■ Сама жизнь Луиса Камоэнса (1524-1580 гг.), автора всемирно известной поэмы «Лузиады», рассказывающей об исторических событиях и достижениях Португалии и об открытии Индии мореплавателем Вас ко да Гама, - яркое свидетельство истории страны. Поэт, воин, моряк, дуэлянт, Камоэнс потерял один глаз, когда воевал в Марокко, участвовал в морской экспедиции в Индию, разбогател на торговле и лишился всего состояния во время кораблекрушения. Поэт получал крошечную пенсию от короля Себастьяна, которому он посвятил свою поэму, и умер в нищете.


■ Городок Фатима, где в 1917 г. произошло чудесное явление Богоматери, которую видели трое маленьких детей, славится как центр поклонения Деве Марии. Сюда ежегодно приезжают тысячи паломников.Лузиады», рассказывающей об исторических событиях и достижениях Португалии и об открытии Индии мореплавателем Вас ко да Гама, - яркое свидетельство истории страны. Поэт, воин, моряк, дуэлянт, Камоэнс потерял один глаз, когда воевал в Марокко, участвовал в морской экспедиции в Индию, разбогател на торговле и лишился всего состояния во время кораблекрушения. Поэт получал крошечную пенсию от короля Себастьяна, которому он посвятил свою поэму, и умер в нищете.
■ Лиссабонское землетрясение 1 ноября 1755 г. стало одним из самых трагических событий XVIII в. Город был практически сразу стерт с лица земли, тысячи людей, находившихся в этот момент в храмах, были погребены под их руинами. Катастрофу довершили цунами и пожары. В огне бесследно исчезли ценнейшие исторические документы - манускрипт, написанный королем Карлом V и посвященный истории Португалии, многочисленные средневековые карты мира, рукописные книги эпохи Просвещения и первые португальские печатные книги,
■ Фаду - городской романс, исполняемый под аккомпанемент двенадцатиструнной гитары, - истинно португальский жанр. Обычно это - песня о трагической любви, протяжная и выразительная. Профессиональные исполнители фаду - фадишту - сегодня популярны во всем мире.
■ Городок Фатима, где в 1917 г. произошло чудесное явление Богоматери, которую видели трое маленьких детей, славится как центр поклонения Деве Марии. Сюда ежегодно приезжают тысячи паломников.

Путешествия всегда манили людей, но прежде они были не только интересными, но и крайне сложными. Территории были не изучены, и, отправляясь в путь, каждый становился исследователем. Какие путешественники являются самыми известными и что конкретно открыл каждый из них?

Джеймс Кук

Известный англичанин был одним из самых лучших картографов восемнадцатого века. Он родился на севере Англии и уже к тринадцати годам принялся трудиться вместе с отцом. Но к торговле мальчик оказался неспособен, поэтому решил заняться мореплаванием. В те времена все известные путешественники мира отправлялись в дальние страны на кораблях. Джеймс увлекся морским делом и так быстро продвинулся по карьерной лестнице, что ему предложили стать капитаном. Он отказался и отправился в Королевский флот. Уже в 1757-м талантливый Кук стал сам управлять кораблем. Его первым достижением стало составление фарватера реки Святого Лаврентия. Он открыл в себе талант навигатора и картографа. В 1760-х он изучил Ньюфаундленд, чем привлек внимание Королевского общества и Адмиралтейства. Ему поручили путешествие по Тихому океану, где он добрался до берегов Новой Зеландии. В 1770 году он совершил то, чего прежде не добивались другие известные путешественники, - открыл новый материк. В Англию в 1771-м Кук вернулся знаменитым первопроходцем Австралии. Последним его путешествием стала экспедиция в поисках прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Сегодня даже школьникам известна печальная участь Кука, которого убили туземцы-каннибалы.

Христофор Колумб

Известные путешественники и их открытия всегда оказывали немалое влияние на ход истории, но мало кто оказался настолько знаменитым, как этот человек. Колумб стал национальным героем Испании, решительно расширив карту страну. Христофор появился на свет в 1451 году. Паренек быстро добился успеха, поскольку был прилежным и хорошо учился. Уже в 14 лет он отправился в море. В 1479-м он повстречал свою любовь и начал жизнь в Португалии, но после трагичной смерти супруги отправился с сыном в Испанию. Получив поддержку испанского короля, он отправился в экспедицию, цель которой заключалась в поиске пути в Азию. Три корабля отплыли от берегов Испании на запад. В октябре 1492-го они добрались до Багамских островов. Так была открыта Америка. Местных жителей Христофор по ошибке решил называть индейцами, полагая, что добрался до Индии. Его отчет изменил историю: два новых континента и множество островов, открытые Колумбом, стали главным направлением путешествий колонизаторов в последующие несколько веков.

Васко да Гама

Самый известный путешественник Португалии родился в городе Синеш 29 сентября 1460 года. С юных лет он работал на флоте и прославился как уверенный в себе и бесстрашный капитан. В 1495 в Португалии пришел к власти король Мануэль, который мечтал развивать торговлю с Индией. Для этого необходим был морской путь, на поиски которого и предстояло отправиться Васко да Гама. В стране были и более известные мореплаватели и путешественники, но король почему-то выбрал именно его. В 1497 году четыре корабля отправились на юг, обогнули и доплыли до Мозамбика. Там пришлось на месяц остановиться - половина команды к тому моменту болела цингой. После перерыва Васко да Гама добрался до Калькутты. В Индии он три месяца налаживал торговые связи, а через год вернулся в Португалию, где стал национальным героем. Открытие морского пути, позволявшего добираться в Калькутту мимо восточного побережья Африки, стало его главным достижением.

Николай Миклухо-Маклай

Известные русские путешественники тоже совершили немало важных открытий. Например, тот же Николай Михлухо-Маклай, родившийся в 1864 году в Новгородской губернии. Он не смог окончить Петербургский университет, так как за участие в студенческих демонстрациях его отчислили. За продолжением образования Николай отправился в Германию, где встретил Геккеля - естествоиспытателя, пригласившего Миклухо-Маклая в свою научную экспедицию. Так для него открылся мир странствий. Вся его жизнь была посвящена путешествиям и научной работе. Николай жил на Сицилии, в Австралии, изучал Новую Гвинею, воплощая проект Русского Географического Общества, бывал в Индонезии, на Филиппинах, на полуострове Малакка и в Океании. В 1886 году естествоиспытатель вернулся в Россию и предложил императору основать русскую колонию за океаном. Но проект с Новой Гвинеей не получил царской поддержки, а Миклухо-Маклай серьезно заболел и вскоре умер, так не завершив свою работу над книгой о путешествиях.

Фернан Магеллан

Многие известные мореплаватели и путешественники жили в эпоху Великих Магеллан не является исключением. В 1480 году он родился в Португалии, в городе Саброза. Отправившись служить при дворе (на тот момент ему было всего 12 лет), он узнал о противостоянии между родной страной и Испанией, о путешествиях в Ост-Индию и торговых путях. Так он впервые заинтересовался морем. В 1505-м Фернан попал на корабль. Семь лет после этого он бороздил морские просторы, участвовал в экспедициях в Индию и Африку. В 1513 году Магеллан отправился в Марокко, где был ранен в бою. Но это не умерило тяги к путешествиям - он запланировал экспедицию за специями. Король отверг его прошение, и Магеллан отправился в Испанию, где получил всю необходимую поддержку. Так началось его кругосветное путешествие. Фернан думал, что с запада путь в Индию может оказаться короче. Он пересек Атлантический океан, добрался до Южной Америки и открыл пролив, который позднее назовут его именем. стал первым европейцем, увидевшим Тихий океан. По нему он добрался до Филиппин и почти достиг цели - Молуккских островов, однако погиб в сражение с местными племенами, раненый ядовитой стрелой. Тем не менее, его путешествие открыло Европе новый океан и понимание того, что планета куда больше, чем думали ученые прежде.

Руаль Амундсен

Норвежец родился в самом конце эпохи, в которую прославились многие известные путешественники. Амундсен стал последним из мореплавателей, пытавшихся найти неоткрытые земли. С детства от отличался упорством и верой в свои силы, что позволило ему покорить Южный географический полюс. Начало пути связано с 1893 годом, когда паренек бросил университет и устроился матросом. В 1896-м он стал штурманом, а в следующем году отправился в свою первую экспедицию в Антарктику. Судно затерялось во льдах, команда болела цингой, но Амундсен не сдавался. Он взял командование на себя, вылечил людей, вспомнив свое медицинское образование, и привел корабль обратно в Европу. Став капитаном, в 1903 году он направился на поиски Северо-Западного прохода у Канады. Известные путешественники до него никогда не совершали ничего подобного - за два года команда преодолела путь от востока американского материка к его западу. Амундсен стал известен на весь мир. Следующей экспедицией стал двухмесячный поход к Южному плюсу, а последним предприятием - поиск Нобиле, в процессе которого он пропал без вести.

Давид Ливингстон

Многие известные путешественники связаны с мореплаванием. же стал исследователем суши, а именно африканского континента. Знаменитый шотландец родился в марте 1813 года. В 20 лет он решил стать миссионером, познакомился с Робертом Моффетом и пожелал отправиться в африканские деревни. В 1841-м он приехал в Куруман, где обучал местных жителей ведению сельского хозяйства, служил врачом и обучал грамоте. Там же он выучил язык бечуанов, что помогло ему в путешествиях по Африке. Ливингстон детально изучил быт и нравы местных жителей, написал о них несколько книг и отправился в экспедицию на поиски истоков Нила, в которой заболел и умер от лихорадки.

Америго Веспуччи

Самые известные путешественники мира чаще всего были родом из Испании или Португалии. Америго Веспуччи родился в Италии и стал одним из знаменитых флорентийцев. Он получил хорошее образование и выучился на финансиста. С 1490 г. он работал в Севилье, в торговом представительстве Медичи. Его жизнь была связана с морскими путешествиями, например, он спонсировал вторую экспедицию Колумба. Христофор внушил ему идею о том, чтобы попробовать себя в качестве путешественника, и уже в 1499-м Веспуччи отправился в Суринам. Целью плаванья стало изучение береговой линии. Там он открыл поселение, названное Венесуэлой - маленькой Венецией. В 1500 году он вернулся домой, привезя 200 рабов. В 1501 и 1503 гг. Америго повторил свои путешествия, выступая не только навигатором, но и картографом. Он обнаружил бухту Рио-де-Жанейро, название которой дал сам. С 1505 года служил королю Кастилии и не участвовал в походах, лишь снаряжал чужие экспедиции.

Фрэнсис Дрейк

Многие известные путешественники и их открытия несли пользу человечеству. Но есть среди них и такие, которые оставили по себе и недобрую память, поскольку их имена были связаны с достаточно жестокими событиями. Не исключением стал и английский протестант, с двенадцати лет плававший на корабле. Он захватывал местных жителей на Карибах, продавая их в рабство испанцам, нападал на суда и воевал с католиками. Пожалуй, никто не смог бы сравняться с Дрейком по количеству захваченных иностранных кораблей. Его походы спонсировала королева Англии. В 1577 году он отправился в Южную Америку, чтобы разгромить поселения испанцев. В ходе путешествия он нашел Огненную землю и пролив, который впоследствии был назван в его честь. Обогнув Аргентину, Дрейк разграбил порт Вальпараисо и два испанских судна. Добравшись до Калифорнии, он повстречал аборигенов, которые преподнесли англичанам дары из табака и птичьих перьев. Дрейк пересек Индийский океан и вернулся в Плимут, став первым выходцем из Великобритании, побывавшим в кругосветном путешествии. Его приняли в палату общин и наградили званием сэра. В 1595 он погиб в последнем походе на Карибы.

Афанасий Никитин

Немногие известные путешественники России добились тех же высот, что и этот выходец из тверских земель. Афанасий Никитин стал первым европейцем, побывавшим в Индии. Он совершил путешествие к португальским колонизаторам и написал «Хождение за три моря» - ценнейший литературно-исторический памятник. Успех экспедиции обеспечила карьера купца: Афанасий знал несколько языков и умел договариваться с людьми. В своем путешествии он побывал в Баку, пожил в Персии около двух лет и добрался до Индии на корабле. Посетив несколько городов экзотической страны, он отправился в Парват, где остановился на полтора года. После провинции Райчур он направился в Россию, проложив маршрут через Аравийский и Сомалийский полуострова. Однако Афанасий Никитин так и не добрался домой, поскольку заболел и умер под Смоленском, но его записки сохранились и обеспечили купцу мировую известность.

Порту - один из древнейших португальских городов. От него происходит и название страны, образовавшееся от слияния двух слов: латинского «портус» - «порт» и греческого «калос» - «прекрасный».

Так назывались два поселения, когда-то располагавшиеся на берегах реки Дору. Греческое на правом, а римское на левом. Левый и правый берег Порту соединяют шесть мостов. Один из них был спроектирован Густавом Эйфелем, автором Эйфелевой башни.

Порту - родина Генриха Мореплавателя. Благодаря этому принцу Португалия в XV веке вступила в эпоху великих географических открытий. Португальские моряки открыли для христианского мира земли, лежащие в тысячах миль от Европы, и подчинили португальским монархам территории, во много раз обширнее их европейских владений.

Порту, как утверждают многие, - самый живописный город Португалии. И с этим невозможно не согласиться. По узким его улочкам можно бродить часами. И везде чувствуется связь Порту с морем. И дело не только в воздухе, пропитанном запахом йода… Даже на городских площадях здесь - не привычные всем голуби, а чайки…

Большая часть португальской границы проходит по морю, так что морские традиции для Португалии не пустой звук. В этой стране многое связано с морем, в частности ее название. Море это не только морские сражения, дальние походы, неведомые страны и бесконечные пляжи. Море - это еще и рыбная ловля и рыбаки.

Рыболовство на протяжении веков играло такую важную роль в жизни португальцев, что в одном из современных районов Порту они установили единственный в своем роде монумент - памятник рыболовной сети.

В последние годы Португалия вылавливает гораздо меньше рыбы, чем раньше, - Евросоюз ввел строгие квоты. Но ни к какому дефициту это не привело. И в каждом приморском городе или поселке обязательно есть рынок, где продают свежайшую рыбу сегодняшнего улова.

Вот уж чего не могла себе представить, так это то, что на португальском рыбном рынке, в самом рыбном районе Алгарве, будет так тихо и спокойно.

Разнообразие ассортимента поражает воображение. Любимая местная рыба - вяленая треска, как португальцы говорят «бакаляу». Как ни странно это звучит, привозят ее из Норвегии. И вообще всегда привозили из Северных стран. Квота на треску выделена маленькая, вот и приходится возить из Скандинавии.

С утра килограмм сардин стоит четыре евро, а вечером - уже два. Приходит народ победнее и скупает все оптом, так что ничего не пропадает.

Крупные рыболовецкие суда выходят на промысел практически в любую погоду - и в штиль, и в шторм. Для владельцев же небольших лодок сегодняшнее волнение означает вынужденный простой. Но зато у них появилось время тщательно проверить снасти и привести их в порядок.

Кое-кто из рыбаков действительно возится со снастями. Но подавляющее большинство тружеников моря использует неожиданный досуг более приятным образом. Они заполняют прибрежные кабачки, где пьют пиво и режутся в карты.

А шторм, между прочим, продолжается уже четвертый день. И все эти дни они наверняка говорят с утра женам, что пошли на работу. В одном кабачке поддатый рыбак посоветовал мне обязательно познакомиться с Себастьяном. Он - самый старый рыбак. В море ходил еще при диктаторе Салазаре. Да что там Салазар - старик Себастьян, по рассказам того же моряка, при Генрихе Мореплавателе рыбу ловил.

История Португалии неразрывно связана с эпохой великих открытий. В XV веке, закрепившись на суше, португальцы хотели еще иметь и полное господство на море. Начались попытки исследования морей и океанов. Эту эпоху открыл принц Энрике, легендарный Генрих Мореплаватель.

Младший сын португальского короля Жуана I не случайно получил прозвище Мореплаватель. Поселившись на полуострове Сагреш, он собрал вокруг себя картографов, астрономов и кораблестроителей. А в здешней крепости открыл школу мореплавания.

В 1416 году было положено начало длительным и хорошо организованным морским экспедициям под руководством Генриха Мореплавателя. Надо заметить, что сам Генрих Мореплаватель, как это ни парадоксально звучит, ни разу не выходил в море. Он был лишь организатором этих походов.

Многие годы маяк, построенный на мысу Сау-Винсенте, рядом с Сагрешем, помогал морякам не разбиться о скалы. Теперь это просто памятник. Его высота 61 метр, а длина луча 90 км. Это самый большой маяк в Европе.

Генрих Мореплаватель напутствовал своих капитанов: «Ни одна опасность, которая встретится вам, не может быть больше ожидающей вас награды». После смерти Генриха далекие экспедиции, которым он положил начало, не прекратились. Одна из них, в июле 1497 года, отправилась на поиски морского пути в Индию.

Продолжил дело Генриха Мореплавателя молодой придворный знатного происхождения Васко да Гама. Только он на самом деле принимал участие в морских походах. Да Гама стал первым европейцем, обогнувшим на корабле мыс Доброй Надежды и достигшим берегов Индии. В Португалию он вернулся с сотнями мешков индийских пряностей, которые ценились в Европе дороже золота.

Пятьсот с лишним лет назад на месте монастыря Сан-Жеронимуш была часовня Генриха Мореплавателя. В ней перед своим отплытием в Индию молился Васко да Гама. И здесь же по возвращении его встретил король Мануэл I. В честь открытия морского пути в Индию был заложен этот монастырь.Сюда, в монастыре Сан-Жеронимуш, и были в конце концов перенесены останки Васко да Гама.

В этих же стенах погребен величайший поэт Португалии Луиш ди Камоэнс, посвятивший путешествию прославленного мореплавателя поэму «Лузиада».
Умер да Гама во время своего третьего похода в Индию в 1524 году. Первоначально он был похоронен в городе Кочин, в первом католическом соборе, построенном португальцами в Индии. Там до сих пор показывают его пустую могилу.

Открывая новые земли, португальские мореплаватели объявляли их собственностью португальской короны. Уже к концу XVI века Лиссабону была подвластна целая империя, простиравшаяся от Бразилии на западе до китайского побережья на востоке.

По всему этому пространству разбросаны грозные форты - вроде возвышающегося над Прайей, столицей нынешней республики Кабо-Верде, а до семидесятых годов прошлого века - португальской колонии Острова Зеленого мыса.

Пушки этих фортов помогали держать в покорности местное население и отражать посягательства других европейских держав, не раз пытавшихся наложить руку на колонии португальцев.

Живой памятью об эпохе великих географических открытий и возникшей благодаря им колониальной империи служат островки португалоязычной христианской культуры, вкрапленные в разительно инородное окружение.

Так в китайском Аомыне, бывшей португальской колонии Макао, изваяний Мадонны"" и католических святых едва ли не больше, чем буддистских статуй.

В малайзийской Малакке есть квартал, где все вывески на португальском языке, а во дворах домов стоят католические алтари. Живут здесь потомки португальцев. Впрочем, португальская кровь, текущая в их жилах, так разбавлена малайзийской, что внешне они ничем от коренного населения не отличаются.

Бразилия - огромный осколок португальской империи, и площадью, и населением многократно превосходящий бывшую метрополию. И тем не менее символ Рио-де-Жанейро - возвышающаяся над городом статуя Христа - точная копия изваяния, которое украшает Лиссабон.

Макао, Малакку, Кабо-Верде, Рио-де-Жанейро и многие другие точки на земном шаре, где люди разных рас говорят по-португальски, отделяют от Португалии тысячи километров морских путей. Подвиг людей, которые эти пути разведали, достоин восхищения. Ведь плавали они на судах, не сильно превосходящих размерами теперешние рыбацкие баркасы.












После норманнов португальцы первыми из народов средневековой Европы вышли на просторы «Океанского моря», как называли Атлантику в древности. С самого начала XV века они последовательно преодолевали многочисленные трудности плавания в океане.

Большую роль в развитии мореплавания в Португалии сыграл принц Энрике (1394-1460). Позднее, в XIX веке его назвали Генрих-мореплаватель, хотя сам он никогда не плавал. Принц считал, что каким бы огромным ни был африканский континент, он где-то заканчивается. Следовательно, чтобы его обогнуть, необходимо построить хорошие корабли и снабдить из точными картами и навигационными каринструментами. В 1418 году Генрих-мореплаватель построил на юго-западном побережье Португалии в Сагрише обсерваторию и верфь, а также основал мореходную школу, где португальских моряков обучали географы, картографы, математики и астрономы.

Заслуги Генриха-мореплавателя отмечены не только памятниками, но и монетами. В 1960 году в память о 500-летии его смерти в Португалии была выпущена серия серебряных монет с его портретом.

В 1987 году Монетным двором Португалии была объявлена долгосрочная программа (1987-2001 гг.) выпуска памятных монет «Золотая эра португальских открытий» в честь достижений и открытий португальских мореплавателей XV-XVI вв. Эти монеты достоинством по 100 эскудо выпускались ежегодными сериями из медно-никелевого сплава и драгоценных металлов.

Первая серия, выпущенная в 1987-1988 гг. состоит из 4 монет, посвященных 400-летию открытия Мыса Доброй Надежды. Эти монеты отмечали плавания португальских мореплавателей вдоль западного побережья Африки, которые в итоге привели к открытию морского пути в Индийский океан.

На лицевой стороне каждой из монет изображен герб Португалии различных периодов На оборотной стороне трех монет представлен корабль путешествия.

Жил Эанеш. Мыс Богадор

Первая монета серии посвящена одному из переломных моментов в истории мореплавания — морскому путешествию Жила Эанеша за мыс Богадор на западном побережье Африки. Он изображен на реверсе монеты справа от судна. Средневекая Европа верила, что мыс Богадор — это край мира.

Капитан Жил Эанеш был способным учеником и оруженосцем принца Генриха. В 1433 году он попытался обогнуть мыс Богадор, но его команда взбунтовалась, и он вынужден был повернуть корабль к дому, достигнув лишь Канарских островов. Через год Эанеш повторил попытку и успешно обогнул мыс, начав тем самым эпоху великих географических открытий.

Нуну Триштан

Вторая монета серии посвящена мореплавателю и работорговцу Нуну Триштану, также бывшему при дворе Генриха. Триштан открыл устье реки Гамбия после того, как Эанеш прошел на юг вдоль Африки. На оборотной стороне монеты изображен корабль Триштана и справа от него группа островов, которые также были им открыты.

Диогу Кан

Следующим из знаменитых португальских капитанов был Диогу Кан. Ему посвящена третья монета серии. В 1482-86 гг. он совершил 3 плавания к югу от экватора, по время которых открыл и нанес на карту 1450 миль западного побережья Африки, достигнув мыса Святого Креста. Диогу Кан отлично разбирался в навигации по звездам, поэтому на посвященной ему монете изображены компас и астролябия.

На оборотной стороне справа от корабля изображена рельефная карта юго-западной части Европы и западного побережья Африки. На африканском берегу можно заметить три каменных столба — такие столбы с крестом и королевским гербом устанавливал Диогу в знак присоединения новых земель «во славу Бога и короля» к Португалии. На окружность монеты нанесены деления подобно компасу, и цифрами отмечены координаты, соответствующие устью реки Конго, мысу Святой Марии и мысу Святого Креста.

Бартоломеу Диаш ди Новаиш

Плавания Диогу Кана продолжил португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш ди Новаиш. В 1487 году он был назначен начальником экспедиции для открытия новых земель к югу от мыса Святого Креста. После плавания продолжительностью в 16 месяцев и длиной в 16 тысяч милькорабли Бартоломеу вернулись в Лиссабон с великой новостью — они были в Индийском океане и отрыли новый мыс, который назвали мысом Бурь, а король позже переименовал его в мыс Доброй Надежды, ведь с этим открытием увеличились шансы Португалии достигнуть берегов Индии. Позднее на основе отчета Бартоломеу Другой великий мореплаватель Васко да Гама разработал маршрут плавания в Индию в 1497-99 гг.

На монете, посвященной Бартоломеу, изображены очертания Африканского континента и крестиком отмечен мыс Доброй Надежды. Два одинаковых парусника по обе стороны континента символизируют успешное путешествие на юг Африки и далее вдоль побережья.

Одновременно с плаваниями вдоль побережья Африки португальские мореплаватели начали изучение вод Атлантики. Подробнее об этом во второй части статьи.