Самые известные путешественники и их открытия. Португалия – страна великих мореплавателей и западная окраина Европы

Путешествия всегда манили людей, но прежде они были не только интересными, но и крайне сложными. Территории были не изучены, и, отправляясь в путь, каждый становился исследователем. Какие путешественники являются самыми известными и что конкретно открыл каждый из них?

Джеймс Кук

Известный англичанин был одним из самых лучших картографов восемнадцатого века. Он родился на севере Англии и уже к тринадцати годам принялся трудиться вместе с отцом. Но к торговле мальчик оказался неспособен, поэтому решил заняться мореплаванием. В те времена все известные путешественники мира отправлялись в дальние страны на кораблях. Джеймс увлекся морским делом и так быстро продвинулся по карьерной лестнице, что ему предложили стать капитаном. Он отказался и отправился в Королевский флот. Уже в 1757-м талантливый Кук стал сам управлять кораблем. Его первым достижением стало составление фарватера реки Святого Лаврентия. Он открыл в себе талант навигатора и картографа. В 1760-х он изучил Ньюфаундленд, чем привлек внимание Королевского общества и Адмиралтейства. Ему поручили путешествие по Тихому океану, где он добрался до берегов Новой Зеландии. В 1770 году он совершил то, чего прежде не добивались другие известные путешественники, - открыл новый материк. В Англию в 1771-м Кук вернулся знаменитым первопроходцем Австралии. Последним его путешествием стала экспедиция в поисках прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Сегодня даже школьникам известна печальная участь Кука, которого убили туземцы-каннибалы.

Христофор Колумб

Известные путешественники и их открытия всегда оказывали немалое влияние на ход истории, но мало кто оказался настолько знаменитым, как этот человек. Колумб стал национальным героем Испании, решительно расширив карту страну. Христофор появился на свет в 1451 году. Паренек быстро добился успеха, поскольку был прилежным и хорошо учился. Уже в 14 лет он отправился в море. В 1479-м он повстречал свою любовь и начал жизнь в Португалии, но после трагичной смерти супруги отправился с сыном в Испанию. Получив поддержку испанского короля, он отправился в экспедицию, цель которой заключалась в поиске пути в Азию. Три корабля отплыли от берегов Испании на запад. В октябре 1492-го они добрались до Багамских островов. Так была открыта Америка. Местных жителей Христофор по ошибке решил называть индейцами, полагая, что добрался до Индии. Его отчет изменил историю: два новых континента и множество островов, открытые Колумбом, стали главным направлением путешествий колонизаторов в последующие несколько веков.

Васко да Гама

Самый известный путешественник Португалии родился в городе Синеш 29 сентября 1460 года. С юных лет он работал на флоте и прославился как уверенный в себе и бесстрашный капитан. В 1495 в Португалии пришел к власти король Мануэль, который мечтал развивать торговлю с Индией. Для этого необходим был морской путь, на поиски которого и предстояло отправиться Васко да Гама. В стране были и более известные мореплаватели и путешественники, но король почему-то выбрал именно его. В 1497 году четыре корабля отправились на юг, обогнули и доплыли до Мозамбика. Там пришлось на месяц остановиться - половина команды к тому моменту болела цингой. После перерыва Васко да Гама добрался до Калькутты. В Индии он три месяца налаживал торговые связи, а через год вернулся в Португалию, где стал национальным героем. Открытие морского пути, позволявшего добираться в Калькутту мимо восточного побережья Африки, стало его главным достижением.

Николай Миклухо-Маклай

Известные русские путешественники тоже совершили немало важных открытий. Например, тот же Николай Михлухо-Маклай, родившийся в 1864 году в Новгородской губернии. Он не смог окончить Петербургский университет, так как за участие в студенческих демонстрациях его отчислили. За продолжением образования Николай отправился в Германию, где встретил Геккеля - естествоиспытателя, пригласившего Миклухо-Маклая в свою научную экспедицию. Так для него открылся мир странствий. Вся его жизнь была посвящена путешествиям и научной работе. Николай жил на Сицилии, в Австралии, изучал Новую Гвинею, воплощая проект Русского Географического Общества, бывал в Индонезии, на Филиппинах, на полуострове Малакка и в Океании. В 1886 году естествоиспытатель вернулся в Россию и предложил императору основать русскую колонию за океаном. Но проект с Новой Гвинеей не получил царской поддержки, а Миклухо-Маклай серьезно заболел и вскоре умер, так не завершив свою работу над книгой о путешествиях.

Фернан Магеллан

Многие известные мореплаватели и путешественники жили в эпоху Великих Магеллан не является исключением. В 1480 году он родился в Португалии, в городе Саброза. Отправившись служить при дворе (на тот момент ему было всего 12 лет), он узнал о противостоянии между родной страной и Испанией, о путешествиях в Ост-Индию и торговых путях. Так он впервые заинтересовался морем. В 1505-м Фернан попал на корабль. Семь лет после этого он бороздил морские просторы, участвовал в экспедициях в Индию и Африку. В 1513 году Магеллан отправился в Марокко, где был ранен в бою. Но это не умерило тяги к путешествиям - он запланировал экспедицию за специями. Король отверг его прошение, и Магеллан отправился в Испанию, где получил всю необходимую поддержку. Так началось его кругосветное путешествие. Фернан думал, что с запада путь в Индию может оказаться короче. Он пересек Атлантический океан, добрался до Южной Америки и открыл пролив, который позднее назовут его именем. стал первым европейцем, увидевшим Тихий океан. По нему он добрался до Филиппин и почти достиг цели - Молуккских островов, однако погиб в сражение с местными племенами, раненый ядовитой стрелой. Тем не менее, его путешествие открыло Европе новый океан и понимание того, что планета куда больше, чем думали ученые прежде.

Руаль Амундсен

Норвежец родился в самом конце эпохи, в которую прославились многие известные путешественники. Амундсен стал последним из мореплавателей, пытавшихся найти неоткрытые земли. С детства от отличался упорством и верой в свои силы, что позволило ему покорить Южный географический полюс. Начало пути связано с 1893 годом, когда паренек бросил университет и устроился матросом. В 1896-м он стал штурманом, а в следующем году отправился в свою первую экспедицию в Антарктику. Судно затерялось во льдах, команда болела цингой, но Амундсен не сдавался. Он взял командование на себя, вылечил людей, вспомнив свое медицинское образование, и привел корабль обратно в Европу. Став капитаном, в 1903 году он направился на поиски Северо-Западного прохода у Канады. Известные путешественники до него никогда не совершали ничего подобного - за два года команда преодолела путь от востока американского материка к его западу. Амундсен стал известен на весь мир. Следующей экспедицией стал двухмесячный поход к Южному плюсу, а последним предприятием - поиск Нобиле, в процессе которого он пропал без вести.

Давид Ливингстон

Многие известные путешественники связаны с мореплаванием. же стал исследователем суши, а именно африканского континента. Знаменитый шотландец родился в марте 1813 года. В 20 лет он решил стать миссионером, познакомился с Робертом Моффетом и пожелал отправиться в африканские деревни. В 1841-м он приехал в Куруман, где обучал местных жителей ведению сельского хозяйства, служил врачом и обучал грамоте. Там же он выучил язык бечуанов, что помогло ему в путешествиях по Африке. Ливингстон детально изучил быт и нравы местных жителей, написал о них несколько книг и отправился в экспедицию на поиски истоков Нила, в которой заболел и умер от лихорадки.

Америго Веспуччи

Самые известные путешественники мира чаще всего были родом из Испании или Португалии. Америго Веспуччи родился в Италии и стал одним из знаменитых флорентийцев. Он получил хорошее образование и выучился на финансиста. С 1490 г. он работал в Севилье, в торговом представительстве Медичи. Его жизнь была связана с морскими путешествиями, например, он спонсировал вторую экспедицию Колумба. Христофор внушил ему идею о том, чтобы попробовать себя в качестве путешественника, и уже в 1499-м Веспуччи отправился в Суринам. Целью плаванья стало изучение береговой линии. Там он открыл поселение, названное Венесуэлой - маленькой Венецией. В 1500 году он вернулся домой, привезя 200 рабов. В 1501 и 1503 гг. Америго повторил свои путешествия, выступая не только навигатором, но и картографом. Он обнаружил бухту Рио-де-Жанейро, название которой дал сам. С 1505 года служил королю Кастилии и не участвовал в походах, лишь снаряжал чужие экспедиции.

Фрэнсис Дрейк

Многие известные путешественники и их открытия несли пользу человечеству. Но есть среди них и такие, которые оставили по себе и недобрую память, поскольку их имена были связаны с достаточно жестокими событиями. Не исключением стал и английский протестант, с двенадцати лет плававший на корабле. Он захватывал местных жителей на Карибах, продавая их в рабство испанцам, нападал на суда и воевал с католиками. Пожалуй, никто не смог бы сравняться с Дрейком по количеству захваченных иностранных кораблей. Его походы спонсировала королева Англии. В 1577 году он отправился в Южную Америку, чтобы разгромить поселения испанцев. В ходе путешествия он нашел Огненную землю и пролив, который впоследствии был назван в его честь. Обогнув Аргентину, Дрейк разграбил порт Вальпараисо и два испанских судна. Добравшись до Калифорнии, он повстречал аборигенов, которые преподнесли англичанам дары из табака и птичьих перьев. Дрейк пересек Индийский океан и вернулся в Плимут, став первым выходцем из Великобритании, побывавшим в кругосветном путешествии. Его приняли в палату общин и наградили званием сэра. В 1595 он погиб в последнем походе на Карибы.

Афанасий Никитин

Немногие известные путешественники России добились тех же высот, что и этот выходец из тверских земель. Афанасий Никитин стал первым европейцем, побывавшим в Индии. Он совершил путешествие к португальским колонизаторам и написал «Хождение за три моря» - ценнейший литературно-исторический памятник. Успех экспедиции обеспечила карьера купца: Афанасий знал несколько языков и умел договариваться с людьми. В своем путешествии он побывал в Баку, пожил в Персии около двух лет и добрался до Индии на корабле. Посетив несколько городов экзотической страны, он отправился в Парват, где остановился на полтора года. После провинции Райчур он направился в Россию, проложив маршрут через Аравийский и Сомалийский полуострова. Однако Афанасий Никитин так и не добрался домой, поскольку заболел и умер под Смоленском, но его записки сохранились и обеспечили купцу мировую известность.

Атлантический океан (1419-1507)

С VIII до XV столетия Венецианская и соседние Морские республики удерживали монополию на европейскую торговлю со Средним Востоком. Великий шёлковый путь и Дорога специй, по которым везли пряности, благовония, лекарственные травы, сами лекарства и опиум, сделали эти средневековые города-государства сказочно богатыми. Пряности были самым дорогим и востребованным товаром в средневековье, широко применялись в медицине, религиозных ритуалах, косметике, парфюмерии, а также в качестве вкусовых добавок и для консервации. Все они импортировались из Азии и Африки. Мусульманские купцы, главным образом потомки арабских мореплавателей из Йемена и Омана, контролировали морские маршруты через Индийский океан, перекупая товар, поступающий из мест его производства на Дальнем Востоке в Индию, главным образом в Кожикоде, а затем перевозя его на запад в Ормуз на берегу Персидского залива и в Джидду на Красном море. Отсюда сухопутными маршрутами они следовали к средиземноморскому побережью. Венецианские купцы продавали эти товары далее по всей Европе до возвышения Османской империи, которое произошло после падения Константинополя в 1453, отрезав европейцев от смешанных морских и сухопутных торговых путей.

Вынужденные свернуть свою активность в Причерноморье, а также из-за войны с Венецией, Генуя вернулась к североафриканской торговле зерном, оливковым маслом (которое использовалось также для освещения) и поискам серебра и золота. Европейцы испытывали постоянный дефицит в серебре и золоте, так как монеты двигались только в направлении из Европы, тратились на восточную торговлю, которая теперь была отрезана. Несколько европейских выработок были уже истощены, недостаток золотых и серебряных слитков привело к развитию сложной банковской системы для управления торговыми рисками (первый государственный банк, Банк Сан-Джорджо, был создан в Генуе в 1407 году). Совершая плавания также в порт Брюгге (Фландрия) и в Англию, генуэзское сообщество также обосновалось и в Португалии, которая стала получать выгоды от их предприятий и финансовых операций.

Для первого океанического путешествия западноевропейцы использовали компас, а также пользовались последними достижениями картографии и астрономии. Для навигации применялись арабские навигационные приборы, такие как астролябия и квадрант. Для европейских плаваний, как правило, каботажных, в непосредственной близости к берегу, использовались портуланы. Эти карты отмечали известные маршруты, отмеченные береговыми ориентирами: мореплаватели плыли через каждый из известных ранее пунктов, следуя указанием стрелки компаса, определяя своё местоположение по ориентирам.

Португальские географические открытия

В 1297 году, после завершения Реконкисты в Португалии, король Диниш I обратил своё внимание на внешнюю торговлю и в 1317 заключил соглашение с генуэзским купцом Мануэлем Пессаньо, назначив его первым адмиралом португальского флота, целью которого была защита страны от набегов пиратов-мусульман. Вспышка эпидемии бубонной чумы привела к снижению численности населения страны во второй половине XIV века, это способствовало повышению значимости морского побережья, где большая часть населения занималась рыболовством и торговлей. В 1325-1357 годах Афонсу IV Португальский покровительствовал морской торговле и отправлял в Атлантический океан первые экспедиции. Канарские острова, уже известные генуэзцам, были объявлены официально открытыми португальской экспедицией в 1336 году, но в 1344 кастильцы оспорили права Португалии на них, усилив своё влияние на море.

В 1415 году Сеута была захвачена Португалией, которая стремилась получить контроль за навигацией у африканского побережья. Инфант Энрике (Генрих), впоследствии прозванный Мореплавателем за то, что посвятил жизнь организации исследовательских морских экспедиций (хотя сам он в этих экспедициях не участвовал), был хорошо осведомлён о прибыльности и перспективности Транссахарской торговли. Веками торговые пути, по которым везли рабов и золото и соединявшие Западную Африку со Средиземноморьем через Западную Сахару, контролировали враждебные Португалии мусульманские государства Северной Африки.

Энрике хотел знать, как далеко мусульманские владения простираются на юг Африки, рассчитывая обогнуть её и наладить морскую торговлю с Западной Африкой, найдя союзников в легендарных христианских государствах к югу, в частности потерянного христианского королевства Пресвитера Иоанна, а также хотел выяснить, возможно ли попасть в далёкие Индии, источники драгоценных пряностей, по морю. Он финансировал морские экспедиции на юг от Мавритании, привлекая к ним купцов, судовладельцев и других заинтересованных в открытии новых торговых путей лиц. Вскоре были открыты в Атлантическом океане Мадейра (1419) и Азорские острова (1427).

В то время европейцы не знали, что находится за мысом Нун на побережье современного Марокко, и разворачивали свои корабли сразу, как только его достигали. Старинные морские мифы называли этот мыс пределом для мореплавания, предупреждали об океанических монстрах, непригодном для плавания море и палящем солнце, которые уничтожат любой корабль, посмевший заплыть за этот мыс, но мореходы принца Энрике пренебрегли ими: начиная с 1421 года, они регулярно заплывали за него, а в 1434 году один из капитанов Энрике, Жил Эанеш обогнул мыс Бохадор.

Большим технологическим скачком стало появление в середине XV века каравеллы, небольшого корабля, способного совершать плавания под парусом дальше, чем другие европейские корабли того времени. Ставшая развитием португальских рыболовецких судов, она стала первым кораблём, который смог выйти за границы привычных прибрежных каботажных плаваний и безопасно выходить в открытый океан. Для навигации португальцы использовали эфемериды, этот метод прошёл значительное развитие в XV столетии. Эти таблицы произвели революцию в навигации, позволив рассчитывать широту. Тем не менее, точный расчёт долготы ещё несколько столетий был недоступен для мореплавателей. Регулярные плавания на каравеллах становились всё дальше, в среднем мореплаватели продвигались на юг на один градус в год. Побережье Сенегала и Зелёный мыс были достигнуты в 1445 году Динишем Диашем, а в 1446 году Алвару Фернандеш дошёл почти до берегов современного Сьерра-Леоне.

Падение Константинополя в 1453 году и переход города под контроль Османской империи стало сильным ударом для христианского мира, и торговые пути на Восток для Европы закрылись. В 1455 году папа Николай V издал буллу Romanus Pontifex, которая подкрепляла предыдущую буллу Dum Diversas (1452), и передавала все земли и моря, открытые далее мыса Бохадор, во владения португальского короля Афонсу V и его наследникам, а также торговлю и завоевания у мусульман и язычников, что стало началом ведения политики mare clausum в Атлантике. Король, который узнал от генуэзцев о морском пути в Индию, заказал у фра Мауро карту мира, которая прибыла в Лиссабон в 1559 году.

В 1456 году Диогу Гомеш достиг берегов архипелага Кабо-Верде. В последующее десятилетие несколько капитанов на службе принца Энрике, в том числе генуэзец Антонио да Ноли и венецианец Алоизий Када-Мосто, обнаружили оставшиеся острова, которые были освоены ещё в XV столетии. В 1460-х годах португальцы открыли побережье Гвинейского залива, богатое золотом и слоновой костью.

Португальские исследования после смерти принца Энрике

В 1461-1462 годах Педру де Синтра достиг берегов Сьерра-Леоне и дал названия их многим географическим объектам. Принц Энрике умер в ноябре 1460 года, после чего финансирование экспедиций прекратилось, пока в 1469 году лиссабонский купец Фернан Гомиш не получил монополию на торговлю с Гвинейским заливом в обмен на обязательство ежегодно исследовать по 100 миль к югу в течение пяти лет. При его финансировании мореплаватели Жуан де Сантарен, Перу Эшкобар, Лупо Гонзалвеш, Фернан де По и Педру де Синтра сделали даже больше, чем он обещал. Они достигли южного полушария и островов Гвинейского залива, в том числе Сан-Томе и Принсипи в 1471 году. В южном полушарии они использовали для навигации созвездие Южного Креста.

В этом районе началась торговля аллювиальным золотом с арабскими и берберскими купцами, а в 1481 году взошедший на трон Жуан II решил построить факторию Сан-Жоржи-да-Мина на Золотом Берегу. В 1482 году Диогу Кан открыл устье реки Конго, а в 1486 дошёл до Кейп-Кросса (современная Намибия).

В 1488 году экспедиция Бартоломеу Диаша обогнула самый южный мыс Африки, который назвала «мысом штормов» (Cabo das Tormentas), встала на якорь в заливе Моссел Бей. а затем направилась на восток до устья Большой рыбной реки, попав в Индийский океан из Атлантического. Одновременно Перу да Ковильян, тайно отправленный королем по суше на поиски пресвитера Иоанна и «земель пряностей», достиг Индии и Эфиопии, где собрал важную информацию о Красном море и побережье Кении и выяснил, что морской маршрут в Ост-Индию возможен. Вскоре мыс Штормов был переименован Жуаном II в «мыс Доброй Надежды» (Cabo da Boa Esperança), так как возможность морского пути в Индию открывала оптимистичные перспективы для торговли, а также опровергало представления, существовавшие со времён Птолемея, что Индийский океан окружён сушей.

«Что самое главное в путешествии?

Увидеть, понять, насладится, полюбить!

Краски, формы, ароматы, вкусы складываются

в яркие картинки в памяти, чтобы потом мы

могли разглядывать их всю жизнь»

О стране, её истории и народе

Португалия — одна из старейших стран Европы с богатой историей. Португалия – это очаровательная страна, которую можно назвать тихой европейской провинцией, где девственная природа безмятежно соседствуют с развитой туристической инфраструктурой, а почтение к национальным обычаям мирно уживается с общеевропейскими традициями.

Страна великих мореплавателей Португалия расположена в западной части Пиренейского полуострова. На юге и западе она омывается водами Атлантического океана, на суше граничит с Испанией. В состав Португалии входят Азорские острова, расположенные в Атлантическом океане примерно в 1450 км к западу от Лиссабона, и остров Мадейра – в 970 км к юго-западу от Лиссабона, которые являются автономными регионами Португалии. Площадь страны вместе с островами 92,39 тыс. кв. км.

Название страны происходит от наименования римского поселения Портус Кале (Portus Cale) в устье реки Дору. В 1139 году Португалия стала независимым от Испании королевством. В то время она занимала только северную треть своей современной территории. В 1249 году был изгнан последний мусульманский правитель на юге страны, и с тех пор её границы мало изменились. Эпоха завоеваний началась еще в XV веке, когда португальские морские исследователи, такие как Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Фернан Магеллан, путешествовали по всему миру, совершая великие географические открытия. К XVI веку открытые ими территории образовали огромную империю, которая простиралась от берегов Бразилии до Африки и Азии. Именно в эту эпоху экономика Португалии достигла наибольшего расцвета.

В 1910 году в Португалии была свергнута монархия, а в 1974 году демократически настроенная военная хунта положила конец диктаторскому режиму, существовавшему с 1926 года. Португалия одна из немногих стран Европы, которые не были оккупированы немецко-фашиcтскими войсками во время Второй мировой войны.

Принятая в 1976 году конституция провозгласила Португалию Парламентской республикой с прямыми выборами и всеобщим избирательным правом для взрослого населения.

Передав в 1999 году последнюю из своих заморских территорий, Аомынь (Макао), которой владела с 1680 года, под управление Китая, Португалия положила конец долгой и подчас неспокойной, колониальной эпохе в своей истории.

События португальской истории оказали огромное влияние на культуру страны и привнесли черты мавританского и восточного стилей в архитектуру и искусство. Традиционные народные танцы и напевы, в особенности лирические фадо, не теряют значимости и по сей день, которые можно увидеть и услышать прямо на улицах. По одной из версий название фадо – восходит к латинскому слову fatum, что означает судьба. В мелодиях песен гармонично сочетаются мавританские, африканские и бразильские напевы, через все песни проходит тема одиночества, тоски и предчувствия печальной судьбы, однако это не значит, что музыка такого типа подходит лишь для меланхоликов. Умение воспевать грусть, превращать её в предмет восхищения – одна из национальных черт португальцев, недаром же несколько столетий практически каждая семья этой страны ждала сынов и мужей, отправившихся покорять морские просторы, а путешествие могло закончиться самым непредсказуемым образом.

Население страны мононациональное, 99% из 10,8 млн. населения составляют португальцы. На Пиренейском полуострове издавна оседало много народов. Самые древние обитатели — иберы — были низкорослыми и смуглыми. На протяжении столетий облик португальцев формировался под влиянием кельтов, финикийцев, греков, римлян, арабов, а также германских племён (вестготов и алеманнов).

Португалия – моноязычная страна. Официальный язык – португальский. На нём говорят более 200 млн человек во всём мире на трёх континентах: в Евразии, Африке и Южной Америке. Этот язык имеет сходство с испанским, так как оба принадлежат к иберийско-романской подгруппе романской группы языков, однако при сходном грамматическом строе между ними имеются значительные различия в произношении. Огромное влияние на формирование языка оказали германские племена и арабы (мавры), у которых португальский язык позаимствовал многие слова, а также контакты путешественников, первооткрывателей и купцов с азиатскими народами.

Национальные особенности: не стоит ставить под сомнение историческое величие страны — португальцы гордятся своим прошлым, особенно на фоне того скромного места, которое страна занимает сегодня. Португальцы весьма болезненно воспринимают сравнения их с испанцами, несмотря на схожесть языков, характеров и национальных культур. Здесь также популярен бой быков, но, в отличие от испанской корриды, где быка убивают, в португальской животное усмиряет команда безоружных бойцов (форкадуш).

В этой стране процент сельского населения — один из самых высоких в Западной Европе, много иностранцев работают на её заводах, стройках и полях, в т. ч. из Украины. Среднегодовой доход на душу населения:22 500 USD (данные Всемирного Банка, 2011 г.). Средняя продолжительность жизни приближается к 80 годам. Как и в других странах, в Португалии женщины живут дольше, почти 82 года, а вот мужчины пока не дотягивают и до 76. Пенсионный возраст составляет 65 лет, а фактический возраст выхода на пенсию 61-62 года.

Португалия – страна великих морских путешествий, грандиозных географических открытий и терпкого портвейна. Мягкий климат, свежие лесные и луговые ароматы, лёгкий океанский бриз и бескрайние просторы Атлантики, уникальная архитектура в стиле «мануэлино» и крепкий кофе… Всё это заслуживает того, чтобы поближе познакомиться с этой интересной страной.

З накомство с Порту

О городах Португалии говорят: в Браге молятся, в Порту работают, в Лиссабоне кутят. С Порту началось моё знакомство с Португалией. Порту, второй по населению город Португалии с населением 240 тыс. жителей, дал название не только портвейну, но и всей стране. Исторический центр Порту расположен на правом берегу реки Дору, в нескольких километрах от места её впадения в Атлантический океан. Центр города объявлен ЮНЕСКО Всемирным культурным достоянием.

Порту хорошо известен своим предпринимательским духом, характерной культурой и местной кухней. Город часто называют северной столицей Португалии. В Порту находится самый крупнейший университет в Португалии (около 29 тыс. студентов).

Одной из самых ярких достопримечательностей Порто является башня Клеригуш — самая высокая в Португалии — 76 метров или 225 ступеней. Церковь в стиле барокко была построена для братства клириков («Клеригуш») архитектором Никола Насони по римской схеме. Её строительство было начато в 1732 году и окончено в 1750 году строительством монументальной лестницы. 28 июля 1748, несмотря на то, что здание ещё не было полностью закончено, церковь была открыта для богослужения. Торре-душ-Клеригуш стала символом города Порту. Она является Национальным памятником с 1910 года.

Город славится производством разных марок портвейна. Посещаем один из старинных «домов портвейна» — Galem, знакомимся с историей и особенностями производства этого популярного напитка. И, конечно же, дегустируем некоторые сорта, а кто желает — приобретает пришедшиеся по вкусу вина. Разогрев дегустируемыми винами аппетит, начинаем своё знакомство с португальской кухней в одном из ресторанов, где с удовольствием поглощаем национальное рыбное блюдо под названием «бакалау».

Подкрепившись «бакалау» и надегустировавшись портвейнами, с удовольствием прогулялись по набережной реки Дору, на которой плавают вот такие симпатичные лодки.

Через реку Дору переброшены четыре моста, соединяющие историческую часть города с Вила-Нова-ди-Гая — небольшим городком-соседом, где находится хранилище известного на весь мир портвейна. Один из мостов (Луиша Первого) построен по проекту Густава Эйфеля: двухъярусное сооружение впечатляющих размеров кажется ажурным и лёгким.

На самой высокой точке старого города построен кафедральный собор Се. Возведенный в XII веке на гранитной скале, он первоначально выполнял роль крепости. Позже он перестраивался, однако свой суровый облик сохранил по сей день. Внутри собора не очень интересно. Впечатлить любителей декора могут роскошный серебряный алтарь, на строительство которого ушло 800 кг серебра, и внутренний дворик, выложенный знаменитой португальской плиткой азулежу.

С Соборной площади открывается прекрасный вид на город.

От кафедрального собора к реке спуск идёт через беднейший район Порту. Район фешенебельных вилл расположен у океана. Сюда можно добраться на действующем трамвае-музее, который не изменился с 1930 года. Он называется Музей электрических машин. Впрочем, каждый из трамваев Порту может служить экспонатом: внутри транспортное средство обито деревом, вагоновожатый правит им стоя, по той простой причине, что сиденье для него отсутствует. Когда трамвай достигает конечного пункта маршрута, то водитель переходит из головной части в хвостовую, где тоже есть кабина, и ведёт свою машину «обратным курсом»: рельсы в Порту заканчиваются тупиком. Самый живописный маршрут пролегает вдоль берега океана. Из окон шумных и старых трамваев видны фешенебельные виллы, облюбованные состоятельными людьми со всей Европы.

Порту, как и другие португальские города, отличается не только своеобразной архитектурой, но и тем, что многие дома облицованы разноцветной плиткой.

С раннего средневековья и до XVII века действовал закон, запрещавший аристократии не только строиться, но и находиться в городе более трёх дней. Даже король не имел в Порту своей резиденции. Он гостил в Епископском дворце, построенном Николо Наззони. Это шедевр португальской барочной архитектуры XVIII века. Город-порт расположен весь на холмах, в нём множество забавных домов и улочек.

Интересным оказалось и посещение магазина и своего рода книжного музея Livraria Lell – старейшего в Португалии и одного из самых невероятно красивых книжных магазинов во всём мире. Необыкновенный, просто сказочный интерьер, который размещается на двух этажах магазина. Эффектный и массивный декор стен, потолка, всё изготовлено из благородной древесины с использованием оригинальной и необычной резьбы в сочетании с удивительно изогнутых линий красной лестницы, которая ведёт на второй этаж. Не менее впечатляюще выглядит и великолепный потолок, выполненный из дорогого витражного стекла. Книжный магазин расположен в пяти минутах ходьбы от центра города.

Наше внимание привлёк и этот симпатичный фонтан.

Нельзя не упомянуть о посещении железнодорожного вокзала Сан-Бенту. Помимо прямого назначения, вокзал Сан-Бенту интересен своими стенами-картинами, выложенными плитками азулежуш в бело-голубых тонах. Самая большая из них выполнена из 20 тысяч изразцов и украшает зал ожидания. Это панно полностью занимает одну из его стен. На картине изображены эпизоды из истории железных дорог, а также важные моменты истории Португалии.

При выезде из Порту за крепостными стенами состоялась моя первая встреча с Атлантическим океаном. По колени захожу в океан, водичка довольно прохладная, но окунуться всё же можно.

Два дня в Лиссабоне

Лиссабон — столица Португалии и крупнейший город страны. В нём проживает 570 тыс. чел. Он расположен на правом берегу реки Тежу, впадающей в Атлантический океан. Его история насчитывает около 20 веков. Построен Лиссабон на семи холмах, как Рим и Москва. Также, как и Москве, Лиссабону покровительствует Георгий Победоносец. Город стал столицей государства в 1147 году после освобождения от арабской колонизации. Обязан этим Лиссабон первому королю Португалии Альфонсо Энрикесу. Основан главный город страны был финикийцами как остановка на пересечении морских путей и назван Alis Ubbo — благословенная бухта. Город побывал под управлением Римской империи, мавров, испанцев.

Начинаем своё знакомство с центра Лиссабона — одной из главных достопримечательностей. В XVIII веке здесь проходили бои быков и публичные казни. Осматриваем парк Эдуарда VII и монумент маркизу де Помбала. Это большая зелёная поляна с аккуратно подстриженными кустиками правильной геометрической формы.

Лиссабон – современный европейский город, расположен на 15 холмах. Гуляя по нему приходится постоянно то подниматься, то опускаться с холмов. Поднимаемся на один из холмов, где с помощью экскурсовода знакомимся с мавританской крепостью Сан Жоржи. Когда-то здесь жили португальские короли, а теперь от замка осталась одна скорлупа с сосновыми рощами внутри. Зато это самая высокая точка Лиссабона и виды отсюда соответствующие. С крепостных стен видно странное сооружение — ажурные каркасы утыкающихся в небо арок. Чтобы охватить взором виды на реку Тежу и древний район Лиссабона Альфама, мы прошлись по эспланаде и поднялись на вал старой крепости. Крепость Сан Жоржи (святого Георгия) уже с древних времён была укреплением, охватывающем устье реки Тежу. В 1147 году король Альфонс Энрикиш переделал крепость в королевскую резиденцию. В 1511 году король Мануэль I построил себе дворец вне крепости, а здесь разместил склад оружия и тюрьму. При землетрясении 1755 года крепость очень сильно пострадала и лишь в 1938 году при Салазаре руины были отреставрированы, причём сохранилось лишь несколько деталей, напоминающих о первоначально мавританской Алкасаве, позднее – королевской резиденции, где Васко да Гама с помпой отпраздновал успех своего путешествия в Индию. Крепостные стены были восстановлены и теперь можно прогуляться по ним вокруг старинного квартала Санта-Круш. В крепостных башнях устроены разнообразные выставки, рассказывающие об истории крепости и всего города. С обзорных площадок открывается великолепный вид на Лиссабон.

От крепости в разные стороны разбегаются картинные улочки с домами, покрытыми расписной плиткой. Посреди каждого подъёма заботливо установлены скамейки. Большая часть улочек ведёт в Альфаму — самый старый квартал Лиссабона, который, будучи построенным на скальном грунте, пережил землетрясение без особых разрушений. Здесь когда-то находился центр римского города, а позднее — центр мавританского города. В Альфаме жили также евреи до их изгнания в XVI веке. О столичном городе там ничего не напоминает: Альфама скорее похожа на рыбацкую деревушку, где хозяйки прямо на улице чистят рыбу и строчат на допотопных швейных машинках, а верёвки с бельём привязаны к растущим прямо на ступеньках апельсиновым деревьям. Отправляясь на прогулку в Альфаму, настраивайтесь на то, что, скорее всего, заблудитесь — логике это хитросплетение улиц практически не поддаётся.

Вниз от замка спускаемся на ретро-трамвайчике, курсирующему по маршруту № 28, который напоминает транспорт начала прошлого века, и отправляемся на экскурсию по центру города. Отдаём должное тому, как наш трамвай лихо взбирается на возвышенности и с пугающим дребезгом несётся по узким извилистым улочкам. В один из моментов поездки легко достаём руками стену соседнего дома.

Выходим на остановке и перед нами открывается изумительный вид на столицу. В Лиссабоне такие обзорные террасы называются мирадору. Мы очутились на лучшей из них — Miradouro de Santa Luzia. Подходим к ограждению и замираем в восхищении. Недаром Лиссабон называют «Белый город»: перед нами целый квартал будто игрушечных, залитых солнцем белоснежных домиков с оранжевыми черепичными крышами.

В городе много интересных зданий необычной архитектуры.

Спускаемся на площадь Коммерции, которая считается одной из красивейших площадей Португалии. Здесь до землетрясения находился построенный в 1511 году Мануэлем I королевский дворец. В центре её на высоком цоколе возвышается конная статуя короля-реформатора Жозе I, министром которого был маркиз де Помбал. Величественная Триумфальная арка, украшенная барельефами и статуями известных людей и соединяющая площадь с улицей Августа, была завершена в XIX столетии. Тогда площадь и получила свое теперешнее название «Площадь Коммерции» вследствие близости к порту, являющимся главным источником торговли города. Отсюда открывается великолепный вид на реку Тежу, к которой можно спуститься по лестнице. С южной стороны площади возвышаются две квадратные башни, а с трех сторон площадь обрамляют здания министерств и банков.

Следующий пункт нашего путешествия — район Белем. Там, где Тежу впадает в океан, стоит Белемская (то есть, Вифлеемская) сторожевая башня, а чуть ближе к суше вздымается монастырь Жеронимуш — прекрасный образчик главного национального стиля — мануэлино, то есть готики, смешанной с арабской вязью, морскими узлами и астролябиями. Здесь же похоронены два всемирноизвестных португальца — Васко да Гама (который отчаливал от Белемской башни, отправляясь на поиски альтернативного пути в Индию) и Луиш Камоэнс. От Камоэнса, правда, осталась одна только гробница, сам поэт умер от чумы и похоронен в какой-то затерянной общей могиле.

Рядом находится кофейня Casa dos Pastéis de Belém, где делают лучшие в городе, а, возможно, и в стране, сладости.

Рядом с монастырем находится Вифлеемская башня (Торре де Белен), построенная в XVI веке, – символ Лиссабона. Это один из лучших образцов стиля мануэлино, башня находится под охраной ЮНЕСКО. Её украшают фонари, ажурные венецианские балконы, каменная резьба, статуя Мадонны Мореплавателей под огромным балдахином и скульптура носорога. Изнутри же башня выглядит достаточно мрачно, — раньше здесь была тюрьма. Четырехугольная Башня Белен известна как памятник португальской Эпохе Великих Географических Открытий. Башня, сооруженная в 1515-1520 г. г. и выдержанная в стиле мануэлино, является классическим символом всей Португалии. Эта башня воздвигнута в честь славного военного и морского прошлого Португалии и возвышается на том месте, где когда-то каравеллы отправлялись в далёкие страны.

Невдалеке от Башни на набережной реки Тежу по направлению к Мосту имени 25 апреля находится Памятник Мореплавателям.

Чем же запомнился Лиссабон, помимо его исторических достопримечательностей? Прежде всего, самобытной архитектурой, соединившей в себе различные стили. Полюбились нам его площади и улицы, выложенные плиткой разнообразной конфигурации и цветовой гаммы. Не оставили равнодушными и его многочисленные сувенирные магазинчики с всевозможной цветной кафельной плиткой и изделиями из неё. Ещё в городе находится один из самых больших океанариев. С удовольствием проехались по известному трамвайному маршруту № 28 по его крутым улочкам и с не меньшим удовольствием — под землей на метро в современных уютных вагонах, полюбовались своеобразным интерьером его станций.

Пришло время прощаться с гостеприимным Лиссабоном. Переезжаем через один из самых длинных мостов Европы. Через 45 месяцев после начала работ (на полгода раньше срока), 6 августа 1966 г., состоялась торжественная церемония открытия в присутствии высших лиц государства. Сооружение было названо «Мост Салазара» в честь тогдашнего диктатора Португалии. Вскоре, после Революции гвоздик, мост был переименован в честь дня, когда свершилось это событие, – Мост имени 25 апреля.

Королевская Синтра

Утром покидаем Лиссабон и направляемся в Синтру. В 27 км от Лиссабона у подножия невысоких прибрежных гор Сьерра да Синтра расположен небольшой городок Синтра, который с 1995 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сами португальцы считают его главной достопримечательностью страны, жемчужиной Португалии. Ещё в VIII веке мавры по достоинству оценили оборонительное значение этого места и построили здесь крепость. В 1147 году Афонсу I Энрикеш прогнал арабов и следующие 600 лет город был летней резиденцией португальских королей.

Среди роскошных парков, многовековых лесов, завораживающих ландшафтов, на холмах возвышаются поражающие воображение дворцы, замки, монастыри.

В самом городе расположен Национальный дворец Синтры, а в прилегающей горно-лесопарковой зоне на холме — Дворец Паласио-да-Пена и полуразрушенный Замок мавров.

Возле вокзала расположена красивейшая городская ратуша.

Перед поднятием на гору к Дворцу Паласио-да-Пена с удовольствием гуляем в городской части Синтры, застроенной старинными особнячками. Улочки прихотливо извиваются и частенько заканчиваются крутыми лестницами, ступеньки выводят на обзорные террасы, с которых открывается потрясающий вид на горы и океан. Городской пейзаж изобилует зелёными лесами, экзотическими цветами и изысканными дворцами.

В городе можно найти много замков и дворцов, сохранившихся в своей первозданности. Эти замки содержат важную историческую и художественную коллекции, что привлекает в город португальских и иностранных художников. Интересны и самобытны не только замки и дворцы, но и дома в этом сказочном городе.

Близость океана и горные хребты обеспечивают влажную, прохладную и слегка ветреную погоду, которая отлично подходит для отдыха даже в очень жаркое лето. Именно поэтому уже в XV веке летней резиденцией королевской семьи Португалии стал сказочный замок Паласио-да-Пена, который вместе со своим роскошным парком венчает один из самых высоких холмов Синтры. Расположенный на уровне 450 м над городом Синтра, относится к самым значительным образцам португальской архитектуры романтического периода. Возвышаясь на скалистом холме, он удивительным образом гармонирует с окрестными ландшафтами, сочетающими буйную растительность и скалистые утёсы.

Дворец был основан в 1839 году, когда муж португальской королевы Марии II Фердинандо II Саксен-Кобург-Гота (1816 — 1885 г. г.) приобрёл руины Иеронимского монастыря и начал перестраивать их по своему романтическому вкусу, чтобы создать здесь летнюю резиденцию. Чтобы осуществить свои фантазии, Фердинандо II обратился за помощью к знакомому немцу, барону Эшвеге, и назначил его руководителем строительства. И так как в XIX веке романтически настроенные архитекторы уже не стеснялись смешивать разные стили, то замок, как трехмерный пазл, собрали из немецких и португальских башен, мавританских арок и двориков и индийских куполов. И в довершение раскрасили все это в яркие цвета, что восхищает не только взрослых, но и детей. Причудливо-эксцентричная архитектура дворца сочетает в себе мавританские, готические и мануэлинские мотивы и дух замков Центральной Европы. Дворец стоит на вершине горы, его можно обойти по периметру по специальной дорожке. Фердинандо II также построил здесь один из самых захватывающих парков Португалии, который проектировали и засаживали растениями более 4 лет, начиная с 1846 года.

Этот самый красивый и романтический замок Португалии в шутку называют «Дворцом Белоснежки» и часто сравнивают с баварским Нойшванштайном. К Дворцу Пена можно подъехать на автобусе № 434 с центра города за 4,5 евро, но можно добраться и по тропинке пешком.

Поднимаемся на скалу, где расположена крепость, построенная маврами между IX и X веками. Во время захвата христианами крепость сдалась без боя. После XV века крепость потеряла своё стратегическое значение. Сверху открывается чудесный пейзаж: среди моря зелени видно и голубой океан и бело-красные крыши населённых пунктов и столицы.

Вниз спускаемся пешком, чтобы сильнее ощутить всю прелесть окружающей природы. Весь склон горы усеян огромными валунами, как после обвала или камнепада. Непонятно, как на этих камнях могут расти высокие деревья.

Прохожу мимо развалин старой мавританской крепости – когда-то здесь бурно протекала жизнь, а теперь лишь полуразрушенные каменные стены напоминают о её былом величии.

Королевская Синтра навсегда сохранится в памяти как одно из самих гармоничных мест мира, сочетающих в себе и прекрасные пейзажи, созданные матушкой-природой, и рукотворные дворцы и замки, созданные талантливыми архитекторами. Лорд Джордж Гордон Байрон, восхитившись красотой Синтры, назвал её райским местом, а после навсегда увековечил городок в известной поэме “Великий рай”.

Города-курорты Кашкаиш и Эшторил

После обеда направляемся к самой западной точке Европы – мысу Рока. Путь к нему пролегает по «Португальской Ривьере», с посещением городов-курортов Кашкаиш и Эшторил. Хотя Лиссабон стоит на побережье океана, в городе нет пляжей и желающие окунуться в морскую пучину или просто отдохнуть на побережье лиссабонцы выезжают в эти расположенные рядом города-курорты. Эти города очень милые и уютные.

В 15 км к западу от Лиссабона раскинулся великолепный курорт — Эшторил. Здесь уникальный микроклимат: тёплое и солнечное лето, умеренная температура в остальное время года. Именно с курорта Эшторил берёт начало туристическая индустрия Португалии. Немногим более века назад изумительной красоты природа и мягкий атлантический климат привлекли в Эшторил мировую элиту и представителей знаменитых аристократических семей. Великолепные песчаные пляжи, чистейшая вода и недоступные простому смертному отели традиционно пользуются спросом у людей немалого достатка. Любителей активного отдыха порадует невероятное разнообразие водно-спортивных развлечений, в т. ч. 8 новейших аквапарков, и прекрасные поля для гольфа.

В Эшториле часто отдыхает Её Величество Королева Англии, а небезызвестная Линда Евангелиста облюбовала себе виллу. Мы проезжаем мимо отеля, в котором отдыхал наш первый и единственный президент СССР Михаил Горбачёв.

Расположенный всего лишь в нескольких километрах от Эшторила и в 20 км от Лиссабона, Кашкаиш — типичный образец португальской архитектуры с яркими черепичными крышами и белыми стенами, отделанными красочными керамическими плитками.

Название Кашкаиша происходит от слова cascale — «маленький камень». Город располагает богатым историко-архитектурным ансамблем: музей истории, морской музей, церкви и часовни 15 века. На Центральной площади стоит памятник дону Педро.

В небольшом городе есть и другие памятники. Нам приглянулся этот скульптурный воин.

Очень понравился этот необычный симпатичный букет.

Весьма привлекательна прогулка по верхнему городу с прекрасно ухоженным городским парком и романтическим замком Аристократа.

Если двигаться дальше от города вдоль скалистого побережья, то попадаешь в Гиншу — царство широких дюн с нередкими штормовыми ветрами. Этот уголок нетронутой природы — настоящий рай для любителей виндсерфинга. Здесь находится живописный утёс Бока де Инфьерно («уста преисподней»): море вымыло отверстие в скале, и в этих каменных челюстях теперь постоянно кипит «адская похлебка».

Мыс Кабо де Рока

Горная дорога выводит на обрыв, с которого открывается головокружительная панорама океана и прибрежных скал. Это самая западная точка Европы, мыс Кабо де Рока, который стал достопримечательностью лишь в 1979 году. До этого «краем света» на Пиренейском полуострове считался испанский мыс Финистерре (лат. «конец земли»). Скала высотой в 140 метров, словно нос корабля, выдаётся в океан. Пренебрегая оградительным баръером, подхожу к её краю. Стоя у самого обрыва, слушаю торжественную музыку океана и наполняюсь его энергией. Наверное, великие португальские мореплаватели, стоя у западных берегов родного континента и всматриваясь в безбрежные океанские дали, задавались вопросом: «А что находится за этими далями?» и чтобы найти ответ на этот вопрос отправлялись в дальние морские путешествия.

Мы преодолели сюда нелёгкий путь на автобусе через много стран Европы от самой западной точки родной Украины закарпатского города Чоп (48º05′ с. ш., 22º08′ в. д.). Фотографируемся на память с нашим желто-голубым национальным флагом рядом с каменной стеллой, на котором высечены координаты (38º47′ с. ш., 9º30′ з. д.) и надпись «Onde a terra acaba e o mar comeca ….». Окутанное туманами или освещённое ярким солнцем, это место единственное и неповторимое, где, как сказал поэт Камоэнс: «К ончается земля и начинается океан » , — именно так звучат в переводе слова, высеченные на каменной стелле.

А это памятный камень.

В качестве свидетельства своего присутствия в таком харизматическом месте приобретаю в сервисном центре мыса именной сертификат о том, что действительно была здесь. На обратной стороне на разных языках, в том числе на русском, написаны следующие слова: «Удостоверяю, что был на мысе Рока в Синтре, в Португалии, в самой западной точке европейского континента, на самом краю света, «где кончается земля и начинается океан», где Дух Веры, Любви и жажда приключений, побудили португальские каравеллы отправится в путь в поисках нового мира » .

В сувенирном магазине много различной продукции о пребывании в самой западной точке Европы, особенно много сувениров с рисунками на разнообразных керамических изделиях. Выбираю магнитик на холодильник в виде маленькой керамической плитки с изображением мыса на память о посещении этого уникального места.

Но главное, что увозим из этого места, – воспоминания о том, как выглядит самая западная точка родного европейского континента. Бирюза глади Атлантики ласкает взор, а грозные скалы вызывают в воспоминаниях легенды о трагической, безответной любви.

Мы достигли самой крайней точки нашего родного континента и на этом я заканчиваю моё повествование о путешествии по Пиренейскому полуострову, мой «Пиренейский роман».

Не только страна с чудесным климатом и великолепными пляжами, но и с многовековой славной историей. Прошлое Португалии отмечено многолетним игом различных завоевателей, а с начала XV века она сама обретает статус колониальной империи. Небольшое государство на юго-западе Европы, с территорией всего-то вдвое больше Московской области, владело колониями на западном и восточном побережье Африки, на востоке Индии. А самая большая колония находилась в Южной Америке - Бразилия.

Основы морского и колониального господства на Западном побережье Африки заложил сын короля Жуана I, Энрике. Начиная с 1415 года и до своей смерти в 1460 году, он организовал несколько экспедиций, результатом которых стала колонизация побережья от севера Африки до экватора. Помимо захвата и исследования земель португальцев интересовало составление карт и распространение христианства.

Итог был впечатляющим - в страну потянулись суда с золотом и рабами. Энрике получил монополию на работорговлю. Одновременно, экспедиции дали толчок к развитию судостроения, нужны были корабли, способные доставлять большое количество груза.

Экономика государства, как известно, определяет его политику. Экспорт Португалии в те годы был не велик. В стране выращивали, и выращивают до сих пор, пшеницу и маис, оливы и миндаль, виноград и цитрусовые. Но главным препятствием для активной внешней торговли было географическое положение страны: она находилась вдали от существовавших торговых путей. Поиск новых торговых маршрутов был жизненно необходим. И эти маршруты были найдены.

Португальскими мореплавателями был открыт морской путь в Индию . В 1487 году экспедиция Бартоломео Диаша , проплыв вдоль западного побережья, обнаружила южное побережье Африки. До этого открытия считалось, что Африка тянется далеко на юг. Так был открыт мыс Доброй Надежды, надежды на возможность найти морской путь в желанную Индию с её богатствами.

Этот путь был найден через десять лет моряками Васко да Гама . Тогда же были открыты и нанесены на карту земли Восточной Африки и западное побережье Индии, нынешнее Гоа.

Самую большую португальскую колонию, Бразилию, в 1500 году обнаружила экспедиция Педру Алвареша Кабрала . Знаменитый флорентиец и испанский мореплаватель Америго Веспуччи в течение пяти лет, с 1500 по 1504 год, служил на португальском флоте. Имея опыт плавания к берегам Америки на испанских кораблях в 1499 году, он внёс свой вклад в исследование Бразилии португальцами.

Практическим подтверждением шарообразной формы Земли стало открытие экспедиции, руководимой португальцем Фернаном Магелланом . В 1519 году его корабли, двигаясь вдоль восточного побережья Южной Америки, нашли пролив между материком и архипелагом Огненная Земля, Магелланов пролив.

Значение великих географических открытий португальских мореплавателей необычайно высоко, их честь и слава навсегда принадлежит Португалии.

Юрий Трифонов

Порту - один из древнейших португальских городов. От него происходит и название страны, образовавшееся от слияния двух слов: латинского «портус» - «порт» и греческого «калос» - «прекрасный».

Так назывались два поселения, когда-то располагавшиеся на берегах реки Дору. Греческое на правом, а римское на левом. Левый и правый берег Порту соединяют шесть мостов. Один из них был спроектирован Густавом Эйфелем, автором Эйфелевой башни.

Порту - родина Генриха Мореплавателя. Благодаря этому принцу Португалия в XV веке вступила в эпоху великих географических открытий. Португальские моряки открыли для христианского мира земли, лежащие в тысячах миль от Европы, и подчинили португальским монархам территории, во много раз обширнее их европейских владений.

Порту, как утверждают многие, - самый живописный город Португалии. И с этим невозможно не согласиться. По узким его улочкам можно бродить часами. И везде чувствуется связь Порту с морем. И дело не только в воздухе, пропитанном запахом йода… Даже на городских площадях здесь - не привычные всем голуби, а чайки…

Большая часть португальской границы проходит по морю, так что морские традиции для Португалии не пустой звук. В этой стране многое связано с морем, в частности ее название. Море это не только морские сражения, дальние походы, неведомые страны и бесконечные пляжи. Море - это еще и рыбная ловля и рыбаки.

Рыболовство на протяжении веков играло такую важную роль в жизни португальцев, что в одном из современных районов Порту они установили единственный в своем роде монумент - памятник рыболовной сети.

В последние годы Португалия вылавливает гораздо меньше рыбы, чем раньше, - Евросоюз ввел строгие квоты. Но ни к какому дефициту это не привело. И в каждом приморском городе или поселке обязательно есть рынок, где продают свежайшую рыбу сегодняшнего улова.

Вот уж чего не могла себе представить, так это то, что на португальском рыбном рынке, в самом рыбном районе Алгарве, будет так тихо и спокойно.

Разнообразие ассортимента поражает воображение. Любимая местная рыба - вяленая треска, как португальцы говорят «бакаляу». Как ни странно это звучит, привозят ее из Норвегии. И вообще всегда привозили из Северных стран. Квота на треску выделена маленькая, вот и приходится возить из Скандинавии.

С утра килограмм сардин стоит четыре евро, а вечером - уже два. Приходит народ победнее и скупает все оптом, так что ничего не пропадает.

Крупные рыболовецкие суда выходят на промысел практически в любую погоду - и в штиль, и в шторм. Для владельцев же небольших лодок сегодняшнее волнение означает вынужденный простой. Но зато у них появилось время тщательно проверить снасти и привести их в порядок.

Кое-кто из рыбаков действительно возится со снастями. Но подавляющее большинство тружеников моря использует неожиданный досуг более приятным образом. Они заполняют прибрежные кабачки, где пьют пиво и режутся в карты.

А шторм, между прочим, продолжается уже четвертый день. И все эти дни они наверняка говорят с утра женам, что пошли на работу. В одном кабачке поддатый рыбак посоветовал мне обязательно познакомиться с Себастьяном. Он - самый старый рыбак. В море ходил еще при диктаторе Салазаре. Да что там Салазар - старик Себастьян, по рассказам того же моряка, при Генрихе Мореплавателе рыбу ловил.

История Португалии неразрывно связана с эпохой великих открытий. В XV веке, закрепившись на суше, португальцы хотели еще иметь и полное господство на море. Начались попытки исследования морей и океанов. Эту эпоху открыл принц Энрике, легендарный Генрих Мореплаватель.

Младший сын португальского короля Жуана I не случайно получил прозвище Мореплаватель. Поселившись на полуострове Сагреш, он собрал вокруг себя картографов, астрономов и кораблестроителей. А в здешней крепости открыл школу мореплавания.

В 1416 году было положено начало длительным и хорошо организованным морским экспедициям под руководством Генриха Мореплавателя. Надо заметить, что сам Генрих Мореплаватель, как это ни парадоксально звучит, ни разу не выходил в море. Он был лишь организатором этих походов.

Многие годы маяк, построенный на мысу Сау-Винсенте, рядом с Сагрешем, помогал морякам не разбиться о скалы. Теперь это просто памятник. Его высота 61 метр, а длина луча 90 км. Это самый большой маяк в Европе.

Генрих Мореплаватель напутствовал своих капитанов: «Ни одна опасность, которая встретится вам, не может быть больше ожидающей вас награды». После смерти Генриха далекие экспедиции, которым он положил начало, не прекратились. Одна из них, в июле 1497 года, отправилась на поиски морского пути в Индию.

Продолжил дело Генриха Мореплавателя молодой придворный знатного происхождения Васко да Гама. Только он на самом деле принимал участие в морских походах. Да Гама стал первым европейцем, обогнувшим на корабле мыс Доброй Надежды и достигшим берегов Индии. В Португалию он вернулся с сотнями мешков индийских пряностей, которые ценились в Европе дороже золота.

Пятьсот с лишним лет назад на месте монастыря Сан-Жеронимуш была часовня Генриха Мореплавателя. В ней перед своим отплытием в Индию молился Васко да Гама. И здесь же по возвращении его встретил король Мануэл I. В честь открытия морского пути в Индию был заложен этот монастырь.Сюда, в монастыре Сан-Жеронимуш, и были в конце концов перенесены останки Васко да Гама.

В этих же стенах погребен величайший поэт Португалии Луиш ди Камоэнс, посвятивший путешествию прославленного мореплавателя поэму «Лузиада».
Умер да Гама во время своего третьего похода в Индию в 1524 году. Первоначально он был похоронен в городе Кочин, в первом католическом соборе, построенном португальцами в Индии. Там до сих пор показывают его пустую могилу.

Открывая новые земли, португальские мореплаватели объявляли их собственностью португальской короны. Уже к концу XVI века Лиссабону была подвластна целая империя, простиравшаяся от Бразилии на западе до китайского побережья на востоке.

По всему этому пространству разбросаны грозные форты - вроде возвышающегося над Прайей, столицей нынешней республики Кабо-Верде, а до семидесятых годов прошлого века - португальской колонии Острова Зеленого мыса.

Пушки этих фортов помогали держать в покорности местное население и отражать посягательства других европейских держав, не раз пытавшихся наложить руку на колонии португальцев.

Живой памятью об эпохе великих географических открытий и возникшей благодаря им колониальной империи служат островки португалоязычной христианской культуры, вкрапленные в разительно инородное окружение.

Так в китайском Аомыне, бывшей португальской колонии Макао, изваяний Мадонны"" и католических святых едва ли не больше, чем буддистских статуй.

В малайзийской Малакке есть квартал, где все вывески на португальском языке, а во дворах домов стоят католические алтари. Живут здесь потомки португальцев. Впрочем, португальская кровь, текущая в их жилах, так разбавлена малайзийской, что внешне они ничем от коренного населения не отличаются.

Бразилия - огромный осколок португальской империи, и площадью, и населением многократно превосходящий бывшую метрополию. И тем не менее символ Рио-де-Жанейро - возвышающаяся над городом статуя Христа - точная копия изваяния, которое украшает Лиссабон.

Макао, Малакку, Кабо-Верде, Рио-де-Жанейро и многие другие точки на земном шаре, где люди разных рас говорят по-португальски, отделяют от Португалии тысячи километров морских путей. Подвиг людей, которые эти пути разведали, достоин восхищения. Ведь плавали они на судах, не сильно превосходящих размерами теперешние рыбацкие баркасы.