Великие мореплаватели вышли из лиссабона. Васко да гама, португальский мореплаватель эпохи великих географических открытий

Первым плацдармом для осуществления атлантических экспедиций стал захваченный португальцами в 1418 г. африканский порт Сеута. Главным инициатором и вдохновителем освоения новых земель был португальский инфант Энрике (Генрих). Данное ему современниками прозвище «Мореплаватель» свидетельствует о той роли, которую он сыграл в инициировании дальних морских путешествий. Основная задача, которую ставил Генрих Мореплаватель, - узнать, насколько далеко на юг Африки простираются земли мусульманских государств.

Предполагалось проложить трансафриканский торговый путь в обход стран ислама. Путешествия мотивировались также поисками мифического христианского царства пресвитера Иоанна. Одни полагали, что оно находится на крайнем Востоке, другие - на Юге. К организации экспедиции были привлечены богатые купцы и судовладельцы. Первыми значимыми географическими открытиями португальских мореплавателей стали остров Мадейра (1419) и Азорские острова (1427).

Географические поиски в Средние века сдерживались отчасти мифами о существовании пределов земли - рубежей, пересечение которых смертельно опасно для человека. Одним из таких пределов считался мыс Нун у побережья современного Марокко. Начиная с 20-х гг. XV в. данный рубеж регулярно пересекали португальские мореплаватели. В результате миф о пределах ойкумены был развеян. После того как в 1434 г. капитан Жил Эанеш достиг мыса Бохадор, скорость морского продвижения на юг составляла в среднем один градус в год. В 1446 г. капитан Диниш Диаш достиг территории Сенегала, через год другой португальский капитан Алард Фернандес продвинулся почти до побережья Сьерра-Леоне.

Путешествия были поддержаны католической церковью. Согласно булле 1455 г. папы Николая I, все земли и моря, открытые южнее мыса Бохадор, передавались во владение португальскому королю Афонсу V и его потомкам. С этого времени королевские власти Португалии поставили задачу проложить огибающий Африку морской путь в Индию. Контекст соответствующих папских решений определялся падением в 1453 г. Константинополя и захватом старых торговых путей турками-османами. В связи с этим Афонсу V было поручено изготовить географическую карту мира.

В 1456 г. капитан Диогу Гомеш достиг территории современной Кабо-Верде. С 60-х гг. XV в. происходит активное освоение африканского побережья Гвинейского залива, откуда португальские каравеллы доставляли в Европу золото и слоновую кость. Однако смерть в 1460 г. инфанта Энрике привела к резкому снижению числа португальских путешествий.

Новый импульс путешествиям португальских мореходов придало предоставление в 1469 г. купцу Фернану Гомешу права монополии на торговлю в Гвинейском заливе. В обмен Гомеш брал на себя обязательство в течение пяти лет исследовать по 100 миль в южном направлении. Двигаясь дальше на юг, португальские мореходы пресекли экватор. Началось освоение Южного полушария.

Дальнейшему освоению земель юга Африки способствовало открытие в 1481 г. королем Жуаном II фактории на Золотом Берегу. В 1482 г. португальцы вошли в устье реки Конго, а к 1486 г. достигли территории Намибии. В 1488 г. экспедиция под руководством Бартоломеу Диаша достигла самой южной точки Африки, которую он назвал «мыс Штормов». Обогнув с юга Африканский континент, европейская экспедиция впервые прошла путь из Атлантического в Индийский океан. Почти в то же время Пьер де Ковильян, посланный тайно португальским королем для поиска царства пресвитера Иоанна, попал по суше в Эфиопию и Индию. Собранная им информация доказывала, что морской путь из Европы в Азию существует. Эти открытия португальских путешественников опровергали господствовавшие со времен Птолемея представления об окруженности Индийского океана со всех сторон сушей. Мыс штормов был переименован королем Жуаном II в мыс Доброй Надежды, указывая на надежду достичь Индии по морскому пути.

Не только страна с чудесным климатом и великолепными пляжами, но и с многовековой славной историей. Прошлое Португалии отмечено многолетним игом различных завоевателей, а с начала XV века она сама обретает статус колониальной империи. Небольшое государство на юго-западе Европы, с территорией всего-то вдвое больше Московской области, владело колониями на западном и восточном побережье Африки, на востоке Индии. А самая большая колония находилась в Южной Америке - Бразилия.

Основы морского и колониального господства на Западном побережье Африки заложил сын короля Жуана I, Энрике. Начиная с 1415 года и до своей смерти в 1460 году, он организовал несколько экспедиций, результатом которых стала колонизация побережья от севера Африки до экватора. Помимо захвата и исследования земель португальцев интересовало составление карт и распространение христианства.

Итог был впечатляющим - в страну потянулись суда с золотом и рабами. Энрике получил монополию на работорговлю. Одновременно, экспедиции дали толчок к развитию судостроения, нужны были корабли, способные доставлять большое количество груза.

Экономика государства, как известно, определяет его политику. Экспорт Португалии в те годы был не велик. В стране выращивали, и выращивают до сих пор, пшеницу и маис, оливы и миндаль, виноград и цитрусовые. Но главным препятствием для активной внешней торговли было географическое положение страны: она находилась вдали от существовавших торговых путей. Поиск новых торговых маршрутов был жизненно необходим. И эти маршруты были найдены.

Португальскими мореплавателями был открыт морской путь в Индию . В 1487 году экспедиция Бартоломео Диаша , проплыв вдоль западного побережья, обнаружила южное побережье Африки. До этого открытия считалось, что Африка тянется далеко на юг. Так был открыт мыс Доброй Надежды, надежды на возможность найти морской путь в желанную Индию с её богатствами.

Этот путь был найден через десять лет моряками Васко да Гама . Тогда же были открыты и нанесены на карту земли Восточной Африки и западное побережье Индии, нынешнее Гоа.

Самую большую португальскую колонию, Бразилию, в 1500 году обнаружила экспедиция Педру Алвареша Кабрала . Знаменитый флорентиец и испанский мореплаватель Америго Веспуччи в течение пяти лет, с 1500 по 1504 год, служил на португальском флоте. Имея опыт плавания к берегам Америки на испанских кораблях в 1499 году, он внёс свой вклад в исследование Бразилии португальцами.

Практическим подтверждением шарообразной формы Земли стало открытие экспедиции, руководимой португальцем Фернаном Магелланом . В 1519 году его корабли, двигаясь вдоль восточного побережья Южной Америки, нашли пролив между материком и архипелагом Огненная Земля, Магелланов пролив.

Значение великих географических открытий португальских мореплавателей необычайно высоко, их честь и слава навсегда принадлежит Португалии.

Юрий Трифонов

К концу XV века европейцы были вполне готовы к дальним морским путешествиям. На географических картах стали изображать стороны света, сетку параллелей и меридианов, масштабы расстояний. Еще в XIV веке в Италии был усовершенствован китайский компас: плава-ющая магнитная стрелка теперь крепилась к диску с делениями. На основе арабских судов с косым парусом испанцы и португальцы создали новый тип судна — каравеллу. Эти корабли мог-ли держать курс при любом направлении ветра при помощи косого паруса и одно-временно развивать большую скорость благодаря парусам прямым. Они были небольшими по размерам, не требовали многочисленной команды и в то же время были настолько высокими, что это позво-ляло запасать в трюмах достаточно про-визии.

Генрих Мореплаватель

Одним из первых увлекся идеей дальних морских путешествий порту-гальский принц Генрих Мореплаватель (1394-1460). Будучи юношей, он узнал из книг о возможности достичь стран, бога-тых золотом, двигаясь на кораблях во-круг Африки.

Принц Генрих каждый год отправлял корабли на юг, но капитаны, доведя суда до мыса Бохадор (26° северной широты), поворачивали обратно. Вид раскаленных солнцем пустынных берегов наводил ужас на моря-ков, напоминая им пылающую пучину ада, где горят души грешников. Сложилось предание, что обогнув-ший мыс Бохадор мореплаватель никогда не вернется обратно. Между моряками ходили разговоры: «Как можем мы перешагнуть границы, начертанные нашими предками, и много ли пользы будет от гибели наших душ и наших тел?» Лишь в 1434 году один из капитанов, опасаясь гнева принца Генриха, превозмог страх и обогнул «дьявольский» мыс. В доказательство суще-ствования жизни на юге он преподнес своему власте-лину доставленные оттуда дикие розы.

С каждым годом португальские корабли заходили все дальше и дальше на юг, двигаясь вдоль побережья Африки. Каждая новая экс-педиция привозила сообщения о невиданных животных и растениях, странных обычаях чернокожих жителей этого континента.

Бартоломеу Диаш и мыс Доброй Надежды

Наконец в 1488 году экипажу корабля Бартоломеу Диаша (1450-1500) удалось зайти дальше всех. Истощенная команда потребовала поворачивать к родным берегам. Капитану стоило невероятных усилий уговорить мо-ряков проплыть еще немного. Через два дня флотилия подплыла к мы-су, за которым африканский берег поворачивал к северу. Перед моряками расстилался Индийский океан. Впоследствии мыс этот получил название «мыс Доброй Надежды» — надежды на то, что вскоре морской путь в Индию будет открыт.

Путешествие Васко да Гама в Индию

Через 10 лет, 8 июля 1497 года, от берегов Пор-тугалии отплыли четыре корабля во главе с дове-ренным лицом короля дворянином Васко да Гамой . К экспедиции готовились очень серьезно: подбира-лись люди, на которых можно было положиться и которые владели необходимыми знаниями, вы-верялись карты, приобретались приборы для навигации. В пути часто приходилось чинить по-трепанные ветром суда. От недостатка свежих фруктов и овощей моряки болели цингой. У них выпадали зубы, болели кости, многие умирали. Уже за мысом Доброй Надежды мореплаватели встретились с арабскими купцами. Не желая пус-кать соперников в Индию, арабы отказались дать португальцам лоцмана, знакомого с ветрами и течениями Индийского океана. Лишь случайно в одном из портов им уда-лось нанять арабского морехода.

В мае 1498 года флотилия Васко да Гамы увидела берега Индии. В огромном порту Каликуты (современный город Калькутта) местный султан позволил португальцам встать рядом с арабскими и индийски-ми судами и закупить перец и пряности. Путь к родным берегам вы-держали только два корабля и меньше половины моряков, но приве-зенные ими товары были проданы по цене во много раз большей, чем стоила их закупка, снаряжение и проведение всей экспедиции. Материал с сайта

Португальская Индия

Теперь в Португалии все готовы были ринуться за восточными това-рами. Не имея сил для захвата обширных территорий, португальцы ограничились тем, что занимали удобные бухты. На их берегах возво-дились маленькие крепости — форты, ощетинившиеся пушками. Сна-чала они были построены вдоль всего африканского побережья. После этого большой португальский флот вышел в Индийский океан и начал уничтожать арабские торговые суда. Став хозяевами Индийского океа-на, португальцы вынудили правителей прибрежных городов Индии торговать пряностями только через них. Рядом с индийскими городами возникали португальские торговые поселения — фактории. В 1510 году португальцы захватили первый индийский город на побережье — Гоа. Здесь была создана крепость, поселились солдаты. Король Португалии назначил и отправил туда вице-короля португальских владений в Индии.

Двигаясь дальше на восток, португальцы выяснили, что сами прянос-ти производят не в Индии, а на островах Индонезии. Добравшись до них в 1511 го-ду, португальская эскадра подошла к порту Малакка. Беспощадный пушечный огонь уничтожил стены крепости и обра-тил в бегство даже боевых слонов местно-го правителя. Так в руках португальцев оказался пролив, через который шла вся торговля пряностями. Теперь мускатный орех и гвоздика напрямую доставлялись в Европу. По сложившимся местным торго-вым путям португальцы вскоре добра-лись до Китая и Японии, где также появи-лись их фактории. Все форты, фактории и местные города стали португальскими колониями , то есть территориями, ли-шенными местного управления и находя-щимися под властью чиновников, при-сланных из страны-захватчика — метро-полии .

Португальские открытия в Америке

Вопросы по этому материалу:

«Что самое главное в путешествии?

Увидеть, понять, насладится, полюбить!

Краски, формы, ароматы, вкусы складываются

в яркие картинки в памяти, чтобы потом мы

могли разглядывать их всю жизнь»

О стране, её истории и народе

Португалия — одна из старейших стран Европы с богатой историей. Португалия – это очаровательная страна, которую можно назвать тихой европейской провинцией, где девственная природа безмятежно соседствуют с развитой туристической инфраструктурой, а почтение к национальным обычаям мирно уживается с общеевропейскими традициями.

Страна великих мореплавателей Португалия расположена в западной части Пиренейского полуострова. На юге и западе она омывается водами Атлантического океана, на суше граничит с Испанией. В состав Португалии входят Азорские острова, расположенные в Атлантическом океане примерно в 1450 км к западу от Лиссабона, и остров Мадейра – в 970 км к юго-западу от Лиссабона, которые являются автономными регионами Португалии. Площадь страны вместе с островами 92,39 тыс. кв. км.

Название страны происходит от наименования римского поселения Портус Кале (Portus Cale) в устье реки Дору. В 1139 году Португалия стала независимым от Испании королевством. В то время она занимала только северную треть своей современной территории. В 1249 году был изгнан последний мусульманский правитель на юге страны, и с тех пор её границы мало изменились. Эпоха завоеваний началась еще в XV веке, когда португальские морские исследователи, такие как Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Фернан Магеллан, путешествовали по всему миру, совершая великие географические открытия. К XVI веку открытые ими территории образовали огромную империю, которая простиралась от берегов Бразилии до Африки и Азии. Именно в эту эпоху экономика Португалии достигла наибольшего расцвета.

В 1910 году в Португалии была свергнута монархия, а в 1974 году демократически настроенная военная хунта положила конец диктаторскому режиму, существовавшему с 1926 года. Португалия одна из немногих стран Европы, которые не были оккупированы немецко-фашиcтскими войсками во время Второй мировой войны.

Принятая в 1976 году конституция провозгласила Португалию Парламентской республикой с прямыми выборами и всеобщим избирательным правом для взрослого населения.

Передав в 1999 году последнюю из своих заморских территорий, Аомынь (Макао), которой владела с 1680 года, под управление Китая, Португалия положила конец долгой и подчас неспокойной, колониальной эпохе в своей истории.

События португальской истории оказали огромное влияние на культуру страны и привнесли черты мавританского и восточного стилей в архитектуру и искусство. Традиционные народные танцы и напевы, в особенности лирические фадо, не теряют значимости и по сей день, которые можно увидеть и услышать прямо на улицах. По одной из версий название фадо – восходит к латинскому слову fatum, что означает судьба. В мелодиях песен гармонично сочетаются мавританские, африканские и бразильские напевы, через все песни проходит тема одиночества, тоски и предчувствия печальной судьбы, однако это не значит, что музыка такого типа подходит лишь для меланхоликов. Умение воспевать грусть, превращать её в предмет восхищения – одна из национальных черт португальцев, недаром же несколько столетий практически каждая семья этой страны ждала сынов и мужей, отправившихся покорять морские просторы, а путешествие могло закончиться самым непредсказуемым образом.

Население страны мононациональное, 99% из 10,8 млн. населения составляют португальцы. На Пиренейском полуострове издавна оседало много народов. Самые древние обитатели — иберы — были низкорослыми и смуглыми. На протяжении столетий облик португальцев формировался под влиянием кельтов, финикийцев, греков, римлян, арабов, а также германских племён (вестготов и алеманнов).

Португалия – моноязычная страна. Официальный язык – португальский. На нём говорят более 200 млн человек во всём мире на трёх континентах: в Евразии, Африке и Южной Америке. Этот язык имеет сходство с испанским, так как оба принадлежат к иберийско-романской подгруппе романской группы языков, однако при сходном грамматическом строе между ними имеются значительные различия в произношении. Огромное влияние на формирование языка оказали германские племена и арабы (мавры), у которых португальский язык позаимствовал многие слова, а также контакты путешественников, первооткрывателей и купцов с азиатскими народами.

Национальные особенности: не стоит ставить под сомнение историческое величие страны — португальцы гордятся своим прошлым, особенно на фоне того скромного места, которое страна занимает сегодня. Португальцы весьма болезненно воспринимают сравнения их с испанцами, несмотря на схожесть языков, характеров и национальных культур. Здесь также популярен бой быков, но, в отличие от испанской корриды, где быка убивают, в португальской животное усмиряет команда безоружных бойцов (форкадуш).

В этой стране процент сельского населения — один из самых высоких в Западной Европе, много иностранцев работают на её заводах, стройках и полях, в т. ч. из Украины. Среднегодовой доход на душу населения:22 500 USD (данные Всемирного Банка, 2011 г.). Средняя продолжительность жизни приближается к 80 годам. Как и в других странах, в Португалии женщины живут дольше, почти 82 года, а вот мужчины пока не дотягивают и до 76. Пенсионный возраст составляет 65 лет, а фактический возраст выхода на пенсию 61-62 года.

Португалия – страна великих морских путешествий, грандиозных географических открытий и терпкого портвейна. Мягкий климат, свежие лесные и луговые ароматы, лёгкий океанский бриз и бескрайние просторы Атлантики, уникальная архитектура в стиле «мануэлино» и крепкий кофе… Всё это заслуживает того, чтобы поближе познакомиться с этой интересной страной.

З накомство с Порту

О городах Португалии говорят: в Браге молятся, в Порту работают, в Лиссабоне кутят. С Порту началось моё знакомство с Португалией. Порту, второй по населению город Португалии с населением 240 тыс. жителей, дал название не только портвейну, но и всей стране. Исторический центр Порту расположен на правом берегу реки Дору, в нескольких километрах от места её впадения в Атлантический океан. Центр города объявлен ЮНЕСКО Всемирным культурным достоянием.

Порту хорошо известен своим предпринимательским духом, характерной культурой и местной кухней. Город часто называют северной столицей Португалии. В Порту находится самый крупнейший университет в Португалии (около 29 тыс. студентов).

Одной из самых ярких достопримечательностей Порто является башня Клеригуш — самая высокая в Португалии — 76 метров или 225 ступеней. Церковь в стиле барокко была построена для братства клириков («Клеригуш») архитектором Никола Насони по римской схеме. Её строительство было начато в 1732 году и окончено в 1750 году строительством монументальной лестницы. 28 июля 1748, несмотря на то, что здание ещё не было полностью закончено, церковь была открыта для богослужения. Торре-душ-Клеригуш стала символом города Порту. Она является Национальным памятником с 1910 года.

Город славится производством разных марок портвейна. Посещаем один из старинных «домов портвейна» — Galem, знакомимся с историей и особенностями производства этого популярного напитка. И, конечно же, дегустируем некоторые сорта, а кто желает — приобретает пришедшиеся по вкусу вина. Разогрев дегустируемыми винами аппетит, начинаем своё знакомство с португальской кухней в одном из ресторанов, где с удовольствием поглощаем национальное рыбное блюдо под названием «бакалау».

Подкрепившись «бакалау» и надегустировавшись портвейнами, с удовольствием прогулялись по набережной реки Дору, на которой плавают вот такие симпатичные лодки.

Через реку Дору переброшены четыре моста, соединяющие историческую часть города с Вила-Нова-ди-Гая — небольшим городком-соседом, где находится хранилище известного на весь мир портвейна. Один из мостов (Луиша Первого) построен по проекту Густава Эйфеля: двухъярусное сооружение впечатляющих размеров кажется ажурным и лёгким.

На самой высокой точке старого города построен кафедральный собор Се. Возведенный в XII веке на гранитной скале, он первоначально выполнял роль крепости. Позже он перестраивался, однако свой суровый облик сохранил по сей день. Внутри собора не очень интересно. Впечатлить любителей декора могут роскошный серебряный алтарь, на строительство которого ушло 800 кг серебра, и внутренний дворик, выложенный знаменитой португальской плиткой азулежу.

С Соборной площади открывается прекрасный вид на город.

От кафедрального собора к реке спуск идёт через беднейший район Порту. Район фешенебельных вилл расположен у океана. Сюда можно добраться на действующем трамвае-музее, который не изменился с 1930 года. Он называется Музей электрических машин. Впрочем, каждый из трамваев Порту может служить экспонатом: внутри транспортное средство обито деревом, вагоновожатый правит им стоя, по той простой причине, что сиденье для него отсутствует. Когда трамвай достигает конечного пункта маршрута, то водитель переходит из головной части в хвостовую, где тоже есть кабина, и ведёт свою машину «обратным курсом»: рельсы в Порту заканчиваются тупиком. Самый живописный маршрут пролегает вдоль берега океана. Из окон шумных и старых трамваев видны фешенебельные виллы, облюбованные состоятельными людьми со всей Европы.

Порту, как и другие португальские города, отличается не только своеобразной архитектурой, но и тем, что многие дома облицованы разноцветной плиткой.

С раннего средневековья и до XVII века действовал закон, запрещавший аристократии не только строиться, но и находиться в городе более трёх дней. Даже король не имел в Порту своей резиденции. Он гостил в Епископском дворце, построенном Николо Наззони. Это шедевр португальской барочной архитектуры XVIII века. Город-порт расположен весь на холмах, в нём множество забавных домов и улочек.

Интересным оказалось и посещение магазина и своего рода книжного музея Livraria Lell – старейшего в Португалии и одного из самых невероятно красивых книжных магазинов во всём мире. Необыкновенный, просто сказочный интерьер, который размещается на двух этажах магазина. Эффектный и массивный декор стен, потолка, всё изготовлено из благородной древесины с использованием оригинальной и необычной резьбы в сочетании с удивительно изогнутых линий красной лестницы, которая ведёт на второй этаж. Не менее впечатляюще выглядит и великолепный потолок, выполненный из дорогого витражного стекла. Книжный магазин расположен в пяти минутах ходьбы от центра города.

Наше внимание привлёк и этот симпатичный фонтан.

Нельзя не упомянуть о посещении железнодорожного вокзала Сан-Бенту. Помимо прямого назначения, вокзал Сан-Бенту интересен своими стенами-картинами, выложенными плитками азулежуш в бело-голубых тонах. Самая большая из них выполнена из 20 тысяч изразцов и украшает зал ожидания. Это панно полностью занимает одну из его стен. На картине изображены эпизоды из истории железных дорог, а также важные моменты истории Португалии.

При выезде из Порту за крепостными стенами состоялась моя первая встреча с Атлантическим океаном. По колени захожу в океан, водичка довольно прохладная, но окунуться всё же можно.

Два дня в Лиссабоне

Лиссабон — столица Португалии и крупнейший город страны. В нём проживает 570 тыс. чел. Он расположен на правом берегу реки Тежу, впадающей в Атлантический океан. Его история насчитывает около 20 веков. Построен Лиссабон на семи холмах, как Рим и Москва. Также, как и Москве, Лиссабону покровительствует Георгий Победоносец. Город стал столицей государства в 1147 году после освобождения от арабской колонизации. Обязан этим Лиссабон первому королю Португалии Альфонсо Энрикесу. Основан главный город страны был финикийцами как остановка на пересечении морских путей и назван Alis Ubbo — благословенная бухта. Город побывал под управлением Римской империи, мавров, испанцев.

Начинаем своё знакомство с центра Лиссабона — одной из главных достопримечательностей. В XVIII веке здесь проходили бои быков и публичные казни. Осматриваем парк Эдуарда VII и монумент маркизу де Помбала. Это большая зелёная поляна с аккуратно подстриженными кустиками правильной геометрической формы.

Лиссабон – современный европейский город, расположен на 15 холмах. Гуляя по нему приходится постоянно то подниматься, то опускаться с холмов. Поднимаемся на один из холмов, где с помощью экскурсовода знакомимся с мавританской крепостью Сан Жоржи. Когда-то здесь жили португальские короли, а теперь от замка осталась одна скорлупа с сосновыми рощами внутри. Зато это самая высокая точка Лиссабона и виды отсюда соответствующие. С крепостных стен видно странное сооружение — ажурные каркасы утыкающихся в небо арок. Чтобы охватить взором виды на реку Тежу и древний район Лиссабона Альфама, мы прошлись по эспланаде и поднялись на вал старой крепости. Крепость Сан Жоржи (святого Георгия) уже с древних времён была укреплением, охватывающем устье реки Тежу. В 1147 году король Альфонс Энрикиш переделал крепость в королевскую резиденцию. В 1511 году король Мануэль I построил себе дворец вне крепости, а здесь разместил склад оружия и тюрьму. При землетрясении 1755 года крепость очень сильно пострадала и лишь в 1938 году при Салазаре руины были отреставрированы, причём сохранилось лишь несколько деталей, напоминающих о первоначально мавританской Алкасаве, позднее – королевской резиденции, где Васко да Гама с помпой отпраздновал успех своего путешествия в Индию. Крепостные стены были восстановлены и теперь можно прогуляться по ним вокруг старинного квартала Санта-Круш. В крепостных башнях устроены разнообразные выставки, рассказывающие об истории крепости и всего города. С обзорных площадок открывается великолепный вид на Лиссабон.

От крепости в разные стороны разбегаются картинные улочки с домами, покрытыми расписной плиткой. Посреди каждого подъёма заботливо установлены скамейки. Большая часть улочек ведёт в Альфаму — самый старый квартал Лиссабона, который, будучи построенным на скальном грунте, пережил землетрясение без особых разрушений. Здесь когда-то находился центр римского города, а позднее — центр мавританского города. В Альфаме жили также евреи до их изгнания в XVI веке. О столичном городе там ничего не напоминает: Альфама скорее похожа на рыбацкую деревушку, где хозяйки прямо на улице чистят рыбу и строчат на допотопных швейных машинках, а верёвки с бельём привязаны к растущим прямо на ступеньках апельсиновым деревьям. Отправляясь на прогулку в Альфаму, настраивайтесь на то, что, скорее всего, заблудитесь — логике это хитросплетение улиц практически не поддаётся.

Вниз от замка спускаемся на ретро-трамвайчике, курсирующему по маршруту № 28, который напоминает транспорт начала прошлого века, и отправляемся на экскурсию по центру города. Отдаём должное тому, как наш трамвай лихо взбирается на возвышенности и с пугающим дребезгом несётся по узким извилистым улочкам. В один из моментов поездки легко достаём руками стену соседнего дома.

Выходим на остановке и перед нами открывается изумительный вид на столицу. В Лиссабоне такие обзорные террасы называются мирадору. Мы очутились на лучшей из них — Miradouro de Santa Luzia. Подходим к ограждению и замираем в восхищении. Недаром Лиссабон называют «Белый город»: перед нами целый квартал будто игрушечных, залитых солнцем белоснежных домиков с оранжевыми черепичными крышами.

В городе много интересных зданий необычной архитектуры.

Спускаемся на площадь Коммерции, которая считается одной из красивейших площадей Португалии. Здесь до землетрясения находился построенный в 1511 году Мануэлем I королевский дворец. В центре её на высоком цоколе возвышается конная статуя короля-реформатора Жозе I, министром которого был маркиз де Помбал. Величественная Триумфальная арка, украшенная барельефами и статуями известных людей и соединяющая площадь с улицей Августа, была завершена в XIX столетии. Тогда площадь и получила свое теперешнее название «Площадь Коммерции» вследствие близости к порту, являющимся главным источником торговли города. Отсюда открывается великолепный вид на реку Тежу, к которой можно спуститься по лестнице. С южной стороны площади возвышаются две квадратные башни, а с трех сторон площадь обрамляют здания министерств и банков.

Следующий пункт нашего путешествия — район Белем. Там, где Тежу впадает в океан, стоит Белемская (то есть, Вифлеемская) сторожевая башня, а чуть ближе к суше вздымается монастырь Жеронимуш — прекрасный образчик главного национального стиля — мануэлино, то есть готики, смешанной с арабской вязью, морскими узлами и астролябиями. Здесь же похоронены два всемирноизвестных португальца — Васко да Гама (который отчаливал от Белемской башни, отправляясь на поиски альтернативного пути в Индию) и Луиш Камоэнс. От Камоэнса, правда, осталась одна только гробница, сам поэт умер от чумы и похоронен в какой-то затерянной общей могиле.

Рядом находится кофейня Casa dos Pastéis de Belém, где делают лучшие в городе, а, возможно, и в стране, сладости.

Рядом с монастырем находится Вифлеемская башня (Торре де Белен), построенная в XVI веке, – символ Лиссабона. Это один из лучших образцов стиля мануэлино, башня находится под охраной ЮНЕСКО. Её украшают фонари, ажурные венецианские балконы, каменная резьба, статуя Мадонны Мореплавателей под огромным балдахином и скульптура носорога. Изнутри же башня выглядит достаточно мрачно, — раньше здесь была тюрьма. Четырехугольная Башня Белен известна как памятник португальской Эпохе Великих Географических Открытий. Башня, сооруженная в 1515-1520 г. г. и выдержанная в стиле мануэлино, является классическим символом всей Португалии. Эта башня воздвигнута в честь славного военного и морского прошлого Португалии и возвышается на том месте, где когда-то каравеллы отправлялись в далёкие страны.

Невдалеке от Башни на набережной реки Тежу по направлению к Мосту имени 25 апреля находится Памятник Мореплавателям.

Чем же запомнился Лиссабон, помимо его исторических достопримечательностей? Прежде всего, самобытной архитектурой, соединившей в себе различные стили. Полюбились нам его площади и улицы, выложенные плиткой разнообразной конфигурации и цветовой гаммы. Не оставили равнодушными и его многочисленные сувенирные магазинчики с всевозможной цветной кафельной плиткой и изделиями из неё. Ещё в городе находится один из самых больших океанариев. С удовольствием проехались по известному трамвайному маршруту № 28 по его крутым улочкам и с не меньшим удовольствием — под землей на метро в современных уютных вагонах, полюбовались своеобразным интерьером его станций.

Пришло время прощаться с гостеприимным Лиссабоном. Переезжаем через один из самых длинных мостов Европы. Через 45 месяцев после начала работ (на полгода раньше срока), 6 августа 1966 г., состоялась торжественная церемония открытия в присутствии высших лиц государства. Сооружение было названо «Мост Салазара» в честь тогдашнего диктатора Португалии. Вскоре, после Революции гвоздик, мост был переименован в честь дня, когда свершилось это событие, – Мост имени 25 апреля.

Королевская Синтра

Утром покидаем Лиссабон и направляемся в Синтру. В 27 км от Лиссабона у подножия невысоких прибрежных гор Сьерра да Синтра расположен небольшой городок Синтра, который с 1995 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сами португальцы считают его главной достопримечательностью страны, жемчужиной Португалии. Ещё в VIII веке мавры по достоинству оценили оборонительное значение этого места и построили здесь крепость. В 1147 году Афонсу I Энрикеш прогнал арабов и следующие 600 лет город был летней резиденцией португальских королей.

Среди роскошных парков, многовековых лесов, завораживающих ландшафтов, на холмах возвышаются поражающие воображение дворцы, замки, монастыри.

В самом городе расположен Национальный дворец Синтры, а в прилегающей горно-лесопарковой зоне на холме — Дворец Паласио-да-Пена и полуразрушенный Замок мавров.

Возле вокзала расположена красивейшая городская ратуша.

Перед поднятием на гору к Дворцу Паласио-да-Пена с удовольствием гуляем в городской части Синтры, застроенной старинными особнячками. Улочки прихотливо извиваются и частенько заканчиваются крутыми лестницами, ступеньки выводят на обзорные террасы, с которых открывается потрясающий вид на горы и океан. Городской пейзаж изобилует зелёными лесами, экзотическими цветами и изысканными дворцами.

В городе можно найти много замков и дворцов, сохранившихся в своей первозданности. Эти замки содержат важную историческую и художественную коллекции, что привлекает в город португальских и иностранных художников. Интересны и самобытны не только замки и дворцы, но и дома в этом сказочном городе.

Близость океана и горные хребты обеспечивают влажную, прохладную и слегка ветреную погоду, которая отлично подходит для отдыха даже в очень жаркое лето. Именно поэтому уже в XV веке летней резиденцией королевской семьи Португалии стал сказочный замок Паласио-да-Пена, который вместе со своим роскошным парком венчает один из самых высоких холмов Синтры. Расположенный на уровне 450 м над городом Синтра, относится к самым значительным образцам португальской архитектуры романтического периода. Возвышаясь на скалистом холме, он удивительным образом гармонирует с окрестными ландшафтами, сочетающими буйную растительность и скалистые утёсы.

Дворец был основан в 1839 году, когда муж португальской королевы Марии II Фердинандо II Саксен-Кобург-Гота (1816 — 1885 г. г.) приобрёл руины Иеронимского монастыря и начал перестраивать их по своему романтическому вкусу, чтобы создать здесь летнюю резиденцию. Чтобы осуществить свои фантазии, Фердинандо II обратился за помощью к знакомому немцу, барону Эшвеге, и назначил его руководителем строительства. И так как в XIX веке романтически настроенные архитекторы уже не стеснялись смешивать разные стили, то замок, как трехмерный пазл, собрали из немецких и португальских башен, мавританских арок и двориков и индийских куполов. И в довершение раскрасили все это в яркие цвета, что восхищает не только взрослых, но и детей. Причудливо-эксцентричная архитектура дворца сочетает в себе мавританские, готические и мануэлинские мотивы и дух замков Центральной Европы. Дворец стоит на вершине горы, его можно обойти по периметру по специальной дорожке. Фердинандо II также построил здесь один из самых захватывающих парков Португалии, который проектировали и засаживали растениями более 4 лет, начиная с 1846 года.

Этот самый красивый и романтический замок Португалии в шутку называют «Дворцом Белоснежки» и часто сравнивают с баварским Нойшванштайном. К Дворцу Пена можно подъехать на автобусе № 434 с центра города за 4,5 евро, но можно добраться и по тропинке пешком.

Поднимаемся на скалу, где расположена крепость, построенная маврами между IX и X веками. Во время захвата христианами крепость сдалась без боя. После XV века крепость потеряла своё стратегическое значение. Сверху открывается чудесный пейзаж: среди моря зелени видно и голубой океан и бело-красные крыши населённых пунктов и столицы.

Вниз спускаемся пешком, чтобы сильнее ощутить всю прелесть окружающей природы. Весь склон горы усеян огромными валунами, как после обвала или камнепада. Непонятно, как на этих камнях могут расти высокие деревья.

Прохожу мимо развалин старой мавританской крепости – когда-то здесь бурно протекала жизнь, а теперь лишь полуразрушенные каменные стены напоминают о её былом величии.

Королевская Синтра навсегда сохранится в памяти как одно из самих гармоничных мест мира, сочетающих в себе и прекрасные пейзажи, созданные матушкой-природой, и рукотворные дворцы и замки, созданные талантливыми архитекторами. Лорд Джордж Гордон Байрон, восхитившись красотой Синтры, назвал её райским местом, а после навсегда увековечил городок в известной поэме “Великий рай”.

Города-курорты Кашкаиш и Эшторил

После обеда направляемся к самой западной точке Европы – мысу Рока. Путь к нему пролегает по «Португальской Ривьере», с посещением городов-курортов Кашкаиш и Эшторил. Хотя Лиссабон стоит на побережье океана, в городе нет пляжей и желающие окунуться в морскую пучину или просто отдохнуть на побережье лиссабонцы выезжают в эти расположенные рядом города-курорты. Эти города очень милые и уютные.

В 15 км к западу от Лиссабона раскинулся великолепный курорт — Эшторил. Здесь уникальный микроклимат: тёплое и солнечное лето, умеренная температура в остальное время года. Именно с курорта Эшторил берёт начало туристическая индустрия Португалии. Немногим более века назад изумительной красоты природа и мягкий атлантический климат привлекли в Эшторил мировую элиту и представителей знаменитых аристократических семей. Великолепные песчаные пляжи, чистейшая вода и недоступные простому смертному отели традиционно пользуются спросом у людей немалого достатка. Любителей активного отдыха порадует невероятное разнообразие водно-спортивных развлечений, в т. ч. 8 новейших аквапарков, и прекрасные поля для гольфа.

В Эшториле часто отдыхает Её Величество Королева Англии, а небезызвестная Линда Евангелиста облюбовала себе виллу. Мы проезжаем мимо отеля, в котором отдыхал наш первый и единственный президент СССР Михаил Горбачёв.

Расположенный всего лишь в нескольких километрах от Эшторила и в 20 км от Лиссабона, Кашкаиш — типичный образец португальской архитектуры с яркими черепичными крышами и белыми стенами, отделанными красочными керамическими плитками.

Название Кашкаиша происходит от слова cascale — «маленький камень». Город располагает богатым историко-архитектурным ансамблем: музей истории, морской музей, церкви и часовни 15 века. На Центральной площади стоит памятник дону Педро.

В небольшом городе есть и другие памятники. Нам приглянулся этот скульптурный воин.

Очень понравился этот необычный симпатичный букет.

Весьма привлекательна прогулка по верхнему городу с прекрасно ухоженным городским парком и романтическим замком Аристократа.

Если двигаться дальше от города вдоль скалистого побережья, то попадаешь в Гиншу — царство широких дюн с нередкими штормовыми ветрами. Этот уголок нетронутой природы — настоящий рай для любителей виндсерфинга. Здесь находится живописный утёс Бока де Инфьерно («уста преисподней»): море вымыло отверстие в скале, и в этих каменных челюстях теперь постоянно кипит «адская похлебка».

Мыс Кабо де Рока

Горная дорога выводит на обрыв, с которого открывается головокружительная панорама океана и прибрежных скал. Это самая западная точка Европы, мыс Кабо де Рока, который стал достопримечательностью лишь в 1979 году. До этого «краем света» на Пиренейском полуострове считался испанский мыс Финистерре (лат. «конец земли»). Скала высотой в 140 метров, словно нос корабля, выдаётся в океан. Пренебрегая оградительным баръером, подхожу к её краю. Стоя у самого обрыва, слушаю торжественную музыку океана и наполняюсь его энергией. Наверное, великие португальские мореплаватели, стоя у западных берегов родного континента и всматриваясь в безбрежные океанские дали, задавались вопросом: «А что находится за этими далями?» и чтобы найти ответ на этот вопрос отправлялись в дальние морские путешествия.

Мы преодолели сюда нелёгкий путь на автобусе через много стран Европы от самой западной точки родной Украины закарпатского города Чоп (48º05′ с. ш., 22º08′ в. д.). Фотографируемся на память с нашим желто-голубым национальным флагом рядом с каменной стеллой, на котором высечены координаты (38º47′ с. ш., 9º30′ з. д.) и надпись «Onde a terra acaba e o mar comeca ….». Окутанное туманами или освещённое ярким солнцем, это место единственное и неповторимое, где, как сказал поэт Камоэнс: «К ончается земля и начинается океан » , — именно так звучат в переводе слова, высеченные на каменной стелле.

А это памятный камень.

В качестве свидетельства своего присутствия в таком харизматическом месте приобретаю в сервисном центре мыса именной сертификат о том, что действительно была здесь. На обратной стороне на разных языках, в том числе на русском, написаны следующие слова: «Удостоверяю, что был на мысе Рока в Синтре, в Португалии, в самой западной точке европейского континента, на самом краю света, «где кончается земля и начинается океан», где Дух Веры, Любви и жажда приключений, побудили португальские каравеллы отправится в путь в поисках нового мира » .

В сувенирном магазине много различной продукции о пребывании в самой западной точке Европы, особенно много сувениров с рисунками на разнообразных керамических изделиях. Выбираю магнитик на холодильник в виде маленькой керамической плитки с изображением мыса на память о посещении этого уникального места.

Но главное, что увозим из этого места, – воспоминания о том, как выглядит самая западная точка родного европейского континента. Бирюза глади Атлантики ласкает взор, а грозные скалы вызывают в воспоминаниях легенды о трагической, безответной любви.

Мы достигли самой крайней точки нашего родного континента и на этом я заканчиваю моё повествование о путешествии по Пиренейскому полуострову, мой «Пиренейский роман».

Васко да Гама, величайший из мореплавателей пятнадцатого века, родился в португальском городе Синеже в семье высокопоставленного чиновника. Будучи совсем юным, он научился морскому делу, но наиболее привлекало молодого человека управление кораблями. Со временем взросления да Гамы совпало решение правителя страны продолжить географические открытия, начатые Диашем. Молодой мореплаватель был готов выйти в море, ожидая только приказания.

Путь в Индию

Долгожданный приказ был отдан в 1491 году. Да Гаме были предоставлены четыре корабля. Во главе своей небольшой флотилии молодой адмирал отправился в плавание. За двенадцать суток они дошли до Зеленого Мыса. К середине весны миновали Мозамбик и Меленди, за которыми открывался морской торговый путь между Индией и Африканским континентом.

С попутным ветром флотилия двинулась дальше сначала вдоль побережья Сомали, затем, повернув на северо-восток, все больше удалялась от береговой линии. Спустя двадцать три дня Васко да Гама бросил якоря у берегов Калькутты. Открытие для Португалии торгового пути в Индию было совершено за неполных девять месяцев. Места короля Генриха Мореплавателя сбылась.

Но открытие морского пути в Индию не гарантировало установления торговых связей с государством. Его правитель Заморин находился во власти торговцев-мусульман. Эти агрессивные фанатики полностью подчинили себе слабое индийское правительство. Они вынудили Заморина обманом выманить капитана португальских кораблей сойти на берег. Едва да Гама и его сопровождающие вошли во дворец Заморина, как были арестованы и заточены в качестве военных заложников. Узнав о предательстве, оставшиеся на кораблях португальцы стали захватывать заложников. Также были произведены выстрелы по зданиям города. Только под угрозой полного разрушения города индийцы освободили заложников. Торговый договор с Индией был заключен под угрозой пушечных обстрелов.

После успешного достижения цели своей миссии корабли повернули в сторону родного порта. Обратный путь был сложнее и дольше – только через двадцать шесть месяцев путешественники прибыли в Белем. Васко да Гама получил аудиенцию у короля. В дар правителю флотоводец принес полные трюмы драгоценностей, а также золотого истукана. Весил идол почти тридцать килограммов, его глаза были выполнены из изумрудов, а грудь украшена рубинами величиной с орех.

Спустя неполные десять лет португальцы вновь снарядили экспедицию в Индию. На этот раз флотилия насчитывала несколько десятков кораблей, руководил ею Кабрал. Но плавание под его руководством оказалось не таким счастливым, как путешествие да Гамы. Большая часть флотилии затонула, к тому же местное население было недружелюбно настроено по отношению к португальским мореплавателям. Торговцы из местных, напав на иностранцев, истребили большую их часть.

Кабрал начал готовиться к следующей экспедиции, но, помня о печальной участи, постигшей первую и о ее нерезультативности, король не допустил провинившегося флотоводца к миссии. Именем короля да Гама взял командование на себя.

Два года продолжалось его второе плавание к берегам Индии. Прибыв сюда, он знал, каким образом следует действовать, чтобы привести местное население к покорности. Силовое вмешательство оказалось самым результативным. Хорошо вооруженные португальские солдаты, а точнее, пираты начали беспощадно истреблять местное население. Одно упоминание о португальцах приводило всех в смертельный ужас. Совершая регулярные набеги в селения, они повсюду собирали кровавую дань. Васко да Гама жег корабли индусов вместе со всеми, кто находился на борту, живьем сжигались люди на берегу, не было пощады даже женщинам и детям. Улицы селений были усеяны трупами и умирающими людьми.

Жестокая резня была оценена правителем Португалии. Вернувшийся корсар был обласкан властями и награжден титулами и золотом. После второго плавания в Индию да Гама превратился в самого богатого человека государства.

В третье плавание к индийским берегам мореплаватель отправился уже в статусе вице-короля. Теперь его задачей было не привести народы к покорности, а сделать португальские колонии такими же процветающими, какими они были раньше. Это плавание было столь же успешным, как и два предыдущих.

Укрепление власти, данной именем португальского короля, происходило так же безжалостно. При этом страдали не только местные народы, но и португальцы, нарушавшие интересы своего правительства.

Значение деятельности Васко да Гама

Васко да Гама был типичным представителем своей эпохи. Жестокость по отношению к туземцам была нормой для этого времени. Но этот же человек остался в веках как величайший мореплаватель и отличный управитель, верный своей родине.