Открыть левое меню ареццо. Епископский дворец Ареццо. вещей, которые нужно сделать в Ареццо

Ареццо-удивительный город!
Он проникает в душу сразу,
и не желает уступать место любимого города никому…
Казалось бы - узкие улочки, милые площади,
тишина и покой - чего удивительного? А вот!
Не зря тосканские пейзажи и дышащие временем палаццо
обошли всех соперников на вручении "Оскара"
- фильм "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи
снимал именно в Ареццо...

Признаюсь - описывать итальянские города невероятно сложно – настолько высока плотность красот и культурных ценностей на квадратный метр, да и историей регион богат безмерно. Но как описать то, что не можешь передать словами - удивительное чувство покоя и безмятежности, которое захватывает тебя, когда ты идешь по этим улочкам? Вот и я не знаю...

Городок на холмах необычайно живописен, солнце спряталось за тучки, знаменитые тосканские прозрачные с сиреневым оттенком облака. Суббота, в открытых окнах домов звенят ложки и тарелки – традиционный итальянский семейный обед. Тихо, лишь голуби дразнятся: «на-таш-ка, на-таш-ка». Изредка протарахтит мотоциклет. Туристов нет. Улицы взбираются вверх под немыслимым углом, старички стоят у дверей харчевен. Опять гремит посуда и аппетитно пахнет. Виды ошеломительно хороши… Все это называется Ареццо.

История

«Прекрасное место!» - должно быть, воскликнул первобытный человек, оценив красоту местных пейзажей и плодородную землю, и немедля основал тут стойбище. Позже этруски создали здесь город, который к IV в. до н.э. входил в федерацию 12-ти этрусских городов, и являлся одним из главных городов на Апеннинах – «столицей этрусков» называл Ареццо Тит Ливий. Сейчас от древнего этрусского города сохранились остатки крепостной стены, развалины некрополя на Поджо-дель-Соль (Poggio del Sole), а также бронзовые скульптуры Химеры Ареццо и Минервы, которые были найдены в XVI веке и немедля увезены во Флорентийский археологический музей. Правда, копия Химеры приветствует туристов, приехавших в Ареццо на поезде, а копия Минервы стоит на одной из городских улиц.

При римлянах, захвативших его в 311 г. до н.э., город Arretium сильно разросся: были построены новые стены, термы, театр, амфитеатр; Ареццо стал третьим по важности величине римским городом. В V веке город попал под власть лангобардов, затем - франков, после распада франкского государства возродился вновь. В немалой степени этому способствовала канонизация аретинского епископа Донато, который принял мученическую смерть в 304 г. и стал небесным покровителем города под именем Сан-Донато. В XI в. Ареццо превратился в фактически независимое город-государство под властью епископа и коммуны, в 1255 г. в Ареццо был основан университет - один из первых в Италии и Европе вообще, в XII-XIV вв. здесь построили тот самый город, который увидели мы…

Аретинская республика в 1350 г.

Долгое господство гибеллинов в Ареццо закончилось их сокрушительным поражением в битве с гвельфами при Кампальдино (1289), значительные территории были уступлены Флоренции и Сиене, и вскоре город потерял независимость, попал под власть Флоренции и был включен в Великое герцогство Тосканское. Правда, горожане были людьми непокорными и часто поднимали восстания: «В июле 1502 года - года, к которому относится данное повествование, - Ареццо, подвластный Флоренции город, восстал и объявил себя независимым. Вителлоццо Вителли, самый способный из капитанов Эль Валентино, смертельный враг флорентийцев, казнивших его брата, и Бальони, правитель Перуджи, выступили в защиту мятежников и разбили флорентийский гарнизон. Его остатки укрылись в цитадели. В панике Синьория послала в Милан Пьеро Содерини, исполняющего обязанности президента Республики, чтобы тот ускорил отправку четырехсот кавалеристов, обещанных королем Людовиком. Выступить в Ареццо был отдан приказ и войскам Синьории, длительное время осаждавшим Пизу, но цитадель пала незадолго до их прихода». Сомерсет Моэм «Тогда и теперь»

Начиная с XVII в. Ареццо окончательно стал провинциальным городом, который время от времени мелькал в европейской истории – то его занимали наполеоновские войска, то он в 1860 г. вошел в состав объединенной Италии. За героизм, проявленный жителями Ареццо в движении Сопротивления, в 1984 г. город был награждён золотой медалью. Сегодня главная отрасль экономики Ареццо - это производство ювелирных изделий. Здесь находится самый большой завод в мире по производству изделий из золота.

По количеству великих людей, родившихся на этих тосканских землях, Ареццо уступает только Флоренции. В первую очередь стоит упомянуть легендарного Мецената (Гая Цильния (70-8 гг. до н.э.)), спонсора античных поэтов Вергилия и Горация, чье имя во всех языках мира стало нарицательным.

Здесь родились также:
*Франческо Петрарка (1304-1374), гуманист и литератор, который не только писал стихи, но и активно занимался научной деятельностью. Знаток античной культуры, Петрарка всю жизнь посвятил расшифровке древних рукописей.
*Гвидо д"Ареццо/ Гвидо Монако (997-1050), музыкант-реформатор, создавший систему нотной записи и придумавший названия нот, дошедшие до нашего времени.
*Джорджо Вазари (1512-1574), придворный художник и архитектор семьи Медичи. Это ему принадлежит авторство галереи Уффици во Флоренции, пьяцца Деи Кавальери в Пизе, оформление пьяцца Гранде в Ареццо… Но самая большая заслуга его перед потомством заключается в его книге "Le Vite de"piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti" (Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих), которая была окончена в 1550 г., а вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников вышла в 1568 г. В этом сочинении заключается столько драгоценных для нашего временя сведений, что, если бы она не существовала, то в истории итальянского искусства был бы большой пробел.
*мастера итальянских фресок Спинелло Аретино, Пьетро Аретино, и великолепный Пьеро делла Франческа, чьи невероятные фрески являются вкладом Ареццо в искусство Возрождения.

Прогулки по городу

Старый город Ареццо как драгоценная жемчужина прячется полностью в «раковинке» - городских стенах, которые большей частью сохранились. Как обычно, завоевание города мы начинаем с обходного маневра с правого фланга, и наш стратегический расчет верен – домик турбюро как раз справа в нескольких шагах от станции. А через дорогу прямо в фонтане нас встречает знаменитая Химера Ареццо – сказочное чудовище о двух головах, сохранившееся с этрусских времен (понятное дело, копия).

По небольшому бульвару от нее мы доходим до Bastioni di S. Spirito, проходим через эти символические ворота, и через несколько минут стоим перед монастырем S.Bernardo, который был выстроен на руинах римского амфитеатра (арочная лоджия монастыря даже повторяет эллиптическую форму античной арены).

Амфитеатро романо

Римский амфитеатр был возведен в Ареццо в I-II вв. н.э. и рассчитан на 8-10 тыс. зрителей. Величина этой арены свидетельствует о важности города в Римской империи. Здесь проводили бои не только между гладиаторами и животными, но и разыгрывали целые «морские» сражения. Монастырь построили здесь в 1647 году, а в 1937 г. в здании монастыря открыли Археологический музей, назвав его именем Гая Цильния Мецената, первого советника императора Августа – его бюст встречает вас у входа в музей. Вход расположен со стороны церкви Святого Бернардо, датируемой XIV веком, разрушенной во время Второй мировой и перестроенной после войны. В музее хранятся этрусские зеркала, статуэтки, монеты, вазы, фрагменты мозаики, погребальные урны… На любителя.

Sant Agostino

По via Margaritone мы выходим на битком забитую автомашинами площадь S.Agostino, над которой высится церковь Sant Agostino (1257) предельно аскетичного вида, ее немножко оживляет только кампанилла с островерхой крышей (XV век).

Внутри, напротив, прекрасное убранство в стиле рококо. К северу от этой церкви находятся еще 4 прекрасные церкви: Сан-Джиминьяно, Сан-Маддалена, Сан-Микеле и Сан-Никколо.

San Gimignano

Церковь San Gimignano, которую мы осмотрели первой, была построена в VIII веке, и основательно была перестроена во времена Медичи и в 1804 году. Внутри стоит взглянуть на многоцветный мраморный алтарь, украшенный жемчужинами и на красочные росписи работы неаполитанского мастера Tommazo Fasano и местного уроженца Sebastiano Pontenani. Напротив стоят две неприступные, коренастенькие жилые башни, в окнах-бойницах которых несколько нелепо смотрятся беленькие занавески, а на верхнем уровне одной из них даже устроен небольшой балкончик с плетеными креслами и цветочными горшками.

Улицы Ареццо уникальны! Отдельностоящие дома имеют каменные «бочкИ» и светлые фасады, дворы ограждены от любопытствующих взглядов глухими каменными стенами двухметровой высоты, дома на улицах теснятся друг к дружке, образуя живописные улочки, аутентичность которых несколько нарушается автомобилями и мотоциклами, припаркованными к домам. И над всем этим витает запах выпечки и оливкового масла, растворяющийся в прозрачных тосканских облаках…

Устремившись на восток, мы дотопали до ворот Porta Trento e Trieste и снова повернули обратно. Может быть, с точки зрения логики наш маршрут может показаться несколько путаным, но именно в некоей беспорядочности блужданий по улицам и есть прелесть прогулок по итальянским городам… Мы поднимаемся все выше и выше по улице за улицей, те дома и церкви, на которые мы любовались полчаса назад, остались далеко внизу. Старички в дверях тратторий задумчиво провожают нас взглядами: надо же, туристы…

Santa Croce

Чуть поодаль от городской стены стоит удивительная церковка Santa Croce, в которую как будто вмонтирован восьмиугольник. Она датирована XII веком, но до наших дней не сохранилась – в 1944 году она была уничтожена прямым бомбовым ударом. Остался только вот этот самый восьмигранник, форма которого не случайна – церковь была построена на месте языческого храма II в. до н.э., имевшего такую же форму. Античный храм просуществовал до VI века (христианство уже набрало силу, но папы еще не указывали королям и властителям городов, как им поступать). Внутри церковь простая, маленькая, интерес представляет алтарь, целиком сделанный из серого камня. Стоя внутри древних стен, очень легко представить, как на алтаре во времена римлян приносили жертвы…

San Lorenzo и Sant Agnese

Войдя обратно в городскую черту, мы прошли по странной улице: вдоль остатков стены высажены пышные цветы, стоят обломки колонн и статуя, напоминающая Афину (Минерву).

Улица переходит на пьяццету Альберти, где с одной стороны стоит церковь San Lorenzo, а с другой дышащий древностью палаццо XIV века с ассиметричным фасадом. Удивительно, сколько в городе сохранилось древних дворцов! Палаццо теснит палаццо, по моей прикидке, 3/4 домов в старом городе – палаццо. Это ж сколько вельмож было в городе!

Сначала я старательно фотографировала каждый фасад и табличку с информацией, висящую на нем (чтобы не забыть, как что называется), потом снимала только самые (на мой взгляд) важные, вроде дома Петрарки или Вазари, а затем мы просто махнули рукой на все это великолепие, и любовались им бездумно, гуляя по улицам под дождем…

Но сейчас мы еще стоим перед церковью San Lorenzo, которая известна тем, что в 1541 г. под ней была найдена бронзовая статуя богини Минервы (так в римской мифологии называли греческую Афину) – шедевр этрусской скульптуры III в. до н.э., оригинал сейчас хранится в Археологическом музее Флоренции, а копия стоит вдоль стены, где мы только что прошли. В XVI веке церковь являлась храмом гильдии мельников и булочников и в 1631 г. они скинулись коллективом и заплатили Bernardino Santini, который украсил церковь фресками, сохранившимися по сей день.

Чуть выше по улице на возвышении, к которому ведет лестница, стоит церковь Sant Agnese, окруженная устремленными вверх кипарисами и украшенная снаружи лишь витражным окошком и золоченым мозаичным порталом в лучших византийских традициях, изображающим Святую Агнессу и двух ангелов. От древней церкви, перестроенной в 1200 году, сохранились только огромные камни фундамента. Росписи внутри были сделаны в XVII веке Bernardino Santini и Domenico Ermini.

San Niccolo и вокруг

Мы углубляемся вглубь города, ориентиром нам служит высокая башня с зубчатым краем. На небольшой площади, окруженной древними палаццо, стоят церкви Сан-Бартоломео и Сан-Никколо.

Площадь таинственна и неожиданна: за каждым поворотом прячется старинный домик или даже башня, там и тут на стенах XV в. стоят цветочные горшки,

палаццо украшают бесконечные ряды веревок с бельем, в кажущемся глухим углу обнаруживается проход на соседнюю улицу, а фасад церкви, который казался маленьким и вросшим в землю, на соседней улице превращается в высоченные стены церкви. Это San Niccolo, построенная в 1000 году. В 1263 г. здесь были отлиты два колокола работы мастера Джованни да Пиза. Церковь хорошо сохранилась благодаря тому, что церковь сначала находилась под патронажем монастыря Камальдоли, потом – семейства Джиратачи, затем – местного епископа.

Santa Maria Maddalena и San Michele

В близстоящей Santa Maria Maddalena хранится изображение Мадонны, подающей розу младенцу Христу. Фреска была настолько почитаемой людьми Ареццо, что когда порушили старый кафедральный собор, где она хранилась, кусок стены вместе с фреской бережно выломали и торжественно внесли в город в церковь, посвященную Мадонне.

Ближе к центральной улице Corso Italia на небольшой уютной площади стоит церковь San Michele – и строгая, и нарядная одновременно. Строгость придает простая каменная кладка, нарядность – резьба, украшающая верх и портал входа. Церковь, посвященную почитаемому ломбардами Святому Михаилу, который и изображен на мозаичном портале, построили в VII-VIII вв., и перестроили в готическом стиле в XIII в.

Внезапно до нас доносится шум, и мы выходим на оживленную улицу – вот где прятались все туристы! Вдали как мачта парусника, виднеется кампанилла церкви Pieve di Santa Maria, и мы держим на нее курс мимо берегов, образованным палаццо знатных гвельфских семейств.

Piazza Grande и вокруг

Такой необычной церкви, как Santa Maria della Pieve, мы, пожалуй, еще не видели! Фасад со стороны улицы обрамлен несколькими галереями, украшенными множеством разных колонн, чем выше, тем они стоят ближе друг к другу. На первом ярусе 12 колонн, на втором 24, на третьем – 32. Церковь построена в XII-XIII вв. на фундаменте древнего римского языческого храма, и некоторые колонны явно того же происхождения. Романская колокольня была завершена в 1330 г. Церковь удивительно напоминает архитектурные шедевры Лукки или Пизы – вероятно, мастер, имя которого не сохранилось, был родом из тех мест. А вот автор рельефа на портале оставил свой автограф – «Marchio, 1216» - высечено навеки. Внутри церкви хранятся мощи Святого Донато, покровителя города, можно посмотреть на алтарь, созданный Вазари в 1564 г. для капеллы, где похоронены члены его семьи; на мраморную купель и росписи.

Напротив церкви на Corso Italia стоит палаццо, обильно украшенное гербами по всему фасаду, это Palazzo Pretorio , резиденция капитана городского ополчения до 1290 года. Гербы принадлежат капитанам, подестам и военным комиссарам города с XIV по XVIII вв. Во дворе сохранились две аутентичные башни. Напротив, в глубине сквера можно лицезреть остатки еще одной резиденции капитанов, разрушенной, когда город перешел под длань Медичи. Ближе к церкви стоит Palazzo Camaiani-Albergotti XIV века с башней Torre della Bigazza.

И вот, наконец, мы вышли на Пьяцца Гранде. Что я могу сказать? Это самая нереальная и красивая площадь, которую я видела! Причем привлекает она не какой-то особенной величественностью или гармоничностью, а именно своей беспорядочностью, яркими гербами, которые развешаны по разновысоким домикам (самые милые – всего в два окошка шириной) и зубчатым башням, окружающим площадь, очаровательной наклонностью и неповторимой аутентичностью. И как-то незаметно в памяти Ареццо вытесняет все увиденные тосканские города…. Уму непостижимо, как можно было сделать главной в городе площадь, которая наклонена под углом градусов 30? Как здесь, к примеру, проводили какие-нибудь торжественные шествия или рыцарские турниры? А вот ежемесячные антикварные ярмарки здесь все же умудряются проводить. Так и представляю, как под какой-нибудь старинный комод или рояль подсовывают дощечки – чтобы он не укатился резво на другой конец площади.

Особенное умиление вызывают свадьбы в средневековом антураже. В центре площади невеста в красивом платье цвета слоновой кости с длинным шлейфом и жених в цилиндре и долгополом сюртуке позируют у колонны, затем на фоне площади. За ними наблюдают все туристы, которые оказались в этот момент на площади. Наверное, фотографии этих самых молодоженов оказались в нескольких десятках стран!

Кроме церкви Pieve di Santa Maria на площадь выходят фасады множества дворцов, все XIV-XVI веков, с башнями и без, в том числе Palazzo dei Priori, городской магистрат, построенное в 1333 г., с внутренним убранством – фресками, бюстами известных аретинцев, каменной статуей Мадонны с младенцем и двумя картинами работы Вазари. Рядом расположен епископский дворец XIII века, украшенный внутри фресками работы местных мастеров, а по фасаду – изображением великого герцога Фердинандо I де Медичи.

И, наконец, Лоджия Вазари (Logge Vasari) с просторной арочной галереей, где стоят бесчисленные столики кафе.

Постройка этого дворца была довольно символичной: Медичи как раз окончательно прибрали к рукам Ареццо и для того, чтобы показать, кто в доме хозяин, был уничтожен ряд средневековых построек, включая древний епископский собор и дворец коммуны, а на их месте придворный архитектор Медичи, Джорджо Вазари, возвел новый дворец. На стене лоджии висит скульптурный портрет мастера. Интересно, на родине Церетели стоят его работы?

Casa Petrarca

В нескольких минутах пешком вверх от Пьяцца Гранде расположена Casa Petrarca – дом, где родился великий поэт. Вообще, все дома, где родились аретинцы, которыми гордится Ареццо, отмечены особыми «мемориальными» досками – с изображениями бронзовых лиц.

Напротив стоит восьмиугольный колодец Tofano, упоминаемый в «Декамероне» Боккаччо. Легенда гласит, что некогда жил в городе богатый горожанин Тофано, молодая жена которого завела себе любовника, с которым встречалась по вечерам. Муж, прознав об этом, решил опозорить неверную, и закрыл дверь, когда жена была на свидании. Поняв, что она в ловушке, коварная изменщица тут же нашла выход из ситуации – схватив большой камень, она бросила его в колодец. Муж, карауливший под дверью, услышал всплеск и решил, что жена, дабы избежать позора, утопилась, он опрометчиво открыл входную дверь и побежал к колодцу, а жена быстро вбежала в дом, в свою очередь оперативно заперев дверь. Умная дамочка тут же повернула ситуацию против незадачливого супруга, обвинив его в том, что он каждый вечер является домой пьяным. Стоит ли говорить, что проснувшиеся от шума соседи приняли сторону жены? Да, если бы и мужчины Ареццо были бы столь находчивыми, наверное, никогда город не попал бы под власть Медичи…

Кафедральный собор San Donato

На севере города высоко на склоне холма перед путешественником возникает кафедральный собор, выстроенный в готическом стиле в XIII-XVI вв. Фасад собора до сих пор не завершен. Интерьер содержит фрески работы Пьеро делла Франческа, заслуживают внимания также витражные окна и готическая гробница епископа Guido Tarlati (Папы Григория X).

Напротив стоит Палаццо Коммунале с башней и часами,

а за собором – небольшой уютный парк с памятником Петрарке,

откуда как на ладони видны окрестности города, виноградники и поля. Из парка мы выходим к

Fortezza Medicea

Еще до того, как город прибрали к рукам Медичи, в нем было три крепости, а некогда построенная здесь, на холме Сан-Донато, являлась самой важной, т.к. защищала собор, палаццо коммунале и прочие дворцы знатных гибеллинских парней. Та фортецца, которую увидели мы, была выстроена по приказу нового хозяина города – великого тосканского герцога Козимо Медичи архитектором Антонио да Сангалло Старшим в 1560 г. Она благополучно простояла до наполеоновских войн, в результате которых горячие французские парни изрядно ее порушили, и, вероятно, граждане таки разобрали бы ее на стройматериалы, если бы не меценаты из семейства Fossombroni, которые выкупили ее у магистрата и сохранили для потомков. Положительно, земля Ареццо богата меценатами Именно благодаря этим замечательным людям цитадель и сейчас выглядит грозным оплотом власти великого тосканского герцога…

Когда мы, налюбовавшись на свадьбы, которых в парке было немало, подошли к крепости, откуда-то из-за холмов выпрыгнули дождевые тучки, и мы оперативно нырнули в арку с гербом у входа. Холодные коридоры, темные переходы, и вот мы наверху, откуда город виден как на ладони.

По всей крепости бродит пара ребятишек и такой же турист, как и мы. В неспешной беседе о фильме «Жизнь прекрасна», который на тот момент я не смотрела, мы обошли почти всю стену, любуясь видами, как вдруг перед нашими глазами предстало что-то пугающее и притягивающее одновременно… Меня часто упрекают в некоторой неувлекательности повествования, поэтому вот вам, кинематографисськая пауза, чтобы вы уже напряглись в ожидании – чего там дальше – а я цинично начну рассказывать про фильм…. Нет, я не настолько вредная Я просто сначала не поняла, что это такое, а, поняв, просто замерла. У самых стен цитадели оказалось городское кладбище, причем то, что это кладбище, понимаешь потом, а сначала кажется, что это причудливый городок – какой-то зиккурат в центре, арочные стены, и домики-панельки, при ближайшем рассмотрении оказавшиеся ячейками-захоронениями… и в каждой ячейке горят свечи, много-много свечей… Все это вступает в такой разительный контраст с тосканскими холмами, что пробивает дрожь. Печальности кладбищу придают еще и кипарисы, траурными свечками высаженные вокруг…

San Domenico

Под изрядным дождем (зонт, естественно, мы оставили утром в гостинице, рассудив, что небо настолько ясное, что дождя быть не может – а его и не было – во Флоренции), крадясь под портиками и навесами палаццо, мы вышли к церкви Сан-Себастьяно (San Sebastiano), где прямо в церкви устроено еще одно турбюро,

и оттуда, уже откровенно шлепая по лужам, притопали к базилике Сан-Доменико на одной из соседних улиц. Снаружи под дождем выглядела она странно: как будто ребенок, играя, отломил кусок верха от церкви и колокольни. На площади перед базиликой сиротливо мокнут стульчики и ветер срывает афишу – недавно был концерт.

Утром здесь было венчание - в церкви уже ни души, но на полу полусвернутая ковровая дорожка, усыпанная рисинками и лепестками цветов, алтарь украшен белыми розами, а на спинках скамей лежат букеты из роз и крепко пахнущих лилий. Шаловливые ручонки сами знаете, кого потянулись к букетику – немедля потискать буржуйский букет, но не тут-то было! Букеты накрепко привязаны (как будто прибиты) к спинкам, пришлось усесться на скамейку и фотографироваться в обнимку с букетом:)

Базилика строилась с 1275 года и была закончена только в начале XIV века. Сан-Доменико благоволили знатные семейства и лично аретинский епископ Тарлати, поэтому к церкви приложили свое умение многие известные мастера того времени. В своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари утверждает, что проект принадлежал великому Николе Пизано. Интерьер церкви довольно прост: неф-прямоугольник, арки капелл отделаны бело-зеленым мрамором, как Баптистерий Флоренции. Деревянный потолок настолько похож на потолок в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции (она первой встретит вас, если вы приехали на поезде), что это подтверждает теорию о том, что обе церкви были отделаны мастерами-монахами из Флоренции, братом Систо и братом Ристоро. Жемчужина интерьера – распятие работы Чимабуэ (Cimabue) – 1265-1270 гг.

На стенах - остатки фресок работы Спинелло Аретино и Парри ди Спинелло. За алтарем – старинные мутноватые витражи. Среди скульптур стоит посмотреть на Мадонну XIV века и статую Святого Петра на правой стене работы школы делла Робиа (над ним возведен резной деревянный «козырек»). Жаль, что долгие века церковь была позабыта-позаброшена, и когда в XIX веке была проведена масштабная реставрация, многие фрески спасти не удалось…

Casa Vasari

Дом № 55 по Via XX Settembre (20 сентября) известен тем, что в 1547 году старинное палаццо купил тогда еще молодой архитектор и художник Джорджо Вазари, перестроил его, расписал фресками и прожил в нем до 1574 года. Придворный зодчий герцога Козимо Медичи стал известен не только своими зданиями, площадями, фресками и скульптурами во многих городах Италии (Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции, Пизе, Болонье, Римини и Перудже), но и фундаментальным трудом "Le Vite de"piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti" (Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих). Сейчас в доме открыт музей с архивами XVI века, которые в свое время помогли Вазари написать свою книгу.

Santa Maria in Gradi

На небольшой площади, где высится донельзя аутентичная жилая средневековая башня, стоит церковка Santa Maria in Gradi, построенная в XI-XII вв., и перестроенная Бартоломео Амманнати в барочном стиле в XVI в. Тут тоже утром была свадьба - букеты тоже приколочены, а передние скамьи покрыты вышитыми покрывалами. Интерьер украшен яркими фресками, алтарем с огромными белоснежными свечами, и терракотовым рельефом Мадонны работы Андреа делла Робиа – его арки с лимонами и листьями ни с чем не спутаешь.

Дождь к тому моменту припустил, с гор налетел ветер, и температура упала градусов до 23-24. Наверное, для знаменитых тосканских виноградников эта погода – самое оно, а вот я призамерзла. Шлепая вьетнамками по лужам, я уже совсем собралась идти дальше босиком, как вдруг мы увидели маленькую пиццерию. Ура! Сидя на пороге заведения на высоких табуретах, болтая ножками и глядя на маленькую улицу под дождем, мы съели по пицце. Организм, получив свою порцию углеводов, усиленно заработал, отогрелся и мы выползли осматривать город дальше. Оценив церкви S. Benedetto, S. Lorentino, S.S.Annunziata, S. Guiseppino, S.S.Trinita Misericordia и S.Ignazio, мы вышли на еще одну площадь, где нас встретила

Badia delle SS. Flora e Lucilla

Основанная и построенная в XII веке монахами-бенедиктинцами, церковь была перестроена в XVI в. под руководством Вазари. Снаружи выглядит церковь странно: строгий романский фасад диссонирует с барочной восьмиугольной колокольней (1650) и куполом, вход смещен влево и несимметричен – как будто центральная арка входа была сильно расширена с одной стороны, и строители забыли про другую сторону. Да еще какая-то пристройка слева явно нецерковного назначения. Внутри церковь украшена в стиле маньеризма: купол внутри нарисован Андреа Поццо (Andrea Pozzo), да так, что кажется, будто он настоящий (в Риме также имеется церковь с такой росписью - Сан-Игнасио). Кроме этой блестящей мистификации, посмотреть стоит на распятие работы Сенья ди Буонавентура (Segna di Buonaventura, 1319) и фреску с изображением Святого Лаврентия Бартоломео делла Гатта (Bartolomeo della Gatta, 1476).

San Francesco

Базилика Сан-Франческо была построена в XIII-XIV вв. в стиле тосканской готики. Фасад мрачного вида из сурового камня украшен только большим круглым окном над входом. Внутри часть пространства доступна за отдельную плату, часть церкви на реставрации и ходить там можно свободно, но, думаю, когда ее отреставрируют, будут пускать внутрь евро за 4-5, не меньше – уж больно фрески, которые выглядывают из-за лесов, потрясающие.

Главной ценностью церкви является капелла Баччи (Bacci) с уникальными фресками работы Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca). В 1453 г. мастер получил заказ на фрески и создал то, что было признано его самым знаменитым произведением. Сюжет фресок – история обретения животворящего древа Креста, на котором был распят Христос. «На задней стене изображены два пророка. В люнете правой стены представлена смерть Адама, над могилой которого вырастает святое дерево. Далее – Царица Савская, пришедшая к Соломону, поклоняется Древу, из которого сделан порог, провидя в нем образ будущего Креста. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием. Во втором ярусе левой и задней стены представлено обретение Креста императрицей Еленой: ей указывают место, где закопаны кресты, на которых были казнены Христос и два разбойника, и она чудесным образом узнает, на каком из трех крестов был распят Христос. Сцены этого знаменитого фрескового цикла не составляют строгой хронологической последовательности, а согласуются между собой по смыслу, устанавливая соответствия между различными эпизодами в истории обретения Креста». С 1564 года, когда художник закончил работу, на фрески обрушивались все мыслимые и немыслимые несчастья: их заливали, переделывали, использовали как мишень, снова переделывали… В 90-е годы прошлого века искусствоведы схватились за голову и была объявлена грандиозная реставрация, которая продолжается по сей день.

На самом краю города стоит взглянуть еще на один шедевр – церковь S. Maria della Graces с потрясающим ренессансным портиком работы Бенедикта Майано (XV век)

Изящный городок нежно-охристого камня с романскими колокольнями опять скрылся под стеной дождя, и мы решили, что такая погода как нельзя лучше подходит для отъезда. Засняв памятник Гвидо Монако (изобретателю системы нот) в центре круглой площади у вокзала, мы удрали под крышу. Сидя на перроне, муж задумчиво изучал список отелей города Ареццо на оборотной стороне карты, а я, сидя на скамейке и болтая ногами, думала о том, что жизнь прекрасна - единственно и исключительно!

Италия, Тоскана, июль 2006

Просто удивительно, до какой степени скромные итальянские городки порой оказываются если и не центром мира, то по крайней мере колыбелью науки, культуры и искусства на протяжении многих веков. Именно таков тосканский Ареццо - очаровательный старинный город с массой достопримечательностей и памятных мест древней и современной истории. Начнём с того, что именно здесь изобрели грозу и муку нерадивых учеников музыкальных школ - науку сольфеджио. Сделал это средневековый монах-бенедектинец Гвидо с логичной фамилией д’Ареццо, который для удобства записи музыки придумал четыре линейки нотного стана и 7 нот-кружочков. Тремя столетиями позже в Ареццо родился главный поэт Италии Петрарка, который не только «взял свою Лауру, да на коня», но и популяризировал жанр сонета, да вдобавок почти что придумал методику параллельных текстов - писал стихи и на латыни, и на итальянском. Ещё пару веков спустя в Ареццо «послали» живописца Джорджо Вазари, создавшего особую, тосканскую манеру письма и обогатившего Италию десятком примечательных зданий. Ну и наконец в наше время город почтил своим вниманием режиссёр Роберто Бениньи - именно здесь был снят жизнеутверждающий фильм «Жизнь прекрасна», прославивший Ареццо Каннским львом и тремя «Оскарами». Какие ещё аргументы нужны в пользу посещения этого чудесного города?

Как добраться до Ареццо

Ближайшие к Ареццо аэропорты находятся во Флоренции и в Пизе . Также Ареццо связан хорошим железнодорожным сообщением с тосканскими городами - лучше всего с Флоренцией (1 час пути и около 7-16 EUR); помимо прочего, сюда можно прибыть на поезде и из Рима (2 ч. 23 мин. и порядка 14-22 EUR). Ещё в город можно приехать на междугороднем автобусе практически из любого населённого пункта Италии.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Поиск авиабилетов в город Флоренция (ближайший а/п к Ареццо)

Транспорт в городе

Исторический центр Ареццо легко можно обследовать пешком - расстояния здесь небольшие и много пешеходных зон. Имейте в виду, что город находится на холме, так что прогулки по нему потребуют некоторых физических усилий. Если вы арендуете авто, его можно оставить на одной из муниципальных парковок у входов в Старый город (12 EUR за весь день) и проделать дальнейший путь на своих двоих.

В Ареццо можно пройти по местам съёмок фильма «Жизнь прекрасна»: засветившиеся в фильме площади и улицы отмечены специальными табличками с фотографией соответствующей сцены. Особенно не везёт жителям улицы, где герой Бениньи просит ключ: крики восторженных туристов «Maria! La chiave!» то и дело оглашают окрестности.

По городу можно разъезжать на мунициальных автобусах. Наиболее удобный маршрут для туристов называется «Исторический центр» (Centro Storico) и, как следует из названия, проложен вблизи основных достопримечательностей Ареццо.

На знаменитом Турнире сарацинов наряженные в средневековые костюмы всадники, каждый из которых представляет свой городской квартал, соревнуются в меткости, стремясь поразить деревянную мишень - а публика горячо болеет за своих соседей.

Отели Ареццо

Номерной фонд Ареццо представлен большим количеством частных пансионов и сельских гостевых домов, «трёшками» и «четвёрками». Большинство заведений работают по системе «постель и завтрак», что ничуть не умаляет их достоинства, благо кафе и ресторанов в округе хоть отбавляй. Ночь проживания обойдётся примерно в 55-85 EUR в демократичном отеле и в 80-120 EUR в отличной четырёхзвёдочной гостинице. Эксклюзивные варианты, например, размещение в восстановленной вилле 18 в, будут стоить на 50-70 EUR дороже.

Кухня и рестораны Ареццо

Как и повсюду в Тоскане (да и в целом в Италии), жители Ареццо любят и умеют готовить, изобретая аутентичные блюда и поддерживая гастрономическую преемственность поколений. Местные кулинарные достопримечательности - два хлебных супа. Первый - «акуакотта» - готовится с белыми грибами, второй - «риболлита» - представляет собой ни что иное, как мультиовощную похлёбку. Также рекомендуем попробовать стейк из говядины аутентичного сорта «кьянина», который можно сопроводить овощным салатом и бокалом красного вина, тоже местного производства. Ну, и разумеется, в Ареццо можно подкрепиться традиционной пиццей и пастой.

Если вы хотите познакомиться с кухней Ареццо во всей её аппетитной полноте, обратите внимание на «меню дегустационе» - набор мини-вариантов блюд, подаваемых по принципу балканских «мезе».

Шоппинг и магазины

Возрадуйтесь коллекционеры антиквариата - в первый уикенд каждого месяца на Пьяцца-Гранде разворачивается крупнейший блошиный рынок, где можно найти старинные вещи любой цены, размера и степени древности. Более 500 продавцов предлагают здесь свой товар - и всякую всячину, и действительно интересные в художественном плане антикварные вещицы. Стоит ли говорить, что путь к площади придётся прокладывать пешком, так что если вы взяли напрокат авто, лучше оставить его на парковке - ближайшая около Собора.

Сувениры продаются в многочисленных киосках и магазинчиках поблизости от достопримечательностей и просто, в сердце Старого города. В поисках свежайших продуктов «терруара» отправляйтесь на Пьяцца-Сант-Агостино, где по вторникам, четвергам и субботам фермеры привозят на продажу плоды своих трудов.

5 вещей, которые нужно сделать в Ареццо

  1. Что есть мочи крикнуть «Maria! La chiave!» на том самом месте, где это делал Роберто Бениньи.
  2. Подбодрить прекрасного всадника на Турнире сарацинов, подарив ему розу.
  3. Посетить дом, где жил великий итальянский поэт Франческо Петрарка.
  4. Устроить культурный забег по фрескам Вазари.
  5. Оценить суп из белых грибов «акуакотта», сопроводив его бокалом доброго итальянского вина.

Гиды в Ареццо

Развлечения и достопримечательности Ареццо

Главные достопримечательности Ареццо «кучкуются» в историческом центре города. Прежде всего, это великолепный Кафедральный собор 13-15 вв с монументальным каменным фасадом, массой мраморных барельефов и замечательных фресок, в числе которых Мария Магдалина кисти Пьеро делла Франческа. Здесь же расположен Музей собора. Поодаль от главной площади Пьяцца-Гранде возвышается одно из самых интересных средневековых зданий - Палаццо-делле-Лодже-Вазариане (16 в).

Церковь Санта-Мария (12 в) знаменита арочным фасадом в романском стиле и мраморными рельефами, представляющими 12 месяцев года. Обратите внимание на колокольню 14 в, ставшую символом города. Ещё одна великолепная церковь - Сан-Франческо, где можно увидеть масштабный живописный труд того же Пьеро делла Франческа, посвящённый Святому Кресту - 10 последовательных фресок. Другие интересные церкви: Санта-Мария-делле-Грацие и Сан-Доменико, за углом которой находится Дом Вазари, спроектированный и обставленный великим живописцем.

В древнеримском амфитеатре можно представить, как развлекались далёкие предки итальянцев, а в расположенном здесь же музее - увидеть множество этрусских и римских артефактов, например, этрусскую вазу 6 в до н э «Кратер Эфрония», на которой изображены подвиги Геракла.

Посмотреть, как жил певец Лауры, можно в Доме Петрарки. Посещение возможно по предварительной записи или по вежливой просьбе на месте.

Лучшие виды на город открываются из средневековой крепости 16 в, что возвышается над городом чуть поодаль от Кафедрального собора.

Музеи Ареццо: Археологический, с большим количеством экспонатов этрусского и древнеримского периода, Государственный музей средневекового и современного искусства, где представлена живопись и скульптура местных мастеров 13-18 вв, дом-музей учредителя антикварной ярмарки Ивана Бруски с массой старинных предметов интерьера.

Фестивали

Самое красочное событие в Ареццо, ежегодно привлекающее массу зрителей - Рыцарский турнир сарацинов (Giostra del Saracino), проходящий дважды: в третье воскресенье июня и первое воскресенье сентября. Наряженные в средневековые костюмы всадники, каждый из которых представляет свой городской квартал, соревнуются в меткости, стремясь поразить деревянную мишень. Публика не отстаёт: подбадривает участников и устраивает конкурсы на лучшее одеяние.

Летом в Ареццо также проходит театральный фестиваль, а вот ежегодный музыкальный фестиваль ArezzoWave переехал в пригород Флоренции и стал именоваться ItaliaWave.

Здесь жил удивительный народ, который пришел неизвестно откуда, говорил на языке, который до сих пор никто не может понять, оставил после себя многочисленные некрополи и малочисленные скульптуры и предметы быта. Ареццо в этом плане повезло, здесь была найдена известная статуя Химера, которая сейчас хранится во Флоренции .
Медленно, но настойчиво римляне завоевывали один этрусский город за другим, наступила и очередь Ареццо , в III в. до н.э он стал римским городом, сохранив свое промышленное и торговое могущество, он стал северным бастионом Древнего Рима , который защищал от нападок галлов.
Тем не менее, Ареццо сохранил мятежный духи и всегда искал возможность обрести независимость. Поэтому Цезарь из-за мести организовал здесь колонию для своих ветеранов, что вызвало демографический всплеск и разбавления этрусской части населения.
Во времена имперского Рима Ареццо был процветающим и богатым городом. Строились термы, театр, амфитеатр (117-138 гг.), руины которого сохранились до наших дней.
Ареццо оставался промышленным центром, где работали с металлом и производили керамику еще с этрусских времен. Особенно популярными были вазы кораллового цвета.
После падения Римской империи начался упадок и закат Ареццо , мучили набеги варваров. Затем власть захватили лангобарды, которые возвели замок и свои церкви.

Потом прибыли франки с Карлом Великим. Ареццо стал местом пребывания епископа. И до сих пор им остается, чем поможет похвастаться редкий город.
Под защитой епископа Ареццо развивался и строился. В это время родился один из самых выдающихся жителей Ареццо – Гвидо д’Ареццо – бенедиктинский монах из аббатства Помпоза и теоретик музыки, который ввел 4-линейный нотный стан с обозначением высоты звука на каждой линии начальными буквами латинского алфавита (используются и поныне), и ключ.
После 1000 г. Ареццо стал свободной коммуной. Но епископ жил рядом за городской стеной в замке и имел феодальные виды на город. Горожане часто выступали против власти епископа, что вызывало конфликты, которые часто заканчивались не в пользу горожан. Тем не менее, свободная коммуна развивалась.
В 1304 году в Ареццо родился Франческо Петрарка – итальянский поэт, писатель и гуманист.
Мощь Ареццо росла, и город неминуемо двигался к столкновению со своими значимыми соседями Флоренцией и Сиеной . После того, как в Ареццо к власти пришли гибеллины, в 1289 г. произошла битва с сиенской и флорентийской армиями, называемая битва при Кампальдино. В этой битве участвовал и Данте Алигьере на стороне гвельфов.
В ней был убит епископ Ареццо , и на смену ему пришел Гуидо Тарлати, который улучшил экономическую ситуацию, расширил городские границы и привел Ареццо к еще большему процветанию. В этом время в городе стали чеканить собственные монеты. Был заключен мир с Флоренцией и достигнут альянс с Сиеной .
Но после смерти Гуидо Тарлати для Ареццо наступили черные дни. Город терял свои территории, а в 1337 году и свою независимость, попав под власть Флоренции . Через 10 лет независимость удалось вернуть, но былого процветанию уже было не достичь. Борьба между гвельфами и гибеллинами каждый раз вспыхивала с новой жестокостью. В 1384 году Ареццо окончательно был присоединен к Флоренции, что сказалось и на искусстве. После этого флорентийское влияние сказывалось на всем, но чувствовался медленный упадок.
В 1525 году в Ареццо пришла чума. Экономическая ситуация ухудшилась и город снова восстал против Флоренции. В 15545 году пала Сиена, и большая часть Тосканы была объединена в Великое герцогство Тосканское.
Козимо I Медичи провел восстановительные работы в Ареццо . Была отреставрирована крепость, закончен Кафедральный собор, возведены церкви.
Во время этих работ были найдены знаменитые бронзовые статуи этрусков Минерва из Ареццо и Химера.
В 1796 году французские воска во главе с Наполеоном стали захватывать итальянские земли. Ареццо был завоеван в 1799 г.
В 1860 г. Ареццо вошел в состав объединенной Италии .
Современный Ареццо сохранил средневековый облик, хотя и сильно пострадал в ходе второй мировой войны. В руинах находилась половина исторических зданий.

Начнем наш маршрут с круглой площади piazza Guido Monaco , названной в честь бенедиктинского монаха Гвидо , который был музыкальным теоретиком и который ввел 4-линейный нотный стан с обозначением высоты звука на каждой линии начальными буквами латинского алфавита и ключ. О нем мы уже упоминали в разделе «История».


От оживленной площади пройдем по улице via Giudo Monaco до пересечения с via Giuseppe Mazzini , на которой свернем направо.
С левой стороны мы сразу заметим кафе «Caffe’ Dei Costanti» , в нем снимались некоторые сцены известнейшего фильма Бенини «Жизнь прекрасна».
Кафе приобрело популярность в начале XIX в., сюда заходили поэты, интеллектуалы и иностранцы. Можно заглянуть в кафе, выпить чашечку кофе с десертом или съесть мороженое «Жизнь прекрасна».
А напротив находится базилика Святого Франциска (Basilica di San Francesco) , где хранятся фрески Пьеро делла Франческа, в том числе «Легенда настоящего Распятия».


Базилика Св. Франциска.


Поднимемся по улице via Andrea Cesalpino , которая начинается напротив базилики, дойдем до пересечения с via degli Albergotti и свернем направо. Эта улица приведет нас на одну из самых красивых площадей Италии – piazza Vasari (площадь Вазари, или Большая площадь) .


Piazza Grande. Ареццо.

В первое воскресенье сентября и третье воскресенье июня ночью на площади разворачивается Рыцарский турнир сарацин.
Площадь имеет неправильную форму, но поражает своей гармонией и изяществом. Заметный наклон зрительно приподнимает лоджию Вазари, построенную в эпоху позднего Возрождения. Под элегантными портиками разместились кафе.


Piazza Grande. Ареццо.

Церковь, выходящая на площадь - Санта Мария-делла-Пьеве (Santa Maria della Pieve) , ее башня поднимается на высоту 59 метров и называется колокольней ста ям. На главном входной двери можно полюбоваться скульптурной группой «Цикл месяцев» работы Пьеро Лоренджетти. Многоярусный фасад выполнен аргентинским мастером Маркио, он построен на контрасте светлых и темных рядов выкладки и вертикальных членений. До возведения Кафедрального собора, церковь Санта Мария-делле-Пьеве была главной и самой большой в Ареццо .
Кроме этого на площади находятся Городской и Народный дворцы, Трибунал и палаццо (дворцы) знатных фамилий.


Выйдем с площади по via del Pileati .
На ней находит дворец Преторио (Pretorio) , украшенный гербами правителей, сейчас в нем разместилась городская библиотека.


Улица приводит нас к Кафедральному собору .


Кафедральный собор посвящен Святым Донату и Петру. Он выполнен в готическом стиле. Собор начали строить на этом месте в 1278 году по приказу папы Иннокентия III. Разные фазы строительства заняли много времени и полностью закончились лишь в 1511 г. Фасад относится к началу XX в., тогда же собор расширили. Могила папы Григория X в правом нефе, фреска «Мадалена» работы Пьеро делла Франческа в левом нефе, семь витражей работы Гуллауме де Марчилатт в правом нефе.



Кафедральный собор Ареццо.


Кафедральный собор Ареццо.


При выходе из собора свернем направо и дойдем до церкви Святого Доминика (Chiesa di San Domenico) , которая была основана в 1275 г. Строительство закончилось в XIV в. Примечательно деревянное распятие работы Чимабуэ. Ассиметричный фасад с каменной кладкой и колокольня с двумя колоколами.

От церкви свернем на via San Domenico , а за тем на via XX Settembre .
В доме № 55 находится дом Вазари .
Здесь жила семья художника, архитектора и историка искусства Джорджио Вазари. Сохранился зал, покрытый фресками.
Визари купил этот дом в 1540 году. Он был сильно занят в то время, разрывался между Римом, Флоренцией и другими местами, поэтому в доме в Ареццо бывал редко. Тем не мене, художник спроектировал фасад здания, но этот проект не был осуществлен. Наследники Вазари владели домом до 1687 году, пока род не угас.
В 1911 году здание купило государство, здесь открыли музей.

Свернем направо на via San Lorentino , а затем налево на via Garibaldi .
Чуть дальше расположена церковь Сантиссима Аннуциата (Chiesa della Santissima Annunziata) с работами Джиорджио Вазари и Пьетро да Кортона.

По via Garibaldi до уже известной нам круглой площади Giudo Monaco . От нее отходит via Roma , покрытая портиками.


Via Roma. Ареццо.

Свернув на via Margaritone , найдем руины римского амфитеатра рядом с Археологическим музеем .


Римский амфитеатр. Ареццо.

Римский амфитеатр был возведен в I в. Длина амфитеатра 121 метр. Камни амфитеатра использовали для других построек, в том числе для монастыря Святого Бернарда. Амфитеатр вмещал около 8 тысяч зрителей.


Можно удивляться, как небольшие тихие итальянские города, порой, становятся если не центром вселенной, то уж не менее значимыми в науке, культуре и искусстве в течение многих столетий. Одним из таких — Ареццо, Италия. Это удивительный с очаровательными городскими пейзажами город, собрал на своих улицах и площадях множество достопримечательных и памятных мест, которые могут многое рассказать о страницах как далекого прошлого, так и современности.

Разве не любопытен факт, что городок стал колыбелью такого грозного и мучительного изобретения для не очень старательных учеников в музыкальных учреждениях — науки сольфеджио. Принадлежит авторство сего изобретения монаху средневековой поры бенедектинцу Гвидо д’Ареццо, решившему, что играть по памяти и пользоваться имеющимися способами передачи музыки не совсем удобно. Вот с этой целью, чтобы было всем понятно и просто, «сконструировал» на листе нотный стан с четырьмя линейками и кружочки – ноты. Всего, как известно, их семь.

Чем интересен

Уже позже, спустя три века город подарил не только Италии, но и всему миру гениального поэта гениального Петрарку. Главный итальянский поэт сделал многое для популяризации такого жанра как сонет, плюс ко всему им было совершенствована, если не придумана параллельная методика написания стихов как на латинском, так и на итальянском языках.

Затем, двумя столетиями позже, в город был «послан» живописец Джорджо Вазари, который стал создателем особой, как ее теперь принято называть тосканской манеры письма. Его творения сумели значительно обогатить страну большим количеством удивительных зданий.

Говоря о великих личностях, тесно связанных с Ареццо, нельзя не упомянуть и современных творцов. В свое время городок был почтен вниманием режиссёра Р. Бениньи. На его улицах снимался фильм с жизнеутверждающим посылом, который прославил город на каннском кинофестивале. «Жизнь прекрасна» получил льва и три Оскара.

Разве нужны еще примеры, чтобы понять город не должен быть обойден вниманием во время поездки по Италии, к тому же здесь есть много еще чего интересного.

Ареццо – город, расположенный на территории области Тоскана, в центре Италии, является одним из старейших населенных пунктов. Город сравнительно небольшой, последняя перепись показала, что в нем живет почти сто тысяч человек. Конечно, не город-миллионер, но тем не менее, числу туристов может позавидовать и куда более крупный мегаполис. Не случайно на сегодня день Арецц — это крупный туристический центр. Город также славен далеко за своими пределами производством ювелирных изделий.

Из истории

Исторические исследования показывают, что первые поселения на территории Аррецо появились еще в шестом веке до нашего тысячелетия. Торговля с соседями была основным занятием горожан, благодаря интенсивному ее ходу, город рос буквально на глазах, и в скором времени он уже входил в Этрурии в число двенадцати городов-государств.

Следы былого этрусского города несут в себе останки сохранившихся развалин стен крепости стены, некрополя Поджо дель Соль, а также скульптур из бронзы Химеры и Минервы. Спустя время, примерно, в трехсотом году до нашей эры город подвергся вторжению римлян, в результате захвата был переименован в Арретиум. Развитие колонии велось колоссальными масштабами, что позволило городу увеличить численность населения к началу нового века почти до ста тысяч человек.

В то время это был очень значительный показатель, который ставил Арретиум в тройку крупнейших городов, первыми, естественно, были Рим и Неаполь. Росли постройки, увеличивалась территория города. Здесь было построено огромное здание амфитеатра, на улицах города стало появляться много общественных заведений, публичных бань.

Когда пала Римская империя, значение Ареццо никоим образом не изменилось, ведь он удачно располагался на междупутье Рима и речной долины. Уже позже, городу пришлось в числе первых в государстве перейти под управление лангобардов. Они посчитали нужным сделать центральную часть города на холме, для этого они первым делом занялись строительством замка. В конце 10-го века Ареццо был принят в Священную Римскую империю. Казалось бы для города наступили времена благоденствия и процветания, однако это был период экономического и культурного спада.

Изменения в лучшую сторону стали происходить лишь спустя десятилетия, когда в одиннадцатом столетии Ареццо образовал коммуну. Лишь спустя два века здесь начался период культурного расцвета. Город обновлялся и рос на глазах. На месте старых было принято решение о строительстве новых городских стен, затем возвели базилику Санта Мария делла Пьеве. Также это время отмечено строительством кафедрального собора, а также одного из первых в стране университетов. Здесь появился на свет гений Ф.Петрарка, это случилось в 1302-м году. Одним этим фактом город уже вызывает к себе пристальное внимание.

К концу четырнадцатого века город перешел под управление Флорентийской республики. Это не могло не повлиять на его общественно-политическое и культурное развитие. В шестнадцатом веке, чтобы усилить военное значение города, было решено перестроить его центральную часть. Итогом такой «модернизации» стало не только появление целого комплекса защитных сооружений, но также и уничтожение целого ряда объектов культурного и исторического наследия – не осталось места для епископского собора и дворца коммуны.

Затем в развитии города происходили не менее значимые этапы. Особо следует отметить этап строительства путей сообщения. Это позволило городу в девятнадцатом веке иметь хорошую связь со многими городами и сельскими населенными пунктами не только в области Тосканы, но и по всей стране.

Как добраться

  • В Ареццо аэропорта нет, если вы собираетесь прилететь туда на самолете, то ближе всех к этому городу аэропорты Флоренции и Пизы.
  • Но сюда можно попасть по железной дороге, сдесь имеется прекрасная железнодорожная связь с тосканскими городами, например, с Флоренцией. В дороге придется затратить около часа, стоимость билета в среднем составляет 10 евро; также вполне успешно доехать сюда можно поездом из Рима. Весь путь займет не более двух с половиной часов, билет обойдется в среднем 15 евро.
  • Отправляются сюда автобусы, совершающие междугородние рейсы. Это наиболее практичный вариант, так в Ареццо отправляется этот вид транспорта практически из каждого населенного пункта страны.

Внутригородской транспорт

В городе достаточное количество муниципальных автобусов, которые позволят побывать в разных местах населенного пункта и осмотреть все имеющиеся достопримечательности Ареццо. Считается наиболее подходящим маршрут (именно для тех, кто приехал специально в город по туристическим путевкам), называемый «Историческим центром» (Centro Storico). Он, как несложно понять по названию, проходит в непосредственной близости с главными достопримечательностями Ареццо.

Сам по себе город не так велик, здесь вполне можно обойтись пешей прогулкой для того, чтобы рассмотреть отдельные исторические достопримечательности. Особенно центр, так объекты отделены друг от друга не большими расстояниями, к тому же имеется достаточное количество тротуаров и пешеходных зон. Однако здесь надо учитывать, что город расположен не ровно над уровнем моря, а протянут по холму, поэтому надо будет кое-где и приложить физическую нагрузку на мышцы ног. Имейте в виду, что город находится на холме, так что прогулки по нему потребуют некоторых физических усилий.

В том случае, когда вы явно не являетесь любителем ходить пешком, а арендуете для совершения прогулок автомашину, то надо знать, где ее можно будет оставить. Для этого имеются муниципальные парковки, которые находятся перед входом в Старый город. За подобный сервис придется отдать чуть более 10 евро, автомашина может находиться за эту плату весь день.

Отели

Номеров для проживания в Ареццо достаточно, здесь имеется достаточно большое количество разнообразных отелей, например, частные пансионы и сельских гостиницы с тремя и даже четырьмя звездами. Конечно, на какие-то очень шикарные услуги в большинстве заведений рассчитывать не стоит, они, как правило, работают по обычной схеме – гость должен иметь ночлег и завтрак.

Однако это ни в коей мере не понижает их достоинства, тем более, что в округе имеется много питейных и закусочных заведений. За ночлег в таком номере придется заплатить от 50 до 80 евро. Дороже будет стоить ночь в гостинице, имеющей, например, четыре звезды – до 125 евро. Тем, кто пожелает воспользоваться эксклюзивным номером, к примеру, в таком как восстановленная вилла, удовольствие обойдется на 60-80 евро дороже.

Здесь можно забронировать пользующиеся наибольшим спросом гостиницы по приемлемой стоимости номера:

  • Hotel Minervaот. Цена – 4,6 тысячи рублей. Адрес:Arezzo Via Fiorentina 4
  • Etrusco Arezzo Hotelот 4,6 тысячи рублей. Адрес:Arezzo Via A. Fleming 39
  • Hotel L’Aretinoот 5,8 тысячи рублей. Адрес:Arezzo Via Madonna del Prato 83
  • Casa Volpiот 5,4 тысячи рублей. Адрес:Arezzo Via Simone Martini 29
  • Hotel Ceccoот 3,5 тысячи рублей. Адрес: Arezzo Corso Italia N° 215

Кухня и рестораны

Ни для кого не секрет, что жители Италии не только очень умелые повара и кондитеры, но и любящие свое дело специалисты. Не являются исключением жители Ареццо. Они отличные изобретатели аутентичных блюд, стараются быть гастрономическими приемниками предшественников. Среди традиционных местных блюд, которые являются в своем роде визитной карточкой – супы с хлебом

Приготавливают, например, «акуакотту», один из супов, с добавлением грибов, а другой — «риболлиту» — с очень разнообразными овощами, получается нечто вроде похлебки. Для посетителей здесь всегда приготовят говяжий стейк. Он всегда при желании может быть сопровожден овощным салатиком с бокалом вина, кстати, тоже традиционных местных сортов. Побывать в Ареццо и не побробовать традиционную пиццу и пасту, просто непростительно.

Тем кто, желает узнать городскую кухню поближе, во всей, так сказать, вкусовой полноте, есть специальные «меню дегустационе» — это когда вам предлагаются мини-наборы вариантов блюд, которые подаются как балканские «мезе».

Шоппинг

Для любителей антиквариата здесь всегда найдется время и место, где с удовольствием можно будет полюбоваться на коллекции старинных вещей, которые разнятся по размерам и возрасту, но главное – по ценам. В первые выходные каждого месяца здесь организуется самый крупный на Пьяцца-Гранде блошиный рынок. В торгах участвуют более полутысячи продавцов, которые выставляют не только ширпотреб, но и реально значимые в антикварном и художественном плане предметы старины.

Прогулку лучше всего совершать пешком, если же вы взяли машину в аренду, то ее можно определить на парковку, которая находится возле Собора – это самое близкое место.

Здесь же можно приобрести самые разные сувениры о городе. Они находятся поблизости и продаются в любом киоске или магазинчике, которых здесь достаточно много в центре Старого города. Если вам нужны самые свежие продукты «терруара», то это — на Пьяцца-Сант-Агостино. Здесь три раза в неделю: вторник, четверг, субботу с полей и ферм доставляется на продажу продукция сельского хозяйства.

Побывай в Ареццо и сделай 5 вещей!

Бывалые туристы говорят, что если ты побывал в Ареццо и не выполнил пять вещей, значит, ты не достаточно посмотрел и понял этот город. Что же они советуют?

  • Надо во все горло произнести слова «Maria! La chiave!» там, где прокричал их Роберто Бениньи.
  • Подарить розу всаднику, тем самым взбодрить его на одном из Турниров сарацинов.
  • Побывать в доме гениального итальянского поэта Франческо Петрарки.
  • Обязательно найти время для культурного забег по одним из основных достопримечательностей – фрескам Вазари.
  • Попробовать «акуакотта» и по достоинству оценить не только грибной суп, но и бока прекрасного итальянского вина.

Фестивали

  • У туристов по праву считается самым ярким и насыщенным событием города, которое каждый год привлекает тысячи зрителей – Турнир рыцарей сарацинов. Он проходит два раза в год. Первый раз турнир начинается третьим воскресеньем июня, а второй — первым воскресеньем сентября. Рыцари, одетые в костюмы средневековья, представляющие свои городские кварталы, ведут упорное соревнование, стараясь опередить друга меткостью стрельбы. Для этого им необходимо четкое поражение деревянной мишени. Активное участие принимают и зрители, подбадривая участников и соревнуясь между собой в лучшем одеянии.
  • В летний период здесь, в Ареццо, можно поучаствовать в театральном фестивале.
  • К сожалению, нет последнее время музыкального фестиваля ArezzoWave, так он проводится теперь в одном из пригородов Флоренции.

Достопримечательности

Основные достопримечательности города сконцентрированы, как и в большинстве городов, в историческом центре.

Пьяцца Гранде, еще ее называют площадью Вазари является наиболее привлекательной в Ареццо площадью. Расположена она стыке дорог, приблизительно в двухстах метра от Дуомо; окружена такими же как сама средневековыми зданиями и религиозными постройками.

Два раза в год здесь проводится широко известный за пределами города и очень популярный турнир рыцарей Джистра дель Сарацино. Традиция берет свое начало из далекого Средневековья. Всадники в средневековых доспехах соревнуются в меткости стрельбы по деревянной мишени.

Не останутся равнодушными туристы и от похода на рынок, который находится на этой же площади. Здесь же проводится летний театральный фестиваль Arezzo Festival. Чуть в стороне от центральной площади можно увидеть возвышающуяся Лодже-Вазариане. Оно входит в число наиболее привлекательных зданий, строить его начали в шестнадцатом веке.

Удивит и поразит арочный церковный фасад Санта-Марии, здания построенного в двенадцатом веке, особенно притягателен романский стиль и двенадцать рельефов, изготовленных из мрамора, которые означают месяцы года. Нельзя не посмотреть на символизирующую город – колокольню, построенную два века спустя.

Не менее изящна Сан-Франческо – церковь, в ней желающие смогут полюбоваться колоссальной работой Франческа, особенно привлекают фрески – десять дополняющих друг друга композиции. Эту масштабную работу мастер посвятил Священному Кресту.

Другие достопримечательности

Можно посмотреть также удивительные здания церквей, например, Санта-Мария-делле-Грацие и другие.

  • Кафедральный собор, гордо стоит на возвышенности, чем еще больше привлекает к себе внимание и словно наблюдает за всем происходящим, имеет монументальный каменный фасад. Также много выполненных первоклассным мастером барельефов из мрамора. Особенно следует отметить восхитительные фрески Франческа.
  • Римский амфитеатр. Очень увлекательное зрелище, возвращающего в старину. Он является основным свидетелем имперского правления. Здесь можно только вообразить развлечения далеких предков.
  • Дворец приоров. Чтобы посмотреть это великолепное творение рук человеческих, построенное в двенадцатом веке, необходимо выйти на западную часть площади Свободы.
  • Дом Вазари. Приобретен в ладельцем в середине шестнадцатого века. Находится по адресу Via XX Settembre.
  • Крепость Медичи – некогда представляла собой сооружение для обороны, возведена в шестнадцатом веке. Занимает часть территории холма святого Доната.
  • Преторский дворец. Данное строение представляет собой комплекс удивительных и оригинальных по архитектурному решению зданий.
  • Театр Петрарки. Является главным театральным учреждением города. Побывать в нем можно, если пройти шестьсот метров в юго-западном направлении от Кафедрального собора по улице Via Guido Monaco.
  • Парк Прато. Это один из красивейших и самых древних парков города, он уютно раскинулся по холму между собором и крепостью.

Церкви

  • Богоматери в Гради. Очень красивое строение, расположено на одноименной площади, на улице, где крутой подъем.
  • Святого архангела Михаила, расположена одноименной площади.
  • Святого Августина. Занимает территорию одноименной площади Sant’Agostino). Ее стали закладывать еще в тринадцатом веке, затем проводили реконструкцию два века спустя.
  • Святого Доминика. Ее можно увидеть на площади с таким же именем, для этого нужно пройти метров двести от Кафедрального собора в северном направлении.
  • Богоматери Милости. Она находится за территорией исторического центра.
  • Святейшего Благовещения. Ее можно найти, если прогуляться по улице via Giuseppe Garibaldi.
  • Приходская церковь Богоматери. Считается у горожан самым изящным строением.
  • Монастырь святых Флоры и Лукиллы.
  • Мария Магдалина. Желающие могут здесь же посетить Музей собора. В нем имеется достаточное количество различных артефактов. Большой интерес у посетителей вызывает, например, вазу «Кратер Эфрония». На ней очень живописно изображены подвиги мифического героя Геракла.

Музеи

  • Археологический. Здесь очень много различных экспонатов, которые рассказывают об этрусском и древнеримском времени.
  • Средневекового и современного искусства. В нем широко показаны полотна живописцев и скульптуры местных мастеров за период тринадцатого – восемнадцатого веков.
  • Ивана Бруски. Назван так дом музей по имени учредителя. Здесь представлена масса антикварных предметов интерьера.

В заключение

Очень много удивительных мест имеет такая страна, как Италия, Ареццо – лишь маленькая часть всего культурного наследия. Но здесь так много всего интересного.

В Ареццо есть возможность прогуляться по тем улочкам и площадям, где проходили съемки «Жизнь прекрасна», об этих местах говорят предусмотрительно повешенные таблички с фото. Можно представить, как себя чувствуют жители улицы, на которой туристы не прекращают восторженно повторять вслед за героем фильма «Maria! La chiave!».

А разве не интересно побывать в Доме Вазари, за углом который сам спроектировал и обставил гениальный живописец. Или взглянуть на дом другого гения – Петрарки, воспевшего Лауру. В дом можно попасть только, предварительно записавшись, или по очень хорошей просьбе.

Очень многие мечтают взглянуть на город с высоты средневековой крепости, которая была построена еще в шестнадцатом веке и гордо высится над городком.

Ареццо (Италия) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Ареццо с описанием, путеводители и карты.

Город Ареццо (Италия)

Ареццо - город в Центральной Италии в регионе Тоскана . Расположен на холмистой равнине в верховьях реки Арно и является столицей одноимённой провинции. Ареццо - один из древнейших городов страны, старше, например, египетской Александрии. Это один из крупнейших и важнейших поселений этруссков, которое не утратил своего значения при римлянах, родина Петрарка и мастерская Вазари, город поэтов и место, где всегда процветало искусство.

География и климат

Ареццо расположен в 80 км юго-восточнее Флоренции на севере Валь-ди-Кьяны (холмистая равнина, занимающая территорию Тосканы и Умбрии). Город находится в верхнем течении реки Арно.

Климат - субтропический. Он имеет выраженные континентальные особенности, характерные для всей Тосканы. Лето жаркое и сухое, а зима достаточно тёплая с редкими отрицательными температурами и нерегулярным снежным покровом.

Практическая информация

  1. Население - 99.5 тысяч человек.
  2. Площадь - 384,7 квадратных километров.
  3. Язык - итальянский.
  4. Валюта - евро.
  5. Виза - шенгенская.
  6. Время - центральноевропейское UTC +1, летом +2.

История

Ареццо - один из древнейших городов Тосканы. Первое поселение здесь было основано этруссками в 6 веке до нашей эры. Достаточно быстро Арретиум стал одним из крупнейших и важнейших городов Этрурии. Ареццо в период этруссков достиг значительного процветания, пока в 301 году до нашей эры не был завоёван римлянами. Центр города был сильно разрушен, а большинство жителей выселено.

В эпоху Римской империи значение Ареццо не только не упало, но и продолжало расти. В 1 веке нашей эры здесь проживало около 100 тысяч человек, а сам город являлся третьим по численности населения в Италии (после Рима и Неаполя). Во 2 веке римляне построили амфитеатр.

После падения Римской империи и в результате вторжения варваров население города существенно уменьшилось. Но благодаря выгодному положению Ареццо играл важное значение и в раннем Средневековье. В 5-6 веках город находился на границе королевства остготов и владений Византии. Позднее Ареццо стал частью государства лангобардов, в 8 веке вошёл в состав королевства франков, а в 10 столетии - в состав Священной Римской империи.


К началу 12 века Ареццо фактически обрёл независимость. Городом управляли епископ и комунна. Вскоре была образована Аретинская республика, которая достигла своего расцвета в 13 веке. В 1255 году здесь был основан университет, один из старейших в Европе. В период противостояния гвельфов и гибеллинов Ареццо поддержал последних. К концу 13 века гвельфы правили почти на всей территории Тосканы. В 1289 году произошло крупное сражение при Кампальдино, в ходе которого аретинская армия потерпела поражение, а их лидеры погибли. С этого времени значение города стало падать.

В 1384 году Ареццо вошёл в состав Тосканы. Несмотря на широкие права, значение города стала неуклонно снижаться. Интересно, что это не относится к культуре и искусству. В эпоху Возрождения здесь трудились знаменитые учёные, художники, архитекторы. Во время наполеоновских войн Ареццо стал одним из главных центров оппозиции. В ходе Второй мировой город значительно пострадал в результате бомбардировок.


Как добраться

Ближайшие аэропорты расположены в Пизе и Флоренции, также можно воспользоваться аэропортами Рима и Милана . Железнодорожный вокзал Ареццо расположен на краю исторического центра и имеет регулярное сообщение с Римом и Флоренцией.

Шопинг и покупки

В старом городе Ареццо расположено достаточно много магазинов, в том числе с одеждой и обувью известных брендов. Каждое первое воскресенье месяце на пьяцца Гранде проходит большой блошиный рынок, который привлекает десятки тысяч человек.


Еда и питье

Ареццо славится своей кухней: суп acquacotta из белых грибов и хлеба, суп Ribollita из хлеба и овощей, стейк по-флорентийски, паста. Всё это сопровождается бокалом хорошего аретинского вина.

Достопримечательности

Пьяцца Гранде или Большая площадь - сердце Ареццо, красивая средневековая площадь, окружённая историческим зданиями. Северную сторону занимает дворец работы Вазари - палаццо делле Логге с изящной колоннадой. В западном углу расположена Санта-Мария-делла-Пьеве и дворец 14 века с красивым готическим фасадом. Колокольня была добавлена ​​Джорджо Вазари в 16 веке. На ней установлены одни из старейших итальянских часов, которые до сих пор работают.

Пьеве-ди-Санта-Мария является самой старой сохранившейся церковью города и самым важным романским зданием. Современная церковь была построена в 13 столетии на месте более древнего, но разрушенного здания. Религиозное сооружение перестраивали в 15, 16 и 17 веках. Церковь имеет интересный фасад, суровый интерьер и древний склеп. Справа находится колокольня высотой 60 метров и пятью рядами двойных окон.


Дуомо - кафедральный собор с 7-ми вековой историей. Известен исключительными французскими витражами Гийома де Марцилла 14 века. Также в соборе находится могила 14-го Папы Римского Григория X. На высоком алтаре расположена позднеготическая гробница и мощи святого Доната, епископа Ареццо, который был замучен во времена Диоклетиана, ризница имеет красивые фрески, а в старой ризнице хранятся бесценные картины, романский крест 11-го века и фламандский парус 15-го века.

Сан-Доменико - одна из самых впечатляющих церквей Ареццо, построенная в 13 веке. Как полагают, здание было построено по проекту Пизано. Церковь имеет оригинальную средневековую колокольню, на которой установлены два колокола 14-го века. Внутри находятся прекрасные фрески 14-го и 15-го веков, готическая скиния 14-го века Джованни ди Франческо и распятие Симабуэ 13-го века.


Сан-Франческо - средневековая церковь, основанная в 13 веке. Часовни с левой стороны были добавлены в 15 веке. Над дверью находится круглое окно работы Гийома де Марцилла. Церковь известна своими знаменитыми фресками, которые являются одними из самых выразительных произведений во всей итальянской живописи.

Дом Вазари - дом знаменитого архитектора с серией красивых фресок. Был им приобретён в 1540 году. В архиве хранятся письма Микеланджело и Папы римского Пия V.


Дворец Преторио - красивое историческое здание с множеством гербов и барельефов на фасаде. Здание было построено в 1322 году и перестроено в 17 веке. С 1404 по 1926 год палаццо служил тюрьмой. Теперь в его стенах находится библиотека.


Музей Ареццо:

  • Археологический музей, построенный на руинах римского амфитеатра. Экспозиции включают экспонаты с 2-го века.
  • Музей средневековья и современного искусства - обширная коллекция древнего оружия, картин и глиняной посуды. Музей расположен в здании с интересным внутренним двориком и лестницей.