Юлия Высоцкая: «Физическая нагрузка должна быть у меня каждый день

154 715

PSYCHOLOGIES №13

Коллеги говорят о ней: целеустремленная, требовательная к себе и другим, решительная. Но есть и другая Юлия Высоцкая. Глубокая, переживающая, иногда - неуверенная, говорящая «Я не знаю», но готовая искать ответы. Увидеть ее такой удавалось немногим. Но теперь и у нас есть такая возможность. В нашем интервью актриса рассказала, что такое счастье, почему она перестала мечтать и чем сложна роль в новом фильме «Рай».

ФОТО Данил Головкин

В фильме «Рай» мы увидим, как Юлия Высоцкая проживает - с другими актерами и один на один с камерой - вымышленную жизнь русской аристократки и героини французского Сопротивления Ольги Каменской. И образ этот оказывается настолько убедительным, что возникает ясное чувство: теперь мы знаем эту актрису лучше, знаем про нее то, что раньше было скрыто...

Psychologies:

Вам было трудно работать на этом фильме?

Нет, я не могу так сказать. Для меня тяжелая работа - это работа, которая не получается. Когда не можешь найти верный тон, когда с партнерами нет общего языка, когда слова в сценарии или пьесе - чужие для тебя. Вот это тяжело. А тут все очень правильной дорогой шло, весь фильм. То, что воспринимается зрителем как серьезная тема, необязательно оказывается тяжелой работой для актера.

Чем выше творческий настрой - простите мне такую высокопарность, - чем люди лучше друг к другу относятся, чем лучше понимают, какое общее дело они делают, тем легче. И неважно, получается в итоге комедия, трагедия или мелодрама. А с «Раем» все было просто идеально, все очень здорово сложилось.

С мужем Андреем Кончаловским и сыном Петром на закрытии кинофестиваля в Венеции

Нет, речь не о трудностях в работе, а об эмоциональной стороне. Вы ведь наверняка готовились, вживались в образ.

Ю. В.:

Конечно, готовилась. Андрей Сергеевич (Кончаловский. - Прим. ред.) дал огромные списки книг и мне, и остальным артистам. Литература была для каждого своя. Я, например, читала много воспоминаний русских эмигрантов, книг о концлагерях, в том числе и «Сказать жизни «Да!» Виктора Франкла. Очень большое впечатление на меня она произвела. И конечно, все это заложило основу для роли.

Ужас трагедий ХХ века в том, что нормальная жизнь может в мгновение ока стать ненормальной - и никто из нас не знает, как мы себя поведем

А эмоции… Я, когда несколько лет назад прочла роман Джонатана Литтелла «Благоволительницы», думала, что вообще никогда больше не улыбнусь ни одной шутке про евреев… Наверное, год назад я бы совсем по-другому отвечала на ваши вопросы. Но съемки фильма закончились уже давно. И сейчас моя главная эмоция по поводу тех съемок: какое же это было счастье!

В финале ваша героиня совершает невероятный, неожиданный поступок. И все же он выглядит по-своему логичным...

Ю. В.:

Абсолютно. И если для вас он выглядит логичным, то я знаю его логику изнутри, знаю намного больше, чем зритель. У меня одних только монологов на съемках было три дня по 6 часов. (Примерно половину фильма составляют эпизоды, в которых главные герои рассказывают о себе, глядя в камеру. - Прим. ред.) Это была черная коробка, в которой ты никого не видишь. Время от времени заходит режиссер. А ты сидишь и рассказываешь свою жизнь.

Каждый человек выбрасывает в космос свои желания, когда ему мучительно чего-то не хватает. Я ничего не выбрасываю

Жизнь героини, конечно, но она и правда уже становится твоей, потому что через какое-то время ты забываешь про камеру. И вот я в общей сложности 18 часов про себя рассказывала. Про детство, семью - ничего из этого вообще в фильм не вошло, там все начинается с Парижа, с Сопротивления. Но я-то все знала с самого рождения героини. Это жизнь, которая была полностью придумана, создана и которую я всю в этих разговорах и пересказала.

В фильм в результате вошло, наверное, процентов 15 от того, что я проговорила. Но прожила-то я все 100. И логика финального поступка для меня вытекала и из этих трех дней тоже. Но я в этой логике уверена абсолютно.

Кадр из фильма «Рай»

А вы не задумывались, как сами бы поступили? На грани жизни и смерти, когда спасение предлагает человек, который…

Ю. В.:

Ох, да мы же ничего о себе не знаем! Главный ужас всех трагедий ХХ века и тех, что происходят и сейчас, в том, что любая нормальная жизнь может в мгновение ока стать ненормальной - и никто из нас не знает, как мы себя поведем. Хочется верить, что я смогла бы потом хотя бы не ненавидеть себя.

Ваша предыдущая кинороль была в «Щелкунчике». Прошло 6 лет, это большой срок.

Ю. В.:

Наверное, так бывает, наверное, я актриса одного режиссера. Возможно, никто в меня так не верит, как Кончаловский. Ну и тот материал, который мне время от времени все-таки предлагают… Вот правду скажу: за эти годы ничего особенно интересного я не встречала. С другой стороны, у меня серьезная работа в театре. Сложных актерских задач мне достаточно - на днях отыграла два подряд «Вишневых сада». А это совсем нешуточная работа.

Я вряд ли была бы востребована как ведущая кулинарной программы, если бы была плохой актрисой

Знаете, каждый человек, как говорится, выбрасывает в космос какие-то свои желания, когда ему мучительно чего-то не хватает. А у меня не тот случай, я ничего не выбрасываю. Наверное, поэтому ничего и не приходит. И потом, любая роль для меня - это маленькая жизнь. «Дядя Ваня», «Три сестры», тот же «Вишневый сад», или такое кино, как «Рай». А у меня есть, наверное, какой-то лимит этих жизней. Я что-то накапливаю - и потом выдаю. И вряд ли могла бы делать это чаще.

Получается, что как актриса вы напоминаете о себе редко. И для массовой аудитории все больше становитесь медийной персоной, телеведущей, кулинаром. Вас это не смущает?

Ю. В.:

Нет, я этим горжусь. Я вряд ли была бы востребована как ведущая кулинарной программы, если бы была плохой актрисой. Есть множество людей, которые точно умеют резать лук лучше, чем я. Но вот сделать из резки лука процесс, за которым интересно наблюдать, - здесь нужны актерские данные. Нужно заинтересовать зрителя, увлечь его, сделать легко, весело. Так, чтобы все поверили, что я готовлю лучше всех на свете. Я действительно готовлю хорошо - ну, нормально я готовлю. Я вообще люблю все, что имеет отношение к еде. Но, повторяю, одной любви недостаточно, чтобы сделать хорошее шоу.

То есть вы играете большого кулинара?

Ю. В.:

Нет, не так. Конечно, это роль. Но для меня роль - это способность делать что-то лучше других с точки зрения именно заразительности. И я знаю, что так рассказать про самые простые оладьи или пельмени, как могу я, мало кто может. Я отдаю себе в этом отчет, я делаю это профессионально: я вас - зрителя - заражаю своей любовью к еде. В конце концов, меня же никто не заставлял становиться к плите перед камерой… А к оценкам я уже довольно давно научилась относиться равнодушно. И к критике, и к похвале, кстати.

С мужем Андреем Кончаловским и сыном Петром на показе фильма «Рай» в Венеции

Совсем равнодушно?

Ю. В.:

Без всякого лукавства и лицемерия это говорю. Раньше, на третьем курсе, я могла три ночи не спать, узнав, что какой-то режиссер видит во мне подающую надежды. Сердце билось так, что ни спать, ни есть была не в состоянии. А сейчас впечатления от такой фразы хватает ровно на столько, сколько эта фраза длится. «Ты сегодня замечательно сыграла». - «Спасибо». Наверное, я теперь намного лучше знаю свои возможности и проблемы. И объективнее оцениваю профессию. Знаете, однажды замечательная актриса Ирен Папас сказала мне удивительную фразу. Она снималась в «Одиссее» у Кончаловского, а я там работала на съемках как stand-in. Это такая смешная должность - человек, по которому выставляют свет. Чтобы, когда актеры пришли на площадку, все уже было готово. После одного из дублей я подошла к ней, не в силах сдержать восторга, а она шепнула мне на ухо: «Ну вот, я еще раз всех обманула!» Понимаете?

Я в смысле работы неуверенный и, не боюсь этого слова, трусливый человек

Мы все, люди этой профессии, что-то про себя знаем. Если я услышала, что сегодня сделала что-то хорошо, то понимаю: это не значит, что я смогу то же самое сделать хорошо завтра. Я вообще в этом смысле неуверенный и, не боюсь этого слова, трусливый человек.

Вы не уверены в себе?

Ю. В.:

Да, для меня каждый раз - как первый. Я, наверное, храбрая, но это именно храбрость человека, которому очень-очень страшно. Который закрывает глаза и прыгает в пропасть, потому что боится высоты. Я специально с детства выключала у себя в комнате свет на ночь - потому что боялась остаться в темноте. Это преодоление до сих пор во мне есть. Желание доказать себе то, в чем у меня самой есть сомнения. Помню, как в первый раз пробежала 10 километров - мне было 14 лет. Все уже давно домой ушли, а я все бегала круги по стадиону…

Ю. В.:

Что нет больше восторженности, ожидания, великих перспектив? Да, наверное, грустно. Но это неизбежно приходит с возрастом, я думаю. Ты понимаешь, что какие-то роли не сыграешь никогда. И какие-то прекрасные авантюры тебя уже не затянут, потому что ты отлично знаешь, чем в итоге все кончится.

Конечно, эта трезвость не прибавляет восторга. Но что тут сделать? Думаю, последний «кризис жанра», если говорить о мечтаниях и порывах, был в моей жизни лет в 26–27. После этого я закончила с великими ожиданиями. Мне кажется, важно вовремя перестать ожидать. Иначе ты не живешь, а занимаешься тем, что ожидаешь, когда начнешь жить той удивительной жизнью, которую сам себе придумал. Жить ожиданиями - это не очень счастливая жизнь.

Психологи говорят, что нам важно иметь какие-то планы, мечты, ожидания, проекты. Причем чем мы старше, тем это важнее. Иначе, как только мы начинаем жить интересами детей и внуков, наша жизнь заканчивается, превращается в эпилог.

Ю. В.:

Я, конечно, не призываю жить чужими интересами. Но если кто-то счастлив тем, что живет интересами детей и внуков, и реализует себя в этом, то ничего плохого тут нет. Если у этого человека самый теплый и уютный дом, если его внуки одеты в самые красивые вязаные свитера и у них лучшие подарки под елкой, если вся семья торопится домой, где с кухни пахнет ванилью, а в спальнях на кроватях самое чистое и свежее белье, то это тоже талант и тоже самореализация. Но это не про меня история.

Я всегда хотела быть артисткой одного режиссера. Что хотела, то и получила

Я люблю свой дом, очень. Но мне нравится активная жизнь, которая происходит и за стенами дома. Мне нравится театр, я люблю свои кулинарные студии, свои рестораны. А про ожидания в другом смысле говорила. Во-первых, не ждать, что оно придет само, а что-то делать. А во-вторых... Я еще и суеверный человек и побаиваюсь этих высоких ожиданий.

Наверное, если бы я все время мечтала сыграть Джульетту или Анну Каренину, то сейчас только и делала бы, что кусала локти. Потому что вместо Джульетты сыграла Галю из Ростова-на-Дону в «Глянце», а вместо Карениной - ну, наверное, Ольгу Каменскую в «Рае». И я искренне считаю, что это замечательные картины.

Вы счастливы?

Ю. В.:

Счастье - очень кратковременное состояние. Петр Ершов, замечательный теоретик театра и психолог, сказал, что момент счастья - это когда поставленная задача реализована, а новая еще не возникла. Мне как раз кажется, что я все время что-то делаю, не бездельничаю. Знаете, я часто слышу - даже от молодых, - как они, находясь в каком-то процессе, его ругают. Все им плохо, долго, неинтересно. Проходит два месяца, они встречаются и - «А помнишь, как было круто?». Я совсем этого не понимаю. Я не помню, как было круто, я чувствую сейчас, что круто. И воспринимаю это как абсолютное счастье.

Вы сказали: «бойся своих желаний». Можете подтвердить на собственном опыте?

Ю. В.:

Я всегда хотела быть артисткой одного режиссера. Я всегда хотела быть тем, чем была Джульетта Мазина для Феллини, чем были бергмановские женщины для Бергмана, хотела быть - музой, да, ни больше ни меньше. Ну вот, что хотела, то и получила. Наверное, на ваш вопрос, почему я снимаюсь редко, одной этой фразой и можно было ответить.

Обретенный рай

Юлия Высоцкая родилась в Новочеркасске. Как актриса дебютировала в Минске. Известна как ведущая кулинарных телешоу, автор кулинарных книг, ресторатор, а также как жена режиссера Андрея Кончаловского. Список ее киноролей пополнился еще одной ролью - русской эмигрантки Ольги Каменской, попавшей в концлагерь во время Второй мировой. Этот новый фильм Андрея Кончаловского «Рай» в 2016 году получил «Серебряного льва» за режиссуру на фестивале в Венеции, вошел в шорт-лист претендентов на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», собрал множество лестных отзывов авторитетных критиков.

Действие фильма происходит во Франции в годы Второй мировой войны и рассказывает о сложном выборе в непростых жизненных условиях. Картина еще раз напоминает всем нам о том, что Юлия Высоцкая не только талантливая телеведущая, но и большая актриса.

«Рай» - в прокате с 19 января.
В остальных ролях: Кристиан Клаусс, Филипп Дюкень, Виктор Сухоруков.

В почти часовом интервью актриса откровенно рассказала о своем непростом характере, отношениях с супругом , который старше ее на 36 лет, а также порассуждала на тему сексуальных домогательств - болезненную тему, которая уже год не дает покоя общественности.

В интервью Высоцкая отметила, что обладает довольно бурным нравом, который буквально заложен в ее природе - Юлия происходит из казацкого рода. «Мой дед Мелихов, и вот это желание все время вынуть шашку и начать ей махать присутствует. Хочется порой решить все вопросы сразу одним движением руки, брови или словом. Я работаю над этим всю свою жизнь. Надо сказать, что по отношению к своему мужу я машу шашкой крайне редко. Я нахожу гораздо более изощренные и убедительные способы влияния. Он никогда не доводит ситуацию до того, чтобы надо было махать шашкой. Он очень хорошо меня знает и понимает, как это немного смягчить», - призналась артистка.

Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая (фотогалерея: листайте вправо )

Высоцкая также отметила, что, несмотря на то, что любит одиночество и наслаждается им, восстанавливая силы, она получает огромное удовольствие от работы и театра. Однако, несмотря на внушительное количество лет, проведенных на сцене и перед камерой, ей все еще необходим страх и волнение. «Для того чтобы я начала получать удовольствие, должен возникнуть страх. Перед выходом на сцену мне каждый раз страшно», - рассказала Высоцкая. Тем не менее Юлия, по собственному признанию, считает себя очень сильным человеком.

Поклонники Высоцкой действительно поражаются стойкости артистки. Несколько лет назад Юлия вместе с мужем и дочерью Марией попала в страшное ДТП во Франции. В результате аварии наследница актрисы сильно пострадала и впала в кому. Несмотря на то, что несколько месяцев назад девушка начала реагировать на внешние раздражители, восстановление организма Марии идет очень и очень медленно. В СМИ неоднократно появлялись слухи, что именно последствия страшной аварии .

Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая

Не обошла Высоцкая и тему сексуальных домогательств. Напомним, что год назад мир всколыхнула волна секс-скандалов, в центре которых оказались влиятельные актеры, продюсеры и режиссеры. Некоторые из них после опубликования журналистских расследований потеряли работу, другим удалось выйти сухими из воды. Высоцкая считает, что случаи, когда актриса говорит о том, что ее домогались, но умалчивает о том, что шла на это, чтобы получить роль, все дело в лицемерии.

«Конечно, сексуальные домогательства - это ужасно. Но у другой стороны, которую домогаются, чаще всего есть выбор. Принять это и сделать то, что от тебя хотят. Ради роли или материальных преимуществ, например. Одно из главных отличий человека от животного - мы всегда себе можем представить те последствия, которые принесут нам эти решения, и взять ответственность за эти решения на себя. Поэтому, когда актриса говорит, что ее домогались, но не говорит, что она на это шла, чтобы получить роль, я считаю, что это лицемерие и обман. Это все те же составляющие данной конкретной ситуации. Если мужчина встречает вас на улице и берет за попу, вот это домогательства. Нужно либо бить в ответ, либо кричать. У меня был в институте небольшой инцидент. Было некорректное поведение по отношению ко мне у солидного пожилого человека. По моей реакции он понял, что дальше так делать не стоит, - поделилась воспоминаниями Высоцкая. - Наверное, виноват тот, кто более распущенный и делает первый шаг. Неважно - женщина или мужчина. Ответственность на том, кто начал эту провокацию».

Юлия Высоцкая

Отметим, что Юлия Высоцкая . По имеющейся информации, картина расскажет про разгон мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Известно, что лента получила поддержку Минкульта, а ее бюджет оценивается в 150 миллионов рублей. Дата начала съемок и график релиза пока не уточнены. Сейчас Кончаловский занят работой над картиной о жизни Микеланджело Буонарроти: фильм под названием « » был отснят несколько месяцев назад, однако этап пост-продакшена растянулся и . Дата выхода фильма в отечественный прокат также неизвестна.

Юлия Высоцкая в предыдущем фильме Андрея Кончаловского «Рай»

Актриса и телеведущая Юлия Высоцкая редко дает интервью. В порядке исключения супруга режиссера Андрея Кончаловского стала гостьей передачи с Натальей Синдеевой на телеканале« Дождь », где рассказала о саморазвитии, о современном искусстве и кино, а также о семейной жизни.

По словам Юлии, Андрей Кончаловский — человек, с которым легко жить и работать.

« Андрей Сергеевич, во-первых, просто очень хороший человек, с ним очень легко в принципе работать и жить тоже. Жить — бывает по‑разному, а что касается работы, его все обожают на площадке, а он обожает всех. Такая атмосфера любви, я говорю безо всякого пафоса. Там нет никакого сюсюканья, просто для него настолько важно, что он делает, что я знаю про себя, что я рядом с ним другой человек. Я даже вижу это на своих друзьях: когда его нет, они по‑другому разговаривают. Все становятся лучше, он действительно пробуждает в людях все хорошее. Ему интересно раскрыть человека. Перед спектаклем он нам всегда говорит: „Я надеюсь, что у вас сегодня произойдет встреча с вашей индивидуальностью“. Я думаю, что ему самому интересно, потому что он настоящий творец», — рассказала Юля.


Также Высоцкая рассказала о страсти к кулинарии. Юля сообщила, что несмотря на крупные проекты, считает себя любителем в этом деле.

« Я кулинар-любитель, домашний-телевизионный кулинар. Я абсолютный дилетант, но со знаком „плюс“, потому что действительно это очень люблю. Я очень люблю есть и люблю еду, я в ней понимаю и разбираюсь. Я могу понять, как оно должно выглядеть, могу оценить чье-то усилие, могу сказать, что талантливо сделано, что бездарно и так далее. Это тоже способность», — рассказала телеведущая.


Высоцкая также призналась, что ее нет в социальных Сетях.

« Я в соцсетях вообще не присутствую, ни в каком виде, у меня нет ни фейсбука, ни инстаграма. Я даже не понимаю, для чего создаются все эти фейковые аккаунты. Никогда не было твиттера. А если есть что-то, с чем я не согласна, я думаю иначе, и я это слышу от человека, которого люблю, я не перестаю любить этого человека. Я считаю, что каждый имеет право заблуждаться, с моей точки зрения. А может быть, заблуждаюсь я», — подытожила знаменитость.

Как изменилась ваша жизнь после родов, изменилось ли мироощущение?

Сказать, что жизнь изменилась, это не сказать ничего. Меня предупреждали, что после родов женщина меняется, приобретает смысл жизни. Я себе говорила: «У меня со смыслом жизни все в порядке. Может, кто-то и приобретет, у кого его не было». Но, тем не менее, после того, как я впервые взяла ребенка на руки, состояние эйфории меня не покидало очень долго. Я чувствовала, что могу горы свернуть, изменить мир, дать всем добра, любви. Мне кажется, это ощущение до сих пор присутствует во мне.

Вы оба раза рожали за границей. Вы это планировали заранее или обстоятельства так сложились?

Первого ребенка я родила в Америке, где и жила в тот момент. А во второй раз это было мое решение, и Петя появился на свет в Англии.

Вы рожали с мужем. Вам пришлось его уговаривать или инициатива исходила от него?

Никаких уговоров не было. Когда мы были в Америке, он повез меня в роддом и остался со мной. Я не думаю, что ему могло прийти в голову – уйти. А к моменту вторых родов муж находился в Москве. Я позвонила ему и сказала, что доктор будет вызывать роды и хотел бы это сделать сегодня. Нам очень повезло. Через час после того как мы поговорили, был рейс, и он прилетел ко мне.

Что вы можете сказать об опыте партнерских родов?

Я не представляю себе, как может быть по-другому. Делали же ребенка вместе, почему же рожать его я должна одна? С другой стороны, не представляю себе, как можно оставить любимого человека в ответственный момент. Моя семейная жизнь строится именно на этом – на любви, товариществе, дружбе, силе поддержки. Конечно любовь по-разному может проявляться, но, когда плохо тому, кого ты любишь, твоя обязанность – быть рядом. Роды – это, конечно хорошо, прекрасно, замечательно, но ведь и очень больно.

Трудно было первое время после родов?

Не было у меня никаких трудностей. В первый раз я провела в больнице 48 часов, а во второй – вообще 12. Слава богу, в зарубежных клиниках разрешают уходить – я встала и ушла. Скорее домой, чтобы не было чужих людей вокруг, только муж, я и мои дети. И это было полное счастье.

А кто вам помогал с детьми?

Пете повезло. Няня, которую мы нашли сразу после его рождения, до сих пор с нами. (Сейчас Пете – 2,5 года, Марусе – 6,5.) А у Маруси было много нянь, и, к сожалению, столько же негативного опыта. Можно сказать, что Маша была на мне.

Какими основными критериями вы руководствовались при выборе няни?

Я думаю, что надо верить своей интуиции. Для Маши я выбирала няню через агентство из большого количества кандидатов, и мне казалось, что по всем показателям я приняла правильное решение: спокойная, интеллигентная, умная, все правильно говорила, у нее были два взрослых сына. Но эта няня нас очень подвела. Нет, она не обижала ребенка, но, когда мы все вместе уехали в Италию, она просто сбежала, забрав паспорт, деньги и обратный билет для того, чтобы устроиться там на работу. А няня Пети мне просто сразу понравилась как человек. Вопросы друг другу мы уже потом задавали, когда стали вместе жить. И пока я ни о чем не жалею.

На этапе отбора для вас было важным наличие у кандидата медицинского или педагогического образования, опыта, рекомендаций?

Если берешь человека со стороны, важно, чтобы был опыт работы с чужими детьми и рекомендации. Конечно, желательно медицинское образование на первых годах жизни малыша, а потом педагогическое. Но все это, на самом деле, вторично, важнее – тепло и любовь, которые ребенок получает от няни. Необходима какая-то грань с соблюдением этических моментов и система иерархии. Важно, чтобы человек понимал, что он воспитывает не своего, а чужого ребенка. Родители постоянно работают, поэтому надо следить, чтобы не было болезненных перекосов в воспитании. Ребенок должен понимать, что папа – самый умный, мама – сама лучшая, а няня – друг и помощник. Я с большой любовью отношусь к тем людям, которые мне помогают с детьми и вообще по дому.

У вас есть на вооружении какие-то развивающие методики, которые должна реализовывать ваша няня?

Мы ходили в обычный детский сад и выросли все нормальными людьми. Это не значит, что не надо двигаться вперед и не использовать ту информацию, которая поступает. Но, прочитав в свое время книгу Спока, я сразу поняла, что никогда не буду воспитывать своих детей по его методике. То, что подходит одному, для другого может оказаться не только бесполезным, а даже вредным. Поэтому полагаюсь на свою интуицию. Я считаю, что надо рассказывать много интересных сказок, не только читать, но и именно рассказывать, придумывать их вместе с детьми, много гулять и, главное, просто любить своих воспитанников. Я не знаю лучшей методики, чем любовь. Когда я чувствую, что все хорошо, могу уехать и спокойно работать. Но если вдруг мне покажется, что моих детей кто-то может обидеть, то тут уже не до работы. Я буду с ними сидеть сама, чтобы ничего плохого с ними не произошло.

Вы постоянно живете за городом. Не испытывают ли ваши дети дефицит общения со сверстниками?

Я думаю, что моим детям хорошо. У них небольшая разница в возрасте, и им весело вдвоем. И характер у обоих довольно открытый. Сейчас мы стали возить Петю на развивающие занятия.

А Маша чем занимается?

Маша сейчас активно занимается теннисом и плаванием. Она третий год ходит в школу при французском посольстве. Там нет детского сада, обучение ведется по специальным программам, с самых азов. Учебное время занимает в среднем 5–6 часов. Она уже хорошо говорит по-французски. У моих детей французские паспорта, поэтому я считаю, что они обязаны хорошо говорить как по-русски, так и по-французски.

Как вы проводите досуг с детьми? Вы их выводите куда-нибудь, какие у них развлечения?

Маруся ходит с папой в музей, в цирк, у них свои программы. Встречаются со старшими сестренками. Петю еще никуда не выводим. Но если едем на отдых, на пляж, кататься на велосипедах или за покупками, то все вместе – это всегда весело. Ничего такого особенного мы не придумываем.

Как вы восстанавливали форму после рождения детей?

Это очень тонкий вопрос. Мне повезло, что не было никакой работы, после того как я родила Марусю. Мой организм имел возможность и время спокойно восстановиться, а тело похудеть без всяких сложных диет и изнуряющих физических упражнений. После рождения Пети было гораздо труднее. Мне нужно было сниматься, я стала себя мучить и загонять, за что до сих пор расплачиваюсь. Поэтому призываю всех – берегите себя, относитесь внимательнее к своему здоровью. В принципе, правила простые: не надо раскармливать себя во время беременности. И обязательно нужно кормить грудью! Когда кормишь ребенка, восстанавливаешься гораздо быстрее, уходит живот, ненужный жир. Как только появится минимум энергии, стоит отправиться на прогулки, а потом и на пробежки. Я помню, что мне очень захотелось заняться спортом, я поняла, что готова к этому.

Но все-таки какие-то ограничения в еде необходимы?

Я не ела тяжелой пищи, не позволяла себе слишком сильно налегать на булки и пирожки. После родов я отказалась от сладкого. Ну, конечно, не насовсем. Один раз в неделю можно кусочек торта съесть, если очень хочется.

У вас есть какие-нибудь уловки, чтобы обмануть чувство голода?

Никакой системы и рецептов. Лучше прислушиваться к себе, выбирать то, что хочется. Если в тот момент, когда хочется пирожное, отстраниться и немного подумать, то выяснится, что на самом деле хочется огурца и хрустящего яблока.

Для многих мам возможность передохнуть и спокойно поесть появляется только вечером, когда ребенок спит. Мечта сесть, например, с куском тортика…

Да, это своего рода компенсация за целый день борьбы. Но, может, тогда выбрать какие-нибудь сухофрукты, например, абрикосы. Они очень полезны и, если хочется сладкого, это очень помогает.

У молодой мамы очень мало времени для того, чтобы заниматься собой. Может, вы посоветуете какой-нибудь минимум процедур по уходу за лицом и телом?

Чтобы выглядеть хорошо, нужно себя соответственно чувствовать. Проявить волю и устроить раз в неделю разгрузочный день. Сидеть на соках, кефире, яблоках, кому что нравится. Это нужно не только для того, чтобы быть стройной. Таким образом организм получает заслуженный отдых. Поверьте, и кожа станет лучше, и вес начнет уходить, и больше энергии появится. Если вы один день в неделю ограничите себя в еде, то у вас появится ощущение силы. Потому что всю ту радость, которую мы отправляем в живот, нужно расщепить и куда-то отложить и потратить, а для этого наш бедный организм тратит все свои силы. И вместо того, чтобы садиться с тортиком к телевизору, набрать ванну, добавить соль, зверобой, чабрец, выключить свет, зажечь свечку, и полежать в ванне 30 – 40 минут. Это принесет пользу коже и хорошо отразится на психологическом состоянии. После родов могут возникнуть проблемы с кожей лица, например, появиться прыщики. В этом случае надо обращаться к дерматологу, которому доверяешь.

Но если нет серьезных проблем, какова может быть программа минимального ухода за собой?

Постараться высыпаться, найти помощников, нагружать папу, сестру, если нет няни. Делать маски: овсяную, огуречную. Но я не особо верю в народную медицину в домашних условиях. А вот теплая или холодная ванна – это лучше. Если сильно устала, нужно принять холодную ванну и лечь поспать. Это хорошо расслабляет. Время 3 – 5 минут. Температура приблизительно 32 градуса С. Я иногда себе напускаю просто холодную воду, когда не могу уснуть. Но это уже совсем экстремальное состояние. Вот замечательный рецепт: с утра – стакан горячей воды с выжатым соком половины лимона или лайма. Потом сколько хотите чая, кофе. Но сначала этот напиток, после которого 10 минут ничего не есть и не пить. Это помогает вывести токсины и хорошо тонизирует.

По какому принципу вы составляете меню для своих детей?

Мы не едим ничего, что содержит консерванты, химические добавки, включая красители, загустители, усилители вкуса и прочее.

Даже готовое «детское питание» в баночках не использовали?

Никогда. Все взбиваем в блендере, готовим на один раз. По возможности, совершаем экспедиции в ближайшее Подмосковье, чтобы купить выращенные бабушками тыковки, кабачки без удобрений. Соки – только свежевыжатые. Выпечку мы готовим дома. Сейчас много хорошего хлеба, поэтому иногда покупаю в магазине, например «7 злаков», а так все пеку дома, даже торт.

Какие блюда любят дети?

Все зависит от того, что ест семья. У меня дети обожают гречневую кашу, яйца, куриные котлетки на пару. Очень просто готовятся. Белую куриную грудку, без кожи, нужно пропустить через мясорубку. Чуть-чуть сливочек, можно добавить белую булку, соль, немного перчика обязательно, чтобы было «нескучно». Он не дает остроты, просто разнообразие. И на пару делаю котлетки. Еще картошку запекаю в духовке: разрезаю пополам, чуть-чуть оливкового масла, без соли. Яблоки запекаю. На завтрак все привыкли есть каши, обычно овсяную, рисовую (круглый рис), гречневую с молоком, с маслом, с яйцами рубленными, с изюмом, гречневые хлопья. И у Маши и у Пети – аллергия на молоко, а козье им не нравится из-за запаха, поэтому для дочки я использую соевое, а для сына – Хуману.

В сладком детей ограничиваете?

Ограничиваю. Они вообще не знают, что такое сахар, даже чай пьют без него. Шоколад мы едим очень-очень редко и только темный.

Если дети не хотят кушать? Не заставляете?

Не сталкивалась с такой проблемой. Петя всегда хорошо ест, а у Маши совсем недавно появились какие-то капризы. Я думаю, это связано с тем, что она сильно устает в последнее время. И в школе Маруся видит, как другие дети едят всякие батончики. Она рассказывает: «Я им говорю, что это химия, а они все равно едят». Пришлось объяснять, что не надо так говорить, потому что эти сладости дают детям мамы, а мнение мамы для них важнее, чем чье бы то ни было.

А как же школьная столовая?

Пока их в школе не кормят. Они носят с собой завтраки в маленьких коробочках. Я еще не знаю, что буду делать, когда Маше придется питаться в столовой. Ребенок не должен оставаться со своим обедом, когда все идут кушать централизованно. Не хочется, чтобы у нее были из-за этого проблемы со сверстниками. Надо будет как-то научить ее, что можно есть, а что – нельзя.

Как вы выбираете игрушки детям? Вы руководствуетесь своими представлениями или желанием ребенка?

Мы редко ходим в игрушечный магазин вместе. Мне кажется, что для ребенка это должно быть праздником. Мы договариваемся купить только 1-2 игрушки, и даже такой выбор ребенку сделать трудно. У меня была еще тактика «Это не продается». Маруся мне верила. С Петей мы только один раз ходили в игрушечный магазин. Был четко поставлен вопрос: - Нужна машина? - Да. - Тогда зачем нам этот слон? Бери машину и пошли. То есть с ним я разговариваю. С Машей сложнее, потому что я ей довольно часто покупаю игрушки, которыми сама не наигралась в детстве. Но я делаю хитро. Я кладу эту игрушку у себя в комнате, она у меня какое-то время живет. Маша свыкается с мыслью, что это мамина игрушка, и просто просит поиграть. Таким образом я подвожу ее к мысли, что она не может иметь все, что захочет. Мне кажется, что игрушек может быть немного, но они должны быть любимыми. Если мы играем, то играем с несколькими. Дети их любят, за каждой стоит какая-то история, поэтому у них нет необходимости во все новых игрушках.

Чем вы руководствуетесь, когда сами покупаете игрушки?

Руководствуюсь тем, что нужно ребенку, чем бы мне хотелось, чтобы он занимался.

А развивающие игры?

Естественно, игры, конструкторы, книжки с кнопочками вопросов и ответов. Этого сейчас много, главное – правильно выбрать.

Как вы покупаете одежду детям?

С одеждой все обстоит сложнее. Я все покупаю на распродажах за границей. Здесь, в Москве, детские вещи стоят просто немыслимо. Но все равно иногда захожу в магазин просто посмотреть, а, очнувшись, замечаю в руках большие пакеты. Что делать? Должны же быть какие-то слабости.

Вы берете с собой детей мерить одежду?

Не часто. Но если нужно купить обувь – тогда обязательно идем вместе.

У детей отдельные детские?

Отдельные. Маруся взрослей. Она встает рано утром, в шесть часов, а Петя спит до начала девятого.

Дети с самого рождения имеют свои комнаты, или они какое-то время провели в родительской спальне?

И Петю и Марусю я брала спать к себе. В моей спальне люлька стояла довольно долго. Маруся ночевала у меня месяцев до 6, а Петя почти сразу стал спать в своей комнате с няней. Когда Пете было 2 недели, он очень сильно заболел, и мы провели две недели в Морозовской больнице. После выписки я была совершенно разбита, поэтому пришлось переселить мальчика в отдельную комнату. Хотя я этого очень не хотела, но выбора не было, мне нужно было начинать работать.

Как вы обустраивали детскую? Вы пользовались услугами дизайнера?

Нет, мы все в доме делали сами, а до детской все руки не дойдут. Кровать, правда, изготовлена по заказу, в Лос-Анджелесе, еще для Маруси. А сейчас на ней Петя спит. А все остальное – так, случайное пока. Дети ждут, когда у мамы будет окошко, чтобы она поехала и выбрала мебель.

Какая у вас в семье система поощрений и наказаний?

Поощрения – обещания сходить в театр, в музей, на совместную прогулку. Вот, например, Петя долго ждал ружье. Для этого ему пришлось, как он говорит, стать хорошим мальчиком, спокойным, не ругаться, ссориться с Машей и няней. Или, например, говорю Маше: «Хочешь шоколада?». И шоколадка становится стимулом, чтобы добиться от Маруси чего-нибудь. А что касается наказаний, то получается по-разному. Петю пока не приходилось наказывать, ему достаточно строгого голоса. А Марусе случалось уже сидеть в комнате, думать над своим поведением. Она размышляет над ситуацией, ее причинами и делает вывод, что надо делать, чтобы это не повторилось. Это не значит, что поступок не повторится, но какой-то промежуток времени Маруся выдерживает.

Вы сами определяете то время, которое она проведет в комнате, или это зависит от поступка?

Один раз Маша даже ужинала в спальне, а потом почистила зубы и легла спать. У нее не было никакого общения. Только утром мы с ней заговорили. Это самое страшное наказание – оставлять человека один на один с неразрешенной психологической негативной ситуацией. Но испытание соответствовало тому серьезному проступку, который она совершила.

Вы строгая мама?

Да, я строгая мама. Я не допускаю рукоприкладства, считаю недопустимым применять силу к тому, кто слабее тебя физически. Но шлепнуть во время истерики бывает необходимо. В принципе, с детьми можно договориться. Они любят строгость, потому что это проявление внимания. Если мама все разрешает, то словно отгораживается от проблемы. А я занимаюсь детьми и не хочу, чтобы у них появлялись дурные привычки. Детям нужны границы, хотя они постоянно пробуют их отодвинуть, проверяя, что можно, а что нельзя.

Ваши действия, если дети, например Маруся, игнорирует просьбу: «Убери игрушки»?

Я не всегда могу сразу эту ситуацию разрешить. И сама расстраиваюсь, если мне приходится повышать голос. Для меня это эмоциональное потрясение в той же степени, что и для нее. Мы вместе переживаем. Бывает, что и накричу, или уйду, или запрещу приходить ко мне.

А какова, на ваш взгляд, роль отца в воспитании детей?

Отец – это авторитет, который, естественно, нужно подкреплять поступками. Важно создать образ отца-героя, чтобы он был самым лучшим, необыкновенным. Тогда есть стержень, от которого можно отталкиваться. Женщинам – при выборе мужа, мужчинам – когда они сами станут отцами. Папа должен быть идеалом, кумиром – умным, добрым, справедливым. У моих детей с их папой такая любовь! Я одно время даже ревновала. Петя рано начал говорить, где-то в 10 месяцев, и сразу: «Папа, где папа?». И – вперед по лестнице, обниматься, целоваться. У него больше мужского контакта. А Маруся больше тянется ко мне. Но если у нее возникают серьезные вопросы, она сразу бежит к отцу. Это не значит, что я не могу ответить. Просто ей интересно, что он скажет. Потом говорит: «А папа сказал так, а ты что думаешь?». Для нее его авторитет в решении жизненных, глобальных проблем непререкаем. А Петя пока больше на физическом уровне к нему привязан. Ему надо прижаться, полежать, обняться и на живот залезть, и похохотать, и пощекотать.

Но папа, как правило, целый день на работе. Некоторые женщины стараются привлечь мужа к уходу за ребенком, предлагая купать малыша по вечерам, гулять в выходные дни. Вам такого не приходилось делать?

Мужчины – несчастные существа, они в этом отношении обделены природой. Многим из них не дано вообще ощутить отцовский инстинкт за всю свою жизнь. Они не сразу понимают, что за ценность – ребенок, и как необходима каждая минутка рядом с ним, насколько он от тебя зависит, очень важно, сколько ты в него вкладываешь. Мне повезло. Мой муж на момент нашей встречи уже созрел для отцовства и все это уже осознал и очень ответственно относится к воспитанию детей. Можно сказать, что растим свою любовь.

Юлия, спасибо за интересное интервью. Ваши пожелания молодым мамам?

Любите себя. Новая жизнь, конечно, захватывает. Но для того, чтобы не погрузиться в послеродовую депрессию, нужно помнить все время о себе. И любить мужа. Нельзя оставлять его, когда появляется малыш. Надо помнить, что вас трое или четверо, а лучше пятеро.

Муж Юлии – А..С. Кончаловский – режиссер театра и кино.

154 715

PSYCHOLOGIES №13

Коллеги говорят о ней: целеустремленная, требовательная к себе и другим, решительная. Но есть и другая Юлия Высоцкая. Глубокая, переживающая, иногда - неуверенная, говорящая «Я не знаю», но готовая искать ответы. Увидеть ее такой удавалось немногим. Но теперь и у нас есть такая возможность. В нашем интервью актриса рассказала, что такое счастье, почему она перестала мечтать и чем сложна роль в новом фильме «Рай».

ФОТО Данил Головкин

В фильме «Рай» мы увидим, как Юлия Высоцкая проживает - с другими актерами и один на один с камерой - вымышленную жизнь русской аристократки и героини французского Сопротивления Ольги Каменской. И образ этот оказывается настолько убедительным, что возникает ясное чувство: теперь мы знаем эту актрису лучше, знаем про нее то, что раньше было скрыто...

Psychologies:

Вам было трудно работать на этом фильме?

Нет, я не могу так сказать. Для меня тяжелая работа - это работа, которая не получается. Когда не можешь найти верный тон, когда с партнерами нет общего языка, когда слова в сценарии или пьесе - чужие для тебя. Вот это тяжело. А тут все очень правильной дорогой шло, весь фильм. То, что воспринимается зрителем как серьезная тема, необязательно оказывается тяжелой работой для актера.

Чем выше творческий настрой - простите мне такую высокопарность, - чем люди лучше друг к другу относятся, чем лучше понимают, какое общее дело они делают, тем легче. И неважно, получается в итоге комедия, трагедия или мелодрама. А с «Раем» все было просто идеально, все очень здорово сложилось.

С мужем Андреем Кончаловским и сыном Петром на закрытии кинофестиваля в Венеции

Нет, речь не о трудностях в работе, а об эмоциональной стороне. Вы ведь наверняка готовились, вживались в образ.

Ю. В.:

Конечно, готовилась. Андрей Сергеевич (Кончаловский. - Прим. ред.) дал огромные списки книг и мне, и остальным артистам. Литература была для каждого своя. Я, например, читала много воспоминаний русских эмигрантов, книг о концлагерях, в том числе и «Сказать жизни «Да!» Виктора Франкла. Очень большое впечатление на меня она произвела. И конечно, все это заложило основу для роли.

Ужас трагедий ХХ века в том, что нормальная жизнь может в мгновение ока стать ненормальной - и никто из нас не знает, как мы себя поведем

А эмоции… Я, когда несколько лет назад прочла роман Джонатана Литтелла «Благоволительницы», думала, что вообще никогда больше не улыбнусь ни одной шутке про евреев… Наверное, год назад я бы совсем по-другому отвечала на ваши вопросы. Но съемки фильма закончились уже давно. И сейчас моя главная эмоция по поводу тех съемок: какое же это было счастье!

В финале ваша героиня совершает невероятный, неожиданный поступок. И все же он выглядит по-своему логичным...

Ю. В.:

Абсолютно. И если для вас он выглядит логичным, то я знаю его логику изнутри, знаю намного больше, чем зритель. У меня одних только монологов на съемках было три дня по 6 часов. (Примерно половину фильма составляют эпизоды, в которых главные герои рассказывают о себе, глядя в камеру. - Прим. ред.) Это была черная коробка, в которой ты никого не видишь. Время от времени заходит режиссер. А ты сидишь и рассказываешь свою жизнь.

Каждый человек выбрасывает в космос свои желания, когда ему мучительно чего-то не хватает. Я ничего не выбрасываю

Жизнь героини, конечно, но она и правда уже становится твоей, потому что через какое-то время ты забываешь про камеру. И вот я в общей сложности 18 часов про себя рассказывала. Про детство, семью - ничего из этого вообще в фильм не вошло, там все начинается с Парижа, с Сопротивления. Но я-то все знала с самого рождения героини. Это жизнь, которая была полностью придумана, создана и которую я всю в этих разговорах и пересказала.

В фильм в результате вошло, наверное, процентов 15 от того, что я проговорила. Но прожила-то я все 100. И логика финального поступка для меня вытекала и из этих трех дней тоже. Но я в этой логике уверена абсолютно.

Кадр из фильма «Рай»

А вы не задумывались, как сами бы поступили? На грани жизни и смерти, когда спасение предлагает человек, который…

Ю. В.:

Ох, да мы же ничего о себе не знаем! Главный ужас всех трагедий ХХ века и тех, что происходят и сейчас, в том, что любая нормальная жизнь может в мгновение ока стать ненормальной - и никто из нас не знает, как мы себя поведем. Хочется верить, что я смогла бы потом хотя бы не ненавидеть себя.

Ваша предыдущая кинороль была в «Щелкунчике». Прошло 6 лет, это большой срок.

Ю. В.:

Наверное, так бывает, наверное, я актриса одного режиссера. Возможно, никто в меня так не верит, как Кончаловский. Ну и тот материал, который мне время от времени все-таки предлагают… Вот правду скажу: за эти годы ничего особенно интересного я не встречала. С другой стороны, у меня серьезная работа в театре. Сложных актерских задач мне достаточно - на днях отыграла два подряд «Вишневых сада». А это совсем нешуточная работа.

Я вряд ли была бы востребована как ведущая кулинарной программы, если бы была плохой актрисой

Знаете, каждый человек, как говорится, выбрасывает в космос какие-то свои желания, когда ему мучительно чего-то не хватает. А у меня не тот случай, я ничего не выбрасываю. Наверное, поэтому ничего и не приходит. И потом, любая роль для меня - это маленькая жизнь. «Дядя Ваня», «Три сестры», тот же «Вишневый сад», или такое кино, как «Рай». А у меня есть, наверное, какой-то лимит этих жизней. Я что-то накапливаю - и потом выдаю. И вряд ли могла бы делать это чаще.

Получается, что как актриса вы напоминаете о себе редко. И для массовой аудитории все больше становитесь медийной персоной, телеведущей, кулинаром. Вас это не смущает?

Ю. В.:

Нет, я этим горжусь. Я вряд ли была бы востребована как ведущая кулинарной программы, если бы была плохой актрисой. Есть множество людей, которые точно умеют резать лук лучше, чем я. Но вот сделать из резки лука процесс, за которым интересно наблюдать, - здесь нужны актерские данные. Нужно заинтересовать зрителя, увлечь его, сделать легко, весело. Так, чтобы все поверили, что я готовлю лучше всех на свете. Я действительно готовлю хорошо - ну, нормально я готовлю. Я вообще люблю все, что имеет отношение к еде. Но, повторяю, одной любви недостаточно, чтобы сделать хорошее шоу.

То есть вы играете большого кулинара?

Ю. В.:

Нет, не так. Конечно, это роль. Но для меня роль - это способность делать что-то лучше других с точки зрения именно заразительности. И я знаю, что так рассказать про самые простые оладьи или пельмени, как могу я, мало кто может. Я отдаю себе в этом отчет, я делаю это профессионально: я вас - зрителя - заражаю своей любовью к еде. В конце концов, меня же никто не заставлял становиться к плите перед камерой… А к оценкам я уже довольно давно научилась относиться равнодушно. И к критике, и к похвале, кстати.

С мужем Андреем Кончаловским и сыном Петром на показе фильма «Рай» в Венеции

Совсем равнодушно?

Ю. В.:

Без всякого лукавства и лицемерия это говорю. Раньше, на третьем курсе, я могла три ночи не спать, узнав, что какой-то режиссер видит во мне подающую надежды. Сердце билось так, что ни спать, ни есть была не в состоянии. А сейчас впечатления от такой фразы хватает ровно на столько, сколько эта фраза длится. «Ты сегодня замечательно сыграла». - «Спасибо». Наверное, я теперь намного лучше знаю свои возможности и проблемы. И объективнее оцениваю профессию. Знаете, однажды замечательная актриса Ирен Папас сказала мне удивительную фразу. Она снималась в «Одиссее» у Кончаловского, а я там работала на съемках как stand-in. Это такая смешная должность - человек, по которому выставляют свет. Чтобы, когда актеры пришли на площадку, все уже было готово. После одного из дублей я подошла к ней, не в силах сдержать восторга, а она шепнула мне на ухо: «Ну вот, я еще раз всех обманула!» Понимаете?

Я в смысле работы неуверенный и, не боюсь этого слова, трусливый человек

Мы все, люди этой профессии, что-то про себя знаем. Если я услышала, что сегодня сделала что-то хорошо, то понимаю: это не значит, что я смогу то же самое сделать хорошо завтра. Я вообще в этом смысле неуверенный и, не боюсь этого слова, трусливый человек.

Вы не уверены в себе?

Ю. В.:

Да, для меня каждый раз - как первый. Я, наверное, храбрая, но это именно храбрость человека, которому очень-очень страшно. Который закрывает глаза и прыгает в пропасть, потому что боится высоты. Я специально с детства выключала у себя в комнате свет на ночь - потому что боялась остаться в темноте. Это преодоление до сих пор во мне есть. Желание доказать себе то, в чем у меня самой есть сомнения. Помню, как в первый раз пробежала 10 километров - мне было 14 лет. Все уже давно домой ушли, а я все бегала круги по стадиону…

Ю. В.:

Что нет больше восторженности, ожидания, великих перспектив? Да, наверное, грустно. Но это неизбежно приходит с возрастом, я думаю. Ты понимаешь, что какие-то роли не сыграешь никогда. И какие-то прекрасные авантюры тебя уже не затянут, потому что ты отлично знаешь, чем в итоге все кончится.

Конечно, эта трезвость не прибавляет восторга. Но что тут сделать? Думаю, последний «кризис жанра», если говорить о мечтаниях и порывах, был в моей жизни лет в 26–27. После этого я закончила с великими ожиданиями. Мне кажется, важно вовремя перестать ожидать. Иначе ты не живешь, а занимаешься тем, что ожидаешь, когда начнешь жить той удивительной жизнью, которую сам себе придумал. Жить ожиданиями - это не очень счастливая жизнь.

Психологи говорят, что нам важно иметь какие-то планы, мечты, ожидания, проекты. Причем чем мы старше, тем это важнее. Иначе, как только мы начинаем жить интересами детей и внуков, наша жизнь заканчивается, превращается в эпилог.

Ю. В.:

Я, конечно, не призываю жить чужими интересами. Но если кто-то счастлив тем, что живет интересами детей и внуков, и реализует себя в этом, то ничего плохого тут нет. Если у этого человека самый теплый и уютный дом, если его внуки одеты в самые красивые вязаные свитера и у них лучшие подарки под елкой, если вся семья торопится домой, где с кухни пахнет ванилью, а в спальнях на кроватях самое чистое и свежее белье, то это тоже талант и тоже самореализация. Но это не про меня история.

Я всегда хотела быть артисткой одного режиссера. Что хотела, то и получила

Я люблю свой дом, очень. Но мне нравится активная жизнь, которая происходит и за стенами дома. Мне нравится театр, я люблю свои кулинарные студии, свои рестораны. А про ожидания в другом смысле говорила. Во-первых, не ждать, что оно придет само, а что-то делать. А во-вторых... Я еще и суеверный человек и побаиваюсь этих высоких ожиданий.

Наверное, если бы я все время мечтала сыграть Джульетту или Анну Каренину, то сейчас только и делала бы, что кусала локти. Потому что вместо Джульетты сыграла Галю из Ростова-на-Дону в «Глянце», а вместо Карениной - ну, наверное, Ольгу Каменскую в «Рае». И я искренне считаю, что это замечательные картины.

Вы счастливы?

Ю. В.:

Счастье - очень кратковременное состояние. Петр Ершов, замечательный теоретик театра и психолог, сказал, что момент счастья - это когда поставленная задача реализована, а новая еще не возникла. Мне как раз кажется, что я все время что-то делаю, не бездельничаю. Знаете, я часто слышу - даже от молодых, - как они, находясь в каком-то процессе, его ругают. Все им плохо, долго, неинтересно. Проходит два месяца, они встречаются и - «А помнишь, как было круто?». Я совсем этого не понимаю. Я не помню, как было круто, я чувствую сейчас, что круто. И воспринимаю это как абсолютное счастье.

Вы сказали: «бойся своих желаний». Можете подтвердить на собственном опыте?

Ю. В.:

Я всегда хотела быть артисткой одного режиссера. Я всегда хотела быть тем, чем была Джульетта Мазина для Феллини, чем были бергмановские женщины для Бергмана, хотела быть - музой, да, ни больше ни меньше. Ну вот, что хотела, то и получила. Наверное, на ваш вопрос, почему я снимаюсь редко, одной этой фразой и можно было ответить.

Обретенный рай

Юлия Высоцкая родилась в Новочеркасске. Как актриса дебютировала в Минске. Известна как ведущая кулинарных телешоу, автор кулинарных книг, ресторатор, а также как жена режиссера Андрея Кончаловского. Список ее киноролей пополнился еще одной ролью - русской эмигрантки Ольги Каменской, попавшей в концлагерь во время Второй мировой. Этот новый фильм Андрея Кончаловского «Рай» в 2016 году получил «Серебряного льва» за режиссуру на фестивале в Венеции, вошел в шорт-лист претендентов на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», собрал множество лестных отзывов авторитетных критиков.

Действие фильма происходит во Франции в годы Второй мировой войны и рассказывает о сложном выборе в непростых жизненных условиях. Картина еще раз напоминает всем нам о том, что Юлия Высоцкая не только талантливая телеведущая, но и большая актриса.

«Рай» - в прокате с 19 января.
В остальных ролях: Кристиан Клаусс, Филипп Дюкень, Виктор Сухоруков.