Морской путь в индию (португальские мореходы). Португальские географические открытия

После норманнов португальцы первыми из народов средневековой Европы вышли на просторы «Океанского моря», как называли Атлантику в древности. С самого начала XV века они последовательно преодолевали многочисленные трудности плавания в океане.

Большую роль в развитии мореплавания в Португалии сыграл принц Энрике (1394-1460). Позднее, в XIX веке его назвали Генрих-мореплаватель, хотя сам он никогда не плавал. Принц считал, что каким бы огромным ни был африканский континент, он где-то заканчивается. Следовательно, чтобы его обогнуть, необходимо построить хорошие корабли и снабдить из точными картами и навигационными каринструментами. В 1418 году Генрих-мореплаватель построил на юго-западном побережье Португалии в Сагрише обсерваторию и верфь, а также основал мореходную школу, где португальских моряков обучали географы, картографы, математики и астрономы.

Заслуги Генриха-мореплавателя отмечены не только памятниками, но и монетами. В 1960 году в память о 500-летии его смерти в Португалии была выпущена серия серебряных монет с его портретом.

В 1987 году Монетным двором Португалии была объявлена долгосрочная программа (1987-2001 гг.) выпуска памятных монет «Золотая эра португальских открытий» в честь достижений и открытий португальских мореплавателей XV-XVI вв. Эти монеты достоинством по 100 эскудо выпускались ежегодными сериями из медно-никелевого сплава и драгоценных металлов.

Первая серия, выпущенная в 1987-1988 гг. состоит из 4 монет, посвященных 400-летию открытия Мыса Доброй Надежды. Эти монеты отмечали плавания португальских мореплавателей вдоль западного побережья Африки, которые в итоге привели к открытию морского пути в Индийский океан.

На лицевой стороне каждой из монет изображен герб Португалии различных периодов На оборотной стороне трех монет представлен корабль путешествия.

Жил Эанеш. Мыс Богадор

Первая монета серии посвящена одному из переломных моментов в истории мореплавания — морскому путешествию Жила Эанеша за мыс Богадор на западном побережье Африки. Он изображен на реверсе монеты справа от судна. Средневекая Европа верила, что мыс Богадор — это край мира.

Капитан Жил Эанеш был способным учеником и оруженосцем принца Генриха. В 1433 году он попытался обогнуть мыс Богадор, но его команда взбунтовалась, и он вынужден был повернуть корабль к дому, достигнув лишь Канарских островов. Через год Эанеш повторил попытку и успешно обогнул мыс, начав тем самым эпоху великих географических открытий.

Нуну Триштан

Вторая монета серии посвящена мореплавателю и работорговцу Нуну Триштану, также бывшему при дворе Генриха. Триштан открыл устье реки Гамбия после того, как Эанеш прошел на юг вдоль Африки. На оборотной стороне монеты изображен корабль Триштана и справа от него группа островов, которые также были им открыты.

Диогу Кан

Следующим из знаменитых португальских капитанов был Диогу Кан. Ему посвящена третья монета серии. В 1482-86 гг. он совершил 3 плавания к югу от экватора, по время которых открыл и нанес на карту 1450 миль западного побережья Африки, достигнув мыса Святого Креста. Диогу Кан отлично разбирался в навигации по звездам, поэтому на посвященной ему монете изображены компас и астролябия.

На оборотной стороне справа от корабля изображена рельефная карта юго-западной части Европы и западного побережья Африки. На африканском берегу можно заметить три каменных столба — такие столбы с крестом и королевским гербом устанавливал Диогу в знак присоединения новых земель «во славу Бога и короля» к Португалии. На окружность монеты нанесены деления подобно компасу, и цифрами отмечены координаты, соответствующие устью реки Конго, мысу Святой Марии и мысу Святого Креста.

Бартоломеу Диаш ди Новаиш

Плавания Диогу Кана продолжил португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш ди Новаиш. В 1487 году он был назначен начальником экспедиции для открытия новых земель к югу от мыса Святого Креста. После плавания продолжительностью в 16 месяцев и длиной в 16 тысяч милькорабли Бартоломеу вернулись в Лиссабон с великой новостью — они были в Индийском океане и отрыли новый мыс, который назвали мысом Бурь, а король позже переименовал его в мыс Доброй Надежды, ведь с этим открытием увеличились шансы Португалии достигнуть берегов Индии. Позднее на основе отчета Бартоломеу Другой великий мореплаватель Васко да Гама разработал маршрут плавания в Индию в 1497-99 гг.

На монете, посвященной Бартоломеу, изображены очертания Африканского континента и крестиком отмечен мыс Доброй Надежды. Два одинаковых парусника по обе стороны континента символизируют успешное путешествие на юг Африки и далее вдоль побережья.

Одновременно с плаваниями вдоль побережья Африки португальские мореплаватели начали изучение вод Атлантики. Подробнее об этом во второй части статьи.

100 великих географических открытий Баландин Рудольф Константинович

МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ (португальские мореходы)

МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ

(португальские мореходы)

Теоретически путь из Португалии в Индию вокруг Африки был открыт уже в конце жизни Генриха Мореплавателя. Об этом сохранилось документальное свидетельство: карта мира размером больше человеческого роста. Ее составили в монастыре Мурано близ Венеции, и она получила название Большой Венецианской, или карты Фра-Мауро. На ней изображены Европа, Азия и Африка; океан простирается вокруг всей обитаемой суши, и по нему можно из Западной Европы достичь Индии, обогнув Африку.

Конечно, по карте путешествуют лишь мысленно. Однако в подлинных географических открытиях мысль предваряет дело. Большая Венецианская карта ясно показывала: для осуществления восточного морского пути из Европы в Индию требуются лишь время, средства, упорство и толика удачи.

Тут уместно вспомнить поговорку: за морем телушка - полушка, да рубль перевоз. Как ни дешевы в Индии драгоценные пряности, выяснилось, что слишком далек заманчивый путь. Не проще ли вести торги через посредников уже проторенными караванными, речными и морскими дорогами через Средиземное и Черное моря?

Подобные сомнения португальцев были вполне резонны. Однако совершенно неожиданно свое слово сказали их торговые и политические конкуренты - испанцы. Они решили попасть на восток, направив свои корабли в противоположную сторону - на запад! И достаточно быстро добились успеха (не догадываясь, что Азии они не достигли).

Но почему португальцы почти целое столетие шли восточным путем в Индию, отказавшись от поисков западного пути?

Существенную роль сыграло то, что Генрих Мореплаватель и его продолжатели использовали карты, на которых изображалась круглая Земля и, естественно, плоская (изобразить поверхность шара на плоском листе - трудная задача). Да и что находится там, на другой половине земного шара, кроме пустынного океана? О реальных размерах нашей планеты в ту пору не было достоверных данных.

…После мыса Бохадор критическим рубежом для португальских мореплавателей стала южная оконечность Африки. Главными природными помехами стали Бенгельское течение, штормы и юго-восточные пассаты. Для легких судов, идущих под парусами, преодолеть эти преграды было нелегко. Некогда флотилия, снаряженная фараоном Нехо, избрала путь - случайно - наиболее удобный для того, чтобы обогнуть Африку: по часовой стрелке. Если же двигаться в обратном направлении вдоль берега, то на западе встречаешь сопротивление теплого течения. Оно проходит в северном направлении между островами Зеленого Мыса и материком. Правда, затем плаванию благоприятствует крупное теплое Гвинейское течение, омывающее с северо-запада на юго-восток и затем на юг берега одноименного залива. Этот путь парусники могут пройти достаточно быстро. Но за мысом Святого Мартина (на широте острова Св. Елены) вдоль континента движется на север ответвление холодного и мощного Бенгельского течения.

По этой причине самый простой, удобный и быстрый путь от северо-западной оконечности Африки к южной лежит не на прямой и проходит не вдоль берега, а направлен через Атлантический океан, на юго-запад, затем - по Бразильскому течению на юг и, наконец, на восток. (Примерно такой курс избрал Васко да Гама). Так проявляется в географии принцип относительности пространства-времени: движение по направлению преобладающих ветров и течений Мирового океана проходит быстрее, чем по более короткому пути, но против атмосферных и морских течений.

На этом примере ясно видно, какое большое значение имело в истории мореплавания знание природных условий, в первую очередь - направления и силы воздушных и водных масс. Неудивительно, что подобные сведения держались в строгом секрете.

Итак, открытие португальцами морского пути из Западной Европы в Южную Азию продолжалось… 85 лет. Его началом обычно считают взятие Сеуты в 1415 году, а завершением - осень 1499 года, когда Васко да Гама возвратился в Лиссабон после посещения Индии.

Первая половина этого открытия завершилась в 1462 году, через два года после смерти принца Генриха, когда его мореходы вошли в Гвинейский залив. Регулярные экспедиции в этом направлении начались лишь в 1470 году. Через 5 лет удалось перейти в Южное полушарие, правда, всего на два градуса, до мыса Св. Екатерины.

Следующие две экспедиции возглавил в 1482 году Диогу Кан. За четыре года он первым из европейцев углубился в пределы Южного полушария более чем на 20 градусов, обследовав полторы тысячи миль африканского побережья, вплоть до пустыни Намиб.

Значительный бросок на юг осуществил искусный мореход Бартоломеу Диаш (Варфоломей Диас). Его флотилия (из трех небольших кораблей) вышла в 1487 году из Лиссабона, начала обследовать берега южнее устья реки Конго (Заира) и прошла на юг дальше Диогу Кана вдоль пустынных земель, миновав зону Южного тропика. Сильное встречное течение и шторм заставили Диаша отклониться на запад, в сторону открытого океана.

Их отнесло значительно южнее окраины континента (этого они, конечно, не могли знать). Несмотря на то что в Южном полушарии было лето (январь 1488 года), становилось все холоднее. Их суда не были приспособлены для плавания в холодных морях, надлежащей одежды у команды не было. Моряки более всего боялись даже не шторма, а гибели от холода. Наконец, буря улеглась, потеплело. Диаш взял курс на восток. Несколько дней они так и не смогли увидеть земли. Диаш справедливо решил, что они обогнули окраину материка, и повернул суда на север.

Только 3 февраля удалось достичь берега. На лугу несколько полуголых пастухов пасли коров. Увидя незнакомцев, туземцы стали кричать и махать руками. Выстрелом из арбалета португальцы убили одного из них, остальные убежали.

Назвав бухту Пастушеской и набрав пресной воды, португальцы направились на восток. Однако команда стала роптать, устав от трудного плавания, потребовала возвращения на родину. Диаш упросил подождать еще три дня. Берег плавно поворачивал на северо-восток. Диаш был уверен, что теперь-то путь в Индию открыт. Увы, во избежание бунта команды, капитан вынужден был отдать приказ повернуть назад. Единственным утешением ему стал водруженный его экспедицией каменный столб (падран) с крестом на самой дальней для европейцев точке африканского берега.

По словам португальского историка XVI века Жуана Барруша, Диаш «испытывал такое чувство горечи, такую скорбь, словно расставался с любимым сыном, обреченным на вечное изгнание; он вспоминал, с какой опасностью и для себя, и для всех своих подчиненных он прошел столь долгий путь лишь затем, чтобы поставить этот каменный столб, а самого главного Бог ему не дал совершить».

Пройдя мыс на юге Африки, огибая который они попали в сильный шторм, португальцы назвали его Торментозу («Бурный»). Но когда Диаш, вернувшись в Лиссабон, доложил о своей экспедиции королю Жуану II, тот решил, что незачем заранее тревожить мореплавателей, которым теперь открыт путь в Индию, и переименовал Бурный в мыс Доброй Надежды.

Однако надежд достичь Индии этим путем было немного: он оказался слишком трудным и длинным. Король Португалии не стал торопиться с отправлением новой экспедиции. Его заставили сделать это только изменившиеся обстоятельства.

В марте 1493 года вернулся в Испанию Христофор Колумб, сообщивший о своем открытии за Атлантическим океаном островов Азии (за которые он принял острова Карибского моря). Папа Александр VI («самое совершенное воплощение дьявола на Земле», - по словам Стендаля) своим указом произвел раздел мира за Атлантическим океаном таким образом, что Португалии доставались земли южнее экватора, а Испании - севернее…

Для португальцев стало ясно: необходимо освоить восточный путь в Индию. В 1497 году была организована новая экспедиция с целью обогнуть Африку и достичь желанной (для торговцев) Индии. Ее начальником новый король - Мануэл I - назначил знатного придворного Васко да Гаму. Это предприятие считалось почетным и ответственным, однако чрезвычайно трудным и сопряженным с возможными военными действиями. Васко да Гама пятью годами раньше проявил свою находчивость, мужество и решительность в борьбе с французскими каперами (пиратами на государственной службе). Возможно, именно об этом вспомнил король, определяя начальника экспедиции - более военной и торговой, чем последовательной. К тому же требовался авторитетный дипломат на случай, если доведется заключать торговые и политические соглашения с властителями азиатских стран. Васко да Гама не был опытным мореходом. Во всем остальном его кандидатура была вполне подходящей. А вести корабли могли отличные капитаны и штурманы, которых в стране было немало.

В июле 1497 года флотилия Васко да Гамы (четыре крупных судна) вышла в океан. Они направились на юг и, миновав острова Зеленого Мыса, вместо того чтобы войти в Гвинейский залив, стали огибать его с запада, все более отдаляясь от материка. Это позволило, подойдя к широте мыса Доброй Надежды и пользуясь течениями, повернуть на восток, сравнительно легко и быстро достигнув южной оконечности Африки.

В Пастушечьей гавани Васко да Гама произвел мирный торг с туземцами, получив жирного быка и браслеты из слоновой кости в обмен на красные шапки и бубенчики. Продвигаясь дальше на северо-северо-восток, португальцы встречали все более цивилизованные племена, освоившие земледелие и металлургию, наладившие торговые связи с арабами.

В дельте реки Замбези португальцы вынуждены были остановиться на месяц для ремонта судов. Многие из моряков серьезно болели цингой, несколько человек умерло. Цинга - один из страшных врагов мореплавателей вплоть до второй половины XVIII века, вернее, не сама болезнь, а незнание ее причин и мер борьбы с ней. Даже среди пышной тропической растительности европейцы нередко умирали от этой болезни, так и не догадываясь, что вокруг имеются лекарства от нее - питательные растения, содержащие витамин C.

Отправившись дальше на север, португальцы все чаще встречали суда арабских купцов, которые вывозили из этих районов рабов, слоновую кость, амбру, золото. Понимая, что европейцы являются их конкурентами, арабы делали все возможное, чтобы затруднить их плавание. В крупном порту Момбаса, расположенном близ экватора, дело дошло до вооруженного конфликта. Васко да Гама проявил решительность и жестокость, приказывая пытать пленных и захватывая торговые корабли как настоящий пират.

На следующей стоянке в гавани Малинди Васко да Гаму дружески встретил местный шейх (враждовавший с Момбасой) и дал им опытного лоцмана-араба Ахмеда Ибн Маджида, знатока мореходного дела. Он велел взять курс на северо-восток, в открытый океан. С попутным муссоном и морским течением они быстро достигли берега Индии и 20 мая 1498 года встали на рейде у крупного города Каликут (не путать с Калькуттой, расположенной на противоположной стороне полуострова Индостан). Правда, торговые дела у них шли не очень хорошо. Почти всю внешнюю торговлю в Каликуте контролировали арабы. (Они встретили пришельцев словами: «Какой дьявол принес вас сюда?»)

И все-таки европейцам удалось приобрести пряности, драгоценные камни, шелковые ткани. Не имея возможности выплатить таможенные сборы, Васко да Гама захватил знатных заложников (тоже - обычный пиратский прием) и часть из них обменял на захваченных в порту португальских матросов и свой груз, задержанный на таможне.

Обратный путь до Лиссабона был пройден без особых происшествий. Летом 1499 года экспедиция завершилась. Вернулось всего два судна и меньше половины моряков. Доставленные товары вполне окупили расходы на предприятие и даже принесли некоторый доход.

В королевском дворце ликовали: наконец-то открыт восточный морской путь в Индию, сулящий расцвет торговли и обогащение страны, ее правителей. Васко да Гама принимал почести и поздравления.

А в скромных домах погибших в плавании моряков царила скорбь. Никто не прославлял безымянных молодых людей, не вернувшихся на родину. «Но они представляли собой становой хребет экспедиции… - верно отметил американский историк Г. Харт. - Они - наравне с Васко да Гамой - тоже герои открытия морского пути в Индию».

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

САМОЕ ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (китайские мореходы) О восточной окраине величайшего континента, Евразии, даже в позднем средневековье у европейцев были самые смутные представления. Ограниченность знаний отражали карты, где Малая Азия изображалась непомерно

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

ИЗ АЗИИ - В АМЕРИКУ (русские мореходы) Петр I в 1724 году распорядился узнать, «соединяется ли Азиатский материк с Америкой».Начальником экспедиции назначили опытного морехода, выходца из Дании Витуса Беринга, а его помощником - лейтенанта Алексея Ильича Чирикова. Путь на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Северный морской путь Северный морской путь (СМП) – важнейшая национальная транспортная магистраль, связывающая дальневосточные и западные районы Российской Федерации и объединяющая в единую систему крупнейшие речные артерии Сибири. Протяженность его от Карских

Из книги Блатной телеграф. Тюремные архивы автора Кучинский Александр Владимирович

Португальские письма (Les Lettres portugaises)Повесть (1669)Лирическая трагедия неразделенной любви: пять писем несчастной португальской монахини Марианы, адресованные бросившему ее французскому офицеру.Мариана берется за перо, когда острая боль от разлуки с возлюбленным стихает и

Из книги Лиссабон. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Раздел IV Дорога в Индию

Из книги Ругательства на 15 языках [Карманный словарь-разговорник] автора Турин Алексей Алексеевич

Португальские вина В Европе vinhos maduros, столовые вина Португалии, практически неизвестны – за исключением портвейна. И напрасно: это хорошие, «правильные» вина, производимые без химических и прочих добавок. Содержание алкоголя в них в среднем составляет 9-13 %, это

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

ПОРТУГАЛЬСКИЕ РУГАТЕЛЬСТВА BastardoбастАрдуублюдокBol?oбалАнужирдяй, толстожопыйBurro que nem uma portaбУрро кэ нэм ума пОртатупой как валенок (дословно: тупой, как дверь)CabraкАбрасука, стерваCaceteкасЭтеx..CaralhoкарАлъоx..Chupa meu pau!шУпа мЭупАу!отсоси у меня!Coma a merda e morra!кОма а мЭрдэ э

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

За три моря в Индию «Хождение за три моря» - так назывались записки тверского купца Афанасия Никитина, посетившего Индию в 1468-1474 годах. «Поплыл я вниз Волгою. И пришел в монастырь Калязинский. Из Калязина плыл до Углича, а из Углича отпустили меня без препятствий. И, отплыв

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Морской путь в Индию. Как все начиналось… Современные ученые считают, что путь от Пиренейского полуострова до Индии был открыт еще в начале XV столетия. А доказательством тому служит огромная, почти в человеческий рост, физическая карта мира, составителями которой были

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

Из книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга автора Старр Джули

Путь наверх и путь вниз См. также «Начальник» (с.388); «Увольнение и отставка» (с.425); «Съесть, утопить, вырыть яму» (с.428); «Притязания. Честолюбие» (с.494)И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.Библия –

Из книги автора

Из книги автора

Путь коуча: пусть это будет ваш путь Со временем вы выработаете собственные способы, привычки и процедуры, которые будут соответствовать вашей манере ведения коучинга.Например, вы можете всегда начинать с обзора задач всего коучинга, которые были обговорены еще на

Великую историю Португалии создали великие мореплаватели. За три века, с момента появления независимого государства в 1095 г., страна сумела отстоять свой суверенитет и вырастить особую породу людей, готовых плыть в неизведанные просторы ради новых земель и сказочных богатств. Морская экспансия Португалии во многом объясняется тем, что никаких иных способов расширения своих территорий у нее не было - единственным соседом Португалии была огромная Испания.
Вдохновителем этой экспансии считается португальский инфант Генрих, прозванный Мореплавателем (1394-1460 гг). Именно Генрих организовал многие морские экспедиции и основал обсерваторию и навигационную школу, где лучшие по тем временам математики и картографы готовили будущих покорителей мира. Экспедиции Генриха Мореплавателя открыли ряд островов у западного побережья Африки (остров Мадейра), Азорские острова, острова Зеленого Мыса, обогнули мыс Бохадор, мыс Кабо-Бланко, исследовали устья рек Сенегал и Гамбия. Карты, которые составляли португальские мореплаватели, были предметом особого хранения и считались государственной тайной.
Но сама эпоха Великих географических открытий началась при Мануэле I Счастливом (1469-1521 гг.). Этот период оказался самым успешным для колониальных амбиций Португалии. Васко да Гама не только открыл путь в Индию вокруг побережья Африки (1498 г.), но и присоединил к Португалии Молуккские острова и создал возможность для появления множества португальских факторий.
Многие государства на побережье Восточной Африки стали подданными или союзниками Португалии. Бразилия, Мадагаскар, Маврикий, Цейлон, Малайский архипелаг, Макао, Япония - множество до того недоступных европейцам земель стали источниками богатства Португалии. Работорговля, торговля пряностями, золотом, драгоценными камнями, ценными породами дерева, слоновой костью и т. д. приносили Португалии огромные прибыли, которые окупали любые потери в опасном деле освоения далеких территорий.
Но в 1578 г. юный португальский король Себастьян погиб в Северной Африке во время неудачной военной экспедиции, и в 1580 г. испанский король Филипп II направил в Португалию герцога Альбу для захвата португальского трона. Хотя Филипп в результате был избран королем Португалии при условии, что Королевство Португалия и его заграничные территории не станут испанскими областями, и правил Португалией под именем Филипп I, все равно португальской самостоятельности пришел конец. Когда в 1640 г. Португалия вернула себе суверенитет, многие куски колониального пирога были потеряны безвозвратно.

Португальская Республика - страна мореплавателей

Близость Атлантического океана и протяженный берег создают идеальные условия для развития мореплавания. Поначалу корабли не уходили далеко от берегов. Позже, во времена великих географических открытий, мореплаватели стали совершать далекие экспедиции, что позволило Португалии стать одной из первых колониальных держав.
Португалия занимает западную часть Пиренейского полуострова, а протяженность ее береговой линии составляет 832 км.
Маленькая страна Португалия поражает изобилием как природных, так и исторических достопримечательностей. Период, названный историками «диктатура Салазара-Каэтану» (1926-1974 гг.), как будто надолго отстранил Португалию от жизни остальной Европы и закрыл для мира ее огромное культурное наследие. Но страна успешно вошла вновь в сообщество европейских государств, и сегодня красоты Португалии восхищают миллионы туристов.
Португалии удалось сохранить свои природные ландшафты и чистый воздух. Песчаные пляжи в южной части страны нисколько не уступают пляжам Италии или Испании, а обдуваемые холодными атлантическими ветрами скалы севера страны привлекают романтически настроенных путешественников.
В самой северной части Португалии находится национальный парк «Пенеда-Жереш». Достопримечательности этих мест - захоронения III-I! вв. до н. э., каменные римские дорожные знаки, руины романских церквей.
В центре северной части страны, где расположен самый высокий горный массив Португалии Серра-да-Эштрела, есть горнолыжный курорт. К западу от Серра-да-Эштрела растет «волшебный лес» «Букасу» со множеством редких видов животных и растений. Этот лесной парк в течение столетий охранялся монахами. А в заповедной зоне у границы с Испанией, где находится хребет Сан-Мамеде, до сих пор водятся дикие медведи.
В каждой области Португалии есть старинные замки, прекрасные дворцы, монастыри, церкви, соборы, музеи. И конечно, пальма первенства принадлежит двум самым крупным городам Португалии - Лиссабону и Порту. Есть такая португальская поговорка: «Брага возносит молитвы Господу, Коимбра поет, веселится, а трудится в поте лица».
Объясняется это просто - в Браге множество соборов и церквей, в Коимбре - древний университет, где много студентов, которые очень любят фаду португальский городской романс. Что касается Лиссабона, то рядом с ним расположены курорты Эшторил и Кашкайш, где действительно царит веселье.
Город, которому уже 20 веков (он основан еще финикийцами), наверное, может позволить себе веселый нрав. Хотя и сильно пострадавший после знаменитого землетрясения, Лиссабон все-таки сохранил множество памятников, например замок Святого Георгия, монастырь Жеронимуш, кафедральный собор, Беленскую башню (яркий образец архитектурного стиля «мануэлино» (1515-1520 гг.)), которая в средние века служила гаванью для португальских мореплавателей. На город с высокого берега реки Тежу смотрит огромная статуя Иисуса Христа (200 м), созданная в 1959 г. по образцу монумента в Рио-де-Жанейро. Здесь множество музеев, в том числе и музей Генриха Мореплавателя.
Порту - «город-труженик», дал название не только знаменитому вину, но и всей стране. Кстати, именно в Порту находится хранилище портвейна. И ведет к нему мост, построенный по проекту Густава Эйфеля.

Общая информация

Официальное название : Португальская Республика.
Территориально-административное деление : территория континентальной Португалии разделена на 18 округов («диштриту»), которые делятся на 308 муниципальных районов («конселью»), состоящих из приходов («фрегезия»). Островные территории ( и ) имеют статус автономных регионов.
Государственное устройство : парламентская республика.
Столица : Лиссабон, 509 751 чел. (2006 г.).
Язык : португальский.
Валюта : евро.
Религия : около 94% населения - католики.
Автономные области : Остров Мадейра, Азорские острова.
Крупнейшие реки : , Гвадиана.
Важнейшие порты : Лиссабон, Порту, Сетубал, Фару.
Аэропорты : аэропорт Портела (Лиссабон); аэропорт Педраш Рубраш (Порту); аэропорт в г. Фару; Фуншал, или Санта-Катарина, - аэропорт острова Мадейра; международные аэропорты Азорских островов - на островах Санта-Мария, Сан-Мигел, Терсейра.

Цифры

Площадь : 92 391 км 2 .
Население : 10 707 924 чел. (2009 г.).
Плотность населения : 115,8 чел./км 2 .
Прирост населения : 0,305% в год.
Крупнейшие города : Лиссабон, Порту, Брага, Коимбра, Фару, Сетубал.
Высочайшие точки : Эштрела (1993 м), вулканический остров Пико (Азорские острова) - (2351 м).
Протяженность границы : 1215 км (с Испанией).
Побережье : 832 км.

Климат и погода

Влажный субтропический на севере и средиземноморский на юге.
Ветра, дующие с Атлантического океана, значительно влияют на климат Португалии (более всего на западе и на севере).
Средняя годовая температура : +9°С,.+20°С в Порту, +11°С…+22°С в Лиссабоне, + 12°С…+24°С в Фару.

Экономика

ВВП Португалии в 2008 г. составил 245 млрд долл. США.
По паритету покупательной способности ВВП на душу населения (по оценке МВФ) в 2008 г. 22 264 долл.
Три четверти всех производственных мощностей Португалии сосредоточено в районах Лиссабон-Сетубал и Порто-Брага-Авейру. Это нефтепереработка, химическая, сталелитейная, автомобилестроительная, электронная, целлюлозно-бумажная и пищевая промышленность, производство стройматериалов и электронного оборудования. А также производство текстиля, обуви, одежды, мебели, вина, целлюлозно-бумажных изделий и разнообразных потребительских товаров.
В Португалии есть крупные рудники и ведется добыча вольфрама, олова, хрома, а также урана. Вольфрам в значительных объемах экспортируется.
43% территории страны используется для нужд сельского хозяйства. Возделывают виноград, инжир, персики, миндаль, пшеницу, кукурузу, картофель, бобовые, овес, рожь, ячмень и рис, а также содержат крупный рогатый скот. Португалия - одна из ведущих западноевропейских стран - экспортеров вина. Особым спросом пользуются португальские десертные вина, портвейн и мускат, а также розовые столовые вина. Развито рыболовство.
Успешное лесное хозяйство - треть территории страны покрыта лесами. Португалия занимает первое место в мире по производству пробкового дуба, она обеспечивает половину мировой потребности в нем.
Развит туризм. По итогам 2008 г. туризм принес прибыль в 7 млрд 520 млн евро.
В 2009 г, - рост 20% (по предварительным итогам).

Достопримечательности

Лиссабон (монастырь Жеронимуш и Беленская башня, церкви в стиле барокко, Королевский дворец Ажуда и кварталы Алфама и Байро Альто);
Дворец Паласио-да-Пена в Синтре;
Монастыри в Алкобасе, Баталье, Томаре;
Обидуш (городская крепость);
Коимбра (церковь Санта-Круж, собор Се-Велья. старинный университет);
Конимбрига (останки древнеримского города);
Храм Фатимской Богоматери в Фатиме.

Любопытные факты

■ В 1493 г. папский престол выступил посредником в разделе будущего колониального мира между Испанией и Португалией. И специальной буллой отдал все, что западнее островов Зеленого Мыса, Испании, а все, что восточнее, - Португалии.
■ Сама жизнь Луиса Камоэнса (1524-1580 гг.), автора всемирно известной поэмы «Лузиады», рассказывающей об исторических событиях и достижениях Португалии и об открытии Индии мореплавателем Вас ко да Гама, - яркое свидетельство истории страны. Поэт, воин, моряк, дуэлянт, Камоэнс потерял один глаз, когда воевал в Марокко, участвовал в морской экспедиции в Индию, разбогател на торговле и лишился всего состояния во время кораблекрушения. Поэт получал крошечную пенсию от короля Себастьяна, которому он посвятил свою поэму, и умер в нищете.


■ Городок Фатима, где в 1917 г. произошло чудесное явление Богоматери, которую видели трое маленьких детей, славится как центр поклонения Деве Марии. Сюда ежегодно приезжают тысячи паломников.Лузиады», рассказывающей об исторических событиях и достижениях Португалии и об открытии Индии мореплавателем Вас ко да Гама, - яркое свидетельство истории страны. Поэт, воин, моряк, дуэлянт, Камоэнс потерял один глаз, когда воевал в Марокко, участвовал в морской экспедиции в Индию, разбогател на торговле и лишился всего состояния во время кораблекрушения. Поэт получал крошечную пенсию от короля Себастьяна, которому он посвятил свою поэму, и умер в нищете.
■ Лиссабонское землетрясение 1 ноября 1755 г. стало одним из самых трагических событий XVIII в. Город был практически сразу стерт с лица земли, тысячи людей, находившихся в этот момент в храмах, были погребены под их руинами. Катастрофу довершили цунами и пожары. В огне бесследно исчезли ценнейшие исторические документы - манускрипт, написанный королем Карлом V и посвященный истории Португалии, многочисленные средневековые карты мира, рукописные книги эпохи Просвещения и первые португальские печатные книги,
■ Фаду - городской романс, исполняемый под аккомпанемент двенадцатиструнной гитары, - истинно португальский жанр. Обычно это - песня о трагической любви, протяжная и выразительная. Профессиональные исполнители фаду - фадишту - сегодня популярны во всем мире.
■ Городок Фатима, где в 1917 г. произошло чудесное явление Богоматери, которую видели трое маленьких детей, славится как центр поклонения Деве Марии. Сюда ежегодно приезжают тысячи паломников. «Что самое главное в путешествии?

Увидеть, понять, насладится, полюбить!

Краски, формы, ароматы, вкусы складываются

в яркие картинки в памяти, чтобы потом мы

могли разглядывать их всю жизнь»

О стране, её истории и народе

Португалия — одна из старейших стран Европы с богатой историей. Португалия – это очаровательная страна, которую можно назвать тихой европейской провинцией, где девственная природа безмятежно соседствуют с развитой туристической инфраструктурой, а почтение к национальным обычаям мирно уживается с общеевропейскими традициями.

Страна великих мореплавателей Португалия расположена в западной части Пиренейского полуострова. На юге и западе она омывается водами Атлантического океана, на суше граничит с Испанией. В состав Португалии входят Азорские острова, расположенные в Атлантическом океане примерно в 1450 км к западу от Лиссабона, и остров Мадейра – в 970 км к юго-западу от Лиссабона, которые являются автономными регионами Португалии. Площадь страны вместе с островами 92,39 тыс. кв. км.

Название страны происходит от наименования римского поселения Портус Кале (Portus Cale) в устье реки Дору. В 1139 году Португалия стала независимым от Испании королевством. В то время она занимала только северную треть своей современной территории. В 1249 году был изгнан последний мусульманский правитель на юге страны, и с тех пор её границы мало изменились. Эпоха завоеваний началась еще в XV веке, когда португальские морские исследователи, такие как Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Фернан Магеллан, путешествовали по всему миру, совершая великие географические открытия. К XVI веку открытые ими территории образовали огромную империю, которая простиралась от берегов Бразилии до Африки и Азии. Именно в эту эпоху экономика Португалии достигла наибольшего расцвета.

В 1910 году в Португалии была свергнута монархия, а в 1974 году демократически настроенная военная хунта положила конец диктаторскому режиму, существовавшему с 1926 года. Португалия одна из немногих стран Европы, которые не были оккупированы немецко-фашиcтскими войсками во время Второй мировой войны.

Принятая в 1976 году конституция провозгласила Португалию Парламентской республикой с прямыми выборами и всеобщим избирательным правом для взрослого населения.

Передав в 1999 году последнюю из своих заморских территорий, Аомынь (Макао), которой владела с 1680 года, под управление Китая, Португалия положила конец долгой и подчас неспокойной, колониальной эпохе в своей истории.

События португальской истории оказали огромное влияние на культуру страны и привнесли черты мавританского и восточного стилей в архитектуру и искусство. Традиционные народные танцы и напевы, в особенности лирические фадо, не теряют значимости и по сей день, которые можно увидеть и услышать прямо на улицах. По одной из версий название фадо – восходит к латинскому слову fatum, что означает судьба. В мелодиях песен гармонично сочетаются мавританские, африканские и бразильские напевы, через все песни проходит тема одиночества, тоски и предчувствия печальной судьбы, однако это не значит, что музыка такого типа подходит лишь для меланхоликов. Умение воспевать грусть, превращать её в предмет восхищения – одна из национальных черт португальцев, недаром же несколько столетий практически каждая семья этой страны ждала сынов и мужей, отправившихся покорять морские просторы, а путешествие могло закончиться самым непредсказуемым образом.

Население страны мононациональное, 99% из 10,8 млн. населения составляют португальцы. На Пиренейском полуострове издавна оседало много народов. Самые древние обитатели — иберы — были низкорослыми и смуглыми. На протяжении столетий облик португальцев формировался под влиянием кельтов, финикийцев, греков, римлян, арабов, а также германских племён (вестготов и алеманнов).

Португалия – моноязычная страна. Официальный язык – португальский. На нём говорят более 200 млн человек во всём мире на трёх континентах: в Евразии, Африке и Южной Америке. Этот язык имеет сходство с испанским, так как оба принадлежат к иберийско-романской подгруппе романской группы языков, однако при сходном грамматическом строе между ними имеются значительные различия в произношении. Огромное влияние на формирование языка оказали германские племена и арабы (мавры), у которых португальский язык позаимствовал многие слова, а также контакты путешественников, первооткрывателей и купцов с азиатскими народами.

Национальные особенности: не стоит ставить под сомнение историческое величие страны — португальцы гордятся своим прошлым, особенно на фоне того скромного места, которое страна занимает сегодня. Португальцы весьма болезненно воспринимают сравнения их с испанцами, несмотря на схожесть языков, характеров и национальных культур. Здесь также популярен бой быков, но, в отличие от испанской корриды, где быка убивают, в португальской животное усмиряет команда безоружных бойцов (форкадуш).

В этой стране процент сельского населения — один из самых высоких в Западной Европе, много иностранцев работают на её заводах, стройках и полях, в т. ч. из Украины. Среднегодовой доход на душу населения:22 500 USD (данные Всемирного Банка, 2011 г.). Средняя продолжительность жизни приближается к 80 годам. Как и в других странах, в Португалии женщины живут дольше, почти 82 года, а вот мужчины пока не дотягивают и до 76. Пенсионный возраст составляет 65 лет, а фактический возраст выхода на пенсию 61-62 года.

Португалия – страна великих морских путешествий, грандиозных географических открытий и терпкого портвейна. Мягкий климат, свежие лесные и луговые ароматы, лёгкий океанский бриз и бескрайние просторы Атлантики, уникальная архитектура в стиле «мануэлино» и крепкий кофе… Всё это заслуживает того, чтобы поближе познакомиться с этой интересной страной.

З накомство с Порту

О городах Португалии говорят: в Браге молятся, в Порту работают, в Лиссабоне кутят. С Порту началось моё знакомство с Португалией. Порту, второй по населению город Португалии с населением 240 тыс. жителей, дал название не только портвейну, но и всей стране. Исторический центр Порту расположен на правом берегу реки Дору, в нескольких километрах от места её впадения в Атлантический океан. Центр города объявлен ЮНЕСКО Всемирным культурным достоянием.

Порту хорошо известен своим предпринимательским духом, характерной культурой и местной кухней. Город часто называют северной столицей Португалии. В Порту находится самый крупнейший университет в Португалии (около 29 тыс. студентов).

Одной из самых ярких достопримечательностей Порто является башня Клеригуш — самая высокая в Португалии — 76 метров или 225 ступеней. Церковь в стиле барокко была построена для братства клириков («Клеригуш») архитектором Никола Насони по римской схеме. Её строительство было начато в 1732 году и окончено в 1750 году строительством монументальной лестницы. 28 июля 1748, несмотря на то, что здание ещё не было полностью закончено, церковь была открыта для богослужения. Торре-душ-Клеригуш стала символом города Порту. Она является Национальным памятником с 1910 года.

Город славится производством разных марок портвейна. Посещаем один из старинных «домов портвейна» — Galem, знакомимся с историей и особенностями производства этого популярного напитка. И, конечно же, дегустируем некоторые сорта, а кто желает — приобретает пришедшиеся по вкусу вина. Разогрев дегустируемыми винами аппетит, начинаем своё знакомство с португальской кухней в одном из ресторанов, где с удовольствием поглощаем национальное рыбное блюдо под названием «бакалау».

Подкрепившись «бакалау» и надегустировавшись портвейнами, с удовольствием прогулялись по набережной реки Дору, на которой плавают вот такие симпатичные лодки.

Через реку Дору переброшены четыре моста, соединяющие историческую часть города с Вила-Нова-ди-Гая — небольшим городком-соседом, где находится хранилище известного на весь мир портвейна. Один из мостов (Луиша Первого) построен по проекту Густава Эйфеля: двухъярусное сооружение впечатляющих размеров кажется ажурным и лёгким.

На самой высокой точке старого города построен кафедральный собор Се. Возведенный в XII веке на гранитной скале, он первоначально выполнял роль крепости. Позже он перестраивался, однако свой суровый облик сохранил по сей день. Внутри собора не очень интересно. Впечатлить любителей декора могут роскошный серебряный алтарь, на строительство которого ушло 800 кг серебра, и внутренний дворик, выложенный знаменитой португальской плиткой азулежу.

С Соборной площади открывается прекрасный вид на город.

От кафедрального собора к реке спуск идёт через беднейший район Порту. Район фешенебельных вилл расположен у океана. Сюда можно добраться на действующем трамвае-музее, который не изменился с 1930 года. Он называется Музей электрических машин. Впрочем, каждый из трамваев Порту может служить экспонатом: внутри транспортное средство обито деревом, вагоновожатый правит им стоя, по той простой причине, что сиденье для него отсутствует. Когда трамвай достигает конечного пункта маршрута, то водитель переходит из головной части в хвостовую, где тоже есть кабина, и ведёт свою машину «обратным курсом»: рельсы в Порту заканчиваются тупиком. Самый живописный маршрут пролегает вдоль берега океана. Из окон шумных и старых трамваев видны фешенебельные виллы, облюбованные состоятельными людьми со всей Европы.

Порту, как и другие португальские города, отличается не только своеобразной архитектурой, но и тем, что многие дома облицованы разноцветной плиткой.

С раннего средневековья и до XVII века действовал закон, запрещавший аристократии не только строиться, но и находиться в городе более трёх дней. Даже король не имел в Порту своей резиденции. Он гостил в Епископском дворце, построенном Николо Наззони. Это шедевр португальской барочной архитектуры XVIII века. Город-порт расположен весь на холмах, в нём множество забавных домов и улочек.

Интересным оказалось и посещение магазина и своего рода книжного музея Livraria Lell – старейшего в Португалии и одного из самых невероятно красивых книжных магазинов во всём мире. Необыкновенный, просто сказочный интерьер, который размещается на двух этажах магазина. Эффектный и массивный декор стен, потолка, всё изготовлено из благородной древесины с использованием оригинальной и необычной резьбы в сочетании с удивительно изогнутых линий красной лестницы, которая ведёт на второй этаж. Не менее впечатляюще выглядит и великолепный потолок, выполненный из дорогого витражного стекла. Книжный магазин расположен в пяти минутах ходьбы от центра города.

Наше внимание привлёк и этот симпатичный фонтан.

Нельзя не упомянуть о посещении железнодорожного вокзала Сан-Бенту. Помимо прямого назначения, вокзал Сан-Бенту интересен своими стенами-картинами, выложенными плитками азулежуш в бело-голубых тонах. Самая большая из них выполнена из 20 тысяч изразцов и украшает зал ожидания. Это панно полностью занимает одну из его стен. На картине изображены эпизоды из истории железных дорог, а также важные моменты истории Португалии.

При выезде из Порту за крепостными стенами состоялась моя первая встреча с Атлантическим океаном. По колени захожу в океан, водичка довольно прохладная, но окунуться всё же можно.

Два дня в Лиссабоне

Лиссабон — столица Португалии и крупнейший город страны. В нём проживает 570 тыс. чел. Он расположен на правом берегу реки Тежу, впадающей в Атлантический океан. Его история насчитывает около 20 веков. Построен Лиссабон на семи холмах, как Рим и Москва. Также, как и Москве, Лиссабону покровительствует Георгий Победоносец. Город стал столицей государства в 1147 году после освобождения от арабской колонизации. Обязан этим Лиссабон первому королю Португалии Альфонсо Энрикесу. Основан главный город страны был финикийцами как остановка на пересечении морских путей и назван Alis Ubbo — благословенная бухта. Город побывал под управлением Римской империи, мавров, испанцев.

Начинаем своё знакомство с центра Лиссабона — одной из главных достопримечательностей. В XVIII веке здесь проходили бои быков и публичные казни. Осматриваем парк Эдуарда VII и монумент маркизу де Помбала. Это большая зелёная поляна с аккуратно подстриженными кустиками правильной геометрической формы.

Лиссабон – современный европейский город, расположен на 15 холмах. Гуляя по нему приходится постоянно то подниматься, то опускаться с холмов. Поднимаемся на один из холмов, где с помощью экскурсовода знакомимся с мавританской крепостью Сан Жоржи. Когда-то здесь жили португальские короли, а теперь от замка осталась одна скорлупа с сосновыми рощами внутри. Зато это самая высокая точка Лиссабона и виды отсюда соответствующие. С крепостных стен видно странное сооружение — ажурные каркасы утыкающихся в небо арок. Чтобы охватить взором виды на реку Тежу и древний район Лиссабона Альфама, мы прошлись по эспланаде и поднялись на вал старой крепости. Крепость Сан Жоржи (святого Георгия) уже с древних времён была укреплением, охватывающем устье реки Тежу. В 1147 году король Альфонс Энрикиш переделал крепость в королевскую резиденцию. В 1511 году король Мануэль I построил себе дворец вне крепости, а здесь разместил склад оружия и тюрьму. При землетрясении 1755 года крепость очень сильно пострадала и лишь в 1938 году при Салазаре руины были отреставрированы, причём сохранилось лишь несколько деталей, напоминающих о первоначально мавританской Алкасаве, позднее – королевской резиденции, где Васко да Гама с помпой отпраздновал успех своего путешествия в Индию. Крепостные стены были восстановлены и теперь можно прогуляться по ним вокруг старинного квартала Санта-Круш. В крепостных башнях устроены разнообразные выставки, рассказывающие об истории крепости и всего города. С обзорных площадок открывается великолепный вид на Лиссабон.

От крепости в разные стороны разбегаются картинные улочки с домами, покрытыми расписной плиткой. Посреди каждого подъёма заботливо установлены скамейки. Большая часть улочек ведёт в Альфаму — самый старый квартал Лиссабона, который, будучи построенным на скальном грунте, пережил землетрясение без особых разрушений. Здесь когда-то находился центр римского города, а позднее — центр мавританского города. В Альфаме жили также евреи до их изгнания в XVI веке. О столичном городе там ничего не напоминает: Альфама скорее похожа на рыбацкую деревушку, где хозяйки прямо на улице чистят рыбу и строчат на допотопных швейных машинках, а верёвки с бельём привязаны к растущим прямо на ступеньках апельсиновым деревьям. Отправляясь на прогулку в Альфаму, настраивайтесь на то, что, скорее всего, заблудитесь — логике это хитросплетение улиц практически не поддаётся.

Вниз от замка спускаемся на ретро-трамвайчике, курсирующему по маршруту № 28, который напоминает транспорт начала прошлого века, и отправляемся на экскурсию по центру города. Отдаём должное тому, как наш трамвай лихо взбирается на возвышенности и с пугающим дребезгом несётся по узким извилистым улочкам. В один из моментов поездки легко достаём руками стену соседнего дома.

Выходим на остановке и перед нами открывается изумительный вид на столицу. В Лиссабоне такие обзорные террасы называются мирадору. Мы очутились на лучшей из них — Miradouro de Santa Luzia. Подходим к ограждению и замираем в восхищении. Недаром Лиссабон называют «Белый город»: перед нами целый квартал будто игрушечных, залитых солнцем белоснежных домиков с оранжевыми черепичными крышами.

В городе много интересных зданий необычной архитектуры.

Спускаемся на площадь Коммерции, которая считается одной из красивейших площадей Португалии. Здесь до землетрясения находился построенный в 1511 году Мануэлем I королевский дворец. В центре её на высоком цоколе возвышается конная статуя короля-реформатора Жозе I, министром которого был маркиз де Помбал. Величественная Триумфальная арка, украшенная барельефами и статуями известных людей и соединяющая площадь с улицей Августа, была завершена в XIX столетии. Тогда площадь и получила свое теперешнее название «Площадь Коммерции» вследствие близости к порту, являющимся главным источником торговли города. Отсюда открывается великолепный вид на реку Тежу, к которой можно спуститься по лестнице. С южной стороны площади возвышаются две квадратные башни, а с трех сторон площадь обрамляют здания министерств и банков.

Следующий пункт нашего путешествия — район Белем. Там, где Тежу впадает в океан, стоит Белемская (то есть, Вифлеемская) сторожевая башня, а чуть ближе к суше вздымается монастырь Жеронимуш — прекрасный образчик главного национального стиля — мануэлино, то есть готики, смешанной с арабской вязью, морскими узлами и астролябиями. Здесь же похоронены два всемирноизвестных португальца — Васко да Гама (который отчаливал от Белемской башни, отправляясь на поиски альтернативного пути в Индию) и Луиш Камоэнс. От Камоэнса, правда, осталась одна только гробница, сам поэт умер от чумы и похоронен в какой-то затерянной общей могиле.

Рядом находится кофейня Casa dos Pastéis de Belém, где делают лучшие в городе, а, возможно, и в стране, сладости.

Рядом с монастырем находится Вифлеемская башня (Торре де Белен), построенная в XVI веке, – символ Лиссабона. Это один из лучших образцов стиля мануэлино, башня находится под охраной ЮНЕСКО. Её украшают фонари, ажурные венецианские балконы, каменная резьба, статуя Мадонны Мореплавателей под огромным балдахином и скульптура носорога. Изнутри же башня выглядит достаточно мрачно, — раньше здесь была тюрьма. Четырехугольная Башня Белен известна как памятник португальской Эпохе Великих Географических Открытий. Башня, сооруженная в 1515-1520 г. г. и выдержанная в стиле мануэлино, является классическим символом всей Португалии. Эта башня воздвигнута в честь славного военного и морского прошлого Португалии и возвышается на том месте, где когда-то каравеллы отправлялись в далёкие страны.

Невдалеке от Башни на набережной реки Тежу по направлению к Мосту имени 25 апреля находится Памятник Мореплавателям.

Чем же запомнился Лиссабон, помимо его исторических достопримечательностей? Прежде всего, самобытной архитектурой, соединившей в себе различные стили. Полюбились нам его площади и улицы, выложенные плиткой разнообразной конфигурации и цветовой гаммы. Не оставили равнодушными и его многочисленные сувенирные магазинчики с всевозможной цветной кафельной плиткой и изделиями из неё. Ещё в городе находится один из самых больших океанариев. С удовольствием проехались по известному трамвайному маршруту № 28 по его крутым улочкам и с не меньшим удовольствием — под землей на метро в современных уютных вагонах, полюбовались своеобразным интерьером его станций.

Пришло время прощаться с гостеприимным Лиссабоном. Переезжаем через один из самых длинных мостов Европы. Через 45 месяцев после начала работ (на полгода раньше срока), 6 августа 1966 г., состоялась торжественная церемония открытия в присутствии высших лиц государства. Сооружение было названо «Мост Салазара» в честь тогдашнего диктатора Португалии. Вскоре, после Революции гвоздик, мост был переименован в честь дня, когда свершилось это событие, – Мост имени 25 апреля.

Королевская Синтра

Утром покидаем Лиссабон и направляемся в Синтру. В 27 км от Лиссабона у подножия невысоких прибрежных гор Сьерра да Синтра расположен небольшой городок Синтра, который с 1995 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сами португальцы считают его главной достопримечательностью страны, жемчужиной Португалии. Ещё в VIII веке мавры по достоинству оценили оборонительное значение этого места и построили здесь крепость. В 1147 году Афонсу I Энрикеш прогнал арабов и следующие 600 лет город был летней резиденцией португальских королей.

Среди роскошных парков, многовековых лесов, завораживающих ландшафтов, на холмах возвышаются поражающие воображение дворцы, замки, монастыри.

В самом городе расположен Национальный дворец Синтры, а в прилегающей горно-лесопарковой зоне на холме — Дворец Паласио-да-Пена и полуразрушенный Замок мавров.

Возле вокзала расположена красивейшая городская ратуша.

Перед поднятием на гору к Дворцу Паласио-да-Пена с удовольствием гуляем в городской части Синтры, застроенной старинными особнячками. Улочки прихотливо извиваются и частенько заканчиваются крутыми лестницами, ступеньки выводят на обзорные террасы, с которых открывается потрясающий вид на горы и океан. Городской пейзаж изобилует зелёными лесами, экзотическими цветами и изысканными дворцами.

В городе можно найти много замков и дворцов, сохранившихся в своей первозданности. Эти замки содержат важную историческую и художественную коллекции, что привлекает в город португальских и иностранных художников. Интересны и самобытны не только замки и дворцы, но и дома в этом сказочном городе.

Близость океана и горные хребты обеспечивают влажную, прохладную и слегка ветреную погоду, которая отлично подходит для отдыха даже в очень жаркое лето. Именно поэтому уже в XV веке летней резиденцией королевской семьи Португалии стал сказочный замок Паласио-да-Пена, который вместе со своим роскошным парком венчает один из самых высоких холмов Синтры. Расположенный на уровне 450 м над городом Синтра, относится к самым значительным образцам португальской архитектуры романтического периода. Возвышаясь на скалистом холме, он удивительным образом гармонирует с окрестными ландшафтами, сочетающими буйную растительность и скалистые утёсы.

Дворец был основан в 1839 году, когда муж португальской королевы Марии II Фердинандо II Саксен-Кобург-Гота (1816 — 1885 г. г.) приобрёл руины Иеронимского монастыря и начал перестраивать их по своему романтическому вкусу, чтобы создать здесь летнюю резиденцию. Чтобы осуществить свои фантазии, Фердинандо II обратился за помощью к знакомому немцу, барону Эшвеге, и назначил его руководителем строительства. И так как в XIX веке романтически настроенные архитекторы уже не стеснялись смешивать разные стили, то замок, как трехмерный пазл, собрали из немецких и португальских башен, мавританских арок и двориков и индийских куполов. И в довершение раскрасили все это в яркие цвета, что восхищает не только взрослых, но и детей. Причудливо-эксцентричная архитектура дворца сочетает в себе мавританские, готические и мануэлинские мотивы и дух замков Центральной Европы. Дворец стоит на вершине горы, его можно обойти по периметру по специальной дорожке. Фердинандо II также построил здесь один из самых захватывающих парков Португалии, который проектировали и засаживали растениями более 4 лет, начиная с 1846 года.

Этот самый красивый и романтический замок Португалии в шутку называют «Дворцом Белоснежки» и часто сравнивают с баварским Нойшванштайном. К Дворцу Пена можно подъехать на автобусе № 434 с центра города за 4,5 евро, но можно добраться и по тропинке пешком.

Поднимаемся на скалу, где расположена крепость, построенная маврами между IX и X веками. Во время захвата христианами крепость сдалась без боя. После XV века крепость потеряла своё стратегическое значение. Сверху открывается чудесный пейзаж: среди моря зелени видно и голубой океан и бело-красные крыши населённых пунктов и столицы.

Вниз спускаемся пешком, чтобы сильнее ощутить всю прелесть окружающей природы. Весь склон горы усеян огромными валунами, как после обвала или камнепада. Непонятно, как на этих камнях могут расти высокие деревья.

Прохожу мимо развалин старой мавританской крепости – когда-то здесь бурно протекала жизнь, а теперь лишь полуразрушенные каменные стены напоминают о её былом величии.

Королевская Синтра навсегда сохранится в памяти как одно из самих гармоничных мест мира, сочетающих в себе и прекрасные пейзажи, созданные матушкой-природой, и рукотворные дворцы и замки, созданные талантливыми архитекторами. Лорд Джордж Гордон Байрон, восхитившись красотой Синтры, назвал её райским местом, а после навсегда увековечил городок в известной поэме “Великий рай”.

Города-курорты Кашкаиш и Эшторил

После обеда направляемся к самой западной точке Европы – мысу Рока. Путь к нему пролегает по «Португальской Ривьере», с посещением городов-курортов Кашкаиш и Эшторил. Хотя Лиссабон стоит на побережье океана, в городе нет пляжей и желающие окунуться в морскую пучину или просто отдохнуть на побережье лиссабонцы выезжают в эти расположенные рядом города-курорты. Эти города очень милые и уютные.

В 15 км к западу от Лиссабона раскинулся великолепный курорт — Эшторил. Здесь уникальный микроклимат: тёплое и солнечное лето, умеренная температура в остальное время года. Именно с курорта Эшторил берёт начало туристическая индустрия Португалии. Немногим более века назад изумительной красоты природа и мягкий атлантический климат привлекли в Эшторил мировую элиту и представителей знаменитых аристократических семей. Великолепные песчаные пляжи, чистейшая вода и недоступные простому смертному отели традиционно пользуются спросом у людей немалого достатка. Любителей активного отдыха порадует невероятное разнообразие водно-спортивных развлечений, в т. ч. 8 новейших аквапарков, и прекрасные поля для гольфа.

В Эшториле часто отдыхает Её Величество Королева Англии, а небезызвестная Линда Евангелиста облюбовала себе виллу. Мы проезжаем мимо отеля, в котором отдыхал наш первый и единственный президент СССР Михаил Горбачёв.

Расположенный всего лишь в нескольких километрах от Эшторила и в 20 км от Лиссабона, Кашкаиш — типичный образец португальской архитектуры с яркими черепичными крышами и белыми стенами, отделанными красочными керамическими плитками.

Название Кашкаиша происходит от слова cascale — «маленький камень». Город располагает богатым историко-архитектурным ансамблем: музей истории, морской музей, церкви и часовни 15 века. На Центральной площади стоит памятник дону Педро.

В небольшом городе есть и другие памятники. Нам приглянулся этот скульптурный воин.

Очень понравился этот необычный симпатичный букет.

Весьма привлекательна прогулка по верхнему городу с прекрасно ухоженным городским парком и романтическим замком Аристократа.

Если двигаться дальше от города вдоль скалистого побережья, то попадаешь в Гиншу — царство широких дюн с нередкими штормовыми ветрами. Этот уголок нетронутой природы — настоящий рай для любителей виндсерфинга. Здесь находится живописный утёс Бока де Инфьерно («уста преисподней»): море вымыло отверстие в скале, и в этих каменных челюстях теперь постоянно кипит «адская похлебка».

Мыс Кабо де Рока

Горная дорога выводит на обрыв, с которого открывается головокружительная панорама океана и прибрежных скал. Это самая западная точка Европы, мыс Кабо де Рока, который стал достопримечательностью лишь в 1979 году. До этого «краем света» на Пиренейском полуострове считался испанский мыс Финистерре (лат. «конец земли»). Скала высотой в 140 метров, словно нос корабля, выдаётся в океан. Пренебрегая оградительным баръером, подхожу к её краю. Стоя у самого обрыва, слушаю торжественную музыку океана и наполняюсь его энергией. Наверное, великие португальские мореплаватели, стоя у западных берегов родного континента и всматриваясь в безбрежные океанские дали, задавались вопросом: «А что находится за этими далями?» и чтобы найти ответ на этот вопрос отправлялись в дальние морские путешествия.

Мы преодолели сюда нелёгкий путь на автобусе через много стран Европы от самой западной точки родной Украины закарпатского города Чоп (48º05′ с. ш., 22º08′ в. д.). Фотографируемся на память с нашим желто-голубым национальным флагом рядом с каменной стеллой, на котором высечены координаты (38º47′ с. ш., 9º30′ з. д.) и надпись «Onde a terra acaba e o mar comeca ….». Окутанное туманами или освещённое ярким солнцем, это место единственное и неповторимое, где, как сказал поэт Камоэнс: «К ончается земля и начинается океан » , — именно так звучат в переводе слова, высеченные на каменной стелле.

А это памятный камень.

В качестве свидетельства своего присутствия в таком харизматическом месте приобретаю в сервисном центре мыса именной сертификат о том, что действительно была здесь. На обратной стороне на разных языках, в том числе на русском, написаны следующие слова: «Удостоверяю, что был на мысе Рока в Синтре, в Португалии, в самой западной точке европейского континента, на самом краю света, «где кончается земля и начинается океан», где Дух Веры, Любви и жажда приключений, побудили португальские каравеллы отправится в путь в поисках нового мира » .

В сувенирном магазине много различной продукции о пребывании в самой западной точке Европы, особенно много сувениров с рисунками на разнообразных керамических изделиях. Выбираю магнитик на холодильник в виде маленькой керамической плитки с изображением мыса на память о посещении этого уникального места.

Но главное, что увозим из этого места, – воспоминания о том, как выглядит самая западная точка родного европейского континента. Бирюза глади Атлантики ласкает взор, а грозные скалы вызывают в воспоминаниях легенды о трагической, безответной любви.

Мы достигли самой крайней точки нашего родного континента и на этом я заканчиваю моё повествование о путешествии по Пиренейскому полуострову, мой «Пиренейский роман».

К концу XV века европейцы были вполне готовы к дальним морским путешествиям. На географических картах стали изображать стороны света, сетку параллелей и меридианов, масштабы расстояний. Еще в XIV веке в Италии был усовершенствован китайский компас: плава-ющая магнитная стрелка теперь крепилась к диску с делениями. На основе арабских судов с косым парусом испанцы и португальцы создали новый тип судна — каравеллу. Эти корабли мог-ли держать курс при любом направлении ветра при помощи косого паруса и одно-временно развивать большую скорость благодаря парусам прямым. Они были небольшими по размерам, не требовали многочисленной команды и в то же время были настолько высокими, что это позво-ляло запасать в трюмах достаточно про-визии.

Генрих Мореплаватель

Одним из первых увлекся идеей дальних морских путешествий порту-гальский принц Генрих Мореплаватель (1394-1460). Будучи юношей, он узнал из книг о возможности достичь стран, бога-тых золотом, двигаясь на кораблях во-круг Африки.

Принц Генрих каждый год отправлял корабли на юг, но капитаны, доведя суда до мыса Бохадор (26° северной широты), поворачивали обратно. Вид раскаленных солнцем пустынных берегов наводил ужас на моря-ков, напоминая им пылающую пучину ада, где горят души грешников. Сложилось предание, что обогнув-ший мыс Бохадор мореплаватель никогда не вернется обратно. Между моряками ходили разговоры: «Как можем мы перешагнуть границы, начертанные нашими предками, и много ли пользы будет от гибели наших душ и наших тел?» Лишь в 1434 году один из капитанов, опасаясь гнева принца Генриха, превозмог страх и обогнул «дьявольский» мыс. В доказательство суще-ствования жизни на юге он преподнес своему власте-лину доставленные оттуда дикие розы.

С каждым годом португальские корабли заходили все дальше и дальше на юг, двигаясь вдоль побережья Африки. Каждая новая экс-педиция привозила сообщения о невиданных животных и растениях, странных обычаях чернокожих жителей этого континента.

Бартоломеу Диаш и мыс Доброй Надежды

Наконец в 1488 году экипажу корабля Бартоломеу Диаша (1450-1500) удалось зайти дальше всех. Истощенная команда потребовала поворачивать к родным берегам. Капитану стоило невероятных усилий уговорить мо-ряков проплыть еще немного. Через два дня флотилия подплыла к мы-су, за которым африканский берег поворачивал к северу. Перед моряками расстилался Индийский океан. Впоследствии мыс этот получил название «мыс Доброй Надежды» — надежды на то, что вскоре морской путь в Индию будет открыт.

Путешествие Васко да Гама в Индию

Через 10 лет, 8 июля 1497 года, от берегов Пор-тугалии отплыли четыре корабля во главе с дове-ренным лицом короля дворянином Васко да Гамой . К экспедиции готовились очень серьезно: подбира-лись люди, на которых можно было положиться и которые владели необходимыми знаниями, вы-верялись карты, приобретались приборы для навигации. В пути часто приходилось чинить по-трепанные ветром суда. От недостатка свежих фруктов и овощей моряки болели цингой. У них выпадали зубы, болели кости, многие умирали. Уже за мысом Доброй Надежды мореплаватели встретились с арабскими купцами. Не желая пус-кать соперников в Индию, арабы отказались дать португальцам лоцмана, знакомого с ветрами и течениями Индийского океана. Лишь случайно в одном из портов им уда-лось нанять арабского морехода.

В мае 1498 года флотилия Васко да Гамы увидела берега Индии. В огромном порту Каликуты (современный город Калькутта) местный султан позволил португальцам встать рядом с арабскими и индийски-ми судами и закупить перец и пряности. Путь к родным берегам вы-держали только два корабля и меньше половины моряков, но приве-зенные ими товары были проданы по цене во много раз большей, чем стоила их закупка, снаряжение и проведение всей экспедиции. Материал с сайта

Португальская Индия

Теперь в Португалии все готовы были ринуться за восточными това-рами. Не имея сил для захвата обширных территорий, португальцы ограничились тем, что занимали удобные бухты. На их берегах возво-дились маленькие крепости — форты, ощетинившиеся пушками. Сна-чала они были построены вдоль всего африканского побережья. После этого большой португальский флот вышел в Индийский океан и начал уничтожать арабские торговые суда. Став хозяевами Индийского океа-на, португальцы вынудили правителей прибрежных городов Индии торговать пряностями только через них. Рядом с индийскими городами возникали португальские торговые поселения — фактории. В 1510 году португальцы захватили первый индийский город на побережье — Гоа. Здесь была создана крепость, поселились солдаты. Король Португалии назначил и отправил туда вице-короля португальских владений в Индии.

Двигаясь дальше на восток, португальцы выяснили, что сами прянос-ти производят не в Индии, а на островах Индонезии. Добравшись до них в 1511 го-ду, португальская эскадра подошла к порту Малакка. Беспощадный пушечный огонь уничтожил стены крепости и обра-тил в бегство даже боевых слонов местно-го правителя. Так в руках португальцев оказался пролив, через который шла вся торговля пряностями. Теперь мускатный орех и гвоздика напрямую доставлялись в Европу. По сложившимся местным торго-вым путям португальцы вскоре добра-лись до Китая и Японии, где также появи-лись их фактории. Все форты, фактории и местные города стали португальскими колониями , то есть территориями, ли-шенными местного управления и находя-щимися под властью чиновников, при-сланных из страны-захватчика — метро-полии .

Португальские открытия в Америке

Вопросы по этому материалу: