Северо западный переход из европы в азию. Фильм северо-западный проход. Северо-западный проход против северного морского пути

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Северо-Западный проход (англ. Northwest Passage ) - морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг .

При попытке пройти по Северо-Западному морскому пути погибла знаменитая экспедиция Франклина (1845-1847). В поисках пропавшей экспедиции, а также в изучении данного маршрута принимали участие многие известные мореплаватели и исследователи, в частности Эдуард Ингфилд , Джон Рэй , Френсис Мак-Клинток .

Проход впервые пройден полностью по воде Руалем Амундсеном в 1903-1906 гг. Роберт Мак-Клур , прошедший его в 1850-1853 гг., проделал часть пути по льду и вернулся в Англию на корабле другой экспедиции.

В сентябре 2007 года Европейское космическое агентство заявило, что за промежуток около 30 лет спутниковых наблюдений область арктического морского льда сократилась до минимального уровня, и это сделало Северо-Западный проход судоходным . Канадское правительство заявило о том, что этот проход входит в территориальные воды Канады. Международным сообществом данное заявление было принято неоднозначно, что в свою очередь может затруднить будущее международное судоходство.

См. также

Напишите отзыв о статье "Северо-Западный проход"

Примечания

Ссылки

  • / Lenta.ru, 15 сентября 2007
  • (недоступная ссылка с 30-09-2016 (891 день))
  • (Грэм Кендалл), SeaExpo, 01.11.2010

Отрывок, характеризующий Северо-Западный проход

Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)

В этом месяце бывший премьер-министр Франции Мишель Рокар (Michel Rocard), занимающий сейчас пост французского представителя по делам Арктики и Антарктики, побывал в Арктике на борту канадского ледокола «Амундсен». Рокар не очень-то высоко отозвался о возможностях принимающей стороны на крайнем Севере. Он заявил: «У меня такое впечатление, что Канада отказалась от борьбы за то, чтобы привлечь в ближайшие 25-30 лет большую часть грузопотоков на свой арктический путь».

Рокар добавил, что Канада слишком маленькая страна, чтобы платить за превращение Северо-Западного прохода в жизнеспособный морской маршрут. В то же время, он считает, что Россия гораздо больше готова к тому, чтобы превратить свой Северный морской путь в привлекательную альтернативу Суэцкому каналу. У России уже есть четыре атомных ледокола, и она строит еще как минимум один. Кроме того, Россия только что объявила, что создаст вдоль маршрута следования девять центров экстренного реагирования, которые будут расположены от Чукотки до Баренцева моря. Каждый центр будет стоить 18,5 миллиона долларов, и там будет спасательная, противопожарная и вертолетная техника.

Доктор наук Алексей Книжников, работающий координатором российской программы Всемирного фонда дикой природы по экологической политике нефтегазового сектора, говорит следующее:

«Без таких центров любые коммерческие операции в Арктике чреваты огромными опасностями. Эти опасности будут существенно снижены, как только Россия развернет цепочку таких центров от Чукотки до Баренцева моря. Эти центры будут обеспечивать защиту местного населения и хрупкой окружающей среды Арктики».

Есть некий парадокс в том, что эти центры должны защищать местное население и окружающую среду. Похоже, сейчас принимается не слишком-то много профилактических мер по предотвращению катастроф. Скорее, Россия размещает центры экстренного реагирования, которые будут приводиться в действие, когда на танкерах будет обнаружена утечка в воду нефти или вредных веществ. Как бы то ни было, нельзя отрицать, что эта страна вкладывает большие деньги в Север в целом, и в Северный морской путь в частности. А Канада в этом плане отстает. Россия даже строит 15 новых станций наблюдения и 30 автоматизированных постов наблюдения. Итого, в целом их будет 70 и 33, соответственно. У нее есть даже намерение разместить в космосе дополнительные спутники, чтобы следить за погодой в российской Арктике.

Однако не совсем верно то, что Канада «слишком маленькая страна», чтобы развивать инфраструктуру Северо-Западного прохода. На самом деле, если говорить об экономике, то ее ВВП чуть больше, чем у России, хотя в Канаде живет меньше народа, особенно в Арктике. Ее проблемы больше связаны с географией и с политикой. С точки зрения географии у Северо-Западного прохода есть ряд недостатков. Прежде всего, через многочисленные острова Канадского архипелага нет четко обозначенного маршрута, в то время как Северный морской путь идет в основном вдоль побережья России. Кроме того, у Канады возле Северо-Западного прохода очень мало объектов инфраструктуры. В поселки, находящиеся вдоль маршрута, такие как Кембридж Бей и Резольют, из других мест Канады можно попасть только самолетом. В то же время, для России благоприятным фактором является то, что на Северном морском пути находится незамерзающий порт Мурманск. Одновременно это крупный город с прямым железнодорожным сообщением до Санкт-Петербурга. Хотя два маршрута лежат примерно в одних и тех же широтах - чуть южнее 70 градусов северной широты - Северо-Западный проход в целом больше покрыт льдом, чем российский путь. Кроме того, в Канаде последние изменения в таянии льдов не нанесены как следует на карту в интересах судоходства. А поскольку у Канады нет ледоколов, необходимых для проводки судов через предательский проход, компании с неохотой идут на перенос своих грузоперевозок из Суэцкого канала в Северо-Западный проход, несмотря на активную деятельность сомалийских пиратов.

С точки зрения политики суверенитет Канады над Северо-Западным проходом оспаривается, и прежде всего, его оспаривают Соединенные Штаты. По поводу Северного морского пути никаких споров нет, потому что он пролегает вблизи российского побережья. Кроме того, поскольку Канада является парламентской демократией, ей нелегко просто так вкладывать деньги в этот проект, как бы ни старался Стивен Харпер. С другой стороны, российским властям в этом отношении намного проще.

Пока Рокар обвиняет Канаду в отсутствии силы воли в вопросе Арктики, Россия готовится к проводке по Северному морскому пути самого крупного за всю историю танкера. Проводка будет осуществляться двумя атомными ледоколами. «Ямал», на борту которого недавно прошла важная конференция по Арктике, и «50 лет победы» проведут по Северному морскому пути танкер класса суэцмакс «Владимир Тихонов» водоизмещением 162000 тонн. Выйдя из Норвегии в Мурманск в сопровождении «50 лет победы», этот танкер с газовым конденсатом за 8-9 дней дойдет до Новосибирских островов, где встретится с «Ямалом». Затем он продолжит плавание по Северному морскому пути с конечным пунктом в Таиланде. Канадские газеты не могут похвастать историями о проводке столь крупных судов по Северо-Западному проходу. Пока это дело отдаленного будущего.


Северо-западный проход

Это была такая игра, в которую каждый ребенок, наделенный живым воображением, готов играть целые дни напролет. Требовалось отыскать "северо-западный проход" в школу. Дорога туда была простая и хорошо знакомая, но игра состояла в том, чтобы найти какой-нибудь окольный путь. Нужно было выйти из дому на десять минут раньше, завернуть куда-нибудь в сторону и пробраться через незнакомые улицы к своей цели.
Герберт Уэллс "Дверь в стене"

Правила игры в "Северо-западный проход", как видите, чрезвычайно просты. От игрока требуется не слишком много: предпочитать незнакомые пути знакомым и располагать достаточным количеством времени, чтобы иметь возможность перейти от теории к практике.

Рассказ Уэллса с описанием игры я прочел рано, еще до того, как пошел в школу. И тут же начал искать возможности сыграть в "Северо-западный проход". С возможностями, откровенно говоря, было совсем плохо: пленник своего двора, вынужденный держаться на расстоянии крика от родительских окон, я не имел ни малейшего шанса опробовать рецепт.

Однако через полгода мне предстояло отправиться в первый класс. Мне повезло: школа была довольно далеко от дома, минут двадцать пешком (в чем я успел убедиться, поскольку уже дважды ходил туда в сопровождении родителей - записываться в подготовительный класс, и еще раз, на первое занятие этого самого подготовительного класса, откуда меня с треском выставили за умение читать и писать и врожденный дар срывать уроки). Впрочем, мама меня утешила, заявив, что в первый класс меня все равно примут: никуда, дескать, не денутся. Я ей верил и взволнованно ждал начала занятий, заранее предвкушая ежедневные путешествия в школу и обратно. Каждый день - новой дорогой, разумеется. Утро я начинал с вопроса: скоро ли первое сентября? Родителей умиляло мое нетерпение; их знакомые ставили меня в пример своим детям, так что я довольно быстро заработал репутацию ненормального. Мне было плевать: я знал, ЧЕГО я жду от школы. Свободы передвижения в пространстве, и ничего больше.

Все вышло так, как я задумал. Проводив меня в школу раз пять, мама оценила бессмысленность этого занятия и довольно легко согласилась с тем, что я уже вполне способен добираться туда в одиночку. Несколько первых походов в школу и обратно я совершил по протоптанному маршруту, дабы лучше освоиться. Когда впервые в жизни начинаешь ходить по городу в одиночестве, "знакомых" и "привычных" путей не бывает. Поначалу.

Первое отклонение от маршрута я позволил себе примерно через неделю. Согласно совету Герберта Уэллса, вышел из дома пораньше. Половину пути преодолел как во сне, замирая от сладкого ужаса: сейчас, сейчас! Наконец свернул в незнакомый переулок. В переулок, где никогда не бывал прежде. Сердце бешено колотилось: я узнал цену слову "впервые". Обернувшись назад, я не узнал улицу, по которой только что шел, и чуть не закричал от ужаса. Впрочем, через несколько секунд я понял, что с улицей все в полном порядке, просто я еще никогда не смотрел на нее с такого ракурса. Страх сменился восторгом; я решительно зашагал по незнакомому переулку. Потом свернул, и еще раз свернул. Сделал небольшую петлю, вернулся на знакомую улицу и пошел дальше привычным путем. Невелик подвиг, однако, лиха беда начало!

Через пару месяцев мне было известно несколько десятков путей от дома до школы. У меня появились два товарища по игре, с которыми можно было соревноваться (конечно, три игрока - это мало, однако, большинство наших сверстников передвигались по городу под конвоем; мы им снисходительно сочувствовали). Со временем мы начали записывать названия улиц и переулков, куда забредали, и номера домов, возле которых следовало сворачивать, чтобы впоследствии каждый мог опробовать чужие маршруты. Еще позже научились чертить схемы. К началу занятий во втором классе мои товарищи заметно остыли к игре, а я уже не мог остановиться, меня разобрал настоящий азарт. Я записался практически во все возможные кружки, для занятий в которых требовалось оставаться в школе после уроков: поскольку занятия кружка длились не от звонка до звонка, а в зависимости от настроения преподавателя, родители больше не могли требовать от меня являться домой в четко установленное время. Это давало примерно полчаса свободы в сутки: полчаса, в течение которых в школе знали, что я уже ушел домой, а дома полагали, будто я еще в школе. Полчаса свободы в день - не так уж и мало: за полчаса опытный игрок в "Северо-западный проход" обычно успевает найти новый маршрут там, где его нет и быть не может (например, пробраться на параллельную улицу дворами, взламывая щеколды на калитках, подлезая под колючую проволоку и преодолевая дощатые заборы).

Если вы думаете, будто я сейчас напишу, что, дескать, детство кончилось, я стал взрослым занятым (читай: лысым, пузатым, скучным) человеком, забыл любимую игру, и все такое, - значит вы еще плохо меня изучили. Я как раз собираюсь написать, что для взрослого человека игра в "Северо-западный проход" - не просто удовольствие, а жизненная необходимость. Это гораздо нужнее, чем сауна, спортзал и массаж (весьма, впрочем, небесполезные). Потому что дороги, которыми мы ежедневно курсируем, сколь бы разнообразными они ни казались (дом - служба - кофейня - магазин - второе место работы - клуб - ночной супермаркет - дом) постепенно изнашиваются под нашими ногами. Продолжая ходить знакомыми маршрутами, мы лишь умножаем усталость дорог, и она липкой пылью окутывает наши собственные ступни. Усталость и скука - болезни куда более опасные, чем кажется тому, кто еще не осознал, что начинает стареть, а игра в "Северо-западный проход" - отличное гомеопатическое средство, годное и для лечения, и для профилактики.

Не далее как позавчера я покинул дом по вполне неотложному делу. Но вместо того, чтобы выходить на улицу и ловить такси, свернул во двор, вышел на параллельную улицу, пересек еще несколько дворов, забрел на автостоянку, оттуда - к ограде какого-то института, оттуда - на странное узкое шоссе, окруженное низкими строениями промышленного вида, потом я перелез через невысокую проволочную ограду, взобрался на холм и удивленно присел на корточки, услышав свисток приближающегося поезда... Гравий на железнодорожной насыпи был теплым, как кожа живого существа; между шпалами рос подорожник; ветки кустарника качались под тяжестью синиц.

У меня в кармане зазвонил телефон: один из коллег желал убедиться, что я не забыл о встрече. "Да, я уже к вам иду", - заорал я, пытаясь перекрыть грохот стремительно приближающегося товарного состава. Грохот услышали и "на том конце эфира". "Ты что, на поезде едешь?" - "Нет, пешком иду по шпалам, - честно сказал я. - Играю в "Северо-западный проход". Хотите, вас научу?"

Многочисленные острова северо-западной части американского континента разделены между собой и материком водами Арктики. Морские пути в этой части планеты носят название Северо-Западного прохода.

Поиски водного пути из Тихого океана в Атлантический начались в начале 19-го века. В 1818 году отправился в Арктику англичанин Росс. Позже попытка повторялась несколько раз. И только в 1904 году норвежцу Амундсену за две навигации удалось найти проход по воде.

В июне 1940 года из канадского порта Ванкувер, находящегося на побережье Тихого океана, вышла небольшая моторная шхуна «Сент-Рок». Шхуна, водоизмещением 328 тонн, была специально спроектирована и построена для плавания в северных широтах. Руководил экспедицией из восьми человек канадский полицейский норвежского происхождения Генри Ларсен . Перед самой войной Ларсен, получив звание инспектора, был назначен ответственным за организацию арктических отрядов.

Он повел «Сент-Рок» вдоль берегов Аляски обычным маршрутом, каким в северные воды отправлялись рыбаки и охотники за пушниной. Пройдя Берингов пролив, шхуна оказалась в море Бофорта. После прохождения залива Амундсена смельчаки достигли острова Виктория. У северо-западного побережья, в заливе Уолкер, экспедиция устроила первую зимовку.

Ларсен старался выбрать оптимальный маршрут. В следующем 1941 году экспедиция попыталась обогнуть остров Виктория с севера, пройти через пролив, отделяющий от острова Банкс. Путешественник полагал, что воды пролива Принца Уэльского будут свободнее, чем пролив Долфин. Однако он ошибся в своих предположениях. Пролив Принца Уэльского был забит тяжелыми льдами. Сложная ледовая обстановка заставила их вернуться. Шхуна отправилась на восток вдоль материка. Миновав залив Коронейшн, она оказалась в водах пролива Виктория. В сложнейших навигационных условиях, воду уже начало сковывать льдом, «Сент-Рок» достигла полуострова Бутия. Затем Ларсен повернул на север и в начале сентября укрылся в заливе Пасли.

Здесь экспедиция устроилась на вторую зимовку. Условия были гораздо более суровыми, чем на прошлой стоянке. Температура воздуха опускалась ниже 57°С. Во время этой зимовки погиб один из членов экипажа. В следующем году из-за суровой зимы воды освободились ото льда только в июне. «Сент-Рок» двинулась дальше. Пройдя между полуостровом Бутия и островом Сомерсет, шхуна направилась через пролив Ланкастер и попала в море Баффина. Можно было считать, что экспедиция удалась. В октябре 1942 года «Сент-Рок» бросила якорь в Галифаксе. Путешествие, продолжавшееся 842 дня, завершилось. Успех экспедиции был достигнут за счет правильно выбранного судна, снаряжения и должной подготовки экипажа.

Следует оговориться, что сам руководитель путешествия весьма сдержанно оценивал результаты экспедиции, называя разведкой для прокладки продолжения Северного морского пути. Этот маршрут в условиях Второй мировой войны имел очень важное значение. По словам Ларсена, его экспедиция доказала то, что Северо-Западный проход можно пройти за одну навигацию, но сделать это можно не каждый год.

Экспедиция Ларсена не смогла оценить, в какой мере северный маршрут пригоден для судов с большой осадкой. Только в 1954 году через Северо-Западный проход отправилось первое коммерческое судно. В течение последних 30 лет из космоса осуществлялось постоянное наблюдение за движением льдов в западной части Арктики. Метеорологи пришли к выводу, что в связи с изменением климата количество морского льда ощутимо уменьшается, что делает Северо-Западный проход открытым для судоходства.

Монтаж Конрад А. Нервиг Операторы Уильям В. Скалл , Сидни Вагнер Сценаристы Бруно Фрэнк , Джулс Фёртмен , Элизабет Хилл , еще Художники Седрик Гиббонс , Эдвин Б. Уиллис

Знаете ли вы, что

  • Фильм «Северо-Западный проход» вошел в ТОП самых высокобюджетных фильмов того времени. Средства, которые были потрачены на его производство, составили почти 3 000 000 долларов. И хотя картина оказалась достаточно успешной, вернуть деньги, вложенные в нее, так и не удалось.
  • Одной из самых опасных сцен, которые нужно было отснять режиссерам, оказался переход «живой цепи» через горную реку вброд. Сложность заключалась в том, что на съемочной площадке не оказалось дублеров. То ли они не были предусмотрены, то ли потерялись, но актерам пришлось выполнять эту непростую задачу самостоятельно. И этот факт заставил некоторых из них всерьез задуматься о том, чтобы был пересмотрен их сценический гонорар. Чтобы не подвергать актеров риску, было принято решение отснять эту сцену в несколько этапов. Первый из них сняли на одном из озер в штате Айдахо, ну а закончили в специальном бассейне, установленном на студии.
  • Примечательно, что факт переправы через реку вызвал проблемы не только у съемочной команды «Северо-Западного прохода». Согласно исторической справке, до того, как пересечь реку, отряд майора Роджерса составлял 154 человека, после того, как реку преодолели, численность его составила 142. При переправе погибло 12 человек. Это, кстати, не единственный случай, когда отряд терял солдат не в боевой обстановке. К концу экспедиции домой вернулись всего 100 человек.
  • К счастью, на пути экспедиции встречались и хорошие дни. Веселый случай произошел возле стен одного из британских фортов. Когда отряд майора Роджерса приблизился к форту, чтобы пополнить запасы экспедиции, тот оказался брошенным. Оказалось, что комендант форта перепутал отряд рейнджеров с французскими войсками и решил отступить. Майору Роджерсу пришлось 10 дней догонять лейтенанта Стивенса, чтобы вернуть его назад в форт.

Больше фактов (+1)

Ошибки в фильме

  • Самый первый ляп в этом фильме содержится чуть ли не вначале. Майор Роджерс дает напутствие своим солдатам, перед тем как они выступят в экспедицию, и в его руках находится дорожный посох. Когда он начинает свою речь, посох возвышается над его головой сантиметров на 15, но когда речь заканчивается, посох по непонятным причинам становится короче чуть ли не на полметра.
  • Во время сцен атаки, если присмотреться, можно увидеть, что некоторые штыки на винтовках гуляют из стороны в сторону. Это происходит по причине того, что некоторый реквизит для фильма был выполнен из резины.
  • Фильм также содержит некоторые исторические неточности. В картине показывается эпизод, когда майор Роджерс приказывает своим солдатам нести их вельботы через горные хребты на плечах. На самом деле это событие не имеет никакого отношения к миссии святого Франциска, они произошли несколькими годами ранее, когда майор Роджерс двигался в Кариллион.
  • Еще один забавный ляп содержится в сцене битвы с индейцами. Во время боевой суматохи один мертвый индеец поворачивает голову, и делает это для того, чтобы избежать столкновения с человеком, бегущим позади него.

Больше ошибок (+1)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

События в фильме начинают разворачиваться с того момента, когда молодой Ленгтон Таун приезжает домой с неприятными известиями: его исключили из Гарвардского университета. Естественно, семья разочарована, но его принимают обратно. Возвращению своего жениха рада и молоденькая дочь влиятельного священнослужителя Элизабет Браун, чего нельзя сказать о ее отце. Он считает Ленгтона легкомысленным и несерьезным юношей, потому что тот мечтает стать художником и настаивает на том, чтобы его дочь разорвала эти отношения. Чтобы хоть как-то отвлечься от бед, навалившихся на него, Таун отправляется в местную забегаловку. Там в порыве пьяного угара он затевает конфликт, который грозит ему тюремным заключением. Чтобы его избежать, Таун принимает решение бежать. Спустя какое-то время своих мытарств он попадает в придорожную таверну, где знакомится с загадочным мужчиной в зеленом мундире. Очнувшись после вчерашней попойки, молодой забияка обнаруживает, что находится в военном лагере, а человек, который вчера его напоил, оказывается майором Роджерсом. Майор набирает отряд добровольцев, чтобы совершить отчаянную экспедицию, и ему очень пригодятся навыки картографии, которыми обладает Ленгтон. Это знакомство перевернет жизнь главного героя раз и навсегда. Пройдя все испытания, он вернется настоящим мужчиной, который не отказывается ни от своей мечты, ни от своей женщины.