Фильм северо-западный проход. Кто открыл Северо-Западный проход

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОХОД

В пятнадцать лет в руки Амундсена случайно попала книга английского полярного исследователя Джона Франклина, в которой он рассказывал об экспедиции, обследовавшей побережье Северной Америки между Гудзоновым заливом и рекой Маккензи. Книга Дж. Франклина «Рассказ о путешествии к берегам Полярного моря в 1819-1822 гг.» изобиловала описанием трудностей, подстерегающих человека в Арктике. Нередко путникам приходилось питаться лишайниками и даже есть изношенную обувь. Многие участники экспедиции погибли. Юного Амундсена увлекли описания этих приключений.

«Удивительно, что из всего рассказа больше всего приковало мое внимание именно описание этих лишений, испытанных Франклином и его спутниками. Во мне загорелось странное стремление претерпеть когда-нибудь такие же страдания» («Моя жизнь», стр. 8). В 1845 году Джон Франклин возглавил крупную экспедицию на кораблях «Эребус» и «Террор», имевшую целью найти Северо-Западный проход. Экспедиция исчезла в архипелаге островов к северу от Канады. Много лет десятки спасательных экспедиций искали Франклина и его спутников. Только в 1859 году удалось обнаружить свидетельства трагической гибели экспедиции. В ходе поисков была описана значительная часть Канадского арктического архипелага и по частям открыт Северо-Западный проход.

Проход этот пролегал через сложный лабиринт проливов, почти постоянно забитых морским льдом. Это обстоятельство охладило пыл капитанов и судовладельцев, надеявшихся воспользоваться этим проходом, представлявшим собой кратчайший путь из Атлантики в Тихий океан. Было признано, что этот проход практического значения не имеет.

Юный норвежец, прочитав гору книг о поисках Северо- Западного прохода, ведущих отсчет со времен Джон Кабота, загорелся идеей покорить его. И начал готовиться к осуществлению этой цели втайне. Втайне потому, что его мать, которую он очень любил, не хотела, чтобы он стал моряком, а тем более полярным путешественником. Тогда же он понял, что для полярных путешествий прежде всего нужна выносливость и физическая закалка, а он был болезненным мальчиком. Он стал заниматься спортом: играл в футбол, совершал лыжные походы, спал зимой при открытых окнах.

По настоянию матери после гимназии Амундсен поступил на медицинский факультет университета. Но через три года мать умерла, и он бросил университет.

«Смерть избавила ее от неминуемого открытия, что честолюбие и интересы мои пошли по совершенно иным путям» («Моя жизнь», стр. 10).

В то время ему шел двадцать первый год. Пройдя обязательную военную службу, он начал самостоятельно учиться штурманскому делу. В летние сезоны 1894-1896 годов Руал нанимался матросом на парусные шхуны, промышлявшие тюленей в Гренландском море, чтобы приобрести морскую практику. Вскоре он сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. Как раз в те годы (1893-1896) норвежское судно «Фрам» совершало свой знаменитый дрейф через Арктический бассейн. Когда стало ясно, что судно дрейфует много южнее полюса, руководитель экспедиции Фритьоф Нансен, взяв себе в спутники Ялмара Юхансена и оставив командовать судном Отто Свердрупа, отправился на лыжах к Северному полюсу. До цели они не дошли, но установили рекорд продвижения на север и, повернув обратно, вышли по льдам к Земле Франца-Иосифа. Там путешественники встретились с английской экспедицией Джексона. По счастливой случайности почти в тот же день, когда Нансен вернулся в Норвегию, «Фрам» вышел изо льдов у Шпицбергена.

Нансен стал самым популярным полярным исследователем. Триумфальная встреча, устроенная ему в Норвегии, еще больше подогрела честолюбие молодого Амундсена. В 1897 году он услышал о том, что бельгиец де Жерлаш де Гомери формирует экспедицию в Антарктику. Амундсен поехал в Антверпен и добился встречи с де Жерлашем. Бельгийский моряк быстро понял, что норвежец именно тот человек, который ему нужен: он был молод, вынослив, имел опыт плавания в полярных водах. Кроме того, Амундсен не требовал высокой платы за работу в экспедиции и был согласен высадиться на берег ледяного континента и остаться там на зимовку. В двадцать пять лет Амундсен стал первым штурманом на судне «Бельжика» («Бельгия»).

Целью бельгийской экспедиции было открытие Южного магнитного полюса - точки, где пересекаются магнитные силовые линии Земли. К тому времени было известно лишь одно - точка эта находится где-то на Антарктическом материке.

В конце 1897 года, в разгар антарктического лета, «Бельжика» после захода на Огненную Землю направилась к Земле Виктории. У Южных Шетландских островов научный состав экспедиции вместе с ее начальником занялся сбором зоологических и геологических коллекций, съемкой берегов, магнитными и метеорологическими наблюдениями. Увлекшись научной работой, путешественники упустили самое благоприятное время для осуществления основной цели экспедиции. В результате стечения ряда обстоятельств «Бельжика» была зажата льдами в южной части нынешнего моря Беллинсгаузена и попала в длительный дрейф.

Из всех членов экспедиции только четверо - румынский биолог Раковица, польский метеоролог Добровольский, американский врач Кук и норвежец Амундсен - были подготовлены к жизни в полярных условиях; именно эта четверка была предназначена для высадки на континент. Но ей не суждено было состояться.

Запас продовольствия и экипировка экипажа не были рассчитаны на столь долгий срок. Зимовка была трагической. Два матроса сошли с ума, а большинство заболели цингой и были на краю гибели. Из описаний прежних полярных путешествий Кук и Амундсен знали, что свежее мясо - хорошее лекарство от цинги. Еще в начале зимовки они стали забивать тюленей и пингвинов; туши их хранились в снегу у борта судна. Однако из какого-то странного предубеждения де Жерлаш запретил употреблять это мясо в пищу. Но когда начальник экспедиции и капитан Лекуант тоже заболели цингой, и настолько серьезно, что вынуждены были передать руководство экспедицией Амундсену, тот первым делом заставил повара приготовить тюленье мясо.

«Удивительно было наблюдать действие, вызванное такой простой переменой пищи. В течение первой же недели все начали заметно поправляться» («Моя жизнь», стр. 26).

Тринадцать месяцев длился вынужденный дрейф судна. Оправившись от болезни, ученые экспедиции возобновили научные наблюдения. Лишь поздней антарктической осенью, в конце марта 1899 года, судно вырвалось из ледового плена. Через два года после выхода в плавание экспедиция вернулась в Европу.

Первая зимовка во льдах была хорошей школой для Амундсена. Приобретенный опыт и тщательное изучение описаний удачных и неудачных полярных экспедиций убедили его, что победа и успех обеспечены лишь тому, кто тщательно подготовился к работе и жизни в суровых условиях.

Вернувшись из экспедиции, Амундсен сдал экзамен и получил диплом капитана. Теперь наступила пора взяться за осуществление мечты юности - покорение Северо-Западного прохода.

Но для этого нужны были деньги и моральная поддержка. И Амундсен решил обратиться к своему знаменитому соотечественнику - Фритьофу Нансену. Теперь это был уже не тот восторженный юнец, что в толпе ему подобных встречал Нансена после возвращения из экспедиций. После плавания с бельгийцами Амундсен и сам стал известной личностью.

«Я знал, что одно слово поощрения из его уст явилось бы неоценимой поддержкой для моего плана, так же как неблагоприятный отзыв мог оказаться для него роковым» («Моя жизнь», стр. 29).

Но опасения Амундсена были напрасны: Нансен одобрил план и, более того, принялся активно помогать экспедиции. Он рекомендовал не только попытаться проплыть из Атлантического океана в Тихий, но и выполнить наблюдения в районе Северного магнитного полюса, чтобы узнать, насколько изменилось его положение по сравнению с 1831 годом, когда он был открыт Джеймсом Кларком Россом.

«Иначе к моим планам не отнеслись бы серьезно и мне не удалось бы получить необходимой поддержки» («Моя жизнь», стр. 30). К этой задаче Амундсен отнесся с максимальной добросовестностью. Он едет в Гамбург к известному геофизику профессору Георгу фон Неймайеру с целью приобрести навыки геомагнитных наблюдений. Неймайер к молодому норвежцу отнесся весьма благосклонно и предоставил ему возможность заниматься в Гамбургской морской обсерватории. Проведя в Гамбурге несколько месяцев, он продолжил стажировку в обсерваториях Вильгельмсхафена и Потсдама. Таким образом, Амундсен к выполнению программы научных наблюдений готовился весьма основательно. В первую очередь он приобрел научные инструменты, а в 1900 году купил небольшую парусную яхту водоизмещением 47 тонн, построенную еще в 1872 году, то есть в год его рождения. Он назвал ее «Йоа». Отремонтировав судно, летом 1901 года Амундсен отправился и Гренландское море, чтобы испытать его в открытом океане и одновременно выполнить здесь океанографические наблюдения.

Дело в том, что Нансен при обработке океанографических наблюдений, выполненных во время дрейфа «Фрама», высказал. гипотезу об образовании холодных глубинных вод в центре Гренландского моря. Однако чтобы говорить об этом более уверенно, ему нужны были дополнительные наблюдения. По программе, составленной Нансеном, Амундсен выполнил такие наблюдения вблизи берегов Шпицбергена с борта «Йоа».

«Я знал, что доктору Нансену требовались кое-какие данные, и хотел добыть их для него в знак моей благодарности. Он был чрезвычайно доволен, получив их от меня осенью» («Моя жизнь», стр. 32).

Эти наблюдения оказались весьма ценными. Они дали возможность Нансену установить, что холодные глубинные воды, образуются в Гренландском море в результате опускания охлаждающихся зимой поверхностных вод между Ян-Майеном и Шпицбергеном. Это явилось весьма крупным открытием в океанографии.

Еще год ушел на добывание денег, подготовку снаряжения и дооборудование судна. В счет аванса за будущие научные. результаты экспедиции Амундсен сумел получить крупную ссуду от государства. Но и этого было мало. В поисках денег он осаждал всех и вся, многие товары ему пришлось брать под залог судна. В конце концов он ушел в плавание тайком - в полночь, под проливным дождем. Это было 16 июня 1903 года.

«Когда день занялся над нашими свирепыми кредиторами, мы были уже на надежном расстоянии в открытом море- семеро пиратов, счастливейшие из всех, когда-либо плававших под черным флагом» («Моя жизнь», стр. 32).

Да, их было всего семеро: начальник экспедиции Амундсен, он же капитан, его помощник, два штурмана, два механика и повар. Зато эти люди умели делать все. На борт было взято шесть эскимосских лаек, подарок Отто Свердрупа, - он привез их из плавания на «Фраме» в Канадском арктическом архипелаге.

Вначале плавание «Йоа» протекало благополучно, в основном под парусами, так как мотор был маломощным - всего лишь 13 лошадиных сил. Зайдя в небольшое селение Годхавн, расположенное на западном побережье Гренландии, судно приняло на борт еще десять ездовых собак, нарты, каяки, лыжи, бидоны с керосином и прочее полярное снаряжение, заказанное заранее. Далее судно направилось на север морем Баффина вдоль западного побережья Гренландии, выбирая путь через плавучие льды и лавируя между айсбергами.

От мыса Йорк судно проследовало через северную часть моря Баффина на запад, к проливу Ланкастер. Этот пролив оказался свободным ото льда. 22 августа «Йоа» встала на якорь у острова Бичи в бухте Эребус. Здесь Амундсен выполнил серию магнитных наблюдений. В этих местах в 1845/46 году прошла первая зимовка экспедиции Франклина. Отсюда англичане направились на юго-восток, а затем на юг через пролив Пил.

По словам Амундсена, 1903 год был «необыкновенно счастливым в отношении льдов». Все предшествующие экспедиции встречали здесь сплоченные морские льды. А «Йоа» плыла через цепочку проливов между островами по чистой воде, правда, при сильном волнении, частых туманах и плохой видимости. 30 августа 1903 года судно прошло вдоль западного берега полуострова Бутия, на котором Джеймс Росс за 72 года до того определил место Северного магнитного полюса.

Нельзя сказать, что плавание проходило совсем безмятежно. В этих почти неисследованных водах судно село на камни, но тут огромная волна подхватила его и перенесла через риф. Однако во время удара о камни выскочили из гнезд петель штыри руля. Случай выручил норвежцев и на этот раз - несколько минут спустя штыри соскользнули обратно в гнезда и руль вновь стал слушаться штурвала. А однажды ночью в машинном отделении загорелся разлитый керосин. К счастью, пожар вовремя заметили и потушили. И наконец, четверо суток в незнакомых водах бушевал свирепый шторм, и только искусное лавирование спасло утлое суденышко от гибели.

В сентябре начались морозы, приближалась полярная ночь, и Амундсен решил поставить судно на зимовку. У южного берега острова Кинг-Вильям была обнаружена спокойная бухточка, окруженная холмами. Ее назвали бухтой Йоа. К западу простирался узкий пролив Симпеон, отделяющий остров Кинг-Вильям от Североамериканского континента. Пролив был совершенно чист ото льда, и судно могло продвигаться дальше на запад.

«Таким образом, Северо-Западный проход был открыт для нас. Но нашей целью прежде всего было произвести наблюдения в районе Северного магнитного полюса, а проход был уже делом второстепенным» .

Еще в пути к месту зимовки путешественники высаживались на шлюпке на берег и на приметных местах ставили гурии из камней, под которыми Амундсен оставлял записки о положении дел в экспедиции. Хотя экспедиция и была подготовлена со всей тщательностью, но вся история полярных путешествий свидетельствует о том, что в полярных районах, да еще в неисследованных местах, случайность легко перерастает в закономерность и в любой момент может привести к катастрофе. О системе установки гуриев на случай поисков экспедиции Амундсен еще перед отплытием из Норвегии договорился со своим наставником Нансеном.

Итак, первый этап экспедиции был завершен успешно. 12 сентября 1903 года, оставив позади значительную часть пути по неисследованным водам, судно было поставлено на зимовку. Для магнитных наблюдений на берегу бухты была устроена магнитная обсерватория. Она была сколочена из пустых ящиков специальными медными гвоздями; ящики для устойчивости засыпали песком. Фундамент для установки инструментов сложили из камней и скрепили их цементом. В 65 метрах от обсерватории был построен жилой домик для двух наблюдателей.

В начале октября бухта и пролив замерзли. С северных островов на юг пошли стада оленей, и зимовщики сделали солидный запас оленьего мяса. В конце октября к месту зимовки пришли эскимосы. Отношения с коренными жителями этих мест с самого начала сложились благоприятно.

«Наши друзья оглули - эскимосы гостили у нас много раз и всегда целыми толпами. Они охотно приходили ко времени обеда, строили свои снежные хижины и оставались у нас по нескольку дней».

Эскимосы научили Амундсена и его товарищей строить снежные хижины - иглу. В походных условиях они были более удобны, чем европейские палатки, - хотя бы потому, что их не нужно таскать с собой. Это было немаловажным обстоятельством, так как зимой при морозах, доходивших до -60°, путешественники совершали длительные походы, чтобы точнее определить место магнитного полюса.

Прошла долгая, суровая зима, наступил полярный день, а за ним короткая весна и лето. Как-то внезапно земля запестрела цветами и травами, появились птицы, комары и мухи. Все спешило жить после долгого зимнего сна. В августе Амундсен предпринял путешествие по окрестностям, выполняя геомагнитные наблюдения. В отличие от прошлого года в это лето проливы не освободились ото льдов, лишь у берегов образовались узкие полоски воды. Приближалась зима, а «Йоа» по-прежнему оставалась в ледовом плену. Вскоре вновь стали покрываться льдом и открытые участки воды.

Амундсен писал по этому поводу:

«Хотя было еще рано, но мы должны были признаться самим себе, что скоро наступит зима... В ночь на 21 сентября повсюду образовался настоящий лед и началась вторая зимовка» («Северо-Западный проход», стр. 154).

Амундсен нередко совершал поездки в эскимосские селения, выменивая мелкие предметы домашнего обихода и разные европейские безделушки на рыбу и оленину.

Однажды Амундсен оказался в районе бухты Голода, в местности, где были найдены останки основной группы экспедиции Франклина.

«По иронии судьбы это страшное название дано как раз той местности, которая является самой красивой и самой богатой на всем американском берегу, - пишет Амундсен в своей книге «Северо-Западный проход» (стр. 163). - Весной, когда вскрывается прибрежная полынья, здесь ловится бесчисленное количество больших жирных лососей. Немного позднее являются бесконечные стада оленей и остаются здесь на все лето. Осенью тут можно ловить треску в безграничном количестве... Но дело в том, что путешественники пришли сюда, когда низменность была покрыта снегом. ., где ничто не говорило о жизни... И, конечно, на всей земле зимой не найдется другого места, столь покинутого и столь пустынного, как это.

Руал Амундсен в своей каюте на «Йоа». Тяготы путешествия не прошли для него даром: в свои 33 года он был уже совсем седым.

Знаменитый «Фрам» прибыл в Китовую бухту. Отсюда Амундсен стартовал к Южному полюсу.

Норвежский флаг увенчал южный конец земной оси.

Первооткрыватели полюсов Земли Руал Амундсен и Роберт Пири. Между ними - полярный исследователь Эрнест Шеклтон.

Весь свой исследовательский путь Амундсен прошел под путеводной звездой Фритьофа Нансена.

Человек, сидящий рядом с Амундсеном в кабине гидроплана, - американский летчик Линкольн Элсуорт.

Не покладая рук расчищали путешественники взлетную полосу для потерпевшего аварию на пути к Северному полюсу гидроплана...

.. . чтобы после очередной подвижки льдов начать все заново.

Испытанный полярник поздравляет Ричарда Бэрда с его удачным прыжком к Северному полюсу.

Когда же пришло лето и цветы миллионами зацвели на лугах, когда все озера заблестели и все ручьи запели и заликовали на краткий миг освобождения от ледяных оков, когда птицы защебетали и засвистали на тысячи радостных ладов и голова первого оленя показалась у открытого края Ледовитого океана, то лишь куча белых костей указывала на то место, где остатки храброй команды Франклина испустили свой последний вздох - при последнем акте великой трагедии... На этом месте, таящем так много печальных воспоминаний, - заканчивает эту своеобразную эпитафию Амундсен, - теперь эскимосы ведут веселую оживленную жизнь, пока не наступит настоящая ночь и не опустит своего железного занавеса между этим краем и светом и жизнью».

В полярную ночь множество эскимосских семей снова поселились в своих примитивных хижинах вблизи бухты «Йоа». При таком соседстве случались и мелкие недоразумения. К середине зимы у эскимосов подошли к концу запасы мяса, и они начали брать из кладовой судна консервы, то есть, попросту говоря, воровать. Но Амундсен не делал из этого трагедии, а с тактом и спокойно улаживал такого рода конфликты.

Зимой эскимосы начали промышлять тюленей. Изучение жизни и быта эскимосов было второй, после геомагнитных и метеорологических наблюдений, научной задачей экспедиции. В начале XX века культура северо-канадских эскимосов была еще почти не тронута влиянием европейцев. Это поколение эскимосов не видело белого человека. Их деды встречались почти в тех же местах с участниками экспедиции Джеймса Кларка Росса, но то была лишь короткая встреча, хотя в преданиях племени нетчилли сохранился рассказ о белых людях.

Амундсен не только изучил язык, жизнь, быт и традиции эскимосов, но и собрал богатую коллекцию предметов эскимосского обихода: одежды, кухонной утвари, орудий охоты и рыбной ловли.

По возвращении он передал эти коллекции норвежским музеям, и до сих пор их изучают этнографы.

В своей книге «Северо-Западный проход» Амундсен посвятил большую главу под названием «Обитатели Северного магнитного полюса» описанию жизни эскимосов (стр. 185- 240). Ценность этого описания состоит в том, что оно основано на личных наблюдениях, а не на каких-либо предвзятых этнографических или антропологических теориях. Вот что пишет об этом он сам в начале главы:

«Приступая к рассказу об обитателях Северного магнитного полюса, эскимосах-нетчилли, я хочу сделать попытку изобразить их такими, какими я встречал их и какими их знавал. В этой области существует много источников и авторитетов, и я мог бы обратиться к ним, чтобы написать для читателей более обстоятельную главу об эскимосах, но я намеренно не читал таких материалов, опасаясь, как бы мне не сообщить то, чего я сам не видел и не переживал среди эскимосов».

Заканчивая главу об эскимосах, Амундсен восклицает: «Мое лучшее пожелание нашим друзьям эскимосам-нетчилли - чтобы «цивилизация» не коснулась их!».

Но это пожелание было нереальным. В XX веке, когда пришел черед освоению природных богатств Канадского Севера, все «прелести» капиталистической цивилизации коснулись эскимосов: богатые полезными ископаемыми земли, где они свободно кочевали, были заняты промышленными фирмами без какой-либо компенсации, а сами эскимосы стали объектом самой жестокой эксплуатации. Изменился в корне и образ их жизни.

Пришла еще одна весна, снова пришло полярное лето, и, наконец, 13 августа 1905 года льды взломало и судно вышло из бухты в узкий пролив Симпсон. Дальнейший путь на запад пролегал через лабиринт совершенно неизученных проливов, нередко при густых туманах. Нервное напряжение этих дней не прошло бесследно для начальника экспедиции.

«... по возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33 года».

«Северо-Западный проход был пройден! Моя мечта юношеских лет в эту минуту стала действительностью».

Это было в заливе, названном впоследствии заливом Амундсена. Дальше на запад простиралось море Бофорта, забитое мощными полярными льдами. Пробираясь вдоль берега на запад, 2 сентября «Йоа» застряла во льду севернее устья реки Маккенэи и здесь, у мыса Кинг-Пойнт, осталась на третью зимовку. Рядом зимовало 12 американских китобойных судов. Как и в прежние зимы, норвежцы вели на берегу геомагнитные и метеорологические наблюдения. Амундсен же в самый разгар холодов предпринял поездку на собаках через восточные отроги горного хребта Брукс до ближайшей телеграфной станции, чтобы известить мир о своей победе. Путь этот длиной в 700 километров он проделал вместе с капитаном погибшего американского китобойца и эскимосом с женой. Это путешествие, помимо суровых природных условий, усложнялось капризами американца,

впервые пустившегося в подобное путешествие. Как бы то ни было, 5 декабря 1905 года Амундсен и его спутники, миновав Форт-Юкон, достигли Форт-Эгберт, где был телеграф. Отправив телеграммы и получив в ответ множество поздравлений, а также обменявшись деловыми сообщениями с братом, который ведал его финансовыми делами в Осло, в марте 1906 года Амундсен вернулся к месту зимовки «Йоа».

В июле лед взломало, и «Йоа», без особых затруднений обогнув мыс Барроу, вышла в Чукотское море. 30 августа судно оставило позади Берингов пролив, а в октябре бросило якорь в порту Сан-Франциско. Амундсен подарил этому городу свое маленькое судно на память о покорении Северо- Западного прохода. «Йоа» была, поставлена на вечную стоянку у берега парка «Золотые ворота» как музейный экспонат. В наши дни норвежцы мечтают вернуть это знаменитое судно в Норвегию, чтобы поставить его рядом со знаменитым «Фрамом» и «Кон-Тики».

Таким образом, первая самостоятельная экспедиция Амундсена завершилась блестящим успехом. Однако торжество его было омрачено: хотя он и был первым покорителем Северо-Западного морского пути, премия, назначенная британским правительством за его открытие, досталась не Амундсену. За много лет до его плавания она была выплачена служащему компании Гудзонова залива доктору Джону Рэ и английскому полярному исследователю адмиралу Мак- Клуру. Мак-Клур, войдя в североканадские воды с запада, доплыл до бухты Милосердия острова Банкс, где экспедиция была вынуждена покинуть судно; в конце концов ее вызволила из беды спасательная экспедиция. Что же до доктора Рэ, то он никогда не плавал в арктических водах, а был начальником ряда сухопутных экспедиций к северным берегам Канады и привез первые достоверные сведения о трагической судьбе экспедиции Франклина.

Это обстоятельство глубоко задело норвежского путешественника. Тем более, что он имел крупные долги за экспедицию. Пришлось добывать деньги другим путем. В течение 1906-1907 годов Амундсен разъезжал по Европе и Америке с чтением лекций о своей экспедиции и, как он сам писал, «... вернулся в Норвегию с деньгами, хватившими на уплату всем моим кредиторам».

Одним лишь покорением Северо-Западного прохода достижение Амундсена не исчерпывается: он доставил в Норвегию важные научные результаты, и хотя они не принесли денег, но легли в сокровищницу знаний человечества. Этнографические же записи о жизни эскимосов и коллекции вещей остались, пожалуй, единственными вещественными документами, характеризующими жизнь канадских эскимосов начала нашего столетия. А магнитные наблюдения, как писал Амундсен в автобиографии, «были так обширны и полны, что ученым, которым мы передали их по возвращении в 1906 году, понадобилось около двадцати лет, чтобы их обработать...»

Вычисления показали, что за 70 с лишним лет, прошедших с открытия Дж. Росса, Северный магнитный полюс на 3 градуса переместился к северу. По неизвестным причинам магнитные полюса перемещаются даже за короткие промежутки времени, причем в разных направлениях.

Экспедиция на «Йоа» оставалась единственным сквозным плаванием Северо-Западным проходом в продолжение почти сорока лет. Оно было повторено лишь в 1944 году канадским моторно-парусным судном «Сент-Рок» под командованием капитана Генри Ларсена. Это плавание заняло 86 дней. Первая его часть проходила по пути Амундсена, однако, дойдя до пролива Барроу, Ларсен повел «Сент-Рок» более северным путем: проливами Барроу-Вайкаунт-Мелвилл- Принца Уэльского-и вывел его в залив Амундсена. С тех пор плавания в проливах Канадского арктического архипелага предпринимались ежегодно и в больших масштабах с целью завоза грузов и снабжения поселений и военно-морских баз США и Канады. Следующее же сквозное плавание из Атлантического океана в Тихий, третье по счету, совершил канадский ледокол «Лабрадор» в 1954 году, затратив всего 68 суток.

В 1957 году Северо-Западным морским путем, также с востока на запад, прошли три американских гидрографических судна.

В 1968 году на севере Аляски, на берегу моря Бофорта в районе бухты Прюдхо-бей, американскими нефтяными компаниями были открыты крупные месторождения нефти. Северо-Западный морокой путь стал рассматриваться как один из вариантов вывоза нефти из моря Бофорта с запада на восток в южные атлантические порты США.

В порядке эксперимента был переоборудован для ледовых плаваний крупный танкер «Манхеттен» водоизмещением 150000 тонн. Летом 1969 года танкер в сопровождении американских и канадских ледоколов прошел из Атлантического океана до мыса Барроу через те же проливы, которыми за 25 лет до того шел «Сент-Рок», а затем в тот же сезон и тем же путем вернулся в Атлантику. Таким образом, в наши дни Северо-Западный морской путь приобрел практическое значение.

Поездка на Западный вал Целью следующей поездки Гитлера явился Западный вал. Если его инспектирование в августе прошлого года держалось в тайне, то теперь фюрера в поездке с 15 до 19 мая сопровождала большая свита с участием прессы. Пусть весь мир узнает, что немецкий народ

Из книги Мегатерион автора Кинг Фрэнсис

8 ЗАПАДНЫЙ ТАНТРИЗМ Нельзя забывать, что МакГрегор Мэтерс дважды появлялся на судебных заседаниях, чтобы дать свидетельские показания против Кроули. Как в первом случае, когда он безуспешно пытался добиться судебного запрета на публикацию третьего номера

Из книги Записки советского военного корреспондента автора Соловьев Михаил

Западный маршрут - Нам предстоит тяжелый западный маршрут, - сказал Рыбалко, когда мы построились на товарной платформе станции Москва-Сортировочная. - Подробности узнаете в пути, а сейчас - по коням!Рыбалко указал нам на два классных вагона, сиротливо стоявших у

Из книги Казаки на Кавказском фронте 1914–1917 автора Елисеев Федор Иванович

Даярский проход 2-ю и 3-ю сотни нашего полка перебрасывают в город Алашкерт. Там нас встречает 3-й Волгский полк Терского войска. Продвинувшись дальше на запад, мы должны держать офицерскими разъездами «живую связь» с левым флангом Сарыкамышской группы 1-го Кавказского

Из книги Батый автора Карпов Алексей

Западный поход Для русского историка биография Бату по существу начинается с весны 1235 года, когда на курултае, созванном великим ханом Угедеем, было объявлено о начале Западного похода. «Когда каан во второй раз устроил большой курултай и назначил совещание относительно

Из книги Дали и Я [без иллюстраций] автора Милле Катрин

Из книги Игра в жизнь автора Юрский Сергей Юрьевич

Западный экспресс Это был поезд из моего сна, из детской мечты, из тайных одиноких игр, когда, преодолевая скуку жаркого летнего дня и длину обязательного надоевшего пути по лесной тропе, сам был и паровозом, пыхтящим устало, и машинистом, неутомимым и суровым, и

Из книги Жизнь, подаренная дважды автора Бакланов Григорий

Северо-западный фронт Ночью на разбитой станции нас выгрузили из эшелона, и дальше, к фронту шли пешком. Голубая зимняя дорога, отвалы снега по бокам, ледяная луна в стылом зимнем небе, она светила нам с вышины и двигалась вместе с нами. Скрип-звон, скрип-звон сотен сапог по

Из книги Американский доброволец в Красной армии. На Т-34 от Курской дуги до Рейхстага. Воспоминания офицера-разведчика. 1943–1945 автора Бурлак Никлас Григорьевич

Из книги Конев. Солдатский Маршал автора Михеенков Сергей Егорович

Глава двадцать первая. ЗАПАДНЫЙ И СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТЫ В августе 1942 года Конева назначили командующим войсками Западного фронта. Жуков в должности заместителя Верховного главнокомандующего отбыл в Сталинград.Центр тяжести боёв, основные свои усилия на Восточном

Из книги Непристойный талант [Исповедь мужчины-порнозвезды] автора Бутлер Джерри

Из книги Ян Жижка автора Ревзин Григорий Исаакович

Из книги Чётки автора Саидов Голиб

Западный цикл Бусинка шестьдесят седьмая – Первая ласточка Прожив более 60-ти лет в Союзе, Мария Иосифовна ждала этого часа и наконец-таки, вырвалась из ужасного советского ада. Поселившись в Калифорнии, в силиконовой долине, она наслаждалась райским климатом

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

Западный гость Двумя основными версиями происхождения Ли Бо паритетно считаются «сычуаньская» и «западная» - город Суйе на территории современной Киргизии близ города Токмок на реке Чу. До последнего времени большинство современных исследователей склонялись к

Из книги Первое российское плавание вокруг света автора Крузенштерн Иван Федорович

В этом месяце бывший премьер-министр Франции Мишель Рокар (Michel Rocard), занимающий сейчас пост французского представителя по делам Арктики и Антарктики, побывал в Арктике на борту канадского ледокола «Амундсен». Рокар не очень-то высоко отозвался о возможностях принимающей стороны на крайнем Севере. Он заявил: «У меня такое впечатление, что Канада отказалась от борьбы за то, чтобы привлечь в ближайшие 25-30 лет большую часть грузопотоков на свой арктический путь».

Рокар добавил, что Канада слишком маленькая страна, чтобы платить за превращение Северо-Западного прохода в жизнеспособный морской маршрут. В то же время, он считает, что Россия гораздо больше готова к тому, чтобы превратить свой Северный морской путь в привлекательную альтернативу Суэцкому каналу. У России уже есть четыре атомных ледокола, и она строит еще как минимум один. Кроме того, Россия только что объявила, что создаст вдоль маршрута следования девять центров экстренного реагирования, которые будут расположены от Чукотки до Баренцева моря. Каждый центр будет стоить 18,5 миллиона долларов, и там будет спасательная, противопожарная и вертолетная техника.

Доктор наук Алексей Книжников, работающий координатором российской программы Всемирного фонда дикой природы по экологической политике нефтегазового сектора, говорит следующее:

«Без таких центров любые коммерческие операции в Арктике чреваты огромными опасностями. Эти опасности будут существенно снижены, как только Россия развернет цепочку таких центров от Чукотки до Баренцева моря. Эти центры будут обеспечивать защиту местного населения и хрупкой окружающей среды Арктики».

Есть некий парадокс в том, что эти центры должны защищать местное население и окружающую среду. Похоже, сейчас принимается не слишком-то много профилактических мер по предотвращению катастроф. Скорее, Россия размещает центры экстренного реагирования, которые будут приводиться в действие, когда на танкерах будет обнаружена утечка в воду нефти или вредных веществ. Как бы то ни было, нельзя отрицать, что эта страна вкладывает большие деньги в Север в целом, и в Северный морской путь в частности. А Канада в этом плане отстает. Россия даже строит 15 новых станций наблюдения и 30 автоматизированных постов наблюдения. Итого, в целом их будет 70 и 33, соответственно. У нее есть даже намерение разместить в космосе дополнительные спутники, чтобы следить за погодой в российской Арктике.

Однако не совсем верно то, что Канада «слишком маленькая страна», чтобы развивать инфраструктуру Северо-Западного прохода. На самом деле, если говорить об экономике, то ее ВВП чуть больше, чем у России, хотя в Канаде живет меньше народа, особенно в Арктике. Ее проблемы больше связаны с географией и с политикой. С точки зрения географии у Северо-Западного прохода есть ряд недостатков. Прежде всего, через многочисленные острова Канадского архипелага нет четко обозначенного маршрута, в то время как Северный морской путь идет в основном вдоль побережья России. Кроме того, у Канады возле Северо-Западного прохода очень мало объектов инфраструктуры. В поселки, находящиеся вдоль маршрута, такие как Кембридж Бей и Резольют, из других мест Канады можно попасть только самолетом. В то же время, для России благоприятным фактором является то, что на Северном морском пути находится незамерзающий порт Мурманск. Одновременно это крупный город с прямым железнодорожным сообщением до Санкт-Петербурга. Хотя два маршрута лежат примерно в одних и тех же широтах - чуть южнее 70 градусов северной широты - Северо-Западный проход в целом больше покрыт льдом, чем российский путь. Кроме того, в Канаде последние изменения в таянии льдов не нанесены как следует на карту в интересах судоходства. А поскольку у Канады нет ледоколов, необходимых для проводки судов через предательский проход, компании с неохотой идут на перенос своих грузоперевозок из Суэцкого канала в Северо-Западный проход, несмотря на активную деятельность сомалийских пиратов.

С точки зрения политики суверенитет Канады над Северо-Западным проходом оспаривается, и прежде всего, его оспаривают Соединенные Штаты. По поводу Северного морского пути никаких споров нет, потому что он пролегает вблизи российского побережья. Кроме того, поскольку Канада является парламентской демократией, ей нелегко просто так вкладывать деньги в этот проект, как бы ни старался Стивен Харпер. С другой стороны, российским властям в этом отношении намного проще.

Пока Рокар обвиняет Канаду в отсутствии силы воли в вопросе Арктики, Россия готовится к проводке по Северному морскому пути самого крупного за всю историю танкера. Проводка будет осуществляться двумя атомными ледоколами. «Ямал», на борту которого недавно прошла важная конференция по Арктике, и «50 лет победы» проведут по Северному морскому пути танкер класса суэцмакс «Владимир Тихонов» водоизмещением 162000 тонн. Выйдя из Норвегии в Мурманск в сопровождении «50 лет победы», этот танкер с газовым конденсатом за 8-9 дней дойдет до Новосибирских островов, где встретится с «Ямалом». Затем он продолжит плавание по Северному морскому пути с конечным пунктом в Таиланде. Канадские газеты не могут похвастать историями о проводке столь крупных судов по Северо-Западному проходу. Пока это дело отдаленного будущего.

«Правительство Ее Величества решило сделать дальнейшую попытку пройти Северо-Западным путем из Атлантического океана в Тихий, и сочло удобным поручить Вам начальствование над обоими выделенными для этой цели кораблями «Эребусом» и «Террором». В соответствии с этим Вам надлежит, как только оба корабля будут готовы, выйти в море...», - говорилось в инструкции, полученной капитаном Джоном Франклином от английского Адмиралтейства.

На крайнем севере Американского континента, между островами Канадского архипелага Франклин надеялся отыскать Северо-западный проход, предсказанный еще в XV веке знаменитым английским мореходом Джоном Каботом. Проход был бы для европейцев самой удобной и короткой дорогой из Атлантики в Тихий океан. Его искали в XVI веке англичане Роберт Торн и Мартин Фробишер, в XVII веке - англичанин Томас Джемс и француз де Ла-Патерн, в XIX веке - англичанин Джон Росс, Вильям Парри и сам Джон Франклин в своих предыдущих арктических экспедициях.

19 мая 1845 года экспедиция под командованием капитана Джона Франклина в составе 129 членов команды покинула Англию, и в сопровождении транспортного судна «Баретто Джуниор» вышла в океан, взяв курс на запад. Через месяц капитан Франклин сделал первую остановку около острова Диско в Баффиновом заливе, перегружая с транспорта продовольствие и топливо, затем транспорт отправился назад, а «Эребус» и «Террор» двинулись дальше на запад. В последний раз их видел 26 июля к западу от гренландского залива Мелвилл капитан китобойного судна «Принц Уэльский» Даннет, который сообщил о встрече с кораблями Франклина. Все члены экспедиции были здоровы и полны надежд на то, что легендарный северо-западный проход наконец-то будет открыт! Больше никаких сведений об экспедиции не поступало...

Возглавлявший экспедицию капитан Джон Франклин был опытным полярником. Это была уже его четвертая арктическая экспедиция, и третья - под его командованием. Родился Франклин 15 апреля 1786 года в Англии, г. Спилсби, в 14 лет поступил в Британский флот, воевал, был ранен в 1814 г. в битве под Новым Орлеаном, а в 1818 году в качестве командира судна «Трент» участвовал в британской арктической экспедиции, которая должна была достигнуть Берингова пролива, пройдя через Северный полюс - по тем временам задача совершенно невыполнимая. Дойдя до Шпицбергена, они были вынуждены повернуть назад.

В 1819-1822 году капитан Франклин уже сам организовал и возглавил сухопутную арктическую экспедицию в Канаду, стерев с карты северного побережья Америки много белых пятен. Особенно трудным был обратный путь экспедиции, во время которого от голода и лишений погибло 11 человек из 20. В 1825-1827 годах он возглавил новую, успешную экспедицию, обследовав более 600 км североамериканского побережья, за что был произведен в рыцари в 1829 году.

Что же могло случиться с прекрасно оснащенной экспедицией? Корабли по тому времени также были прекрасно подготовлены для арктического плавания, и уже участвовали в успешной экспедиции Джеймса Росса в 1830-1843г.г., для этого плавания их оснастили железнодорожными паровыми машинами мощностью 20 л.с., что позволяло двигаться со скорость 4 узла в час.

Прошел год, другой, третий... Отсутствие вестей объяснялось вынужденными зимовками, без которых в то время не обходилась ни одна арктическая экспедиция. Продовольствия на борту было достаточно для трех зимовок, и в Адмиралтействе поначалу не очень волновались. Через три года в 1848 году была снаряжена первая спасательная экспедиция, которая вернулась в Лондон ни с чем.

23 августа 1850 года капитан английского судна «Помощь» Эразм Омени высадился на мыс Райли острова Девон, где случайно обнаружил следы какого-то лагеря и предметов, явно принадлежащих матросам британского флота. 25 августа 1850 два корабля - английский клипер «Принц Альберт» под командованием Конгрингтона Форсайта и американский «Успех» капитана Де-Хавена, подошли к острову Девон. На острове они обнаружили цилиндр с запиской Омени, рассказывающей о находке. Моряки нашли пять площадок, обнесенных валом (следы стоявших когда-то палаток), и некоторые вещи, которые Форсайт доставил в Лондон, где они были тщательно изучены. По заключению экспертов, находки принадлежали экспедиции Франклина.

Тем временем Эразм Омени посетил маленький островок по соседству с мысом Райли, остров Бичи, и нашел место еще одной стоянки капитана Франклина - хижину из грубых камней, консервные банки и разорванную книгу с газетой от сентября 1844г. Спустя некоторое время англичанин Пенни нашел там три могилы, сложенные из каменных плит с досками с именами усопших и названиями кораблей - это были корабли Франклина.

В 1851-1852 гг. была снаряжена еще одна экспедиция под командованием Уильяма Кеннеди. Открыв Белов пролив, Кеннеди направился на запад к земле Принца Уэльского до мыса Уокер, но он не пошел на юг, где мог бы отыскать корабли Франклина, а вернулся в Англию. Вскоре Британское Адмиралтейство назначило премию за сообщение сведений об исчезнувших моряках.

Во льдах. Фото с liveinternet.ru Согласно инструкции, полученной Джоном Франклином от Адмиралтейства, пройдя проливом Ланкастера между Баффиновой землей и островом Девон, капитан должен был сам выбрать направление дальнейшего пути в Северо-западный проход: следовать проливом Веллингтона или взять курс к западу от острова Соммерсет - оба направления тогда были почти не изучены. Франклин совершил ошибку - пошел проливом Веллингтона и встретил поля льда; тогда корабли взяли курс на юг, но уже начиналась зима, и «Эребус» и «Террор» встали на зимовку у острова Бичи. Весной 1846 года, оставив на острове первые могилы, корабли двинулись дальше...

Прошло 12 лет с того дня, когда экспедиция покинула Англию, и семь лет с тех пор, как нашли её стоянку на острове Бичи. Несмотря на множество спасательных экспедиций, не был обнаружен ни один из спутников Франклина. Неожиданно англичанин доктор Джон Рэ, сотрудник Компании Гудзонова залива, в 1854 году возглавлявший сухопутную экспедицию на полуостров Бутия, услышал от местных эскимосов рассказ о каких-то белых людях, которые умерли с голоду. Они видели белых людей в количестве около 40 человек, когда охотились на тюленей у северного берега острова Кинг-Уильям. Люди объяснили знаками, что их корабли затерты льдами и они пробираются туда, где можно поохотиться на оленей... Через некоторое время эскимосы нашли несколько могил, а также 36 трупов на материке и 5 трупов на острове неподалеку к северо-западу к устью «Большой рыбной реки» (река Бак). Некоторые трупы лежали в палатках, другие - под лодкой, которая была перевернута так, чтобы служить им убежищем. Эскимосы сообщили также о случаях каннибализма среди умирающих от голода моряков, и обнаруженные останки подтвердили эту информацию.

Итак, место, где были затерты льдами «Эребус» и «Террор», было названо - вблизи острова Кинг-Уильям. Путешественник также обнаружил, что в некоторых эскимосских семьях хранятся предметы европейского происхождения - серебряные ложки и вилки с инициалами офицеров Франклина. Джон Рэ сделал подробный доклад о своей находке в Адмиралтействе. Он и получил обещанную правительством премию в 10000 фунтов стерлингов. Но судя по докладу и рассказам эскимосов, экспедиция погибла четыре года назад. Члены Адмиралтейского совета объявили всех участников экспедиции капитана Джона Франклина несомненно погибшими на Королевской службе с 31 марта 1854г., вычеркнув их имена из списков офицеров и матросов королевского военно-морского флота. Деятельность правительственных спасательных экспедиций была прекращена.

В общей сложности поисками экспедиции Франклина занимались 39 полярных экспедиций. Леди Джейн Франклин, жена капитана, снарядила некоторые из них на личные средства, потратив на это все свое состояние. Она купила паровую 177-тонную яхту «Фокс», и 1 июня 1857 году парусник «Фокс» под командованием энергичного и смелого капитана Леопольда Мак-Клинтока вышел из шотландского порта Абердин. Первую остановку судно сделало на острове Бичи. На самом высоком месте острова матросы установили мраморную плиту - так, чтобы её было видно со всех сторон. На плите золотом была выбита надпись - «Памяти Франклина и всех офицеров и сослуживцев, пострадавших и погибших за дело науки».

От острова Бичи капитан Мак-Клинтон взял курс к острову Кинг-Уильям. Приливы уже замерзли, и «Фокс» стал на зимовку в нескольких милях от острова. Мак-Клинтон заранее купил ездовых собак и отправился в пеший поход. 2 апреля 1858 года «разделившись на группы и следуя в разных направлениях, мы... должны найти какой-нибудь след, остаток, а может быть, и важное сообщение о тех, загадочную участь которых мы стремимся раскрыть», - писал Мак-Клинтон в книге «Путешествие судна «Фокс» в арктических морах». Одной партией командовал сам Мак-Клинтон, другой - лейтенант Уильям Хобсон. У кочевых эскимосских семей они обнаруживали все новые предметы европейского происхождения - серебряная посуда с инициалами, пуговицы от европейской одежды. Эскимосы утверждали, что они нашли их дальше к югу, «где погибли когда-то от голода много белых людей».

Лейтенант Хобсон на северо-западной части острова сделал сенсационную находку - под грудой камней, сложенных на берегу, он нашел записку, оставленную офицерами «Эребуса» и «Террора». «25 апреля 1848 года. Корабли Ее Величества «Террор» и «Эребус» были покинуты 22 апреля в пяти милях к северо-западу от этого места, где они были скованы льдами с 12 сентября 1846 года... Сэр Джон Франклин скончался 11 июня 1847 года, а всего умерло... до настоящего времени 9 офицеров и 15 человек команды... Отправимся завтра, двадцать шестого, к Рыбной реке...», - из записки, обнаруженной лейтенантом Хобсоном.

В этом же документе говорилось, что корабли шли через пролив Пир, но в конце лета им повстречались паковые льды, и в сентябре «Эребус» и «Террор» были затерты льдами. Стали ждать весны, но весной огромные ледяные поля пришли в движение. Корабли, вмерзшие в лед, не смогли от него освободиться и начали дрейфовать вместе ледяными полями. Оставалась надежда, что лед все же растает летом. Запасы еды на судах заканчивались. Большая честь консервных банок, закупленных у лондонского фабриканта Гольднера, оказалась заполненной песком и опилками, и осенью 1847 года, когда льды прибили корабли к западному побережью острова Кинг-Уильям, вместо того, чтобы вынести их на чистую воду, началась третья по счету, теперь уже голодная зимовка. Люди страдали от цинги, партия моряков, отправленная на материк, бесследно пропала.

После смерти капитана Франклина оставшиеся в живых люди приняли решение пешком пробираться на юг - почти без пищи, надеясь лишь на охоту. Они шли на тот свет... Все они погибли во время этого страшного похода - от голода, холода и болезней.

Чарльз Холл, американец, прошедший в 60-х годах по вероятному маршруту этого отряда, находил в снегу скелеты офицеров и матросов экспедиции. Американец Фредерик Шватка в 80-х годах по рассказам эскимосов установил место, где затонул «Террор», раздавленный льдами. В 30-х годах XX столетия канадец Л.Т.Бароуш нанес на карту место гибели «Эребуса», на несколько лет дольше «Террора» дрейфовавшего вместе со льдами. Возможно, еще будут обнаружены другие письменные документы и судовые журналы, оставленные офицерами экспедиции, и будет обнаружено место захоронения капитана Франклина, погибшего на пороге решения вековой загадки...

На Аляске и в Канаде в честь Франклина названы мыс, горы, залив и пролив. Десятки экспедиций, искавших Франклина, исследовали множество ранее неизвестных областей полярной Канады. Но только один из путешественников, почти в точности повторивший маршрут экспедиции Франклина, дойдя до острова Кинг-Уильям, но затем свернув чуть восточнее и обогнув роковые ледяные поля, знаменитый норвежец Руал Амундсен, наконец. нашел Северо-западный проход. В начале ХХ века он провел свое судно «Йоа» из Атлантического океана в Тихий.

Дж. Франклину было уже 60 лет, когда он в 1845 году покинул Лондон во главе большой экспедиции из 129 человек. Ставшие уже знаменитыми парусные суда антарктической экспедиции Джеймса Росса были переоборудованы в винтовые пароходы и переданы в его распоряжение. "Эребусом" командовал начальник экспедиции, а "Террором" - плававший в Арктике с Парри и в Антарктике с Джеймсом Россом опытный полярный мореход Френсис Крозье.

Пройдя на север вдоль западного побережья Гренландии, корабли вошли в Баффинов залив. И это единственное, что было о них известно. Больше никаких сведений об экспедиции не поступало. Так прошло три года, и правительство послало несколько спасательных судов, которые не смогли ничего обнаружить. За спасение хоть кого-то из участников экспедиции была назначена награда в двадцать тысяч фунтов, половина этой суммы - за достоверную информацию о судьбе экспедиции Франклина. Десятки судов участвовали в этих поисках, но долго никаких следов не находили, хотя осмотрены были почти все проливы, заливы и бухты Канадского арктического архипелага. Наконец, в разных местах были обнаружены пирамиды из камней (гурии); под одним из них весной 1859 года (через четырнадцать лет после исчезновения экспедиции) найден был последний отчет Франклина. К этому времени находок следов экспедиции накопилось уже достаточно много: остатки лагерей, различные брошенные вещи могилы и скелеты умерших.

По всем этим находкам восстановлен ход событий, но только до 1848 года. После Баффинова залива корабли прошли пролив Ланкастер. В то время, когда "Террор" оставался у южного входа в пролив Веллингтон между островами Корнуоллис и Девон, Франклин с "Эребусом" двинулся дальше, однако его не выпустили из пролива льды, и он, обогнув остров Корнуоллис, вернулся к "Террору", приготовившемуся к зимовке у острова Бичи. В эту зиму умерло три человека. Осенью, когда льды освободили путь, корабли прошли около 250 км по проливу Пил, ведущему на юг. По пути был открыт остров Принца Уэльского. За проливом, который потом стал называться именем Франклина, открылось широкое водное пространство. Однако суда не смогли им воспользоваться - уже в начале второй декады сентября они вмерзли в лед, находясь в нескольких милях от острова Кинг-Вильям.

Вторая зимовка унесла жизни двадцати участников плавания: их скосила цинга, вызванная недоброкачественными продуктами. Когда зима подходила к концу, восемь человек пошли по льду на остров Кинг-Вильям и сложили там гурий с запиской, описывающей путь экспедиции. По возвращении эти люди не застали в живых Франклина: тяжело заболев, он умер 11 июня 1847 года. У острова Кинг-Вильям прошла третья зимовка, к концу которой в живых оставалось не более ста человек. Два легендарных судна были оставлены у западного берега Кинг-Вильяма, а люди пошли на юг, впрягшись в сани с установленной на них большой лодкой. (Впоследствии два залива у этих берегов будут названы Эребус и Террор.)

Люди пошли на юг, впрягшись в сани с установленной на них лодкой. Она им не понадобилась. Путь их по острову Кинг-Вильям буквально выложен десятками трупов. Крепко сколоченные гробы в начале пути сменяются наскоро сбитыми, а потом мертвых уже не хоронили - скелеты лежат без гробов. Последние следы трагедии - на небольшом острове Алелейд, где обнаружены обломки шлюпки и груда костей, а в устье реки Бэк эскимосы нашли последние сорок скелетов.

Поисковые работы начали весной 1849 года Джеймс Росс и офицер флота шотландец Френсис Мак-Клинток. Во время зимовки они обошли на санях северный берег острова Сомерсет и через пролив Пил увидели восточный берег острова Принца Уэльского.

Новые острова, проливы, бухты открывали и последующие экспедиции. Но Уильям Кеннеди и Рене Белло сделали особенно важное открытие: они достигли на санях северной оконечности американского материка - полуострова Бутия и доказали, что широкий пролив Франклина отделяет его от острова Принца Уэльского, самого южного в Канадском Арктическом архипелаге.

Вся третья экспедиция Джона Франклина, отправленная Адмиралтейством Британии в продолжение поисков северо-западного прохода в 1845 году, погибла. Но серия спасательных экспедиций, растянувшаяся на десятилетие, привела к значительным открытиям на севере американского континента. В том числе и тем, что способствовали открытию северо-западного морского прохода в Тихий океан с востока.

Четыре столетия назад началась эпопея поиска этого пути. В ней участвовали десятки судов, сотни людей, принесено было множество жертв, и не раз авторитетнейшие полярные исследователи заявляли: пройти по лабиринту проливов Канадского Арктического архипелага, постоянно забитых льдами, невозможно. К концу XVIII века была нащупана цепочка проливов, ведущая в Северный Ледовитый океан или даже в Берингов пролив. Оставалось только совершить это прохождение и практически доказать его возможность. Это и решил сделать молодой норвежец Руал Амундсен. Ему шел тридцать второй год, и он только что вернулся из Антарктики, где был штурманом на судне "Бельжика" и участвовал в первой антарктической зимовке на борту этого корабля.

Р. Амундсен тщательно готовится к экспедиции, которая должна быть, по всей видимости, сложной, длительной и опасной, если учесть опыт предшествующих экспедиций, некоторые из них закончились трагически. Амундсен станет известен тем, что ни в одной из его экспедиций, как бы трудны они ни были, жертв не было. За исключением последней, где жертвой стал он сам.

Но пока начинается лишь вторая его экспедиция (первая - собственная). Объездив много верфей, Амундсен выбрал небольшую яхту "Йоа" (водоизмещением всего в 47 т). Лет двадцать ходила она на рыбные промыслы у берегов Норвегии и за тюленем - в полярные воды. Яхта была ровесницей Амундсена - постройки 1872 года.

Весной 1901 года Амундсен опробовал "Йоа" в охоте на тюленей между Шпицбергеном и Гренландией, проведя ряд океанографических наблюдений по программе, составленной Нансеном. Была сделана необходимая "доводка" судна, но на этом кончились личные средства Амундсена. Пришлось занимать деньги, брать кредит под будущее открытие северо-западного прохода. Сам он жил исключительно скромно. В Гамбурге, где он жил и работал в обсерватории Неймайера, снимал дешевую комнату на чердаке, на еду тратил минимум. В последние перед отплытием дни поступил и государственный кредит - 40 тысяч крон. С исключительной тщательностью перестраивал Амундсен "Йоа", сам участвуя в работах в качестве плотника. На пять лет закуплено продовольствие, приобретено первоклассное научное оборудование. И вдруг в одной газете появляется статья под заголовком "Нужны ли Норвегии новые скелеты среди ледяных пустынь?". "«Йоа» - жалкая посудина, а капитан ее - легкомысленный человек…" - говорилось в ней.

Статья подействовала на нескольких кредиторов: они стали требовать обратно деньги. Это была катастрофа. Неужели все труды, самоограничение, напряжение последних месяцев - все это напрасно?! И мечте о северо-западном проходе не суждено сбыться?

Нет! Амундсен не отступит. Выход один, и очень важно, что с этим согласен Нансен, посетивший яхту накануне отплытия: "Йоа" должна выйти в море тайно, ночью, сбежать от кредиторов.

"Как чудесно! Нет больше никаких огорчений, назойливых кредиторов… Одни на яхте! Нас семеро, мы веселы и счастливы. Мы плывем в неведомые края, но полны надежд и веры", - писал в этот день Амундсен.

Спустя несколько лет Амундсен случайно узнал, что тогда Фритьоф Нансен, ничего ему не сказав, поручился за него перед кредиторами. Это был поступок чисто нансеновский…

Амундсен взял на "Йоа" запас продуктов, топлива, одежды и снаряжения на пять лет, были погружены на борт судна сборный домик на случай зимовки и материал для строительства магнитного павильона: ведь, помимо открытия северо-западного прохода, Амундсен планировал установить местонахождение Северного магнитного полюса, находящегося, предположительно, на северной оконечности материка, на полуострове Бутия.

Первая встреча со льдами произошла у западного побережья Гренландии, в заливе Мелвилла, два месяца заняла борьба с ними и пересечение моря Баффина. А затем яхта вошла в неисследованный, никем еще не пройденный пролив Ланкастер. Это был очень трудный путь: пришлось буквально лавировать с ювелирной точностью среди многочисленных островков, скал и мелей. Амундсен все время, пока проходили пролив, находился в "вороньем гнезде" - на передней мачте судна.

Нападали на судно и жестокие штормы. Однажды, чтобы спасти корабль, когда ветер стремительно нес беспомощную скорлупку прямо на рифы, Амундсен отдал приказ, показавшийся всем безумным: "Выбросить ящики с палубы в море!" В ящиках были продукты, но пришлось ими пожертвовать. Облегченный корабль волна вынесла на гладкую подводную скалу, где он благополучно переждал шторм. Но тут возникла новая напасть - пожар в машинном отделении. И его удалось каким-то чудом погасить, но благодаря единственно правильному решению, принятому Амундсеном - перекрыть доступ воздуха в машинное отделение.

Ланкастерский пролив вывел к проливу Симпсона, по которому, в обход с юга острова Виктория, можно было бы продолжить путь, но Амундсен, найдя удобную бухту для стоянки судна, решил не рисковать и остановился на зимовку уже в начале сентября. К тому же он собирался провести магнитные наблюдения на полуострове Бутия, который был недалеко.

Зимовка в бухте на западном берегу острова Кинг-Уильман, которая стала называться бухтой Йоа, прошла исключительно спокойно и результативно. Судно, вмерзшее в трехметровый монолит льда, постоянно посещали эскимосы, устроившие вокруг него своеобразный городок из эскимосских иглу, сложенных из снежных кирпичей. Общение с эскимосами всю зиму было очень тесным и взаимополезным. В обмен на всевозможные железные изделия норвежцы получали выделанные шкуры оленей, у эскимосов Амундсен научился строить снежные дома - иглу, нагружать нарты, переправлять их через трещины во льду. Зима прошла быстро, но наступившее лето принесло разочарование: лед в бухте так и не вскрылся, а это означало вторую зимовку на том же месте. Но и она прошла благополучно: не было и намека на цингу, сопутствовавшую большинству полярным экспедициям. Помогло, конечно, обилие диких оленей вокруг, охота на которых обеспечивала свежей пищей. Вся экспедиция усиленно работала всю зиму. Кроме постоянных метеорологических, гидрологических и магнитных наблюдений, совершались дальние поездки на собачьих упряжках по острову Виктория и проливам; на карту было положено около сотни небольших островов, но главное - точно установлена точка Северного магнитного полюса.

Лето 1905 года освободило "Йоа" из ледового плена. 13 августа снялись с якоря и можно было двигаться дальше. Но снова на пути - острова, мели, подводные рифы, между которыми только благодаря своим малым размерам яхта могла лавировать. Постоянно нужно было измерять глубину, и перед судном шла специальная шлюпка, с которой делались промеры, и иногда под килем оказывалось не более двух сантиметров воды. Амундсен сравнил пролив Симпсона со "вспаханным полем" - так осторожно нужно было по нему двигаться. Но вот через две недели на горизонте показалось китобойное судно: "Виднеется судно!" - раздался крик. Это была американская шхуна "Чарльз Ханссон", пришедшая из другого океана, из Тихого. И это был знак того, что северо-западный проход, к которому люди стремились четыре столетия, пройден.

"Горло у меня сжалось. Я был в крайне нервном состоянии, переутомлен, и пусть это признак слабости, но… на глаза мои навернулись слезы… Я быстро набросил на себя одежду. Задержался на мгновение перед портретом Нансена, висевшим на стене, и изображение словно ожило, казалось Нансен смотрел на меня и кивал головой… Я кивнул ему в ответ, улыбаясь от счастья, и вышел на палубу", - так описал этот момент Руал Амундсен.

Цель была достигнута, но тут новое испытание - яхту зажало льдами, дальнейший путь стал невозможен. Третья зимовка!

На этот раз повезло, что рядом находилась целая флотилия американских китобойных судов: можно было получить все необходимое. Амундсен вместе с одним из капитанов-китобоев отправляется в восьмисоткилометровый переход на собачьих упряжках до ближайшей радиостанции, чтобы сообщить миру о своем открытии.

Это был труднейший маршрут по ледяной пустыне, с пересечением горного хребта высотой до трех тысяч метров, в условиях зимы, когда температура воздуха опускалась до пятидесяти градусов. Путешествие это заняло пять месяцев. А летом 1906 года "Йоа" вошла в Берингов пролив и прибыла в Сан-Франциско, встреченная с триумфом.

Успех Амундсена не был случайностью. Он не прельстился тем самым обширным водным пространством, к которому выходили его предшественники, а выбрал после прохождения узким и невероятно сложным проливом Симпсона трассу вблизи побережья Северной Канады и Аляски. Экспедиция норвежцев на крошечной яхте "Йоа" сделала так много, что обработка привезенного ею материала заняла около двадцати лет.

Однако, в отличие от северо-восточного прохода - Северного Морского пути - этот путь из океана в океан не нашел практического применения. Канадский предприниматель Бернье попытался использовать его для торговых целей сразу же после прохождения его Амундсеном, но неудачно. Только во время Второй мировой войны вернулись к этой идее, и для перевозок было направлено от Гренландии на запад маленькое судно "Рох". Но пройти трассу удалось только за две навигации. Лишь в 1944 г. норвежский моряк Ларсен прошел за один год из Атлантического океана в Тихий, через 12 лет после того, как аналогичный переход был сделан по Северному морскому пути. После того как в 1954 году успешно прошел северо-западным путем американский ледокол "Глешер", время от времени ледоколы стали огибать северную Америку. Однако путь этот остается экономически нецелесообразным.

Монтаж Конрад А. Нервиг Операторы Уильям В. Скалл , Сидни Вагнер Сценаристы Бруно Фрэнк , Джулс Фёртмен , Элизабет Хилл , еще Художники Седрик Гиббонс , Эдвин Б. Уиллис

Знаете ли вы, что

  • Фильм «Северо-Западный проход» вошел в ТОП самых высокобюджетных фильмов того времени. Средства, которые были потрачены на его производство, составили почти 3 000 000 долларов. И хотя картина оказалась достаточно успешной, вернуть деньги, вложенные в нее, так и не удалось.
  • Одной из самых опасных сцен, которые нужно было отснять режиссерам, оказался переход «живой цепи» через горную реку вброд. Сложность заключалась в том, что на съемочной площадке не оказалось дублеров. То ли они не были предусмотрены, то ли потерялись, но актерам пришлось выполнять эту непростую задачу самостоятельно. И этот факт заставил некоторых из них всерьез задуматься о том, чтобы был пересмотрен их сценический гонорар. Чтобы не подвергать актеров риску, было принято решение отснять эту сцену в несколько этапов. Первый из них сняли на одном из озер в штате Айдахо, ну а закончили в специальном бассейне, установленном на студии.
  • Примечательно, что факт переправы через реку вызвал проблемы не только у съемочной команды «Северо-Западного прохода». Согласно исторической справке, до того, как пересечь реку, отряд майора Роджерса составлял 154 человека, после того, как реку преодолели, численность его составила 142. При переправе погибло 12 человек. Это, кстати, не единственный случай, когда отряд терял солдат не в боевой обстановке. К концу экспедиции домой вернулись всего 100 человек.
  • К счастью, на пути экспедиции встречались и хорошие дни. Веселый случай произошел возле стен одного из британских фортов. Когда отряд майора Роджерса приблизился к форту, чтобы пополнить запасы экспедиции, тот оказался брошенным. Оказалось, что комендант форта перепутал отряд рейнджеров с французскими войсками и решил отступить. Майору Роджерсу пришлось 10 дней догонять лейтенанта Стивенса, чтобы вернуть его назад в форт.

Больше фактов (+1)

Ошибки в фильме

  • Самый первый ляп в этом фильме содержится чуть ли не вначале. Майор Роджерс дает напутствие своим солдатам, перед тем как они выступят в экспедицию, и в его руках находится дорожный посох. Когда он начинает свою речь, посох возвышается над его головой сантиметров на 15, но когда речь заканчивается, посох по непонятным причинам становится короче чуть ли не на полметра.
  • Во время сцен атаки, если присмотреться, можно увидеть, что некоторые штыки на винтовках гуляют из стороны в сторону. Это происходит по причине того, что некоторый реквизит для фильма был выполнен из резины.
  • Фильм также содержит некоторые исторические неточности. В картине показывается эпизод, когда майор Роджерс приказывает своим солдатам нести их вельботы через горные хребты на плечах. На самом деле это событие не имеет никакого отношения к миссии святого Франциска, они произошли несколькими годами ранее, когда майор Роджерс двигался в Кариллион.
  • Еще один забавный ляп содержится в сцене битвы с индейцами. Во время боевой суматохи один мертвый индеец поворачивает голову, и делает это для того, чтобы избежать столкновения с человеком, бегущим позади него.

Больше ошибок (+1)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

События в фильме начинают разворачиваться с того момента, когда молодой Ленгтон Таун приезжает домой с неприятными известиями: его исключили из Гарвардского университета. Естественно, семья разочарована, но его принимают обратно. Возвращению своего жениха рада и молоденькая дочь влиятельного священнослужителя Элизабет Браун, чего нельзя сказать о ее отце. Он считает Ленгтона легкомысленным и несерьезным юношей, потому что тот мечтает стать художником и настаивает на том, чтобы его дочь разорвала эти отношения. Чтобы хоть как-то отвлечься от бед, навалившихся на него, Таун отправляется в местную забегаловку. Там в порыве пьяного угара он затевает конфликт, который грозит ему тюремным заключением. Чтобы его избежать, Таун принимает решение бежать. Спустя какое-то время своих мытарств он попадает в придорожную таверну, где знакомится с загадочным мужчиной в зеленом мундире. Очнувшись после вчерашней попойки, молодой забияка обнаруживает, что находится в военном лагере, а человек, который вчера его напоил, оказывается майором Роджерсом. Майор набирает отряд добровольцев, чтобы совершить отчаянную экспедицию, и ему очень пригодятся навыки картографии, которыми обладает Ленгтон. Это знакомство перевернет жизнь главного героя раз и навсегда. Пройдя все испытания, он вернется настоящим мужчиной, который не отказывается ни от своей мечты, ни от своей женщины.