Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов. Документы

Экономическое развитие Курильских островов

на рубеже XX–XXI веков

кандидат экономических наук, доцент

Социально-экономическая ситуация на Курильских островах неотделима от положения дел в Сахалинской области и в Российской Федерации в целом. Территориальная отдаленность, затрудненность транспортного сообщения, неразвитость энергетики – эти и другие факторы накладывают свою специфику на происходящие процессы. Явление градообразующих и бюджетообразующих предприятий, достаточно распространенное в России, особенно заметно здесь. Данные по числу предприятий и организаций приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика предприятий и организаций Курильских районов

Северо-Курильский район

Число малых предприятий
(на конец года)

Число предприятий с участием иностранного капитала

Курильский район

Число предприятий и организаций (на конец года)

Число малых предприятий
(на конец года)

Южно-Курильский район

Число предприятий и организаций (на конец года)

Число малых предприятий
(на конец года)

Число предприятий с участием иностранного капитала

Из таблицы видно, что иностранный капитал не проявляет большого интереса к экономике данных территорий. Во второй половине 90-х годов в каждом районе было по одному совместному предприятию. Общий объем иностранных инвестиций, поступавших в основной капитал предприятий районов, отмечается только в Северо-Курильском районе в 1996 и 1999 годах. Данное обстоятельство связано, прежде всего, с территориальными претензиями Японии к России. Робкие попытки частных компаний стран Юго-Восточной Азии начать вести здесь хозяйственную деятельность немедленно вызывали жесткую реакцию со стороны японского правительства.

Кроме того, число предприятий и организаций Южно-Курильского района больше аналогичного показателя двух других районов, вместе взятых. Это объясняется прежде всего тем, что воды вокруг Южно-Курильского района богаты водными биоресурсами.

Доля Курил в общеобластных показателях промышленного производства не является большой. В 2000 году Курильский район находился на 8-м месте в списке муниципальных образований с 2,5%, Северо-Курильский – на 11-м, имея 1,24%, Южно-Курильский – на 15-м с 0,69%. Данные по производству промышленной продукции приведены в таблице 2. При этом, согласно официальным статистическим данным, доля районов в объеме экспортных поставок составляет 3%, 0,9% и 0,3%, а в экспорте рыбы и морепродуктов – 12,8%, 4,0%, 1,4% соответственно.

Таблица 2.

Динамика производства промышленной продукции на Курилах
(в фактически действовавших ценах), млн. рублей (1995–97гг. – млрд. руб.)

Северо-Курильский район

Объем промышленной продукции

Курильский район

Объем промышленной продукции

Индексы производства промышленной продукции, в процентах к предыдущему году

Южно-Курильский район

Объем промышленной продукции

Индексы производства промышленной продукции, в процентах к предыдущему году

1 – данные приведены по крупным и средним предприятиям

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Южно-Курильский район, сильнее других пострадавший от разрушительного землетрясения, лишь в 2000 году смог нарастить объемы производства. При этом в дореформенный период по промышленной продукции он превосходил два других района, вместе взятых, более чем в 1,5 раза. Достаточно показательно сравнение двух соседей – Курильского и Южно-Курильского районов. В 1990 году было произведено 22,7 и 92,4 млн. рублей промышленной продукции, в 2000 году – 650 и 207,1 млн. рублей соответственно. За десять лет разница в объемах изменилась от 0,25 до 3,13 раз в пользу Курильского района.

Подобная ситуация во многом связана с тем, что концентрация производства на центральных Курилах больше чем в двух других районах, о чем будет сказано ниже. В целом, число малых предприятий на 1000 человек населения по всем районам превышает общероссийские. В 2000 году данный показатель был равен 8,12. Но распределение по районам – крайне неравномерное. Почти в два раза больше в Южно-Курильском районе –15,22. В Северо-Курильском – 6,75. И наименьший показатель наблюдается в Курильском районе – 2,88.

Для рыбопромышленного комплекса, который является основным для всех трех районов, положительный эффект роста масштабов производства заканчивается при сравнительно средних объемах производимой продукции. Это приводит к тому, что в отрасли сосуществуют крупные, средние и малые по размерам предприятия. В долгосрочном периоде конкурентные преимущества имеют средние и крупные фирмы, по сравнению с малыми. Концентрация экономических ресурсов на сравнительно небольшом количестве предприятий явилась одним из факторов, позволивших в Курильском районе в конце 90-х годов значительно нарастить объемы производства.

Процессы концентрации в рыбопромышленном комплексе представлены следующим образом (см. таблицу 3). Для Северо-Курильского района характерна средняя степень концентрации производства. В Южно-Курильском районе улов рыбы отмечается пограничным состоянием от средней к высокой степени, процесс выпуска товарной пищевой продукции – средней степенью концентрации производства. В Курильском районе – устойчиво высокая степень концентрации.

Таблица 3.

Концентрация производства в рыбопромышленном комплексе

Данные следующей таблицы показывают, что не существует явной зависимости между производительностью труда в натуральном выражении и степенью концентрации производства в рыбопромышленном комплексе. Наибольшие показатели – в Северо-Курильском районе, со средней степенью концентрации. Курильский район, с устойчиво высокой степенью концентрации, занимает промежуточное положение.

Таблица 4.

Основные показатели работы рыбопромышленного комплекса в 2000 году
(на душу населения, кг)

Производство важнейших видов промышленной продукции в трех районах характеризуется следующими показателями (см. таблицу 5).

Таблица 5.

Динамика производства важнейших видов промышленной продукции

Северо-Курильский район

электроэнергия, млн. квт ч

сборные железобетонные изделия, тыс. куб. м

К середине 90-х годов, после развала основных градообразующих рыбопромышленных предприятий, составлявших основу экономики Курил, ситуация в экономике районов была угрожающей. Сегодня, благодаря развитию рыбной промышленности, Северо-Курильский район является самодостаточным, Курильский – районом-донором (см. таблицу 6). Несколько хуже обстановка на Южных Курилах, но там существуют серьезные предпосылки для изменений.

Таблица 6.

Динамика доходов и расходов местных бюджетов ,
млрд. рублей (с 1998г. - млн. руб.)

Северо-Курильский район

Доходы бюджета

Расходы бюджета

Курильский район

Доходы бюджета

Расходы бюджета

Южно-Курильский район

Доходы бюджета

Расходы бюджета

Также, благодаря развитию рыбной промышленности, Курилы в течение второй половины 90-х годов превзошли среднеобластные показатели производства потребительских товаров на душу населения (см. таблицу 7), а их совокупная доля в производстве потребительских товаров изменилась от 5,95% до 15,42% (рост в 2,6 раза).

Таблица 7.

Производство потребительских товаров на душу населения, руб.
(– тыс. руб.)

Жизненно важное значение для островов имеет транспорт, особенно морской и воздушный. Морской транспорт Курил связывает острова между собой, а также с Петропавловск-Камчатском на материке, и Корсаковом на Сахалине.

В Южно-Курильском районе в 20 километрах от райцентра расположен аэропорт “Менделеево”. Военный аэропорт “Буревестник” в Курильском районе находится в 56 километрах от райцентра. Данные аэропорты имеют сообщение с Южно-Сахалинском. Неблагоприятные метеоусловия часто являются причиной того, что авиарейсы на острова или с них откладываются.

В ближайшие годы планируется построить два новых аэропорта на Северных и Южных Курилах. Необходимость строительства вызвана, прежде всего, обеспечением безопасности полетов. На Северных Курилах сообщение фактически отсутствует (см. таблицу 7). По оценкам специалистов, поддержание и ремонт аэропорта “Буревестник” обходятся федеральному центру и области гораздо дороже, чем строительство нового комплекса. К тому же, эти аэропорты могут при плохой погоде использоваться как запасные.

В дополнение к существующим на островах 62 километрам автомобильных дорог с твердым покрытием федеральными и областными властями планируется построить к 2005 годов еще 62 на Кунашире, 87 – на Итурупе, 12 – на Шикотане.

Важнейшие показатели, характеризующие развитие транспорта островов приведены в таблице 8.

Таблица 8.

Динамика развития транспорта Курильских островов

Северо-Курильский район

Курильский район

Число предприятий транспорта (юридических лиц)

Объем перевозок грузов автомобильным транспортом (с 1995г. по хозяйствам, в распоряжении которых имеется 10 и более грузовых автомобилей), тыс. тонн

Грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики области (с 1995г. по хозяйствам, в распоряжении которых имеется 10 и более грузовых автомобилей), млн. т-км

Обеспеченность населения легковыми автомобилями в личной собственности на 1000 населения (на конец года), штук

пассажиров, тыс. человек

почты, тонн

грузов, тонн

Южно-Курильский район

Число предприятий транспорта (юридических лиц)

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года), км

Обеспеченность населения легковыми автомобилями в личной собственности на 1000 населения (на конец года), штук

Отправлено воздушным транспортом:

грузов, тонн

почты, тонн

пассажиров, тыс. человек

За период 90-х годов практически прекратилось жилищное строительство на Курилах. Только на Южных Курилах в 2000 году было введено в строй 328 кв. метров жилья, что более чем в 23 раза меньше показалетней давности. Главные работы производились при вводе в действие основных фондов. Показатели, характеризующие развитие строительной сферы Курил приведены в таблице 9.

Таблица 9.

Динамика развития строительного комплекса Курильских островов

Северо-Курильский район

Объем подрядных работ, выполненных строительными организациями , тыс. рублей (1995 – 1997гг. – млн. руб.)

Ввод в действие жилых домов, кв. м общей площади

Курильский район

Ввод в действие основных фондов (в ценах соответствующих лет), млн. рублей (1995 – 1997гг. – млрд. руб.)

Объем подрядных работ, выполненных строительными организациями, млн. рублей (1995 – 1997гг. – млрд. руб.)

Южно-Курильский район

Ввод в действие основных фондов (в ценах соответствующих лет), тыс. рублей (1995 – 1997гг. – млн. руб.)

Объем подрядных работ, выполненных строительными организациями, тыс. рублей (1995 – 1997гг. – млн. руб.)

Ввод в действие жилых домов, кв. м общей площади

Развитие сферы торговли и услуг характеризуется следующими данными (см. таблицу 10). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что общественное питание в районах фактически перестало существовать. Только в Курильском районе после 1998 года наблюдается его бурный рост. Показатели развития данной сферы в расчете на одного жителя уступают среднеобластным. Хотя до 1998 года включительно в двух из трех районов, Северо-Курильский район постоянно, объем платных услуг, оказываемых в расчете на каждого жителя района был выше, чем в среднем по области.

Необходимо отметить, что, по мнению специалистов, налоговая отдача от предприятий торговли и сферы услуг данных муниципальных образований является не очень высокой. Так, например, в Курильском районе доля торговли в налоговых поступлениях в бюджет муниципального образования в четыре раза ниже среднеобластного показателя.

Таблица 10.

Показатели развития предприятий сферы торговли и обслуживания населения,
млн. рублей (1995 – 1997гг. - млрд. руб.)

Северо-Курильский район

Оборот розничной торговли

Оборот общественного питания

Объем платных услуг населению

Объем бытовых услуг населению

Курильский район

Оборот розничной торговли

Оборот общественного питания

Объем платных услуг населению

Объем бытовых услуг населению

Южно-Курильский район

Оборот розничной торговли

Оборот общественного питания

Объем платных услуг населению

Объем бытовых услуг населению

Курилы входят в число районов области с самым дорогим уровнем жизни. Несмотря на то обстоятельство, что среднемесячная заработная плата стабильно выше областных показателей, высокие цены на товары нивелируют данное преимущество. В течение 90-х годов разрыв между средним размером пенсий и величиной прожиточного минимума увеличивался и превысил величину 1,5 (см. таблицу 11).

Таблица 11.

Динамика основных показателей уровня жизни населения

Северо-Курильский район

Северо-Курильский район

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), тыс. рублей (1995 – 1997гг. - млн. руб.)

Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств, в общем объеме инвестиций, процентов

в том числе за счет
федерального бюджета

Курильский район

Южно-Курильский район

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), тыс. рублей (1995 – 1997гг. – млн. руб.)

Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств, в общем объеме инвестиций, процентов

в том числе за счет федерального бюджета

Учитывая недостаточную эффективность от реализации мероприятий Программы в 2001 году был одобрен ее уточненный вариант до 2005 года. Первоочередными объектов на это период являются: завершение строительства объектов нетрадиционной энергетики, портовых сооружений в Северо-Курильске и Курильске, аэропорта “Менделеево”, других объектов транспортной инфраструктуры, продолжение работ по эффективной организации работы рыбопромышленного комплекса.

Оценивая перспективы экономического развития Курильских островов, можно отметить следующее. В ближайшем будущем значительного роста числа предприятий во всех районах, в том числе с участием иностранного капитала, не предвидится. Маловероятен масштабный приток иностранных инвестиций в экономику муниципальных образований. Жесткая позиция Японии по т. н. “территориальному вопросу” является препятствующим тому фактором.

Будущее курильской экономики связано с отечественным капиталом и экономической политикой российского государства. Последнее означает, прежде всего, формирование благоприятного инвестиционного климата и финансирование производства смешанных общественных благ. На обозримую перспективу курильская экономика останется монотраслевой, т. е. связанной с рыбной промышленностью. Государству необходимо создать условия для возрождения рыболовецкого флота. Еще одним перспективным направлением является рыборазведение. Многое зависит от эффективности реализации мероприятий в рамках целевых программ , в т. ч. федеральной Программы социально-экономического развития Курильских островов.

Открываются новые дома культуры, больницы и поликлиники. Строится аэропорт и жилье для переселения людей из аварийных зданий. Прокладываются новые дороги: на Кунаршире специально возвели асфальтовый завод. Все это - в рамках федеральной целевой программы, по которой до 2015 года Курилы получат почти 28 миллиардов рублей.

В настоящее время на согласовании в Правительстве РФ находится проект новой федеральной целевой программы развития Курильских островов на период 2016-2025 годы, предусматривающий финансирование в объемах свыше 60 млрд. рублей.

Впервые жители Кунашира смогут оценить все возможности звуковой системы Dolby Digital. В кинотеатре установлена современная акустическая аппаратура, большой экран. Там обещают показывать все новинки киноиндустрии. Зал появился в новом Доме культуры, здесь же разместились районная библиотека и спортзал.

Начальник отдела культуры администрации Южно-Курильского городского округа Галина Глушкова рассказывает об удобстве такого размещения: "Те, кто пришел в спортивный зал, могут заодно прийти и в библиотеку. Те, кто пришел в кафе, посетят и выставку".

Строятся социальные объекты и на средних Курилах. Уже готовы к приему пациентов новые больница и поликлиника. Еще одно медучреждение сдадут в 2014 году на Шикотане.

А вот на Итурупе завершается строительство аэропорта. Его возводят "с нуля" в рамках федеральной целевой программы. Расположенный на охотском побережье острова аэропорт обеспечит авиасообщение с Сахалином и, если необходимо, - с Хабаровском, Владивостоком и Японией.

До 2015 года в рамках Курильской программы острова получат почти 28 миллиардов рублей. Это деньги федерального и областного бюджетов, а также инвестиции бизнеса. Появилось на курильских трассах и асфальтовое покрытие. Чтобы облагородить островные дороги, на Кунашире возвели собственный асфальтовый завод.

Развивается морское сообщение. Сегодня это самый надежный способ попасть на острова. За счет региональных средств был приобретен теплоход ледового класса "Поларис", ранее участвовавший в арктической экспедиции .

Изменилась и ситуация со строительством жилья. Только в прошлом году на Курилах новые квартиры получили более пятисот человек. Еще столько же планируют отпраздновать новоселье в 2014 году. Островной губернатор поручил местным властям срочно решить вопрос переселения курильчан из ветхого жилья.

Сейчас ведется работа над новой Курильской программой на 2016-2025 годы. Ее предварительный вариант уже готов. На реализацию планируют выделить около двух миллиардов долларов. Это почти в четыре раза больше, чем выделено на действующую программу развития.

Президент Медведев стал первым руководителем России, посетившим Курильские острова

Сегодня жить на Курилах и не замечать перемен, произошедших в результате реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов» , невозможно.
Жизнь на окраинных островах России меняется не так быстро, как хотелось бы. Но то, что она все-таки меняется, отрицать может только слепой.

Первая Курильская программа, принятая еще в 1994 году, по факту имела незначительное финансирование.
С 1 января 2007 года началась реализация новой программы, рассчитанной до 2015 года.
далее перечень объектов, планы строительства на 2011 год

В новой программе уже другой, более прагматичный подход к развитию архипелага - экономики и социальной сферы.

Преимущество отдано созданию новой и модернизации уже существующей инфраструктуры:
транспортной - причальные сооружения, аэропорты, дороги ,
энергетической - энергосети и новые энергомощности ,
социальной - строительство больниц и детских садов, новых жилых домов .
Если разделить средства, предусмотренные Федеральной целевой программой социально-экономического развития Курильских островов (2007 - 2015 годы) на число жителей этих территорий, то получится примерно миллион рублей на душу населения.
Именно столько вкладывает российское государство в программу развития своего восточного форпоста.
Объем финансирования программы составляет 18 млрд руб и, в отличие от предшественницы, она финансировуется в полном объеме.

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин

Встреча с жителями Курил

Эти немалые суммы уже воплощены в конкретных объектах. В Северо-Курильском районе, например, завершена реконструкция систем водоснабжения. Модернизировано 75% всех сетей, и это создает запас прочности работы системы на многие годы вперед. Завершены все работы по строительству вертодрома, начата реконструкция северного мола - это защитное сооружение существенно улучшит обстановку внутри акватории порта. Введен в эксплуатацию новый жилой дом.

Остров Кунашир

В Курильском районе завершены работы на пирсах портопункта в заливе Китовый, выполнены основные работы на системе водоснабжения Курильска. В этом году упор сделан на модернизацию больницы. Построенная в прошлом году, она была полностью снабжена всем необходимым медицинским оборудованием. Это позволило поднять на новый качественный уровень медицинские услуги людям.
Строители приступили к возведению жилого восьмиквартирного дома для работников центральной районной больницы.

Важнейшая задача - энергообеспечение островов. Начато строительство двухцепной линии электропередачи между Курильском и Китовым, что резко повысит энергоустойчивость Курильска и соединит действующую электростанцию с системой геотермальной станции «Океанская» .

Одна из основных и характерных курильских проблем, решением которой в последние годы занимается областное правительство, связана с повышением транспортной доступности островов. В этой связи и на Итурупе и на Кунашире строятся новые всепогодные аэропорты, которые позволят в будущем надежно связать посредством воздушного сообщения Курилы с другими точками страны и мира.

Что касается аэропорта «Итуруп» , то на его строительство затрачен 1 млрд. руб. Требуется примерно еще 2 млрд. руб., чтобы запустить первую очередь объекта, предусматривающую инфраструктуру управления воздушными судами и взлетно-посадочную полосу длиной 1450 метров. Работы здесь продолжаются.

Традиционно большее количество средств, предусмотренных программой, приходится на Южно-Курильское муниципальное образование, поскольку на островах Шикотан и Кунашир проживает большее количество населения.
И на Итурупе и на Кунашире в скором времени будет решена ключевая проблема, связанная с рейдовым обслуживанием грузовых и пассажирских судов.
Специальные причальные сооружения уже построены в Курильском округе, в Южно-Курильском соответствующие работы близятся к завершению.

Таким образом, уже этой осенью станет возможным принятие у берега больших судов типа «Игорь Фархутдинов».
5 февраля 2011 г. грузопассажирский теплоход «Игорь Фархутдинов» впервые пришвартовался у нового причала

В 2008 году начаты работы по реконструкции систем энергообеспечения на острове Кунашир, в этом году здесь приступят к строительству новой линии электропередачи, которая позволит передать электроэнергию от Менделеевской геотермальной станции до аэропорта Менделеево , что существенно улучшит его работу.

Аэропорт «Менделеево»

Продолжается строительство автодороги Южно-Курильск - Головнино, Мало-Курильск - Крабозаводское на острове Шикотан.
Достраиваются четыре детских садика.

Открытие детского сада на о. Кунашир

И на о. Шикотан

Подрядные организации в 2011 году продолжат строительство более 10 объектов на Курилах в рамках Федеральной целевой программы по развитию островов, на эти цели будет затрачено более 754 миллионов рублей.

В 2011 году на реализацию программных мероприятий по ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы» предусмотрено 628,3 миллиона рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 359,2 миллиона рублей; областного бюджета - 269,1 миллиона рублей.
На строительство объектов в рамках непрограммной части предусмотрено 126,4 миллиона рублей.

За счет предусмотренных средств планируется завершение строительства детского сада в селе Рейдово (остров Итуруп), причального комплекса на острове Кунашир (вторая очередь).
Будут продолжены работы по строительству и реконструкции систем топливообеспечения на острове Итуруп, водоснабжения и водоотведения на острове Кунашир, строительство пирса в бухте Крабовая.

56 островов, расположенных между Камчаткой и Хоккайдо, периодически становятся причиной информационных поводов. Речь идёт о Курилах. Чаще всего они фигурируют в контексте российско-японских отношений, и, как правило, шум со стороны японцев поднимается только в тех случаях, когда на один из 4 южных островов прилетает крупный российский чиновник.

В этот раз затронем тему Курил не по причине очередных возмущений японских политиков, хотя и сейчас без них не обойдётся. Сегодня поговорим о развитии территории Курильских островов.

23 июля 2015 года Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу по развитию Курильских островов. Не только тех четырех, на которые громкими заявлениям постоянно покушается Япония, но и остальных 52, которые страну восходящего солнца не интересуют. Документ отражает правительственные планы на период с 2016 по 2025 гг. Предыдущая программа истекает в этом году. К ней мы вернёмся чуть позже.

Принятая ФЦП подразумевает общий объём инвестиций для развития островов в размере 70 млрд руб, из них 28 млрд будет потрачено из Федеральных средств. Деньги будут вложены в развитие аграрной, туристической и горнодобывающей промышленности. Помимо прочего, на островах планируется создать территорию опережающего развития.

Чтобы оценить масштабы Федеральной целевой программы нужно провести её сравнение с предыдущей. Отметив, что за период было построено, легче будет представить размах нынешней программы, учитывая увеличившееся финансирования. К разбору ФЦП 2007-2015 гг. еще вернемся. Сейчас же хочется сделать акцент на самом факте вложения больших средств в развитие региона. Вероятно, наши политики японским коллегам накануне планируемых встреч намекают, что никакие острова отдавать никто не собирается. При поиске компромиссов отталкиваться нужно будет от факта, что вся Курильская гряда останется в составе РФ.

"Безлюдные" острова

Теперь давайте немного поговорим о самих Курилах. Многие читатели знают, что 4 южных острова оспариваются Японией, но на этом познания о Курилах у некоторых заканчиваются.

Курильские острова относятся к Сахалинской области. Входят в состав трёх городских округов - Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского. Площадь островов составляет 10 502,22 кв. км, население немногим менее 20 000 человек. К слову, принятая Федеральная программа по развитию Курил ставит целью за 9 лет увеличить численность население островов на 25%. То есть к 2025 г. ожидается, что в этих трёх городских округах Сахалинской области будет проживать 25 000 человек.

С помощью нехитрых вычислений можно определить, что плотность населения Курильских островов составляет порядка 1,86 чел/км2. Немного, конечно, но такой же показатель плотности населения имеет республика Тыва, а в 8 регионах РФ живущие там люди ощущают ещё больший простор. Это касается, например, Хабаровского и Красноярского краёв.

Существуют целые государства с примерно такой же плотностью населения. В Монголии на 1 кв. км приходится 2 человека. В общем, дефицит населения на Курилах присутствует, впрочем, как и на Дальнем Востоке в целом. Но говорить, что острова безлюдны не совсем корректно. Плотность населения на островах, входящих в Южно-Курильский городской округ, (а эти территории вместе с островом Итуруп как раз японцам приглянулись) составляет 5,86 чел/кв. км. Это уже сопоставимо с плотностью Сахалинской области в целом и немного недотягивает до показателей Казахстана. А в Мурманской, Иркутской, Тюменской областях , а также Канаде, Ливии, Исландии и Австралии люди живут менее кучно. И ведь никто не скажет, что территория Канады или Австралии безлюдна?

Причина спора

Пожалуй, мало кто находится в неведении по поводу того, что Япония положила глаз на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Здесь тоже считаю необходимым сделать исторический экскурс.

По итогам Второй мировой войны в 1951 г. Япония подписывает мирный договор с союзниками. СССР в мероприятии не участвовал, но тем не менее представители Японии поставили подпись под документом, в котором Страна восходящего солнца отказалась от каких-либо притязаний на Курильские острова. Немногим позже правительство этой дальневосточной страны неожиданно заявило, что 4 южных острова к Курилам не относятся. Японцы делали отсылку к первому российско-японскому договору - Симодскому трактату, согласно которому Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были частью Японии. Однако говорить о каком-то серьёзном основании ссылки именно на первый российско-японский договор у представителей Японии не было.

Объяснить навязчивое желание японцев получить острова можно, учитывая несколько моментов:

1. Биоресурсы . Акватория, прилегающая к островам, богата рыбой.

2. Наличие в недрах южных Курил редкоземельных элементов . Золото, нефть, рений - всё это не помешало бы небогатой ресурсами Японии.

3. Незамерзающий морской путь до Владивостока проходит между Кунаширом и Итурупом. Контролировать его важно с военной точки зрения. Ну и для перемещений торговых грузов пролив значим. Пожалуй, контроль пролива - наиболее значимый фактор, из-за которого вся эта шумиха с островами происходит. Зачем Японии контролировать этот пролив? Хотя корректнее спросить, зачем их патронам из-за океана нужен пролив? В этом случае ситуация станет понятней. Как минимум, чтобы усложнить жизнь Тихоокеанскому флоту ВМФ России.

Экономический потенциал

Оставим притязания японцев в стороне и посмотрим, как обстоят дела на наших островах с экономикой. Основная хозяйственная деятельность на Курилах - добыча леса, деревообработка, мясное и молочное животноводство, рыбная ловля.

Принятая ФЦП нацелена на раскрытие экономического потенциала островов. Наличие редкоземельных металлов наводит на мысль о необходимости развивать горнодобывающую промышленность. Богатая акватория создаёт благоприятные условия для развития рыбного хозяйства. Развитие агропромышленного комплекса будет основываться на уже имеющемся животноводстве.

В Федеральную целевую программу также было включено развитие туристической отрасли. Пока трудно сказать, насколько реально привлечь поток туристов в такой удаленный край. Но стоит заметить, что идея развития туризма на Курилах появилась не на пустом месте. Часть острова Кунашир и несколько островов малой Курильской гряды относятся к территории заповедника «Курильский». Пляжный отдых для этих мест не подходит, но экологический туризм на Курилах развивать возможно.

Кстати, в августе 2015 г. на острове Итуруп впервые пройдёт одноимённый Всероссийский образовательный молодёжный форум. Глядишь, понравится здесь молодому поколению, начнут создавать туристический поток.

Итоги предыдущей Федеральной целевой программы

Мы собирались вернуться к рассмотрению предварительных итогов предыдущей Федеральной целевой программы, которая затрагивала период с 2007 по 2015 гг.

В основном была проделана работа по строительству и реконструкции базовой инфраструктуры островов. Создавались и ремонтировались системы водоснабжения, водоотведения, топливообеспечения. Проводились линии электропередач, были построены причальные сооружения, аэропорт , геотермальная станция. Не осталась без внимания и социальная сфера. За указанный период на островах появилась больница, обеспеченная всем необходимым оборудованием, несколько детских садов.

Бюджет Федеральной целевой программы составлял 628,3 млн руб. Сравните с нынешним в 70 млрд руб. и представьте масштабы. Конечно, за 8 лет рубль несколько потерял в весе, но его ценность не уменьшилась в сотню раз.

Также стоит учесть, что губернатором Сахалинской области с 2007 по 2015 г. был недостаточно честный, как оказалось, человек. Возможно, на выделенную сумму можно было построить несколько больше.

Взаимодействие с Японией

А что же Япония? Какова её реакция на грандиозные планы по развитию Курильских островов? Ведь власти этой Дальневосточной страны последовательно выражали негодование, когда на островах с визитом оказывались Игорь Шувалов, Сергей Иванов, Вероника Скворцова. Больше всего японцы расстраивались из-за визитов Дмитрия Медведева. По словам советника японского посольства в Москве - посещение Южных Курил российским премьером «ранит душу японского народа».