Проблема курильских островов в российско японских отношениях. Курильские острова в истории русско-японских отношений. Япония и санкции

Правообладатель иллюстрации RIA Image caption До Путина и Абэ вопрос подписания мирного договора между Россией и Японией обсуждали все их предшественники - безрезультатно

Российский президент в ходе двухдневного визита в Нагато и Токио договорится с японским премьером Синдзо Абэ об инвестициях. Главный же вопрос - о принадлежности Курильских островов, - как обычно, отложат на неопределенных срок, считают эксперты.

Абэ стал вторым лидером стран "Большой семерки", который принял у себя Путина после российской аннексии Крыма в 2014 году.

Визит должен был состояться еще два года назад, но был отменен из-за санкций в отношении России, поддержанных Японией.

В чем суть спора между Японией и Россией?

Абэ добивается прогресса в многолетнем территориальном споре, в котором Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, а также архипелаг Хабомаи (в России такого названия не существует, архипелаг вместе с Шикотаном объединены под названием Малая Курильская гряда).

Японская элита прекрасно понимает, что Россия два больших острова никогда не вернет, поэтому они готовы взять максимум - два маленьких. Но как объяснить обществу, что они навсегда отказываются от больших островов? Александр Габуев, эксперт Московского Центра Карнеги

По окончании Второй мировой войны, в которой Япония воевала на стороне нацистской Германии, СССР изгнала с островов 17 тысяч японцев; между Москвой и Токио так и не был подписан мирный договор.

Сан-Францисский мирный договор 1951 года между странами антигитлеровской коалиции и Японией установил суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, однако Токио и Москва так и не договорились, что понимать под Курилами.

Токио считает Итуруп, Кунашир и Хабомаи своими незаконно оккупированными "северными территориями". Москва считает эти острова частью Курил и неоднократно заявляла, что их нынешний статус пересмотру не подлежит.

В 2016 году Синдзо Абэ дважды прилетал в Россию (в Сочи и Владивосток), они с Путиным также встречались на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Лиме.

В начале декабря министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что у Москвы и Токио есть совпадения в позициях по мирному договору. В интервью японским журналистам Владимир Путин назвал отсутствие мирного договора с Японией анахронизмом, который "должен быть устранен".

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В Японии до сих пор живут переселенцы с "северных территорий", а также их потомки, которые не против вернуться на историческую родину

Он также заявил, что министерствам иностранных дел двух стран нужно решить между собой "чисто технические вопросы", чтобы японцы получили возможность посещать южные Курилы без виз.

Однако Москву смущает, что в случае возвращения южных Курил там могут появиться военные базы США. Такую возможность не исключил глава Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти в беседе с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым, писала в среду японская газета "Асахи".

Ждать ли возвращения Курил?

Короткий ответ - нет. "Никаких прорывных договоренностей, да и обычных тоже, по вопросу принадлежности южных Курил ждать не следует", - считает бывший замминистра иностранных дел России Георгий Кунадзе.

"Ожидания японской стороны, как обычно, расходятся с намерениями России, - сказал Кунадзе в интервью Би-би-си. - Президент Путин в последние дни перед отъездом в Японию неоднократно говорил, что для России проблемы принадлежности Курил не существует, что Курилы - это, в сущности, военный трофей по итогам Второй мировой войны, и даже о том, что права России на Курилы закреплены международными договорами".

Последнее, по мнению Кунадзе, - вопрос спорный и зависит от интерпретации этих договоров.

"Путин имеет в виду договоренности, достигнутые в Ялте в феврале 1945 года. Договоренности эти носили политический характер и предполагали соответствующее договорно-правовое оформление. Оно произошло в Сан-Франциско в 1951 году. Советский Союз мирный договор с Японией тогда не подписал. Стало быть, никакого другого закрепления прав России на территории, от которых отказалась Япония по Сан-Францисскому договору, нет", - резюмирует дипломат.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Россияне, как и японцы, не ждут от своих властей уступок по Курилам

"Стороны стараются максимально сдуть шарик взаимных ожиданий публики и показать, что прорыва не произойдет", - комментирует эксперт Московского Центра Карнеги Александр Габуев.

"Красная линия России: Япония признает итоги Второй мировой войны, отказывается от притязаний на южные Курилы. Мы в качестве жеста доброй воли передаем Японии два маленьких острова, а на Кунашире и Итурупе можем сделать безвизовый въезд, свободную зону совместного экономического развития - все, что угодно, - полагает он. - Россия не может отдать два больших острова, поскольку это будет проигрыш, эти острова имеют хозяйственное значение, туда вложено много денег, там большое население, проливы между этими островами используются российскими подлодками, когда они выходят патрулировать Тихий океан".

Япония, по наблюдениям Габуева, в последние годы смягчила свою позицию по спорным территориям.

"Японская элита прекрасно понимает, что Россия два больших острова никогда не вернет, поэтому они готовы взять максимум - два маленьких. Но как объяснить обществу, что они навсегда отказываются от больших островов? Япония ищет варианты, при которых она забирает маленькие и сохраняет претензию на большие. Для России это неприемлемо, мы хотим решить вопрос раз и навсегда. Эти две красные линии пока не настолько близки, чтобы можно было ожидать прорыва", - считает эксперт.

Что еще будет обсуждаться?

Курилы - не единственная тема, которую обсуждают Путин и Абэ. Россия нуждается в иностранных инвестициях в Дальний Восток.

По данным японского издания "Иомиури", из-за санкций сократился товарооборот между двумя странами. Так, импорт из России в Японию сократился на 27,3% - с 2,61 трлн иен (23 млрд долларов) в 2014 году до 1,9 трлн иен (17 млрд долларов) в 2015-м. А экспорт в Россию на 36,4% - с 972 млрд иен (8,8 млрд долларов) в 2014 году до 618 млрд иен (5,6 млрд долларов) в 2015-м.

Правообладатель иллюстрации RIA Image caption В качестве главы российского государства Путин последний раз посещал Японию 11 лет назад

Правительство Японии намерено посредством госкорпорации нефти, газа и металлов JOGMEC приобрести часть газовых месторождений российской компании "Новатэк", а также часть акций "Роснефти".

Ожидается, что в ходе визита будут подписаны десятки коммерческих соглашений, а в рабочем завтраке российского президента и премьера Японии примут участие, в частности, глава Росатома Алексей Лихачев, глава "Газпрома" Алексей Миллер, глава "Роснефти" Игорь Сечин, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, предприниматели Олег Дерипаска и Леонид Михельсон.

Пока Россия и Япония только обмениваются любезностями. По тому, воплотится ли в жизнь хотя бы часть экономических меморандумов, станет ясно, могут ли они еще и о чем-то договариваться.

Конфликт по поводу Курильских островов начался задолго до Второй мировой войны.

Спор по поводу самых южных Курильских островов — Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи — является точкой напряженности в отношениях между Японией и Россией с того момента, когда они были захвачены Советским Союзом в 1945 году. Спустя более 70 лет российско-японские отношения все еще нельзя назвать нормальными из-за продолжающегося территориального спора. В значительной мере именно исторические факторы помешали решению этого вопроса. К их числу относятся демография, ментальность, институты, география и экономика — все это стимулирует проведение жесткой политики, а не готовность к компромиссу. Первые четыре фактора способствуют сохранению тупиковой ситуации, тогда как экономика в виде нефтяной политики связана с определенной надеждой на разрешение.

Претензии России на Курилы восходят к 17-му веку, что происходило в результате периодических контактов с Японией через Хоккайдо. В 1821 году была де-факто установлена граница, в соответствии с которой Итуруп стал японской территорией, а российская земля начиналась с острова Уруп. Впоследствии по Симодскому трактату (1855 год) и Санкт-Петербургскому договору (1875 год) все четыре острова были признаны территорией Японии. В последний раз Курилы сменили своего владельца по результатам Второй мировой войны — в 1945 году в Ялте союзники, по сути, согласились передать эти острова России.

Спор по поводу островов стал частью политики холодной войны во время переговоров по заключению Сан-Францисского мирного договора, статья 2c которого заставляла Японию отказаться от всех своих претензий на острова Курильской гряды. Однако отказ Советского Союза подписать это соглашение оставил эти острова в состоянии неопределенности. В 1956 году была подписана совместная Советско-японская декларация, которая де-факто означала завершение состояния войны, но не смогла разрешить территориальный конфликт. После ратификации в 1960 году американо-японского Договора безопасности дальнейшие переговоры были прекращены, и так продолжалось до 1990-х годов.

Однако после окончания холодной войны в 1991 году, казалось, появилась новая возможность для разрешения этого вопроса. Несмотря на бурные события в мировых делах, позиции Японии и России по вопросу о Курилах не претерпели особого изменения по сравнению с 1956 годом, и причиной подобного положения были пять исторических факторов, находившихся за рамками холодной войны.

Первый фактор — демографический. Население Японии уже сокращается из-за низкого уровня рождаемости и старения, тогда как население России уменьшается с 1992 года из-за избыточного употребления алкоголя и по причине других социальных недугов. Этот сдвиг вместе с ослаблением международного влияния привел к появлению обращенных в прошлое тенденций, и обе нации, в основном, пытаются теперь разрешить этот вопрос, глядя назад, а не вперед. При наличии подобных установок можно сделать вывод о том, что стареющее население Японии и России лишают премьер-министра Синдзо Абэ и президента Владимира Путина возможности вести переговоры из-за прочно укоренившихся взглядов в отношении вопроса о Курилах.

Контекст

Россия готова вернуть два острова?

Санкэй симбун 12.10.2016

Военное строительство на Курилах

The Guardian 11.06.2015

Можно ли договориться о Курильских островах?

Русская служба BBC 21.05.2015
Все это также на руку ментальности и восприятию внешнего мира, которые формируются на основании того, как преподается история, а в более широком смысле на основании того, как ее преподносят средства массовой информации и общественное мнение. Для России развал Советского Союза оказался сильным психологическим ударом, сопровождавшимся потерей статуса и власти, поскольку многие бывшие советские республики отделились. Это существенным образом изменило границы России и создало значительную неопределенность относительно будущего российской нации. Хорошо известно, что во времена кризисов граждане часто проявляют более сильные патриотические чувства и чувства защитного национализма. Спор о Курилах заполняет существующую в России пустоту, а также представляет собой повод выступить против воспринимаемой эмоционально исторической несправедливости, совершенной Японией.

Восприятие Японии в России во многом формировалось под воздействием вопроса о Курильских островах, и так продолжалось вплоть до окончания холодной войны. Антияпонская пропаганда стала обычным явлением после русско-японской войны 1904-1905 годов, и она была усилена в результате японской интервенции во время гражданской войны в России (1918-1922 гг.). Это заставило многих русских поверить в то, что в результате все заключенные ранее договоры были аннулированы. Однако победа России над Японией во Второй мировой войне покончила с предыдущим унижением и укрепила символическое значение Курильских островов, которые стали олицетворять (1) необратимость результатов Второй мировой войны и (2) статус России как великой державы. С этой точки зрения, передача территории рассматривается как пересмотр итогов войны. Поэтому контроль над Курилами сохраняет важное психологическое значение для русских.

Япония пытается определить свое место в мире в качестве «нормального» государства, расположенного рядом с набирающим все большую силу Китаем. Вопрос о возвращении Курильских островов непосредственно связан я национальной идентичностью Японии, а сами эти территории воспринимаются как последний символ поражения во Второй мировой войне. Российское наступление и захват «неотъемлемой территории» Японии способствовали укреплению ментальности жертвы, что стало преобладающим нарративом после окончания войны.

Подобное отношение усиливается японскими консервативными средствами массовой информации, которые часто поддерживают внешнюю политику правительства. Кроме того, националисты нередко используют средства массовой информации для ожесточенной атаки на представителей академического мира и политиков, которые намекают на возможность достижения компромисса по этому вопросу, и в результате остается мало пространства для маневра.

Это, в свою очередь, оказывает влияние на политические институты как Японии, так и России. В 1990-х годах позиции президента Бориса Ельцина были столь слабыми, что он опасался возможного импичмента в том случае, если Курильские острова были бы переданы Японии. Одновременно центральное российское правительство было ослаблено в результате усиления влияния региональных политиков, в том числе двух губернаторов Сахалинской области — Валентина Федорова (1990 — 1993 гг.) и Игоря Фахрутдинова (1995 — 2003 гг.), которые активно выступали против возможной продажи Курил Японии. Они делали ставку на националистические чувства, и этого оказалось достаточно для того, чтобы воспрепятствовать завершению работы над договором и его реализации в 1990-е годы.

После прихода к власти президента Путина Москва подчинила своему влиянию региональные правительства, однако другие институциональные факторы также способствовали сохранению патовой ситуации. Одним из примеров может служить идея о том, что ситуация должна созреть, и тогда какой-то вопрос или проблема могут быть решены. В первоначальный период своего правления президент Путин имел возможность, но не имел желания вести переговоры с Японией по поводу Курил. Вместо этого он решил потратить время и энергию на то, чтобы разрешить китайско-российский пограничный конфликт за счет вопроса о Курильских островах.

После возвращения на пост президента в 2013 году Путин стал все больше зависеть от поддержки националистических сил, и маловероятно, что он будет готов уступить Курилы в каком-то значимом смысле. Недавние события в Крыму и на Украине ясно демонстрируют то, как далеко готов Путин пойти для защиты национального статуса России.

Японские политические институты, хотя они и отличаются от российских, также поддерживают жесткий вариант поведения на переговорах в отношении Курил. В результате реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны, доминирующее положение в Японии занимает Либерально-демократическая партия (ЛДП). За исключением периода с 1993 года по 1995 годы и с 2009 года по 2012 годы ЛДП имела и продолжает иметь большинство в национальном законодательном собрании, и по сути ее партийная платформа по поводу возвращения четырех южных островов Курильский гряды с 1956 года является составной частью национальной политики.

Кроме того, в результате краха рынка недвижимости в 1990-1991 годах Либерально-демократическая партия выдвинула лишь двух эффективных премьер-министров — Коидзуми Дзюнъитиро и Синдзо Абэ, и оба они для сохранения своих позиций опираются на поддержку националистов. И, наконец, региональная политика в Японии играет важную роль, а избранные политики на острове Хоккайдо подталкивают центральное правительство к тому, чтобы оно занимало напористую позицию в этом споре. Взятые вместе, все эти факторы не способствуют достижению такого компромисса, который предусматривал бы возвращения всех четырех островов.

Сахалин и Хоккайдо подчеркивают важность географии и региональных интересов в этом споре. География оказывает влияние на то, как люди видят мир, а также на то, как они наблюдают за формированием и реализацией политики. Наиболее важные российские интересы относятся к Европе, затем следуют Ближний Восток и Центральная Азия, и только после этого Япония. Вот один пример — значительную часть времени и усилий Россия посвящает вопросу о расширении НАТО на восток, в восточную часть Европы, а также негативным последствиям, связанным с событиями в Крыму и на Украине. Что касается Японии, то для нее альянс с Соединенными Штатами, Китай и Корейский полуостров имеют больший приоритет, чем отношения с Москвой. Японское правительство должно также учитывать давление общественности, которая требует решения вопросов с Северной Кореей относительно похищения людей и ядерного оружия, что Абэ несколько раз обещал сделать. В результате вопрос о Курилах часто отодвигается на второй план.

Вероятно, единственным фактором, способствующим возможному разрешению вопроса о Курилах, являются экономические интересы. После 1991 года и Япония, и Россия вступили в период длительного экономического кризиса. Российская экономика достигла самой низкой точки во время кризиса своей национальной валюты в 1997 году, а в настоящее время она сталкивается с серьезными трудностями из-за обвала цен на нефть и введенных экономических санкций. Однако разработка нефтяных и газовых месторождений в Сибири, в процессе которой происходит объединение японских капиталов и российских природных ресурсов, способствует сотрудничеству и возможному разрешению вопроса о Курилах. Несмотря да введенные санкции, 8% потребленной Японией нефти в 2014 году было импортировано из России, а увеличение потребления нефти и природного газа в значительной мере связано с последствиями катастрофы на атомной электростанции в Фукусиме.

В своей совокупности исторические факторы в значительной мере обусловливают продолжение застоя в решении вопроса о Курильских островах. Демография, география, политические институты и отношение граждан Японии и России — все это способствует формированию жесткой позиции на переговорах. Политика в области нефти предоставляет некоторые стимулы обеим нациям для разрешения спорных вопросов и нормализации отношений. Однако пока этого оказалось недостаточно для того, чтобы выйти из тупика. Несмотря на возможную смену лидеров во всем мире, основные факторы, загнавшие этот спор в тупик, вероятнее всего, останутся без изменений.

Майкл Бакалу является членом Совета по делам Азии (Council on Asian Affairs). Он получил степень магистра в области международных отношений в Сеульском университете, Южная Корея, а также степень бакалавра в области истории и политических наук Университета Аркадии (Arcadia University). Взгляды и мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно ее автору как частному лицу и не обязательно отражают взгляды какой-либо организации, с которой у него имеются связи.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В 2012 году безвизовый обмен между Южными Курилами и Японией начнется 24 апреля.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.

В 1992 году на основании межправительственной договоренности между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.

В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.

Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Кратко история «принадлежности» Курильcких островов и острова Сахалин выглядит следующим образом.

1.В период 1639—1649 г . русские казачьи отряды под предводительством Московитинова, Колобова, Попова обследовали и начали осваивать Сахалин и Курильские острова. В это же время русские первопроходцы неоднократно заплывают и на остров Хоккайдо, где их миролюбиво встречают местные аборигены народности айны. Японцы же появились на этом острове столетием позже, после чего истребили и частично ассимилировали айнов .

2.В 1701 г. казачий урядник Владимир Атласов доложил Петру I о «подчинении» Российской короне Сахалина и Курильских островов, ведущих в «чудное Нипонское царство».

3.В 1786 г . по приказу Екатерины II произведен реестр российских владений на Тихом океане с доведением реестра до сведения всех европейских государств как декларации прав России на эти владения, в том числе и на Сахалин, и на Курилы.

4.В 1792 г . Указом Екатерины II вся гряда Курильских островов (и Северных, и Южных), а также остров Сахалин официально включены в состав Российской Империи.

5.В результате поражения России в Крымской войне 1854—1855 гг. под давлением Англии и Франции Россия вынуждена была заключить с Японией 7 февраля 1855 г. Симодский Договор , по которому Японии передавались четыре южных острова Курильской гряды: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сахалин остался неразделенным между Россией и Японией. При этом, правда, признавалось право захода российских кораблей в японские порты, а также провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Японией и Россией».

6.7 мая 1875 г. по Петербургскому договору царское правительство в качестве весьма странного акта «доброй воли» идет на непонятные дальнейшие территориальные уступки Японии и передает ей еще 18 малых островов архипелага. Взамен Япония признала, наконец, право России на весь Сахалин. Именно на этот договор ссылаются больше всего японцы сегодня, лукаво умалчивая , что первая статья этого договора гласит: «...и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Россией и Японией» (сами японцы нарушали этот договор в XX столетии неоднократно ). Многие российские государственные деятели тех лет резко осудили этот «обменный» договор, как недальновидный и вредный для будущего России, сравнивая его с такой же недальновидностью, как продажа Соединенным Штатам Америки в 1867 г. Аляски за бесценок (7 млрд. 200 млн. долл.), — говоря, что «теперь мы кусаем собственные локти».

7.После русско-японской войны 1904—1905 гг. последовал очередной этап унижения России . По Портсмутскому мирному договору, заключенному 5 сентября 1905 г., Япония получила южную часть Сахалина, все Курильские острова, а также отобрала у России право аренды на военно-морские базы Порт-Артур и Дальний . Когда же российские дипломаты напомнили японцам, что все эти положения противоречат договору 1875 г., — те высокомерно и нагло ответили : «Война перечеркивает все договора. Вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки ». Читатель, запомним эту хвастливую декларацию захватчика !

8.Далее наступает время наказания агрессора за его извечную алчность и территориальную экспансию. Подписанным Сталиным и Рузвельтом на Ялтинской конференции 10 февраля 1945 г. «Соглашением по Дальнему Востоку » предусматривалось: «...через 2—3 месяца после капитуляции Германии Советский Союз вступит в войну против Японии при условии возвращения Советскому Союзу южной части Сахалина, всех Курильских островов, а также восстановления аренды Порт-Артура и Дальнего (эти построенные и оборудованныеруками русских рабочих , солдат и матросов еще в конце XIX—начале XX вв. очень удобные по своему географическому положению военно-морские базы были безвозмездно переданы «братскому» Китаю . А ведь эти базы были так нужны нашему флоту в 60—80-е годы разгула «холодной войны» и напряженной боевой службы флота в отдаленных районах Тихого и Индийского океанов. Пришлось на голом месте оборудовать для флота базу передового базирования Камрань во Вьетнаме).

9.В июле 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией глав стран-победительниц был принят следующий вердикт относительно будущего Японии: «Суверенитет Японии будет ограничен четырьмя островами: Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, Хонсю и теми, которые МЫ УКАЖЕМ ». 14 августа 1945 г. японское правительство широковещательно подтвердило принятие условий Потсдам-ской декларации , а 2 сентября Япония безоговорочно капитулировала . Статья 6 Акта о капитуляции гласит: «...японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации , отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует Главнокомандующий союзных держав...». 29 января 1946 г. Главнокомандующий генерал Макартур своей директивой № 677 ПОТРЕБОВАЛ: «Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, исключаются из юрисдикции Японии». И только после этого юридического действия был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г., гласивший: «Все земли, недра и воды Сахалина и Кульских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик ». Таким образом, Курильские острова (и Северные, и Южные), а также о. Сахалин, на законных основаниях и в соответствии с нормами международного права были возвращены России . На этом можно было бы поставить точку на «проблеме» Южных Курил и прекратить все дальнейшие словопрения. Но история с Курилами продолжается.

10.После окончания второй мировой войны США оккупировали Японию и превратили ее в свой военный плацдарм на Дальнем Востоке. В сентяре 1951 г. США, Великобритания и ряд других государств (всего 49) подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией , подготовленный в нарушение Потсдамских соглашений без участия Советского Союза . Поэтому наше правительство к договору не присоединилось. Тем не менее в ст. 2, главы II этого договора черным по белому зафиксировано: «Япония отказывается от всех правооснований и претензий... на Курильские острова и ту часть Сахалина и прилегающих к нему островов , суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Однако и после этого история с Курилами не завершается.

11.19 октября 1956 г. правительство Советского Союза, следуя принципам дружбы с государствами-соседями, подписало с японским правительством совместную декларацию , по которой состояние войны между СССР и Японией прекращалось и между ними восстанавливались мир, добрососедство и дружеские отношения. При подписании Декларации в качестве жеста доброй воли и не более было обещано передать Японии два самых южных острова Шикотан и Хабомаи , но только после заключения мирного договора между странами .

12.Однако США после 1956 г. навязали Японии ряд военных соглашений , замененных в 1960 г. единым «Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности», по которому войска США оставались на ее территории, и тем самым японские острова превращались в плацдарм агрессии против Советского союза. В связи с такой обстановкой советское правительство заявило Японии о невозможности передачи ей обещанных двух островов . И в этом же заявлении подчеркивалось, что согласно декларации от 19 октября 1956 г. «мир, добрососедство и дружеские отношения» между странами установлены. Поэтому дополнительный мирный договор возможно и не требуется.
Таким образом, проблемы Южных Курил не существует . Она давно решена. И де-юре, и де-факто острова принадлежат России . В этой связи может быть следовало бы припомнить японцам их высокомерное заявление в 1905 г., а также указать, что Япония потерпела поражение во второй мировой войне и поэтому не имеет никаких прав ни на какие территории , даже и на ее исконные земли, кроме тех, которые ей дарованы победителями.
И нашему МИД так же жестко, или в более мягкой дипломатической форме следовало бы заявить это японцам и на этом поставить точку, НАВСЕГДА прекратив всякие переговоры и даже разговоры по этой несуществующей и унижающей достоинство и авторитет России проблеме .
И вновь «территориальный вопрос»

Однако, начиная с 1991 г., неоднократно проходят встречи Президента Ельцина и членов российского правительства, дипломатов с правительственными кругами Японии, в ходе которых японская сторона каждый раз назойливо поднимает вопрос о «северных японских территориях».
Так, в Токийской декларации 1993 г., подписанной Президентом России и премьер-министром Японии, снова было признано «наличие территориального вопроса», и обе стороны обещали «приложить усилия» к его решению. Возникает вопрос — неужели наши дипломаты не могли не знать, что такие декларации не следует подписывать, ибо признание наличия «территориального вопроса» противоречит национальным интересам России (ст. 275 УК РФ «Государственная измена »)??

Что касается мирного договора с Японией, то он де-факто и де-юре в соответствии с Советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г. не очень-то и нужен . Не хотят японцы заключать дополнительный официальный мирный договор, и не надо. Он больше необходим Японии , как стороне, потерпевшей поражение во второй мировой войне, нежели России.

А граждане России должны знать, высосанная из пальца «проблема» Южных Курил , ее муссирование, периодическая шумиха в СМИ вокруг нее и сутяжничество японцев — есть следствие незаконных притязаний Японии в нарушение взятых ею на себя обязательств строго соблюдать признанные и подписанные ею международные обязательства. И такое постоянное стремление Японии пересмотреть принадлежность многих территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе пронизывает японскую политику на протяжении всего ХХ в .

Почему же японцы, можно сказать, вцепились зубами в Южные Курилы и пытаются снова незаконно ими завладеть? А потому, что экономическое и военно-стратегическое значение этого региона чрезвычайно велико и для Японии, и еще более для России. Это район колоссальных богатств морепродуктов (рыба, живность, морские животные, растительность и пр.), залежей полезных, причем редкоземельных ископаемых, энергоисточников, минерального сырья .

Например, 29 января с.г. в программе «Вести» (РТР) проскользнула короткая информация: на острове Итуруп обнаружено крупное месторождение редкоземельного металла Рений (75-й элемент в таблице Менделеева, причем единственное в мире ).
Ученые якобы просчитали, что для разработки этого месторождения достаточно вложить всего 35 тыс. долл., но прибыль от добычи этого металла позволит за 3—4 года вывести всю Россию из кризиса . Видимо японцы знают об этом и потому так настойчиво атакуют российское правительство с требованием отдать им острова.

Надо сказать, что за 50 лет владения островами японцы на них ничего капитального не построили и не создали, кроме легких построек-времянок . Нашим пограничникам пришлось заново строить казармы и другие постройки на заставах. Все экономическое «освоение» островов, о котором сегодня на весь мир кричат японцы, заключалось в хищническом грабеже богатств островов . В ходе японского «освоения» с островов исчезли лежбища котиков, места обитания каланов . Часть поголовья этих животных восстановили уже наши курильчане .

Сегодня экономическое положение всей этой островной зоны, как и всей России, тяжелое. Конечно, меры по поддержке этого региона и заботе о курильчанах необходимы существенные. По расчетам группы депутатов Госдумы на островах можно добывать, как сообщалось в передаче «Парламентский час» (РТР) 31 января с.г., только рыбопродуктов до 2000 т в год, с чистой прибылью около 3 млрд. долл.
В военном отношении гряда Северных и Южных Курил с Сахалином составляет законченную замкнутую инфраструктуру стратегической обороны Дальнего Востока и Тихоокеанского флота. Они ограждают Охотское море и превращают его во внутреннее. Это — район развертывания и боевых позиций наших стратегических подводных лодок .

Без Южных Курил мы получим «пробоину» в этой обороне . Контроль над Курилами обеспечивает свободный выход флота в океан, — ведь до 1945 г. наш Тихоокеанский флот, начиная с 1905 г., был практически заперт в своих базах в Приморье. Средства обнаружения на островах обеспечивают дальнее обнаружение воздушного и надводного противника, организацию противолодочной обороны подступов к проходам между островами.

В заключение следует отметить такую особенность в взаимоотношениях треугольника Россия — Япония — США. Именно США подтверждают «законность» принадлежности островов Японии , вопреки всем ими же подписанным международным договорам .
Раз так, — то наш МИД имеет полное право в ответ на притязания японцев предложить им потребовать возвращения Японии ее «южных территорий» — Каролинских, Маршалловых и Марианских островов .
Эти архипелаги, бывшие колонии Германии, захвачены Японией в 1914 г . Владычество Японии над этими островами санкционировано Версальским 1919 г. договором. После разгрома Японии все эти архипелаги перешли под управление США . Так почему бы Японии не потребовать от Соединенных Штатов возвратить ей острова? Или духу не хватает ?
Как видите, налицо явный двойной стандарт внешней политики Японии .

И еще один факт, проясняющий общую картину возврата наших дальневосточных территорий в сентябре 1945 г. и военное значение этого региона. Курильской операцией 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота (18.08 — 1.09.1945 г.) предусматривалось освобождение всех Курильских островов и захват острова Хоккайдо.

Присоединение этого острова к России имело бы важное оперативно-стратегическое значение, поскольку обеспечивалась бы полная замкнутость «ограждения» Охотского моря нашими островными территориями: Курилы — Хоккайдо — Сахалин. Но Сталин эту часть операции отменил, сказав, что с освобождением Курил и Сахалина мы решили все свои территориальные вопросы на Дальнем Востоке. А чужой земли нам не надо . К тому же, захват Хоккайдо обойдется нам большой кровью, ненужными потерями моряков и десантников в самые последние дни войны.

Сталин здесь показал себя настоящим государственником, заботящимся о стране, ее солдатах, а не захватчиком, позарившимся на весьма доступные в той обстановке для захвата чужие территории.

Власти России и Японии еще с 1945 г. не могут подписать мирный договор из-за спора о принадлежности южной части Курильских островов.

Проблема северных территорий (яп. 北方領土問題 Хоппо: рё:до мондай) - территориальный спор между Японией и Россией, который Япония считает неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова перешли под административный контроль СССР, однако ряд южных островов - Итуруп, Кунашир и Малая Курильская гряда - оспариваются Японией.

В России спорные территории входят в состав Курильского и Южно-Курильского городских округов Сахалинской области. Япония претендует на четыре острова в южной части Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 г. Позиция Москвы состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР (продолжательницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.

Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений.

Итуру́п (яп. 択捉島 Эторофу) - остров южной группы Большой гряды Курильских островов, самый крупный остров архипелага.

Кунаши́р (айну Чёрный остров, яп. 国後島 Кунасири-то:) - самый южный остров Большой гряды Курильских островов.

Шикота́н (яп. 色丹島 Сикотан-то:?, в ранних источниках Сикотан; название из айнского языка: «ши» - большой, значительный; «котан» - селение, город) - самый крупный остров Малой гряды Курильских островов.

Хабомаи (яп. 歯舞群島 Хабомаи-гунто?, Суйсё, «Плоские острова») - японское название группы островов на северо-западе Тихого океана, вместе с островом Шикотан в советской и российской картографии рассматриваемой как Малая Курильская гряда. К группе Хабомаи относят острова Полонского, Осколки, Зелёный, Танфильева, Юрий, Дёмина, Анучина и ряд мелких. Отделены Советским проливом от острова Хоккайдо.

История Курильских островов

XVII век
До прихода русских и японцев острова были населены айнами. На их языке «куру» означало «человек, пришедший ниоткуда», откуда и пошло их второе название «курильцы», а затем и наименование архипелага.

В России первое упоминание о Курильских островах относится к 1646 году, когда Н. И. Колобов рассказал о населяющих острова бородатых айнах .

Японцами первая информация об островах была получена в ходе экспедиции[источник не указан 238 дней] на Хоккайдо в 1635 году. Неизвестно, добралась ли она собственно до Курил или узнала о них опосредованно, но в 1644 была составлена карта, на которой они были обозначены под собирательным названием «тысяча островов». Кандидат географических наук Т. Адашова отмечает, что карту 1635 года «многие учёные считают очень приблизительной и даже неверной». Тогда же, в 1643, острова были обследованы голландцами во главе с Мартином Фризом. Эта экспедиция составила более подробные карты и описала земли.

XVIII век
В 1711 году на Курилы отправился Иван Козыревский. Он побывал лишь на 2-х северных островах: Шумшу и Парамушире, - но подробно расспросил населявших их айнов и японцев, занесённых туда бурей. В 1719 Пётр I отправил на Камчатку экспедицию под руководством Ивана Евреинова и Фёдора Лужина, которая дошла на юге до острова Симушир.

В 1738-1739 годах Мартын Шпанберг прошёл вдоль всей гряды, нанося встреченные острова на карту. В дальнейшем русские, избегая опасных плаваний к южным островам, осваивали северные, облагали ясаком местное население. У тех, кто его платить не желал и уходил на дальние острова, брали аманатов - заложников из числа близких родственников. Но вскоре, в 1766, к южным островам был отправлен сотник Иван Чёрный с Камчатки. Ему было велено привлекать айнов в подданство без применения насилия и угроз. Однако этому указу он не следовал, издевался над ними, браконьерствовал. Всё это привело к бунту коренного населения в 1771, в ходе которого было перебито много русских.

Больших успехов достиг сибирский дворянин Антипов с иркутским переводчиком Шабалиным. Они сумели завоевать расположение курильцев, и в 1778-1779 им удалось привести в подданство более 1500 человек с Итурупа, Кунашира и даже Мацумая (ныне японский Хоккайдо). В том же 1779-м Екатерина II указом освободила принявших русское подданство ото всех податей. А вот с японцами отношения не строились: те запретили русским ходить на эти три острова.

В «Пространном землеописании Российского государства…» 1787 года был приведён список из 21-го острова, принадлежащего России. В него были включены острова вплоть до Мацумая (Хоккайдо), статус которого не был чётко определён, так как Япония имела город в южной его части. В то же время реального контроля даже над островами южнее Урупа у русских не было. Там японцы считали курильцев своими подданными, активно применяли к ним насилие, чем вызывали недовольство. В мае 1788 подверглось нападению японское торговое судно, пришедшее на Мацумай. В 1799 по приказу центрального правительства Японии на Кунашире и Итурупе были основаны две заставы, и охрану стали вести постоянно.

XIX век
Возобновить переговоры о торговле с Японией в 1805 попытался представитель Российско-Американской компании Николай Резанов, прибывший в Нагасаки в качестве первого российского посланника. Но и он потерпел неудачу. Однако японские чиновники, которых не устраивала деспотичная политика верховной власти, намёками дали ему понять, что неплохо бы провести силовую акцию в этих землях, которая могла бы столкнуть положение с мёртвой точки. Это и было осуществлено по поручению Резанова в 1806-1807 годах экспедицией из двух судов под руководством лейтенанта Хвостова и мичмана Давыдова. Были разграблены суда, уничтожен ряд факторий, на Итурупе сожжено японское селение. Позже их судили, но нападение на некоторое время привело к серьёзному ухудшению русско-японских отношений. В частности, это стало причиной ареста экспедиции Василия Головнина.

В обмен на право владения южным Сахалином Россия передала Японии в 1875 г. все Курильские острова.

XX век
После поражения в 1905 г. в русско-японской войне Россия передала Японии южную часть Сахалина.
В феврале 1945 г. Советский Союз пообещал США и Великобритании начать войну с Японией при условии возвращения ему Сахалина и Курильских островов.
2 февраля 1946. Указ Президиума Верховного Совета СССР о включении Южного Сахалина и Курильских островов в состав РСФСР.
1947. Депортация японцев и айнов с островов в Японию. Выселено 17 000 японцев и неизвестное количество айнов.
5 ноября 1952. Мощное цунами обрушилось на всё побережье Курил, сильнее всего пострадал Парамушир. Гигантская волна смыла город Северо-Курильск (быв. Касивабара). В печати было запрещено упоминать об этой катастрофе.
В 1956 г., Советский Союз и Япония приняли Совместный договор, официально заканчивающий войну между двумя государствами и передающий Японии Хабомаи и Шикотан. Подписать договор, однако, не получилось: США пригрозили не отдать Японии остров Окинава, если Токио откажется от претензий на Итуруп и Кунашир.

Карты Курильских островов

Курильские острова на английской карте 1893 года. Plans of the Kuril Islands, from sketches chiefly mand by Mr. H. J. Snow, 1893. (London, Royal Geographical Society, 1897, 54×74 cm)

Фрагмент карты Japan and Korea - Location of Japan in the Western Pacific (1:30 000 000), 1945



Фотокарта Курильских островов на основе космического снимка НАСА, апрель 2010 года.


Список всех островов

Вид на Хабомаи с Хоккайдо
Остров Зелёный (яп. 志発島 Сибоцу-то)
Остров Полонского (яп. 多楽島 Тараку-то)
Остров Танфильева (яп. 水晶島 Суйсё-дзима)
Остров Юрий (яп. 勇留島 Юри-то)
Остров Анучина (яп. 秋勇留島 Акиюри-то)
Острова Демина (яп. 春苅島 Харукари-то)
Острова Осколки
Скала Кира
Скала Пещерная (Канакусо) - на скале лежбище сивучей.
Скала Парус (Хококи)
Скала Свеча (Росоку)
Острова Лисьи (Тодо)
Острова Шишки (Кабуто)
Банка Опасная
Остров Сторожевой (Хомосири или Муйка)

Скала Осыхающая (Одокэ)
Остров Рифовый (Амаги-сё)
Остров Сигнальный (яп. 貝殻島 Кайгара-дзима)
Скала Удивительная (Ханарэ)
Скала Чайка