Составные части самолета. Основные части самолета и их назначение. Почему самолет самый безопасный вид транспорта в мире

За один месяц мне предстояли две поездки: с детьми на отдых в Турцию, затем с родителями в Крым. Билеты на самолет я купила заранее, но с лучшими местами в самолете пришлось определяться на месте . Для обоих случаев этот выбор оказался настолько разным, что я даже сделала себе заметки, где будут сидеть в Boing или Airbas мои любимые пассажиры в следующий раз. :)

Летим с детьми: место у окна

Дети летели уже не в первый раз, и начали еще до посадки спорить, кто сядет около иллюминатора. Для детей выбираем места у окна самолета! Решили, что будем меняться: при взлете младший, а вторую часть пути и посадку старший. Мне осталось место у коридора. В ряду обычно по три кресла, - у окошка это места A и D, у прохода места С и F. Раздавать питание начинают с начала и с конца самолета; получилось, что средние места получили свои обеды самыми последними, и чай закончился, поэтому нам пришлось есть быстро, без церемоний. Обзору из окна немного мешало крыло самолета, это был средний 19 ряд.

Летим с родителями

Лететь с людьми старшего возраста оказалось не проще, чем с детьми. Для родителей удобнее были кресла у прохода: им проще встать в туалет, можно в коридор выставить затекшую ногу. И психологически более комфортными для родителей оказались места у коридора самолета: они с удовольствием наблюдали за стюардессами и другими пассажирами.


Вот какой опыт выбора мест в самолете я для себя извлекла:
Для любых вариантов лучшие ряды в начале самолета, пятый шестой ряд. В первом ряду часто садятся пассажиры с маленькими детьми, бывает плачут. В хвосте самолета находится кухня и туалет, может оказаться, что там шумно и подвижно.
Есть еще места у аварийных выходов, обычно ряды 17-18. Детей и пожилых людей туда обычно не сажают. Там есть свои плюсы и минусы: расстояния между креслами больше, ногам удобнее. Но на эти места у аварийных выходов нельзя брать какие-либо сумки или вещи, их надо оставлять наверху, где багаж.


Как получить лучшие места в самолете

Чтобы лучшие места стали вашими есть несколько вариантов:

  • При покупке билета он-лайн можно выбрать место в самолете, правда за это берут небольшую плату.
  • Если регистрируемся через интернет, на экране будут показаны свободные места в самолете.
  • При регистрации на стойке можно попросить оформить место у окна или у коридора, но для этого надо быть в числе первых, то есть приехать к началу регистрации, заранее.

Даже если вам осталось другое место, можно попросить попутчиков поменяться. Делать это надо быстро, до того, как самолет начнет движение.

Если Вы любите много и часто путешествовать, то наверняка проводите много времени в дороге, а именно — на борту самолета. Если полет длится недолго, то на небольшие неудобства внимания не обращаешь, но если лететь Вам нужно 8-10 часов, то комфорт имеет большое значение, и при прочих равных условиях я всегда выберу более удобные условия перелета.

Комфорт Вашего полета зависит от многих факторов — развлечений на борту, но самое главное — от удобства самого места, на котором Вы проведете практически весь путь. Сегодня я хочу рассказать о том, чем отличаются разные места на борту самолета, как узнать заранее, какой салон будет именно у Вашего рейса, и как выбрать понравившееся Вам место.

Чтобы выбрать лучшее место на борту самолета, нужно сначала узнать, на каком именно самолете Вы полетите. Причем даже одинаковые самолеты у разных авиакомпаний могут иметь различную компоновку кресел, поэтому Важно узнать не просто тип самолета, а конкретный самолет.

Сделать это можно еще до покупки билета на сайте авиакомпании (в расписании рейсов) или в поисковике билетов.

Например, при поиске билета на сразу в описании маршрута можно посмотреть название авиакомпании и номер рейса. Посмотрим на примере рейса Лондон-Нью-Йорк:

Первый сегмент полета будет осуществляться самолетом авиакомпании Norwegian Air, номер рейса DY-2802. Используя эту информацию, можно узнать больше о конкретном самолете на сайтах www.seatguru.com и www.seatexpert.com .

2. Где найти схему салона

Посмотреть схему салона можно также на специализированных сайтах.

Попробуем найти схему салона самолета для того же рейса Лондон-Нью-Йорк для первого сегмента полета на сайте www.seatguru.com .

Сначала на главной странице вводим необходимую информацию — название авиакомпании и номер рейса (их мы уже узнали на поисковике билетов или на сайте авиакомпании):

Открывается окошко, где можно посмотреть, какой будет самолет. Чтобы увидеть схему салона, нажимаем «View map»:

Открывается страница с подробной информацией о самолете, а также схема расположения кресел:

3. Особенности разных мест на борту самолета

Кроме подробного изучения схем, нужно помнить о некоторых особенностях разных мест на борту и подбирать самое лучшее место исходя из своих потребностей. Рассмотрим разные типы мест в самолете.

3.1. Места у аварийного выхода

Если Ваш рост — выше среднего, то эти места созданы специально для Вас! В ряду напротив аварийного выхода гораздо больше места для ног, чем на обычных местах. Но есть и ограничения — ручную кладь придется убрать на багажную полку, т.к. правила безопасности не разрешают ставить вещи в проходе к аварийному выходу. Так что ни под свое, ни под кресло впередисидящего пассажира ничего положить нельзя. Также к аварийным выходам не садят пассажиров с детьми, т.к. предполагается, что у аварийного выхода должен сидеть человек, который будет способен помочь стюардессам открыть аварийный выход и провести эвакуацию пассажиров.

Также учтите, что если ваше место расположено в ряду, который находится перед аварийным рядом, то спинку кресла Вы откинуть не сможете, чтобы не загораживать аварийный выход.

3.2. Места в начале самолета

  • Чаще всего самый первый ряд бронируется для часто летающих пассажиров и для пассажиров с детьми. Так что учтите, что, возможно, поспать Вам не удастся из-за плачущего младенца. Хотя от этого Вы не застрахованы и на других местах, но здесь вероятность выше.
  • Обслуживание начинается как раз с первых рядов, так что у Вас будет максимальный выбор блюд.
  • До туалета придется пройтись, т.к. туалетом для бизнес-класса обычно пользоваться нельзя.
  • После приземления, Вы сможете покинуть самолет в первых рядах, сразу после пассажиров первого и бизнес-класса.

3.3. Места в середине самолета

Эти места не обладают ярко выраженными недостатками или преимуществами. Когда выбираете место в середине самолета, обратите внимание, не будет ли крыло самолета загораживать Вам обзор, если планируете сидеть около иллюминатора.

3.4. Места в хвосте самолета

По статистике места, находящиеся в хвостовой части самолета, считаются наиболее безопасными, т.к. большинство пассажиров, выживших в авиакатастрофе, находились именно в хвостовой части.

Но абсолютно безопасных мест не бывает, поэтому давайте рассмотрим другие особенности данных мест:

  • в хвостовой части находятся туалеты, что с одной стороны удобно — не нужно далеко идти, но с другой стороны, рядом с Вами всегда будут ходить люди, так что может быть очень шумно.
  • на последних рядах не всегда бывают иллюминаторы, поэтому, если Вы хотите наслаждаться видами, заранее посмотрите схему самолета, на котором Вы полетите.
  • также на последнем ряду может не откидываться спинка, т.к. дополнительное место не предусмотрено.
  • если Вы любите фотографировать вид из иллюминатора, то учтите, что в хвостовой части может быть плохая видимость из-за шлейфа выхлопов.
  • если самолет не забит под завязку, то большинство свободных мест обычно бывает именно в хвостовой части, так что можно будет занять сразу несколько кресел, удобно развалившись.
  • если Вы летите с пересадкой, то лучше не садитесь в самый хвост самолета, т.к. выйти Вы сможете только самым последним, тем самым потеряете много времени.
  • раздача еды обычно начинается с начала или середины самолета, поэтому если Вы не заказали спец.питание, каких-то блюд Вам уже может не хватить (например, Вы едите только рыбу, а останется только несколько порций с мясом).

3.5. Самые неудобные места

Кроме относительно удобных мест, которые имеют и преимущества, и недостатки, есть и такие места, на которые категорически не рекомендуется садиться, например:

  • места в ряду, расположенном перед аварийным выходом. У Вас не будет возможность откинуть спинку.
  • места в среднем ряду (если в самолете предусмотрено три ряда кресел, с компоновкой 3-3-3, 3-4-3, 2-5-2). Особенно если Вы сидите в середине этого ряда — сложно выбираться в туалет, возможно, самим придется пропускать пассажиров, также сложно достать что-нибудь с багажной полки, дольше всех выбираться после остановки самолета.
  • места рядом с туалетом — может быть неприятный запах, а также снующие туда-сюда люди не дадут отдохнуть.

4. Как забронировать конкретное место на борту

Когда Вы определились с местом, которое хотите занять, необходимо забронировать его. Сделать это можно как заранее, так и непосредственно перед вылетом. При этом нужно понимать, что чем раньше Вы займетесь бронированием места, тем больше шансов будет занять именно то, что Вы хотите.

Итак, есть несколько вариантов бронирования места.

4.1. Бронирование при покупке билета

Если Вы , то скорее всего, можно будет сразу при покупке забронировать и место на борту. Сразу же узнавайте о возможности такой опции.

Особенности. Если Вы летите лоукостом, то, скорее всего, за бронирование конкретного места взимается дополнительная оплата. Так что смысла бронировать что-то заранее я не вижу, только если Вам действительно по каким-то причинам нужно определенное место (например, Вы едете с ребенком и хотите быть заранее уверены в том, что будете сидеть рядом или займете место в первом ряду). Если Вы не бронируете место заранее, то вполне вероятно, что сможете воспользоваться другой опцией выбора, об этом ниже.

4.2. Бронирование в личном кабинете

Если Вы купили билет у посредника (например, через или skyscanner ), то Вы можете управлять своим бронированием на сайте авиакомпании. Просто заходите на сайт авиакомпании, регистрируетесь (или сразу заходите в личный кабинет, если уже зарегистрированы) и в личном кабинете заходите в раздел «мои бронирования» или «управление бронированием». Там уже можно выбрать места (если есть такая опция) или, например, вставить номер карты для учета миль.

4.3. Выбор места во время он-лайн регистрации на рейс

Он-лайн регистрация начинается обычно за 24 часа до отправления самолета, но бывает открывается и раньше, нужно узнавать на сайте авиакомпании. Лучше всего регистрироваться сразу, в первые минуты после начала регистрации, так будет больше шансов, что Вы успеете забронировать нужное место. Чтобы не пропустить время, поставьте себе напоминание. Опять же, этот вариант не касается лоукост-компаний, т.к. там выбор места только за дополнительную плату.

4.4. Выбор места во время регистрации в аэропорту

Здесь тоже имеет смысл приезжать в аэропорт пораньше, чтобы пройти регистрацию в числе первых. Самые лучшие места уже бывают заняты, но Вы хотя бы сможете выбрать место у иллюминатора или в проходе, в средней части самолета или в конце. Если Вы прибегаете к стойке регистрации в последнюю минуту, то скорее всего выбрать место уже будет нельзя. Это касается рейсов на популярные направления в разгар сезона. Если Вы летите в низкий сезон и самолет полупустой, то ближе к конце регистрации можно, например, попросить место на свободном ряду, где рядом с Вами никого не будет.

4.5. Выбор места после завершения посадки на борт

Как только объявили о завершении посадки, Вы можете смело выбрать себе более удобное место. Это касается, в первую очередь, лоукостов, т.к. это единственная бесплатная возможность выбора места.

Также особенностью лоукостов является то, что билетов продают чуть больше, чем мест в самолете, т.к. по статистике около 10% пассажиров не приходят на рейс. Поэтому пассажиров, которые пришли самыми последними, часто могут посадить на лучшие места, даже иногда сажают в бизнес-класс (если он, конечно, предусмотрен в этом лоукосте).

Современные пассажирские и грузовые перевозки просто невозможно представить без самолетов. А ведь за комфортностью и мобильностью этих «железных птиц» стоят десятилетия разработок и тысячи неудачных попыток. Проектированием самолетов и их строительством занимаются лучшие умы авиастроения. Цена ошибки на этом поприще может быть слишком большой. Сегодня мы с вами немного окунемся в мир авиастроения и узнаем, из каких элементов состоит конструкция самолета.

Общая характеристика

В классическом варианте самолет представляет собой планер (фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, мотогондолы), оснащенный силовой установкой, шасси и системами управления. Кроме того, неотъемлемой частью современных самолетов является авионика (авиационная электроника), призванная контролировать все органы и системы воздушного судна и в значительной степени упрощать участь пилотов.

Бывают и другие конструктивные схемы, однако они встречаются гораздо реже и, как правило, в военном авиастроении. Так, к примеру, бомбардировщик В-2 сконструирован по схеме «летающее крыло». А яркий представитель самолетостроения в России - истребитель Миг-29 - выполнен по «несущей схеме». В ней понятие «фюзеляж» заменено на «корпус».

В зависимости от назначения, самолеты делятся на две крупные группы: гражданские и военные. Гражданские модели подразделяются на пассажирские, грузовые, учебные и машины специального использования.

Пассажирские версии отличаются тем, что большую часть их фюзеляжа занимает специально оборудованный салон. Внешне их можно узнать по большому количеству иллюминаторов. Пассажирские воздушные суда подразделяются на: местные (летают на дистанции менее 2 тыс. км); средние (2-4 тыс. км); (дальние 4-9 тыс. км); и межконтинентальные (более 11 тыс. км).

Грузовые воздушные суда бывают: легкими (до 10 т груза), средними (10-40 т груза) и тяжелыми (более 40 т груза).

Самолеты специального назначения могут быть: санитарными, сельскохозяйственными, разведывательными, противопожарными и предназначенными для аэрофотосъемки.

Учебные модели, соответственно, необходимы для обучения начинающих пилотов. В их конструкции могут отсутствовать вспомогательные элементы, такие как кресла пассажирского салона и прочее. То же самое касается и опытных версий, которые используются при испытаниях самолетов новой модели.

Военные самолеты, в отличие от гражданских, не имеют комфортного салона и иллюминаторов. Все пространство фюзеляжа в них занято системами вооружения, оборудованием для разведки, системами связи и прочими агрегатами. Боевые самолеты подразделяются на: истребители, бомбардировщики, штурмовики, разведчики, транспортные, а также всяческие машин специального назначения.

Фюзеляж

Фюзеляж воздушного судна является основной частью, выполняющей несущую функцию. Именно на него крепятся все элементы конструкции самолета. Снаружи это: крылья с мотогондолами, оперение и шасси, а изнутри - кабина управления, технические помещения и коммуникации, а также грузовой или пассажирский отсек, в зависимости от принадлежности судна. Каркас фюзеляжа собирается из продольных (лонжероны и стрингеры) и поперечных (шпангоуты) элементов, которые впоследствии обшиваются металлическими листами. В легких самолетах вместо металла используется фанера или пластик.

Пассажирские машины могут быть узко- и широкофюзеляжными. В первом случае диаметр поперечного сечения корпуса составляет в среднем 2-3 метра, а во втором - от шести метров. Широкофюзеляжные самолеты имеют, как правило, две палубы: верхнюю - для пассажиров, и нижнюю - для багажа.

При проектировании фюзеляжа особое внимание уделяют прочностным характеристикам и весу конструкции. В этой связи имеют место такие меры:

  1. Форма самолета проектируется таким образом, чтобы подъемная сила была максимальной, а лобовое сопротивление воздушным массам - минимальным. Объем и габариты машины должны идеально соотноситься друг с другом.
  2. Для увеличения полезного объема корпуса, при проектировании предусматривается максимально плотная компоновка обшивки и несущих элементов фюзеляжа самолета.
  3. Крепления силовой установки, взлетно-посадочных элементов и крыловых сегментов стараются сделать максимально простыми и надежными.
  4. Места размещения пассажиров и крепления грузов или расходных материалов проектируются таким образом, чтобы в разных условиях эксплуатации самолета его баланс оставался в пределах допустимого отклонения.
  5. Места для размещения экипажа должны обеспечивать комфортное управление воздушным судном, доступ к главным приборам навигации и максимально эффективное управление в случае непредвиденных ситуаций.
  6. Компоновка самолета выполняется таким образом, чтобы при его обслуживании мастера имели возможность беспрепятственно продиагностировать необходимые узлы и агрегаты самолета и при необходимост, провести их ремонт.

Фюзеляж самолета должен быть достаточно прочным, чтобы противостоять нагрузкам, возникающим в разных полетных условиях, а именно:

  1. Нагрузкам, возникающим в точках крепления основных элементов корпуса (крылья, оперение, шасси) во время взлета и приземления.
  2. Аэродинамическим нагрузкам, возникающим во время полета, с учетом работы агрегатов, инерционных сил и функционирования вспомогательного оборудования.
  3. Нагрузкам, связанным с перепадами давления, которые возникают при летных перегрузках в герметически ограниченных отсеках самолета.

Крыло

Важным конструктивным элементом любого самолета являются крылья. Они создают подъемную силу, необходимую для полета, и позволяют осуществлять маневрирование. Кроме того, крыло самолета используют для размещения силового агрегата, топливных баков, навесного оборудования и взлетно-посадочных устройств. Правильное соотношение веса, жесткости, прочности, аэродинамики и качества изготовления этого конструктивного элемента обуславливает надлежащие летные и эксплуатационные характеристики самолета.

Крыло самолета состоит из таких частей:

  1. Корпус, который состоит из каркаса (лонжероны, стрингеры и нервюры) и обшивки.
  2. Предкрылки и закрылки, которые обеспечивают взлет и посадку самолета.
  3. Интерцепторы и элероны, с помощью которых пилот может менять направление полета самолета.
  4. Тормозные щитки, служащие для более быстрой остановки самолета в момент посадки.
  5. Пилоны, на которые крепятся силовые установки.

К фюзеляжу крыло крепится через центроплан - элемент, соединяющий правое и левое крыло и частично проходящий через фюзеляж. У низкопланов центроплан располагается в нижней части фюзеляжа, а у высокопланов - в верхней. У боевых машин он может и вовсе отсутствовать.

Во внутренних полостях крыла (у больших судов) обычно устанавливаются баки для топлива. У легких самолетов-истребителей дополнительные топливные баки могут подвешиваться на специальных консольных креплениях.

Конструктивно-силовая схема крыла

Конструктивно-силовая схема крыла должна обеспечивать противодействие силам сдвига, кручения и изгиба, возникающим во время полета. Ее надежность обуславливается использованием прочного каркаса из продольных и поперечных элементов, а также прочной обшивки.

Продольные элементы каркаса крыла представлены лонжеронами и стрингерами. Лонжероны выполняются в виде фермы или монолитной балки. Они размещаются по всему внутреннему объему крыла с определенным интервалом. Лонжероны придают конструкции жесткость и нивелируют воздействие поперечных и сгибающих сил, возникающих на той или иной стадии полета. Стрингеры играют роль компенсатора осевого усилия сжатия и растяжения. Они также нивелируют местные аэродинамические нагрузки и повышают жесткость обшивки.

Поперечные элементы каркаса крыла представлены нервюрами. В данной конструкции они могут выполняться в виде ферм или тонких балок. Нервюры обуславливают профиль крыла и придают его поверхности жесткость, необходимую при распределении нагрузки в момент формирования полетной воздушной подушки. Также они служат для более надежного крепления силовых агрегатов.

Обшивка не только придает крылу необходимую форму, но и обеспечивает максимальную подъемную силу. Наравне с другими элементами каркаса, она увеличивает жесткость конструкции и нивелирует воздействие внешних нагрузок.

Крылья самолетов могут отличаться по конструктивным особенностям и функциональности обшивки. Выделяют два главных типа:

  1. Лонжеронные. Отличаются небольшой толщиной обшивки, которая образует замкнутый контур с ребрами лонжеронов.
  2. Моноблочные. Основное количество внешней нагрузки распределяется по поверхности толстого слоя обшивки, закрепленного набором стрингеров. В таком случае обшивка может быть как монолитной, так и состоять из нескольких слоев.

Говоря о конструкции крыла, стоит отметить, что его стыковка и последующее крепление должны выполняться таким образом, чтобы в конечном итоге обеспечивалась передача и распределение крутящего и изгибающего моментов, которые могут возникнуть в разных режимах эксплуатации самолетов.

Оперение

Оперение самолета позволяет менять траекторию его движения. Оно может быть хвостовым и носовым (используется реже). В большинстве случаев хвостовое оперение представлено вертикальным килем (или же несколькими килями, обычно их два) и горизонтальным стабилизатором, по конструкции напоминающим крыло уменьшенного размера. Благодаря килю регулируется путевая устойчивость самолета, то есть устойчивость по оси движения, а благодаря стабилизатору - продольная (по тангажу). Горизонтальное оперение может устанавливаться на фюзеляж или поверх килей. Киль, в свою очередь, ставится на фюзеляж. Существуют разные вариации компоновки хвостового оперения, но в большинстве случаев она выглядит именно так.

Некоторые военные самолеты дополнительно оснащаются носовым оперением. Это необходимо для обеспечения должной путевой устойчивости на сверхзвуковых скоростях.

Силовые установки

Двигатель является важнейшим элементом в конструкции самолета, ведь без него воздушное судно не сможет даже взлететь. Первые самолеты летали совсем недолго и могли вмещать всего лишь одного пилота. Причина тому проста - маломощные моторы, не позволяющие развить достаточную тяговую силу. Чтобы самолеты научились перевозить сотни пассажиров и неподъемные грузы, конструкторам всего мира пришлось немало потрудиться.

За всю эволюцию «железных птиц» было использовано немало типов моторов:

  1. Паровые. Принцип работы таких двигателей основан на превращении энергии пара в движение, которое передается на винт самолета. Так как паровые моторы имели низкий коэффициент полезного действия, они использовались авиационной промышленностью совсем недолго.
  2. Поршневые. Это стандартные моторы внутреннего сгорания, по конструкции напоминающие двигатели автомобилей. Принцип их работы заключается в передаче тепловой энергии в механическую. Простота в изготовлении и доступность материалов обуславливают использование таких силовых установок на некоторых моделях самолетов до настоящего времени. Несмотря на небольшой КПД (около 55%), эти моторы пользуются определенной популярностью благодаря своей неприхотливости и надежности.
  3. Реактивные. Такие моторы преобразуют энергию интенсивного сгорания топлива в тягу, необходимую для полета. На сегодняшний день реактивные двигатели используются в строительстве самолетов наиболее широко.
  4. Газотурбинные. Принцип работы этих двигателей основан на пограничном нагреве и сжатии газа сгорания топлива, направленного на вращение турбины. Они используются преимущественно в военных типах самолетов.
  5. Турбовинтовые. Это один из подвидов газотурбинных моторов. Отличие состоит в том, что энергия, полученная при работе, преобразуется в приводную и вращает винт самолета. Незначительная часть энергии идет на формирование толкающей реактивной струи. Такие моторы применяют главным образом в гражданской авиации.
  6. Турбовентиляторные. В этих двигателях реализовано нагнетание дополнительного воздуха, необходимого для полного сгорания горючего, благодаря чему удается достичь максимальной эффективности и экологической благоприятности силовой установки. Моторы такого типа широко применяются в строительстве крупных авиалайнеров.

Мы с вами познакомились с основными типами авиационных двигателей. Список моторов, которые авиаконструкторы когда-либо пытались установить на воздушные суда, рассмотренным перечнем не ограничивается. В разные времена предпринималась масса попыток по созданию всяческих инновационных силовых агрегатов. К примеру, в прошлом веке велись серьезные работы по созданию атомных авиационных моторов, которые не прижились из-за высокой экологической опасности, в случае крушения самолета.

Обычно двигатель устанавливается на крыло или фюзеляж самолета посредством пилона, через который к нему подводятся приводы, топливные трубки и прочее. В таком случае мотор облачают в защитную мотогондолу. Существуют также самолеты, в которых силовая установка находится непосредственно внутри фюзеляжа. На воздушных судах может быть от одного (Ан-2) до восьми (В-52) двигателей.

Управление

Органами управления самолета называют комплекс бортового оборудования, а также командные и исполнительные приборы. Подача команд происходит из кабины пилота, а выполняется элементами крыла и оперения. В разных самолетах могут использовать различные виды систем управления: ручная, автоматизированная и полуавтоматическая.

Независимо от вида системы, рабочие органы подразделяют на основные и дополнительные.

Основное управление . Включает в себя действия, которые отвечают за регулировку режимов полета и восстановление баланса судна в заранее установленных параметрах. К органам основного управления относятся:

  1. Рычаги, которые непосредственно управляются пилотом (рули высоты, рули горизонта, штурвал, командные панели).
  2. Коммуникации, служащие для соединения управляющих рычагов с исполнительными механизмами.
  3. Исполнительные устройства (стабилизаторы, элероны, спойлерные системы, подкрылки и закрылки).

Дополнительное управление . Используется только при взлетном и посадочном режиме.

Независимо от того, ручное или автоматическое управление реализовано в конструкции самолета, только пилот может собирать и анализировать информацию о состоянии систем самолета, показателях нагрузки и соответствии траектории с планом. И что самое главное, только он способен принять решение, максимально эффективное в сложившейся обстановке.

Контроль

Для считывания объективной информации о состоянии воздушного судна и летной обстановки пилот пользуется приборами, разделенными на несколько основных групп:

  1. Пилотажные и навигационные. Служат для определения координат, вертикального и горизонтального положения, скорости и линейных отклонений самолета. Кроме того, эти приборы контролируют угол атаки воздушного судна, работу гироскопических систем и другие важные параметры полета. На современных самолетах эти приборы представлены в виде единого пилотажно-навигационного комплекса.
  2. Контролирующие работу силовой установки. Данная группа приборов обеспечивает пилота данными о температуре и давлении масла, расходе топливной смеси, частоте вращения коленчатых валов, а также вибрационных показателях.
  3. Приборы для наблюдения за работой дополнительного оборудования и систем. Данный комплекс состоит и приборов, датчики которых можно встретить во всех элементах конструкции самолета. К ним относятся: манометры, указатели перепада давления в герметичных кабинах, указатели положения закрылков и прочее.
  4. Приборы для оценки состояния окружающей среды. Служат для измерения температуры наружного воздуха, влажности, атмосферного давления, скорости ветра и прочего.

Все приборы, которые служат для контроля состояния самолета и внешней среды? адаптируются к работе в любых погодных условиях.

Взлетно-посадочные системы

Взлет и посадка являются довольно сложными и ответственными этапами полета. Они неизбежно сопряжены с сильными нагрузками, приходящимися на все элементы конструкции. Приемлемый разгон для поднятия многотонного судна в небо и мягкое касание посадочной полосы при его посадке обеспечивает надежно сконструированная взлетно-посадочная система (шасси). Данная система также необходима для стоянки машины и ее руления при езде по аэропорту.

Шасси самолета состоит из демпферной стойки, на которой закреплена колесная тележка (у гидропланов вместо нее используется поплавок). Конфигурация шасси зависит от массы самолета. Чаще всего встречаются такие варианты взлетно-посадочной системы:

  1. Две основных стойки и одна передняя (А-320, Ту-154).
  2. Три основных стойки и одна передняя (Ил-96).
  3. Четыре основных стойки и одна передняя ("Боинг-747").
  4. Две основных стойки и две передних (В-52).

На ранних самолетах устанавливали пару основных стоек и заднее вращающееся колесо без стойки (Ли-2). Необычную схему шасси также имела модель Ил-62, которая оснащалась одной передней стойкой, парой основных стоек и выдвигающейся штангой с парой колес в самом хвосте. На первых самолетах стойки не использовали вовсе, а колеса крепились на простые оси. Колесная тележка может иметь от одной (А-320) до семи (Ан-225) колесных пар.

Когда самолет находится на земле, его управление осуществляется посредством привода, которым оснащена передняя стойка шасси. У судов с несколькими двигателями для этих целей может использоваться дифференциация режима работы силовой установки. Во время полета шасси самолета убирается в специально оборудованные отсеки. Это необходимо для уменьшения аэродинамического сопротивления.

Вопрос о том, какие лучше места выбирать в самолете, актуален только для обеспечения собственного комфорта. С точки зрения безопасности, абсолютно все кресла находятся в одинаковом положении, а для полета, который продлится час-два, выбор места и вовсе не кажется актуальным.


Но, при перелете в 10-12, а то более часов, выбор места действительно важен. Для обеспечения себе максимального комфорта, выбирать места нужно исходя из двух основных критериев – личных предпочтений в полете и технических особенностей расположения кресел.

Места по предпочтениям

У каждого путешественника есть свое собственное представление об идеальном кресле на борту лайнера. Кто-то любит сидеть рядом с иллюминатором, кто-то поближе к туалетам, как правило, это плохо переносящие полеты люди, которых часто тошнит, или же у которых бывают сложности с кишечником, а кому-то нравится летать в хвосте самолета.

В целом все места по предпочтениям пассажиров можно разделить так:

  • рядом с иллюминатором;
  • у прохода;
  • в середине;
  • рядом с аварийными выходами и люками;
  • рядом с санитарной зоной;
  • впереди, «за пилотами»;
  • в хвосте лайнера.

У каждого из таких вариантов есть свои плюсы и свои минусы, о которых нужно знать перед первым в жизни полетом, когда собственные предпочтения еще не сформировались.

У иллюминатора

Место «у окошечка» обычно любят дети, независимо от того, в каком транспорте оно находится.

Говоря же о взрослых пассажирах, собирающихся в первый в жизни полет, нужно отметить, что в полете у иллюминатора есть только один минус – выйти со своего места будет затруднительно, других недостатков – нет.

У прохода

На первый взгляд кажется, что в полете «в проходе» ничего хорошего быть не может, но это совсем не так.

В общем, минусами является лишь то, что придется вставать каждый раз, когда сидящие дальше захотят выйти и то, что будет не видно облаков за иллюминатором.

Michael Gra / flickr.com

К безусловным плюсам можно отнести собственную свободу перемещения по салону, в любой момент можно сходить в туалет или к проводникам, никого при этом не тревожа, и возможность «вытянуть ноги» в проход. Хотя «вытягивание ног» относительно, ведь по проходу ходят другие пассажиры, стюардессы со своими тележками, да и в целом это смотрится не очень красиво.

Но если перелет предстоит ночной, во время которого почти все спят, возможность протянуть уставшие от хождений по экскурсиям ноги может быть просто бесценна.

В середине

В отношении кресел в лайнере известная поговорка о «золотой середине» совершенно истине не соответствует. Это самое неудобное расположение из всех возможных, разумеется, если речь об одиночном полете. Если летит семья или компания друзей, картина меняется.

Самый большой минус сидения в центре – соседи. В полете в таких креслах именно то, каким будет сосед, полностью определяет весь полет. Кроме этого, придется вставать, выпуская сидящих дальше и беспокоить летящих ближе к проходу, если захочется выйти.

У аварийных люков и выходов

В целом места очень удобные. Здесь увеличенное пространство между рядами, мимо практически никто не ходит, а при перелете в большом лайнере, где в ряд выстраивают по многу кресел, здесь их меньше, обычно перед аварийным выходом в ряду не более трех мест.

Однако у авиакомпаний есть полулегальное правило – сюда никогда не сажают пожилых людей, женщин, детей и лиц, не внушающих доверия. Что касается последнего, то, по сути, это дресс-код, оставленный на усмотрение бортпроводников.

А вот представителей силовых структур или же военных, спасателей или спортсменов, наоборот, настойчиво пытаются усадить именно к аварийным выходам.

img-fotki.yandex.ru

В полете у люков есть значительное отличие от всех остальных кресел, которое может стать как недостатком, так и преимуществом. Речь о том, что расположенные тут кресла имеют конструктивные ограничения на раскрытие, то есть на положение «лежа». Для желающих лететь в полулежащем состоянии это, разумеется, минус.

Но неоспоримым достоинством этих кресел является то, что сюда практически никогда не усаживаются женщины с маленькими детьми, это очень важно для спокойного долгого полета и то, что никто впереди не отбросит спинку сиденья, захлопнув пассажиру его ноутбук.

Если большую часть полета планируется провести за компьютером, то места у аварийных люков лучшее решение.

Рядом с санитарной зоной

Эти кресла популярностью не пользуются, так как полет вблизи туалета неудобен с психологической стороны, да и часто проходящие в санузел пассажиры позитивных эмоций не доставляют.

Но если есть сложности с пищеварением, к примеру, возникающие на нервной почве, из-за волнения или страха, то место у прохода рядом с санитарной зоной станет лучшим вариантом.

Места «за пилотами» хороши тем, что самые первые ряды не имеют перед собой других кресел. Можно спокойно вытянуть вперед ноги или же выйти с места у иллюминатора, не прося соседей вставать.

cdn.airlines-inform.ru

Но при выборе этих мест нужно уточнять, если рядом розетки, так как именно тут почти всегда не предусмотрена возможность подзаряжать гаджеты.

В хвосте

В хвосте салона летать не любят, но это абсолютно индивидуальное неприятие. Так как места здесь совсем ничем не отличаются от всех остальных.

Мнение о том, что при попадании в турбулентность «хвост» трясет намного сильнее, совершенно субъективно и реальности не соответствует. Что же касается возможности сделать фотографии из иллюминатора, то места здесь ничем не хуже. Нос самолета, разумеется, в кадр не попадет, но снимки турбины выглядят ничуть не менее эффектно.

При посадке, точнее, после ее завершения и перед взлетом, есть смысл осмотреться в том случае, если доставшееся кресло кажется неудобным. Если есть место, которое, на взгляд, более комфортно, не нужно стесняться, следует обратиться к бортпроводнице с просьбой пересесть.

Сотрудники авиакомпаний совершенно спокойно относятся к таким перемещениям пассажиров, поскольку спокойствие и здоровая обстановка на борту целиком и полностью зависят от комфорта людей при полете.

Видео: лучшие места в самолете – как выбрать?

Конструктивные особенности мест в лайнере

Все самолеты – разные, основное их отличие в том, сколько в ряду кресел. Их может быть 2, 3, 4, 5 – чем больше лайнер, тем больше мест расположено между проходом и иллюминатором, более того, тем уже расстояние между самими рядами. В целом летать на крупных самолетах менее удобно, чем на небольших.

Расположение санитарной зоны и служебных отсеков также могут отличаться в разных самолетах, как и нахождение розеток, размеры отсеков для ручной клади, наличие мониторов и многое другое.

Выбирая для себя лучшие места в самолете, нужно учесть такие моменты:

  1. Следует посмотреть подробный план салона той модели лайнера, в которой предстоит путешествие – особое внимание надо уделить мелочам – наличию мониторов, розеток, расстоянию между рядами и прочему, схемы салонов не сложно найти на сервисах авиакомпаний.
  2. При желании спокойно и не торопясь выбрать место, нужно бронировать заранее через онлайн-сервисы, руководствуясь опять же схемой салона, которые есть практически на любом портале, торгующем авиабилетами.
  3. Если предварительного выбора не было, то распределяются места «в порядке очереди» при посадке в самолет, стюардесса просто покажет свободное место. Но даже в здании аэропорта есть возможность понять, какие места в самолете свободны и выбрать из них самое оптимальное – для этого надо воспользоваться терминалами саморегистрации либо же попросить схему с местами на стойке, за которой регистрация осуществляется.

Помимо всех деталей, обеспечивающих комфорт в полете внутри салона, обязательно нужно учесть такой момент, как направление движения самолета, особенно это важно для тех пассажиров, которые планируют лететь у иллюминатора.

Это важный момент, его нужно учитывать, выбирая, какие лучше места у иллюминатора подойдут для фотографий и просто любования облаками. Без учета направления может получиться так, что солнце станет слепить весь полет и тщательно выбранные, самые хорошие кресла окажутся самым большим разочарованием.

Авиакомпании в последние годы очень «не любят» распределять кресла непосредственно в салоне перед вылетом, предпочитая предварительный выбор мест своими пассажирами. В целом это хорошая тенденция, но иногда возникают накладки, то есть на одно и то же кресло претендует несколько человек.

Избежать таких неприятностей можно осуществляя выбор и непосредственно на порталах авиаперевозчиков. К тому же во всех спорных ситуациях предпочтение всегда остается именно за прямой бронью, а не за той, которая была сделана через компанию-посредника, независимо от того, когда эта самая бронь была зарегистрирована.

Вопрос того, какие лучше места в самолетах – полностью индивидуален и каждый человек сам решает, где именно ему будет лететь удобнее, а ясно это станет уже после первого полета. Он вполне может стать очень комфортным и полным позитивных эмоций, если подойти к выбору рейса, модели самолета и месторасположению кресла в салоне внимательно, ответственно и забронировать все заранее.

Большая часть клиентов авиакомпаний боятся летать. Одни пассажиры при покупке билетов выбирают места по уровню комфортабельности, другие отдают предпочтение дешевым вариантам. Но есть и та категория людей, которые стараются выбрать только безопасные места, чтобы хоть немного снизить риски при авиакатастрофе и получить шанс на выживание.

Самое безопасное место в самолете при падении

В 2007 году научно-популярный журнал «Popular Mechanics» опубликовал информацию о том, что лучшие места находятся в хвостовой части воздушного судна. Итоги были получены благодаря анализу статистики Национального совета по безопасности на транспорте в Соединенных Штатах Америки. Для оценки ситуации были взяты во внимание самые крупные авиакатастрофы за последние 35 лет, причины гибели пассажиров и схемы транспортных средств. Самым безопасным местом в самолете можно считать так называемые последние места. Сидеть на них во время полета удобно, но сравнить с комфортабельными условиями первого класса даже не получится. Преимущества второго очевидны. Хотя, не все пассажиры понимают, зачем платить больше.

Эксперты сравнивали количество жертв при происшествиях с учетом тех мест, где они находились во время крушения.

Какие места в самолете самые безопасные и удобные

Почему так выходит, что самые дешевые места в самолете являются самыми оптимальным с точки зрения безопасности, понимают не все. Дело в том, что эти позиции испытывают самую маленькую нагрузку при падении. Нос лайнера всегда падает быстрее, следовательно, на него приходится самый сильный удар при контакте с землей. В хвосте наиболее недорогие и некомфортабельные места.

Важно! Внутренняя планировка пассажирских самолетов существенно отличается друг от друга. Одна и та же компания может использовать для перелета разные типы воздушных судов.

Чтобы выбрать самое удобное место не для безопасности, а для комфорта, специалисты рекомендуют:

  1. Уточнить информацию по вашему лайнеру на сайте авиакомпании заранее. На страницах ресурса можно отыскать данные о типе транспорта, уровне комфортабельности салона, интервале между рядами, расположении туалетов и т. д.
  2. Воспользоваться специальным киоском самообслуживания или заказом билетов онлайн через интернет, благодаря чему можно выбрать себе место, посмотрев его расположение по схеме.

Вы всегда можете спросить совет у консультанта в аэропорту, если бронируете билет лично в кассе. Самое безопасное посадочное место может быть и около аварийного выхода, если воздушное судно совершило посадку и эвакуировать пассажиров нужно срочно. Говорить о выживаемости в данном случае сложно, ведь ситуации бывают абсолютно разными, начиная от банальных неисправностей и заканчивая терактами. При падении с большой высоты выживаемость для всех пассажиров нулевая.

Какая часть самолета самая безопасная

Сразу стоит отметить, что если аэробус или другой самолет терпит крушение с высоты 8-10 км, то нет никакой разницы, где именно в салоне находится ваше место. Снизить риски возможно только в тех случаях, если самолет совершает опасную посадку с небольшой высоты или произошла авария в первые несколько минут после взлета. Шанс выжить есть, если высота небольшая и ваше место находится в хвостовой части воздушного судна.

По статистике именно хвостовая часть воздушного судна самая безопасная. Если вы планируете перелет, выбирайте авиарейс и места обдуманно. Особенно, если вы испытываете страх и волнение перед путешествием.

Самый безопасный самолет

На сегодняшний день надежным с точки зрения безопасности является Boeing 777. Производство этого вида транспорта началось в 1995 году. Всего было создано 748 машин, которые пользуются особенной популярностью у путешественников во всем мире.

За 20 миллионов лётных часов было зафиксировано всего 4 аварии, но считать их авиакатастрофами нельзя. Модель воздушного судна оснащена самыми мощными в истории авиастроения двигателями General Electric GE90. Широкофюзеляжный лайнер, способный вместить от 300 до 500 человек.

Рейтинг самых безопасных самолетов

Сложно однозначно ответить, какой самолет лучший. Существует целый ТОП авиации, который по мнению экспертов достоин внимания и считается актуальным. Список был создан с учетом данных об авиакатастрофах, которые были зафиксированы за последние 100 лет.

Номер в рейтинге Название судна
1 Boeing 777
2 Airbus A340
3 Airbus A330
4 Boeing 747
5 Boeing 737 NG
6 Boeing 767
7 Airbus A320
8 Boeing 757

  • количество аварий;
  • количество моделей, запущенных в эксплуатацию;
  • сроки эксплуатации;
  • общее время налета.

Почему самолет самый безопасный вид транспорта в мире

Самолеты часто терпят бедствия, но это никак не влияет на тот факт, что это самый безопасный способ передвижения. Эксперты уверяют, что шансы погибнуть за рулем автомобиля или велосипеда намного выше.

Факт, что на 100 млн. миль погибает 0,6 человек. Как пример возьмем информацию за 2014 год, когда в мире произошла 21 катастрофа с участием воздушного транспорта. Всего по данным погибло 990 человек, из которых одиннадцать самолетов являлись пассажирскими, а остальные десять – грузовыми.

Всего в 2014 году было выполнено тридцать три миллиона рейсов. На один млн. вылетов приходилось всего одна авария. Статистика указывает на тот факт, что вероятность умереть в авиакатастрофе обыкновенного пассажирского рейса на аэробусе или другом воздушном судне минимальна, и составляет 1 к 8 млн. В итоге можно заявить, что у вас больше шансов попасть в аварию, когда вы едите на машине в аэропорт, чем угодить в авиакатастрофу.