Какая максимальная скорость пассажирского самолета. Высота полета разных типов самолетов. Понятие скорости сваливания

Облететь Землю за пару часов. Это не миф, это реальность, если быть пассажиром супербыстрого самолета.

Boeing X-43

Гиперзвуковой самолет Х-43А – это самый быстрый самолет в мире. Беспилотник во время тестирования показал фантастические результаты, он летел со скоростью 11230 километров в час. Это примерно в 9,6 раз больше, чем скорость звука.

Проектировали и создавали машину X-43A специалисты NASA, Orbital Sciences Corporation и MicroCraft Inc. Чтобы рекордсмен появился на свет понадобилось около десяти лет исследований в сфере сверхзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей, которые способны разгонять самолеты до сверхзвуковых скоростей. На проект понадобилось четверть миллиарда долларов.

Быстрейший самолет на планете не отличается большими размерами. Размах его крыльев всего полтора метра, длина же всего 3,6 метра. На самом быстром самолете установили экспериментальный прямоточный двигатель сверхзвукового горения Supersonic Combustion Ramjet (SCRamjet). И главная его особенность в том, что нет трущихся деталей. Ну а топливо, на котором летает рекордсмен – это смесь кислорода и водорода. Создатели не стали отводить место под специальные баки для кислорода, он забирается прямо из атмосферы. Это позволило уменьшить массу самолета. В итоге, в результате использования кислорода с водородом двигатель выделяет обычный водяной пар.

Самый быстрый самолет в мире Boeing X-43 летает со скоростью 11 230 км/ч

Стоит отметить, что самый быстрый самолет в мире разрабатывался специально для испытаний новейшей технологии, а именно гиперзвуковую альтернативу современным турбореактивным двигателям. Ученые полагают, что гиперзвуковые самолеты смогут долететь до любой точки Земли всего за 3-4 часа.

Orbital Sciences Corporation Х-34

Х-34 тоже является самым быстрым самолетом. Причем, он может развивать еще большую скорость, чем предыдущий, а именно 12144 километров в час. Впрочем, в списке быстрейших он все-таки на втором месте. Все потому, что на экспериментах он смог развить скорость меньше 11230 километров в час. Ускорение самолет получает с помощью твердотопливной ракеты «Пегас» (Pegasus), которая прикреплена к воздушному судну.

Впервые испытали этот быстрейший самолет в мире весной 2001 года. И на то, чтобы создать и протестировать двигатель аппарата Hyper-X ушло 7 лет и 250 миллионов долларов. Испытания Х-34 закончились успехом лишь весной 2004 года. Тогда во время запуска над Тихим океаном около острова Святого Николая машина разогналась до 11 тысяч километров в час. Этот самолет больше, чем рекордсмен. Длина самолета 17,78 метров, размах крыльев 8,85 метров, высота уже 3,5 метров. Воздушное судно хоть и быстро летает, но масса у него внушительная 1270 килограммов. Максимум, на какую высоту он может подняться – 75 километров.

North American X-15

Х-15 – это уже экспериментальный американский самолет-ракетоплан, он оснащен ракетными двигателями. Х-15 первый и в течение сорока лет единственный за всю историю пилотируемый гиперзвуковой самолет, который совершил суборбитальные космические полеты с пилотами. У этого летательного аппарата основная задача – изучать условия полета на гиперзвуковых скоростях, а так же исследовать условия входа в атмосферу крылатых аппаратов. Он предназначен для оценки новых конструкторских решений, покрытий, а также психофизических аспектов управления в условиях верхних слоев атмосферы. Концепцию проекта утвердили в 1954 году. И в полете был зафиксирован неофициальный рекорд высоты, который держался с 1963 года и до 2004 года. Этот самолет способен лететь со скоростью 7274 километров в час.

Впрочем, несмотря на впечатляющую скорость, весит самолет весьма прилично – более 15 тысяч килограммов. Но это с учетом массы топлива. При посадке летательный аппарат весит в два раза меньше. Высота, на которую может подняться Х-15 – почти 110 километров. Ну а дальность полета составляет 543,4 километра.

SR-71 («Blackbird»)

SR-71 – это стратегический сверхзвуковой разведчик военно-воздушных сил США. И это самый быстрый самолет, к тому же самый высоколетящий серийный. Таковым он остается на протяжении последних 25 лет. У него довольно компактные размеры: длина 32,76 метров, высота 5,64 метра, а размах крыльев 16,95 метров. При таких данных впечатляет масса самолета, при взлете она составляет более 77 тысяч килограммов, правда, пустое воздушное судно весит около 27 тысяч килограммов. Ну а максимальная скорость, с которой способен летать SR-71 – 3715 километров в час.

Миг-25 («Летучая мышь»)

А вот это самый быстрый на планете реактивный военный самолет. Именно на нем было установлено ровно 29 мировых рекордов. Разработано и построено две разновидности этого летательного аппарата: перехватчик и разведчик. Длина самолета составляет 23,82 метра, высота почти 6 метров, размах крыльев 13,95 у разведчика и 14,015 у перехватчика. Максимальная взлетная масса самолета 41200 килограммов, а при посадке она равняется 18800 килограммов. Летает Миг-25 со скоростью 3395 километров в час.

Истребитель-перехватчик МИГ-25 - самый быстрый самолет в России

МиГ-31

Это двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик, которые предназначен для полетов в любую погоду и является самолетом дальнего радиуса действия. МиГ-31 является первым советский боевым самолетом 4-го поколения. Он необходим для перехвата и уничтожения целей в воздухе на больших, средних, малых и предельно малых высотах, ночью и днем, в разных метеоусловиях, при активных и пассивных радиолокационных помехах у противника, даже ложных тепловых целях. Четыре самолета МиГ-31 могут контролировать воздушное пространство в 800-900 километров. Один самолет имеет длину 21,62 метра, высоту 6,5 метров и размах крыльев 13,45 метров. Летает машина со скоростью 3 тысячи километров в час.

Макдоннел-Дуглас F-15 («Игл»)

А это всепогодный американский тактический истребитель 4-го поколения. Он способен завоевывать превосходство в воздухе. На вооружение «Игл» приняли в 1976 году. Всего существует 22 модификации самолета. F-15 применялись в Персидском заливе, Югославии и на Ближнем Востоке. Истребитель развивает максимальную скорость в 2650 километров в час.

Дженерал Дайнемикс F-111 («Aardvark» или «Pig»)

F-111 – двухместный тактический бомбардировщик. В 1996 году его вывели из боевого состава военно-воздушных сил США. Скорость его передвижения составляет 2645 километров в час.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Скоростной показатель самолета – один из основных технических параметров, который влияет на длительность полета. Воздействие потоков воздуха, направление курса и уровень высоты определяют, какова скорость самолета будет в момент полета. Скоростные показатели играют важную роль в нормальном функционировании лайнера, а также при моделировании и создании новых усовершенствованных моделей.

Первые разработки

«Илья Муромец» – первый самолет гражданского типа. Раньше они летали не более 105 километров в час. Современные пассажирские самолеты летают, преодолевая 500-900 километров за час, при этом данный показатель не является пределом.

Сверхзвуковые разработки перемещаются гораздо быстрее и существенно экономят время, поэтому называются скоростными. Их максимальная скорость составляет 8200,8 километров за час. Из-за невозможности обеспечить надежный уровень безопасности, их не используют для транспортировки людей.

На это есть несколько весомых причин:

  • Сложность моделирования, поскольку обтекаемую форму борта проблематично подогнать под размеры пассажирского суда;
  • Использует много топлива. Соответственно насколько больше возрастают расходы на топливо, настолько увеличивается общая стоимость билетов;
  • Маленькая численность аэродромов с посадочными площадками, оборудованными под сверхзвуковые модели;
  • Необходимость проводить внеплановые диагностики или ремонт.

На сегодня нет функционирующих сверхзвуковых лайнеров для транспортировки пассажиров. В истории строения авиатранспорта подобных моделей было только две:

  • ТУ-144, летавший около 2150-2300 километров за один час. Был разработан в Советском Союзе;
  • «Конкорд» – британская разработка. Он способен преодолевать 2150 километров за час.

Классификация самолетов

Специалисты подразделяют все модели на разные виды в зависимости от параметров крыльев, их формы, расположения, вида шасси, мотора, характера взлета и др.

В зависимости от темпа передвижение выделяют четыре вида:

  1. Дозвуковые модели – число Маха ниже отметки 0,7-0,8 М.
  2. Трансзвуковые модели – находится в пределах 0,7(0,8)-1,2 М.
  3. Сверхзвуковые модели – находится в пределах 1,2-5 М.
  4. Гиперзвуковые модели – свыше 5 М.

В современной авиации применяются лайнеры первой, а в нескольких европейских государствах – второй группы.

Модели трансзвуковой группы передвигаются со скоростью звука, а сверхзвуковые и гиперзвуковые в разы превышают этот показатель. Эти самолеты используют лишь в военной отрасли.

Скорость пассажирского самолета

Быстроту полета авиалайнеров подразделяют на два показателя:

  • максимальный (100%);
  • крейсерский (60-80% от максимального).

Борт с пассажирами не способен развить максимальную скорость, поэтому используется крейсерская величина.

Дополнительная информация! Разработчики указывают в технической документации к модели оба значения (максимальная и крейсерская скорость).

С какой скоростью летит самолет

Лайнеры преодолевают одну и ту же дистанцию за разный промежуток времени. В таблице ниже более подробно представлено, какая скорость может развиваться у пассажирского самолета в полете и его предназначение.

Характеристики пассажирского авиатранспорта

Attention: The internal data of table “22” is corrupted!

Быстрота взлета лайнера зависит от его индивидуальных технических показателей.

Последовательность взлета:

  1. Набор двигателем оборотов. Самолет начинает движение, когда мотор осуществляет около 810 и выше оборотов за одну минуту.
  2. Набор скорости. Передвижение судна на трех колесах с постепенным увеличением мощности по взлетно-посадочной полосе.
  3. Отрыв от поверхности земли. Для того чтобы взлететь, ему необходимо ускорится до отметки 185 километров за час.
  4. Набирается высота. Как только он достигнет отметки в 225 километров за час, начинается взлет.

Важно! Скорость в момент взлета напрямую зависит от веса модели, у Boeing 737 данный параметр равен 225 километров за час, а у Boeing 747 – он должен быть 275 километров.

Нюансы при отрыве от поверхности

Корректная работа судна зависит от точности вычислений его скорости на момент поднятия в воздух и набора высоты. Эта величина включает в себя скорость на всех этапах движения, начиная с момента передвижения самолета по взлетной полосе и заканчивая его отрывом от земной поверхности. Среднестатистическая скорость современного самолета на момент отрыва отличается в зависимости от модели. Некоторые значения разных видов приведено в таблице ниже.

Средняя скорость лайнера в момент отрыва от земли

Attention: The internal data of table “23” is corrupted!

На показатель ускорения в момент отрыва от земной поверхности оказывают воздействие следующие факторы:

  • направление, а также темп движения воздушных масс;
  • протяжность взлетно-посадочной полосы, а также ее структура и состояние;
  • уровень влажности;
  • давление в воздухе.

Из-за сильных порывов ветра противоположного направления развить максимальное ускорение судна недостаточно для полноценного взлета. Чтобы взлететь, понадобится развить скорость в два раза больше обычного значения. Если ветер попутный, достаточно минимального разгона.

Нюансы посадки

Совершить посадку лайнера – не менее ответственный момент, чем взлететь. Она включает в себя несколько этапов:

  • понижение уровня высоты;
  • выравнивание агрегата;
  • удерживание его в стабильном положении;
  • пробег.

Самолетам с большим весом следует начинать приземляться с высоты в 25 м, а с небольшой массой – с 9 м. Их ускорение зависит от массы, а также посадочных условий. Как только подъемная сила будет ниже веса лайнера, он начнет постепенно снижать высоту, приземлится на посадочную полосу и будет тормозить до полной остановки.

Видео

Зная крейсерское значение скорости, можно самостоятельно просчитать, сколько времени займет полет пассажирского рейса.

С какой скоростью летают пассажирские самолеты? Каждый, кто летал на самолете, знает, что в процессе совершения полета пассажиров всегда оповещают о скорости движения воздушного судна. У разных в различных условиях разное значение скорости. Давайте рассмотрим подробнее этот интересный вопрос.

Классификация самолетов по скоростям

В наши дни скорость стало принято соизмерять со скоростью звука. Величина скорости звука в воздухе составляет 1 224 км/ч. На основании соответствия скоростных характеристик самолета значению скорости звука, все летательные аппараты классифицируются следующим образом:

  • дозвуковые - летают на скоростях, не достигающих отметки скорости звука;
  • сверхзвуковые - совершают полеты на скоростях, превосходящих скорость звука (говоря о скоростях, соразмерных со скоростью звука, используют понятие «трансзвук» или «околозвук»);
  • гиперзвуковые - превышают скорость звука в 4 раза и выше.

Все пассажирские суда относятся к дозвуковым, так как летают на скоростях, обычно не превышающих скорость звука.

И все же в истории гражданской авиации был опыт использования сверхзвуковых пассажирских самолетов.

Легендарное прошлое сверхзвуковой гражданской авиации: "Ту-144" и «Конкорд»

Раскрывая вопрос о том, с какой скоростью летают пассажирские самолеты сегодня, нельзя не упомянуть о сверхзвуковых пассажирских самолетах прошлого - "Ту-144" и «Конкорд». Эти две легенды мировой авиации увидели свет почти одновременно.

Над созданием сверхскоростного "Ту-144" работали лучшие умы Советского Союза. Он совершил свой первый испытательный полет в конце 1968 года.

«Конкорд» был детищем франко-британского союза авиаконструкторов. Он впервые поднялся в небо в начале 1969 года.

Оба самолета внешне были очень похожи друг на друга. Скорость "Ту-144" составляла 2 300 км/ч, скорость «Конкорда» 2 150 км/ч.

Существенным недостатком обоих монстров авиации был невыносимый шум во время полета, исходивший от двигателей и системы кондиционирования.

Первая катастрофа с "Ту-144" произошла в 1973 году на международном авиасалоне Ле-Бурже во Франции. Самолет рухнул на землю прямо во время испытательного полета. Точная причина этой катастрофы осталась неизвестна. В 1978 году случилась второе крушение - в Московской области во время контрольно-приемочного полета загорелся борт самолета. Летчикам удалось посадить машину и эвакуироваться, но остановить огонь не представилось возможным - самолет сгорел. После этого случая пассажирские полеты на "Ту-144" были прекращены навсегда.

Борта самолетов «Конкорд» продолжали успешно осуществлять пассажирские полеты вплоть до 25 июля 2000 года. В тот страшный день пассажирский лайнер «Конкорд», выполнявший полет из парижского аэропорта Шарль де Голль, совершил падение через 3 минуты после взлета. Погибло 113 человек. Эта трагедия послужила поводом для запрета на использование самолетов «Конкорд». Впоследствии этот запрет был снят, так как по результатам детального обследования технического состояния всех самолетов «Конкорд» не было выявлено ни одного дефекта. Однако в 2003 году крупнейшие авиакомпании Великобритании и Франции объявили об отказе от эксплуатации судов этой марки.

С тех пор мировая гражданская авиация отдает предпочтение более простым, тихим и экономичным дозвуковым судам, а использование сверхзвуковых аппаратов для пассажирских перевозок осталось в прошлом.

Понятие крейсерской скорости воздушного судна

Скорость самолета - сложное и не всегда однозначное понятие, зависящее от многих факторов.

Прежде всего, необходимо понимать разницу между крейсерской и максимальной скоростями. В техническом описании самолетов указываются оба этих показателя, но максимальная скорость пассажирского самолета - понятие теоретическое, так как лайнеры на рабочих рейсах не развивают максимальную скорость, а придерживаются крейсерской, что составляет примерно 60-80% от максимально расчетной скорости конкретной модели лайнера.

Существуют также понятия скорости разгона, взлета и Но если речь идет об обобщенном понятии, то, как правило, имеется в виду именно крейсерская скорость.

Скоростные показатели гражданской и военной авиации

По своему назначению самолеты бывают гражданскими и военными. Гражданские самолеты, в свою очередь, могут быть не только пассажирскими, но также предназначаться для конкретных нужд: спортивных, пожарных, грузовых, сельскохозяйственных и т. п.

Неудивительно, что скоростные показатели самолетов гражданской и военной авиации отличаются друг от друга в разы. Такая большая разница обусловлена кардинально различными целями использования воздушных кораблей. Основная цель пассажирских лайнеров - безопасность, экономичность и комфорт для пассажиров, в то время как для военной авиационной техники важна скорость.

Средняя скорость полета пассажирского самолета в наше время составляет около 900 км/ч, что примерно в 3-4 раза ниже средней скорости военных самолетов. Кстати, самым быстрым из военных самолетов нашего времени является беспилотный Х-43А компании NASA, который поставил скоростной рекорд 11 231 км/ч.

И все же, с какой скоростью летают пассажирские самолеты? Ниже приведены скорости самых обычных и часто используемых в гражданской авиации моделей самолетов.

Значения крейсерской и максимальной скоростей некоторых пассажирских самолетов

Стоит упомянуть, что на скорость пассажирского самолета в воздухе оказывают значительное влияние погодные условия. Величина плотности воздуха и сила и направление ветра может существенно сказаться на фактической скорости.

Раскрывая тему скорости пассажирских самолетов, следует упомянуть о так называемой скорости сваливания.

Понятие скорости сваливания

Слишком малые скорости полета опасны для воздушного транспорта, поэтому для каждой модели самолета рассчитана минимально допустимая скорость полета, необходимая для удержания самолета в воздухе V мин доп, или скорость сваливания. Если значение скорости полета опускается ниже отметки V мин доп, то наступает угроза Значение V мин доп зависит от многих постоянных и переменных величин и бывает особенно критическим в фазе взлетов. В качестве примера, для модели Boeing-747 расчетная скорость сваливания составляет 220 км/ч. Фактическая же скорость сваливания может отличаться от расчетной в зависимости от направления и силы ветра.

Обобщив вышеизложенную информацию о том, с какой скоростью летают пассажирские самолеты, можно дать ответ такой: общепринятые средние пределы 600-900 км/ч.

Однозначно ответить невозможно, в чем я недавно убедился, когда сам заинтересовался данным вопросом. У каждого своя скорость, причем не одна, а несколько. В общем, попытаюсь доступно объяснить.

Виды скоростей самолета

Скорость самолета зависит от модели и целевого предназначения машины. Например, всем известный «кукурузник» разгоняется максимум до 155 км/ч, а ведь некоторые автомобили без проблем смогут его опередить. А вот двухмоторный Ан-24 достигает 450 км/ч, что называется крейсерской скоростью. Вообще, говоря о скорости самолета, всегда уточняют, какая именно подразумевается:

  • взлетная - та, при которой он начнет отрываться от взлетной полосы;
  • путевая - собственная, плюс скорость воздушных масс;
  • крейсерская - основной режим, как правило, это до 80% от максимальной;
  • максимальная - предел возможностей.

И главное: скорость винтовых самолетов на порядок ниже, чем у реактивных.


С какой скоростью летают самолеты

В наши дни 500 км/ч - уже не предел мечтаний, более того, солидная часть пассажирских лайнеров почти удваивает этот показатель. Итак, крейсерская скорость некоторых типов:

  • Airbus-310 - 890 км/ч;
  • Airbus-330 - 935 км/ч;
  • Boeing 777-200 - 910 км/ч;
  • Boeing 747 - 955 км/ч;
  • Boeing 737 - 920 км/ч.

Нужно отметить, что в истории пассажирской авиации существовали и гиперзвуковые машины. Например, Конкорд разгонялся до 2100 км/ч, а его конкурент - ТУ-144, почти до 2350 км/ч. Однако сегодня они не используются по ряду причин, главная из которых - повышенный риск на таких скоростях. Ну, а что касается рекордсмена, то им стал военный самолет. Случилось это в далеком 1976 году, когда «Локхид» SR-71 преодолел порог в 3530 км/ч.


Но для того, чтобы лететь, нужно сначала разогнаться. Для каждой машины это индивидуальная цифра, ведь важна не только подъемная сила, но и вес, а также направление ветра. При этом, в зависимости от нагрузки, для одного и того же самолета взлетная скорость будет меняться - чем легче машина, тем меньшим будет этот показатель.

Каждый самолет имеет индивидуальные технические характеристики, в соответствии с которыми и происходит его эксплуатация. Процесс подъема лайнера в воздух осуществляется поэтапно.

  1. Набор оборотов двигателем . Приблизительно на 800-820 оборотах в минуту начинается движение самолета по полосе.
  2. Разгон и ускорение . Пилот управляет воздушным судном на земле, достигая необходимых показателей скорости, находясь в устойчивом положении на трех колесах.
  3. Отрыв и набор высоты. Для осуществления собственно взлета требуется разогнать самолет до 185 км/ч и плавно поднять нос путем натяжения рукояти. Вследствие этого судно продолжает движение на двух колесах и отрывается от земли, достигнув скорости 225 км/ч.

Выше приведены примерные показатели для модели Boeing-737. Чем выше масса лайнера, тем большую скорость он должен развить на земле. Кроме того, имеют значение при взлете и наборе высоты также и внешние факторы. Это направление и сила ветра, плотность воздушного потока, влажность, качество и состояние взлетной полосы.

В случаях, когда сильный ветер против движения самолета, могут понадобиться показатели, превышающие стандартные вдвое. При этом в обратной ситуации, когда ветер попутный, усилия будут нужны минимальные.

Посадка самолета

Приземление воздушного судна – процесс противоположный взлету. Соответственно, все этапы выполняются в обратной последовательности: плавное снижение, заход на посадку и выпрямление, удерживание самолета и касание полосы.

Тяжелые лайнеры начинают процесс непосредственного приземления с высоты 20-25 метров. Здесь определяющим параметром выступает именно масса воздушного судна. Скорость захода напрямую соотносится с весом.

Пытаясь рассчитать время нахождения в воздухе и преодоления расстояния между точками самостоятельно, следует учитывать, что пилоты крайне редко развивают максимально возможные для судна показатели. Даже имея характеристики близкие к сверхзвуковым, лайнер будет перемещаться с комфортной и экономной в плане энергозатрат крейсерской скоростью. Таким образом, при расчетах нужно ориентироваться на средние значения.

На нынешнем этапе развития пассажирская авиация находится перед звуковым барьером. Учитывая предшествующую историю, можно сделать вывод, что в недалеком будущем препятствие будет взято. Гражданские лайнеры выйдут на новый рубеж. Основная задача – летать дальше, быстрее, с минимальными затратами.