Самые масштабные авиакатастрофы. Самые крупные авиакатастрофы мира

История авиаперевозок насчитывает не одну сотню крупных катастроф. Такие аварии хоть и редки, но обычно – смертельны. Самая же страшная на сегодняшний день авиакатастрофа унесла жизни почти шестисот человек.

Самые известные авиакатастрофы

Как известно, даже незначительная ошибка, допущенная при управлении авиалайнером, может привести к его крушению. Именно человеческий фактор нередко становится причиной большинства катастроф. Сегодня в небо поднимаются самолёты большой вместимости , из-за этого и катастрофы становятся всё более и более масштабными. Вот несколько наиболее известных крупных авиакатастроф.


Рейс № 123 Японских авиалиний

Пятьсот двадцать человек стали жертвами произошедшего в 1985-ом году крушения Боинга – 747, принадлежащего Японским авиалиниям. Он должен был совершить полёт из Токио в Осаку. После двенадцати минут полета дали о себе знать технические неполадки.


После того, как у Боинга оторвался киль, команда тридцать две минуты продолжала вести самолёт, стараясь стабилизировать состояние авиалайнера. Тем не менее, он вышел из-под контроля и врезался в горный хребет. Известно, что четырём пассажирам удалось выжить.

Катастрофа над Индией (Чархи-Дадри)

Триста сорок девять жертв – таков результат столкновения в воздухе Боинга 747-100В и самолёта Ил-76. Катастрофа произошла всего в шестидесяти километрах от Дели. Ил-76, принадлежавший Казахским авиалиниям, снизился с пятнадцати до четырнадцати тысяч футов, не получив на это разрешения. В результате, он протаранил стабилизатор и левое крыло Боинга.


В этой страшной аварии не выжил никто. Боинг распался ещё в воздухе после столкновения, Ил остался «целым», однако потерял управление.

Авиакатастрофа в Эрменонвилле

Во Франции самой крупнейшей считается авиакатастрофа, произошедшая в 1974-ом году. Речь о рейсе 981 Turkish Airlines. Самолёт должен был совершить перелёт из Стамбула в Париж, а затем вылететь в Лондон. После взлёта из аэропорта в Париже, произошла резкая декомпрессия салона. Это случилось из-за плохо зафиксированного грузового люка, который, не выдержав нагрузки, открылся. Системы управления получили повреждения.


Всего через семьдесят две секунды после случившегося, самолёт рухнул. Триста сорок шесть человек стали жертвами катастрофы в Эрменонвилле.

Катастрофа L-1011

Саудовский самолёт, совершивший остановку в Эр-Рияде, направлялся к своему месту назначения – Джидде. Через семь минут полёта начался пожар в грузовом отсеке. Команда приняла решение вернуться в Эр-Рияд.


Авиалайнер сумел сесть, однако по неизвестным причинам не заглушил моторы, а продолжил движение, остановившись гораздо дальше ожидавших его пожарных. Те не осмелились приблизиться к борту. Через двадцать три минуты самолёт уже полностью был объят огнём. Все находящиеся внутри, а это триста один человек, сгорели или погибли от удушья.

Рейс IR655

Летом 1988-го года над Персидским заливом в воздушном пространстве Ирана был сбит Аэробус A300. Он совершал перелёт из Тегерана до Дубая. Американский военный крейсер Винсенн неправильно его идентифицировал, из-за чего сбил, применив ракеты земля-воздух.


Америка так и не признала своей вины, не были принесены и извинения семьям двухсот девяноста погибших. Тем не менее, власти США выплатили компенсации в размере без малого шестьдесят два миллиона долларов.

Рейс № 191 American Airlines

В истории американских авиаперевозок самой масштабной по числу жертв и самой известной является катастрофа, произошедшая в 1979-ом году. Самолёт летел из Чикаго в Лос-Анджелес. После взлёта один из двигателей отказал, что стало следствием плохого обслуживания авиалайнера. В результате двигатель оторвался, повредив крыло – авиалайнер рухнул рядом со взлётно-посадочной полосой. Погибли двести семьдесят три человека.


Авиакатастрофа под Донецком

17 июля 2014 года под Донецком произошла страшнейшая авиакатастрофа малазийского Боинга – 777. Самолёт совершал рейс из Амстердама в город Куала-Лумпур.


Его крушение произошло над Донецком. Погибли почти триста человек. Как известно, Боинг попал в зону активных военных действий и был сбит.

Результаты расследования должны быть обнародованы в 2018 году.

Катастрофа A321 над Синайским полуостровом

31 октября 2015 года лайнер Airbus A321-231, выполнявший чартерный рейс по маршруту Шарм-эш-Шейх-Санкт-Петербург, через 23 минуты после взлета пропал с радаров. Обломки самолета были найдены недалеко от города Нехель. Трагедия унесла жизни 224 человек - погибли 7 членов экипажа, 192 взрослых пассажира и 25 детей.


Среди тех, кто возвращался после отдыха, была маленькая десятимесячная девочка - Дарина Громова. Ее фотография в аэропорту Пулково, которую ее мама выложила в социальную сеть с надписью "Главный пассажир", стала символом авиакатастрофы и была растиражирована многими СМИ. Катастрофа A321 стала самой массовой гибелью российских граждан за всю историю мировой авиации.

Самая страшная авиакатастрофа на сегодняшний день Самой страшной, неожиданной и даже нелепой считается авиакатастрофа, произошедшая в 1977-ом году. Она унесла жизни без малого шестисот человек.

В аэропорту города Тенерифе в 1977-ом году произошло столкновение двух крупных авиалайнеров во время взлёта. Речь о Боингах – 747, принадлежащих голландской и американской авиакомпаниям. Они оказались в Тенерифе случайно. Туда авиаборты были перенаправлены из-за накануне произошедшего в Гран-Канарии теракта.


Боинги двигались по рулёжной дорожке навстречу друг другу и не успели уйти от столкновения. В той катастрофе погибли пятьсот восемьдесят три человека. Выжить удалось лишь шестидесяти одному пассажиру.

По данным сайт, самые быстрые самолеты в мире сняли с эксплуатации как раз из-за того, что с ними часто происходили ЧП.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Человек всегда хотел летать, еще в древние времена предпринималось буквально бесчисленное количество попыток! Были изобретены разные летательные аппараты. И только в начале XIX века был изобретен самолет, который был поднят в воздух и при этом был даже управляем. Считается, что первыми были братья Райт, этот факт хоть и оспаривается, но мы поверим мнению большинства. Уилбур и Орвил в 1903 году подняли управляемый самолет в воздух, а буквально через два года уже смогли ввести его в эксплуатацию. Вот с этого-то и началась эра самолетостроения. Довольно скоро самолеты уже вовсю использовались в самых разнообразных целях, включая пассажирские перевозки. Однако сделало ли возможность управления и безопасными? Отчасти да, но недостаточно.
Когда самолеты не поднимали в воздух большого количества людей, они падали, но жертв было не много. Пока их не начали использовать более активно и не научились строить большие самолеты, а потом и очень большие самолеты. С середины прошлого века а , казалось бы, люди должны были что-то с этим делать. И делали, но этого до сих пор недостаточно. Впрочем, как бы ни старались обезопасить конструкции, исключить человеческий фактор практически невозможно. Да и просчитать абсолютно все – тоже сложно. Поэтому приводим печальнейшую из статистик – список самых ужасных авиакатастроф в мире.
1

Эта авиакатастрофа повергла в шок весь мир. Два Боинга-767 были захвачены террористами и направлены на башни-близнецы в Нью-Йорке. Несмотря на то, что на борту самолетов в общей сложности находилось 137 человек, в тот день погибло три тысячи. Обе башни рухнули, похоронив под обломками огромное количество людей. А ведь это не война…. Это самая страшная трагедия.

2


В этот день в аэропорту Лос-Родеос, Тенерифе, на земле, а вовсе не высоко в воздухе, случилась крупнейшая авиакатастрофа в мире. Трагедия 11 сентября превзошла ее по численности, безусловно, но в Тенерифе погибло 583 человека – на борту двух Боингов-747. И это абсолютно без злого умысла. Были недопоняты команды диспетчера и, судя по всему, произошла ошибка пилота. Случилось это в результате взрыва в аэропорту Лас-Пальмас и перенаправления всех самолетов в ближайший аэропорт. Это был воскресный день, слишком долго ожидали самолеты, слишком много было рейсов, всего было слишком. Доказано немало фактов, послуживших толчком к трагедии, но это не изменит случившегося.

3


И снова Боинг-747. Эта авиакатастрофа по количеству жертв лишь немногим уступает предыдущей. Крупнейшая авиакатастрофа одного самолета. В тот день самолет компании «Japan Airlines» потерпел крушение недалеко от Токио. Выжило только 4 человека, сотрудница авиакомпании, одна женщина с дочерью и еще одна девочка, найденная на дереве. А погибло 520 человек. Катастрофа произошла в результате последовательных поломок, через 12 минут после вылета из аэропорта. Экипаж самолета до последнего пытался держать самолет и контролировать происходящее, но на огромной высоте и с такими поломками это не представлялось возможным. В отличие от самоотверженного экипажа, спасательные службы действовали не так слажено. Вылетевший вертолет недостаточно поработал, и выживших не было найдено, только через 14 часов четверо замерзших были найдены и госпитализированы. А еще была масса страшнейших находок – предсмертных записок пассажиров рейса. Начальник технической службы авиакомпании в аэропорту Ханеда покончил жизнь самоубийством

4


Из аэродрома Н’Доло вылетал российский самолет. Ничто не предвещало беды – Ан-32 шел на взлет, но почему-то оторваться от взлетной полосы самолету не удалось. Так случилось, что самолет находился на взлетной полосе именно этого аэропорта, находящегося в центре города. Его окружал многолюдный рынок, куда и въехал самолет. Позже выяснилось, что воздушное судно было перегружено, возможно, это отчасти послужило причиной трагедии – гибели 350 человек и ранении 450. Но в ходе полугодового расследования причин катастрофы оба пилота были обвинены в убийстве.

5


В том же году произошла первая катастрофа двух самолетов в воздухе по численности жертв. Столкнулись два самолета – казахстанский Ил-76ТД и саудовский Боинг-747. В результате языкового барьера и недостаточности современного оборудования на казахстанском самолете произошла роковая ошибка – на радарах на земле точки, обозначающие лайнеры в воздухе, встретились. Но как ни надеялись диспетчеры, пытающиеся достучаться до экипажей, вскоре поступило сообщение с американского военного самолета о вспышках в воздухе. 349 человек – не выжил никто.

6


Всего лишь на три человека меньше погибло в авиакатастрофе близ Парижа. 546 жертв и ни одного выжившего. Самолет DC-10 потерпел крушение в результате открытия двери грузового отсека на огромной высоте. Это был 1974 год, запорные механизмы оказались несовершенны. На той высоте, которую набирают самолеты, сломанного замка достаточно, чтобы погибли сотни людей, без единого шанса выжить.

7


Крупнейшая авиакатастрофа над водой – произошла у берегов Ирландии, но фактически над Атлантическим океаном. Как стало известно позже, за несколько недель до катастрофы у самолета уже отказывал двигатель, однако тогда ничего не произошло, самолет вернули на землю и заменили двигатель. Однако 23 июня самолет пропал с радаров, а вскоре поступили сообщения о найденных обломках у ирландского берега. Считалось, что самолет рухнул в результате неисправности, учитывая недавнюю поломку. Однако после того, как были найдены бортовые самописцы, стало понятно, что произошел взрыв. Позже было установлено, что взорвалась бомба, и это был спланированный террористический акт. У 329 человек не было шансов на спасение.

8


Эта авиакатастрофа страшна не только количеством погибших, но и тем, что они были на шаг от спасения. Самолет вылетел в Карачи, однако на борту разгорелся пожар, и самолет был вынужден вернуться в пункт отправки – Эр-Рияд. Пилоты смогли удачно посадить самолет, довести его до конца взлетной полосы и даже остановить. Двигатели заглушены еще не были. Казалось бы, все должно быть хорошо. Но через три минуты пламя охватило железную птицу и даже на земле, вблизи спасения, никому не удалось выжить. 301 человек.

9


Что же может быть несправедливее, чем гибель мирного населения от руки военных. Так случилось 3 июля 1988 года – американский крейсер, направленный для защиты танкеров из Кувейта от нападений Ирана и Ирака, по ошибке выпустил ракеты по самолету, следовавшему в Дубаи. Он был принят за иранский истребитель. Обе выпущенные ракеты попали в цель. Для 290 пассажиров этот 28-минутный рейс стал последним. Не выжил никто. Существует мнение, что с борта Vincennes ракеты были выпущены сознательно, а не по ошибке. Однако эта версия оспаривается ввиду того, что крейсер не был оснащен оборудованием для прослушивания гражданских частот, а также с борта самолета не поступило ответа на сигналы, как выяснилось позже, экипаж самолета не понял, что сигналы были обращены к ним.

10


Последняя ужасная авиакатастрофа в этом списке отличается от остальных. Здесь во внимание взято не количество жертв, коих было 71 человек, а это в разы больше любой вышеназванной катастрофы. В результате столкновения российского Ту-154 и немецкого грузового Боинга-757 погибли дети. Большую часть пассажиров российского самолета составляли именно дети, жизнь которых оборвалась из-за неисправности оборудования у диспетчера и его сообщений, которые ввели в заблуждение пилотов. Экипажи обоих самолетов пытались предотвратить столкновение, но из-за неверных сведений и указаний драгоценные секунды были потеряны. Через два года диспетчер был убит человеком, который потерял в тот роковой день жену и двоих детей. Убийство было совершено в состоянии аффекта, что позволило сократить срок в 8 лет лишения свободы, изначально объявленный, почти на три года. Большинство жертв похоронено недалеко от места крушения, установлен мемориал. Было проведено множество судебных разбирательств, связанных с катастрофой. Однако никакие выплаты и сроки не смогут вернуть детей.

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. В 2015 г. в мире произошло 16 крупных (десять и более погибших) катастроф пассажирских, транспортных и военно-транспортных воздушных судов разных типов. В них погибли 772 человека.

Среди этих катастроф - 4 происшествия с лайнерами регулярных пассажирских авиалиний (471 погибший), 3 - с военно-транспортными с самолетами (160 погибших), 1 - с транспортным самолетом (41 погибший), 3 - с легкомоторной авиаций (31 погибший) и 5 - с вертолетами (69 погибших).

Для сравнения, в 2014 г. произошло 12 крупных авиакатастроф, в которых погибли или пропали без вести 1 тыс. 51 человек.

Самой крупной катастрофой 2015 года, а также самой массовой по числу жертв катастрофой за всю историю российской гражданской авиации стала потеря лайнера компании Metrojet ("Когалымавиа") над Синайским полуостровом. На территории самой РФ произошла лишь одна катастрофа, замыкающая список "16 крупнейших".

Пять крупнейших авиакатастроф

В пятерку крупнейших по количеству жертв происшествий с воздушными судами вошли четыре лайнера регулярных пассажирских авиалиний и один военно-транспортный самолет.

1. 31 октября пассажирский самолет Airbus A321-231 ("Эрбас А-321-231", регистрационный номер EI-ETJ) российской авиакомпании Metrojet ("Когалымавиа"), следовавший из Шарм-эш-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург, в результате теракта потерпел крушение в районе н. п. Эль- Хасна в египетской провинции Северный Синай.

На борту находились 224 человека - из них 217 пассажиров (в том числе 25 детей) и семь членов экипажа, все они погибли. Большинство пассажиров были россиянами, в самолете также присутствовали четверо граждан Украины и один белорус.

Вскоре после катастрофы представители запрещенной в РФ террористической организации "Исламское государство" заявили о причастности этой группировки к крушению самолета. 17 ноября 2015 г. директор ФСБ Александр Бортников на совещании у президента РФ Владимира Путина сообщил, что причиной катастрофы был террористический акт.

2. 24 марта пассажирский самолет Airbus A320-211 (регистрационный номер D-AIPX) немецкой авиакомпании Germanwings ("Джерманвингз"), выполнявший регулярный рейс 4U 9525 / GWI18G по маршруту Барселона (Испания) - Дюссельдорф (Германия), врезался в горный склон в Альпах Верхнего Прованса (Франция) и полностью разрушился. На борту находились 144 пассажира и 6 членов экипажа, все они погибли. Крушение стало результатом умышленных действий второго пилота лайнера Андреаса Лубица (Andreas Lubitz).

3. 30 июня транспортный самолет Lockheed KC-130B Hercules ("Локхид Си-130 Геркулес", бортовой номер A-1310) 32-й эскадрильи ВВС Индонезии, следовавший внутренним рейсом из Медана в Пенанг, потерпел крушение спустя 2 минуты после взлета, упав на жилые дома и автомобили. На борту погибли 12 членов экипажа и 101 пассажир - военнослужащие и члены их семей. Кроме того, погибли по меньшей мере 22 человека на земле. Вероятная причина катастрофы - техническая неисправность: пилот успел сообщить на базу о неполадках с двигателем.

4. 16 августа пассажирский самолет ATR 42-300 индонезийской компании Trigana Air Service ("Тригана эйр сервис", регистрационный номер PK-YRN), следовавший регулярным внутренним рейсом 257 по маршруту Джаяпура - Оксибил, при заходе на посадку в аэропорту назначения столкнулся с горным склоном и разрушился. Погибли все находившиеся на борту 54 человека - пять членов экипажа и 49 пассажиров.

5. 4 февраля пассажирский самолет ATR 72-600 (регистрационный номер B-22816) тайваньской авиакомпании TransAsia Airways ("Трансэйша эйруэйз"), выполнявший внутренний рейс 235 по маршруту Тайбэй - Цзиньмэнь, вскоре после взлета прекратил набор высоты, резко снизился с креном на левое крыло, задел ограждение автомобильной эстакады и упал в реку Цзилун в окрестностях Тайбэя.

На борту находились 53 пассажира и 5 членов экипажа. Погибли 43 человека, ранения получили 17, в том числе двое пассажиров такси, которое ехало по эстакаде. Причинами катастрофы стали отказ двигателя и ошибка экипажа, который отключил второй, работавший двигатель.

Прочие авиапроисшествия с человеческими жертвами

Кроме того, известны 11 случае катастроф с числом погибших 10 и более человек (приведены в хронологическом порядке):

9 марта близ пос. Вилья-Кастельи (пров. Ла-Риоха, Аргентина) при съемках телевизионного реалити-шоу столкнулись в воздухе два вертолета Eurocopter AS350B3 Ecureuil ("Еврокоптер АС-350-Б3 Экьюрель", регистрационные номера LQ-CGK и LQ-FJQ). В катастрофе погибли 10 человек, в том числе известные французские спортсмены - пловчиха Камиль Мюффа (Camille Muffat), боксер Алексис Вастен (Alexis Vastine) и Флоранс Арто (Florence Arthaud), которая занималась парусным спортом. Также среди погибших были два пилота-аргентинца и пятеро членов французской съемочной группы.

10 марта в американском штате Флорида вертолет Sikorsky UH-60M Black Hawk ("Сикорский Ю-эйч-60-м Блэк Хок", бортовой номер 13-20624) Национальной гвардии сухопутных сил Луизианы потерпел крушение в тренировочном полете. Экипаж принял решение вылететь в погодных условиях, которые были хуже рекомендованных; в тумане машина столкнулась с землей. Погибли все 11 военнослужащих на борту.

19 марта частный легкомоторный самолет Beechcraft B90 King Air ("Бичкрафт Б-90 Кинг Эйр", регистрационный номер LV-CEO) при взлете упал в реку близ аэропорта Пунта-дель- Эсте (Уругвай), разрушился и сгорел. Погибли десять человек.

12 мая вертолет Bell UH-1Y Venom ("Белл Ю-эй-1-уай Веном", бортовой номер 168792/SE-08) Корпуса морской пехоты США, участвовавший в поисково-спасательной операции после крупного землетрясения в Непале, потерпел крушение в районе непальской деревни Калинчок. На борту погибли 13 человек - шесть американцев, двое непальских военнослужащих и пятеро местных жителей, ранее пострадавших при землетрясении. Причиной происшествия стали ошибки пилотов, потерявших ориентацию в плохих погодных условиях.

27 июля вертолет Ми-17-1В (регистрационный номер RDPL-34062) вооруженных сил Лаоса, направлявшийся из Вьентьяна (Лаос) в северную часть страны, перестал выходить на связь вскоре после вылета из столичного аэропорта Ваттай. На борту находились четыре члена экипажа и 19 пассажиров. 29 июля обломки машины были обнаружены в окрестностях Вьентьяна, найдены тела 22 погибших.

31 июля транспортный самолет CASA CN-235M-200 (бортовой номер FAC1261) ВВС Колумбии, следовавший внутренним рейсом из Паланкеро в Валледупар, в сложных погодных условиях столкнулся с землей и разрушился близ г. Агустин-Кодасси. Погибли находившиеся на борту 11 человек. Незадолго до катастрофы пилот сообщил диспетчеру о сбое в работе двигателя.

22 августа во время авиашоу в аэропорту Шорхэм (Восточный Суссекс, Великобритания), при попытке выполнить "мертвую петлю", упал на шоссе близ взлетно-посадочной полосы истребитель-бомбардировщик конца 1940-х гг. Hawker Hunter T7 ("Хокер Хантер Т-7", регистрация G-BXFI), принадлежавший британской компании Canfield Hunter ("Кэнфилд Хантер"). Пилот выжил, погибли 11 человек, находившиеся в автомобилях.

2 октября транспортный самолет Lockheed C-130J Hercules 774-й экспедиционной эскадрильи воздушных перевозок 455-го экспедиционного авиакрыла ВВС США потерпел крушение в аэропорту Джелалабада (Афганистан). Погибли 11 человек на борту и еще три человека, находившиеся в момент катастрофы на земле.

2 октября легкомоторный самолет de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter 300 ("Ди-эйч-си-6 Твин Оттер 300") индонезийской авиакомпании Aviastar Mandiri ("Авиастар мандири"), следовавший регулярным внутренним рейсом MV7503 из Масамбы в Макасар, в полете столкнулся с горой Латимоджонг и полностью разрушился. На борту погибли десять человек - три члена экипажа и семь пассажиров.

4 ноября транспортный самолет Ан-12БК (регистрационный номер EY-406, год постройки - 1971) южносуданской компании Allied Services Limited ("Эллайд сервисез лимитед") потерпел крушение при взлете из аэропорта Джубы. Самолет, который следовал в г. Палох в штате Верхний Нил, не смог набрать высоту, столкнулся с жилыми домами рыбацкого поселка и разрушился. По данным местных СМИ, в воздушном судне находились шесть членов экипажа (пять граждан Армении и россиянин) и 37 пассажиров. В катастрофе погиб 41 человек, выжили два пассажира.

26 ноября в Красноярском крае вертолет Ми-8Т (регистрационный номер RA-25361) российской авиакомпании "Турухан", перевозивший нефтяников-вахтовиков из г. Игарка на месторождение Ванкор, совершил жесткую посадку на лед реки Енисей вскоре после взлета.

На борту находились 25 человек - три члена экипажа и 22 пассажира. Воздушное судно частично разрушилось и загорелось.

В результате катастрофы погибли 12 человек, еще 13 человек получили травмы.

Авиаперелеты считаются одним из наибезопаснейших видов транспорта. Но даже несмотря не это статистика и здесь показывает смертельные случаи. За всю историю мировой авиации прошло большое количество авиакатастроф, большая часть которых закончилась благополучно или с небольшим количеством жертв. Хоть и самолеты не столь опасны как машины, которые сталкиваются каждый день по несколько сотен по всему земному шару, есть люди, которые боятся летать. И кто знает, может они поступают правильно и в какой-то мере защищают свою жизнь.

Когда человек выбирает авиаперелет, он надеется на надежность воздушного судна, профессионализм пилотов и диспетчеров, а также технического персонала. Но иногда даже они не справляются. Поэтому возможны непредвиденные ситуации. Ниже приведен список самых «черных» авиакатастроф. Судить авиакатастрофы можно по числу погибших. Но стоит отметить, что теракт 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне не учитывается, так как пострадали не исчисляемые тысячи мирных граждан.

10.Катастрофа над Тихим океаном

  • Число жертв: 270 человек;
  • Самолет: Boeing 246;
  • Дата: 1 сентября 1983 года.

В пространстве над территорией СССР был сбит Boeing 246 при помощи двух ракет Р-98. Boeing 246 принадлежал Korean Airlines (Южная Корея). Рейс по которому он летел из Нью-Йорка в Сеул и отклонился от своего маршрута. СССР посчитали это вторжением и совершили правильные на их взгляд решения. На этом самолете находилось 246 жителей и 23 человека из экипажа.

9.Катастрофа над Локерби (городок в Шотландии)

  • Число жертв: 270 человек;
  • Самолет: Boeing 747;
  • Дата: 21 декабря 1988 года.

В это время над Шотландией пролетал лайнер американской авиакомпании Pan Am, рейс которого был Лондона — Нью-Йорк. Авиакатастрофа произошла из-за террористического акта, совершённого ливийцами, в результате которого погибло 270 человек.
После перечисления самых «черных» авиакрушений можно сказать, что в этих авиакатастрофах пострадало 10 самолетов и 9 авиакомпаний. Причем самая большая компания, принадлежащая США была замечена в двух крушениях. Также в двух крушения пострадали авиалинии компании Saudi Arabian Airlines.

8.Катастрофа в международном аэропорту Чикаго

  • Число жертв: 271 человек;
  • Самолет: McDonnell Douglas DC-10;
  • Дата: 25 мая 1979 года.

Эта трагедия является самой страшной для США, так как самолет авиакомпании American Airlines упал на площадку для трейлеров, находящейся за аэропортовым комплексом. Полет продлился 31 секунду. Кроме находящихся людей в самолете, погибли еще и 2 жителя, на которых этот самолет и упал. При выяснении причины крушения все эксперты сошлись во мнении, что причиной стали ошибочные технологии ремонта, а также некомпетентность пилотов, которые были недостаточно хорошо обучены. Единственным положительным моментом стало то, что на остановке для трейлеров больше не было людей или то, что самолет упал именно туда, а не в более насыщенную жителями территорию Чикаго, тогда число жертв значительно выросло.

7.Катастрофа над Персидским заливом

  • Число жертв: 248 человек;
  • Самолет: Airbus A300;
  • Дата: 3 июля 1988 года.

В этой катастрофе были задействованы Иранские авиалинии и их лайнер Airbus A300, на борту которого находилось 290 человек. Американский крейсер Vincennes ошибочно сбил Airbus. Поскольку эта катосрофа было случайной и по вине США, то в 1996 году была выплачена компенсация, которая составляла 61,8 миллионов долларов США.

  • Число жертв: 301 человек;
  • Самолет: Lockheed L-1011-200 TriStar;
  • Дата: 19 августа 1980 года.

Самолет Lockheed L-1011-200 TriStar принадлежал авиакомпании Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия). И производил рейс №163, который направлялся из Эр-Рияда в Джидду. Непредвиденная ситуация произошла сразу после взлета, который был в аэропорту Рияда. Спустя 7 минут в грузовом отсеке произошло вспыхивание, а затем пожар. В такой ситуации экипаж решил развернуть самолёт обратно в аэропорт и аварийно приземлится. Хоть экипаж и произвел идеальную посадку, все пассажиры погибли, так как был ряд ошибок, из-за которых по салону распространились ядовитые газы. А поскольку самолет горел, то ни у кого не получилось покинутьиз салона, что привело к гибели 301 человека.

5.Катастрофа на юге Ирландии

  • Число жертв: 329 душ;
  • Самолет: Boeing 747;
  • Дата: 23 июня 1985 года;

Эта катастрофа произошла на юге берегов Ирландии. В результате теракта, совершённого экстремистами было подорвано бомбу на борту воздушного судна, которое совершало полет по маршруту Монреаль – Лондон – Дели. Этот теракт был задуман более масштабным. Но до конца его совершить не удалось. Еще одна бомба на борту авиакомпании Air India взорвалась преждевременно, и ее обнаружили еще до взлета в багажном отсеке в аэропорту Токио.

4.Катастрофа недалеко от французского аэропорта Орли

  • Число жертв: 346 душ;
  • Самолет: McDonnell Douglas DC-10;
  • Дата: 3 марта 1974 года;

Эта катастрофа является самой крупной катастрофой, когда-либо происходившей с авиакомпанией Turkish Airlines (Турция). Также это крушение стало наибольшим в событиях когда-либо происходивших с самолетом DC-10. Поводом крушения заключалась в технологических причинах, а именно конструкция двери входящей в грузовой отсек. В полете эту дверь оторвало и привело к разгерметизации салона. После чего самолет стал полностью не управляем, и разломался, упав в лесной чаще возле аэропорта Орли (Orly airport), Париж. Выживших не было.

  • Число жертв: 349 душ;
  • Самолет: IL-76 и Boeing 747;
  • Дата: 12 ноября 1996 года;

В этом бедствии встретились Kazakhstan Airlines (Казахстан), которой принадлежал Il-76 и Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия) с самолетом Boeing 747. Столкновения над ЧархиДадри (Индия) произошло по причине экипажа Il-76, который не точно понял указания диспетчера и начал заходить на посадку со скоростью 500км/ч. В это же время ему на встречу летел Boeing 747. Такой скорости было достаточно, чтобы врезаться в фюзеляж и привести к гибели людей на двух самолетах. Говорят, что если бы лайнеры были оборудования системой предупреждений столкновений (TCAS), то была бы возможность избежать этой трагедии. Но как бы случилось на самом деле уже никто не узнает.

  • Число жертв: 520 душ;
  • Самолет: Boeing 747;
  • Дата: 12 августа 1985.

Произошло крушение недалеко от известного в Японии горного настила под названием Фуджи. Причиной стали ошибки при ремонте и осмотре предполетного состояния воздушного судна. Такая невнимательность стала причиной потери управляемости самолета и дальнейшего его разбиения. Боинг 474 принадлежал компании Japan Airlines (Япония) и имел номер борта JA 8119. Это крушение является самым крупным в истории авиакатастроф, которые происходили с одним воздушным судном. А самой страшной она является по тому праву, что остаться в живых смогли только 4 человека.

1.Крушение в Тенерифе

  • Число жертв: 583 души;
  • Самолет: два Boeing 747;
  • Дата: 27 марта 1977 года.

Это бедствие заслужило первое место своими масштабами. Место происшествия взлетно-посадочная полоса, на которой произошел удар двух Боингов. Один принадлежал авиакомпании Pan American World Airways или Pan Am (США), а второй авиакомпании Koninklijke Luchtvaart Maatschappij или KLM (Нидерланды).

После перечисления самых «черных» авиакрушений можно сказать, что в этих авиакатастрофах пострадало 12 самолетов и 10 авиакомпаний. Причем самая большая компания, принадлежащая США была замечена в двух крушениях. Также в двух крушения пострадали авиалинии компании Saudi Arabian Airlines. Наиболее часто встречаемый самолет Boeing 747, но количество крушений (семь в этом списке) не означает, что самолет подлежит запрету в эксплуатации.

История воздухоплавания неразрывно связана с неизбежными авариями. Можно вспомнить легендарного Икара, который упал с неба в воду. Первые же крушения воздушных судов наступили еще в конце XIX века. Тогда количество несчастных случаев и жертв было довольно велико относительно всего количества полетов. В середине XX столетия наступила эра массовых авиаперевозок. Это значительно увеличило как число жертв, так и число трагедий.

Когда воздухоплавание пришло в страны третьего мира, эта тенденция только усугубилась. Своего пика авиакатастрофы достигли в 70-х, когда самолеты стали использоваться террористами. Но за последние десятилетия было сделано многое в повышении стандартов безопасности полетов.

Хотя многие и до сих пор боятся летать самолетами, неумолимая статистика показывает, что риск погибнуть в авиакатастрофе сегодня довольно низок. Больше вероятность попасть в аварию в такси по дороге в аэропорт, чем в самом самолете. Причины таких происшествий могут быть разными - это и человеческий фактор, отказ техники, погода и терроризм. Крупные катастрофы в воздухе остаются частью истории, напомним о самых значимых из них.

USS Akron. В ту пору воздухоплавание определяли дирижабли. Akron был одним из самых крупных объектов такого рода в мире. Он мог перевозить до пяти самолетов и был предназначен для ведения морской разведки. Построен дирижабль был в 1929 году в городе Акрон, который и дал ему название. Всего полтора года прослужил летающий гигант стране. За это время с ним случилось несколько незначительных аварий. Но благодаря событиям 4 апреля 1933 года дирижаблю было суждено войти в историю. Когда Акрон пролетал мимо маяка Барнегат в Нью-Джерси, поднялся сильный ветер, который нещадно бил по судну. Нисходящие потоки воздуха заставили дирижабль быстро снижаться, возник сильный крен. При ударе об воду Акрон разрушился. Тогда погибло 73 человека, а удалось спастись только трем. Главной причиной трагедии стали плохие погодные условия и ошибка пилотов, которые во время шторма направили корабль в открытое море. У экипажа не оказалось ни спасательных жилетов, ни каких-либо средств для пребывания на воде. Эта катастрофа стала конечной точкой службой дирижаблей на флоте. Ведь главный сторонник этого, адмирал Моффет, погиб на Акроне. А эта катастрофа стала крупнейшей в истории воздухоплавания.

Падение турецкого самолета DC-10. Можно сказать, что именно эта трагедия и открыла череду крупных и резонансных аварий. Предыдущий "рекорд" по числу жертв был побит сразу в 2 раза. Турецкий аэробус летел по маршруту Анкара-Стамбул-Париж-Лондон. В столице Франции на него село множество регбийных болельщиков, возвращавшихся в Англию. Через полчаса после взлета плохо закрытая дверь грузового отсека раскрылась. Образовалась взрывная декомпрессия, которая вихрем унесла несколько кресел за борт. Произошел сбой в управлении машиной. Через 77 секунд после аварии самолет на громадной скорости врезался в гору в 37 километрах от Парижа. При этом удар оказался такой силы, что от самолета и всех, кто в нем находился, не осталось ничего. Не было даже пожара на месте крушения. Погибло 346 человек, в том числе 11 членов экипажа. Причиной аварии стал бортинженер, который в суете не удосужился проверить дверь грузового люка перед вылетом. Да и сам запирающий механизм имел конструктивные недостатки.

Катастрофа в Лос-Родеос. К сожалению, самолеты сталкиваются не только в небе, но и на земле. Эта происшествие произошло 27 марта 1977 года. Тогда в аэропорту Лос-Родеос, что на Тенерифе столкнулись два огромных Боинга-747. Один рейс совершал взлет на скорости в 250 км/час. Но тут ему навстречу по этой же полосе встретился другой лайнер. Трагедии предшествовал теракт в другом крупном аэропорту на Канарских островах. Он был временно закрыт, в результате чего все самолеты направлялись в Лос-Родеос. Неудивительно, что его полосы оказались перегруженными. Самолеты стояли на всех стоянках и даже рулежных дорожках. Боинг компании KLM при взлете выбрал не ту полосу, неправильно растолковав команду диспетчера. Ситуацию усугубил сильный туман и проблемы с радиосвязью. В результате этого навстречу взлетающему лайнеру садился борт компании "Пан Американ". При ударе все 234 пассажира и 14 членов экипажа Боинга KLM погибло. А из пассажиров "Пан Американ" погибло 325 пассажиров и 9 членов. Страшная трагедия унесла жизни в общей сложности все 583 человек. Виноватыми в этом оказались пилоты, плохая погода и стечение обстоятельств. Та катастрофа стала самой крупной по количеству жертв в гражданской авиации.

Авиакатастрофа над Атлантикой. Обстоятельства гибели Боинга-747 около побережья Ирландии 23 июня 1985 года так и остаются загадкой. Лайнер следовал курсом Монреаль-Лондон-Дели-Бомбей. На высоте в 9400 метров в самолете раздался взрыв, его останки упали в Атлантический океан. Тогда погибло всего 329 человек. Это стала самая крупная авиакатастрофа, случившаяся над морем. Расследование обстоятельств того дела заняли почти 20 лет. Обошлось это в 130 миллионов канадских долларов. Канадские власти установили, что виной всему индийские экстремисты. Сикхская боевая группа, базировавшаяся в Северной Америке, подложила бомбу в багаж. Этот индийский народ вел кровавую войну за свою независимость и решил привлечь внимание к своей проблеме таким образом. Хотя службы безопасности и были уведомлены о готовящемся теракте, взрывчатка попала на борту самолета в одной из сумок пассажиров. Взрыв произошел в 190 километрах от берега. По ранениям жертв удалось установить цепочку событий - взрыв, распад самолета. Однако сегодня сикхи говорят, что они не причастны к тем событиям. Трагедия якобы была подстроена спецслужбами США, чтобы дискредитировать свободолюбивый народ.

Авиакатастрофа под Токио. Эта трагедия остается самой крупной, случившейся с одним самолетом. 12 августа 1985 года погибло сразу 520 человек, а спаслись только 4 женщины. И в данном случае авария произошла с Боингом-747. Самолет вылетел из Токио, направляясь в Токио. Через 12 минут после отрыва от земли у лайнера разрушился киль. Поломка повлекла за собой ряд сбоев - отказала гидравлика, упало давление в салоне. Боинг потерял управление и начал падать. На высоте в 4100 метров об этом сообщил командир экипажа. Команда до последнего пыталась исправить ситуацию путем изменения тяги двигателей. Самолет упал на гору, возник сильный пожар на крутом склоне. Это сильно усложнило задачу спасателей. Они прибыли к месту аварии только через 14 часов после аварии. Расследование показало, что 2 июня 1978 года самолет задел хвостом посадочную полосу. Ремонт был произведен недостаточно качественно, что и привело к появлению усталостных дефектов. Сотрудники авиакомпании не проверили самолет в достаточной мере, что и привело затем к трагедии.

Авиакатастрофа над Персидским заливом. Порой ни пилоты, ни техника не виновны в трагедии. Гражданские самолеты могут быть сбиты военными. Наиболее известный случай произошел 3 июля 1988 года с аэробусом А300 Иранских авиалиний. Рейс был достаточно коротким, предстояло пролететь 28 минут до Дубаи. Полет казался простым - взлет до высоты в 4300 метров, следование по прямой и посадка. Но в этом время в Персидском заливе действовал крейсер ВМС США Vinceness. Он защищал кувейтские транспорты от нападения Ирана и Ирака, воевавших между собой. По официальным данным американских властей крейсер ошибочно опознал в аэробусе иранский боевой самолет. С расстояния в 20 километров по нему были выпущены 2 ракеты, попавшие в цель. Американцы признали те события военным инцидентом, а командир судна наказан не был. В результате авиакатастрофы погибло 290 человек, из них 66 детей и 16 членов экипажа. Иранские же власти полагают, что атака самолета в нейтральных водах является преступлением. Лишь спустя 8 лет США согласились выплатить сумму в 62 миллиона долларов в качестве добровольного акта, а не как компенсацию.

Столкновение над Дели. Казалось бы, как могут столкнуться в огромном небе самолеты? Между тем и такие случаи встречаются. Эта катастрофа стала одной из самых крупных вообще в истории гражданской авиации и самой значительной при столкновении двух самолетов в воздухе. 12 ноября 1996 года из казахстанского Чимкента вылетел Ил-76, летевший в Дели. На его борту помимо 10 членов экипажа находилось 27 пассажиров. Позже из Дели поднялся в воздух Боинг-747, летевший в Джидду. На его борту находилось 312 человек, в основном индусы, летевшие в Саудовскую Аравию на работу. Ил-76 неожиданно снизился до высоты, на которой осуществлял полет Боинг. В 75 километрах от Дели самолеты врезались друг в друга на скорости в 500 километров в час каждый. Сила удара была в 700 раз сильнее, чем при столкновении автомобилей. Более 500 тонн горящего металла упало на землю, обломки разлетелись на расстояние в 8 километров. Все люди погибли. На место аварии первыми прибыли не спасатели, а мародеры. Спасатели даже не смогли идентифицировать все тела пассажиров. Виновным был назван экипаж казахстанского рейса, но стоит упомянуть и о том, что в то время аэропорт дели бы единственным действующим гражданским во всей стране. Он оказался перегружен, что увеличило риск столкновений.

Террористический акт 11 сентября 2011 года. Утром этого дня целая группа из 19 террористов захватила сразу 4 самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного Торгового Центра, что привело к полному разрушению небоскребов. Третий самолет упал в здание Пентагона под Вашингтоном, а еще один упал около города Шенксвилл, что в Пенсильвании. Тогда в самолетах погибло 246 человек. Всего же в результате глобальной атаки террористов жертвами стало 2977 человек. Кадры тех событий облетели весь мир. Это вызвало самый настоящий хаос в стране. Все коммерческие рейсы были отменены, посадки внутренних рейсов также оказались приостановлены. Официальное расследование показало, что за всем стоит террористическая организация Аль-Каида под руководством Усамы Бин Ладена. Захватившие самолет смертники прошли курсы пилотов и внешне ничуть не походили на шахидов. Самописец рассказал, что в одном из самолетов пассажиры и члены команды узнали, что другие захваченные самолеты были направленные в здания. Завязалась борьба, в ходе которой террористы направили самолет в землю. Считается, что первоначально его хотели послать на Капитолий. Те события значительно изменили современный мир. Правительства крупнейших стран ужесточили борьбу с терроризмом. Америка же в поисках главных виновников развязала войну на Ближнем Востоке. Правда, остается множество вопросов о тех событиях. Возможно, главными организаторами являлись американские спецслужбы. Таким образом они усилили свое влияние, а крупнейшие финансовые магнаты страны получили прибыль от военной компании.

Инцидент с корейским Боингом. В данном случае гражданский самолет был сбит военным. Произошло это неподалеку от острова Сахалин. Южнокорейский Боинг-747 летел из Нью-Йорка в Сеул. Маршрут должен был проходить над Тихим океаном, огибая территорию СССР. Это был самый расцвет холодной войны, вот почему отношения двух супердержав были особенно напряженными в тот момент. 1 сентября 1983 года в воздухе находился так же и американский разведчик RC-135. В какое-то время он пересекся курсом с отклонившимся от своего пути пассажирским лайнером. Когда Боинг вторгся в воздушные границы СССР, наши войска ПВО приняло самолет за военный. В небо были подняты два перехватчика Су-15. Они нагнали нарушителя и сопровождали его. Затем по команде с земли по Боингу были выпущены две ракеты. Самолет упал в море, а все находившиеся в нем 269 человек погибли. События вызывали огромный резонанс в мире. В Корее жгли советские флаги, Рейган обвинил СССР в преступлениях против человечества. Дальнейшее расследование показало, что пилоты просто неверно настроили автопилот и до последнего момента и не подозревали о том, что отклонились от маршрута. Перехватчика летчики также не видели.

Катастрофа под Смоленском. Эти события произошли совсем недавно, однако причина их практически уже ясна. 10 апреля 2010 года под Смоленском разбился Ту-154 польских ВВС. Тогда погибло 96 человек. Трагедия облетела весь мир, ведь в лайнере находился президент Польши Лех Качиньский, его супруга, почти все армейское командование страны, политики, видные общественные и религиозные деятели. В один момент страна осталась обезглавленной. В Польше был объявлен недельный траур. Самолет летел в условиях сильного тумана, о чем был извещен экипаж. Пилотам было предложено садиться на запасной аэродром, однако они отказались. Самолет зацепил деревья, развернулся и начал разваливаться в воздухе. По официальной версии причиной аварии стали ошибки экипажа. Однако польские власти упирают на то, что пилотов вынудили садиться в таких условиях российские диспетчера.