Самые крутые авиакатастрофы. Катастрофа Turkish Airlines под Парижем. Статистика падений самолетов по авиакомпаниям

Несмотря на то, что самолет считается самым безопасным способом передвижения, авиакатастрофы случаются не так уж и редко. Самые громкие авиакатастрофы показывают, что основной причиной аварий остается, к сожалению, человеческий фактор. Любая катастрофа тщательно и досконально расследуется, чтобы предотвратить подобные случаи в будущем. И все же, они происходят.

Международными организациями составлен список 100 крупнейших авиакатастроф. Мы не будем рассматривать его здесь полностью, а постараемся рассмотреть самые страшные авиакатастрофы в мире, согласно непосредственным причинам катастроф. Но для начала давайте выясним основные причины аварий.

Как мы уже определили, лидирует среди них все-таки так называемый человеческий фактор . Однако наряду с ними, есть и ряд других причин.

Иногда, катастрофа происходит вследствие целого ряда непоправимых действий экипажа, сопряженных с отказом части или каких-то отдельных систем оборудования на борту.

По сути их всего 3:

  • человеческий фактор;
  • технические неполадки;
  • прочие причины (плохие погодные условия и т.д.)

Первый фактор в свою очередь подразделяется на три подфактора : ошибка членов экипажа (КВС, второго пилота, бортмеханика), ошибка наземных служб (диспетчера) и действия террористов.

Почти каждый второй случай авиакатастрофы происходит по вине . Тут срабатывает целый комплекс различных последствий.

Пилоты пассажирских лайнеров стали чересчур полагаться на технику.

Во-первых , с развитием технологий, пилоты начинают слишком полагаться на технику. Ведь самолет идет на автопилоте и полностью регулируется техникой.

Но в случае, экстренных ситуаций, летчики берут управление на себя, а в подобном случае оказывается, что у них нет достаточного количества навыков, чтобы самим управлять самолетом.

Во-вторых, не стоить обходить вниманием психическое состояние пилотов. Хотя все они проходят медицинское обследование. И непосредственно перед полетом, тоже консультируются с врачом, но это именно обследование физическое.

Как это не страшно, но в истории пассажирской авиации были случаи самоубийств. Когда пилот решает покончить жизнь самоубийством, саботировав управление самолетом.

Что касается ошибки диспетчеров , то они тоже не редкость. Вообще, эта работа, которая требует большой сосредоточенности, собранности и внимательности. Одна секунда промедления может повлечь катастрофу самолета.

Самолет ведут в общей сложности 20 диспетчеров , но ошибка только одного из них может повлечь непоправимые последствия.

Разные диспетчеры отвечают за взлет и посадку самолета.

Действия террористов, в последнее время, все чаще провоцируют катастрофы. Причем, даже не всегда удается точно установить, что произошла именно по вине действий экстремистских группировок.

Технические неполадки стоят на втором месте причин авиакатастроф . Отказ отдельных систем, двигателей или остановка работы бортового компьютера — все это может случиться с абсолютно любым самолетом, несмотря на тщательные и многочисленные проверки.

К прочим причинам относят неблагоприятные погодные условия, возможность столкновения самолета с птицами и т.д.

Кажется, что птица очень маленькая, но если они встречаются с самолетом в воздухе, то могут оставить огромные вмятины и повреждения.

Самые крупные авиакатастрофы в мире из-за человеческого фактора

Здесь на первом стоит ужасная трагедия 11 сентября 2001 года , когда 2 самолета компаний American Airlines и United Airlines попали в руки террористов. А затем протаранили здание Всемирного торгового центра, известного, как Башни-близнецы.

На втором месте стоит самая крупная авиакатастрофа за все время гражданской авиации — это столкновение в аэропорту Тенерифе двух Boeing 747 — KLM и Pan American.

Причиной катастрофы называют неправильное понимание пилотом КLM команд диспетчера. Для 583 человека эти рейсы стали последними в их жизни. Спастись удалось только около тридцати пассажирам.

На третьем месте — столкновение Boeing 747-168B компании Saudi Arabian Airlines и Ил-76ТД Kazakhstan Airlines. Оно произошло уже прямо в воздухе.

Причина все та же — неправильное понимание пилотом команд диспетчера. Как логично предположить, никому не удалось выжить.

Четвертое место занимает теракт на Boeing 747 авиакомпании Air India. На борту самолета прогремел взрыв. Несколько секунд спустя его обломки уже плавали на водах Атлантического океана. Спасатели находили только трупы.

И, наконец, пятое место у L-101 Saudi Arabian Airlines. Рейс из Эр-Рияда в Джидду был прерван из-за начавшегося пожара в заднем грузовом отсеке.

Пилот сумел посадить самолет в Эр-Рияде, но из-за незнания английского языка, службы аэропорта не могли разобраться с инструкцией по открытию дверей самолета. Роковые 23 минуты сыграли свою роль — все, кто находился в самолете погибли.

Авиакатастрофы из-за технических неполадок

Тут на первом месте жуткая катастрофа под Токио . В результате повреждения вертикального хвостового стабилизатора самолет врезался в гору Оцутака.

Экипаж мужественно боролся до конца, пытаясь спасти самолет, но все было напрасно. Всего погибло 520 человек, но были выжившие — 4 человека.

Катастрофа DC-10 под Парижем произвела ужасное впечатление на всю мировую общественность. В полете из-за дефектного механизма запирания дверей грузового отсека. Он разрушился полностью, рядом с Парижем. Все 346 человек не выжили.

На третьем месте — крушение DC-10 в Чикаго вследствие отрыва левого двигателя. Вначале подозревали теракт, но проблема оказалась технического характера. 271 человек закончили свою жизнь на этом самолете.

Последним для пассажиров стал рейс 587 American Airlines , когда упал прямо на жилой район в Нью-Йорке.

Причиной стала высокая чувствительность руля направления к управляющим деталям педалей. Все 260 человек на самолете погибли, а еще 5 на земле тоже не смогли спастись.

На пятом месте стоит катастрофа Боинг-747 компании Trans World Airlines. Из-за взрыва паров топлива в баке самолет упал в Атлантический океан. Разумеется, все, кто находился на борту, не спаслись.

Катастрофы которые случались по прочим причинам

Наверное, самой загадочной катастрофой в истории пассажирской авиации стало исчезновение Малайзийского лайнера .

Самолет просто-напросто исчез с радаров. В течение долгого периода времени его не могли найти.

Как выяснилось потом, по неизвестным причинам, самолет изменил курс и летел еще 7 часов в непонятном направлении. Найти удалось только какие-то части самолета. Тела пассажиров даже не были обнаружены.

Невыясненной остается причина гибели лайнера Douglas DC-8-63CF компании Arrow Air. Всего через считанные секунды после взлета самолет неожиданно рухнул. Крупнейшая катастрофа пассажирского самолета на территории Канады.

Густой туман и сильный дождь послужили причинами падения Boeing 747 на Гуаме. При посадке он врезался в холм. 228 человек погибли, но 26 повезло: они остались живы.

Вызывающей до сих пор много вопросов остается гибель Boeing 767 под Нантакетом компании Egyptair. Он летел по маршруту Лос Анджелес-Нью-Йорк. Все 217 человек погибли. Для Египетских авиалиний это стало самой крупной катастрофой за всю истории их существования.

На пятом месте выделяют катастрофу, произошедшую в аэропорту Сан-Паулу. Из-за того, что взлетная полоса была очень скользкой вследствие только что прошедшего дождя, самолет выкатился за пределы ВВП и уткнулся носом в близрасположенные здания.

Как видите, катастрофы происходят по многим различным причинам, но лидирует среди них — халатность или обыкновенное неисполнение своих непосредственных обязанностей экипажем.

Ниже вы можете посмотреть видео о крупнейших авиакатастрофах мира.

Покорение воздушного пространства человеком – величайшее событие, которое, к сожалению, связано и с гибелью многих испытателей первых самолетов. Более 200 лет прошло с первого успешного полета человека в воздушном пространстве Земли. Сейчас авиаперелеты – это один из самых быстрых способов для преодоления огромных расстояний. Но современные воздушные судна – такие надежные на земле, в воздухе, а также при взлете и посадке, могут столкнуться с непредвиденными проблемами. Самые крупные авиакатастрофы мира – мы собрали для читателей информацию о страшных трагедиях, унесших жизни сотен человек.

3 июля 1988 года произошла трагедия с иранским аэробусом А-300, который был сбит над Персидским заливом американским крейсером. В этой крупной авиакатастрофе погибли 290 человек, включая 65 детей. По заявлению американских властей, авиалайнер командой крейсера был принят за иранский истребитель. Никаких извинений со стороны правительства США не последовало.

К самым крупным авиакатастрофам мира относится трагический случай, произошедший 8 января 1996 года в Киншасе, столице Конго. Самолет российских авиалиний Ан-32Б совершал грузовую перевозку. Экипаж готовился к обычному полету. На борту, кроме членов экипажа, был гражданин Заира, сопровождавший груз. Взлетная полоса длиной 1700 метров была без ограждения, и от местного рынка, расположившегося перпендикулярно ВПП, ее отделяла лишь дренажная канава. Во время разбега по полосе экипаж не смог поднять носовую часть самолета и попытался остановить взлет, но воздушное судно выкатилось прямо на рынок и загорелось, столкнувшись с постройками. Погибшие: один из членов экипажа и 297 людей, находившихся на рынке. Большинство погибших – женщины и дети. Удалось идентифицировать всего 66 тел, поскольку остальные были страшно изувечены.

Как выяснилось позднее, самолет был загружен местной авиакомпанией, которая не учла особенной воздушного судна. При загрузке не присутствовали члены экипажа. В итоге был превышен допустимый вес самолета, и он не смог подняться в воздух.

На сегодня это крупнейшая авиакатастрофа в мире, произошедшая на земле.

Погибло 298 человек

17 июля 2014 года произошла еще одна трагедия, вошедшая в число самых крупных авиакатастроф мира. «Боинг 777» малазийских авиалиний совершал полет из Амстердама в столицу Малайзии Куала-Лумпур. Рейс проходил в штатном режиме, но в 50 километрах от украинско-российской границы воздушное судно перестало выходить на связь. Никаких сигналов тревоги от него не поступало. Самолет нашли разбившимся в районе села Градово в Донецкий области. Сложность работ по установлению причин произошедшей трагедии связана с тем, что это район вооруженного противостояния между оппозиционными областями и властями Украины. Ни одна из сторон конфликта на востоке страны не признала себя виновной в произошедшей авиакатастрофе. Известно только то, что самолет, по основной версии следствия, был сбит неустановленными лицами из зенитно-ракетного комплекса «Бук». Погибли все, кто находился на борту авиалайнера – всего 298 человек.

Погиб 301 человек

19 августа 1980 года в аэропорту города Эр-Рияда произошла крупная авиакатастрофа, в которой погибли все находящие на борту – 301 человек. Самое ужасное, что пассажиров и членов экипажа можно было спасти, но нерасторопность аварийных служб аэропорта привела к тому, что двери в горящий салон были открыты только спустя 23 минуты после аварийной посадки воздушного судна. Когда спасатели все-таки вскрыли основную дверь в самолет, произошло мгновенное воспламенение салона и все находившиеся в нем пассажиры и члены экипажа погибли в пламени. Салон буквально выгорел дотла. По каким причинам они сами не смогли открыть аварийные выходы из самолета, осталось неизвестным.

Проблемы на борту Lockheed L-1011 начались еще в полете. Сработал датчик, извещающий о пожаре в грузовом отсеке. Самолет немедленно развернулся и взял курс на аэропорт Эр-Рияда. Экипаж плохо владел английским языком и не смог разобраться в инструкции по пожаротушению в грузовом отсеке.

19 августа 1980 года произошла крупнейшая авиакатастрофа в мире над водой, в результате корой погибли 329 человек (все, кто находился на борту). Трагедия произошла в 70 километрах от ирландского города Корка в нейтральных водах Атлантического океана. «Боинг 747» индийских авиалиний совершал перелет из Монреаля в Бомбей, когда на его борту прогремел взрыв. Экипаж самолета не успел передать сигнал бедствия – авиалайнер разрушился в воздухе. Найденные бортовые самописцы подтвердили основную версию гибели авиалайнера – это был теракт. В подготовке и осуществлении взрыва обвинили сикхских экстремистов.

Погибло 346 человек

3 марта 1974 года самолет DC-10 турецкой авиакомпании через 6 минут после вылета из Парижа упал в районе леса Эрменонвиль. Авиалайнер полностью разрушился. Погибли 346 человек. Причиной трагедии стала неисправность замка двери грузового отсека. Когда самолет начал набирать высоту, дверь внезапно открылась. Произошла взрывная декомпрессия, разрушившая систему управления и самолет вошел в пике. Он падал полторы минуты, пока не врезался в землю. Это одна из крупнейших авиакатастроф мира.

Погибло 349 человек

Самолеты терпят бедствие из-за технических неисправностей, непредвиденных ситуаций, террористических актов. Одной из причин случающихся трагедий, к сожалению, является и человеческий фактор. Именно он привел к одной из крупнейших авиакатастроф мира, произошедшей 12 ноября 1996 года, когда в небе над ничего не подозревающими жителями индийского города Чархи Дадри столкнулись «Боинг 747» и Ил-76ТД. Погибли 349 человек, причем спасатели нашли на месте падения 4 выживших, но они скончались из-за слишком поздно оказанной помощи. Причиной столкновения стал недостаточный уровень знания английского языка пилотов самолета «Ил-76», которые допустили снижение судна, что привело к столкновению с «Боингом».

12 августа 1985 «Боинг 747» летел из Токио в Осаку. Через 12 минут после взлета раздался громкий хлопок и перестала работать гидросистема. 32 минуты экипаж самолета самоотверженно пытался развернуть судно и лечь на обратный курс в Токио, используя вместо отказавших рулей тягу двигателей. Пассажиры уже не надеялись на чудо и писали прощальные записки родным и близким. На высоте полутора тысячи метров «Боинг» врезался в склон горы Оцутака. Спасательному отряду удалось добраться до места крушения только спустя 14 часов. Они испытали шок, когда нашли четверо выживших – двух женщин и двоих детей. Погибли 520 человек.

В истории мировой авиации это одна из крупнейших авиакатастроф.

27 марта 1977 года в аэропорту города Лос-Родеос при взлете столкнулись два «Боинга 747». Погибли 583 человека. Причиной случившегося стала неправильная интерпретация команд диспетчера командиром одного из авиалайнеров. Эта катастрофа кардинальным образом изменила отношение к мерам безопасности в мировой авиации.

Самыми чудовищными по своим последствиям стали авиакатастрофы, произошедшие 11 сентября 2001 года, когда террористами «Аль-Каиды» были захвачены четыре гражданских самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного торгового центра и протаранили их. Один авиалайнер врезался в здание Пентагона. Последнее воздушное судно упало в штате Пенсильвания. Эти катастрофы стали причиной гибели 2977 человек (пассажиры, члены экипажа, спасатели и другие жертвы).

Человек всегда хотел летать, еще в древние времена предпринималось буквально бесчисленное количество попыток! Были изобретены разные летательные аппараты. И только в начале XIX века был изобретен самолет, который был поднят в воздух и при этом был даже управляем. Считается, что первыми были братья Райт, этот факт хоть и оспаривается, но мы поверим мнению большинства. Уилбур и Орвил в 1903 году подняли управляемый самолет в воздух, а буквально через два года уже смогли ввести его в эксплуатацию. Вот с этого-то и началась эра самолетостроения. Довольно скоро самолеты уже вовсю использовались в самых разнообразных целях, включая пассажирские перевозки. Однако сделало ли возможность управления и безопасными? Отчасти да, но недостаточно.
Когда самолеты не поднимали в воздух большого количества людей, они падали, но жертв было не много. Пока их не начали использовать более активно и не научились строить большие самолеты, а потом и очень большие самолеты. С середины прошлого века а , казалось бы, люди должны были что-то с этим делать. И делали, но этого до сих пор недостаточно. Впрочем, как бы ни старались обезопасить конструкции, исключить человеческий фактор практически невозможно. Да и просчитать абсолютно все – тоже сложно. Поэтому приводим печальнейшую из статистик – список самых ужасных авиакатастроф в мире.
1

Эта авиакатастрофа повергла в шок весь мир. Два Боинга-767 были захвачены террористами и направлены на башни-близнецы в Нью-Йорке. Несмотря на то, что на борту самолетов в общей сложности находилось 137 человек, в тот день погибло три тысячи. Обе башни рухнули, похоронив под обломками огромное количество людей. А ведь это не война…. Это самая страшная трагедия.

2


В этот день в аэропорту Лос-Родеос, Тенерифе, на земле, а вовсе не высоко в воздухе, случилась крупнейшая авиакатастрофа в мире. Трагедия 11 сентября превзошла ее по численности, безусловно, но в Тенерифе погибло 583 человека – на борту двух Боингов-747. И это абсолютно без злого умысла. Были недопоняты команды диспетчера и, судя по всему, произошла ошибка пилота. Случилось это в результате взрыва в аэропорту Лас-Пальмас и перенаправления всех самолетов в ближайший аэропорт. Это был воскресный день, слишком долго ожидали самолеты, слишком много было рейсов, всего было слишком. Доказано немало фактов, послуживших толчком к трагедии, но это не изменит случившегося.

3


И снова Боинг-747. Эта авиакатастрофа по количеству жертв лишь немногим уступает предыдущей. Крупнейшая авиакатастрофа одного самолета. В тот день самолет компании «Japan Airlines» потерпел крушение недалеко от Токио. Выжило только 4 человека, сотрудница авиакомпании, одна женщина с дочерью и еще одна девочка, найденная на дереве. А погибло 520 человек. Катастрофа произошла в результате последовательных поломок, через 12 минут после вылета из аэропорта. Экипаж самолета до последнего пытался держать самолет и контролировать происходящее, но на огромной высоте и с такими поломками это не представлялось возможным. В отличие от самоотверженного экипажа, спасательные службы действовали не так слажено. Вылетевший вертолет недостаточно поработал, и выживших не было найдено, только через 14 часов четверо замерзших были найдены и госпитализированы. А еще была масса страшнейших находок – предсмертных записок пассажиров рейса. Начальник технической службы авиакомпании в аэропорту Ханеда покончил жизнь самоубийством

4


Из аэродрома Н’Доло вылетал российский самолет. Ничто не предвещало беды – Ан-32 шел на взлет, но почему-то оторваться от взлетной полосы самолету не удалось. Так случилось, что самолет находился на взлетной полосе именно этого аэропорта, находящегося в центре города. Его окружал многолюдный рынок, куда и въехал самолет. Позже выяснилось, что воздушное судно было перегружено, возможно, это отчасти послужило причиной трагедии – гибели 350 человек и ранении 450. Но в ходе полугодового расследования причин катастрофы оба пилота были обвинены в убийстве.

5


В том же году произошла первая катастрофа двух самолетов в воздухе по численности жертв. Столкнулись два самолета – казахстанский Ил-76ТД и саудовский Боинг-747. В результате языкового барьера и недостаточности современного оборудования на казахстанском самолете произошла роковая ошибка – на радарах на земле точки, обозначающие лайнеры в воздухе, встретились. Но как ни надеялись диспетчеры, пытающиеся достучаться до экипажей, вскоре поступило сообщение с американского военного самолета о вспышках в воздухе. 349 человек – не выжил никто.

6


Всего лишь на три человека меньше погибло в авиакатастрофе близ Парижа. 546 жертв и ни одного выжившего. Самолет DC-10 потерпел крушение в результате открытия двери грузового отсека на огромной высоте. Это был 1974 год, запорные механизмы оказались несовершенны. На той высоте, которую набирают самолеты, сломанного замка достаточно, чтобы погибли сотни людей, без единого шанса выжить.

7


Крупнейшая авиакатастрофа над водой – произошла у берегов Ирландии, но фактически над Атлантическим океаном. Как стало известно позже, за несколько недель до катастрофы у самолета уже отказывал двигатель, однако тогда ничего не произошло, самолет вернули на землю и заменили двигатель. Однако 23 июня самолет пропал с радаров, а вскоре поступили сообщения о найденных обломках у ирландского берега. Считалось, что самолет рухнул в результате неисправности, учитывая недавнюю поломку. Однако после того, как были найдены бортовые самописцы, стало понятно, что произошел взрыв. Позже было установлено, что взорвалась бомба, и это был спланированный террористический акт. У 329 человек не было шансов на спасение.

8


Эта авиакатастрофа страшна не только количеством погибших, но и тем, что они были на шаг от спасения. Самолет вылетел в Карачи, однако на борту разгорелся пожар, и самолет был вынужден вернуться в пункт отправки – Эр-Рияд. Пилоты смогли удачно посадить самолет, довести его до конца взлетной полосы и даже остановить. Двигатели заглушены еще не были. Казалось бы, все должно быть хорошо. Но через три минуты пламя охватило железную птицу и даже на земле, вблизи спасения, никому не удалось выжить. 301 человек.

9


Что же может быть несправедливее, чем гибель мирного населения от руки военных. Так случилось 3 июля 1988 года – американский крейсер, направленный для защиты танкеров из Кувейта от нападений Ирана и Ирака, по ошибке выпустил ракеты по самолету, следовавшему в Дубаи. Он был принят за иранский истребитель. Обе выпущенные ракеты попали в цель. Для 290 пассажиров этот 28-минутный рейс стал последним. Не выжил никто. Существует мнение, что с борта Vincennes ракеты были выпущены сознательно, а не по ошибке. Однако эта версия оспаривается ввиду того, что крейсер не был оснащен оборудованием для прослушивания гражданских частот, а также с борта самолета не поступило ответа на сигналы, как выяснилось позже, экипаж самолета не понял, что сигналы были обращены к ним.

10


Последняя ужасная авиакатастрофа в этом списке отличается от остальных. Здесь во внимание взято не количество жертв, коих было 71 человек, а это в разы больше любой вышеназванной катастрофы. В результате столкновения российского Ту-154 и немецкого грузового Боинга-757 погибли дети. Большую часть пассажиров российского самолета составляли именно дети, жизнь которых оборвалась из-за неисправности оборудования у диспетчера и его сообщений, которые ввели в заблуждение пилотов. Экипажи обоих самолетов пытались предотвратить столкновение, но из-за неверных сведений и указаний драгоценные секунды были потеряны. Через два года диспетчер был убит человеком, который потерял в тот роковой день жену и двоих детей. Убийство было совершено в состоянии аффекта, что позволило сократить срок в 8 лет лишения свободы, изначально объявленный, почти на три года. Большинство жертв похоронено недалеко от места крушения, установлен мемориал. Было проведено множество судебных разбирательств, связанных с катастрофой. Однако никакие выплаты и сроки не смогут вернуть детей.

17 июля на территории Украины, в 60 километрах от российской границы, потерпел аварию самолет «Малайзийских авиалиний» «Боинг-777». На борту воздушного судна находились 295 человек (280 пассажиров и 15 членов экипажа). Все погибли. Мы вспоминаем самые громкие авиакатастрофы за последние 10 лет.

14 августа 2006 года Boeing 737, на борту которого находился 121 человек, разбился в горах неподалеко от Афин. Крушение авиалайнера первой частной авиакомпании Кипра Helios Airways, совершавшего рейс из Ларнаки в Афины и далее в Прагу, стало самой крупной авиакатастрофой из когда-либо случавшихся в Греции. Причиной стала разгерметизация кабины самолета по вине инженеров компании, выключивших автогерметизацию салона. Экипаж потерял сознание, и самолет врезался в гору, после того как закончилось горючее.

26 августа 2006 года 22 августа рейс FV 612 ФГУАП “Пулково”, выполнявший рейс Анапа – Санкт-Петербург, пытаясь проскочить над грозой, потерял управление и свалился в плоский штопор. Самолет ТУ154М упал близ населенного пункта Сухая Балка неподалеко от Донецка. На борту самолета находились 170 человек (160 пассажиров и 10 членов экипажа).

В аэропорту “Барахас” испанской столицы Мадрида 20 августа 2008 года разбился самолет MD-82 авиакомпании Spanair. Он должен был следовать на Канарские острова. Однако едва оторвавшись от взлетной полосы, он упал и загорелся. Погибли 154 из 174 человек, которые были в самолете. По информации из “черных ящиков”, при взлете закрылки судна были выпущены не полностью. Пилоты должны были получить автоматическое предупреждение – однако из-за неполадок с оборудованием этого не получили. Также известно, что еще до вылета у самолета были технические проблемы, из-за чего вылет задержали на час.

Падение лайнера Airbus А330 компании Air France в Атлантический океан произошло 1 июня 2009 года. Самолет направлялся из Рио-де-Жанейро в Париж. Через четыре часа после начала полета связь с самолетом пропала. Окончательный отчет о катастрофе обнародовали лишь через три года. В нем эксперты причиной трагедии назвали техническую неисправность из-за обледенения, последующее отключение автопилота и несогласованные действия экипажа. Свои жизни в этой катастрофе потеряли 228 человек – все, кто был на борту.

Погибли все, кто 15 июля 2009 года летел из Тегерана в Армению. Ту-154 авиакомпании Caspian Airlines со 168 людьми на борту резко потерял высоту и упал на севере Ирана. Никто не уцелел. Среди пассажиров была юношеская сборная Ирана по дзюдо. Комиссия по расследованию причин авиакатастрофы объявила, что причиной трагедии стал отказ и последующее разрушение двигателя.

30 июня 2009 года у Коморских островов потерпел катастрофу лайнер А310 авиакомпании Yemenia. Самолет совершал рейс из Парижа с промежуточными остановками в пяти городах, последним из которых стала столица Йемена Сана. На борту разбившегося самолета находились 142 пассажира и 11 членов экипажа. Единственным выжившим пассажиром оказалась 12-летняя девочка (по другим данным ей 13 или 14 лет), у нее были многочисленные ушибы, обожжены колени и сломана ключица. В катастрофе у нее погибла мать. Девочка была спасена из океана спустя 12 часов после авиакатастрофы.

10 апреля 2010 года под Смоленском разбился Ту-154 польских ВВС. Тогда погибло 96 человек. На борту лайнера находился президент Польши Лех Качиньский, его супруга, почти все армейское командование страны, политики, видные общественные и религиозные деятели. Самолет летел в условиях сильного тумана, о чем был извещен экипаж. Пилотам было предложено садиться на запасной аэродром, однако они отказались. Самолет зацепил деревья, развернулся и начал разваливаться в воздухе. По официальной версии причиной аварии стали ошибки экипажа. Польские власти утверждают, что пилотов вынудили садиться в таких условиях российские диспетчера.

3 июня лайнер 1012 MD-83 нигерийской авиакомпании Dana Air, совершавший рейс из столицы страны Абуджи в Лагос, упал на густонаселенный жилой квартал севернее аэропорта Лагоса, развалился на части и загорелся. При падении самолет протаранил двухэтажное жилое здание, в котором проживали не менее 40 человек. На борту лайнера находились 153 человека, в том числе шесть членов экипажа. Все погибли.

20 апреля 2012 вПакистане потерпел крушение пассажирский самолет Boeing 737 авиакомпании Bhoja Airline, совершавший рейс из пакистанского города Карачи. Самолет упал близ военной авиабазы Чаклала, расположенной недалеко от столицы Пакистана Исламабада. Все 127 человек, находившиеся на борту, погибли.

Самой загадочной авиатрагедией остаётся исчезновение самолёта «Малайзийских авиалиний» 8 марта нынешнего года. Рейс Куала-Лумпур - Пекин. «Боинг 777-200», пролетая над Южно-Китайским морем, вдруг исчез с радаров диспетчеров. Впоследствии было установлено, что в самолете была отключена связь, а сам лайнер отклонился от курса и был в воздухе еще около семи часов после «пропажи». Борт так и не был найден, и сейчас предполагается, что он разбился в южной части Индийского океана. На его борту было 239 человек. До сегодняшнего дня эта катастрофа считалась крупнейшей за 10 лет.

Здравствуйте, дорогие читатели! Рад видеть вас на страницах своего блога. Разговаривая о различных чрезвычайных ситуациях, мы стараемся с вами понять их причину и, как правило, причиной большинства трагедий становятся ошибки людей. Сегодня мы с вами рассмотрим три крупнейшие авиакатастрофы мира.

Конечно, самая крупная авиакатастрофа по числу жертв — это теракт 11 сентября, об этой трагедии я писал . Но если учитывать, что эта ситуация неоднозначная, так как существует не только основная версия трагедии, но и альтернативная . Поэтому оставим эту катастрофу за скобками.

Экипажи самолетов:

  • Boeing 747-121 (принадлежал компании Pan American): первым пилотом являлся Виктор Граббс (более 21 000 летных часов, а это очень много для пилота), вторым пилотом был также опытный (более 10 000 часов) Роберт Глагг. В состав экипажа входил бортинженер и 13 бортпроводников.
  • Boeing 747-206В (авиалинии KLM): командует воздушным судном Якоб ван Зантен (общее число часов у него было значительно меньше, чем у Граббса – почти 12 000, однако из них он управлял данной моделью самолета более 1500 часов, тогда как Граббс – 564ч.). Вторым пилотом выступал К.Меурс (17 лет летного стажа, более 9000 часов). На борту KML присутствовали 11 бортпроводников и бортинженер.

Пассажиры:

В самолете Pan American находилось 380 человек (среди них актриса и модель Ив Мейер). 61 человеку удалось своими силами спастись из самолета, в их числе оба пилота и бортинженер.

В KLM летело 234 человека – они все, включая 16 членов экипажа, погибли на месте аварии. Примечательно, что этим рейсом первоначально летело 235 человек, однако во время вынужденной остановки лайнера в аэропорту Тенерифа одна из пассажирок сошла с самолета, т.к. захотела увидеть в городе со своими друзьями. Это спонтанное решение уберегло ее от смерти.

В общей сложности погибло 583 человека.

Что произошло:

Основной причиной катастрофы стал человеческий фактор. Череда случайностей и ошибок привела к жуткой трагедии.

Сначала произошел террористический акт в аэропорте Лас-Пальмас, где должны были приземлиться оба авиалайнера. Погибших тогда не было, но власти решили запретить вылеты всех самолетов.

Всем находящимся в небе был дан приказ следовать в ближайший аэропорт Лос-Родеос (хотя капитан Pan American обладал необходимым опытом, а самолет – нужным запасом горючего для того, чтобы продержаться в воздухе до момента открытия аэропорта, диспетчер велел садиться в соседнем аэропорту).

Далее началась неразбериха в Лос-Родеосе: аэропорт физически не был способен принять такое количество самолетов, лайнеры находились повсюду, все места для стоянок оказались заняты, приходилось останавливаться прямо на взлетных полосах и рулёжных дорожках.

Аэропорт Лас-Пальмас открыли лишь спустя несколько часов и воздушные судна начали по очереди покидать Лос-Родеос. Во время стоянки командир KML заправил свой самолет до полного бака (впоследствии это решение станет одним из роковых).

Первым на взлетную полосу попал именно KML, практически сразу за ним диспетчер отправил и самолет Pan American. Первый в конце полосы развернулся на 180 градусов (такой манёвр довольно сложен для данной модели Боинга, но у диспетчеров и пилотов фактически не оставалось выбора, поскольку аэропорт принял слишком много самолетов).

Пока лайнер выполнял разворот, погода резко ухудшилась — все вокруг заволокло густым туманом (видимость не далее 300 метров).

В это время Боинг 747-121 следовал по полосе прямо. Члены экипажа получили указания свернуть на рулевую дорожку С3. Однако, подрулив к ней, командир обнаружил, что угол поворота составляет более 135 градусов (подобный поворот для этого самолета был невозможен) и решил, что диспетчер имел в виду дорожку С4 (на записях четко можно услышать голос, указывающий на 3-ю).

Обзор ухудшается (не более 100 метров), ориентировочные огни не горят, пилоты не видят друг друга, не могут понять, как вырулить на дорожку, диспетчер на вышке не видит ни одного участника движения.

Записи указывают на то, что диспетчер говорил с сильным испанским акцентом, пилотам обоих самолетов приходилось уточнять указания. Переговоры были не согласованы: члены экипажа вмешивались в разговор друг друга, создавая помехи и приглушая слова.

Использовались также нестандартные фразы (в то время не существовало точного регламента) типа «ОК», «Мы на взлете» (здесь неясно, готов самолет к взлету или же он уже взлетает) и т.д.

Таким образом, получилось так, что диспетчер и первые пилоты недопоняли друг друга и оба самолета двигались вперед. При этом KML уже начинал взлет, нос и основная часть оторвалась от земли. Экипажи заметили друг друга слишком поздно.

В. Граббс дал полный газ, надеясь уйти на заветную дорожку С4. Но не успел. KML в этот момент изо всех сил пытается взлететь, но бак заправлен до полного (что увеличило его грузоподъемность, а, следовательно, и время взлета).

На момент удара уже Boeing 747-206В находится в воздухе, но нижняя часть на полной скорости цепляет Pan American. От удара в средней части фюзеляж американского самолета образовываются пробоины. Через них и удалось выбраться большинству выживших.

KML теряет шасси и крылья, через 150 метров падает на брюхо, проскальзывает еще несколько сотен метров и полностью разваливается. Оба самолета горят. Столкновение происходит всего в 600 метрах от здания аэропорта.

Виновными в аварии были признаны оба капитана воздушных судов и диспетчер.

Крупнейшая авиакатастрофа с участием одного самолета

Крушение Boeing 747 над Японией. Крупнейшая в истории авиакатастрофа с участием одного самолета произошла 12 августа 1985 г.

Экипаж:

Командир воздушного судна М. Такахама имел за плечами 17 лет полетов, в воздухе он провел почти 12500 часов, из них почти 500 на Боинге 747 (а это достаточно приличный стаж). Второй пилот Ю.Сасаки налетал на Боингах вдвое меньше, но в авиации служил 15 лет.

Бортинженер Х. Фукуда управлял лайнерами 28 лет.

Самолет насчитывал 12 бортпроводников (самый опытный из них 39-летний Д.Хатано пролетел более 10 000 часов).

Пассажиры:

Билеты на рейс были распроданы практически моментально (канун важного для Японии праздника Опон), многие торопились домой к семьям. Всего на борту находилось 509 пассажиров. В том числе популярный японский певец, чиновник одной из префектур, банкир (отец широко известной скрипачки Дианы Юкавы) и стюардесса Japan Airlines (находилась в отпуске и летела домой). Среди пассажиров присутствовали граждане многих стран: Кореи, США, Германии, Италии, Китая, Великобритании и др.

Авария унесла жизни 520 человек, выжило всего четверо (ни одного члена экипажа).

Что произошло:

В начале шестого вечера авиалайнер вылетает из столицы Японии. Спустя 12 минут гремит взрыв: самолет теряет вертикальный хвостовой стабилизатор (он обеспечивает устойчивость на углу скольжения).Из-за этого давление в салоне резко упало. Утерян контроль над управлением машины.

Пассажиры надевают кислородные маски, экипаж пытается успокоить людей (это слышно на записях). Командир пытается выяснить, что произошло.

Самолет какое-то время продолжал нормальный полет, поэтому бортинженер не сразу понимает, что произошло непоправимое, предполагая, что в полете сорвало створки шасси. Выявляется неисправность всех гидравлических систем. Такахама пытается развернуть лайнер в обратную сторону, однако руль не слушается.

В 18.26 давление в кабине пилотов падает до критичной отметки (это заметно из разговора экипажа), через 2 минуты срабатывает аварийная сигнализация, оповещающая о разгерметизации кабины.

В течение нескольких минут командир судна и центр УВД Токио обсуждают варианты спасения. Управление советует посадить самолет в ближайшем аэропорту в 115 км от точки нахождения самолета, но Такахама решает вернуться в аэропорт, из которого самолет вылетел.

Все еще удается удерживать контроль над двигателями, однако лишившись стабилизатора, лайнер раскачивается в воздухе из стороны в сторону, то набирая, то теряя высоту, он фактически неуправляем.

Машина сбивается с пути и проделывает четырехкилометровый круг, но титаническими усилиями капитану удается вернуть ее на курс следования (при отказе руля возможно управлять самолетом с помощью двигателя, однако это чрезвычайно сложно и большая часть маневров становится недоступна).

Так проходят еще 20 минут. На записи слышно, что до последнего момента экипаж предпринимает отчаянные попытки посадить самолет. В 18.56 Боинг врезается в гору, отскакивает от нее, цепляется за верхушки деревьев, теряет правое полукрыло. Последние слова в самолете произносит командир за 3 секунды до решающего столкновения: «Это конец». От удара самолет разорвало на куски.

Мастерство и многочисленные попытки командира корабля спасти свой самолет дали определенные плоды: экспертиза показала, что подавляющее большинство пассажиров погибло уже на земле от переохлаждения и различных ранений.

Все дело в том, что в Японии на тот момент было огромное количество служб спасения. Пока они соревновались друг с другом за право оказывать помощь, люди погибали в разрушенном фюзеляже. Команда спасателей прибыла на место крушения лишь спустя 14 часов. Представляете? Через 14 часов!

При поиске найдены оба бортовых самописца, а также многочисленные записки при погибших: люди прощались со своими родными, каждый в самолете понимал, что катастрофа неизбежна.

Виновниками трагедии признали техников, проводивших последний ремонт самолета.

Трагедия над Индией

12 ноября 1996 в 75 километрах от Дели столкнулись Boing 747 168B (Саудовская Аравия) и ИЛ 76 (военно-транспортный самолет Казахских авиалиний).

Экипажи:

Пассажиры:

  • Салон Боинга был практически полностью наполнен: многие индусы летели к месту работы. Помимо граждан Индии этим рейсом летели также американцы, англичане, пакистанцы и др. Всего 289 человек.
  • ИЛ перевозил на своем борту только 29 пассажиров, в том числе одного ребенка. 14 человек имели российское гражданство.

Никто из 349 человек, находящихся в обоих самолетах, не выжил. Лишь четверым удалось каким-то чудом не погибнуть при падении, однако они скончались от полученных травм до оказания помощи.

Что произошло:

Полетами обоих самолетов руководил индийский диспетчер с большим опытом работы. С ним вел переговоры бортрадист ИЛ-76, он же получил сведения о том, что в непосредственной близости от его самолета движется саудовский лайнер.

Ключевым моментом в цепочке событий, приведшим к катастрофе, является строение казахского самолета. Конструкция ИЛ 76 предусматривает отдельное место для бортрадиста, но при этом специалист не имеет своего высотомера (т.е. вынужден постоянно запрашивать данные у пилотов).

Бортрадист в тот день, узнав, что Боинг пролетит рядом, дал команду пилотам снизиться на другой эшелон (дистанция между самолетами должна была при этом составить 300 метров). Однако когда радист уточнил, как близко находится другой лайнер, ответ получил весьма странный: «В 14 км».

Можно сделать вывод, что капитан, штурман и второй пилот тогда неверно интерпретировали указания радиста. Самолет продолжил снижение (по какой причине – так и не было выяснено).

В 18.41 на земле диспетчер заметил, как две точки, обозначающие оба лайнера, встретились. Это не обязательно означало столкновение (они вполне могли пройти друг под другом), однако сразу после произошедшего прервалась связь с обоими самолетами.

Почти сразу пришло сообщение от пролетающего эшелоном ниже судна: они заметили яркую вспышку в небе, летящие вниз куски самолета и два пожара на земле.

ИЛ задел левое крыло Boing 747 и сильно повредил его хвост. От удара Боинг закрутило и он развалился на куски еще в воздухе. Казахский самолет потерял крыло и потерпел крушение в 7 км от места падения обломков Боинга.

Виновными в столкновении признали экипаж ИЛ 76: они плохо владели английским, поэтому недостаточно точно понимали указания диспетчера. Помимо этого в работе команды не было слаженности и присутствовала халатность: пилоты неправильно интерпретировали указания радиста, который, в свою очередь, не удостоверился, что команды приняты к исполнению.

У индийского диспетчера не было радиолокатора (он не мог отследить точное передвижение лайнеров), аэропорт не имел разные коридоров для взлетов и посадок (оба действия производились на одном), ни один из самолетов не был оснащен системой предупреждения столкновения.