Террористические акты в авиации. Объекты и результаты атаки

Российские следователи работают на месте крушения самолета в Раменском районе, катастрофа которого унесла жизни более 70 человек.

В настоящее время спасатели МЧС продолжают разбирать обломки. Погибли все 65 пассажиров, в том числе и несколько детей, а также шесть членов экипажа.

Вариантами версий являются ошибка экипажа в сложных метеоусловиях, техническая неисправность Ан-148, а также обледенение. Напомним, самолёт Ан-148 с бортовым номером RA-61704, который выполнял регулярный рейс 6В-703 Москва - Орск, должен был вылететь из столичного аэропорта Домодедово в 14:00.

По данным диспетчеров, в 14:27 Ан-148 внезапно пропал с экранов радаров. Оперативные службы сразу же забили тревогу. По данным диспетчеров, самолёт в последние минуты вёл себя очень странно: он поднимался до высоты 1800 метров, затем упал до 1500, затем вновь поднялся до 1800 и резко пошёл к земле.

Как пояснил очевидец, "сперва что-то взорвалось под крылом, и оно загорелось. После этого была ещё одна вспышка - и самолёт резко упал вниз. Вспышку видели все. Всё было так быстро".

По поводу самолета сообщается, что Ан-148 был выпущен на ПАО "Воронежское акционерное самолётостроительное общество" (ВАСО) в 2010 году по лицензии украинского конструкторского бюро "Антонов".

Ранее - с 2010 по 2015 год - лайнер RA-61704 эксплуатировался авиакомпанией "Россия", которая пускала его на зарубежные рейсы. Владельцы самолета в ходе эксплуатации выяснили, что борт имеет ряд дефектов, устранить которые в рабочем порядке так и не удалось.

Инциденты с этим типом лайнеров были и раньше - в 2010-м у разбившегося в Подмосковье борта отказал правый двигатель, и он вынужден был вернуться в аэропорт вылета Пулково.

Позже на рейсе из Калининграда в Санкт-Петербург при заходе на посадку у него самопроизвольно увеличилась тяга двигателей, и пилотам пришлось уводить машину на второй круг.

Вывод комиссий гласил, что в обоих случаях причиной инцидентов стали недостатки конструкции. Конкретно этот борт в 2016 году авиакомпания "Россия" передала "Саратовским авиалиниям" в рамках подписанного в 2015 году соглашения о сублизинге четырёх самолётов этого типа.

Согласно предварительным данным экспертов, многое говорит о том, что двигатель разрушился в воздухе. Не исключено, что возгорание в одном из двигателей могло спровоцировать взрыв крыла и самолёта. Есть еще одна версия, согласно которой на самолёте обледенел датчик скорости, который стал некорректно отображать данные.

Из-за этого приборы, в свою очередь, могли показывать неверную скорость, а пилоты увеличили тягу двигателя, ошибочно полагая, что скорость падает. Это и привело к дополнительной нагрузке на двигатель и возможному разрушению деталей.

На данный момент известно, что самолет Ан-148 после крушения в Подмосковье оставил воронку глубиной порядка 2 метров. По всей видимости, он взорвался при ударе о землю.

"На месте крушения самолета образовалась воронка глубиной 2,5 и диаметром порядка 17 метров. Внутри воронки разбросаны мелкие обломки самолета, часть из которых сплавилась между собой", - сообщили очевидцы.

По данным некоторых свидетелей, самолет при падении горел, "были видны искры и пламя". По словам других, "огня не было, был виден только дым". 12 февраля утром пресс-служба МЧС доложила о завершении спасательной операции.

Таким образом, окончательно подтверждена гибель всех людей на борту разбившегося самолета. Уже известно, что среди них были граждане Азербайджана и Швейцарии.

"Представьте себе провинциальную российскую авиакомпанию. Рейсов почти нет, местных нет совсем. Счета заблокированы ФНС.Долги по зарплате перед сотрудниками (в том числе летчиками) под 40 млн, из которых 1.4 млн - ещё за август.Долги перед ПФР сопоставимых размеров. У директора два вялотекущих уголовных дела, у коммерческого - судебный запрет занимать руководящие должности. Один свой борт и один в лизинге (для рейсов нужно минимум три). Вышку для обработки бортов антиобледенителем иногда удаётся одолжить у соседей-вояк, оставив им в залог трап. Могут ли нарушаться правила пассажирских перевозок? Может ли это привести к чему-то плохому? Да ну, бред какой-то",- рассуждает в своем телеграм-канале Жилинский.

В частности, заслуженный пилот России, член комиссии при призиденте России по развитию авиации гражданского назначения Юрий Сытник в интервью Pravda.ru заявил - версии одна за другой отсеиваются.

"Cтолкновение здесь вряд ли возможно, потому что в облаках это все случилось, на высоте около двух тысяч метров - там вертолеты в облаках не летают в московской зоне, бесплотники и дроны тоже в такую погоду там не летают. А то, что фактически явно было - это очень большая болтанка, перегрузки на борту, то есть, была переменная перегрузка, и вероятнее попал в «хороший» восходящий поток, и его просто из-за болтанки сбросило вниз, потом подхватило, так называемый подхват есть, а далее идет необратимый процесс@?- считает пилот.

"Если вовремя не парировать этот бросок восходящего потока, то угол атаки становится закритическим, происходит срыв потока, самолет вдоль продольной оси поворачивается, и идет на снижение с разгоном скорости. После достижения определенной скорости, скорости разрушения - в воздухе могут отлетать какие-то лючки, какие-то люки, щитки, и это могло привести к эллипсовидному разбросу деталей",- добавил он.

"Пожар двигателя не приводит к такому падению самолета. Обледенение тоже вряд ли - там скорость большая, там уже не так влияет обледеневшее крыло или стабилизатор. То есть, тут потихонечку все вычеркивается, и остается самое страшное - это подхват самолета, сваливание в пикировании и все. А дальше необратимые последствия. Пилот пытался бороться, но рулей уже не хватает, затенение идет руля высоты, и самолет из этой ситуации не выходит",- считает эксперт.

"Я не хочу обвинять ни экипаж, ни пилотов, пока рано это говорить. Летчики, скорее всего до конца боролись за жизнь пассажиров, самолет, свою жизнь. В московской зоне, увы, часты такие броски по высоте. Против этой версии может служить еще один фактор, и причем очень серьезный - обычно в болтанку экипаж докладывает диспетчеру, что встретился с очень интенсивной болтанкой, высокой турбулентностью. Здесь ничего сказано не было, скорее всего, этого могло не быть. Тогда остается только взрыв на борту. Ждем данных с самописцев",- заключил он.

Понедельник объявлен траурным днем в Оренбургской области. Свои соболезнования принесли руководители Армении, Грузии, Литвы, Молдовы, Эстонии, Украины, ЕС, Казахстана, Киргизии и США. Международный олимпийский комитет выделил зону траура в олимпийской деревне на зимних играх в Пхёнчхане.

(Ростовская область , )

Координаты 1) 53°45′45″ с. ш. 38°46′53″ в. д. H G Я O L
2) 48°31′30″ с. ш. 40°19′55″ в. д. H G Я O L

Взрывы на самолётах (2004) - крупные авиационные катастрофы в результате терактов , произошедшие во вторник 24 августа 2004 года в России . Практически одновременно (с интервалом в одну минуту) в воздухе взорвались два авиалайнера: Ту-134А-3 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс » (рейс WLG1303 Москва -Волгоград) и Ту-154Б-2 авиакомпании «Сибирь » (рейс SBI1047 Москва -Сочи). Оба самолёта вылетели из московского аэропорта Домодедово . Через час с небольшим после взлёта оба лайнера были взорваны террористками-смертницами. Рейс 1303 рухнул на землю около населённого пункта Бучалки (Тульская область), а рейс 1047 потерпел катастрофу в районе посёлка Глубокий (Ростовская область). Всего погибло 89 человек: 43 на борту рейса 1303 (34 пассажира и 9 членов экипажа) и 46 - на рейсе 1047 (38 пассажиров и 8 членов экипажа). Президент России Владимир Путин объявил в России 26 августа 2004 года днём траура по погибшим .

Рейс 1303 [ | ]

Самолёт [ | ]

Ту-134А-3 (регистрационный номер RA-65080, заводской - 60065, серийный - 42-07) был выпущен Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ХГАПП) 19 июля 1977 года. 13 октября того же года был передан авиакомпании «Аэрофлот » (МГА СССР , Северо-Кавказское УГА, Волгоградский ОАО (с 1987 года - Астраханский ОАО)). После «Аэрофлота» эксплуатировался авиакомпаниями «» (с марта 1993 года по май 2004 года) и «Когалымавиа » (c мая по август 2004 года). В начале августа 2004 года был куплен авиакомпанией «Волга-Авиаэкспресс ». Оснащён двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30-III Пермского моторного завода .

Экипаж [ | ]

Рейсом WLG1303 управлял опытный экипаж, состав которого был следующим [ ] :

В салоне самолёта работали три стюардессы :

  • Екатерина Фёдоровна Салтыкова, 41 год.
  • Светлана Николаевна Головина, 32 года.
  • Оксана Валерьевна Бобровских, 34 года.

Катастрофа [ | ]

Рейс WLG1303 вылетел из Москвы в 22:30 MSK и взял курс на Волгоград. На его борту находились 34 пассажира и 9 членов экипажа.

В 22:54, когда самолет пролетал над Тульской областью, в его хвостовой части произошёл сильный взрыв. Разорванный на две части лайнер рухнул на землю с высоты 9500 метров. Обломки самолёта нашли в 2 километрах севернее населённого пункта Кимовского района Тульской области . Хвостовая часть лайнера лежала в 700 метрах от носовой части и крыльев. Все 43 человека на его борту погибли.

Взрыв в самолёте устроила 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева . Родная сестра Аминат - Роза Нагаева - была уничтожена через несколько дней во время штурма захваченной террористами школы в Беслане .

Рейс 1047 [ | ]

Самолёт [ | ]

Ту-154Б-2 (регистрационный номер RA-85556, заводской - 82А556, серийный - 0556) был выпущен Куйбышевским авиационным заводом КуАЗ (ныне Самарский авиационный завод «Авиакор») 22 сентября 1982 года. 6 октября того же года был передан авиакомпании «Аэрофлот» (МГА СССР, Латвийское УГА, 1-й Рижский ОАО (Скулте)). После «Аэрофлота» эксплуатировался авиакомпанией Latavio (с 21 декабря 1992 года по 15 февраля 1996 года, борт YL-LAD) и (с 15 февраля 1996 года по июнь 2001 года). В начале июня 2001 года был куплен авиакомпанией «Сибирь ». Оснащён тремя двухконтурными турбовентиляторными двигателями НК-8-2У Казанского моторостроительного производственного объединения (КМПО) . На день теракта налетал 30751 час .

Экипаж [ | ]

Рейсом SBI1047 управлял очень опытный экипаж, состав которого был следующим:

В салоне самолёта работали четверо бортпроводников:

  • Ольга Сергеевна Быковская, 41 год - старший бортпроводник.
  • Сергей Владимирович Иванов, 38 лет.
  • Яна Геннадиевна Тарсукова, 30 лет.
  • Марина Петровна Худеева, 25 лет.

Катастрофа [ | ]

Рейс SBI1047 вылетел из Москвы в 21:35 MSK и взял курс на Сочи. На его борту находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа.

В 22:53, во время полёта над Ростовской областью, в хвостовой части рейса 1047 произошёл сильный взрыв. В борту лайнера образовалась дыра, были перебиты приводы и проводки управления, хвостовая часть оторвалась. Самолёт потерял управление и начал падать. Экипаж всеми силами пытался удержать самолёт в воздухе, но в 22:55 MSK неуправляемый лайнер потерпел крушение в районе посёлка Глубокий Каменского района Ростовской области и полностью разрушился. Некоторые обломки самолёта упали на жилые дома посёлка, но на земле никто не пострадал. Все 46 человек на его борту погибли.

6 пассажиров зарегистрировались на рейс 1047 перед посадкой, однако на борт они не попали. Багаж опоздавших был снят. Выяснением обстоятельств опоздания пассажиров занималась государственная комиссия; результаты её работы остались неизвестными. [ ]

Взрыв в самолёте устроила вторая террористка-смертница - 37-летняя Сацита Джебирханова.

Расследование [ | ]

Ещё до вылета взорванных самолётов капитан милиции Михаил Артамонов задержал Нагаеву и Джебирханову в аэропорту Домодедово для проверки документов, но не обыскал их и отпустил. Смертницы на тот момент были одеты легко и, судя по всему, ещё без взрывчатки. B течение последующего часа они сели на свои рейсы. После терактов Артамонова обвинили в преступной халатности. В мае - июне 2005 года над ним состоялся суд, и 30 июня Домодедовский городской суд приговорил Михаила Артамонова к 7 годам лишения свободы.

После того как террористки были отпущены Артамоновым, спекулянт Армен Арутюнян продал им билеты без предъявления паспортов. Нагаева приобрела билет на рейс WLG1303 за $ 170, а Джебирханова дала взятку в размере 2000 рублей Арутюняну за помощь в покупке билета. 1000 рублей было передано Арутюняном представителю авиакомпании "Сибирь" Николаю Коренкову за переоформление билета на более ранний рейс. Арутюнян и Коренков были приговорены к полутора годам колонии.

Затем Нагаева и Джебирханова благополучно прошли предполетный контроль и попали на борт самолетов.

Ответственность за теракты [ | ]

Сразу после терактов ответственность за них взяла террористическая организация «Бригады Исламбули ». Но чеченский террорист Шамиль Басаев заявил, что теракты подготовил он. 17 сентября 2004 года он опубликовал на веб-сайте чеченских сепаратистов «Кавказ-центр » заявление, в котором утверждал, что теракты обошлись ему в $4000 .

В интервью Андрею Бабицкому Басаев утверждал, что отправленные им террористки не взрывали самолёты, а только захватили их .

Ущерб и страховые выплаты [ | ]

Особенностью признания этих катастроф страховыми случаями и урегулирования этих страховых случаев стало то, что они были вызваны терактами, которые являются исключением для большинства договоров страхования .

Выплаты по страхованию каско воздушных судов не производилось ни по одному из самолётов. Компенсации жертвам производились как страховыми компаниями , так и авиакомпаниями «Сибирь» и «Волга-Авиаэкспресс», а также федеральным и региональными бюджетами.

Пассажиры рейса 1047 были застрахованы согласно требованиям

Следователи проверят все возможные версии катастрофы Ан-148 «Саратовских авиалиний», в том числе погодные условия, человеческий фактор, техническое состояние самолета и другие варианты. Об этом сообщила прессе официальный представитель СКР Светлана Петренко.

«Следователи проверят все возможные версии авиакатастрофы, в том числе погодные условия, человеческий фактор, техническое состояние самолета и другие возможные варианты развития событий», — сказала Петренко. Отметим, что версия о возможности теракта в заявлениях чиновников не фигурирует.

Представитель СК уточнила, что следственные действия по делу о крушении Ан-148 идут в трех регионах РФ. «В настоящее время следователи работают на месте происшествия, а также в Саратове, Орске, Оренбурге, в аэропорту Домодедово», — сообщила Петренко (ее цитирует агентство ТАСС).

В частности, следователи СК допрашивают работников аэропорта Домодедово, готовивших к полету самолет Ан-148. «Следователи устанавливают работников аэропорта Домодедово, готовивших воздушное судно к полету, и уже приступили к их допросам. Проводится аналогичная работа и по линии диспетчерской службы аэропорта вылета», — сообщила Петренко. Также следственные органы изымают документы в офисе «Саратовских авиалиний».

Председатель СК РФ России Александр Бастрыкин прибыл к месту крушения самолета. «Для координации необходимых действий Александр Бастрыкин проведет оперативное совещание и заслушает первые доклады о ходе проводимой работы», — сообщила Петренко.

Район авиакатастрофы, который был оцеплен полицией в радиусе около 2 км , исследуют с помощью беспилотника. По предварительным данным, сообщений о неисправностях от экипажа разбившегося в Подмосковье Ан-148 не поступало, отметили в СК.

Уточняется, что радиус разброса фрагментов упавшего Ан-148 составляет не менее 1 км.

Пассажирский самолет Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии», выполнявший рейс из Москвы в Орск, пропал с экранов радаров сразу после взлета из аэропорта Домодедово. Обломки воздушного судна были найдены в районе деревни Степановское Раменского района Подмосковья. Подтверждена гибель всех 65 пассажиров и шести членов экипажа.

Очевидцы: большая воронка образовалась на месте крушения самолета

Самолет Ан-148 после крушения в Подмосковье оставил воронку глубиной порядка 2 метров, по всей видимости, он взорвался при ударе о землю, сообщил «Интерфакс» очевидец с места происшествия.

«На месте крушения самолета образовалась воронка глубиной 2,5 и диаметром порядка 17 метров. Внутри воронки разбросаны мелкие обломки самолета, часть из которых сплавилась между собой», — сказал собеседник агентства.

Он сообщил, что крупных обломков самолета не осталось. «На месте крушения только мелкодисперсные обломки. Похоже, что самолет, полный горючего, ударился о землю и взорвался на мелкие части», — сказал он. В катастрофы расположен полесок из 30-40 деревьев, их высота срезана до трех метров.

Кроме того, по его словам, на месте катастрофы обнаружены отдельные фрагменты тел.

Другой очевидец крушения рассказывал ранее, что у самолета «сперва что-то взорвалось под крылом, и оно загорелось. После этого была еще одна вспышка и самолет резко упал вниз. Вспышку видели все. Все было так быстро», цитировал его Telegram-канал Mash.

А канал LifeShot приводит свидетельство очевидца Александра который рассказал, что при падении самолета был взрыв с большим облако, «как ядерный, только в миниатюре». (показание свидетелей говорят в пользу версии о теракте — Ред. Агония РУ)

Ровно 10 лет прошло с тех пор, как произошла эта трагедия. Трагедия, когда террористки-смертницы взорвали одновременно два самолета

24 августа 2004 года с экранов радаров исчезли метки сразу двух самолетов: Ту-134 над Тулой и Ту-154 над Ростовом. Давайте вспомним, как это было.

Среди 90 погибших была команда барнаульских бортпроводников Ольга Быковская, Сергей Иванов, Яна Тарсукова и Марина Худеева.

С того дня, когда с экранов радаров исчезли метки Ту-134 над Тулой (рейс авиакомпании «Волга-авиаэкспресс») и Ту-154 над Ростовом («Сибирь»), взлетая, мы молимся не только за профессионализм пилотов и мощность двигателей, но и за то, чтобы очередной «спаситель мира» не перечеркнул наших планов на будущее. Оглушенная неведомым дотоле горем страна силилась понять, как человек, пусть смертник, но все же человек, проносит на борт взрывчатку, точно зная, что убьет всех. Детей, пилотов, здоровых, немощных, мусульман, православных.

Время не лечит тех, кто потерял маму, ребенка, друга. Поминая погибших ребят, они говорят о жизни. О том, что фобии не отучили людей любить самолеты и полеты. С портретов улыбаются все четверо – Яна, Оля, Сережа и Марина, молодые, красивые – такими они в последний раз ушли в любимое небо. Кроме Марины Худеевой, все они – «дети полка», то есть Барнаульского авиаотряда. За 10 лет Нина Худеева успела внуков вырастить (сыновьям Марины сейчас 15 и 11 лет), но так и не поняла, когда у девочки из «земной» семьи появилось это желание летать: «Я всю жизнь билетным кассиром работаю, да и доченька наша окончила вуз по специальности «Психолог» перед самой катастрофой. Ее диплом уже мы, родители, получали. Наша семья – одна здесь, не имеющая отношения к авиации. Но это не важно, горе нас сроднило. Мы собираемся, вспоминаем, и кажется, что дети среди нас»

Геннадий Кузнецов, отец Яны Тарсуковой, 30 лет летал на многих типах самолетов. Здесь же, в барнаульском аэропорту, работала и ее мама Людмила Ивановна. Часто бывая у родителей на работе, девочка грезила: «Буду диспетчерицей». И отец не удивился, когда дочь сообщила ему о своем решении летать.

– Сразу после той августовской командировки дочь в отпуск собиралась, – вспоминает Геннадий Иванович, – она сама попросилась в рейс Москва – Сочи, радовалась: «Слетаю, в море искупаюсь – и отдыхать». Накануне мы с ней говорили, я просил: «Хватит, дочка, налеталась, тебе на пенсию уже можно, уходи, мало ли что». Она ответила: «Жизнь моя может быть короткой, зато она интересная». На работу она всегда как на праздник шла, а перед тем вылетом подруге Марине пожаловалась: не хотелось ей лететь.

«Когда мне позвонил руководитель полетов и сообщил, что с экрана радара исчезла метка, я сразу все понял», – эстафету отцов продолжает Владимир Иванов, отец Сергея. В те годы он был начальником штаба Барнаульского авиаотряда.

– Владимир Фридрихович, почему вы сразу подумали о самом плохом? Ведь просто могло отказать навигационное оборудование.

– Диспетчеры передают самолет друг другу, из зоны в зону. Если откажет оборудование, метка все равно останется. В моей практике она исчезала несколько раз. Исход во всех случаях был одинаков…

Еще мальчишкой Сергей Быковский, отец Ольги, заболел самолетами, увидев севший в его селе маленький Ли-2. Окончив Омское авиационное училище, он приехал в Барнаул, летал бортмехаником в одном экипаже с Геннадием Кузнецовым. И тихо радовался тому, что дочь Ольгу миновала тяга к самолетам. Девушка занималась английским, музыкой, не помышляя о небе. Пока младшая Валя, ставшая все же стюардессой, не соблазнила ее.

Было ли у родителей предчувствие беды? «Было, – подтверждает Сергей Быковский, рассказывая, как внук Артем, тогда еще семилетний, не хотел отпускать маму в ее последний полет. – Мы на даче отдыхали с внуком, Оля к нам приехала перед рейсом. И вот ей уже обратно надо, а он ее не отпускает, бросается за ней вслед – никогда они так не прощались. А потом он залез на крышу, долго смотрел в небо и вдруг спросил: «Деда, что будет, если самолет взорвется? Люди и чемоданы полетят оттуда кувырком?» Меня как холодом обдало. А утром дочь Валентина из Москвы позвонила, я по голосу ее понял – беда».

По статистике, мистическим образом на рейсы, попадающие в катастрофы, люди чаще всего сдают билеты или опаздывают.

– Мы узнавали – никто не сдавал билеты и не опаздывал, – опровергает мысль «АП» бортпроводник Ту-154 Ирина Калиниченко, – самолеты тогда полупустыми летали. После банкротства барнаульского авиапредприятия авиакомпания «Сибирь» создала в 1997 году барнаульский филиал, первый, кстати, в России, сохранив команду. Мы стали летать в командировки, в составе московских экипажей работали на внутрироссийских рейсах. Но другой работы для нас просто не было.

Ирина Васильевна вспоминает: хлебнули они тогда горюшка с «малиновыми пиджаками» – много их тогда летало в 90-е годы. Потому одним из главных требований к профессиональным качествам бортпроводников стала стрессоустойчивость. Плюсом к хорошему здоровью, внешности, языковым навыкам, коммуникабельности, знанию аварийно-спасательного оборудования, сроков годности продуктов, основ сервировки и т.д. Новые русские позволяли себе многое. Как-то во время обеда на борту один из пассажиров перегородил ногами проход салона, мешая девушкам, катившим тележку. На их просьбы дать возможность покормить пассажиров он не реагировал, и Яна Тарсукова с другой стюардессой решили проблему так: доехав с тележкой до ног строптивца, перенесли ее и ехали дальше.

Для коллег погибших ребят, как и для их родителей, на отметке 24.08.2004 остановилось время. Словно вчера Руслан Шаферов помогал с переездом в новую квартиру Сергею Иванову за две недели до его последнего рейса. Он улетел, не успев распаковать коробки. Даниил Майор, самый молодой в той команде барнаульских проводников, встретил ребят на летном поле за час до их гибели: «Я одним из последних видел их живыми. Мы прилетели в Москву из Ганновера, а навстречу нам шли на рейс Оля, Сережа, Яна и Марина. Поговорили, уходя, они улыбались. А вскоре мы узнали, что пропала метка».

Через неделю после авиакатастрофы случился новый в Беслане. Погибли 334 человека, 186 ребятишек. Все внимание страна переключила туда…

По пути из аэропорта мы заехали на Власихинское кладбище, где на могилах Ольги, Яны, Сергея и Марины установлен мемориал в виде надломленного крыла. Тишину над их покоем нарушали лишь кукушки, отсчитывающие кому-то года в кронах деревьев, да четыре стрижа, вспорхнувших с надгробия.

Все штатно. Экипаж делает свою обычную работу.

22:50:54
(Нрзб.)* Идем до расчетного.

22:51:00
20 километров на 50.

22:51:04
На 40, на 40 надо.

22:51:06
50, 50 километров.

22:51:09
Набираем (нрзб).

22:51:10
Да, нам ветерок встречный.

22:51:13
Да.

22:51:34
Вот так вот надо.

22:51:37
150.

22:52:22
ВОР можно включить?

22:52:43
ВОР.

22:52:44
Да не надо пока.

22:52:45
А?

22:52:46
Можно?

22:52:47
Можно, можно.

22:52:48
Да.

22:52:49
Включаю.

22:53:10,4.
Интенсивный звуковой эффект и начало шумов (до конца записи).

22:53:11.
Протяжный крик.

22:53:13,7.
Начало звучания прерывистого сигнала.
Сигнал о разгерметизации

22:53:15,4.
Крики.

22:53:23,1.
Ругань.

22:53:31,8.
Стон.

22:53:36.
Крик.

22:53:45,9.
Протяжный крик.

22:53:48,7.
Ой! (Ругань, крик.)

22:53:52,7.
Протяжный крик.

22:53:56,6.
Где мы?
Трудно сказать, что эта фраза значит. Скорее всего, член экипажа пытается сориентироваться, в каком районе они находятся. Оценивает, где у них сейчас прекратится полет. Вопрос, видимо, задает бортинженер или второй пилот.

22:53:57,7.
Крик.

22:53:58,9.
Крик.

22:53:59,9 - 22:54:11,6.
Прерывистый сигнал с частотой около 1000 Гц (6 включений).

22:53:59,9.
Э-э.
Стон

22:54:00.
Где?

22:54:06,7.
Где?

22:54:09,6.
Э-э. (Ругань.)

22:54:10,6.
Э, прощайте.

22:54:11.
Крики одновременно двух человек.

22:54:13,1.
Разгерметизация.
Через минуту и три секунды после взрыва, после царящего бардака в кабине, стонов и криков дается четкая оценка произошедшего. Она сделана на основании перепада давления и срабатывания сигнализации. Скорее всего, ситуацию оценил командир.

22:54:14,5.
Диспетчер: 85556, высота?

22:54:19,2.
Что случилось?

22:54:21,1.
Разгерметизация.

22:54:22,8.
Разгерметизация возникла.

22:54:25.
Крики, стоны.

22:54:28,4.
Давай, давай штурвал от себя.

22:54:31,7.
Штурвал от себя. (С трудом.)

22:54:32,5.
Диспетчер: 85556, высота?

22:54:38,3.
Восемь.

22:54:43.
Где мы?

22:54:45,2.
Подожди.

22:54:46,1.
Вот и все!

22:54:48,4.
81.

22:54:49,5.
Есть.

22:54:56,8.
Господи!

22:55:01,6.
Нет, нет, не здесь, не здесь. (Ругань.)

22:55:07,5.
Ну на себя бери.

22:55:08,8.
На себя?

22:55:09,8.
На себя.

22:55:10,3.
Давай!

22:55:12,5.
Ты здесь?

22:55:14,8.
Уходи.

22:55:16,7.
Где мы?

22:55:19.
А-а-а!

22:55:20,3.
На себя!

22:55:23,1.
Стоны.

22:55:23,7.
Прекращение записи.

Столкновение с землей.

От взрыва над Локерби и атак на башни-близнецы до катастрофы над Синаем

Глава ФСБ России Александр Бортников накануне заявил, что российский лайнер А321 разбился на Синайском полуострове в результате теракта . По его словам, эксперты нашли на обломках лайнера и в багаже следы взрывчатых веществ. «Реальное время» вспомнило самые громкие произошедшие теракты на авиалайнерах.

Рейс 011 American Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с северной башней ВТЦ, Нью-Йорк)

Boeing 767 авиакомпании American Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Через 15 минут после взлета пять членов террористической организации «Аль-Каида» выломали дверь в кабину экипажа, убили обоих пилотов и захватили управление самолетом. Один из террористов, египтянин Мухаммед Атта, являясь лицензированным коммерческим пилотом, взял на себя управление самолетом.

Спустя примерно полчаса после захвата самолет на скорости 748 км/ч врезался в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, между 93-им и 99-ым этажами. Погибли 92 человека в самолете и 1 366 – в здании в результате столкновения, пожара и разрушения башни.

Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77 и 85 этажами. Фото ap.org

Рейс 175 United Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с южной башней ВТЦ, Нью-Йорк)

Boeing 767 авиакомпании United Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Сценарий авиакатастрофы аналогичен рейсу 011 American Airlines: спустя полчаса после взлета пятеро террористов проникли в кабину экипажа, убили пилотов и захватили контроль над самолетом. Среди террористов был один пилот – гражданин ОАЭ Марван Аль-Шеххи, который и управлял воздушным судном.

Спустя полчаса после захвата Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77-ым и 85-ым этажами. На борту погибли 65 человек, 637 – в здании Всемирного торгового центра.

Рейс 182 Air India, 23 июня 1985 года (взрыв над Корком)

Boeing 747 выполнял регулярный рейс по маршруту Монреаль - Лондон - Дели - Бомбей. Когда самолет пролетал над океаном в 70 км от города Корк на юго-западе Ирландии, в переднем грузовом отсеке произошел взрыв, в результате которого оторвался хвост и самолет разрушился.

В теракте были обвинены сикхские сепаратисты – Аммана и Лал Сингх, зарегистрировавшиеся на рейс, но не летевшие на нем. Террористы также подозревались в попытке покушения на премьер-министра Индии Раджива Ганди во время его визита в США.

В результате взрыва погибли 329 человек.

В результате катастрофы над Локерби погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле. Фото Greg Bos (r euters.com)

Рейс 103 Pan American, 21 декабря 1988 года (взрыв над Локерби)

Boeing 747 совершал регулярный рейс по маршруту Лондон - Нью-Йорк. Спустя час после вылета из Лондона в грузовом отсеке произошел взрыв. В результате носовая часть самолета оторвалась, а при падении воздушного судна загорелось топливо. Огонь уничтожил несколько жилых домов. В результате катастрофы погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле.

По результатам расследования, взрывное устройство находилось в чемодане, следовавшем из Франкфурта без пассажира. Обвинение было выдвинуто против двух ливийцев – Али Махмеда Аль-Меграхи и Ламина Халифа Фимаха. Аль-Меграхи являлся начальником службы безопасности национального ливийского перевозчика в аэропорту Луки на Мальте, а также сотрудником ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из соратников Муаммара Каддафи, лидера Ливии.

Рейс 9268 Metrojet («Когалымавиа»), 31 октября 2015 года (катастрофа над Синайским полуостровом)

Airbus A321 выполнял чартерный рейс Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург для туроператора Brisco. Через 23 минуты после вылета связь с экипажем была потеряна, а самолет пропал с экранов радаров.

Обломки самолета были обнаружены около египетского города Нехель. Погибли 217 человек.

17 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников заявил, что Airbus разбился в результате теракта – об этом свидетельствуют следы взрывчатых веществ на обломках лайнера и в багаже.

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании. Фото minnesota.publicradio.org

Рейс 77 American Airlines, 11 сентября 2001 года (падение на Пентагон в Вашингтоне)

Третий самолет, захваченный во время терактов в США 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Вашингтона в Лос-Анджелес. Захват проходил по тому же сценарию, что и захват самолетов, столкнувшихся со зданиями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке: пять террористов, один из которых прошел подготовку пилотов (Хени Хенджор из Саудовской Аравии).

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании.

Рейс 772 Union de transports aériens, 19 сентября 1989 года (взрыв над пустыней Тенере)

McDonnell Douglas DC-10-30 выполнял регулярный рейс по маршруту Браззавиль - Нджамена - Париж. Самолет совершил промежуточную посадку в Нджамене (Чад) и пропал в 14:30, на пути в Париж.

Следующим утром в пустыне Тенере, около нигерийского города Бильма, были обнаружены обломки судна. Погибли 170 человек.

Впоследствии выяснилось, что в 13:59 в грузовом отсеке взорвалась бомба, в результате чего самолет развалился на несколько частей. Бомба была заложена в аэропорту Браззавиля (Республика Конго). В ходе дальнейшего расследования было установлено, что взрыв был организован по указанию властей Ливии в связи с военной помощью Франции Чаду во время чадско-ливийского конфликта.

Ту-154 авиакомпании «Сибирь» рухнул в Каменском районе Ростовской области. Фото avia.pro

Рейс 1047 авиакомпании «Сибирь», 24 августа 2004 года (взрыв над Ростовской областью)

Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс между московским аэропортом Домодедово и Сочи. Во время пролета над Ростовской областью 37-летняя террористка-смертница Сацита Джебирханова привела в действие взрывное устройство. В результате взрыва в хвостовой части образовалась дыра, и та оторвалась. Самолет рухнул в Каменском районе Ростовской области. Погибли 46 человек.

Это – второй из взрывов самолетов, произошедших в этот день в рамках одного теракта. Ответственность за теракт на себя взяла террористическая организация «Бригады Исламбули». Впоследствии ответственность также взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев.

Рейс 93 United Airlines, 11 сентября 2001 года (падение в Пенсильвании)

Четвертый самолет, захваченный во время терактов 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Ньюарка (Нью-Джерси) в Сан-Франциско.

Захваченный по «стандартному» для того дня сценарию, самолет под управлением одного из террористов – Зияда Джарраха – взял курс на Вашингтон через 46 минут после взлета.

В отличие от других самолетов 11 сентября, пассажиры рейса попытались взять под свой контроль управление судном. Они предпринимали попытки ворваться в кабину пилотов, захваченную террористами. Однако Джаррах, управлявший лайнером, успел раньше ввести Boeing в штопор. Самолет врезался в поле в 20 минутах полета от столицы США.

Погибли 44 человека.

Над территорией Тульской области 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство. Фото Светланы Елисеевой (tass.ru)

Рейс 1303 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», 24 августа 2004 года (взрыв над Тульской областью)

Самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» выполнял рейс из московского аэропорта Домодедово в волгоградский аэропорт Гумрак. Спустя 15 минут после вылета, находясь над территорией Тульской области, 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство.

Самолет развалился на две части и упал около населенного пункта в Кимовском районе Тульской области. Погибли 43 человека.

Взрыв на борту рейса 1047, упавшего в Ростовской области, произошел одновременно с этим. Ответственность за оба теракта взяли на себя «Бригады Исламбули» и Шамиль Басаев.

Спустя неделю, 31 августа, произошел взрыв у станции метро «Рижская» в Москве, в результате которого погибло 10 человек и 33 получили ранения. 1 сентября начался захват заложников в школе в Беслане, в результате которого погибли 333 человека.

Максим Матвеев